Парламентские выборы в Грузии 31 октября 2020 года

Парламентские выборы в Грузии 31 октября 2020 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

25 октября, 2020

Общие положения. В соответствии с Конституцией Грузия является унитарным государством, при этом в ее составе имеется Автономная Республика Аджария.

Грузия является президентской республикой (до 2024 года), в которой Президент Грузии является главой государства.

В соответствии с конституционными поправками, принятыми в 2017 году, с 2024 года Президент Грузии будет избираться не в ходе проведения всеобщих и прямых выборах, а на косвенных выборах – своеобразной коллегией выборщиков в составе 300 человек: 
150 парламентариев и 150 представителей органов местного самоуправления.

На этой основе будет осуществлен переход от президентской формы правления к парламентской форме правления, инициированный еще в 2010 году.

В 2018 году при проведении последних в новейшей политической истории Грузии всеобщих и прямых президентских выборов впервые в политической истории страны Президентом Грузии была избрана женщина – Саломе Зурабишвили.

Премьер-министр Грузии является главой правительства Грузии – высшего органа исполнительной власти.

Однопалатный Парламент Грузии является высшим законодательным органом государственной власти Грузии, в состав которого на всеобщих и прямых выборах по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе избираются 150 депутатов1.

В преддверии проведения в октябре 2020 года очередных парламентских выборов в Конституцию и Избирательный кодекс Грузии соответственно 29 июня и 2 июля 2020 года были внесены конституционные и законодательные поправки, в соответствии с которыми парламентские выборы проводятся по модифицированной смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, в рамках которой из 150 депутатов 120 депутатов (около 75%) избираются по единому (национальному) избирательному округу, пропорциональной части избирательной системы и «жестким» спискам кандидатов, а 30 депутатов – по 30 одномандатным территориальным избирательным округам2.

В рамках же прежней смешанной избирательной системы из 150 депутатов 73 депутата избирались в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе и 77 депутатов (немногим более 50%) – в рамках «жестких» списков кандидатов политических партий и избирательных блоков (политических коалиций) по пропорциональной избирательной системе.

Конституционный срок полномочий парламента составляет пять лет.

Прошлые парламентские выборы были проведены 9 октября (воскресенье) 2016 года3.

В соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Грузии Президент Грузии не позднее чем за 60 дней до дня голосования на парламентских выборах должен принять решение о назначении и дате проведения парламентских выборов.

31 августа 2020 года Президент Грузии Саломе Зурабишвили приняла решение о назначении на 31 октября (суббота) 2020 года проведение очередных парламентских выборов4.

Одновременно с указанными выборами проводятся выборы депутатов Верховного совета Автономной Республики Аджария, а также мэров и депутатов представительных органов ряда районов Грузии5.

К особенностям организации парламентского избирательного процесса при проведении 31 октября 2020 года очередных выборов депутатов Парламента Грузии можно отнести, в частности, следующее:

1. В преддверии проведения в октябре 2020 года очередных парламентских выборов в Конституцию и Избирательный кодекс Грузии соответственно 29 июня и 2 июля 2020 года – за четыре месяца до дня голосования на указанных выборах, что находится в противоречии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ и Совета Европы – были внесены конституционные и законодательные поправки.

2. Применяется существенно обновленная смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, в рамках которой из 150 депутатских мандатов, подлежащих замещению, 120 мандатов (75%) (ранее – 77) подлежат замещению по пропорциональной части избирательной системы и «жестким» спискам кандидатов политических партий, политических коалиций, 30 мандатов (25%) (ранее – 73) – по мажоритарной части избирательной системы в 30 одномандатных избирательных округах.

Для участия в распределении депутатских мандатов политические партии должны получить не менее 1% действительных голосов избирателей (ранее – 5%), при этом политические коалиции (избирательные блоки) должны преодолеть такой заградительный барьер, который в совокупности соответствует получению каждой политической партией, входящий в состав политической коалиции, не менее 1% действительных голосов избирателей, т.е. заградительный порог для политических коалиций (избирательных блоков) рассчитывается путем умножения числа входящих в политическую коалицию (избирательный блок) политических партий на один процент.

При этом зарубежные грузинские избиратели вправе проголосовать только за списки кандидатов политических партии, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу, но не за кандидатов по соответствующим одномандатным избирательным округам.

3. Проведение парламентских выборов возложено на трехуровневую систему избирательных комиссий: Центральную избирательную комиссию Грузии, 73 окружные избирательные комиссии, 3.657 участковых избирательных комиссий.

При этом с 13 до 12 человек изменен количественный состав избирательных комиссий, при более широком применении конкурсных процедур для назначения в состав нижестоящих (окружных и участковых) избирательных комиссий.
Зарубежные участковые избирательные участки в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Грузии в соответствующих иностранных государствах образуются только в случае, если на консульском учете состоит не менее 50 зарубежных грузинских избирателей.

Для голосования избирателей, которые в связи пандемией коронавируса находятся на лечении в стационарах или в самоизоляции, образовано 127 специальных избирательных участков.

4. В условиях пандемии в списки избирателей подлежат включению, в том числе в заявительном порядке, избиратели, снятые с регистрации, либо утратившие регистрацию, а также избиратели, зарегистрированные без указания конкретного адреса их места жительства.

5. Кандидаты, списки кандидатов выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями, а также группами избирателей в составе не менее пяти избирателей в качестве независимых кандидатов.

Для участия в выборах политические партии, политические коалиции первоначально должны пройти регистрацию в Центральной избирательной комиссии Грузии в качестве участников парламентских выборов (всего было зарегистрировано для участия в выборах 66 политических партий и политических коалиций (избирательных блоков).

6. Политические партии и политические коалиции (не представленные в парламенте), а также группы избирателей должны собрать предусмотренное законодательством количество подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, кандидатов в соответствии с законодательными поправками количество подписей избирателей было понижено в 5 раз: с 25.000 до 5.000 подписей.

Подписи избирателей представляются не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

7. В списках кандидатов каждой политической партии, политической коалиции каждый четвертый кандидат должен быть представлен наименее представленным гендером (полом).

8. ЦИК Грузии были зарегистрированы списки кандидатов 57 политических партий и двух избирательных блоков совокупно в составе семи политических партий.

9. Проведение предвыборной агитации на расстоянии менее 25 метров от помещения для голосования избирательного участка законодательно запрещено.

10. Общие расходы политических партий за календарный год, в том числе кандидатов, выдвинутых политической партией, а также независимых кандидатов, проводящих предвыборную агитацию, не должны превышать 0,1% от внутреннего валового продукта страны за предыдущий календарный год.

11. В соответствии с законодательством агитационный период начинается за 60 дней до дня голосования на парламентских выборах, т.е. с 1 сентября 2020 года.

Государственные и муниципальные органы не вправе в течение 60 дней, предшествующих дню голосования на указанных выборах, размещать в средствах массовой информации сведения о выполненных или предпринимаемых работах по социально-экономическому развитию соответствующих территорий.

12. Законодательно предусмотрен «день» электоральной тишины, который начинается за восемь часов до дня голосования на парламентских выборах.

13. Обнародование (опубликование) результатов экзитполов допускается, если их надежность будет не меньше 95%, а статистическая погрешность не более 3%.
Опубликование результатов экзит-поллов возможно только после проверки надежности и объективности; при этом организации, проводящие указные опросы, должны будут представить научное обоснование, если результаты разных экзитполов будут отличаться (в противном случае заказчику экзитпола придется заплатить штраф в размере 1,500 лари).

14. Обновленным законодательством предусмотрено, что подкуп избирателей и (или) оказание давления на избирателя является уголовным преступлением независимо от его размера и относится к компетенции органов прокуратуры. (ранее подкуп избирателей в сумме менее 100 лари являлся административным правонарушением и относился к компетенции Национального аудиторского бюро Грузии).

15. В списки избирателей включено 3.501.931 избирателей (меньше всего избирателей зарегистрировано на территории избирательного округа № 19 – 43.903 избирателя, большего всего – на территории избирательного круга № 23 – 154.870 избирателей)6.
Голосование избирателей проводится с 08:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 12 часов.

16. При установлении личности избирателя, включенного в список избирателей, на основании паспорта, удостоверяющего его личность либо персонального идентификационного удостоверения, одна из рук избирателя помечается специальными чернилами: при наличии указанных чернил на одной из его рук избиратель не может быть допущен к голосованию и ему не могут быть выданы избирательные бюллетени.

17. В соответствии с Избирательным кодексом Грузии электоральные жалобы и обращения на решения избирательных комиссий должны разрешаться в сжатые календарные сроки – от одного до трех дней.

При этом если уполномоченные представители политических партий, политических коалиций, а также зарегистрированные наблюдатели вправе подавать жалобы и обращения по широкому кругу вопросов, то избиратели – только по вопросам невключения их в список избирателей.

18. Институт национального (общественного) наблюдения на выборах прямо закреплен в Избирательном кодексе Грузии.

Право назначения наблюдателей предоставлено непосредственным участникам парламентских выборов, также некоммерческим общественным организациям.

