Технологии Интернет-голосования, блокчейна и выборы: зарубежный опыт

Технологии Интернет-голосования, блокчейна и выборы: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

29 апреля, 2019

1.

В настоящее время в 14 государствах применяется технология и разнообразные модели организации Интернет-голосования избирателей (участников референдума) или удаленного (дистанционного) голосования, в том числе в экспериментальном (пилотном) порядке, для отдельных категорий избирателей (главным образом, зарубежных национальных избирателей) (например, Австралия, Армения, Испания, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Панама, США, Таиланд, Финляндия, Франция, Швейцария, Эстония, Япония)1; при этом Эстония является первым государством, в котором Интернет-голосование избирателей на парламентских и муниципальных выборах, а также на выборах депутатов Европейского парламента от Эстонии стало постоянной законодательной и электоральной константой (практикой).

При этом впервые технология Интернет-голосования избирателей была применена в экспериментальном режиме в 2000 году в США.

В целом в ряде зарубежных государств при проведении выборов, референдумов и опросов различного уровня стала применяться, как правило, в тестовом (пилотном) режиме, технология Интернет – голосования и технология блокчейна – как новые технологии удаленного цифрового голосования избирателей с использованием современных технических средств коммуникации (смартфонов, планшетов и компьютеров) и безопасного распределенного (децентрализованного) хранения электоральной информации (например, Австралия, Испания, Канада, Сьерра-Леоне, США, Таиланд, Швейцария, Южная Корея, Япония)2.

При этом применение данной технологии основывается на первоначальном ее использовании или общественном тестировании на самом низовом – муниципальном – уровне (например, Канада, Швейцария, Япония) или более высоком уровне (например, Австралия, Южная Корея), хотя в отдельных государствах такая технология впервые была применена в отношении отдельных категорий избирателей и при проведении на территории штатов национальных выборов с имеющими юридическое значение последствиями (например, Нидерланды, США, штаты Западная Виргиния и Колорадо).

Особое развитие получает, в частности, такая разновидность удаленного электронного (цифрового) блокчейн и Интернет-голосования избирателей, как голосование с помощью мобильного телефона (смартфона) с соответствующей операционной системой, разнообразного специального мобильного приложения и соответствующих биометрических данных избирателя.

Период для цифрового голосования избирателей является в ряде случаев достаточно продолжительным и включает день общего голосования избирателей (например, в штате Колорадо, США – 46 календарных дней).

При этом в рамках технологии блокчейн – распределенного и независимого хранения соответствующих электоральных сведений3 – избирателям передается право не только контролировать свои персональные сведения в системе их хранения, но и удалять их в любое время по своему усмотрению без какого-либо ущерба для итогов голосования и результатов выборов (например, Швейцария, кантон Цуг, город Цуг).

Проведенные в последнее время зарубежные социологические исследования показывают, что влияние применения технологии Интернет-голосования на повышение явки избирателей является пока незначительным либо спорадическим, в том числе в отношении участия в голосовании молодых избирателей (например, Индия (штат Гуджарат), Канада (провинция Онтарио).

При этом – в целях избежания электоральной и политической дискриминации отдельных категорий избирателей (в частности, недостаточно овладевших современными информационными технологиями или не имеющими соответствующих технических средств коммуникации) – проводится комплексная информационно-разъяснительная кампания с целью разъяснения условий и порядка участия в Интернет-голосовании, организуется работа информационно-справочных колл-центров, обеспечивающих, в частности, избирателей возможностью доступа к сети Интернет для участия в голосовании (например, Индия, штат Гуджарат).

В целом в настоящее время технология Интернет-голосования всех избирателей на национальных выборах (как одна из альтернативных технологий голосования) применяется в ряде государств (например, Эстония), при этом в некоторых государствах на рассмотрение вносятся конституционные поправки, предусматривающие предоставление всем избирателям права принимать участие в голосовании по сети Интернет (например, Панама).

В отдельных государствах в голосовании по сети Интернет на национальных выборах вправе принимать участие отдельные категории избирателей, как правило, зарубежные национальные избиратели (например, Армения, Панама, Франция).

Одной из основных проблем распространения применения технологии Интернет-голосования избирателей являются вопросы обеспечения кибербезопасности как самой технологической процедуры голосования, так обработки и хранения электоральной информации, включая персональных данных избирателей, итогов голосования и результатов выборов.

2.

Австралия (штат Новый Южный Уэльс). При проведении в 2007 году федеральных парламентских выборов в экспериментальном порядке было организовано пилотное Интернет-голосование (по защищенному каналу связи) для отдельных категорий зарубежных австралийских избирателей (военнослужащих).

Каждому избирателю-военнослужащему присваивался индивидуальный PIN-код для входа (голосования) в систему Интернет-голосования.

В Интернет-голосовании приняло участие 1.511 избирателей (60% из 2.515 избирателей, имевших право принимать участие в голосовании), при этом, однако, расходы, приходящиеся на организации голосования одного Интернет-избирателя, были значительными, и составляли 1.159 долларов (при проведении в 2007 году федеральных выборов расходы на одного избирателя составляли 8,36 долларов).

В целом дальнейшая реализация пилотного проекта была признана нецелесообразной и при проведении федеральных выборов Интернет-голосование избирателей не проводится.

Законодатели штата Новый Южный Уэльс приняли решение о предоставлении отдельным категориям избирателей (в частности, лицам с ограниченным возможностями, а также лицам, проживающим в отдаленных и труднодоступных местностях., находящихся в день общего голосования за пределами территории штата) принимать при проведении выборов законодательного органа штата (Законодательного собрания – нижней палаты и Законодательного совета – верхней палаты) участие в удаленном голосовании по сети Интернет или по смартфону (технология «iVote»).

Голосование избирателей на муниципальных выборах и на выборах в законодательный орган штата является обязательным (за неучастие в голосовании по неуважительной причине налагается штраф в размере 55 долларов; форма предварительного уведомления со стороны избирателя о его неучастии в выборах направляется избирателю в течение трех месяцев до дня проведения голосования на соответствующих выборах; в течение 28 дней со дня направления избирателю указанной формы уведомления избиратель должен дать ответ (заполнив указанную форму) с указанием уважительной причины своего неучастия в голосовании, либо заплатить вышеуказанный штраф; в случае если избиратель не ответил на полученное уведомление, ему высылается предупреждение и дело передается в Налоговую службу штата для принятия к виновному избирателю мер, предусмотренных законодательством, в том числе – на основе принятого решения о наказании избирателя – в виде лишения или приостановки действия водительской лицензии (водительских прав) избирателя, либо отмены регистрации транспортного средства избирателя.

В 2011 году было проведено первое пилотное Интернет-голосование избирателей, при этом были выявлены многочисленные проблемы, поставившие под угрозу целостность избирательного процесса.

В целом при проведении в 2011 году и в 2015 году пилотных Интернет-голосований проголосовало соответственно 46.864 и 283.699 избирателей.

При этом если при проведении в 2011 году выборов для участия в удаленном голосовании зарегистрировались, но, в конечном счете, приняли участие в голосовании в иной форме – 2.756 избирателей (5,4%) либо зарегистрировались, но вообще не приняли участие в голосовании – 1.483 избирателя (2,9%), тогда как в Интернет-голосовании приняло участие 46.864 избирателя (91,7%), то при проведении в 2015 году выборов – соответственно 10.827 избирателей (3,6%), т.е. на 1,8% меньше, чем в 2011 году, 5.394 избирателей (1,8%), т.е. также на 1,8% меньше, чем в 2011 году, 283.669 избирателей (94,6%), т.е. на 3,1% больше, чем в 2011 году.

В преддверии проведения 23 марта (суббота) 2019 года выборов 93 депутатов законодательного органа штата 57 созыва Избирательной комиссией штата (NSW Electoral Commission) были предприняты дальнейшие усилия по обеспечению дальнейшей транспарентности системы Интернет-голосования и возможности ее проверки со стороны избирателей и участников выборов.

Кроме того, в соответствии со статьей 156 Закона о выборах 2017 года Избирательная комиссия штата назначила независимый орган по проведению аудита применяемой информационной технологии удаленного (дистанционного) голосования избирателей, которая не позднее чем за 7 дней до дня голосования должна была представить первый отчетный доклад и не позднее чем через 60 дней – итоговый отчетный доклад.

