Порядок назначения выборов президента в зарубежных странах

Порядок назначения выборов президента в зарубежных странах

Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

09 января, 2018

Конституции и законодательство 35 государств – участников ОБСЕ, а также Афганистана и Туниса регулируют вопросы назначения и проведения всеобщих и прямых президентских выборов.

При этом используются различные модели назначения соответствующим государственным органом президентских выборов.

В целом в 18 государствах при назначении президентских выборов задействован парламентский механизм, в 17 государствах используется иной конституционно-правовой механизм назначения президентских выборов.

Так, в 18 государствах – участников ОБСЕ решение о назначении всеобщих и прямых президентских выборов принимает парламент либо руководитель парламента.

При этом в девяти (из 18) государств президентские выборы назначаются решением однопалатного парламента (Болгария, Ирландия, Кыргызстан, Литва, Молдова, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Украина), в пяти (из других девяти государств) решение о назначении президентских выборов принимается руководителем парламента (Македония, Сербия, Словакия, Словения, Черногория), еще в четырех государствах с двухпалатным парламентом решение о назначении президентских выборов отнесено к компетенции нижней палаты – в двух государствах (Беларусь, Польша) или верхней палаты парламента – также в двух государствах (Российская Федерация, Чехия).

В других 17 государствах используются иные конституционно-правовые механизмы назначения президентских выборов.

Так, в четырех государствах используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов главой государства (Грузия, Казахстан, Португалия, Турция).

В семи государствах используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов правительством – центральным органом исполнительной власти или аналогичным государственным органом (Австрия, Исландия, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Тунис).

В четырех государствах – участниках ОБСЕ, а также в Афганистане используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов центральным избирательным органом (Азербайджан, Босния и Герцеговина, Узбекистан, Афганистан).

В двух государствах используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов в рамках фиксированного календарного срока их проведения (Кипр, США).

В государствах – участниках ОБСЕ, а также Афганистане и Тунисе различаются календарные сроки, в рамках которых парламентом (его верхней палатой) должно быть принято решение о назначении выборов, их подготовка и проведение.

В целом в указанных государствах используются различные модели общих календарных сроков и определения даты назначения и проведения президентских выборов:

- модель назначения и проведение первых всеобщих и прямых выборов за продолжительный период до их проведения (например, Молдова);

- модель назначения и проведение выборов не позднее чем за 130 суток до их проведения (например, Кыргызстан, Украина);

- модель назначения и проведения выборов в трехмесячный срок (например, Румыния);

- модель назначения и проведения выборов не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента (например, Болгария);

- модель назначения и проведения выборов не ранее чем за 65 дней до истечения срока полномочий действующего Президента (например, Монголия);

- модель назначения и проведения выборов в последнее воскресенье – за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента (например, Литва, Македония, Таджикистан);

- модель назначения и проведения выборов не позднее не ранее 60 дней после даты окончания срока исполнения должности Президентом (например, Ирландия, Македония, Словакия, Чехия);

- модель назначения и проведения выборов не позднее чем за 30 дней и не ранее чем за 60 дней до истечения мандата Президента (например, Хорватия);

- модель назначения и проведения выборов за 30 – 60 дней до истечения срока полномочий действующего Президента» (например, Афганистан);

- модель назначения и проведения выборов не позднее чем за 15 дней до истечения срока полномочий действующего Президента (например, Словения).

- модель назначения и проведения выборов в сроки, закрепленные в конституции (например, Кипр).

- модель назначения и проведения президентских выборов в предельно укороченные календарные сроки (например, Сербия).

Используются и другие конституционно-правовые модели общих календарных сроков и определения даты назначения и проведения президентских выборов:

В ряде государств – участников ОБСЕ в ходе проведения конституционно-правовой реформы осуществляется переход от всеобщих и прямых выборов к иным моделям президентских выборов, их назначения и проведения.

Так, в Армении – и это является одной из особенностей электоральной модели президентских выборов, на основании решения, принятого на референдуме, ив соответствии с новым законодательством с 2018 года осуществляется переход от всеобщих и прямых президентских выборов к модели, в которой лицо, включенное под первым номером в списке кандидатов политической партии, политической коалиции, которая по результатам голосования избирателей получила больше депутатских мандатов, чем любая другая политическая партия, политическая коалиция, признается избранным на должность главы государства.

