Карл Экштайн: "Выборы в России организованы лучше, чем считается..."

Карл Экштайн: "Выборы в России организованы лучше, чем считается..."

Карл Экштайн — профессор, доктор юридических наук, адвокат, почетный Консул Российской Федерации в Швейцарии

17 ноября, 2017

Я являюсь швейцарским адвокатом и нотариусом, специализирующимся на принципах публичного права. К ним, в первую очередь, относятся принципы взаимоотношений между органами власти и гражданами, регулируемых так называемым правом административных процедур. Поскольку в России я был известен, в первую очередь, благодаря своим работам в данной области, я несколько лет назад был приглашен на конференцию в один московский университет, на которой обсуждались принципы организации выборов. Я заранее должен оговориться, что я не имел никакого представления о практике проведения выборов в России. По этой теме я только время от времени читал сообщения в западной прессе – и там, как правило, звучали только критика и ирония. Поэтому я тоже был уверен в том, результаты выборов в России еще до их проведения определяются Кремлем. То есть в полном соответствии с высказыванием, приписываемым Сталину: «неважно, кто голосует; важно, кто считает“.

Эта конференция в московском университете была организована избирательной комиссией. Когда я был приглашен на трибуну для доклада, я сначала поблагодарил за приглашение, сказав в соответствии со своим представлением об избирательной комиссии следующее: „Я хочу сердечно поблагодарить за это приглашение российское Министерство по организации фальсификации выборов“.

И хотя в зале раздались громкий смех и даже аплодисменты, я был твердо уверен в том, что меня больше никогда не пригласят в Россию выступить с докладом об организации выборов.

Но, как ни странно, с тех пор меня постоянно приглашают различные российские университеты выступить с докладом об улучшении организации выборов. И инициатива пригласить меня при этом всегда исходит от избирательной комиссии.

С тех пор я также стал намного лучше понимать проблемы, с которыми приходится бороться при организации выборов в этой большой стране.

Вот только один пример: в западноевропейских газетах с большим сарказмом и иронией сообщали, что в Калининграде при подсчете поданных бюллетеней для голосования выяснилось, что бюллетеней оказалось больше, чем зарегистрированных в Калининграде избирателей.

Однако западные газеты ничего не написали о следующем обстоятельстве: к порту Калининград приписано большое количество гражданских и военных морских кораблей. При этом матросы в большинстве случаев зарегистрированы в реестре избирателей какой-нибудь российской деревни или города. С технической точки зрения практически невозможно отправить все заполненные матросами на корабле бюллетени на соответствующие избирательные участки. Поэтому на каждом конкретном корабле бюллетени собирают и посылают в порт приписки корабля. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Калининграде подсчитывают больше бюллетеней, чем зарегистрировано избирателей.

На этих конференциях, где обсуждается тема избирательного права и организации выборов, в основном присутствуют известные профессора публичного права со всей России. Я удивлен, насколько открыто там критикуют имеющиеся недостатки. Какие жаркие ведутся дискуссии, и как много выдвигается предложений по улучшению ситуации. Вот только, когда занимающиеся наукой и исследованиями теоретики что-то предлагают, всегда возникает одна и та же проблема: никто не может предугадать, не возникнут ли затем на практике новые проблемы.

И если раньше я всегда смеялся над тем, что перед каждыми выборами в России принимался новый регламент их проведения (я думал, что причина заключалась в желании запутать практиков-исполнителей, чтобы можно было легче фальсифицировать выборы), то сегодня я вижу проблему в другом свете:

Только после проведения выборов можно судить о том, не привели ли преследующие благую цель предложения критиков по улучшению организации выборов на практике к возникновению новых проблем; таким, что для следующих выборов вновь придется вносить изменения в организацию и регламент.

И здесь избирательной комиссии, действительно, не позавидуешь: вся вина за недостатки в организации выборов , естественно, будет возложена на нее. А сами критики, в свое время предложившие изменения, останутся в тени и будут вдали от земной суеты продолжать заниматься своей теорией.

В заключение я хотел бы отметить, что мое отношение к организации выборов в России значительно улучшилось, после того как я больше узнал о ней. Я полностью отказался от своего прежнего убеждения в том, что власти России манипулируют выборами. Нигде, в том числе и в Швейцарии, невозможно полностью исключить обман. Но в отношении России, так же как в отношении Швейцарии я могу констатировать: результаты подсчета голосов отражают (как минимум на федеральных выборах) волю проголосовавших избирателей.

Конечно, еще много предстоит сделать, и сохраняется настоятельная необходимость в том, чтобы наука продолжала критически заниматься этой темой и выдвигала новые предложения по улучшению процедуры выборов. Я очень надеюсь, что ежегодная конференция в Пятигорске, в которой принимают участие многие иностранные ученые, будет проводиться и в дальнейшем.

Карл Экштайн, Цюрих, Швейцария

Подробнее об авторе

С 1982 года г-н Экштайн успешно осуществляет поддержку и консультирование западных предпринимателей в их деятельности в России и других странах-бывших республиках СССР. Еще во время холодной войны д.ю.н. проф. Карл Экштайн возглавил московское представительство крупнейшего швейцарского индустриального консорциума. Он представлял интересы таких швейцарских концернов, как Nestle, Sulzer, SIG, Bührle Oerlikon, Andre Lausanne, Bühler Uzwil и т. д.

Когда в начале перестройки в 1986 году появилась перспектива доступа на обширный советский рынок, профессор Экштайн основал в Москве собственную консалтинговую компанию «Экштайн и Партнеры» (юридические и бухгалтерские услуги, доверительное ведение дел). В 2000-х годах практика фирмы расширилась и стала включать в себя также защиту интересов бизнеса в Европейском суде по правам человека и представление интересов клиентов в Интерполе.

В период 1992—1993 гг. профессор Экштайн консультировал комиссию по вопросам школьной реформы при Государственной Думе Российской Федерации.

В 1992—1994 гг. он был советником правительства Таджикистана. Руководил проектом «Экономическая реформа Таджикистана» по поручению правительства (совместно с университетом Ст. Галлена — профессор Франц Егер и профессор Бернд Шипс). Карл был одним из первых, кто предложил создать административный регламент, нацеленный на регулирование отношений между властью и гражданами в целях уменьшения коррупции. В 2000 году в свет вышла книга «Как упорядочить отношения гражданина и чиновника?», автором которой является Экштайн. 

В 2007 году Карл Экштайн стал первым Почетным консулом Российской Федерации в Швейцарии. 5-го июня 2007 года в Цюрихе состоялось официальное открытие Почетного консульства России. В церемонии открытия приняли участие более 300 человек. Среди них были и ныне сложивший с себя полномочия посол РФ в Швейцарии Дмитрий Черкашин, и мэр Цюриха Эльмар Ледергербер, а также представители местных властей, бизнес-сообщества, деятели политики и культуры. 

Своими основными задачами в качестве Почетного консула РФ Карл Экштайн видит развитие и укрепление деловых, экономических и культурных связей между Россией и Швейцарией.