Боливия: всеобщие выборы 20 октября 2019 года

Боливия: всеобщие выборы 20 октября 2019 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

29 сентября, 2019

Новая Конституция Боливии 2009 года. При Президенте Боливии Эво Моралесе, представителе коренного индейского населения Боливии, была принята новая Конституция Боливии, закрепившая демократический политический режим, и изменившая название страны.

Новое официальное название Боливии – Многонациональное Государство Боливия.

Обеспечены широкие права коренного (индейского) населения Боливии, в частности, на основе предоставления возможности представительства во всех органах государственной власти, права на самоуправление и территориальную автономию.

Административно-территориальное деление – 9 департаментов, каждый из них делится на провинции (112), которые, в свою очередь, подразделяются на кантоны.

Столица – город Сукре (официальная и историческая столица).

Фактическая столица – город Ла-Пас, местопребывание правительства.

Президент Боливии – глава государства и глава правительства; осуществляет исполнительную власть совместно с государственными министрами.

Президент Боливии избирается прямым голосованием сроком на 5 лет в ходе всеобщих прямых выборов; одновременно с ним и таким же образом избирается Вице-президент Боливии.

Срок Президента Боливии, избираемого 20 октября 2019 года, истекает в январе 2025 года (в день принесения присяги вновь избранным Президентом Боливии).

Национальный конгресс Боливии – двухпалатный парламент (в соответствии со статьей 57 Политической Конституции Боливии сенаторы и депутаты могут быть переизбраны, а их мандаты отозваны). После проведения 25 января 2009 года национального конституционного референдума парламент получил новое название: Многонациональная законодательная ассамблея Боливии.

20 октября (воскресенье) 2019 года в Боливии должны состояться очередные всеобщие выборы, в ходе которых на период 2020–2005 годы должны быть избраны, в частности, Президент Боливии и Вице-президент Боливии, 166 парламентариев двухпалатного национального парламента (100 депутатов Палаты депутатов – нижней палаты и 36 сенаторов – членов Сената – верхней палаты).

Рис.1. Государственный флаг Многонационального Государства Боливия

Правовая база всеобщих выборов. Всеобщие выборы проводятся в соответствии с положениями Конституции Боливии, Закона о всеобщих выборах 2010 года, Закона о политических партиях, других законодательных актов, решениями Конституционного суда Боливии, иными решениями государственных органов.

В целом Закон о всеобщих выборах является, фактически, кодифицированный законодательным актом о выборах – Избирательным кодексом Боливии.

Порядок назначения всеобщих выборов. Назначение всеобщих выборов производится Высшим избирательным судом Боливии (Национальным избирательным судом Боливии).

После проведения 27 января 2019 года первичных президентских выборов Высшим избирательным судом Боливии было принято предварительное решение о назначении проведения выборов Президента Боливии на 27 октября 2019 года.

Однако 20 марта 2019 года Высший избирательный суд Боливии назначил проведение всеобщих выборов в Боливии на 20 октября (воскресенье) с тем, чтобы облегчить участие в голосовании боливийских избирателей, находящихся в Аргентине и Уругвае, где 27 октября проводятся национальные выборы.

В частности, в Аргентине находится около 100.000 боливийских избирателей.

Президентская избирательная система. При проведении президентских выборов (Президента и Вице-президента Боливии) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (в два тура голосования).

В рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства на выборах Президента Боливии для избрания в первом туре голосования кандидату необходимо получить не менее 50% голосов избирателей; если ни один из кандидатов не получил в первом туре голосования необходимого числа голосов избирателей, проводится повторное голосование (второй тур голосования) между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов избирателей в первом туре голосования.

Повторное голосование (второй тур голосования) проводится через две недели после дня проведения первого тура голосования (при проведении
20 октября 2019 года первого тура голосования на президентских выборах – 3 ноября (воскресенье).

Одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Боливии неоднократно.

