Как распределяются мандаты в федеративных государствах при проведении выборов депутатов региональных парламентов

Как распределяются мандаты в федеративных государствах при проведении выборов депутатов региональных парламентов

Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

23 октября, 2017

1. В настоящее время насчитывается более 20 федеративных государств.

Они включают значительное число субъектов федерации, образованных с учетом различных факторов: национальных, территориальных, историко-территориальных и т.д.

Так, в США – 50 штатов, а также Федеральный округ Колумбия и несколько территорий, в частности, Пуэрто-Рико, в Мексике – 29 штатов, в Бразилии и Индии – по 25 штатов, в Швейцарии – 23 кантонов, в Германии – 16 земель.

Значителен удельный вес федераций с небольшим числом субъектов: на Коморских островах их два, в Бельгии – 3 региона, Австралии – 6 штатов, Австрии – 9 земель, Канаде – 10 провинций, в том числе франкоязычная провинция Квебек, безуспешно пытавшаяся путем референдума выйти из состава Канады.

В частности, из 35 государств – участников Организации американских государств (ОАГ) унитарными являются 28 государств (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка), федеративными – 7 государств (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, Сент-Китс и Невис, США).

Из 39 государств Азиатско-Тихоокеанского региона, 31 – унитарное (Бангладеш, Бруней, Бутан. Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Китай, КНДР (Северная Корея), Лаос, Кирибати, Маршалловы Острова, Монголия, Республика Корея (Южная Корея), Мальдивская Республика, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, Острова Кука. Папуа – Новая Гвинея, Самоа, Сингапур, Соломоновы Острова, Таиланд, Тонга, Тувалу, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Япония) и 8 – федеративные (Австралия, Индия, Малайзия, Микронезия (Федеративные Штаты Микронезии), Мьянма, Непал, Пакистан, Палау).

2. В подавляющем большинстве зарубежных государств метод распределения мандатов в субъектах федерации при выборах депутатов региональных парламентов является децентрализованным, т.е. определяется субъектами федерации самостоятельно.

При этом в некоторых федеративных и унитарных государствах, например, в Аргентине, Индии (федерация), Парагвае, Шри-Ланке (унитарное государство), в том числе в государствах, где принят единый избирательный кодекс, регулирование методики распределения мандатов в субъектах федерации при выборах депутатов региональных парламентов является централизованным, либо централизованным до тех пор, пока не будет принят соответствующий федеральный закон (например, Австралия).

Необходимо отметить, что некоторые федеративные государства используют в рамках смешанной избирательной системы федеративную структуру в части пропорциональной составляющей избирательной системы (например, ФРГ).

Так, в ФРГ ландтаги (парламенты) 14 земель Германии избираются на четыре года (в двух землях – на пять лет); при проведении выборов применяется, как правило, смешанная избирательная система.

Во всех землях установлен пятипроцентный заградительный барьер: политически партии, собравшие менее 5% голосов избирателей, не участвуют в распределении депутатских мандатов.

В отдельных землях применяется исключительно пропорциональная система.

В Баварии, например, применяется система кумулятивного голосования.

В Канаде в провинции Британская Колумбия из 69 депутатов Законодательного собрания 35 избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные – по 17 двухмандатным избирательным округам, 32 депутата Законодательного собрания провинции Остров Принца Эдуарда – по 16 двухмандатным избирательным округам.

В Швейцарии парламенты кантонов формируются посредством выборов исключительно по пропорциональной избирательной системе.

Конституция Индии устанавливает, что легислатура штата состоит из губернатора, назначаемого Президентом Индии, и одной или двух палат.

Парламент Индии решает, будет ли легислатура штата однопалатной или в ней будет создана вторая палата – Законодательный совет.

Законодательные советы формируются частично (одна шестая) путем назначения губернатором, частично (пять шестых) посредством избрания, причем выборы являются непрямыми и проводятся в соответствии с принципом пропорционального представительства на основе единственного передаваемого голоса.

Одна треть членов Законодательного совета выбывает по истечении каждого второго года его работы.

Члены Законодательного собрания избираются прямым голосованием сроком на 5 лет на основе всеобщего избирательного права.

Губернатор штата имеет право назначить в Законодательное собрание одного члена англо-индийской общины, если, по его мнению, эта община не имеет в Собрании адекватного представительства.

В Бельгии регионы (Фландрия, Валлония и Брюссель) пользуются широкой автономией, в том числе в части регулирования избирательной системы.

Аналогичное положение в Испании (в соответствии с законами об автономии).