Владимир Лысенко о зарубежном опыте вице-президентства (часть 1)

Владимир Лысенко о зарубежном опыте вице-президентства (часть 1)

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.

13 июня, 2018

В 66 государствах конституции предусматривают должность вице-президента.

В некоторых государствах соответствующие государственные должности по ряду своих параметров приравнены к классической государственной должности вице-президента (например, Китай, Куба).

В одних случаях должность вице-президента является выборной, в других – замещается по решению главы государства.

Некоторые государства резервируют должность вице-президента за представителями соответствующей этнической общности (например, Кипр).

В некоторых государствах предусмотрены должности нескольких вице-президентов, в том числе первого вице-президента.

Конституции некоторых государств предусматривают ротацию вице-президентов в течение общего конституционного срока полномочий (например, Швейцария).

1. РЕГИОН ОБСЕ

Из 56 государств – участников ОБСЕ, а также двух государств – партнеров ОБСЕ по сотрудничеству (Афганистан, Тунис) проведение всеобщих прямых президентских выборов предусмотрено в конституциях и законодательстве 35 государств (Австрия, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Исландия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Афганистан, Тунис), в 11 государствах предусмотрено проведение косвенных президентских выборов (Албания, Армения (с марта 2018 года), Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Мальта, Сан-Марино, Швейцария, ФРГ, Эстония), в 11 государствах институт президентства отсутствует и функции главы государства выполняет монарх – король, князь, герцог (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция) либо назначаемый монархом генерал-губернатор (Канада), в Андорре в состав коллективного главы государства входят по должности два лица (светское и религиозное).

В ряде государств региона ОБСЕ глава государства является сложносоставным конституционным субъектом, как избираемым на всеобщих и прямых выборах, так и наделяемый полномочиями в ином порядке (Андорра, Босния и Герцеговина, Сан-Марино).

В трех государствах на всеобщих прямых выборах избираются президент и вице-президент (например, Болгария, Кипр, США, Афганистан), в Азербайджане – глава государства избирается на всеобщих и прямых выборах и затем назначает первого вице-президента и вице-президента, в двух государствах – президент и вице-президент избираются на косвенных выборах (Швейцария).

Вице-президенты

Одной из особенностей института президентства является одновременное конституционное закрепление в некоторых из государств региона ОБСЕ должностей президента и вице-президента (либо нескольких вице-президентов).

Такая модель конституционно закреплена в шести государствах (Болгария, Кипр, США, Швейцария, Афганистан), в которых вице-президенты избираются вместе с президентом, либо вице-президенты назначаются главой государства – президентом (например, Азербайджан).

Так, в Болгарии и на Кипре предусмотрена должность одного вице-президента, при этом на Кипре эту должность занимает турок, избираемый соответственно греческой и турецкой Общинами Кипра в порядке, устанавливаемом Конституцией Кипра, в Афганистане – двух вице-президентов.

Президент Болгарии – Румен РАДЕВ (вступил в должность 22 января 2017 года), Вице-президента Болгарии – Илияна ЙОТОВА (с 22 января 2017 года).

Президент Кипра – Никос АНАСТАДИАДИС (избран 4 февраля (второй тур голосования) 2018 года, представитель политической партии «Демократическое объединение»), Вице-президент Кипра – является вакантным с 1974 года (зарезервирован за представителями турецкой общины).

Президент Афганистана – Ашраф ГАНИ (с 29 сентября 2014 года), Первый Вице-президента Афганистана – Абдул Рашид ДУСТУМ (с 29 сентября 2014 года), Второй Вице-президент Афганистана – Сарвар ДАНИШ (с 29 сентября 2014 года).

Конституции указанных государств закрепляют различный порядок избрания вице-президентов, статус и объем полномочий вице-президентов, включая основания замещения должностей и совмещения с иными государственными должностями.

Так, в соответствии со статьей 60 Конституции Афганистана Президент Афганистана имеет двух вице-президентов Афганистана: Первого и Второго. В случае отсутствия, отставки или смерти Президента Афганистана Первый вице-президент Афганистана действует в соответствии с положениями Конституции. В случае отсутствия Первого вице-президента Второй вице-президент Афганистана действует в соответствии с положениями Конституции.

