Парламентские выборы в Черногории 30 августа 2020 года

Парламентские выборы в Черногории 30 августа 2020 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

26 августа, 2020

Черногория является унитарным демократическим государством с президентской формой правления.

До 2006 года Черногория входила вместе с Сербией в состав конфедеративного государства – Государственный союз Сербии и Черногории (был образован в 2003 году как правопреемник существовавшей в 1992–2003 годах Союзной Республики Югославия).

По результатам проведенного 21 мая 2006 года национального референдума о независимости Черногории 55.5 % участников референдума проголосовали за выход Черногории из состава Государственного союза с Сербией; 3 и 5 июня 2006 года

Черногория и Сербия соответственно провозгласили государственную независимость, что означало прекращение существования Государственного союза Сербии и Черногории.

Население Черногории составляет 609.859 человек (по состоянию на июль 2020 года), в списки избирателей включено 541.232 избирателя (по состоянию на 20 июля 2020 года).

Административно-территориальное деление Черногории – 24 общины; при этом в общину Подгорица входят два городских округа: городской округ Зета городской округ Тузи.

В соответствии с Конституцией Президент Черногории является главой государства, избираемый на пятилетний срок с возможностью однократного переизбрания (избран 20 мая 2018 года в первом туре голосования, получив 53,90% действительных голосов избирателей; является лидером правящей Демократической партии социалистов Черногории).

Законодательную власть осуществляет Скупщина – однопалатный парламент, в состав которого на всеобщих и прямых выборах избирается 81 депутат.

Конституционный срок полномочий Скупщины – четыре года.

Парламентские выборы проводятся единому (национальному) избирательному округу по пропорциональной избирательной системе и «жестким» спискам кандидатов политических партий, политических коалиций, групп граждан.

Прошлые досрочные парламентские выборы были проведены 16 октября 2016 года (в парламентских выборах принимали участие 17 политических партий, политических коалиций; к распределению 81 депутатского мандата были допущены представители 9 политических партий, политических коалиций; Демократическая партия социалистов Черногории, которая является правящей политической партией в течение почти 30 лет, получила 36 депутатских мандатов, «Демократический фронт» – 18, политическая партия «Ключ» – 9, «Демократическая Черногория» – 8, Социал-демократическая партия Черногории – 4, Социал-демократы Черногории – 2, Партия босняков – 2, «Албанцы определяются» – 1, Хорватская гражданская инициатива – 1, т.е. в совокупности четыре депутатских мандата получили представители политических партий национальных меньшинств).

В целом, представители правящего парламентского большинства получили 42 депутатских мандата, оппозиционные политические партии – 39.

Среди избранных депутатов было 23,46% женщин, а также 9,9% депутатов в возрасте до 30 лет.

Очередные парламентские выборы должны были состояться в октябре 2020 года, однако, в условиях пандемии коронавируса выборы были назначены на 30 августа 2020 года1 (парламентские выборы являются 11-ми по счету с момента введения в Черногории в 1990 году многопартийности и 5-ми с момента обретения в 2006 году государственной независимости).

В условиях пандемии коронавируса 15 марта 2020 года правительством Черногории был принят ряд мер по борьбе с коронавирусом, в том числе в части ограничения проведения массовых публичных мероприятий и свободы передвижения; кроме того, был образован специальный национальный орган (the National Coordination Body for Communicable Diseases) с включением в его состав представителей гражданского общества, на который была возложена задача по координации усилий государственных и иных органов по борьбе с коронавирусом, выработке рекомендаций, в том числе по возможному откладыванию или отмене проведения парламентских и иных выборов.

В соответствии со статьей 95 Конституции Черногории выборы депутатов Скупщины назначает Президент Черногории.

20 июня 2020 года Президент Черногории Мило Джуканович свои Указом, вступившим в силу в указанный день, назначил проведение парламентских выборов на 30 августа (воскресенье) 2020 года; одновременно с парламентским выборами проводятся муниципальные выборы в четырех муниципалитетах (в частности, Андриевица, Будва, Гусинье, Котор2).

Решение о дате голосования на парламентских выборах было принято по итогам состоявшейся 16 июня встречи Президента Хорватии с представителями парламентских партий и политических коалиций, которые приняли в ней участие; представители политической оппозиция участие в указанной встрече не принимали.

К особенностям организации парламентского избирательного процесса при проведении 30 августа 2020 года выборов 81 депутата Скупщины – однопалатного парламента Черногории по пропорциональной избирательной системе можно отнести, в частности, следующее:

1. Обновление законодательства о выборах проводилось в условиях его бойкотирования со стороны парламентской политической оппозиции и фактически принималось только правящей политической коалицией.

2. Подготовка и проведение парламентских выборов возложена на трехуровневую систему избирательных комиссий (комитетов): Государственную избирательную комиссию Черногории, 21 муниципальную избирательную комиссию и 1.217 участковых избирательных комиссий.

3. Граждане Черногории обладают активным и пассивным избирательным правом при достижении 18-летнего возраста.

4. Списки кандидатов выдвигаются политическим партиями, политическими коалициями, группами избирателей.

При выдвижении кандидатов в списки кандидатов должно включено не менее 30% одного из полов; при этом в группе из каждых четырех кандидатов списка кандидатов должен быть включен, как минимум, один представитель другого пола.

Политическая партия, политическая коалиция для выдвижения кандидатов должна представить не менее 0,8% подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (ранее – 1%); основой для расчета количества подписей избирателей в абсолютном выражении являются сведения о числе зарегистрированных избирателей при проведении последних парламентских выборов).

Выдвижение кандидатов от политических партий или групп избирателей, представляющих национальное меньшинство, производится при условии сбора подписей не менее 1.000 избирателей.

Выдвижение кандидатов от политических партий или групп избирателей, представляющих национальное меньшинство, численность которого на соответствующей территории составляет не более 2% населения данной территории, производится при условии сбора подписей не менее 300 избирателей.

В целом, избиратель может поддержать выдвижение только одного кандидата.

Подписной лист должен быть подписан избирателем в присутствии представителей муниципальной избирательной комиссии.

Так, проставление избирателем своей подписи в подписном листе должно было производиться в помещении муниципальной избирательной комиссии в присутствии двух членов комиссии, из которых один должен представлять правящую парламентскую партию (политическую коалицию), а другой – основную оппозиционную политическую партию (политическую коалицию).

Политические партии, политические коалиции, группы избирателей, имеющие в составе парламента избранных депутатов, освобождаются от сбора вышеуказанного количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

5. Для участия в парламентских выборах 30 августа 2020 года зарегистрированы списки кандидатов 11 политических партий, политических коалиций (пяти политических партий и шести политических коалиций), в том числе четыре политические партии национальных меньшинств (политическая партия босняцкая меньшинства (Партия босняков), политическая партия албанского меньшинства (Албанский список), две политические партии хорватского меньшинства (Хорватская гражданская инициатива, Хорватская партия реформ) (в 2016 году в досрочных парламентских выборах принимало участие 17 политических партий, политических коалиций).

