Как законы регулируют опросы общественного мнения на выборах

Как законы регулируют опросы общественного мнения на выборах

Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

12 ноября, 2017

1. В европейских государствах

Законодательство ряда государств – участников ОБСЕ достаточно подробно регулирует вопросы проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов, в том числе в части экзитполов, установления сроков их обнародования до дня голосования либо в день голосования (например, Австрия, Азербайджан, Андорра, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Греция, Грузия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Монголия, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Черногория, Чехия) (см. Примечание).

Опросы общественного мнения избирателей проводятся по широкому кругу электоральных вопросов, в том числе по вопросам участия в дебатах участников выборов (например, Чехия).

Запретительные календарные сроки, предусмотренные законодательством для обнародования результатов опросов общественного мнения и результатов экзитполов, варьируются, в частности, от одного дня до дня голосования (например, Босния и Герцеговина) до двух дней (например, Румыния), либо до трех (например, Чехия), либо до пяти дней (например, Беларусь, Испания), либо до семи (например, Кипр, Люксембург, Монголия), либо до 10 дней (например, Турция), либо до 14 дней (например, Словакия) либо до 15 дней до дня голосования (например, Греция, Италия).

В некоторых государствах законодательно фактически не запрещено обнародование результатов опросов общественного мнения непосредственно и в день голосования избирателей (например, Канада, Словения).

В ряде государств имеются решения конституционных судов по вопросам обнародования результатов опросов общественного мнения (например, Словения); в некоторых государствах имеются специальные органы, осуществляющие контроль за обнародованием результатов общественного мнения с точки зрения соблюдения методологии проведения опросов и достоверности (репрезентативности) их результатов (например, Франция).

В законодательстве ряда государств региона ОБСЕ предусмотрены так называемые «медийные формулы» предоставления участникам выборов эфирного времени, одним из компонентов которых являются показатели (рейтинги) популярности участников выборов, выявленные в ходе проведения опросов общественного мнения (например, Грузия, Чехия).

В некоторых государствах законодательно предусмотрены существенные меры наказания виновных в нарушении законодательных положений о сроках обнародования результатов общественного мнения, которые варьируются от наложения штрафа (например, Кипр, Чехия) до лишения свободы (например, Кипр).

Одной из разновидностей опросов общественного мнения являются экзитполы (например, Португалия); в ряде государств законодательно закреплен запрет на обнародование данных экзитполов до окончания времени голосования избирателей (например, Люксембург).

В целом одной из мировых тенденций законодательного регулирования запретительных (ограничительных) календарных сроков на опубликование результатов опросов общественного мнения до дня голосования является сокращение таких календарных сроков до минимально возможных, а в некоторых государствах – вплоть до их полной отмены.

Вместе с тем, имеется и практика, в рамках которой, наоборот, законодательством вводятся такие ограничительные календарные сроки, в ряде государств вплоть до 15 календарных дней до дня голосования.

При этом не исключается практика, когда результаты таких опросов (как реально проведенных, так и фейковых) обнародуются в зарубежных средствах массовой информации, а также в сети Интернет, что снижает действенность таких национальных законодательных запретов (например, Франция, Тунис).

Законодательство о выборах и электоральная практика государств – участников ОБСЕ различается и по другим вопросам организации, проведения и обнародования результатов опросов общественного мнения, экзитполов, в том числе с учетом современных информационных технологий, прежде всего использования сети Интернет.

В Австрии в соответствии с решением Конституционного суда Австрии от 1 июля 2016 года обнародование избирательными органами каких-либо предварительных итогов голосования, в частности почтового голосования, до окончания официального времени голосования избирателей в день выборов, является неконституционным.

На этой основе Суд признал недействительными итоги голосования и результаты президентских выборов, состоявшихся 22 мая 2016 года, и обязал провести новые (повторные) президентские выборы, которые были проведены 4 декабря 2016 года (первоначально должны были быть проведены 2 октября, однако в связи с организационно-техническими проблемами решением парламента от 21 сентября были перенесены на
4 декабря).

В Азербайджане в соответствии с Избирательным кодексом разрешается проведение опросов общественного мнения, в том числе экзитполов.

При проведении 9 октября 2013 года президентских выборов ЦИК Азербайджана зарегистрировала (аккредитовала) две (из четырех) общественные организации, намеревавшиеся проводить экзитполы.