1. Модель назначения всеобщих и прямых президентских выборов парламентом (руководителем парламента)

Из 14 государств – участников ОБСЕ, а также Афганистане и Тунисе, в девяти государствах президентские выборы назначаются решением однопалатного парламента (Ирландия, Кыргызстан, Литва, Молдова, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Украина) в пяти государства – решением руководителя парламента (Македония, Сербия, Словакия, Словения, Черногория).

1.1. Так, в рамках модели «назначение президентских выборов решением парламента»:

В Болгарии в рамках модели «назначение и проведение выборов парламентом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента» Народное собрание – однопалатный парламент назначает выборы Президента Республики Болгарии, принимает решение о проведении национального референдума (статья 84 Конституции Болгарии).

Выборы нового Президента Болгарии проводятся не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента (статья 93 Конституции Болгарии).

В соответствии со статьей 94 Конституции Болгарии Вице-президент Болгарии избирается одновременно и в одном списке с Президентом Болгарии при условиях и в порядке, установленных для избрания Президента Болгарии.

В Литве в рамках модели «назначение и проведение выборов парламентом в последнее воскресенье – за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента» в соответствии со статьей 67 Конституции Литвы Сейм, являющийся однопалатным парламентом, назначает выборы Президента Литвы.

Очередные выборы Президента Литвы проводятся в последнее воскресенье – за два месяца до истечения срока полномочий Президента Литвы (статья 80 Конституции Литвы).

При объявлении Президентом Литвы досрочных выборов Сейма в случаях, предусмотренных частью второй статьи 58 Конституции Литвы, вновь избранный Сейм большинством голосов 3/5 всех депутатов Сейма в течение 30 дней со дня первого заседания может объявить досрочные выборы Президента Литвы.

Президент Литвы, выразивший желание участвовать в выборах, сразу регистрируется в качестве кандидата.

Избранный на таких выборах Президент Литвы считается избранным на второй срок полномочий, если до выборов прошло более трех лет от первого срока его полномочий.

Если прошло менее трех лет от первого срока его полномочий, Президент Литвы избирается только на срок, оставшийся от первого срока полномочий, который не считается вторым сроком полномочий.

Если досрочные выборы Президента Литвы объявляются во время второго срока его полномочий, действующий Президент Литвы может быть избран только на срок, оставшийся от второго срока полномочий (статья 87 Конституции Литвы).

В Ирландии в рамках модели «назначение и проведение выборов парламентом не позднее и не ранее 60 дней после даты окончания срока исполнения должности Президентом» в соответствии со статьей 12 Конституции Ирландии выборы на должность Президента Ирландии должны состояться не позднее и не ранее 60 дней после даты окончания срока исполнения должности каждым Президентом Ирландии, но в случае смещения с должности Президента Ирландии или его смерти, отставки, или постоянной неспособности, установленной надлежащим образом Верховным судом (если это случилось до или после его вступления в должность), избрание на должность Президента Ирландии должно состояться в пределах 60 дней после этого события.

Решение о назначении президентских выборов принимает парламент.

В Молдове в рамках подготовки к проведению первых всеобщих и прямых президентских выборов 1 апреля 2016 года Парламент Молдовы принял решение о проведении первых с 1996 года всеобщих и прямых президентских выборов 30 октября 2016 года.

До 2016 года проводились косвенные выборы Президента Молдовы депутатами парламента.

В Монголии в рамках модели «назначение и проведение выборов парламентом не позднее чем за 65 дней после даты окончания срока исполнения должности Президентом» в декабре 2012 года принят новый Закон о выборах Президента Монголии, в соответствии с которым проведение президентских выборов возможно не ранее чем через шесть месяцев после его принятия.

Дата проведения выборов Президента Монголии определяется Великим государственным хуралом Монголии не позднее чем за 65 дней до дня голосования.

В соответствии с положениями законодательства, выборы Президента Монголии должны состояться в июне, а днем голосования должен быть один из последних 15 рабочих дней этого месяца.

11 апреля 2013 года Великий государственный хурал Монголии по предложению Центральной избирательной комиссии Монголии принял решение о проведении 26 июня 2013 года выборов Президента Монголии, при этом избиратели, находящиеся за пределами территории страны, могли принять участие в голосовании в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Монголии за рубежом в период с 14 по 16 июня.