Выдвижение и регистрация кандидатов. При проведении 20 октября 2019 года очередных президентских выборов выдвижение и избрание кандидатов на должность Президента Боливии и Вице-президента Боливии проводится в два этапа: в ходе первичного этапа (проводимого в январе 2019 года) и затем – основного – этапа (проводимого в октябре 2019 года).

Так, действующий Президент Боливии Эво Моралес как один из кандидатов на должность Президента Боливии при проведении 20 октября 2019 года очередных президентских выборов, занимает должность Президента Боливии фактически третий срок подряд.

При этом действующие Президент Боливии Эво Моралес и Вице-президент Боливии Альваро Гарсия Линер получили разрешение Высшего избирательного суда Боливии, принятого 5 декабря 2018 года, баллотироваться на должность главы государства фактически четвертый раз подряд (впервые Эво Моралес был избран на должность Президента Боливии в декабре 2005 года, вступил в должность в январе 2006 года).

В связи с принятием в 2009 году новой Политической Конституции Боливии первый президентский срок полномочий Эво Моралеса юридически «обнулился».

В ноябре 2009 года (после принятия новой Политической Конституции Боливии) Эво Моралес как действующий Президент Боливии был «вновь» избран на должность Президента Боливии юридически на первый срок президентских полномочий, фактически – на второй.

В 2014 году на очередных президентских выборах действующий Президент Боливии Эво Моралес был вновь избран на должность главы государства (юридически – на второй срок, фактически – на третий).

В сентябре 2015 года парламент Боливии принял закон, согласно которому действующий Президент Боливии мог баллотироваться на новый срок, но его вступление в силу было поставлено в зависимость от результатов проведения конституционного референдума.

21 февраля 2016 года был проведен конституционный референдум по внесению изменений в Политическую Конституцию Боливии: противники внесения изменений в Конституцию Боливии набрали 51,3% голосов участников конституционного референдума, сторонники внесения поправок – 48,7%1.

В этих условиях лидер политической партии «Движение к социализму» и действующий Президент Боливии Эво Моралес заявил, что признает итоги волеизъявления участников конституционного референдума, однако позже охарактеризовал референдум как «победу лжи» и «происки оппозиции», которой удалось раскопать «пикантные» факты личной жизни боливийского «отца народа».

28 ноября 2017 года Конституционный суд Боливии разрешил Эво Моралесу принимать участие в очередных президентских выборах: Суд отменил ограничения Конституции Боливии о невозможности переизбрания действующего Президента Боливии на четвертый срок (конституционное положение «не боле двух сроков подряд) было пересмотрено в сентябре
2017 года по просьбе правящей политической партии «Движение к социализму», которая ссылалась на нарушения данным ограничением прав человека (решение Суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало).

Таким образом, конституционное положение об ограничении избрания одного и того же лица двумя сроками президентских полномочий было отменено.

На этой основе в 2018 году и в соответствии с законодательством действующий Президент Боливии Эво Моралес обратился в Высший избирательный суд Многонационального Государства Боливия с прошением о его допуске в качестве кандидата на должность Президента Боливии к участию в предстоящих в октябре 2019 года очередных президентских выборах: Суд 5 декабря 2018 года разрешил действующему Президенту Боливии выдвинуть свою кандидатуру фактически в четвертый раз для участия в качестве кандидата на должность Президента Боливии на указанных выборах2.

Таким образом, при подготовке к проведению в октябре 2019 года очередных президентских выборов Президент Боливии Эво Моралес в 2018 году (в связи с решением Высшего избирательного суда Боливии от 5 декабря 2018 года) во второй раз «обошел» – но уже с помощью Конституционного суда Боливии – Политическую Конституцию Боливии, принятую в 2009 году, согласно которой одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Боливии не более чем два раза, при этом каждый президентский срок ограничивается пятилетним периодом.

В этих условиях – в связи с допуском к участию в них действующего Президента Боливии Эво Моралеса – часть оппозиционных политиков призвала к бойкотированию президентских выборов 2019 года.

