Национальный регистр избирателей, фотоидентификация избирателей и списки избирателей: зарубежный опыт

Национальный регистр избирателей, фотоидентификация избирателей и списки избирателей: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

01 апреля, 2019

В соответствии с законодательством для участия в голосовании на выборах избиратели, имеющие активное избирательное право, должны быть включены в списки избирателей.

В государствах используются различные модели регистрации и включения избирателей в списки избирателей.

В целях повышения достоверности процедуры регистрации избирателей и недопущения множественного голосования одного и того же избирателя используются современные информационные регистрационные технологии, в частности, биометрическая регистрация избирателей и составление биометрических списков избирателей, выдача удостоверений избирателя, а также включение в бумажные (традиционные) списки избирателей фотографий (в том числе цветных) избирателей.

В некоторых государствах переход к использованию новых информационных регистрационных технологий осуществлялся в последнее время (например, Афганистан, Бразилия, Йемен), в том числе в государствах – участниках ОБСЕ (например, Кыргызстан, Македония).

Так, в Афганистане развивается применение технологии использования биометрических показателей избирателей, в том числе отпечатков пальцев, в целях идентификации избирателей и предотвращения множественного голосования избирателей.

В соответствии с обновленным избирательным законодательством (в частности, новыми пунктами 2 – 5 статьи 19 Закона о выборах) Независимая избирательная комиссия Афганистана должна использовать современные информационные технологии, в частности, биометрическую регистрацию избирателей и сканирование отпечатков пальце избирателей при проведении голосования с тем, чтобы избежать множественного голосования избирателей и обеспечить честный характер выборов.

При этом автоматизация избирательного процесса и новые информационные технологии не должны подрывать целостность и безопасность избирательного процесса, получить поддержку избирателей, участников выборов и международного сообщества.

Впервые биометрическая регистрация избирателей применялась при проведении в октябре 2018 года парламентских выборов, при этом сканировались отпечатки только двух пальцев одной из рук избирателя.

Сканеры отпечатков пальцев избирателей являлись собственностью Центрального статистического бюро Афганистана.

В преддверии проведения 28 сентября 2019 года1 президентских выборов Независимая избирательная комиссия Афганистана приняла решение о применении указанных сканеров отпечатков пальцев избирателей с обновленным программным обеспечением, при этом сканироваться будут отпечатки не двух, а всех десяти пальцев рук избирателя.

Участники выборов, а также общественные организации, осуществляющие национальное (общественное) наблюдение на выборах, скептически относятся к практике применения сканеров отпечатков пальцев рук избирателей, в том числе с учетом того факта, что при проведении в 2018 году парламентских выборов около 5.000 сканеров отпечатков пальцев было утеряно, решение об их применении было принято в последнюю минуту, при этом не все избиратели были электронно идентифицированы и включены в единую электронную базу данных).

Независимая избирательная комиссия Афганистана начинает процесс регистрации избирателей в апреле 2019 года с учетом внесенных в законодательство о выборах изменений.

В Бразилии также развивается технология использования биометрических показателей избирателей, в том числе отпечатков пальцев, в целях идентификации избирателей и предотвращения множественного голосования избирателей.

Новая технология впервые использовалась при проведении выборов в 2008 году.

Устройства для электронного голосования с функцией биометрического считывания отпечатков пальцев избирателей в экспериментальном порядке использовались в трех муниципалитетах трех различных штатов Бразилии.

В период с 3 марта по 1 апреля 2008 года более 50000 избирателей было включено в биометрические списки избирателей.

Новая технология использует отпечатки всех пальцев одной из рук избирателя.

Кроме того, каждый избиратель фотографируется цифровой фотокамерой, и его фотография также может использоваться сотрудником избирательного участка в процессе идентификации избирателя.

При проведении 3 октября 2010 года президентских, парламентских и региональных выборов также в порядке эксперимента, но уже в 60 муниципалитетах, проводилась биометрическая регистрация избирателей: новая техника, сканирующая отпечаток пальца, позволяет полностью исключить возможность вброса электронных голосов и одновременно гарантирует абсолютную тайну волеизъявления избирателей.

Планируется, что к 2020 году все штаты Бразилии перейдут на биометрическую систему регистрации (идентификации) избирателей.

В Йемене биометрическая регистрация избирателей проводилась в экспериментальном порядке в избирательном округе № 10 города Саны – столицы Йемена с 10 мая 2014 года (до конца мая).