В Кыргызстане решение о назначении президентских выборов принимает Жогорку Кенеш – однопалатный парламент.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики, частью 1 статьи 48 Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», пунктом 2 части 1 статьи 3 и статьей 134 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» Жогорку Кенеш Кыргызской Республики» решение о проведении 15 октября 2017 года президентских выборов было принято Жогорку Кенешем 14 июня 2017 года, т.е. за четыре месяца (120 календарных дней) до дня голосования на указанных выборах.

Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики было поручено обеспечить проведение свободных, честных и прозрачных выборов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В Таджикистане в соответствии со статьей 6 Конституционного закона Республики Таджикистан «О выборах Президента Республики Таджикистан» назначение выборов Президента Республики Таджикистан Выборы Президента Республики Таджикистан назначаются совместным заседанием Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента Республики Таджикистан.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Республики Таджикистан в трехмесячный срок проводятся выборы Президента Республики Таджикистан.

Сообщение о дне выборов Президента Республики Таджикистан публикуется в печати.

В Туркменистане ранее выборы Президента Туркменистана назначались Халк Маслахаты Туркменистана (указанный государственный орган был упразднен в связи с конституционной реформой от 26 сентября 2008 года) не позднее чем за два месяца до истечения срока его полномочий.

В случае если Президент Туркменистана по тем или иным причинам не мог исполнять свои обязанности, выборы Президента Туркменистана также назначались Халк Маслахаты Туркменистана.

В соответствии с новой редакцией Конституции Туркменистана от 26 сентября 2008 года правом назначения выборов Президента Туркменистана наделен парламент – Меджлис (данное полномочие закреплено также в новом Законе от 13 января 2009 года «О Меджлисе»).

15 октября 2016 года парламент назначил очередные президентские выборы на 12 февраля 2017 года.

На Украине в рамках модели «назначение и проведение выборов парламентом не позднее чем за 130 суток до их проведения» очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента Украины.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня прекращения полномочий.

В соответствии с Конституцией Украины решение о назначении выборов Президента Украины должно быть принято не позднее чем за 130 суток до их проведения.

Решение о назначении президентских выборов принимает Верховная Рада Украины.

1.2. Так, в рамках модели «назначение президентских выборов решением руководителя парламента» (Македония, Сербия, Словакия, Словения, Черногория):

В Македонии в соответствии со статьей 81 Конституции Македонии выборы Президента Македонии проводятся в течение последних 60 дней действия мандата предшествующего Президента Македонии.

В случае прекращения действия мандата Президента Македонии по каким-либо причинам выборы нового Президента Македонии проводятся через 40 дней после прекращения действия мандата.

Так, Председатель Собрания Республики Македония Трайко Вельяновский подписал 2 февраля 2014 года Указ о назначении очередных выборов Президента Македонии на 13 апреля 2014 года.

Решение о дате проведения президентских выборов направляется в Государственную избирательную комиссию Македонии, Министерство иностранных дел Македонии и Министерство юстиции Македонии.

В Сербии в рамках модели «назначение и проведение президентских выборов в предельно укороченные календарные сроки» Спикер парламента 2 марта 2017 года принял решение о проведении 2 апреля президентских выборов.

Участники президентских выборов подвергли критике такой порядок и такие кратчайшие (месячные) сроки назначения и проведения президентских выборов как политически мотивированные, поставившие политическую оппозицию в жесткие временные рамки, поскольку они должны были состояться спустя всего лишь один месяц после их назначения.

В этих условиях Спикер парламента приостановил работу парламента до окончания проведения парламентских выборов, что повлекло определенное негативное воздействие на невозможность формирования парламентом некоторых органов, предусмотренных законодательством, для осуществления контроля за ходом избирательного процесса и деятельностью участников парламентских выборов.

В Словакии выборы должны проводиться в сроки, не превышающие установленных законом регулярных сроков полномочий (статья 30 Конституции Словакии).

В соответствии со статьей 89 Конституции Словакии Председатель Национального совета назначает выборы в Национальный совет, выборы Президента Словакии и выборы в органы территориального самоуправления.

Национальный совет – парламент Словакии назначает выборы Президента Словакии, с тем чтобы первый тур выборов был проведен не позднее чем за 60 дней до окончания срока полномочий действующего Президента Словакии.

