Информационное обеспечение парламентских выборов в Великобритании и Сан-Марино

Информационное обеспечение парламентских выборов в Великобритании и Сан-Марино

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

27 декабря, 2019

1.
 
В первой половине декабря 2019 года в Сан-Марино и Великобритании были проведены досрочные парламентские выборы: 8 декабря (воскресенье) – в Сан-Марино и 12 декабря (четверг) – в Великобритании.

При проведении указанных выборов имелись определенные особенности информационного обеспечения выборов и проведения предвыборной агитации.

Так, в соответствии с законодательством Великобритании кандидаты и политические партии могут проводить политическую агитацию, связанную с парламентскими выборами, в любое время до принятия решения о назначении парламентских выборов.

Вместе с тем в соответствии с законодательством проведение предвыборной агитации допускается только в рамках агитационного периода и не ранее чем за 25 рабочих дней до дня голосования избирателей на парламентских выборах.

В Сан-Марино законодательство допускает проведение агитационной, в том числе политической деятельности, связанной с выборами, только в рамках агитационного периода.

В Великобритании продолжительность агитационного периода исчисляется в рабочих днях, тогда как в Сан-Марино – в календарных днях и составляет, соответственно, 25 рабочих дней и 20 календарных дней.

Законодательство Сан-Марино предусматривает так называемый «день электоральной тишины», законодательство Великобритании не предусматривает указанных день, при этом в день голосования на парламентских выборах проведение предвыборной агитации в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков не допускается.

Участникам парламентских выборов предоставляется бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации, при этом если в
Сан-Марино эфирное время и печатные площади для проведения предвыборной агитации могут быть предоставлены и за плату, то в Великобритании законодательство не предусматривает возможность участниками парламентских выборов приобретать печатную площадь и эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату.

В соответствии с законодательством о выборах в Сан-Марино предусмотрена возможность проведения дебатов между кандидатами на территории как Сан-Марино, так и за ее пределами – в помещениях консульских учреждений Сан-Марино в соответствующих иностранных государствах (с оплатой организации их проведения за счет средств государственного бюджета – смет расходов Министерства внутренних дел Сан-Марино и Министерства иностранных дел Сан-Марино); такие теледебаты были организованы при проведении указанных досрочных выборов (при проведении 20 ноября 2016 года досрочных парламентских выборов также проводились дебаты между участниками парламентских выборов).

В Великобритании используется иная модель организации и проведения дебатов между участниками парламентских выборов: в соответствии с положениями Кодекса телерадиовещания средства массовой информации самостоятельно определяют формат и состав участников дебатов при проведении парламентских выборов.

В Великобритании и Сан-Марино законодательство не регулирует вопросы использования сети Интернет, а также участия новостных интернет-форматов (сегментов) средств массовой информации в проведении предвыборной агитации со стороны участников парламентских выборов.
При этом некоторые участники парламентских выборов высказывали опасения по поводу вброса «фейковой» информации в информационное и электоральное поле.

Имеются и другие особенности регулирования информационного обеспечения парламентских выборов и проведения предвыборной агитации.

2.
 
В Сан-Марино 2 июня 2019 года был проведен национальный референдум по двум вопросам: один из вопросов – это вопрос о реализации инициативы граждан, требовавших проведения второго тура голосования через 30 дней после дня голосования на выборах в Большой генеральный совет – однопалатный парламент в случае, если ни одна из двух основных политических партий, политических коалиций не смогла сформировать парламентскую коалицию в течение указанного календарного срока и на этой основе сформировать коалиционное правительство (вопрос референдума был поддержан участниками указанного референдума).
 
Так, по указанному вопросу национального референдума в списки участников референдума было включено 34.458 избирателей, в голосовании приняло участие 14.464 участника референдума (41,98%): «за» проголосовало 8,555 избирателей (60,58%), против – 5.566 (39,42%), недействительными было признано 344 бюллетеней для голосования; на этой основе было принято решение о проведении 8 декабря (воскресенье)2019 года досрочных парламентских выборов.
 
В соответствии с результатами референдума и обновленным законодательством о выборах в случае, если не одна из политических партий по итогам голосования в первом туре голосования не получила необходимого большинства депутатских мандатов, либо если ни одна из двух основных политических партий не смогла сформировать коалиционное правительство в течение 30 календарных дней со дня проведения первого тура голосования, проводится второй тур голосования с участием двух основных политических партий, получивших в первом туре голосования наибольшее число депутатских мандатов, и политическая партия, получившая во втором туре голосования больше депутатских мандатов, чем другая политическая партия, дополнительно получает также так называемые бонусные депутатские мандаты для самостоятельного формирования нового правительства.
 