Двум общественным организациям было отказано в аккредитации, в частности, на основании якобы отсутствия у них необходимого профессионального опыта организации и проведения опросов общественного мнения.

Судебные органы поддержали указанные решения ЦИК Азербайджана.

В Андорре законодательно закреплен 24-часов период так называемый «электоральной тишины» до дня голосования.

В Беларуси в соответствии с положениями Избирательного кодекса публикация результатов опросов общественного мнения в последние пять дней до дня голосования запрещена.

Как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении
11 сентября 2016 года парламентских выборов «…Независимая организация по опросу общественного мнения НИСЭПИ, находящаяся в Литве с момента отмены ее регистрации в Беларуси в 2005 г., прекратила свою деятельность в начале августа 2016 г. после программы, показанной по каналу Беларусь 1, в которой заявлялось о том, что организация подделывала результаты опросов….

В Болгарии законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения, в том числе экзитполы на выходе из помещения для голосования, при соблюдении условия обнародования результатов экзитполов только после официального окончания времени голосования.

При проведении 13 ноября 2016 года президентских выборов экзитполы показывали победу Румена Радева, поддержанного Болгарской социалистической партией (в конечном счет он и был избран Президентом Болгарии).

В Боснии и Герцеговине при проведении 7 октября 2012 года очередных местных выборов – выборов представителей в собрания городов и общин, а также руководителей местных исполнительных органов с 6 октября действовал законодательный запрет на проведение предвыборной агитации и оглашение результатов общественного мнения.

Таким образом, обнародование данных опросов общественного мнения возможно не позднее чем за сутки до дня голосования.

В Великобритании законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения, в том числе экзитполы на выходе из помещения для голосования, при соблюдении условия обнародования результатов экзитполов только после официального окончания времени голосования (22:00 по местному времени).

При проведении в 2016 году национального референдума по вопросу о выходе Великобритании из Европейского Союза (Брекзит) экзитполы показывали победу противников, а не сторонников выхода страны из Евросоюза (в конечном же счете победили сторонники выхода Великобритании из Европейского Союза).

В историческом прошлом, например, в 1992 году на парламентских выборах результаты экзитполов показывали избрание так называемого «подвешенного» парламента, в котором ни одна из политических партий не получит необходимого парламентского большинства депутатских мандатов, однако, на практике такую победу одержала Консервативная партия во главе с Джоном Мейджором.

В Венгрии при проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов законодательно (в отличие от прежнего законодательства) не закреплен так называемый «день электоральной тишины».

В Греции имеется законодательство, посвященное проведению опросов общественного мнения, в частности, Положение о порядке проведения опросов общественного мнения.

В соответствии с указанным законодательством в течение 15 дней до дня голосования законодательно запрещено проведение опросов общественного мнения, однако на практике результаты некоторых опросов общественного мнения размещаются в сети Интернет.

Некоторые участники парламентских выборов 6 мая 2012 года критиковали данное положение как чрезмерно ограничительное.

При проведении указанных парламентских выборов опросы общественного мнения использовались некоторыми участниками выборов и средствами массовой информации в качестве манипуляционного средства воздействия на избирателей.

В целом, несмотря на вышеуказанное законодательное ограничение, отдельные результаты опросов общественного мнения беспрепятственно распространялись в сети Интернет.

В Итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ содержалась, в частности, рекомендация отменить вышеуказанный 15-дневный законодательный запрет на обнародование результатов опросов общественного мнения.

В Грузии Избирательный кодекс предусматривает, что средства массовой информации могут (но не обязаны) при решении вопроса о предоставлении кандидатам бесплатного эфирного времени опираться на так называемую медийную «квалификацию» кандидатов, выдвинутых политическими партиями, в частности, использовать результаты проведенных опросов общественного мнения, в соответствии с которыми указанные кандидаты получили поддержку более 4% участников опроса общественного мнения, проведенного в течение месяца до дня голосования, либо участников пяти опросов общественного мнения, проведенных в год проведения выборов.

В Итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ при проведении 27 октября 2013 года президентских выборов содержалась, в частности, рекомендация о создании необходимых условий для равного применения вышеуказанного положения ко всем кандидатам и избежания необоснованного отказа кандидатам в предоставлении бесплатного эфирного времени.

