Владимир Лысенко о предстоящих выборах в Молдове

Владимир Лысенко о предстоящих выборах в Молдове

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

18 января, 2019

Молдова является унитарным государством с автономным территориальным образованием – Гагаузией и особой ситуацией в Молдавской Приднестровской Республике.

В Молдове 35 административно-территориальных единиц второго уровня (районов с городами – районными центрами), включая город Кишинев – столицу Молдовы и автономное территориальное образование Гагаузия.

Молдова является парламентской республикой с институтом президентства.

Президент Молдовы является главой государства с ограниченными полномочиями и конституционной возможностью парламента временно приостанавливать исполнение главой государства своих полномочий.

В соответствии с решением Конституционного Суда Молдовы о признании проведения (с 2000 года) косвенных выборов Президента Молдовы неконституционными в 2016 году впервые (с 1996 года) были проведены всеобщие и прямые выборы главы государства.

Парламент состоит из 101 депутата.

Срок полномочий парламента составляет четыре года (статья 63 Конституции Молдовы).

Прошлые очередные парламентские выборы – 30 ноября (воскресенье) 2014 года (последний календарный день конституционного срока полномочий парламента – 30 ноября 2018 года).

Очередные (десятые по счету) парламентские выборы должны состояться 24 февраля (воскресенье) 2019 года.

На их проведение выделено около 112 млн. молдавских леев.

24 февраля 2019 года одновременно с парламентскими выборами проводится консультативный республиканский референдум (30 ноября 

2018 года Парламент Молдовы принят постановление № 332 о проведении одновременно с очередными парламентскими выборами консультативного республиканского референдума).

На консультативный референдум выносится два вопроса:
«1. Вы поддерживаете сокращение числа депутатов парламента со 101 до 61?
2. Вы поддерживаете то, чтобы народ имел право отзывать депутатов с должности, если они не исполняют должным образом свои обязанности?»

12 декабря 2018 года ЦИК Молдовы утвердил смету расходов на проведение консультативного республиканского референдума в размере 10.162.000 молдавских леев.

14 июня 2019 года в Молдове должны быть проведены общие местные выборы.

1. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

В Молдове учрежден однопалатный парламент – Парламент Республики Молдова.

В соответствии со статьей 61 Конституции Молдовы, статьями 66 и 67 Кодекса о выборах Молдовы выборы депутатов Парламента проводятся не позднее чем в трехмесячный срок после истечения срока полномочий или роспуска Парламента.

Дата выборов Парламента назначается постановлением Парламента не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

В случае роспуска Парламента тем же указом Президента Республики Молдова назначается дата выборов нового Парламента.

Досрочные выборы проводятся не ранее 60 дней, но не позднее трех месяцев после роспуска Парламента.

Срок полномочий парламента составляет четыре года.

В частности, прошлые очередные парламентские выборы – 22 марта (воскресенье) 1998 года.

Прошлые очередные парламентские выборы – 25 февраля (воскресенье) 2001 года.

Прошлые очередные парламентские выборы – 6 марта (воскресенье) 2005 года.

Прошлые очередные парламентские выборы – 5 апреля (воскресенье) 2009 года.

Прошлые досрочные парламентские выборы – 29 июля (среда) 2009 года.

Прошлые досрочные парламентские выборы – 28 ноября (воскресенье) 2010 года.

Прошлые очередные парламентские выборы – 30 ноября (воскресенье) 2014 года.

Все прошедшие с 1998 года парламентские выборы, за исключением выборов, проведенных 29 июля 2009 года и 28 ноября 2010 года, были очередными выборами.

За исключением досрочных парламентских выборов, проведенных в среду 29 июля 2009 года, голосование на очередных парламентских выборах проводилось только в воскресенье.

Очередные (десятые по счету) парламентские выборы должны состояться 24 февраля (воскресенье) 2019 года (впервые они проводятся по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе: решение о переходе от пропорциональной избирательной системе к новой системе выборов было принято еще в июле 2017 года).

Решение об их проведении было принято парламентом 27 июля 2018 года по предложению Председателя парламента; решение о назначении парламентских выборов вступило в силу 1 декабря.

В соответствии со статьей 61 Конституции Молдовы и законодательством очередные или досрочные парламентские выборы должны быть проведены в течение трех месяцев со дня прекращения полномочий парламента; решение о назначении парламентских выборов должно быть принято (вступить в силу) не позднее чем за 60 дней до дня проведения очередных или досрочных выборов.

Конституционный срок полномочий парламента истекал 30 ноября 2018 года.

По предложению правящей Демократической партии – в связи с реформированием ряда отраслей законодательства – срок проведения очередных парламентских выборов был передвинут на начало 2019 года (на 24 февраля 2019 года).

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ

При проведении 24 февраля 2019 года первых парламентских выборов по новой (смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе применяются положения:

- Конституции Молдовы 1994 года,

- Кодекса о выборах Молдовы № 1381-XIII от 21 ноября 1997 года (с изменениями и дополнениями, в частности, от 20 июля 2017 года),

- Закона о политических партиях 2007 года,

- других законодательных актов (в частности, Закона о собраниях 2008 года, Информационного кодекса Молдовы 2006 года, Закона № 133 от 8 июля 2011 года о защите персональных данных).

Кодекс о выборах Молдовы регулирует все виды выборов, республиканские и местные референдумы.

Кодекс о выборах Молдовы состоит из семи разделов и 205 статей.

Изменения, внесенные в 2017 году в Кодекс о выборах Молдовы, предусматривали, в частности:

- переход от пропорциональной избирательной системы к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе при проведении выборов 101 депутата парламента Молдовы (из 101 депутата 50 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе с «жесткими» списками кандидатов политических партий, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу, 51 депутат – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах),

- регулирования порядка образования и установления границ 
51 одномандатного избирательного округа,

- порядка выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), в том числе с учетом гендерных квот по единому (национальному) избирательному округу и одномандатным избирательным округам, а также получения политическими партиями из государственного бюджета соответствующего объема денежных средств в соответствии с числом избранных на парламентских выборах женщин и молодых депутатов,

- порядка финансирования политических партий и финансирования проведения участниками выборов предвыборной агитации,

- порядка регистрации избирателей, в том числе зарубежных молдавских избирателей,

- порядка и оснований допуска участников парламентских выборов к распределению депутатских мандатов,

- системы и порядка образования избирательных органов.

В систему нормативных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, единообразное применение положений законодательства, входят также решения ЦИК Молдовы.

В соответствии с законодательными поправками, внесенными в ноябре 2018 года, в случае проведения республиканского референдума в один день с парламентскими выборами, избирательные округа и избирательные органы формируются по тем же критериям, что и при проведении парламентских выборов.
5 декабря 2018 года ЦИК Молдовы утвердила Календарный план мероприятий по подготовке и проведению парламентских выборов 24 февраля 2019 года.

Так, в соответствии с указанным Календарным планом сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам начинался с 27 декабря 2018 года, регистрация кандидатов завершалась 24 января 2019 года.

Политические партии должны на еженедельной основе вплоть до 22 февраля 2019 года представлять в ЦИК Молдовы предварительные финансовые отчеты о финансировании своей предвыборной агитации (избирательной кампании).

3. ПАРЛАМЕНТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов будет применяться не пропорциональная избирательная система, которая применялась в 2010 году и в 2014 году, а смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система.

Так, при проведении 28 ноября 2010 года очередных выборов 101 депутата однопалатного парламента на четырехлетний срок применялась пропорциональная избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа.

Активное избирательное право на выборах депутатов парламента Молдовы – с 18 лет.

Пассивное избирательное право – право быть избранными в парламент имели граждане Молдовы, обладающие активным избирательным правом 
(18 лет) и соответствующие предусмотренным Кодексом о выборах Молдовы условиям избрания.

Для признания выборов состоявшимися в них должно было принять не менее 1/3 зарегистрированных избирателей.

В единый избирательный бюллетень включались политические партии, политические коалиции и независимые кандидаты (группы независимых кандидатов).

В целом в соответствии с обновленной (по сравнению с прошлыми парламентскими выборами) законодательной методикой распределения депутатских мандатов мандаты первоначально распределялись между независимыми кандидатами, которые должны были изначально преодолеть 2% заградительный барьер.

Затем голоса избирателей, отданные за избранных независимых кандидатов, вычитались из общего количества действительных голосов избирателей.

Оставшееся после вычитания общее количество действительных голосов избирателей должно было быть разделено на число оставшихся депутатских мандатов, и на этой основе определялась электоральная квота (доля).

