Владимир Лысенко о зарубежном опыте составления протоколов об итогах голосования

Владимир Лысенко о  зарубежном опыте составления протоколов об итогах голосования

Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

17 октября, 2017

С учетом применяемой в государстве процедуры подсчета голосов избирателей участковые и иные избирательные органы составляют несколько видов протоколов, в том числе протокол об итогах голосования избирателей (включающий, в некоторых государствах, несколько основных строк, в частности, о числе избирателей, включенных в список избирателей, о числе избирателей, принявших участие в голосовании, о количестве действительных и недействительных избирательных бюллетеней, о распределении голосов избирателей между кандидатами).

В ряде государств законодательно предусмотрен подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования непосредственно не на избирательных участках, а на следующий после дня голосования день в специальных счетных центрах (например, Ирландия).

Так, Ирландии подсчет избирательных бюллетеней и составление протоколов об итогах голосования производится непосредственно не на избирательных участках, а на следующий после дня голосования день в специальном счетном центре соответствующего избирательного округа.

По результатам подсчета голосов избирателей (избирательных бюллетеней, доставленных со всех избирательных участков соответствующего избирательного округа), составляется протокол о результатах выборов по избирательному округу.

Результаты подсчета избирательных бюллетеней сопоставляются с актом председателя участковой избирательной комиссии о выдаче избирателям избирательных бюллетеней.

В случае сомнения в установлении волеизъявления избирателя руководитель счетного центра принимает решение о признании его действительным или недействительным при проведении консультаций с представителями кандидатов и политических партий.

Составляется протокол о результатах выборов по соответствующему избирательному округу с учетом результатов преференциального голосования избирателей в рамках избирательной системы единственного передаваемого голоса.

В некоторых государствах законодательно предусмотрен подсчет голосов избирателей, составление протокола об итогах голосования непосредственно не на избирательных участках, а установление результатов выборов – судами первой инстанции и утверждение результатов выборов специальным верховным избирательным судом (например, Греция) либо специальными комиссиями для каждого избирательного округа, которые затем направляют протокол в соответствующий орган исполнительной власти (например, Франция).

В ряде государств ведется работа по сокращению числа строк протокола об итогах голосования или результатах выборов, в других, наоборот, в сторону их увеличения (например, Польша).

В некоторых государствах при внесении поправок в законодательство о выборах в протоколах об итогах голосования и результатах выборов оставались строки из прежних форм протоколов, которых в новой форме протокола не должно было быть (например, Таджикистан).

Ряд государств результаты парламентских выборов, в том числе предварительные, размещают на соответствующем сайте в сети Интернет, в том числе в разрезе избирательных округов и всех избирательных участков (например, Кипр).

В некоторых государствах в соответствии с разъяснениями центрального избирательного органа голосование избирателей в день общего голосования и подсчет голосов избирателей (досрочно проголосовавших) до окончания времени голосования в день общего голосования является одним из структурных нововведений порядка проведения голосования и одновременного подсчета голосов избирателей (например, Канада).

Некоторые государства начинают использовать такие современные технологические элементы автоматизации избирательного процесса, как видеофиксирование процедуры голосования, подсчета голосов и составления протоколов об установлении итогов голосования избирателей (например, Латвия, Афганистан).

Так, в Латвии при проведении 4 октября 2014 года очередных парламентских выборов по решению Центральной избирательной комиссии Латвии участковые избирательные комиссии были оснащены электронными средствами фиксации всех действий, совершаемых комиссией в день голосования, в том числе в части получения и рассмотрения жалоб.

Данная технология впервые была использована при проведении выборов депутатов Европейского парламента от Латвии в мае 2014 года.

В Афганистане при проведении 5 апреля 2014 года президентских выборов производилось видеофиксирование процедуры составления протоколов об установлении итогов голосования избирателей.

1. ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНТИНЕНТ

Законодательство о выборах ряда государств Европейского континента предусматривает обязательное размещение протоколов всех участковых избирательных органов об итогах голосования на сайте центрального избирательного органа в сети Интернет, в других государствах – прямо не закреплено такое положение, однако на практике центральный избирательный орган размещает указанные протоколы в сети Интернет.

Так, в Албании при проведении 25 июня 2017 года парламентских выборов при подсчете голосов избирателей каждый избирательный бюллетень подносился к объективу видеокамеры и их изображение демонстрировались на большом экране монитора для всех присутствующих при подсчете голосов избирателей.
При этом качество изображения было, однако, недостаточным для визуального ознакомления с содержанием избирательного бюллетеня при подсчете (из-за низкого качества средств видеоотображения).

Протокол об итогах голосования содержит стандартный (минимальный) набор строк.

В Бельгии голосование избирателей проводится с 8.00 до 14.00 часов – для избирательных участков, использующих бумажные избирательные бюллетени, и с 08:00 до 16:00 часов – для избирательных участков, использующих электронное голосование избирателей; до этого времени должны поступить и избирательные бюллетени избирателей, голосующих по почте.

При проведении 25 мая 2014 года парламентских выборов было образовано 110750 участковых избирательных комиссий (для проведения электронного голосования) и 6800 счетных центров на муниципальном уровне (для подсчета бумажных избирательных бюллетеней) для последующего составления протоколов об итогах голосования.

В рамках одного счетного центра должно быть не более трех участковых избирательных комиссий и не менее 2400 избирателей.

В случае проведения электронного голосования установление итогов голосования и составление протоколов об итогах голосования производится на кантональном уровне.

Председателями кантональных избирательных комиссий являются судьи, муниципальных – судьи, адвокаты гражданские служащие.

Членами участковых избирательных комиссий являются рядовые граждане, которые отбираются посредством жребия и уведомляются об этом заблаговременно до дня голосования.

В Болгарии подсчет голосов избирателей производится без перерыва.

При этом в соответствии с Избирательным кодексом подсчет голосов избирателей производится в следующем порядке: избирательные бюллетени должны извлекаться из ящика для голосования по одному, а не «вываливаться» из ящика для голосования на стол для последующего их подсчета.

Член участковой избирательной комиссии предъявляет для визуального ознакомление избирательный бюллетень, оглашает его содержание, при этом два других члена избирательной комиссии одновременно фиксируют оглашенное содержание избирательного бюллетеня.

В законодательстве содержится положение о том, что фиксирование содержания избирательного бюллетеня вторым членом комиссии является рекомендательным для использования при подсчете избирательных бюллетеней.

На практике на ряде избирательных участках подсчет голосов избирателей производился с нарушением установленного порядка подсчета.

Данные протокола об итогах голосования должны быть проверены на контрольное соотношение соответствующих строк (позиций) протокола об итогах голосования.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования содержит ряд строк, непосредственно не относящихся к установлению итогов голосования.

Так, имеются строки:

- о количестве лиц, оказывавших помощь избирателям при заполнении ими своих избирательных бюллетеней с разбивкой на тех из них, сведения о которых были занесены в специальный регистрационный журнал (реестр) участковой избирательной комиссии и в список избирателей;

- о количестве лиц, присутствовавших в помещении для голосования при проведении голосования и подсчета голосов избирателей, в том числе с разбивкой в отношении национальных наблюдателей и уполномоченных представителей политических партий, политических коалиций.

После установления итогов голосования копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования незамедлительно должна вывешиваться для всеобщего ознакомления.

Так, при проведении 15 мая 2013 года парламентских выборов Центральная избирательная комиссия Болгарии образовала рабочую группу в составе своих членов, назначенных различными политическими партиями, для суммирования сведений протоколов окружных избирательных комиссий и зарубежных участковых избирательных комиссий.

Сведения протоколов всех участковых избирательных комиссий об итогах голосования были введены в компьютерную сеть Центральной избирательной комиссии Болгарии для вторичной проверки контрольных и иных соотношений строк (позиций) указанных протоколов, а также правильности их суммирования соответствующими окружными избирательными комиссиями.

Центральная избирательная комиссия Болгарии разместила на своем сайте в сети Интернет итоги голосования и предварительные результаты парламентских выборов, однако не в разрезе каждого избирательного участка.

Отсканированные копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования были размещены соответствующими окружными избирательными комиссиями на их сайтах в сети Интернет 13 мая 2013 года.

Окончательные результаты досрочных парламентских выборов были официально обнародованы Центральной избирательной комиссией Болгарии 15 мая 2013 года.

При проведении 26 марта 2017 года парламентских выборов в соответствии с Избирательным кодексом Избирательная комиссия Болгарии разместила на своем сайте в сети Интернет протоколы об итогах голосования всех участковых избирательных комиссий.

Предварительные результаты парламентских выборов, в том числе в разрезе избирательных округов, также были размещены на сайте Комиссии.

