Муниципальные выборы во Франции 15 марта 2020 года

Муниципальные выборы во Франции 15 марта 2020 года

Агаджанов С.Г., Лысенко В.И.

19 марта, 2020

Общие положения. В соответствии с законодательством 15 марта (воскресенье) 2020 года1 проводится первый тур голосования на муниципальные выборы (второй тур голосования – 22 марта (воскресенье).

Сроки проведения первого тура голосования муниципальных (коммунальных) выборов не переносился в условиях разразившейся в Европе, в том числе и во Франции, эпидемии коронавируса2.

Президент Франции Эммануэль Макрон 12 марта 2020 года в телеобращении к нации призвал избирателей (с учетом заверений медицинских специалистов и соблюдении мер эпидемиологической

 

 

безопасности) принять участие в голосовании на коммунальных выборах с тем, чтобы избрать мэров и советников, защитить местную (коммунальную) демократию и обеспечить преемственность демократического развития.

Телеобращение Президента Франции Эммануэля Макрона к избирателям 12 марта 2020 года принять участие в голосовании на коммунальных выборах 15 марта

16 марта (понедельник) поздно вечером Президентом Франции было принято решение об отложении второго тура голосования на коммунальных выборах на 21 июня (воскресенье) 2020 года.

Президент Франции выступил с телевизионным обращением к нации.

Новое административно-территориальное деление Франции, вступившее в силу с 1 января 2016 года, включает девять видов административно-территориальных единиц, в частности, 18 регионов, 101 департамент, 5 заморских территорий, коммуны и муниципальные округа.

В соответствии с законодательством мэры коммуны (городских и сельских поселений) возглавляют коммунальный совет, состоящий из выборных советников, и определяют коммунальную политику; кроме того, мэры являются территориальными представителями французского государства на местах (в коммунах).

В этих условиях выборы мэров являются важным элементом функционирования политической системы и публичной власти во Франции, одним из конституционных элементов французской системы сдержек и противовесов.

В целом коммунальные выборы являются наиболее авторитетными и «любимыми» народов выборами (по сравнению с «холодными» парламентскими и президентскими выборами).

Шарф с цветами государственного флага Франции является главным символом власти мэра

Правовая база коммунальных выборов. Организация и проведение коммунальных выборов регулируется положениями Конституции Франции, Избирательного кодекса Франции, иными законодательными актами, а также решениями правительства Франции, в том числе МВД Франции, префектов.

Срок полномочий муниципальных советов составляет 6 лет (прошлые муниципальные выборы проводились в 2014 году).

Модели территориальной организации местного (коммунального) самоуправления. Территория страны подразделяется, в частности, на муниципальные коммуны, за исключением городов Парижа, Марселя и Лиона.

Так, в Париже территория города подразделяется на округа (районы), при этом в округах (районах) проводятся отдельные муниципальные (коммунальные) выборы.

В городе образовано 20 районов и проводится 17 отдельных коммунальных выборов; при этом одни единые коммунальные выборы (из 17) проводятся для четырех районов, и 16 отдельных (самостоятельных) выборов для каждого района.

В состав городского совета Парижа входит 163 советника.

Городской совет Парижа формируется на основе пропорционального представительства из числа советников 20 городских районов города, которые, в конечном счете, через неделю после проведения 22 марта второго утра голосования, но не позднее 29 марта, официально наделяют полномочиями избранного кандидата на должность Мэра Парижа3.

В Лионе территория города также, как и в Париже, подразделяется на округа (районы), на территории которых проводятся отдельные муниципальные (коммунальные) выборы.

В городе образовано 9 районов, в каждом из которых проводятся отдельные (самостоятельные) коммунальные выборы.

В Марселе используется иная модель территориальной организации местного самоуправления и проведения коммунальных выборов: муниципальные выборы проводятся на территории так называемых секторов, в состав каждого из которых входит, как правило, два округа (района).

В городе образовано 16 районов, которые включены в восемь секторов, в каждом из которых проводятся отдельные (самостоятельные) коммунальные выборы.

В целом 15 марта 2020 года муниципальные выборы проводятся в 34.970 коммунах.

При проведении указанных выборов замещению подлежит 34.970 мандатов глав коммун (мэров), а также почти 50.000 мандатов советников.

Муниципальные избирательные системы также различаются в зависимости, в частности, от численности населения и иных факторов.

Мэры избираются муниципальными (коммунальными) советами.

При проведении выборов мэров применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, в рамках которой для избрания в первом туре голосования кандидат должен получить не менее 50% действительных голосов избирателей; в противном случае через неделю проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидат, получившие наибольшее число действительных голосов избирателей.

На практике мэры избираются, как правило, по результатам второго тура голосования.

При проведении коммунальных выборов депутатов применяются четыре вида избирательных систем:

1) мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с использованием метода панаширования;

2) пропорциональная избирательная система с использованием списков кандидатов политических партий, политических коалиций и предоставлением политической партии, политической коалиции, получившей наибольшее число действительных голосов избирателей, дополнительных (так называемых бонусных) депутатских мандатов;

3) модифицированная (трехраундовая) избирательная система (при проведении выборов крупных городов мэров);

4) особая разновидность избирательной системы при проведении выборов в межобщинные (межкоммунальные) органы.

Так, в коммунах с населением менее 1.000 человек выборы проводятся в два тура по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с использованием метода панаширования4.

При этом кандидат признается избранным в первом туре голосования (15 марта) при условии получения не менее 50% действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании и не менее 25% действительных голосов избирателей, включенных в список избирателей; в противном случае 22 марта проводится второй тур голосования.

Таким образом, нераспределенные в первом туре голосования подлежат распределению во втором туре голосования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, т.е. избранным признается кандидат, получивший больше действительных голосов избирателей, чем любой другой кандидат.

Законодательство не предусматривает гендерные депутатские квоты при проведении муниципальных выборов в данных коммунах.

В рамках данной избирательной системы отдельные (одномандатные или многомандатные) избирательные округа не образуются: образуется единый избирательный округ, охватывающий всю территорию коммуны; фактически такой избирательный округ является многомандатным избирательным округом.

В коммунах с населением 1.000 или более человек выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе с использованием списков кандидатов политических партий, политических коалиций и предоставлением политической партии, политической коалиции, получившей наибольшее число действительных голосов избирателей, дополнительных (так называемых бонусных) депутатских мандатов.