Голоса избирателей, поданные за каждую политическую партию, преодолевшую 4% заградительный барьер, подлежали делению на вышеуказанную электоральную квоту с тем, чтобы определить то количество мандатов, которое предоставлялось политической партии.

Если остаток от деления больше чем 0,5, политическая партия получала дополнительный депутатский мандат.

Нераспределенные мандаты затем передавались политическим партиям, политическим коалициям, которые преодолели заградительный барьер, начиная с политической партии, политической коалиции, которая получила наибольшее количество мандатов после первого этапа их межпартийного распределения.

Всем политическим партиям, политическим коалициям передавалось по одному дополнительному мандату до полного их исчерпания.

В целом в соответствии с законодательными изменениями (статья 87 Кодекса о выборах Молдовы) первоначально нераспределенные мандаты распределялись между всеми участниками парламентских выборов, преодолевшими законодательный барьер, на равной основе (а не на пропорциональной основе и, как правило, в пользу так называемых малых политических партий).

При проведении указанных выборов в них принимали участие 20 политических партий, а также независимые кандидаты.

К распределению депутатских мандатов было допущено четыре политические партии: Партия коммунистов Молдовы получила 672.291 голос избирателя (39,29%) и 42 депутатских мандата, Либерально-демократическая партия – 505.638 голосов избирателей (29,38%) и 32 мандата, Демократическая партия – 218.861 голос избирателя (12,7%) и 15 мандатов, Либеральная партия – 171.445 голосов избирателей (9,96%) и 12 мандатов.

Таким образом, уровень представительства участников парламентских выборов, допущенных к распределению депутатских мандатов, составлял 203% (четыре политические партии) от числа зарегистрированных участников выборов (20 политических партий).

При проведении 30 ноября 2014 года парламентских выборов в них вправе были принимать участие политические партии, иные общественно-политические организации, зарегистрированные Министерством юстиции Молдовы на день официального обнародования решения о назначении парламентских выборов (до 15 сентября 2014 года).

Правом принимать участие в парламентских выборах – по состоянию на указанную календарную дату – имели 42 зарегистрированные политические партии и иные общественно-политические организации.

При этом регистрация политической партии Ренато Усатого («ПАРУС») была под вопросом в связи с тем, что Министерство юстиции Молдовы отказало ей в регистрации в связи с тем, что наименование политической партии совпадало с наименованием другой уже зарегистрированной политической партии.

Со времени проведения в 2010 году последних парламентских выборов, в Кодекс о выборах Молдовы были внесены изменения, в том числе в апреле 2014 года, предусматривающие, в частности, увеличение до 6% прежнего 4-процентного заградительного порога для прохождения политических партий в парламент, а также введение дифференцированного заградительного порога для избирательных блоков (политических коалиций) с учетом числа политических партий, входящих в соответствующий избирательный блок.

Как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ «…Несколько существенных изменений в Кодекс о выборах Молдовы, предложенных в 2014 году, после обширных консультаций и переговоров, не были приняты и остаются в парламенте, ожидая своего рассмотрения и утверждения. Эти изменения включают положения о политических партиях и финансировании предвыборных кампаний, гендерные квоты для партийных списков и продление периода возможности голосования за рубежом…

...ЦИК Молдовы зарегистрировала 26 электоральных конкурентов (21 политическую партию, один избирательный блок и четырех независимых кандидата), что обеспечило разнообразие выбора политических альтернатив для избирателей…».

Для участия в распределении мест в парламенте политические партии должны были получить 6% действительных голосов избирателей.

Заградительный порог для избирательных блоков (политических коалиций) в составе двух политических партий составлял 9%, трех и более политических партий – 11%.

Независимые кандидаты должны были получить (как и в 2010 году) не менее 2% действительных голосов избирателей, чтобы получить депутатский мандат, что в два раза больше по сравнению с избирательной квотой для кандидатов по спискам политических коалиций (избирательных блоков) или политических партий.

Этот порог, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…не привел к появлению независимых кандидатов в парламенте, и наряду с необходимостью сбора подписей в свою поддержку и регистрационными требованиями, это ставит независимых кандидатов в неравное положение…».

К распределению депутатских мандатов было допущено пять политических партии – Демократическая партия Молдовы, Либерально-демократическая партия Молдовы, Партия социалистов Республики Молдова, Партия коммунистов Республики Молдова, Либеральная партия.

Таким образом, уровень представительства участников парламентских выборов, допущенных к распределению депутатских мандатов, составил 19,23% (пять политических партий) от числа зарегистрированных участников выборов (26 политических партии, избирательных блока, независимых кандидатов).

В соответствии с законодательством вакантные депутатские мандаты замещались кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (избирательного блока).

В июле 2017 года законодательно был осуществлен переход от пропорциональной избирательной системы к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе.

Так, из 101 депутата Парламента Молдовы 50 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе с «жесткими» списками кандидатов политических партий, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу, 51 депутат – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в 51 одномандатном избирательном округе.

Для участия в выборах (выдвижения в качестве кандидата) кандидат должен получить так называемый интеграционный сертификат, свидетельствующий о том, что его пассивное избирательное право на получение депутатского мандата не ограничено по основаниям, предусмотренным законодательством, а также содержащий информацию о финансовом и имущественном положении кандидата.

Для признания парламентских выборов состоявшимися (как в 2010 году и в 2014 году) необходимо участие в голосовании не менее 
33% избирателей, включенных в списки избирателей.

Для участия в распределении мест в парламенте политические партии должны получить 6% действительных голосов избирателей.

Для избирательных блоков (политических коалиций) заградительный порог был понижен: так, для участия в распределении депутатских мандатов политические коалиции (избирательные блоки) должны получить не менее 8% голосов избирателей.

Для получения депутатского мандата в соответствующем одномандатном избирательном округе независимый кандидат должен получить не менее 2% голосов избирателей.

После принятия в 2017 году нового избирательного законодательства политическая оппозиция предприняла попытку инициирования референдума по вопросу об отказе от новой избирательной системы (в проведении референдума было отказано).

Кроме того, после проведения 28 мая 2018 года выборов мэра города Кишинева, на которых во втором туре голосования победил Андрей Нестасэ, оппозиционный кандидат, но которые (т.е. результаты выборы) были признаны 3 июня в судебном порядке недействительными в связи с размещением кандидатом в Facebook в день голосования своих агитационных материалов и получением помощи из-за рубежа, – общественные протесты против новой парламентской избирательной системы сохраняли свою потенциальную угрозу в преддверии проведения парламентских выборов (несмотря на то, что решение суда первой инстанции было поддержано 21 июня вышестоящей судебной инстанцией).

4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА

В соответствии с новой (смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системой образуются два вида избирательных округов: единый (национальный) избирательный округ и одномандатные избирательные округа.

Из 101 депутата Парламента Молдовы 50 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе с «жесткими» списками кандидатов политических партий, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу – общенациональному округу, 51 депутат – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в 51 одномандатном избирательном округе.

Для уточнения границ одномандатных избирательных округов была образована специальная временная комиссия.

Комиссия должна была, в частности, подготовить предложения по вопросам об образовании двух избирательных округов на территории Приднестровской Молдавской Республики, а также трех избирательных округов для голосования зарубежных молдавских избирателей.

В соответствии с законодательством в состав Комиссии должны были входить представители ЦИК Молдовы, парламента, администрации Президента Молдовы, представители политических партий, которые на последних парламентских выборах (30 ноября 2014 года) получили не менее 2% действительных голосов избирателей, Народной Ассамблеи Гагаузии, общественных объединений национальных меньшинств, местных общественных организаций, Бюро по вопросам взаимодействия с молдавской диаспорой, гражданского общества, научных учреждений.

Большинство представителей оппозиционных политических партий бойкотировали участие в работе (в том числе вхождение в состав данной комиссии), в частности, в связи с тем, что они в целом выступали против введения новой (смешанной) избирательной системы.

Кроме того, по мнению оппозиционных политических партий, комиссии не является политически беспристрастным органом, поскольку многие ее члены аффилированы с правящими политическими партиями.

По их мнению, предлагаемые критерии для образования избирательных округов, являются также политически не безупречными, в частности, при образовании вышеуказанных избирательных округов в Приднестровской Молдавской Республике и для голосования зарубежных молдавских избирателей (по мнению представителей оппозиционных политических партий использованные при их образовании критерии нарушают принцип равенства голоса) (См. Примечание 1) .

С сентября 2017 года Комиссия работала открыто, провела несколько заседаний, которые транслировала, в том числе в сети Интернет.

