Количество сроков полномочий глав государств - участников организации американских государств
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
03 февраля, 2020
Конституции государств – участников Организации американских государств (ОАГ) закрепляют различный срок полномочий президента страны, избираемого в ходе проведения всеобщих и прямых выборов, а также возможность избрания лица на эту должность определенное количество раз, при этом применяются различные конституционно-правовые модели регулирования указанных вопросов.
В целом срок президентских полномочий в 20 государствах – участников ОАГ (из 34), в которых в соответствии с конституцией и законодательством проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства, различен – от четырех до шести лет.
В 9 государствах – участниках ОАГ срок полномочий президента составляет четыре года (например, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Панама (ранее – пять лет), США, Эквадор), в 8 государствах – пять лет (например, Аргентина, Боливия, Гаити, Никарагуа, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай), в трех государствах конституционный срок президентских полномочий составляет шесть лет (например, Венесуэла, Мексика, Чили).
В ряде государств – участниках ОАГ проводились конституционные реформы, предусматривающие либо изменение конституционного срока полномочий президента страны, как правило, в сторону его увеличения, либо снятие конституционных ограничений на количество сроков пребывания в должности президента как главы государства.
Так, Бразилии до 1994 года конституционный срок президентских полномочий был равен пяти годам, затем в ходе конституционной реформы он был сокращен до 4 лет без права повторного переизбрания; в Аргентине и Чили, наоборот, первоначально глава государства избирался на срок 4 года, затем конституционный срок его полномочий был увеличен соответственно до 5 лет (например, Аргентина) и до 6 лет (например, Чили).
В ряде государств – участников ОАГ в ходе общественных дискуссий, в том числе национальных референдумов вносились предложения об отмене конституционного запрета на количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность главы государства (например, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Колумбия).
При этом в Панаме ранее в соответствии с Конституцией граждане, избранные Президентом и Вице-президентом Панамы, не могли быть переизбраны на эти должности в течение двух последующих четырехлетних конституционных сроков президентских полномочий; в настоящее время конституционный срок полномочий Президента Панамы составляет четыре года, при этом в соответствии с Конституцией одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Панамы на два конституционных срока подряд; вместе с тем, одно и то же лицо может быть вновь избрано на должность Президента Панамы (после двух конституционных сроков полномочий) только после проведения так называемых интервальных президентских выборов после окончания указанных двух подряд конституционных сроков президентских полномочий, т.е. с сохранением возможности последующего избрания на должность главы государства по истечении одного конституционного срока президентских полномочий
В целом, при решении вопроса о количестве конституционных сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства, в том числе при проведении косвенных президентских выборов, применяются различные конституционно-правовые модели.
В ряде государств региона ОБСЕ закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом после конституционного перерыва, равного сроку полномочий главы государства, или при большем временном интервале, лицо, ранее дважды занимавшее должность главы государства, вновь приобретает право баллотироваться на президентских выборах, в том числе на очередные два конституционных срока (например, Бразилия, Панама).
В отдельных государствах – участниках ОАГ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется также модель кратного (двукратного подряд, а также ротационного порядка) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом допускается возможность замещения лицом после истечения первого либо второго подряд конституционного срока полномочий главы государства (или его заместителя – вице-президента) указанной должности при обязательном соблюдении условия об истечении определенного календарного срока после окончания второго конституционного срока полномочий (например, Аргентина, Гондурас).
В ряде государств – участников ОАГ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель исключительно двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Гаити, Доминиканская Республика, США).
В отдельных государствах – участниках ОАГ закрепляется модель жесткого или мягкого однократного (с некоторыми исключениями, в том числе ротационного характера) избрания одного и того же лица на должность главы государства (например, Гватемала, Колумбия, Мексика, Парагвай, Чили).
При этом в Политической Конституции Гватемалы закреплено, что одно и то же лицо не может избираться Президентом Гватемалы на второй срок подряд; в соответствии со статьей 136 Политической Конституции Гватемалы правом и обязанностью граждан является, в частности, защищать принцип чередования при переизбрании на должность Президента Гватемалы.
В отдельных государствах – участниках ОАГ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Боливия. Венесуэла, Никарагуа), либо предусматривается возможность последующего избрания лица на должность главы государства только при условии обязательного пропуска данным лицом конституционного срока полномочий главы государства, должность которого он занимал (например, Перу, Сальвадор, Уругвай).
В отдельных государствах – участниках ОАГ президент страны избирается в ходе проведения парламентских выборов по пропорциональной избирательной системе и спискам кандидатов политических партий, политических коалиций (например, Гайана).
Так, в Гайане в соответствии с Конституцией Президент Гайаны является главой государства, высшим должностным лицом исполнительной власти.
Президент Гайаны избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых парламентских выборов по особой электоральной процедуре.
Так, при проведении парламентских выборов каждая политическая партия вправе в своем списке кандидатов обозначить одного кандидата как кандидата на должность Президента Гайаны.
Избранным на должность Президента Гайаны считается кандидат, включенный в список кандидатов политической партии, который получил больше депутатских мандатов, чем любой другой партийный список кандидатов.
Кроме того, кандидат на должность Президента Гайаны считается избранным и объявляется, если он является единственным кандидатом на должность Президента Гайаны, либо если в случае, когда в выборах принимают участие два и более кандидата на должность Президента Гайаны и каждый из списков кандидатов получил равное число голосов избирателей, или два и более списка кандидатов получили равное число голосов, но большее, чем любые другие списки, Председатель Избирательной комиссии Гайаны в присутствии Премьер-министра Гайаны и общественности путем жеребьевки выбирает один из списков, получивших равное число голосов избирателей, и объявляет кандидата на должность Президента Гайаны из победившего списка законно избранным Президентом Гайаны.
Вице-президенты Гайаны назначаются Президентом Гайаны.
Лицо, вступившее в должность Президента Гайаны, если оно не будет смещено ранее по основаниям, установленным статьей 178 Конституции Гайаны (т.е. если оно уйдет в отставку, будет неспособно исполнять свои обязанности, либо в случае смерти), исполняет свои обязанности до тех пор, пока лицо, избранное Президентом Гайаны на следующих выборах, проведенных в соответствии с положениями Конституции Гайаны, не вступит в должность.
В течение периода, когда должность Президента Гайаны является вакантной, его обязанности исполняет Премьер-министр либо иное лицо в порядке, указанном в Конституции Гайаны.
Президент Гайаны, избранный после 2000 года, может быть переизбран лишь один раз (ранее одно и то же лицо могло быть переизбрано Президентом Гайаны неограниченное число раз).
Так, в соответствии со статьей 90 Конституции Гайаны лицо, которое вступило в должность Президента Гайаны после 2000 года и исполняло свои обязанности в этой должности в течение одного срока, установленного Национальным собранием – парламентом Гайаны, может быть переизбрано Президентом Гайаны только один раз.
