Парламентские выборы в Лихтенштейне 7 февраля 2021 года

Парламентские выборы в Лихтенштейне 7 февраля 2021 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

02 февраля, 2021

Княжество Лихтенштейн является унитарным государством1.

В соответствии с Конституцией Княжество Лихтенштейн является наследственной монархией с элементами парламентской формы правления и Великим Князем Лихтенштейна как главой государства.

Лихтенштейн является одной из наиболее политически значимых наследственных монархий в Европе.

При проведении в 2003 году конституционного референдума Великий Князь Лихтенштейна был наделен существенными полномочиями в государственном механизме.

Великий Князь Лихтенштейна правомочен распустить парламент, назначить и отстранить от должности членов правительство, назначить судей, приостанавливать действие законодательных актов, в том числе решений, принятых на референдуме.

При этом в случае конфликта между Великим Князем Лихтенштейна и парламентом избиратели могут инициировать проведение референдума и вынести вопросы о выражении недоверия Великому Князю, об упразднении монархии, о созыве парламента, о назначении судей.

Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент – Альтинг, 25 депутатов которого избираются на всеобщих и прямых выборах сроком на четыре года.

В соответствии с Конституцией Лихтенштейна Альтинг является основным законодательным органом и среди его полномочий, в частности, полномочия по принятию законов, государственного бюджета, осуществление контроля за деятельностью правительства и государственных органов, участие в заключении международных договоров.

Депутаты осуществляют свои полномочия на частично освобожденной основе.

После проведения 5 февраля 2017 года парламентских выборов в парламент были избраны представители четырех политических партий, политических групп; при этом в состав правящей коалиции традиционно вошли Прогрессивная партия граждан, которая получила 9 депутатских мандатов, и Патриотический союз, получивший 8 депутатских мандатов; в состав же парламентской оппозиции вошли представители политических групп (политических объединений) «Независимые» (образованы в 2013 году) – пять депутатских мандатов и «Свободный список» (образован в 1985 году) – три депутатских мандата2.

В действующем состава парламента три женщины (меньше, чем по результатам проведения прошлых парламентских выборов), при этом одна из них занимает должность заместителя Председателя Альтинга.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Лихтенштейна во главе с Премьер-министром.

В состав Правительства Лихтенштейна входит четыре министра: в соответствии с законодательством правительство формируется на квотной основе: каждый из двух регионов (частей) страны (Верхний Лихтенштейн (Оберланд) и Нижний Лихтенштейн (Унтерланд) имеют право на должности не менее двух министров, при этом заместители министров также должны быть представителями соответствующего региона.

Члены Правительства Лихтенштейна назначаются Великим Князем Лихтенштейна по предложению парламента.

В соответствии со статьей 50 Конституции Лихтенштейна в случае роспуска Ландтага новые выборы назначаются не позднее шести недель. Вновь избранные депутаты созываются в течение 14 дней.

В случае перехода трона в порядке престолонаследия Ландтаг должен быть созван не позднее 30 дней на чрезвычайную сессию для принятия присяги верноподданства наследнику трона, предусмотренной статьей 131 Конституции.

Если Ландтаг был до этого распущен, новые выборы производятся в таком порядке, чтобы сделать возможным созыв Ландтага не позднее 40 дней после вступления на трон нового Князя (статья 51 Конституции Лихтенштейна).

В соответствии с законодательством парламентские выборы назначает Правительство Лихтенштейна.

Проведение очередных парламентских выборов было назначено Правительством Лихтенштейна на 7 февраля (воскресенье) 2021 года3.

В современной электоральной истории Лихтенштейна все парламентские выборы были очередными. 

К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения указанных выборов можно отнести, в частности, следующие: 

1. При проведении выборов 25 депутатов Ландтага – однопалатного парламента применяется пропорциональная избирательная система, «открытые» списки кандидатов и панаширование как метод голосования избирателей за разных кандидатов из различных списков кандидатов.

При этом законодательно закреплен достаточно высокий 8% заградительный барьер для допуска политических партий к участию в распределении 25 депутатских мандатов.

2. Неравенство двух многомандатных избирательных округов (Оберланд и Унтерланд) по числу депутатских мандатов (соответственно 15 и 10) и численности избирателей, приходящихся на один депутатский мандат.

При проведении настоящих выборов численность избирателей, зарегистрированных на территории Унтерланда, почти в два раза меньше численности избирателей, зарегистрированных на территории Оберланда.

3. Законодательное дозволение политической партии иметь одного заместителя на трех избранных депутатов, каковыми, т.е. заместителями, являются кандидаты списка кандидатов политической партии, которые не были избраны при первоначальном распределении депутатских мандатов и получили наибольшее, после избранных депутатов, количество действительных голосов избирателей5.

4. Законодательство не устанавливает порога явки избирателей для признания парламентских выборов состоявшимися (при проведении 5 февраля 2017 года парламентских выборов в голосовании приняло участие 77,79% избирателей).

5. В соответствии с законодательством центральный электоральный орган не образуется.

Организация и проведение парламентских выборов возложена на государственные (МВД Лихтенштейна и другие государственные органы) и муниципальные органы, а также двухуровневую систему избирательных органов (две окружные избирательные комиссии, а также 11 общинных избирательных комиссий, которые в день голосования также осуществляют функции и полномочия участковых избирательных комиссий.

6. В соответствии с законодательством активное и пассивное избирательное право является единым – с 18 лет.

7. В списки избирателей включаются граждане Лихтенштейна, достигшие возраста 18 лет и старше, проживающие постоянно на территории страны не менее одного месяца до дня голосования на парламентских выборах.

При проведении настоящих выборов в списки избирателей включено 20.400 избирателей, на 594 избирателя больше, чем в 2017 году (19.806 избирателей).

8. При проведении парламентских выборов списки кандидатов должны быть выдвинуты группами избирателей в составе не менее чем 30 избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа (при этом выдвигаемые кандидаты должны проживать на территории соответствующего избирательного округа).

На практике, выдвижение кандидатов производится политическими партиями с последующим сбором подписей не менее 30 избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа.

Избиратель может поддержать выдвижение только одного списка кандидатов.

Проверка подписей избирателей производиться в соответствующей общине, на территории которой зарегистрирован избиратель.

В случае если подпись избирателя признана недействительной, кандидат может в течение двух календарных дней представить подпись другого избирателя в поддержку своего выдвижения.

При проведении настоящих парламентских выборов пять политических партий (Прогрессивная гражданская партия, Патриотический союз, Свободный список, Независимые, Демократы за Лихтенштейн) зарегистрировали 75 кандидатов (на 25 депутатских мандатов), в том числе 23 женщины.