Если должность Президента Словакии освободится до истечения срока полномочий, Председатель Национального совета назначает выборы Президента Словакии в течение семи дней, с тем чтобы первый тур выборов был проведен не позднее чем в течение 60 дней со дня назначения выборов Президента Словакии.

В декабре 2013 года Национальный совет принял решение о проведении 15 марта 2014 года очередных выборов Президента Словакии.

В Словении в соответствии со статьей 103 Конституции Словении выборы Президента Словении назначает Председатель Государственного собрания Словении.

Президент Словении должен быть избран не позднее чем за 15 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Словении.

При этом в случае длительной невозможности осуществлять свои полномочия, смерти или отставки, а также при наличии иных препятствий для осуществления Президентом Словении своей функции, до выборов нового Президента Словении временно функцию Президента Словении осуществляет Председатель Государственного собрания Словении.

В этом случае выборы нового Президента Словении должны быть назначены не позднее чем через 15 дней с момента прекращения функции прежнего Президента Словении.

Председатель Государственного собрания временно осуществляет функцию Президента Словении в случае отрешения Президента Словении от его функции (статья 106 Конституции Словении).

В Черногории в соответствии со статьей 96 Конституции Черногории выборы Президента Черногории назначает Председатель Скупщины – однопалатного парламента.

2. Модель назначения всеобщих и прямых президентских выборов решением нижней или верхней палаты парламента

В трех государствах – участниках ОБСЕ используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов руководителем парламента (Беларусь, Польша, Российская Федерация, Чехия).

В Беларуси 30 июня 2015 года Палата представителей – нижняя палата Национального собрания – парламенте Беларуси назначила выборы Президента Беларуси на 11 октября 2015 года.

В Польше 4 февраля 2015 года Спикер Сейма – нижней палаты парламента принял решение о проведении 10 мая 2015 года президентских выборов.

В Чехии до 2013 года Президент Чехии избирался путем проведения косвенных выборов депутатами Парламента на совместном заседании Палаты депутатов и Сената по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (при необходимости в два-три тура голосования).

Первые всеобщие и прямые выборы Президента Чехии, состоявшиеся 11–12 января 2013 года, были назначены решением Председателя Сената – верхней палаты Парламента, принятым 3 октября 2012 года.

В соответствии с законодательством о президентских выборах выборы нового Президента Чехии должны состояться в пределах 60 дней до истечения конституционного срока полномочий действующего Президента Чехии (конституционный срок полномочий действующего Президента Чехии Вацлава Клауса истекал 7 марта 2013 года).

3. Модель назначения всеобщих и прямых президентских выборов главой государства

В четырех государствах – участниках ОБСЕ используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов самим главой государства (Грузия, Казахстан, Португалия, Турция).

В Грузии в соответствии с Конституцией Грузии очередные выборы Парламента Грузии проводятся в октябре календарного года истечения срока полномочий Парламента Грузии.

Дату выборов назначает Президент Грузии не позднее 60 дней до выборов.

Если срок выборов совпадает с чрезвычайным или военным положением, выборы проводятся на шестидесятый день после отмены этого положения.

Дату выборов назначает Президент Грузии немедленно после отмены чрезвычайного или военного положения.

В случае досрочного роспуска Парламента Грузии внеочередные выборы Парламента Грузии проводятся на шестидесятый день после введения в действие указа о досрочном роспуске Парламента Грузии, а дату внеочередных выборов Президент Грузии назначает с введением в действие указа о досрочном роспуске Парламента Грузии.

Очередные выборы Президента Грузии проводятся в октябре календарного года истечения срока полномочий Президента Грузии.

Досрочные выборы Президента Грузии проводятся спустя 45 дней после отставки Президента Грузии.

Если в первом туре выборов Президента Грузии участвовал только один кандидат и тот не набрал необходимого количества голосов, или если во втором туре Президент Грузии не был избран, в течение двух месяцев со дня выборов проводятся повторные выборы.

В период военного или чрезвычайного положения выборы не проводятся.

При проведении 23 октября 2013 года очередных президентских выборов Президент Грузии 4 июля принял решении о дате их проведения.

В Казахстане, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ,

«…14 февраля 2015 года Ассамблея народа Казахстана (АНК), консультативный орган, назначаемый и возглавляемый президентом Назарбаевым, выступил с инициативой провести досрочные президентские выборы, ссылаясь на необходимость избежать проведения и президентских, и парламентских выборов в одно время в 2016 году. Другие органы и члены парламента также заявили о необходимости предоставить президенту новый мандат для реализации программы по стимулированию экономики, чтобы противостоять неблагоприятному внешнему экономическому климату.