Избирательный кодекс Грузии содержит детальные положения о правах и обязанностях наблюдателей, предоставляет им доступ ко всем стадиям парламентского избирательного процесса.

Конституционно-правовая база парламентских выборов. Проведение парламентских выборов регулируется положениями Конституции Грузии 1995 года (с изменениями, в частности, от 29 июня 2020 года), Избирательного кодекса Грузии 2011 года (с изменениями, в частности, от 2 июля 2020 года), Закона «О политических объединениях граждан» 1997 года (с изменениями, в частности, от 2 июля 2020 года), Закона «О Национальном аудиторском бюро Грузии» 2008 года (с изменениями, в частности, от 2 июля 2020 года), Законом «О телерадиовещании» 2004 года, Уголовным кодексом Грузии,

Кодексом об административных правонарушениях, другими законодательными актами, а также решениями Центральной избирательной комиссии Грузии.

При подготовке к проведению 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов их законодательная база была существенно обновлена: в частности, 2 июля 2020 года был принят пакет законодательных поправок, предусматривающих, в частности, модифицирование смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы в направлении увеличения числа депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной части избирательной системы, порядка и транспарентности (прозрачности) финансирования политических партий и проведения предвыборной агитации, противодействия злоупотреблению административным ресурсом и подкупа избирателей, сокращения календарных сроков рассмотрения электоральных жалоб и обращений, введения системы критериев отбора при формировании персональных составов нижестоящих (окружных и участковых) избирательных комиссий, порядка информационного обеспечения выборов, а также порядка проведения второго тура голосования избирателей.

Обновленная парламентская избирательная система. Новая редакция Конституции Грузии, принятая в 2017 году, предусматривает переход с 2024 года к пропорциональной избирательной системе, в рамках которой при проведении парламентских выборов замещение всех 150 депутатских мандатов будет производиться по спискам кандидатов политических партий, политических коалиций.

Однако летом 2019 года в условиях политического кризиса политическая оппозиция предприняла попытки ускорить такой переход в связи проведением в октябре 2020 года очередных парламенстких выборов.

В связи с массовыми общественно-политическими протестами Президент Грузии Саломе Зурабишвили также выступила с предложением о переходе при проведении новых парламентских выборов от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы к пропорциональной избирательной системе.

13 июня оппозиционные политические партии представили в парламенте конституционную инициативу о переходе к пропорциональной избирательной системе с 2020 года (а не с 2024 года) с подписями более 200.000 избирателей.

24 июня правящая политическая партия «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» объявила о переходе к пропорциональной избирательной системе.

Парламент Грузии на пленарном заседании 12 ноября обсудил законопроекты, представленные как оппозиционными политическими партиями, так и правящей политической партией: первый законопроект не набрал достаточного количества голосов депутатов, а голосование по второму законопроекту было дважды отложено, главным образом, по требованию депутатов, избранных по мажоритарной части избирательной системы.

В конечном счете, 14 ноября 2019 года парламент не смог принять законопроект о внесении изменений в Конституцию Грузии в части перехода к проведению парламентских выборов 2020 года по пропорциональной избирательной системе, внесенный правящей политической партией, после чего вновь вспыхнули масштабные общественные протесты с требованием провести досрочные парламентские выборы по пропорциональной системе при временном правительстве7.

В этих условиях предполагалось, что парламентские выборы 2020 года будут проводиться по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, с участием в них политических партий и избирательных блоков (политических коалиций), допуска к участию в распределении 77 депутатских мандатов (по пропорциональной части избирательной системы) политических партий, избирательных блоков (политических коалиций), преодолевших 3% заградительный барьер (указанный пониженный законодательный барьер (а не 5%) предполагалось установить одноразово и только применительно к проведению указанных парламентских выборов): однако, при подготовке к проведению указанных выборов в июне-июле 2020 года основные элементы смешанной избирательной системы были существенно изменены.

Так, при проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов8 применяется обновленная (модифицированная) смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, в рамках которой из 150 депутатских мандатов, подлежащих замещению, 120 мандатов (75%) подлежат замещению по пропорциональной части избирательной системы и «жестким» спискам кандидатов политических партий, политических коалиций, 30 мандатов (25%) – по мажоритарной части избирательной системы в 30 одномандатных избирательных округах.

Для участия в распределении депутатских мандатов политические партии должны получить не менее 1% действительных голосов избирателей (в 2016 году – 5%), при этом политические коалиции (избирательные блоки) должны преодолеть такой заградительный барьер, который в совокупности соответствует получению каждой политической партией, входящий в состав политической коалиции, не менее 1% действительных голосов избирателей, т.е. заградительный порог для политических коалиций (избирательных блоков) рассчитывается путем умножения числа входящих в политическую коалицию (избирательный блок) политических партий на один процент9.

При этом политическая партия, политическая коалиция, получившая не менее 40% действительных голосов избирателей по пропорциональной части избирательной системы, приобретает статус политической партии, политической коалиции парламентского большинства и получает право на формирование правительства Грузии; в противном случае должно быть сформировано коалиционное (многопартийное) правительство.

При проведении выборов по мажоритарной части избирательной системы (30 мандатов) кандидат, выдвинутый политической партией, политической коалицией или группой избирателей, для избрания должен получить не менее 50% действительных голосов избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа (в противном случае через три недели проводится второй тур голосования с участием двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей при проведении первого тура голосования).

В соответствии с обновленным Избирательным кодексом Грузии законодательно закреплена конкретная календарная дата проведения второго тура голосования – третья суббота после дня голосования на парламентских выборах.

При этом двум кандидатам, получившим при проведении первого тура голосования наибольшее число действительных голосов избирателей и вышедших во второй тур голосования, предоставляется равное эфирное время и печатная площадь для проведения предвыборной агитации.

При проведении второго утра голосования законодательно запрещено вносить изменения в состав ы избирательных комиссий.

В соответствии с законодательством парламентские выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей.

При проведении указанных выборов границы 30 одномандатных избирательных округов были определены в соответствии с последними конституционными и законодательными изменениями, и определены решением ЦИК Грузии от 10 июля 2020 года с учетом существующего административно-территориального деления Грузии и на основе критериев, изложенных в решении Конституционного суда Грузии (в части отклонения не более чем на 10%, а в исключительных случаях – не более чем на 15% от средней численности избирателей на один избирательный округ, которые (т.е. исключительные случаи) не должны применяться более трех раз).

Так, на территории города Тбилиси образовано 8 одномандатных избирательных округов, на территории районов Грузии, городов Батуми, Зугдиди, Кутаиси – 22 одномандатных избирательных округа.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки, в том числе за пределами территории Грузии.

При этом избирательные участки в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Грузии в соответствующих иностранных государствах образуются только в случае, если на консульском учете состоит не менее 50 зарубежных грузинских избирателей.

Система избирательных комиссий. Проведение 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов возложено на трехуровневую систему избирательных комиссий: Центральную избирательную комиссию Грузии, 73 окружные избирательные комиссии, 3.657 участковых избирательных комиссий10; зарубежные участковые избирательные участки и комиссии в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Грузии в соответствующих иностранных государствах образуются только в случае, если на консульском учете состоит не менее 50 зарубежных грузинских избирателей11 (в целом в 38 иностранных государствах образовано 57 зарубежных избирательных участков12).

Для голосования избирателей, которые в связи пандемией коронавируса находятся на лечении в стационарах или в самоизоляции, образовано 127 специальных избирательных участков.

Кроме того, на территории Автономной Республики Аджария образуется Верховная избирательная комиссия Республики Аджария, которая организует подготовку и проведение выборов депутатов Верховного совета Республики Аджария, единообразное применение законодательства о выборах на территории Республики Аджария.

Центральная избирательная комиссия Грузии (ЦИК Грузии) является постоянно действующим коллегиальным избирательным органом, организующим проведение президентских, парламентских выборов, муниципальных представительных органов и мэров муниципальных образований, а также референдумы и плебисциты (www.cesko.ge).

Членом избирательной комиссии может быть назначен гражданин Грузии в возрасте 18 лет и старше.

При проведении указанных выборов в состав всех избирательных комиссий входит 12 человек (а не 13 человек, как было раньше): шесть человек являются представителями политических партий, назначаемыми в соответствии с положениями статьи 13 Избирательного кодекса Грузии, еще 6 человек являются непартийными представителями.

В частности, парламентские политические партии наделены правом назначения членов ЦИК Грузии в соответствии с удельном весом действительных голосов избирателей, полученных ими на последних парламентских выборах13.

Пять непартийных представителей назначаются парламентом по представлению Президента Грузии.

Кандидатура Председателя ЦИК Грузии предлагается Президентом Грузии и затем должна быть поддержана на заседании Комиссии голосами не менее чем двух третей ее членов.

Состав ЦИК Грузии: Председатель, заместитель Председателя, Секретарь, а также 9 членов Комиссии.

Срок полномочий ЦИК Грузии является прежним – пять лет.

В 2018 и 2019 годах 11 членов ЦИК Грузии были назначены на новый срок, включая Председателя ЦИК Грузии.