После регистрации списков кандидатов каждый зарегистрированный список кандидатов изготавливается в виде самостоятельного (отдельного) избирательного бюллетеня, т.е. в каждом многомандатном избирательном округе (Оберланд и Унтерланд) каждая группа избирателей, политическая партия, выдвинувшие кандидатов (список кандидатов), имеют отдельный избирательный бюллетень.

9. Законодательство практически, за некоторым исключением, не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации, в том числе финансового обеспечения ее проведения.

При этом законодательно не установлен предельный размер добровольных пожертвований физических и юридических лиц в избирательные фонды участников парламентских выборов, а также предельный размер расходования средств избирательного фонда, допускаются пожертвования из иностранных источников (не свыше установленного законодательством размера в 300 швейцарских франков).

Вместе с тем, за нарушение законодательства при финансировании политических партий и предвыборной агитации на виновных может быть наложен штраф в размере до 50.000 швейцарских франков либо вынесен приговор в части лишения свободы на срок до трех лет.

10. В соответствии с законодательством голосование избирателей рассматривается как патриотический долг.

11. Законодательством предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, которое было введено в 2004 году.

Почтовое голосование продолжается в течение 12 календарных дней: оно начинается за две недели и заканчивается за два дня до дня общего голосования.

На практике около 95% избирателей голосуют по почте.

12. В соответствии с законодательством в день общего голосования избиратели могут лично проголосовать в помещении для голосования: продолжительность такого голосования составляет 1,5 часа (голосование избирателей проводится с 10:30 до 12:00 по местному времени).

Представляется, что такая мегакороткая продолжительность голосования избирателей может являться своеобразным мировым электоральным рекордом и достойна занесения в Книгу рекордов Гиннеса.

13. При проведении парламентских выборов применяется автоматизированная система идентификации избирателей, а также суммирования итогов голосования и определения результатов парламентских выборов, а именно: единая (централизованная) компьютерная сеть и специальная компьютерная программа «SEZAM Wahlen Proporz».

14. В соответствии с Актом об осуществлении политических и гражданских прав при решении государственных дел нарушения, совершенные до дня голосования, могут быть обжалованы только по двум категориям: нарушения при составлении списка избирателей и нарушения при сборе подписей 30 избирателей при выдвижении кандидата (кандидатов).

В соответствии с Конституцией и законодательством образован Государственный суд Лихтенштейна в качестве суда публичного права для рассмотрения, в частности, вопросов о конституционности законов и законности постановлений Правительства Лихтенштейна, дел о нарушениях при проведении выборов, в том числе о признании парламентских выборов недействительными.

За последние 20 лет в Государственный суд Лихтенштейна не было подано ни одной жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.

15. Законодательство не закрепляет института национальных (общественных) и международных наблюдателей.

Порядок приглашения и деятельности международных (иностранных) наблюдателей, приглашаемых на парламентские выборы, регулируется разовыми решениям Правительства Лихтенштейна.

Правовая основа парламентских выборов. Проведение парламентских выборов регулируется положениями Конституцией Лихтенштейна 1921 года (с изменениями, в частности, 2003 года), Акта об осуществлении политических и гражданских прав при решении государственных дел от 17 июля 1973 года, с изменениями, в частности от 24 июня 1986 года, 2008 года и 2012 года, Акта об информации 1999 года, Акта о теле- и радиовещании 2003 года, Акта о средствах массовой информации 2005 года, Акта о финансировании средств массовой информации 2006 года, Акта о финансировании политических партий, законодательство о равенстве полов 1999 года, нормативных правовых актов Правительства Лихтенштейна, принимаемых, как правило, в преддверии проведения парламентских выборов, которые, в частности, регулируют такие вопросы, как порядок реализации избирательных прав граждан, регистрации избирателей, признания избирательных бюллетеней недействительными, организация голосования избирателей по почте, общий порядок голосования, подсчет голосов избирателей, опубликование результатов парламентских выборов (как правило, указанные вопросы регулируются тремя самостоятельными правительственными постановлениями: указанные постановления были приняты 15 декабря 2020 года).

Решения судебных органов обеспечивают единообразное применение законодательства при проведении парламентских выборов.

При подготовке к проведению в 2021 году очередных парламентских выборов в законодательство практически не было внесено, за некоторым исключением, каких-либо изменений.

Так, в мае 2019 года в законодательный акт о финансировании политических партий были внесены изменения, предусматривающие, в частности, усиление прозрачности финансирования политических партий и проведения предвыборной агитации.

Парламентская избирательная система. В Лихтенштейне многопартийная политическая система: в настоящее время зарегистрировано пять политических партий: Прогрессивная партия граждан, Патриотический союз, Свободный список, Независимые, Демократы за Лихтенштейн.

При проведении 7 февраля 2021 года очередных парламентских выборов применяется пропорциональная избирательная система.

В соответствии с законодательством выборы 25 депутатов однопалатного парламента – Ландтага, избираемого сроком на четыре года, проводятся по пропорциональной избирательной системе в рамках двух многомандатных избирательных округов (15 депутатских мандатов в Верхней части Лихтенштейна (Оберланд) и 10 депутатских мандатов – в нижней его части (Унтерланд) и преференциального голосования.

Активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Ландтага является единым – с 18 лет.

При этом женщинам избирательные права были предоставлены только в 1984 году.

Законодательство не устанавливает порога явки для признания парламентских выборов состоявшимися (на практике, при проведении 5 февраля 2017 года последних парламентских выборов в голосовании приняло участие 77,79% избирателей).

Действующее распределение депутатских мандатов между двумя избирательными округами было введено в 1988 году: образуется два многомандатных избирательных округа.

Многомандатные избирательные округа не являются равными в части числа избирателей, приходящихся на один депутатский мандат, т.е. не являются пропорциональными в части соотношения количества депутатских мандатов и числа избирателей, приходящихся на один депутатский мандат (указанное неравенство по числу депутатских мандатов в соответствующем многомандатном избирательном округе может оказывать, как отмечают эксперты, влияние на равенство голосов избирателей).

Так, многомандатный избирательный округ, образованный на территории нижней части Лихтенштейна (Унтерланд), по числу мандатов не соответствует норме представительства избирателей на один мандат (однако, это было сделано с целью создания дополнительных гарантий обеспечения парламентского представительства интересов населения и избирателей нижней части страны).

При проведении настоящих парламентских выборов численность избирателей, зарегистрированных на территории Унтерланда, почти в два раза меньше численности избирателей, зарегистрированных на территории Оберланда.

Списки кандидатов являются «открытыми» (в связи с преференциальным голосованием избирателей).