В зарегистрированные списки кандидатов 11 политических партий, политических коалиций включено 778 кандидатов; таким образом, на один депутатский мандат баллотируется, в среднем, 9 кандидатов.

6. В списки избирателей включено 540.026 избирателей (при проведении в 2018 году президентских выборов в списки избирателей было включено почти на 8.000 избирателей меньше); в целом в списки избирателей включено около 50% избирателей-женщин (270,839 человек), а также 23.177 новых избирателей, из которых 3,8% являются молодыми избирателями (20.608 человек), достигшими 18-летнего минимального возраста активного избирательного права.

7. Обновленное в преддверии проведения указанных выборов законодательство по-прежнему не предусматривает возможность принимать участие в голосовании зарубежных черногорских избирателей; для участия в голосовании они должны прибыть на территорию Черногории.

8. Обновленное законодательство, в частности, Закон о финансировании политических партий и избирательных кампаний 2008 года, закрепляет положение о том, что избирательная кампания начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов (при проведении парламентских выборов 30 августа 2020 года – 80 дней).

В соответствии со статьей 50 Закона о выборах в Скупщину Черногории агитационный период начинается со дня регистрации списка кандидатов на парламентских выборах и заканчивается за сутки (24 часа) до дня голосования избирателей на указанных выборах (при проведении указанных выборов 30 августа 2020 года – 23 дня).

В этих условиях, по мнению некоторых участников парламентских выборов, имеется календарный конфликт положений двух указанных законов: так, представители средств массовой информации полагают, что предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается в сроки, предусмотренные Законом о выборах в Скупщину Черногории, т.е. за 23 дня до дня электоральной тишины, тогда как представители контрольных финансовых органов полагают, что предвыборная агитация и ее финансирование начинается в сроки, предусмотренные обновленным Законом о финансировании политических партий и избирательных кампаний, а именно: со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, т.е. за 80 дней до дня голосования на выборах.

9. Одной из особенностей финансирования предвыборной агитации политических партий со стороны юридических лиц является, что введен запрет в отношении юридических лиц-жертвователей в течение четырех лет принимать участие в государственных конкурсных (тендерных) процедурах (по мнению участников парламентских выборов, данное законодательное положение может «отпугнуть» бизнес-структуры от участия в финансирование (внесении пожертвований) тем или иным участникам выборов).

10. Предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии, политической коалиции не может превышать 1.,05 млн. евро (или 1.235.130 долларов США).

11. Непредставление промежуточного или итогового финансового отчета влечет наложение санкций, предусмотренных законодательством: в соответствии с внесенными 27 декабря 2019 года в Уголовный кодекс Черногории изменениями на виновного участника парламентских выборов может быть наложен уголовный штраф в размере 200.000 евро либо оно приговорено к лишению свободы на срок от одного года до пяти лет.

12. Голосование избирателей проводится в помещении для голосования избирательного участка либо на дому с 07:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 13 часов.

При проведении голосования для получения избирательного бюллетеня избиратель должен предъявить биометрическую идентификационную карточку либо паспорт.

В условиях пандемии коронавируса при проведении голосования избирателей персонал участковых избирательных комиссий должен использовать персональные средства медицинской защиты, проводить дезинфекцию рук и поверхностей в помещениях для голосования избирательных участков, а также осуществлять другие меры санитарно-эпидемиологической безопасности.

Так, члены участковых избирательных комиссий должны носить защитные маски с момента их прибытия в помещения для голосования избирательных участков и до окончания подсчета голосов избирателей; указанное требование распространяется также в отношении наблюдателей и уполномоченных представителей политических партий, политических коалиций.

Избиратели должны носить защитные средства, закрывающие нос и рот, на протяжении всего времени их пребывания в помещении для голосования избирательного участка (за исключением случае необходимости идентификации личности избирателя), соблюдать социальную дистанцию не менее одного метра в помещении для голосования избирательного участка, дезинфицировать руки при входе в помещение для голосования избирательного участка.

13. Для участия в распределении депутатских мандатов политическая партия, политическая коалиция должна получить не менее 3% действительных голосов избирателей.

При этом предусмотрены квоты для представителей национальных меньшинств: пять депутатских мандатов зарезервированы для представителей национальных меньшинств.

14. Законодательство предусматривает национальное (общественное) и международное наблюдение на парламентских выборах.

Правовая основа парламентских выборов. Проведение парламентских выборов регулируется положениями Конституции Черногории от 20 октября 2007 года, Закона о выборах в Скупщину от 18 февраля 1998 года, с изменениями, в частности, 2019 года, Закона о политических партиях, Закона о финансировании политических партий и избирательных кампаний 2008 года, Закона о регистре избирателей 2014 года, Закона о территориальном делении Черногории (с изменениями, в частности, 2019 года), Закон о средствах массовой информации и государственном телерадиовещании (с изменениями 2020 года), других законодательных актов, а также нормативными актами Государственной избирательной комиссии Черногории.

После проведения в 2026 году парламентских выборов в законодательство практически не были внесены необходимые изменения.

В марте 2018 года парламент образовал парламентский комитет по вопросам совершенствования законодательства о выборах, в том числе с целью выполнения прежних рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ.

Однако, оппозиционные парламентские политические партии, как правило, бойкотировали работу указанного парламентского комитета и в этих условиях подготовленный парламентским комитетом законопроект был разработан исключительно представителями правящей политической партии, в отсутствии парламентских консультаций и кооперации.

27 декабря 2029 года парламент рассматривал разработанный законопроект о внесении изменений в четыре законодательных акта, регулирующих подготовку и проведение выборов: Закон о выборах в Скупщину, Закон о регистре избирателей, Закон о территориальном делении Черногории, Уголовный кодекс Черногории; однако, в конечном счете, законопроект не был поставлен на голосование в связи с отсутствием необходимого парламентского большинства (за его принятие необходимо было получение голосом не менее чем двух третей депутатов); в этот же день истек срок полномочий и вышеуказанного парламентского комитета.

В дальнейшем, в 2020 году, в законодательство о выборах и в смежное законодательство были внесены некоторые изменения.

Парламентская избирательная система. При проведении 30 августа 2020 года выборов 81 депутата однопалатного парламента – Скупщины на четырехлетний срок по-прежнему применяется пропорциональная избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа с использованием закрытых («жестких») списков кандидатов и квотного парламентского представительства интересов национальных меньшинств.

Конституция Черногории включает в перечень национальных меньшинств сербов, босняков, албанцев, мусульман, хорватов, представителей других национально-конфессиональных меньшинств.

В соответствии со статьей 13 Конституции Черногории государственным языком является черногорский язык, кириллическая и латинская письменность равноправны.

Официально используются также сербский, боснякский, албанский и хорватский языки.

Для участия в распределении депутатских мандатов политическая партия, политическая коалиция должна получить не менее 3% действительных голосов избирателей.