В Венгрии Национальный избирательный комитет размещает предварительные результаты парламентских выборов, в том числе и в разрезе каждого избирательного участка (хотя законодательство о выборах не требует размещения в таком разрезе), на своем официальном сайте в сети Интернет.

В Греции при проведении 6 мая 2012 года досрочных парламентских выборов Министерство внутренних дел в целях обнародования предварительных результатов выборов разработало и реализовало специальную программу, которая параллельно с официальной процедурой установления итогов голосования и результатов парламентских выборов обеспечивала установление предварительных результатов выборов на основе выборки 25% избирательных участков (выборка производилась на основе использования метода случайных чисел из совокупности избирательных участков и составила 5000 избирательных участков; всего при проведении парламентских выборов было образовано 20559 избирательных участков, в том числе 32 избирательных участка в местах лишения свободы). Статистическая погрешность оценивалась на уровне 0,5% в национальном масштабе.

Итоги голосования с этих избирательных участков в электронном виде направлялись в МВД Греции через персональное цифровое вспомогательное устройство, и полученные по техническим каналам связи сведения об итогах голосования подлежали незамедлительному обнародованию.

Первые предварительные результаты парламентских выборов с использованием указанной методики были обнародованы МВД Греции после получения сведений об итогах голосования из 3500 участковых избирательных комитетов.

В рамках стандартной процедуры установления итогов голосования и определения результатов парламентских выборов представители муниципалитетов во всех участковых избирательных комитетах передавали соответствующие сведения посредством стандартной почтовой связи в соответствующие региональные органы, а также по телефону в МВД Греции, где они вводились в соответствующую компьютерную систему.

Предварительные итоги голосования в разрезе каждого избирательного участка были размещены МВД Греции на своем сайте в сети Интернет и официально опубликованы в средствах массовой информации.

7 мая 2012 года, после получения от судебных представителей сведений об итогах голосования, суды первой инстанции суммировали итоги голосования с целью установления результатов парламентских выборов.

На этой основе Специальный суд Греции официально установил результаты досрочных парламентских выборов, которые были обнародованы 10 мая 2012 года.

В Грузии при проведении 8 октября 2016 года парламентских выборов ЦИК Грузии начала размещать предварительные результаты парламентских выборов в разрезе избирательных округов вместе с протоколами участковых избирательных комиссий только с 09:00 9 октября, хотя в соответствии с законодательством она была обязана обнародовать их пакетно незамедлительно по мере поступления в ЦИК Грузии.

В Казахстане при проведении 20 марта 2016 года парламентских выборов ЦИК Казахстана, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…опубликовала на своем сайте сводные данные итоговых результатов по всем областям и городам Астана и Алматы, не предоставляя результаты по избирательным участкам или суммарные таблицы ТИК, ОИК или ЦИК.

В общей обработке результатов отсутствовала прозрачность, так как ограничивалась возможность заинтересованных сторон проверить информацию в протоколах УИК.

…Для увеличения прозрачности и укрепления доверия необходимо опубликовывать результаты выборов дезагрегировано по районам и избирательным участках, в том числе количество зарегистрированных и проголосовавших избирателей, а также число поданных голосов за каждую партию. ЦИК может опубликовывать эти данные на своем сайте сразу после представления протоколов УИК.»

На Кипре в соответствии с законодательством о выборах при проведении 22 мая 2011 года парламентских выборов вышестоящий избирательный орган при составлении сводного (итогового) протокола о результатах выборов трижды проверяет протоколы об итогах голосования соответствующих нижестоящих избирательных органов (в том числе голоса, поданные за политические партии, и голоса, поданные за кандидатов по преференциальному голосованию).

Результаты парламентских выборов, в том числе предварительные, размещаются на сайте Министерства внутренних дел Кипра в сети Интернет, в том числе в разрезе избирательных округов и всех избирательных участков.

При этом протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования своевременно не размещались на сайте Министерства внутренних дел Кипра в сети Интернет.

В Кыргызстане при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов Центральная комиссия по выборам и референдумам приняла постановления об утверждении форм протоколов и об утверждении формы избирательного бюллетеня, которые были официально опубликованы без приложения самих форм.

Как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «впервые все избирательные участки были оснащены автоматическими считывающими устройствами, прикрепленными к урнам для голосования.

АСУ подсчитывали бюллетени по мере того, как они опускались в урну, и сообщали о результатах голосования после закрытия избирательных участков, печатая бланк с результатами подсчета голосов и отсылая эти результаты в ЦИК, где они непосредственно добавлялись в базу данных о результатах голосования.

Однако по Закону о выборах юридическую силу имеют только результаты последующего ручного подсчета голосов. ЦИК и другие государственные органы проинформировали МНВ ОБСЕ/БДИПЧ, что автоматическое сканирование бюллетеней введено во избежание фальсификации результатов выборов, а также в целях повышения прозрачности процесса определения и опубликования результатов.

Введение АСУ нашло широкую поддержку среди политических партий и гражданского сообщества.

Использование АСУ было протестировано только один раз на местных выборах.
В Итоговом отчете также отмечалось, что «…хотя результаты АСУ были доступны на официальном сайте ЦИК сразу после получения ее сервером, ЦИК не опубликовала протоколы результатов ручного подсчета голосов, которые являются единственным законным основанием официальных результатов выборов.

Для дальнейшего увеличения прозрачности ЦИК могла бы публиковать на своем официальном сайте детальные отчеты о предварительных и официальных результатах в целом и в разрезе избирательных участков.»

В Латвии при проведении 4 октября 2014 года очередных парламентских выборов по решению Центральной избирательной комиссии Латвии УИК были оснащены электронными средствами фиксации всех действий, совершаемых комиссией в день голосования, в том числе в части получения и рассмотрения жалоб.

Данная технология впервые была использована при проведении выборов депутатов Европейского парламента от Латвии в мае 2014 года.

Участковая избирательная комиссия на основе данной технологии составляют электронные протоколы об итогах голосования, направляют их в Центральную избирательную комиссию Латвии по каналам связи и ЦИК Латвии размещает указанные протоколы на своем сайте в сети Интернет незамедлительно после их получения с разбивкой по каждому муниципалитету и участковой избирательной комиссии.

При этом, однако, ЦИК Латвии оставляет на усмотрение УИК решение вопроса о подсчете избирательных бюллетеней: вручную или же с использованием технических средств подсчета – сканеров избирательных бюллетеней.

Как правило, УИК с числом зарегистрированных избирателей 500 и более используют технические средства подсчета голосов, иные УИК проводят ручной подсчет избирательных бюллетеней.

В Литве при проведении 11 мая 2014 года очередных президентских выборов все избирательные участки были компьютеризированы, а именно: в электронную автоматизированную систему вводилась отметка о вручении избирателю персонального сообщения о выборах, отмечалось также, кто будет голосовать на дому (как правило, это нетрудоспособные, в возрасте 70 лет и старше), – таких было около 80000 избирателей.

В день голосования электронная система позволяла следить за явкой избирателей, быстрее обработать протоколы избирательных комиссий об итогах голосования и результатах президентских выборов.

Кроме того, в сети Интернет на интерактивной карте отражались результаты президентских выборов, которые можно было сравнить с результатами предыдущих выборов Президента Литвы.

При проведении 9 октября 2016 года парламентских выборов ЦИК Литвы 30 октября разместила результаты парламентских выборов в открытом формате.

В Лихтенштейне при проведении 6 и 8 февраля 2009 года парламентских выборов две окружные избирательные комиссии (Оберланда (Верхний Лихтенштейн) и Унтерланда (Нижний Лихтенштейн) как постоянно действующие избирательные комиссии, которые осуществляют суммирование итогов голосования (при этом проводят обязательный повторный подсчет голосов избирателей), определение результатов выборов по избирательному округу, определяли результаты выборов с помощью специальной компьютерной программы «Wahlen Proporz» (в преддверии парламентских выборов Правительство Лихтенштейна и соответствующая компания провели обучающий семинар для членов избирательных комиссий по использованию специального программного обеспечения при установлении итогов голосования и определении результатов выборов).

В Люксембурге при проведении 20 октября 2013 года досрочных парламентских выборов предварительные результаты выборов размещались в сети Интернет на сайте органа, образованного для получения протоколов об итогах голосования соответствующих избирательных комиссий и составлявшего итоговый протокол о предварительных результатах парламентских выборов.

Аудиторский суд представлял парламенту заключение о получении и расходовании участниками выборов денежных средств на проведение предвыборной агитации, которое не позднее 31 декабря должно было быть размещено в сети Интернет.

В Македонии при проведении 11 декабря 2016 года досрочных парламентских выборов 336 протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий имели несоответствия (несовпадения) контрольных и логических соотношений, на 40 избирательных участках (из 3480, или 1,14%) был проведен повторный подсчет голосов избираталей.