При проведении указанных выборов лица с ограниченными физическими возможностями, а также иные категории избирателей могли принять участие в удаленном голосовании с использованием сети Интернет, при этом избирателям предоставлялась возможность проверки правильности автоматизированного учета их волеизъявления.

Всего было подано 270.069 заявлений (от 234.404 избирателей) о предоставлении возможности принять участие в удаленном голосовании по сети Интернет или по смартфону; Избирательной комиссией штата Новый Южный Уэльс было проведено 111.654 проверки поданных заявлений.

Голосование избирателей с использованием технологии Интернет-голосования на национальных (федеральных) выборах, проводимых 18 мая 2019 года, не предусмотрено4; в соответствии с законодательством голосование на выборах является обязательным.

Армения. В соответствии с законодательством (Избирательным кодексом Армении) только отдельные категории зарубежных армянских избирателей (сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений Армении в иностранных государствах и члены их семей, армянские военнослужащие, находящиеся в соответствующих иностранных государствах в длительной командировке или проходящие там обучение, а также сотрудники зарубежных представительств зарегистрированных в Армении организаций) могут принимать участие в Интернет-голосовании при проведении парламентских и президентских выборов.

В электоральной истории зарубежные армянские избиратели три раза принимали участие в Интернет-голосовании при проведении соответствующих парламентских и президентских выборов.

Так, при проведении 6 мая (воскресенье) 2012 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, ЦИК Армении в соответствии с обновленным законодательством впервые организовало участие в голосовании по сети Интернет (хотя законодательство полно и ясно не урегулировало данную информационно-электоральную процедуру) зарубежных армянских избирателей вышеуказанной категории.

Для участия в Интернет-голосовании подали соответствующие заявления 195 зарубежных армянских избирателей (данные избиратели могли принять участие в голосовании только по пропорциональной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы).

Интернет-голосование избирателей проводилось в период от девяти до пяти дней до дня проведения общего голосования избирателей на указанных выборах.

При проведении 18 февраля (понедельник) 2013 года президентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, ЦИК Армении организовало участие в голосовании по сети Интернет зарубежных армянских избирателей вышеуказанной категории (из 243 избирателей данной категории участвовать в голосовании могли 228 избирателей).

При проведении 9 декабря (воскресенье) 2018 года первых в современной электоральной истории Армении досрочных парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, в ЦИК Армении для участия в голосовании по сети Интернет до 17 ноября (последний день подачи соответствующего заявления) подали заявления 729 зарубежных армянских избирателей вышеуказанных категорий.

Голосование зарубежных армянских избирателей по сети Интернет проводилось с 30 ноября по 9 декабря 2018 года5.

Фактически в Интернет-голосовании приняло участие 504 Интернет-избирателя (при этом по состоянию на начало времени общего голосования избирателей на территории Армении в Интернет-голосовании уже приняло участие 465 Интернет-избирателей).

Избирательный блок «Мой шаг», возглавляемый Николой Пашиняном, победил в Интернет-голосовании, набрав 393 голосов Интернет-избирателей (из 504 избирателей, принявших участие в Интернет-голосовании).

Второе место заняла политическая партия «Светлая Армения», которая получила 25 голосов Интернет-избирателей, третье место – политическая партия «Процветающая Армения» – 13 голосов, четвертое место – политическая партия «Дашнакцутюн» – 11 голосов, пятое место – бывшая правящая Республиканская партия Армении – девять голосов Интернет-избирателей.

В соответствии с законодательством о выборах в Национальное собрание – парламент Армении, преодолев соответствующий заградительный порог (политические партии – 5%, избирательный блоке – 7%), и соблюдении условия о представительстве в парламенте не менее трех политических партий, избирательных блоков, были избраны представители избирательного блока «Мой шаг» и двух политических партий, а именно: «Светлая Армения» и «Процветающая Армения».

Великобритания. В период с 2000 по 2007 годы в Великобритании в отдельных графствах при проведении муниципальных выборов и в соответствии с обновленным законодательством о выборах применялась, наряду с другими инновационными электоральными технологиями, технология Интернет-голосования избирателей6, затем от ее дальнейшего применения отказались.

Индия (штат Гуджарат). Штат Гуджарат с населением более 60 млн. человек является пионером внедрения технологии Интернет-голосования избирателей при проведении муниципальных выборов и выборов депутатов законодательного органа штата.

Экспериментальное внедрение технологии Интернет-голосования избирателей было сопряжено с развитием законодательства о выборах, которое впервые ввело, в частности, положение об обязательном участии избирателей в голосовании при проведении муниципальных выборов7.

Таким образом, модель Интернет-голосования основывалась на обязательном участии избирателей в голосовании и предоставлении им возможности удаленного (дистанционного) Интернет-голосования при первоначальном прохождении усложненной процедуры регистрации и верификации в качестве зарегистрированного Интернет-избирателя.

В сентябре 2010 года в штате Гуджарат при проведении муниципальных выборов правительством штата и избирательной комиссии штата и в соответствии с обновленным законодательством о выборах было принято решение о проведении экспериментального (пилотного) Интернет-голосования избирателей.

При подготовке к проведению указанных выборов законодательством была предусмотрена возможность участия (в рамках заявительной процедуры) в Интернет-голосовании всех категорий избирателей, которые могли использовать персональные компьютеры.

Одной из целей внедрения технологии Интернет-голосования было побуждение участия в голосовании, прежде всего, городских избирателей, принадлежащих к состоятельным и средним слоям населения городов, которые, как правило, воздерживались от участия в голосовании в помещениях для голосования избирательных участков и от пребывания в длинных очередях за получением избирательных бюллетеней; кроме того, молодые избиратели также были одной из категорий избирателей, на которых было нацелено использование современной технологии голосования.

Техническое обеспечение пилотного проекта осуществлялось на основе технологии «Scytl Online Voting technology», которая охватывает все виды волеизъявления граждан (в частности, выборы, референдумы, опросы, народные инициативы и др.).

В целом в пилотном проекте Интернет-голосования избирателей принимало участие восемь городов штата.

Технология Интернет-голосования впервые была использована при проведении пилотных муниципальных выборов в шести крупных городах штата – Ахмадабад (административный центр округа Ахмадабад), Бхавнагар, Вадодар, Джамнагар, Раджкот, Сурат.

Для участия в пилотном Интернет-голосовании избиратели должны были лично зарегистрироваться на сайте Избирательной комиссии штата (http://sec.gujarat.gov.in/).

После прохождения лицом электронной регистрации в качестве избирателя его посещал представитель местной администрации для проведения процедуры физической идентификации лица в качестве зарегистрированного избирателя.

Представитель местной администрации также проводил проверку основного документа, удостоверяющего личность избирателя, а также персонального компьютера, который избиратель намеревался использовать для участия в Интернет-голосовании.

Для участия в Интернет-голосовании избирателю на номер его мобильного телефона высылался пароль (код доступа к Интернет-голосованию), сопровождаемый процедурой он-лайн верификации.

После прохождения указанных процедур избиратель мог приступить к Интернет-голосованию на специальном сайте в сети Интернет, созданном Избирательной комиссией штата.

Подсчет голосов Интернет-избирателей производился совместно с голосами избирателей, которые приняли участие в голосовании с использованием бумажных избирательных бюллетеней.

При проведении в 2010 году в шести городах первых муниципальных Интернет-выборов в пилотном Интернет-голосовании для регистрации в качестве Интернет-избирателей соответствующие документы подали 387 избирателей, в конечном счете, было зарегистрировано 182 избирателя, при этом в голосовании приняло участие только 124 избирателей (или 67,76% от общего числа зарегистрировавшихся Интернет-избирателей).

Для организации и проведения Интернет-голосования Избирательная комиссия штата израсходовала 34 млн. индийских рупий, из которых 15 млн. индийских рупий – на организацию работы центра по хранению электоральной информации, в том числе результатов волеизъявления Интернет-избирателей, а также разработку и применение специального программного обеспечения).

19 апреля (вторник) 2011 года пилотная технология Интернет-голосования избирателей применялась при проведении выборов депутатов городского совета Кандинагара.

Технология Интернет-голосования применялась на территории всех 11 избирательных округов, образованных для проведения муниципальных выборов.