На территории избирательного округа должно быть зарегистрировано не менее 55.000 и не более 60.000 избирателей, при этом любые отклонения не должны превышать 10% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на последних парламентских выборах.

В состав избирательного округа может входить территория одной или более территориальных единиц местного самоуправления, при этом границы избирательных округов не должны пересекать административные границы территориальных единиц местного самоуправления.

В соответствии с законодательными поправками, внесенными в ноябре 2018 года, в случае проведения республиканского референдума в один день с парламентскими выборами, избирательные округа формируются по тем же критериям, что и при проведении парламентских выборов.

5. РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Активное избирательное право на выборах депутатов парламента – с 18 лет на день проведения голосования (См. Примечание 2).

В голосовании не принимают участия лица, признанные недееспособными по решению суда.

Регистрация избирателей является пассивной.

Централизованный государственный регистр избирателей Молдовы (ГРИМ), основанный на данных, полученных из Государственного регистра населения (государственное предприятие Registru ведет государственный регистр населения на основе данных, получаемых от Отделов записей актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей), МВД Молдовы (задержанные и заключенные), Кадастрового офиса (адреса и границы земельных участков), Службы пограничного контроля, Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы (лица, пребывающие за рубежом) обслуживается ЦИК Молдовы.

Избиратели – граждане Молдовы включаются в списки избирателей по месту их постоянного проживания (регистрации) на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В соответствии с законодательством Молдовы молдавское гражданство может предоставляться иностранным гражданам, «заплатившим» за него не менее 100 тысяч евро либо инвестирующим в экономику Молдовы личные средства в размере не менее 250 тысяч евро.

В середине 2018 года было зарегистрировано около 2,8 млн. избирателей, при этом около 200.000 человек не имели места постоянной регистрации (преимущественно это студенты и зарубежные молдавские избиратели) и их «привязка» к соответствующему одномандатному избирательному округу не является юридически «чистой».

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов избиратели должны быть включены в списки избирателей до 9 января 
2019 года, уточнение списков избирателей и их представление для всеобщего ознакомления должно завершиться 23 февраля.

Зарубежные молдавские избиратели вправе принять участие в голосовании в помещениях для голосования 41 дипломатического представительства и консульского учреждения Молдовы в соответствующих иностранных государствах, а также – при наличии потребности – в иных помещениях и местах.

Законодательно определены требования к образованию зарубежных участковых избирательных бюро, предварительной регистрации зарубежных молдавских избирателей для последующего участия в голосовании (предварительная регистрация зарубежных молдавских избирателей заканчивается за 45 дней до дня голосования, т.е. 9 января 2019 года) (См. Примечание 3).

Списки избирателей должны быть доступны для всеобщего сведения в помещениях участковых избирательных бюро, а также размещены на соответствующем сайте в сети Интернет.

Общее число избирателей в Государственном регистре избирателей Молдовы составляло 3.265.997 человек: из них 52,66% (1.719.911) составляли женщины, а 47,34% (1.546.086) – мужчины (по состоянию на 10 декабря 2018 года) (См. Примечание 4).

6. СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов образована трехуровневая система избирательных органов (комиссий, советов, бюро): Центральная избирательная комиссия Молдовы, окружные избирательные советы (51), участковые избирательные бюро (около 2.300).

Центральная избирательная комиссия Молдовы (ЦИК Молдовы) является постоянным и коллегиальным органом, организующим проведение президентских и парламентских выборов.

ЦИК Молдовы является государственным органом, созданным для реализации избирательной политики в целях надлежащей подготовки и проведения выборов и, в частности:

- осуществляет контроль за исполнением Кодекса о выборах Молдовы и других законов, содержащих положения, связанные с осуществлением избирательных прав и проведением выборов;

- разрабатывает регламенты и инструкции, призванные усовершенствовать избирательные процедуры, а также издает постановления относительно деятельности избирательных органов, избирательных процедур, порядка организации и проведения выборов и административно-технических вопросов;

- координирует деятельность всех избирательных органов по подготовке и проведению выборов в соответствии с Кодексом о выборах Молдовы;

- реализует программы воспитания гражданской ответственности и подготавливает программы информирования избирателей в избирательный период;

- предоставляет консультации общественным объединениям, заинтересованным в осуществлении в избирательный период деятельности, связанной с воспитанием гражданской ответственности;

- выносит на обсуждение средств массовой информации и населения вопросы, связанные с выборами, а также предоставляет им сведения о проведении выборов и о связанной с выборами управленческой практике;

- организует курсы по инструктированию, а также семинары для лиц, которые будут принимать участие в избирательном процессе, предоставляет избирателям информацию о выборах через средства массовой информации и в любое время по требованию;

- обеспечивает составление и проверку списков избирателей в сотрудничестве с органами центрального и местного публичного управления, Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы, дипломатическими представительствами и консульствами;

- рассматривает сообщения органов публичной власти по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

- рассматривает заявления и жалобы на постановления и действия окружных избирательных советов и участковых избирательных бюро и принимает по ним постановления, обязательные для исполнения;

- анализирует случаи избирательных подлогов, в том числе предполагаемых в прошлых, текущих или будущих выборах, и принимает меры по их предотвращению, информирует органы публичной власти о необходимости решения некоторых вопросов в соответствии с законодательством о выборах;

- собирает информацию о явке избирателей на голосование, подводит предварительные итоги выборов, обнародует их окончательные результаты, подводит итоги выборов по стране в целом и при необходимости представляет Конституционному суду отчет о результатах их проведения.

Состав ЦИК Молдовы – 9 человек.

Одного члена ЦИК Молдовы назначает Президент Молдовы, а восемь членов – парламент Молдовы, согласно пропорциональному представительству парламентских политических партий.

Срок полномочий ЦИК Молдовы – четыре года.

ЦИК Молдовы была сформирована в июне 2016 года, с шестью новыми членами.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе ЦИК Молдовы.

Женщины замещают должности Председателя ЦИК Молдовы (Алина РУССУ) и ее заместителя (Родика ЧЕБОТАРОУ).

ЦИК Молдовы проводит открытые заседания с прямой трансляцией в сети Интернет.

ЦИК Молдовы осуществляет управление государственной автоматизированной информационной системой «Выборы».

В состав Аппарата ЦИК Молдовы входит 8 управлений и служб.

5 декабря 2018 года ЦИК Молдовы утвердила Календарный план мероприятий по подготовке и проведению парламентских выборов 24 февраля 2019 года и 18 декабря 2018 года – Календарный план мероприятий по организации и проведению консультативного республиканского референдума 24 февраля 2019 года.

2. Окружные избирательные советы (ОИС) организуют проведение выборов на своей территории.

В преддверии подготовки к проведению очередных парламентских выборов в Кодекс о выборах Молдовы были внесены изменения, предусматривающие переход к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе и на этой основе образование нового (по сравнению с президентскими выборами и прежними парламентскими выборами по пропорциональной избирательной системе) звена системы избирательных комиссий – окружных избирательных советов, организующих проведение выборов на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

Многие участники парламентских выборов не видели необходимости в создании нового звена системы избирательных органов, не воспринимали критерии, использованные при образовании ОИС, в том числе в связи с нахождением на территории ОИС территорий (полностью или частично) нескольких муниципалитетов.

Срок полномочий ОИС – образуются только на период проведения выборов.

ОИС образуются не позднее чем за 60 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Состав ОИС – формируются ЦИК Молдовы и состоят из 7, 9 или 11 членов, назначаемых местными судами, местными советами (муниципалитетами) и парламентскими политическими партиями.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе ОИС.

21 декабря 2018 года ЦИК Молдовы образовала 51 окружной избирательный совет для проведения парламентских выборов и консультативного республиканского референдума.

Окружные избирательные советы на своих заседаниях должны тайным голосованием избрать председателя, заместителя председателя и секретаря с соблюдением принципа гендерного равенства.

После избрания должностных лиц окружные избирательные советы должны обнародовать информацию о месте (кабинете), дате и времени приема документов для регистрации участников парламентских выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе.

3. Участковые избирательные бюро (УИБ) являются временными органами, образуемыми для организации и проведения голосования избирателей, подсчета голосов на парламентских выборах.

Каждый избирательный участок может включать от 30 до 3.000 избирателей.

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов образовано около 2.300 избирательных участков и участковых избирательных бюро.

УИБ образуются ОИС (21 декабря 2018 года ЦИК Молдовы поручила ОИС образовать до 19 января 2019 года избирательные участки, а до 29 января – участковые избирательные бюро).