Так, если список кандидатов политической партии, политической коалиции получил в первом туре голосования абсолютное большинство действительных голосов избирателей, список кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции первоначально получает половину депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем коммунальном совете, остальные же депутатские мандаты (т.е. другая их половина) подлежат пропорциональному распределены между списками кандидатов всех политических партий, политических коалиций, получивших, по крайней мере, 5% и более процентов действительных голосов избирателей, с использованием метода Д’Ондта.

Таким образом, в этих условиях в соответствии с законодательством второй тур голосования не проводится.

Если необходимо проведение второго тура голосования (если ни одна из политических партий, политических коалиций не получила в первом туре голосования абсолютного большинства действительных голосов избирателей), то во втором туре голосования принимают участие только списки кандидатов тех политических партий, политических коалиций, которые в первом туре голосования получили не менее 10% действительных голосов избирателей, и списки кандидатов указанных политических партий, политических коалиций в соответствии с законодательством могут объединиться с другими списками кандидатов политических партий, политических коалиций, получивших в первом туре голосования не менее 5% действительных голосов избирателей5.

В соответствии с законодательством на объединение указанных списков кандидатов политических партий отводиться 48 часов с момента завершения официального времени голосования избирателей в первом туре голосования, т.е. не позднее 18 марта.

При проведении второго тура голосования депутатские мандаты распределяются по тому же методу их распределения, который подлежал применению при проведении первого тура голосования, гарантируя, таким образом, большинство депутатских мандатов спискам кандидатов с относительным большинством действительных голосов избирателей.

Мэры указанных коммун избираются на первом заседании коммунального совета нового созыва большинством голосов депутатов.

В трех городах (Париж, Марсель, Лион) выборы муниципальных советов и советов округов проводятся одновременно и по пропорциональной избирательной системе с использованием списков кандидатов политических партий, политических коалиций и предоставлением политической партии, политической коалиции, получившей наибольшее число действительных голосов избирателей, дополнительных (так называемых бонусных) депутатских мандатов.

При проведении выборов крупных городов мэров применятся модифицированная (трехраундовая) избирательная система.

Так, мэры указанных городов избираются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в два тура голосования, в случае неизбрания мэра в двух турах голосования (в обоих турах кандидаты получили менее 50% действительных голосов избирателей), проводится так называемый «третий тур голосования», в котором в качестве членов коллегии выборщиков принимают участие депутаты коммунального совета, которые и избирают мэра относительным большинством голосов советников.

Выборы советников в межобщинные (межкоммунальные) органы также проводятся одновременно с муниципальными выборами; в коммунах с населением менее 1.000 человек они избираются «в порядке должностного следования» (мэры, заместители мэров и депутаты (советники), тогда как в более крупных коммунах они избираются одновременно.

Количество депутатов (советников) в каждом коммунальном (муниципальном) совете различно и зависит от численности населения соответствующей коммуны.

Законодательство предусматривает 22 вида коммун с соответствующей численностью населения, которые избирают установленное число советников.

Так, коммуны с населением менее 100 человек избирают в коммунальный совет 7 советников, с населением менее 500 человек – 11 советников, менее 1.500 человек – 15, менее 2.500 человек – 19, менее 3.500 человек – 23, менее 5.000 – 27. менее 10.000 – 29, менее 20.000 – 33, менее 30.000 – 35, менее 40.000 – 39. менее 50.000 – 43, менее 60.000 – 45, менее 80,000 – 49, менее 100.00 – 53, менее 150.000 – 55, менее 200.000 – 59, менее 250.00 – 61, менее 300.000 – 65, более 300.000 – 69 советников.

В трех крупных городах избирают: в Лионе – 73 советника, в Марселе – 101, в Париже – 163 советника.

15 марта 2020 года в 106 коммунах Франции коммунальные выборы не проводились в связи с отсутствием выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (на прошлых выборах в 2014 году таких коммун было 65).

Около 80% избираемых коммунальных советников работают в коммунальном совете на общественных началах.

Мэры малых коммун и небольших городов с населением менее 500 человек получают 991 евро (без вычета налогов и сборов), мэры городов с населением от 3,5 до 10.000 человек – 2.139 евро.

Размер ежемесячной заработной платы Мэра Парижа составляет 8.650 евро (без вычета налогов и сборов), Лиона – 8.227 евро, Марселя – 8.137 евро.

Списки кандидатов. При проведении коммунальных выборов пассивное избирательное право предоставляется с 18 лет.

Впервые активное и пассивное избирательное право было предоставлено женщина при проведении муниципальных выборов в 1947 году.

В соответствии с законодательством каждый кандидат на должность мэра коммуны должен представить гендерно сбалансированный список кандидатов на выборах в коммунальный совет.

В целом список кандидатов (советников и мэров) является единым для кандидатов той или иной политической партии, групп избирателей в соответствующей коммуне и должен обеспечивать гендерное представительство (равенство) выдвигаемых кандидатов.

В соответствии с законодательством каждый кандидат на должность мэра выдвигает список кандидатов в коммунальный совет.

Документы о выдвижении, в том числе соответствующая декларация, высылаются по почте каждому жителю коммуны, имеющему пассивное избирательное право.

2 марта 2020 года МВД Франции утвердило списки кандидатов на коммунальных выборах.

В выборах принимают участие 902.465 кандидатов на должности 34.970 мэров, а также почти 50.000 мандатов советников.

Кандидат на должность Мэра Парижа Анн Идальго

На должность Мэра Парижа баллотируется семь кандидатов, в том числе один независимый кандидат; среди кандидатов – три женщины, в том числе действующий Мэр Парижа – Анн Идальго, представительница Социалистической партии, впервые избранная на указанную должность в 2014 году и являющаяся первой женщиной – мэром Парижа (в 2014 году также было зарегистрировано семь кандидатов на должность Мэра Парижа), Рашида Дати, бывший Министр юстиции Франции, действующий мэр VII района Парижа (Республиканская партия), Аньеш Бузин (правящая политическая партия «Вперед, Республика!»).

Кандидат на должность Мэра Парижа Рашида Дати

Кандидат на должность Мэра Парижа Аньеш Бузин (в центре)

В коммунальных выборах принимают участие представители основных политических партий, в том числе правящей политической партии и оппозиционных политических партий, включая «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен.

