Парламентские выборы в Дании 5 июня 2019 года

Парламентские выборы в Дании 5 июня 2019 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

10 июня, 2019

Дания [1] является конституционной парламентской монархией (с 5 июня 1849 года) с парламентской формой правления.

В соответствии с частью 1 Конституции Дании, принятой 5 июня 1953 года (с изменениями, в частности, 2009 года), формой правления государства является конституционная монархия. Королевская власть наследуется представителями королевской династии мужского и женского пола в соответствии с положениями Закона о престолонаследии от 27 марта 1953 года.

Дания является унитарным государством с элементами автономии: правами автономии обладают Фарерские острова и остров Гренландия [2].

Крупнейший остров в мире Гренландия (2.166.086 кв. км) до 1536 года принадлежал Норвегии, в 1775 году стал датской колонией, а с 1953 по
1979 год был ее провинцией; в 1979 году Фолькетинг – парламент Дании предоставил Гренландии широкую автономию.

Административно-территориальное деление – с 1 января 2007 года территория страны разделена на пять регионов (ранее – 13 провинций), имеющих свои законодательные (представительные) органы и 98 муниципалитетов (ранее – 271 муниципалитет; в соответствии с положениями Акта о местном управлении выборы в указанные представительные органы проводятся в третий вторник ноября последнего (четвертого) года их полномочий).

Дания является первым из северных государств Европы, которая после проведения в 1973 году национального референдума, на котором 63,3% его участников высказались за вхождение Дании в Европейский Союз (Сообщество), стала членов Союза (одновременно с датским референдумом проводились референдумы в Великобритании и Северной Ирландии).

С 2001 года Дания является участником Шенгенского соглашения, при этом не является государством, которое присоединилось к еврозоне и ввело единую европейскую валюту – евро (сохранена национальная валюта – датская крона).

Активное и пассивное избирательное право граждан Дании на выборах депутатов парламента (находящихся на территории Дании или за ее пределами (для последних – при соблюдении определенных законодательством временных условий нахождения за пределами территории страны) – с 18 лет.

Проведенная в 1978 году избирательная реформа снизила возрастной ценз для реализации активного избирательного права с 20 до 18 лет.

Участие в голосовании является свободным и добровольным.

Парламент Дании – Фолькетинг – является однопалатным; в его состав на всеобщих и прямых выборах избирается 179 депутатов.

Срок полномочий Фолькетинга составляет четыре года.

В соответствии со статьей V Конституции Дании вновь избранный Фолькетинг созывается в 12 часов дня через двенадцать недель после проведения выборов, если только Король Дании не созвал заседание депутатов Фолькетинга раньше указанного срока.

Зал заседаний Фолькетинга – Парламента Дании

5 июня (среда) 2019 года в Дании проводятся очередные парламентские выборы, объявленные 7 мая Премьер-министром Дании Ларсом Лёкке Расмуссеном (5 июня является национальным праздником – Днем Конституции Дании) [3] (см. Приложение).

К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения парламентских выборов можно отнести, в частности, следующие:

- право Короля Дании в любое время издать указ о проведении новых парламентских выборов;

- парламентские выборы являются, как правило, досрочными (все прошедшие с 1998 года парламентские выборы (проведено семь парламентских выборов, включая выборы 5 июня 2019 года), за исключением проведенных 18 июня 2015 года и 5 июня 2019 года, были досрочными выборами);

- отсутствие отдельного законодательного акта о политических партий, поскольку их статус как участников выборов, в том числе регистрация в качестве таковых, регулируется законодательством о выборах;

- наличие специальных избирательных районов для выдвижения кандидатов (при проведении парламентских выборов территория страны разделена на три региона, которые в свою очередь подразделены на 10 многомандатных избирательных округов и затем на 92 так называемых района для выдвижения кандидатов);

- предоставление (с января 2019 года) лицам с психическим расстройством право участия в голосовании;

- отсутствие законодательного закрепления продолжительности агитационного периода (на практике его продолжительность составляет, как правило, три недели);

- законодательное недопущение проведения предвыборной агитации в электронных средствах массовой информации, в том числе за плату, в период между днем официального обнародования (опубликования) решения о назначении парламентских выборов и днем голосования;

- законодательное дозволение проведения участниками выборов предвыборной агитации непосредственно и в день голосования избирателей;

- отсутствие законодательно установленного предельного размера средств избирательного фонда, а также финансовой отчетности участников парламентских выборов при проведении предвыборной агитации;

- отсутствие законодательно установленной возможности обжалования нарушений законодательства о выборах, в том числе решений, связанных с реализацией избирательных прав и свобод участников парламентских выборов, в судебном порядке;

- отсутствие законодательного указания на необходимость получения политической партией для участия в распределении депутатских мандатов не менее 2% голосов избирателей (указанный заградительный барьер прямо не закреплен в Акте о парламентских выборах, а сформулирован в решениях высшей судебной инстанции страны, который указал, что данный заградительный барьер не противоречит положениям указанного Акта в части обеспечения принципа пропорционального представительства политических партий в парламенте);

- затруднительное фактическое избрание депутатами независимых кандидатов (для получения депутатского мандата независимый кандидат должен получить 10–20 тысяч голосов избирателей в одном из многомандатных избирательных округов: в новейшей политической истории Дании независимые кандидаты получили депутатские мандаты только дважды – в 1953 году и в 1994 году);

- установление исключительно Фолькетингом факта избрания каждого из депутатов и решения вопроса о соответствии депутатов установленным Конституцией Дании и законодательством о выборах требованиям, отсутствие судебного порядка обжалования;

- традиционно высокая явка избирателей на парламентских выборах (в 2001 году в голосовании приняло участие 87,15% избирателей, в 2005 году – 84,54%, в 2007 году – 86,59%, в 2011 году – 87,71%, в 2015 году – 85,89%);

- отсутствие законодательных положений, закрепляющих институт национальных (общественных) и международных наблюдателей.

Порядок назначения парламентских выборов. Конституционный срок полномочий Фолькетинга составляет четыре года.

В соответствии с частью IV Конституции Король Дании может в любое время издать указ о проведении новых выборов, в результате которых сформируется новый состав Фолькетинга, при этом указ о проведении новых выборов не может издаваться после формирования нового правительства и до представления Премьер-министра Фолькетингу.

В соответствии с Конституцией Дании и законодательством Премьер-министр Дании также вправе в любое время назначить парламентские выборы.

Премьер-министр Дании решает вопрос о проведении как очередных, так и досрочных парламентских выборов.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Дании и законодательством о выборах Премьер-министр Дании вправе в любое время назначить выборы 179 депутатов Фолькетинга, однако не позднее чем через четыре года после проведения предыдущих парламентских выборов.

В соответствии с частью X Конституции Дании, если Фолькетинг принимает законопроект с целью принятия нового конституционного положения и правительство желает его принятия, издается указ о новых выборах Фолькетинга.

Все прошедшие с 1998 года парламентские выборы, за исключением проведенных 18 июня 2015 года и 5 июня 2019 года, были досрочными выборами.

Логотип парламентских выборов

7 мая 2019 года Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен объявил о проведении 5 июня (среда) очередных парламентских выборов.

Законодательство о парламентских выборах. При проведении парламентских выборов применяются положения Конституции Дании
1953 года, Акта о парламентских выборах от 13 мая 1987 года (с последующими изменениями, в частности, 2018 года), Акта о добровольных пожертвованиях политическим партиям и обнародования финансовой отчетности политических партий 2001 года, Акта о грантах политическим партиям 2006 года, а также ряда смежных законодательных актов (в частности, Закон о теле- и радиовещании, запрещающий, в частности, спонсирование политическими партиями и иными организациями теле- и радиопрограмм, в том числе новостных выпусков, Закон об ответственности средств массовой информации 1998 года).