В Молдове при проведении 30 октября 2016 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, Центральная избирательная комиссия Молдовы размещала предварительные итоги голосования и результаты выборов в режиме реального времени в разрезе всех участковых избирательных комиссий.

В Нидерландах при проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов власти двух городов (Борне и Хоф ван Твенте) получили разрешение производить подсчета голосов и составлять протокол об итогах голосования непосредственно на муниципальном уровне, а не в участковых избирательных комиссиях, как это предусмотрено законодательством о выборах.

Такое исключение из общего правила было разовым.

В целом данные об итогах голосованиях передавались из муниципалитетов в соответствующие окружные избирательные комиссии на бумажном носителе и вводились вручную, а не с использованием флеш-накопителя, т.е. передавались на бумажном носителе, а не в машиночитаемом виде и вводились вручную.

Протокол о результатах парламентских выборов передается в парламент, который устанавливает законность избрания депутатов и в случае необходимости может назначить проведение повторного подсчета голосов избирателей.

В Польше при подготовке к проведению 25 октября 2015 года парламентских выборов в законодательство о выборах (в Избирательный кодекс, как консолидированный нормативный правовой акт, принятый 5 января 2011 года), были внесены изменения, предусматривающие, в частности, увеличение числа строк протокола об итогах голосования и результатах выборов за счет установления различных видов недействительности избирательных бюллетеней.

На этой основе формат протокола об итогах голосования был изменен в сторону увеличения количества его строк (это было связано с достаточно высоким процентом недействительных бюллетеней на прошлых парламентских выборах).

Члены избирательных комиссий должны признавать избирательные бюллетени недействительными в соответствии с тем перечнем оснований, который закреплен в Избирательном кодексе.

В частности, избиратель должен поставить в соответствующем пустом квадрате напротив фамилии кандидата или политической партии только один разрешенный знак, а именно: «х», в противном случае избирательный бюллетень признается недействительным.

Избирательный бюллетень признается недействительным даже и в том случае, когда знак «х» хотя бы какой-то своей частью выходит за границы квадрата для его простановки.

При проведении 25 октября 2015 года парламентских выборов недействительными было признано 394664 избирательных бюллетеней, или 2,53%.

В целом в Избирательный кодекс с 2011 года по 2015 год 16 раз вносились различные изменения и дополнения.

Протокол о результатах парламентских выборов размещается на сайте Государственной избирательной комиссии Польши (при проведении 25 октября 2015 года парламентских выборов указанный протокол был размещен 27 октября, т.е. на второй день после дня голосования.

В Португалии секретарем УИК составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в который заносятся, в частности:

- сведения о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования и подсчете голосов избирателей,

- решения, принятые УИК,

- число избирателей, включенных в список избирателей и принявших участие в голосовании,

- число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании,

- число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов политической партии, политической коалиции,

- число недействительных и незаполненных (погашенных) избирательных бюллетеней,

- число избирательных бюллетеней, о признании которых недействительными были поданы соответствующие жалобы.

Участковая избирательная комиссия принимает решение (протокол) об итогах голосования и размещает его в помещении комиссии для всеобщего ознакомления.

В течение 24 часов после завершения подсчета голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии обязан лично доставить всю избирательную документацию в областную счетную комиссию либо направить ее заказной почтой.

Суммирование сведений, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, начинается в соответствующей областной счетной комиссии на второй день после дня голосования (в 09:00 по местному времени).
Указанная процедура должна завершиться не позднее чем на восьмой день после дня проведения голосования.

Областная счетная комиссия первоначально рассматривает вопросы, связанные с оспариваемыми избирательными бюллетенями, принимает по ним решения и вносит соответствующие уточнения в сведения, содержащиеся в протоколах УИК об итогах голосования.

Члены областной счетной комиссии проверяют также недействительные избирательные бюллетени и принимают по ним соответствующие решения (в случае необходимости).

Областная счетная комиссия принимает решение (протокол) о результатах выборов по соответствующему избирательному округу и размещает его в помещении комиссии для всеобщего ознакомления.

Законодательство о выборах не обязывает областные счетные комиссии обнародовать (опубликовывать) протоколы участковых избирательных комиссий от итогах голосования.

После завершения суммирования голосов избирателей председатель областной счетной комиссии обязан лично доставить всю избирательную документацию в Национальную избирательную комиссию либо направить ее заказной почтой.

Копия избирательных документов о результатах выборов по соответствующему избирательному округу направляется губернатору области (в автономных областях – соответствующему Министру Республики).

Министерство внутренних дел Португалии обнародует предварительные результаты парламентских выборов посредством размещения соответствующей информации на своем сайте в сети Интернет с разбивкой соответствующих электоральных сведений по каждому приходу.

Не позднее восьми дней после получения из областных счетных комиссий суммирующих сведений о результатах выборов по соответствующему избирательному округу Национальная избирательная комиссия официально опубликовывает результаты парламентских выборов.

В соответствии с законодательством в случае если депутат, избранный от соответствующей политической партии, политической коалиции, переходит в другую политическую партию, политическую коалицию, он утрачивает свой депутатский мандат.

В Сербии при проведении 2 апреля 2017 года президентских выборов Избирательная комиссия Сербии разместила на своем сайте в сети Интернет протоколы об итогах голосования участковых избирательных комиссий, хотя законодательство не обязывает Комиссии их размещать.

В Словакии при проведении 10 марта 2012 года досрочных парламентских выборов была образована компьютерная сеть между Центральной избирательной комиссией Словакии и окружными избирательными комиссиями для суммирования итогов голосования и установления предварительных результатов выборов депутатов Национального совета – парламента.

При проведении 5 марта 2016 года парламентских выборов протоколы всех участковых избирательных комиссий об итогах голосования также размещаются на сайте в сети Интернет (были размещены 6 марта).

Результаты (протоколы) парламентских выборов по указанию Государственной избирательной комиссии Словакии размещаются Государственным статистическим бюро на сайте в сети Интернет в том виде, как они утверждены соответствующими окружными избирательными комиссиями (были размещены 9 марта).

В Словении при проведении 4 декабря 2011 года досрочных парламентских выборов предварительные итоги голосования и результаты выборов вводились в централизованную электоральную компьютерную систему на уровне территориальных избирательных комиссий и затем подвергались перекрестной проверке на уровне Национальной избирательной комиссии Словении перед публичным опубликованием (обнародованием) окончательных результатов парламентских выборов.

В Таджикистане при проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…поправки к Закону о парламентских выборах от 2014 г., согласно которым от избирателей, если они «за», требуется поставить «+» рядом с именем кандидата или выбранной партией, а не вычеркивать имена всех остальных соперников, упростили способ голосования. Однако правила определения действительности голосов не изменились, и, согласно Закону о парламентских выборах, бюллетени, в которых было оставлено больше одного соперника, должны были учитываться как недействительные. Центральная комиссия по выборам и референдумам организовала всеобъемлющую кампанию на государственном телевидении по предоставлению избирателям информации где и как голосовать, в частности об изменении способа голосования. Однако на всех бюллетенях были напечатаны старые правила о действительности голосов, и они же были отражены в официальных бланках протоколов об итогах голосования, несмотря на то, что это устарело и противоречило информации, представленной избирателям.»

Таким образом, в протоколе об итогах голосованиях были строки, которых в соответствии с новым порядком голосования (заполнения избирательных бюллетеней) не должно было быть.

В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Результаты сводятся в таблицы на уровне ОИК, прежде чем направляются в регионы, а затем в ЦИК. ОИК, которые посетила МОВ БДИПЧ/ОБСЕ, действовали согласно регламенту, но не использовали программное обеспечение для сведения результатов. Вместо этого результаты сводились в таблицу вручную. ОИК передавали только обобщенные результаты по кандидатам в РИК без разбивки по избирательным участкам…

…Результаты по кандидатам не были точно записаны в протоколах, цифры явки были завышены, недействительные и неиспользованные бюллетени не были надлежащим образом зарегистрированы, а необходимость сверки цифр была проигнорирована…

…Избирательный кодекс предусматривает публичное размещение копий итогового протокола на избирательном участке. Представители партии/кандидата и наблюдатели имеют право на получение заверенной копии протокола. Протоколы не показывались и не предоставлялись наблюдателям на избирательных участках, а председатели УИК не знали об этом положении.

Процедуры подсчета голосов следует доработать в законе, а их применение – закрепить обучением членов УИК. Строгое соблюдение процедур подсчета необходимо контролировать, должны выполняться требования прозрачности. Все результаты голосования должны отображаться и публиковаться централизованно на веб-сайте ЦИК с разбивкой по избирательным участкам..»

В Турции принят Закон об Интернете, который применялся при проведении 7 июня 2015 года парламентских выборов.

Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования размещаются на сайте Высшего избирательного совета и становятся, таким образом, доступны для политических партий.

При этом при проведении указанных выборов только 18 июня их результаты были размещены на сайте Высшего избирательного совета Турции.

При проведении 1 ноября 2015 года досрочных парламентских выборов применялся измененных Закон об Интернете.

В частности, в него были внесены изменения, позволяющие блокировать Интернет-сайты в течение четырех часов и без последующего судебного рассмотрения, на основании, в частности (среди других оснований) представления Правительства Турции.

Среди рекомендации, содержащихся в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, имеются положения о необходимости размещения на сайте в сети всех протоколов избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов.

В Узбекистане, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов «… На своем вебсайте ЦИК опубликовала общее количество зарегистрированных избирателей, количество проголосовавших избирателей, а также количество действительных поданных бюллетеней по каждому кандидату. Однако подробные дезагрегированные данные в разрезе округов и избирательных участков опубликованы не были, как и копия итогового протокола ЦИК..

…В целях повышения прозрачности и доверия к результатам выборов ЦИК должна немедленно публиковать на своем вебсайте предварительные и окончательные результаты выборов, в разрезе по округам и избирательным участкам. В качестве последующего шага, предоставление возможности общественной проверки расчетных таблиц ОИК могло бы еще более укрепить доверие участников выборов к избирательному процессу….»

На Украине при проведении 26 октября 2014 года внеочередных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОЬСЕ отмечается, что «…ЦИК начала публиковать подробные предварительные результаты выборов с разбивкой по избирательным участкам на своем веб-сайте около 23:00 в день голосования….

…В большинстве ОИК, в виду мер безопасности, наблюдение за вводом данных с результатами было невозможным. Некоторые ОИК в нарушение закона закрывались длительные перерывы; в некоторых случаях результаты из этих округов на сайте ЦИК обновлялись, в то время как ОИК якобы находилась на перерыве.»

В Хорватии в соответствии с законодательством при проведении 8 ноября 2015 года парламентских выборов при подсчете голосов избирателей и установлении итогов голосования применялась система двойного независимого подсчета и ввода результатов подсчета голосов избирателей.

Так, два сотрудника соответствующей избирательной комиссии последовательно и самостоятельно суммируют данные о голосовании избираталей по соответствующим строкам протокола об итогах голосования и результатах выборов.

Результаты совпадающего подсчета заносятся в протокол об итогах голосования и результатов выборов.

В Черногории при проведении 7 апреля 2013 года протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования поступали в Избирательную комиссию Черногории через сеть Интернет (они размещались в сети Интернет и только затем, оттуда, поступали в базу данных Избирательной комиссии Черногории).

В Чехии при проведении в 2017 и 2018 годах парламентских и президентских выборов изготовление избирательных бюллетеней возложено на Министерство внутренних дел Чехии.

В соответствии с законодательством суммирование итогов голосования и составление соответствующих протоколов осуществляет Чешское статистическое бюро.
Чешское статистическое бюро образует 500 коллекторских центров, куда поступают протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующих избирательных участках для последующего составления протоколов о результатах выборов.

В состав указанных центров назначаются сотрудники аппарата Чешского статистического бюро; вход в помещение, где проводится суммирование итогов голосования ограничен для присутствия иных лиц.

Для агрегирования итогов голосования используется специальная компьютерная программа, которая проверяет контрольные и логические соотношения; в случае их несовпадения возвращает протокол в соответствующую участковую избирательную комиссию для проверки и в случае необходимости повторного подсчета голосов и составления повторного протокола.

Предварительные результаты подсчета размещаются в сети Интернет, в том числе при помощи специальной компьютерной программы – в онлайн режиме.

На второй день после дня голосования Чешское статистическое бюро направляет соответствующие протоколы о результатах выборов в Избирательную комиссию Чехии для утверждения.

2. АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В законодательстве о выборах ряда государств Американского континента закреплена форма протокола об итогах голосования на избирательном участке.

Так, на Багамских Островах в Акте о парламентских выборах 1992 года в качестве приложения приведена форма протокола избирательного участка об итогах голосования, которая включает следующие реквизиты:

- название протокола об итогах голосования;

- наименование избирательного округа;

- номер избирательного участка;

- количество действительных голосов избирателей, поданных за кандидатов, включенных в избирательный бюллетень;

- количество действительных голосов избирателей, поданных против кандидатов, включенных в избирательный бюллетень;

- количество избирательных бюллетеней, полученных председателем избирательного участка из вышестоящего избирательного органа, а также количество неиспользованных, подсчитанных, признанных недействительными, испорченных избирательных бюллетеней.

Кроме того, в протоколе об итогах голосования содержатся суммирующие строки:

- о количестве избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования,

- о количестве избирательных бюллетеней, подсчитанных и признанных недействительными.

Помимо этих сведений указывается количество избирателей, включенных в список для голосования, а также удостоверительная надпись и подпись председателя избирательного участка о достоверности вышеуказанных сведений и дата составления протокола об итогах голосования.

В Канаде в соответствии с разъяснениями Руководителя выборов Канады при проведении 19 октября 2015 года парламентских выборов подсчет избирательных бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно, производился до окончания времени голосования в день общего голосования.

Таким образом, голосование избирателей в день общего голосования и подсчет голосов избирателей (досрочно проголосовавших) до окончания времени голосования в день общего голосования является одним из структурных нововведений порядка проведения голосования и одновременного подсчета голосов избирателей.

Окружной руководитель выборов суммирует протоколы об итогах голосования каждых пяти избирательных участков, составляет промежуточный протокол о результатах выборов и направляет его Руководителю выборов Канады.

Предварительные результаты выборов обнародует Ведомство по выборам Канады, в том числе посредством размещения на своем сайте в сети Интернет (без разбивки итогов голосования по каждому избирательному участку).

В соответствии с законодательством протоколы же участковых избирательных комиссий об итогах голосования размещались на сайт в сети Интернет в течение четырех месяцев со дня голосования.

Результаты парламентских выборов 19 октября 2015 года были незамедлительно размещены на сайте Ведомства по выборам Канады в сети Интернет.

3. АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

В Австралии электронное голосование (с выделенными избирательными пунктами) проводится с 2001 года.

В 1992 году был принят первый законодательный акт, предусматривающий использование системы электронного голосования при проведении национальных и муниципальных выборов (с изменениями, в частности, от 2000 года).

При этом Акт о выборах содержит отдельный раздел 9.3, посвященный процедуре электронного голосования и подсчета голосов избирателей, в соответствии с которым на территории всех штатов Австралии должны использоваться одни и те же системы электронного голосования.

Одной из решающих предпосылок к ускоренному внедрению системы электронного голосования послужил электоральный конфуз на парламентских выборах 1998 года, когда два кандидата набрали практически равное число голосов избирателей и при нескольких повторных подсчетах голосов перевес оказывался попеременно то в пользу одного, то в пользу другого кандидата, что привело в дальнейшем к принятию решения о разработке и применении на выборах системы электронного голосования.

Процесс технической модернизации избирательного процесса (процесса голосования и подсчета голосов избирателей) был полностью прозрачен – от участников конкурса до состава жюри (комиссии) по определению победителя конкурса, при этом итоговый протокол конкурса был передан на независимую экспертизу третьей стороне – аудиторской софтверной фирме BMM International.

В результате специальное программное обеспечение было создано на базе Linux Open Source Software и написано в открытых исходных кодах, к тому же в виде zip-файла доступно для публичного ознакомления непосредственно на правительственном сайте.

Система электронного голосования впервые была использована при проведении парламентских выборов в октябре 2001 года и повторно применялась на парламентских выборах в октябре 2004 года.

При проведении голосования применялись стандартные персональные компьютеры в качестве так называемых терминалов (пунктов) для голосования; на каждом избирательном участке было установлено до 10 персональных компьютеров с мониторами размером 17 дюймов, а также несколько персональных компьютеров с мониторами размером 21 дюйм для избирателей с ограниченными физическими возможностями (для слепых и слабовидящих избирателей помещения для голосования были оборудованы специальными электронными кабинами, в которых избиратель мог прослушать аудиозапись инструкции, записанной на 12 языках, в том числе на языках коренных жителей Австралии, и проголосовать самостоятельно без посторонней помощи).

Все персональные компьютеры в помещении для голосования были подключены посредством локальной сети к серверу, установленному на этом же избирательном участке; таким образом, голоса избирателей не передавались и не принимались через публичные коммуникационные сети или посредством сети Интернет.

В марте 2010 года Избирательная комиссия штата Виктория сообщила о новом этапе в развитии технологического обеспечения электронного голосования избирателей – о внедрении Linux-терминалов, представляющих собой киоски сенсорного голосования с монитором размером 19 дюймов, источником бесперебойного питания, Ethernet-портом, термопринтером, встроенным USB-картридером, работающие под управлением операционной системы Linux.