Марин Ле Пен использовала коммунальные выборы в качестве одного из средств подготовки своего участия в предстоящих в 2022 году парламентских и особенно президентских выборах.

При проведении в 2014 году прошлых коммунальных выборов «Национальное объединение» (тогда – «Народный фронт») получила большинство мандатов в 11 городах с населением более 9.000 человек, а также должность мэра южного города Энен-Бомонт.

При проведении 15 марта 2020 года очередных местных выборов Марин Ле Пен в качестве электорального ноу-хау призвала не членов политической партии выдвигать свои кандидатуры от имени политической партии «Национальное объединение».

Политическая партия нацелена на малые коммуны, а не на большие города (самый населенный город, в котором политическое объединение принимает участие, это южный город Перпиньян с населением 
121.000 человек).

Жан-Люк Меланшон, лидер левой политической партии «Непокоренная Франция»6, при проведении указанных выборов использовал новых порядок выдвижения партийных кандидатов: он выдвигал кандидатов непосредственно не самой политической партией, а инициировал выдвижение кандидатов, представителей политической партии, соответствующими инициативными группами граждан (местных избирателей) в виде так называемых «списков граждан».

Такая тактика поддержки коммунальной самоорганизации, по мнению Жан-Люка Меланшона, должна была содействовать так называемой» коммунальной народной электоральной революции» и привести к выдвижению и избранию достойных народно-партийных кандидатов.

В некоторых городах, в частности, в Монпелье, политическая партия «Непокоренная Франция» объединилась в своих электоральных действиях, в том числе по выдвижению кандидатов, с другими левыми политическими партиями.

Социалистическая партия выдвинула, в частности, свою представительницу – Анн Идальго кандидатом на должность Мэра Парижа на новый срок; другим кандидатом является Рашида Дати, представительница Республиканской партии.

До проведения местных выборов 20 марта Социалистическая партия имела большинство в 12 городах Франции с населением более 100.000 человек.

Социалистическая партия также использовала электоральную тактику формирования «объединенных списков кандидатов» с некоторыми другими левыми политическими партиями, в том числе с политической партией «Непокоренная Франция».

Политическая партия «Европа. Экология. Зеленые» (лидер – Янник Жадо) при проведении в 2019 году выборов в Европейский парламент политическая партия получила в национальном масштабе 13,48% голосов избирателей и до 20% голосов избирателей в некоторых городах Франции.

В некоторых городах политическая партия «Европа. Экология. Зеленые» объединилась в своих электоральных действиях, в том числе по выдвижению кандидатов, с другими левыми политическими партиями; при этом «Европа. Экология. Зеленые» планируют дальнейшее объединение с теми левыми политическими партиями, списки кандидатов которых выйдут во второй тур голосования.

Либеральная центристская политическая партия «Вперед, Республика!» (лидер – Президент Франции Эммануэль Макрон) принимает участие в местных выборах впервые, так как была образована только накануне президентских выборов 2017 года (т.е. правящая политическая партия была создана только три года назад).

При проведении выборов в Европейский парламент она пришла второй, после политической партии Марин Ле Пен «Национальное объединение».

После проведения в 2017 году президентских выборов около 2.000 местных советников вступили в политическую партию; при проведении 15 марта 2020 года местных выборов политическая партия рассчитывала получить не менее 10.000 выборных мандатов.

В целом «Вперед, Республика!» выдвинула своих кандидатов только в половине городов с населением более 10.000 человек, предпочитая выдвижению своих кандидатов оказание поддержки кандидатам, выдвинутым Республиканской партией.

При этом несколько министров правительства Франции баллотируются на должности мэров ряда городов Франции.

Местные выборы 15 марта 2020 года проводятся в условиях дальнейшего падения рейтинга главы государства (особенно после «желтых жилетов»)7, разразившегося на местных выборах секс-скандала с одним из кандидатов на должность Мэра Парижа (Бенджамин Гриво) от правящей политической партии, вынудившего его снять в феврале свою кандидатуру (был заменен другим кандидатом).

В целом на должность мэра Парижа баллотируется семь кандидатов, в том числе один независимый кандидат; среди кандидатов – три женщины, в том числе действующий Мэр Парижа, представительница Социалистической партии Франции.

«Вперед, Республика!» выдвинула своего кандидата также на выборах мэра Лиона.

При этом некоторые партийные кандидаты в своих агитационных материалах предпочитали не печатать партийную эмблему.

Правая (консервативная) Республиканская партия выдвинула, как отмечалось, кандидатом на должность Мэра Парижа Рашиду Дати.

При проведении в 2019 году выборов в Европейский парламент политическая партия получила всего лишь 8,5% голосов избирателей.

Политическая партия намеревалась получить большинство в таких южных городах, как Марсель и Ницца.

В отдельных городах (например, в Тулузе) Республиканская партия объединилась в своих электоральных действиях, в том числе по выдвижению кандидатов, с правящей политической партией «Вперед, Республика!».

В одной из деревушек (Шатенои) на юге Франции (департамент Верхняя Сона) (the village of Châtenois in the Haute-Saône department), где зарегистрировано 130 избирателя, первый тур голосования избирателей не проводился, поскольку на должность мэра не было выдвинуто ни одного кандидата (мэр, избранный еще в 2008 году, отказался выдвигать свою кандидатуру на новый срок в связи с возрастом и состоянием здоровья).

Аналогичная ситуация сложилась еще в 105 сельских коммунах.

В соответствии с законодательством, если до 22 марта, дня проведения второго тура голосования, кто-либо выдвинет свою кандидатуру на должность мэра коммуны, он вправе будет принимать участие в выборах.

В случае если не будет проведен второй тур голосования, в соответствии с законодательством в течение трех месяцев управление делами коммуны по решению местного префекта будет осуществлять временная администрация региональной префектуры (так называемое внешнее управление) и в течение указанного календарного срока коммуна должны выдвинуть кандидата на должность мэра и провести выборы; в противном случае коммуна по предложению местного префекта может утратить свой автономный статус (быть ликвидирована) и административно влиться в другую коммуну, имеющую автономный статус (такого в коммунальной практике пока еще не случалось).

В 2020 году 106 городских и сельских коммун могут утратить свой автономный статус (в 2014 году после проведения коммунальных выборов утратили свой автономный статус 62 коммуны).

Избирательные участки. По решению префектуры территория каждой коммуны делится на избирательные участки в соответствии с местными условиями и количеством зарегистрированных избирателей.