В ряде государств – участников ОАГ в ходе проведении конституционных реформ вводились новые модели конституционных сроков полномочий глав государств и их количества, предусматривающие, в частности, введение, с одной стороны, ограничений на количество таких сроков (например, Доминиканская Республика, Колумбия, Эквадор), с другой, наоборот, на отмену либо инициирование отмены (модифицирование) ранее предусмотренных жестких конституционных ограничений на количество сроков (например, Венесуэла, Гондурас, Коста-Рика).
Так, в рамках так называемой либеральной модели регулирования количества конституционных сроков занятия одним и тем же лицом должности главы государства в Доминиканской Республике в прежней редакции Конституции было закреплено положение о том, что одно и то же лицо может претендовать еще на один конституционный срок полномочий главы государства, непосредственно следующий за первым, и в дальнейшем (после двух конституционных сроков полномочий) мог вновь занимать эту должность только после истечения очередного конституционного срока полномочий главы государства.
В соответствии с обновленной Конституцией не предусматривается возможность избрания одного и того же лица на должность Президента Доминиканской Республики более двух раз, при этом допускается избрание на второй конституционный срок полномочий, непосредственно следующий за первым сроком полномочий главы государства.
Таким образом, в целом одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Доминиканской Республики более двух раз.
В Колумбии ранее в соответствии с Конституцией одно и то же лицо не могло избираться Президентом Колумбии более двух сроков подряд (так, в 2005 году была внесена конституционная поправка об избрании одного и того же лица Президентом Колумбии на два срока подряд: в статье 197 Политической Конституции Колумбии было закреплено, что никто не может избираться на должность Президента Колумбии более двух раз подряд).
В частности, в сентябре 2009 года Палата представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата) приняли закон, предоставлявший действующему Президенту Колумбии инициировать национальный референдум о снятии конституционного ограничения в отношении количества сроков пребывания одного и того же лица в должности Президента Колумбии.
Однако Конституционный суд Колумбии 26 февраля 2010 года принял решение о запрете инициирования проведения национального референдума о снятии ограничения на количество сроков пребывания в должности Президента Колумбии – как проявление существенного нарушения демократических принципов – и участии действующего Президента Колумбии в президентских выборах на третий срок.
Несмотря на предпринимаемые попытки, указанное конституционное ограничение на количество сроков пребывания в должности Президента Колумбии не было не снято вплоть до 2015 года.
Вместе с тем, в 2015 году в соответствии с конституционными поправками было вновь закреплено, что одно и то же лицо не может баллотироваться на второй срок, в том числе после пропуска одного или более конституционных сроков полномочий Президента Колумбии.
Таким образом, конституционно вновь (как до 2005 года) предусмотрено только однократное избирание одного и того же лица на должность Президента Колумбии.
В Эквадоре в соответствии с прежней Политической Конституцией Президент и Вице-президент Эквадора могли быть переизбраны по истечении одного периода после того, как истечет период, на который они были избраны; в соответствии с новой Конституцией Эквадора, принятой на национальном референдуме 28 сентября 2008 года, действующий Президент и Вице-президент Эквадора вправе принять участие в новых выборах, т.е. могут быть избраны на должность главы государства (его заместителя) на два конституционных срока подряд.
В рамках так называемой консервативной модели регулирования количества конституционных сроков занятия одним и тем же лицом должности главы государства в Венесуэле 15 февраля 2009 года проводился конституционный референдум по вопросу о снятии ограничений на количество сроков занятия должности главы государства: в итоге было принято положительное решение (при этом в декабре 2007 года на аналогичном конституционном референдуме был дан отрицательный ответ – 51% участников референдума проголосовали против 69 конституционных поправок, в том числе по количеству конституционный сроков полномочий Президента Венесуэлы).
В Коста-Рике в 1969 году было конституционно запрещено повторное избрание Президента Коста-Рики на новый срок, однако в 2005 году это положение было отменено Верховным судом Коста-Рики, при этом в конституционном тексте прямо не указано, сколько раз Президентом Коста-Рики может быть избрано одно и то же лицо; таким образом, презюмируется неограниченное количество конституционных сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность главы государства.
При этом, однако, законодательно закреплено, что одно и то же лицо может вновь занимать должность Президента Коста-Рики после истечения восьмилетнего периода с момента окончания исполнения им полномочий Президента Коста-Рики.
Таким образом, интервальный отрезок для занятия одним и тем же лицом вновь должности Президента Коста-Рики, которую оно занимало в течение четырех лет, составляет восемь лет, т.е. два конституционных четырехлетних срока полномочий главы государства.
При этом в некоторых государствах Американского континента посягательство на принцип сменяемости выборных должностных лиц является преступлением и поводом к народному восстанию.
Так, в Гватемале в соответствии со статьей 136 Политической Конституции правом и обязанностью граждан является, в частности, защищать принцип чередования и сменяемости при избрании на должность Президента Гватемалы; в Гондурасе в соответствии со статьей 239 Конституции не могут быть избраны Президентом и вице-президентом Гондураса на очередной срок гражданин, который исполнял обязанности Президента Гондураса по избранию или в качестве заместителя (вице-президента Гондураса) в течение одного срока президентских полномочий: любое лицо, которое нарушает указанное конституционное положение либо выступает за его изменение, а также лица, которые прямо или косвенно поддерживают указанное лицо, подлежат незамедлительному отстранению от занимаемых должностей и лишаются права в течение 10 лет занимать любые публичные (выборные) должности; в Мексике гражданин, занимавший должность Президента Мексики, будучи избранным путем народных выборов или назначенным в вышеуказанных конституционных случаях в качестве исполняющего обязанности Президента Мексики либо в качестве заместителя Президента Мексики, ни в коем случае и ни под каким предлогом не может вновь занять эту должность; в Сальвадоре в соответствии со статьей 88 Конституции смена лиц, занимающих должность Президента Сальвадора, необходима для поддержания установленной формы правления и политической системы; нарушение этой нормы обязывает к восстанию.
В ряде государств – участников ОАГ, в которых проводятся косвенные выборы президента страны, законодательно не закрепляются какие-либо ограничения на количество сроков избрания одного и того же лица на должность президента страны (например, Тринидад и Тобаго) либо закрепляются ограничения на количество конституционных сроков полномочий главы государства (например, Доминика, Куба, Суринам).
Так, на Кубе 24 февраля 2019 года был проведен конституционный референдум, на который был вынесен вопрос о народном одобрении проекта новой Конституции Кубы, принятой в июле 2018 года Национальной ассамблей народной власти Кубы .
Новая Конституция Кубы, среди прочих, впервые создала институт президентства с ограничением срока пребывания одного и того же лица в должности Президента Кубы не более двух последовательных пятилетних сроков (до этого Председатель Государственного совета Кубы, который неофициально именовался Президентом Кубы, избирался на неограниченное количество сроков), восстановила должность Премьер-министра Кубы, ввела запрет на дискриминацию, основанную на признаках пола, этнического происхождения и инвалидности, ввела в юридическую систему принцип презумпции невиновности, признала рынок труда и частную собственность.