В Ирландии при проведении 26 февраля 2016 года парламентских выборов средства массовой информации предоставляли участникам выборов эфирное время на основе комбинированной формулы, одним из компонентов которой являлся средний показатель поддержки политической партии участниками проведенных опросах общественного мнения.

В Испании в соответствии с законодательством в течение пяти дней до дня голосования законодательно запрещено обнародование результатов опросов общественного мнения,

При проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов Избирательная комиссия Испании рассмотрела ряд жалоб на нарушение законодательного запрета на обнародование результатов проведенных опросов общественного мнения.

Законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения (экзитполы) на выходе из помещения для голосования при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования.

На практике специализированные социологические организации проводят экзитполы по заказу государственных средств массовой информации.

Так, при проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов социологическая организация «Sigma Dos» («Сигма Дос») провела опрос 132000 избирателей на выходе из помещений для голосования около
1100 избирательных участков по заказу государственной телевещательной организации TVE.

В Италии в соответствии с законодательством в течение 15 дней до дня голосования законодательно запрещено проведение опросов общественного мнения, в том числе опросов избирателей по телефону, однако на практике результаты некоторых опросов общественного мнения размещаются в зарубежных средствах массовой информации и в сети Интернет.

Законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения (экзитполы) на выходе из помещения для голосования при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования.

Так, при проведении 5 ноября (воскресенье) 2017 года на Сицилии региональных выборов 70 депутатов законодательного органа проводился опрос избирателей на выходе из помещения для голосования, результаты которого были обнародованы после официального окончания времени голосования (22:00 по местному времени).

При этом в соответствии с законодательством подсчет голосов избирателей начинался на следующий день (6 ноября, понедельник) с
08:00 по местному времени.

В Казахстане законодательно закреплен 24-часов период так называемый «электоральной тишины» до дня голосования.

В Канаде законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

При обнародовании результатов опросов общественного мнения средства массовой информации обязаны привести необходимые сведения о методологии и организаторах проведения опроса, предусмотренные статьями 326 и 327 Акта о выборах.

Обнародование результатов опросов общественного мнения, в том числе экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

При этом, однако, законодательно дозволено в день голосования ссылаться на обнародованные до дня голосования результаты опросов общественного мнения (как известно, еще в 1998 году Верховный суд Канады признал незаконным введенный законодателями трехдневный (до дня голосования) запрет на обнародование результатов опросов общественного мнения).

Средства массовой информации вправе обнародовать итоги голосования и результаты выборов непосредственно после их объявления без учета часовых зон страны (т.е. когда в одних (восточных) провинциях страны голосование избирателей закончилось и начался подсчет голосов, тогда как в других (западных) провинциях страны голосование избирателей еще продолжается).

В соответствии с законодательством в помещении для голосования избирательного участка нахождение представителей средств массовой информации не допускается.

Представители средств массовой информации, желающие произвести кино- фото- или видеосъемку из дверного проема помещения для голосования должны заблаговременно получить разрешение руководителя избирательного участка.

На Кипре результаты опросов общественного мнения, связанные с президентскими выборами, не могут быть обнародованы менее чем за семь дней до дня голосования.

Нарушение указанного законодательного положения является уголовным правонарушением, за которое может быть наложен штраф в размере 850 евро либо виновное лицо лишено свободы на срок до шести месяцев.

В Латвии законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

Обнародование результатов экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

В Литве законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

Обнародование результатов экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

В Люксембурге в последнюю неделю перед днем голосования на парламентских выборах публиковать данные опросов общественного мнения запрещено; обнародование данных экзитполов возможно только после окончания времени голосования.

На Мальте законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, при этом проведение экзитполов законодательно не разрешено.

В соответствии с законодательством подсчет голосов избирателей начинается на следующий день после дня голосования.

Так, при проведении 3 июня (суббота) 2017 года парламентских выборов подсчет голосов избирателей производился с утра 4 июня (воскресенье).

В Монако проведение опросов общественного мнения законодательно разрешено, однако, на практике, при проведении парламентских выборов они пока еще ни разу не проводились.

В Монголии Закон о выборах Президента Монголии запрещает проведение опросов общественного мнения за неделю до дня голосования избирателей.