В составе ЦИК Грузии три женщины, в том числе Председатель Комиссии.

Председатель ЦИК Грузии – Тамар ЖВАНИЯ.

Аппарат ЦИК Грузии – 10 управлений (департаментов), а также руководитель по вопросам информационной безопасности, пресс-секретарь Комиссии.

При ЦИК Грузии учрежден Национальный центр обучения.

При проведении указанных выборов Национальный центр обучения организовал, в частности, с 7 по 17 сентября обучение организаторов обучения членов окружных и участковых избирательных комиссий в рамках трех этапов.

При подготовке к проведению 31 октября 2020 года парламентских выборов ЦИК Грузии образована рабочая группа по вопросам участия в выборах национальных меньшинств.

В 2019 году ЦИК Грузии получила почти 1,5 млн долларов для поддержки электоральной кибербезопасности и развитие информационных технологий от Международного фонда избирательных систем (IFES) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

При проведении указанных парламентских выборов ЦИК Грузии разработала особый порядок участия в голосовании избирателей, находящихся на режиме самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, в том числе с использованием переносных ящиков для голосования (при этом законодательство не обязывает избирателей указывать причину для предоставления возможности проголосовать на дому).

В июле 2020 года были приняты законодательные поправки, предусматривающие введение критериев отбора в состав нижестоящих избирательных комиссий, в том числе в части недопущения конфликта интересов.

В частности, член окружной избирательной комиссии не вправе принимать участие в определении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий в случае, если, например, является членом семьи предполагаемой кандидатуры для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

Обновленное законодательство предусматривает, что шесть независимых членов участковой избирательной комиссии должны получить одобрение не только членов окружной избирательной комиссии по партийным квотам, но и, как минимум, трех независимых членов окружной избирательной комиссии.

При этом в состав этих шести партийных членов окружной избирательной комиссии не могут входить те, кто входил в состав избирательной комиссии по партийной квоте на прошлых выборах.

Кроме того, законодательно не допускается назначение в состав участковой избирательной комиссии лица, которое ранее назначалось членом любой избирательной комиссии от какой-либо политической партии.

ЦИК Грузии обнародует список всех кандидатур, выдвинутых для назначения в состав соответствующих нижестоящих избирательных комиссий.

В целом обновленное законодательство предусматривает фактически конкурсную процедуру формирования составов нижестоящих (окружных и участковых) избирательных комиссий, в том числе избрания временных членов соответствующих окружных избирательных комиссий.

При этом в соответствии с обновленным законодательством из 12 членов окружной избирательной комиссии шесть членов (а не семь, как раньше) назначаются политическими партиями, еще шесть членов – ЦИК Грузии, в том числе один член избирательной комиссии назначается в качестве временного члена окружной избирательной комиссии.

Так, в соответствии с законодательством после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов ЦИК Грузии должна принять решение о назначении в рамках конкурсной процедуры в качестве временного члена окружной избирательной комиссии (ОИК) по одному такому члену каждой ОИК из числа кандидатур, подавших заявления на участие в таком конкурсе.

Полномочия временного члена ОИК заканчиваются в день официального обнародования результатов парламентских выборов.

1 сентября ЦИК Грузии обнародовала на своем сайте в сети Интернет решение о проведении двухдневного конкурса по формированию временного сегмента составов ОИК, а именно: об избрании по одному временному члену указанных избирательных комиссий (по одному в состав каждой из 73 ОИК).

5 сентября 2020 года ЦИК Грузии в рамках конкурсной процедуры в течение указанных двух дней на своем заседании большинством голосов членов Комиссии сформировала персональные (временные) составы окружных избирательных комиссий из числа кандидатур, подавших заявки на участие в конкурсе по формированию указанных избирательных комиссий14.

Всего было подано 172 заявления для замещения вакантных мандатов членов 73 окружных избирательных комиссий (ОИК), при этом в 17 ОИК в конкурсе принимал участие только один кандидат, в 28 ОИК – два кандидата, 
в 14 ОИК – три, в 13 ОИК – четыре, в одной ОИК – пять кандидатов.

Среди кандидатов было 110 женщин и 62 мужчины, в результате в состав 73 ОИК было избрано 43 женщины и 29 мужчин: по одному кандидату в каждую из указанных окружных избирательных комиссий.

В соответствии с обновленным законодательством из 12 членов участковой избирательной комиссии шесть членов (а не семь, как раньше) назначаются политическими партиями, еще шесть членов – соответствующей вышестоящей окружной избирательной комиссией.

4 сентября 2020 года ЦИК Грузии обнародовала на своем сайте в сети Интернет решение о проведении конкурса по формированию составов 3.657 участковых избирательных комиссий: всего должно быть замещено 21.942 мандата членов участковых избирательных комиссий.

Заявления об участии в конкурсе по замещению вакантных мандатов членов участковых избирательных комиссий могут быть поданы в соответствующие окружные избирательные комиссии в период с 5 по 9 сентября до 18:00 по местному времени.

ЦИК Грузии утвердила типовую форму заявления и разместила ее на своем сайте в сети Интернет, при этом указанные заявления могут быть поданы в электронном виде на сайт соответствующей окружной избирательной комиссии.

Окружные избирательные комиссии представили предложения по назначению 21.926 членов участковых избирательных комиссий, политические партии – 21.888.

При этом, в частности, правящая политическая партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия» назначила 10.950 членов участковых избирательных комиссий, одна из основных оппозиционных политических партий «Единое национальное движение» – 3.657, «Европейская Грузия» – 3.656, «Альянс патриотов» – 3.625.

Первые заседания участковых избирательных комиссий должны были состояться за месяц до дня голосования избирателей на парламентских выборах (состоялись, как правило, 28 сентября, на которых были избраны председатели, заместители председателей и секретари участковых избирательных комиссий).

При этом председатели и секретари участковых избирательных комиссий были избраны в 3.649 комиссиях (из 3.657), в восьми комиссиях заседания не состоялись из-за пандемии коронавируса и отсутствия кворума.

В целом председатели 11,9% участковых избирательных комиссий, 16,2% заместителей председателей являются представителями правящей политической партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия», при этом оппозиционные политические партии не имеют ни одного представителя, назначенного на должность председателя участковой избирательной комиссий, хотя 8 их представителей назначено на должность заместителя председателя указанных избирательных комиссий.

Обновленное законодательство предусматривает обязательность подписания протокола об итогах голосования всеми членами участковой избирательной комиссии, которое ранее законодательно не было закреплено.

Таким образом, на итоговом протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования должны проставляться подписи всех членов участковой избирательной комиссии или отметка о причине отказа конкретного члена участковой избирательной комиссии о проставлении своей подписи.

ЦИК Грузии организует проведение обучения членов избирательных комиссий и сотрудников их аппаратов.

В целом в целях обеспечения прозрачности работы участковых избирательных комиссий на их заседаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации, наблюдатели, уполномоченные представители политических партий и кандидатов, зарегистрированные на территории соответствующего избирательного участка15.

Регистрация избирателей. При проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше на день голосования, по-прежнему является пассивной и централизованной.

В голосовании не вправе принимать участие лица, осужденные к лишению свободы по приговору суда за совершение тяжких преступлений.

Лица, в отношении которых вынесены решения суда о признании их недееспособными, не вправе принимать участие в голосовании.

Избиратели, имеющие действительные документы, удостоверяющие их личность, включаются в список избирателей по месту их постоянной регистрации, фактического (временного) проживания либо прежнего адреса места жительства.

Избиратели не вправе принимать участие в голосование не по месту их официальной регистрации в качестве избирателя.

Законодательством не предусмотрена биометрическая регистрация избирателей.

Избиратели могут уточнить сведения о себе в государственных многофункциональных центрах, территориальных представительствах Агентства по развитию государственных услуг Грузии Министерства юстиции Грузии, а также на соответствующем сайте в сети Интернет.

Участковые избирательные комиссии должны предоставлять для всеобщего сведения списки избирателей.

В соответствии с разъяснениями ЦИК Грузии в списки избирателей подлежат включению избиратели, снятые с регистрации, либо утратившие регистрацию, а также избиратели, зарегистрированные без указания конкретного адреса их места жительства.

Первые две категории избирателей подлежат включению в списки избирателей по месту их последней регистрации либо по месту их фактического проживания; лица, относящиеся к третьей категории, т.е. избиратели, которые были зарегистрированы без указания конкретного адреса их места жительства, они подлежат включению в список избирателей по месту их фактического проживания, указанному в электронной базе данных Агентства развития государственных сервисов Грузии.

Избиратели должны до 10 октября 2020 года проверить включение сведений о себе в базу данных указанного Агентства с тем, чтобы принять участие в парламентских выборах.

Для участия в парламентских выборах граждане Грузии, фактическое место жительства которых не указано в электронной базе данных Агентства развития государственных сервисов Грузии, могут зарегистрироваться в качестве избирателей в филиалах Дома юстиции, территориальных отделениях

Агентства развития государственных сервисов Грузии и общественных центрах, где необходимо представить удостоверение личности или паспорт гражданина Грузии, а также сделать фотоснимок в цифровом формате.