При этом законодательство не предусматривает наличие отдельного законодательного акта о политических партий, поскольку их статус как участников выборов, в том числе регистрация в качестве таковых, регулируется законодательством о выборах; кроме того, законодательство не содержит также положений о национальных (общественных) и международных наблюдателях.

В соответствии с частью IV Конституции Дании депутаты Фолькетинга избираются путем проведения всеобщих и прямых выборов.

Правила осуществления избирательного права устанавливаются законом о выборах, предусматривающим такой порядок проведения выборов, который обеспечивает равное представительство различных слоев избирателей и решает вопрос о целесообразности введения пропорциональной системы избирательного права с проведением выборов по одномандатным избирательным округам.

При определении числа депутатских мест каждого из регионов учитываются число жителей, число избирателей и плотность населения.

Закон о выборах предусматривает правила проведения дополнительных выборов на вакантные депутатские места, а также правила проведения новых выборов там, где это необходимо.

Закон может предусмотреть специальные правила представительства Гренландии в Фолькетинге.

После проведения в 2015 году досрочных парламентских выборов в законодательство выборах были внесены некоторые, в основном технико-юридического характера, изменения, связанные, в основном, с уточнением порядка и оснований регистрации кандидатов, участия политических партий в выборах, финансирования проведения предвыборной агитации, порядка проведения досрочного голосования избирателей, возможности для избирателей с ограниченными физическими возможностями принять участие в голосовании в день выборов по месту своего фактического нахождения (временного пребывания), оказания избирателям необходимого содействия при проведении голосования.

Наиболее значительной законодательной новацией явилось предоставление возможности самостоятельно участвовать в голосовании лицам, находящимся под попечительством.

Парламентская избирательная система. При проведении парламентских выборов по региональной пропорциональной избирательной системе (с использованием открытых списков кандидатов преференциального голосования избирателей, компенсационных мандатов) на четыре года избирается 179 депутатов однопалатного парламента – Фолькетинга, при этом 135 депутатов непосредственно избирается по
10 многомандатным избирательным округам на пропорциональной основе, а остальные 40 мандатов являются компенсационными депутатскими мандатами, которые (в целях сбалансированного выравнивания голосов, полученных политическими партиями на региональной уровне и в национальном масштабе) распределяются между регионами, многомандатными избирательными округами и районами для выдвижения кандидатов в рамках двухэтапного порядка их распределения.

Кроме того, еще четыре депутатских мандата замещаются на территории острова Гренландия (два депутатских мандата) и на территории Фарерских островов (два депутатских мандата).

При проведении парламентских выборов территория страны разделена на три региона (дат. – andsdele), которые подразделены на
10 многомандатных избирательных округов, которые, в свою очередь, подразделены на 92 так называемых района для выдвижения кандидатов (территория указанных районов охватывает территорию одного или более муниципалитетов или его части, а также разделена на избирательные участки, количество которых варьируется от выборов к выборам).

После проведения в 2007 году избирательной реформы количество многомандатных избирательных округов было сокращено с 17 до 10; в стране 98 муниципалитетов (ранее, как уже отмечалось, был 271 муниципалитет), на территории которых образуются вышеуказанные
92 района для выдвижения кандидатов.

Каждые пять лет осуществляется уточнение количества депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

В частности, после проведения в 2011 году национальной переписи населения один депутатский мандат был перераспределен между соответствующими многомандатными избирательными округами; в
2015 году один депутатский мандат также был перераспределен между соответствующими многомандатными избирательными округами.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями, а также в порядке самовыдвижения.

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций являются открытыми.

При этом политические партии самостоятельно определяют порядок получения кандидатами голосов избирателей – либо в качестве кандидата, баллотирующегося в качестве лидера списка кандидатов политической партии в соответствующем многомандатном избирательном округе, либо все кандидаты размещаются в списке кандидатов политической партии в определенном (алфавитном) порядке.

В первом случае имя кандидата размещается во главе списка кандидатов политической партии по соответствующему многомандатному избирательному округу и при распределении депутатских мандатов все голоса избирателей, поданные за политическую партию в соответствующем многомандатном избирательном округе (своеобразное кумулятивное голосование), считаются поданными за данного кандидата (политические партии получили данное право – право самостоятельно определять расположение кандидатов в своем списке кандидатов в соответствии с законодательными поправками, внесенными в 2017 году, предусматривающими преференциальное голосование избирателей и признания на его основе избранным того или иного кандидата).

Во втором случае все кандидаты располагаются в списке кандидатов политической партии в алфавитном порядке и при распределении депутатских мандатов голоса избирателей, поданные за соответствующих кандидатов с использованием преференциального голосования, оказывают непосредственное, прямое, пропорциональное и личное (индивидуальное) влияние на признание того или иного кандидата избранным [4].

Регистрация независимых кандидатов должна быть завершена не позднее чем за 11 дней до дня голосования при наличии собранных в поддержку выдвижения кандидата от 120 до 200 подписей избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа, список кандидатов политических партий, политических коалиций – не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Избиратель вправе проголосовать за политическую партию (политическую коалицию) или только за соответствующего кандидата, либо одновременно за политическую партию (политическую коалицию) и независимого кандидата в списке кандидатов данной политической партии (политической коалиции).

На этой основе распределение депутатских мандатов производится в два этапа.

На первом этапе мандаты распределяются между политическими партиями, политическими коалициями и независимыми кандидатами на уровне каждого многомандатного избирательного округа с использованием метода Д’Ондта, когда последовательные делители применяются к общему числу голосов избирателей, полученных списком кандидатов политической партией, политической коалиции или независимым кандидатом в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Затем политические партии, политические коалиции, которые преодолели, по крайней мере, один из трех заградительных барьеров (порогов), имеют право на участие в распределении компенсационных депутатских мандатов, которые предназначены для получения более точной пропорциональности между общим количеством депутатских мандатов и долей голосов избирателей, полученных политической партией, политической коалицией в масштабе всей страны.

Заградительными барьерами являются:

1) получение хотя бы одного депутатского мандата в одном из многомандатных избирательных округов;

2) получение в двух из трех регионов страны такого количества голосов избирателей, которое корреспондирует электоральной квоте (за вычетом компенсационных депутатских мандатов);

3) получение не менее 2% голосов избирателей в масштабе территории всей страны [5].

Компенсационные депутатские мандаты распределяются между политическими партиями, политическими коалициями первоначально в масштабе трех регионов с использованием метода Сант-Лагё и затем между многомандатными избирательными округами с использованием более широкого набора делителей.

Это позволяет определить сколько депутатских мандатов каждая политическая партия, политическая коалиция вправе получить в каждом многомандатном избирательном округе.

Что касается более широкого набора делителей, то на региональном уровне наибольшая доля определяется путем последовательного деления числа голосов избирателей, полученных политической партией, политической коалицией на такой набор делителей, как 1, 3, 5 и т.д. (чистый или классический метод Сант-Лагё).

На уровне многомандатного избирательного округа набором делителей являются делители 1, 4. 7, 10, 13 и т.д. с гораздо большим интервалом (лагом), допускающим относительно большее распространение компенсационных депутатских мандатов на относительно небольшие многомандатные избирательные округа.

На обоих стадиях распределения компенсационных депутатских мандатов столько раз наибольшая доля не принимается во внимание, сколько это соответствует количеству депутатских мандатов, которые политическая партия, политическая коалиция получила в соответствующем регионе или многомандатном избирательном округе[6].

Кандидаты, включенные в список кандидатов политической партии, политической коалиции, но не получившие депутатские мандаты, после проведения выборов включаются Министерством внутренних дел и экономического развития Дании в специальный список для последующего замещения образовавшихся вакантных депутатских мандатов (список резервных кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции).