Техническое обеспечение пилотного проекта осуществлялось «Tata Consultancy Services».

Для оказания избирателям консультационных услуг по вопросам участия в Интернет-голосовании была организована работа специального колл-центра, а также специального информационно-разъяснительного сайта в сети Интернет.

Избиратели принимали участие в Интернет-голосовании, используя свои персональные компьютеры с доступом к сети Интернет, так и кабины для Интернет-голосования (Интернет-киоски), установленные в помещениях для голосования избирательных участков.

Для участия в Интернет-голосовании было зарегистрировано 1.582 Интернет-избирателя, из которых 1.464 избрали для себя возможность принять участие в Интернет-голосовании с использованием личного (персонального) либо служебного компьютера, а 118 избирателей – голосование в специальных кабинах (киосках) для Интернет-голосования.

В Интернет-голосовании приняло участие 77,16% от общего числа избирателей, зарегистрировавшихся для участия в Интернет-голосовании.

При проведении в июле 2014 года муниципальных выборов в городе Джунагадх (восьмой участник пилотного Интернет-голосования) в Интернет-голосовании приняло участие 75,95% зарегистрированных Интернет-избирателей.

При проведении в 2015 году муниципальных выборов в шести городах штата в пилотном Интернет-голосовании приняло участие всего 
806 Интернет-избирателей (это были вторые муниципальные выборы, при проведении которых применялась технология Интернет-голосования избирателей).

По мнению участников выборов, в том числе политических партий, такое положение связано отчасти с усложненной подготовительной процедурой регистрации (верификации) и участия избирателей в Интернет-голосовании, а также недостаточной эффективностью информационно-разъяснительной работы, проводимой Избирательной комиссией штата среди, прежде всего, молодых избирателей8.

В частности, при подготовке к проведению указанных муниципальных выборов более 20.000 избирателей подали заявление о регистрации в качестве Интернет-избирателей, однако, только 1.300 избирателей прошли вышеуказанную процедуру верификации (фактически в Интернет-голосования приняло участие, как уже отмечалось, 806 избирателей).

По мнению участников пилотного проекта было недостаточно установлено кабин для Интернет-голосования в помещении для голосования избирательного участка (для тех избирателей, которые не имели собственного компьютера или доступа к сети Интернет, но изъявили желание принять участие в Интернет-голосовании) – всего одна кабина (киоск) для электронного голосования на избирательный округ.

В 2014 году Избирательная комиссия Индии рассматривала возможность использования технологии Интернет-голосования (с учетом опыта, накопленного в штате Гуджарат) для организации голосования зарубежных индийских избирателей при проведении в 2019 году очередных парламентских выборов (решение не было принято).

В 2015 году правительство штата Керала выступило с предложением об организации Интернет-голосования для зарубежных керальских избирателей при проведении в 2016 году выборов в законодательное собрание штата9.

Испания (автономное сообщество Каталония). 16 ноября 2003 года при проведении выборов в законодательный орган автономного сообщества Каталония впервые была применена технология Интернет-голосования избирателей: в таком голосовании вправе были принимать участие зарубежные каталонские избиратели.

При проведении местных референдумов впервые технология Интернет-голосования также была применена в Барселоне при проведении в 2010 году городского референдума по одному из острых вопросов городского развития.

При проведении 14 марта 2004 года парламентских выборов впервые в пилотном режиме в ограниченном локальном масштабе была применена технология Интернет-голосования избирателей.

В начале октября 2018 года правительство Каталонии10 одобрило подготовленный законопроект о применении модели электронного голосования, в том числе технологии блокчейн, для голосования избирателей – жителей Каталонии, находящихся за пределами территории Испании, в региональных и муниципальных выборах, в том числе мэров муниципалитетов.

Правительство Каталонии намерено внедрить технологию удаленного (дистанционно) цифрового голосования каталонских избирателей к 2020 году и распространить ее на всех каталонских избирателей11

Такой подход связан, в частности, с необходимостью вовлечения в избирательный процесс значительного числа избирателей, которые по различным причинам, в том числе политическим, не всегда в период проведения выборов, референдумов могут непосредственно находиться на территории Каталонии и участие в голосовании в помещениях для голосования избирательных участков.

Так, при проведении 21 декабря (четверг) 2017 года референдума о независимости Каталонии от Испании в помещениях для голосования избирательных участков в голосовании приняло участие 81,94% каталонских избирателей и только около 12% избирателей, находившихся за пределами территории Каталонии и зарегистрировавшихся в электронном виде для участия в голосовании (из 226.394 избирателей – жителей Каталонии, находившихся за ее пределами, в голосовании приняло участие 
27.231 избирателей (12,02%).

Внедрение технологии цифрового голосовании должно, по замыслу правительства, проводиться в рамках трех этапов, начиная с предоставления такой возможности зарубежным каталонским избирателям; на втором этапе перечень категорий избирателей, которым предоставляется возможность принять участие в удаленном голосовании должен быть значительно расширен и на третьем, заключительном, этапе право принимать участие в цифровом голосовании будет предоставлено всем избирателям Каталонии.

При этом в финансовом отношении стоимость цифрового голосования не должна превышать одной пятой существующих бюджетных затрат на проведение стандартного голосования избирателей.

Канада (провинции Новая Шотландия и Онтарио). Канада является государством, в котором использование Интернет-голосования избирателей на муниципальных выборах в ряде провинций является одним из существенных элементов обеспечения реализации волеизъявления местного сообщества.

В декабре 2012 года в провинции Новая Шотландия при проведении в одном из графств (Кейп-Бретон) муниципальных выборов в Интернет-голосовании приняло участие 26.949 избирателей (или 32,8% от 
82.223 избирателей, включенных в списки избирателей).

В 2003 году несколько муниципалитетов провинции Онтарио (прежде всего муниципалитет Маркхам, который является пионером провинциального пилотного Интернет-голосования избирателей) инициировали проведение в экспериментальном порядке голосование избирателей с использованием технологии Интернет-голосования.

В 2018 году из 444 муниципалитетов провинции Онтарио12 уже около 40% использовали технологию Интернет-голосования на муниципальных выборах в качестве дополнительной формы голосования избирателей: если в 2010 году таких муниципалитетов было всего 44, то в 2014 году – 9713, в 2018 году – 194.

При этом при проведении в октябре муниципальных выборов около 150 муниципалитетов (80% из 194) приняли решение о проведении голосования избирателей только в формате Интернет-голосования.
IT-компания «Intelivote Systems Inc.» оказывает муниципалитетам техническое сопровождение Интернет-голосованию избирателей.

При этом если процедура голосования избирателей с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня детально закреплена в законодательстве о муниципальных выборах, то регулирование процедуры Интернет-голосования избирателей (как дополнительной формы голосования по выбору самого избирателя) осуществляется самими муниципалитетами и фактически при проведении муниципальных выборов применяется 194 различные технологии (модели) Интернет-голосования.

В частности, в одном из муниципалитетов избиратели, наряду с традиционным голосованием, могли в течение 11 календарных дней принимать участие в удаленном голосовании по сети Интернет, а также по телефону.

В этих условиях вносятся предложения о переходе к централизованному (по крайней мере, на уровне провинций) регулированию использования технологии Интернет-голосования избирателей на муниципальных выборах.

Одной из особенностей использования технологии Интернет-голосования является, как показывает практика, то, что в Интернет-голосовании принимают участие преимущественно избиратели старшего возраста, а не молодые избиратели, при этом средний возраст избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании, составлял 53 года, тогда как с использованием бумажных избирательных бюллетеней – 44 года.

Кроме того, участие избирателей в Интернет-голосовании (в период с 2000 по 2014 годы) повысило общую явку избирателей на муниципальных выборах на 3,5% (с учетом того, что законодательство допускало «облегченное» участие избирателей в голосовании, а именно: в голосовании по почте), при этом в период с 2006 по 2010 годы явка избирателей возросла на 10%.

По результатам проведенного опроса общественного мнения около 33.000 респондентов, принимавших участие в 2014 году в Интернет-голосовании, 95% из тех, кто голосовал с использованием данной технологии, выразили полное удовлетворение от указанной процедуры голосования.