В США Коллегия выборщиков, предусмотренная Конституцией США 1789 года, состоит из граждан США, избранных (по штатам) в ходе всеобщих выборов с единственной задачей – обеспечить избрание Президента и Вице-президента США.

При проведении президентских выборов применяются комбинация мажоритарной избирательной системы относительного большинства при избрании выборщиков и абсолютного большинства при избрании Президента и Вице-президента США (за исключением штатов Небраска и Мэн другие штаты используют указанную избирательную систему).

8 ноября 2016 года Президентом США избран Дональд ТРАМП (вступил в должность 20 января 2017 года), Вице-президентом США – Майкл ПЕНС (вступил в должность 20 января 2017 года).

В Швейцарии Президент Швейцарской Конфедерации – глава государства избирается из числа членов Федерального Совета (правительства) на один год с последующей ежегодной ротацией из числа его членов.

Федеральный Совет избирает Президента и вице-президента Швейцарской Конфедерации.

Один и тот же человек не может быть избран Президентом и вице-президентом Швейцарской Конфедерации два раза подряд.

Президент Швейцарии – Алаин БЕРСЕТ (с 1 января по 31 декабря 2018 года, представитель Социал-демократической партии, представитель кантона Фрибург).

Вице-президент Швейцарии – Ули МАУРЕР (с 1 января по 31 декабря 2018 года, представитель Народной партии Швейцарии).

В соответствии с Конституцией Азербайджан является унитарным государством с элементами автономии, применяется президентская модель управления, в соответствии с которой глава государства – Президент Азербайджана осуществляет существенные полномочия.

Президент Азербайджана инициировал проведение 26 сентября 2016 года конституционного референдума, в соответствии с которым срок президентских полномочий был увеличен с пяти до семи лет, главе государства предоставлено права назначать досрочные президентские выборы, распускать парламент, вводить должности первого Вице-президента и Вице-президентов Азербайджана, отменен минимальный возрастной порог для кандидата на должность Президента Азербайджана.

Кроме того, Президент Азербайджана вправе назначать правительство и председательствовать на его заседаниях, назначать и смещать с должности широкий круг высших должностных лиц, в том числе первого Вице-президента и Вице-президентов Азербайджана, членов высших судебных органов, включая, в частности, судей Конституционного Суда и Верховного Суда Азербайджана, и фактически Генерального прокурора Азербайджана, хотя формально и с согласия парламента.

При этом Совет по правам человека ООН и Венецианская комиссия выразили серьезную озабоченность по поводу политической атмосферы проведения конституционного референдума и его результатов.

Вице-президентом Азербайджана может стать гражданин Азербайджана, имеющий право голоса и высшее образование, а также не имеющий иностранного гражданства. [В течение срока полномочий личность Вице-президента (Первого Вице-президента и Вице-президента) Азербайджана неприкосновенна.

Вице-президент Азербайджана не может быть задержан, привлечен к уголовной ответственности, кроме случаев поимки на месте преступления, к нему не могут быть применены в судебном порядке меры административного взыскания, он не может подвергаться обыску, личному досмотру.

Неприкосновенность Вице-президента Азербайджана может быть прекращена только Президентом Азербайджана на основании представления Генерального прокурора Азербайджана.

Обеспечение Первого Вице-президента Азербайджана и его семьи осуществляется за счет государства.

Безопасность Первого Вице-президента Азербайджана и его семьи обеспечивается специальными службами охраны.

В соответствии с Конституцией и Избирательным кодеком Азербайджана при досрочном прекращении полномочий Президента Азербайджана в течение 60 дней должны быть проведены внеочередные президентские выборы.

В этом случае до избрания нового Президента Азербайджана полномочия Президента Азербайджана исполняет Первый Вице-президента Азербайджана; если Первый Вице-президент Азербайджана уходит в отставку, полностью утрачивает способность по состоянию здоровья исполнять свои полномочия, то в определенной последовательности Вице-президент Азербайджана получает статус Первого Вице-президента Азербайджана и исполняет полномочия главы государства.

21 февраля 2017 года Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на должность Первого Вице-президента Азербайджана была назначена Мехрибан Алиева (жена главы государства, член правящей политической партии «Новый Азербайджан», депутат Милли Меджлиса Азербайджана (Национального собрания) – парламента Азербайджана).