Внутри списка кандидатов депутатские мандаты распределяются в соответствии с порядком расположения кандидатов в списке кандидатов, в том числе при замещении вакантных депутатских мандатов, с соблюдением требований об обеспечении гендерного представительства.

При проведении парламентских выборов фактически предусмотрены квоты для представителей национальных меньшинств: пять депутатских мандатов зарезервированы для представителей национальных меньшинств.

При распределении депутатских мандатов, если политическая партия, представляющая интересы национального меньшинства, не преодолевает 3% заградительный барьер, но набрала не менее 0,7% действительных голосов избирателей, получает три депутатских мандата.

При этом каждый список кандидатов, представляющий хорватское меньшинство, получает по одному депутатскому мандатов при условии, если он получил не менее 0,35% действительных голосов избирателей.

Кроме того, каждое национальное меньшинство, численность которого составляет не менее 1,5% об общей численности населения страны либо 15% в каждом муниципалитете вправе принимать участие в отдельном распределении депутатских мандатов с учетом числа полученных действительных голосов избирателей.

Система избирательных комиссий. Подготовка и проведение 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов возложена на трехуровневую систему избирательных комиссий (комитетов): Государственную избирательную комиссию Черногории, 21 муниципальную избирательную комиссию и 1.217 участковых избирательных комиссий.

Система избирательных комиссий является иерархической.

Государственная избирательная комиссия Черногории (ГИК Черногории) является постоянно действующим и коллегиальным государственным органом, организующим проведение президентских и парламентских выборов.

ГИК Черногории осуществляет регистрацию списков кандидатов политических партий, политических коалиций, разрешение электоральных жалоб, принятие нормативных актов по вопросам обеспечения единообразного применения законодательства о выборах, обеспечивает непосредственное руководство избирательными комиссиями, образованными в местах лишения свободы для проведения голосования избирателей, устанавливает итоги голосования и определяет результаты выборов.

ГИК Черногории разрабатывает и принимает Календарный план подготовки и проведения соответствующих выборов.

Срок полномочий ГИК Черногории – четыре года.

Состав ГИК Черногории – 11 человек: председатель, секретарь и 9 постоянных членов Комиссии с правом решающего голоса, назначаемых парламентом Черногории (в настоящее время в составе ГИК Черногории семь заместителей (резервных) членов Комиссии).

В соответствии с изменениями, внесенными в законодательство о выборах, представители оппозиционных политических партий должны назначаться в состав избирательных комиссий (комитетов): так, из 11 членов ГИК Черногории четыре члена назначены по предложениям правящего парламентского большинства, четыре члена – по предложениям оппозиционных парламентских политических партий (по результатам прошлых парламентских выборов), один член Комиссии – по предложению партийной группы парламентского меньшинства, получившей на прошлых парламентских выборах наибольшее число голосов избирателей, один член – по предложению институтов гражданского общества.

Кроме того, все политические партии, политические коалиции, зарегистрировавшие списки своих кандидатов, также имеют право назначать по одному члену каждой избирательной комиссии (с правом совещательного голоса), работающих в комиссиях, в том числе в ГИК Черногории, на общественных началах.

При этом ГИК Черногории, как отмечается БДИПЧ ОБСЕ, в том числе при проведении 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов, не пользуется доверием со стороны институтов гражданского общества, поскольку ее формирование и, в определенной мере, деятельность Комиссии являются партийно-политизированными.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе ГИК Черногории.

Законодательство предусматривает предельный возраста пребывания лица в должности Председателя Комиссии, по достижении которого он обязан освободить указанную должность.

При подготовке к проведению 30 августа 2020 года очередных выборов Скупщины – парламента Черногории в марте 2020 года назначила нового Председателя Комиссии (в связи с тем, что прежний Председатель Комиссии достиг в конце 2019 года предельного возраста пребывания в должности Председателя Комиссии, предусмотренного законодательством: представители оппозиционных парламентских политических партий не голосовали за кандидатуру нового Председателя Комиссии).

Заседания ГИК Черногории являются открытыми.

ГИК Черногории имеет сайт в сети Интернет на государственном и английском языках: www.dik.co.me

При подготовке к проведению 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов и в условиях пандемии коронавируса ГИК Черногории более широко использует технологии дистанционного информирования избирателей и участников выборов, осуществления электоральных действий и процедур.

Так, обучение членов нижестоящих избирательных комиссий проводится ГИК Черногории, как правило, в онлайн режиме по сети Интернет или по телевидению.

Муниципальные избирательные комиссии (МИК) – 21: являются постоянно действующими избирательными органами.

Срок полномочий – четыре года.

Состав МИК – пять человек (ранее – семь человек, назначаемые местными органами власти в соответствии с партийным представительством в соответствующем местном совете): председатель и четыре члена МИК.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе МИК.

Ранее, в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство о выборах, представители оппозиционных политических партий должны были назначаться в состав избирательных комиссий (комитетов): так, из семи членов МИК – два члена должны были представлять оппозиционные политические партии, по одному из каждой из двух основных оппозиционных политических партий, имеющих наибольшее число депутатских мандатов в местном представительном органе по результатам прошедших муниципальных выборов.

В соответствии с законодательством все политические партии, политические коалиции, зарегистрировавшие списки своих кандидатов, имеют также право назначать членов избирательных комиссий (с правом совещательного голоса), работающих в комиссиях на общественных началах.

В частности, при проведении 14 октября 2012 года досрочных парламентских выборов правящая парламентская политическая коалиция имела большинство своих представителей в 17 из 21 МИК.

Заседания МИК являются открытыми.

МИК имеют свои сайты в сети Интернет.

Для проведения голосования образуются участковые избирательные комиссии (УИК) – 1.217 (как и при проведении 16 октября 2016 года досрочных парламентских выборов).

Срок полномочий УИК – образуются только на период проведения соответствующих выборов.

Члены УИК назначаются вышестоящей МИК.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе УИК.

Члены УИК с правом решающего голоса, а также с правом совещательного голоса имеют по одному заместителю, назначаемые политическими партиями, представленные в муниципальном совете, которые могут их заменять при проведении голосования избирателей в день выборов.

Состав УИК – пять человек, из которых три члена УИК являются представителями тюремной администрации, а еще два члена комиссии назначаются в соответствии с положениями законодательства о выборах из числа представителей оппозиционных политических партий (в целом соответствии с изменениями, внесенными в законодательство о выборах, представители оппозиционных политических партий должны назначаться в состав избирательных комиссий (комитетов).

При формировании состава УИК муниципальные избирательные комиссии должны обеспечить пропорциональное представительство политических партий, представленных в муниципальном совете, в составе УИК.

Кроме того, все политические партии, политические коалиции, зарегистрировавшие списки своих кандидатов, также имеют право назначать членов избирательных комиссий (с правом совещательного голоса), работающих в комиссиях на общественных началах.

Заседания УИК являются открытыми.

При проведении 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов в персональный состав УИК могли быть внесены изменения, но не позднее чем за 12 часов до начала официального времени голосования избирателей.

