Парламентские выборы в Монако 5 февраля 2023 года

Парламентские выборы в Монако 5 февраля 2023 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

01 февраля, 2023

Княжество Монако является унитарным государством (наименьшее по территории, после Ватикана, государство на европейском континенте и в мире), ассоциированное с Францией.

Монако получило государственную независимость от Генуэзской Республики еще в 1297 году.

Площадь Монако – 2.027 км2 (193-я в мире).

Население Монако – 38.962 человека, из которых около 9.000 человек обладают монегасским гражданством (по состоянию на декабрь 2022 года): последняя национальная перепись населения Монако была проведена в 2016 году.

Столица – город Монако.

В соответствии с Конституцией Княжество Монако является наследственной конституционной монархией с элементами парламентской формы правления и Князем Монако как главой государства.

Государственный флаг Княжества Монако

Князь Монако – Принц Альбер II (Альбер Александр Луи Пьер Гримальди) (с 2005 года).

Князь Монако вправе инициировать принятие проектов законодательных актов, которые, хотя и подлежат обсуждению в парламенте, в конечном счете, могут быть либо подписаны главой государства и вступить в силу, либо быть им ветированными.

При этом в отличие от парламента, Князь Монако осуществляет руководство разветвленной сетью различных консультативных органов, которые оказывают ему содействии в исполнении его функций и полномочий.

Кроме того, хотя законодательные акты не могут быть приняты, минуя парламент, правительство Монако вправе отозвать внесенный им законопроект перед его окончательным принятием парламентом и последующим направлением его на подписание Князю Монако.

Князь Монако Принц Альбер II

Законодательная власть осуществляется совместно Князем Монако и однопалатным парламентом – Национальным советом, 24 депутатов которого избираются на всеобщих и прямых выборах сроком на пять лет.

Конституционное парламентское большинство в Национальном совете составляет 13 депутатских мандатов.

В 2002 году на основе внесения в Конституцию Монако изменений полномочия Национального совета были несколько расширены: в частности, на основе предоставления парламенту права законодательной инициативы, ранее принадлежавшее только Князю Монако.

Национальный совет – однопалатный парламент Монако

Прошлые очередные парламентские выборы состоялись 11 февраля (воскресенье) 2018 года.

В Национальный совет были избраны представители трех политических партий: новая политическая партия «Важно! Приоритет Монако» получила 63.806 действительных голосов избирателей (57.71%) и 21 депутатский мандат, другие политические партии – «Монакский горизонт» и правоцентристский «Национальный союз монегасков» получили соответственно 28.858 действительных голосов избирателей (26.10%) и два депутатских мандата и 17.895 действительных голосов избирателей (16.19%) и один депутатский мандат.

Парламентское конституционное большинство завоевала новая политическая партия «Важно! Приоритет Монако» (21 депутатский мандат из 24), что явилось одной из отличительных особенностей данных парламентских выборов.

Депутатами было избрано пять женщин (20,83%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 24 депутатов.

Распределение депутатских мандатов в Национальном совете Монако в 2018 году

Очередные парламентские выборы назначены на 5 февраля (воскресенье) 2023 года.

Исполнительную власть (правительство) возглавляет Государственный министр Монако (является главой правительства), которому оказывает содействие правительственный совет (в составе 5 человек): они назначаются непосредственно Князем Монако, и неподотчетны парламенту.

В состав правительства Монако входит 6 человек (Государственный министр Монако, а также 5 советников правительства, которые возглавляют Министерство внутренних дел, Департамент финансов и экономики, Департамент социальных дел и здравоохранения, Департамент оборудования, окружающей среды и городского планирования, Департамент внешних связей и сотрудничества; в Монако нет департамента (министерства) юстиции, так как суд является независимым от исполнительной власти государственным органом: главным юридическим органом является Управление судебных служб, которое основано в 1918 году отдельно от правительства в целях обеспечения его автономии).

Государственный министр Монако назначается Князем Монако сроком на три года.

При этом с 1930 года и до пересмотра Конституции Монако в 2002 году Государственный министр Монако должен был иметь гражданство Франции, он выбирался из нескольких старших государственных служащих, предложенных французским правительством.

24 октября 2002 года Монако и Франция подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, вступивший в силу 1 декабря 2005 года, согласно которому Государственный министр Монако может быть либо с французским, либо с монегасским гражданством и назначаться Князем Монако после проведения консультаций с французским правительством (до сих пор ни один монегаск не был назначен на должность Государственного министра Монако).

Впервые должность Государственного министра Монако была введена в феврале 1911 года в связи с принятием Конституции Монако (первый Государственный министр Монако – Эмиль Флаш).

Государственный министр Монако – Пьер Дарту (с 1 сентября 2020 года).

Конституция и законодательство Монако закрепляют институт местного самоуправления: на территории Монако образована только одна коммуна, которая, в свою очередь, подразделяется на 10 районов (городских кварталов).

Представительный орган (муниципальный совет) и выборное должностное лицо (мэр) местного самоуправления избираются на всеобщих и прямых выборах.

Муниципальный совет состоит из 15 членов, избираемых на четыре года.

Выборы в муниципальный совет проводятся многомандатным голосованием, большинством голосов в два тура, с возможностью разделения и без преференциального голосования.

Между должностью муниципального советника и депутатом Национального совета не существует несовместимости.

Прошлые муниципальные выборы и выборы мэра состоялись 17 марта 2019 года (на муниципальных выборах на голосование был вынесен только один список кандидатов).

Очередные муниципальные выборы проводятся 19 марта (воскресенье) 2023 года (в соответствии с законодательством, если парламентские и муниципальные выборы проводятся в один и тот же год, период между двумя голосованиями не может быть менее 21 дня); второй тур голосования на муниципальных выборах, при необходимости, должен состояться 26 марта 2023 года.

Голосование избирателей проводится с 08:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 11 часов.

Мэр Монако – Жорж Марсан (впервые был избран в 2003 году, избран на новый срок в марте 2019 года и инаугурирован во второй половине апреля 2019 года).

Вице-мэр Монако – Франсуаза Гамердингер (с 2006 года).

В Монако конституционно закреплена многопартийная политическая система, которая является довольно динамичной на основе, в частности, раскола политических партий на новые политические партии, а также образования новых политических партий.

Так, после проведения в 2013 году парламентских выборов самая крупная политическая партия «Монакский горизонт» раскололась с образованием новой политической партии «Важно! Приоритет Монако», которая в 2018 году после проведения очередных парламентских выборов получила парламентское большинство, и стала «правящей» парламентской политической партией.

При проведении парламентских выборов в них принимают участие, как правило, и новые политические партии: так, в 1998 году в парламентских выборах принимали участие две новые политические партии, в 2008 году – одна, в 2013 году – одна, в 2018 году – одна, в 2023 году – одна новая политическая партия (в 2003 году в парламентских выборах новые политические партии участия не принимали).

На практике, с 2013 года при проведении выборов в Национальный совет избираются представители, как правило, трех политических партий.

При этом при проведении парламентских выборов в 1998 году в них принимали участие 3 политические партии, в том числе две новые политические партии, однако, все 18 депутатских мандатов получила только одна политическая партия.

В 2003 году в выборах 24 депутатов Национального совета принимали участие 2 политические партии, представители которых были допущены к участию в распределении депутатских мандатов.

В 2008 году в парламентских выборах принимали участие 3 политические партии, в том числе одна новая политическая партия, при этом к участию в распределении депутатских мандатов были допущены представители только двух политических партий.

В 2013 году в выборах депутатов Национального совета принимали участие 3 политические партии, в том числе одной новой политической партии, представители которых были допущены к участию в распределении депутатских мандатов.

В 2018 году в парламентских выборах принимали участие 3 политические партии, в том числе одной новой политической партии, представители которых были допущены к участию в распределении депутатских мандатов.

За указанный период, за исключением парламентских выборов, проводимых в 2003 году, во всех выборах депутатов Национального совета участие принимали, наряду со «старыми» политическими партиями, новые политические партии.

При этом в 2018 году новая политическая партия «Важно! Приоритет Монако» получила 63.806 действительных голосов избирателей (57.71%) и 21 депутатский мандат, став правящей парламентской политической партией, что стало одной из отличительных особенностей данных парламентских выборов.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов в них принимает участие новая правоцентристская политическая партия – «Новые идеи для Монако».

В целом, в Монако образовано 11 политических партий.

Государственным языком является французский.

К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения парламентских выборов можно отнести, в частности, следующие:

1. В соответствии с Конституцией Монако и законодательством парламентские выборы назначает Государственный министр Монако.

2. При проведении выборов 24 депутатов (до 2002 года – 18) однопалатного парламента – Национального совета на пятилетний срок применяется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа, «открытых» списков кандидатов, в которые включается от 13 до 24 кандидатов, преференциального голосования избирателей и панаширования как метода голосования избирателей за разных кандидатов из различных списков кандидатов.

При этом законодательно закреплен 5% заградительный барьер для допуска политических партий к участию в распределении части (8 из 24) депутатских мандатов.

3. Система избирательных органов, фактически, отсутствует.

В соответствии с законодательством центральный электоральный орган не образуется.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов особый статус имеет правительственное подразделение по мониторингу выборов.

При проведении парламентских выборов образуется двухуровневая система электоральных органов в виде Рабочей группы по выборам Мэрии Монако и одной участковой избирательной комиссии.