Организация и проведение биометрической регистрации избирателей осуществлялась соответствующими органами под руководством Избирательной комиссии по выборам и референдумам Йемена.

Лицо могло зарегистрироваться в качестве избирателя:
- по месту своего проживания, либо
- по месту проживания его семьи, либо
- по месту своей трудовой деятельности (при условии не менее шести месяцев непрерывного трудового стажа на соответствующей территории).

Мужчины должны при регистрации в качестве избирателя предъявить один из перечисленных в законодательстве документов, удостоверяющих их личность: удостоверение личности, военный билет, свидетельство о браке (семейном положении), паспорт; в случае отсутствия указанных документов – письменное свидетельство территориального представителя службы безопасности.

Экспериментальная биометрическая регистрация избирателей в избирательном округе № 110  города Саны - столицы Йемена

Женщины при регистрации в качестве избирателей могут представить свидетельские показания двух женщин, проживающих на одной территории с женщиной-заявительницей.

После идентификации членами регистрационного центра лица как избирателя заполняется соответствующая регистрационная форма, в которой избиратель ставит отпечаток большого пальца левой руки.

Затем члены регистрационного центра изготавливают карточку избирателя (с фотографией избирателя) и помещают фотографию избирателя также в список избирателей.

Карточка избирателя имеет следующие реквизиты: фото избирателя; полное имя избирателя; дата рождения; информация о его удостоверении личности, либо о письменном свидетельстве территориального представителя службы безопасности, либо о двух женщинах-свидетельницах (для избирателей-женщин); адрес места жительства избирателя; дата регистрации и номер регистрации избирателя; номер избирательного округа и избирательного участка; подпись сотрудника и печать соответствующего отделения регистрационного центра.

В список избирателей избирательного участка может быть включено в среднем 350 избирателей.

В Кыргызстане в национальный регистр населения включаются сведения о гражданах, поступающие от органов записи актов гражданского состояния, адресных служб, паспортных служб, а также биометрические данные избирателей.

В национальном регистре населения Кыргызстана содержаться персональные сведения об избирателях, а также их биометрические данные (фотография и отпечатки пальцев), которые используются в день голосования для идентификации избирателей в помещении для голосования избирательного участка.

Идентификация голосующих в день выборов в Кыргызстане

При проведении 4 октября 2015 года, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Система регистрации избирателей для данных выборов претерпела существенные изменения по инициативе Президента Кыргызстана, запущенной в 2013 году.

Как положительный момент можно отметить то, что списки избирателей составлялись на основе единого общенационального реестра населения, который ведется Государственной регистрационной службой Кыргызстана (ГРСК) (в единый реестр дополнительно были внесены данные из реестра документов, удостоверяющих личность, и паспортов, а также из записей жилищных контор и актов гражданского состояния).

В качестве дополнительного требования, направленного, в том числе, на устранение неточностей при составлении списков избирателей, граждане были обязаны пройти биометрическую регистрацию; в противном случае, они не вносились в списки избирателей.

Биометрическая регистрация, которую граждане были обязаны пройти в любом из более чем 700 пунктов сбора данных внутри страны или в дипломатических представительствах за ее пределами, включала сканирование отпечатков всех десяти пальцев граждан, фотографии и подписи.

Идентификация голосующих в день выборов была основана на сравнении отпечатков пальцев голосующих с отпечатками пальцев в записи (в случае несовпадения данных после пяти попыток, использовался личный идентификационный номер и фотография избирателя.

Закон о выборах не предусматривает запасных процедур в случае отказа оборудования).

От голосующих требовалось принести действующую ID карту или паспорт.

Другие виды документов, которые использовались на предыдущих выборах, были исключены.

Власти внедрили систему биометрической регистрации и идентификации в целях сокращения возможностей для нарушений в ходе избирательного процесса, а также для повышения доверия со стороны избирателей и политических партий.

Большинство собеседников БДИПЧ ОБСЕ поддержали эту систему. Однако некоторые из них были против нее в связи с тем, что прохождение биометрической регистрации, как условия включения в списки избирателей, ограничивало их возможность осуществления конституционного права голоса.

Претензии к неконституционности применения биометрической регистрации были отклонены (14 сентября Конституционная Палата Верховного Суда Кыргызстана подтвердила конституционность Закона о биометрической регистрации; 23 сентября Палата подтвердила конституционность требования Закона о выборах проходить биометрическую регистрацию для включения в списки избирателей).

Всего для участия в голосовании на этих выборах было зарегистрировано 2.761.297 избирателей.