При проведении указанных президентских выборов Эво Моралес был бы юридически избран только на второй конституционный срок президентских полномочий (с учетом того, что первый срок его президентских полномочий приходился на действие вышеуказанного конституционного ограничения).

При подготовке к проведению президентских выборов10 политических партий выдвинули по одному кандидату для участия в первичных президентских выборах.

Высший избирательный суд Боливии в общей сложности одобрил 10 заявок о выдвижении кандидатов на должность Президента Боливии, поданных для участия в праймериз 27 января 2019 года: 4 декабря 2018 года Национальным избирательным судом Боливии были зарегистрированы 10 кандидатов, принимающие участие в указанных выборах.

При подготовке к проведению в октябре 2019 года очередных президентских выборов и при проведении в январе 2019 года партийных праймериз правящей политической партии «Движение к социализму» Эво Моралес (в качестве кандидата на должность Президента Боливии) и Альваро Гарсия Линер (в качестве кандидата на должность Вице-президента Боливии) получили 89,7% голосов участников партийных праймериз.

При проведении первичных президентских выборы, которые состоялись 27 января 2019 года, для проведения выдвижения кандидатов создаются два вида специальных избирательных комиссий: первая – многопартийная, принимающая регистрацию более чем одной политической партии и ее кандидата, и вторая – однопартийная, регистрирующая одну политическую партию и ее членов согласно законодательным положениям.

В девяти департаментах страны было образовано 7.387 участковых избирательных комиссий на территории 3.751 избирательного участка.

Так, количество участковых избирательных комиссий (7.387) и избирательных участков (3.751) в девяти департаментах страны было следующее:

  • в Ла-Пасе – 1.865 избирательных комиссий и 885 избирательных участков,
  • в Чукисака – 493 избирательных комиссии и 336 избирательных участков,
  • в Кочабамбе – 1.302 избирательных комиссий и 577 избирательных участков,
  • в Потоси – 601 избирательная комиссия и 426 избирательных участков,
  • в Оруро – 407 избирательных комиссий и 247 избирательных участков,
  • в Тарихе – 460 избирательных комиссий и 251 избирательный участок,
  • в Бени – 370 избирательных комиссий и 178 избирательных участков,
  • в Санта-Крус – 1.760 избирательных комиссий и 759 избирательных участков,
  • в Пандо – 129 избирательных комиссий и 92 избирательных участка.

В списки избирателей на территории каждой участковой избирательной комиссии должно было быть включено не менее 50 и не более 343 зарегистрированных избирателей.

Голосование избирателей проводилось с 08:00 до 16:00, т.е. продолжительность голосования составляла восемь часов.

При широком присутствии международных наблюдателей Президент Боливии Эво Моралес получил 36,54% и стал первым зарегистрированным кандидатом на должность Президента Боливии по результатам проведения первичных президентских выборов.

Ближайший кандидат на должность Президента Боливии Вирджинио Лемма получил 7,1% от общего числа поданных голосов избирателей.

В соответствии с законодательством согласие Высшего избирательного суда Боливии на участие в президентских выборах в качестве кандидатов на должность Президента Боливии наряду с действующим Президентом Боливии Эво Моралесом получили еще восемь кандидатов.

В целом, для участия в проведении 20 октября 2019 года основного этапа президентских выборов 9 кандидатов (из 10)3 на должность Президента Боливии получили согласие Высшего избирательного суда Боливии.

Затем одному из кандидатов было отказано в участии в президентских выборах4.

Среди восьми пар кандидатов на должность Президента Боливии и Вице-президента Боливии:

  • соответственно Хуан Эво Моралес Айма (59 лет, действующий Президент Боливии) и Альваро Гарсия Линер (56 лет, действующий Вице-президент Боливии; оба являются представителями правящей политической партии «Движение к социализму»),
  • Хаиме Пас Самора и Паола Баригга (представители Христианско-демократической партии),
  • Оскар Ортис и Эдвин Родригес (представитель политического альянса (коалиции) «Боливия говорит: «Нет»»),
  • Феликс Патзи Пако и Люсила Мендиета Перес (представители политического движения «Третье системное движение»),
  • Вирджинио Лема и Фернандо Унтоха (представители политического движения «Революционное националистическое движение»),
  • Рута Нина и Леопольдо Ричард Чуй (представители политической партии «Боливийское национальная партия действия»),
  • Виктор Уго Карденас и Эрик Пейнадо (представители политического движения «Движение гражданской солидарности»),
  • Карлос Меса (бывший Президент Боливии) и Густаво Педрес (представители политической партии «Гражданское сообщество»).

