Михаил Лебединский о системе дистанционного обучения избирательному праву и процессу

Михаил Лебединский о системе дистанционного обучения избирательному праву и процессу

Материалы выступления Лебединского Михаила Евгеньевича, Председателя Избирательной комиссии Ленинградской области на научно-практической конференции по актуальным вопросам подготовки квалифицированных кадров избирательных комиссий "Выборы. Обучение. Перспективы" (5 декабря 2019 года, ЦИК России)

05 декабря, 2019

Предложения по системе дистанционного обучения Леноблизбиркома. Перспективы и инновационное развитие.
 
История вопроса
 
Используемые цифровые решения E-learning (электронное обучение)
 
С 2013 года функционирует Программный комплекс для организации и проведения дистанционного обучения членов Избирательной комиссии Ленинградской области (далее – СДО ИКЛО), размещенный в сети Интернет по адресу: http://iklenobl.ru.

Перейти к системе дистанционного обучения возможно также через официальный сайт Избирательной комиссии Ленинградской области из раздела «Обучение». В этом же разделе размещено Руководство пользователя системы дистанционного обучения.
 
Необходимо отметить, что в настоящее время существуют проблемы с наполнением системы учебными и тестовыми материалами. Устарела пользовательская база. Фактически СДО ИКЛО функционально ограничено.
 
Однако существующие преимущества СДО ИКЛО очевидны и это:
 
1. Высокая защищенность (так как это домен Леноблизбиркома). Кроме того, для гарантированной защиты СДО ИКЛО мы планируем приобрести (купить) отдельный хост (виртуальный сервер) у ОАО «Ростелеком» для этой системы;
2. Готовая система с исчерпывающим функционалом;
3. Общедоступность при наличии Интернет.
4. Есть возможность доступа к системе с мобильных устройств;
5. Предусмотрена возможность обратной связи Слушатель-Преподаватель.
 
Схема СДО ИКЛО
 
В технологическом контексте системы СДО для Избирательной комиссии Ленинградской области важным техническим решением является созданная в 2019 году защищенная система видеоконференцсвязи Леноблизбиркома, охватывающая все 18 ТИК региона с возможностью добавления 50 дополнительных гостевых учетных записей, что функционально дополняет систему СДО ИКЛО.
 
Таким образом вследствие имеющихся технических возможностей и существующего дефицита по наполнением системы учебными и тестовыми материалами и из-за устаревшей пользовательской базы, Леноблизбиркомом реализуется схема развития СДО ИКЛО в новом информационном формате E-learning электронного обучения.
 
Инструменты развития СДО ИКЛО
 
Базовыми инструментами, которые будут применять в процессе обучения, являются:
1. «Проведение вебинаров в формате видеоконференцсвязи (ВКС)»;
2. «Проведение видеоконференций в формате ВКС;
3. «Проведение вебинаров через Youtube-канал Леноблизбиркома»;
 
Предлагаемые форматы оптимальны для постановки задач организаторам выборов, разъяснения проблемных вопросов, ответов на вопросы, а также получения обратной связи от участников в режиме реального времени.

После проведения вебинара весь учебный материал будет размещаться в СДО ИКЛО для подробного изучения и руководства в дальнейшей работе.

Для вовлечения членов комиссий и наблюдателей Общественной палаты Ленинградской области (далее – наблюдатели ОПЛО) в учебный процесс планируется, что все «тройки» ТИК и председатели УИК буду регистрироваться в системе дистанционного обучения в качестве слушателей. Каждому такому слушателю на его электронный адрес будет высылаться письмо с информацией о логине и пароле для входа в систему.
 
Дистанционное обучение в формате E-learning обеспечивает:
 
1) Мобильность – как условие для онлайн-обучения, связанное с ростом числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств. При этом, платформы для размещения учебных курсов и организации процесса поддержки обучающихся должны быть адаптивными, а приложения к смартфонам удобно встраиваться в мессенджеры.
 