При этом Президент и Вице-президент Кубы должны избираться не на всеобщих и прямых выборах, а на косвенных выборах, т.е. будут избираться из числа депутатов Национальной ассамблеи народной власти Кубы (Президент и Вице-президент Кубы избраны на косвенных выборах в
2019 году).
В Суринаме одно и то же лицо может избираться Президентом Суринама два срока подряд, то в Доминике и на Кубе одно и то же лицо может избираться главой государства Доминики два срока подряд.
1. Модель «двух конституционных сроков подряд»
В двух государствах Американского континента закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом после конституционного перерыва, равного сроку полномочий главы государства, или при большем временном интервале, лицо, ранее дважды занимавшее должность главы государства, вновь приобретает право баллотироваться на президентских выборах, в том числе на очередные два конституционных срока (например, Бразилия, Панама).
В Бразилии президентская система была введена Конституцией 1889 года.
В соответствии с Конституцией Президент Бразилии – глава государства и правительства.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Бразилии, которому помогают государственные министры.
Одновременно с Президентом Бразилии избирается Вице-президент Бразилии, т.е. выборы Президента Бразилии включают и выборы Вице-президента Бразилии, регистрируемого вместе с кандидатом на должность Президента Бразилии.
Одновременные выборы Президента и Вице-президента Бразилии проводятся в первое воскресенье октября – первый тур голосования и, если необходимо, в последнее воскресенье октября – второй тур голосования, в год, предшествующий году окончания срока полномочий действующего Президента Бразилии.
Президент Бразилии избирается сроком на четыре года (до 1994 года – пять лет).
Срок полномочий Президента Бразилии начинается 1 января года, следующего за годом его избрания (статья 82 Конституции Бразилии).
Президент и Вице-президент Бразилии вступают в должность на заседании Национального конгресса, на котором они принимают присягу.
Если по истечении 10 дней, прошедших после дня вступления в должность, Президент или Вице-президент Бразилии не приступят к исполнению своих обязанностей, исключая основания, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, то их должности объявляются вакантными (статья 78 Конституции Бразилии).
Под угрозой потери своей должности Президент и Вице-президент Бразилии без разрешения Национального конгресса не могут покидать страну более чем на 15 дней.
Одно и то же лицо не может избираться Президентом Бразилии более двух сроков.
Так, в соответствии со статьей 14 Конституции Бразилии от 5 октября 1988 года Президент Бразилии может быть переизбран только на еще один следующий срок3.
При этом, однако, законодательно закреплено, что одно и то же лицо может вновь занимать должность Президента Бразилии после истечения четырехлетнего периода с момента окончания исполнения им полномочий Президента Бразилии.
Таким образом, интервальный отрезок для занятия одним и тем же лицом вновь должности Президента Бразилии, которую оно занимало в течение четырех лет, составляет четыре года, т.е. как минимум, один конституционный четырехлетний срок полномочий главы государства.
При этом Вице-президент Бразилии, который в случаях и порядке, предусмотренных конституционными положениями, исполнял полномочия Президента Бразилии, вправе вновь (повторно) баллотироваться на должность Президента Бразилии, то только один раз.
В Панаме в соответствии с Конституцией Президент – глава государства и правительства.
Президент Панамы избирается в ходе всеобщих и прямых выборов.
Конституционный срок полномочий Президента Панамы составляет пять лет.
До 2004 года одновременно с Президентом Панамы в таком же порядке и на такой же срок избирались Первый и Второй вице-президенты, заменяющие Президента Панамы в его отсутствие согласно положениям статей 182–184 Конституции Панамы.
В случае постоянного отсутствия Президента на оставшийся срок должность Президента Панамы занимал Первый Вице-президент, в отсутствие последнего — Второй Вице-президент.
В случае, если Первый Вице-президент приступал к исполнению обязанностей Президента, Второй Вице-президент переходил на должность Первого Вице-президента Панамы.
В 2004 году одна должность Вице-президента Панамы была сокращена.
Президент и Вице-президент Панамы вступали в соответствующие должности 1 сентября, по окончании выборов, и приносили присягу
Граждане, избранные Президентом и Вице-президентом Панамы, не могли быть переизбраны на эти должности в течение двух последующих сроков президентских полномочий.
В соответствии с Конституцией одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Панамы на два конституционных срока подряд; вместе с тем, одно и то же лицо может быть вновь избрано на должность Президента Панамы (после двух конституционных сроков полномочий) только после проведения так называемых интервальных президентских выборов после окончания указанных двух подряд конституционных сроков президентских полномочий, т.е. с сохранением возможности последующего избрания на должность главы государства по истечении одного конституционного срока президентских полномочий.
Таким образом, интервальный отрезок для занятия одним и тем же лицом вновь должности Президента или Вице-президента Панамы, которую оно занимало в течение двух пяти лет, составляет 10 лет, т.е. два конституционных пятилетних срока полномочий главы государства (Президента Панамы) и его заместителя (Вице-президента Панамы).
2. Модели «двух конституционных сроков с некоторыми исключениями»
В отдельных государствах – участниках ОАГ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется также модель кратного (двукратного подряд, а также ротационного порядка) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом допускается возможность замещения лицом после истечения первого либо второго подряд конституционного срока полномочий главы государства (или его заместителя – вице-президента) указанной должности при обязательном соблюдении условия об истечении определенного календарного срока после окончания второго конституционного срока полномочий (например, Аргентина).
Так, в Аргентине в соответствии с Конституцией Президент Аргентины – глава государства и правительства, избираемый непосредственно гражданами (избирателями).
Статья 87 Конституции Аргентины закрепляет, что исполнительная власть осуществляется Президентом Аргентины.
Вице-президентом Аргентины по должности является Председатель Сената – верхней палаты парламента; при этом Конституция Аргентины не предусматривает возможности отстранения от должности Вице-президента Аргентины.
Срок полномочий Президента Аргентины – пять лет (ранее – после совершения в 1966 году военного переворота – четыре года; в соответствии с Конституцией Аргентины 1853 года срок полномочий Президента Аргентины составлял шесть лет без права одного и того же лица на последующее переизбрание4); на такой же срок избирается и Вице-президент Аргентины (в соответствии с конституционными поправками
1994 года).
Президент Аргентины прекращает выполнение своих функций в день, когда истекает четырехгодичный конституционный срок полномочий; при этом никакие события, прерывавшие течение этого срока, не могут служить основанием его продления (статья 91 Конституции Аргентины).
Президент и Вице-президент Аргентины могут быть переизбраны или взаимно поменяться местами при повторном избрании на указанные должности на один непосредственно следующий конституционный срок полномочий.
В случае переизбрания или взаимной смены должностей указанные лица не могут быть избраны ни на одну из этих должностей раньше, чем истечет период времени, равный конституционному сроку соответствующих полномочий (статья 90 Конституции Аргентины).
Такой конституционный «президентский цикличный оборот» не препятствует неоднократному избранию одного и того же лица (лиц) на указанные должности (при условии пропуска одного конституционного срока полномочий соответствующих выборных лиц).