Среди кандидатов на должность Президента Боливии – одна женщина (Рута Нина) и семь мужчин.

При этом среди кандидатов два бывших Президента Боливии – Хаиме Пас Самора (с 1989 года по 1993 года) и Карлос Месса (с 2003 года по
2005 год), а также бывший Вице-президент Боливии – Виктор Уго Карденас (с 1993 года по 1997 год).

В целом правые политические партии и политические движения не смогли выдвинуть на президентских выборах новых лидеров-популистов или сформировать устойчивые политические коалиции для того, чтобы противостоять действующему Президенту Боливии Эво Моралесу на предстоящих президентских выборах.

Система избирательных органов. В новой Конституции Боливии закреплено положение о том, что система избирательных органов является самостоятельной ветвью государственной власти.

В соответствии со статьей 59 Политической Конституции Боливии в компетенцию законодательной власти входит, в частности, назначение членов электоральных судов.

В соответствии с главой «Выборные органы» (статьи 225–227) Политической Конституции Боливии электоральными органами являются:

1) Национальный электоральный суд Боливии (Высший избирательный трибунал Боливии).

Национальный электоральный суд Боливии является независимым органом, организующим проведение всеобщих выборов в Боливии.

Национальный электоральный суд Боливии, в частности, определяет границы одномандатных округов.

Политические партии должны зарегистрироваться и представить списки своих представителей в Национальный электоральный суд Боливии.

В соответствии со статьей 67 Политической Конституции Боливии требования о признании мандатов недействительными или о признании выборов недействительными могут быть рассмотрены только Национальным электоральным судом Боливии, чье решение не может быть пересмотрено палатами парламента.

При этом в полномочия палаты входит, в частности, проверка мандатов, выданных электоральными судами.

Если при проверке мандатов, не представленных на рассмотрение Национального электорального суда Боливии, палата обнаружит основания для их аннулирования, она постановлением, принятым большинством в две трети голосов, представляет вопрос на разрешение вышеназванного суда;

2) электоральные суды департаментов (девять электоральных судов департаментов);

3) электоральные судьи;

4) арбитражи по вопросам избирательного права;

5) электоральные нотариусы и другие государственные служащие, которых указывает соответствующий закон;

6) участковые избирательные комиссии – состав 6 человек, формируются из числа избирателей соответствующего избирательного участка по жребию.

Нотариусы (определяются по жребию из числа избирателей, обладающих опытом участия в избирательных кампаниях) осуществляют общее наблюдение за деятельностью участковых избирательных комиссий, ведут разъяснительную работу с избирателями.

Требования, предъявляемые к членам избирательных судов всех уровней: боливийское гражданство; возраст 25 лет на момент назначения; быть зарегистрированным в Регистре избирателей; не иметь судимости.

Национальный электоральный суд Боливии и электоральные суды департаментов состоят из пяти членов каждый5, за исключением электорального суда департамента Ла-Пас, который состоит из 10 членов.

Порядок назначения членов электоральных судов: по одному члену и его заместителю предлагается Президентом Боливии; по 4 члена и по 4 их заместителей предлагается Национальным конгрессом Боливии; для избрания необходимо не менее 2/3 голосов депутатов.

Председатель Национального электорального суда Боливии избирается Национальным конгрессом из числа избранных членов Суда; для избрания необходимо абсолютное большинство голосов депутатов.

Рис.2. Эмблема Высшего избирательного трибунала Боливии

Списки избирателей. В списки избирателей на территории каждой участковой избирательной комиссии должно быть включено не менее 50 и не более 343 зарегистрированных избирателей.