2) Микрообучение, или микрокурсы, разбитые на модули небольшого объема, продолжительность лекций, в которых составляет 12-15 минут. Размер курсов обусловлен пределами эффективной восприимчивости слушателей к новой информации и опирается на стандартное представлением о предельных 18 минутах эффективной концентрации внимания слушателей. В условиях, когда участникам обучающего процесса не хватает времени на регулярное до-обучение, необходимо строить микрокурсы таким образом, чтобы весь объём необходимых знаний был получен в результате его разбивки на такие отдельные содержательные блоки информации.
 
3) Голосовые помощники и чат-боты, которые выводят мобильное обучение на новый уровень. Вследствие того, что смартфон теперь всегда под рукой можно, к примеру, обучаться в бот-программе по пути на работу или общаясь с голосовым помощником, стоя в пробках. Пока функциональность данных подпрограмм ограничена, но за ними большой потенциал развития.
 
Подкасты (т.е. процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио- и телепередач в Интернете) не являются новшеством, но в тенденциях электронного обучения наблюдается активное развитие и этого направления. Аудиоформат удобен для прослушивания в дороге на работу в общественном транспорте или параллельно с другими делами, а сторителлинг (использование современных визуальных средств: инфографики, фото, видео и т.д.) позволяет делать повествование нескучным и, следовательно, более эффективно усваиваемым.

Вышеперечисленные направления должны компенсировать наметившийся застой формата вебинаров в прямом эфире, обусловленный чаще всего тем, что время трансляции оказывается неудобным, а в повествовании автора встречается много отвлечений, расфокусирующих внимание участников вебинара. Внедрение предлагаемой системы e-learning в дистанционное обучение позволяет добиться качественно высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования участников избирательного процесса, а также затратить минимум времени и средств. В первую очередь вследствие того, что в отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет такие преимущества как:
 
1. Повышение квалификации и предоставление узкоспециализированных знаний без отрыва участников избирательного процесса от основного рабочего места;
2. Выбор подходящей системы обучения, оптимизирующей финансовые затраты на обучение;
3. Охват всех стадий избирательного процесса, от законодательных до технологических, таких, например, как работа с комплексами обработки избирательных бюллетеней – КОИБ;
4. Возможность организации занятий как в микро, так и в макрогруппах, а также возможность самостоятельного изучения материала в необходимом объеме;
5. Возможность консультирования в режиме онлайн;
6. Подбор комплексов упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание.

Алгоритм E-learning в системе дистанционного обучения в Избирательной комиссии Ленинградской области
 
На начальном этапе внедрения выстраивается подробная схема дистанционного E-learning обучения, состоящая из трех основных модулей:
 
1. Учебного модуля СДО ИКЛО – программный комплекс для организации и проведения дистанционного обучения членов Избирательной комиссии Ленинградской области (СДО ИКЛО).
2. Модуля тестирования участников обучающего процесса.
3. Модуля коррекции и статистики в оценке учебного материала – контента, электронных курсов, тестовых программ.
 
После освоения учебных материалов проводится тестирование членов комиссий и наблюдателей Общественной палаты Ленинградской области, на основе разработанных тестовых заданий.
Формирование статистических отчетов осуществляется на основе анализа тестов и ответов слушателей. Осуществляется корректировка обучающих курсов, разъяснение и более детальное рассмотрение и изучение проблемных вопросов.
 
Ожидаемые результаты
 
Предлагаемые решения с применением Е-learning дистанционного обучения позволят сформировать равновесную образовательную систему, в которой будет сконцентрирован необходимый учебный материал и открыт доступ к эффективным инструментам обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса.

На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что участник избирательного процесса не сможет разобраться самостоятельно в учебном материале, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой участников и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.

Мониторинг результатов работы e-learning позволит оценить правильность выбора и формирования всех этапов внедрения системы в сферу избирательного процесса.
 
Критериями эффективности внедряемой e-learning системы дистанционного обучения в ИКЛО являются:

1. Новые возможности и расширение аудитории, участвующей в проекте;
2. Эффективное внедрение новых технологий, способствующих увеличению скорости усвоения материала;
3. Повышение профессионализма участников и появление новых подходов к работе;
4. Повышение результатов работы у сотрудников, прошедших процесс дистанционного обучения.
 