Депутатские мандаты распределяются между политическими партиями, политическими объединениями, получившими не менее 8% голосов избирателей в соответствующем многомандатном избирательном округе (после окончания Второй мировой войны указанный заградительный барьер был 18% и только в 1973 году понижен до 8%4).

Заградительный барьер является одним из самых высоких в Европе (после Турции – 10%, хотя Европейский суд по правам человека в одном из своих решений от 8 июля 2008 года «Юмак и Садак против Турции» признал, что он, в принципе, не нарушает принципа пропорционального представительства в турецком парламенте и в целом прав человека и гражданина, однако является чрезмерно высоким).

В 2014 году проводилась парламентская дискуссия по вопросу о возможном понижении «заградительного» барьера, однако решение не было принято.

При подготовке к проведению 7 февраля 2021 года очередных парламентских выборов некоторые участники указанных выборов также отмечали, что высокий заградительный барьер по-прежнему лишает часть избирателей на адекватное парламентское представительство.

В соответствии с законодательством в списке кандидатов каждого политического объединения, политической партии, которые преодолели 8% заградительный барьер, кандидаты ранжируются в соответствии с количеством полученных преференциальных голосов избирателей.

Депутатские мандаты распределяются между политическими объединениями, политическими партиями с использованием квоты Друпа с наибольшим остатком.

В рамках данной квоты голоса избирателей, которые были отданы за политические объединения, политические партии, не преодолевшие 8% заградительный барьер в национальном масштабе, вычитаются из общего числа действительных голосов избирателей.

Затем получившийся в результате вычитания общий остаток действительных голосов избирателей подлежит делению на количество мандатов, подлежащих распределению в соответствующем многомандатном избирательном округе и после этого добавляется единица (+1), при этом результат деления во всех случаях округляется до целого числа.

Чтобы определить число депутатских мандатов, причитающихся политическому объединению, политической партии, число голосов избирателей, полученных каждой из них в соответствующем многомандатном избирательном округе должно быть разделено на вышеуказанный результат квоты Друпа.

Любые нераспределенные мандаты передаются политическим объединениям, политическим партиям с наибольшим остатком (наибольшими остатками).

Внутри списка кандидатов мандаты распределяются, как уже отмечалось, в соответствии с полученными кандидатами преференциальными голосами избирателей.

В соответствии с законодательством каждое политическое объединение, политическая партия вправе иметь одного заместителя на трех избранных депутатов и таковыми являются кандидаты списка кандидатов, которые не были избраны при первоначальном распределении мандатов и получили наибольшее, после избранных депутатов, количество голосов избирателей5.

Вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В случае если список кандидатов политической партии полностью исчерпан, в соответствующем многомандатном избирательном округе проводятся дополнительные выборы.

Избирательные комиссии. В соответствии с законодательством организацию и проведение парламентских выборов осуществляют государственные (МВД Лихтенштейна и другие государственные органы) и муниципальные органы, а также двухуровневая система избирательных органов.

При этом центральный электоральный орган не образуется.

На Правительство Лихтенштейна конституционно возложена ответственность за подготовку и проведение парламентских выборов.

В целом на Правительство Лихтенштейна возложены полномочия по назначению парламентских выборов, принятию инструкций для избирательных комиссий, изготовление и распространение избирательной документации, подтверждение выдвижения кандидатов, распределение депутатских мандатов, рассмотрение определенных категорий жалоб участников парламентских выборов.

Соответствующие полномочия по организации и проведению парламентских выборов возложены также на Министерство внутренних дел Лихтенштейна и Государственного канцлера.

Общинные советы также выполняют определенные избирательные действия и осуществляют некоторые избирательные процедуры, в частности подготовку списков избирателей, распространение избирательных материалов, предварительную проверку списка выдвинутых кандидатов (их обладание активным избирательным правом), проверку подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

В соответствии с законодательством образуются две постоянно действующие окружные избирательные комиссии (Оберланда и Унтерланда), которые осуществляют суммирование итогов голосования (при этом проводят обязательный повторный подсчет голосов избирателей), корректировку протоколов об итогах голосования в случае выявления в них ошибок и неточностей, определение результатов парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу6.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий составляет четыре года.

Формирование окружных избирательных комиссий осуществляется Правительством Лихтенштейна с учетом парламентского представительства политических групп по результатам прошлых парламентских выборов.

Кроме того, все участники парламентских выборов имеют право на равное представительство (по одному представителю) в указанных окружных избирательных комиссиях.

Законодательство не предусматривает наличие гендерных квот при формировании окружных избирательных комиссий.

При проведении 5 февраля 2017 года парламентских выборов в состав двух окружных избирательных комиссий было назначено 32% женщин; при проведении настоящих парламентских выборов – уже 46% женщин.

Состав окружной избирательной комиссии – председатель и максимум 11 членов и шесть заместителей постоянных членов комиссии.

Председатель окружной избирательной комиссии назначается Правительством Лихтенштейна с учетом результатов последних парламентских выборов и, как правило, из числа представителей политической партии, получившей наибольшее число депутатских мандатов в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Законодательство прямо не указывает на то, что заседания окружных избирательных комиссий являются открытыми.

Постоянно действующие общинные избирательные комиссии (11), на которые в день голосования возложены полномочия также участковых избирательных комиссий, осуществляют организацию голосования и подсчет голосов избирателей на избирательных участках и направление в соответствующую окружную избирательную комиссию избирательных документов об итогах голосования.

Срок полномочий общинной избирательной комиссии – четыре года.

Формирование общинных избирательных комиссий осуществляется общинным советом на основе предложений только парламентских политических партий (другие политические партии, как правило, не предлагают кандидатуры для назначения в состав указанных избирательных комиссий).

Законодательство не предусматривает наличие гендерных квот при формировании окружных избирательных комиссий.

При проведении настоящих парламентских выборов в состав указанных избирательных комиссий было назначено 40% женщин.

Состав общинной избирательной комиссии – председатель, шесть членов и три заместителя постоянных членов комиссии.

Председателем общинной избирательной комиссии является председатель общинного совета – местного представительного органа.

При проведении настоящих парламентских выборов члены указанных избирательных комиссий прошли обучение, организованное Правительством Лихтенштейна.

В дни голосования общинные избирательные комиссии осуществляют, как уже отмечалось, полномочия участковых избирательных комиссий, т.е. организуют и проводят голосование избирателей и на этой основе самостоятельные участковые избирательные комиссии не образуются.

В проведении подсчета голосов избирателей наряду с членами общинной избирательной комиссии вправе принимать участие помощники (счетные помощники), которые назначаются общинным советом (их состав отражает, как правило, политический спектр состава членов общинной избирательной комиссии).