В целях обеспечения проведения голосования избирателей рекомендуется образовывать избирательные участки с числом от 800 до 1.000 зарегистрированных избирателей.

Система электоральных органов. Коммунальные выборы проводят МВД Франции, префекты, мэры и участковые избирательные бюро.

Участковые избирательные бюро являются единственным видом избирательных органов при проведении коммунальных выборов.

Участковые избирательные органы образуются на избирательных участках с численностью избирателей, не превышающей в среднем 1.000 зарегистрированных избирателей.

В состав участкового избирательного бюро входит, как правило, четыре человека: председатель, секретарь и два члена.

Участковые избирательные бюро организуют голосование избирателей, а также подсчет голосов избирателей после окончания официального времени голосования.

В помещении для голосования избирательного участка должны находится стол с размещенными на нем избирательными бюллетенями и электоральными конвертами, кабины для тайного голосования, ящик для голосования, увеличенная форма сведений о ходе голосования и подсчета голосов избирателей, информационно-разъяснительные электоральные материалы, в том числе об ответственности за нарушение законодательства о выборах.

В соответствии с нормативами на 300 зарегистрированных избирателей должна приходиться одна кабина для тайного голосования, а также одна кабина для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями.

Ящик для голосования должен быть прозрачным и снабжен в верхней части двумя разными замками.

Член участкового избирательного бюро при проведении 15 марта 2020 года коммунальных выборов

Финансирование коммунальных выборов и предвыборной агитации. Расходы по организации проведения коммунальных выборов являются солидарными и несут государство и муниципалитеты.

Расходы на агитационные материалы (в частности, стоимость бумаги, печать и распространение агитационных плакатов и листовок) оплачиваются непосредственно кандидатами в коммунах с населением менее 
1.000 человек.

В коммунах с населением более 1.000 человек расходы на изготовление агитационных материалов возмещаются за счет средств государственного бюджета кандидатам, получившим не менее 5% действительных голосов избирателей.

В городах с населением не менее 2.500 человек расходы на изготовление агитационных материалов возмещаются за счет средств государственного бюджета кандидатам, получившим не менее 
5% действительных голосов избирателей.

Информирование и проведение предвыборной агитации. Представители государственного и муниципального аппаратов Франции, в том числе министры, призывали избирателей принять участие в муниципальных выборах и прийти проголосовать на избирательные участки 15 марта 2020 года.

Стенды с агитационными материалами в городе Париже

Основными вопросами предвыборной агитации являлись, в частности, экономическая стагнация, рост безработицы, а также миграционные проблемы

При проведении предвыборной агитации некоторые кандидаты сводили к минимуму проведение массовых агитационных мероприятий, а также личных контактов с избирателями

В соответствии с правительственным предписанием численность участников массовых агитационных мероприятий не должна была превышать 1.000 человек.

В этих условиях, в частности, Рашида Дани, один из кандидатов на должность Мэра Парижа, вынуждена была сократить до 900 участников проводимое ею массовое агитационное мероприятие.

Кроме того, ряд кандидатов призывали своих избирателей в сложившихся условиях более широко воспользоваться предусмотренным законодательством правом на выдачу доверенности для участия в голосовании от их имени другому лицу.

Опросы общественного мнения. В соответствии с результатами опросов общественного мнения при проведении 15 марта 2020 года коммунальных выборов около 19% выборных мандатов должны были получить независимые кандидаты, а также представители восьми основных политических партий, в том числе представители правящей политической партии «Вперед, Республика!» (18%) (в 2014 году мандаты получили представители шести основных политических партий, а также независимые кандидаты (правые, левые, другие по идеологическим воззрениям).

В соответствии с результатами проведенных опросов общественного мнения 28% зарегистрированных избирателей не намерены принимать участие в голосовании, в том числе в связи с эпидемией коронавируса8.

Правительство в связи с эпидемией коронавируса приняло дополнительные меры для участия избирателей в голосовании.

Кроме того, опрос общественного мнения, проведенный 5 марта 2020 года Исследовательским институтом IFOP, показал, что 40% избирателей в возрасте до 24 лет не намерены идти на коммунальные выборы (данная категория избирателей, наряду с пенсионерами, является сторонниками, как правило, правящей политической партии «Вперед, Республика!».

В большинстве крупных городов кандидаты от правящей политической партии «Вперед, Республика!», согласно социологическим опросам, должны после первого тура голосования оказаться на 3–4 местах.

Законодательство предусматривает возможность проведения и обнародования после официального окончания времени голосования избирателей результаты экзитполов.

Так, в городе Париже экзитпола, проведенный социологической организацией IPSOS, показал, что действующий Мэр Парижа опережает остальных шесть кандидатов9.

Регистрация избирателей. Ранее во Франции применялась пассивная система регистрации избирателей, которые достигли возраста 18 лет, в отношении же иных возрастных категорий избирателей применялась активная (заявительная) система регистрации избирателей.

С 1999 года граждане, достигшие 18 лет, вносились в списки автоматически, т.е. регистрация была пассивная, поскольку этот возраст являлся призывным возрастом для прохождения лицом воинской службы.

При этом в дальнейшем был предусмотрен переходный период от «пассивной» к «активной» системе регистрации для всех категорий избирателей.

С 2006 года все избиратели должны зарегистрироваться для участия в выборах (вместе с тем законодательство не предусматривало какие-либо санкции за нарушение данного положения).

В голосовании на национальных выборах не вправе принимать участие лица, признанные судом недееспособными и в решении которого содержится указание на ограничение избирательных прав.

Кроме того, в настоящее время в соответствии со статьей 5 Закона о муниципальных выборах судья может ограничить активное избирательное право лица, находящегося под опекой.

На основании законодательных поправок о муниципальных выборах, которые должны быть приняты в 2019 году, при проведении в 2020 году муниципальных выборов право участия в голосовании впервые должны были получить около 300.000 избирателей с психическими расстройствами, ранее не принимавшие участие в выборах в связи с признанием их недееспособными по решению суда.

Уголовный кодекс Франции предусматривает составы преступлений, за совершение которых лицо может быть ограничено в реализации избирательных прав после отбытия наказания на срок до 10 лет в зависимости от тяжести совершенного лицом преступления.

Регистрация избирателей производится на уровне коммун административными комиссиями, формируемыми из числа членов муниципалитета под председательством мэра или его заместителя.