В случае болезни, отсутствия в столице, смерти, отставки или отстранения Президента Аргентины исполнительная власть переходит к Вице-президенту Аргентины.
В случае отставки, смерти, отстранения или нетрудоспособности Президента Аргентины и Вице-президента Аргентины Конгрессом на должность Президента Аргентины назначается государственный чиновник, который исполняет функции Президента Аргентины вплоть до прекращения причин нетрудоспособности Президента Аргентины или до избрания нового Президента Аргентины.
3. Модель «двух конституционных сроков»
В четырех государствах Американского континента при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель исключительно двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Гаити, Доминиканская Республика, США, Эквадор).
В Гаити в соответствии с Конституцией Президент Гаити является главой государства, который следит за соблюдением Конституции и нормальным функционированием институтов государства, обеспечивает непрерывность работы органов государственной власти, преемственность в деятельности государства.
Президент Гаити избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов (первые в истории страны свободные выборы Президента Гаити состоялись в декабре 1990 года).
Пятилетний период начинается и заканчивается 7 февраля, следующего за датой проведения президентских выборов.
В соответствии с Конституцией Гаити одно и то же лицо не может избираться Президентом Гаити на второй срок подряд, но может вновь занять должность Президента Гаити после перерыва в 5 лет после окончания первого срока президентских полномочий (т.н. интервальный срок для повторного занятия президентской должности), при этом в целом одно и то же лицо не может ни при каких обстоятельствах избираться на третий конституционный срок полномочий главы государства, т.е. в целом одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Гаити не более двух раз.
В Доминиканской Республике в соответствии с Конституцией, принятой в 1966 году (с изменениями, внесенными в 2015 году), Президент Доминиканской Республики – глава государства и правительства5.
Президент Доминиканской Республики избирается сроком на четыре года в ходе всеобщих и прямых выборов.
Вице-президент Доминиканской Республики избирается вместе с Президентом Доминиканской Республики в том же порядке и на тот же срок.
Избранные на очередных выборах Президент и Вице-президент Доминиканской Республики приносят присягу 16 августа, следующего за датой их избрания; в этот день заканчивается срок полномочий их предшественников.
Если избранный Президент не может сделать этого ввиду отсутствия в стране, в связи с болезнью или по какой-либо другой серьезной причине, обязанности Президента временно исполняет избранный Вице-президент, а в случае отсутствия Вице-президента – Председатель Верховного суда Доминиканской Республики.
В случае смерти, увольнения или отставки Президента Доминиканской Республики вице-президент Доминиканской Республики становится Президентом Доминиканской Республики.
Если оба поста вакантны, исполнительная власть может создать временное правительство или передать контроль над правительством законодательной власти.
В прежней редакции Конституции Доминиканской Республики было закреплено положение о том, что одно и то же лицо может претендовать только еще на один конституционный срок полномочий главы государства, непосредственно следующий за первым, и в дальнейшем никогда не может занимать ни эту должность, ни должность Вице-президента Доминиканской Республики.
В соответствии с обновленной Конституцией не предусматривается возможность избрания одного и того же лица на должность Президента Доминиканской Республики более двух раз, при этом допускается избрание на второй конституционный срок полномочий, непосредственно следующий за первым сроком полномочий главы государства.
Таки образом, в целом одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Доминиканской Республики более двух раз.
В США в соответствии с Конституцией выборы Президента и Вице-президента США проводятся в рамках смешанного порядка на основе сочетания проведения первоначально всеобщих и прямых выборов избирателями 50 штатов и Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) и затем избрания членами Коллегии выборщиков, состоящей из 538 выборщиков6.
В соответствии с Конституцией Президент и Вице-президент США избираются на четырехлетний срок полномочий.
При этом одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента США не более двух раз.
В Эквадоре в соответствии с Конституцией Президент Эквадора осуществляет исполнительную власть, является главой государства и правительства и отвечает за деятельность публичной администрации.
Период правления Президента Эквадора, длящийся четыре года, начинается 15 января года, следующего за годом его избрания.
Президент Эквадора избирается в ходе всеобщих и прямых выборов. Одновременно с Президентом Эквадора избирается Вице-президент Эквадора.
Ранее (до 20 октября 2008 года) Президент Вице-президент Эквадора избирался на один четырехлетний конституционный срок полномочий.
Так, в соответствии с статьей 98 Политической Конституции Эквадора до 20 октября 2008 года Президент и Вице-президент Эквадора могли быть переизбраны по истечении одного периода после того, как истечет период, на который они были избраны.
В соответствии с новой Конституцией Эквадора, принятой на национальном референдуме 28 сентября 2008 года, действующий Президент и Вице-президент Эквадора вправе принять участие в новых выборах, т.е. могут быть избраны на должность главы государства (его заместителя) на два конституционных срока подряд.
При этом одно и то же лицо может быть избрано только на два последовательных четырехлетних конституционных срока полномочий, т.е. не более двух раз.
4. Модель «однократного избрания на должность главы государства с некоторыми исключениями»
В шести государствах – участниках ОАГ закрепляется модель жесткого или мягкого однократного (с некоторыми исключениями, в том числе ротационного характера) избрания одного и того же лица на должность главы государства (например, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Мексика, Парагвай).
В Гватемале в соответствии с Конституцией, принятой в 1985 году (с изменениями, в частности, 1993 года), Президент Гватемалы – глава государства и осуществляет функции органа исполнительной власти по мандату народа.
Президент и Вице-президент Гватемалы (одновременно с выборами главы государства) путем всеобщего и тайного голосования избираются народом на четырехлетний срок, не подлежащий продлению.
В соответствии со статьей 184 Политической Конституции Гватемалы Президент и вице-президент Гватемалы избираются только на один конституционный срок полномочий.
В соответствии с подпунктом f статьи 136 Политической Конституции Гватемалы правом и обязанностью граждан является, в частности, защищать принцип чередования и сменяемости при избрании на должность Президента Гватемалы.
В Гондурасе в соответствии с Конституцией, принятой в январе 1982 года (с изменениями, в частности, 2013 года), Президент Гондураса – глава государства и правительства.
Президент Гондураса избирается сроком на четыре года в ходе всеобщих и прямых выборов.
Срок президентских полномочий начинается с 27 января года, следующего после календарной даты проведения президентских выборов.
Три вице-президента Гондураса избираются вместе с Президентом Гондураса.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Гондураса во благо народа, который он представляет, в отсутствие Президента Гондураса – Вице-президентом Гондураса.
В соответствии со статьей 242 Конституции Гондураса в случае полного отсутствия Вице-президента Гондураса высшая исполнительная власть до конца срока президентских полномочий осуществляется Президентом Национального конгресса, а в его отсутствие Председателем Верховного суда.
В соответствии с конституционными положениями одно и то же лицо не может избираться Президентом Гондураса на второй срок подряд7.
Так, в соответствии со статьей 239 Конституции Гондураса не могут быть избраны Президентом и вице-президентом Гондураса на очередной срок гражданин, который исполнял обязанности Президента Гондураса по избранию или в качестве заместителя (вице-президента Гондураса) в течение одного срока президентских полномочий.