Рабочая группа по выборам и участковая избирательная комиссия образуются только на период подготовки и проведения парламентских выборов.

4. В соответствии с законодательством активное избирательное право осуществляется лицом по достижении возраста 18 лет и старше.

В соответствии с законодательством регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше, является пассивной, за исключением зарубежных монегасских избирателей, для которых она является активной в связи с законодательным положением об их участии в голосовании на основании доверенности, выданной им избирателю, находящемуся на территории Монако.

В голосовании не вправе принимать участие лица, являющиеся недееспособными (без признания их таковыми по решению суда, а только на основании заключения медицинского учреждения), а также лица, находящиеся в местах содержания под стражей (что, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, противоречит международным избирательным стандартам), либо в местах лишения свободы по приговору суда независимо от тяжести совершенного уголовного преступления.

В указанную категорию лиц входят также лица, признанные судом банкротами, и лица, совершившие малозначительные правонарушения, в частности, злоупотребляющие алкогольными напитками.

В 2006 году в законодательство были внесены изменения, предоставившие, в частности, лицам, находящимся за пределами территории Монако, права принимать участие в голосовании по доверенности.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов в список избирателей включено более 7.500 избирателей (в 1998 году – 4.931, в 2003 году – 5.842, в 2008 году – 6.316, в 2013 году – 6.825, в 2018 году – 7.245).

Таким образом, за последние годы (с 1998 года по 2023 год) численность избирателей возросла более чем на 2.400 человек.

5. Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями.

В список кандидатов политической партии, политической коалиции должно быть включено не менее 13 и не более 24 кандидатов, подлежащих замещению в избирательном округе.

Списки кандидатов должны были быть выдвинуты за ранее 15 и не позднее восьми дней до дня голосования.

Списки кандидатов являются «открытыми» с преференциальным голосованием избирателей.

Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения законодательством не предусмотрено, при этом, однако, допускается выдвижение независимых кандидатов в составе группы кандидатов численностью не менее 13 кандидатов.

Списки кандидатов печатаются (размещаются) на отдельных избирательных бюллетенях и включают всех кандидатов списка кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов в них принимают участие 2 избирательных объединения: одна политическая коалиции «Национальный монегасский союз – Союз» в составе трех политических партий (24 кандидата), и новая политическая партия «Новые идеи для Монако» (14 кандидатов), в списки кандидатов которых совокупно включено 38 кандидатов (в 1998 году – 3 политические партии и 37 кандидатов, в 2003 году – 2 политические партии и 48 кандидатов, в 2008 году – 3 политические партии и 63 кандидата, в 2013 году – 2 политические партии и 74 кандидата, в 2018 году – 3 политические партии и 72 кандидата).

6. В соответствии с законодательством при проведении настоящих очередных парламентских выборов продолжительность избирательной кампании увеличена вдвое (по сравнению с прошлыми парламентскими выборами) и составляет 150 дней до дня голосования (ранее – 75 дней).

При этом агитационный период начинается за 16 дней до дня голосования на указанных выборах и заканчивается за 24 часа до начала официального времени голосования избирателей в день проведения парламентских выборов, когда наступает день электоральной тишины.

В соответствии с правовым регулированием информационного обеспечения парламентских выборов непосредственные их участники имеют право на публичное обнародование в электронных средствах массовой информации в календарных рамках официального агитационного периода пяти агитационных клипов продолжительностью пять минут каждый.

Оплата производства указанных агитационных клипов производится за счет средств государственного бюджета, и находится в мониторинговом поле специального координационного комитета.

Кроме того, непосредственные участники парламентских выборов имеют право на трансляцию своих агитационных материалов в электронных средствах массовой информации пять раз в день (в 08:00, 12:00, 18:00, 20:00 и в 22:00) по местному времени.

Порядок и время выхода в эфир соответствующего средства массовой информации определяется жребием.

В соответствии с законодательством непосредственные участники парламентских выборов вправе приобрести эфирное время или печатную площадь за плату.

Законодательство и правительственные ордонансы (в виде, в частности, руководства по организации проведении теледебатов) прямо не регулируют проведение теледебатов между участниками парламентских выборов; в целом, их организация и проведение (в частности, формат проведения) отнесены на усмотрение самих участников выборов.

Проведение опросов общественного мнения законодательно разрешено, однако, на практике, при проведении прошлых и настоящих очередных парламентских выборов они пока еще ни разу не проводились.

7. Предвыборная агитация участников парламентских выборов может финансироваться из трех основных источников: собственных средств кандидатов; добровольных пожертвований; кредитов банков или заимствований.

Пожертвования в натуральном виде законодательно разрешены, но их оценка в денежной форме по рыночной стоимости подпадает под предельные размеры добровольных пожертвований.

Анонимные пожертвования законодательно запрещены.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда списка кандидатов составляет 320.000 евро.

Физические и юридические лица могут вносить в избирательные фонды участников парламентских выборов добровольные пожертвования в размере, не превышающем 10% от вышеуказанного предельного размера расходования средств избирательного фонда (т.е. не более 32.000 евро).

При этом совокупный объем пожертвований, который список кандидатов может получить в виде добровольных пожертвований, не может превышать 20% от вышеуказанного предельного размера расходования средств избирательного фонда (т.е. не более чем на 64.000 евро).

На этой основе максимальный размер расходования средств избирательного фонда списка кандидатов политической партии составляет 384.000 евро (320.000 евро + 64.000 евро).

8. В ходе проведения предвыборной агитации и до представления участниками парламентских выборов итогового финансового отчета промежуточный финансовый контроль, в том числе представление промежуточных финансовых отчетов, не проводится.

9. Политические партии должны представить в Комиссию по финансовому контролю итоговый финансовый отчет о проведении предвыборной агитации, прошедший внутрипартийный аудит, с детализированной информацией о поступлениях и расходовании средств избирательного фонда политической партии, в течение двух месяцев со дня проведения голосования на парламентских выборах.

Комиссия должна в течение трех месяцев принять решение по поступившим итоговым финансовым отчетам, в том числе вправе потребовать пересмотра участником парламентских выборов представленного итогового финансового отчета.

Списки кандидатов политических партий, преодолевшие 5% заградительный барьер, вправе получить возмещение половины понесенных расходов на проведение предвыборной агитации.

При этом списки кандидатов политических партий, получивших не менее 10% действительных голосов избирателей либо не менее одного депутатского мандата, вправе получить возмещение 80% понесенных расходов на проведение предвыборной агитации.

Решение о возмещении понесенных участниками парламентских выборов расходов принимает Министр внутренних дел Монако, основываясь на заключении Комиссии по финансовому контролю1.

При этом в случае выявленных электоральных финансовых нарушений суд может понизить размер указанного финансового возмещения.

В случае совершения серьезных финансовых нарушений лицо может быть ограничено в осуществлении избирательных прав на срок от одного года до шести лет.

Кроме того, суд может признать результаты выборов недействительными и назначить новые выборы, в которых данное лицо не может принимать участия.

10. В соответствии с законодательством избиратель может проголосовать в помещении избирательного участка, а также – в случае невозможности лично прибыть в помещение для голосования избирательного участка – выдать другому избирателя (его уполномоченному представителю) доверенность на право голосования от его имени на данных парламентских выборах.

В соответствии с законодательством лица, содержащиеся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда, в отношении которых не вынесено решение об ограничении (лишении) из избирательных прав, также могут принять участие в голосовании на основе выдачи другому избирателю доверенности для голосования от их имени на парламентских выборах.

При этом один и тот же избиратель может быть доверителем одновременно не более двух избирателей, т.е. может проголосовать по выданным ему доверенностям за не более чем двух избирателей.

Досрочное голосование, голосование по почте, голосование с использованием технических средств подсчета голосов, видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей законодательством не предусмотрены.

Дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование) законодательно закреплено, однако, на практике, оно пока не организуется и не проводится.

Голосование избирателей проводится с 08:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов.

Законодательство не устанавливает критерий явки избирателей на парламентских выборов для признания их состоявшимися в 1998 голу в выборах принимало участие 73,66% (первый тур голосования) и 65,69% (второй тур голосования), в 2003 году – 79,73%, в 2008 году – 76,85%, в 2013 году – 74,55%, в 2018 году – 70,38%).

В целом, за последние годы явка избирателей незначительно упала (по сравнению с 1998 годом – на 3.28%), продолжая, по-прежнему, оставаться довольно высокой.

11. При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством рассмотрение электоральных жалоб производится в рамках системы органов исполнительной и судебной власти.

Правом подачи электоральных жалоб наделен каждый избиратель и участник парламентских выборов.

Законодательство предусматривает возможность обжалования результатов парламентских выборов, а при наличии существенных обстоятельств – признания их недействительными и назначения проведения новых парламентских выборов.

При этом законодательство прямо не определяет открытый или закрытый перечень таких обстоятельств.

Новые парламентские выборы должны быть проведены не позднее трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

12. Законодательство не закрепляет института национальных (общественных) и международных наблюдателей.

В соответствии с законодательством зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих уполномоченных представителей на избирательный участок для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

При этом при подсчете голосов избирателей также вправе присутствовать любой зарегистрированный избиратель Княжества Монако.

Порядок приглашения и деятельности международных (иностранных) наблюдателей, приглашаемых на парламентские выборы, регулируется разовыми решениям правительства Монако.