В связи с этим с 6 марта 2017 года были приостановлены ее полномочия как депутата Национального собрания (в марте 2015 года при проведении парламентских выборов она была избрана депутатом Национального собрания Азербайджана пятого созыва от Хазарского избирательного округа № 14).

Аппарат Первого Вице-президента Азербайджана включает семь человек: начальник Секретариата, два первых заместителя начальника Секретариата, четыре помощника.

Должности Вице-президента Азербайджана является вакантной.

После конституционного референдума 2016 года проведение 11 апреля 2018 года досрочных президентских выборов проходило в условиях политического доминирования правящей парламентской политической партии «Новый Азербайджан», имеющей большинство депутатских мандатов в парламенте, и лидером которой является действующий Президент Азербайджана.

Основная причина назначения досрочных президентских выборов – необходимость избежать совпадения одновременного проведения в 2025 году парламентских и президентских выборов.

В соответствии с Конституцией Азербайджана очередные президентские выборы должны были состояться в конце года – 17 октября 2018 года (т.е. досрочные выборы проводятся за шесть месяцев до истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства).

По мнению некоторых участников президентских выборов, досрочные президентские выборы не являются подлинно конкурентными, поскольку некоторые основные политические игроки не являются реальной политической альтернативой действующему главе государства, либо поддерживают его.

Некоторые лица (например, Ильгар Маммадов), несмотря на решение Европейского суда по правам человека, не имели возможности принять участие в президентских выборах.

Ряд политических партий также призвали к бойкотированию выборов или неучастию в них, поскольку назначение досрочных выборов не оставляет им политического времени для надлежащей подготовки и участия.

Действующий Президент Азербайджана принимал участие в четвертых президентских выборах и вновь был избран на должность глав государства.

После проведения 11 апреля досрочных президентских выборов в соответствии с Конституцией и законодательством должно состояться назначение избранным Президентом Азербайджана Первого Вице-президента Азербайджана и Вице- президента Азербайджана.

Срок полномочий Президента Азербайджана – семь лет.

Президент Азербайджана – Ильхам АЛИЕВ.

Первый Вице-президент Азербайджана – Мехрибан АЛИЕВА.

После проведения 11 апреля 2018 года досрочных президентских выборов Мехрибан Алиева вновь была назначена на должность Первого Вице-президента Азербайджана.

Очередные выборы Президента Азербайджана – 2025 год.

Конституционно-правовая модель «президент и вице-президент»

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – один вице-президент», устанавливается порядок избрания вице-президента с учетом применяемой избирательной системы и особенностей порядка избрания президента (путем проведения всеобщих прямых выборов).

В рамках конституционной модели всеобщих прямых выборов кандидат на должность вице-президента избирается одновременно с президентом путем проведения всеобщих прямых выборов (Болгария).

В соответствии с Конституцией Кипра Президентом Кипра является грек, а Вице-президентом Кипра – турок, избираемые соответственно греческой и турецкой Общинами Кипра в порядке, устанавливаемом Конституцией Кипра.

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – два вице-президента», также устанавливается порядок избрания вице-президентов с учетом применяемой избирательной системы и особенностей порядка избрания президента.

Так, в Афганистане при проведении выборов Президента и двух (Первого и Второго) Вице-президентов Афганистана применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (первый тур голосования) и относительного большинства (второй тур голосования).

Коллективный глава государства (коллегиальный орган)

В некоторых из государств региона ОБСЕ применяется конституционно-правовая модель коллективного главы государства, в рамках которой образуется коллегиальный орган государственной власти с президентскими полномочиями как главы государства.

В одних случаях это два равноправных должностных лица, например, в Андорре – два Соправителя в лице Епископа Урхельского и Президента Франции, в Сан-Марино – два Капитана-регента, тогда как в Боснии и Герцеговине – это трехчленный этнический (босняк, серб, хорват) Президиум Боснии и Герцеговины. Андорра является Княжеством с двумя Соправителями: управляется совместно, как отмечалось, Римско-католическим епископом Урхельским (испанского города Ла-Сеу-Д’Урхель) и Президентом Франции; из общего бюджета Княжества им выделяется идентичная дотация, которой они свободно распоряжаются для обеспечения деятельности своих служб (статья 47 Конституции Андорры).