Власти были ограничены временными рамками для проведения биометрической регистрации.

Кампания по обязательной сдаче биометрических данных была начата в октябре 2014 года, вскоре после принятия Закона о биометрической регистрации; однако, биометрическая регистрация стала необходимым условием для внесения в списки избирателей только в апреле 2015 года, после того, как были внесены изменения в Закон о выборах.

В результате, сохранялась серьезная озабоченность по поводу полноты списков избирателей ввиду того, что некоторые граждане были практически исключены из процесса сбора биометрических данных, а, следовательно, и из списка избирателей, так как проживали в отдаленной местности, были не в состоянии выйти из дома или же находились за рубежом.

ГРС сообщила, что на 19 сентября общее количество граждан свыше 16 лет, прошедших биометрическую регистрацию, составляло 2.849.000 (примерно 75%).

Однако 23 сентября правительство сообщило, что было зарегистрировано примерно 95% всех избирателей, проживающих в стране и обладающих правом голоса (2 октября Председатель ЦИК Кыргызстана проинформировал международных наблюдателей, что было зарегистрировано 99% избирателей, проживающих в стране и имеющих право голоса).

Различные собеседники БДИПЧ ОБСЕ оценили обе эти цифры как нереалистичные (в то время как ГРСК основывала свои данные на предыдущем бумажном реестре записей гражданского состояния и данные переписи населения, правительство и ЦИК Кыргызстана ссылались на уточненную версию предыдущего реестра избирателей).

Хотя значительное количество кыргызских граждан проживает за границей (МИД Кыргызстана проинформировало ГРСК, что за границей проживает 612.742 кыргызских граждан в возрасте старше 16 лет), только 15.312 из них были зарегистрированы для участия в голосовании за пределами страны, а из них, как сообщалось, только около 2.500 проголосовали в день выборов.

Это ставит под сомнение эффективность существующих мер, направленных на реализацию права голоса всеми гражданами, имеющими это право.

Принимая биометрическую идентификацию, как условие для участия в голосовании, и с учетом того, что полнота составления списков избирателей является предпосылкой для осуществления всеобщего избирательного права, властям следует предпринять всесторонние усилия для убеждения всех избирателей пройти регистрацию и ее упрощения.

Кроме того, некоторые лица проявили отсутствие интереса либо нежелание пройти биометрическую регистрацию ввиду опасений из-за порядка использования и защиты персональных данных – аспектов, недостаточно урегулированных действующим законодательством.

Граждане должны быть в курсе того, как хранится, защищается и используется их персональная информация. Для достижения этой цели, властям следует урегулировать доступ к персональным данным граждан и их использование для достижения специальных и четко определенных целей.

Властями была проведена полномасштабная общественная информационная кампания по биометрической регистрации, не в последнюю очередь из-за ограниченных сроков проведения столь комплексного мероприятия.

Однако БДИПЧ ОБСЕ также получила заслуживающие доверия сообщения об оказании различных форм несоразмерного давления на некоторых граждан, в частности на служащих государственного сектора, в целях прохождения ими биометрической регистрации.

Более того, БДИПЧ ОБСЕ отметила, что центральными и местными органами власти не было предоставлено достаточной информации о практических последствиях внедрения нового процесса регистрации избирателей, что является нарушением международных стандартов.

Органы власти оказались не в состоянии разрешить опасения, выражаемые некоторыми гражданами.

В рамках зачастую открытого процесса в период с 20 августа по 19 сентября избиратели имели возможность проверить наличие своих данных в списках избирателей на соответствующем избирательном участке, в сети Интернет, так и по телефону горячей линии ГРСК, и могли попросить внести изменения в свои данные (ГРСК разместило на сайте полный список избирателей…).

В это же время избиратели могли ознакомиться с процессом биометрической идентификации.

Избиратели, к которым относится значительное количество лиц, проживающих, но не зарегистрированных в городах Бишкек и Ош, могли также обратиться с просьбой о голосовании по месту временного пребывания (всего было обработано 237.000 заявлений на участие в голосовании по месту фактического проживания.

Из примерно 200.000 граждан, проживающих в городе Бишкек, но зарегистрированных на избирательных участках в другой местности по адресу постоянного проживания, и прошедших биометрическую регистрацию, 79.195 человек обратились с просьбой о голосовании в Бишкеке…

…Первоначальное прикрепление избирателей к участкам для голосования было проведено автоматически с использованием недавно созданного адресного реестра ГРСК.