БДИПЧ ОБСЕ впервые организовало работу миссии международного наблюдения на парламентских выборах, проводимых 10 февраля 2013 года.

При проведении 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов в стране в период с 22 по 24 января 2018 года находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая не рекомендовала направление в Монако миссии международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ также не направила в Монако миссию международного наблюдения.

Один из логотипов парламентской избирательной кампании 5 февраля 2023 года в Монако

Порядок назначения парламентских выборов. В Монако, являющейся конституционной парламентской монархией с учрежденным однопалатным парламентом – Национальным советом, в соответствии с Конституцией и законодательством парламентские выборы назначает Государственный министр Монако.

Государственный министр Монако издает указ о назначении парламентских выборов, и устанавливает календарную дату их проведения2.

В соответствии с законодательством указ вывешивается у дверей городской ратуши и публикуется в официальном печатном органе «Журнал Монако» не менее чем за 20 дней до дня голосования на указанных выборах.

Парламентские выборы проводятся, как правило, в первой половине февраля последнего года истечения пятилетнего срока полномочий Национального совета.

В соответствии с законодательством парламентские выборы проводятся в воскресенье, соответствующее или следующее за одиннадцатым днем, предшествующим истечению пятилетнего срока полномочий парламента.

Все прошедшие с 1998 года парламентские выборы были очередными выборами (1 февраля 1998 года, 9 февраля 2003 года, 3 февраля 2008 года, 10 февраля 2013 года, 11 февраля 2018 года).

Очередные парламентские выборы назначены Государственным министром Монако на 5 февраля (воскресенье) 2023 года.

Правовая основа парламентских выборов. Проведение парламентских выборов регулируется Конституцией Монако, вступившая в силу 17 декабря 1962 года (с изменениями, в частности, 2002 года), единым Законом о национальных и муниципальных выборах от 23 февраля 1968 года (с изменениями, в частности, 2012 года, 2014 года и 2020 года), другими законодательными актами, в частности, Законом о финансирования избирательной кампании (с изменениями, в частности, 2017 года), Законом об общественных объединениях и ассоциациях общественных объединений 2008 года.

Конституционные поправки 2002 года снизили с 21 года до 18 лет активное избирательное право, отменили пятилетний срок нахождения в гражданстве для реализации избирательных прав, а также модифицировали избирательную систему.

Кроме того, количество депутатских мандатов в Национальном совете – однопалатном парламенте было увеличено с 18 до 24 мандатов с одновременным введением некоторых элементов пропорционального распределения депутатских мандатов.

Изменения, внесенные в 2006 году в Закон о национальных и муниципальных выборах, касались предоставления избирателям с ограниченными физическими возможностями или находящимся в день голосования при исполнении профессиональных обязанностей, либо находящимся за пределами территории Монако, права выдавать доверенность другому избирателю для участия в голосовании от его имени, в 2012 году – увеличения с 7 до 15 дней продолжительности официального агитационного периода

В 2014 году законодательные поправки расширили избирательные права для лиц, находящихся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда, уточнили положения о порядке регистрации кандидатов, списков кандидатов, модифицировали некоторые положения о проведении предвыборной агитации.

Кроме того, законодательно было закреплено дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование); при этом законодательство возложило обязанности по дальнейшему регулированию вопросов организации и применения электронной системы, в том числе Интернет при проведении парламентских выборов, на правительство Монако.

Так, в соответствии с новой статьей 40-1, внесенной Законом № 1.409 от 22 октября 2014 года в Закон о национальных и муниципальных выборах, предусматривается, что «…операции по голосованию могут осуществляться посредством электронной системы, в том числе через Интернет, в порядке, предусмотренном суверенным указом...»

Однако, такая электронная система голосования, в том числе через Интернет, пока не создана и не применяется.

Тем не менее, в Монако по-прежнему пока намерены вводить технологию дистанционного электронного голосования в избирательный процесс, в том числе для отдельных категорий как национальных, так и зарубежных национальных избирателей.

В 2017 году были приняты законодательные поправки, вступавшие в силу при проведении в 2023 году очередных парламентских выборов, которые предусматривали увеличение с 75 дней до 150 дней продолжительности так называемого предагитационного периода.

Кроме того, был понижен предельный размер расходования средств избирательного фонда списка кандидатов, предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение прозрачности финансирования политических партий и предвыборной агитации.

При подготовке к проведению в 2023 году очередных парламентских выборов законодательно были также упрощены некоторые условия голосования избирателей по доверенности.

Так, законодательные поправки (Закон №1.489 от 23 июня 2020 года о внесении изменений в Закон № 839 от 23 февраля 1968 года «О национальных и муниципальных выборах», опубликованный 26 июня 2020 года в официальном печатном органе «Journal de Monaco» («Журнал Монако») исключили необходимость для избирателя указывать в заявлении причину голосования по доверенности.

Законодательные поправки были приняты в условиях предварительного проведения межпартийных (политических) консультаций и обсуждений.

В состав правовой основы парламентских выборов входят также различные правительственные нормативные правовые акты, в том числе правительственные ордонансы о порядке голосования по доверенности, об участии средств массовой информации в предвыборной агитации.

Кроме того, муниципальный (городской) Совет наделен полномочиями по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок, в том числе выделения мест для размещения на территории муниципалитета печатных агитационных материалов участников парламентских выборов.

С 2004 года Монако является членом Совета Европы и участником его международно-правовых актов и документов

Парламентская избирательная система. В Монако конституционно закреплена многопартийная политическая система и конкурентные парламентские выборы.

При проведении выборов 24 депутатов (до 2002 года – 18) однопалатного парламента – Национального совета на пятилетний срок применяется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа, «открытых» списков кандидатов, в которые включается от 13 до 24 кандидатов, преференциального голосования избирателей и панаширования как метода голосования избирателей за разных кандидатов из различных списков кандидатов.

Пассивное избирательное право на выборах депутатов Национального совета – с 25 лет.

Законодательство не устанавливает порога явки для признания парламентских выборов состоявшимися (при проведении в 2018 году парламентских выборов в голосовании приняло участие 70,35% избирателей, в 2013 году – 74,55%).

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями.

В список кандидатов политической партии, политической коалиции должно быть включено не менее 13 и не более 24 кандидатов (на практике с 2002 года в списки кандидатов политические партии, политические коалиции включают, как правило, от 20 до 24 кандидатов).

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций печатаются (размещаются) на отдельных избирательных бюллетенях и включают всех кандидатов списка кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.

Списки кандидатов являются «открытыми» в связи с преференциальным голосованием избирателей и панашированием.

Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения законодательством не предусмотрено, при этом, однако, допускается выдвижение независимых кандидатов в составе группы кандидатов численностью не менее 13 кандидатов.

Списки кандидатов должны были быть выдвинуты не ранее 15 и не позднее восьми дней до дня голосования.

В целом, кандидатуры выдвинутых кандидатов должны быть представлены в Мэрию Монако, которая осуществляет проверку представленных документов о выдвижении кандидатов в части наличия у кандидатов пассивного избирательного права и в течение 24 часов с момента представления указанных документов должна принять решение о регистрации (отказе в регистрации) кандидатов.

В течение 48 часов с момента вынесения указанного решения оно, т.е. решение, может быть обжаловано в суд первой инстанции, решение которого является окончательным.

Для голосования избирателей и подсчета голосов избирателей образуется один избирательный участок и одна участковая избирательная комиссия.

В список избирателей включаются все зарегистрированные на территории Монако избиратели (при проведении настоящих очередных парламентских выборов – более 7.500 человек)

При голосовании избиратели вправе проголосовать за список кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции в целом.

При голосовании избиратели также вправе в одном избирательном бюллетене вычеркнуть того или иного кандидата, а в рамках панаширования – добавить кандидата (кандидатов) из другого (других) списка (списков) кандидатов (т.е. из другого (других) избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней), указав полные фамилию и имя соответствующего кандидата (кандидатов)3.

В целом, в рамках панаширования в избирательном бюллетене должно остаться не более 24 кандидатов.

Для каждого списка кандидатов политической партии, политической коалиции изготавливается отдельный избирательный бюллетень, и при проведении голосования избиратель получает такое количество избирательных бюллетеней, которое соответствует числу зарегистрированных политических партий, политических коалиций, принимающих участие в парламентских выборах.

При голосовании избиратель может вложить в специальный электоральный конверт только один избирательный бюллетень.

При этом избиратель вправе на основе метода панаширования, как указывалось выше, модифицировать избирательный бюллетень, вычеркивая или добавляя в избирательный бюллетень своего политического выбора кандидатов из других избирательных бюллетеней (списков избирателей)4.

В соответствии с законодательством 24 депутатских мандата распределяются в рамках двух этапов:

  • первоначально 16 кандидатов, которые получили наибольшее количество действительных голосов избирателей, признаются избранными по мажоритарной избирательной системе относительного большинства; в случае равенства полученных действительных голосов избирателей, кандидат, старший по возрасту, признается избранным;
  • затем, оставшиеся 8 депутатских мандатов распределяются пропорционально между списками кандидатов, получивших не менее 5% действительных голосов избирателей, и передаются кандидатам в списке кандидатов, получившим наибольшее количество действительных преференциальных голосов избирателей (преференций) в этом списке.