Статья 43 Конституции Андорры предусматривает, что в соответствии с институциональной традицией Андорры Соправители являются, совместно и раздельным образом, главой государства и воплощают собой верховное представительство.

Соправителями – институтом, уходящим корнями в пареаж (судебные процедуры, на основании которых с XIII века урегулировались различные споры между графом де Фуа и Епископом Урхельским при осуществлении ими феодальных прав на Андоррскую долину) и претерпевшим историческую эволюцию, являются в личном и исключительном качестве Епископ Урхельский и Президент Франции.

Их полномочия, которые основываются на Конституции Андорры, равны. Каждый их них приносит присягу и обязуется осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституцией Андорры. Соправители являются символами и гарантами незыблемости и преемственности Андорры, а также ее независимости и поддержания традиционного духа паритета и равновесия в отношениях с соседними государствами.

Они являются выразителями согласованности андоррского государства в его международных обязательствах в соответствии с Конституцией Андорры. Соправители являются арбитрами и гарантами стабильности деятельности публичных властей и институтов.

По инициативе одного из них они регулярно информируются о государственных делах. Кроме случаев, предусмотренных Конституцией Андорры, Соправители не ответственны; ответственность за их акты возлагается на органы, которые их контрасигнуют (статья 44 Конституции Андорры).

В соответствии со статьей 45 Конституции Андорры Соправители, при условии контрасигнации их актов главой Правительства или, в неотложных случаях, Председателем Генерального совета, на которых возлагается политическая ответственность, созывают, в частности, избирателей на всеобщие выборы в соответствии с предписаниями Конституции Андорры, а в соответствии со статьями 76 и 106 Конституции Андорры – на референдум; назначают главу Правительства в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией Андорры; подписывают декрет о роспуске Генерального совета в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 71 Конституции Андорры.

Каждый Соправитель назначает личного представителя в Андорре (статья 48 Конституции Андорры).

В случае вакантности поста одного из Соправителей Конституция Андорры признает действительность временно исполняемых процедур, предусмотренных их соответствующими статутами, для того чтобы нормальное функционирование андоррских институтов не было прервано.

В Сан-Марино два равноправных Капитана-регента – высшие должностные лица – осуществляют функции коллегиального главы государства и исполнительной власти, т.е. используется модель дуумвирата (по образцу консулов Римской Республики).

Капитаны-регенты избираются путем проведения косвенных выборов депутатами Большого генерального совета – парламента Сан-Марино из своего состава сроком на шесть месяцев: с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта ежегодно.

По истечении указанного срока Капитаны-регенты могут быть избраны на эту должность не ранее чем через три года. Капитаны-регенты осуществляют функции главы государства в соответствии с принципом коллегиальности (статья 3 Конституции Сан-Марино).

Капитаны-регенты председательствуют в Большом генеральном совете (в качестве его Спикеров) и в Правительстве Сан-Марино, действуют совместно, обладают правом вето по отношению друг к другу и относительно решений Большого генерального совета.

Капитаны-регенты принимают решения о назначении парламентских выборов, как очередных, так и досрочных. Работу Капитанов-регентов контролирует Институт контроля регентства, основанный в 1499 году. За три дня до окончания срока полномочий Капитанов-регентов граждане Сан-Марино могут обратиться в это учреждение со своими жалобами и замечаниями; также на бывшего Капитана-регента можно подать жалобу в Особый суд Сан-Марино.

Так, в 1944 году Особый суд судил Капитанов-регентов за насаждение фашизма в Сан-Марино (этот Особый суд не подпадает под юрисдикцию Международного суда ООН).

В Боснии и Герцеговине Президиум Боснии и Герцеговины (коллективный Президент, институт тройственного этнического президентства) – верховный коллегиальный исполнительный орган государственной власти в составе трех человек (по одному представителю от основных этнических групп – босняков, хорватов, сербов): от Федерации Боснии и Герцеговины – босняк и хорват, от Республики Сербской – серб. Срок полномочий – четыре года, при этом каждые восемь месяцев проводится ротация: члены Президиума попеременно исполняют функции Председателя Президиума Боснии и Герцеговины (т.е. функции Президента).

Избирательные системы

В конституциях и законодательстве о выборах государств региона ОБСЕ закреплены различные избирательные системы, которые учитывают организацию избирательного процесса при проведении выборов президента и вице-президента (вице-президентов), коллективного главы государства.