Процедура электронного голосования, подсчета голосов избирателей определяется Комиссией по выборам Австралии, которая должна иметь копии всех электронных данных, полученных на избирательном участке, и обеспечивает их сохранность до назначения и проведения следующих выборов.

При проведении голосования каждому избирателю выдается персональный штрихкод. Избиратели голосуют с помощью электронной карточки, которая содержит необходимые персональные данные избирателя.

Избиратель вставляет электронную карточку в терминал (киоск, пункт для голосования), на экране монитора персонального компьютера появляется электронный избирательный бюллетень (его электронная пошаговая форма), соответствующий виду и уровню выборов.

Закон о выборах не предусматривает процедуру распечатки копии поданного через персональный компьютер голоса избирателя, поскольку не рассматривает указанную процедуру в качестве одной из мер электоральной безопасности.

Наряду с электронными избирательными бюллетенями на некоторых избирательных участках, которые не оснащены персональными компьютерами, используются традиционные бумажные избирательные бюллетени.

На большинстве избирательных участков избиратели имеют право выбора – голосовать с помощью электронной системы голосования (персонального компьютера) либо посредством заполнения и опускания в стационарный ящик для голосования стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Система электронного голосования включает не только подачу голоса избирателя с помощью персонального компьютера, установленного в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, но и электронный подсчет всех поданных голосов избирателей, в том числе поданных с помощью стандартных бумажных избирательных бюллетеней.

Данные о волеизъявлении избирателей, которые приняли участие в голосовании с помощью стандартных бумажных избирательных бюллетеней, вводятся операторами в ручном режиме через рабочую станцию; введенные голоса избирателей поступают на сервер подсчета, где суммируются с данными электронного голосования с использованием алгоритма подсчета голосов Hape-Clark и на этой основе формируется протокол об итогах голосования на соответствующем избирательному участке.

По окончании выборов Комиссия по выборам представляет отчет о проведении выборов за подписью всех членов Комиссии.

После парламентских выборов 2001 года Комиссия по выборам представила в парламент отчет о практике применения персональных компьютеров при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, а также внесла ряд предложений законодательного порядка.

Так, в итоговом отчете Комиссии по выборам отмечалось, в частности, что электронный подсчет голосов избирателей уменьшил количество технических ошибок, значительно ускорил процесс подсчета голосов избирателей, при этом он стал более безопасным, при его проведении было зафиксировано уменьшение количества испорченных избирательных бюллетеней.

В Афганистане при проведении 5 апреля 2014 года президентских выборов в Национальном счетном центре Независимой избирательной комиссии Афганистана производилась компьютерная обработка протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий с соблюдением следующей организационно-правовой технологии: на провинциальном уровне первые экземпляры протоколов участковых избирательных комиссий, первоначально упакованные участковыми избирательными комиссиями в специальные прозрачные конверты, помещались в пластмассовые ящики синего цвета и доставлялись в Национальный счетный центр для суммирования и определения результатов президентских выборов.

При получении указанные ящики вскрывались вне зависимости от присутствия наблюдателей или представителей кандидатов (в первом туре голосования), затем (во втором туре голосования) – с приглашением и в присутствии указанных лиц (во втором туре голосования кандидат на должность Президента Афганистана Абдулла Абдулла отозвал своих представителей и прием указанных ящиков с избирательной документацией производился в присутствии представителей только другого кандидата на должность Президента Афганистана Ашрафа Гани Ахмадзая).

Затем протоколы участковых избирательных комиссий сканировались сотрудниками Национального счетного центра, вновь вкладывались в прозрачные конверты участковых избирательных комиссий и затем передавались в архив.

Вся дальнейшая работа по компьютерному суммированию итогов голосования производилась со сканированными копиями протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий.

Суммирование сведений, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, производили две группы операторов компьютерной локальной сети (по 25 человек в каждой) Национального счетного центра на перекрестной основе; в случае расхождения введенных данных протокола вопрос рассматривался специальной рабочей группой.

За работой Национального счетного центра осуществляли наблюдение наблюдатели, в том числе международные, а также представители кандидатов (ограниченное – в первом туре, полное – во втором туре голосования), которые могли, в частности, производить фото- и видеосъемку.

В Бангладеш в протоколе об итогах голосования указывается цифрами и прописью количество действительных избирательных бюллетеней, поданных за каждого кандидата, а также количество исключенных из подсчета избирательных бюллетеней.

В дополнение к протоколу об итогах голосования (в качестве самостоятельного избирательного документа) председатель участкового избирательного органа составляет отчет по установленной форме о количестве полученных им избирательных бюллетеней, избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования; так называемых заявительных избирательных бюллетеней; оспариваемых избирательных бюллетеней; неиспользованных избирательных бюллетеней; испорченных избирательных бюллетеней.

Лица, присутствующие при подсчете избирательных бюллетеней, вправе (обратившись к руководителю участкового избирательного органа) получить заверенную копию протокола об итогах голосования, при этом они должны вручить ему расписку в получении указанной копии протокола.

Указанные лица также вправе поставить свои подписи и (или) печати на пакеты, в которые упакованы соответствующие виды избирательных документов (статья 36 Акта о народном представительстве от 1972 года).

В Камбодже по окончании времени голосования в протокол участковой избирательной комиссии заносятся сведения о количестве проголосовавших избирателей и неиспользованных избирательных бюллетеней, и после этого участковая избирательная комиссия приступает к подсчету голосов избирателей.

При подсчете число избирательных бюллетеней соотносится с числом избирателей, принявших участие в голосовании.

Действительный избирательный бюллетень должен иметь только один знак напротив выбранной избирателем политической партии.

В случае расхождения контрольных соотношений членами участковой избирательной комиссии проводится повторный подсчет.

При повторившемся расхождении данный факт заносится в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

После окончания подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования его копия должна вывешиваться в помещении участкового избирательного органа для всеобщего ознакомления.

Составляются два экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования: один направляется в коммунальную избирательную комиссию, другой вывешивается в помещении избирательного участка для всеобщего обозрения.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования вправе подписать представители политических партий, а также наблюдатели.

Жалобы рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии перед отправкой протокола об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию.

В Новой Зеландии при проведении 23 сентября 2017 года парламентских выборов официальное обнародование результатов выборов (после подсчета избирательных бюллетеней, отправленных по почте зарубежными новозеле6андскими избирателями) состоялось только 12 октября, через 19 дней после дня голосования.

В Японии председатель участковой избирательной комиссии незамедлительно после завершения голосования составляет протокол, который вместе с ящиками для голосования, списками избирателей и их копиями направляется в счетные комиссии, сформированные в таком же порядке, как избирательные комиссии по проведению голосования, т.е. процесс голосования избирателей и подсчет голосов избирателей организационно разделены и отнесены к компетенции двух разных комиссий – соответственно избирательной и счетной.

Подсчет голосов осуществляется сразу после окончания времени голосования.

После определения действительности избирательных бюллетеней и подсчета общего числа голосов, поданных за каждого кандидата или политическую партию, управляющий по подсчету голосов составляет протокол, который направляется в соответствующую избирательную комиссию.

Избирательные бюллетени, разделенные на действительные и недействительные, передаются на хранение в муниципальные избирательные комиссии на весь период полномочий депутатов, избранных на данных выборах.

Окончательное определение результатов выборов относится к компетенции мандатных комиссий, которые создаются по избирательным округам и формируются в таком же порядке, как муниципальные избирательные комиссии, т.е. организация подсчета голосов избирателей и определение результатов выборов также организационно разделены и отнесены к компетенции двух разных комиссий – соответственно счетной и мандатной.

Необходимо отметить, что система определения результатов выборов зависит от избирательной системы, применяемой на конкретных выборах.

Так, при использовании мажоритарной избирательной системы и одномандатных избирательных округов (выборы части депутатов Палаты представителей, глав местной администрации и т.д.) избранным становится кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей.

Если применяется мажоритарная избирательная система и многомандатные избирательные округа, то избрание кандидата также зависит от числа полученных голосов избирателей, но в любом случае это число не должно быть ниже установленного законом минимума.

В случае получения кандидатами равного числа голосов избирателей избранный кандидат определяется жеребьевкой, проводимой председателем мандатной комиссии.

В случае применения пропорциональной избирательной системы мандаты распределяются между политическими партиями пропорционально числу голосов избирателей, поданных за политическую партию (в Палату представителей – по регионам, в Палату советников – по национальному избирательному округу); результат определяется по формуле Д’Ондта.

Депутатские мандаты, полученные политической партией, распределяются между кандидатами внутри списка кандидатов.