В целом, в состав избирательных комиссий входит 12.300 членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Политические партии, политические коалиции, зарегистрировавшие списки своих кандидатов, по-прежнему имеют право назначать по одному члену каждой избирательной комиссии (с правом совещательного голоса), работающих в избирательных комиссиях, в том числе в ГИК Черногории, на общественных началах.

При проведении 30 августа 2020 года указанных выборов Государственная избирательная комиссия Черногории организовала проведение ряда обучающих мероприятий по вопросам организации и проведения голосования и подсчета голосов избирателей, а также применения электоральных технических средств – технических средств идентификации избирателей на избирательном участке, вопросам кибербезопасности и обеспечения целостности электоральной инфраструктуры, противодействия распространению недостоверной электоральной информации.

23 августа 2020 года Государственная избирательная комиссия Черногории заявила о полной готовности к проведению 30 августа голосования избирателей на парламентских выборах.

Регистрация избирателей. Регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше на день голосования при проведении соответствующих выборов, постоянно проживающих на территории Черногории не менее 24 месяцев до дня голосования на выборах, является пассивной и централизованной (до 2016 года – децентрализованной).

В 2014 году был принят Закон о регистре избирателей.

При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством для включения в список избирателей избиратель должен проживать на территории Черногории, по меньшей мере, 24 месяца (2 года), предшествующие дню проведения голосования на парламентских выборах (при этом Конституция Черногории устанавливает, что для участия в голосовании избиратель должен проживать на территории Черногории, по меньшей мере, 24 месяца (2 года), и не содержит каких-либо дополнительных условий, в частности, тех, которые содержатся в законодательстве в части наличия у избирателя указанного двухгодичного календарного срока проживания на территории страны до дня голосования на выборах).

При проведении выборов используется национальный (централизованный) постоянно обновляемый электронный регистр избирателей, основанный на трех национальных регистрах населения, и ведение которого возложено на МВД Черногории.

Государственная избирательная комиссия Черногории осуществляет общий контроль за составлением и ведением списков избирателей, имеет доступ к электронному Регистру избирателей.

При этом впервые еще при проведении 16 октября 2016 года досрочных парламентских выборов применялась электронная система идентификации избирателей на основе отпечатков пальцев избирателей.

Указанная электронная система предотвращала возможность множественного голосования избирателей.

Избиратели могут обжаловать регистрацию в качестве избирателей и списки избирателей, подав жалобу в МВД Черногории, решение которого могут быть обжалованы в Административный суд Черногории.

Сроки для подачи и рассмотрения жалоб являются короткими.

Для подачи первоначальной жалобы, либо жалобы, связанной с обжалованием решения в соответствующей вышестоящей инстанции законодательством предусмотрен 72-часовой период, т.е. три календарных дня.

Избирательные комиссии должны рассмотреть и принять решение по жалобе в течение двух календарных дней.

При проведении 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов участковые избирательные комиссии оснащены техническими средствами (компьютерами), подключенными к электронному Регистру избирателей и в день голосования избирателей на этой основе при выдаче избирательного бюллетеня устанавливают правомочность голосования лица на соответствующем избирательном участке.

Принятые в декабре 2019 года законодательные поправки в Закон о регистре избирателей были направлены на дальнейшее обеспечение конфиденциального характера персональных сведений об избирателей, в том числе на основе возложения на ГИК Черногории обязанности разработки и принятия соответствующей инструкции по указанному вопросу.

Обновленное законодательство ограничивает право доступа к спискам избирателей только указанным в Законе уполномоченным представителям политической партии и только в помещениях территориальных органов Министерства внутренних дел Черногории; при этом какое-либо копирование или фотографирование указанных списков избирателей, персональных сведений об избирателях законодательно запрещено (данные законодательные положения подвергаются резкой критике со стороны политических партий).

Законодательные поправки, внесенные в 2019 году в Закон о территориальном делении Черногории, обязывают соответствующие государственные органы улучшить, в частности, организацию адресной системы страны на основе унификации наименования улиц и нумерации всех строений на территории страны (при проведении 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов указанные законодательные положения не применялись и не были осуществлены, в том числе в связи с пандемией коронавируса).

При проведении указанных парламентских выборов Министерством внутренних дел Черногории в списки избирателей включено 540.026 избирателей (при проведении в 2018 году президентских выборов в списки избирателей было включено почти на 8.000 избирателей меньше; при проведении в 2016 году досрочных парламентских выборов в списки избирателей было включено 528.817 избирателей, в голосовании приняло участие 388.220 избирателей (73.33%), недействительными было признано 5.513 избирательных бюллетеней).

В целом в списки избирателей включено около 50% избирателей-женщин (270.839 человек), а также 23.177 новых избирателей, из которых 3,8% являются молодыми избирателями (20.608 человек), достигшими 18-летнего минимального возраста активного избирательного права.

При этом регистрация зарубежных черногорских избирателей не производиться, поскольку в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов они не вправе принимать участие в голосовании; для участия в голосовании они должны прибыть на территорию Черногории3.

Ряд участников парламентских выборов высказывали недоверие к числу зарегистрированных избирателей, в том числе в связи с тем, что при регистрации использовались недостоверные (фейковые) персональные удостоверения, многие избиратели были зарегистрированы многократно, в том числе по месту нахождения жилых объектов их собственности.

Группа экспертов по контролю за точностью и своевременностью списка избирателей 25 августа начала дополнительную проверку национального регистра (списков) избирателей с помощью автоматизированной системы идентификации личности по отпечатку пальца.

После первого дня работы на заседании Группы экспертов группы под руководством Министра внутренних дел Черногории Мевлудина Нуходжича было заявлено, что их работа была сосредоточена на анализе данных о лицах, не имеющих действительных документов, удостоверяющих личность.

При этом был отмечен значительный прогресс, поскольку из первоначальных 50 000 человек, не имеющих действительных документов, это число сократилось до 20 000.

Выдвижение списков кандидатов. В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо, обладающее активным избирательным правом, может быть выдвинут кандидатом в Скупщину Черногории.

Списки кандидатов выдвигаются политическим партиями4, политическими коалициями, группами избирателей.

При выдвижении кандидатов в списки кандидатов должно включено не менее 30% одного из полов; при этом в группе из каждых четырех кандидатов списка кандидатов должен быть включен, как минимум, один представитель другого пола.

Политическая партия, политическая коалиция для выдвижения кандидатов должна представить не менее 0,8% подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (ранее – 1%); основой для расчета количества подписей избирателей в абсолютном выражении являются сведения о числе зарегистрированных избирателей при проведении последних парламентских выборов).

Так, при проведении 30 августа 2020 года парламентских выборов минимальное количество подписей избирателей, которые должна собрать политическая партия, политическая коалиция (за исключением политической партии, политической коалиции национального меньшинства) составляет 4.261 подпись.