В соответствии с законодательством списки избирателей, принадлежащих к национальным меньшинствам, зарегистрированных на территории соответствующих избирательных участков, размещаются на сайте ЦИК Грузии в сети Интернет.

Избиратели с ограниченными физическими возможностями при проведении данных парламентских выборов впервые вправе подать в соответствующую окружную или районную избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего фактического пребывания, а не постоянной регистрации, т.е. вправе изменить избирательный участок как место своего голосования16.

Избирательные участки в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Грузии в соответствующих иностранных государствах образуются только в случае, если на консульском учете состоит не менее 50 зарубежных грузинских избирателей.

Зарубежные грузинские избиратели включаются в списки избирателей на соответствующих зарубежных избирательных участкам, образованных в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Грузии в соответствующих иностранных государствах, и вправе проголосовать только за списки кандидатов политических партии, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу, но не за кандидатов по соответствующим одномандатным избирательным округам.

Зарубежные грузинские избиратели для включения в список избирателей и участия в голосовании должны встать на консульский учет не позднее 10 октября 2020 года17.

В списки избирателей на территории Грузии и за ее пределами включено 3.501.931 избирателей (меньше всего избирателей зарегистрировано на территории избирательного округа № 19 – 43.903 избирателя, большего всего – на территории избирательного круга № 23 – 154.870 избирателей)18.

Для проведения голосования избирателей образовано 3.657 участковых избирательных комиссий.

При этом для голосования избирателей, которые в связи с пандемией коронавируса находятся на лечении в стационарах или в самоизоляции, образовано 127 специальных избирательных участков.

Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов). При проведении указанных выборов пассивное избирательное право предоставляется гражданину Грузии, достигшему возраста 25 лет, и постоянно проживающему на территории Грузии не менее 10 лет.

Кандидаты, в том числе в составе списков кандидатов, выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями, а также группами избирателей в составе не менее 5 избирателей в качестве независимых кандидатов.

Для участия в выборах политические партии, политические коалиции первоначально должны пройти регистрацию в Центральной избирательной комиссии Грузии в качестве участников парламентских выборов.

В соответствии с законодательством из 78 политических партий, представивших заявления о намерении принять участие в парламентских выборах, ЦИК Грузии до 4 сентября (предельного срока регистрации политических партий) первоначально зарегистрировала для участия в парламентских выборах 66 политических партий и политических коалиций (избирательных блоков) (12 политическим партиям (15,4%) было отказано в регистрации в качестве участников парламентских выборов, в частности, в связи с пропуском пресекательного срока для представления соответствующих документов, а также наличием недостоверных сведений в представленных документах)19.

При этом Республиканская партия Грузии была зарегистрирована в качестве участника парламентских выборов только в связи с решением Тбилисского городского суда, которым было отменено решение ЦИК Грузии об отказе в регистрации Республиканской партии Грузии в качестве участника парламентских выборов.

18 сентября истек календарный срок для регистрации избирательных блоков (избирательных коалиций).

После регистрации политических партий, политических коалиций в качестве участников парламентских выборов выдвинутые ими списки кандидатов должны быть представлены в ЦИК Грузии для их регистрации не позднее 1 октября20; в указанный срок каждая политическая партия, политическая коалиция, принимающая участие в парламентских выборах, должна также выдвинуть по одному кандидату в каждом из 30 одномандатных избирательных округах.

В частности, оппозиционная политическая партия «Лело для Грузии», образованная в конце 2019 года, самостоятельно выдвинула кандидатов во всех 30 одномандатных избирательных округах, в том числе в городе Тбилиси – столице Грузии, где большинство оппозиционных политических партий достигли соглашения о выдвижении единого кандидата.

В списках кандидатов политических партий, политических коалиций расположение кандидатов, как правило, нумеруется; только политическая партия «Европейская Грузия – движение за свободу», в отличие от всех других политических партий, не нумеровало расположение кандидатов в своем списке кандидатов; при этом, однако, расположила в первой (начальной) части списка кандидатов представителей так называемого партийного ядра из числа наиболее авторитетных членов политической партии.

Кроме того, политическая партия не обозначила в своем списке кандидатов кандидатуру на должность Премьер-министра Грузии, как это сделали некоторые другие политические партии (например, «Грузинская мечта – демократическая Грузия» (Георгий Гахария), избирательный блок «Сила в единстве» (Михаил Саакашвили, хотя лидером избирательного блока (кандидатом под номером 1) является Вахтанг Кикабидзе), «Стратегия Агмашенебели» (Георгий Вашадзе), Лейбористская партия (Шалва Нателашвили).

Политические партии и политические коалиции (не представленные в парламенте), а также группы избирателей должны также собрать предусмотренное законодательством количество подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, кандидатов в соответствии с законодательными поправками количество подписей избирателей было понижено в 5 раз: с 25.000 до 5.000 подписей.

Подписи избирателей представляются не только на бумажном носителе, но ив электронном виде.

7 сентября закончился срок выдвижения независимых кандидатов и подачи группами граждан документов о выдвижении кандидатов на парламентских выборах по соответствующим одномандатным избирательным округам.

22 группы граждан выдвинули кандидатов по соответствующим одномандатным избирательным округам.

Не позднее 11 сентября группы граждан должны представить в соответствующие окружные избирательные комиссии для регистрации кандидатов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения указанных кандидатов (регистрация независимых кандидатов заканчивается 1 октября).

При этом в 8 одномандатных избирательных округах, образованных на территории города Тбилиси, оппозиционные политические партии договорились о выдвижении и регистрации единого кандидата.

При этом при проведении указанных выборов политические партии, получающие государственное финансирование, получают дополнительные 30% такого финансирование в случае, если в списке кандидатов политической партии каждый третий (а не четвертый) кандидат представляет наименее представленный гендер (пол).

Политические партии, получившие на последних парламентских, президентских или местных выборах не менее 15.000 действительных голосов избирателей, освобождаются от сбора подписей в поддержку выдвижения своих кандидатов (списка кандидатов).

При этом политические партии, чьи кандидаты при проведении в 2018 году первого тура голосования на президентских выборах получили не менее 15.000 действительных голосов избирателей, также освобождаются от указанного сбора подписей.

При проведении указанных выборов в соответствии с принятыми 2 июля 2020 года законодательными поправками в Избирательный кодекс Грузии каждый четвертый кандидат в списке кандидатов политической партии, политической коалиции должен представлять наименее представленный гендер (пол)21; в противном случае список кандидатов политической партии, политической коалиции не может быть зарегистрирован.

ЦИК осуществляет проверку представленных списков кандидатов, при этом в соответствии с законодательством политические партии, политические партии вправе вносить в представленные списки кандидатов изменения вплоть до дня их регистрации Комиссией

В конечном счете, ЦИК Грузии были зарегистрированы списки кандидатов 50 политических партий и двух избирательных блоков (из 66), в том числе избирательного блока «Сила в единстве» во главе с одной из основных оппозиционных политических партий «Единое национальное движение» (в состав избирательного блока входит еще четыре политические партии: «Государство для народа», «Прогресс и свобода», «Республиканская партия Грузии», «Европейские демократы»).

ЦИК Грузии 19 сентября провела жеребьевку порядка расположения политических партий и избирательных блоков в избирательном бюллетене.

Не позднее 30 дней до дня голосования на указанных парламентских выборах должны быть обнародованы зарегистрированные списки кандидатов, а также кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация. В соответствии с законодательством для участия в информационном освещении деятельности избирательных комиссий (их заседаний) представители средств массовой информации должны быть аккредитованы ЦИК Грузии.

ЦИК Грузии разработал «Кодекс поведения» политических партий при проведении парламентских выборов и предложил участникам парламентских выборов присоединиться к нему с целью проведения свободных, честных и справедливых выборов22.

В соответствии с Избирательным кодексом Грузии агитационный период начинается за 60 дней до дня голосования на парламентских выборах, т.е. с 1 сентября 2020 года.

Кроме того, в целях противодействия злоупотреблению использования административного ресурса предусмотрено, что государственные служащие не могут принимать участие в предвыборной агитации в рамках служебного рабочего времени.

Государственные и муниципальные органы не вправе в течение 60 дней, предшествующих дню голосования на указанных выборах, размещать в средствах массовой информации сведения о выполненных или предпринимаемых работах по социально-экономическому развитию соответствующих территорий.

Обновленное законодательство запрещает проведение предвыборной агитации одними участниками парламентских выборов в пользу (т.е. «за») других участников парламентских выборов.

Законодательно запрещено размещение агитационных материалов либо проведение протестных агитационных мероприятий на расстоянии ближе 25 метров от помещений для голосования избирательных участков.

Государственные и частные средства массовой информации23 должны предоставлять бесплатное эфирное время, а также за плату на равной основе всем так называемым «квалифицированным» участникам парламентских выборов, т.е. тем участникам парламентских выборов, которые на прошлых парламентских или местных выборах получили не менее 3% действительных голосов избирателей; при этом так называемые «неквалифицированные» участники парламентских выборов должны продемонстрировать их общественную поддержку по результатам проведенных опросов общественного мнения, чтобы претендовать на получение бесплатного эфирного времени и печатной площади.