Для получения парламентского большинства необходимо получение 90 депутатских мандатов (из 179).

Избирательные органы. Подготовка и проведение парламентских выборов возложена на децентрализованную систему государственных, муниципальных и избирательных органов.

Так, на специализированное подразделение – отдел по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании, функционирующий на постоянной основе и возглавляемый Главным руководителем выборов, возложена обязанность по организации и проведению парламентских выборов.

В состав указанного отдела (в период между выборами) входит пять человек, в период проведения парламентских выборов численный состав отдела увеличивается.

На указанный отдел возложены задачи, в частности, по подготовке для электоральных органов инструкционной базы по проведению выборов, перераспределению (каждый пять) лет числа депутатских мандатов между провинциями и соответствующими многомандатными избирательными округами, рассмотрение документов об участии новых политических партий в парламентских выборах.

На Статистический совет Дании возложены обязанности по суммированию и распределению электоральной статистики, в том числе результатов парламентских выборов, оказанию содействия при решении вопросов о распределении депутатских мандатов.

Совет образуется Министерством внутренних дел и экономического развития Дании и подчиняется парламенту – Фолькетингу.

Совет состоит из судей и специалистов в области прав человека.

Муниципалитеты на началах электоральной автономии осуществляют определенный объем электоральных функций и полномочий, в том числе в части использования программного обеспечения для автоматизированной обработки итогов голосования избирателей.

При проведении 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов их организация и проведение возложены на трехуровневую систему избирательных органов: Избирательный совет Дании, 92 районных (окружных) избирательных комитетов, 1.400 участковых избирательных комитетов.

При формировании избирательных органов законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании избирательных органов.

Для оперативного обеспечения избирательного процесса образован специальный отдельный орган (подразделение) – Избирательный совет Дании; на отдел по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании возложены обязанности секретариата (аппарата) Избирательного совета.

На Избирательный совет Дании возлагаются такие обязанности, как, в частности, регистрация политических партий, изъявивших желание принять участие в парламентских выборах, ведение реестра политических партий, в том числе наименований политических партий, решение вопросов о реализации активного избирательного права гражданами Дании, которые проживают за пределами территории страны в течение более четырех лет (статья 17 Акта о парламентских выборах).

Районные (окружные) избирательные комитеты (92) образуются в пределах электоральных границ 92 районов для выдвижения кандидатов.

Территория указанных районов охватывает территорию одного или более муниципалитетов или его части, а также разделена на избирательные участки, количество которых варьируется от выборов к выборам.

В случае если указный район охватывает территорию двух и более муниципалитетов, законодательство определяет тот муниципалитет, на который возлагается осуществление общих электоральных функций.

Состав районного (окружного) избирательного комитета (Р(О)ИК) – от 5 до 9 человек (формируется муниципальным советом в соответствии с пропорциональным представительством муниципалитетов или частей их территории, находящихся на территории соответствующего избирательного района для выдвижения кандидатов, и по формуле представительства, закрепленной в статье 27 Акта о парламентских выборах.

В целом члены Р(О)ИК назначаются соответствующими муниципальными советами на основе принципа пропорционального представительства региональных отделений политических партий в муниципальном совете.

Кандидаты, выдвигающие свои кандидатуры на парламентских выборах по соответствующему избирательному району для выдвижения кандидатов, не могут быть членами данного Р(О)ИК (но могут быть членами Р(О)ИК тех избирательных районов для выдвижения кандидатов, где они не выдвигают свои кандидатуры в качестве кандидатов для участия в парламентских выборах).

На мэра муниципалитета по должности возлагаются обязанности председателя Р(О)ИК.

Заместитель председателя Р(О)ИК назначается муниципальным советом.

Участковые избирательные комитеты – 1.650 (в том числе 1.454 УИК на территории Дании) образуются для проведения голосования избирателей.

Состав УИК: от 5 до 9 участковых контролеров, которым оказывают необходимое содействие ряд приглашенных для этого избирателей.

Члены УИК назначаются соответствующими муниципальными советами на основе принципа пропорционального представительства местных отделений политических партий в муниципальном совете, а также из числа непартийных представителей (волонтеров).

Кандидаты, выдвигающие свои кандидатуры на парламентских выборах по соответствующему избирательному району для выдвижения кандидатов, могут быть назначены участковыми контролерами данного УИК, но не могут принимать участия в подсчете голосов избирателей, поданных за их кандидатуры (статья 74 Акта о парламентских выборах).

В целом низовые звенья системы избирательных органов в значительной мере опираются на содействие со стороны муниципалитетов.

Как отмечалось, председателем Р(О)ИК является мэр соответствующего муниципалитета, его заместитель назначается муниципальным советом из числа служащих данного муниципалитета.

Муниципальные органы осуществляют регистрацию избирателей, составление и уточнение списков избирателей, вносят в них необходимые изменения, в том числе в день голосования избирателей.

При проведении указанных выборов 45 муниципалитетов использовали электронные списки избирателей.

Приглашения для избирателей изготавливаются по заказу муниципалитетов на конкурсной коммерческой основе.

Регистрация избирателей. Регистрация избирателей является пассивной, основывается на национальном регистре населения Дании; списки избирателей составляются после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов.

В соответствии с Конституцией Дании и законодательством о выборах граждане Дании, которые постоянно проживают на территории Дании либо рассматриваются в статусе постоянно проживающих на территории Дании, в том числе на острове Гренландия и Фарерских островах, несмотря на фактическое проживание за пределами территории Дании, подлежат регистрации в качестве избирателей и на этой основе – обязательному включению в списки избирателей.

Списки избирателей составляются на основе сведений, содержащихся в национальном реестре регистрации населения.

Списки избирателей составляются Министерством внутренних дел и экономического развития Дании после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов.

В списки избирателей соответствующего муниципалитета включаются граждане Дании, достигшие возраста 18 лет и старше, которые постоянно проживают не территории Дании и были зарегистрированы местным отделением Национального бюро регистрации населения на территории Дании не позднее чем за 15 дней до дня голосования, на территории Фарерских островов и острова Гренландия – не позднее чем за 18 дней, за пределами территории Дании – не позднее чем за 7 дней до дня голосования [7].

Ранее в списки избирателей автоматически не включались лица, признанные судом недееспособными.

В декабре 2018 года Фолькетинг на основе законодательных поправок сократил перечень категорий указанных лиц и определил отдельные категории избирателей, находящихся, в частности, под опекой, в отношении которых такое ограничение их активного избирательного права может быть отменено.

Для полной отмены указанного ограничения активного избирательного права данной категории граждан необходимо внесение изменений в Конституцию Дании.

Вместе с тем, после проведения почти годичных общественных обсуждений и на основании подготовленных правительством законодательных поправок, которые вступили в силу в январе 2019 года, при проведении выборов право участия в голосовании впервые получили избиратели с психическими расстройствами, ранее не принимавшие участие в выборах в связи с признанием их недееспособными по решению суда (на этой основе около 2.000 граждан Дании с психическими расстройствами получают возможность принимать участие в голосовании на выборах).

В соответствии с Конституцией Дании и законодательством зарубежные датские избиратели вправе принимать участие в голосовании на парламентских выборах.

При этом законодательство определяет категории зарубежных датских избирателей, которые, временно находясь за пределами территории Дании, имеют (сохраняют) право на участие в парламентских выборах.

На этой основе на специальное подразделение аппарата Министерства внутренних дел и здравоохранения Дании (Избирательное бюро) статьей 17 Акта о парламентских выборах возложена задача определения статуса зарубежных датских избирателей в связи с тем, что законодательство позволяет сохранять включение их в списки избирателей в течение четырех лет после выезда за пределы территории Дании.