В случае если один из списков кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции по итогам второго тура голосования не получает 35 депутатских мандатов, но больше, чем вторая политическая партия, политическая коалиция, политическая партия, политическая коалиция дополнительно получает (до достижения 35 депутатских мандатов) депутатские мандаты, которые получили политические партии, политические коалиции, получившие в первом туре голосования наименьшее число действительных голосов избирателей.

Остальные депутатские мандаты пропорционально перераспределяются между всеми политическими партиями, принимавшими участие в парламентских выборах.

Кроме того, в соответствии с законодательными поправками, внесенными в сентябре 2019 года, было увеличено с одного до трех количество преференциальных голосов, предоставленных избирателям, проживающим на территории Сан-Марино при проведении парламентских выборов1, тогда как зарубежные избиратели по-прежнему могли проголосовать с использованием только одного преференциального голоса.

Кроме того, законодательством было также введено положение об обязательном декларировании политическими партиями (после регистрации политической партии в качестве участника парламентских выборов и до проведения первого тура голосования на парламентских выборах) потенциального коалиционного партнера (партнеров)2 и о субъектах политической коалиции в случае проведения второго тура голосования.

В целом указанные законодательные изменения были направлены, прежде всего, на обеспечение более широкого парламентского представительства субъектов политической системы.
 
Вместе с тем, с 3.5% до 5% был увеличен заградительный барьер для допуска политических партий, политических коалиций к распределению депутатских мандатов.
 
При проведении 8 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов применялась обновленная пропорциональная избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа и преференциального голосования избирателей с использованием открытых списков кандидатов, а также 5% заградительным барьером для допуска политических партий, политических коалиций к распределению 60 депутатских мандатов.

Распределение депутатских мандатов производится с использованием метода Д’Ондта и итогов преференциального голосования избирателей (в соответствии с количеством преференциальных голосов избирателей, полученных соответствующими кандидатами).
 
В случае равенства преференциальных голосов замещение депутатского мандата производится по нисходящей с учетом следующих критериев: избранным признается кандидат-женщина, затем – с учетом продолжительности исполнения кандидатами депутатских полномочий, и, наконец, возраста кандидатов.
 
В случае избрания депутата Большого генерального совета в состав правительства Сан-Марино, действие его мандата прекращается, и вакантный депутатский мандат передается следующему кандидату в списке кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.
 
Для участия в формировании состава правительства Сан-Марино список кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции должен получить более половины действительных голосов проголосовавших избирателей либо получить не менее 30 депутатских мандатов.
 
При проведении указанных выборов в них принимали участие 287 зарегистрированных кандидатов, включенных в семь самостоятельных списков кандидатов, в том числе в пять самостоятельных списков кандидатов политических партий и в два самостоятельных списка кандидатов одной политической коалиции в составе трех политических партий.
 
Среди 287 зарегистрированных кандидатов – 115 женщин (около 40%).
 
Так, политическая коалиция «Завтра – в движении», включающая три политические партии, выдвинула 75 кандидатов, в том числе 36 женщин; политическая партия «Elego» – 12 кандидатов, в том числе пять женщин; политическая партия «Республика будущего» – 39 кандидатов, в том числе17 женщин; Сан-Маринская христианско-демократическая партия – 51 кандидата, в том числе 17 женщин; политическая партия «Свобода Сан-Марино» – 60 кандидатов, в том числе 23 женщины; политическая партия «Мы за Республику» – 50 кандидатов, в том числе 17 женщин.
 
Министерство внутренних дел Сан-Марино опубликовало электоральную информацию для сведения избирателей и участников парламентских выборов, включая руководства по организации голосования, проведению предвыборной агитации.
 
Указанная информация была опубликована также в виде, доступном для прочтения избирателями с ограниченными физическими возможностями (в частности, увеличенным по своим размерам шрифтом).
 
Иная дополнительная информация была опубликована в печатных средствах массовой информации и обнародовалась в электронных средствах массовой информации без субтитров или сурдоперевода.
 
В соответствии с законодательством проведение предвыборной агитации допускается только в рамках агитационного периода и не ранее чем за 20 календарных дней до дня голосования избирателей на указанных выборах.
 
Агитационный период заканчивается за сутки до дня голосования на парламентских выборах, т.е. законодательно предусматривается так называемый «день электоральной тишины».
 