При этом в рамках агитационного периода средства массовой информации могут только один раз изменить единые расценки на предоставление участникам парламентских выборов эфирного времени и печатной площади за плату.

Законодательство предусматривает, что телевизионные каналы и радиостанции не могут размещать политическую (электоральную) рекламу в своем эфире больше чем на 15% дневного вещания.

В соответствии с законодательством политические партии и избирательные блоки при проведении предвыборной агитации должны излагать основные положения своих предвыборных программ; при этом, на практике, указанные субъекты парламентского избирательного процесса данные предвыборные программы пока не доводят до сведения избирателей.

Законодательство предусматривает проведение теледебатов между участниками парламентских выборов24.

Проведение предвыборной агитации в условиях пандемии коронавируса частично было видоизменено и перемещено, преимущественно, в социальные сети, с сохранением возможности проведения не массовых публичных агитационных мероприятий, при этом используется также технология проведения различных агитационных пиар-акций25.

Законодательство не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации в социальных сетях, в сети Интернет.

При этом Facebook, под предлогом и в связи с обращением в июне 2020 года ряда средств массовой информации и общественных организаций, удалил ряд материалов, якобы свидетельствующих о целенаправленном внешнем вмешательстве в избирательный процесс посредством распространения заведомо недостоверной информации.

При проведении предвыборной агитации в ряде районов Грузии произошли столкновения и инциденты между различными политическими силами, в том числе с применением огнестрельного оружия, оказано воспрепятствование законной деятельности окружных и участковых избирательных комиссий (например, Зугдидской окружной избирательной комиссии, Марнеулийской окружной избирательной комиссии). Предприняты попытки дискредитировать систему избирательных комиссий.

В целом главным вызовом агитационной кампании являются запугивание и давление на избирателей, активистов и оппозиционных политиков, наблюдателей, средств массовой информации, а также воспрепятствование их законной электоральной деятельности.

Национальная комиссия по вопросам телекоммуникаций Грузии, состоящая из пяти членов, назначенных на шестилетний срок, является основным регулятором деятельности средств массовой информации; Комиссия осуществляет контроль за деятельностью средств массовой информации при проведении выборов, проводит мониторинг средств массовой информации с целью выявления и недопущения несбалансированного информационного обеспечения парламентских выборов26.

По рекомендации Комиссии (на основании административного протокола, составляемого Комиссией не позднее двух дней со дня выявления административного электорального информационного правонарушения) суды могут применять к электоральным информационным нарушителям соответствующие санкции.

При этом традиционно на практике информационные правонарушения рассматриваются саморегулирующими организациями средств массовой информации.

При проведении указанных парламентских выборов вновь образована специальная комиссия по свободным и честным выборам как консультативный орган, призванный обеспечивать, чтобы публичные (государственные и муниципальные) служащие предпринимали необходимые усилия и меры по противодействию нарушениям избирательного законодательства27.

В соответствии с законодательными поправками, принятыми в июле 2020 года, и учитывающими прошлые рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, предусмотрен день электоральной тишины, который начинается за восемь часов до дня голосования на парламентских выборах и заканчивается в 20:00 по местному времени 31 октября 2020 года.

Финансирование предвыборной агитации. При подготовке к проведению указанных парламентских выборов в соответствии с изменениями, внесенными в июле 2020 года в Избирательный кодекс Грузии, Закон «О политических объединениях граждан», Закон «О государственном аудите» финансирование предвыборной агитации и внесение политическим партиям пожертвований из-за границы или оффшоров запрещено.

Законодательство закрепляет положения о том, что участники парламентских выборов для проведения предвыборной агитации могут финансироваться за счет государственных и частных источников.

Законодательно определен размер государственного финансирования политических партий по результатам парламентских выборов.

Так, политические партии, которые при проведении последних парламентских выборов преодолели 1% заградительный барьер, за первые 50.000 полученных действительных голосов избирателей получают по 15 лари за каждый голос избирателя, за последующие (т.е. сверх 50.000) голоса избирателей – по 5 лари.

Добровольные пожертвования должны иметь легальное происхождение.

Пожертвования от иностранных физических и юридических лиц, анонимные пожертвования, пожертвования от религиозных организаций и государственных органов и учреждений запрещены.

В соответствии с законодательством физическое лицо может внести в течение календарного года пожертвование в избирательный фонд соответствующих участников парламентских выборов в размере 60.000 лари, юридическое лицо – 120.000 лари.

Внесение пожертвований в натуральном виде законодательно не запрещено.

Политические партии вправе получать банковские займы в размере до 1.000.000 лари (около 270.000 евро).

В Избирательный кодекс Грузии внесено положение о том, что любая политическая реклама или антиреклама «третьего» лица является пожертвованием соответствующей политической партии.

Законодательно закреплено, что общие расходы политических партий за календарный год, в том числе кандидатов, выдвинутых политической партией и проводящих предвыборную агитацию, не должны превышать 0,1% от внутреннего валового продукта страны за предыдущий календарный год.

Расходы независимых кандидатов на проведение предвыборной агитации также подпадают под указанную законодательную формулу.

В соответствии с обновленным законодательством за 60 дней до дня голосования избирателей на парламентских выборах должна быть прекращена любая реклама деятельности министерств и ведомств в части осуществленных или планируемых ими проектах.

Контроль за соблюдением участниками парламентских выборов законодательства о финансировании предвыборной агитации осуществляет, в частности, Национальное аудиторское бюро Грузии.

Бюро осуществляет, в частности, регулирование вопросов финансирования предвыборной агитации при проведении второго тура голосования на парламентских выборах по одномандатным избирательным округам, определяет источники, из которых финансирование предвыборной агитации не допускается.

Бюро осуществляет также обнародование (опубликование) финансовых отчетов участников парламентских выборов в течение пяти рабочих дней со дня их представления в Бюро.

Национальное аудиторское бюро Грузии вправе через судебные органы затребовать от участников парламентских выборов дополнительную информацию о законности добровольных пожертвований в денежной или натуральной форме.

За нарушение законодательства Национальное аудиторское бюро Грузии может наложить на независимых кандидатов штраф в размере 1.000 лари (около 270 евро), на политическую партию – 5.000 лари (около 1.350 евро).
С начала агитационного периода и до окончания официального времени голосования на парламентских выборах запрещено дарить подарки, передавать деньги или другие ценности избирателям, а также обещать им материальные блага за их голос.

При этом в соответствии с обновленным законодательством, в том числе Уголовным кодексом Грузии, подкуп избирателей и (или) оказание давления на избирателя является уголовным преступлением независимо от его размера и относится к компетенции органов прокуратуры.

За подкуп избирателей на виновное лицо может быть наложен уголовный штраф либо он приговорено к лишению свободы.

Ранее подкуп избирателей в сумме менее 100 лари (около 27 евро) являлся административным правонарушением и относился к компетенции Национального аудиторского бюро Грузии.

Опросы общественного мнения и экзитполы. Законодательство предусматривает проведение опросов общественного мнения, в том числе экзитполов, и обнародование их результатов.

Избирательный кодекс Грузии предусматривает, что средства массовой информации могут (но не обязаны) при решении вопроса о предоставлении кандидатам бесплатного эфирного времени опираться на так называемую медийную «квалификацию» кандидатов, выдвинутых политическими партиями, в частности, использовать результаты проведенных опросов общественного мнения, в соответствии с которыми указанные кандидаты получили поддержку более 4% участников опроса общественного мнения, проведенного в течение месяца до дня голосования, либо участников пяти опросов общественного мнения, проведенных в год проведения выборов.

В соответствии с законодательными поправками от 2 июля 2020 года в день голосования на парламентских выборах не допускается останавливать избирателей на территории избирательного участка, кроме как для опроса при проведении экзитпола на расстоянии не менее 25 метров от помещения для голосования избирательного участка.

При этом предусматривается, что обнародование (опубликование) результатов экзитполов допускается, если их надежность будет не меньше 95%, а статистическая погрешность не более 3%.

Опубликование результатов экзит-поллов возможно только после проверки надежности и объективности; при этом организации, проводящие указные опросы, должны будут представить научное обоснование, если результаты разных экзитполов будут отличаться.

В противном случае заказчику экзитпола придется заплатить штраф в размере 1.500 лари.

Так, в соответствии с результатами проводимого с 4 по 21 августа 2020 года опроса общественного мнения (путем прямого интервьюирования 1.500 респондентов старше 18 лет) более одной трети (36%) грузинских избирателей было намерено проголосовать за правящую политическую партию «Грузинская места – демократическая Грузия» (образована в 2001 году; с 2004 по 2013 год была правящей политической партией в Грузии); при этом за бывшую правящую политическую партию «Единое национальное движение» проголосовало 15% респондентов.

