Количество конституционных сроков полномочий глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Количество конституционных сроков полномочий глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

12 марта, 2020

Институт президентства. В рамках Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее распространенной формой правления является президентская республика (с некоторыми ее модификациями, например, Индонезия – суперпрезидентская республика, Монголия – парламентско-президентская республика).
 
Из 39 государств Азиатско-Тихоокеанского региона институт президентства (главы государства) предусмотрен в конституциях 23 государств (например, Бангладеш, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Индия, Индонезия, Кирибати, Республика Корея, Лаос, Мальдивская Республика, Маршалловы Острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Науру, Непал, Пакистан, Палау, Самоа, Сингапур, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка), при этом в конституциях 16 государств (например, Австралия, Бруней, Бутан, Камбоджа, Китай, КНДР, Малайзия, Ниуэ, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Острова Кука, Соломоновы Острова, Таиланд, Тонга, Тувалу, Япония) институт президентства отсутствует, но его функции выполняет монарх – император, либо король, либо султан, либо вождь, либо верховный глава государства (например, Бруней, Бутан, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Тонга, Япония), либо генерал-губернатор как представитель британского монарха в рамках конституционной парламентской монархии вестминстерского типа (например, Австралия, Новая Зеландия, Острова Кука, Ниуэ, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Тувалу), либо коллегиальный орган государственной власти, действующий в период между сессиями высшего законодательного (представительного) органа государственной власти (например, Китай, КНДР).
 
В некоторых государствах Азиатско-Тихоокеанского региона институт президентства учрежден в новейшей политической истории.
 
Так, в Южной Корее до 1987 года (в течение 16 лет) Президент Южной Кореи избирался на косвенных выборах.
 
В Сингапуре Президент избирается на всеобщих и прямых выборах только с 1993 года (с 1965 года по 1993 год Президент Сингапура избирался парламентом); при этом в случае, если выдвинут только один кандидат на должность Президента Сингапура – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – лицо признается избранным на должность Президента Сингапура без проведения голосования избирателей.
 
В Индонезии институт главы государства, избираемого на всеобщих и прямых президентских выборах (наряду с вице-президентом), был введен только в 2004 году.
 
В целом должность главы государства в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых она замещается посредством проведения всеобщих и прямых президентских выборов, была учреждена: в 1935 году – на Филиппинах, в 1945 году – в Индонезии, в 1953 году – в Мальдивской Республике, в 1965 году – в Сингапуре, в 1978 году – в Шри-Ланке, в 1979 году – в Кирибати, в 1981 году – в Палау, в 1987 году – в Республике Кореи, в 1990 году – в Монголии, в 2002 году – в Восточном Тиморе.
 
Должность главы государства в государств Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых она замещается посредством проведения косвенных президентских выборов, была учреждена: в 1945 году – во Вьетнаме, в 1948 году – в Мьянме, в 1950 году – в Индии, в 1956 году – в Пакистане, в 1957 году – в Малайзии, в 1968 году – в Науру, в 1971 году – в Бангладеш, в 1975 году – в Лаосе, в 1979 году – на Маршалловых Островах, в Микронезии, в 1980 году – в Вануату, в 1987 году – на Фиджи, в 2008 году – в Непале.
 
В ряде государств Азиатско-Тихоокеанского региона статус президента является простым или сложносоставным; так называемый простой статус – это когда президент является главой государства (например, Бангладеш, Вьетнам, Лаос, Монголия, Непал, Сингапур), так называемый сложносоставной статус – это когда президент является:
 
- одновременно главой государства и главой исполнительной власти (правительства) (например, Кирибати, Мальдивская Республика, Маршалловы Острова, Микронезия, Мьянма, Науру, Палау, Филиппины, Шри-Ланка), либо
 
- главой государства и представляет государство на международной арене (например, Республика Корея), либо
 
- главой государства и представляет Союз республик (например, Пакистан), либо
 
- является главой государства и символизирует единство государства (например, Фиджи, Вануату), либо
 
- осуществляет исполнительную власть (например, Индонезия), либо
 
- главой исполнительной власти и неотъемлемой составной частью Парламента (например, Индия), либо
 
- символом и гарантом национальной независимости и единства государства (например, Восточный Тимор).
 
Президентские избирательные системы. В 10 государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (из 23, где предусмотрен институт президентства) президенты (главы государств) избираются путем проведения всеобщих и прямых президентских выборов (например, Восточный Тимор, Индонезия, Кирибати, Республика Корея, Мальдивская Республика, Монголия, Палау, Сингапур, Филиппины, Шри-Ланка), в 13 государствах президенты (главы государств) избираются на косвенных выборах членами национального парламента либо специальными коллегиями выборщиков (например, Бангладеш, Вануату, Вьетнам, Индия, Лаос, Малайзия, Маршалловы Острова, Микронезия, Мьянма, Науру, Непал, Пакистан, Фиджи).
 
В государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, глава государства избирается с использованием, как правило:
 
- мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (получения не менее 50% действительных голосов избирателей в первом туре голосования) и относительного большинства (получения больше действительных голосов избирателей, чем другой кандидат) во втором туре голосования) – в 7 государствах (например, Восточный Тимор, Индонезия, Мальдивская Республика, Монголия, Палау, Филиппины, Шри-Ланка), либо
 
- мажоритарной избирательной системы относительного большинства – в трех государствах (например, Кирибати, Республика Корея, Сингапур).
 
Конституционный срок полномочий главы государства. Конституции государств Азиатско-Тихоокеанского региона закрепляют различный срок полномочий президента, а также возможность избрания лица на эту должность определенное количество раз, при этом применяются различные конституционно-правовые модели регулирования указанных вопросов.
 