Участники парламентских выборов вправе проводить агитационные мероприятия в общественных местах после предварительного уведомления соответствующих местных органов (на территории Сан-Марино имеется девять муниципалитетов).
 
Места для размещения печатных агитационных материалов предоставляются всем зарегистрированным участникам парламентских выборов на равной и бесплатной основе.
 
Органы местного самоуправления определяют перечень и размещение указанных мест.
 
В соответствии с законодательством о выборах предусмотрена возможность проведения дебатов между кандидатами на территории как Сан-Марино, так и за ее пределами – в помещениях консульских учреждений Сан-Марино в соответствующих иностранных государствах (с оплатой организации их проведения за счет средств государственного бюджета – смет расходов Министерства внутренних дел Сан-Марино и Министерства иностранных дел Сан-Марино).
 
Такие теледебаты были организованы при проведении указанных досрочных выборов (при проведении 20 ноября 2016 года досрочных парламентских выборов также проводились дебаты между участниками парламентских выборов).
 
Средства массовой информации должны на равной основе обеспечивать доступ участников парламентских выборов к средствам массовой информации, а также предоставлять на бесплатной основе эфирное время политическим партиям, политическим коалициям, зарегистрировавших списки своих кандидатов.
 
Порядок доступа участников парламентских выборов к средствам массовой информации определяется заблаговременно с участием представителей всех списков кандидатов.
 
При проведении указанных выборов средствами массовой информации было выделено 18 информационных выпусков продолжительностью 18 минут каждый, которые на равной основе были распределены между всеми участниками парламентских выборов.

Законодательство предусматривает возможность приобретения участниками выборов эфирного времени за плату; при этом указанное эфирное время может быть приобретено и в иностранных средствах массовой информации (в частности, итальянских).
 
На практике участники парламентских выборов довольно редко приобретают эфирное время за плату.
 
Средства массовой информации сопровождают трансляцию электоральной информации сурдопереводом.
 
Контроль за деятельностью государственной телерадиокомпании «Сан-Марино РТВ» осуществляет специальный наблюдательный совет, члены которого назначаются парламентом и председателем которого является представитель парламентской оппозиции.
 
При этом законодательство не регулирует вопросы участия новостных интернет-форматов (сегментов) средств массовой информации в проведении предвыборной агитации со стороны участников парламентских выборов.
 
При проведении указанных выборов более широко и активно использовались современные информационные технологии, в том числе социальные сети.
 
При этом некоторые участники парламентских выборов высказывали опасения по поводу вброса «фейковой» информации в информационное и электоральное поле.
 
В 2014 году был учрежден и Совет по вопросам информации, открытый для участия в его работе всех журналистов и издателей.
 
Совет принял Кодекс поведения для представителей средств массовой информации.
 
При проведении указанных выборов в списки избирателей было включено 34.511 избирателей; в голосовании приняло участие 55,73% избирателей.
 
К участию в распределении депутатских мандатов после проведения первого тура голосования были допущены представители четырех политических партий (Сан-маринская христианско-демократическая партия – 21 депутатский мандат, «Свобода Сан-Марино» – 10, «Мы за Республику» – 8, «Республика будущего» – 6) и одной политической коалиции («Завтра – в движении») – 15 депутатских мандатов, при этом политическая партия «Elego» получила 361 голос избирателя (2,01%) и ни оного депутатского мандата.
 
В связи с тем, что ни одна из политических партий, политических коалиций в первом туре голосования (8 декабря) не получила, как минимум, 30 депутатских мандатов, – перед возможным проведением второго тура голосования – в течение 15 дней со дня голосования на парламентских выборах должны были быть проведены политические консультации по вопросу об образовании парламентской коалиции (т.е. до 25 декабря между Сан-маринской христианско-демократической партией, получившей
21 депутатский мандат, и политической коалицией «Завтра – в движении», получившей 15 депутатских мандатов), в противном случае должна быть определена дата проведения второго тура голосования.
 
В Великобритании при проведении парламентских выборов применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.
 
В соответствии с законодательством кандидаты и политические партии могут проводить политическую агитацию, связанную с выборами, в любое время до принятия решения о назначении парламентских выборов.
 
Вместе с тем в соответствии с законодательством проведение предвыборной агитации допускается только в рамках агитационного периода и не ранее чем за 25 рабочих дней до дня голосования избирателей на парламентских выборах.
 