Регистрация избирателей и составление списков избирателей была проведена с 31 мая (пятница) по 14 июля (воскресенье).

Регистрация избирателей проводилась территориальными подразделениями Национальной службы регистрации населения Боливии.

Рис.3. Регистрация избирателей.

При проведении 12 октября 2014 года всеобщих выборов в списки избирателей было включено 5.971.152 избирателя (в голосовании приняло участие 91,1% избирателей (в соответствии с законодательством голосование является обязательным).

Опросы общественного мнения. Согласно последним опросам общественного мнения действующий Президент Боливии Эво Моралес будет с большой долей вероятности избран на новый – четвертый – срок полномочий.

Рис.4. Результаты одного из опросов общественного мнения

На втором месте по уровню поддержки избирателей находится бывший Карлос Месса, бывший Президент Боливии (с 2003 года по 2005 год), представитель политической партии «Гражданское сообщество»¸ на третьем – Оскар Ортис, представитель политического альянса (коалиции) «Боливия говорит: «Нет»».

Будучи Президентом Боливии Карлос Месса три раза уходил в отставку.

Среди данных кандидатов Хаиме Пас Самора, представитель политического движения «Левое революционное движение», который с 1989 года по 1993 год также был Президентом Боливии.

Виктор Уго Карденас был Вице-президентом Боливии с 1993 года по 1997 год.

В целом шести кандидатам (из 8) на должность Президента Боливии, по результатам социологических опросов, совокупно удастся набрать не более 15% голосов избирателей.

11 сентября Высший избирательный трибунал Боливии вынес предупреждение одному из местных университетов (Высшего университета Святого Андрея) за нарушение порядка проведения (совместно с другими университетами и общественными организациями) и обнародования результатов «недостоверного» опроса общественного мнения, показывающего, что действующий Президент Боливии Эво Моралес является «гораздо более слабым» кандидатом (за него готовы проголосовать 31,1% избирателей), чем его показывают все другие проведенные ранее опросы общественного мнения (за него готовы проголосовать более 40% избирателей).

По мнению Высшего избирательного трибунала Боливии, данный университет нарушил правила финансирования проведения опросов общественного мнения (его проведение финансировалось из запрещенных законодательством источников).

На этой основе Трибунал признал результаты проведенного опроса общественного мнения недействительными (результаты данного опроса общественного мнения не должны публично распространяться).

Парламентская избирательная система. Парламентская избирательная система была введена в 1979 году; в 1980 году была определена численность депутатского корпуса Палаты депутатов как нижней палаты двухпалатного парламента (130 депутатов).

Парламентская избирательная система основывается на трех типах депутатских мандатов, а именно: мандатов, распределяемых по спискам кандидатов политических партий; мандатов, распределяемых в одномандатных избирательных округах; квотных мандатов, распределяемых между представителями коренного индейского населения Боливии.

На территории каждого из девяти департаментов страны распределяется соответствующее количество депутатских мандатов по пропорциональной части смешанной избирательной системы и по соответствующему одномандатному избирательному округу.

При этом на территории большинства департаментов распределяются также квотные депутатские мандаты.

Палата депутатов (нижняя палата) – 130 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 27 сенаторов до 1997 года избирались в ходе всеобщих прямых выборов, затем 50% депутатов нижней палаты парламента стали избираться по правилам пропорциональной избирательной системы, а другие 50% – по правилам мажоритарной избирательной системы, т.е. в каждом департаменте половина депутатов избирается путем прямого голосования в одномандатных округах, а вторая половина – в многомандатных избирательных округах по спискам кандидатов на должность Президента, Вице-президента Боливии и в сенаторы.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями.

Депутаты избираются путем всеобщего прямого тайного голосования: в 70 одномандатных округах – простым большинством голосов избирателей, в девяти многомандатных округах, образованных в административных границах департаментов и с учетом численности населения, – посредством системы пропорционального представительства, установленной законом.