При этом законодательство не предусматривает права лица на обжалование решения Избирательного бюро о невключении его в список избирателей для голосования в помещении для голосования дипломатического представительства или консульского учреждения Дании в соответствующем иностранном государстве.

Избиратели, находящиеся за пределами территории страны в период проведения парламентских выборов, вправе проголосовать досрочно в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Дании в соответствующем иностранном государстве.

Списки избирателей составляются для каждого избирательного участка с разрезе каждого муниципалитета не позднее чем за 15 дней до дня голосования (еще при проведении 15 сентября 2011 года досрочных парламентских выборов 45 муниципалитетов (из 98) приняли решение о составлении списков избирателей для участковых избирательных комитетов в электронном виде; на этой основе Министерство внутренних дел и здравоохранения Дании по защищенным каналам связи направило соответствующим муниципалитетам указанные списки избирателей в электронном виде).

Муниципалитеты вправе вносить изменения и дополнения в списки избирателей, в том числе непосредственно и в день голосования.

На основе списка избирателей каждый муниципалитет изготавливает персональные карточки избирателей для участия в голосовании, которые должны содержать фамилию и имя избирателя, адрес его места жительства, информацию о дне и времени голосования, месте нахождения участкового избирательного комитета.

Персональные карточки избирателей направляются муниципалитетом каждому избирателю по почте с использованием услуг частной компании, которая заключила со всеми муниципалитетами по результатам проведения конкурса единый договор на их отправку избирателям.

После рассылки персональных карточек избирателей жалобы по вопросам списков избирателей могут быть поданы в соответствующий муниципалитет.

Избиратель вправе проголосовать на любом избирательном участке, образованном на территории страны, по предъявлении персональной карточки избирателя.

При проведении голосования (при регистрации и выдаче избирателю избирательных бюллетеней) указанные карточки сканируются.

При проведении 5 июня 2019 года очередных выборов 179 депутатов парламента в списки избирателей было включено 4.2 млн. избирателя.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов. При проведении парламентских выборов в целях выдвижения кандидатов территория страны разделена на три региона, которые в свою очередь подразделены на
10 многомандатных избирательных округов и затем на 92 так называемых района для выдвижения кандидатов.

В соответствии с законодательством о выборах кандидаты выдвигаются политическими партиями и избирателями (в порядке самовыдвижения) по 92 районам для выдвижения кандидатов.

Политические партии должны не позднее чем за 15 дней (не позднее 21 мая) до дня голосования (5 июня) уведомить Министерство внутренних дел и экономического развития дел Дании о намерении принять участие в парламентских выборах.

Политические партии, имеющие представительство в Фолькетинге по результатам последних парламентских выборов, в силу данного факта вправе выдвигать своих кандидатов по всем 92 районам для выдвижения кандидатов без выполнения каких-либо иных (дополнительных) условий.

Иные политические партии должны не позднее чем за 15 дней до дня голосования на выборах собрать в поддержку своего участия в парламентских выборах определенное число подписей (деклараций) избирателей – 20.109 (при проведении выборов в 2011 году – 19.769, в 2015 году – 20.260) в форме соответствующей индивидуальной декларации поддержки избирателем такого участия, а также иметь наименование, отличное от наименований других политических партий.

Независимые кандидаты должны представить от 150 до 200 подписей (деклараций) избирателей соответствующего района по выдвижению кандидатов.

В целом законодательство предусматривает представление такого числа подписей избирателей (деклараций избирателей), которое соответствует, как минимум, 1/175 от общего числа действительных голосов избирателей, проголосовавших на последних парламентских выборах.

Избиратель может поддержать только одну политическую партию и одного независимого кандидата.

Каждый избиратель в декларации о поддержке выдвижения кандидата указывает, в частности, свой персональный идентификационный номер.

Декларации избирателей проверяются Отделом по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании и после проведения проверки возвращаются избирателям, которые затем передают их соответствующим непарламентским политическим партиям для последующего прохождения ими процедуры регистрации в качестве участника парламентских выборов.

В 2016 году был обновлен механизм проверки подписей (деклараций) избирателей: осуществлен переход к проведению автоматизированной их проверки (в рамках цифровой системы обработки персональных данных).

На этой основе избиратель, желающий поставить свою подпись в поддержку списка кандидатов политической партии, независимого кандидата, должен зарегистрироваться в электронном виде на портале электронных государственных услуг и практически без каких-либо временных задержек получить подтверждение правомерности простановки им своей подписи в поддержку такого выдвижения (в 2015 году одна из политических партий использовала такую технологию, которую Министерство внутренних дел и экономического развития Дании сочло необходимым повсеместно распространить на основе соответствующего нормативно-правого регулирования).

Ранее в рамках прежней (бумажной) системы поддержки выдвижения кандидатов политической партии, независимого кандидата избиратель вынужден был ожидать в течение приблизительного одной недели подтверждения правомерности простановки им своей подписи в поддержку такого выдвижения.

Указанные декларации должны подаваться вместе с сертификатом, удостоверяющим право избирателя принимать участие в парламентских выборах, который выдается избирателю соответствующим местным отделением Национального бюро регистрации населения Дании.

Законодательство о выборах предусматривает, что декларации избирателей не требуются для участия в парламентских выборах политической партии, представляющей интересы немецкого национального меньшинства.

При составлении списка кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу политическая партия вправе поместить кандидата во главе списка кандидатов; в этом случае все голоса избирателей, поданные за политическую партию, при распределении депутатских мандатов засчитываются как поданные за данного кандидата, в том числе и голоса избирателей, отданные за других кандидатов из этого списка кандидатов по данному многомандатному избирательному округу.

При составлении списка кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу политическая партия вправе также расположить кандидатов в алфавитном порядке и в этих условиях распределение депутатских мандатов производится на основе числа преференциальных голосов избирателей, полученных каждым кандидатом из списка кандидатов.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в списках кандидатов, при этом некоторые политические партии активно включают в свои списки кандидатов женщин и представителей национальных меньшинств.

Независимые кандидаты могут быть выдвинуты одновременно по нескольким избирательным округам.

Сведения об избирателях, поддержавших выдвижение независимого кандидата, являются «открытыми» для всеобщего ознакомления.

Политические партии, представленные в Фолькетинге, а также политические партии, которые собрали не менее 20.109 подписей избирателей (как уже отмечалось, при проведении выборов в 2011 году – 19.769, в 2015 году – 20.260) в соответствующем многомандатном избирательном округе, вправе зарегистрировать списки своих кандидатов для участия в парламентских выборах.

Независимые кандидаты должны представить для регистрации в качестве кандидата 150–200 подписей избирателей соответственно в одном из 92 районов для выдвижения кандидатов (для получения депутатского мандата независимый кандидат должен получить 10–20 тысяч голосов избирателей в одном из многомандатных избирательных округов: в новейшей политической истории Дании независимые кандидаты получили депутатские мандаты только дважды – в 1953 году и в 1994 году).

В соответствии с законодательством о выборах независимые кандидаты должны быть зарегистрированы не позднее чем за 11 дней до дня голосования, списки кандидатов – не позднее чем за 8 дней до дня голосования.

При проведении 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов в них принимают участие представители 27 политических партий
(13 политических партий – на территории Дании, семь – на территории острова Гренландия и семь политических партий – на Фарерских островах).

При этом все девять политических партий, представленные в действующем составе Фолькетинга, принимают участие в выборах (в
1981 году, в 1984 году и в 1990 году – 13, в 1987 году – 16 политических партий).

Кроме «старых» парламентских партий в выборах принимают участие и другие политические партии, в том числе образованные в преддверии проведения указанных выборов.