Указанные комиссии рассматривают заявления о регистрации в качестве избирателей лиц, имеющих постоянное место жительства на территории коммуны, поданные до последней субботы декабря текущего календарного года.

Заявления могут быть поданы избирателями в любое время в течение текущего календарного года, при этом комиссия, которая рассматривает заявления, начинает свою работу только с 1 сентября.

Заявления избирателей, поданные после 1 сентября, рассматриваются уже в следующем году, за исключением ряда категорий избирателей.

Лица, сменившие адрес своего местожительства, должны подать заявление о регистрации в качестве избирателя и включении в список избирателей по новому месту жительства.

При этом муниципалитет имеет широкую степень усмотрения в части исключения избирателя из списка избирателей в случае, если, по мнению муниципалитета, имеются достаточные основания считать¸ что избиратель сменил место своего проживания (т.е. переехал в другой муниципалитет).

При получении вышеуказанного заявления избирателя в связи с изменением его места жительства муниципалитет включает избирателя в список избирателей и уведомляет об этом Национальный институт статистики и экономических исследований Франции.

Указанный Институт уведомляет об этом муниципалитет прежнего места проживания избирателя и также о необходимости исключения данного избирателя из списка избирателей.

Предварительный список избирателей составляется по состоянию на 31 декабря текущего календарного года и обнародуется не позднее 10 января следующего календарного года.

Предварительный список избирателей направляется в Национальный институт статистики и экономических исследований Франции для исключения «двойной» (множественной) регистрации (учета) одного и того же избирателя.

Жалобы и заявления рассматриваются с января по февраль и 1 марта официально обнародуется окончательный годовой список зарегистрированных избирателей, т.е. список избирателей, которые имеют право принимать участие в выборах, проводимых в соответствующем календарном году.

Избиратели и префекты вправе подать жалобы на невключение в список в соответствующие (разные) судебные инстанции, в том числе и в день голосования и суд может разрешить определенным категориям избирателей принять участие в голосовании.

Отдельные категории граждан, не имеющих постоянного места жительства на территории Франции, а также бродяги (так называемые путешественники), также подлежат регистрации в качестве избирателей на основании адресных сведений, содержащихся в их карточках социального обеспечения или в приравненных к ним документах.

Заявление указанных лиц о предоставлении возможности принять участие в голосовании должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования на соответствующих выборах.

Для участия в коммунальных выборах 15 марта 2020 года в списки избирателей на территории 34.970 коммун включено около 47,7 млн. избирателей.

Как известно, граждане государств – членов Европейского Союза, находящиеся на территории Франции, вправе принимать участие в коммунальных выборах и голосовании при условии включения их в список избирателей.

Так, при проведении указанных выборов в голосовании принимали участие, в частности, граждане ФРГ.

Списки избирателей. При проведении местных выборов в списки избирателей избирательного участка подлежит включению в среднем не более 1.000 избирателей.

Технологическое электоральное оборудование. В соответствии с положениями Избирательного кодекса при проведении выборов голосование избирателей в кабине для голосования является обязательным.

На практике данное положение не всегда соблюдается, в том числе в связи с нехваткой технологического оборудования для голосования избирателей.

В помещении для голосования избирательного участка должны находится стол с размещенными на нем избирательными бюллетенями и электоральными конвертами, кабины для тайного голосования, ящик для голосования, увеличенная форма сведений о ходе голосования и подсчета голосов избирателей, информационно-разъяснительные электоральные материалы, в том числе об ответственности за нарушение законодательства о выборах.

В соответствии с нормативами на 300 зарегистрированных избирателей должна приходиться одна кабина для тайного голосования.

Законодательно закреплено возложение на муниципалитеты обязанности по обеспечению, чтобы в помещении для голосования каждого избирательного участка было не менее одной специальной кабины для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями.

В этих условиях в помещении для голосования должна также находится одна кабина для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями.

В целом для проведения голосования использовались вертикальные кабины для голосования, а также настольные мини-кабины для голосования.

При этом кабины для тайного голосования могут быть как со шторками10, так и без них.

В случае использования кабины для тайного голосования без шторок (такие кабины использовались в большинстве избирательных участков), кабины должны быть расположены таким образом (повернуты, в частности, к стене, чтобы при голосовании избирателей не была нарушена тайна голосования.

Организаторы коммунальных выборов ежечасно должны были дезинфицировать кабины для тайного голосования.

При проведении голосования используются, как правило, прозрачные стационарные ящики для голосования.

Ящик для голосования должен быть снабжен в верхней его части двумя разными замками и прорезью для опускания конвертов с избирательными бюллетенями, и имеющей счетчик подсчета опущенных конвертов.

Ящик для голосования, снабженный в верхней его части двумя разными замками и прорезью для опускания конвертов с избирательными бюллетенями, и имеющей счетчик подсчета опущенных конвертов.

При проведении указанных коммунальных выборов технические средства подсчета голосов избирателей, видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей законодательством не предусмотрено.

Помещение для голосования избирательного участка: избирательные бюллетени, кабины для тайного голосования, прозрачный ящик для голосования,голосующие избиратели

Избирательные бюллетени. В соответствии с законодательством каждый список кандидатов на должность мэра и советника коммунального совета является самостоятельным избирательным бюллетенем и заполняется в соответствии с особенностями применяемой при проведении коммунальных выборов избирательной системы.

Избирательные бюллетени изготавливаются разного цвета для каждого списка кандидатов.

Избиратель вкладывает заполненный избирательный бюллетень в специальный конверт и затем опускает конверт (через председателя участкового избирательного бюро) в ящик для голосования.

Конверты с заполненными избирательными бюллетенями, опущенные в ящики для голосования

Время голосования избирателей. Голосование избирателей в первом туре голосования проводится в различное время в зависимости от муниципалитета (коммуны).

Карточка избирателя и конверт для голосования

Так, голосование избирателей начинается в единой время – в 08:00 по местному времени, при этом окончание голосования (в зависимости от муниципалитета) заканчивается в 17:00, либо в 18:00, либо в 19:00 по местному времени и продолжительность голосования составляет соответственно 9 часов, либо 10 часов, либо 11 часов.11 

При голосовании избиратель предъявляет члену участкового избирательного бюро карточку избирателя.

В помещении для голосования может находится представитель правоохранительных органов для поддержания общественного порядка (с разрешения председателя участкового избирательного бюро).