Зарубежные избирательные участки также образуются не позднее чем за 35 дней до дня голосования, т.е. до 19 января 2019 года.

УИБ формируются ОИС в составе 5–11 членов из числа кандидатур, предлагаемых муниципалитетами и парламентскими политическими партиями.

В соответствии с законодательными поправками, внесенными в ноябре 2018 года, в случае проведения республиканского референдума в один день с парламентскими выборами, избирательные органы (окружные избирательные советы и участковые избирательные бюро) формируются по тем же критериям, что и при проведении парламентских выборов.

7. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ (КАНДИДАТОВ)

Кандидаты (списки кандидатов) выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями (избирательными блоками), а также в порядке самовыдвижения по соответствующему одномандатному избирательному округу.

11 декабря 2018 года ЦИК Молдовы обнародовала перечень 46 политических партий и других общественно-политических организаций (43 политические партии и 3 общественно-политических движения), которые имеют право участвовать в парламентских выборах 24 февраля 2019 года (список был предоставлен Комиссии Агентством государственных услуг Молдовы (АГУМ) (См. Примечание 5).

Для выдвижения в качестве кандидата лицо должно быть в возрасте 18 лет и старше, за исключением лиц, находящихся на военной службе, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а лиц с неснятой и непогашенной судимостью за умышленные преступления.

Лицо может быть выдвинуто одновременно по нескольким избирательным округам: по единому (национальному) избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов.

Независимые кандидаты принимают участие в выборах только по одномандатным избирательным округам.

В списки кандидатов политических партий, политических коалиций (избирательных блоков), выдвигаемых по единому (национальному) избирательному округу по пропорциональной части смешанной избирательной системы, должно быть включено не менее 40% кандидатов-женщин.

При этом законодательство не устанавливает порядка размещения (расположения) кандидатов по гендерному признаку в списках кандидатов политических партий, политических коалиций (избирательных блоков).

Кроме того, в списках кандидатов политических партий, политических коалиций (избирательных блоков), выдвигаемых по одномандатным избирательным округам, также должно быть включено не менее 
40% кандидатов-женщин.

Только некоторые участники парламентских выборов ввели внутрипартийные квоты представительства женщин в списках кандидатов и положения о порядке размещения женщин-кандидатов в списках кандидатов.

Выдвижение кандидатов производится не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования: с 26 декабря 2018 года (См. Примечание 6) по 24 января 2019 года, т.е. выдвижение кандидатов (списков кандидатов) по единому (национальному) и одномандатным избирательным округам завершается за 30 календарных дней до дня голосования.

Для поддержки выдвижения кандидатов в соответствующих одномандатных избирательных округах должна быть образована и зарегистрирована соответствующими окружными избирательными советами соответствующая инициативная группа избирателей (См. Примечание 7).

Для выдвижения и регистрации в качестве кандидата необходим последующий сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения: после регистрации инициативной группы в поддержку выдвижения кандидата начинается сбор подписей избирателей (См. Примечание 8).

Количество подписей избирателей различается в зависимости от гендерной принадлежности кандидата (женщины-кандидаты должны собрать в поддержку своего выдвижения меньше подписей избирателей, чем мужчины-кандидаты) и порядка выдвижения кандидатов.

Независимые кандидаты должны собрать от 500 до 1.000 подписей избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, при этом женщины-кандидаты должны собрать от 250 до 500 подписей избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа

Избиратели могут поддержать выдвижение только одного кандидата.

При этом процедура проверки подписей избирателей законодательством не предусмотрена: кандидат должен представить только требуемое законодательством количество подписей избирателей.

Регистрацию списков кандидатов политических партий, избирательных блоков (политических коалиций) осуществляет ЦИК Молдовы, независимых кандидатов – соответствующие окружные избирательные советы.

В соответствии с законодательными поправками лицо представляет документы для регистрации в качестве кандидата лично.

5 декабря 2018 года ЦИК Молдовы утвердила Календарный план мероприятий по подготовке и проведению парламентских выборов 24 февраля 2019 года.

Так, в соответствии с указанным Календарным планом сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам начинался с 27 декабря 2018 года, регистрация кандидатов завершилась 24 января 2019 года.

Ходатайство (заявление о регистрации) в письменном виде необходимо представить в ЦИК Молдовы или в окружной избирательный совет вместе со следующими документами:

- протокол заседания компетентного органа политической партии, другой общественно-политической организации или избирательного блока (политической коалиции) о выдвижении списка кандидатов по единому (национальному) избирательному округу;

- подписные листы, содержащие необходимое количество подписей избирателей в поддержку кандидата в соответствующем одномандатном избирательном округе;

- биографические данные кандидата;

- заявление кандидата о своем согласии баллотироваться на парламентских выборах, а также заявление под личную ответственность об отсутствии законных (судебных запретов) баллотироваться (см. Примечание 9);

- декларация об имуществе и личных интересах кандидата за последние два года, предшествующие году проведения парламентских выборов;

- справка о неподкупности (см. Примечание 10);

- заявление о приостановлении на период избирательной кампании деятельности в занимаемой должности для лиц, подпадающих под действие Кодекса о выборах Молдовы;

- избирательный символ в электронном варианте и на бумажном носителе;

- копия документа, удостоверяющего личность кандидата вместе с вкладышем в случае удостоверения личности серии A (с обеих сторон – лицевой и оборотной).

ЦИК Молдовы установила предварительный порядок включения в избирательный бюллетень первых четырех потенциальных участников парламентских выборов: 26 декабря 2018 года они представили документы, необходимые для выдвижения (регистрации) списка кандидатов по единому (национальному) избирательному округу и в результате жеребьевки был установлен следующий предварительный порядок включения  политических партий, политических коалиций (избирательных блоков) в избирательный бюллетень и их порядковые номера: 1) Демократическая партия Молдовы; 2) Избирательный блок «ACUM Платформа DA и PAS» (образован политической партией «Платформа Достоинство и правда» и политической партией «Партия Действия и солидарности»); 3) Партия коммунистов Республики Молдова; 

4) Политическая партия «Партия социалистов Республики Молдова»;

27 декабря 2018 года политическая партия «Шор» представила в ЦИК Молдовы документы, необходимые для выдвижения списка кандидатов по единому (национальному) избирательному округу (См. Примечание 11).

В соответствии с Кодексом о выборах Молдовы в течение семи дней с момента приема документов ЦИК Молдовы осуществляет регистрацию выдвинутых списков кандидатов и только после регистрации указанных списков Комиссией будет определен окончательный порядок официального их размещения в избирательных бюллетенях (См. Примечание 12).

8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ И ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов в соответствии с законодательством ЦИК Молдовы изготавливает информационные материалы на молдавском и русском языках, при этом общественные организации изготавливают соответствующие информационные материалы на языках национальных меньшинств.

Некоторые информационные материалы изготавливаются с использованием шрифта Брайля, сурдоперевода, он-лайн аудиосопровождения для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Центр обучения избирательным технологиям подготовил и разместил на своем сайте информационно-обучающие материалы, в том числе для членов избирательных комиссий, на молдавском и русском языках.
Избиратели могут проверить включение в список избирателей и правильность сведений о себе на сайте ЦИК Молдовы в сети Интернет начиная за 20 дней до дня голосования.

ЦИК Молдовы со 2 января 2019 года организовала работу информационно-справочного колл-центра, который будет работать по 26 февраля (информационная линия работает с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00 часов, а с 23 по 25 февраля график работы продлен до 24 часов в сутки); его деятельностью руководит Центр непрерывного обучения в образовательной сфере совместно с ЦИК Молдовы.

В колл-центре, в котором работают 30 операторов, избиратели могут получить информацию о порядке выдвижения и регистрации кандидатов, избирательных участках, одномандатных избирательных округах, процедуре голосования, другую необходимую электоральную информацию, при этом жалобы через указанный колл-центр подаваться, однако, не могут.

Колл-центр предоставляет лицам, ответственным за организацию работы со списками избирателей в местных органах публичного управления, членам нижестоящих избирательных органов необходимую помощь для единообразного применения процедур управления Государственным регистром избирателей.

Звонок в колл-центр осуществляется по стандартному тарифу с фиксированного или мобильного телефона из любого населенного пункта Молдовы или из-за рубежа.

ЦИК Молдовы размещает предварительные итоги голосования и результаты выборов в режиме реального времени в разрезе всех участковых избирательных бюро.