Выдвижение кандидатов от политических партий или групп избирателей, представляющих национальное меньшинство, производится при условии сбора подписей не менее 1.000 избирателей.

Выдвижение кандидатов от политических партий или групп избирателей, представляющих национальное меньшинство, численность которого на соответствующей территории составляет не более 2% населения данной территории, производится при условии сбора подписей не менее 300 избирателей.

В целом, избиратель может поддержать выдвижение только одного кандидата.

Подписной лист должен быть подписан избирателем в присутствии представителей муниципальной избирательной комиссии.

Так, проставление избирателем своей подписи в подписном листе должно было производиться в помещении муниципальной избирательной комиссии в присутствии двух членов комиссии, из которых один должен представлять правящую парламентскую партию (политическую коалицию), а другой – основную оппозиционную политическую партию (политическую коалицию).

Политические партии, политические коалиции, группы избирателей, имеющие в составе парламента избранных депутатов, освобождаются от сбора вышеуказанного количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Списки кандидатов должны были быть выдвинуты не ранее 20 дней со дня официального обнародования решения о назначении выборов, т.е. не позднее 11 июля 2020 года, и не позднее 25 дней до дня голосования на парламентских выборах, т.е. не позднее 4 августа: таким образом, продолжительность периода выдвижения списков кандидатов составляет 25 календарных дней.

Регистрация списков кандидатов производится при соблюдении участниками парламентских выборов условий, предусмотренных законодательством.

Оппозиционные политические партии, в том числе политическое движение «Демократический фронт», в начале августа 2020 года подписали коалиционное соглашение и выступают единым списком кандидатов на парламентских выборах5.

Политическая коалиция «За будущее Черногории», которая объединяет самое большое число оппозиционных политических партий (11 политических партий), внепартийных представителей, профсоюзы, направила в Государственную избирательную комиссию Черногории список кандидатов для регистрации.

Среди оппозиционных политических коалиций политическая коалиция «Черное по белому», лидером которой является политическая партия ОРА (Объединенная реформистская акция), политическая коалиция «Мир – это наша нация», лидером которой является политическая партия «Демократы Черногории».

В целом, для участия в парламентских выборах 30 августа 2020 года были выдвинуты списки кандидатов 12 политических партий, политических коалиций, при этом зарегистрированы были списки кандидатов только 11 политических партий, политических коалиций (пяти политических партий и шести политических коалиций), в том числе четыре политические партии национальных меньшинств (политическая партия босняцкая меньшинства (Партия босняков), политическая партия албанского меньшинства (Албанский список), две политические партии хорватского меньшинства (Хорватская гражданская инициатива, Хорватская партия реформ) (в 2016 году в досрочных парламентских выборах принимало участие 17 политических партий, политических коалиций).

Государственная избирательная комиссия Черногории не зарегистрировала список кандидатов, выдвинутый политической партией, представляющей югославское национальное меньшинство («Снежана Йоница – Социалисты Черногории – Жить как югославы») в связи с тем, что законодательство не относит его к национальным меньшинствам Черногории (по данным переписи населения 2011 года в Черногории проживало 1.154 югослава).

В целом, в зарегистрированные списки кандидатов 11 политических партий, политических коалиций включено 778 кандидатов; таким образом, на один депутатский мандат баллотируется, среднем, 9 кандидатов.

Предвыборная агитация и порядок ее финансирования. Обновленное законодательство, в частности, Закон о финансировании политических партий и избирательных кампаний 2008 года, закрепляет положение о том, что при проведении парламентских выборов избирательная кампания начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов (при проведении парламентских выборов 30 августа 2020 года – 80 дней).

При этом в соответствии со статьей 50 Закона о выборах в Скупщину Черногории агитационный период начинается со дня регистрации списка кандидатов на парламентских выборах и заканчивается за сутки (24 часа) до дня голосования избирателей на указанных выборах (при проведении указанных выборов 30 августа 2020 года – 23 дня)6.

В целом, при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за 24 часа (за сутки) до дня голосования избирателей на указанных выборах.

При подготовке к проведению указанных выборов на рассмотрении в парламенте находились новые законопроекты о средствах массовой информации и о национальном телерадиовещании, которые должны урегулировать, в частности, вопросы участия онлайн версий указанных средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (при этом указанные законопроекты, однако, не регулируют проведение предвыборной агитации в социальных сетях и в сети Интернет).

В условиях пандемии коронавируса, при проведении предвыборной агитации, по мнению некоторых участников парламентских выборов, правящая политическая партия злоупотребляет административным ресурсом, в частности, используя для агитационных целей средства специального государственного бюджетного фонда под видом необходимости оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу.

Так, в апреле 2020 года в Закон о финансировании политических партий и избирательных кампаний были внесены изменения, позволяющие использовать средства указанного фонда, а также муниципальных бюджетных фондов в период проведения парламентских выборов под видом организации борьбы с пандемией коронавируса.

В период избирательной кампании Национальная телерадиовещательная организация Черногории приняла решение прекратить трансляцию в онлайн режиме заседаний парламента, что вызвало критику со стороны оппозиционных парламентских партий, рассматривающих указанную трансляцию в качестве одно из дополнительных информационных каналов и площадок для проведения предвыборной агитации.

В целом, в отличие от прошлых парламентских выборов и в условиях пандемии коронавируса, предвыборная агитация проводится с использованием немассовых и непубличных мероприятий, переместилась, в основном, в интернет-пространство, и проводится, как правило, в дистанционном формате.

Законодательство регулирует вопросы информационного обеспечения парламентских выборов, обеспечения информационных прав кандидатов и иных участников парламентских выборов.

При этом средства массовой информации являются, как правило, финансово зависимыми и политизированными.

Так, в связи с неразвитостью рекламного сектора экономики национальные средства массовой информации в значительной степени зависят от государственной финансовой поддержки, частного бизнеса и международной финансовой помощи.

По мнению некоторых участников парламентских выборов, международные средства массовой информации, прежде всего сербские, оказывают определенное влияние на внутриполитические процессы, в том числе связанные с подготовкой и проведение указанных выборов.

Законодательство о выборах предусматривает, что средства массовой информации должны предоставлять участникам парламентских выборов на бесплатной основе равный объем эфирного времени для демонстрации, в частности, агитационных роликов, а также обеспечивать трехминутное освещение в новостных блоках агитационных мероприятий участников парламентских выборов.

При проведении указанных выборов Национальной телерадиовещательной организацией Черногории планировалось проведение теледебатов, в частности, в рамках еженедельного проведения двух теледебатов.

В соответствии с законодательством политические организации национальных меньшинств вправе проводить в средствах массовой информации предвыборную агитацию на языках национальных меньшинств (с субтитрами).

В соответствии с законодательством Агентство по вопросам мониторинга электронных средств массовой информации осуществляет контроль за деятельностью телерадиовещательных организаций, однако, результаты мониторинга будут обнародованы только после окончания парламентской избирательной кампании.