В целом окружные избирательные комиссии и общинные избирательные комиссии являются постоянно действующими органами, состав которых формируется политическими партиями с учетом количества депутатских мандатов, полученных соответствующей политической партией в парламенте (фактически), хотя все политические партии и группы избирателей, принимающие участие в парламентских выборах, юридически имеют право назначать своих представителей в состав указанных избирательных комиссий.

При проведении настоящих выборов Правительство Лихтенштейна организовало проведение обучения членов общинных избирательных комиссий.

Регистрация избирателей. В соответствии с законодательством регистрация избирателей является пассивной, за исключением зарубежных лихтенштейнских избирателей, для которых регистрация в качестве избирателей является активной.

В соответствии со статьей 28 Конституции Лихтенштейна каждый гражданин имеет право при условии соблюдения действующих законов свободно избирать для себя место жительства в любом пункте в пределах территории государства и приобретать любого рода имущество.

Регистрация избирателей осуществляется местными представительными органами (общинными советами) на основе сведений, содержащихся в постоянном электронном регистре населения Лихтенштейна.

Списки избирателей также составляются общинными советами на основе сведений, содержащихся в указанном регистре.

В списки избирателей включаются граждане Лихтенштейна, достигшие возраста 18 лет и старше, проживающие постоянно на территории Лихтенштейна не менее одного месяца до дня голосования на парламентских выборах7.

Необходимо отметить, что при проведении 11 февраля 2001 года парламентских выборов в списки избирателей было включено 16.350 избирателей – почти на 1.800 избирателей больше, чем при проведении парламентских выборов в 1997 году: однако, это было связано с понижением на два года – с 20 до 18 лет минимального возраста для реализации активного избирательного права; кроме того, 800 человек получили гражданство Лихтенштейна.

Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления в течение трех дней и не позднее (ранее) чем за четыре недели до дня голосования.

В течение указанных трех календарных дней избиратели могут обжаловать неправильные сведения или невключение в список избирателей непосредственно в соответствующий общинный совет.

Включение избирателей в списки избирателей в день голосования законодательством о выборах допускается по решению соответствующей общинной избирательной комиссии на основании документа, удостоверяющего место постоянного жительства на территории соответствующей общины, т.е. в случае, когда их невключение в список избирателей являлось очевидной технической ошибкой.

Лихтенштейнские избиратели, постоянно проживающие за пределами территории страны, не имеют права принимать участие в голосовании на парламентских выборах, за исключением избирателей, которые находятся за рубежом на временной (непостоянной) основе (например, на учебе или в командировке).

Указанные избиратели по их запросу могут получать по почте от общинного совета соответствующие избирательные материалы и документы для участия в голосовании.

В соответствии с законодательством списки избирателей предоставляются непосредственным участникам парламентских выборов при условии соблюдения ими требований о защите персональных сведений избирателей.

При проведении настоящих парламентских выборов в списки избирателей было включено 20.400 избирателей, на 594 избирателя больше, чем в 2017 году (19.806 избирателей).

Выдвижение и регистрация кандидатов. В соответствии с законодательством активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Ландтага – однопалатного парламента является единым – с 18 лет.

На этой основе лица, обладающие активным избирательным правом, вправе быть избранны депутатом парламента

При проведении парламентских выборов списки кандидатов должны быть выдвинуты группами избирателей в составе не менее чем 30 избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа (при этом выдвигаемые кандидаты должны проживать на территории данного избирательного округа).

По смыслу законодательства о выборах группа избирателей не является и не должна быть зарегистрированной политической партией, однако на практике выдвижение кандидатов производится, как правило, политическими партиями.

Законодательство не предусматривает гендерных квот при выдвижении кандидатов (списков кандидатов)8.

По соответствующему избирательному округу в список выдвинутых кандидатов может входить от 1 до 15 кандидатов (Оберланд) и от 1 до10 кандидатов (Унтерланд)9.

При этом политические партии вправе определить среди выдвинутых кандидатов кандидатуры, рассматриваемые ими в качестве кандидатов на замещение должности Премьер-министра Лихтенштейна либо на вхождение в состав Правительства Лихтенштейна в качестве министров.

В соответствии с законодательством избиратель может поставить свою подпись в поддержку выдвижения только одного списка кандидатов.

Проверка подписей избирателей производиться в соответствующей общине, на территории которой зарегистрирован избиратель.

В случае если подпись избирателя признана недействительной, кандидат может в течение двух календарных дней представить подпись другого избирателя в поддержку своего выдвижения.

В целом законодательное регулирование порядка сбора и проверки подписей избирателей недостаточно урегулировано, при этом отсутствует единая база данных (подписей избирателей), с помощью которой можно производить экспертное сопоставление (сравнение) соответствующих образцов подписей избирателей.

В последующем – после регистрации списков кандидатов – каждый зарегистрированный список кандидатов изготавливается в виде самостоятельного (отдельного) избирательного бюллетеня по соответствующему многомандатному избирательному округу.

Списки кандидатов опубликовываются в печатных средствах массовой информации, а также размещаются в сети Интернет.

При проведении настоящих парламентских выборов пять политических партий (Прогрессивная гражданская партия, Патриотический союз, Свободный список, Независимые, Демократы за Лихтенштейн) зарегистрировали 75 кандидатов (на 25 депутатских мандатов), в том числе 23 женщины (в 2013 году – 19 женщин, в 2017 году – 16 женщин)10.

При этом, хотя на состоявшемся, как уже отмечалось, в августе 2020 года конституционном референдуме не был поддержан вопрос об обеспечении сбалансированного представительства мужчин и женщин в публичных государственных органах, при проведении настоящих выборов политические партии увеличили представительство женщин, включенных в списки кандидатов (на семь женщин больше, чем в 2017 году), а также были намерены выдвигать женщин на соответствующие государственные должности, в том числе на должность Премьер-министра Лихтенштейна.

Предвыборная агитация и ее финансирование. Законодательство практически, за некоторым исключением, не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации, в том числе финансового обеспечения ее проведения, и непосредственные участники парламентских выборов могут проводить предвыборную агитацию на любом этапе парламентской избирательной кампании.

Это связано, в частности, с тем, что традиционно личности кандидатов привлекают большее внимание избирателей, чем предвыборные программы политических партий; кроме того, при выдвижении списков кандидатов политические партии одновременно определяют кандидатов в списках кандидатов, которые претендуют на вхождение в состав правительства, в том числе в качестве кандидата на должность Премьер-министра, что, на практике, повышает интерес избирателей к электоральным персоналиям (так, при проведении 5 февраля 2017 года прошлых парламентских выборов все политические партии (за исключением одной) определили кандидатов, которые претендовали на вхождение в состав правительства, в том числе на должность Премьер-министра).