Так, конституционный срок полномочий президента (главы государства), избираемого на всеобщих и прямых выборах, в трех государствах Азиатско-Тихоокеанского региона составляет четыре года (например, Кирибати, Монголия, Палау), в пяти государствах – пять лет (например, Восточный Тимор, Индонезия (с 2004 года), Мальдивская Республика, Республика Корея, Шри-Ланка), в двух государствах – шесть лет (например, Сингапур (с 1993 года), Филиппины).
 
Конституционный срок полномочий президента (главы государства), избираемого на косвенных выборах, в двух государствах Азиатско-Тихоокеанского региона составляет три года (например, Науру, Фиджи), в двух государствах составляет четыре года (например, Маршалловы Острова, Микронезия), в 9 государствах – пять лет (например, Бангладеш, Вануату, Вьетнам, Индия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Пакистан).
 
В ряде государств Азиатско-Тихоокеанского региона проводятся конституционные реформы, предусматривающие изменение конституционного срока полномочий президента, как правило, в сторону его увеличения, либо снятие конституционных ограничений на количество сроков пребывания одного и того же лица в должности президента.
 
Так, в Сингапуре с августа 1993 года в соответствии с конституционными поправками 1991 года срок полномочий Президента Сингапура составляет не четыре года, а шесть лет, т.е. конституционный срок президентских полномочий был увеличен на два года.
 
Количество конституционных сроков полномочий главы государства. В конституциях государств Азиатско-Тихоокеанского региона закрепляются различные модели количества сроков пребывания в должности президента как главы государства (см. Приложение).
 
В одних случаях конституционно закрепляется положение о том, что:
 
- одно и то же лицо не может избираться президентом более двух сроков, в других устанавливается только один конституционный срок президентских полномочий без возможности повторного избрания, либо
 
- допускается повторное избрание непосредственно после окончания первого срока полномочий, либо
 
- допускается повторное избрание по другому варианту чередования сроков президентских полномочий, либо
 
- применяются иные модели (разновидности) закрепления возможности неоднократного пребывания в президентской должности, в том числе с учетом замещения вакантной должности президента вице-президентом или иным указанным в конституции и (или) законодательстве лицом и невозможности для данного лица баллотироваться на президентских выборах после окончания конституционного срока президентских полномочий, которые он исполнял.
 
Вопрос о количестве сроков пребывания в должности президента является одним из самых острых конституционно-правовых и политических вопросов в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
В ряде конституций государств Азиатско-Тихоокеанского региона закрепляется правило о том, что одно и то же лицо может занимать должность президента не более одного раза, т.е. повторное либо повторное последовательное избрание конституционно невозможно.
 
При этом в некоторых конституциях особо регулируется порядок однократного (например, Республика Корея, Филиппины), повторного, трехкратного либо многократного – через один или два конституционных срока полномочий президента (главы государства) – избрания одного и того же лица президентом (главой государства) (например, Восточный Тимор, Индонезия, Кирибати, Мальдивская Республика, Монголия, Палау, Сингапур, Шри-Ланка).
 
В конституциях используются различные формулировки для закрепления положения о количестве сроков пребывания в должности главы государства, в том числе порядка чередования второго срока полномочий, в частности, формулировки: два конституционных срока подряд; может быть переизбран; не может занимать должность более двух конституционных сроков подряд или другим способом.
 
Так, в рамках конституционной модели однократного пребывания в должности главы государства в статье 70 Конституции Республики Корея закреплено, что Президент Республики Корея не может быть переизбран на повторный срок.
 
На Филиппинах, согласно Конституции, одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Филиппин на второй срок, при этом в отношении должности Вице-президента Филиппин допускается возможность избрания одного и того же лица на два (но не более) конституционного срока подряд, т.е. предусмотрена асимметричная возможность повторного замещения высших государственных должностей.
 
В ряде государств Азиатско–Тихоокеанского региона закреплено положение о возможности избрания одного и того же лица на должность президента (главы государства) многократного, т.е. более двух сроков подряд, в том числе при соблюдении дополнительных конституционно-правовых условий (например, Восточный Тимор, Кирибати).
 
Вице-президенты и количество конституционных сроков. Характерной особенностью института президентства является одновременное конституционное закрепление должностей президента и вице-президента в пяти государствах Азиатско-Тихоокеанского региона
(из 10), в которых выборы главы государства проводятся в ходе всеобщих и прямых выборов (например, Индонезия, Кирибати, Мальдивская Республика, Палау, Филиппины).
 
В одних случаях вице-президенты избираются вместе с президентом как главой государства (например, Индонезия, Мальдивская Республика, Палау), в других – вместе с президентом, но не в тандеме (например, Филиппины), либо назначаются президентом из числа депутатов парламента (например, Кирибати).
 
Так, в Индонезии Президент и Вице-президент – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – являются представителями различных политических партий, заключивших коалиционное соглашение (по результатам последних двух избирательных кампаний) и, следовательно, представляют различные, но объединившиеся политические силы.
 
На Филиппинах – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – Президент и Вице-президент Филиппин избираются независимо друг от друга (т.е. не в тандеме) и, следовательно, могут представлять различные политические силы (политические партии, политические коалиции).
 
В Кирибати Президент назначает Вице-президента Кирибати из числа депутатов Палаты собрания – парламента Кирибати
 
В некоторых государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где президенты избираются на косвенных президентских выборах, также учреждены должности вице-президентов (например, Вьетнам, Лаос, Малайзия, Микронезия, Мьянма, Непал).
 
В государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых конституционно предусмотрены должности вице-президентов, лица, занимающие должность вице-президента, подпадают, как правило, под те же конституционно-правовые ограничения в части количества конституционных сроков замещения одним и тем же лицом указанной должности, что и главы государств.
 
Так, в Конституции Индонезии закреплено положение о том, что Президент и Вице-президент Индонезии могут быть в дальнейшем переизбраны на ту же должность только на один конституционный срок, т.е. одно и то же лицо может осуществлять полномочия главы государства и вице-президента в совокупности не более двух пятилетних конституционных сроков.