При этом на период проведения парламентских выборов парламент образовал специальный временный комитет для осуществления мониторинга средств массовой информации по вопросам информационного обеспечения выборов7.

В состав указанного комитета входит 10 человек: пять представителей правящей парламентской коалиции (в состав которой входят представители шести политических партий) и пять представителей от оппозиционных парламентских политических партий.

При проведении указанных выборов Закон о финансировании политических партий и избирательных кампаний 2008 года регулирует вопросы финансирования участия политических партий в выборах, в том числе внесения добровольных пожертвований, расходования средств избирательного фонда, установления запрета на внесение иностранных и анонимных пожертвований, пожертвований из государственных финансовых средств, применения мер воздействия (санкций) за нарушение порядка электорального финансирования.

Государственное бюджетное финансирование предусматривается в отношении всех кандидатов, однако выделяется только после проведения парламентских выборов в соответствии с числом полученных действительных голосов избирателей.

В соответствии с обновленным законодательством предусмотрено обеспечение гендерного равенства при решении вопросов о распределении предусмотренных законодательством государственных бюджетных средств между политическими партиями, представленными в парламенте.

Кроме того, законодательство определяет типовой размер средств, выделяемых на обеспечение выполнения функций политической партии, а также средств, выделяемых на финансирование участия политической партии в выборах, перечень и предельные размеры расходования средств на проведение предвыборной агитации, обязательность создания политической партией избирательного фонда в рамках календарных сроков, установленных законодательством.

При этом, однако, законодательство по-прежнему в полном объеме не регулирует такие вопросы, в частности, как использование пожертвований в натуральном виде (их стоимостную оценку) при проведении предвыборной агитации, банковских электоральных займов, типовых форм соответствующих финансовых отчетов и финансовых документов8.

В соответствии с законодательством участники парламентских выборов должны открыть в банке специальный счет избирательного фонда не позднее одного дня со дня официального принятия кандидатуры выдвинутого ими кандидата (кандидатов) (прежнее законодательство такой календарный срок прямо не предусматривало).

Финансирование предвыборной агитации может производиться, в частности, за счет партийных (членских) взносов и индивидуальных пожертвований.

При этом обновленное законодательство повысило предельные размеры пожертвований от физических лиц с 2.000 евро до 5.000 евро (5.880 долларов США) (каждому участнику выборов), от юридических лиц – с 10.000 евро до 20.000 евро (23.525 долларов США).

Одновременно – и это одна из особенностей финансирования предвыборной агитации политических партий со стороны юридических лиц, – такие юридические лица-жертвователи в течение четырех лет не вправе принимать в государственных конкурсных (тендерных) процедурах (по мнению участников парламентских выборов, данное законодательное положение может «отпугнуть» бизнес-структуры от участия в финансирование (внесении пожертвований) тем или иным участникам выборов).

Предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии, политической коалиции не может превышать 1.,05 млн. евро (или 1.235.130 долларов США).

При проведении парламентских выборов и в календарных рамках избирательной кампании, которая начинается со дня официального обнародования решения о назначении выборов, участники парламентских выборов должны на регулярной основе – каждые 15 календарных дней – представлять в Агентство по предупреждению коррупции Черногории финансовые отчеты о внесении средств в их избирательный фонд.

Кроме того, они должны не позднее 5 дней до дня голосования избирателей на парламентских выборах, представить промежуточный финансовых отчет о всех средствах, поступивших в их избирательный фонд, и о всех расходах, произведенных из их избирательного фонда.

Итоговый финансовый отчет должен быть представлен не позднее 30 календарных дней со дня голосования на парламентских выборах.

Непредставление промежуточного или итогового финансового отчета влечет наложение санкций, предусмотренных законодательством.

Так, в соответствии с внесенными 27 декабря 2019 года в Уголовный кодекс Черногории изменениями на виновного участника парламентских выборов может быть наложен уголовный штраф в размере 200.000 евро либо оно приговорено к лишению свободы на срок от одного года до пяти лет9.

Законодательство предусматривает проведение опросов общественного мнения, а также экзит-поллов в день голосования, при этом обнародование результатов опросов законодательно запрещено до окончания официального времени голосования избирателей, т.е. до 20:00 по местному времени 30 августа 2020 года.

При проведении парламентских выборов особое внимание уделяется вопросам противодействия распространению недостоверной информации о выборах с целью подрыва доверия граждан Черногории к демократическим процедурам, в том числе к выборным институтам и процедурам10.

Виды голосования избирателей. При проведении парламентских выборов голосование избирателей является правом.

В соответствии с законодательством голосование избирателей на парламентских выборах, в том числе в условиях пандемии коронавируса, проводится в один день – 30 августа (воскресенье).

Голосование избирателей проводится с 07:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 13 часов.

Помещения для голосования избирательных участков должны быть доступными для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями.

В соответствии с законодательством предусмотрено два основных вида голосования, а именно: избиратели могут принять участие в голосовании в помещении для голосования избирательного участка, а также на дому.

При этом избирательные участки в местах временного пребывания избирателей, в частности, в стационарных медицинских учреждениях, не образуются: в этих условиях избиратели, заразившиеся коронавирусом и находящиеся в указанных медицинских учреждениях, не могут принимать участие в голосовании, что противоречит Конституции и законодательству Черногории.

В голосовании в помещении для голосования избирательного участка также не могут принимать участие избиратели, находящиеся на карантине вне места их постоянной регистрации, при этом лица, находящиеся на карантине в месте своей постоянной регистрации, могут принять участие в голосовании на территории своего избирательного участка.

Кроме того, избиратели, находящиеся в режиме самоизоляции вне зависимости от положительного или отрицательного теста на коронавирус могут проголосовать по почте.

Избиратели с ограниченными возможностями вправе обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию с заявлением о предоставлении возможности проголосовать по почте.

Такие заявления могут быть поданы не позднее 13:00 по местному времени дня проведения общего голосования на парламентских выборах.

При проведении голосования для получения избирательного бюллетеня избиратель должен предъявить биометрическую идентификационную карточку (удостоверение) либо паспорт гражданина Черногории.

При проведении голосования на дому избиратель подает письменно заявление в соответствующую избирательную комиссию.

Голосование избирателей на дому проводит два члена участковой избирательной комиссии.

При этом при голосовании на дому избиратель не ставит свою подпись в выписке из списка избирателей.

Как отмечалось, зарубежные черногорские избиратели не вправе принимать участие в голосовании за пределами территории Черногории, поскольку для голосования должны прибыть на территорию Черногории.

В условиях пандемии коронавируса при проведении голосования избирателей персонал участковых избирательных комиссий должен использовать персональные средства медицинской защиты, проводить дезинфекцию рук и поверхностей в помещениях для голосования избирательных участков, а также осуществлять другие меры санитарно-эпидемиологической безопасности.

Так, члены участковых избирательных комиссий должны носить защитные маски с момента их прибытия в помещения для голосования избирательных участков и до окончания подсчета голосов избирателей.