Число избранных депутатов должно быть пропорционально количеству голосов, полученных каждой политической партией.

В целом парламентские выборы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 68 депутатов (из 130) избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства; 52 депутата избираются по спискам политических партий по правилам пропорциональной избирательной системы с использованием метода двойных квот.

Списки кандидатов политических партий, получившие такое количество действительных голосов избирателей, которое превышает размер простой избирательной квоты, допускаются к распределению депутатских мандатов.

При использовании второго квотного показателя депутатские мандаты распределяются между политическими партиями таким образом, что политическая партия получает такое количество депутатских мандатов, которое соответствует второму квотному показателю.

Нераспределенные депутатские мандаты в ходе второго этапа распределения депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов политических партий, имеющих наибольший остаток действительных голосов избирателей.

Списки кандидатов политических партий, не допущенные к распределению депутатских мандатов в ходе первого этапа распределения депутатских мандатов, могут быть допущены к распределению депутатских мандатов в ходе проведения второго этапа распределения депутатских мандатов.

Депутаты исполняют свои полномочия в течение пяти лет, после чего переизбирается вся Палата депутатов в целом.

Вакантные депутатские мандаты замещаются заместителями депутатов, избираемыми в ходе проведения парламентских выборов, а в случае отсутствия заместителя основного депутата – кандидатом из списка кандидатов политической партии в порядке очередности.

Сенат – от каждого из девяти департаментов избирается по 3 сенатора путем всеобщего прямого голосования, причем 2 из них представляют большинство, а один – меньшинство избирателей, в соответствии с законом (статья 63 Политической Конституции Боливии).

Сенаторы находятся в должности в течение времени, установленного в отношении депутатов.

По истечении этого времени состав Сената полностью обновляется.

Применяется особая разновидность мажоритарной избирательной системы с элементами пропорционального (партийного) участия: политическая партия, которая выдвинула «жесткий» (закрытый) список кандидатов и получила большинство голосов избирателей в четырехмандатном избирательном округе, помимо одного сенаторского мандата, получает дополнительно еще два сенаторских мандата (своеобразный сенаторский бонус), при этом политическая партия, следующая за ней по числу полученных голосов избирателей, получает один сенаторский мандат (своеобразный дополнительный сенаторский бонус).

Вакантные сенаторские мандаты замещаются заместителями сенаторов, избираемыми в ходе проведения сенаторских выборов, либо, при их отсутствии, следующим основным (первоначально не избранным) кандидатом из списка кандидатов в сенаторы, выдвинутого политической партией.

Регистрация кандидатов на парламентских выборах. Регистрация кандидатов на парламентских выборах (как в качестве кандидатов в депутатов, так и в качестве кандидатов в сенаторы) была проведена 19 июля.

Официальное опубликование зарегистрированных кандидатов на парламентских выборах – в соответствии с календарным планом мероприятий по проведению парламентских выборов – состоялось 11 августа.

Снятие кандидатами своих кандидатур производится в рамках календарного периода с 17 августа по 5 октября с возможной заменой снятых кандидатов в период с 12 августа по 5 сентября.

При проведении парламентских выборов в них принимают участие девять политических партий и политических коалиций.

Избирательные бюллетени. Вопросы, связанные со статусом избирательного бюллетеня, регламентируются статьей 125 Избирательного кодекса Боливии.

Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению Национального электорального суда Боливии; их изготовление финансируется за счет средств, выделенных на обеспечение деятельности Суда.

Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.

Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 10% число зарегистрированных избирателей.

Политические партии и политические объединения (политические коалиции), не набравшие в результате выборов по крайней мере 2% голосов избирателей, обязаны возместить определенную для данной политической партии финансовую квоту от общей суммы, истраченной на изготовление избирательных бюллетеней.

Государственный (официальный) язык Боливии – испанский язык, а также индейские языки, на которых ведется избирательная документация.