В этих условиях группы избирателей, политические партии не ограничены в размере пожертвований в их избирательные фонды для проведения предвыборной агитации и расходов на ее проведение.

Политические партии и иные участники парламентских выборов могут получать средства из государственного бюджета, а также из частных источников (от физических и юридических лиц).

При этом законодательство не устанавливает предельные размеры добровольных пожертвований со стороны физических и юридических лиц в избирательные фонды участников парламентских выборов; кроме того, группы избирателей (группы независимых кандидатов), политические партии не обязаны представлять сведения о жертвователях.

При этом законодательство прямо не регулирует вопросы внесения пожертвований из иностранных источников.

На практике ряд общественных фондов – так называемые «третьи» организации, на которые не распространяется законодательное положение об обязательном раскрытии источников пожертвований в их адрес и представлении финансовых отчетов, после получения добровольных пожертвований производят соответствующие пожертвования уже в адрес соответствующей политических партий.

Такой подход не обеспечивает открытости и прозрачности финансового обеспечения участия политических партий в парламентских выборах.

Законодательство не устанавливает также и предельные размеры расходования средств избирательных фондов, образованных группами избирателей, выдвинувших кандидатов; кроме того, законодательство не регулирует перечень источников финансирования (пожертвований) предвыборной агитации указанными группами избирателей, виды расходов, а также обнародования сведений о пожертвованиях и жертвователях.

В целом законодательство также не обеспечивает открытости и прозрачности финансового обеспечения участия политических партий и иных участников парламентских выборах при проведении предвыборной агитации.

Представление промежуточных финансовых отчетов непосредственных участников парламентских выборов о финансировании предвыборной агитации законодательством не предусмотрено.

В соответствии с законодательством политические партии представляют ежегодные итоговые финансовые отчеты, в которых имеется раздел о финансировании участия политической партии в парламентских выборах (представление отдельного итогового финансового отчета о финансировании участия политической партии в парламентских выборах и финансировании предвыборной агитации законодательством не предусмотрено); при этом по решению Правительства Лихтенштейна может быть проведена независимая аудиторская проверка ежегодных финансовых отчетов, которые представляются политическими партиями в соответствии с законодательством о политических партиях.

По результатам парламентских выборов политические партии получают субсидии из государственного бюджета: право на государственное финансирование получают политические партии, которые были допущены к участию в распределении депутатских мандатов (т.е. преодолели 8% заградительный барьер), а также те, которые получили не менее 3% действительных голосов избирателей в каждом из двух многомандатных избирательных округов при проведении последних парламентских выборов.

Так, в 2019 году Правительство Лихтенштейна в рамках ежегодного государственного бюджетного финансирования перечислило каждой политической партии 55.000 швейцарских франков и 710.000 швейцарских франков – в пропорции к числу действительных голосов избирателей, полученных каждой из политических партий.

Кроме того, на практике, общественные фонды в добровольном порядке также ежегодно перечисляют каждой политической партии 5.000 швейцарских франков.

После проведения в 2017 году парламентских выборов в законодательство о финансировании политических партий и предвыборной агитации были внесены существенные изменения.

Так, в мае 2019 года в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, усиление прозрачности финансирования политических партий и проведения предвыборной агитации.

В частности, в соответствии с обновленным законодательством политические партии должны были пройти процедуру регистрации в качестве публичного юридического лица для последующего ежегодного получения средств из государственного бюджета, обнародовать свои ежегодные финансовые отчеты, содержащие детальную информацию об источниках доходов и направлениях расходов, включая соблюдение законодательного запрета на поступление анонимных пожертвований сверх установленного размера (не свыше 300 швейцарских франков), а также обнародовать результаты аудиторской проверки представленных финансовых отчетов.

Кроме того, обновленное законодательство обязывает политические партии принять и разместить на своем сайте в сети Интернет документы о партийной политике в отношении добровольных пожертвований.

В целом, законодательство предусматривает осуществление контроля за финансовой отчетностью политических партий, широкий перечень санкций за нарушение законодательства.

Так, законодательство предусматривает осуществление контроля за финансированием политических партий со стороны правительственного органа (финансового департамента).

За нарушение законодательства при финансировании политических партий и предвыборной агитации на виновных может быть наложен штраф в размере до 50.000 швейцарских франков либо вынесен приговор в части лишения свободы на срок до трех лет.

В целом, как уже отмечалось, политические партии включают сведения о финансировании участия в парламентских выборах не в отдельный итоговый электоральный финансовый отчет, а в ежегодный финансовый отчет политической партии.

При этом законодательство не предусматривает создание специального независимого органа по вопросам осуществления контроля за финансированием политических партий и предвыборной агитации.

Законодательство, как правило, особым образом не регулирует деятельность средств массовой информации в период проведения парламентской избирательной кампании.

При этом политические партии могут для проведения предвыборной агитации приобрести эфирное время или печатную площадь в средствах массовой информации за плату; вместе с тем, законодательство запрещает приобретение политически партиями эфирного времени на государственном радио за плату.

При проведении настоящих выборов предвыборная агитация традиционно проводится в печатных средствах массовой информации и только в последнее время – в сети Интернет, в социальных сетях, а также, хотя и в ограниченном объеме, в электронных средствах массовой информации.

При этом крупные печатные средства массовой информации (две ежедневные газеты, охватывающие 85% населения страны) аффилированы с двумя политическими партиями и, к тому же, финансируются из государственного бюджета.

При проведении настоящих парламентских выборов впервые все политические партии могли предварительно записать и разместить агитационные видеоролики в онлайн-изданиях электронных средств массовой информации.

При проведении настоящих парламентских выборов рядом теле- и радиокомпаний также проводились теледебаты.

При этом в преддверии проведения указанных выборов некоторые из их участников высказывали пожелание, чтобы теледебаты сопровождались бегущей строкой и сурдопереводом для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Контроль за соблюдением средствами массовой информации положений законодательства осуществляет специальный орган – Комиссия по средствам массовой информации, формируемая парламентом в составе пяти человек, включая ее председателя, сроком на четыре года11.

Указанная Комиссия вправе, в частности, налагать санкции на электоральных информационных правонарушителей (в частности, вынести предупреждение либо наложить штраф).

Встречи кандидатов с избирателями традиционно не проводятся, а если и проводятся, то с участием в них незначительного числа избирателей.