Прямые выборы президента и вице-президента

В ряде государств региона ОБСЕ президенты как индивидуальные главы государств избираются путем проведения всеобщих прямых выборов с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (в первом туре голосования) и относительного большинства (во втором туре голосования), в Боснии и Герцеговине трехчленный Президиум Боснии и Герцеговины – коллективный глава государства – избирается по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства и этническому принципу представительства босняков, хорватов и сербов в его составе.

В трех государствах (Болгария, Кипр, Афганистан) имеется должность вице-президента, при этом в Болгарии и на Кипре – должность одного вице-президента, в Афганистане – двух вице-президентов.

В указанных государствах в рамках различных конституционно-правовых моделей выборов президента (главы государства) и вице-президента (вице-президентов) проводятся всеобщие прямые выборы. Применяются механизмы и избирательные системы, в том числе в отношении избрания вице-президента, которые предусматривают одновременное избрание президента и вице-президента (вице-президентов).

Так, в Болгарии до 1992 года Вице-президент избирался путем проведения косвенных выборов депутатами Народного собрания – парламента Болгарии, затем – путем проведения всеобщих прямых выборов и одновременно с Президентом Болгарии; кандидаты на должность Президента и Вице-президента Болгарии выдвигаются от одной политической партии.

В соответствии с Конституцией Болгарии, Вице-президент Болгарии должен быть главным помощником Президента Болгарии в исполнении им своих служебных обязанностей.

В рамках модели «президентские выборы должны быть проведены до истечения конституционного срока полномочий» выборы нового Президента и Вице-президента Кипра проводятся до истечения пятилетнего срока полномочий уходящих Президента и Вице-президента Кипра с тем, чтобы обеспечить возможность вступления в должность новых Президента и Вице-президента Кипра в день истечения срока полномочий.

Иные конституционно-правовые модели приобретения статуса главы государства

В Андорре глава государства не избирается, а приобретает соответствующий статус и полномочия, как уже отмечалось, по иным основаниям и в ином порядке – по занимаемой религиозной и светской должности. Андорра является Княжеством с двумя Соправителями: управляется совместно Римско-католическим епископом Урхельским и Президентом Франции. Статья 43 Конституции Андорры предусматривает, что в соответствии с институциональной традицией Андорры Соправители являются, совместно и раздельным образом, главой государства и воплощают собой верховное представительство.

Соправителями – институтом, уходящим корнями в пареаж (судебные процедуры, на основании которых с XIII века урегулировались различные споры между графом де Фуа и Епископом Урхельским при осуществлении ими феодальных прав на Андоррскую долину) и претерпевшим историческую эволюцию, являются в личном и исключительном качестве Епископ Урхельский и Президент Франции.

Их полномочия, которые основываются на Конституции Андорры, равны.

Каждый их них приносит присягу и обязуется осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституцией Андорры.

Соправители являются символами и гарантами незыблемости и преемственности Андорры, а также ее независимости и поддержания традиционного духа паритета и равновесия в отношениях с соседними государствами.

Они являются выразителями согласованности андоррского государства в его международных обязательствах в соответствии с Конституцией Андорры. Соправители являются арбитрами и гарантами стабильности деятельности публичных властей и институтов.

По инициативе одного из них они регулярно информируются о государственных делах.

Кроме случаев, предусмотренных Конституцией Андорры, Соправители не ответственны; ответственность за их акты возлагается на органы, которые их контрасигнуют (статья 44 Конституции Андорры).

В соответствии со статьей 45 Конституции Андорры Соправители, при условии контрасигнации их актов главой Правительства или, в неотложных случаях, председателем Генерального совета, на которых возлагается политическая ответственность, в частности, созывают избирателей на всеобщие выборы в соответствии с предписаниями Конституции Андорры, на референдум – в соответствии со статьями 76 и 106 Конституции Андорры; назначают главу Правительства в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией Андорры; подписывают декрет о роспуске Генерального совета в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 71 Конституции Андорры.

Каждый Соправитель назначает личного представителя в Андорре (статья 48 Конституции Андорры).

В случае вакантности поста одного из Соправителей Конституция Андорры признает действительность временно исполняемых процедур, предусмотренных их соответствующими статутами, для того чтобы нормальное функционирование андоррских институтов не было прервано.