Однако в случае выборов в Палату советников по пропорциональной избирательной системе (избираются 96 депутатов из 242) избранный кандидат определяется в зависимости от числа голосов избирателей внутри партийного списка кандидатов, при этом порядковый номер кандидата не имеет значения.

Это связано с тем, что на выборах в Палату советников действует пропорциональная избирательная система с открытыми списками.

Особенностью выборов депутатов Палаты представителей является то, что Закон о выборах допускает выдвижение «двойных кандидатов», и те из них, которые прошли по одномандатному избирательному округу, исключаются из партийного списка кандидатов.

Для того чтобы определить избранных «двойных кандидатов», префектуральная мандатная комиссия должна проинформировать (по окончательным результатам выборов по одномандатным избирательным округам) Центральную избирательную комиссию.

Кандидату для избрания необходимо получить не меньше частного от деления общего числа действительных голосов в избирательном округе на число причитающихся этому избирательному округу депутатских мандатов; остальные 100 депутатов избираются по системе пропорционального представительства с применением правила Д’Ондта по партийным спискам в общенациональном избирательном округе.

В случае получения кандидатами равного числа голосов избирателей избранный кандидат определяется жеребьевкой, проводимой председателем мандатной комиссии.
Закон о выборах допускает вручение депутатского мандата без проведения голосования в случае, когда число зарегистрированных в избирательном округе кандидатов не превышает числа избираемых депутатов.

В случае смерти избранного кандидата в течение трех месяцев после выборов, потери им в этот период пассивного избирательного права или нарушения принципа несовместимости должностей мандатная комиссия определяет из числа неизбранных кандидатов лицо без проведения повторных выборов.

После того как мандатная комиссия установит результаты выборов, председатель мандатной комиссии сообщает об этом соответствующей избирательной комиссии, которая незамедлительно докладывает об итогах выборов Министру по делам местного самоуправления, а также вручает письменные удостоверения лицам, избранным депутатами, и обнародует сведения об избранных лицах.

Министр по делам местного самоуправления, получив указанное сообщение от префектуральной избирательной комиссии, докладывает об этом Премьер-министру, который, в свою очередь, информирует о результатах голосования председателя соответствующей палаты Парламента.

Действительность избрания депутата возникает с момента его извещения об этом префектуральной избирательной комиссией.

4. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН

В Бахрейне протокол об итогах голосования включает следующие строки:

- число избирателей;

- число избирателей, принявших участие в голосовании;

- число действительных избирательных бюллетеней;

- число недействительных избирательных бюллетеней;

- число голосов, поданных за каждого кандидата.

В Палестине законодательно закреплена структура протоколов об итогах голосования и результатов выборов с учетом вида выборов.

Так, по результатам подсчета голосов избирателей составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования в четырех экземплярах.

В соответствии со статьей 87 Закона о выборах 2005 года протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования включает следующие общие строки:

- наименование и номер избирательного участка;

- сведения об уполномоченных представителях кандидатов, наблюдателях;

- число избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке;

- число избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;

- число избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;

- число недействительных, в том числе неиспользованных избирательных бюллетеней;

- дата проведения подсчета и составления протокола.

С учетом вида выборов в соответствующем протоколе об итогах голосования указывается также:

– при проведении выборов Президента Палестины – фамилии кандидатов и количество полученных ими голосов избирателей (кандидаты располагаются в убывающем порядке по числу полученных голосов избирателей);

– при проведении парламентских выборов по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе – по мажоритарной избирательной системе: фамилии кандидатов и количество полученных ими голосов избирателей (кандидаты располагаются в убывающем порядке по числу полученных голосов избирателей), по пропорциональной избирательной системе: наименования политических партий, политических коалиций и количество полученных ими голосов избирателей (политические партии, политические коалиции располагаются в убывающем порядке по числу полученных голосов избирателей).

Каждый протокол и его экземпляры подписываются председателем и членами участковой избирательной комиссии, а также кандидатами и их уполномоченными представителями (в случае их присутствия при проведении подсчета голосов избирателей).

Одна из копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляется в окружную избирательную комиссию, другая – в Центральную избирательную комиссию Палестины, третья – в соответствующий суд.

Экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вывешивается также в помещении избирательного участка для всеобщего ознакомления.

Кандидаты и иные лица, имеющие в соответствии с законодательством о выборах право присутствовать при подсчете голосов избирателей могут по их просьбе получить заверенную копию протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии незамедлительно доставляет протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Окружная избирательная комиссия сначала устанавливает итоги голосования на выборах Президента Государства Палестина на своей территории, а затем – итоги голосования избирателей за списки кандидатов политических партий, политических коалиций, после этого – итоги голосования за кандидатов по соответствующему территориальному избирательному округу и результаты указанных выборов (статья 85 Закона о выборах 2005 года).

Окружная избирательная комиссия представляет результаты выборов в ЦИК Палестины.

ЦИК Палестины, получив соответствующие протоколы окружных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, просуммированные Центральным избирательным бюро, являющимся административным (исполнительным) подразделением ЦИК Палестины, незамедлительно опубликовывает предварительные результаты президентских и парламентских выборов.

Так, предварительные результаты выборов должны быть опубликованы в средствах массовой информации не позднее 24 часов после их установления.

Окончательные (официальные) результаты выборов должны быть опубликованы в официальном печатном органе.

В соответствии со статьей 92 Закона о выборах 2005 года протокол ЦИК Палестины о результатах выборов содержит следующие основные строки:

- число избирателей, включенных в списки избирателей по окончании времени голосования;

- число избирателей, принявших участие в голосовании (по числу отметок в списках избирателей);

- число избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;

- число действительных избирательных бюллетеней (с учетов вида выборов);

- число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом вида выборов);

- число неиспользованных избирательных бюллетеней (с учетом вида выборов);

- число голосов избирателей, полученных (с учетом вида выборов) кандидатами, списками кандидатов политических партий, политических коалиций (располагаются в убывающем порядке по числу полученных голосов избирателей);

- дата и время составления протокола о результатах выборов;

- подписи Председателя и членов ЦИК Палестины.

5. АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В Кении при проведении 2017 года президентских выборов, которые 1 сентября были признаны Верховным судом Кении недействительными (по заявлению проигравшего кандидата) и назначены на 26 октября 2017 года, протоколы участковых и иных избирательных комиссий должны были имели степень защиты в виде водяных знаков, а также сериальный номер протокола и подписи членов соответствующих избирательных комиссий.

Решение о признании президентских выборов недействительными является первым таким решением на Африканском континенте.

В Кении используются технические средства для передачи сведений, содержащихся в избирательных бюллетенях и соответствующих протоколах об итогах голосования; указанные сведения являются предварительной, не имеющей юридического значения, информацией.

Установление результатов выборов должно производиться на основании бумажных протоколов об итогах голосования.

Избирательная комиссия Кении установила результаты президентских выборов на основании не бумажных протоколов об итогах голосования, а на основе данных протоколов, переданных по техническим каналам связи, что является нарушением законодательства о выборах.

При этом не все бумажные протоколы об итогах голосования, полученные Избирательной комиссией Кении, имели степень защиты в виде водяных знаков, а также сериальный номер протокола и подписи членов соответствующих избирательных комиссий.

На этой основе Верховный суд Кении признал результаты президентских выборов недействительными и назначил новые выборы Президента Кении.

В Лесото при проведении 3 июня 2017 года досрочных выборов 120 депутатов Национального собрания протокол об итогах голосования составляется на основе консенсуса всех лиц, принимавших участие в подсчете голосов избирателей.

Протокол от итогах голосования подписывается членами участковой избирательной комиссии, представителем Избирательной комиссии Лесото, а также кандидатов, политических партий.

Только после этого содержащиеся в протоколе сведения об итогах голосования публично оглашаются.

После подписания протокола об итогах голосования и публичного оглашения содержащихся в нем сведений первый экземпляр протокола вместе с избирательными бюллетенями и другой избирательной информацией доставляется в вышестоящую избирательную комиссию.

В Марокко подсчет голосов избирателей производится непосредственно после окончания времени голосования и предварительные результаты выборов обнародуются Министерством внутренних дел Марокко, как правило, через несколько часов после окончания времени голосования избирателей.

Подсчет голосов избирателей на избирательном участке производят счетные сотрудники, назначаемые председателем участкового избирательного органа из числа избирателей, не аффилированных с кандидатами, и присутствующими в помещении участкового избирательного органа на момент окончания времени голосования.
Кандидаты также могут назначить счетных сотрудников, которые равномерно распределяются между столами, за которыми производится подсчет голосов избирателей.

При этом сведения о таких счетных сотрудниками кандидаты должны представить председателю участкового избирательного органа не позднее чем за один час до начала процедуры подсчета голосов избирателей.