В этих условиях пандемия коронавируса оказывает незначительный эффект на непосредственную электоральную деятельность кандидатов в формате проведения личных публичных встреч с избирателями.

Законодательство не предусматривает периода или дня электоральной тишины.

Голосование избирателей по почте. Законодательством о выборах предусмотрена возможность для избирателей принимать участие в голосовании по почте.

Впервые оно было законодательно введено в 2004 году.

Почтовое голосование продолжается в течение 12 календарных дней: оно начинается за две недели и заканчивается за два дня до дня общего голосования.

В соответствии с законодательством избиратели не должны подавать какое-либо заявление или указывать причину для участия в таком голосовании.

Почтовые избирательные бюллетени должны поступить в соответствующую общинную избирательную комиссию не позднее чем за два дня до дня общего голосования.

В конверте с вложенными избирательными бюллетенями должна находится подписанная избирателем декларация о том, что его воля выражена добровольно и свободно.

На практике около 95% избирателей голосуют по почте.

Предполагается, что при проведении настоящих парламентских выборов в почтовом голосовании примет участие также около 95% избирателей (при проведении в 2013 парламентских выборов в почтовом голосовании приняло участие около 95% избирателей, в 2017 году – также около 95% избирателей)12.

Порядок голосования в помещении для голосования и подсчета голосов избирателей. Общее голосование избирателей проводится в один календарный день (выходной день) – воскресенье13.

В соответствии с законодательством голосование избирателей и рассматривается как патриотический долг (на практике, в течение последних 20 лет какие-либо санкции к избирателям, уклоняющимся от участия в голосовании без уважительной причины, не применялись)14.

Для участия в голосовании избирателям заблаговременно (как правило, за две недели до дня голосования) высылаются по почте избирательные бюллетени, необходимая избирательная документация, а также персональную карточку-приглашение принять участие в голосовании на парламентских выборах.

Персональная карточка-приглашение содержит следующую электоральную информацию: адрес места жительства избирателя, место регистрации, идентификационный персональный номер, соответствующий персональный код.

Для идентификации избирателя и недопущения множественного голосования используется единая (централизованная) компьютерная система с соответствующей территориальной фрагментацией (избирательными участками и списками избирателей).

Так, компьютер соответствующей общинной (участковой) избирательной комиссии в рамках единой (централизованной) компьютерной сети и специальной компьютерной программы «SEZAM Wahlen Proporz» считывает указанный индивидуальный код избирателя, идентифицирует его как избирателя и предоставляет возможность принять участие в голосовании, если в компьютере уже не содержится отметка о том, что данный избиратель уже принимал участие в голосовании на данных парламентских выборах.

В соответствии с законодательством в день общего голосования избиратели могут лично проголосовать в помещении избирательного участка: продолжительность такого голосования составляет 1,5 часа (голосование избирателей проводится с 10:30 до 12:00 по местному времени) (представляется, что такая мегакороткая продолжительность голосования избирателей может являться своеобразным мировым электоральным рекордом и достойна занесения в Книгу рекордов Гиннеса).

После регистрации списков кандидатов каждый зарегистрированный список кандидатов изготавливается в виде самостоятельного (отдельного) избирательного бюллетеня, т.е. в каждом избирательном округе (Оберланд и Унтерланд) каждая группа избирателей, политическая партия, выдвинувшие кандидатов (список кандидатов), имеют отдельный избирательный бюллетень.

Для получения избирательных бюллетеней избиратель должен предъявить персональную карточку-приглашение документ, удостоверяющий его личность, 

В соответствии с законодательством избиратели могут проголосовать за список кандидатов политической партии, политического объединения, не проставляя в избирательном бюллетене какой-либо отметки, либо вычеркивая, либо добавляя, либо заменяя любого кандидата в избирательном бюллетене с использованием другого (других) списков кандидатов (так называемое панаширование)15.

Так, голосуя, не проставляя в избирательном бюллетене какой-либо отметки, избиратель отдает один свой голос за список кандидатов в целом, а другой – за каждого конкретного кандидата (кандидатов), не вычеркнутого из избирательного бюллетеня (данный метод голосования использовали 
59% избирателей при проведении 5 февраля 2017 года прошлых парламентских выборов).

При проведении голосования избирателей используются, как правило, непрозрачные ящики для голосования.

Законодательство не предусматривает интернет-голосование избирателей, а также видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется в избирательных комиссиях двух видов: первоначально – первоначально в общинной избирательной комиссии и затем в соответствующей окружной избирательной комиссии.

Указанные избирательные комиссии осуществляют суммирование итогов голосования (при этом проводят обязательный повторный (т.е. второй) подсчет голосов избирателей, по результатам которого общинными избирательными комиссиями составляется первичный протокол об итогах голосования на соответствующей территории, а затем окружными избирательными комиссиями составляется соответствующий официальный единый протокол об итогах голосования избирателей по соответствующему многомандатному избирательному округу), суммирование итогов голосования и определение результатов выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу производится соответствующими окружными избирательными комиссиями комиссии в раках единой (централизованной) компьютерной сети и специальной компьютерной программы «SEZAM Wahlen Proporz»16.

При подсчете избирательных бюллетеней, избирательные бюллетени, в которых избиратели не сделали какие-либо отметки (в рамках преференциального голосования и панаширования), суммируются и вводятся в указанную компьютерную систему блочным методом (суммарно), избирательные бюллетени, в которых избиратели сделали какие-либо отметки, суммируются и вводятся в указанную компьютерную систему в индивидуальном порядке.

При этом для суммирования последних избирательных бюллетеней применяется так называемый бригадный подряд, когда их обработка и ввод в компьютерную систему производится двумя членами соответствующей избирательной комиссии, принадлежащих к различным политическим партиям.

Соответствующие окружные избирательные комиссии составляют протокол о результатах парламентских выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Порядок обжалования нарушений законодательства о выборах, а также результатов парламентских выборов. В статье 104 Конституции Лихтенштейна закреплено, что особым законом будет учрежден Государственный суд Лихтенштейна в качестве суда публичного права для охраны гарантированных Конституцией Лихтенштейна прав, разрешения споров о компетенции между судами и административными властями, а также в качестве дисциплинарного суда по делам о членах Правительства.

Кроме того, в его компетенцию входит рассмотрение вопросов о конституционности законов и законности постановлений Правительства Лихтенштейна; по этим делам он является кассационной инстанцией. Он действует также в качестве Конституционного суда Лихтенштейна и как суд, рассматривающий дела о нарушениях при проведении выборов.

Государственный суд Лихтенштейна состоит из пяти судей, назначаемых Великим Князем Лихтенштейна на пятилетний срок с заменой каждый год одного из судей, при этом судьи работают на частично освобожденной основе, совмещая судейскую деятельность с работой в какой-либо правовой конторе в качестве адвокатов.