В целом, однако, только несколько провинций Канады допускают использование технологии Интернет-голосования избирателей при проведении муниципальных выборов на своей территории, при этом рассматривается возможность применения данной технологии при проведении федеральных выборов.

Мексика. При проведении в 2012 году муниципальных выборов в городе Мехико – столице Мексики впервые в пилотном режиме была использована технология Интернет-голосования зарубежных мексиканских избирателей – жителей города, находящихся за пределами территории Мексики.

Зарубежные мексиканские избиратели получили право принимать участие в федеральных выборах только в 2005 году, при этом, однако, их участие в голосовании было незначительным.

В целях повышения явки зарубежных мексиканских избирателей на федеральных выборах было принято решение предоставить им возможность принимать участие в голосовании по сети Интернет, а также о выдаче ID-удостоверений личности.

При проведении 1 июля (воскресенье) 2018 года президентских выборов, в которых впервые могли принять участие независимые кандидаты на должность Президента Мексики, собравшие в поддержку своего выдвижения не менее 1% голосов избирателей (действительные подписи 866.593 избирателей)14, в соответствии с обновленным законодательством около 12 млн. зарубежных мексиканских избирателей впервые могли бы принять участие в Интернет-голосовании, однако, в связи с наличием определенных организационно-технических проблем и временных ограничений такое голосование не было проведено.

Национальный избирательный трибунал Мексики, являющийся органом, организующим проведение федеральных выборов, планирует первое федеральное применение технологии Интернет-голосования для зарубежных мексиканских избираталей при проведении очередных федеральных выборов в 2021 году (примерная стоимость применения указанной технологии голосования составляет около 60 млн. мексиканских песо).

Нидерланды. Законодательством о выборах голосование избирателей по сети Интернет было предусмотрено только для зарубежных избирателей, при этом зарубежные избиратели приписывались к городу Гааге – столице Нидерландов при регистрации в качестве зарубежного избирателя.

Технология Интернет-голосования избирателей применялась при проведении национальных парламентских выборов в 2006 году, затем в 2007 году законодатели отказались от дальнейшего применения технологии Интернет-голосования избирателей15.

Новая Зеландия. В соответствии с законодательством зарубежные новозеландские избиратели могут принимать участие в Интернет-голосовании при проведении парламентских выборов.

Для участия в голосовании используется, в частности, технология биометрической верификации регистрации указанной категории избирателей («RealMe»).

В 2019 году на федеральном уровне предпринимаются попытки распространить технологию Интернет-голосования на территории некоторых штатов Новой Зеландии при проведении муниципальных выборов, прежде всего крупных муниципалитетах (в частности, в соответствии с законопроектом, разработанным правительством в апреле 2018 года, такая технология голосования избирателей будет использоваться на территории девяти муниципалитетов (например, города Веллингтон, Окланд, Малборо) при проведении муниципальных выборов).

При этом восемь из девяти муниципалитетов планируют предоставить возможность участия в Интернет-голосовании всем избирателям, при этом в муниципалитете Окланда – только 10% избирателей – жителей муниципалитета.

В целом участие в пилотном Интернет-голосовании (вне зависимости от объема его предоставления избирателям) является факультативным способом участия избирателей в голосовании (основным пока является голосование с помощью бумажного избирательного бюллетеня, а также по почте).

Одной из причин для распространения технологии Интернет-голосования на местном уровне является необходимость повышения традиционно низкого уровня участия избирателей в муниципальных выборах.

Так, при проведении в 2016 году муниципальных выборов средняя явка избирателей составила 42%, и она падает (в 2010 году в голосовании приняло участие 49% избирателей), при этом в муниципалитете Окланда явка избирателей составила 38,5%.

Панама. Законодательством о выборах голосование избирателей по сети Интернет предусмотрено только для отдельных категорий зарубежных панамских избирателей.

В 2014 году в законодательство о выборах были внесены изменения, предусматривающие предоставление панамским избирателям права принимать участие в Интернет-голосовании в качестве альтернативной формы голосования по почте.

Так, при проведении 4 мая (воскресенье) 2014 года парламентских выборов Национальный трибунал Панамы, являющийся органом, организующим проведение выборов, впервые предоставил 5.407 панамским избирателям, зарегистрировавшимся в качестве зарубежных панамских избирателей, возможность принять участие в Интернет-голосовании или отправить заполненные избирательные бюллетени по почте в адрес специального комитета по организации голосования зарубежных панамских избирателей, образованном при Национальном трибунале Панамы.

В целом в Интернет-голосовании приняло участие 949 Интернет-избирателей (17,55%).

Полученные электронные (Интернет) избирательные бюллетени (Интернет-бюллетени) подлежали распечатке на бумажном носителе и до 4 мая находились на ответственном хранении в электоральной корпорации (Electoral Voting Corporation), образованной при Национальном трибунале Панамы: распечатанные избирательные бюллетени были помещены в пластмассовый ящик для голосования, который находился в общественном месте (при его хранении) до начала процедуры подсчета голосов избирателей после окончания официального времени голосования в день выборов.

В сентябре 2018 года на рассмотрение была внесена конституционная поправка, предоставляющая избирателям право принимать участие в голосовании по сети Интернет.

При проведении 5 мая (воскресенье) 2019 года очередных президентских, парламентских и выборов мэров муниципалитетов на новый пятилетний срок технология Интернет-голосования избирателей не применялась (на проведение общих выборов было выделено 55,9 млн. долларов).

Португалия. При проведении в феврале 2005 года парламентских выборов зарубежным португальским избирателям впервые была предоставлена возможность принять участие в так называемом факультативном Интернет-голосовании.

В соответствии с условиями проведения Интернет-голосования зарубежные португальские избиратели голосовали на парламентских выборах с использованием бумажных избирательных бюллетеней, при этом по их желанию, в качестве тестового голосования, не имеющего юридического значения, они также могли принять участие в Интернет-голосовании.

Для участия в таком гибридном (бумажно-электронном) голосовании было зарегистрировано около 150.000 избирателей, которые получили по почте два пакета избирательной документации: первый пакет содержал бумажный избирательный бюллетень, при помощи которого голосование имело юридическое значение), и второй пакет – инструкции о порядке участия в Интернет-голосовании и персональный код доступа для участия в Интернет-голосовании.

В дальнейшем правительство Португалии отказалось от использования технологии Интернет-голосования избирателей.

США (штаты Западная Виргиния, Колорадо)16. В США имеются специальные законодательные акты об организации голосования зарубежных американских избирателей, в частности, Акт о голосовании зарубежных избирателей 1986 года, в соответствии с которым, в частности, Министерство обороны США оказывает необходимое содействие избирателям-военнослужащим в реализации их избирательных прав в случае нахождения за пределами территории США в период проведения федеральных выборов, а также Акт о совершенствовании организации голосования военнослужащих, находящихся за пределами территории страны ((MOVE Act, 2009 год).

Принята специальная федеральная программа, предусматривающая совместные усилия Министерства обороны США и администрации штатов в части регистрации зарубежных американских избирателей, направления им избирательных бюллетеней, их получения и установления итогов голосования.

Для участия в голосовании на выборах, проводимых в соответствующем календарном году, зарубежный американский избиратель должен до начала каждого очередного календарного года или не позднее 
45 дней до дня общего голосования на выборах направить в соответствующий (местный – штата) уполномоченный орган заявление (по новой форме – заявление в форме федеральной почтовой карточки) о регистрации в качестве зарубежного избирателя и получения открепительного избирательного бюллетеня.

Такие избиратели получают избирательный бюллетень по кодированному каналу (сайту) в сети Интернет.

В случае неполучения открепительного избирательного бюллетеня, который должен был быть направлен избирательной администрацией его штата, избиратель может самостоятельно распечатать бланковый избирательный бюллетень, размещенный в сети Интернет, и, вписав в него кандидата (кандидатов) по своему усмотрению, отправить его в избирательную администрацию своего штата.

При этом часть находящихся за рубежом граждан США имеет возможность вернуть заполненный открепительный избирательный бюллетень, послав его по электронной почте в виде прикрепленного файла или зайдя на защищенный интернет-портал.

В целом четыре штата (Аризона, Северная Дакота, Колорадо, Миссури) используют Интернет-портал для организации голосования зарубежных американских избирателей.