Соответствующие средства индивидуальной и общественной защиты распределены ГИК Черногории между всеми участковыми избирательными комиссиями.

Указанное требование распространяется также на наблюдателей и уполномоченных представителей политических партий, политических коалиций.

Избиратели должны носить защитные средства, закрывающие нос и рот, на протяжении всего времени их пребывания в помещении для голосования избирательного участка (за исключением случае необходимости идентификации личности избирателя), соблюдать социальную дистанцию не менее одного метра в помещении для голосования избирательного участка, дезинфицировать руки при входе в помещение для голосования избирательного участка.

Избиратели с ограниченными физическими возможностями, а также избиратели, являющиеся неграмотными, вправе принимать участие в голосовании, используя электоральную помощь иных лиц. 

Избиратели, являющиеся инвалидами по зрению или слабовидящими, вправе получить специальный избирательный бюллетень для голосования.

При проведении голосования используются стационарные, а также переносные ящики для голосования.

Стационарные ящики для голосования избирателей являются, как правило, непрозрачными.

При проведении парламентских выборов технические средства подсчета голосов законодательством не предусмотрено; кроме того, дистанционное электронное голосование избирателей также законодательно не предусмотрено.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов избирательный бюллетень имеет отрывную (основную) часть и корешок, который остается у члена участковой избирательной комиссии после выдачи избирателю для голосования отрывной части избирательного бюллетеня, содержащего список политических партий, политических коалиций, принимающих участие в выборах.

Корешок избирательного бюллетеня имеет идентификационные признаки, в частности, сериальный номер, тогда как отрывная часть избирательного бюллетеня не имеет сериального номера, поскольку при его наличии на отрывной части избирательного бюллетеня возможно было бы возможно установить личность избирателя и его волеизъявление.

В правом верхнем углу отрывной части избирательного бюллетеня проставляется, в частности, печать участковой избирательной комиссии.

После окончания официального времени голосования непосредственный подсчет голосов избирателей производят участковые избирательные комиссии, по результатам которого составляется протокол об итогах голосования.

Законодательство полно не регулирует вопросы проведения повторного подсчета голосов избирателей.

Вместе с тем, в соответствии с законодательством, при проведении парламентских выборов муниципальные избирательные комиссии вправе при наличии заявлений принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей; кроме того, муниципальная избирательная комиссия при приемке протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий вправе по собственной инициативе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующих избирательных участках.

Традиционно явка избирателей на парламентских выборах является высокой (в 2006 году – 72,06%, в 2009 году – 66,19%, в 2012 году – 70,56%, 2016 год – 73,33%).

При этом в условиях пандемии коронавируса и невозможности для зарубежных черногорских избирателей прибыть на территорию страны для участия в голосовании 30 августа 2020 года на парламентских выборах явка избирателей, по мнению ряда экспертов, ожидается более низкой11.

Обжалование нарушений законодательства о выборах. В соответствии со статьей 39 Закона о выборах в Скупщину Государственная избирательная комиссия Черногории опубликовывает в официальном печатном органе результаты парламентских выборов не позднее 15 дней со дня проведения голосования на указанных выборах.

При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством избирательные споры разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и, как правило, в системе избирательных комиссий и в рамках судебной системы.

При этом порядок рассмотрения жалоб, однако, не в полном объеме урегулирован в законодательстве.

Жалобы о нарушениях избирательных прав могут быть поданы в соответствующие избирательные комиссии избирателями, кандидатами, уполномоченными представителями политических партий, выдвинувших списки кандидатов; Конституционный суд Черногории является последней апелляционной инстанцией по вопросам защиты избирательных прав, решения которого являются окончательными.

Решения, действия (бездействие) участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в соответствующие муниципальные избирательные комиссии, муниципальных избирательных комиссий – в Государственную избирательную комиссию Черногории, Государственной избирательной комиссии Черногории – в апелляционном порядке в Конституционный суд Черногории, решение которого является окончательным.

Жалобы по вопросам списков избирателей могут быть поданы в Министерство внутренних дел Черногории, а его решения могут быть обжалованы в Административный суд Черногории.

Сроки для подачи и рассмотрения электоральных жалоб являются короткими.

Так, срок для подачи и рассмотрения жалоб на принятые решения законодательно установлен в 72 часа, для рассмотрения жалобы на решения избирательных комиссий – 24 часа, для рассмотрения жалобы в Конституционном суде Черногории – 48 часов; допускается продление сроков рассмотрения жалоб при наличии соответствующих обстоятельств.

Признание парламентских выборов недействительными. Основания признания парламентских выборов недействительными или несостоявшимися перечислены в Конституции Черногории и законодательстве о выборах.

Конституционный суд Черногории рассматривает и разрешает, в частности, дела об избирательных спорах, которые не находятся в полномочии других судов.

Так, Конституционный суд Черногории рассматривает жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными, т.е. рассматривает жалобы на решение Государственной избирательной комиссии Черногории об утверждении результатов парламентских выборов.

Сроки для подачи жалоб о признании результатов парламентских выборов либо обжалования соответствующих решений по результатам первичного рассмотрения соответствующих жалоб являются достаточно краткими – 72 часа.

Конституционный суд Черногории должен рассмотреть и принять решение по жалобе в течение 48 часов с момента ее поступления в Суд.

Решения Суда являются окончательными.

Национальные (общественные) и международные наблюдатели. Законодательство предусматривает национальное и международное наблюдение на парламентских выборах.

Ранее законодательство прямо не предусматривало присутствие при проведении парламентских выборов национальных (общественных) наблюдателей.

Так, при проведении парламентских выборов наблюдение вправе осуществлять наблюдатели, назначенные политическими партиями, политическими коалициями, принимающими участие в выборах, а также общественными организациями12.

При проведении 30 августа 2020 года парламентских выборов применяются определенные санитарно-эпидемиологические ограничения в отношении не только избираталей, других участников выборов, но также и национальных (общественных) наблюдателей, в том числе в части обязательного ношения медицинских масок, соблюдения социальной дистанции (не менее 1 метра).

Законодательством предусмотрено также участие иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении на парламентских выборах.

На практике иностранные (международные) наблюдатели приглашаются.

Так, БДИПЧ ОБСЕ организовало работу в Черногории 17 миссий международного наблюдения за президентскими, парламентскими и муниципальными выборами, а также за национальным референдумом: шестью президентскими выборами, проводимыми 5 октября (первый тур голосования) и 19 октября (повторное голосование) 1997 года, 22 декабря 2002 года, 9 февраля 2003 года, 11 мая 2003 года, 6 апреля 2008 года, 7 апреля 2013 года, восьмью парламентскими выборами, проводимыми 1 мая 1998 года, 22 апреля 2001 года, 20 октября 2002 года, 10 сентября 2006 года, 29 марта 2009 года, 14 октября 2012 года, 16 октября 2016 года, 30 августа 2020 года, двумя муниципальными выборами, проводимыми 11 июня 2000 года и 15 мая 2002 года, одним национальным референдумом, проводимом 21 мая 2006 года (о выходе Черногории из состава Государственного союза с Сербией).