В соответствии со статьей 59 Конституции Лихтенштейна жалобы, связанные с проведением парламентских выборов, рассматривает Государственный суд Лихтенштейна.

В Государственный суд Лихтенштейна могут быть поданы жалобы по вопросам конституционного регулирования обеспечения реализации и осуществления основных прав человека и гражданина, в том числе избирательных прав и свобод, если исчерпаны все другие правовые средства защиты.

В соответствии с Актом об осуществлении политических и гражданских прав при решении государственных дел нарушения, совершенные до дня голосования, могут быть обжалованы только по двум категориям: нарушения при составлении списка избирателей и нарушения сбора подписей 30 избирателей при выдвижении кандидата (кандидатов).

При этом нарушения при составлении общинными советами списков избирателей могут быть обжалованы по соответствующей трехсубъектной технологической цепочке (последовательности): первоначально – в Правительство Лихтенштейна, затем – в Административный суд Лихтенштейна и только после этого – в Государственный суд Лихтенштейна, который выступает в качестве последней инстанции.

В соответствии с законодательством на Правительство Лихтенштейна возложены обязанности по решению определенных вопросов организации избирательного процесса.

В частности, Правительство Лихтенштейна осуществляет регистрацию кандидатов при проведении парламентских выборов; при этом его решения по вопросам о регистрации кандидатов не могут быть обжалованы.

Актом об осуществлении политических и гражданских прав при решении государственных дел прямо не предусматривается какой-либо порядок обжалования нарушений законодательства о выборах по другим вопросам (в частности, касающихся соблюдения равных условий участия в проведении предвыборной агитации, соблюдения порядка голосования и подсчета голосов избирателей, организации работы избирательных комиссий).

В целом обжалование нарушений законодательства о выборах в судебном порядке являются крайне редкими в электоральной практике Лихтенштейна.

В соответствии с Конституцией Лихтенштейна и законодательством жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными могут быть поданы в Государственный суд Лихтенштейна17 непосредственными участниками парламентских выборов только после завершения подсчета голосов избирателей, т.е. после дня голосования на парламентских выборах, и предметом обжалования могут быть только результаты парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.

Государственный суд Лихтенштейна может признать результаты парламентских выборов недействительными по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны, если установит, что нарушения законодательства о выборах оказали или могли оказать существенное влияние на установление результатов парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.

За последние 20 лет в Государственный суд Лихтенштейна не было подано ни одной жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.

Национальное и международное наблюдение. Ни Конституция Лихтенштейна, ни законодательство о выборах не предусматривают института национальных (общественных) наблюдателей на парламентских выборах.

При этом списки избирателей предоставляются непосредственным участникам парламентских выборов при условии соблюдения ими требований о защите персональных сведений избирателей.

Законодательство о выборах также не предусматривает института международных (иностранных) наблюдателей при проведении парламентских выборов.

Порядок приглашения и деятельности международных (иностранных) наблюдателей, приглашаемых на парламентские выборы, регулируется разовыми решениям Правительства Лихтенштейна.

До 2009 года в Лихтенштейн миссии БДИПЧ ОБСЕ для международного наблюдения за парламентскими выборами не направлялись.

БДИПЧ ОБСЕ впервые организовало работу оценочной миссии по оценке потребностей при проведении парламентских выборов, проводимых в два календарных дня – 6 и 8 февраля 2009 года.

При подготовке к проведению указанных парламентских выборов в Лихтенштейне 15–16 декабря 2008 года находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая по итогам своего пребывания рекомендовала БДИПЧ ОБСЕ не направлять на парламентские выборы полномасштабную миссию международных наблюдателей БДПИЧ ОБСЕ.

При подготовке к проведению 5 февраля 2017 года парламентских выборов в Лихтенштейне 29 ноября – 1 декабря 2016 года находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая по итогам своего пребывания рекомендовала БДИПЧ не направлять на парламентские выборы полномасштабную миссию международных наблюдателей БДПИЧ ОБСЕ.

При подготовке к проведению 7 февраля 2021 года очередных парламентских выборов в Лихтенштейне 23 по 26 ноября 2020 года также находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая по итогам своего пребывания рекомендовала БДИПЧ не направлять на парламентские выборы полномасштабную миссию международных наблюдателей БДПИЧ ОБСЕ.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу трех миссий по оценке потребностей при подготовке к проведению парламентских выборов 6 и 8 февраля 2009 года, 5 февраля 2017 года и 7 февраля 2021 года.

При этом, несмотря на имеющиеся проблемы, указанные в отчетах миссий по оценке потребностей (например, в части голосования зарубежных национальных избирателей, постоянно проживающих за пределами Лихтенштейна, механизма обжалования нарушений законодательства о выборах (помимо регистрации избирателей и выдвижения кандидатов), регулирования и мониторинга финансирования предвыборной агитации, осуществления общественного и международного наблюдения на выборах) БДИПЧ ОБСЕ не организовывала в Лихтенштейне работу ни одной полномасштабной миссии наблюдения за парламентскими выборами.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лихтенштейн включает 11 территориальных общин, сгруппированных в два территориальных региона (части) страны: Нижний Лихтенштейн (Унтерланд) включает пять общин (муниципалитетов) Эшен, Гамприн, Маурен, Руггелль и Шелленберг. Верхний Лихтенштейн (Оберланд) включает шесть общин (муниципалитетов): Бальцерс, Планкен, Шан, Тризен, Тризенберг и Вадуц.

[2] В 2018 году политическая группа «Независимые» раскололась на две части: политическую партию «Демократы за Лихтенштейн» (три депутатских мандата) и прежнюю политическую группу «Независимые» (два депутатских мандата).

«Демократы за Лихтенштейн» намеревались принять участие в парламентских выборах 7 февраля 2021 года.

[3] Так, голосование избирателей на парламентских выборах проводилось в один день (11 февраля 2001 года), в два дня (11 и 13 марта 2005 года, 6 и 8 февраля 2009 года) и снова в один день (3 февраля 2013 года, 5 февраля 2017 года, 7 февраля 2021 года).

При этом в 2005 году парламентские выборы были проведены 11 и 13 марта (пятница и воскресенье), в 2009 году – 6 февраля (пятница) и 8 февраля (воскресенье), при этом эти выборы были проведены с возвращением к электоральной традиции их проведения в феврале (при этом проведение голосования избирателей в течение двух дней было связано с созданием условий для повышения степени участия избирателей в голосовании).