Особый порядок противоэпидемиологического голосования: стерильные коммунальные выборы. Правительство Франции и местные органы разместили соответствующие информационные противоэпидемиологические материалы на территории избирательных участков, обеспечили размещение при входе в кабины для тайного голосования гигиенических (дезинфицирующих) увлажняющих салфеток и жидкостей, дезинфицирование технических средств голосования и соединительных проводов, ввели правило о нахождении избирателей в очереди для голосования не ближе одного метра друг от друга.

Гигиенические жидкости для дезинфекции рук избирателей на избирательных участках во Франции при проведении коммунальных выборов

Кроме того, было выделено членам участковых избирательных органов одноразовых 10.000 ручек и маркеров для визуального выделения метровой безконтактной зоны нахождения избирателей в очереди для голосования.

Внесение избирателем подписи в список избирателей об участии в голосовании

Организаторы коммунальных выборов предложили избирателям (в целях личной гигиенической безопасности) принести свои письменные принадлежности для проставления подписи в списке избирателей об участии в голосовании, а также надеть резиновые перчатки.

Цвет чернил (пасты) авторучки – обязательно черный или синий.

Избирателю могли предложить авторучку участкового избирательного бюро, которая после использования избирателем тщательно протирается (дезинфицируется).

Рекомендовалось в помещении для голосования избирательного участка не пожимать кому-либо руки, не прикасаться к различным электоральным документам участкового избирательного бюро, находиться в помещении для голосования не более 15 минут.

Избиратели также могли прийти на выборы в защитной медицинской маске: в случае, если она помешает установлению личности избирателя, член участкового избирательного бюро может попросить снять ее для установления личности избирателя (в соответствии с законодательством никто не вправе воспрепятствовать избирателю принять участие в голосовании, т.е. даже в случае отказа избирателя снять на некоторое время медицинскую маску для удостоверения в его личности; при этом в соответствии с разъяснениями МВД Франции таким лицам может быть – в условиях эпидемии коронавируса – отказано в реализации права на участие в голосовании).

Голосование избирателей на коммунальных выборах 15 марта 2020 года

В день голосования по решению правительства Франции, обнародованному 15 марта, были закрыты все предприятия общественного питания, кинотеатры, спортивные залы, ограничено проведением мероприятий с участием более 100 человек, гражданам было рекомендовано ограничить перемещение по территории страны, департамента, префектуры, города, коммуны.

Расстояние между избирателями в очереди для голосования не должно было быть меньше 1 метра

На практике, которая не была единообразной, на одних избирательных участках указанная разметка между избирателями в очереди за получением избирательных бюллетеней в 1 м. выдерживалась, в других – нет, на одних избирательных участках избиратели до и после участия в голосовании дезинфицировали свои руки влажными салфетками или гелем, на других – нет.

Для пожилых избирателей упростили процедуру голосования, а именно: разрешили голосовать на дому или передавать право голоса другому избирателю, в очереди в помещении для голосования избирательного участка обещали пропускать без очереди с тем, чтобы минимизировать коронавирусные риски.

Так, законодательно допускается участие в голосовании по доверенности: в этих условиях часть избирателей выдала доверенности на участие в голосовании от их имени другим избирателям.

В соответствии с законодательством избиратели в рамках метода панаширования вправе проголосовать за кандидатов из разных списков кандидатов, зарегистрированных для участия в выборах на территории соответствующей коммуны.

Как уже отмечалось, в одной из деревушек (Шатеноис) на юге Франции (департамент Верхняя Сона) (the village of Châtenois in the Haute-Saône department), где зарегистрировано 130 избирателя, голосование избирателей не проводилось, поскольку на должность мэра не было выдвинуто ни одного кандидата.

Аналогичная ситуация сложилась еще в 103 сельских коммунах.

Явка избирателей. В соответствии с законодательством голосование избирателей является правом и добровольным.

Начиная с 1983 года, явка избирателей при проведении коммунальных выборов падает.

В 2008 году в голосовании на коммунальных выборах приняло участие 65% избирателей.

При проведении в 2014 году прошлых муниципальных выборов в голосовании, как уже отмечалось, не приняло участие рекордные 36,3% зарегистрированных избирателей (в голосовании приняло участие 63,7% избирателей).

При проведении 20 марта 2020 года коммунальных выборов ход голосования избирателей обнародовался МВД Франции три раза: по состоянию на 12:00, 17:00 и 20:00 по местному времени.

Так, по состоянию 12:00 по местному времени по сообщению МВД Франции в голосовании приняло участие почти на 5% избирателей меньше, чем при проведении в 2014 году прошлых коммунальных выборов, т.е. в голосовании приняло участие 18,38% (в 2014 году – 23,1%).

По состоянию на 17:00 местного времени в голосовании приняло участие 38,77% зарегистрированных избирателей (в 2014 году – 54%), т.е. уже на 15,23% меньше, чем на прошлых коммунальных выборах.

В конечном счете, в голосовании приняло участие совокупно около 22 млн. избирателей или 44,66% зарегистрированных избирателей, т.е. на 19,03% меньше, чем в 2014 году; таким образом, в голосовании не приняло участие 55,34% избирателей, что на 10,68% больше, чем число избирателей, принявших участие в голосовании.

В отдельных коммунах в голосовании приняло участие менее  35% избирателей.

На востоке Франции и острове Корсика явка избирателей немногим превысила 30%, а среди крупных городов антилидером электоральной апатии стала Ницца, где в голосовании приняло участие только 29% избирателей.

Такая явка избирателей является исторически самой низкой (с 1983 года) за последние 37 лет проведения коммунальных выборов.

Таким образом, в целом впервые в современной французской коммунальной электоральной истории можно наблюдать превышение «отрицательного» голосования избирателей (неучастие в голосовании) над позитивным (положительным) участием в голосовании.

Результаты первого тура голосования. Подсчет избирательных бюллетеней и установление итогов голосования производился в участковых избирательных бюро.

В соответствии с законодательством счетчики (т.е.избиратели, отобранные членами участкового избирательного бюро, имеющие медицинские респираторные маски, а также резиновые (латексные) перчатки), в присутствии представителей от кандидатов и под наблюдением членов участкового избирательного бюро производят непосредственный подсчет избирательных бюллетеней, извлекая их из конвертов для голосования, опущенных в ящики для голосования.