При этом если политическая партия совокупно получила 51% действительных голосов избирателей, она получает 20 депутатских мандатов (16 депутатских мандатов, распределяемых по мажоритарной части смешанной избирательной системы + 4 (из 8) депутатских мандата, распределяемых по пропорциональной части смешанной избирательной системе).

В соответствии с законодательством дополнительные выборы проводятся в течение трех месяцев со дня появления последнего из четырех вакантных депутатских мандатов.

При этом дополнительные выборы не проводятся в течение последних шести месяцев конституционного пятилетнего срока полномочий Национального совета, за исключением случая, когда имеется более 12 вакантных депутатских мандатов.

Избирательные (электоральные) органы. В соответствии с законодательством организация и проведение парламентских выборов является централизованной, и осуществляется государственными и муниципальными органами, а также своеобразной двухуровневой системой избирательных (электоральных) органов.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов особый статус имеет правительственное подразделение по мониторингу выборов.

В Монако независимый центральный электоральный орган не образуется.

В целом, при проведении парламентских выборов образуется двухуровневая система избирательных (электоральных) органов в виде: Рабочей группы по выборам Мэрии Монако и одной участковой избирательной комиссией.

Рабочая группа по выборам и участковая избирательная комиссия образуются только на период подготовки и проведения парламентских выборов.

Рабочая группа по выборам осуществляет общее руководство подготовкой и проведением парламентских выборов, в том числе обеспечивает составление списка избирателей, регистрацию списков кандидатов, осуществляет информирование избирателей о выборах, их участниках, месте, времени и порядке голосования, изготавливает специальные электоральные конверты для голосования избирателей, организует проведение голосования и подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования и определяет результаты парламентских выборов, их официальное обнародование и опубликование.

В соответствии с законодательством Мэр Монако является председателем Рабочей группы по выборам, в состав которой входит часть депутатов городского (муниципального) Совета и сотрудников аппарата Мэрии Монако (как правило, около 40 человек).

При этом состав Рабочей группы по выборам не имеет фиксированного членства.

В целом, законодательство является нечетким в части как порядка образования Рабочей группы по выборам, так и функциональных обязанностей ее членов.

На практике, в составе Рабочей группы по выборам имеется несколько рабочих подгрупп по различным аспектам организации и проведения парламентских выборов и, в целом, члены Рабочей группы по выборам осуществляют работу по соответствующим направлениям деятельности Рабочей группы.

В целом, при проведении парламентских выборов Мэр Монако осуществляет общий контроль за организацией и проведением голосования и подсчета голосов избирателей.

При этом МВД Монако оказывает Мэрии Монако и Рабочей группе по выборам необходимое содействие при подготовке и проведении парламентских выборов, в том числе в части дачи разъяснений законодательных положений в целях обеспечения их единообразного применения, обеспечения безопасности парламентского избирательного процесса.

Заседания Рабочей группы по выборам являются закрытыми.

Сайт Мэрии Монако в сети Интернет: www.mairie.mc.

При проведении парламентских выборов образуется только один избирательный участок и одна участковая избирательная комиссия.

В состав участковой избирательной комиссии входит Мэр Монако или депутат городского (муниципального) совета, не менее двух депутатов указанного совета, а также ряд ее членов с правом решающего голоса, имеющих статус государственных или муниципальных служащих, которые назначаются в состав участковой избирательной комиссии Мэром Монако.

Кроме того, в состав участковой избирательной комиссии входит секретарь, также назначаемый Мэром Монако, с правом совещательного голоса.

В целом, законодательство является нечетким в части порядка образования избирательного участка и формирования состава участковой избирательной комиссии; при этом оно не требует, чтобы члены участковой избирательной комиссии в обязательном порядке были гражданами (подданными) Монако.

Обучение членов участковой избирательной комиссии практически не проводится.

Регистрация избирателей. В соответствии с законодательством регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше, является пассивной, за исключением зарубежных монегасских избирателей, для которых она является активной в связи с законодательным положением об их участии в голосовании на основании доверенности, выданной ими избирателю, находящемуся на территории Монако.

Законодательство определяет некоторые категории граждан, в отношении которых может быть принято решение об ограничении избирательных прав, в том числе активного избирательного права.

Так, в голосовании не вправе принимать участие лица, являющиеся недееспособными в связи с умственными способностями (без признания их таковыми по решению суда, а только на основании заключения медицинского учреждения), а также лица, находившиеся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (данное законодательное ограничение действовало до проведения настоящих очередных парламентских выборов), либо в местах лишения свободы по приговору суда независимо от тяжести совершенного уголовного преступления, если в отношении них также было вынесено судебное решение об ограничении права голоса (в этом случае они могут реализовать право голоса, т.е. голосовать на основании выдачи доверенности).

В указанную категорию лиц входят также лица, признанные судом банкротами, и лица, совершившие малозначительные правонарушения, в частности, злоупотребляющие алкогольными напитками.

В 2006 году в законодательство были внесены изменения, предоставившие, в частности, лицам, находящимся за пределами территории Монако, права принимать участие в голосовании по доверенности; затем, аналогичное право было предоставлено лицам, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Порядок голосования по доверенности регулируется правительственными решениями (ордонансами): так, избиратель должен заполнить специальную форму о передаче своего голоса другому избирателю, им определенному, и направить ее в муниципалитет; в указанном заявлении избиратель должен указать фактическую причину передачи своего голоса (до 2020 года, затем, данное положение из законодательства было исключено); лицо может выступать в качестве доверителя в отношении не более двух избирателей5.

Список избирателей является постоянным; он может подлежать ежегодному пересмотру только специальным комитетом в следующем составе: Мэр Монако как его председатель, который в случае отсутствия или препятствия может быть заменен заместителем или, в противном случае, муниципальным советником в соответствии с предусмотренным порядком; представители Государственного министра Монако или его заместителя, назначенные в этом случае приказом министра, два члена муниципального (городского) Совета, избранные этим Советом.

В случае равенства голосов голос председателя Комитета является решающим.

Начиная с 15 октября каждого календарного года, указанный Комитет на регулярной основе проводит заседания по вопросам хода регистрации избирателей.

В случае исключения избирателя из списка избирателей по основаниям, предусмотренным законодательством, Мэр Монако письменно извещает такого избирателя об этом, и данный избиратель имеет право обжаловать данное решение.

Порядок подачи жалоб по спискам избирателей регулируется законодательством, а именно: избиратель вправе подать жалобу по вопросам исключения из списка избирателей не позднее трех дней со дня извещения его Мэром Монако об исключении из списка избирателей.

Регистрация избирателей ведется на постоянной (ежегодной) основе: 31 декабря каждого календарного года заканчивается процедура очередной годовой регистрации избирателей (т.е. список избирателей «закрывается»).

Окончательный список избирателей направляется Государственному министру Монако не позднее 10 января очередного календарного года, и подлежит опубликованию в официальном печатном органе «Журнал Монако».

Электоральные жалобы после указанного публичного обнародования (официального опубликования) списка избирателей могут быть поданы в Мэрию Монако, решение которой могут быть, в свою очередь, обжалованы в суд первой инстанции и, затем, – в Верховный суд Монако, решение которого является окончательным.

В списке избирателей в алфавитном порядке упоминаются: фамилия и имя избирателя и, если применимо, имя использования, место и дата рождения, указание его места жительства.

Список избирателей и годовая ревизионная таблица хранятся в архиве Мэрии Монако.

После составления списка избирателей Мэрия Монако направляет избирателям персональные карточки-приглашения, а также в соответствии с законодательством предоставляет электронную версию списка избирателям всем участникам парламентских выборов.

Кроме того, любое лицо монегасского гражданства также может получить бесплатно список избирателей в бумажном или электронном виде при условии, что оно обязуется не использовать его вопреки соответствующим законодательным положениям: с этой целью заявитель подписывает заявление под присягой, в котором он обязуется соблюдать соответствующие законодательные положения.

Мэр Монако составляет и ведет список лиц, которые запросили предоставление им копии списка избирателей.

В целом, в 2014 году в законодательство были внесены изменения, предусматривающие конфиденциальность персональных сведений об избирателях и ответственность за неправомерное использование списка избирателей.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов в списки избирателей включено более 7.500 избирателей (в 1998 году – 4.931, в 2003 году – 5.842, в 2008 году – 6.316, в 2013 году – 6.825, в 2018 году – 7.245).

Таким образом, за последние годы (с 1998 года по 2023 год) численность избирателей возросла более чем на 2.400 человек.

Выдвижение и регистрация списков кандидатов. В соответствии с законодательством лицо наделяется пассивным избирательным правом на выборах депутатов Национального совета – однопалатного парламента по достижении возраста 25 лет и старше при условии обладания активным избирательным правом, а также монегасским гражданством в течение не менее 5 лет (в прошлых Итоговых отчетах БДИПЧ ОБСЕ рекомендовало законодателю сократить продолжительность обладания лицом монегасским гражданством в качестве одного из условий участия в парламентских выборах в качестве кандидата).

Законодательство определяет широкий перечень должностей государственной и иной службы, занятие которых несовместимо с участием в парламентских выборах в качестве кандидата (в связи, в частности, с конфликтом интересов).

Так, не могут баллотироваться на парламентских выборах советники Короны, государственные (статские) советники, члены Верховного суда Монако, члены монаршей семьи, правительственные советники, должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Монако, судьи, а также избиратели, которые в силу «двойного» гражданства занимает выборные должности в государстве «второго» гражданства.