1. Модель «однократного избрания на должность главы государства с некоторыми исключениями»
 
В двух государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, закрепляется конституционная модель жесткого однократного избрания одного и того же лица на должность главы государства (например, Республика Корея, Филиппины).
 
Так, в Республике Корея в соответствии с Конституцией Президент Республики Кореи является главой государства и правительства, а также исполнительной власти.
 
До 1987 года (в течение 16 лет) Президент Республики Кореи избирался на косвенных выборах.
 
В соответствии с Конституцией и законодательством о президентских выборах 1987 года Президент Южной Кореи избирается сроком на пять лет на всеобщих и прямых выборах.
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства1.
 
В отдельных случаях вопрос об избрании лица на должность Президента Республики Кореи после проведения всеобщих и прямых президентских выборов переход к парламенту, что составляет одну из особенностей президентского избирательного процесса.
 
Так, в случае получения двумя или более лицами одинакового наибольшего числа голосов на всеобщих и прямых выборах Президента Республики Кореи, избранным на должность главы государства считается лицо, получившее наибольшее число голосов на открытой сессии Национального собрания – парламента Республики Кореи, на котором присутствовало большинство всех членов Национального собрания; если и существует только один кандидат на пост Президента Республики Кореи, то он не может считаться избранным
 
Президентом Республики Кореи до тех пор, пока не получит по крайней мере одну треть всех голосов парламентариев (статья 67 Конституции Республики Кореи).
 
В случае образования вакансии новые президентские выборы должны быть проведены в течение 60 дней.
 
В течение указанного срока исполнение обязанностей Президента Республики Кореи возлагается на Премьер-министра Республики Кореи либо иного члена правительства в порядке должностного представительства, указанного в статье 71 Конституции Республики Кореи2.
 
Должность вице-президента Республики Корея не предусмотрена.
 
В рамках конституционной модели однократного пребывания в должности главы государства в статье 70 Конституции Республики Корея закреплено, что Президент Республики Кореи не может быть избран повторно, т.е. переизбран на повторный пятилетний конституционный срок.
 
На Филиппинах соответствии с Конституцией Филиппин 1987 года Президент Филиппин является главой государства и правительства.
 
Должность Президента Филиппин была вновь учреждена 15 ноября 1935 года.
 
Президент и Вице-президент Филиппин избираются одновременно на равный срок и в том же порядке на всеобщих и прямых выборах.
 
При этом – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – Президент и Вице-президент Филиппин избираются независимо друг от друга (т.е. не в тандеме) и, следовательно, могут представлять различные политические силы (политические партии, политические коалиции).
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
 
В соответствии со статьей 4 части 7 Конституции и законодательством Президент и вице-президент Филиппин избирается на шесть лет3.
 
Конституционный срок полномочий начинается в полдень 30 июня, следующего непосредственно за днем выборов, и заканчивается в полдень того же дня по прошествии шести лет.
 
Согласно Конституции Филиппин «ни одна персона, которая была избрана Президентом Филиппин и прослужила на данном посту более четырех лет (т.е. две трети конституционного срока полномочий главы государства), впоследствии не может претендовать на эту должность; ни один вице-президент Филиппин не может занимать данный пост в течение двух последовательно текущих сроков.».
 
Таким образом, одно и то же лицо не может быть избрано Президентом и вице-президентом Филиппин на второй срок, при этом в отношении Президента Филиппин допускается возможность избрания одного и того же лица на второй конституционный срок в случае, если действующий Президент Филиппин фактически не исполнял конституционные обязанности главы государства в течение более четырех лет.
 
2. Модель «двух конституционных сроков»
 
В двух государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, закрепляется модель исключительно двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Индонезия, Монголия).
 
В трех государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, закрепляется модель исключительно двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Бангладеш, Непал, Фиджи).
 
Таким образом, в целом в пяти государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие прямые или косвенные президентские выборы, закрепляется модель исключительно двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Бангладеш, Индонезия, Монголия, Непал, Фиджи).
 
В рамках конституционной модели абсолютного двукратного пребывания в должности главы государства, избираемого на всеобщих и прямых президентских выборах, в Индонезии в соответствии с Конституцией Президент Индонезии является главой государства и правительства.
 
Президент Индонезии осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией Индонезии.
 
Должность Президента Индонезии учреждена 18 августа 1945 года.
 
Учреждена также должность Вице-президента Индонезии.
 
В осуществлении его полномочий Президенту Индонезии оказывает содействие Вице-президент Индонезии (статья 4 Конституции Индонезии).
 
До 2004 года Президент и Вице-президент Индонезии не избирался на всеобщих и прямых выборах.
 
В настоящее время Президент и Вице-президент Индонезии избираются одновременно на всеобщих и прямых выборах.
 
Президент и Вице-президент Индонезии – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – являются представителями различных политических партий, заключивших коалиционное соглашение (по результатам последних двух избирательных кампаний).
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
 
В соответствии с Конституцией и законодательством 2008 года Президент и вице-президент Индонезии избираются на пять лет.
 
В Конституции Индонезии закреплено положение о том, что Президент и Вице-президент Индонезии могут быть в дальнейшем переизбраны на ту же должность только на один конституционный срок, т.е. одно и то же лицо может осуществлять соответствующие полномочия главы государства или вице-президента не более двух пятилетних конституционных сроков.
 
При этом конституционно допустимо избрание, например, лица, занимавшего должность вице-президента Индонезии два конституционных срока, на должность Президента Индонезии (и наоборот) с сохранением возможности замещения указанной новой выборной должность также два конституционных срока.
 
В Монголии в соответствии с Конституцией Президент Монголии является главой государства.
 
Должность Президента Монголии учреждена в 1990 году.
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
 
Право выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – предоставлено только политическим партиям, представленным в Великом государственном хурале – однопалатном парламенте Монголии.
 
Должность вице-президента Монголии не предусмотрена.
 
В соответствии с Конституцией и законодательством Президент Монголии избирается на четыре года.
 