Во всеобщих (парламентских) выборах принимают участие 9 политических партий и политических коалиций, в том числе президентская политическая партия «Движение за социализм – Политический инструмент суверенитета народа».

Время голосования избирателей. В соответствии с законодательством голосование является обязательным, за исключением для лиц старше 70 лет и тех, кто не может явиться в помещение для голосования избирательного участка по состоянию здоровья6.

Среди мер наказания за неучастие по неуважительной причине в голосовании, в частности, для молодых избирателей – затруднения при поступлении на учебу в высшие учебные заведения вплоть до отказа в поступлении на учебу.

Среди санкций за отказ от волеизъявления также предусмотрен запрет на любые банковские операции на 90 суток, невозможность поступить на работу в государственные учреждения; кроме того, те боливийцы, у которых в этот период истечет срок действия заграничного паспорта, не смогут покинуть Боливию, поскольку им будет запрещено получение нового заграничного паспорта на три месяца.

При проведении 20 октября (воскресенье) 2019 года всеобщих выборов голосование избирателей проводится с 08:00 до 16:00, т.е. продолжительность голосования составляет восемь часов.

Порядок проведения голосования. На любых выборах голоса избирателей подаются таким образом, чтобы не раскрывать, как именно проголосовал конкретный избиратель.

После участия в голосовании избирателю помечается специальными чернилами или краской указательный палец на его правой руке.

Досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования законодательством о выборах не предусмотрено.

Технические средства подсчета голосов. При проведении президентских и парламентских выборов технические средства подсчета голосов, автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей не применяется.

При этом в 2014 году в преддверии проведения в 2015 году очередных всеобщих выборов Высшим избирательным советом Боливии рассматривался вопрос об автоматизации избирательного процесса, т.е. об использовании при голосовании избирателей технических средств подсчета голосов, однако, в конечном счете, решение об использовании указанных технических средств не было принято (в связи с тем, что рассматриваемые образцы соответствующих технических средств подсчета голосов не получили положительной оценки)7.

Подсчет голосов избирателей и обнародование результатов парламентских выборов. В соответствии с законодательством и Календарным планом мероприятий по проведению парламентских выборов, утвержденных Высшим избирательным трибуналом Боливии, установление итогов голосования и определение результатов парламентских выборов производится на провинциальном уровне с 20 по 27 октября.

Официальное опубликование итогов голосования и результатов парламентских выборов производится каждой провинцией в период с 28 октября по 1 ноября.

На национальном уровне подсчет голосов избирателей будет производиться 1 ноября; официальное опубликование результатов парламентских выборов производится Высшим избирательным трибуналом Боливии в период с 4 по 9 ноября.

Национальные и международные наблюдатели. Представители политических партий и общественных объединений (в качестве национальных наблюдателей), представители средств массовой информации вправе присутствовать на всех этапах работы избирательных участков для голосования.

Политические партии и политические коалиции намереваются направить на почти 30.000 избирательных участков своих уполномоченных представителей в качестве наблюдателей.

Наблюдатели должны, в частности, с использованием смартфонов информировать избирательные штабы политических партий, политических коалиций о выявленных нарушениях законодательства о выборах, делать фотографии всех электоральных нарушений.

Законодательством предусмотрен институт иностранных (международных) наблюдателей.

При проведении 27 января 2019 года первичных президентских выборов присутствовали международные наблюдатели.

С международными наблюдателями был проведен ознакомительный информационно-разъяснительный семинар; международные наблюдатели посетили ряд избирательных участков для наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Международное наблюдение на всеобщих выборах будет осуществлять, в частности, Организация американских государств.

Приглашение принять участие в международном наблюдении на всеобщих выборах направлено также Европейскому Союзу.

Местные выборы. Муниципальное правительство состоит из Совета и алькальда.

Члены советов избираются всеобщим, прямым, тайным голосованием на 5-летний срок, следуя системе пропорционального представительства, установленной законом.

Закон определяет число членов муниципальных советов.

Представители муниципалитетов избираются в таком же порядке простым большинством голосов.