Для успешной реализации e-learning системы дистанционного обучения планируется:

- Реализовать экспериментальный проект, затрагивающий одну или несколько стадий избирательного процесса;
- Привлечь и мотивировать экспертов в сфере избирательного процесса;
- Дать удобные инструменты системы обучения, позволяющие контролировать процесс обучения;
- Провести анализ полученных результатов;
- Заняться внутренним PR-ом реализуемого проекта по направлениям – последние новости, достижения команды, реклама обучающих курсов, видеообращения.
 
Перспективы развития СДО ИКЛО
 
Перспективы развития системы дистанционного обучения ИКЛО
 
На текущий момент в избирательной системе России существуют две задачи, которые могут быть решены в рамках развития системы дистанционного обучения.

Первая задача обусловлена внедрением цифровых избирательных участков, что потребует организации учебного процесса с членами избирательных комиссий. Которым предстоит освоить специфику организации работы цифровых избирательных участков. С учётом масштабов предстоящего учебного процесса очевидна потребность в его оптимизации через систему дистанционного интерактивного обучения организуемого в ИКСРФ через систему СДО ИК.

Вторая задача обусловлена необходимостью повышения качества обучения наблюдателей от региональных Общественных палат. Так, например, в Ленинградской области в каждом избирательном цикле необходимо обучать 1856 наблюдателей от Общественной палаты Ленинградской области. Наблюдатели от Общественной палаты не могут быть мобилизованы в процесс обучения административным образом, как, например, члены участковых избирательных комиссий. Поэтому возникает проблема каким образом и на какой учебной базе организовать с ними процесс обучения? Нам представляется наиболее эффективным путём решения этой задачи организация учебного процесса с опорой на потенциал структуры РАНХиГС, имеющей филиалы во всех регионах России и значительное количество обучающихся студентов, которых можно интегрировать в структуры наблюдателей от Общественных палат регионов России. Например, в Северо-Западном филиале РАНХиГС обучается 17 000 студентов. Обучение студентов – наблюдателей от Общественной палаты интерактивными методами с опорой на организационную структуру РАНХиГС может быть наиболее эффективны в силу совпадения направленности учебного процесса в РАНХиГС и задач, стоящих перед избирательной системой России. Заинтересованность студентов РАНХиГС в участии в системе наблюдателей от Общественной палаты может быть стимулирована структурой РАНХиГС путём включения данного направления в учебный процесс и в правовой практикум по избирательной системе России. С учётом текущей учебной нагрузки студентов и владения ими современными методами электронной коммуникации, значительную часть учебного процесса в рамках подготовки их как наблюдателей от Общественной палаты Ленинградской области можно организовать через систему дистанционного обучения с перспективой освоения ими системы внутреннего и внешнего контроля избирательного процесса «ЭЛОРИС», разработанной СПбГУ и Избирательной комиссией Ленинградской области.
 
Для решения всех вышеперечисленных задач в рамках функционала системы дистанционного обучения необходимо будет создать:
 
1. Мобильное приложение LEARN_IKLO;
2. Мобильное приложения, с пошаговой инструкцией о порядке голосования
с помощью системы «Цифровой избиратель».
3. Курс лекций с видеоматериалами для преподавателей по теме «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации».
4. Аудио и видео гид для избирателей с ограниченными физическими возможностями (слабовидящие и слабослышащие, иные) по порядку голосования на избирательном участке и вне помещения для голосования.
5. Мобильное приложения (квест-игра) для студентов РАНХиГС по стадиям избирательного процесса, с приложениями к конкретным ситуациям.
 
А также
6. Заключить соглашения с Северо-Западным филиалом РАНХиГС по использованию научно-образовательных возможностей СПбГУ (в рамках действующего Соглашения) для наполнения СДО ИКЛО современными учебными материалами и тестовыми заданиями;
7. Организовать курсы повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих аппарата Леноблизбиркома с использованием СДО ИКЛО;
8. Создать дистанционный обучающий курс (история, законодательство, практика) для молодых и будущих избирателей, с голосовым помощником-ассистентом Яндекса «Алисой».
9. Создать приложение для смартфона для членов участковых избирательных комиссий с мгновенными ответами и ссылками на нормы действующего избирательного законодательства.