Полномочия Президента Монголии начинаются с принесения присяги и исчерпываются с принесением присяги новым Президентом Монголии, которую он приносит в течение 30 дней после своего избрания перед Великим государственным хуралом Монголии.
 
В соответствии со статьей 31 Конституции Президент Монголии может быть переизбран лишь один раз, т.е. на еще один четырехлетний конституционный срок.
 
В трех государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, закрепляется модель исключительно двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Бангладеш, Непал, Фиджи).
 
Так, в Бангладеш должность Президента была учреждена 10 апреля 1971 года.
 
Президент Бангладеш является главой государства (статья 48 Конституции Бангладеш).
 
Президент Бангладеш избирается депутатами парламента – Законодательного собрания наций.
 
Конституционный срок полномочий Президента Бангладеш составляет пять лет с момента вступления в должность.
 
В соответствии с Конституцией Бангладеш ни одно лицо не вправе занимать должность Президента Бангладеш в течение более двух конституционных сроков полномочий независимо от того, следуют они последовательно или нет (статья 50 Конституции Бангладеш).
 
Действующий Президент Бангладеш Абдул Хамид 24 апреля 2018 года избран парламентом на второй срок.
 
В Непале в соответствии с Конституцией Президент является главой государства (статья 61 Конституции Непала).
 
Должность Президента Непала учреждена 28 мая 2008 года.
 
Президент и вице-президент Непала избираются коллегией выборщиков в составе депутатов федерального парламента и провинциальных собраний.
 
Первые косвенные президентские выборы были проведены в 2008 году (23 июля 2008 года Рам Баран Ядав вступил в должность первого Президента Непала и должен был находиться в указанной должности два года вплоть до принятия новой Конституции Непала; однако новая Конституция Непала была принята Учредительным собранием Непала и подписана Президентом Непала только 20 сентября 2015 года; новые президентские выборы должны были быть проведены 29 октября 2015 года: на должность Президента Непала была избрана Бидхья Деви Бхандари, ставшая первой женщиной, избранной на должность Президента Непала).
 
Должность вице-президента Непала учреждена 29 мая 2008 года.
 
Конституционный срок Президента Непала составляет пять лет.
 
В соответствии со статьей 64 Конституции Непала лицо, замещающее должность Президента Непала, может занимать должность Президента Непала не более двух конституционных сроков.
 
В соответствии с новым законом о выборах Президента и вице-президента Непала после проведения в 2017 году парламентских выборов была сформирована новая коллегия выборщиков в составе 880 человек:
 
331 депутат федерального парламента и 549 депутатов провинциальных собраний, которые в соответствии со статьей 61 Конституции Непала и законодательством в целях избрания главы государства имели так называемые «взвешенные голоса» соответственно 79 и 48 голосов каждый.
 
В целом при проведении голосования применялась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в обоих турах голосования, при проведении третьего тура голосования избранным признается кандидат, получивший больше голосов выборщиков, чем второй кандидат (статья 62 Конституции Непала).
 
13 марта 2018 года действующий Президент Непала Бидхья Деви Бхандари была переизбрана на новый срок (выборы были проведены спустя три года после последних президентских выборов, хотя конституционный срок полномочий Президента Непала составляет пять лет).
 
В голосовании приняло участие 862 депутата (из 880), т.е. явка выборщиков составила 97,95%.
 
Кандидат на должность Президента Непала Бидхья Деви Бхандари, представитель Коммунистической партии Непала (объединенная марксистско-ленинская), получила совокупно 39.275 голосов выборщиков (74,81%), второй кандидат Кумари Лакшми Раи, представитель политической партии «Непальский конгресс», – 11.730 (22,34%); недействительными были признаны 1.496 избирательных бюллетеней (2,85%).
 
На Фиджи должность Президента Фиджи учреждена 5 декабря 1987 года.
 
В соответствии с Конституцией Президент Фиджи является главой государства.
 
Президент Фиджи избирается депутатами парламента.
 
В соответствии с Конституцией 2013 года конституционный срок полномочий Президента как главы государства составляет три года.
 
Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Фиджи более чем на два конституционных срока, в том числе подряд (пункт 1 статьи 85 Конституции Фиджи).
 
Действующий Президент Фиджи Хиохи Коноуси Конроте 31 августа 2018 года был избран парламентом на второй, последний, конституционный срок.

3. Модель «двух конституционных сроков подряд с некоторыми исключениями»
 
В четырех государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Мальдивская Республика, Палау, Сингапур), при этом после конституционного перерыва, равного сроку полномочий главы государства, или при большем временном интервале, лицо, ранее дважды занимавшее должность главы государства, вновь приобретает право баллотироваться на президентских выборах, в том числе на очередные два конституционных срока (например, Шри-Ланка).
 
При этом в Мальдивской Республике также конституционно предусмотрено, что в случае, если была открыта вакансии на должность Президента Мальдивской Республики, то данную должность занимает Вице-президент Мальдивской Республики, при этом фактический срок исполнения им обязанностей Президента Мальдивской Республики может рассматриваться в качестве полного конституционного срока полномочий главы государства, если на момент занятия Вице-президентом Мальдивской Республики должности главы государства от действующего срока полномочий Президента Мальдивской Республики остается, по меньшей мере, два года.
 
В четырех государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, также закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Маршалловы Острова, Мьянма, Пакистан, Фиджи).
 
Таким образом, в целом в 8 государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие прямые или косвенные президентские выборы, закрепляется модель двукратного подряд занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Индия, Мальдивская Республика, Микронезия. Пакистан, Палау, Сингапур, Фиджи, Шри-Ланка).
 
В рамках конституционной модели относительного двукратного пребывания в должности главы государства, избираемого на всеобщих и прямых президентских выборах, в Мальдивской Республике4 в соответствии с Конституцией Президент Мальдивской Республики является главой государства и правительства.
 
Должность Президента Мальдивской Республики учреждена 1 января 1953 года.
 