Так, в октябре 2016 года была образована новая правоцентристская политическая партия – Новое право, в октябре 2017 года Социальные демократы Дании вновь приняли решение принять участие в парламентских выборах [8].

Вместе с тем основными участниками парламентских выборов являются две политические коалиции: так называемые правящий «синий парламентский блок» (в составе пяти консервативных политических партий) и оппозиционный «красный парламентский блок» (в составе пяти политических партий во главе с Социал-демократической партией, лидером которой является Метте Фредериксен).

При этом впервые в современной электоральной истории Дании ультраправая политическая партия «Твердый курс» («Hard Line», образована в 2017 году, лидер – юрист Расмус Палудан), призывающая к депортации исламских беженцев, сохранению национальной идентичности страны, запрету ислама на территории Дании собрала в поддержку выдвижения своих кандидатов необходимое число подписей избирателей и на этой основе была зарегистрирована в качестве участника парламентских выборов [9].

Представители всех политических партий исключили возможность какого-либо политического блокирования с представителями данной политической партии в случае получения ею депутатских мандатов.

Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация. В соответствии с частью VIII Конституции Дании каждый имеет право свободно высказывать свои мысли в печати, в письменной и устной форме, при условии, что он может быть привлечен к ответственности по суду. Цензура и иные предупредительные меры никогда не будут восстановлены. Граждане имеют право проводить собрания без предварительного разрешения, если они не вооружены. Полиция имеет право присутствовать на публичных собраниях. Уличные собрания могут быть запрещены, если они представляют угрозу общественному порядку.

При этом в Уголовном кодексе Дании 1930 года в главе 13 «Преступления против Конституции и высших органов государства» предусмотрена ответственность за оказание давления на избирателей с целью «воздержаться от голосования».

При проведении 5 июня 2019 года парламентских выборов некоторые участники выборов высказывались за проведение более комплексной информационно-разъяснительной работы среди избирателей, в том числе в части разъяснения усложненного по их мнению порядка трансформации голосов избирателей при распределении депутатских мандатов, прежде всего компенсационных, между политическими партиями.

В целом законодательство объемно не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации, за исключением вопросов размещения агитационных материалов.

Законодательство о выборах не устанавливает начало или окончание, а также продолжительность агитационного периода, на практике продолжительность агитационного периода составляет, как правило, три–четыре недели и агитационный период начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов.

Предвыборную агитацию вправе (поскольку отсутствует запрет в законодательстве о выборах) проводить не только политические партии, политические коалиции, независимые кандидаты, но также и профессиональные союзы, ассоциации деловых кругов и работодателей.

В целом предвыборная агитация имеет преимущественно персонифицированный характер и нацелена на предельно тесное взаимодействие участников выборов с избирателями с использованием преимущественно традиционных форм и методов проведения предвыборной агитации.

Традиционно участники парламентских выборов используют для проведения своей предвыборной агитации печатные агитационные материалы, в том числе баннеры, листовки и т.д.

Вместе с тем, увеличивается и объем денежных средств, используемых участниками выборов для проведения предвыборной агитации в социальных сетях и социальных средствах массовой информации.

Как показывает электоральная практика разрыв между победителем и проигравшим в соответствующем многомандатном избирательном округе составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч голосов избирателей и в этих условиях политические партии стараются заблаговременно определить свою целевую аудиторию среди избирателей, а также набор более адресных агитационных материалов для привлечения на свою сторону избирателей.

Как правило, предвыборная агитация участниками парламентских выборов ведется с использованием печатных средств массовой информации, а также сети Интернет, прежде всего YouTube [10], особенно малыми политическими партиями (в связи с недостаточными финансовыми ресурсами), при этом законодательно данный вопрос прямо не регулируется, кроме того, использование интернет-изданий как одного из средств проведения предвыборной агитации законодательством о выборах также не регулируется.

В социальных сетях участники выборов используют, в частности, свои партийные странички, блоги, а также интерактивные агитационные материалы.

При этом некоторые участники выборов проводили предварительные консультации, в частности, с Facebook, на предмет электорального контента, а также недопущения (предотвращения) распространения недостоверной электоральной информации, внешнего влияния на проведение политическими партиями предвыборной агитации [11]; кроме того отмечалось, что тон проведения предвыборной агитации становиться недопустимо агрессивным, разительно отличающимся от традиционного формата проведения предвыборной агитации.

Интернет-издания вправе на добровольной основе получить регистрацию (аккредитацию) Совета по вопросам печатных средств массовой информации в качестве субъекта информационного поля, на которого распространяются положения Закона об ответственности средств массовой информации 1998 года.

Как правило, все он-лайн издания средств массовой информации проходят данную регистрационную процедуры при проведении парламентских выборов.

Законодательством предусматривается проведение дебатов между всеми зарегистрированными участниками парламентских выборов, а также информирование избирателей о политических партиях как участниках выборов.

При этом ряд средств массовой информации при проведении парламентских выборов проводят дебаты между всеми участниками выборов, а также дебаты только между лидерами двух основных политических партий, борющимися за право сформировать правительство после проведения парламентских выборов и выдвинувших кандидатов на должность Премьер-министра Дании (например, Телерадиовещательная корпорация Дании) [12].

Так, 2 апреля (вне рамок агитационного периода, начинавшегося 7 мая после официального объявления Премьер-министром Дании решения о проведении 5 июня 2019 года парламентских выборов) состоялась первые дебаты между действующим Премьер-министром Дании Ларсом Лёкке Расмуссеном и председателем Социал-демократической партии Дании Метте Фредериксен.

По мнению некоторых экспертов, лидер Социал-демократической партии Метте Фредериксен оказалась полностью неготовой к обсуждению вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, тогда как Ларс Лёкке Расмуссен, считавшийся фаворитом этих дебатов, в свою очередь, оказался слабее своего оппонента в вопросах, относящихся к охране окружающей среды и климатическим изменениям в Дании.

7 мая состоялись теледебаты с участием лидеров всех политических партий (за исключением лидера Социал-демократической партии Метте Фредериксен, которая была больна; ее замещал представитель политической партии Николаи Ваммен).

При проведении парламентских выборов телекомпании, проводящие теледебаты, стремятся сделать их доступными для лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности, посредством использования титров («бегущей строки») и сурдоперевода.

Законодательством о выборах, в том числе Актом о телерадиовещании, не допускается проведение предвыборной агитации в электронных средствах массовой информации, в том числе за плату, в период между днем официального обнародования (опубликования) решения о назначении парламентских выборов и днем голосования.

Допускается проведение предвыборной агитации в печатных средствах массовой информации за плату.

Некоторые электронные средства массовой информации в своих информационных программах стали, в отличие от прошлых выборов, больше информировать избирателей о малых политических партиях.

Отдельные средства массовой информации, в частности, Телерадиовещательная корпорация Дании, образовали специальные структурные подразделения, которые в целях недопущения распространения фейковой (недостоверной) информации осуществляют предварительную проверку соответствующей электоральной информации.

Лидер оппозиционной Социал-демократической партии Дании Метте Фредериксен среди избирателей

Законодательство не запрещает проведение участниками выборов предвыборной агитации непосредственно и в день голосования избирателей, за исключением помещений для голосования избирательных участков.

Политические партии, принимающие участие в парламентских выборах, впервые подписали Кодекс поведения на выборах, в том числе в части недопущения использования при проведении предвыборной агитации фейковой (недостоверной) политической и электоральной информации.

По результатам проводимых опросов общественного мнения правящий «синий блок», возглавляемый лидером правоцентристской Либеральной партии, Премьер-министром Дании Ларс Лёкке Расмуссеном, проигрывает парламентские выборы оппозиционному «синему блоку», возглавляемому лидером Социал-демократической партии Дании Метте Фредериксен.

Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен, лидер правоцентристской Либеральной партии и правящего «синего блока»

В соответствии с законодательством образован Совет по вопросам печатных средств массовой информации, который рассматривает информационные споры.

В состав Совета входит восемь человек, представляющих издателей, журналистов и гражданское общество. Председателем Совета является судья Верховного суда Дании.

На практике Совет рассматривает электоральные информационные споры в течение, как правило, двух месяцев.

Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Финансирование выборов. Законодательство о выборах, в том числе Акт о добровольных пожертвованиях политическим партиям и обнародования финансовой отчетности политических партий 2001 года, Акт о грантах политическим партиям 2006 года, регулируют вопросы финансового обеспечения выборов, проведения участниками выборов предвыборной агитации, при этом, однако, не устанавливает каких-либо ограничений на осуществление расходов, в том числе предельных размеров расходов избирательных фондов, участников выборов, иными организациями, союзами и ассоциациями при проведении предвыборной агитации.

В преддверии проведения 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов в законодательство были внесены изменения в части совершенствования механизма обнародования участниками выборов финансовой электоральной информации, проведения аудиторской проверки финансовой отчетности.

При этом в промежуточном отчете ГРЕКО Совета Европы [13] 2018 года отмечалась неудовлетворительная оценка работы, проведенной Данией по совершенствованию механизма обеспечения финансовой прозрачности избирательного процесса и проведения предвыборной агитации, в том числе в части образования специализированного органа, на который бы была возложена задача по осуществлению контроля за финансированием предвыборной агитации участников выборов, проведению проверки финансовых отчетов политических партий.

Создание избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено.

Политические партии получают денежные средства из трех основных источников:

1) членские взносы (в наиболее крупных политических партиях они составляют до 40 датских крон или около 5 евро);

2) государственного бюджетного финансирования – каждая политическая партия, независимый кандидат, получившие не менее
1.000 голосов избирателей на последних парламентских выборах, имеют право на правительственный грант (субсидии) в размере 3,75 евро за каждый голос избирателя;

3) пожертвования от датских и иностранных физических и юридических лиц.

При этом допускаются и анонимные пожертвования; вместе с тем принятие политической партией пожертвований и заведомо умышленное представление их в финансовой отчетности в качестве анонимных рассматривается законодательством как правонарушение.

В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечались, в частности, опасения в отношении максимального или отсутствующего ограничения в Дании на анонимные пожертвования; кроме того, отмечалось также частичное отсутствие пределов расходов на проведение избирательных кампаний участниками выборов.

Законодательством допускаются также все виды пожертвований из иностранных источников.

В соответствии с законодательными поправками 2017 года политические партии не обязаны представлять финансовые отчеты о расходовании средств на проведение своей предвыборной агитации, за исключением средств, выделенных им (в рамках особой процедуры) из государственного бюджета в виде грантов на осуществление политической деятельности, при этом пожертвования политическим партиям, превышающие в совокупности  более 2.700 евро (20.900 датских крон), должны быть обнародованы, в том числе должны быть указаны персональные сведения о жертвователе, включая адрес его местожительства, а также сведения о жертвополучателях.

Вместе с тем, пожертвования независимым кандидатам, превышающие в 2.700 евро, не подлежат обязательному обнародованию (на практике, одно и то же лицо направляло независимому кандидату пожертвования в размерах, не превышающих 2.700 евро).

В целом законодательство не обязывает участников выборов обнародовать суммарный размер полученных пожертвований.

При этом независимые кандидаты должны обнародовать совокупный размер пожертвований в их адрес в случае обращения за получением правительственного гранта по результатам парламентских выборов.

Законодательство не устанавливает предельные размеры расходования средств на проведение участниками выборов предвыборной агитации.

Ежегодные финансовые отчеты политических партий, которые в год проведения парламентских выборов должны включать расходы на проведение предвыборной агитации, представляются в Министерство внутренних дел и экономического развития Дании.

В соответствии с законодательными поправками независимый сертифицированный аудитор проводит проверку представленных финансовых отчетов.

Некоторые политические партии подвергают критике отсутствие законодательного регулирования финансирования участия политических партий в выборах, а также подотчетности участников парламентских выборов; они полагаю, что необходима, в частности, большая прозрачность финансирования участия политических партий в парламентских выборах, в том числе в части пожертвований физических и юридических лиц.

Голосование избирателей. Голосование избирателей проводится в один день, при этом это может быть любой день недели.

Так, голосование избирателей на парламентских выборах 18 июня 2015 года проводилось в четверг, 15 сентября 2011 года – также в четверг, тогда как 13 ноября 2007 года – во вторник, 8 февраля 2005 года – также во вторник.

Голосование избирателей на парламентских выборах 5 июня 2019 года проводится в среду с 09:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 11 часов [14].

Голосование избирателей является добровольным [15].

Избиратели могут принять участие в голосовании в помещении для голосования избирательного участка, либо в досрочном голосовании, либо по почте.

Избиратель вправе проголосовать на любом избирательном участке, образованном на территории страны, по предъявлении персональной карточки избирателя.

Избиратель вправе проголосовать раздельно за политическую партию или за кандидата, либо одновременно за политическую партию и кандидата из списка кандидатов данной политической партии.

Избиратель при голосовании проставляет знак «Х» напротив наименования соответствующих его выбору политической партии или кандидата, либо политической партии и кандидата.

После проведения 15 сентября 2011 года парламентских выборов рассматривался вопрос о введении в будущем процедуры электронного голосования при проведении выборов депутатов Фолькетинга – парламента, с учетом внедрения современных информационных технологий и обеспечения тайны голосования, однако до сих пор вопрос не решен, в том числе в связи с соображениями обеспечения кибербезопасности процедуры электронного голосования и целостности избирательного процесса в целом.

Еще в преддверии проведения 18 августа 2015 года парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, в частности, в направлении предоставления избирателям-инвалидам права сменить избирательный участок в целях удобства голосования.

Избиратели-инвалиды имеют права на голосование в условиях, учитывающих их физическое состояние: на дополнительное электрическое освещение места голосования, специальные кабины для голосования, увеличительные линзы, столики для заполнения избирательных бюллетеней.

В соответствии с законодательными поправками 2017 года избирателям-инвалидам предоставлено право по своему усмотрению определить лицо, которое может оказать им помощь (содействие) при заполнении избирательного бюллетеня.

Кроме того, в соответствии с законодательством избиратели, в том числе избиратели-инвалиды. которые не могут в день выборов принять участие в голосовании в помещении для голосования избирательного участка, могут проголосовать досрочно.

Досрочное голосование проводится не ранее чем за три недели и не позднее чем за две недели до дня проведения общего голосования.

Досрочное голосование проводится в помещениях местных отделений Национального бюро регистрации населения, в том числе для избирателей, находящихся в лечебных учреждениях, домах для престарелых, в местах лишения свободы.

Избиратели, находящиеся на дому, вправе проголосовать досрочно при условии направления не менее чем за 12 дней до дня общего голосования избирателей на выборах соответствующего заявления о предоставлении такой возможности.

Досрочное голосование проводится в присутствии представителя муниципалитета.

При голосовании избиратель вкладывает заполненный избирательный бюллетень в специальный конверт, который, в свою очередь, вкладывается в другой конверт в целях недопущения нарушения тайны голосования избирателя, т.е. используется модель двух электоральных конвертов.

Избиратели, находящиеся за пределами территории Дании, вправе проголосовать досрочно в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Дании в соответствующем иностранном государстве.

При проведении парламентских выборов порог явки избирателей Конституцией Дании и законодательством о выборах не предусмотрен.

Традиционно за последние несколько десятилетий явка избирателей на парламентских выборах является достаточно высокой.