В соответствии с результатами опроса общественного мнения, который проводился британской исследовательской компанией Survation по заказу телекомпании Rustavi2 с 12 по 29 сентября и в котором приняли участие более 9.000 избирателей (статистическая погрешность составляет 1.3%) правящая политическая партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия» по-прежнему уверенно лидирует: ее поддерживает более половины жителей страны – 55,6%, бывшую правящую политическую партию «Единое национальное движение» поддерживают 19,8% респондентов, оппозиционную парламентскую политическую партию «Европейская Грузия» – 5.2%.

При этом согласно результатам указанного опроса, в голосовании собираются принять участие 72% респондентов, еще 13% опрошенных ответили, что «наверное» пойдут, 11% респондентов выбрали вариант ответа «50/50», не пойдут голосовать – 4%.

По результатам опроса общественного мнения, проведенного c 23 сентября по 1 октября по заказу оппозиционной телекомпании «Мтавари» и охватившего 1.500 человек, большинство участников опроса (62%) считают, что страна развивается в неправильном направлении, при этом недовольны работой действующей 60% респондентов, а 56% участников опроса хотят ее смены в результате предстоящих парламентских выборов.

Законодательно запрещено обнародовать результаты опросов электорального общественного мнения с 08:00 по местному времени 29 октября до 20:00 31 октября 2020 года.

Порядок голосования избирателей. В списки избирателей (по состоянию на 15 июля 2020 года) включено 3.501.931 избирателей (меньше всего избирателей зарегистрировано на территории избирательного округа № 19 – 43.903 избирателя, большего всего – на территории избирательного круга № 23 – 154.870 избирателей)28.

Голосование избирателей проводится в один календарный день – в субботу (на прошлых парламентских выборах – в воскресенье).

Для проведения голосования избирателей образовано 3.657 участковых избирательных комиссий.

При этом для голосования избирателей, которые в связи с пандемией коронавируса находятся на лечении в стационарах или в самоизоляции, образовано 127 специальных избирательных участков (для участия в голосовании, избиратели, которые находятся на самоизоляции, должны подать заявление в ЦИК Грузии до 10:00 утра по местному времени 26 октября): на каждом избирательном участке будут работать специальные группы, которые будут способствовать соблюдению всех санитарно-гигиенических норм29.

Голосование избирателей в помещении избирательного участка проводится с 08:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 12 часов; при этом голосование с использованием переносных ящиков для голосования начинается с 09:00 и заканчивается в 19:00, т.е. продолжительность мобильного голосования избирателей составляет 10 часов, на 2 часа меньше, чем при проведении голосования в помещении избирательного участка (мобильные ящики для голосования должны быть доставлены в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 20:00).

В соответствии с законодательством голосование проводится в помещениях для голосования избирательных участков, а также на дому (досрочное голосование, а также голосование по почте законодательством не предусмотрены)30.

В условиях пандемии коронавируса при голосовании в помещении для голосования стандартного избирательного участка31 члены участковой избирательной комиссии должны иметь специальные индивидуальные медицинские защитные экраны, медицинскую маску и одноразовые перчатки; каждый избиратель должен иметь медицинскую маску, в случае отсутствия ее у избирателя участковая избирательная комиссия обязана выдать ему медицинскую маску.

Каждому избирателю должна быть выдана индивидуальная ручка для заполнения избирательного бюллетеня; при этом каждый избиратель также должен иметь медицинскую маску.

Помещение для голосования избирательного участка должно периодически дезинфицироваться (обрабатываться специальными растворами), а также иметь санитайзеры.

При этом – в отличие от некоторых других государств – в соответствии с рекомендациями ЦИК Грузии перед входом в помещение для голосования участковой избирательной комиссии измерение температуры тела будет производиться только в отношении членов участковых избирательных комиссий, а также лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования участковой избирательной комиссии; избиратели же, в отличие от указанных лиц, какому-либо термоскринингу не подлежат.

При установлении личности избирателя, включенного в список избирателей, на основании паспорта, удостоверяющего его личность либо персонального идентификационного удостоверения, одна из рук избирателя помечается специальными чернилами: при наличии указанных чернил на одной из его рук избиратель не может быть допущен к голосованию и ему не могут быть выданы избирательные бюллетени (один – для голосования за списки кандидатов политических партий, политических коалиций, и другой – для голосования за кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу) и он к голосованию не допускается.

Избирательные бюллетени изготавливаются на государственном (грузинском) языке.

На избирательном бюллетене проставляется печать соответствующей участковой избирательной комиссии, а также подписи уполномоченных членов указанной избирательной комиссии32.

Политические партии и избирательные блоки располагаются в избирательном бюллетене по единому (национальному) избирательному округу в соответствии с результатами жеребьевки, кандидаты по соответствующему одномандатному избирательному округу располагаются по алфавиту33.

После заполнения избирательных бюллетеней в кабине для тайного голосования избиратель складывает избирательные бюллетени и вкладывает их в выданный ему специальный конверт и затем опускает конверт в стационарный ящик для голосования.

Голосование избирателей в помещении для голосования избирательного участка производится с использованием, как правило, прозрачных стационарных ящиков для голосования.

При проведении указанных выборов 1.118 избирательных участков (из 3.657) оборудованы для доступа избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в помещениях для голосования избирательных участков размещались специальные кабины для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (в частности, для голосования избирателей, являющихся инвалидами-колясочниками), имелись, в частности, пандусы.

В условиях пандемии коронавируса по рекомендации ЦИК Грузии в голосовании могут принять участие избиратели, находящиеся в режиме самоизоляции: для проведения такого голосования в пределах территории карантинной зоны могут использоваться переносные ящики для голосования.

При проведении указанных выборов ЦИК Грузии разработала особый порядок участия в голосовании таких избирателей, в том числе с использованием переносных ящиков для голосования (при этом законодательство не обязывает избирателей указывать причину для предоставления возможности проголосовать на дому).

Законодательством не предусмотрено применение при проведении парламентских выборов технических средств подсчета голосов, дистанционное электронное голосование, а также средств видеонаблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Проведение фото- и видеосъемки в кабинах для тайного голосования избирателей законодательно запрещено.

При этом лица, имеющие право находится в помещении для голосования избирательного участка, вправе производить фото- и видеосъемку, за исключением в кабинах для тайного голосования избирателей, не препятствуя нормальному ходу процесса голосования избирателей и с соблюдением положений законодательства о выборах и решений ЦИК Грузии.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится участковой избирательной комиссией после завершения процедуры голосования избирателей.

После подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования фотокопия указанного протокола незамедлительно направляется в ЦИК Грузии по имеющимся техническим каналам связи.

Электоральные жалобы и обращения. При проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов в соответствии с Избирательным кодексом Грузии электоральные жалобы и обращения на решения избирательных комиссий должны разрешаться в сжатые календарные сроки – от одного до трех календарных дней.

Уполномоченные представители политических партий, политических коалиций, а также зарегистрированные наблюдатели вправе подавать жалобы и обращения по широкому кругу вопросов, тогда как избиратели – только по вопросам невключения их в список избирателей.

В соответствии с законодательными поправками, принятыми в июле 2020 года, сокращены с 30 до 10 дней календарные сроки, в течение которых избирательные комиссии должны принять решения по жалобам и обращениям, связанным со злоупотреблением административным ресурсом.

При этом, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, в том числе в части предоставления участникам парламентского избирательного процесса права обжаловать все решения избирательных комиссий, включая отдельных их членов, в том числе Председателя ЦИК Грузии по вопросам нарушений, выявленных при проведении предвыборной агитации, законодатель указанные рекомендации оставил без удовлетворения.

При этом некоторые участники парламентских выборов по-прежнему выражали сомнения в независимости судебной системы, а также в эффективности функционирования механизма (порядка) разрешения электоральных споров.

В соответствии с законодательством участники выборов вправе обжаловать результаты парламентских выборов, в том числе в судебном порядке34.

Национальное (общественное) и международное наблюдение на выборах. Институт национального (общественного) наблюдения на парламентских выборах прямо закреплен в Избирательном кодексе Грузии.

Право назначения наблюдателей предоставлено непосредственным участникам парламентских выборов, также общественным организациям.

Избирательный кодекс содержит детальные положения о правах и обязанностях наблюдателей, предоставляет им доступ ко всем стадиям парламентского избирательного процесса.

В целом при проведении 8 октября 2016 года прошлых парламентских выборов национальное (общественное) наблюдение осуществляли представители 91 общественной организации; всего ЦИК Грузии было аккредитовано 40.722 национальных (общественных) наблюдателей.

Кроме того, ЦИК Грузии аккредитовала 5.467 представителей из 138 средств массовой информации, при этом 436 национальных наблюдателей из 20 общественных организаций и 399 представителей из 48 средств массовой информации были аккредитованы соответствующими окружными избирательными комиссиями

В целом при проведении в 2016 году указанных выборов ЦИК Грузии и окружными избирательными комиссиями было аккредитовано 41.188 национальных наблюдателей от 111 общественных организаций.

При подготовке к проведению 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов некоторые участники выборов высказывали опасения, что общественное электоральное наблюдение может использоваться некоторыми участниками парламентских выборов в своих политических интересах, что может, в свою очередь, негативно сказаться на беспристрастном характере осуществления общественного электорального наблюдения и падении доверия к нему со стороны гражданского общества.