Любое лицо, которое нарушает указанное конституционное положение либо выступает за его изменение, а также лица, которые прямо или косвенно поддерживают указанное лицо, подлежат незамедлительному отстранению от занимаемых должностей и лишаются права в течение 10 лет занимать любые публичные (выборные) должности.
В Колумбии президентская система была введена Конституцией 1819 года.
В соответствии с Конституцией 1991 года Президент Колумбии является главой государства, председателем правительства и обладает высшей административной властью.
Президент Колумбии является символом национального единства и, после принесения присяги о соблюдении Политической Конституции Колумбии и законов, обязан выступать гарантом прав и свобод всех колумбийцев.
Президент Колумбии избирается сроком на четыре года при всеобщем, прямом и тайном голосовании.
Одновременно избирается и Вице-президент Колумбии – всенародным голосованием в тот же день и по тому же избирательному бюллетеню, что и Президент Колумбии.
Срок полномочий Вице-президента Колумбии равен сроку полномочий Президента Колумбии.
В случае постоянной неспособности Президента Колумбии выполнять свои обязанности Вице-президент Колумбии принимает на себя их выполнение до конца соответствующего конституционного срока полномочий.
Президент Колумбии может доверять Вице-президенту Колумбии выполнение миссий или особых поручений и назначать его на любые должности в органах исполнительной власти.
Вице-президент Колумбии не может брать на себя выполнение обязанностей уполномоченного министра.
В случае утраты Вице-президентом Колумбии способности выполнять соответствующие обязанности в период отправления должности Президента Колумбии его должность занимает министр в порядке, установленном законом.
В этом случае лицо, замещающее Президента Колумбии, принадлежит к той же политической партии или движению, что и Президент Колумбии, и занимает указанную должность до тех пор, пока Конгресс в течение 30 дней с момента открытия вакансии не изберет Вице-президента Колумбии, который приступит к выполнению обязанностей Президента Колумбии.
В случае постоянной утраты Вице-президентом Колумбии способности выполнять свои обязанности Конгресс по собственной инициативе или по созыву Президента Колумбии собирается на сессию и выбирает лицо, которое будет замещать Вице-президента Колумбии в течение оставшегося срока полномочий.
В период с 1910 года по 2005 год одно и то же лицо могло быть избрано на должность президента Колумбии только один раз.
Затем в соответствии с обновленной Конституцией Колумбии одно и то же лицо не могло избираться Президентом Колумбии более двух сроков подряд.
Так, 24 декабря 2005 года было принято новое законодательство о выборах (Закон об основных гарантиях избирательных прав), предусматривающее, в частности, возможность избрания одного и того же лица Президентом Колумбии на два конституционных срока полномочий подряд: на этой основе в модифицированной статье 152 Политической Конституции Колумбии было закреплено, что никто не может избираться на должность Президента Колумбии более двух раз подряд.
Несмотря на предпринимаемые попытки, указанное конституционное ограничение на двукратное количество сроков пребывания в должности Президента Колумбии не было не снято вплоть до 2015 года.
В частности, в сентябре 2009 года Палата представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата) приняли закон, предоставлявший действующему Президенту Колумбии инициировать национальный референдум о снятии конституционного ограничения в отношении количества сроков пребывания одного и того же лица в должности Президента Колумбии.
Однако Конституционный суд Колумбии 26 февраля 2010 года принял решение о запрете инициирования проведения национального референдума о снятии ограничения на количество сроков пребывания в должности Президента Колумбии – как проявление существенного нарушения демократических принципов – и участии действующего Президента Колумбии в президентских выборах на третий срок.
Вместе с тем, в 2015 году в соответствии с конституционными поправками было вновь закреплено, что одно и то же лицо не может баллотироваться на второй срок, в том числе после пропуска одного или более конституционных сроков полномочий Президента Колумбии.
Таким образом, конституционно вновь (как до 2005 года) предусмотрено только однократное избирание одного и того же лица на должность Президента Колумбии.
В соответствии с законодательством, действующий Президент и вице-президент Колумбии, баллотирующиеся на второй конституционный срок полномочий, должны официально уведомить Национальный избирательный совет Колумбии о том, что они будут создавать равные (честные) условия для участия в президентских выборах другим кандидатам на должность Президента и вице-президента Колумбии.
В Мексике президентская система была введена революционными событиями и Конституцией 1917 года.
В соответствии с Конституцией Президент Мексики – глава государства и исполнительной власти.
Так, в соответствии со статьей 80 Конституции Мексики осуществление верховной исполнительной власти возлагается на Президента Мексики.
Президент Мексики избирается сроком на шесть лет в ходе всеобщих и прямых выборов по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.
Так, в соответствии со статьей 83 Конституции Мексики Президент Мексики вступает в должность 1 декабря и занимает ее в течение шести лет.
В соответствии со статьями 84 и 85 Конституции Мексики в случае абсолютной неспособности Президента Мексики исполнять свои обязанности, проявившейся в первые два года пребывания в должности, Национальный конгресс, если он заседает, немедленно выступает в качестве Избирательной коллегии и при наличии не менее двух третей всех своих членов избирает тайным голосованием при абсолютном большинстве голосов исполняющего обязанности Президента Мексики; тот же самый Конгресс в течение последующих десяти дней после назначения исполняющего обязанности
Президента Мексики объявляет о назначении выборов Президента Мексики, который будет находиться в должности оставшийся срок президентских полномочий, с тем чтобы между днем назначения выборов и днем их проведения было не менее 14 и не более 18 месяцев.
Если Конгресс не заседает, его Постоянная комиссия немедленно назначает исполняющего обязанности Президента Мексики и созывает внеочередную сессию Конгресса, на которой, в свою очередь, избирается исполняющий обязанности Президента Мексики и объявляется о назначении президентских выборов в вышеуказанном порядке.
В случае неспособности Президента Мексики исполнять свои обязанности, наступившей в последние четыре года его пребывания в должности, Национальный конгресс, если он заседает, назначает заместителя Президента Мексики, осуществляющего функции Президента Мексики до конца срока полномочий; если Конгресс не заседает, то Постоянная комиссия назначает исполняющего обязанности Президента Мексики и созывает внеочередную сессию Национального конгресса, который выступает в качестве Избирательной коллегии и проводит выборы заместителя Президента Мексики.
Если избранный Президент Мексики не вступит в должность в начале конституционного периода или если выборы не состоятся и к 1 декабря не будут объявлены их результаты, то Президент Мексики, срок полномочий которого заканчивается, освобождается от должности и верховную исполнительную власть принимает на себя исполняющий обязанности Президента Мексики, избранный Конгрессом. Если же Конгресс не заседает, то исполняющего обязанности Президента Мексики избирает Постоянная комиссия в соответствии с положениями статьи 84 Конституции Мексики.
В случае временной неспособности Президента Мексики исполнять свои обязанности Национальный конгресс, а если он не заседает – Постоянная комиссия назначает на соответствующий срок исполняющего обязанности Президента Мексики.