Однако из-за недостаточного качества этого адресного реестра, ГРСК пришлось перераспределять примерно 15% общего числа избирателей на иные участки, соответствующие границам, ранее утвержденным ЦИК Кыргызстана (до этих выборов ЦИК Кыргызстана отвечала за ведение и внесение изменений в списки избирателей), что привело к тому, что, в ряде случаев избиратели были перераспределены уже после того, как они проверили свои данные в списках в установленный для этого период.

Как сообщалось, на точность списков избирателей влиял и тот факт, что изменения в списки вносились как ГРСК, так и сотрудниками ЦИК Кыргызстана.

ГРСК следует усовершенствовать адресный реестр и систему прикрепления избирателей к участкам для голосования заблаговременно до следующих выборов. Следует более четко разделить полномочия между ГРСК и ЦИК Кыргызстана, а процесс внесения изменений в списки избирателей должен проводиться в соответствии с законом…».

В период с 2015 года по 2017 год в законодательство был внесен ряд изменений и дополнений, в частности, по созданию единого национального регистра избирателей.

В преддверии проведения президентских выборов без проведения общественных консультаций были внесены законодательные поправки, направленные на оптимизацию работы со списками избирателей.

При проведении 15 октября 2017 года президентских выборов ГРСК отмечалось, что около 3.600.000 человек имели действительные паспорта, при этом только около 3 млн. человек прошли процедуру биометрической регистрации, из которых около 2.857.000 было включено в списки избирателей, т.е. около 800.000 избирателей (или 22,22%) не были зарегистрированы в качестве избирателей и не были включены в списки избирателей.

Не позднее 70 дней до дня голосования ГРСК должна была составить предварительный список избирателей и представить его в электронном виде с разбивкой по избирательным участкам в ЦИК Кыргызстана.

Участковые избирательные комиссии (УИК) не позднее чем за 60 дней до дня голосования должны были представить предварительные списки избирателей для всеобщего сведения.

Не позднее чем за 15 дней до дня голосования в списки избирателей могут быть внесены изменения и дополнения: избиратели могут потребовать внести изменения в персональные сведения о себе непосредственно в УИК, либо по телефону «горячей линии», либо в случае невключения в список избирателей – пройти процедуру биометрической регистрации для последующего включения в список избирателей.

В рамках 45-дневного календарного периода для внесения изменений в списки избирателей избиратели могут подать заявления о предоставлении возможности принять участие в голосовании по месту их фактического нахождения.

В соответствии с законодательством в день голосования избиратели не могут быть включены в список избирателей.

При проведении 15 октября 2017 года президентских выборов в списки избирателей было включено 3.025.770 избирателей.

В Македонии при проведении 5 июня 2016 года досрочных парламентских выборов по решению ЦИК Македонии впервые применялась приложение, позволяющее избирателям проверить правильность включения в списки избирателей.

В частности, указанное приложение позволяло избирателю, зарегистрированному на территории соответствующего избирательного участка, также проверить – сколько других избирателей включено по адресу его проживания, а также по адресам других избирателей.

При проведении 11 декабря 2016 года досрочных парламентских выборов впервые в списки избирателей были включены фотографии избирателей.

Списки избираталей при проведении выборов в Македонии

В ряде зарубежных государств используются фотографический компонент списков избирателей, как биометрических, так и стандартных (бумажных) (например, Бангладеш, Белиз, Боливия, Бутан, Гайана, Индия).

Так, в Бангладеш в соответствии с законодательством списки избирателей должны уточняться на ежегодной основе в период со 2 по 
31 января.

В год проведения выборов уточнение списков избирателей производится в иные календарные сроки с учетом проведения соответствующих выборов.

В апреле 2014 года после проведения десятых парламентских выборов и местных выборов (в феврале-марте – 300 местных органов (из 437), проведенных в три основных этапа – 19 и 27 февраля, 15 марта, при этом проведение четвертого, заключительного, этапа местных выборов планировалось 3 мая с тем, чтобы уточнение списков избирателей провести в период с мая по декабрь) Избирательная комиссия Бангладеш начала процесс ежегодного уточнения списков избирателей.

В процессе уточнения список избирателей из них исключаются умершие избиратели, вносятся сведения об избирателях, изменившие или изменяющие адрес своего места жительства.

При этом впервые зарегистрированным избирателям вместо национального удостоверения личности выдается так называемая «умная карточка» избирателя, которая в цифровом плане сопряжена с ID-картой (основным документом, удостоверяющим личность гражданина).