При проведении 16 октября 2016 года досрочных парламентских выборов наблюдение осуществляли 198 аккредитованных международных наблюдателей из 39 иностранных государств, в том числе 24 международных наблюдателя миссии БДИПЧ ОБСЕ.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, изданном в июне 2018 года, миссия пришла к выводу о том, что «…Парламентские выборы были конкурентными и прошли с соблюдением основных прав и свобод. Избирательная кампания характеризовалась отсутствием внятных политических альтернатив, за исключением предложений о внешнеполитической ориентации, и концентрировалась больше на персонализированных атаках. Избирательная администрация соблюдала установленные законом сроки, однако профессиональная подготовка членов избирательных комиссий остаётся недостаточной. День выборов проходил в спокойной обстановке с небольшим количеством случаев процедурных нарушений. Подсчёт голосов и подведение итогов были оценены наблюдателями в целом положительно за исключением небольшого количества участков…».

Вместе с тем в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержалось 22 рекомендации, в том числе 8 приоритетных рекомендаций, по вопросам совершенствования избирательного законодательства и избирательного процесса, приведения их в соответствие с международными (ОБСЕ) избирательными стандартами.

При проведении 30 августа 2020 года парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ также направило миссию международных наблюдателей для осуществления наблюдения на указанных выборах13.

При этом Парламентская Ассамблея ОБСЕ (ПАОБСЕ) также направила для проведения наблюдения на указанных выборах 12 представителей (депутатов) во главе с заместителем Председателя ПАОБСЕ Маргарет Седерфельт (Швеция), которые осуществляют наблюдение в координации с миссией БДИПЧ ОБСЕ (указанное наблюдение на парламентских выборах в Черногории является первым участием Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в международном наблюдении на выборах с начала пандемии коронавируса).

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Кроме того. парламентские выборы проводятся в условиях усиливающегося раскола и поляризации черногорского общества в связи с принятием в конце 2019 года так называемого «религиозного» закона (Закона о свободе вероисповеданий), предусматривающего, фактически, возможность национализации имущества сербской православной церкви, и вызвавшегося массовые общественные протесты и волнения.

Парламентские выборы в Черногории являются четвертыми по счету выборами, проведенными в балканском регионе в 2020 году в условиях пандемии коронавируса: парламентские выборы в Сербии были проведены 21 июня, в Республике Северная Македония – 15 июля, президентские выборы были проведены в Хорватии 22 декабря (первый тур голосования ) 2019 года и 5 января (второй тур) 2020 года.

[2] Муниципальный совет Котор состоит из 33 депутатов; прошлые муниципальные выборы были проведены 16 октября 2016 года одновременно с досрочными парламентскими выборами; в выборах принимали участие представители 9 политических партий, при этом большинство депутатских мандатов получили представители не Демократической партии социалистов Черногории, а оппозиционных политических партий, которые сформировали местные исполнительные органы управления.

[3] В соответствии с решением Административного суда Черногории лицо, которое в течение более чем двух лет находилось за пределами территории Черногории, подлежит исключению из списков избирателей, при этом Министерство внутренних дел Черногории полагает, что указанный двухлетний срок начинает проистекать только при достижении лицом 18-летнего возраста и если обладание лицом гражданством Черногории не приостановлено, указанное лицо сохраняет место своего постоянного проживания на территории Черногории и вправе принимать участие в голосовании.

[4] 28 июля 2020 года в Черногории зарегистрирована новая – вторая – политическая партия хорватского национального меньшинства – Хорватская партия реформ с восстановления доверия к своим политическим представителям и первоначальной гражданской концепции.

[5] Кроме политического движения «Демократический фронт», в состав политической коалиции «За будущее Черногории» входят Социалистическая народная партия Черногории, политическое движение «Объединенная Черногория», политическая партия «Настоящая Черногория», Югославская коммунистическая партия Черногории, «Рабочая партия», «Партия сербских радикалов», «Партия пенсионеров», политическая партия «Народное движение», а также, как уже отмечалось, многочисленные внепартийные представители черногорского общества, профсоюзы и профессиональные организации.

[6] По мнению некоторых участников парламентских выборов, в этих условиях имеется календарный конфликт положений двух указанных законов: так, представители средств массовой информации полагают, что предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается в сроки, предусмотренные Законом о выборах в Скупщину Черногории, т.е. за 23 дня до дня электоральной тишины, тогда как представители контрольных финансовых органов полагают, что предвыборная агитация и ее финансирование начинается в сроки, предусмотренные обновленным Законом о финансировании политических партий и избирательных кампаний, а именно: со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, т.е. за 80 дней до дня голосования на выборах.

[7] Указанный парламентский комитет, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, дублирует работу Агентства по вопросам мониторинга электронных средств массовой информации.

[8] В частности, по инициативе Агентства по предупреждению коррупции разработаны электронные виды соответствующих отчетных финансовых документов.

[9] Некоторые участники парламентских выборов выражали сомнение в эффективности предусмотренных законодательством санкций, поскольку ни одно из прошлых электоральных финансовых нарушений не было надлежащим образом расследовано, а виновные лица привлечены к ответственности.

Кроме того, директор Агентства по предупреждению коррупции является лицом, временно исполняющим должностным обязанности, назначенным соответствующим государственным органом, а не парламентом, что понижает уровень его должностной независимости и профессиональной деятельности, в том числе в части осуществления эффективного финансового контроля за электоральной деятельностью участников парламентских выборов.

[10] При проведении 16 октября 2016 года досрочных парламентских выборов в целях недопущения распространения недостоверной электоральной информации и в связи с нарушениями избирательного законодательства была приостановлена деятельность таких Интернет-сервисов как Viber и WhatsApp.

[11] «Я верю, что черногорское общество является демократическим, ответственным и зрелым, и день выборов пройдет без инцидентов, при соблюдении мер по предотвращению распространения коронавируса», – заявил в интервью изданию Dnevne novine Министр внутренних дел Черногории Мевлудин Нуходжич.

При этом, по мнению Директора Управления полиции Черногории Веселина Вельовича, «…По нашим сведениям, люди через социальные сети и другие каналы призывают во время голосования и после закрытия избирательных участков выйти на улицы, таким образом вызывать беспорядки и нарушения общественного порядка».

[12] При проведении 16 октября 2016 года досрочных парламентских выборов общественное наблюдение осуществляли наблюдатели, назначенные общественными организациями, при этом три общественные организации назначили наблюдателей, которые осуществляли наблюдение на всех основных стадиях избирательного процесса, в том числе, фактически, во все избирательных комиссиях.

[13] С 6 по 10 июля 2020 года в Черногории находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая в своем Отчете указала, что не все предыдущие рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, изложенные в Итоговом отчете по результатам международного наблюдения на досрочных парламентских выборах 16 октября 2016 года, были выполнены черногорским властями.