Если неспособность Президента Мексики исполнять обязанности продолжается более 30 дней и Национальный конгресс не заседает, Постоянная комиссия созывает внеочередную сессию Конгресса для решения вопроса о предоставлении Президенту Мексики отпуска и о назначении, в свою очередь, исполняющего обязанности Президента Мексики.
Если временная неспособность исполнять обязанности переходит в постоянную, то применяется процедура, установленная в статье 84 Конституции Мексики.
В соответствии с Конституцией Мексики одно и то же лицо не может избираться Президентом Мексики более одного срока подряд.
Гражданин, занимавший должность Президента Мексики, будучи избранным путем народных выборов или назначенным в вышеуказанных конституционных случаях в качестве исполняющего обязанности Президента Мексики либо в качестве заместителя Президента Мексики, ни в коем случае и ни под каким предлогом не может вновь занять эту должность.
В Парагвае в соответствии с Конституцией Президент Парагвая – глава государства и правительства.
Президент Парагвая избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов, и срок полномочий начинается с 15 августа года, следующего за годом выборов; указанный срок не может быть продлен.
Одновременно с Президентом Парагвая избирается Вице-президент Парагвая.
Одно и то же лицо не может избираться Президентом Парагвая и Вице-президентом Парагвая на второй срок подряд, т.е. не подлежит переизбранию.
При этом Вице-президент Парагвая может быть избран на должность Президента Парагвая на следующий срок только в случае ухода с занимаемой должности за 6 месяцев до проведения всеобщих президентских выборов.
Вместе с тем, лицо, занимавшее должность Президента Парагвая более 12 месяцев, не может быть избрано Вице-президентом Парагвая (статья 229 Конституции Парагвая).
В соответствии со статьей 231 Конституции Парагвая, если на день, в который Президент и Вице-президент Парагвая должны принять на себя выполнение соответствующих обязанностей, их имена не объявлены в порядке, предусмотренном положениями Конституции Парагвая, или результаты выборов признаны недействительными, лицо, ранее занимавшее должность Президента Парагвая, передает руководство страной Председателю Верховного суда Парагвая, который временно прекращает выполнять судебные функции и занимает должность Президента Парагвая до тех пор, пока не передаст соответствующие полномочия лицу, избранному Президентом Парагвая.
По окончании президентских полномочий указанные лица пожизненно наделяются статусом сенатора (члена верхней палаты парламента) с правом совещательного (не решающего) голоса.
5. Модель «неограниченного количества конституционных сроков с некоторыми исключениями»
В восьми государствах – участниках ОАГ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Боливия, Венесуэла, Никарагуа) либо предусматривается возможность последующего избрания лица на должность главы государства только при условии обязательного пропуска данным лицом конституционного срока (одного или двух) полномочий главы государства, должность которого он занимал (например, Коста-Рика, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили).
В Боливии в соответствии с Конституцией Президент Боливии – глава государства и глава правительства; осуществляет исполнительную власть совместно с государственными министрами.
Президент Боливии избирается прямым голосованием сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов.
Одновременно с ним и таким же образом избирается Вице-президент Боливии.
В соответствии с Конституцией Боливии в случае отставки Президента Боливии его полномочия осуществляет Председатель Национального конгресса Боливии.
При проведении президентских выборов выдвижение и избрание кандидатов на должность Президента и Вице-президента Боливии проводится в два этапа: в ходе первичного этапа (праймериз) и затем – основного – этапа (голосование избирателей за кандидатов, избранных при проведении праймериз).
При проведении президентских выборов (Президента и Вице-президента Боливии) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (в два тура голосования).
В рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства на выборах Президента Боливии для избрания в первом туре голосования кандидату необходимо получить не менее 50% действительных голосов избирателей; если ни один из кандидатов не получил в первом туре голосования необходимого числа голосов избирателей, проводится повторное голосование (второй тур голосования) между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов избирателей в первом туре голосования.
Повторное голосование (второй тур голосования) проводится через две недели после дня проведения первого тура голосования.
В соответствии с Конституцией Боливии одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Боливии неоднократно8.
В Венесуэле в соответствии с Конституцией Президент Венесуэлы – глава государства и глава национальной исполнительной власти, в качестве которого он руководит деятельностью правительства.
В целом исполнительную власть осуществляют Президент, Вице-президент, министры и другие должностные лица, указанные в Конституции Венесуэлы и в законе.
Президент Венесуэлы избирается сроком на шесть лет в ходе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании.
В период с 1958 по 1999 годы Президент Венесуэлы избирался на пять лет, при этом в соответствии с законодательством одно и то же лицо могло было быть вновь избрано на должность Президента Венесуэлы, но только после истечения двух пятилетних сроков (т.е. 10 лет) со дня оставления им ранее занимаемой должности Президента Венесуэлы.
15 февраля 2009 года проводился конституционный референдум по вопросу, в частности, о снятии ограничений на количество сроков занятия одним и тем же лицом должности главы государства – было принято положительное решение (тогда как в декабре 2007 года на аналогичном конституционном референдуме был дан отрицательный ответ – 51% участников референдума проголосовали против 69 конституционных поправок, в том числе по количеству конституционный сроков полномочий Президента Венесуэлы).
В соответствии с действующей Конституцией Венесуэлы одно и то же лицо может избираться Президентом Венесуэлы более двух сроков подряд, т.е. неоднократно; ранее он мог быть переизбран на очередной срок и только один раз.
В Коста-Рике в соответствии с Конституцией Президент Коста-Рики – глава государства и правительства.
Президент Коста-Рики избирается в ходе всеобщих и прямых выборов сроком на четыре года.
Два вице-президента Коста-Рики избираются сроком на четыре года в ходе всеобщих и прямых выборов и в соответствии со статьей 135 Конституции Коста-Рики замещают в порядке должностного первенства Президента Коста-Рики в случае его постоянного отсутствия.
В соответствии со статьей 136 Конституции Коста-Рики Президент и вице-президенты Коста-Рики вступают в свои должности 8 мая; по окончании конституционного периода, на который они были избраны, Президент и вице-президенты Коста-Рики в силу этого факта прекращают выполнение своих функций.
На период своего временного отсутствия Президент Коста-Рики может призвать любого из вице-президентов для своего замещения.
Когда ни один из вице-президентов не может временно или постоянно заменить Президента Коста-Рики, эту должность занимает Председатель Законодательной ассамблеи.
В соответствии со статьей 134 Конституции Коста-Рики срок президентских полномочий устанавливается на четыре года и действия должностных и частных лиц, нарушающих принцип чередования в исполнении функций Президента Коста-Рики или принцип свободной смены Президента Коста-Рики, провозглашенные Конституцией Коста-Рики, будут означать измену Республике.
Ответственность за подобные действия не отменяется за давностью времени.
В 1969 году было конституционно запрещено повторное избрание Президента Коста-Рики на новый срок, однако в 2005 году это положение было отменено Верховным судом Коста-Рики, при этом в конституционном тексте прямо не указано, сколько раз Президентом Коста-Рики может быть избрано одно и то же лицо; таким образом, презюмируется неограниченное количество конституционных сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность главы государства.