В Нидерландах при проведении 15 марта (среда) 2017 года парламентских выборов теледебаты между представителями
14 политических партий были организованы одной телекомпанией (NOS) на основе, в частности, таких критериев, как количество депутатских мандатов в парламенте, которые имеют политические партии, а также результатов опросов общественного мнения; другая телекомпания (RTL) использовала рейтинговый подход и в первых теледебатах принимали участие пять политических партий с наивысшим электоральным рейтингом (зрительских симпатий), во вторых теледебатах – остальные восемь политических партий.

Обе телекомпании в день голосования проводили экзитполы и обнародовали их результаты после окончания времени голосования.

Законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения (экзитполы) на выходе из помещения для голосования при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования.

В Португалии принят законодательный акт, регулирующий вопросы проведения и обнародования результатов опросов общественного мнения.

В день проведения выборов Президента Португалии 23 января
2011 года проводились опросы общественного мнения в форме экзитполов.

В Румынии обнародование результатов опросов общественного мнения законодательно запрещено за два дня до дня голосования.

В Словакии при проведении 5 марта 2016 года парламентских выборов действовал введенный в 2014 году законодательный запрет на обнародование из результатов менее чем за 14 дней до дня голосования.

В соответствии с законодательством Государственная избирательная комиссия вправе принимать решения по вопросам нарушения участниками выборов законодательства о запрете на обнародование результатов опросов общественного мнения, но не простым, а квалифицированным (три четверти) большинством голосов членов Комиссии.

При проведении теледебатов телекомпании использовали рейтинг популярности, выявленный в результате проведения опросов общественного мнения, с целью группировки участников парламентских выборов для участия в теледебатах.

В Словении, наоборот, еще 24 марта 2011 года Конституционный суд Словении признал неконституционным законодательный запрет на обнародование менее чем за семь дней до дня голосования результатов опросов общественного мнения и, таким образом, допускается обнародование указанных опросов в любое время, в том числе и в день голосования.

При проведении политических шоу (в частности, в формате дебатов) с участием участников выборов их состав определяется на основе результатов опросов общественного мнения (рейтингов зрительских симпатий).

В Турции в соответствии с законодательством запрещено обнародовать результаты опросов общественного мнения менее чем за
10 дней до дня голосования.

При проведении 7 июня 2015 года парламентских выборов Высший избирательный совет Турции принял решение о блокировке 70 новостных Интернет-ресурсов, которые допускали нарушение вышеуказанного законодательного положения.

На Украине в соответствии с законодательством допускается проведение экзитполов и обнародование их результатов после окончания официального времени голосования избирателей (20:00 по местному времени).

В Финляндии законодательно день так называемый «электоральной тишины» не предусмотрен.

Проведение предвыборной агитации, обнародование результатов опросов общественного мнения допускается, но не в непосредственной близости от помещений для голосования избирателей.

Во Франции обнародованные результаты опросов общественного мнения становятся предметом рассмотрения специального органа – Комиссии по вопросам опросов общественного мнения.

В случае если Комиссия установит, что обнародованные результаты опросов общественного мнения не соответствуют определенным и надежным методологическим критериям средство массовой информации обязано обнародовать разъяснения по данному вопросу, проясняющее репрезентативность и другие методологические критерии проведенного опроса общественного мнения.

В преддверии проведения 10 июня 2012 года парламентом был разработан законопроект о порядке проведения опросов общественного мнения, который предусматривал, в частности, обязательное представление результатов их проведения в указанную Комиссию до официального их обнародования, что вызвало критику со стороны некоторых участников парламентских выборов.

В ФРГ социологические прогнозы результатов парламентских выборов, в том числе результаты экзитполов, могут быть обнародованы организациями, проводившими исследования, только после окончания времени голосования.

На практике результаты опросов общественного мнения, особенно экзитполов, являются, как правило, достаточно точными.

В Хорватии обнародование результатов опросов общественного мнения не допускается в день электоральной тишины.

При решении вопроса о пропорциональном предоставлении участникам парламентских выборов 8 ноября 2015 года эфирного времени, а также об отборе кандидатов для участия в теледебатах телекомпании использовали результаты опросов общественного мнения, проводимых рядом ведущих организаций, в частности, Ipsos.