При проведении 12 декабря (четверг) 2019 года досрочных парламентских выборов – депутатов Палаты общин (нижней палаты парламента)3 в них принимали участие 47 политических партий, в конечном счете, было зарегистрировано 3.429 кандидатов.
 
В частности, в выборах на территории Великобритании принимали участие кандидаты от 8 основных политических партий, в том числе от двух новых политических партий, а также ряда малых политических партий; в дальнейшем только от основных политических партий было зарегистрировано 2.820 кандидатов (в среднем около 5 кандидатов на один депутатский мандат); также были зарегистрированы кандидаты от малых политических партий.
 
Так, Консервативная партия зарегистрировала своих кандидатов в 635 избирательных округах, образованных на территории Соединенного Королевства, Лейбористская партия – в 631 избирательных округах, образованных на территории Великобритании, Шотландская национальная партия – – в 59 избирательных округах, образованных на территории Шотландии, Либеральные демократы – в 611 избирательных округах, образованных на территории Великобритании, политическая партия «Изменим Великобританию» – в 3 избирательных округах, образованных на территории Англии, – в 631 избирательных округах, образованных на территории Великобритании, «Плейд Гимри» – в 36 избирательных округах, образованных на территории Уэльса, «Зеленая партия Великобритании и Северной Ирландии» – в 474 избирательных округах, образованных на территории Англии и Северной Ирландии, политическая партия «Brexit» – в 276 избирательных округах, образованных на территории Великобритании.

В выборах на территории Северной Ирландии (для замещения 18 депутатских мандатов) принимали участие кандидаты от 9 основных политических партий, в том числе от одной новой политической партии, а также ряда малых политических партий; в дальнейшем от основных политических партий было зарегистрировано 97 кандидатов (в среднем около 5 кандидатов на один депутатский мандат); также были зарегистрированы кандидаты от малых политических партий.

В целом на парламентских выборах одна малая политическая партия зарегистрировала 7  кандидатов, одна – 6 кандидатов, 2 – по 5 кандидатов,3 – по 4 кандидата, 8 – по 3 кандидата, 9 – по 2 кандидата, 5 – по одному кандидату.

Агитационный период начался 7 ноября, т.е. за 25 рабочих дней до дня голосования на указанных выборах.
 
Участники парламентских выборов вправе на бесплатной основе использовать общественные помещения и пространства, а также эфирное время для проведения предвыборной агитации.
 
При этом законодательство не предусматривает возможность участниками парламентских выборов приобретать печатную площадь и эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату.
 
Кандидаты могут получать скидки на отправку избирателям по почте своих агитационных материалов.
 
Печатные агитационные материалы должны иметь выходные данные кандидата.
 
В соответствии с правилами пространственного планирования кандидаты вправе размещать в качестве агитационных материалов крупногабаритные баннеры; вместе с тем они должны в течение двух недель со дня голосования на парламентских выборах удалить все размещенные ими ранее печатные агитационные материалы.
 
Основные положения предвыборных программ основных политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, были размещены по основным сопоставительным тематическим блокам, в частности, на интернет-портале газеты «Guardian».
 
В соответствии с положениями Кодекса телерадиовещания средства массовой информации самостоятельно определяют формат и состав участников дебатов при проведении парламентских выборов.
 
11 и 13 ноября представители политической партии «Либеральные демократы» и Шотландской национальной партии подали жалобы в Высокий суд Лондона на решения телекомпании «ITV» об их недопуске к участию в теледебатах лидеров указанных политических партий.
 
Высокий суд Лондона в своем решении от 18 ноября указал: жалобы подлежат отклонению в связи с тем, что указанные средства массовой информации не осуществляют публичные (общественные) функции и, следовательно, их решения и действия не подлежат судебному контролю; суд рекомендовал заявителям обратиться в Бюро по вопросам массовых коммуникаций.
 
Телерадиокомпании проводили телевизионные телерадиомарафоны после окончания официального времени голосования, освещая ход подсчета голосов избираталей и определения результатов парламентских выборов4.
 
Участники парламентских выборов широко использовали современные информационные технологии при проведении предвыборной агитации, прежде всего Интернет, социальные сети, интернет-версии средств массовой информации.
 
Проведение предвыборной агитации в сети Интернет и социальных сетях законодательством не регулируется.
 
Некоторые общественные организации и иные инициаторы предпринимали усилия по побуждению законодателей урегулировать данный сегмент информационного обеспечения парламентских выборов, но пока безрезультатно.
 