Так, в голосовании на парламентских выборах: в 2001 году приняло участие 87,15% избирателей, в 2005 году – 84,54%, в 2007 году – 86,59%, в 2011 году – 87,71%, в 2015 году – 85,89% избирателей.

Установление итогов голосования и определение результатов парламентских выборов. При проведении парламентских выборов подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и определение результатов выборов возложено на Министерство внутренних дел и экономического развития Дании, а также 1.650 участковых избирательных комитетов.

Первичный подсчет голосов избирателей является децентрализованным и производится участковыми избирательными комитетами.

Протоколы об итогах голосования участковые избирательные комитеты направляют непосредственно в Министерство внутренних дел и экономического развития Дании.

После проведения выборов по представлению Министерство внутренних дел и экономического развития Дании специальный парламентский комитет парламента нового созыва, возглавляемый представителем парламентской политической оппозиции, утверждает действительность состоявшихся парламентских выборов.

Итоги голосования и результаты парламентских выборов обнародуются в сети Интернет, в том числе Статистическим бюро Дании, с разбивкой по каждому избирательному участку, 92 районам по выдвижению кандидатов, 10 многомандатным избирательным округам, 3 регионам.

Обжалование нарушений законодательства и результатов парламентских выборов. В целом законодательство о выборах регулирует порядок рассмотрения избирательных споров и электоральных нарушений.

Избиратели могут подать жалобы на нарушения законодательства о выборах в течение одной недели после дня голосования [16].

Указанные жалобы подаются в Министерство внутренних дел и экономического развития Дании, который, в том числе на основе поступивших жалоб, подготавливает для рассмотрения парламентом соответствующие рекомендации для разрешения вопроса по-существу.

При этом законодательно не предусматривается возможность обжалования нарушений законодательства о выборах, в том числе решений, связанных с реализацией избирательных прав и свобод участников парламентских выборов, в судебном порядке, что противоречит международным избирательным стандартам и обязательствам Дании в качестве государства – участника ОБСЕ.

Так, решение Избирательного совета Министерства внутренних дел и экономического развития Дании по вопросу об участии избирателей, находящихся за пределами территории Дании, в голосовании не подлежит судебному обжалованию.

Вместе с тем решение муниципального сотрудника о регистрации избирателя может быть обжаловано только в Отдел по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании, который принимает окончательное решение.

Кроме того, определение результатов парламентских выборов отнесено к исключительной компетенции самого парламента.

В соответствии с частью IV Конституции Дании Фолькетинг самостоятельно устанавливает факт избрания каждого из депутатов и решает вопрос о соответствии депутатов установленным Конституцией Дании и законодательством о выборах требованиям.

Своим решением Фолькетинг может признать результаты парламентских выборов, в том числе выборов депутата, недействительными в случае, если сочтет, что данное лицо не достойно быть депутатом парламента.

Для решения указанных вопросов непосредственно после проведения парламентских выборов парламентом образуется специальный  избирательный комитет – Комитет по вопросам признания результатов парламентских выборов, который, в частности, рассматривает поступившие жалобы и обращения и подготавливает парламенту рекомендации в части признания результатов парламентских выборов действительными либо недействительными.

Руководителем указанного Комитета является представитель оппозиционной политической партии (политической коалиции).

Решения Фолькетинга, а также его Комитета по вопросам признания результатов парламентских выборов, в том числе в части признания результатов выборов недействительными, связанные с рассмотрением жалоб, не подлежат обжалованию в судебном порядке, что противоречит международным избирательным стандартам и обязательствам Дании в качестве государства – участника ОБСЕ.

Общественное и международное наблюдение на выборах. Институт национального (общественного) наблюдения на парламентских выборах прямо в законодательстве не закреплен, поскольку презюмируется, что в рамках правового режима открытости и гласности избирательного процесса присутствовать при проведении голосования и подсчете голосов избирателей вправе и сами избиратели.

При этом в соответствии с законодательством руководитель участкового избирательного комитета вправе ограничить присутствие лиц в помещении для голосования избирательного участка в интересах обеспечения спокойного и беспрепятственного хода голосования избирателей.

Институт иностранных (международных) наблюдателей законодательством о выборах прямо не предусмотрен, хотя голосование и подсчет голосов избирателей являются открытыми для участников парламентских выборов.

На практике при проведении парламентских выборов иностранные (международные) наблюдатели, как правило, приглашаются.

Так, в целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу двух миссий по оценке потребностей.

БДИПЧ ОБСЕ впервые организовало работу миссии по оценке потребностей при проведении 15 сентября 2011 года очередных парламентских выборов и затем, 18 июня 2015 года, досрочных парламентских выборов.

До проведения 15 сентября 2011 года парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ не осуществляло какого-либо наблюдения за выборами депутатов Фолькетинга.

В период с 24 по 26 августа 2011 года в Дании находилась миссия БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, которая по результатам своего пребывания не рекомендовала направление на досрочные парламентские выборы полномасштабной миссии международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ.

Вместе с тем указанная оценочная миссия отметила ряд недостатков в организации избирательного процесса, связанных, в частности, с регулированием вопросов финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов, механизмом рассмотрения жалоб, освещением выборов в средствах массовой информации.

В период с 5 по 8 мая 2015 года в Дании также находилась миссия БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, которая по результатам своего пребывания в Дании также не рекомендовала направление на досрочные парламентские выборы полномасштабной миссии международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ.

При проведении 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ направило миссию по оценке потребностей, которая находилась в стране с 25 по 29 марта 2019 года и по результатам своего пребывания впервые рекомендовала направить на досрочные парламентские выборы миссию экспертов БДИПЧ ОБСЕ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ–УЧАСТНИКАХ ОБСЕ В 2019 ГОДУ

№ п/п Государство-участник ОБСЕ Календарные сроки проведения парламентских выборов
1 Молдова 24 февраля (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
2 Эстония 3 марта (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
3 Андорра 7 апреля (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
4 Финляндия 14 апреля (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
5 Испания 28 апреля (понедельник) 2019 года (досрочные парламентские выборы)
6 Бельгия 26 мая (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
7 Дания 5 июня (среда) 2019 (очередные парламентские выборы)
8 Украина 21 июля (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)
9 Австрия сентябрь 2019 года (досрочные парламентские выборы) - конкретная календарная дата проведения выборов пока не определена
10 Португалия 6 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
11 Швейцария 20 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
12 Греция 20 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)
13 Канада 21 октября (понедельник) 2019 года (очередные парламентские выборы)
14 Польша ноябрь 2019 года (очередные парламентские выборы) - конкретная календарная дата проведения выборов пока не определена
15 Узбекистан декабрь 2019 года (очередные парламентские выборы) - конкретная календарная дата проведения выборов пока не определена

 

КАЛЕНДАРЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ ОБСЕ В 2019 ГОДУ

№ п/п Государство-участник ОБСЕ Календарные сроки проведения президентских выборов
1 Словакия 16 марта (суббота, первый тур голосования) и 30 марта (суббота, второй тур голосования) 2019 года (очередные президентские выборы)
2 Украина 31 марта (воскресенье, первый тур голосования) и 21 апреля (воскресенье, второй тур голосования) 2019 года (очередные президентские выборы)

3

Республика

Северная Македония

21 апреля (воскресенье) 2019 года (очередные президентские выборы)

4

Литва

12 мая (воскресенье, первый тур голосования) и 26 мая (воскресенье, второй тур голосования) 2019 года (очередные президентские выборы)

5

Казахстан

9 июня (воскресенье) 2019 года (внеочередные президентские выборы)

6

Румыния

3 ноября (воскресенье) 2019 год а (очередные президентские выборы)

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В июне 2019 года в трех государствах – участниках ОБСЕ проводятся национальные и местные выборы: 5 июня (среда) – очередные парламентские выборы в Дании (одновременно проводятся также выборы депутатов Европейского парламента от Дании), 9 июня (воскресенье) – внеочередные президентские выборы в Казахстане 30 июня (воскресенье) – местные выборы в Албании.