24 февраля 2015 года, Конституционный Совет подтвердил исключительное право президента в одностороннем порядке объявить досрочные выборы и 25 февраля президент назначил дату досрочных президентских выборов на 26 апреля. Это вторые подряд президентские выборы, которые проводятся досрочно. Власти выразили свою приверженность проведению выборов в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами…»

В Португалии в соответствии со статьей 133 Конституции в компетенцию Президента Португалии входит, в частности, назначать в соответствии с избирательным законом дату выборов Президента Республики, депутатов Ассамблеи Республики, депутатов Европейского парламента и депутатов областных законодательных ассамблей.

Президент Португалии избирается за 60 дней до истечения полномочий его предшественника на этом посту или через 60 дней после открытия вакансии на президентский пост.

Выборы Президента Португалии не могут проводиться в течение 90 дней до и после даты выборов в Ассамблею Республики (парламент).

В этом случае выборы проводятся через 10 дней после окончания указанного периода, причем полномочия Президента Португалии, срок мандата которого истекает, автоматически продлеваются на необходимый период.

В Турции в соответствии с Конституцией и законодательством назначение президентских, а также парламентских выборов производится декретом Президента Турции.

Действующий Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (двенадцатый президент в политической истории Турции) был избран на указанную должность 28 августа 2014 года.

Срок полномочий – пять лет.

Очередные президентские выборы должны состояться в августе 2019 года.

Президентская избирательная кампания должна начинаться по-меньшей мере за 30 дней до дня истечения полномочий действующего Президента Турции или не позднее 10 дней со дня образования вакансии: общая продолжительность избирательной кампании не может составлять больше 30 календарных дней.

4. Модель назначения всеобщих и прямых президентских выборов правительством

В шести государствах – участниках ОБСЕ используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов правительством – центральным органом исполнительной власти (Австрия, Исландия, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия).

В Австрии президентские выборы назначает правительство страны по согласованию с парламентом.

Так, Правительство Австрии по согласованию с парламентом 28 января 2016 года назначило выборы Федерального президента на 24 апреля 2016 года.

В Исландии в соответствии с конституционными положениями президентские выборы назначает правительство страны.

Так, Премьер-министр Исландии 12 апреля 2016 года назначил на 25 июня 2016 года выборы Президента Исландии.

Продолжительность президентской избирательной кампании составила 76 календарных дней.

В Румынии в соответствии со статьей 96 Конституции Румынии должность Президента Румынии становится вакантной в случае отставки, смещения с должности, окончательной невозможности осуществлять полномочия или смерти.

В трехмесячный срок после того, как должность Президента Румынии стала вакантной, Правительство организует выборы нового Президента Румынии.

При проведении в 2014 году очередных выборов Президента Румынии Премьер-министр Румынии Виктор Понта внес на рассмотрение Правительства решение о проведении 2 ноября 2014 года очередных президентских выборов (при необходимости – проведении 16 ноября второго тура голосования).

В Финляндии в соответствии с Конституцией и законодательством о выборах первый тур голосования на выборах Президента Финляндии проводится в третье воскресенье января последнего шестого года полномочий действующего Президента Финляндии (после года его инаугурации).

В случае необходимости второй тур голосования проводится во второе воскресенье после дня (воскресенья) проведения первого тура голосования.

В соответствии с положениями главы 10 Закона о выборах от 2 октября 1998 года (с изменениями и дополнениями) в случае если действующий Президент Финляндии, кандидат, избранный на должность Президента Финляндии или баллотирующийся кандидат на должность Президента Финляндии признан недееспособным или длительно болен Государственный совет назначает проведение новых президентских выборов на возможно ближайший воскресный день (решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в Государственной книге актов Финляндии).

В составе Государственного совета Министр юстиции Финляндии действует как должностное лицо, на которого возложены обязанности по подготовке и проведению президентских выборов.

Прошедшие президентские выборы были проведены 22 января (первый тур голосования) и 5 февраля (второй тур голосования) 2012 года, очередные – в январе 2018 года.

Во Франции в соответствии со статьей 7 Конституции выборы Президента Франции проводятся по объявлению Правительства.