При этом некоторые участники парламентских выборов высказывали опасения по поводу вброса «фейковой» информации в электоральное и информационное поле.
 
Избирательная комиссия Великобритании приняла ряд рекомендаций, в том числе в адрес Интернет-провайдеров и собственников социальных сетей, прежде всего Facebook, Tweeter, Google о необходимости повышения уровня прозрачности размещаемой интернет-информации и на этой основе – уровня доверия избирателей к интернет-контенту и честности проведения парламентских выборов.
 
Некоторые интернет-компании в инициативном порядке вводят в практику своей работы предоставление избирателям информации о том, кто заказал и оплатил соответствующие агитационные материалы, каков объем расходов кандидатов на проведение предвыборной агитации в соответствующей социальной сети.
 
Так, Facebook в рамках проекта «Ad Library» предоставляет пользователям в онлайн режиме собрание (обзор) агитационных материалов, размещенных в данное время в социальной сети; Tweeter намерен был запретить размещении в социальной сети политической агитации в глобальном масштабе; Google также предпринял ряд мер по повышению уровня прозрачности размещаемой интернет-информации, в частности, посредством введения запрета на размещение политической агитацию в адрес определенных групп избирателей (ограничения размещения соответствующей узкогрупповой электоральной информации), оставив только возрастные, гендерные и общетерриториальные требования (критерии) для интернет-размещения агитационных материалов.
 
В целом БДИПЧ ОБСЕ также отмечало необходимость правого регулирования проведения предвыборной агитации в интернет-пространстве, включая социальные сети.
 
Участие средств массовой информации в освещении парламентских выборов регулируется, наряду с другими нормативными правовыми актами, положениями Акта о массовых коммуникациях 2003 года.
 
Бюро по вопросам массовых коммуникаций осуществляет контроль за соблюдением средствами массовый информации законодательных положений в сфере информации, а также нормативное регулирование, обеспечивающее единообразное применение положений законодательства.
 
Бюро принимает соответствующие руководства и разъяснения.
 
В соответствии с законодательством информационные жалобы должны рассматриваться Бюро в течение не более чем 15 календарных дней в составе пяти членов специального комитета.
 
При этом информационные жалобы на решения и действия ВВС подлежат первоначальному рассмотрению самой телерадиовещательной корпорацией в рамках внутреннего трехуровнего механизма по рассмотрению информационных жалоб с возможностью последующего обжалования принятых по жалобам решений в Бюро по вопросам массовых коммуникаций.
 
В целом решения по жалобам могут быть обжалованы в судебном порядке.
 
Законодательство не предусматривает так называемый «день электоральной тишины», при этом в день голосования на парламентских выборах проведение предвыборной агитации в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков не допускается.
 
Кроме того, до окончания официального времени голосования избирателей (голосование проводиться с 07:00 до 22:00 по местному времени) обнародование (опубликование) результатов экзит-поллов не допускается.
 
Экзит-поллы традиционно проводятся на тех же самых избирательных участках с тем, чтобы иметь равные условия для получения социологических оценок и выводов, выявления изменений в электоральном поведении избирателей.
 
На практике, результаты экзит-поллов обнародуются, как правило, сразу после окончания официального времени голосования избирателей.
 
Так, результаты экзит-поллов, проводимые социологической организацией «Ipsos Mori» для новостных программ трех телерадиокомпаний: BBC News, ITV News and Sky News, были обнародованы сразу после 22:00 по местному времени (опрос проводился на 144 избирательных участках в Англии, Шотландии и Уэльсе, на которых на выходе из помещения для голосования представители «Ipsos Mori» просили совокупно 20.000 избирателей заполнить анкету-избирательный бюллетень (образец избирательного бюллетеня) так, как они заполнили настоящий избирательный бюллетень, опущенный ими в стационарный ящик для голосования (таким образом, в отличие от прошлых парламентских выборов, избиратели письменно раскрывали тайну своего голосования)5.

При проведении указанных выборов впервые результаты экзит-полов в разрезе соответствующих избирательных округов размещались на портале ВВС в сети Интернет, в том числе в разрезе оценочных градаций получения депутатского мандата (likely – «вероятно», possible – «возможно», to close to call – «шансы примерно равны»).
 