При этом последующие парламентские выборы проводились уже в один календарный день – 3 февраля (воскресенье) 2013 года, 5 февраля (воскресенье) 2017 года: голосование было проведено также с возвращением к традиции голосования избирателей в один календарный день (выходной, как правило, воскресенье).

[4] Такой заградительный барьер позволяет, как отмечают участники парламентских выборов и эксперты, отсечь радикальные политические группировки от вхождения во власть; в то же время он в определенной мере препятствует и вхождению в парламент новых демократических политических партий, оставляя часть демократического электората, поддерживающего эти политические партии, без своего адекватного парламентского представительства.

[5] При проведении 3 февраля 2013 года досрочных парламентских выборов в них принимало участие четыре политические партии, в том числе группа избирателей (политическое объединение) «Независимые» и 68 кандидатов, в том числе 19 женщин.

При голосовании 54% избирателей использовали метод «панаширования».

К распределению депутатских мандатов было допущено четыре политические партии (политических объединения): Прогрессивная партия граждан получила 10 депутатских мандатов, «Патриотический союз» – восемь, группа избирателей (политическое объединение) «Независимые» – четыре, «Свободный список» – три депутатских мандата.

Депутатами было избрано пять женщин (20%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 25 депутатов.

При проведении 5 февраля 2017 года очередных парламентских выборов в них принимало участие четыре политические партии, 71 кандидат, в том числе 16 женщин (22,5%).

К распределению депутатских мандатов было допущено четыре политические партии (объединения): Прогрессивная партия граждан получила девять депутатских мандатов, «Патриотический союз» – восемь, группа избирателей (политическое объединение) «Независимые» – пять, «Свободный список» – три мандата.

Депутатами было избрано три женщины (12%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 25 депутатов.

Таким образом, уровень представительства участников парламентских выборов, допущенных к распределению депутатских мандатов, составляет 100% (четыре политические партии (политического объединения) от числа зарегистрированных участников парламентских выборов (четыре политических партии (политического объединения).

На этой основе, по сравнению с парламентскими выборами 2013 года наблюдается сохранение прежнего числа политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов (четыре), при одновременном понижении уровня представительства женщин (с пяти до трех) в общем составе депутатского корпуса парламента.

[6] Определение результатов выборов производится с помощью специальной компьютерной программы «SEZAM Wahlen Proporz».

[7] В 2012 году в законодательство были внесены изменения, направленные на создание условий для участия в голосовании недееспособных граждан-инвалидов.

Так, прежний общий запрет на участие в голосовании данной категории избирателей был отменен и решение вопроса об ограничении избирательных прав конкретного представителя данной категории граждан был передан на решение судебных органов.

Лихтенштейн только в сентябре 2020 года подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов 2006 года и должен ее еще ратифицировать (перед ратификацией Конвенции необходимо принять несколько профильных законодательных актов и внести изменения в действующие законодательные акты о правах инвалидов).

[8] 30 августа 2020 года был проведен конституционный референдум по вопросу об обеспечении сбалансированного представительства мужчин и женщин в публичных (выборных) государственных органах.

В голосовании приняло участие 82,23% участников конституционного референдума, однако 78,8% его участников высказались против его одобрения (т.е. вопрос был отклонен).

[9] На практике, в связи с тем, что депутаты работают в парламенте на частично освобожденной и оплачиваемой основе, а также в соответствии с законодательством и статусом депутата лишаются (по сравнению с другими гражданами) определенных социальных льгот и выплат, политические партии испытывают проблемы в подборе кандидатов для включения в списки кандидатов на парламентских выборах.

[10] Так, при проведении 6 и 8 февраля (пятница и воскресенье) 2009 года парламентских выборов три политические партии – Прогрессивная гражданская партия, «Патриотический союз», «Свободный список» выдвинули и зарегистрировали (при поддержке группой избирателей) 62 кандидатов, в том числе 19 женщин.

При проведении 3 февраля (воскресенье) 2013 года парламентских выборов три политические партии – Прогрессивная гражданская партия, «Патриотический союз», «Свободный список» и политическая группа «Независимые», которые выдвинули и зарегистрировали своих кандидатов на замещение 25 депутатских мандатов: всего было выдвинуто 68 кандидатов, в том числе 19 женщин (27,9%).

При проведении 5 февраля (воскресенье) 2017 года очередных парламентских выборов в них принимало участие четыре политические партии, которые вдвинули и зарегистрировали 71 кандидата, в том числе 16 женщин (22,5%).

[11] В соответствии с законодательством в состав Комиссии не могут входить представители политических партий, собственники средств массовой информации, а также представители высшей категории государственных служащих.

[12] При проведении в 2013 году и в 2017 году парламентских выборов только 2% почтовых избирательных бюллетеней были признаны недействительными в связи, в частности, с тем, что избиратели не проставляли свою подпись на персональной карточке-приглашении (для того, чтобы она была действительной).

[13] В современной электоральной истории Лихтенштейна голосования избирателей в два календарных дня, при этом не непосредственно следующих один за другим (через день), проводилось на парламентских выборах 2005 года – 11 и 13 марта (пятница и воскресенье) и 2009 года – 6 февраля (пятница) и 8 февраля (воскресенье).

[14] Как известно, Лихтенштейн еще в 1862 году законодательно ввел обязательное избирательное право и до 2004 года за неучастие в голосовании на избирателя мог быть наложен штраф в административном порядке; затем обязательное участие избирателей в голосовании было законодательно трансформировано в патриотический долг избирателя: в настоящее время в Лихтенштейне голосование – это патриотический долг избирателей.

Таким образом, произошел переход от обязательного голосования избирателей к иной форме относительно добровольного участия в голосовании.

[15] В целом такой комплексный способ голосования не является архисложным для избирателей: в частности, при проведении в 2017 году парламентских выборов только около 2% избирательных бюллетеней были признаны недействительными в связи с неправильным их заполнением.

[16] Специальная компьютерная программа «SEZAM Wahlen Proporz» установлена на центральном сервере Правительства Лихтенштейна.

Окружные избирательные комиссии и общинные избирательные комиссии взаимодействуют с указанной системой через виртуального посредника – так называемого «клиента».

Процесс взаимодействия защищен и предполагает первоначальную идентификацию пользователя (соответствующей избирательной комиссии) посредством логина, пароля и СМС-кода.

Затем соответствующие идентификационные персональные реквизиты вводит член соответствующей избирательной комиссии для работы в указанной компьютерной системе.

[17] Государственный суд Лихтенштейна состоит из пяти судей, назначаемых Великим Князем Лихтенштейна, на срок пять лет с ежегодной ротацией одного из судей Суда.