Как уже отмечалось, при проведении выборов 24 депутатов Национального совета применяется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа и «открытым» спискам кандидатов, в которые включается от 13 до 24 кандидатов, преференциального голосования избирателей и панаширования как метода голосования избирателей за разных кандидатов из различных списков кандидатов.

В 2002 году количество депутатских мандатов было увеличено с 18 до 24 с одновременным введением некоторых элементов пропорционального распределения депутатских мандатов.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями и должны дать свое согласие баллотироваться в качестве кандидатов.

Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения законодательством не предусмотрено, при этом, однако, допускается выдвижение независимых кандидатов в составе группы, численностью не менее 13 кандидатов.

Выдвижение кандидатов производится в соответствии с положениями статьей 25 – 29 Закона о национальных и муниципальных выборах от 23 февраля 1968 года (с последующими изменениями).

В список кандидатов политической партии, политической коалиции, группы кандидатов должно быть включено не менее 13 и не более 24 кандидатов, подлежащих замещению в избирательном округе (на практике с 2002 года в списки кандидатов политические партии, политические коалиции включают, как правило, от 20 до 24 кандидатов).

Законодательство не предусматривает каких-либо гендерных квот при выдвижении списков кандидатов, в том числе в целях обеспечения сбалансированного представительства женщин в составе списков кандидатов.

Списки кандидатов являются «открытыми» с преференциальным голосованием избирателей и панашированием.

Списки кандидатов должны были быть выдвинуты и представлены для регистрации не ранее 20 дней и не позднее 16 дней до дня голосования (в течение 5 календарных дней), т.е. при проведении настоящих очередных парламентских выборов соответственно не ранее 16 января (понедельник) с 08:30 и не позднее 16:30 по местному времени 20 января (пятница) 2023 года).

Так, списки выдвинутых кандидатов должны были быть представлены в Мэрию Монако, Генеральный секретариат которой осуществляет проверку представленных документов о выдвижении кандидатов в части наличия у кандидатов пассивного избирательного права и иных, указанных в законодательстве оснований для участия в парламентских выборах, и в течение 24 часов с момента представления указанных документов принимает решение о регистрации (либо об отказе в регистрации) кандидатов, т.е. не позднее чем на следующий день после вышеуказанного крайнего срока, установленного для подачи кандидатур на парламентских выборах, должны быть утверждены списки кандидатов, которые должны включать не менее 13 и не более 24 кандидатов.

При этом в соответствии с законодательством списки кандидатов с фамилиями одного или нескольких кандидатов, умерших после истечения срока подачи заявок, остаются в силе без изменений.

В течение 48 часов с момента вынесения указанного решения оно, т.е. решение, могло быть обжаловано в суд первой инстанции, решение которого является окончательным.

Списки кандидатов печатаются (размещаются) на отдельных избирательных бюллетенях и включают всех кандидатов списка кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов еще 17 октября 2022 года был сформирован и выдвинут список кандидатов, в состав которого включено 24 человека, и главой списка кандидатов является Бриджит Бокконе-Пажес.

Указанный список кандидатов является по существу коалиционным в составе трех политических партий: он сформирован правящей политической партией «Важно! Приоритет Монако», политической партией «Национальный союз монегасков» («Монегасский национальный союз») и политической партией «Горизонт Монако».

Бриджит Бокконе-Пажес – лидер списка кандидатов политической коалиции «Монегасский национальный союз – Союз» в составе правящей политической партией «Важно! Приоритет Монако, политической партии «Национальный союз монегасков», политической партии «Горизонт Монако», Председатель Национального совета Монако.

В целом, в список кандидатов включено 11 женщин и 13 мужчин, в том числе 14 депутатов действующего состава Национального совета.

В список кандидатов оппозиционной правоцентристской политической коалиции (группы) «Новые идеи для Монако» (лидер – Даниэль Боэри) включено 14 кандидатов (официально список кандидатов был представлен 16 января 2023 года на пресс-конференции, за три недели до дня голосования избирателей на парламентских выборах).

Лидеры новой политической партии «Новые идеи для Монако», принимающей участие в парламентских выборах в Монако 5 февраля 2023 года

При проведении настоящих очередных парламентских выборов все выдвинутые кандидаты были зарегистрированы: в указанных выборах принимает участие 2 избирательных объединения (политическая коалиция «Национальный монегасский союз – Союз» в составе трех политических партий (24 кандидата), и новая политическая партия «Новые идеи для Монако» (14 кандидатов), в списки кандидатов которых совокупно включено 38 кандидатов (в 1998 году – 3 политические партии и 37 кандидатов, в 2003 году – 2 политические партии и 48 кандидатов, в 2008 году – 3 политические партии и 63 кандидата, в 2013 году – 2 политические партии и 74 кандидата, в 2018 году – 3 политические партии и 72 кандидата).

Предвыборная агитация и ее финансирование. В соответствии с законодательством (Законом о финансировании избирательной кампании от 2 июля 2012 года (с изменениями, в частности, от 16 октября 2017 года) при проведении настоящих очередных парламентских выборов продолжительность избирательной кампании увеличена вдвое (по сравнению с прошлыми парламентскими выборами) и составляет 150 дней до дня голосования (ранее – 75 дней): указанный период начинается 8 сентября 2022 года (понесенные расходы и доходы, полученные с этой даты и далее, должны рассматриваться как расходы и доходы на парламентские выборы и включаться в соответствующие финансовые отчеты по парламентской избирательной кампании).

При этом официальный агитационный период начинается за 16 дней до дня голосования на указанных выборах, и заканчивается за 24 часа до официального времени начала голосования избирателей в день проведения парламентских выборов, когда наступает день электоральной тишины.

В соответствии с законодательством запрещается проведение предвыборной агитации от имени кандидата или списка кандидатов без предварительного получения их согласия на такую деятельность.

При проведении предвыборной агитации размещение печатных агитационных материалов допускается только в местах, специально отведенных для этих целей Мэрией Монако.

Печатные агитационные материалы размещаются участниками парламентских выборов на бесплатной и равной основе (в частности, в 2018 году Мэрия Монако определила 31 такое место для размещения печатных агитационных материалов).

Законодательно запрещены несанкционированное размещение печатных агитационных материалов, а также их порча и уничтожение.

Законодательство, как правило, не регулирует использование средств массовой информации при проведении парламентских выборов, их участие в информационном освещении выборов и в проведении предвыборной агитации.

При этом правительственные ордонансы осуществляют общее рамочное регулирование участия средств массовой информации в информационном освещении парламентских выборов, и являются, практически, основным правовым инструментом сбалансированного информационного обеспечения указанных выборов.

В Монако отсутствуют ежедневные печатные средства массовой информации (газеты); печатные средства массовой информации поступают из Италии и Франции, в которых имеется соответствующая информация о Монако, в том числе о парламентских выборах.

Одна из французских газет с информацией о выдвижении политической коалицией «Национальный монегасский союз – Союз» списка 24 кандидатов на парламентских выборах в Монако 5 февраля 2023 года

Основное национальное электронное средство массовой информации «Monaco Info» осуществляет информационное освещение парламентских выборов в своих информационных программах на основе принципов объективности, беспристрастности, точности и разнообразия.

В соответствии с правовым регулированием информационного обеспечения парламентских выборов непосредственные их участники имеют право на публичное обнародование в электронных средствах массовой информации в календарных рамках официального агитационного периода (15 календарных дней) пяти агитационных клипов продолжительностью пять минут каждый.

Оплата производства указанных агитационных клипов производится за счет средств государственного бюджета, и находится в мониторинговом поле специального координационного комитета.

Кроме того, непосредственные участники парламентских выборов имеют право на трансляцию своих агитационных материалов в электронных средствах массовой информации пять раз в день (в 08:00, 12:00, 18:00, 20:00 и в 22:00) по местному времени.

Порядок и время выхода в эфир соответствующего средства массовой информации определяется жребием.

В соответствии с законодательством непосредственные участники парламентских выборов вправе приобрести эфирное время или печатную площадь за плату.

При проведении предвыборной агитации каждый список кандидатов может два раза использовать на бесплатной основе помещения для проведения агитационных мероприятий с избирателями; перечень указанных помещений определяется Мэрией Монако.

В целом, при проведении предвыборной агитации, изложения основных положений предвыборных программ (платформ) участники парламентских выборов используют как традиционные формы ее проведения, в том числе электронные средства массовой информации, так и новые информационные технологии, в том числе сеть Интернет, социальные сети, мессенджеры6.

В соответствии с обновленным законодательством распространение недостоверной (ложной) или клеветнической информации при проведении парламентских выборов является уголовно наказуемым правонарушением, за совершение которого предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет.

Законодательство и правительственные ордонансы (в виде, в частности, руководства по организации проведении теледебатов) прямо не регулируют проведение теледебатов между участниками парламентских выборов; в целом, их организация и проведение (в частности, формат проведения) отнесены на усмотрение самих участников выборов при оказании им необходимого содействия со стороны правительства Монако в случае поступления соответствующего запроса.

Проведение опросов общественного мнения законодательно разрешено, однако, на практике, при проведении как прошлых, так и настоящих очередных парламентских выборов они не проводились.