При этом только штат Миссури предусматривает возможность возвращения заполненного избирательного бюллетеня в рамках Интернет-портала зарубежными американскими избирателями – военнослужащими, находящимися на враждебной территории.

В 2016 году штат Алабама на разовой основе предоставил зарубежным американским избирателям возможность возвратить заполненный избирательный бюллетень с помощью Интернет-портала.
Штат Аляска также предоставлял любому избирателю штата возможность возвратить заполненный избирательный бюллетень с помощью Интернет-портала, однако в 2018 году работа Интернет-портала была прекращена.

В преддверии проведения в 2018 году федеральных и иных выборов законодатели штата Западная Виргиния приняли решение о предоставлении права всем избирателям штата, а не только военнослужащим, но и другим избирателям штата, находящимся за пределами территории США в 
55 иностранных государствах, принимать участие в пилотном голосовании 

8 ноября 2018 года с использованием смартфонов и мобильного приложения «Voatz», а также технологии блокчейна.

При этом мобильным приложением могли воспользоваться только зарубежные американские избиратели.

Для участия в таком голосовании избиратель должен иметь выданное федеральными или штатными органами государственной власти удостоверение личности, а также мобильный телефон с операционной системой Apple или Android.

Новая система цифрового голосования с использованием мобильного приложения «Voatz» основана на биометрической регистрации избирателей (лица избирателя и отпечатков пальцев его рук) и распределенной системой хранения персональных данных избирателей.

При проведении биометрической регистрации избиратель должен выложить 10-секундное видео своего физического облика, а также свою фотографию (лица).

После регистрации указанные персональные сведения об избирателе хранятся на распределенных носителях информации в формате блокчейн, т.е. на носителях и в форме, не подверженных изменению (компания «Voatz» хранит ключ доступа к таким данным на частном сервере и не предоставляет его в открытом формате, т.е. хакер не может получить копии указанного ключа).

Такое цифровое голосование является первым в электоральной истории США при проведении на территории штата праймериз (процедуры выдвижения кандидатов) и на федеральных выборах 8 ноября 2018 года.

В мае 2018 года было проведено общественное тестирование новой системы голосования (в адрес новой технологии голосования прозвучала критика с точки зрения не полного обеспечения безопасности голосования).

В рамках новой электоральной технологии удаленного цифрового голосования 144 военнослужащих – избирателя штата, находившиеся в 24 иностранных государствах, приняли участие в голосовании с использованием мобильного приложения IT-компании «Voatz»17.

В целом каких-либо проблем, создававших угрозу достоверности волеизъявления избирателей, передачи, хранения и подсчета голосов «цифровых» избирателей не было выявлено.

В штате Колорадо аналогичное решение об использовании пилотного цифрового голосования избирателей при проведении 7 мая 2019 года очередных муниципальных выборов городского Совета Денвера, столицы штата и одного из многонаселенных городов страны, было принято городским и графским советами в рамках технологической кооперации с Национальным центром по кибербезопасности и двумя ведущими IT-компаниями. в области технологии блокчейн – голосования избирателей18.

Online Voting in Colorado

При таком голосовании будут использоваться смартфоны с мобильным приложением, разработанным компаниями «Tusk Philanthropies»19  и «Voatz».

Так, в таком удаленном (дистанционном) блокчейн – голосовании с использованием смартфонов вправе будут принимать участие отдельные категории избирателей: зарубежные американские избиратели – жители штата, а также военнослужащие и члены их семей, находящиеся за пределами территории США (около 4.000 избирателей штата).

Для участия в таком голосовании избиратель должен подать электронное заявление о намерении принять участие в удаленном (дистанционном) цифровом голосовании (своего рода аналог заявления о получении открепительного удостоверения) и пройти процедуру регистрации в качестве такого избирателя с использованием мобильного приложения «Voatz».

После прохождения регистрации в качестве «удаленного цифрового избирателя» избиратель может принять участие в цифровом голосовании, которое проводится в период с 23 марта по 7 мая 2019 года (включая день общего голосования избирателей), т.е. в течение 46 календарных дней.

В целом в США указанными IT-компаниями, прежде всего «Voatz», с 2016 года уже проведено около 30 тестовых блокчейн – голосований с участием около 80.000 избирателей, среди которых наибольшим пока является одноразовое тестирование с участием около 15.000 избирателей.

Таиланд. В преддверии проведения в 2017 году парламентских выборов в законодательство после 15 лет обсуждений были внесены поправки, предусматривающие возможность применения электронного и Интернет – голосования избирателей на выборах различного уровня.

В декабре 2018 года Правительство Таиланда приступило к рассмотрению возможности применения на выборах различного уровня, наряду с традиционной технологией голосования избирателей с использованием бумажного избирательного бюллетеня, в формате пилотного проекта новой цифровой технологии дистанционного (удаленного) голосования – блокчейн–голосования избирателей20.

Проект пилотного проведения такого голосования, основанного на подключении абонента – избирателя к сети Интернет и прохождении предварительной биометрической саморегистрации избирателей, уже разработан Министерством науки и технологий Таиланда.

В целом в Таиланде регистрация избирателей для участия в определенных видах голосования на национальных выборах является активной (заявительной) и для участия, например, в досрочном голосовании избиратели должны зарегистрироваться в электронном виде на специальном сайте соответствующего государственного органа исполнительной власти.

В частности, при проведении 24 марта 2019 года парламентских выборов для участия в досрочном голосовании, проводимом в период с 4 по 17 марта, избиратели должны были самостоятельно зарегистрироваться, начиная с 28 января 2019 года.

Первоначальное тестирование новой технологии голосования будет проводиться на муниципальном уровне в небольших муниципалитетах (общинах).

При этом зарубежные тайские избиратели смогут принять участие в блокчейн – голосовании в помещениях для голосования дипломатических представительств и консульских учреждений Таиланда в соответствующих иностранных государствах после прохождения под видеокамеру биометрического подтверждения аутентичности их физиологического облика имеющемуся в централизованной базе данных фотографическому изображению избирателя.

Тайская модель технология блокчейн – голосования избирателей основана, в частности, на использовании соответствующего контроллера, выполняющего, с одной стороны, роль сличителя персонифицированной биометрической информации избирателя и, с другой стороны, распределителя голосов избирателей (после проведения голосования) и их синхронной трансмиссии как в обрабатывающий центр, так и всем кандидатам, принимающим участие в выборах.

Такая технология может стать наиболее продуктивной с запуском для общего пользования сетей мобильной связи нового поколения (5G).

Финляндия. 1 января 2007 года был принят временный нормативный акт о применении пилотного электронного Интернет-голосования на муниципальных выборах, проводимых 26 октября 2008 года (действие указанного нормативного акта заканчивалось 31 декабря 2008 года).

При проведении указанных выборов в трех муниципалитетах – Карккала, Кауниайнен, Вихти – избирательного округа Уусимаа в порядке эксперимента впервые в помещениях для голосования избирательных участков проводилось электронное Интернет-голосование избирателей на основе гибридного использования комплекса электронного голосования, соединенного с сетью Интернет (так называемых Интернет-киосков).

Впервые за ходом проведения Интернет-голосования наблюдали представители Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

Интернет-голосование рассматривалось в качестве одного из альтернативных способов голосования по отношению к проведению досрочного голосования и голосования в помещении участкового избирательного комитета в день выборов.

Выбор того или способа голосования относилось на усмотрение избирателя.

Интернет-голосование избирателей предусматривало, в частности:
- применение комплексов электронного голосования, соединенных с сетью Интернет (Интернет-киосков);
- соединение Интернет-киосков с центральным сервером для последующего суммирования, установления итогов голосования и определения результатов муниципальных выборов;
- проведение Интернет-голосования избирателей только в помещении для голосования избирательного участка;
- использование карточки для электронного Интернет-голосования, выдаваемой сотрудником участкового избирательного комитета.

Интернет-голосование предусматривало введение избирателем на экране монитора (дисплея) комплекса электронного голосования, соединенного с сетью Интернет (Интернет-киосков), только номера кандидата, за которого он голосует.

