Григорий Лихолатов. Правовые основы участия представителя СМИ в избирательном процессе

Григорий Лихолатов. Правовые основы участия представителя СМИ в избирательном процессе

Современное общество невозможно представить без участия представителей средств массовой̆ информации в общественно-политической жизни.

27 октября, 2019

СМИ как средства коммуникации и информации необходимы для функционирования политической̆ системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент - информационно-коммуникативную подсистему. В обществе сложилось мнение о том, что к четвертой ветви власти совершенно оправданно необходимо относить СМИ.

Политическая роль средств массовой информации является особой, поскольку в демократическом государстве участие журналистов резко усиливается в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип гласности и открытости – важная составляющая в работе представителей журналистского сообщества.

Деятельность средств массовой информации в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 06. 06. 2019) «О средствах массовой информации», а также иными законодательными актами. В соответствии с вышеуказанным законом под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)1.

Как показывает практика, современные СМИ сегодня обладают всеми техническими возможностями для того, чтобы выполнять различные функции: просвещать людей̆, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной̆ справедливости, способствовать компетентному участию в общественно-политической жизни страны. В науке выделяют множество иных функций представителей СМИ. Например, привлечение внимания населения к выборам, по мнению Т. З. Зурабишвили, необходимо отнести к мобилизационной функции2.

В избирательном процессе представитель СМИ может выполнять сразу несколько функций. В период избирательной кампании вправе информировать избирателей о ходе избирательного процесса, принимать участие в осуществлении предвыборной агитации, а также выступать субъектом общественного контроля.

Проведения выборов - очень важная процедура, как для населения, так и для журналистов. Различные средства массовой информации, как государственные, так и частные, правительственные и независимые, зачастую играют определяющую роль в формировании общественного мнения. Нельзя не согласиться с мнением Р. Р. Ибрагимовой, которая утверждает, что «от СМИ зависит отношение граждан к власти, к их позиции на выборах, симпатия или антипатия к определенной партии, политическому лидеру3

Избирательное законодательство детально регламентирует порядок участия представителей СМИ в избирательном процессе, закрепляет перечень прав и обязанностей, а также возможные меры юридической ответственности. В частности, глава VII Федерального закона № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах. 

В соответствии с законом информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации4.  Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22. 02. 2014 № 20-ФЗ закрепляет печень прав представителя СМИ в избирательном процессе.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:

1) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

2) получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов;

3) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение.

Представители средств массовой информации вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.

Являясь субъектом общественного контроля, журналист своевременно информирует граждан о ходе проведения выборов. Как и наблюдатели, которые осуществляют контроль за выборами, представители СМИ преследуют цели, направленные на максимальную открытость и гласность процесса.

Однако существует существенная разница между представителями СМИ и наблюдателями. Во-первых, журналист освещает процесс с момента назначения выборов, то есть в профессиональный взор представителя СМИ попадает процедура выдвижения и регистрации кандидатов, агитационный период, день голосования и опубликование итогов выборов, в отличии от наблюдателей, чей правовой статус позволяет наблюдать лишь в день голосования, что существенно ограничивает возможность осуществления общественного контроля за всей процедурой выборов. Во-вторых, для осуществления общественного контроля, представителю СМИ необходимо иметь при себе паспорт и аккредитационное удостоверение от Центральной избирательной комиссии, либо избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий представители СМИ аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакцией средства массовой информации в комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования). В свою очередь наблюдателю необходимо получить направление от зарегистрированного кандидата, политической партии, либо общественной палаты Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

В-третьих, в избирательном процессе в период избирательной кампании журналист вправе посетить неограниченное количество избирательных комиссий, а в день голосования – помещений для голосования, в отличии от субъектов общественного контроля – наблюдения. В соответствии с законом наблюдатель направляется на конкретный избирательный участок, что исключает возможность осуществления контроля за соблюдением закона на нескольких избирательных участках. Как показывает практика, зачастую кандидаты и политические партии не обладают необходимым человеческим ресурсом для «покрытия» всех помещений для голосования «своими» наблюдателями.

Однако, сравнительный анализ нормативной базы позволил нам прийти к очевидному выводу о том, что у представителя СМИ отсутствует право подачи жалобы на действие/бездействие участника избирательного процесса (председателя УИК, заместителя председателя УИК, секретаря УИК, члена УИК, наблюдателя и др.). В свою очередь, у наблюдателей такое право имеется.

В связи с вышеизложенным полагаем, что законодателю необходимо реформировать нормативную базу и расширить полномочия как представителя СМИ в избирательном процессе, так и наблюдателя на избирательном участке. На наш взгляд, это позволит в большей степени обеспечить прозрачность и открытость избирательного процесса на территории нашей страны.

В обоснование своей позиции приведу некоторый практический опыт, сложившийся 8 сентября 2019 года в Единый день голосования. Термин «медианаблюдатель» не имеет легального закрепления, однако на практике успешно нашел свое отражение. Добровольцами РФСВ впервые в истории российского избирательного процесса было осуществлено «медианаблюдение» на выборах Главы администрации Липецкой области5.

30 человек из 18 регионов России приняли участие в выборах в качестве аккредитованных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представителей СМИ. В течение дня голосования молодые журналисты информировали граждан о ходе выборов в социальных сетях и на информационных порталах РФСВ и Союза МИК России. Более 500 публикаций в Единый день голосования с общим просмотром более 10 000 человек позволил максимально открыто и гласно провести выборы на территории города Липецка.

В течение дня выборов команде добровольцев РФСВ удалось посетить более 150 помещений для голосования, принять участие в работе Единого информационного центра и избирательной комиссии Липецкой области.

Для оперативного разрешения спорных ситуаций функционировал мобильный ситуационный центр, где команда профессионалов молниеносно реагировала на поступившие обращения и выезжала в помещения для голосования с целью разбора сложившейся ситуации. Мобильность и законодательно закрепленная возможность посещать неограниченное количество помещений для голосования позволила медианаблюдателям повысить уровень легитимности выборов, а также создать благоприятный информационный фон вокруг избирательного процесса.

Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах динамично развивается. Перечень субъектов общественного контроля расширяется, а комплекс прав и обязанностей остается неизменным. Мы полагаем, что назрела необходимость расширения прав всех субъектов общественного контроля. Необходимо позволить осуществлять контроль за всем избирательным процессом как представителям СМИ, так и наблюдателям. Это позволит укрепить доверие граждан к процедуре голосования, а также положительно скажется как на явке избирателей, так и легитимности вновь избранных должностных лиц.

Список использованных источников:

1.    О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) // "Российская газета", N 32, 08.02.1992

2.    Зурабишвили Т. З. Роль средств массовой информации в предвыборной ситуации // Мониторинг. 1996. №4. 

3.    Ибрагимова Р. Р. Роль средств массовой информации в избирательных процессах республики Татарстан // Вестник ЧелГУ. 2013. №21 (312). 

4.    Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 (ред. От 29.05.2019) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

5.    Выборы LIVE: первая практика молодежного медианаблюдения // Интернет-ресурс / URL: http://www.rfsv.ru/breaking-news/vybory-live-pervaia-praktika-molodezhnogo-medianabliudeniia