Финансирование предвыборной агитации регулируется Законом о финансировании избирательных кампаний 2012 года, с существенными изменениями, внесенными в 2017 году, с учетом ряда прежних рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и ГРЕКО Совета Европы, в том числе в части содержания финансовых отчетов, образования постоянно действующего органа по осуществлению контроля за финансированием предвыборной агитации, введения мер ответственности за нарушение положений о финансировании предвыборной агитации.

Предвыборная агитация участников парламентских выборов может финансироваться из трех основных источников: собственных средств кандидатов; добровольных пожертвований; кредитов банков или заимствований.

Пожертвования в натуральном виде законодательно разрешены, но их оценка в денежной форме по рыночной стоимости подпадает под предельные размеры добровольных пожертвований.

Анонимные пожертвования законодательно запрещены.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда списка кандидатов при проведении настоящих парламентских выборов, установленный правительственным решением, составляет, как и в 2018 году, 320.000 евро.

Физические и юридические лица могут вносить в избирательные фонды участников парламентских выборов добровольные пожертвования в размере, не превышающем 10% от вышеуказанного предельного размера расходования средств избирательного фонда списка кандидатов (т.е. не более 32.000 евро).

При этом совокупный объем пожертвований, который список кандидатов может получить в виде добровольных пожертвований от физических и юридических, не может превышать 20% от вышеуказанного предельного размера расходования средств избирательного фонда списка кандидатов (т.е. не более чем 64.000 евро).

Политические партии и кандидаты должны открыть специальный счет избирательного фонда в соответствующем банковском учреждении, а также назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам (финансового агента) для осуществления финансовых операций по проведению предвыборной агитации.

Так, в соответствии с положениями главы III Закона о финансировании избирательных компаний каждый кандидат должен назначить финансового агента (уполномоченного представителя по финансовым вопросам), который должен быть объявлен при подаче кандидатом документов о своем выдвижении.

Статья 9 указанного Закона требует, чтобы финансовый агент был объявлен, и его личность указана при подаче документов о его назначении; на этой основе необходимо, чтобы кандидаты назначили своего финансового агента не позднее начала предварительной избирательной кампании, т.е. не позднее 8 сентября 2022 года.

Хотя для вышеуказанного документа о назначении законодательство не устанавливает определенной формы, он должен быть совершен в письменной форме, и включать всю информацию, необходимую для идентификации финансового агента.

Кроме того, копия документов о назначении финансового агента должна быть незамедлительно отправлена или представлена в Генеральный секретариат Комитета по аудиту избирательной кампании (Генеральный секретариат Совета аудиторов).

В ходе проведения предвыборной агитации и до представления участниками парламентских выборов итогового финансового отчета промежуточный финансовый контроль, в том числе представление промежуточных финансовых отчетов, не проводится.

Функции по осуществлению контроля за финансированием участниками парламентских выборов предвыборной агитации возложены на недавно образованный постоянно действующий орган по осуществлению контроля за финансированием предвыборной агитации – Комиссию по финансовому контролю.

Указанная Комиссия состоит из семи человек, назначаемых на пятилетний срок.

Политические партии должны представить в Комиссию по финансовому контролю итоговый финансовый отчет о проведении предвыборной агитации, прошедший предварительный внешний аудит, с детализированной информацией о поступлениях и расходовании средств избирательного фонда политической партии, в течение двух месяцев со дня проведения голосования на парламентских выборах.

Комиссия должна в течение трех месяцев принять решение по поступившим итоговым финансовым отчетам (в частности, одобрить, отклонить), в том числе вправе потребовать пересмотра участником парламентских выборов представленного итогового финансового отчета.

Списки кандидатов политических партий, преодолевшие 5% заградительный барьер, вправе получить возмещение половины понесенных расходов на проведение предвыборной агитации.

При этом списки кандидатов политических партий, получивших не менее 10% действительных голосов избирателей и не менее одного депутатского мандата, вправе получить возмещение 80% понесенных расходов на проведение предвыборной агитации.

Решение о возмещении понесенных участниками парламентских выборов расходов принимает Государственный министр Монако, основываясь на заключении Комиссии по финансовому контролю7.

При этом в случае выявленных электоральных финансовых нарушений суд может понизить размер вышеуказанного финансового возмещения.

В случае совершения серьезных финансовых нарушений лицо может быть ограничено в осуществлении избирательных прав на срок от одного года до шести лет.

Кроме того, суд может признать результаты выборов недействительными и назначить новые выборы, в которых данное лицо не вправе принимать участия.

Порядок голосования и подсчета голосов избирателей. Общее голосование избирателей проводится в один календарный день (выходной день) – в воскресенье.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образованы один избирательный участок и одна участковая избирательная комиссия.

Голосование избирателей проводится с 08:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов (в соответствии с законодательством минимальная продолжительность голосования избирателей не должна быть менее 9 часов, и голосование избирателей должно проводиться без перерыва).

В список избирателей единственного избирательного участка включено более 7.500 избирателей (в 1998 году – 4.931, в 2003 году – 5.842, в 2008 году – 6.316, в 2013 году – 6.825, в 2018 году – 7.245).

В целом, с 1998 года по 2023 год численность избирателей возросла более чем на 2.400 человек.

Законодательство не устанавливает критерий явки избирателей на парламентских выборов для признания их состоявшимися в 1998 голу в выборах принимало участие 73,66% (первый тур голосования) и 65,69% (второй тур голосования), в 2003 году – 79,73%, в 2008 году – 76,85%, в 2013 году – 74,55%, в 2018 году – 70,38%).

В целом, за последние годы явка избирателей незначительно упала (по сравнению с 1998 годом – на 3.28%), продолжая, по-прежнему, оставаться довольно высокой.

Для участия в голосовании изготовлено практическое руководство для избирателя, в котором содержится все необходимая электоральная информация, в том числе о месте и времени голосования, порядке голосования в помещении для голосования избирательного участка либо с использованием предусмотренных законодательством иных избирательных процедур и действии, в частности, голосовании по доверенности (указанное практическое руководство было заблаговременно направлено по почте каждому избирателю).

В соответствии с законодательством избиратель может проголосовать в помещении избирательного участка, а также – в случае невозможности лично прибыть в помещение для голосования избирательного участка – выдать другому избирателя (его уполномоченному представителю) доверенность на право голосования от его имени на данных парламентских выборах.

Дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование) законодательно, как уже отмечалось, закреплено, однако, на практике оно пока не организуется и не проводится8.

Досрочное голосование, голосование по почте, голосование с использованием технических средств подсчета голосов, видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей законодательством не предусмотрены.

При подготовке к проведению в 2023 году очередных парламентских выборов законодательно были упрощены некоторые условия голосования избирателей по доверенности.

Так, законодательные поправки исключили необходимость для избирателя указывать в заявлении причину голосования по доверенности.

В этих условиях избиратель, которому не разрешили прийти для голосования в помещение избирательного участка в день голосования на парламентских выборах (в частности, по медицинским показаниям), также может потребовать проведения голосования по доверенности.

Кроме того, избиратели, которые имеют новое монегасское удостоверение личности, и которые активировали свою цифровую идентификацию через веб-сайт Мэрии Монако в сети Интернет (www.mairie.mc / Национальные выборы 2023 года) или портал правительства Монако (www.monguichet.mc), могли подать онлайн запрос (заявление) на голосование по доверенности не позднее 27 января (пятница) 2023 года, до 18:00 по местному времени.

При этом при подаче онлайн запроса (заявления) им рекомендовалось отдать предпочтение использованию компьютера или планшета и выбрать браузер Chrome для выполнения этой электоральной процедуры, которая потребует считывания удостоверения личности избирателя, либо смартфонам (с использованием функции «NFC»), либо картридера, предоставляемого при активации цифрового удостоверения (если запрос сделан с компьютера).

Запрос (заявление) о голосовании по доверенности избиратель также может подать, заполнив и отправив бумажную форму заявления (запроса) вместе с указанными документами в Генеральный секретариат Мэрии Монако, который должен получить ее не позднее 27 января (пятница) 2023 года.

При этом форму заявления (запроса) о голосовании по доверенности можно получить в Мэрии Монако или загрузить с ее веб-сайта в сети Интернет (www.mairie.mc / Документы для скачивания) или с сайта правительства Монако (www.gouv.mc).

В соответствии с законодательством лица, содержащиеся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда, в отношении которых не вынесено решение об ограничении (лишении) из избирательных прав, также могут принять участие в голосовании на основе выдачи другому избирателю доверенности для голосования от их имени на парламентских выборах.

При этом один и тот же избиратель может быть одновременно доверителем не более двух избирателей, т.е. может проголосовать по выданным ему доверенностям за не более чем двух избирателей.

В целом, предусмотренная законодательством процедура голосования по доверенности по-прежнему пользуется поддержкой избирателей, и является, также одним из способов повышения явки избирателей на парламентских выборах.

После регистрации списков кандидатов каждый зарегистрированный список кандидатов изготавливается в виде самостоятельного (отдельного) избирательного бюллетеня, т.е. каждая группа избирателей, политическая партия, выдвинувшие кандидатов (список кандидатов), имеют отдельный избирательный бюллетень.

Формат избирательного бюллетеня утверждается Рабочей группой по выборам.