В Черногории при проведении 14 октября 2012 года парламентских выборов в соответствии с законодательством впервые были проведены экзитполы (в соответствии со статьей 2(3) Закона о выборах).

Экзитполы проводили сотрудники факультета политологии Подгорицкого государственного университета.

Результаты экзитполов были обнародованы (как это и предусмотрено законодательством о выборах) после официального окончания времени голосования избирателей.

Избирательной комиссией Черногории была рассмотрена, в частности, жалоба на проведение указанных экзитполов в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков и было принято решение о том, что (по аналогии с размещение предвыборных агитационных материалов) экзитполы могут проводиться не ближе чем за 50 метров до входа в помещение для голосования.

В Чехии законодательство о парламентских выборах запрещает обнародование результатов опросов общественного мнения позднее чем за три дня до дня выборов, а также в день выборов до окончания официального времени голосования во второй день голосования избирателей (в Чехии голосование проводится в два календарных дня; так, парламентские выборы проводились, в частности, 1920 июня 1998 года, 1415 июня 2002 года,
28
29 мая 2010 года, 20–21 октября 2017 года, первые всеобщие прямые президентские выборы 1112 января 2013 года;

При проведении 11–12 января 2013 года президентских выборов все
14
окружных избирательных комиссий имели право налагать штрафы в случае нарушения законодательства по вопросам проведения опросов общественного мнения и обнародованиях их результатов.

Предусматривается проведение дебатов между участниками парламентских выборов.

Вместе с тем участие в дебатах представителей тех или иных участников парламентских выборов зависит от усмотрения самих средств массовой информации; некоторые из них организуют такие дебаты только между политическими партиями, политическими движениями, политическими коалициями, которые на прошлых парламентских выборах получили не менее 5% голосов избирателей, другие, например, при проведении 28–29 мая 2010 года очередных парламентских выборов, – разовые областные (земельные) дебаты в каждом из 14 многомандатных избирательных округов и один раз – национальные дебаты непосредственно перед днем голосования между двумя основными политическими силами, выявленными по итогам проведения опросов общественного мнения.

При проведении первых всеобщих прямых выборов Президента Чехии в 2013 году частные теле- и радиокомпании также организовали дебаты между всеми кандидатами, при этом порядок их участия в дебатах определялся с учетом результатов опросов общественного мнения.

2. В Америке

Законодательство ряда государств Американского континента регулирует вопросы проведения опросов общественного мнения, в том числе возлагая соответствующую обязанность по осуществлению контроля на соответствующий электоральный орган (например, Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор).

Так, в Аргентине законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

Обнародование результатов экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

В частности, при проведении 22 октября (воскресенье) 2017 года промежуточных выборов два телевизионных канала (TN и America 24) проводили опросы общественного мнения в форме экзитполов.

При этом результаты указанных экзитполов были обнародованы спустя некоторое время после закрытия избирательных участков, а не непосредственно после окончания времени голосования избирателей.

В Боливии законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

Обнародование результатов экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

В Бразилии законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

При проведении 5 октября (воскресенье) 2014 года президентских выборов 14 опросов общественного мнения, проведенных в период с 13–15 февраля по 15–16 июня 2014 года, показали неизбежность проведения двух туров голосования на выборах Президента Бразилии.

При этом экзитполы, проведенные в день голосования, также показали неизбежность проведения второго тура голосования, что на практике и произошло, в котором принимали участие действующий Президент Бразилии Дилма Русефф (Партия трудящихся) и Аэсио Невес, представитель правоцентристских политических сил во главе с Социал-демократической партией.

Президентом Бразилии была избрана Дилма Русефф.

В Колумбии Национальная избирательная коллегия следит за соблюдением правовых предписаний, касающихся политических партий и движений, прозрачности их деятельности и проведения опросов общественного мнения; прав оппозиции и политических меньшинств и проведения избирательных процессов на основе всестороннего соблюдения предоставляемых гарантий.

В Перу законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

Обнародование результатов экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

В Уругвае законодательно разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с выборами, в том числе экзитполов.

Обнародование результатов экзитполов в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

В Чили в соответствии с обновленным в 2016 году законодательством о выборах проведение опросов общественного мнения и обнародование их результатов в течение 15 дней до дня голосования запрещено.