Результаты экзит-полов показывали, что Консервативная партия получает 368 депутатских мандатов, Лейбористская партия – 191, Шотландская национальная партия – 55; фактически, по результатам парламентских выборов, Консервативная партия получила 43,6% голосов избирателей и 365 депутатских мандата (+ 67 по сравнению с выборами 2017 года), Лейбористская партия – 32,2% голосов избирателей и203 депутатских мандата (– 42), Шотландская национальная партия – 3,9% голосов избирателей и 48 депутатских мандатов (+ 13), Либеральные демократы – 11,5% голосов избирателей и 11 депутатских мандатов (– 10), Демократическая юнионистская партия – 8 депутатских мандатов (– 2), «Шиин Фейн» – 7, «Плейд Гимри» – 4, Социал-демократическая и трудовая партия – 2, еще две политические партии («Зеленые» и «Партия альянса») получили по одному депутатскому мандату6.

Консервативная партия получила такое парламентское большинство (365 депутатских мандатов из 650), какое она получила только на парламентских выборах в 1987 году (парламентское большинство составляет 326 депутатских мандатов).
 
Политическая партия «Brexit», совокупно получившая в национальном масштабе 2% голосов избирателей, не получила ни одного депутатского мандата.
 
Таким образом, в Палате общин нового созыва представлены 10 политических партий.
 
Первое заседание Палаты общин нового созыва состоялось 17 декабря 2019 года (одним из первых решений Палаты общин было единогласное избрание Спикера палаты, которым стал депутат от оппозиционной Лейбористской партии Линдси Хойл, первоначально утвержденный на этот палатный пост прежним составом палаты еще 4 ноября).
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] На национальном референдуме, проведенном в 2016 году, было принято решение о сокращении с трех до одного числа преференциальных голосов избирателя, однако в сентябре 2019 года парламент (без проведения референдума) законодательно вновь ввел положение о предоставлении избирателям, проживающим на территории Сан-Марино, трех преференциальных голосов при проведении парламентских выборов.

[2] Перед проведением 8 декабря 2019 года голосования на досрочных парламентских выборах были сформированы две политические коалиции: политическая коалиция «Свобода», объединяющая «Демократических социалистических левых», левое политическое движение «Civico 10», политическое движение «Социалистические идеалы», политическое движение «Реформы и развитие», а также политическая коалиция «Мы за Республику», объединяющая Социалистическую партию, Партию социалистов и демократов, демократическое политическое движение «Сан-Марино вместе» и политическое движение «Мы сан-маринцы».

[3] Первые за почти 100 лет выборы, которые проводились в Великобритании в декабре.

[4] Впервые электоральный телерадиомарафон был проведен ВВС на парламентских выборах уже в далеком 1950 году.

[5] При проведении в 2017 году досрочных парламентских выборов экзит-поллы достаточно точно предсказали избрание так называемого «подвешенного парламента», в котором ни одна из политических партий не получила парламентского большинства депутатских мандатов, достаточного для самостоятельного формирования правительства; при проведении в 2015 году очередных парламентских выборов результаты экзит-поллов также были более точными, чем проведенные в преддверии выборов массовые опросы общественного мнения, однако они (т.е. экзит-поллы), тем не менее, не предсказали завоевание Консервативной партией парламентского большинства (в соответствии с законодательством для получения парламентского большинства необходимо получение 326 депутатских мандатов).

Первые официальные результаты парламентских выборов обнародуются окружными руководителями выборов, как правило, после 23:00 по местному времени (результаты выборов в большинстве избирательных округов устанавливаются, как правило, к 06:00 утра пятницы, т.е. дня, следующего за днем голосования.

При проведении в 2015 году парламентских выборов первые официальные результаты парламентских выборов по соответствующим избирательным округам были обнародованы в городах Хоутоне (графство Хэмпшир) и Сандерленде (графство Тайн-энд-Уир) (в 22:48 по местному времени – через 48 минут после окончания официального времени голосования избирателей), в 2017 году – в городах Ньюкасл и Сандерленд (в 22:48); в 2019 году город Ньюкасле заявил о возможности установления официальных результатов парламентских выборов около 23:00 (фактически избирательный округ «Ньюкасл центральный» установил результаты выборов в 23:30), тогда как Сандерленд – в 01:30 13 декабря (фактически в 23:31).

Национальный же рекорд по скорости установления результатов парламентских выборов в соответствующем избирательному округе (43 минуты) принадлежит избирательному округу «Южный Сандерленд», в котором в 2011 году результаты выборов были официально установлены в 22:43 по местному времени.

[6] В списки избирателей было включено 47.587.254 избирателя, в голосовании приняло участие 67,25% избирателей (в 2017 году – 68,5%., т.е. на 1,25% больше, чем в 2019 году).