В 2014 году в списки избирателей было включено 91.965.977 избирателей.

В целом регистрация избирателей осуществляется на основе новой персональной регистрационной формы, которая имеет индивидуальный сериальный номер, корреспондирующий географическому коду соответствующего поселения – места регистрации избирателя, цветную фотографию избирателя, а также иную необходимую для регистрации избирателя информацию.

Список избирателей при проведении в 2014 году выборов в Бангладеш

Избирательная комиссия Бангладеш передает копии списков избирателей окружным руководителям выборов, которые, в свою очередь, передают копии списков избирателей руководителям соответствующих участковых избирательных органов (статья 9 Акта о народном представительстве от 1972 года).

При проведении в июле 2013 года парламентских выборов в списках избирателей помещались цветные фотографии избирателей (при проведении предыдущих парламентских выборов вопрос о доверии к спискам избирателей был основным при принятии решения об их переносе с 22 января 2007 года на 29 декабря 2008 года, т.е. почти на два года; по предложению Избирательной комиссии Бангладеш законодательно был решен вопрос о помещении в списках избирателей фотографий избирателей, что обеспечивает практическую невозможность многократной регистрации и голосования избирателей).

Список избирателей при проведении выборов в Бангладеш в 2019 году

При регистрации в качестве избирателя лицу выдается временное удостоверение избирателя с цветной фотографией, персональным идентификационным номером и другой необходимой информацией об избирателе, которое, однако, избиратель не обязан предъявлять при получении избирательного бюллетеня.

Избиратели-женщины имеют на голове платок.

В Белизе списки избирателей вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении Комиссии по выборам и определению границ избирательных округов, а также в помещениях для голосования избирателей.

Удостоверение личности избирателя в Белизе

В списке избирателей размещается фотография каждого избирателя, которая аналогична имеющейся в удостоверении личности избирателя.

В соответствии с законодательством наблюдатель вправе и должен удостовериться, что в голосовании принимает участие избиратель, включенный в список избирателей (у наблюдателя имеется копия списка избирателей с их фотографиями).

При голосовании избиратель предъявляет карточку избирателя с фотографией.

Избирателю, принимающему участие в голосовании, сотрудником участкового избирательного органа специальными чернилами маркируется один из пальцев руки.

В Боливии, как и в еще 30 государствах мира, законодательно закреплено обязательное избирательное право.

С 1952 года избирателям выдаются специальные карточки избирателей для участия в голосовании.

В соответствии с законодательством в случае, если избиратель в течение трех месяцев после дня голосования не может предъявить уполномоченному органу свою персональную карточку избирателя, банковское учреждение, уполномоченное на выдачу избирателю его заработной платы, перестает выдавать ему причитающуюся заработную плату.

В соответствии с Национальным законом от 14 апреля 2009 года № 4021, представленным Президентом Боливии и одобренным Национальным конгрессом,

Национальный электоральный суд Боливии (как высший избирательный орган) должен был сформировать к всеобщим выборам 6 декабря 2009 года новый биометрический Регистр избирателей (для использования на всех последующих выборах и референдумах).

Все граждане Боливии, достигшие 18 лет, обязаны зарегистрироваться в новом списке избирателей, т.е. все избиратели, ранее проходившие регистрацию, обязаны были сделать это повторно; также под регистрационную кампанию подпадали те боливийцы, которым исполнялось 18 лет до 6 декабря 2009 года.

Избиратели, зарегистрировавшиеся в новом биометрическом списке избирателей, допускались к голосованию на прошедших 6 декабря 2009 года выборах (голосование является обязательным).

Регистрация избирателей проводилась с 1 августа по 15 октября 2009 года Национальным электоральным судом Боливии была создана сеть стационарных (для городов и населенных пунктов) и передвижных (для сельских районов) пунктов регистрации избирателей, проведена информационная кампания.

Процедура регистрации предусматривала, что:
- гражданин, проходящий регистрацию, обязан представить документ, удостоверяющий его личность (по закону один из трех – удостоверение личности; свидетельство о регистрации; военный билет);
- после подтверждения соответствия личности гражданина его документам в список избирателей вносятся его биографические данные: имя, фамилия, номер документа, адрес места жительства, пол, семейное положение, место работы, уровень образования и профессиональной подготовки;
- посредством биометрического и электронного оборудования снимаются отпечатки десяти пальцев рук гражданина, фотографируется его лицо и в электронном формате записывается его личная подпись (если нет возможности снять отпечатки пальцев и записать подпись, главным биометрическим элементом формуляра становится электронное фото избирателя);
- после снятия всех данных избирателя (биографических и биометрических) и их сверки готовятся два экземпляра формуляра; оба подписываются избирателем, один из них выдается ему на руки, второй остается в Регистре избирателей.