При проведении 2 июля 2017 года в соответствии с законодательством праймериз на президентских выборов (процедура первоначального определения кандидатов, получающих право принять участие в президентских выборах) данная законодательная новация-запрет применялась впервые (первый тур голосования на выборах Президента Чили проводится 19 ноября, второй тур голосования (при необходимости) –
17 декабря..

Некоторые специализированные международные социологические организации (например, Всемирная Ассоциация изучения общественного мнения (the World Association for Public Opinion Research (WAPOR), были намерены обжаловать данный законодательный запрет в Верховном суде Чили.

На практике одна из социологических организаций нарушила указанный законодательный запрет, обнародовав 18 июня (менее чем за
15 дней до дня голосования на праймериз) в «El Mercurio» («Эль Меркурио») результаты проведенного 13–15 июня опроса общественного мнения.

В Эквадоре при проведении 2 апреля (воскресенье) 2017 года президентских выборов рядом социологических организаций, в том числе международных, проводились экзитполы.

В США законодательство не запрещает проведение опросов общественного мнения.

При этом при проведении 8 ноября 2016 года президентских выборов для участия в теледебатах кандидат на должность Президента США должен получить, в частности, не менее 15% агрегированной поддержки лиц, принимавших участие в пяти отобранных для этой цели опросах общественного мнения.

Законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения (экзитполы) на выходе из помещения для голосования при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования.

При проведении 8 ноября 2016 года президентских выборов экзитполы показывали победу Хилари Клинтон, а не Дональда Трампа (в конечном же счете победил Дональд Трамп).

3. В странах АТР

Законодательство ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона регулирует вопросы проведения опросов общественного мнения, в том числе экзитполов, и обнародования их результатов до дня голосования либо непосредственно в день голосования (например, Австралия, Восточный Тимор, Индия, Камбоджа, Новая Зеландия, Фиджи, Филиппины, Южная Корея, Япония).

В Австралии на выходе из помещения для голосования разрешено проводить опросы общественного мнения при последующем соблюдении условия обнародования их результатов после официального окончания времени голосования.

В Восточном Тиморе в рамках модели отсутствия «электоральной тишины» при проведении президентских выборов продолжительность агитационного периода составляет 15 дней; при этом за двое суток до дня голосования запрещается любая агитационная деятельность, в том числе опубликование прогнозов или результатов опросов общественного мнения.

В Индии законодательство регулирует вопросы проведения опросов общественного мнения, в том числе на уровне штатов.

При этом не все экзитполы, в том числе проведенные в 2015 году, на практике давали относительно точные результаты парламентских и региональных выборов.

В Камбодже при проведении парламентских выборов в соответствии со статьей 72 Закона о выборах членов Национального собрания обнародование результатов опросов общественного мнения за семь дней до дня голосования запрещено.

При проведении 4 июня (воскресенье) 2017 года местных (коммунальных) выборов (1646 мэров и 11572 депутатов) в соответствии с законодательством о выборах обнародование результатов опросов общественного мнения за 14 дней до дня голосования запрещено.

Указанный запрет начал действовать с 20 мая и завершился 4 июня с окончанием времени голосования избирателей (голосование избирателей проводилось с 07:00 до 15:00 по местному времени).

В выборах принимало участие около 88000 кандидатов от
12 политических партий.

В списки избирателей было включено 7865033 избирателя; в голосовании приняло участие 5743329 избирателей (85,7%).

Предварительные результаты местных выборов были обнародованы Национальной избирательной комиссией 5 июня, а официальные результаты – 25 июня.

В Новой Зеландии законодательно запрещено проведение экзитполов в день голосования.

На Фиджи при проведении 17 сентября (среда) 2014 года парламентских выборов Фиджийский Избирательный Офис принял решение о запрете проведения экзитполов.

В соответствии с положениями статьи 118 нового Избирательного декрета период «электоральной тишины» начинался с 07:30 по местному времени 15 сентября и завершился в 18:00 в день проведения голосования избирателей (17 сентября).

В соответствии с указанным положением обнародование результатов экзитполов, а также кино-, фото- или видеоматериалов в день голосования до окончания времени голосования было запрещено.

На Филиппинах в день голосования допускается проведение опросов общественного мнения на выходе избирателей из помещений для голосования участковых избирательных комиссий.