Порядок проведения Интернет-голосования был следующим:

  • избиратель вправе был проголосовать только на своем избирательном участке;
  • сотрудник участкового избирательного комитета на основе предъявления избирателей документа, удостоверяющего его личность, и имеющего фото избирателя, устанавливал личность избирателя и наличие у него права принимать участие в голосовании (используя регистр избирателей и вводя его данные в электронную систему голосования для допуска к электронному Интернет-голосованию);
  • выдавал избирателю карточку для электронного Интернет-голосования;
  • избиратель заходил в кабину для тайного голосования (Интернет-киоск);
  • избиратель вставлял карточку для электронного Интернет-голосования в считывающее устройство комплекса электронного голосования;
  • избиратель вводил номер кандидата, за которого он голосовал, касаясь экрана дисплея (монитора) комплекса электронного голосования;
  • на экране появлялась информация о соответствующем кандидате;
  • избиратель подтверждал свой выбор, нажимая клавишу ОК
  • компьютерная программа фиксировала, что избиратель реализовал свое право проголосовать;
  • выбор избирателя (номер кандидата) и его персональный идентификационный номер сохранялся в памяти устройства для электронного Интернет-голосования;
  • по окончании времени голосования система электронного Интернет-голосования автоматически отключалась;
  • избиратель возвращал карточку для электронного Интернет-голосования сотруднику участкового избирательного комитета;
  • сотрудники участкового избирательного комитета открывали электронный отсек для нового голосования, когда система электронного Интернет-голосования отделила (кодировала) голоса избирателей (выбор избирателя) и их персональные идентификационные номера;
  • олос избирателя в автоматическом режиме передавался на центральный сервер для последующего суммирования, установления итогов голосования и определения результатов выборов с соблюдения режима кодирования (раскодирования).

В случае если избиратель вынул карточку для электронного голосования из слота считывающего устройства до нажатия клавиши ОК, его электронный Интернет-голос не фиксировался комплексом электронного голосования (при проведении указанных выборов таких «незафиксированных» электронных голосов избирателей было 232, что повлекло необходимость проведения в сентябре 2009 года проведения новых муниципальных выборов).

На состоявшихся муниципальных выборах в трех муниципалитетах суммарно из 34.062 избирателей, включенных в списки избирателей, 8.716 избирателей проголосовали досрочно, 3.731 – при помощи бумажных избирательных бюллетеней (42,8%) и 4.985 – при помощи комплексов электронного голосования (57,2%), соединенных с сетью Интернет (Интернет-киосков).

В 2010 году правительство Финляндии приняло решение о прекращении использования технологии Интернет-голосования избирателей на муниципальных выборах.
24 октября 2016 года правительство Финляндии приняло решение о возможном применении Интернет-голосования в качестве одной из современных цифровых альтернативных технологий традиционному голосованию избирателей (с помощью бумажных избирательных бюллетеней).

При этом в ходе проведения общественных дискуссий высказывалась точка зрения, что введение Интернет-голосования повысить степень участия избирателей в голосовании (явку избирателей).
Министерство юстиции Финляндии образовало рабочую группу по вопросу о возможном введении в избирательный процесс процедуры Интернет-голосования избирателей, в том числе с учетом зарубежного опыта Интернет-голосования; при этом парламент также образовал мониторинговую группы по вопросам Интернет-голосования избирателей.

19 декабря 2017 года Рабочая группа обнародовала свой итоговый доклад, в котором отмечалось, что введение процедуры Интернет-голосования избирателей возможно, при этом, однако, было отмечено, что технологический уровень развития пока таков, что обеспечить полностью безопасное Интернет-голосование избирателей пока не представляется возможным, в том числе с точки зрения обеспечения тайны голосования и одновременно возможности избирателя удостовериться в том, что его электоральный Интернет-голос полностью и правильно учтен.

При этом зарубежный опыт организации Интернет-голосования показал, как отмечалось в итоговом отчете, что на практике не наблюдается какого-либо существенного увеличения явки избирателей (участия в голосовании), в том числе молодых избирателей.

В конечном счете, в итоговом отчете содержался вывод о необходимости продолжения дальнейшего разностороннего изучения возможности использования Интернет-технологий в организации и проведения голосования избирателей.

В соответствии с официальной статистикой, обнародовано по состоянию на 4 декабря 2018 года в преддверии проведения 14 апреля 2019 года очередных парламентских выборов 89% населения Финляндии использует Интернет (в 2014 году – 86%, в 2016 году – 88%), при этом 76% пользователей пользуются сетью Интернет несколько раз в день.

Франция. В 2009 году технология Интернет-голосования впервые была применена при проведении более чем 300.000 зарубежными французскими избирателями, находившимися в Африке и Америке, выборов членов Ассамблеи французов за рубежом, организации, которая, в свою очередь, в соответствии с законодательством, на косвенных выборах избирала 

12 членов Сената – верхней палаты парламента, представлявших интересы зарубежных французских граждан.

При проведении указанных двухступенчатых выборов применялась технология Интернет-голосования, разработанная IT-компанией «Скайтл»21.

В голосовании приняло участие около 10% указанных избирателей и, по сравнению с прошлыми выборами, явка избирателей возросла на 2.2%.

В соответствии с законодательством с 2012 года зарубежным французским избирателям было предоставлено право принимать участие в Интернет-голосовании при проведении парламентских выборов; при проведении же президентских выборов зарубежные французские избиратели такого права не имеют.

Так, при проведении в 2012 году парламентских выборов впервые использовалась технология Интернет-голосования, разработанная IT-компанией «Скайтл» для отдельных категорий зарубежных французских избирателей (в преддверии проведения указанных выборов по результатам проведенных опросов около 55% зарубежных французских избирателей предпочли принимать участие в Интернет-голосовании как одном из наиболее удобных способов участия в голосовании).

В 2010 году при проведении частичных выборов в состав Ассамблеи французов за рубежом также применялась технология Интернет-голосования для зарубежных французских граждан, находившихся на территории городов Мехико (Мексика) и Федерального округа Колумбия (город Вашингтон, США).

В ходе двух календарных периодов (соответственно с 23 по 28 мая – в преддверии проведения первого тура голосования) и с 6 по 12 июня – второго тура голосования) около 240.000 зарубежных французских избирателей приняли участие в Интернет-голосовании (или около 55% от общего числа зарубежных французских избирателей, принявших участие в голосовании за пределами территории Франции в помещениях для голосования дипломатических представительств и консульских учреждений Франции в соответствующих иностранных государствах или по почте).

При этом в рамках как первого, так и второго календарного периодов Интернет-голосования в восьми зарубежных избирательных округах (из 11) в голосовании приняло больше Интернет-избирателей, чем «традиционных» избирателей.

При подготовке к проведению 11 июня (воскресенье, первый тур голосования) и 18 июня (воскресенье, второй тур голосования) 2017 года парламентских выборов по предложению Национального агентства по вопросам кибербезопасности из-за высокого уровня риска киберугроз, в том числе иностранного кибервмешательства в избирательный процесс, было принято решение не предоставлять зарубежным французским избирателям возможности принять участие в голосовании по сети Интернет на указанных выборах.

За пределами территории Франции находится около 3 млн. французских избирателей, которые 1,8 млн. внесены в реестр избирателей и приписаны к 11 избирательным округам.

В целом зарубежные французские избиратели представлены во французском двухпалатном парламенте 11 депутатами и 12 сенаторами.

При проведении в 2017 году парламентских выборов зарубежные французские избиратели впервые принимали участие в Интернет-голосовании при проведении Республиканской партией Франции процедуры праймериз.

Правительство Франции намерено вернуться к применению технологии Интернет-голосования избирателей при проведении национальных (президентских и парламентских) выборов в 2022 году.
В январе 2019 года в Сенат был внесен законопроект о дальнейшем расширении возможностей для участия в голосовании зарубежных французских избирателей22.

Швейцария (кантон Цуг, город Цуг). Город Цуг в одноименном швейцарском кантоне Цуг, известный своим нахождением в швейцарской «кремниевой долине» («Krypto Valley»), претендует на лидерство в области внедрения передовых цифровых технологий в избирательные процедуры.

В ближайшие годы руководство города Цуг будет активно развивать технологию блокчейн в качестве технической основы для проведения местных выборов и референдумов, результаты которых невозможно будет сфальсифицировать.

Электронная система персональной идентификации человека (избирателя) «Blockchain e-ID-System», используемая в городе Цуг (кантон Цуг)

Мэр города Цуга начал постепенно, но повсеместно внедрять технологию блокчейн, положенную в основе любой так называемой криптовалюты (по его мнению, лет через пять – десять технология блокчейн может применяться и на федеральных референдумах).