Избирательный кодекс Боливии гарантирует, что данные, содержащиеся в биометрическом списке избирателей, могут быть использованы исключительно в избирательных целях. Использование их в других целях строжайше запрещено.

В итоге, в биометрический список избирателей было внесено более 
5 млн. избирателей.

Новый список избирателей, помимо биографических данных избирателя (имя, фамилия, дата рождения, номер документа, удостоверяющего личность, адрес проживания и т.д.), содержит его биометрические характеристики, а именно:
- отпечатки всех десяти пальцев рук;
- цифровую фотографию;
- личную подпись.

Технологическая схема процедуры биометрической регистрации избирателей в Боливии в 2009 году

Биометрическая регистрация избирателей была проведена Национальным избирательным судом Боливии (орган, организующий проведение выборов) за предельно короткий срок до дня голосования на президентских выборах – за 75 календарных дней на основе 3.000 регистрационных центров, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием.

Новый биометрический список избирателей использовался впервые при проведении 6 декабря 2009 года президентских выборов и позволил избежать множественной регистрации одного и того же лица в качестве избирателя, содействовал политической стабильности в стране и предоставил огромному большинству граждан Боливии возможность на законных основаниях принять участие в выборах.

Указанный метод регистрации избирателей также впервые предоставил зарубежным боливийским избирателям возможность принять участие в голосовании.

Всего было зарегистрировано 5.139.554 избирателя, в том числе 169.096 зарубежных боливийских избирателей, проживающих в Аргентине, Бразилии, Испании и США (в 2004 году при проведении национального референдума был зарегистрирован 4.544.171 избиратель).

В Бутане при проведении выборов используются списки избирателей с цветными фотографиями включенных в них избирателей.

Фотографии избирателей размещаются справа напротив персональных сведений об избирателе.

Избиратели-женщины не имеют на голове платка.

Список избирателей при проведении выборов в Бутане

В Гайане при проведении голосования клерк проверяет соответствие удостоверения личности избирателя сведениям об избирателе в списке избирателей, в том числе сличает его с фотографией, имеющейся в базе данных избирательного участка, выдает избирателю для голосования отрывную часть избирательного бюллетеня с шестизначным номером и отметкой о выдаче избирательного бюллетеня.

В соответствии с законодательством (в частности, Законом о регистрации избирателей) предусмотрена должность официального фотографа избирателей.

В Индии при проведении выборов используются списки избирателей с фотографиями включенных в них избирателей.

Фотографии избирателей размещаются справа напротив персональных сведений об избирателе.

Списки избирателей с размещенными в них фотографиями избирателей используются при проведении как национальных, так штатных и муниципальных выборов.

Сотрудник избирательного органа проверяет включение избирателя в список избирателей при проведении выборов в Индии

При проведении муниципальных выборов Избирательная комиссия штата получает списки избирателей из Избирательной комиссии Индии и организует в течение одного месяца внесение изменений (уточнений) в представленные предварительные списки избирателей.

Окончательный список избираталей при проведении в 2018 году выборов в законодательный орган штат Карнатака (Индия)

В ряде государств законодательство предусматривает выдачу избирателям специальных карточек избирателей (например, Ангола, Гренада, Коста-Рика, Мексика) или новых удостоверений личности (например, Молдова), применение технических средств считывания информации об избирателе, «зачипованной» на данных карточках избирателей (например, Нигерия).

Так, в Анголе при проведении 5–6 сентября 2008 года первых за последние 16 лет выборов депутатов Национальной ассамблеи в списки избирателей было включено 8.256.584 избирателя.

При этом впервые избирателям были выданы корточки избирателя с голограммной фотографией избирателя и отпечатком пальца его руки.

В Гренаде регистрация избирателей является активной.

Процесс регистрации избирателей предусматривает, в частности, личное посещение избирателей офиса окружного руководителя выборов, фотографирование, снятие отпечатков пальцев избирателя и проставление им образца своей подписи.

Избирателю присваивается регистрационный номер в регистре избирателей.

После регистрации избирателю выдается карточка избирателя.