При этом, однако, законодательно закреплено, что одно и то же лицо может вновь занимать должность Президента Коста-Рики после истечения восьмилетнего периода с момента окончания исполнения им полномочий Президента Коста-Рики.
Таким образом, интервальный отрезок для занятия одним и тем же лицом вновь должности Президента Коста-Рики, которую оно занимало в течение четырех лет, составляет восемь лет, т.е. два конституционных четырехлетних срока полномочий главы государства.
В Никарагуа президентская система была введена Конституцией Никарагуа 1854 года.
В соответствии с Конституцией Президент Никарагуа – глава государства и правительства.
Президент Никарагуа избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов.
Вице-президент Никарагуа избирается вместе с Президентом Никарагуа. Вице-президент Никарагуа исполняет обязанности, определяемые Политической Конституцией Никарагуа и делегируемые ему Президентом Никарагуа прямо или посредством закона.
Вице-президент замещает Президента Никарагуа в случае его постоянного или временного отсутствия.
Президент и Вице-президент Никарагуа осуществляют свои полномочия в течение пяти лет со дня вступления в должность 10 января года, следующего за годом проведения выборов.
Ранее в соответствии с Конституцией одно и то же лицо не могло избираться Президентом Никарагуа на второй срок подряд.
В соответствии с конституционными поправками одно и то же лицо может быть избрано на должность Президентом Никарагуа на новый срок.
В Перу в соответствии с Конституцией 1993 года Президент Перу – глава государства и олицетворяет нацию.
Имеются должности вице-президентом Перу, в том числе Первого вице-президента Перу.
В соответствии с Политической Конституцией Перу Президент Перу избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов.
Вступление в должность нового Президента Перу проводиться 28 июля года истечения пятилетнего конституционного срока полномочий прежнего Президента Перу.
Должность Президента Перу становится вакантной, в частности, в случае его выезда за пределы государственной территории без разрешения Конгресса Перу и невозвращение на территорию Перу в установленный срок (статья 113 Политической Конституции Перу).
Одно и то же лицо не может избираться Президентом Перу на второй срок подряд.
По истечении, как минимум, следующего пятилетнего конституционного срока президентских полномочий его кандидатура может быть повторно выдвинута на должность Президента Перу с соблюдением тех же требований (статья 112 Политической Конституции Перу).
В Сальвадоре президентская система была введена Конституцией Сальвадора 1841 года.
В соответствии с Конституцией Президент Сальвадора – глава государства и правительства.
Президент Сальвадора избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов.
Срок президентских полномочий начинается и заканчивается 1 июля с тем, чтобы лицо, занимавшее должность Президента Сальвадора, не могло осуществлять свои полномочия ни на один день больше.
Вице-президент Сальвадора избирается вместе с Президентом Сальвадора.
В соответствии со статьей 88 Конституции Сальвадора смена лиц, занимающих должность Президента Сальвадора, необходима для поддержания установленной формы правления и политической системы; нарушение этой нормы обязывает к восстанию.
Так, в соответствии с Конституцией Сальвадора одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Сальвадора на второй срок подряд.
При этом по истечении одного пятилетнего конституционного срока полномочий лицо, ранее занимавшее должность Президента Сальвадора, вправе вновь баллотироваться на должность президента Сальвадора.
В Уругвае в соответствии с новой Конституцией Уругвая, принятой в 1997 году, Президент Уругвая является главой исполнительной власти (Председателем Совета министров – правительства Уругвая), Вице-президент Уругвая – Председателем Генеральной ассамблеи и Сената.
Конституционный срок полномочий Президента Уругвая составляет пять лет.
В соответствии с Конституцией и законодательством Президент Уругвая избирается в последнее воскресенье октября на пятилетний конституционный срок полномочий.
Кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями, при этом каждая политическая партия может выдвинуть только по одной кандидатуре на должность Президента и Вице-президента Уругвая.
Одновременно с кандидатом на должность Президента Уругвая выдвигается кандидат на должность Вице-президента Уругвая и обе кандидатуры включаются в избирательный бюллетень.
Одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Уругвая на один срок; при этом одно и то же лицо может быть вновь избрано на должность Президента Уругвая только после проведения так называемых интервальных президентских выборов, т.е. с сохранением возможности последующего избрания по истечении одного пятилетнего конституционного срока президентских полномочий.
Таким образом, конституционно одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Уругвая неограниченное количество раз, однако, при условии, что между конституционным сроком исполнения им полномочий Президента Уругвая и новым его избранием на указанную должность должно пройти не менее пяти лет, равных конституционному сроку полномочий главы государства.
В Чили в соответствии со статьей 24 Политической Конституции Чили, принятой в 1980 году, с изменениями, внесенными в 2005 году, руководство и управление государством осуществляется Президентом Чили, который является главой государства и главой правительства.
Президент Чили избирается сроком на четыре года (ранее – на шесть лет) в ходе всеобщих и прямых выборов.
В соответствии со статьей 30 Политической Конституции Чили Президент Чили уходит с должности в день, когда истекает срок его президентских полномочий (11 марта); в этот же день приносит присягу вновь избранный Президент Чили.
Лицо, осуществлявшее указанные полномочия до окончания соответствующего президентского срока, получает немедленно и в полном объеме официальное признание в качестве экс-президента Чили.
В соответствии с Конституцией Чили одно и то же лицо не может быть переизбрано Президентом Чили на следующий срок.
По истечении следующего четырехлетнего конституционного срока президентских полномочий его кандидатура может быть вновь выдвинута на должность Президента Чили с соблюдением тех же конституционных требований.
Приложение № 1
МОДЕЛИ КОЛИЧЕСТВА СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА, ИЗБИРАЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВСЕОБЩИХ И ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ
№ п/п |
Государство |
Модель «двух конституционных сроков подряд» |
Модели «двух конституционных сроков с некоторыми исключениями» |
Модель «двух конституционных сроков» |
Модель «однократного избрания на должность главы государства» с некоторыми исключениями»
|
Модель «неограниченного количества конституционных сроков» |
1 |
Аргентина |
|
Да |
|
|
|
2 |
Боливия |
|
|
|
|
Да |
3 |
Бразилия |
Да |
|
|
|
|
4 |
Венесуэла |
|
|
|
|
Да |
5 |
Гаити |
|
|
Да |
|
|
6 |
Гватемала |
|
|
|
Да |
|
7 |
Гондурас |
|
|
|
Да |
|
8 |
Доминиканская Республика |
|
|
Да |
|
|
9 |
Колумбия |
|
|
|
Да |
|
10 |
Коста-Рики |
|
|
|
|
Да |
11 |
Мексика |
|
|
|
Да |
|
12 |
Никарагуа |
|
|
|
|
Да |
13 |
Панама |
Да |
|
|
|
|
14 |
Парагвай |
|
|
|
Да |
|
15 |
Перу |
|
|
|
|
Да |
16 |
Сальвадор |
|
|
|
|
Да |
17 |
США |
|
|
Да |
|
|
18 |
Уругвай |
|
|
|
|
Да |
19 |
Чили |
|
|
|
|
Да |
20 |
Эквадор |
|
|
Да |
|
|
|
ИТОГО: 20 государств |
2 |
1 |
4 |
5 |
8 |
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Так, Президент Тринидада и Тобаго представляет исполнительную власть и осуществляет ее непосредственно или через подчиненных ему должностных лиц.