21 декабря 2018 года ЦИК Молдовы утвердила Положение об освещении избирательной кампании при проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов и республиканского консультативного референдума в средствах массовой информации Молдова.

Данный документ направлен на обеспечение справедливого, сбалансированного и беспристрастного освещения средствами массовой информации избирательной кампании, продвижения принципа свободы выражения и политического плюрализма, установление обязательных норм для применения этих принципов вещательными организациями и участниками парламентских выборов.

Положение также устанавливает порядок предоставления эфирного времени бесплатно и за плату для предвыборной рекламы, организации предвыборных дебатов, определяет принципы освещения избирательной кампании вещательными организациями, печатной прессой, в Интернет-среде и через мобильную телефонную связь.

В частности, в соответствии с законодательством и указанным Положением каждая вещательная организация, которая принимает решение об участии в освещении избирательной кампании, должны представить Координационному совету по телевидению и радио Молдовы в течение семи дней после утверждения указанного Положения декларацию о своей издательской политике на период проведения выборов и референдума.

В январе 2019 года ЦИК Молдовы обратилась раз к участникам парламентских выборов и консультативного референдума с призывом подписать Этическую декларацию об условиях и порядке финансовой, материальной и нематериальной поддержки избирательной кампании по парламентским выборам и консультативному республиканскому референдуму.

Декларация регламентирует нормы поведения участников выборов и референдума в ходе проведения предвыборной агитации и направлена на обеспечение прозрачности в процессе финансирования и поддержки избирательной кампании, кампании по проведению референдума, пресечение злоупотреблений, в том числе административными ресурсами, а также на установление единых стандартов электорального поведения.

При этом Этический кодекс о порядке проведения и освещения избирательной кампании по выборам Парламента Республики Молдова и консультативному республиканскому референдуму должен быть предоставлен в распоряжение участников выборов и представителям средств массовой информации для его подписания до начала агитационного периода.

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов продолжительность агитационного периода составляет 30 календарных дней: агитационный период начинается с 25 января 2019 года (до указанного календарного срока проведение предвыборной агитации законодательно запрещено); ранее за день до дня голосования вводился так называемый день «электоральной» тишины (в ноябре 2018 года в Кодекс о выборах Молдовы были внесены поправки, предусматривающие, в частности, отмену дня электоральной тишины (первоначально в тексте законопроекта содержалось положение о том, что проведение предвыборной агитации допускается и в день голосования, но на расстоянии не ближе чем 100 метров от помещения для голосования участкового избирательного бюро (См. Примечание 13), затем данное дистанционное уточнение было исключено).

Статья 52 Кодекса о выборах Молдовы предусматривает, что «…В день выборов в помещении избирательного участка или у входа в помещение избирательного участка предвыборная агитация в любой форме запрещается».

Кроме того, закреплено, что лица, нарушающие порядок проведения предвыборной агитации в день голосования, могут быть подвержены наложению штрафа в размере от 700 до 1.500 молдавских леев, кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, должностные лица – в размере 1.750 до 2.500 молдавских леев.

В соответствии с законодательством средства массовой информации должны обеспечивать равные условия для всех участников парламентских выборов, обеспечивать беспристрастное информационное освещение выборов, предоставлять участникам выборов в равном объеме бесплатное эфирное время и печатную площадь.

Муниципалитеты обязаны определить места для размещения участниками парламентских выборов своих печатных агитационных материалов.

Иностранные граждане не вправе принимать участие в агитационной деятельности.

Особые проблемы связаны с организацией предвыборной агитации в Приднестровской Молдавской Республике и в отношении зарубежных молдавских избирателей.

Многие участники парламентских выборов намерены, наряду с традиционными средствами, использовать социальные сети для проведения своей предвыборной агитации.

В соответствии с Кодексом о выборах Молдовы предвыборная агитация через сеть Интернет и мобильную телефонную сеть приравнивается к предвыборной агитации в печати (См. Примечание 14).

В Молдове 70 национальных и местных телекомпаний.

При проведении 24 февраля 2019 парламентских выборов средства массовой информации, как правило, политизированы; собственники средств массовой информации оказывают неправомерное влияние на информационное освещение своими СМИ парламентских выборов, в том числе исходя из своих бизнес-интересов.

В ряде случаев это приводит к самоцензуре среди представителей средств массовой информации.

В соответствии с законодательством о выборах избиратели и участники парламентских выборов могут подавать информационные электоральные жалобы (См. Примечание 15).

При этом лица, выдвигаемые в качестве кандидатов не вправе подавать указанные жалобы до их официальной регистрации в качестве кандидатов на парламентских выборах.

Информационные электоральные жалобы первоначально должны быть рассмотрены в системе избирательных органов и только затем могут быть поданы в суд.

Все жалобы должны быть рассмотрены до дня голосования.

Жалобы на решения ЦИК Молдовы могли быть поданы в Кишиневский апелляционный суд, а его решения могут быть обжалованы в Верховный Суд Молдовы.

Национальный регулятор медиапространства – Аудиовизуальный координационный совет Молдовы осуществляет мониторинг средств массовой информации, а также рассматривает информационные электоральные жалобы.

При проведении указанных парламентских выборов Аудиовизуальный координационный совет Молдовы осуществляет количественный и качественный мониторинг средств массовой информации в прайм-тайм, информационное освещение участия в выборах женщин-кандидатов, а также доступ к электоральной информации лиц с ограниченными физическими возможностями.

В соответствии с законодательством Аудиовизуальный координационный совет Молдовы вправе налагать «санкции» на нарушителей медиапространства, в том числе в случае нарушения ими принципа беспристрастности в ходе информационного освещения парламентских выборов.

При этом законодательство прямо не определяет содержание принципов честного, сбалансированного и беспристрастного информационного освещения выборов, оставляя наполнение их конкретным содержанием на усмотрение, в частности, Аудиовизуальный координационный совет Молдовы.

В соответствии с законодательством предупреждение, вынесенное Аудиовизуальный координационный совет Молдовы, вступает в силу с момента надлежащего информирования об этом соответствующее средство массовой информации.

Средства массовой информации могут обжаловать решение Аудиовизуальный координационный совет Молдовы в суд.

В соответствии с Кодексом о выборах Молдовы решение может рассматриваться судом в течение 30 календарных дней.

В период проведения парламентских выборов любые опросы в отношении политических предпочтений избирателей могут проводиться исключительно при условии предварительного уведомления ЦИК Молдовы.

Уведомление должно содержать данные об учреждении, проводящем опрос, о сроках его проведения, о планируемом количестве опрашиваемых лиц и о заказчике опроса.

Согласно статье 10 Кодекса о выборах Молдовы результаты таких опросов могут предаваться гласности не позднее чем за пять дней до дня выборов, в день выборов (голосования избирателей) до официального закрытия помещений для голосования избирательных участков (окончания времени голосования избирателей) запрещается оглашение в средствах массовой информации материалов, включая интервью с избирателями, о количестве полученных участниками парламентских выборов в течение дня голосов избирателей и об их шансах, в том числе результатов экзит-поллов.

9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ И ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

На проведение 24 февраля 2019 года очередных парламентских выборов выделяется около 112 млн. молдавских леев.

В соответствии с законодательством финансирование предвыборной агитации участников парламентских выборов производится за счет собственных средств, добровольных пожертвований, а политических партий – также за счет средств государственного бюджета.

В соответствии с законодательством политические партии получают на ежегодной основе из государственного бюджета средства в размере до 0,2% от общего объема средств государственного бюджета.

Половина из указанных средств распределяется между политическими партиями с учетом результатов их участия в парламентских выборах (т.е. полученных ими депутатских мандатов), другая половина – с учетом результатов их участия в местных выборах (т.е. полученных ими депутатских мандатов).

С 2019 года в соответствии с обновленным законодательством после проведения 24 февраля 2019 года парламентских выборов политические партии будут получать из государственного бюджета соответствующий объем денежных средств в соответствии с числом избранных на парламентских выборах от соответствующей политической партии женщин и молодых депутатов.

Законодательно запрещены пожертвования из-за рубежа, в том числе зарубежных молдавских граждан, анонимные пожертвования, государственных органов, некоммерческих и благотворительных организаций, профессиональных союзов.

В 2017 году законодательные поправки понизили размер наличных денежных пожертвований, а также общий размер пожертвований физических и юридических лиц соответственно до 50 и 100 минимальных размеров ежемесячной заработной платы.

Предельный размер средств избирательного фонда соответствующих участников парламентских выборов устанавливается ЦИК Молдовы.