На избирательных участках, в списки избирателей которых включено не более 200 избирателей, подсчет голосов избирателей может производиться членами участкового избирательного органа.

В случае если избирательный бюллетень признан недействительным не единогласно, на нем производится отметка «спорный», в протоколе участкового избирательного органа делается об этом соответствующая отметка, указанный избирательный бюллетень вкладывается в специальный конверт, который опечатывается и подписывается председателем участкового избирательного органа.

Так, в соответствии со статьей 79 Органического закона № 27-2011 недействительными признаются избирательные бюллетени, которые:

- имеют признаки, не обеспечивающие соблюдение тайны голосования избирателя, т.е. позволяющие идентифицировать личность избирателя;

- не содержат ни одной или содержат более одной отметки избирателя;

- имеют повреждения или отметки на списке кандидатов или сведениях о кандидатах, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателя.

Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах.

Первый экземпляр протокола направляется в Министерство внутренних дел Марокко.

При суммировании сведений, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных органов, присутствуют председатели указанных органов.
Протоколы об итогах голосования и результатах выборов передаются в архив соответствующего органа местной власти.

Глава (паша) местного органа власти получает все опечатанные конверты из соответствующих избирательных участков и передает их в соответствующие провинциальные органы власти и затем председателю комиссии по установлению результатов выборов по соответствующему избирательному округу.

В состав указанной комиссии входит Председателя соответствующего суда или его уполномоченный представитель, два грамотных избирателя, назначаемых губернатором провинции или уполномоченным представителем губернатора.

Может быть образовано две такие комиссии: одна – для многомандатного избирательного округа, другая – для единого (национального) избирательного округу.

Три экземпляра протокола об установлении результатов выборов направляются комиссией губернатору провинции, соответствующий суд, а также в Конституционный суд Марокко (по многомандатным избирательным округам) и Национальную комиссию по установлению результатов выборов (по единому (национальному) избирательному округу).

После подсчета и составления протокола об итогах голосования избирательные бюллетени подлежат незамедлительному уничтожению путем сжигания.

В последние годы 12 африканских государств закрывали доступ к сети Интернет.

Это происходило, как правило, при проведении выборов либо несанкционированных массовых общественных выступлений.

По подсчетам одной из влиятельных африканских независимых организаций с 2015 года это уже стоило этим странам 2337 млн. американских долларов.

В Кении при проведении парламентских и президентских выборов отключение от сети Интернет стоило стране 6,3 млн. американских долларов ежедневно.

В Конго при проведении 20 марта 2016 года выборов Президента Конго в целях обеспечения общественной безопасности и спокойствия на территории всей страны в течение 48 часов (с 20 по 21 марта) были отключены мобильные телефоны и сеть Интернет, а также запрещено использование автотранспорта.

Это было предпринято с целью предотвращения возможного обнародования от имени политической оппозицией итогов голосования и результатов президентских выборов.

В некоторых государствах Африканского континента наблюдаются случаи киберпреступлений в электоральной сфере.

Так, в Замбии при проведении 20 сентября 2011 года совмещенных президентских и парламентских выборов Верховный Суд Замбии наложил запрет на три независимых издания, намеревавшихся за два дня до официального опубликования результатов выборов Президента Замбии опубликовать материалы о предполагаемых результатах президентских выборов.

Задержка с обнародованием официальных результатов президентских выборов привела к массовым волнениям в некоторых городах Замбии, в частности, в городах Ндола и Китва.

Хакеры взломали сайт Избирательной комиссии Замбии и разместили на нем фальшивые результаты президентских выборов, показывающие сокрушительную победу Майкла Сата.

6. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ

В законодательстве государств – участников ОБСЕ закрепляются, как правило, основания признания избирательных бюллетеней недействительными (см. Приложение).

Практика проведения парламентских и президентских выборов показывает, что в этом вопросе имеются определенные проблемы, влияющие, в том числе на признание выборов состоявшимися и действительными.

В некоторых государствах недействительные избирательные бюллетени подразделяются на незаполненные и собственно недействительные, т.е. заполненные избирателями с нарушением требований законодательства или решений центральных избирательных органов (например, Македония).

В Армении при проведении 2 апреля 2017 года парламентских выборов по пропорциональной избирательной системе Центральная избирательная комиссия для избрания 101 депутата утвердила форму и текст избирательного бюллетеня в следующем формате: избирательный бюллетень состоял из двух частей: списка кандидатов по национальному избирательному округу и списка кандидатов по одному из 13 соответствующих многомандатных избирательных округов.

ЦИК Армении рекомендовал признавать избирательные бюллетени недействительными, если проставлена иная отметка, а не отметка «V».

28 марта Административный суд Армении отклонил жалобу о признании разъяснений ЦИК Армении о порядке признания избирательного бюллетеня недействительными на том основании, что, по мнению Суда, эти разъяснения являются рекомендательными, а не обязательными для применения участковыми избирательными комиссиями.

В Болгарии в прежнем законодательстве о выборах была жесткая норма о том, что если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня в соответствующем его квадрате поставит не крестик, а любой другой знак, то такой избирательный бюллетень будет признан недействительным.

В Исландии при подготовке к проведению 25 июня 2016 года парламентских выборов Министерство внутренних дел Исландии, на которое в соответствии с законодательством возложена задача по оказанию содействия избирательным комиссиям, провело с избирательными органами совещание с целью выработки единого подхода к основаниям признания избирательных бюллетеней действительными и недействительными.

В Ирландии при проведении парламентских выборов председатель участковой избирательной комиссии, предварительно проштамповав избирательный бюллетень, выдает его избирателю (без указанного официального штампа избирательный бюллетень при подсчете голосов избирателей признается недействительным).

В Испании в соответствии с законодательством при проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов после подсчета избирательных бюллетеней они подлежали уничтожению, за исключением тех избирательных участков, на которых доверителями оспариваются избирательные бюллетени или избирательные бюллетени были признаны недействительными.

Таким образом, проведение повторного подсчета голосов избирателей невозможно, за исключением тех избирательных участков, на которых имеются вышеуказанные избирательные бюллетени.

В Латвии в соответствии с законодательством недействительными являются избирательные конверты, на которых нет отметки о выборах в Сейм и печати соответствующего избирательного участка.

Кроме того, недействительными признаются конверты, на которых стоит штамп «GLABASANA» («Хранение»), если такой конверт находился в ящике для голосования, который использовался в день выборов.

В соответствии с законодательством избирательный бюллетень признается недействительным, если он не находится в избирательном конверте, если конверт не опущен в ящик для голосования, это избирательный бюллетень другого избирательного округа, избирательный бюллетень порван так, что нельзя выявить волеизъявление избирателя.

В случае если в избирательный конверт вложено несколько избирательных бюллетеней разного содержания, все они признаются недействительными.

Если же в избирательном конверте находится несколько избирательных бюллетеней одинакового содержания, то действительным считается только один из них.

В Македонии при проведении 5 июня 2011 года досрочных парламентских выборов Государственная избирательная комиссия Македонии приняла разъяснения о признании избирательного бюллетеня недействительным, которые противоречили вышеуказанному положению Избирательного кодекса Македонии.

Так, было установлено, что избирательный бюллетень признается недействительным, если в нем в соответствующем месте проставлен не кружок – отметка избирателя напротив соответствующего кандидата, свидетельствующая о его волеизъявлении, а любой другой знак, например галочка, крестик.

При проведении 11 декабря 2016 года досрочных парламентских выборов Избирательная комиссия Македонии не приняла разъяснений, в частности, о признании избирательного бюллетеня недействительным (в Избирательном кодексе данное положение прямо не урегулировано), что повлекло практику не единообразного признания таковыми соответствующих избирательных бюллетеней.

В соответствии с положениями Избирательного кодекса при голосовании избиратель должен был обвести кружком порядковый номер кандидата, политической партии, политической коалиции: в этом случае избирательный бюллетень признавался действительным.

С другой стороны, Избирательная комиссия Македонии превысила свои полномочия, дополнительно установив, как избиратель должен обозначить свой выбор кандидата, политической партии, политической коалиции и определив на этой основе еще один (не законодательный) критерий признания избирательного бюллетеня недействительным: избиратель мог обвести и фамилию первого кандидата, или эмблему (электоральный символ) политической партии, политической коалиции.

Кроме того, Комиссия определила, что избирательный бюллетень признается недействительным, если он весь или частично перечеркнут избирателем, либо номер избирательного бюллетеня не корреспондирует номеру участковой избирательной комиссии, или избирательный бюллетень не имеет печати соответствующей участковой избирательной комиссии.

В дополнение к этому перечню избирательный бюллетень признается недействительным и в случае если отметка произведена любым другим, кроме синего, цветом чернил или краски.