Президент Тринидада и Тобаго избирается сроком на 5 лет Коллегией выборщиков из числа членов обеих палат Парламента Тринидада и Тобаго.
При этом Парламент может продлить полномочия Президента Тринидада и Тобаго свыше 5-летнего срока, но не более чем на 4 месяца во избежание назначения выборов в период роспуска Парламента или непосредственно перед началом или окончанием такого периода.
В случае если на дату окончания срока президентских полномочий отсутствуют лица, имеющие право баллотироваться на должность Президента Тринидада и Тобаго, текущий срок полномочий продлевается до истечения 30 дней с момента избрания следующего Президента Тринидада и Тобаго, после чего прекращается.
В случае если лицо избирается на должность Президента Тринидада и Тобаго в ходе досрочных выборов, оно занимает должность только на неистекшую часть срока полномочий предшественника.
Коллегия выборщиков может регламентировать процедуры собственной деятельности и в случае необходимости решать вопрос об отсрочке или перерыве созывов, а также о переносе даты выборов.
В соответствии со статьей 24 Конституции Тринидада и Тобаго срок полномочий не должен изменяться в худшую сторону после вступления избранного лица в должность Президента Тринидада и Тобаго.
При этом законодательных ограничений на количество сроков избрания одного и того же лица на должность Президента Тринидада и Тобаго не имеется.
[2] Разработка проекта новой Конституции Кубы началась еще в 2013 году.
[3] Еще в 2009 году Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва высказывался в пользу внесения изменений в Конституцию Бразилии в части снятия запрета на занятие должности Президента Бразилии не более двух сроков.
[4] В 1949 году конституционные поправки предоставили одному и тому же лицу возможность неоднократного избрания на должность Президента и Вице-президента Аргентины, однако, затем, в
1957 году указанное положение было отменено.
[5] Президентская система в Доминиканской Республике была создана в1844 году после провозглашения демократической республики в ходе войны за независимость.
[6] Акт о всеобщих прямых выборах Президента и Вице-президента США принят в 10 штатах и Федеральном округе Колумбия (г. Вашингтон) и находится на рассмотрении в законодательных органах еще 12 штатов (по состоянию на 2017 год).
[7] Так, 24 марта 2009 года Президент Гондураса Хосе Мануэль Селайя Розалес принял решение о проведении 28 июня 2009 года национального референдума по вопросу об учреждении Конституционной Ассамблеи для подготовки проекта новой Конституции Гондураса, в которой, в частности, не содержалось бы положения об ограничении количества конституционных сроков пребывания в должности Президента Гондураса.
25 июня 2009 года Верховный суд Гондураса признал неконституционным решение о проведении указанного референдума; на этой основе командующий Вооруженными силами Гондураса отказался выполнить указание Президента Гондураса о распределении и установке ящиков для голосования, в связи с чем Президентом Гондураса был отстранен от должности.
27 июня 2009 года Национальный конгресс Гондураса инициировал процедуру импичмента Президента Гондураса.
28 июня – перед началом запланированных консультаций – армия насильственно выдворила Президента Гондураса в Коста-Рику.
Затем депутаты Национального конгресса Гондураса приняли решение об отстранении Хосе Мануэля Селайя Розалеса от должности Президента Гондураса, которое поддержал Верховный суд Гондураса.
2 декабря 2009 года парламент прежнего созыва проголосовал против возвращения прежнего (отстраненного) Президента Гондураса к осуществлению президентских полномочий.
После приведения к присяге нового Президента Гондураса Порфирио Лобо Соса бывший Президент Гондураса Хосе Мануэль Селайя Розалес находился в изгнании в Доминиканской Республике.
В сентябре 2010 года Хосе Мануэль Селайя Розалес был назначен сенатором Центральноамериканского парламента, представляющим Гондурас).
[8] После объявления результатов президентских выборов, состоявшихся 20 октября 2019 года, и отчета миссии международных наблюдателей Организации американских государств, в котором сообщалось о массовых и грубых фальсификациях при проведении президентских выборов, которые были определены как нечестные, вспыхнули массовые общественные протесты, которые, в конечном счете, привели к доставке Президента Боливии Эво Моралеса (который получил политическое убежище в Мексике), временному возложению (с 13 ноября 2019 года) исполнения президентских полномочий на второго Вице-спикера Сента Жанин Авьес Чавес и принятию 10 ноября решения о необходимости проведения новых президентских выборов, формирования нового состава Высшего избирательного суда Боливии.
Конституционный суд Боливии подтвердил законность передачи президентских полномочий второго Вице-спикера Сената Жанин Авьес Чавес (в этих условиях Жаннин Авьес является первой в политической истории женщиной, возглавляющей Многонациональное Государство Боливия (официальное название Боливии).
В соответствии со статьей 169 Конституции Боливии, дата проведения досрочных президентских выборов должна быть назначена в 90-дневный срок с момента вступления в должность временно исполняющего обязанности Президента Боливии Сента Жанин Авьес Чавес, которая была провозглашена главой государства 13 ноября 2019 года.
23 ноября 2019 года палаты парламента (первоначально Сенат, затем Палата депутатов) приняли закон о проведении всеобщих выборов (Закон «Об исключительном и переходном режиме проведения всеобщих выборов»), подписанный затем 24 ноября временно исполняющим обязанности Президента Боливии, и который (т.е. Закон), в частности, аннулировал результаты президентских выборов, проведенных 20 октября 2019 года, законодательно запретил Эво Моралесу баллотироваться в качестве кандидата на должность Президента Боливии (так, Закон запрещает участие в выборах кандидатам, которые уже были в должности Президента Боливии два срока подряд).
В конце декабря 2019 года были назначены шесть новых членов Высшего избирательного суда Боливии, который должен был до 2 января 2020 года принять решение о дате проведения досрочных президентских выборов, которые, в свою очередь, должны быть проведены в течение
120 дней со дня принятия решения о назначении даты их проведения.
В течение указанных 120 дней должны пройти первый тур голосования, второй тур голосования (при необходимости), окончательный подсчет голосов избирателей и выдача удостоверения об избрании Президентом Боливии.
Высший избирательный трибунал Боливии принял решение, что первый тур голосования на новых президентских выборах должен состояться 3 мая (воскресенье) 2020 года
Одновременно с президентскими выборами проводятся также парламентские выборы.
По состоянию на 5 января 2020 года официально выдвинули свои кандидатуры на должность Президента и вице-президента Боливии четыре пары кандидатов; предельный срок для регистрации кандидатов – 3 февраля.