До октября 2008 года Президент Мальдивской Республики избирался парламентом с последующим утверждением избирателями (участниками референдума) на национальном референдуме сроком на пять лет при получении не менее 51% действительных голосов участников национального референдума, т.е. при проведении референдума применялась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
 
В соответствии с новой Конституцией Мальдивской Республики (статья 108) Президент Мальдивской Республики избирается путем проведения всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства, т.е. при получении более
50% действительных голосов избирателей; в случае, если кандидат получил менее 50% действительных голосов избирателей проводится повторное голосование, в котором принимают участие два кандидата на должность Президента Мальдивской Республики, получившие наибольшее число действительных голосов избирателей (повторное голосование проводится не позднее чем через 21 день после проведения первого тура голосования (в 2008 году – через 10 дней).
 
Президент и Вице-президент Мальдивской Республики избираются одновременно на всеобщих и прямых выборах на пятилетний срок.
 
В соответствии со статьей 112 Конституции Мальдивской Республики Вице-президент Мальдивской Республики содействует Президенту Мальдивской Республики в исполнении обязанностей и выполнении задач, возложенных на Президента Мальдивской Республики.
 
Каждый кандидат на должность Президента Мальдивской Республики публично объявляет имя Вице-президента Мальдивской Республики, который вместе с ним станет осуществлять его служебные обязанности.
 
Квалификационные требования к должности Вице-президента Мальдивской Республики являются такими же, как и к должности Президента Мальдивской Республики.
 
В соответствии со статьей 107 Конституции Мальдивской Республики ни одно лицо, избранное на должность Президента Мальдивской Республики, не может занимать эту должность более двух конституционных сроков подряд или другим способом.
 
При этом в соответствии с законодательством в случае если была открыта вакансии на должность Президента Мальдивской Республики, то данную должность занимает Вице-президент Мальдивской Республики, при этом фактический срок исполнения им обязанностей Президента Мальдивской Республики может рассматриваться в качестве полного конституционного срока полномочий главы государства, если на момент занятия Вице-президентом Мальдивской Республики должности главы государства от действующего срока полномочий Президента Мальдивской Республики остается, по меньшей мере, два года.
 
Таким образом, одно и то же лицо может фактически замещать должность Президента Мальдивской Республики 12 лет подряд (два года при замещении должности Президента Мальдивской Республики плюс два пятилетних конституционных срока полномочий главы государства в соответствии с результатами президентских выборов).
 
В Палау в соответствии с Конституцией, вступившей в силу 1 января 1981 года, Президент Палау является главой исполнительной власти и правительства.
 
Должность Президента Палау учреждена 2 марта 1981 года.
 
Президентские выборы, т.е. выборы Президента и Вице-президента Палау, проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
 
В соответствии с Конституцией и законодательством Президент и Вице-президент Палау избираются на четыре года.
 
В соответствии с частью 4 статьи 8 Конституции Палау одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Палау на два конституционных срока подряд.
 
В Сингапуре в соответствии с Конституцией Президент Сингапура является главой государства.
 
Должность Президента Сингапура была учреждена 9 августа 1965 года.
 
С 1993 года Президент Сингапура (в соответствии с конституционными изменениями 1991 года) избирается на всеобщих и прямых выборах (с 1965 года по 1993 год Президент Сингапура избирался парламентом).
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с использованием квотного этнического метода к замещению должности главы государства из числа представителей соответствующих государствообразующих национальностей страны.
 
В случае если выдвинут только один кандидат на должность Президента Сингапура – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – лицо признается избранным на должность Президента Сингапура без проведения голосования избирателей.
 
При проведении в 2017 году президентских выборов единственным кандидатом на должность Президента Сингапура была выдвинута Халима Якоб, представитель малайского национального меньшинства, которая 12 сентября (вторник) 2017 года в соответствии с законодательством была признана избранной на должность Президента Сингапура без проведения голосования избирателей.
 
Халима Якоб является первой женщиной, избранной на должность Президента Сингапура и первой за последние 50 лет представительницей малайского национального меньшинства.
 
Должность вице-президента Сингапура не предусмотрена.
 
Конституционный срок полномочий Президента Сингапура составляет шесть лет.
 
Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Сингапура более двух конституционных сроков подряд.
 
В Шри-Ланке в соответствии с Конституцией Президент Шри-Ланки является главой исполнительной власти и правительства.
 
Президентская форма правления была введена в 1978 году.
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
 
Должность вице-президента Шри-Ланки не предусмотрена.
 
Конституционный срок полномочий Президента Шри-Ланка составляет пять лет.
 
В статье 31 Конституции закреплено положение о том, что одно и то же лицо не может избираться Президентом Шри-Ланки более двух конституционных сроков подряд, т.е. ни одно лицо, избранное на должность Президента Шри-Ланки народом дважды, не может иметь права быть избранным на такую должность народом вновь, что не исключает, однако, возможности избрания одного и того же лица на новый конституционный срок президентских полномочий при соблюдении требования (условия) о пропуске, как минимум, одного конституционного срока полномочий после двукратного избрания одного и того же лица на должность Президента Шри-Ланки.
 
В трех государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, также закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Маршалловы Острова, Мьянма, Пакистан).
 
Так, на Маршалловых Островах должность Президента как главы государства и правительства была учреждена 17 ноября 1979 года.
 
Конституционный срок полномочий главы государства составляет четыре года.
 
Одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Маршалловых Островов не более двух конституционных сроков подряд.
 
В Мьянме в соответствии с Конституцией Президент является главой государства и правительства.
 
Должность Президента была учреждена 4 января 1948 года.
 
Конституционный срок полномочий Президента Мьянмы составляет пять лет.
 
В соответствии с Конституцией Мьянмы при проведении косвенных президентских выборов должны быть выдвинуты три кандидата на должность Президента Мьянмы, по одному кандидату от верхней и нижней палат парламента, а также от военных.
 