В целом в совокупности со слабым информированием избирателей о порядке заполнения избирательного бюллетеня это привело к высокому уровню недействительных избирательных бюллетеней.

В Монголии в соответствии со статьей 99.5 Закона о выборах все избирательные бюллетени, включая незаполненные избирательные бюллетени (которые в других государствах признаются недействительными), сканируемые техническими средствами подсчета, признаются действительными.

Для каждого аймака были изготовлены избирательные бюллетени с встроенным кодом.

При проведении 26 июня 2017 года президентских выборов в аймаке Тов избирательные бюллетени были напечатаны с ошибочным встроенным кодом и технические средства подсчета не принимали их в обработку; голосование избирателей производилось с использованием стандартных ящиков для голосования.

При проведении 26 июня 2017 года первого тура голосования на президентских выборах часть участников избирательного процесса призывали избирателей голосовать при помощи незаполненных избирательных бюллетеней, демонстрируя, тем самым, свое несогласие со всеми тремя зарегистрированными кандидатами на должность Президента Монголии.

При проведении 7 июля 2017 года второго тура голосования на президентских выборах проигравшие в первом туре голосования кандидаты призывали своих избирателей в знак бойкота выборов (и вероятностью назначения новых президентских выборов, если ни один из кандидатов не получит необходимое число голосов избирателей (50% плюс один голос) голосовать незаполненными избирательными бюллетенями (хотя в соответствии с законодательством такие бюллетени признаются техническими средствами подсчета голосов действительными).

ЦИК Монголии в своем постановлении разъяснила, что проведение такой агитационной кампании является незаконным.

В Таджикистане при проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…поправки к Закону о парламентских выборах от 2014 г., согласно которым от избирателей, если они «за», требуется поставить «+» рядом с именем кандидата или выбранной партией, а не вычеркивать имена всех остальных соперников, упростили способ голосования.

Однако правила определения действительности голосов не изменились, и, согласно Закону о парламентских выборах, бюллетени, в которых было оставлено больше одного соперника, должны были учитываться как недействительные.

Центральная комиссия по выборам и референдумам организовала всеобъемлющую кампанию на государственном телевидении по предоставлению избирателям информации где и как голосовать, в частности об изменении способа голосования.

Однако на всех бюллетенях были напечатаны старые правила о действительности голосов, и они же были отражены в официальных бланках протоколов об итогах голосования, несмотря на то, что это устарело и противоречило информации, представленной избирателям.»

Таким образом, в протоколе об итогах голосованиях были строки, которых в соответствии с новым порядком голосования (заполнения избирательных бюллетеней) не должно было быть.

В Туркменистане закон не предусматривает крайнего срока для снятия кандидатур, а кандидаты, отозвавшие свои кандидатуры после того, как были напечатаны бюллетени, остаются в бюллетене.

Любые голоса, полученные таким кандидатом, признаются недействительными, что означает потенциальное ограничение избирательных прав проголосовавших.

При этом, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов «…в бюллетенях отсутствовали достаточные гарантии безопасности, они были напечатаны, как простые листы бумаги без серийных номеров или степеней защиты.

…Для обеспечения надежности процесса избирательные бюллетени должны обладать степенями защиты и подлежать учету посредством точного использования форм сверки числа бюллетеней, а урны для голосования должны быть надлежащим образом опечатаны пронумерованными пластиковыми пломбами.»

В Узбекистане при проведении 4 декабря 2016 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Наблюдатели отметили, что даже если воля избирателя была очевидна из отметки на бюллетене, некоторые УИК признавали недействительными бюллетени, в которых использованный для отметки символ отличался от предписанного законодательством.

Воля избирателя должна учитываться и не подвергаться интерпретации со стороны членов УИК исходя из символа, использованного для отметки на бюллетене. В законодательство следует внести изменения, запрещающие произвольное признание бюллетеней недействительными.»

…Для обеспечения тайны голосования дизайн бюллетеней должен исключать любую заметную связь между избирательным бюллетенем и конкретным избирателем.»

В ФРГ параграф 39 новой редакции Закона о выборах депутатов Бундестага предусматривает:

«§ 39 Недействительные голоса, признание недействительным голосования по почте, правила толкования

(1) Голоса считаются недействительными, если избирательный бюллетень

1. изготовлен не по официальной форме,

2. не содержит специальную маркировку,

3. является действительным по другому избирательному округу,

4. не позволяет однозначно определить волю избирателя,

5. содержит дополнения или оговорки.

В случаях, предусмотренных п. 1 и п. 2, оба голоса считаются недействительными; в случае, предусмотренном п. 3, недействительным считается только первый голос, если избирательный бюллетень является действительным по другому избирательному округу данной федеральной земли.

Кроме того, при голосовании по почте оба голоса считаются недействительными, если избирательный бюллетень прислан не в официальном конверте для голосования, если конверт для голосования не обеспечивает сохранения тайны голосования, если конверт содержит отчетливо ощутимый посторонний предмет, однако не был признан недействительным согласно абз. 4 № 7 или № 8. Если в избирательном бюллетене заполнен только один голос, то не заполненный голос является недействительным.

(2) Несколько избирательных бюллетеней, содержащихся в одном конверте, рассматриваются как один избирательный бюллетень, если они заполнены одинаково или если только один из бюллетеней заполнен; в противном случае они рассматриваются как один избирательный бюллетень с двумя недействительными голосами.

(3) Если официальный конверт для избирательных бюллетеней подан пустым, то оба голоса считаются недействительными.

(4) При голосовании по почте поступившие бюллетени должны быть признаны недействительными, если

1. письмо с избирательным бюллетенем поступило несвоевременно,

2. конверт для голосования не содержит или содержит недействительное удостоверение на право голосования,

3. конверт для голосования не содержит внутреннего конверта с избирательным бюллетенем,

4. не заклеены ни внешний конверт для голосования, ни внутренний конверт с избирательным бюллетенем,

5. внешний конверт для голосования по почте содержит несколько внутренних конвертов с избирательными бюллетенями, но не содержит равное им количество действительных удостоверений на право голосования, снабженных соответствующими клятвенными заверениями,

6. избиратель или его доверенное лицо не поставили свою подпись под клятвенным заверением, сделанным на удостоверении на право голосования,

7. не использован официальный конверт для избирательного бюллетеня,

8. использованный конверт для избирательного бюллетеня не обеспечивает соблюдения тайны голосования или содержит отчетливо ощутимый посторонний предмет.

Лица, приславшие голоса, признанные недействительными, считаются не принявшими участие в выборах, их голоса рассматриваются как неподанные.
(5) Голос избирателя, принявшего участие в выборах по почте, не становится недействительным по причине его смерти накануне или в день проведения выборов или вследствие лишения его избирательного права согласно § 13.»

В целом наблюдается незначительный (на 0,25%) рост недействительных избирательных бюллетеней в ходе прошлых парламентских избирательных кампаний с 1,55% (2002 год) до 1,75% (2009 год), хотя по результатам парламентских выборов 22 сентября 2013 года количество недействительных избирательных бюллетеней сократилось на 0,1% как по одномандатным избирательным округам, так и по земельным партийным списка (в 2009 и 2013 года соответственно – с 1,4% до 1,3% (по одномандатным избирательным округам – 684883 избирательных бюллетеня) и с 1,7% до 1,6% (по земельным партийным спискам – 583069 избирательных бюллетеня); в 2017 году - 1%, на 0,3% меньше, чем в 2013 году.

Как показывает зарубежная электоральная практика за период с 2010 по 2017 год удельный вес недействительных бюллетеней в государствах региона ОБСЕ различен.
Так, наименьший удельный вес недействительных бюллетеней отмечен в Армении при проведении 2 апреля 2017 года парламентских выборов (0,42%), наибольший – при проведении 12 октября 2014 года выборов в Боснии и Герцеговине (9,04%).

В Латвии, где избиратель имеет право проголосовать на любом избирательном участке, образованном на территории страны, удельный вес недействительных бюллетеней составил 3,19%.

В Бельгии, где голосование является преимущественно и длительное время электронным, при проведении 24 мая 2014 года парламентских выборов удельный вес недействительных бюллетеней составил 6,12%.

Как известно, при проведении 18 сентября 2016 года выборов 450 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе общий (суммарный) удельный вес недействительных бюллетеней составил 1,86%.

При этом в ряде государств региона ОБСЕ используются новые электоральные технологии, в частности, голосование избирателей по почте.

В ряде случаев такие новые технологии оказывают влияние на существенное возрастание удельного веса недействительных избирательных бюллетеней.

Так, в Венгрии при проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов недействительными было признано 30058 избирательных бюллетеней, при этом 18,94% недействительных избирательных бюллетеней составили почтовые избирательные бюллетени.