[2] Однопалатный парламент Гренландии – Инатсисартут; срок полномочий – четыре года.

Однопалатный парламент Фарерских островов – Лагтинг, срок полномочий – четыре года.

Порядок проведения выборов на Фарерских островах и на острове Гренландия регулируется отдельными законодательными актами.

[3] Прошлые парламентские выборы были проведены 18 июня 2015 года; в состав Фолькетинга были избраны представители девяти политических партий.

[4] При проведении 5 июня 2019 года парламентских выборов некоторые участники выборов высказывались за проведение более комплексной информационно-разъяснительной работы среди избирателей, в том числе в части разъяснения усложненного по их мнению порядка трансформации голосов избирателей при распределении депутатских мандатов, прежде всего компенсационных, между политическими партиями.

[5] Указанный заградительный барьер прямо не закреплен в Акте о парламентских выборах, а сформулирован в решениях высшей судебной инстанции страны, который указал, что данный заградительный барьер не противоречит положениям указанного Акта в части обеспечения принципа пропорционального представительства политических партий в парламенте.

На практике данный заградительный барьер позволят проходить в парламент представителям так называемых малых политических партий и приводит к формированию парламентских коалиций или правительств парламентского меньшинства.

[6] При проведении 15 сентября 2011 года очередных парламентских выборов, в которых принимало участие 804 кандидата, в том числе представители двух ведущих политических коалиций, к распределению
175 депутатских мандатов было допущено восемь политических партий (политических коалиций).

На территории острова Гренландия местная политическая партия «Inuit Ataqatigiits» получила один депутатский мандат, другой депутатский мандат получила политическая партия «Вперед».

На территории Фарерских островов один депутатский мандат получила Объединенная партия, другой депутатский мандат получила Социал-демократическая партия.

Депутатами Фолькетинга было избрано 70 женщин, в том числе две женщины на территории острова Гренландия (39,11%) от общего состава депутатского корпуса парламента (179 депутатов).

При проведении 18 июня 2015 года досрочных парламентских выборов территория страны также была разделена на три региона, которые в свою очередь были подразделены на 10 многомандатных избирательных округов и 92 районов для выдвижения кандидатов.

Всего было зарегистрировано 799 кандидатов, в том числа 450 женщин (31,3%).

В выборах принимало участие 22 политические партии: 10 политических партий – на территории Дании, пять политических партий – на территории острова Гренландия и семь политических партий – на Фарерских островах, а также независимые кандидаты.

К распределению депутатских мандатов было допущено 13 политических партий (девять политических партий – на территории Дании, две политические партии – на территории острова Гренландия и две политические партии – на Фарерских островах, при этом ни один независимый кандидат не был избран).

При этом произошла смена правящей политической партии (победила правоцентристская политическая коалиция («Синий блок») во главе с бывшим Премьер-министром, лидером либерально-консервативной политической партии «Венстре» (Либеральная партия) Ларсом Лёкке Расмуссеном, которая получила в совокупности 90 депутатских мандатов, 85 депутатских мандатов получила политическая коалиция «Красный блок» во главе с бывшей правящей  Социал-демократической партией, возглавляемой Премьер-министром Дании Хелле Торнинг-Шмидт, первой женщиной - главой правительства Дании (с 2011 года).

Депутатами было избрано 67 женщин (37,43%) от общего состава депутатского корпуса –
179 депутатов.

Таким образом, по сравнению с выборами 2011 года наблюдался некоторый рост числа политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов (с восьми до девяти), при одновременном некотором снижении представительства женщин (с 70 до 67) в общем составе депутатского корпуса парламента.

В целом в Дании среди государств – участников ОБСЕ в парламент было избрано больше всего депутатов в возрасте не старше 40 лет.

[7] В апреле 2019 года было обнаружено, что в период с 2014 по 2017 годы в трех муниципалитетах Дании было выдано около 288.000 паспортов граждан Дании с недостоверными сведениями о лице, в частности, с недостоверными отпечатками пальцев правой руки владельца национального паспорта.

Национальная полицейская служба заявила, что, несмотря на выявленную ошибку, паспорт является действительным и будет обменен на новый без каких-либо дополнительных расходов со стороны его владельца.

[8] По сообщению Министерства внутренних дел и экономического развития Дании, обнародованному 6 мая, не все новые политические партии собрали необходимое число подписей (деклараций) избиратаелй в поддержку выдвижения списка кандидатов. некоторые из них собрали немногим более 5.000 подписей (деклараций) избираталей.

[9] По результатам опросов общественного мнения, проведенных в конце апреля 2019 года социологической организацией «Voxmeter», политическая партия «Твердый курс» пользуется поддержкой, как минимум, 2,4% избирателей.

[10] В связи с размещением политической партией «Твердый курс» в YouTube агитационных материалов экстремистского характера было принято решение о его блокировке.

Некоторые кандидаты, в частности Иоахим Ольсен (толкатель ядра. Депутат действующего состава Фолькетинга), размещают свои агитационные материалы на сайтах для взрослых.

[11] В 2017 году правительство Дании образовало специальную межправительственную рабочую группу (с участием, в частности, представителей Министерства юстиции, Министерства иностранных дел, Министерства обороны Дании, спецслужб), основной задачей которой является разработка мер по противодействию внешнему иностранному влиянию на проведение участниками выборов предвыборной агитации, в том числе предоставление консультаций участникам парламентских выборов по вопросам кибербезопасности.

В сентябре 2018 года правительство Дании представило план конкретных мероприятий, состоящий из 11 пунктов, по противодействию внешнему иностранному электоральному влиянию.

[12] Хотя на практике четыре политические партии выдвинули своих кандидатов на должность Премьер-министра Дании.

[13] Группа государств против коррупции (ГРЕКО) – международная организация, созданная Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-участников антикоррупционным стандартам Совета Европы.

ГРЕКО была учреждена Советом Европы 1 мая 1999 года.

Целью ГРЕКО является помощь государствам-членам в антикоррупционных усилиях путем выявления, с помощью процедур взаимных оценок, недостатков действующих национальных антикоррупционных механизмов.

В своей деятельности ГРЕКО руководствуется Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцией Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Руководящими принципами по борьбе с коррупцией Совета Европы, а также собственной наработанной практикой; названные международные договоры прямо устанавливают, что ГРЕКО является в отношении них контрольным механизмом.

В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, либо Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, автоматически становится членом ГРЕКО и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО.

В настоящий момент членами ГРЕКО являются 46 государств, включая все страны Совета Европы, а также США; Российская Федерация является членом ГРЕКО с 1 февраля 2007 года.

[14] Как отмечалось, в Уголовном кодексе Дании 1930 года в главе 13 «Преступления против Конституции и высших органов государства» предусмотрена ответственность за оказание давления на избирателей с целью «воздержаться от голосования».

[15] В соответствии с Конституцией Дании лица, находящиеся под опекой, не вправе принимать участие в голосовании: в 2016 году датский законодатель на основе законодательного регулирования института опекунства предоставил указанной категории граждан право участвовать в голосовании (за исключением отдельных подкатегорий этой группы избирателей, которых в Дании насчитывается около 1.900 человек) при проведении выборов депутатов Европейского парламента от Дании, а также региональных и муниципальных выборов, однако они не могут голосовать на парламентских выборах.

[16] В целом избирательные споры разрешаются преимущественно на муниципальном уровне; при проведении в 2015 году парламентских выборов непосредственно в Фолькетинг поступило 35 жалоб.