Кандидаты на должность Президента Мьянмы выдвигаются (назначаются) коллегией выборщиков, состоящей из трех комитетов.
 
Первый комитет состоит из депутатов, пропорционально представляющих регионы страны в верхней палате парламента; второй комитет – из депутатов, пропорционально представляющих населенные пункты страны в нижней палате парламента; третий комитет – из депутатов, назначенных Главнокомандующим Вооруженными Силами Мьянмы.
 
Каждый из комитетов назначает своего кандидата на должность Президента Мьянмы.
 
Потом происходит голосование депутатов Национального законодательного собрания – двухпалатного парламента Мьянмы и кандидат, получивший наибольшее число голосов становится Президентом Мьянмы, тогда как два других кандидата – вице-президентами Мьянмы.
 
В марте 2018 года при проведении досрочных косвенных президентских выборов было выдвинуто три кандидата: от нижней палаты парламента – Винь Мьин, от верхней палаты – Генри Ван Тхи, от военных – Мьин Све5.
 
Президентом Мьянмы был избран Вин Мьин, Председатель нижней палаты парламента и представитель правящей Национальной лиги за демократию, вступивший в должность 18 марта 2018 года (за его кандидатуру проголосовало 406 (из 636) членов парламента).
 
Президент и вице-президенты Мьянмы не могут занимать соответствующие должности более двух конституционных сроков подряд.
 
В Пакистане в соответствии с Конституцией Президент является главой государства.
 
Должность Президента Пакистана учреждена 23 марта 1956 года.
 
Президент Пакистана избирается коллегией выборщиков, в состав которой входят депутаты нижней палаты парламента, члены верхней палаты, а также парламентов четырех провинций страны.
 
Конституционный срок полномочий Президента Пакистана составляет пять лет.
 
Действующий Президент Пакистана Ариф Алви избран коллегией выборщиков 9 сентября 2018 года.
 
В соответствии с Конституцией лицо, осуществляющее полномочия Президента Пакистана, может быть переизбрано на свою должность, но никто не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
 
В отдельных государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, закрепляется модель о возможности переизбрания одного и того же лица на должность главы государства (например, Индия).
 
Так, в Индии в соответствии с Конституцией Президент Индии является главой государства.
 
Должность Президента Индии учреждена в 1950 году.
 
Президент Индии избирается путем проведения косвенных выборов коллегией выборщиков, состоящей из избранных членов обеих палат Парламента Индии и избранных членов законодательных собраний штатов.
 
Количество голосов всех выборщиков – членов Парламента Индии равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов, т.е. федеральный (Союз) и региональный (штаты) компоненты индийской федерации в коллегии выборщиков являются равновеликими.
 
В соответствии со статьей 63 Конституции Индии учреждается должность Вице-президента Индии.
 
Вице-президент Индии ex officio является Председателем Совета штатов (вторая – верхняя палата Парламента Индии) и не может занимать никаких других оплачиваемых должностей при условии, что в течение периода, когда Вице-президент Индии действует в качестве Президента Индии или выполняет функции Президента Индии на основании статьи 65 Конституции Индии, он не исполняет обязанностей Председателя Совета штатов и не имеет права на жалованье или содержание, выплачиваемое Председателю Совета штатов на основании статьи 97 Конституции Индии.
 
Вице-президент Индии действует в качестве Президента Индии или выполняет его функции в период, когда должность Президента Индии оказывается досрочно вакантной, или во время отсутствия Президента Индии.
 
Если должность Президента Индии становится вакантной вследствие его смерти, сложения с себя полномочий Президента Индии, отстранения от должности или по другим причинам, Вице-президент Индии действует в качестве Президента Индии до того дня, когда новый Президент Индии, избранный в соответствии с положениями Конституции Индии о замещении этой вакансии, вступит в свою должность.
Конституционный срок полномочий Президента Индии составляет пять лет.
 
В соответствии с Конституцией Индии лицо, которое занимает или занимало должность Президента Индии, имеет право с соблюдением других положений Конституции Индии быть переизбранным на эту должность (однако с момента обретения Индией в 1947 году государственной независимости от Великобритании только Раджендра Прасад занимал должность Президента Индии два конституционных срока подряд – с
1950 года по 1962 год).

4. Модель «двух, но не более трех конституционных сроков»
 
В отдельных государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, закрепляется модель предельного трехкратного конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, а именно: не более трех конституционных сроков (например, Кирибати).
 
Так, в Кирибати в соответствии со статьей 30 Конституции 2009 года Президент Кирибати является главой государства и правительства.
 
Должность Президента Кирибати учреждена 12 июля 1979 года.
 
В соответствии с законодательством число кандидатов, выдвигаемых на должность Президента Кирибати, строго регламентировано: кандидатов должно быть не более четырех и не менее двух.
 
Кандидаты – и это является одной из особенностей президентского избирательного процесса – выдвигаются только из числа депутатов (членов) Палаты собрания – парламента Кирибати и самим парламентом во время его первого после проведения всеобщих парламентских выборов заседания и в дальнейшем выдвинутые парламентом кандидаты принимают участие в президентских выборах.
 
Президент Кирибати избирается путем проведения всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системы относительного большинства, при этом в случае выдвижения четырех кандидатов на должность Президента Кирибати депутатами Палаты собрания применяется модифицированная мажоритарная избирательная система относительного большинства с использованием метода Борда*.
 
Учреждена должность Вице-президента Кирибати.
 
Президент Кирибати назначает из членов парламента Кабинет министров, в который входят Вице-президент Кирибати, Генеральный прокурор Кирибати и до десяти министров.
 
В соответствии с Конституцией и законодательством Президент и Вице-президент Кирибати избираются на четыре года6.
 
Лицо, избранное на должность Президента Кирибати, вступает в должность главы государства в день официального обнародования решения о его избирании на должность Президента Кирибати (статья 32 Конституции Кирибати).
 