Избрание нового Президента Франции проводится не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего Президента.

Если пост Президента Франции по какой бы то ни было причине окажется вакантным или если Конституционный совет по запросу Правительства вынесет абсолютным большинством голосов решение о наличии обстоятельств, препятствующих Президенту Франции осуществлять его обязанности, то эти обязанности, за исключением предусмотренных в статьях 11 и 12 Конституции Франции, временно возлагаются на председателя Сената (руководителя верхней палаты парламента), а если у него в свою очередь возникнут препятствия к их исполнению – на Правительство.

В случае вакансии или если препятствие носит по определению Конституционного совета необратимый характер, выборы нового Президента Франции проводятся, за исключением обстоятельств, связанных с действием непреодолимой силы, наличие которых подтверждено Конституционным советом, не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии или объявления о необратимости препятствия.

Если в течение семи дней до крайнего срока представления кандидатур одно из лиц, публично заявивших менее чем за 30 дней до этой даты о своем намерении быть кандидатом, скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до начала первого тура один из кандидатов скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет объявляет о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов в первом туре до возможного снятия кандидатур, Конституционный совет объявляет о повторном проведении всех выборных мероприятий; то же происходит в случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, вышедших во второй тур.

Во всех случаях делается запрос в Конституционный совет в соответствии с положениями статьи 61 Конституции Франции или с правилами выставления кандидатур, которые определены органическим законом, предусмотренным в статье 6 Конституции Франции. Конституционный совет может продлить сроки, предусмотренные Конституцией, однако выборы должны состояться не позднее чем через 35 дней после даты принятия решения Конституционным советом.

Если применение указанного конституционного положения приведет к переносу выборов на более позднюю дату, чем окончание мандата действующего Президента Франции, последний остается в должности до провозглашения его преемника.

В Хорватии в рамках модели «проведение выборов не позднее чем за 30 дней и не ранее чем за 60 дней до истечения мандата Президента» очередные всеобщие и прямые выборы Президента Хорватии назначаются Правительством Хорватии (Кабинетом министров).

Так, прошлые президентские выборы были назначены на 28 декабря 2014 года (проведение при необходимости второго тура голосования было запланировано на 11 января 2015 года; действующий Президент Хорватии Иво Йосипович вступил в должность 18 февраля 2010 года; срок полномочий Президента Хорватии составляет четыре года).

Решение Правительства о назначении очередных президентских выборов было принято 20 ноября 2014 года.

В Тунисе первые всеобщие и прямые выборы Президента Туниса после принятия в январе 2014 года новой Конституции были назначены решением Премьер-министра Туниса на 23 ноября (первый тур голосования) и 21 декабря (второй тур голосования) 2014 года.

5. Модель назначения всеобщих и прямых президентских выборов центральным избирательным органом

В трех государствах – участниках ОБСЕ, а также в Афганистане используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов центральным избирательным органом (Азербайджан, Босния и Герцеговина, Узбекистан, Афганистан).

В Азербайджане в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Азербайджана решение о назначении выборов Президента Азербайджана принимает Центральная избирательная комиссия Азербайджана.

2 октября 2013 года Центральная избирательная комиссия Азербайджана приняла решение о проведении 13 октября 2013 года очередных президентских выборов.

В Боснии и Герцеговине 12 февраля 2014 года Социал-демократическая партия внесла в парламент предложение о проведении досрочных парламентских выборов (в связи с массовыми общественными протестами в Федерации Боснии и Герцеговины – одном из государствообразующих субъектов федерации – в связи с социально-экономическим кризисом).

Однако Президент Республики Сербской (второго государствообразующего субъекта федерации) выступил против данного предложения.

15 мая 2014 года Центральная избирательная комиссия Боснии и Герцеговины приняла решение о назначении на 12 октября 2014 года очередных парламентских выборов (в связи с истечением конституционного срока полномочий).