Особенность этой системы состоит в возможности децентрализованных хранения и обработки пользовательских и иных данных: этот универсальный принцип может использоваться и в избирательном процессе.

Технология блокчейн способна гарантировать качественно более высокую степень безопасности, включая эффективную защиту от хакерских атак и злоупотребления персональными пользовательскими данными.

Архитектура технологии блокчейн построена на принципе децентрализованного управления потоками информации и «складирования» данных.

В рамках этой системы нет какого-то «руководящего» центра (единого или одного сервера), взломав который хакеры могли бы, например, сфальсифицировать итоги голосования или результаты выборов, референдумов, опросов.

Технология блокчейн способна более эффективно сохранить в неприкосновенности и приватную сферу пользователей, а в данном случае – избирателей, передавая им, и никому более, возможность контролировать свои же собственные персональные данные.

Пользователь может, например, принять участие в голосовании, а потом полностью стереть свои «электронные следы», не меняя общий результат референдума.

Первая пилотная фаза этого проекта была запущена 25 июня 2018 года и продлилась до 1 июля в форме анкеты-опросника, с помощью которой городские избиратели могли ответить на актуальные для города вопросы, которые, в свою очередь, послужили своего рода тестом для разработки и внедрения новой системы голосования.

Кроме того, на этой основе граждане могли создать в сети Интернет своего «цифрового двойника» и получить цифровое удостоверение личности «e-ID».

В настоящее время избиратели – жители города Цуг могут принимать участие в пилотном проекте при помощи смартфона и новой электронной системы регистрации избирателей «Blockchain e-ID-System», которая была внедрена в ноябре 2017 года, и в ней зарегистрировано 240 пользователей23.

Техническая сторона эксперимента обеспечивается Высшей школой прикладных наук города Люцерн («Hochschule Luzern’s Blockchain Lab») и транснациональным IT-предприятием «Luxoft», штаб-квартира которого находится в Швейцарии.

Компании «Luxoft» намерена в ближайшее время создать швейцарский Blockchain for Government Alliance – организацию, целью которой будет разработка на основе блокчейна прикладных программ-утилит для нужд федеральных управленческих структур.

Все разработки опираются на принцип открытого исходного кода с тем, чтобы каждый желающий мог протестировать в реальных условиях заинтересовавшую его программу, внеся в нее свои поправки и улучшения.

При проведении первого в современной электоральной истории Швейцарии факультативного (опросного) блокчейн – голосования в период с 25 июня по 1 июля 2018 года в пилотном блокчейн – голосовании приняло участие 72 избирателя.

Одним из вопросов тестового блокчейн – голосования был, в частности, вопрос о возможности использования электронной системы персональной идентификации человека (избирателя) «Blockchain 
e-ID-System» и технологии блокчейн при проведении местных референдумов.

При этом только три участника опроса (из 72, принявших участие в блокчейн – голосовании) отметили, что им было нелегко при участии в цифровом голосовании, остальные участники опроса положительно оценили новую цифровую технологию голосования.

В целом 79% опрошенных выступили за более широкое использование цифровых технологий в городском управлении, 52% опрошенных – за более широкое использование цифровых технологий в электоральном процессе, при этом 16% опрошенных по-прежнему сомневались в надежности (безопасности) технологии блокчейн – голосования.

При этом 75% избирателей, принявших участие в опросном голосовании, уже были знакомы с цифровыми технологиями, тогда как 25% избирателей полагали, что мэрия города должны была проводить более качественно информационно-разъяснительную работу по ознакомлению избирателей с новой экспериментальной избирательной технологией голосования.

Результаты опросного голосования были обнародованы 2 июля 2018 года; проведение голосования с использованием новых электоральных информационных технологий было признано успешным.

Южная Корея. Правительством Южной Кореи было приняло решение о проведении пилотного применения технологии блокчейн – голосования избирателей в декабре 2018 года.

В рамках пилотного применения предполагалось протестировать механизмы безопасной обработки и хранения персональных данных об избирателях, а также итогов голосования (результатов выборов).

Министерство образования, науки и техники Южной Кореи и Национальная избирательная комиссия являются соорганизаторами реализации указанного пилотного проекта.

В декабре 2018 года Агентством по вопросам Интернета и кибербезопасности Южной Кореи совместно с Сеульским национальным университетом блокчейна были проведены соответствующие мероприятия пилотного проекта.

Условиями пилотного проекта предусматривалось голосование избирателей с использованием смартфонов или персональных компьютеров, тестирование вопросов безопасности голосования и прозрачности новой технологической модели голосования избирателей, формирования доверия избирателей к цифровому голосованию24.

При этом персональные данные избирателей подлежали размещению на распределенных носителях информации, а итоги голосовании были доступны для всех избирателей в он-лайн режиме после окончания официального времени голосования.

По окончания проведения пилотного тестирования Национальная избирательная комиссия должна будет принять решение о перспективах применения технологии блокчейн – голосования избирателей, в том числе с учетом перспектив обновления ее технологической составляющей, а также мобильной связи нового поколения (5G).

Япония (префектура Ибараки, город Цукуба). В конце августа 2018 года японский город Цукуба (научный центр, расположенный на юге префектуры Ибараки) впервые в современной электоральной истории Японии включил в структуру муниципального электорального процесса технологию блокчейн – голосования избирателей.

Избиратели, используя 12-значный номер своих персональных идентификационных карточек, выданных в 2015 году всем гражданам Японии, принимали участие 28 августа 2018 года в консультативном голосовании при проведении местного опросного референдума, на который было вынесено 13 вопросов.

В целом экспериментальная модель организации электронного голосования основывается на использовании для идентификации Интернет-избирателя его персональную идентификационную карточку (аналог карточки социального страхования).

Образец персональной идентификационной карточки избирателя Японии

В целом японская пилотная модель электронного голосования основана на системе определения персонального идентификационного номера избирателя и технологии блокчейн обработки и хранения персональных сведений об избирателях и распределенной модели хранения электоральной информации, прежде всего итогов голосования и результатов выборов («the My Number identification system and blockchain technology»).

В экспериментальном голосовании приняло участие 119 избирателей.

Участниками эксперимента высказывали предложения о возможности применения указанной технологии голосования для проведения голосования и зарубежных японских избирателей.

Цифровое голосование при проведении местного опросного референдума в городе Цукуба (префектура Ибараки) в августе 2018 года

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В некоторых государствах законодатели отказались от дальнейшего применения технологии Интернет-голосования избирателей на национальном или местном уровнях (например, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Португалия), либо приостановили использование технологии Интернет-голосования по соображениям кибернебезопасности (например, Франция при проведении национальных (президентских и парламентских) выборов в 2017 году).

В ФРГ электронное голосование запрещено решением Федерального конституционного суда, поскольку, как посчитал Суд, такая система не гарантирует достаточной степени прозрачности.
  
2. Использование в экспериментальном порядке технологии удаленного (дистанционного) голосования избирателей на цифровых избирательных участках при проведении выборов глав исполнительной власти 16 субъектов Российской Федерации в единый день голосования 8 сентября 2019 года планируется также в Российской Федерации (город Москва).

16 апреля 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении были рассмотрены и приняты законопроекты «О создании в городе федерального значения Москве цифровых участков для голосования на выборах в субъектах Российской Федерации» и «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»: создание цифровых избирательных участков позволит избирателям – жителям субъектов Российской Федерации, где 8 сентября 2019 года пройдут губернаторские выборы и дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по отдельным одномандатным избирательным округам, проголосовать, находясь за пределами своего субъекта Российской Федерации – в городе Москве; эксперимент по дистанционному электронному голосованию позволит избирателям проголосовать с помощью специального сервиса, созданного на региональном портале MOS.RU в сети Интернет, без использования бумажного избирательного бюллетеня и личного присутствия в помещении для голосования избирательного участка.

3. Как известно, в Сьерра-Леоне при проведении 7 марта 2018 года президентских выборов впервые в современной мировой электоральной практике неофициально – экспериментально без придания юридического значения результатам использования новой электоральной технологии – одной из швейцарских IT-компаний применялись некоторые элементы современной информационной технологии, а именно: технологии блокчейна.