В Южной Корее законодательно в день голосования допускается проведение опросов общественного мнения на выходе избирателей из помещений для голосования участковых избирательных комиссий; результаты опросов могут быть обнародованы только после окончания времени голосования избирателей.

В Японии на выходе из помещения для голосования разрешено проводить опросы общественного мнения (экзитполы) при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования.

Так, при проведении 22 октября (воскресенье) 2017 года досрочных парламентских выборов результаты экзитполов были обнародованы средствами массовой информации после закрытия избирательных участков, т.е. после 20:00 по местному времени.

4. На Ближнем Востоке

Законодательство ряда государств Ближневосточно-Азиатского региона регулирует вопросы проведения опросов общественного мнения, в том числе экзитполов, и обнародования их результатов до дня голосования либо непосредственно в день голосования (Израиль, Ирак, Иран, Кувейт, Ливан, Палестина, Сирия).

Так, в Израиле законодательство не запрещает проведение экзитполов в день голосования, однако их результаты не могут быть обнародованы до окончания официального времени голосования избирателей.

Так, при проведении 17 марта 2015 года досрочных парламентских выборов три проведенных экзитпола предсказывали, что партия «Ликуд» получит на четыре депутатских мандата больше (а всего получит 27), чем политическая коалиция «Сионистский лагерь»; фактически же партия «Ликуд» получила 985408 голосов избирателей (23,4%) и 30 мандатов, а политическая коалиция «Сионистский лагерь» – 786313 голосов избирателей (18,67%) и 24 мандата, т.е. разница составила шесть депутатских мандатов.

В Ираке при проведении 30 января 2005 года выборов в переходную Национальную ассамблею результаты проведенных в начале января
2005 года опросов общественного мнения показали, что только
9% избирателей-суннитов намеревались принять участие в голосовании, тогда как соответственно 80% и 57% избирателей-шиитов и избирателей-курдов изъявили желание принять участие в парламентских выборах.

В Иране при проведении 26 февраля 2016 года выборов 290 депутатов Меджлиса Исламского совета – парламента и 88 членов Собрания экспертов по выборам лидера страны проводились опросы общественного мнения, которые показали, что избиратели ожидают перемен к лучшему, осознают, что выборы являются определяющими для будущего страны.

В Кувейте в соответствии с законодательством о выборах разрешается проведение опросов общественного мнения.

При подготовке к проведению 26 ноября 2016 года досрочных выборов 50 депутатов Национальной ассамблеи – парламента Кувейта Министр информации и Государственный министр по делам молодежи Кувейта утвердили совместную Резолюцию № 143/2016 по вопросам информационного освещения парламентских и муниципальных выборов.

В совместной Резолюции, в частности, содержатся следующие положения:

- ее действие начинается с даты официального опубликования либо официального опубликования решения о назначении выборов в официальном печатном органе и прекращается с даты официального обнародования результатов выборов;

- введение обязанности при обнародовании результатов опросов общественного мнения обнародовать информацию о заказчике, который должен иметь государственную лицензию на проведение опросов, о методах проведения опроса и сбора статистической информации, количестве опрошенных лиц, дате и способах обработки итоговой информации;

- введение запрета на обнародование результатов опросов общественного мнения в день голосования, а также в день, ему предшествующий;

- о привлечении к ответственности в порядке, установленном законодательством, лиц и средств массовой информации за совершение информационных правонарушений.

В Ливане 5 января 2009 года Министр внутренних дел Ливана объявил о проведении 7 июня 2009 года очередных выборов 128 депутатов Палаты депутатов.

Календарный план подготовки и проведения указанных выборов включал основные стадии, этапы и процедуры, с учетом вступившего в силу 8 мая запрета на опубликование результатов опросов общественного мнения, т.е. за 30 дней до дня голосования на парламентских выборах.

В Палестине 25 января 2006 года впервые за последние десять лет проводились выборы депутатов Палестинского законодательного совета.

Впервые в выборах принимали участие представители радикального исламского движения ХАМАС.

Как показывали опросы общественного мнения, около трети избирателей были готовы проголосовать за кандидатов от этой радикальной группировки исламистского толка (некоторые государства и международные организации, в частности Израиль, США, Европейский Союз, считают ХАМАС террористической организацией).

В Сирии же, наоборот, проведение экзитполов законодательством о президентских выборах не предусмотрено.