Для осуществления общественного наблюдения на парламентских выборах ЦИК Грузии, в частности, аккредитовала 89 национальных общественных организаций, в частности, «Молодое поколение», «Априори», «Зеленая Земля».

В конце сентября ЦИК Грузии и 29 общественных организаций подписали Кодекс поведения (соблюдения профессиональных и этических норм) при осуществлении наблюдения на парламентских выборах (впервые такой Кодекс был подписан при проведении парламентских выборов 8 октября 2016 года).

Избирательным кодексом Грузии также предусмотрен институт международного наблюдения на выборах различного уровня, как национальных, так и местных.

В соответствии с законодательством заявления об аккредитации в качестве международного наблюдатели могут быть поданы в ЦИК Грузии не позднее чем за семь дней до дня голосования на парламентских выборах; решение об аккредитации должно быть принято не позднее чем за 4 дня до дня голосования на указанных выборах.

В соответствии с законодательством одна международная организация не может иметь на избирательном участке одновременно двух своих наблюдателей.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу 15 миссий международного наблюдения за президентскими, парламентскими и муниципальными выборами: четырех миссий на президентских выборах – 9 апреля 2000 года, 27 октября 2003 года, 4 января 2004 года (новые выборы), восьми миссий на парламентских выборах – 31 октября (первый тур голосования) и 14 ноября (второй тур голосования) 1999 года, 2 ноября 2003 года, 28 марта 2004 года (повторные выборы), 21 мая 2008 года, 1 октября 2012 года, 27 апреля 2013 года (дополнительные выборы), 8 и 30 октября 2016 года, 31 октября 2020 года, трех миссий на муниципальных выборах – 5 октября 2006 года, 30 мая 2010 года, 21 октября и 12 ноября 2017 года.

Так, при проведении 8 октября 2016 года прошлых парламентских выборов международное наблюдение осуществляли представители 55 международных организаций, дипломатических представительств соответствующих иностранных организаций в Грузии, зарубежных избирательных органов, международных исследовательских центров и институтов; всего ЦИК Грузии было аккредитовано 1.661 международный наблюдатель.

При проведении 28 октября 2018 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ в адрес национальных властей содержалось 27 основных рекомендаций по вопросам дальнейшего совершенствования национального избирательного процесса, часть из которых была учтена при подготовке к проведению 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов.

При проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ также направляет миссию международного наблюдения на указанных выборах, в том числе в составе 13 экспертов, 27 долгосрочных наблюдателей и, первоначально, около 350 краткосрочных наблюдателей35.

ЦИК Грузии, в частности, аккредитовала в качестве международных наблюдателей представителей 20 международных организаций (например, Международное общество прав человека, Международный республиканский институт США, Национальный демократический институт США, Международный фонд избирательных систем, Инициатива для диалога и демократия) (по состоянию на 15 октября).

При этом из-за пандемии коронавируса, в частности, Национальный демократический институт (США) первоначально принял решение не направлять миссию наблюдателей на территорию Грузии, а проводить дистанционное международное наблюдение на указанных парламентских выборах.

В качестве международных наблюдателей ЦИК Грузии аккредитованы представители ряда зарубежных центральных избирательных органов, дипломатических представительств иностранных государств, зарубежных парламентов.

Европейский парламент также не направляет миссию наблюдателей на парламентские выборы.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Местонахождением Парламента Грузии является здание парламента в Тбилиси на проспекте Руставели, которое было построено в 1938–1953 годах по проекту Виктора Кокорина и Георгия Лежавы; в 2014 году была проведена реконструкция внутренних помещений парламентского здания; в 2012–2018 годах Парламент Грузии находился в городе Кутаиси: перенос местонахождения парламента произошел по инициативе Президента Грузии Михаила Саакашвили, однако, затем, депутатами правящей политической партией «Грузинская мечта» в Конституцию Грузии была внесена поправка, возвратившая местонахождение парламента в столицу Грузии –- город Тбилиси.

[2] Первые многопартийные парламентские выборы в Грузии были проведены 28 октября 1990 года.

[3] В парламентских выборах 8 октября 2016 года парламентских выборов 64 политические партии заявили о своем намерении принять участие в указанных выборах, при этом только 37 из них были зарегистрированы ЦИК Грузии в качестве участников парламентских выборов.

В избирательный бюллетень по единому (национальному) избирательному округу были включены 25 политических партий, в том числе шесть политических коалиций, к распределению депутатских мандатов были допущены представители только трех политических партий.

Так, по единому (национальному) избирательному округу (77 депутатских мандатов) политическая партия «Грузинская мечта» получила 44 депутатских мандатов, Единое национальное движение – 27, Альянс патриотов – 6.

В совокупности депутатские мандаты получили «Грузинская мечта» – 115 депутатских мандатов, Единое национальное движение – 27, Альянс патриотов – 6, «Промышленность спасет Грузию» – 1, группа избирателей (независимый кандидат) – 1.

В голосовании приняло участие 51,63% избирателей.

[4] В сентябре 2020 года в связи с резким ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в условиях пандемии коронавируса ряд оппозиционных политических партий выступили с предложением о переносе даты голосования на парламентских выборах, которое было отвергнуто правящей политической партией.

[5] Из 25 политических партий и политических коалиций (избирательных блоков), первоначально зарегистрировавшихся для участия в выборах 21 депутата Верховного Совета Аджарии, списки кандидатов для регистрации представили 22 политические партии, политические коалиции.

21 депутат Верховного Совета Аджарии избираются по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе: 18 депутатов – по пропорциональной избирательной системе и 1% заградительном барьере, три депутата – по мажоритарной избирательной системе.

[6] В 2008 году в голосовании приняло участие 53,39%, в 2012 году – 59,76% избирателей, в 2016 году в голосовании – 51,63% избирателей.

Таким образом, явка избирателей, принимающих участие в голосовании на парламентских выборах, несмотря на волнообразный характер, имеет (по сравнению с 2008 годом) тенденцию к снижению.

[7] Для принятия конституционных поправок необходимы голоса 113 (из 150) депутатов; голосование дважды откладывалось; в конечном счете, за конституционный законопроект проголосовал лишь
101 депутат, против – три депутата (в том числе за законопроект проголосовали все 44 оппозиционных депутата, против – часть депутатов, избранных по мажоритарной части избирательной системы).

При этом из 104 депутатов правящей политической партии «Грузинская мечта» за конституционный законопроект проголосовало только57 депутатов, 37 депутатов воздержались от участия в голосовании.

[8] 31 августа парламентские выборы были назначены Президентом Грузии на 31 октября 2020 года.

Одновременно 31 октября 2020 года проводятся выборы депутатов Верховного совета Аджарии.

[9] При проведении в 2016 году парламентских выборов с 5% заградительным барьером к распределению депутатских мандатов были допущены списки кандидатов только трех политических партий(из.25 политических партий, включенных в избирательный бюллетень по пропорциональной части избирательной системы).

Понижение с 5% до 1% заградительного барьера для политических партий, вероятно, может привести к допуску большего числа политических партий к распределению депутатских мандатов и, следовательно, к большему многопартийному представительству.

При этом, однако, введение фактически более «завышенного» заградительного барьера для политических коалиций может, наоборот, привести к некоторой недопредставленности политических партий, входящих в состав политических коалиций, в партийной фракционной структуре парламента.

Кроме того, «завышенный» для политических коалиций заградительный барьер может не способствовать консолидации политических сил, фактически ведет к индивидуализации и разобщенному участию политических партий в конкурентной парламентской избирательной кампании.

[10] Срок полномочий окружных избирательных комиссий составляет пять лет, участковые избирательные комиссии образуются только на период проведения парламентских выборов.

[11] При этом зарубежные грузинские избиратели вправе проголосовать только за списки кандидатов политических парти, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу, но не за кандидатов по соответствующим одномандатным избирательным округам.

[12] Так, в Греции образовано 5 избирательных участков, в США – 4, Азербайджане, Турции, Украине, ФРГ – по 3.

[13] При этом в прошлом это приводило к увеличенному (гипертрофированному) представительству правящей политической партии в составах всех избирательных комиссий.

Так, в прежнем составе ЦИК Грузии правящая политическая партия «Грузинская мечта» имела трех представителей, тогда как три другие политические партии (Единое национальное движение, Европейская Грузия – движение за свободу, Альянс патриотов Грузии) и политические коалиции – по одному своему представителю.

[14] В случае неполучения кандидатом большинства голосов членов ЦИК Грузии назначается проведение нового конкурса, который проводится в сроки, предусмотренные законодательством.

[15] Заседания участковых избирательных комиссий должны проводиться в полном соответствии с эпидемиологическими правилами: так. уполномоченные лица допускаются на заседания участковых избирательных комиссий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, установленными ЦИК Грузии, в частности, в медицинских масках, после прохождения дезинфекции рук и термоскрининга.

[16] На сайте ЦИК Грузии в сети Интернет имеется обновленный баннер «Избирательная карта», где любой избиратель с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалид-колясочник, может получить детальную информацию об 1.118 адаптированных для голосования указанной группы избирателей избирательных участках (имеющих как простую адаптацию, так и пандусы) вместе с соответствующими их фотографиями: при этом избиратель может самостоятельно выбрать тот избирательный участок, на котором он хотел бы проголосовать.