Законодательно закреплено положение о том, что избиратель предъявляет сотруднику избирательного органа удостоверение личности (карточку избирателя) и после его сверки с записью в списке избирателей получает избирательный бюллетень.

При этом в случае отсутствия у избирателя удостоверения личности (при явке в помещение для голосования), председатель избирательного участка активирует имеющееся в участковом избирательном органе «электронное участковое удостоверение личности избирателя», в котором имеются фотография избирателя, фамилия и имя избирателя, его идентификационный номер, а также сведения о характере и роде деятельности (занятий), и сверяет указанное удостоверение с записью в списке избирателей.

В Коста-Рике в соответствии со статьей 95 Конституции закон регулирует осуществление избирательного права в соответствии, в частности, со следующими основными принципами:
- обязанность государства вносить граждан в гражданский реестр и выдавать удостоверение личности для осуществления избирательного нрава;
- установление личности избирателя по удостоверению с фотокарточкой или при помощи другого технического средства, предусмотренного для этой цели законом.

В соответствии со статьей 104 Конституции Верховному суду Коста-Рики по избирательным делам непосредственно подчинены органы регистрации актов гражданского состояния, функциями которых, в частности, являются:
- проведение всеобщей переписи в государстве и составление списков избирателей;
- вынесение решений по заявлениям о предоставлении и восстановлении коста-риканского гражданства, а также в случае его утраты; исполнение судебных решений, приостанавливающих права гражданства либо восстанавливающих в гражданстве; решения органов регистрации актов гражданского состояния, в соответствии с его полномочиями, могут быть обжалованы в Верховном суде по избирательным делам;
- выдача удостоверения личности.

В Мексике каждый избиратель имеет удостоверение избирателя с фотографией избирателя и его персональными данными.

Удостоверение избирателя – пластиковое, двустороннее, цветное.

На лицевой стороне удостоверения избирателя содержится информация об избирателе – фамилия, имя, домашний адрес, дата рождения, пол, дата регистрации в качестве избирателя.

Кроме того, удостоверение избирателя содержит другую необходимую для участия в голосовании информацию, а именно:
- код избирателя: индивидуальный код, который присваивается каждому избирателю в соответствии с фамилией и именем избирателя, датой его рождения, местом рождения, полом, номером проверки, специальным кодом в случае, когда два и более избирателя имеют одинаковые фамилию и имя; индивидуальный код избирателя состоит из 18 знаков (цифр);
- число изменений, которые вносились в данные об избирателе (базу данных об избирателе), например, в случае изменения адреса места жительства, уточнения иной информации об избирателе, замене удостоверения избирателя;

Лицевая сторона удостоверения избирателя в Мексике

- цветная фотография избирателя;
- видимые желтые волнообразные линии, нанесенные поверх цветной фотографии избирателя в целях гарантирования аутентичности фотографии избирателя;
- число обращений (заявлений) избирателя о включении в список избирателей;
- код административно-территориальной единицы, в пределах которой зарегистрирован избиратель;
- голограммный знак Федерального регистра избирателей, расположенный в левом нижнем углу удостоверения избирателя;
- невидимые линии двух видов на оборотной стороне удостоверения избирателя, а также на лицевой стороне поверх цветной фотографии избирателя, которые видны в ультрафиолетовых лучах.

На оборотной стороне удостоверения избирателя размещаются:
- национальный код избирателя, соответствующий избирательной единице (избирательному участку), в котором избиратель зарегистрирован;
- индивидуальный код избирателя (для магнитного считывания);
- подпись избирателя;
- поле для проставления отметки о голосовании избирателя;
- отпечаток пальца избирателя.

Оборотная сторона удостоверения избирателя в Мексике

В Молдове регистрация избирателей является пассивной.

Централизованный государственный регистр избирателей (ГРИ), основанный на данных, полученных из Государственного регистра населения (государственное предприятие Registru ведет государственный регистр населения на основе данных, получаемых от Отделов записей актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей), МВД Молдовы (задержанные и заключенные), Кадастрового офиса (адреса и границы земельных участков), Службы пограничного контроля, Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы (лица, пребывающие за рубежом) обслуживается ЦИК Молдовы.

Удостоверение личности в Молдове

Избиратели – граждане Молдовы включаются в списки избирателей по месту их постоянного проживания (регистрации) на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В соответствии с законодательством Молдовы молдавское гражданство может предоставляться иностранным гражданам, «заплатившим» за него не менее 100 тысяч евро либо инвестирующим в экономику Молдовы личные средства в размере не менее 250 тысяч евро.