Так, 22 декабря 2018 года ЦИК Молдовы установила предельный размер финансовых средств, которые могут быть перечислены на банковский счет «Предназначен для инициативной группы/инициативных групп», созданной/ых политическими партиями, общественно-политическими организациями и избирательными блоками для поддержки кандидатов в 51 одномандатном избирательном округе, на сумму в 3.136.500 молдавских леев; предельный размер финансовых средств, которые могут быть перечислены на банковский счет «Предназначен для инициативной группы», созданной для поддержки независимого кандидата, установлен на сумму 61.500 молдавских леев.

ЦИК Молдовы также установила предельный размер финансовых средств, которые могут перечисляться в избирательный фонд на парламентских выборах 24 февраля 2019 года: в соответствии с положениями нормативных правовых актов, предельный размер финансовых средств для каждого конкурента на выборах в едином (национальном) округе составляет 86.871.855,75 молдавских леев, а для каждого кандидата в одномандатном избирательном округе – 1.845.000 молдавских леев.

Предельный размер финансовых средств, которые могут быть перечислены на счет «Избирательный фонд» участников консультативного республиканского референдума 24 февраля 2019 года установлен в размере 43.450.053,38 молдавских леев.

Кроме того, ЦИК Молдовы принято решение о размере беспроцентного кредита, предоставляемого участникам парламентских выборов.

Таким образом, для каждой политической партии, общественно-политической организации и избирательного блока (политической коалиции) в одномандатном избирательном округе сумма кредита составляет 50.000 молдавских леев, а для кандидатов, выдвинутых политическими партиями, общественно-политическими организациями и избирательными блоками (политическими коалициями), а также для независимых кандидатов по одномандатным избирательным округам, составляет 10.000 молдавских леев.

Участники парламентских выборов обязаны открыть специальный избирательный счет избирательного фонда в соответствующем банковском учреждении.
ЦИК Молдовы, а также окружные избирательные советы (по отдельным направлениям) должны осуществлять контроль за финансированием предвыборной агитации участников парламентских выборов.

В соответствии с законодательством участники выборов после открытия своего специального избирательного счета избирательного фонда в соответствующем отделении банка и не позднее 48 часов до дня голосования на периодической основе представляют в ЦИК Молдовы финансовые отчеты.

ЦИК Молдовы не позднее 48 часов с момента получения финансовых отчетов участников парламентских выборов, связанные, в том числе с финансированием проведения предвыборной агитации, размещает их на своем сайте в сети Интернет, осуществляет проверку представленных финансовых отчетов.

ЦИК Молдовы вправе налагать санкции на финансовых электоральных нарушителей, обращаться в соответствующие правоохранительные органы по вопросу привлечения виновных к ответственности.

10. ВИДЕОКАМЕРЫ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов образовано около 2.300 избирательных участков и участковых избирательных бюро.

По инициативе ЦИК Молдовы и поддержке Премьер-министра Молдовы Павла Филипа было принято решение об установлении в помещениях для голосования всех избирательных участков 2.300 камер видеонаблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избираталей.

Видеокамеры, установленные на избирательных участках для регистрации хода голосования и подсчета голосов избирателей, являются одним из элементов,способствующих прозрачности избирательного процесса.

ЦИК Молдовы является сертифицированным учреждением в области информационной безопасности в соответствии со стандартами SR ISO / CEI 27001:2013.

14 ноября 2018 года ЦИК Молдовы утвердила технические характеристики системы видеозаписи на избирательных участках при проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов.

Указанные технические характеристики (стандарты) описывают минимальные требования к техническому оборудованию, которое в течение дня голосования на указанных выборах будет записывать опускание избирателями избирательных бюллетеней в ящики (урны) для голосования, а также ход подсчета голосов избирателей, установление итогов голосования.

Видеокамеры (по одной видеокамере) устанавливаются на избирательных участках, образованных на территории Молдовы, а также в помещениях для голосования 41 зарубежного избирательного участка, образованного в дипломатических представительствах и консульских учреждения Молдовы в соответствующих иностранных государствах.

Работа систем видеозаписи на избирательных участках подлежит регламентированию нормативным актом ЦИК Молдовы.

В указанном нормативном акте подлежат определению, в частности, места установки видеокамер в помещениях для голосования избирательных участков, угол их наклона по отношению к стационарным ящикам для голосования и местам проведения подсчета голосов избирателей.

Для приобретения 2.300 видеокамер группа ЦИК Молдовы по закупкам инициировала процедуры, предусмотренные законодательством (закупка необходимого оборудования общей стоимостью около 12 млн. молдавских леев производится за счет средств бюджета, выделенных на проведение парламентских выборов).

По мнению ЦИК Молдовы установка камер видеозаписи хода голосования и подсчета голосов избирателей повысит безопасность и корректность процедуры голосования и повысит степень прозрачности избирательных процедур в день голосования.

При этом система видеозаписи не должна ставить под угрозу тайну голосования и приватность избирателей в помещении для голосования избирательного участка: их установка регулируется таким образом, чтобы они не направлялись на кабины для голосования, списки избирателей, не влияли на конфиденциальность избирателей и их личные (персональные) данные; при этом изображения не будут передаваться в онлайн режиме, а подлежат хранению на отдельном устройстве: в случае возможных судебных рассмотрений они будут использоваться в качестве доказательства при рассмотрении и разрешении электоральных споров.

Видеокамеры устанавливаются в помещениях для голосования всех избирательных участках и направлены на стационарные ящики для голосования, а также на места подсчета избирательных бюллетеней после окончания голосования избирателей.

При проведении голосования избирателей используются компактные (европейского формата) полупрозрачные пластмассовые ящики для голосования с наклеенной на фронтальной стороне ящиков эмблемы ЦИК Молдовы.

Система веб-камер является локальной, без вывода в сеть Интернет.

3 января 2019 года ЦИК Молдова определила по результатам тендера компанию Rapid Link SRL в качестве поставщика 2.300 видеокамер общей стоимостью около 10 млн. молдавских леев (с учетом НДС – около 12 млн. молдавских леев) для установки в помещениях для голосования всех избирательных участков (См. Примечание 16).

11. УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов голосование избирателей проводится с 07:00 до 21:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 14 часов.

При этом в случае необходимости допускается продление времени голосования не более чем на два часа времени голосования в целях предоставления возможности избирателям, стоящим в очереди на соответствующем избирательном участке, осуществить свое право на голосование.

Для признания выборов состоявшимися (как в 2010 году и в 2014 году) необходимо участие в голосовании не менее 33% избирателей, включенных в списки избирателей.

В соответствии с законодательством ЦИК Молдовы должна регулярно опубликовывать информацию о явке избирателей, с разбивкой по возрасту и полу, а также данные об участии избирателей за рубежом.

В соответствии с законодательством после окончания голосования 24 февраля 2019 года и подсчета голосов избирателей и не позднее 18 часов после закрытия избирательных участков участковые избирательные бюро должны составить протокол об итогах голосования: заполнить специальный бланка для подсчета голосов, проверить содержащиеся в нем данные, составить протокол об итогах голосования; затем незамедлительно вывесить протокол у входа в помещение для голосования избирательного участка, вручить по одному экземпляру протокола лицам, уполномоченным присутствовать при указанных избирательных процедурах.

Окружные избирательные советы после получения избирательных документов от участковых избирательных бюро должны составить отчет и протокол об установлении итогов голосования и определении результатов выборов по соответствующему одномандатному избирательному округу; затем вывешивается протокол о результатах выборов у входа в помещение окружного избирательного совета.

Не позднее 48 часов с окончания времени голосования избирателей 24 февраля 2019 года (т.е. до 26 февраля включительно) указанные протоколы должны быть представлены в ЦИК Молдовы.

При проведении парламентских выборов УИБ (т.е. участковые избирательные бюро) передают предварительные результаты непосредственно в ЦИК Молдовы в электронном виде.

Предварительные результаты по избирательным участкам обнародуются на веб-сайте ЦИК Молдовы в реальном времени (См. Примечание 17).

В пятидневный срок (до 3 марта), на основании избирательных документов, представленных окружными избирательными советами, ЦИК Молдовы утверждает протоколы об итогах голосования в целом на территории Молдовы, подготавливает отчет об организации и проведении парламентских выборов, определяет результаты парламентских выборов.

Для участия в распределении мест в парламенте политические партии должны получить 6% действительных голосов избирателей.

Для избирательных блоков (политических коалиций) заградительный порог был понижен: так, для участия в распределении депутатских мандатов политические коалиции (избирательные блоки) должны получить не менее 8% голосов избирателей (вне зависимости от числа участников избирательного блока) .