Избиратели с ограниченными физическими возможностями вправе проголосовать на любом адаптированном избирательном участке на территории его избирательного округа.

При этом избиратель должен подать устно или письменно заявление в соответствующую избирательную комиссию не позднее 25 октября 2020 года, т.е. не позднее 6 дней до дня голосования избирателей на парламентских выборах.

На новом избирательном участке избиратели с ограниченными физическими возможностями включаются в отдельный список избирателей соответствующего избирательного участка.

[17] Впервые механизм консульского учета зарубежных грузинских избирателей был введен в 2011 году в преддверии проведения в 2012 году парламентских выборов.

Встать на консульский учет можно, заполнив анкету на сайте www.geoconsul.gov.ge, либо представив в дипломатическое представительство или консульское учреждение Грузии в соответствующем иностранном государстве заявление, либо отправив документы о постановке на консульский учет по почте в указанные представительства или учреждения.

При этом, однако, для постановки на консульский учет гражданин Грузии должен иметь регистрацию по месту жительства на территории Грузии или за ее пределами, а также действующий до 31 октября 2020 года паспорт.

По состоянию на 11 августа 2020 года на консульском учете состояло 52.702 гражданина Грузии, в том числе в Греции – 13.221 человек, в Азербайджане – 7.038, в США – 4.312, на Украине – 3.543, в Испании – 3.124 человека.

[18] При проведении парламентских выборов в 2008 году в списки избирателей было включено 3.465.736 избирателей, в 2012 году – 3.613.851 избиратель, в 2016 году – 3.513.884 избирателя, т.е. наблюдается некоторый волнообразный рост и сокращение численности избирателей (по сравнению с
2016 годом – на 100.000 избирателей).

[19] В регистрации было отказано, в частности, политическим партиям «Самшобло», Союз консолидации граждан Грузии, Национал-христианская партия Грузии, политическому объединению «Новые».

[20] Списки кандидатов представили 50 политических партий и две политические коалиции (избирательных блока), при этом списки кандидатов не смогли представить, в частности, такие политические партии, как «Трибуна», «Единство националистов Грузии», «Евроатлантический путь Грузии», «Единство иберийцев», Партия единства и развития Грузии, Союз защиты прав пенсионеров Грузии.

[21] Все участники парламентских выборов приветствовали указанную законодательную поправку.

При этом при проведении парламентских выборов 2028 года и 2032 года каждый третий (а не четвертый) кандидат в списке кандидатов политической партии, политической коалиции должен будет представлять наименее представленный гендер (пол).

При проведении в 2016 году парламентских выборов всего было зарегистрировано 4.340 кандидатов: по одномандатным избирательным округам было зарегистрировано 17,5% кандидатов-женщин (143 из 816), по единому (национальному) избирательному округу – 37% (1.304 из 3.524).

В целом депутатами было избрано 24 женщины (16%).

[22] Так, согласно Кодексу поведения (состоит из четырех глав), политические партии должны признавать верховенство закона, обязуются действовать согласно Конституции Грузии, уважать все политические партии, кандидатов и права избирателей, не будут использовать язык вражды, ксенофобии или угроз, будут способствовать мирной избирательной среде.

Кроме того, в Кодексе поведения подчеркнута важность достойной и честной конкуренции между партиями.

При этом присоединяющиеся к Кодексу поведения политические партии и политические коалиции должны отказаться от личностных оскорблений, провокаций, вмешательства в агитационную кампанию политических конкурентов, от использования заведомо ложной фальсифицированной информации с целью дискредитации политических оппонентов, а также не должны использовать административный ресурс для извлечения политической и электоральной выгоды.

[23] Средства массовой информации, как государственные (национальные), так и частные, на практике «разделяются» преимущественно по партийным линиям.

[24] При этом одна из основных оппозиционных политических партий «Единое национальное движение», входящая в оппозиционный политический блок «Сила в единстве» (в его состав входит еще четыре политические партии), заявила об отказе от дальнейшего участия в теледебатах если в них не будут принимать участие представители правящей политической партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия», поскольку, по ее мнению, дебаты только между представителями оппозиционных политических партий наносит вред избирательной кампании в целом.

[25] Так, оппозиционная политическая партия «Единое национальное движение» начала новую агитационную пиар-акцию «Поручи Мише», в рамках которой все «наказы», которые кандидаты от политической партии в одномандатных избирательных округах получат от населения, будут переданы кандидату в Премьер-министры Грузии от политической партии, бывшему Президенту Грузии Михаилу Саакашвили 9все «наказы», как уверяют в политической партии, будут выполнены в случае прихода Национального движения к власти.

Политическая партия «Гирчи» (Шишка) в рамках партийной агитационной пиар-акции разыгрывает автомобиль марки Tesla, для участия в автомобильном розыгрыше избиратели должны зарегистрироваться на сайте политической партии, прийти в день голосования на избирательный участок, сделать фото в помещении для голосования избирательного участка, поставить соответствующий хэштег и дождаться счастливого момента розыгрыша вожделенного приза.

[26] При этом, как показывают результаты проведенного в период с 15 июня по 31 августа промежуточного медиамониторинга парламентских выборов 43 средств массовой информации
(12 телеканалов, 10 радиостанций, 8 печатных средств массовой информации и 13 онлайн-изданий), указанные средства массовой информации уделяют больше времени освещению деятельности правящей политической партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия», далее следуют основные оппозиционные политические партии «Единое национальное движение» и «Европейская Грузия – движение за свободу».

[27] Впервые была образована в 2013 году и в ее состав входили высокопоставленные должностные лица; присутствовать на ее заседаниях были вправе представители всех политических партий и наблюдатели.

[28] В 2008 году в голосовании приняло участие 53,39%, в 2012 году – 59,76% избирателей, в 2016 году в голосовании – 51,63% избирателей.

Таким образом, явка избирателей, принимающих участие в голосовании на парламентских выборах, несмотря на волнообразный характер, имеет (по сравнению с 2008 годом) тенденцию к снижению.

[29] Так, каждый участник специальной группы, а также все участники избирательного процесса будут экипированы соответствующим образом: в частности, одноразовым халатом, маской, перчатками, защитным щитом и средствами для дезинфекции.

Вместе с этим, передача избирательных бюллетеней будет происходить не при близком контакте, а с соблюдением социальной дистанции не менее чем в 1,5 метра.

Указанные избирательные участки откроются 31 октября в 07:00 по местному времени, а сама процедура голосования начнется с 08:00 и завершится в 20:00 по местному времени.

[30] Кроме того, дистанционное электронное голосование, голосование на цифровых избирательных участках, а также использование при голосовании избирателей технических средств подсчета голосов законодательством также не предусмотрено.

[31] Все учебно-воспитательные учреждения – школы и детские сады, в которых размещены избирательные участки, за несколько дней до дня голосования избирателей на парламентских выборах будут закрыты (с 28 октября по 2 ноября) для проведения противоэпидемиологической санитарной обработки.

Так, в городе Тбилиси из 183 государственных детских сада в 104 размещены участковые избирательные комиссии.

[32] Окружные избирательные комиссии должны передать избирательные бюллетени и специальные конверты для вкладывания избирателем в них заполненных избирательных бюллетеней, а также списки избирателей, в том числе отдельные списки избирателей с ограниченными физическими возможностями (для адаптивных избирательных участков), в участковые избирательные комиссий не позднее 20:00 по местному времени 30 сентября 2020 года.

[33] При этом ряд экспертов полагает, что в избирательном бюллетене должна быть специальная графа (позиция) – «Против всех кандидатов (списков кандидатов), чтобы избиратели могли проголосовать против всех в случае если ни один из субъектов парламентского избирательного процесса его политически не удовлетворяет.

[34] Как известно, в связи с так называемой «Революцией роз» результаты парламентских выборов 25 ноября 2003 года были признаны Верховным судом Грузии недействительными (новые парламентские выборы были проведены 28 марта 2004 года).

При этом ряд экспертов не исключает непризнание некоторыми политическими силами результатов парламентских выборов 31 октября 2020 года и инициирование массовых протестных выступлений в формате очередной цветной революции.

[35] При этом, однако, БДИПЧ ОБСЕ затем (как и при проведении президентских выборов в Молдове 1 ноября 2020 года) приняло решение о смене формата электоральной мониторинговой деятельности с полномасштабной миссии по наблюдению за выборами на ограниченную миссию; это означает, что краткосрочные международные наблюдатели, составляющие, как правило, наибольшее количество состава международной миссии и которые осуществляют непосредственное наблюдение за ходом избирательного процесса в день голосования избирателей на президентских выборах, в Молдову не направляются, в частности, вследствие направления странами ОБСЕ меньшего числа лиц (чем первоначально запрашивалось), а также наличием чрезвычайных пандемических обстоятельств и наличием ограничений на поездки в регионах ОБСЕ в условиях пандемии коронавируса).