Кроме того, Мэрия Монако обеспечивает участковую избирательную комиссию специальными электоральными конвертами, в который избиратель вкладывает заполненный избирательный бюллетень (при этом в соответствии с законодательством финансово и логистически участники парламентских выборов остаются ответственными за предоставление избирателем соответствующих избирательных бюллетеней).

Специальные электоральные конверты являются конвертами одной модели (формы, размера, цвета, дизайна и т.д.), изготавливаются из непрозрачной бумаги и проштампованы печатью Мэрии Монако.

В помещении для голосования избирательного участка размещаются информационные материалы об участниках парламентских выборов, порядке голосования и подсчета голосов избирателей.

Законодательство предусматривает, что при проведении голосования в помещении избирательного участка могут находиться, как правило, шесть категорий лиц, а именно

  • члены участковой избирательной комиссии,
  • избиратели, в том числе дети избирателя в возрасте не старше 12 лет,
  • наблюдатели,
  • по два делегата от каждого зарегистрированного кандидата или от каждого списка кандидатов,
  • лица, присутствие которых сочтет целесообразным Мэр Монако, на основании заявления, представленного ему в установленном законодательством порядке и сроки.

Кроме того, в помещении для голосования может также находится представитель правоохранительных органов, обеспечивающий поддержание общественного порядка и безопасность при проведении голосования и подсчета голосов избирателей.

В соответствии с законодательством перед входом в помещение для голосования избирательного участка и для последующего получения избирательного бюллетеня избиратель должен предъявить персональную карточку избирателя (направляются каждому избирателю по почте не позднее чем за две недели до дня голосования на парламентских выборах), а также действительный документ, удостоверяющий его личность (удостоверение личности либо паспорт).

Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю избирательные бюллетени и специальный электоральный конверт9.

Как уже отмечалось, для каждого списка кандидатов политической партии, политической коалиции изготавливается отдельный избирательный бюллетень, и при проведении голосования избиратель получает такое количество избирательных бюллетеней, которое соответствует числу зарегистрированных политических партий, политических коалиций, принимающих участие в парламентских выборах.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня: один – политической коалиции «Национальный монегасский союз - Союз» и другой – политической партии «Новые идеи для Монако».

При этом избиратель вправе на основе метода панаширования модифицировать избирательный бюллетень, вычеркивая или добавляя в избирательный бюллетень своего политического выбора кандидатов из других избирательных бюллетеней (списков избирателей).

Так, в соответствии с законодательством избиратели могут проголосовать за список кандидатов политической партии, политической коалиции, не проставляя в избирательном бюллетене какой-либо отметки, либо вычеркивая, либо добавляя, либо заменяя любого кандидата в избирательном бюллетене с использованием другого (других) списков кандидатов (так называемое панаширование).

В частности, голосуя, не проставляя в избирательном бюллетене какой-либо отметки, избиратель отдает один свой голос за список кандидатов в целом, а условный другой – за каждого конкретного кандидата (кандидатов), не вычеркнутого из избирательного бюллетеня.

Избиратель заполняет избирательный бюллетень в кабине для тайного голосования.

После заполнения избирательного бюллетеня избиратель вкладывает его в специальный электоральный конверт, который, затем, лично опускает в стационарный ящик для голосования.

Избиратель, не имеющий возможность самостоятельно вложить избирательный бюллетень в специальный электоральный конверт, вправе воспользоваться по своему выбору помощью другого избирателя.

При проведении голосования избирателей используются, как правило, прозрачные ящики для голосования.

Ящик для голосования имеет одно отверстие, предназначенное для пропуска специального электорального конверта с избирательным бюллетенем.

Ящик для голосования избирателей на парламентских выборах в Монако

Перед началом голосования ящик для голосования закрывается на два неодинаковых замка, ключи от которых остаются, один в руках председателя избирательного участка, другой – самого старшего члена участковой избирательной комиссии.

Если во время закрытия избирательного участка (после окончания официального времени голосования избирателей) председатель участковой избирательной комиссии не имеет в своем распоряжении двух ключей, он обязан принять все необходимые меры для того, чтобы немедленно приступить к вскрытию избирательного ящика.

После голосования избиратель расписывается в списке избирателей и, затем, на персональной карточке данного избирателя членом участковой избирательной комиссии проставляется отметка об участии избирателя в голосовании.

Избиратель, находящийся в помещении для голосования избирательного участка, после окончания официального времени голосования может получить избирательные бюллетени и специальный электоральный конверт и проголосовать.

Голосование избирателей на парламентских выборах в Монако

В соответствии с законодательством по окончании официального времени голосования подсчет голосов избирателей осуществляется участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов проводится сразу после окончания официального времени голосования, без перерыва, до полного его завершения10.

Подсчет избирательных бюллетеней и голосов избирателей на избирательном участке проводится публично по следующей процедуре:

  • ящик для голосования открывает председатель избирательного участка; он проверяет количество специальных электоральных конвертов: если это число больше или меньше числа подписей избирателей, это указывается в протоколе об итогах голосования участковой избирательной комиссии;
  • председатель избирательного участка устанавливает несколько столов для подсчета голосов избирателей: за каждым из счетных столов в качестве председателя находится член участковой избирательной комиссии и три наблюдателя, назначаемые из числа избирателей председателем избирательного участка; с этой целью кандидаты или списки кандидатов могут предложить поименный список избирателей, который для каждого имеющегося списка кандидатов должен быть приложен к заявлению о выдвижении кандидатуры одного из кандидатов в указанном списке кандидатов;
  • специальные электоральные конверты распределяются между различными счетными столами председателем избирательного участка, который контролирует ход подсчета голосов избирателей;
  • председатель счетного стола извлекает избирательный бюллетень из специального электорального конверта, полностью зачитывает его вслух и передает наблюдателю; фамилии в указанных избирательных бюллетенях отмечаются двумя контролерами, назначенными председателем счетного стола, в счетных списках, подготовленных для этой цели;
  • счетные столы, на которых происходит подсчет голосов избирателей, расставлены таким образом, чтобы избиратели могли перемещаться вокруг них.

По итогам подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей составляется протокол участковой избирательной комиссии.

Так, председатель избирательного участка публично провозглашает итоги голосования и предварительные результаты парламентских выборов сразу после подсчета голосов избирателей и незамедлительно вывешивает их у дверей Мэрии Монако11.

При этом, в соответствии с законодательством, избирательные бюллетени и специальные электоральные конверты, кроме прилагаемых к протоколу об итогах голосования, уничтожаются в присутствии избирателей.

Результаты голосования на парламентских выборах незамедлительно направляются мэром Государственному министру Монако, который дает расписку и принимает меры к их публикации в следующем номере официального печатного органа «Журнал Монако»12.

Порядок обжалования нарушений законодательства о выборах, а также результатов парламентских выборов. При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством рассмотрение электоральных жалоб производится в рамках системы органов исполнительной и судебной власти.

Законодательство регулирует вопросы порядка подачи, сроков рассмотрения электоральных жалоб, в том числе по вопросам регистрации избирателей, выдвижения и регистрации списков кандидатов (кандидатов), проведения предвыборной агитации, итогов голосования и результатов парламентских выборов.

Правом подачи электоральных жалоб наделен каждый избиратель и участник парламентских выборов.

Законодательством предусмотрен преимущественно судебный порядок рассмотрения электоральных споров.

Так, электоральные жалобы подаются в суд первой инстанции, решения которого могут быть обжалованы в Ревизионный (Апелляционный) суд Монако.

Законодательство предусматривает предельный месячный срок для подачи электоральных жалоб, что, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, может ограничивать защиту избирательных прав избирателей и непосредственных участников парламентских выборов.

При этом в соответствии с законодательством электоральные жалобы так называемой «неотложной важности», поданные непосредственно до дня голосования на парламентских выборах, могут быть рассмотрены в первоочередном порядке.

Как уже отмечалось, в соответствии с законодательством регистрация избирателей производится специальным комитетом, который ведет ее на постоянной (ежегодной) основе: при этом 31 декабря каждого календарного года очередная годовая процедура регистрации избирателей заканчивается и не позднее 10 января следующего календарного года список избирателей подлежит опубликованию в официальном печатном органе «Журнал Монако».

В случае исключения избирателя из списка избирателей по основаниям, предусмотренным законодательством, Мэр Монако письменно извещает такого избирателя об этом, и данный избиратель имеет право обжаловать данное решение.

Порядок подачи жалоб по спискам избирателей регулируется законодательством, а именно: избиратель вправе подать жалобу по вопросам исключения из списка избирателей не позднее трех дней со дня извещения его Мэром Монако об исключении из списка избирателей.

Регистрация избирателей ведется на постоянной (ежегодной) основе: 31 декабря каждого календарного года заканчивается процедура очередной годовой регистрации избирателей (т.е. список избирателей «закрывается»).

Окончательный список избирателей направляется Государственному министру Монако не позднее 10 января очередного календарного года и подлежит опубликованию в официальном печатном органе «Журнал Монако».

Электоральные жалобы после указанного публичного обнародования (официального опубликования) списка избирателей могут быть поданы в Мэрию Монако, решение которой могут быть, в свою очередь, обжалованы в суд первой инстанции и, затем, – в Верховный суд Монако (орган конституционного надзора), решение которого является окончательным13.

При этом избиратель, проголосовавший более одного раза (воспользовавшись многократной регистрацией либо любым другим способом) подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до шести месяцев и штрафу.