В Конституции Кирибати закреплено, что одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Кирибати более чем на два конституционных срока, но не более чем на три конституционных срока (пункт 5 статьи 32).

5. Модель «неограниченного количества конституционных сроков с некоторыми исключениями»
 
В отдельных государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, закрепляется модель фактически неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству конституционных сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Восточный Тимор).
 
В шести государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, также закрепляется модель фактически неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству конституционных сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Вануату, Вьетнам, Лаос, Малайзия, Микронезия, Науру).
 
Таким образом, в целом семи государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся всеобщие прямые или косвенные президентские выборы, закрепляется модель фактически неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству конституционных сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Лаос, Малайзия, Науру).
 
Так, в Восточном Тиморе в соответствии с Конституцией Президент Восточного Тимора является главой государства.
 
Должность Президента Восточного Тимора была учреждена 28 ноября 1975 года, упразднена в 1978 году и восстановлена 20 мая 2002 года.
 
Президент Восточного Тимора избирается путем проведения всеобщих и прямых выборов.
 
Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
 
Конституционный срок полномочий Президента Восточного Тимора составляет пять лет: в соответствии со статьей 75 Конституции Восточного Тимора Президент Восточного Тимора избирается сроком на пять лет и завершает исполнение своих обязанностей с приведением к присяге нового избранного Президента Восточного Тимора.
 
Президент Восточного Тимора приводится к присяге Председателем Национального парламента Восточного Тимора и вступает в должность на публичной церемонии перед членами парламента и представителями других независимых органов.
 
Церемония инаугурации проходит в последний день срока пребывания в должности уходящего Президента Восточного Тимора или, в случае проведения выборов на замещение вакантного места Президента Восточного Тимора, на восьмой день после опубликования результатов президентских выборов.
 
Должность вице-президента Восточного Тимора не предусмотрена.
 
В соответствии со статьей 75 Конституции Восточного Тимора одно и то же лицо может занимать должность Президента Восточного Тимора более двух конституционных сроков подряд.
 
При проведении 20 марта 2017 года очередных президентских выборов действующий Президент Восточного Тимора Таун Матак Руак, имевший право баллотироваться на второй срок, отказался от выдвижения своей кандидатуры на должность главы государства.
 
В президентских выборах принимало участие 8 кандидатов; Президентом Восточного Тимора был избран Франсишку Гутерриш, который в первом туре голосования получил 259.048 действительных голосов избирателей (57,1%).
 
В шести государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проводятся косвенные президентские выборы, также закрепляется модель фактически неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству конституционных сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Вануату, Вьетнам, Лаос, Малайзия, Микронезия, Науру).
 
Так, в Вануату должность Президента Вануату учреждена 30 июля 1980 года; является высшей государственной должностью в Вануату.
 
Президент Вануату избирается коллегией выборщиков в составе депутатов национального парламента и председателей провинциальных советов: избранным признается кандидат, получивший не менее двух третей действительных голосов коллегии выборщиков.
 
При этом досрочные президентские выборы должны быть проведены в течение трех недель со дня образования вакансии.
 
Конституционный срок полномочий Президента Вануату составляет пять лет.
 
Конституция Вануату от 30 июля 1980 года и законодательство каких-либо ограничений по количеству сроков пребывания в должности Президента Вануату не предусматривают.
 
Во Вьетнаме в соответствии с Конституцией Президент является главой государства.
 
Должность Президента Вьетнама учреждена 2 сентября 1945 года.
 
Президент Вьетнама избирается Национальным собранием Вьетнама – однопалатным парламентом из числа депутатов.
 
Конституционный срок полномочий Президента Вьетнама равен сроку полномочий парламента и составляет пять лет.
 
Учреждена должность вице-президента Вьетнама.
 
Вице-президент Вьетнама помогает Президенту Вьетнама в осуществлении задач и может быть уполномочен Президентом Вьетнама осуществлять некоторые функции.
 
Вице-президент Вьетнама избирается из состава депутатов Национального собрания Вьетнама.
 
Конституция Вьетнама 1992 года (с изменениями, в частности, 2013 года) и законодательство каких-либо ограничений по количеству сроков пребывания одного и того же лица в должности Президента Вьетнама прямо не предусматривают (статья 87 Конституции Вьетнама).

В Лаосе в соответствии с Конституцией Президент является главой государства.

Должность Президента учреждена 2 декабря 1975 года.

Президент Лаоса избирается на косвенных выборах не менее чем двумя третями голосов (из 149) депутатов Национального собрания – однопалатного парламента Лаоса нового созыва .

Конституционный срок полномочий Президента Лаоса составляет пять лет.

В 1996 году учреждена должность вице-президента Лаоса.

Вице-президент Лаоса избирается на косвенных выборах не менее чем половиной голосов депутатов Национального собрания – однопалатного парламента Лаоса (статья 55 Конституции Лаоса).

Конституция и законодательство не ограничивает количество сроков переизбрания Президента и Вице-президента Лаоса (статья 54 Конституции Лаоса).

В Малайзии, являющейся – и это одна из особенностей – выборной федеративной конституционной монархией, в соответствии со статьей 32 Конституции Малайзии учреждается должность Верховного главы Малайзии как федеративного государства (Федерации), именуемого Янг ди-Пертуан Агонгом, который по рангу стоит выше всех других лиц в Федерации и не несет ответственности перед каким-либо судом8.

Янг ди-Пертуан Агонг является главой государства.

Янг ди-Пертуан Агонг (глава государства) избирается на косвенных выборах, а именно: Верховный глава Малайзии – один из правителей, которого избирает на пятилетний срок Совет правителей (главы штатов, при этом в голосовании участвуют только девять правителей).

Конституционный срок полномочий Янг ди-Пертуан Агонга (главы государства) составляет пять лет.

Учреждена должность заместителя Верховного главы Малайзии.

Конституцией Малайзии и законодательством ограничений на занятие должности Янг ди-Пертуан Агонга (главы государства) по количеству сроков не установлено.