В государствах – участниках СНГ институт вице-президентства отсутствует, за исключением, как отмечалось, Азербайджана (с сентября 2016 года после проведения конституционного референдума).

В ряде непризнанных (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика) либо частично признанных государствах (Абхазия, Южная Осетия) на пространстве бывшего СССР имеется или имелся институт вице-президента.

Так, в Абхазии в систему органов государственной власти входят:

1. Президент Республики Абхазия и Вице-президент Республики Абхазия;

2. Народное Собрание Республики Абхазия; 3. органы местного самоуправления.

Срок полномочий Президента Абхазии – пять лет.

Президент Абхазии – Рауль Хаджимба (с 25 сентября 2014 года).

Очередные выборы Президента Абхазии – 2019 год.

В Приднестровской Молдавской Республике (самопровозглашенное государственное образование):

1. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики;

2. Президент Приднестровской Молдавской Республики и Вице-президент Приднестровской Молдавской Республики;

3. Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков) – представительные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики;

4. выборные органы местного самоуправления.

Президент Приднестровской Молдавской Республики избирается гражданами Приднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Одновременно с Президентом Приднестровской Молдавской Республики и на тот же срок избирается Вице-президент Приднестровской Молдавской Республики. Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики не менее 10 лет и постоянно проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Те же ограничения распространяются и на гражданина, избираемого на должность Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики.

Очередные выборы Президента и Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики проводятся во второе воскресенье декабря года, в котором истекают полномочия Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Срок полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики – пять лет.

Президент Приднестровской Молдавской Республики – Вадим Николаевич Красносельский (с 16 декабря 2016 года).

Очередные выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики – 2021 год.

В Республике Южная Осетия (с 2017 года по результатам рефе5рендума – также Государство Алания) конституционно предусмотрена должность только Президента Республики Южная Осетия.

Срок полномочий Президента Республики Южная Осетия – пять лет.

Президент Республики Южная Осетия – Анатолий Ильич Бибилов (с 21 апреля 2017 года), представитель политической партии «Единая Осетия»

Очередные выборы Президента Республики Южная Осетия – 2022 год.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха начался в 1988 году, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

В Нагорно-Карабахской Республике (самопровозглашенное государственное образование) предусмотрена должность только Президента Нагорно-Карабахской Республики.

Согласно статье 68 Конституции Нагорно-Карабахской Республики, принятой на всенародном референдуме 10 декабря 2006 года, Президент Нагорно-Карабахской Республики является главой государства, гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности непризнанного государственного образования Нагорно-Карабахской Республики.

Он избирался сроком на 5 лет непосредственно гражданами Нагорно-Карабахской Республики.

Одно и то же лицо не могло быть Президентом Нагорно-Карабахской Республики более двух сроков подряд.

В случае вакансии должности Президента Нагорно-Карабахской Республики, до вступления новоизбранного Президента Нагорно-Карабахской Республики в должность, полномочия Президента Нагорно-Карабахской Республики осуществляет Председатель Национального Собрания, а если это невозможно – Премьер-министр.

В результате конституционного референдума, проведенного 20 февраля 2017 года, в Нагорно-Карабахской Республике была установлена президентская форма правления (вместо прежней полупрезидентской).

Необходимо отметить, что международным сообществом не признаны ни парламентские выборы, проведенные 3 мая 2015 года, ни референдум по внесению изменений в Конституцию Нагорно-Карабахской Республики, проведенный 20 февраля 2017 года.

В соответствии с новой Конституцией Нагорно-Карабахской Республики до 2020 года самопровозглашенная республика будет управляться в режиме переходного периода Президентом Нагорно-Карабахской Республики, избранным парламентом на косвенных выборах (на сессии парламента).

В 2020 году, когда истекает прежний конституционный срок полномочий действующего состава парламента, должны будут быть проведены всеобщие и прямые президентские и парламентские выборы.

Президент Нагорно-Карабахской Республики будет, как и прежде, избираться сроком на пять лет.

После проведения выборов Президента Нагорно-Карабахской Республики должность Премьер-министра упраздняется: формировать и возглавлять правительство будет Президент Нагорно-Карабахской Республики.