Для получения депутатского мандата независимый кандидат должен получить не менее 2% голосов избирателей.

В соответствии с Кодексом о выборах Молдовы и Календарным планом не позднее 4 марта (в течение 24 часов после определения результатов парламентских выборов представляет Конституционному Суду Молдовы избирательные документы по организации и проведению парламентских выборов, установлению итогов голосования и определению результатов выборов для дачи заключения (принятии постановления) о подтверждении либо опровержении законности выборов депутатов Парламента Молдовы, признании действительными мандатов избранных депутатов, подтверждении списка резервных кандидатов.

Указанные действия Конституционный Суд Молдовы должен выполнить в пятидневный срок после получения избирательных документов от ЦИК Молдовы, но не ранее окончательного разрешения судебными органами жалоб, поданных в соответствии с процедурами, установленными законодательством.

В двухдневный срок с момента подтверждения законности парламентских выборов протокол о результатах парламентских выборов вместе с заключением Конституционного Суда Молдовы и постановлением о признании действительными депутатских мандатов должны быть переданы в Парламент Молдовы.

В течение 24 часов с момента получения избирательных документов из Конституционного Суда Молдовы должно состояться официальное опубликование окончательных результатов парламентских выборов.

12. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ЖАЛОБ

В соответствии с законодательством избиратели и участники парламентских выборов вправе подавать избирательные (электоральные) жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных органов, других участников парламентских выборов, средства массовой информации.

Указанные жалобы подаются в судебные органы, за исключением жалоб по вопросам финансирования предвыборной агитации.

Жалобы должны быть поданы не позднее трех дней со дня совершения нарушения.

При этом жалобы на других участников парламентских выборов должны быть рассмотрены и решения по ним приняты не позднее чем в пятидневный срок.

Жалобы на решения и действия (бездействие) ЦИК Молдовы подаются в Кишиневский Апелляционный Суд и должны быть рассмотрены и решения по ним приняты не позднее чем в пятидневный срок.

При этом все виды жалоб должны быть рассмотрены соответствующими органами и решения по ним приняты до дня голосования.

Участники парламентских выборов выражали сомнение в квалификации судебных органов по избирательным (электоральным) вопросам, а также существующую неопределенность местных судов в юрисдикционных вопросах в отношении одномандатных избирательных округов.


13. НАЦИОНАЛЬНОЕ (ОБЩЕСТВЕННОЕ) И МЕЖДУНАРОДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ

Кодексом о выборах Молдовы предусмотрено участие национальных (общественных) и иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении за выборами.

При этом осуществлять общественное наблюдение могут – как об этом говорится в Кодексе о выборах Молдовы – «компетентные» общественные организации, которые по своему статуту призваны содействовать осуществлению прав человека и демократических ценностей.

Кроме того, в соответствии с законодательством участники парламентских выборов могут назначать своих уполномоченных представителей, в том числе наблюдателей.

ЦИК Молдовы приняла решение о предоставлении общественными наблюдателями (по налоги с международными наблюдателями) объемного пакета документов с персональной информацией для их аккредитации.

В целом ранее (с 1996 года по 2018 год) БДИПЧ ОБСЕ организовало работу 12 миссий международного наблюдения на президентских, парламентских и местных (муниципальных) выборах.

Так, миссии международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ осуществляли наблюдение за двумя президентскими выборами, проводимыми 17 ноября (первый тур голосования) и 1 декабря (второй тур голосования) 1996 года, 30 октября и 13 ноября 2016 года, шестью парламентскими выборами, проводимыми 22 марта 1998 года, 25 февраля 2001 года, 6 марта 2005 года, 5 апреля 2009 года (досрочные выборы), 29 июля 2009 года, 30 ноября 2014 года, четырьмя местными (муниципальными) выборами, проводимыми 25 мая и 8 июня 2003 года, 3 и 17 июня 2007 года, 5 июня 2011 года, 14 и 28 июня 2015 года.

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов, а также консультативного республиканского референдума в Молдову первоначально 18–22 июня 2018 года была направлена миссия БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, а затем полномасштабная миссия международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ.

27 ноября 2018 года ЦИК Молдовы аккредитовала первых международных наблюдателей для осуществления мониторинга парламентских выборов (они были предложены посольствами Катара и Франции в Молдове).

10 января 2019 года были аккредитованы 10 международных наблюдателей от Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ENEMO), а также 31 национальный наблюдатель и 16 международных наблюдателей от Посольства США в Молдове.

По состоянию на 14 января 2019 года ЦИК Молдовы аккредитовано 216 наблюдателей от Ассоциации «Promo-LEX».
 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В начале ноября 2018 года уже было образовано 46 избирательных округов. В частности, в городе Кишиневе образовано 11 одномандатных избирательных округов, в Гагаузии – 2, в городе Бельцах – два, в городе Тараклии (город (районный центр), где проживают преимущественно болгары) – один, в Приднестровье – два, три зарубежных одномандатных избирательных округа: на Востоке и на Западе евразийского континента, и один – в США и Канаде.

2. При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов 52.383 молодых граждан Молдовы, которым исполнилось или исполнится 18 лет в день голосования на парламентских выбора, получат от ЦИК Молдовы по почте письмо следующего содержания: «Дорогой будущий избиратель! 

Настало время сделать свой первый выбор в качестве полноправного гражданина Республики Молдова. Тебе уже исполнилось или исполнится 18 лет, а это значит не только то, что ты стал независимым, но и то, что уже можешь принимать решения, которые приведут к улучшению положения дел в твоей стране. 24 февраля 2019 года пройдут парламентские выборы. Приходи голосовать! Твой первый голос – это начало твоего пути в качестве гражданина, которому не безразлично как свое будущее, так и будущее родителей, бабушек и дедушек, друзей, а также твоих будущих детей. Команда Центральной избирательной комиссии призывает осуществить свое демократическое право на голосование. А прежде чем сделать этот шаг, не забудь ознакомиться с конкурентами на выборах и избирательными процессами. Если ты будешь проинформирован, будешь сильным гражданином. Будь достойным примером для своего поколения! Голосуй! Твой голос важен! С уважением, Команда Центральной избирательной комиссии».

3. Предварительная регистрация в качестве избирателей позволяет определить приблизительное количество избирателей, которые намерены проголосовать за пределами территории Молдовы, и избирателей из населенных пунктов левобережья Днестра для содействия в образовании дополнительных избирательных участков и установления примерного количества избирательных бюллетеней, которое необходимо распределить на соответствующие избирательные участки.

Избиратели–граждане Молдовы, которые находятся за пределами территории Молдовы или проживают в населенных пунктах левобережья Днестра и желают проголосовать на парламентских выборах и консультативном республиканском референдуме, должны предварительно зарегистрироваться в качестве избирателей, участников референдума, заполнив регистрационную форму онлайн в разделе «Предварительная регистрация» на сайте www.alegator.md либо подав письменное заявление, подписанное индивидуально или коллективно, в ЦИК Молдовы и (или) в дипломатические представительства, консульские учреждения Молдовы в соответствующем иностранном государстве.

Избиратели могли пройти предварительную регистрацию до 9 января 2019 года (т.е. за 45 дней до дня голосования на парламентских выборах); не позднее чем за 25 дней до дня голосования, избиратель может аннулировать выполненную ранее регистрацию в качестве избирателя (по состоянию на 10 января 2019 года предварительную регистрацию прошли 24.585 таких избирателей (из них 510 человек подали письменное заявление)).

Предварительная регистрация не приводит к исключению избирателей из списка избирателей по месту жительства; если в день голосования зарегистрировавшийся избиратель находится на территории Молдовы, он может проголосовать по месту своего жительства.

4. При этом только 2.824.874 гражданина с правом голоса (из 3.265.997) отнесены к 35 административно-территориальным единицам второго уровня (районов с городами – районными центрами), включая город Кишинев и автономное территориальное образование Гагаузия, а разницу (441.123) составляют лица, имеющие гражданство Молдовы, но не имеющие регистрации по месту жительства или месту нахождения, в том числе официально эмигрировавшие лица (210.890 человек), и граждане Молдовы с правом голоса, проживающие в административно-территориальных единицах левобережья Днестра (Приднестровской Молдавской Республике), временно находящихся вне суверенного контроля конституционных властей Республики Молдова (230.233 человек).

Кроме того, по данным Агентства государственных услуг Молдовы, в Государственном регистре населения Молдовы также зарегистрировано 99.598 граждан Молдовы в возрасте старше 18 лет, которые официально выехали (эмигрировали) за границу.