В Микронезии должность Президента Микронезии учреждена 11 мая 1979 года.

Президент Микронезии является главой государства и правительства.

В соответствии с Конституцией Президент и Вице-президент Микронезии избираются путем проведения косвенных выборов на сессионном заседании Национального конгресса – однопалатного парламента Микронезии из числа четырех сенаторов Национального конгресса, избранных от всей территории Микронезии, а именно: четырех государствообразующих штатов Яп, Чуук, Понпеи, Косрае.

Конституционный срок полномочий Президента Микронезии составляет четыре года.

Учреждена должность Вице-президента Микронезии.

Должности Президента и Вице-президента Микронезии являются ротационными для каждого из четырех штатов и их представителя, избранного в составе четырех сенаторов.

В соответствии с Конституцией Микронезии Президент и Вице-президент Микронезии могут быть переизбраны неоднократно.

В Науру в соответствии с Конституцией Президент Науру является главой государства и правительства (в период с 2013 года по 2016 году конституционно была предусмотрена должность Премьер-министра Науру, затем упраздненная).

Должность Президента Науру учреждена 31 января 1968 года.

Президент Науру избирается депутатами парламента после проведения парламентских выборов.

Конституционный срок полномочий Президента Науру составляет три года и приравнен к конституционному сроку полномочий парламента.

Каких-либо конституционно-правовых ограничений на количество сроков избрания одного и того же лица Президентом Науру не установлено.
 
Приложение
МОДЕЛИ КОЛИЧЕСТВА СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
 

п/п

Государство

Виды выборов

Модель однократного избрания на должность главы государства

 

Модель 

двух

конституционных

сроков

Модели

двух

конституционных

сроков подряд

Модель

двух, но не

более трех

конституционных

сроков

Модель

неограниченного количества конституционных сроков

1

Бангладеш

косвенные

 

Да

 

 

 

2

Вануату

косвенные

 

 

 

 

Да

3

Восточный Тимор

всеобщие и прямые

 

 

 

 

Да

4

Вьетнам

косвенные

 

 

 

 

Да

5

Индия

косвенные

 

 

Да

 

 

6

Индонезия

всеобщие и прямые

 

Да

 

 

 

7

Кирибати

всеобщие и прямые

 

 

 

Да

 

8

Республика Корея

всеобщие и прямые

Да

 

 

 

 

9

Лаос

косвенные

 

 

 

 

Да

10

Мальдивская Республика

всеобщие и прямые

 

 

Да

 

 

11

Малайзия

косвенные

 

 

 

 

Да

12

Маршалловы

Острова

косвенные

 

 

Да

 

 

13

Микронезия

косвенные

 

 

 

 

Да

14

Монголия

всеобщие и прямые

 

Да

 

 

 

15

Мьянма

косвенные

 

 

Да

 

 

16

Науру

косвенные

 

 

 

 

Да

17

Непал

косвенные

 

Да

 

 

 

18

Пакистан

косвенные

 

 

Да

 

 

19

Палау

всеобщие и прямые

 

 

Да

 

 

20

Сингапур

всеобщие и прямые

 

 

Да

 

 

21

Фиджи

косвенные

 

 

Да

 

 

22

Филиппины

всеобщие и прямые

Да

 

 

 

 

23

Шри-Ланка

всеобщие и прямые

 

 

Да

 

 

    ИТОГО: 23 государства, в том числе в 12 государствах - косвенные выборы 2 4,в том числе в 2 государствах - косвенные выборы 9 в том числе в 5 государствах - косвенные выборы 1 7, в том числе в 6 государствах - косвенные выборы

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] При проведении 9 мая 2017 года досрочных президентских выборов Мун Чжэ Ин был избран Президентом Республики Кореи, получив 13.423.800 действительных голосов избирателей (41,08%).

Очередные президентские выборы – 2021 год.

[2] В 2017 году в рамках процедуры импичмента от должности главы государства была отстранена бывший Президент Республики Кореи Пак Кын Хе.

[3] На Филиппинах очередные президентские выборы должны состояться 9 мая 2022 года и с 1935 года будут 17-ми по счету президентскими выборами в стране.

[4] До октября 2008 года Президент Мальдивской Республики избирался Меджлисом (парламентом) с последующим утверждением населением на референдуме сроком на пять лет при получении не менее 51% голосов участников национального референдума, т.е. на референдуме применялась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

В соответствии с новой Конституцией Президент Мальдивской Республики избирается путем проведения всеобщих прямых выборов на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства, т.е. при получении кандидатом более 50% голосов избирателей.

В противном случае проводится повторное голосование, в котором принимают участие два кандидата на должность Президента Мальдивской Республики, получившие наибольшее число голосов избирателей.

[5] Досрочные косвенные президентские выборы были проведены в связи с тем, что Тхин Чжо, действующий Президент Мьянмы, 21 марта 2018 года ушел в отставку по состоянию здоровья.

[*] Указанный метод голосования и подсчета голосов избирателей был разработан французским ученым Жан-Шарлем Борда еще в 1781 году.

В рамках данного метода результаты голосования выражаются в виде числа баллов, набранных каждым из кандидатов; применяется как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах с предоставлением избирателю права на преференции и придании им соответствующего удельного веса; кандидат, набравший наибольший удельный вес преференций, признается избранным (применяется также и при проведении президентских выборов).

[6] Прошлые президентские выборы состоялись 9 марта 2016 года.

Президентом Кирибати был избран Танети Маанау, который в первом туре голосования получил 19.833 действительных голосов избирателей (59,960%).

Очередные президентские выборы – март 2020 года

[7] 20 апреля 2016 года Национальное собрание Лаоса из двух кандидатов избрало Буннянга Ворачит, лидера Народно-революционной партии Лаоса, на должность Президента Лаоса.

[8] Малайзия получила государственную независимость от Великобритании 31 августа 1957 года.