В соответствии с предварительными итогами голосования, кандидатам от политической партии «Европа. Экология. Зеленые» удалось выйти вперед в нескольких крупных городах, в том числе в Бордо, Гренобле, Лионе, Страсбурге и Безансоне.

Подсчет голосов избирателей на коммунальных выборах 15 марта 2020 года

Так, в Лионе кандидат политической партии «Европа. Экология. Зеленые» Грегори Дусе вышел вперед, получив 29% действительных голосов избирателей, опередив кандидата от Республиканской партии.

Сторонники оппозиционной политической партии «Национальное объединение» смогли обойти своих политических (электоральных) конкурентов в таких городах, как Перпиньян, Энен-Бомонт и Фрежюс (департамент Вар на юге Франции).

Так, Стив Бриуа, представитель политической партии «Национальное объединение» и действующий мэр коммуны Энен-Бомонт (северный департамент Па-де-Кале), был повторно избран в первом туре голосования, получив 74% действительных голосов избирателей.

Давид Рашлин был избран на второй срок в первом туре голосования (50,6%) в городе Фрежюс (Лазурный берег Франции), получив 52% действительных голосов избирателей.

Луи Алио лидирует после первого тура голосования городе Перпиньян (юг Франции).

Представители политической партии «Национальное объединение» также довольно хорошо выступили в и тех коммунах, в которых они ранее занимали выборные должности и мандаты советников.

В городе Гавр лидером списка кандидатов от правящей политической партии «Вперед, Республика!» был действующий Премьер-министра Франции Эдуард Филиппе12, который получил 43,6% действительных голосов избирателей, его ближайший электоральный конкурент, представитель Коммунистической партии Франции Жан-Поль Лекок набрал 34% голосов избирателей: во втором туре голосования Эдуарду Филиппе будет противостоять, как предсказывают эксперты, объединенный список представителей левых политических партий.

Более 50% действительных голосов избирателей проголосовали за Министра культуры Франции Франка Ристера в городе Куломье, а также Министра бюджета Франции Жеральда Дарманена в городе Туркуэне (списки кандидатов во главе с указанными министрами правительства Франции получили более 50% действительных голосов избирателей в первом туре голосования).

При проведении первого тура голосования на выборах Мэра Парижа действующий Мэр Парижа Анн Идальго (Социалистическая партия) получила 30% действительных голосов избирателей, Рашида Дати (Республиканская партия) – 22%, кандидат от правящей политической партии «Вперед, Республика!» Аньеш Бузин, бывший Министр здравоохранения Франции, заняла третье место, набрав 17,7% голосов избирателей (22 марта будет проводиться второй тур голосования с участием Анн Идальго и Рашиды Дати); еще один кандидат, Седрик Виллани, бывший член правящей политической партии «Вперед, Республика!» получил 8% голосов избирателей.

При этом, в целом, правящая политическая партия «Вперед, Республика!» по итогам первого тура голосования проиграла коммунальные выборы левым политическим партиям, а также политической партии «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен.

Обнародование результатов коммунальных выборов. Результаты муниципальных выборов публикуются на сайте Министерства внутренних дел Франции13.

Для городов с населением более 3.500 человек, для муниципалитетов с населением более 1.000 человек (с 2014 года) размещаются все списки кандидатов, находящиеся в префектуре до дня голосования на коммунальных выборах.

Для небольших муниципалитетов, где выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе, размещаются сведения об избранных кандидатах без указания их первоначального списка кандидатов или коэффициента смешивания (при панашировании).

Обжалование итогов голосования и результатов коммунальных выборов. Избиратели, а также иные лица, имеющие право голоса на коммунальных выборах, могут обжаловать итоги голосования и результаты выборов советников коммунальных советов, выборов мэра и его заместителей путем подачи жалобы в соответствующий суд в течение 5 дней со дня проведения голосования на указанных выборах.

Префект также вправе подать соответствующую апелляцию, при этом он может подать указанную апелляцию не позднее 15 дней со дня проведения голосования на указанных выборах.

Национальное и международное наблюдение на муниципальных выборах. Избирательный кодекс не содержит положений о национальных (общественных) наблюдателях.

При этом кандидаты, в том числе лидеры списка кандидатов политической партии, вправе назначить своих представителей (и их резервных заместителей) для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Представители средств массовой информации вправе находиться в помещениях для голосования избирательных участков, в том числе производить кино- видео- и фотосъемку.

Избирательный кодекс также не содержит положений о международных наблюдателях, но на практике международные наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ приглашаются.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу во Франции шести миссий при проведении президентских и парламентских выборов.

Так, было организовано наблюдение за четырьмя президентскими выборами, проводимыми 21 апреля (первый тур голосования) и 5 мая (второй тур голосования) 2002 года, 22 апреля и 6 мая 2007 года, 22 апреля и 6 мая 2012 года, 23 апреля и 7 мая 2017 года, двумя парламентскими выборами, проводимыми 10 и 17 апреля 2012 года, 11 июня 2017 года.

При этом при проведении муниципальных выборов БДИПЧ ОБСЕ не направляло ни одной из своих миссий для осуществления международного наблюдения за их проведением.

При этом БДИПЧ ОБСЕ при проведении местных выборов направляло миссии международного наблюдения в ряд государств – участников ОБСЕ.

Так, в Албанию было направлено пять миссий (2000 год, 2003 год, 2004 год, 2007 год, 2011 год, 2015 год), в Бельгию – одна миссия (2006 год), в Грузию – три миссии (2006 год, 2010 год, 2017 год), в Норвегию – одной миссии (2011 год), в Сербию – одной миссии (2002 год), в Украину – одной миссии (2015 год), в Хорватию – двух миссий (1997 год, 2001 год).

Второй тур голосования на коммунальных выборах 22 марта 2020 года. После проведения первого тура голосования отдельные оппозиционные политики, в частности, Марин Ле Пен, лидер политической партии «Национальное объединение», представители политической партии «Европа.

Экология. Зеленые» официально призвали Президента и Премьер-министра Франции перенести на несколько месяцев или даже отменить проведение второго тура голосования, намеченного на 22 марта, в связи с усилением эпидемии коронавируса14.

При этом некоторые ученые полагают, что законодательство не предусматривает возможность переноса второго тура голосования, попытка его переноса приведет к автоматическому аннулированию результатов первого тура голосования и возможному продлению полномочий действующих мэров и советников коммунальных советов до назначения и проведения новых коммунальных выборов.