5. ЦИК Молдовы отметила, что срок полномочий председателей (руководителей) 25 политических партий истек; в связи с этим Комиссия обратилась к политическим партиям скорректировать данные о сроке полномочий руководителя (председателя) политического образования в Реестре политических партий, который ведет АГУМ.

6. Так, 26 декабря 2018 года, в первый день периода выдвижения кандидатов, в одномандатных избирательных округах было выдвинуто 106 кандидатов: 96 кандидатов – политическими партиями и 
10 кандидатов – в порядке самовыдвижения.

7. Так, до 4 января 2019 года в окружные избирательные советы было подано 387 заявлений о регистрации инициативных групп в поддержку кандидатов в одномандатных избирательных округах; зарегистрировано 348 инициативных групп, из которых 131 уже представили подписные листы и документы, необходимые для рассмотрения заявления о регистрации кандидатов; в соответствующих одномандатных избирательных округах зарегистрировано 93 кандидата; при этом 4 января истек срок подачи документов для регистрации инициативных групп в поддержку кандидатов в 51 одномандатном избирательном округе.

Всего к окончанию периода регистрации инициативных групп в поддержку кандидатов в 51 одномандатном избирательном округе была зарегистрирована 401 инициативная группа.

8. 5 декабря 2018 года ЦИК Молдовы в целях надлежащего проведения сбора и представления подписей в поддержку кандидатов в одномандатных избирательных округах № 47 и № 48 – на левом берегу Днестра, № 49 – на востоке от Республики Молдова, № 50 – на западе от Республики Молдова,№ 51 – США, Канада и поскольку подписи в поддержку кандидатов по этим избирательным округам могут собираться в любом избирательном округе, с учетом особенностей указанных избирательных округов, утвердила типовой бланк подписного листа в поддержку кандидатов по одномандатным избирательным округам № 47-51; при этом лица, поддерживающие кандидата, заполняют данные, предусмотренные в типовом бланке подписного листа, на основании удостоверения личности или паспорта гражданина Республики Молдова, указывая в подписном листе государственный идентификационный номер физического лица (IDNP); представленные подписные листы систематизируются в единое дело по каждому кандидату отдельно.

9. Так, для участия в выборах (выдвижения в качестве кандидата) кандидат должен получить так называемый интеграционный (единый) сертификат – заявление, свидетельствующий о том, что его пассивное избирательное право на получение депутатского или выборного мандата либо занятие публичной должности не ограничено по основаниям, предусмотренным законодательством, а также содержащий информацию о финансовом и имущественном положении кандидата, конфликте интересов.

Указанный сертификат выдает специальный орган – Национальное сертификационное агентство Молдовы.

Срок для выдачи указанного сертификата – в течение 15 календарных дней, но в любом случае до дня окончания периода регистрации кандидатов (списков кандидатов).

10. Справка о неподкупности выдается Национальным органом по неподкупности в установленном законом порядке и действует на протяжении трех месяцев (так, до 21 декабря 2018 года было подано около 900 заявок на получение такой справки).

11. В соответствии с пунктом 22 Положения о процедурах жеребьевки, утвержденного постановлением ЦИК Молдовы № 1729 от 3 июля 2018 года, в случае если в течение одного дня документы о выдвижении (для регистрации) поданы лишь одним участником парламентских выборов, избирательный орган созывается на заседание для присвоения ему следующего порядкового номера в избирательном бюллетене (в 17:00 по местному времени этого же дня ЦИК Молдовы приняла решение, что данная политическая партия предварительно будет включена в избирательный бюллетень под номером 5.

12. 2 января 2019 года ЦИК Молдовы зарегистрировала первых участников парламентских выборов по единому (национальному) избирательному округу: 1) Демократическую партию Молдовы (53 кандидата), 2) Политическую партию «Партия социалистов Республики Молдова» (54 кандидата), 3) Избирательный блок «ACUM Платформа DA и PAS» (54 кандидата), 4) Партию коммунистов Республики Молдова 
(41 кандидат).

Кроме того, ЦИК Молдовы зарегистрировала избирательные символы указанных политических партий и избирательного блока для печатания в избирательных бюллетенях, утвердила представителей политических партий и избирательного блока с правом совещательного голоса и лиц, ответственных за финансы (казначеев).

Регистрация политической партии «Шор» была отложена в связи с необходимостью уточнения полномочий главы политической партии по согласованию, утверждению и выдвижению кандидатов на парламентских выборах.

ЦИК Молдовы также установила для каждого участника парламентских выборов по единому (национальному) избирательному округу и по одномандатным избирательным округам, для каждого участника консультативного республиканского референдума в едином (национальном) избирательном округе не более 15 доверенных лиц.

Доверенные лица призваны оказывать помощь участникам выборов в проведении их избирательной кампании, проводить агитацию в их поддержку и представлять их интересы в отношениях с органами публичной власти, избирателями, окружными избирательными советами и участковыми избирательными бюро.

9 января 2019 года ЦИК Молдова зарегистрировала по единому (национальному округу) список кандидатов (51 кандидат) политической партии «Шор», ставшего пятым участником парламентских выборов.
10 января 2019 года ЦИК Молдова зарегистрировала по единому (национальному округу) список кандидатов (32 кандидата) политической партии «Политическое движение Антимафия», ставшего шестым участником парламентских выборов.

По состоянию на 9 января 2019 года в одномандатных избирательных округах было зарегистрировано 102 кандидата.

13. Данное законодательное регулирование связано с прецедентом, имевшим место при проведении выборов мэра Кишинева: как отмечалось, после проведения 28 мая 2018 года выборов мэра города Кишинева, на которых во втором туре голосования победил Андрей Нестасэ, оппозиционный кандидат, но которые (т.е. результаты выборы) были признаны 3 июня в судебном порядке недействительными в связи с размещением кандидатом в Facebook в день голосования своих агитационных материалов и получением помощи из-за рубежа, – общественные протесты против новой парламентской избирательной системы сохраняли свою потенциальную угрозу в преддверии проведения парламентских выборов (несмотря на то, что решение суда первой инстанции было поддержано 21 июня вышестоящей судебной инстанцией).

Кроме того, как отмечали авторы данной законодательной инициативы, день (период) так называемой электоральной тишины не регулируется международными избирательными стандартами.

14. При проведении 30 октября 2016 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, не были замечены случаи ограничения Интернет-свободы или вмешательство в Интернет-контент.

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов ЦИК Молдовы сосредоточивает свое внимание на понимании роли и влияния новых информационных и коммуникационных технологий на избирательные процессы с точки зрения преимуществ и возможных проблем, организации и мониторинга предвыборной агитации, осуществляемой в Интернет-сети, в том числе посредством социальных сетей, роли и способе совместной работы различных государственных учреждений в целях борьбы с фейковыми и манипулятивными новостями, обеспечении кибербезопасности в целях предотвращения феномена фейковых новостей и внешнего вмешательства.

15. Как отмечалось еще в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 30 ноября 2014 года парламентских выборов «…Клевета была исключена из числа уголовно наказуемых действий в 2004 году, а в 2013 году, были внесены поправки в Уголовный кодекс Молдовы с тем, чтобы создать для журналистов более адекватные условия в отношении цензуры и преднамеренного препятствования деятельности средств массовой информации или запугивания в связи с критикой, что должно быть незаконным.

Закон о свободе информации 2000 года открывает доступ к официальной информации; тем не менее, его исполнение сопряжено с проблемами, в особенности на местном уровне…».

16. В рамках тендера компания Rapid Link SRL соревновалась с одним конкурентом – компанией Victiana SRL, стоимость предложения которой была на 132 тысячи молдавских леев дороже.
Согласно документам, одна видеокамера китайского производителя Hangzhou Hikvision Digital Technology Co. Ltd. стоит 4.277 молдавских леев (5.133 молдавских лея с НДС).

17. При проведении 30 октября 2016 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, ЦИК Молдовы размещала предварительные итоги голосования и результаты выборов в режиме реального времени в разрезе всех участковых избирательных бюро.

18. Как отмечалось, при проведении 30 ноября 2014 года прошлых парламентских выборов для избирательных блоков (политических коалиций) заградительный порог по-прежнему был дифференцированным с учетом электорального статуса участников парламентских выборов и числа участников избирательного блока.

Так, для участия в распределении депутатских мандатов политические коалиции в составе двух политических партий должны были получить не менее 9% голосов избирателей, в составе трех и более политических партий – 11%.