Законодательство предусматривает возможность обжалования результатов парламентских выборов, а при наличии существенных обстоятельств – признания их недействительными и назначения проведения новых парламентских выборов.

При этом законодательство прямо не определяет открытый или закрытый перечень таких обстоятельств.

Так, в соответствии с законодательством любой избиратель имеет право заявить о признании парламентских выборов недействительными в суде первой инстанции.

Кроме того, если Государственный министр Монако считает, что установленные законом условия и формы не были соблюдены, он может также заявить о признании парламентских выборов недействительными в суде первой инстанции.

Избиратель может подать жалобу о признании результатов парламентских выборов недействительными непосредственно на избирательном участке и внести ее в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах парламентских выборов или же не позднее 5 дней со дня голосования на указанных выборах, Государственный министр Монако – не позднее 8 дней со дня голосования на указанных выборах.

Жалоба избирателя подается через Генеральный секретариат Мэрии Монако и подлежит регистрации в специальном реестре.

О поступлении жалобы избирателя незамедлительно извещается Государственный министр Монако.

Затем, по истечении соответственно пяти либо восьми дней жалоба избирателя или апелляция Государственного министра Монако предается председателю суда первой инстанции.

Во всех случаях суд может, если он не отклонит иск (жалобу), изменить итоги голосования и результаты выборов, либо отменить все или часть избирательных процедур и действий по установлению итогов голосования и определению результатов парламентских выборов.

Жалоба на решение суда первой инстанции может быть подана в течение 10 дней после его оглашения; указанная апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в течение одного месяца.

Член Национального совета, избрание которого оспаривалось, сохраняет депутатский мандата до тех пор, пока судебное решение не вступит в силу.

В соответствии с законодательством новые парламентские выборы или дополнительные выборы должны быть проведены не позднее трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Национальное (общественное) и международное наблюдение на парламентских выборах. Ни Конституция Монако, ни законодательство о выборах не предусматривают института национальных (общественных) наблюдателей на парламентских выборах.

При этом в соответствии с законодательством зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих уполномоченных представителей на избирательный участок для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Вместе с тем, при подсчете голосов избирателей также вправе присутствовать любой зарегистрированный избиратель Княжества Монако.

Законодательство о выборах не предусматривает института международных (иностранных) наблюдателей при проведении парламентских выборов.

На практике, международные (иностранные) наблюдатели, как правило, приглашаются для осуществления наблюдения на парламентских выборах.

Порядок приглашения и деятельности международных (иностранных) наблюдателей, приглашаемых на парламентские выборы, регулируется разовыми решениями правительства Монако.

В частности, БДИПЧ ОБСЕ впервые организовало работу миссии международного наблюдения на парламентских выборах, проводимых 10 февраля 2013 года.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержались, в частности, рекомендации о необходимости законодательного закрепления положений о международных наблюдателях на выборах в соответствии с положениями параграфа 8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 года.

При проведении 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов в стране в период с 22 по 24 января 2018 года находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая в своем отчете не рекомендовала направление в Монако миссии международного наблюдения.

При проведении настоящих очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ также не направила в Монако миссию международного наблюдения.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] При проведении парламентских выборов высказывались предложения о дальнейшем совершенствовании механизма осуществления контроля за финансированием предвыборной агитации.

[2] При проведении 11 февраля 2018 года прошлых парламентских выборов Государственный министр Монако 21 июля 2017 года издал указ об их проведении, т.е. почти за 7 месяцев до календарной даты их проведения.

[3] При проведении в 2013 году парламентских выборов всего было подано 5.088 избирательных бюллетеней: действительными были признаны 4.866 избирательных бюллетеней (95.64%), недействительными – 222 (4.36%); при этом в рамках панаширования было подано 112.179 действительных голосов избирателей; в 2018 году – действительными были признаны 4.822 избирательных бюллетеней (94.60%), недействительными – 275 (5.40%); при этом в рамках панаширования было подано 110.559 действительных голосов избирателей.

[4] Некоторые участники парламентских выборов подвергают критике данную модель голосования избирателей, и смешанную избирательную систему в целом, поскольку, по их мнению, они благоволят крупным политическим партиям и, фактически, затрудняют либо отстраняют от парламентского представительства так называемые малые либо новые политические партии.

[5] При проведении 10 февраля 2013 года очередных парламентских выборов предельный срок для подачи заявления о голосовании по доверенности – 1 февраля (всего было подано 230 таких заявлений).

[6] Так, при проведении предвыборной агитации оппозиционная политическая коалиция «Новые идеи для Монако» подготовила законопроект о модернизации существующей избирательной системы на основе сокращения с 24 до 18 числа депутатов Национального совета – однопалатного парламента Монако, а также понижению с 13 до 10 минимального числа кандидатов, подлежащих включению в список кандидатов с тем, чтобы облегчить создание политических групп, принимающих участие в парламентских выборах.

[7] При проведении парламентских выборов высказывались предложения о дальнейшем совершенствовании механизма осуществления контроля за финансированием участниками выборов предвыборной агитации.

[8] В соответствии со статьей 40-1, внесенной Законом № 1.409 от 22 октября 2014 года в Закон о национальных и муниципальных выборах, предусматривается, что «…операции по голосованию могут осуществляться посредством электронной системы, в том числе через Интернет, в порядке, предусмотренном суверенным указом...»

При этом законодательство возложило обязанности по дальнейшему регулированию вопросов организации и применения электронной системы, в том числе Интернет при проведении парламентских выборов, на правительство Монако.

Как уже отмечалось, на практике, такая электронная система голосования, в том числе через Интернет, пока не создана и не применяется.

Тем не менее, в Монако по-прежнему пока намерены вводить технологию дистанционного электронного голосования в избирательный процесс, в том числе для отдельных категорий как национальных избирателей, так и зарубежных национальных избирателей.

[9] В соответствии с законодательством любой кандидат или кандидаты, включенные в один и тот же список кандидатов, могут также представить до начала голосования избирателей на парламентских выборах избирательные бюллетени в месте, специально отведенном Мэром Монако для этого в помещении для голосования избирательного участка, и и направить их избирателям по почте.

[10] В соответствии с законодательством, если подсчет голосов избирателей не может быть проведен в тот же день, что и голосование избирателей, ящик для голосования опечатывается, и, затем, перемещается в помещение (здание) Мэрии Монако, на отверстие ящика для голосования также накладываются печати.

Мэр Монако принимает все необходимые меры для обеспечения сохранности указанного ящика для голосования.

[11] Законодательство устанавливает, что при наличии нескольких избирательных участков подсчет голосов избирателей осуществляется по каждому из них; результаты подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей незамедлительно вывешиваются в помещении для голосования, а отчет о проведенных операциях в двух экземплярах с приложенными документами немедленно доставляется на первый избирательный участок, который ни в коем случае не может изменять ни частичные результаты, ни прилагаемые документы; указанный избирательный участок составляет сводный отчет (протокол), подписываемый его председателем и секретарем, а также председателями других избирательных участков.

Общий результат объявляется и незамедлительно вывешивается у дверей Мэрии Монако.

[12] При проведении 1 февраля 1998 года выборов 18 депутатов Национального совета в выборах принимало участие 3 политические партии, к распределению депутатских мандатов была допущена только одна политическая партия.

При проведении 9 февраля 2003 года выборов 24 депутатов Национального совета в выборах принимало участие 2 политические партии, которые были допущены к участию в распределении депутатских мандатов.

При проведении 3 февраля 2008 года парламентских выборов в них принимали участие 3 политические партии, которые были допущены к участию в распределении депутатских мандатов.

При проведении 13 февраля 2013 года парламентских выборов в них принимало участие три политические партии и было зарегистрировано 74 кандидата, в том числе 15 женщин.

К распределению 24 депутатских мандатов были допущены три политические партии: политическая партия «Монакский горизонт» получила 56.472 действительных голосов избирателей (50.34%) и 20 депутатских мандатов, политическая партия «Национальный союз монегасков» – 43.743 действительных голоса избирателей (38.99%) и три депутатских мандата, политическая партия «Возрождение» (новая политическая партия) – 11.964 действительных голоса избирателей (10.67%) и один депутатский мандат.

Депутатами было избрано пять женщин (20,83%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 24 депутатов.

После проведения указанных парламентских выборов самая крупная политическая партия «Монакский горизонт» раскололась с образованием новой политической партии «Важно! Приоритет Монако».

При проведении 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов в них принимало участие три политические партии, было зарегистрировано 72 кандидата.

К распределению 24 депутатских мандатов было допущено три политические партии.

Новая политическая партия «Важно! Приоритет Монако» получила 63.806 действительных голосов избирателей (57.71%) и 21 депутатский мандат, другие политические партии – «Монакский горизонт» и «Национальный союз монегасков» получили соответственно 28.858 действительных голосов избирателей (26.10%) и два депутатских мандата и 17.895 действительных голосов избирателей (16.19%) и один депутатский мандат.

Таким образом, парламентское конституционное большинство завоевала новая политическая партия «Важно! Приоритет Монако» (21 мандат из 24), что являлось одной из отличительных особенностей данных парламентских выборов.

Депутатами было избрано восемь женщин (33,33%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 24 депутатов.

[13] При проведении в 2018 году парламентских выборов не было подано ни одной жалобы по вопросам списков избирателей.