Проставление штампа в документе, удостоверяющем личность избирателя (паспорте), о его голосовании на выборах

При проведении 24 февраля 2019 года очередных парламентских выборов для идентификации избирателя также применялась персональная карточка гражданина Молдовы.

В соответствии со статьей 58 Кодекса о выборах Молдовы каждый избиратель голосует лично; избирательные бюллетени выдаются участковым избирательным бюро на основании списка избирателей только по предъявлении документа, удостоверяющего личность; при получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей против своей фамилии, а на вкладыше к удостоверению личности или на другом документе, на основании которого он голосует, проставляется штамп, подтверждающий голосование в соответствующий день.

В Нигерии при подготовке к проведению 16 февраля 2019 года президентских и парламентских выборов за пять часов до начала официального времени голосования были перенесены на одну неделю – на 23 февраля – из-за технических проблем, связанных с доставкой избирательной документации и технологического оборудования на все 120.000 избирательных участков: в соответствии с законодательством каждый избирательный участок должен был быть обеспечен считывателем информации с карточки (удостоверения) избирателей.

После проведения процедуры идентификации избирателя ему выдается избирательный бюллетень.

Нигерийская избирательница с удостоверением избирателя

В списки избирателей включено 84.004.084 избирателя, на 18% больше, чем при проведении выборов в 2015 году.

Около 35% нигерийских избирателей составляют лица в возрасте до 35 лет.

В 2018 году в законодательство были внесены изменения, понижающие до 30 лет минимальный возраст для реализации пассивного избирательного права при проведении выборов Президента и Вице-президента Нигерии (из 73 зарегистрированных кандидатов 10 кандидатов в возрасте до 40 лет; самому молодому кандидату – 35 лет).

В Панаме в соответствии со статьей 137 Конституции помимо полномочий, возложенных на Избирательный трибунал Панамы законом, он наделяется, в частности, следующими исключительными полномочиями:
- вносить записи в книгах актов гражданского состояния, а также примечания к ранее сделанным записям; выдавать удостоверения личности;
- составлять списки избирателей.

В Сальвадоре избирателям выдаются удостоверения избирателя для участия в голосовании.

В некоторых зарубежных государствах применяется технология публичного представления общественным наблюдателям фотографического изображения избирателя, принимающего участие в голосовании, в целях персональной его идентификации и недопущения множественного или манипулятивного голосования (например, Иордания).

Так, в Иордании при проведении 20 сентября 2016 года досрочных парламентских выборов в соответствии с новым законодательством о выборах использовались новые электронные информационные технологии.

Сотрудник полиции проверяет документ, удостоверяющий личность избирателя-женщины

Так, сотрудник полиции проверял документ, удостоверяющий личность избирателя, член участковой избирательной комиссии проверял по списку избирателей на бумажном носителе и в электронном виде (по компьютерной базе данных) включение избирателя в список избирателей на соответствующем избирательном участке.

Стол выдачи избирательных бюллетеней с установленным на нем мониторе с персональными сведениями о голосующем избирателе и его фотографией
(в правой части монитора)

Так, член участковой избирательной комиссии проверял по списку избирателей на бумажном носителе и в электронном виде (по компьютерной базе данных) включение избирателя в список избирателей на соответствующем избирательном участке.

На экран большого монитора, установленного напротив места, где размещались национальные (общественные) наблюдатели, выводились сведения об избирателе, его фотографическое изображение и имя.

После голосования один из пальцев руки избирателя обязательно маркировался специальными чернилами в целях недопущения множественного голосования.

При подсчете голосов избирателей на экране монитора отображалось содержание каждого избирательного бюллетеня.

Для информирования лиц, находившихся за пределами помещения, в котором производился подсчет голосов избирателей, на экране другого монитора также отображалось содержание каждого избирательного бюллетеня.

Центры для голосования были связаны с Избирательной комиссией Иордании единой компьютерной сетью.
 

Примечание:

(1) Дата проведения президентских выборов переносилось Независимой избирательной комиссией Афганистана два раза (в частности, ранее (30 декабря 2018 года) в соответствии со статьей 19 Закона о выборах Президента Афганистана выборы были назначены на 20 апреля 2019 года, затем были перенесены на 20 июля и вновь были перенесены, уже на 28 сентября); одновременно с президентскими выборами должны проводиться и другие выборы, в частности, провинциальные и районные выборы, а также отложенное ранее голосование избирателей на парламентских выборах в провинции Газни.