4.  При проведении в 2007 году парламентских выборов применялась технология Интернет-голосования, затем ее применение, как уже отмечалось, было отменено.
  
5. Как известно, после проведения конституционной реформы и принятия Закона о двойном гражданстве граждане Армении, временно или постоянно проживающие за пределами территории Армении (за исключением отдельных категорий граждан Армении), были лишены права голосовать на парламентских выборах, при этом избирательные участки в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Армении в соответствующих иностранных государствах были упразднены.
  
6. Так, только при проведении в мае 2002 года местных выборов применялось 17 пилотных проектов Интернет-голосования избирателей.
  
7. В 2009 году в законодательство о местных органах власти были внесены изменения, пред4сматривающие, в частности, переход к обязательному участию избирателей в голосовании на муниципальных выборах, а также 50% гендерных квот для обеспечения представительства женщин в составе муниципальных представительных органов.

8. При проведении в период с 11 апреля по 23 мая 2019 года в рамках семи календарных этапов голосования избирателей на выборах в нижнюю палату индийского парламента в списки избирателей было включено около 15 млн. молодых избирателей в возрасте 18–19 лет.
  
9. Данная инициатива была связана, в частности, с тем, что зарубежные керальские избиратели обеспечивают поступление в бюджет штата около 1,9 млрд. индийских рупий, обеспечивая существенный вклад в социально-экономическое развитие штата и, следовательно, должны иметь реальную возможность принимать участие в управление делами штата, в том числе при проведении выборов.

10.  В июле 2018 года правительство Каталонии объявило о намерении внедрить технологию блокчейн в областные управленческие процессы, прежде всего на уровне областного правительства.
  
11. Впервые еще в 2003 году одновременно с голосованием на парламентских выборах в пяти иностранных государствах (Аргентина, Бельгия, Мексика, США и Чили) было проведено пилотное Интернет-голосование зарубежных каталонских избирателей, в котором приняло участие 3,14% избирателей (в соответствии с законодательством зарубежные каталонские избиратели принимали участие в указанных выборах в форме голосования по почте (в почтовом голосовании приняло участие 20,63% избирателей).

В 2008 году в городе Сан-Андрес-де-Льеванерес (провинция Барселона) с привлечением IT-компании «Скайтл» (США) было проведено Интернет-голосование избирателей при проведении муниципальных (городских) выборов, в котором избиратели принимали участие в период с 12 по 15 ноября, т.е. в течение трех календарных дней.

12. Около 70% муниципалитетов провинции имеют население 10.000 и более тысяч человек.

13. Такое голосование было проведено, в частности, в городе Стратфорде, который еще в 2010 году инициировал проведение городского пилотного проекта по проведению Интернет-голосования избирателей.

В Интернет-голосовании голосовании приняло участие около 10% избирателей, остальные избиратели голосовали с помощью бумажного избирательного бюллетеня.

При проведении в октябре 2018 года муниципальных выборов Интернет-голосование позволило расширить «календарное окно» для  голосования избирателей: Интернет-голосование проводилось в он-лайн режиме 24 часа в течение 12 календарных дней с 12 по 22 октября.

Кроме того, переход на использование технологии Интернет-голосования позволит сократить количественный состав участковых избирательных органов, при формировании которых раньше испытывался кадровый голод (это также является одной из тенденций использования технологии Интернет-голосования избирателей).

При этом при проведении в октябре 2018 года муниципальных выборов некоторые муниципалитеты (городов Гуэлф, Лондон) провинции Онтарио, в отличие от выборов 2014 года, отказались от использования технологии Интернет-голосования избирателей; среди основных причин – высокий уровень киберугроз.

14. В соответствии с обновленным законодательством подписи избирателей в поддержку выдвижения независимых кандидатов на должность Президента Мексики могли собираться и концентрироваться (суммироваться) в электронном виде в он-лайн режиме на сайте Национального избирательного института Мексики, при этом, однако, избиратель, отдающий свою электронную подпись в поддержку соответствующего кандидата, должен был иметь современную модель мобильного телефона с соответствующей операционной системой, а также иметь устойчивый доступ к сети Интернет.
  
15. В Норвегии после проведения в 2011 году муниципальных выборов и 2013 году парламентских выборов также отказались от дальнейшего применения в отдельных избирательных округах технологии Интернет-голосования избирателей, главным образом, по соображениям кибернебезопасности.

16. При проведении Интернет-голосования избирателей в Федеральном округе Колумбия (город Вашингтон) в связи с хакерской атакой, повлиявшей на выборы, поставлен под вопрос кибербезопасность применения указанной электоральной технологии.
При этом, однако, 22 штата законодательно допускают участие в Интернет-голосовании отдельных категорий зарубежных американских избирателей (прежде всего военнослужащих и членов их семей).

17. IT-компания, основанная в 2014 году со штаб-квартирой в городе Бостон (штат Пенсильвания), специализирующаяся на разработке технологий (платформ) удаленного цифрового мобильного голосования избирателей, в том числе блокчейн – голосовании.
  
18. Ранее (до указанного пилотного проекта) на сайте города Денвера в сети Интернет размещалась электоральная информация для зарубежных американских избирателей – жителей штата, в том числе формы избирательных бюллетеней, которые должны были быть заполнены и в формате PDF отправлены избирателями по ‘электронной или защищенной веб-почте в избирательный орган штата – Совет по выборам для последующего включения в общую процедуру подсчета голосов избирателей (на практике такие избирательные бюллетени отправлялись, как правило, по электронной почте).

Кроме того, в связи с тем, что при проведении городских выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства и на практике они проводятся в два тура голосования (спустя месяц после проведения первого тура голосования), подсчет голосов, изготовление нового тиража избирательных бюллетеней и направление их данной категории избирателей является в ряде случаев затруднительным (из-за сжатости временных (календарных) параметров избирательного процесса).
  
19. IT-компания, специализирующаяся на разработке технологий (платформ) удаленного цифрового мобильного голосования избирателей и антихакерских программ.

20. Демократическая партия Таиланда при проведении 1 – 3 ноября 2018 года партийного праймериз для избранию лидера политической партии впервые среди политических партий страны использовала технологию блокчейн – голосования по выдвинутым кандидатурам.

В рамках реального времени около 120.000 членов политической партии приняли участие в таком голосовании.

В рамках технологии блокчейн - голосования члены политической партии голосовали с помощью смартфона и соответствующего мобильного приложения, предварительно пройдя биометрическую регистрацию посредством ввода фотографии своего удостоверения личности.

21. Компания «Скайтл» («Scytl») специализируется на разработке и внедрении технологий электронного голосования, в том числе Интернет-технологий, при проведении национальных и местных выборов, и является одним из лидеров в данной области, практически участвует в разработке таких проектов в 42 странах мира, в том числе электронного голосования с использованием технических средств подсчета голосов в 1.400 графствах США, а также Интернет-голосования отдельных категорий зарубежных американских избирателей.

22. При проведении в мае 2017 года очередных выборов Президента Франции в выборах имели право принимать около 1,3 млн. зарегистрированных зарубежных французских избирателей; для голосования в 450 местностях за рубежом было образовано 866 избирательных участков, на 10% больше, чем при проведении президентских выборов в 2012 году.

Зарубежные французские избиратели голосовали с помощью бумажных избирательных бюллетеней.

При проведении первого тура голосовании явка избирателей составила 44%, что на 6% больше, чем при проведении первого тура голосования на прошлых президентских выборах.

При этом, как уже отмечалось, в отличие от парламентских выборов, которые проводились в июне 2017 года, т.е. практически месяц спустя после проведения выборов Президента Франции, зарубежные французские избиратели не имели права принимать участие в Интернет-голосовании.

23. Еще в одном кантоне – Шаффхаузен – также разработана собственная новая электронная система регистрации избирателей, но она не «инкорпорирована» в систему блокчейн – голосования и не применяется при проведении выборов, референдумов или опросов.

24. В 2013 году Национальная избирательная комиссия Южной Кореи уже проводила тестирование одного из вариантов модели дистанционного голосования избирателей, в котором принимало участие 5,64 млн. избирателей, однако указанная модель показала свою кибернебезопасность и ненадежность, в том числе в части противодействия хакерскому воздействию.