Кандидатами на должность алькальда являются лица, стоящие первыми в партийных списках членов муниципальных советов.

Алькальд избирается абсолютным большинством законно поданных голосов.

Если ни один из кандидатов на должность алькальда не наберет абсолютного большинства голосов, Совет избирает двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, и проводит устное и поименное голосование; побеждает кандидат, набравший абсолютное большинство законных голосов членов Совета.

В случае равенства голосов устное и поименное голосование проводится еще два раза последовательно.

Чтобы преодолеть равенство голосов, алькальдом объявляется кандидат, набравший простое большинство голосов на муниципальных выборах.

Голосование и подсчет голосов проводятся публично, по возможности в одном месте и в одно время; итоги выборов объявляются в резолюции муниципалитета.

Прошлые местные выборы были проведены 25 марта 2015 года, в ходе которых избирались девять губернаторов департаментов, депутаты законодательных (представительных) ассамблей департаментов, мэры и депутатов представительных органов 339 муниципалитетов, другие выборные лица.

Одновременно с указанными выборными лицами, за исключением мэров муниципалитетов, избирались их резервные заместители.

Всего замещению подлежало 2.642 выборных мандата.

В соответствии с законодательством 23 депутатского мандата в каждой из законодательных (представительных) ассамблей департаментов зарезервировано для представителей коренного индейского населения Боливии.

Кандидатуры для замещения указанных квотных депутатских мандатов были определены соответствующими органами индейских общин.

В целом в выборах губернаторов департаментов принимали участие представители 23 политических выборов, в местных выборах – восьми политических партий.

Очередные местные выборы должны состояться в 2020 году.

Международный избирательный стандарт. Избирательные органы Боливии намерены в рамках стандартизации национального избирательного процесса получить международный избирательный стандарт – международный стандарт выборов ISO.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В сентябре 2015 года парламент Боливии принял закон, согласно которому действующий Президент Боливии мог баллотироваться на четвертый срок, но его вступление в силу было поставлено в зависимость от результатов проведения конституционного референдума.

[2] 11 декабря 2018 года представители Организации Объединенных Наций заявили, что не намерены оспаривать решение Высшего избирательного суда Боливии, позволяющее действующему Президенту Боливии Эво Моралесу вновь выдвигать свою кандидатуру на должность Президента Боливии.

Постоянный координатор ООН в Боливии Маурисио Рамирес подчеркнул, что ООН будет обеспечивать соблюдение конституционных прав всего населения, в том числе политической оппозиции, протестующей против намерений Эво Моралеса пойти на фактически четвертый президентский срок полномочий: он призвал к «мирным, прозрачным и демократическим выборам» и отметил, что ООН не намерена комментировать или оценивать решение Высшего избирательного суда Боливии, позволившего Эво Моралесу вновь баллотироваться в качестве кандидата на предстоящих президентских выборах.

[3] В удовлетворении одной регистрационной заявки было отказано.

Так, Суд отклонил заявку Исраеля Родригеса, представителя политической партии «Фронт за победу» (полный текст постановления Суда с обоснованием такого решения был опубликован).

[4] Вице-президент Боливии (в соответствии со статьей 53 Политической Конституции Боливии в силу своей должности является Президентом Конгресса и Сената).

[5] При подготовке к проведению 20 октября 2019 года очередных всеобщих выборов политическая оппозиция требовала отставки некоторых членов Высшего избирательного трибунала Боливии, в том числе с тем, чтобы Трибунал не имел кворума и, следовательно, был не в состоянии осуществлять подготовку к проведению всеобщих выборов..

[6] В Боливии меры наказания за неучастие в голосовании по неуважительной причине являются одними из самых «жестких» в государствах латинской Америки.

[7] По состоянию на 2018 год электронное голосовании избирателей применялось в более 30 странах.

В Латинской Америке электронное голосование избирателей применяется в Бразилии, Мексике, Перу.

В 2014 году в экспериментальном порядке электронное голосование применялось на части территории Аргентины, в штате, граничащем с Боливией.