Решение по вопросу о проведении второго утра голосования будет принято после проведения консультаций с экспертами и представителями политических партий15.

16 марта 2020 года Премьер-министром Франции были проведены консультации с медицинскими работниками, экспертами и представителями политических партий по вопросу о переносе даты проведения второго тура голосования, в ходе которых было выработано общее решение; при этом результаты первого тура голосования не аннулируются

16 марта (понедельник) поздно вечером Президентом Франции было принято решение об отложении второго тура голосования на коммунальных выборах на 21 июня (воскресенье) 2020 года.

Президент Франции выступил с телевизионным обращением к нации.

МВД Франции подготовило проект внесения изменений в Избирательный кодекс Франции в части изменения положения о проведении второго тура голосования на коммунальных выборах в воскресенье через неделю после проведения первого тура голосования: законопроектом предлагается – применительно к указанным коммунальным выборах – ввести положение о возможности переноса дня проведения второго тура голосования, как минимум, на шесть недель.

Кроме того, МВД Франции вносит в парламент законопроект о продлении полномочий действующих мэров и коммунальных советников, конституционный срок полномочий которых истекает в марте, до проведения отложенного второго тура голосования на коммунальных выборах.

Вместе с тем, кандидаты, избранные в первом туре голосования, в соответствии с законодательством приступят к исполнению своих обязанностей.

Специальный медицинский комитет в середине мая на своем заседании рассмотрит возможность проведения отложенного второго тура голосования 21 июня 2020 года; в соответствии с его рекомендациями будут приняты дальнейшие электоральные решения.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В 2021 году проводятся региональные выборы, в 2022 году – президентские и парламентские выборы.

[2] Франция является первой страной в Европе, где был зарегистрирован первый случай заболевания коронавирусом.

Во Франции накануне проведения голосования на местных выборах было зарегистрировано 4.400 случаев заболевания коронавирусом, в том числе 91 случаев со смертельным исходом.

В Баварии (одна из 16 земель ФРГ) также проводился первый тур голосование избирателей на местных выборах (второй тур голосования должен состояться через две недели – 29 марта).

При этом в Великобритании, наоборот, 13 марта правительством было принято решение от переносе местных выборов, запланированных на май 2020 года, как минимум, на год в связи с эпидемией коронавируса.

В целом Всемирной организацией здравоохранения было зафиксировано 156.000 случаев заболеваний коронавирусом, в том числе 5.800 со смертельным исходом, при этом почти 74.000 человек выздоровели.

[3] В некоторых городах Российской Федерации также применяется указанная модель формирования городского совета (например, Челябинск, Махачкала, Самара).

Так, при проведении в единый день голосования 8 сентября 2013 года муниципальных выборов впервые в городе Челябинске в соответствии с новым федеральным законодательством, а также городским Уставом и Законом Челябинской области от 10 июня 2014 года № 703-ЗО «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе» проводились выборы 170 депутатов Советов депутатов семи районов города Челябинска и по их результатам формирование путем проведения косвенных выборов в период с 1 по 9 октября 2014 года из числа депутатов представительных органов районов (по семь депутатов от каждого районного Совета) депутатского корпуса в составе 49 депутатов городской Думы как представительного органа города Челябинска.

[4] В рамках такого метода голосования избиратель может отдать свои голоса за кандидатов из различных списков кандидатов различных политических партий (это так называемое панаширование), при этом число голосов избирателей не может превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном или едином территориальном избирательном округе.

[5] На практике такое голосование называется треугольным, четырехугольным или пятиугольным (с учетом количества политических партий, политических коалиций, получивших в первом туре голосования не менее 10% действительных голосов избирателей).

[6] При проведении в 2019 году выборов в Европейский парламент политическая партия получила всего лишь 6% голосов избирателей.

[7] В феврале 2020 года деятельность Президента Франции Эммануэля Макрона одобряло 33% населения страны, не одобряло – 69%.

[8] При проведении в 2014 году прошлых муниципальных выборов в голосовании не приняло участие рекордные почти 40% зарегистрированных избирателей (в голосовании приняло участие 63,7% избирателей).

[9] Фактически по результатам проведения первого тура голосования действующий Мэр Парижа Анн Идальго (Социалистическая партия) получила 30% действительных голосов избирателей, Рашида Дати (Республиканская партия) – 22%, кандидат от правящей политической партии «Вперед, Республика!» Аньеш Бузин, бывший Министр здравоохранения Франции, заняла третье место, набрав 17,5% действительных голосов избирателей.

[10] По мнению врачей кабины для тайного голосования со шторками способствуют распространению микробов.

[11] 15 марта в Баварии, одной из 16 земель ФРГ, также проводились местные выборы; накануне проведения голосования на местных выборах был зарегистрирован 681 случай заболевания коронавирусом.

При проведении местных выборов в голосовании вправе были принимать участие около 10 млн. избирателей в 4.000 избирательных кампаниях по избранию 40.000 мэров, городских, районных и иных муниципальных советников (депутатов).

Многие избиратели не отказывались от участия в голосовании: избиратели принимали участие в голосовании по почте, предусмотренном законодательством (на этой основе возрос удельный вес тех избирателей, кто принимал участие в таком голосовании).

Голосование избирателей, как и во Франции в отдельных категориях муниципалитетов, завершалось в 18:00 по местному времени.

Второй тур голосования должен состояться через две недели – 29 марта 2020 года.

[12] В целом несколько министров правительства Франции возглавляют списки кандидатов при проведении коммунальных выборов в отдельных городах страны.

В двух городах (в частности. в Тоуркоинг – север страны) списки кандидатов во главе с указанными членами правительства получили в первом туре голосования более 50% действительных голосов избирателей (в соответствии с законодательством в этом случае второй тур голосования не проводится).

[13] Результаты доступны на специальном сайте: https://elections.interieur.gouv.fr/municipales-2020/

[14] К 15 марта во Франции уже 127 человек скончались на коронавируса (рост на одну треть за последние несколько дней); в целом уже зарегистрировано 5.423 инфицированных человека.

[15] Как известно, в Иране в связи с эпидемией коронавируса было отложено на неопределенный срок проведение второго тура голосования на очередных парламентских выборах, который должен был состояться 17 апреля 2020 года в 11 избирательных округах.