Разработка проекта Избирательного кодекса России переходит на новый этап

Разработка проекта Избирательного кодекса России переходит на новый этап

Рабочая группа МГУ имени М.В. Ломоносова представила отчет о ходе выполнения научно-исследовательских работ по теме: «Разработка проекта Избирательного кодекса (проекта федерального закона «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации»)».

20 августа, 2019

Напомним, 4 июля 2018 года Российский фонд свободных выборов и факультет политологии МГУ имени М. В. Ломоносова подписали Соглашение о разработке на базе учебного заведения законопроекта "Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации (Избирательный Кодекс России)". 14 сентября 2018 года был опубликован Проект структуры Кодекса о выборах и референдумах в Российской Федерации.  Затем состоялся целый ряд общероссийских научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, позволивших в течение относительно короткого периода наполнить данную структуру базовым содержанием, требующим, тем не менее, дальнейшей научной и общественной экспертизы.  

Разработку проекта Избирательного кодекса (проекта федерального закона «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации»)» осуществляла рабочая группа под руководством декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора исторических наук, профессора Андрея Юрьевича Шутова.

По итогам выполнения работ на данном этапе, помимо прочего, подготовлены следующие материалы:

1. Текст проекта федерального закона «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации» (Избирательного кодекса России).

2. Пояснительная записка к данному законопроекту

3. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием федерального закона «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации».

При подготовке Кодекса были обобщены положения законодательства о выборах и референдумах Российской Федерации, нормативные акты ЦИК России.

Ключевые нормы основной части кодекса базируются на положениях Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Кодификация затрагивает следующие Федеральные законы:

  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ;
  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.

В отдельные статьи Кодекса были включены нормы актов ЦИК России, например, ««Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации».

В случаях расхождения процедурных норм по отдельным видам выборов применялась либо кодификация на основе норм 67-ФЗ (например – протокол об итогах голосования), либо сохранялись различия, отражаемые в особенной части Кодекса (например, порядок выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения на выборах Президента Российской Федерации).

Среди новелл, включенных в текст кодекса следует отметить положения, связанные с регистрацией (учетом избирателей), уточнением положений реализации активного избирательного права, введение норм, регламентирующих проведение внутрипартийных предварительных голосований (праймериз), уточнение положений об общественном контроле на выборах.

Предусмотрено ограничение пассивного избирательного права лиц совершивших деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ, в состоянии невменяемости и освобожденные от уголовной ответственности, в отношении которых на основании решения суда применены принудительные меры медицинского характера и не признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными – на период нахождения  в на лечении в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Предлагается также предусмотреть ограничения пассивного избирательного права граждан, признанных банкротами в качестве физических лиц в течение трех лет с момента признания их банкротами – на выборах Президента Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований.

Уточнена электоральная правосубъектность граждан, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства. Предлагается подтвердить их активное избирательное право и отсутствие пассивного избирательного права, а также отсутствие права осуществлять избирательные действия в качестве доверенного лица кандидата или избирательного объединения, уполномоченного представителя избирательного объединения, наблюдателя.

Кодексом предусмотрено, что политические партии и общественные объединения вправе проводить предварительные внутрипартийные голосования по определению кандидатов, составов списков кандидатов и очередности замещения мест в списках кандидатов, в том числе с привлечением к участию в них граждан, достигших 18 летнего возраста, обладающих активным избирательным правом и не являющихся членами политических партий.

Порядок проведения предварительных внутрипартийных голосований и юридическая сила решений, принимаемых в ходе таких голосований, определяется уставом политической партии. При этом организаторами предварительных внутрипартийных голосований должны быть обеспечены тайна голосования, свобода волеизъявления и возможность лиц, обладающих пассивным избирательным правом, не являющихся членами политических партий и не состоящих членами политических партий предложить свою кандидатуру для участия обсуждении кандидатур, выносимых на предварительное внутрипартийное голосование.

Особо необходимо отметить, что в процессе работы над кодексом был сформулирован ряд законодательных новелл, выходящих за рамки действующего на настоящий момент законодательства. В соответствии с утвержденным техническим заданием указанные нормы не включены в текст проекта Избирательного Кодекса. Они обобщены и представлены в виде отдельного документа, "пакета поправок", содержащих возможные изменения, предлагаемые к внесению в настоящий проект Кодекса Российской Федерации о выборах и референдумах

Среди предлагаемых новелл – введение избирательного залога как формы поддержки выдвижения; изменение порядка формирования избирательных комиссий, включение в число избирательных объединений избирательных блоков и порядок их формирования; установление единых норм и статуса создания групп поддержки кандидата на всех видах выборов и многие другие.

Актуальность и целесообразность внесения предложенных изменений предстоит оценить в ходе общественной дискуссии, намеченной на следующем этапе разработки проекта Избирательного кодекса России.
 
Аналитический центр РФСВ