5. В Африке

В ряде государств Африканского континента законодательно допускается проведение экзитполов (например, Марокко, Тунис, Чад, ЮАР).

Так, в Марокко в соответствии с законодательством при проведении 25 ноября 2011 года парламентских выборов в течение 15 дней до дня голосования и в день голосования до окончания времени голосования запрещено проведение и обнародование результатов опросов общественного мнения.

Кроме того, средства массовой информации не вправе проводить экзитполы.

В Тунисе при проведении 23 декабря 2014 года первых после так называемой «Арабской весны» свободных президентских выборов законодательно было разрешено проводить опросы общественного мнения, в том числе экзитполы на выходе из помещения для голосования, при соблюдении условия обнародования результатов экзитполов только после официального окончания времени голосования.

В Чаде проведение экзитполов законодательством о президентских выборах не предусмотрено.

При проведении 10 апреля (воскресенье) 2016 года президентских выборов доступ к сети Интернет был отключен на следующий день после дня голосования.

В ЮАР при проведении в 2009 году национальных и провинциальных выборов Избирательная комиссия ЮАР наняла независимую социологическую организацию (the Human Sciences Research Council (HSRC) для проведения экзитполов.

Около 400 сотрудников данной организации проводили опрос избирателей и наблюдателей на выходе из помещений для голосования 400 случайной выборкой отобранных избирательных участков во всех девяти провинциях страны.

Избирательная комиссия ЮАР обратилась к избирателям с просьбой о сотрудничестве с данной организацией при проведении ею экзитполов.

Среди задаваемых сотрудниками социологической организации вопросов избирателям были, в частности, следующие:

- сколь времени избиратель провел в очереди за получением избирательного бюллетеня;

- доступность для избирателя помещения для голосования;

- понятность процедур, совершение которых необходимо избирателю внутри помещения для голосования избирательного участка;

- уровень знания избирательных процедур сотрудниками избирательного участка;

- уровень политической беспристрастности сотрудников избирательного участка;

- оценка честного и свободного характера голосования и выборов в целом.

Аналогичные экзитполы проводились по заказу Комиссии и в 2004 году.

6. В нашей стране

В Российской Федерации опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации, является разновидностью информирования избирателей.

При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) такие результаты, обязаны указывать восемь основных показателей:

1) организацию, проводившую опрос,

2) время его проведения,

3) число опрошенных (выборку),

4) метод сбора информации,

5) регион, где проводился опрос,

6) точную формулировку вопроса,

7) статистическую оценку возможной погрешности,

8) лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).

В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы, иных исследований, связанных с указанными выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет).

В частности, при проведении в 2007 году парламентских выборов ЦИК России принимала разъяснения по вопросам проведения и обнародования результатов опросов общественного мнения.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, также является разновидностью информирования избирателей.

Несоблюдение требований пунктов 2 и 3 указанной статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Пункт 2 указанной статьи гласит, что при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, средства массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать:

1) организацию, проводившую опрос,

2) время его проведения,

3) число опрошенных (выборку),

4) метод сбора информации,

5) регион, где проводился опрос,

6) точную формулировку вопроса,

7) статистическую оценку возможной погрешности,

8) лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

Пункт 3 указанной статьи закрепляет положение о том, что

«В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента Российской Федерации, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Примечание:

Как известно, впервые в истории выборов попытку замерить градус общественного мнения предприняла одна из американских газет – «Harrisburg Pennsylvanian» – уже в далеком 1824 году – в канун очередных выборов Президента США. Проведенный газетой опрос общественного мнения показал, что один из кандидатов на президентских выборах – Эндрю Джексон должен был буквально разгромить другого кандидата – Джона Куинсли Адамса, старшего сына второго Президента США Джона Адамса, и набрать вдвое больше голосов в Коллегии выборщиков. Однако первый в электоральной истории опрос общественного мнения оказался неточным: Джон Куинсли Адамс победил на выборах и стал шестым Президентом США (4 марта 1825 года – 4 марта 1829 года). На этой основе длительное время опросы общественного мнения оставались на обочине большой американской политики и их организовывали, в основном, мелкие печатные издания, а их результаты, какими бы они ни были, воспринимались, скорее, как забавный казус или информационно-развлекательная болтовня.