В целом в единый день голосования – при проведении 12 октября 2014 года выборов различных видов и уровней замещению подлежало 518 мандатов:

- три мандата членов Президиума Боснии и Герцеговины;

- 42 депутатских мандата в Палате представителей – нижней палате Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины (федерального парламента), при этом из 28 депутатских мандатов, подлежащих замещению на выборах в Федерации Боснии и Герцеговины, 21 депутатский мандат замещался как основные депутатские мандаты и семь депутатских мандатов – как компенсационные депутатские мандаты, а из 14 депутатских мандатов, подлежащих замещению на выборах в Республике Сербской, девять депутатских мандатов замещались как основные депутатские мандаты и пять депутатских мандатов – как компенсационные депутатские мандаты;

- 98 депутатских мандатов в нижней палате Парламента Федерации Боснии и Герцеговины – Палате представителей, при этом 73 депутатских мандата замещались как основные депутатские мандаты и 25 депутатских мандатов – как компенсационные депутатские мандаты;

- 289 депутатских мандатов кантональных собраний: в кантоне 1 – 30, в кантоне 2 – 21, в кантоне 3 – 35, в кантоне 4 – 35, в кантоне 5 – 25, в кантоне 6 – 30, в кантоне 7 – 30, в кантоне 8 – 23, в кантоне 9 – 35, в кантоне 10 – 25 депутатских мандатов;

- три мандата в Республике Сербской – Президента и двух вице-президентов Республики Сербской;

- 83 депутатских мандата Народной скупщины Республики Сербской, при этом 63 депутатских мандата замещались как основные депутатские мандаты и 20 депутатских мандатов – как компенсационные депутатские мандаты.

С учетом проведения и муниципальных выборов замещению подлежало 813 мандатов.

В Узбекистане 9 сентября 2016 года, через неделю после кончины первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, Центральная избирательная комиссия Узбекистана объявила о проведении досрочных президентских выборов 4 декабря 2016 года.

В Афганистане в соответствии со статьей 33 Закона «О выборах» Независимая избирательная комиссия Афганистана должна объявить дату выборов, по крайней мере, за 140 дней до их проведения.

Независимая избирательная комиссия Афганистана должна, по крайней мере, за 120 дней до назначенной даты выборов, избирательный календарь, четко содержащий все назначенные даты.

В соответствии со статьей 61 Конституции Афганистана срок полномочий Президента истекает первого числа месяца джауза (22 мая; в високосный год – 21 мая) пятого года после избрания.

В соответствии со статьей 147 Конституции Афганистана в случае если в период действия чрезвычайного положения завершаются сроки полномочий Президента или законодательного периода Национального совета, то проведение новых выборов откладывается, а срок полномочий Президента и членов Национального совета продлевается на четыре месяца.

В случае если чрезвычайное положение продлится более четырех месяцев, то Президент созывает Лоя Джиргу.

После отмены чрезвычайного положения в течение двух месяцев проводятся выборы.

Перед проведением 5 апреля 2014 года выборов Президента Афганистана решение о назначении выборов и обнародовании календарного плана подготовки и проведения выборов

Президента Афганистана должно было быть принято не позднее 31 октября 2012 года, планирование соответствующих электоральных мероприятий по проведению президентских и провинциальных выборов – в период с 10 ноября 2012 года по 18 февраля 2013 года, формирование списка избирательных центров – с

22 октября 2012 года по 3 февраля 2013 года. При проведении 5 апреля 2014 года президентских выборов второй тур голосования первоначально намечался на 28 мая (фактически второй тур голосования был проведен 14 июня 2014 года).

6. Модель порядка назначения президентских выборов в фиксированный календарный срок

В двух государствах – участниках ОБСЕ используется конституционно-правовая модель назначения президентских выборов в рамках фиксированного календарного срока их проведения (Кипр, США).

Так, на Кипре в соответствии со статьей 43 Конституции Кипра срок полномочий Президента и вице-президента Кипра составляет пять лет, начиная со дня вступления в должность и завершая вступлением нового Президента или вице-президента Кипра в свои права.

Срок полномочий Президента или вице-президента Кипра, избранных в результате досрочных выборов, равняется соответствующему неистекшему сроку полномочий Президента или вице-президента Кипра, на пост которого он избран в результате выборов.

Выборы нового Президента и вице-президента Кипра проводятся до истечения пятилетнего срока полномочий уходящих Президента и вице-президента Кипра с тем, чтобы обеспечить возможность вступления в должность новых Президента и вице-президента Кипра в день истечения срока полномочий.

Очередные президентские выборы будут проведены 28 января (первый тур голосования) и 4 февраля (второй тур голосования) 2018 года.

Решение о проведении президентских выборов принимает Президент Кипра посредством издания декрета о дате проведения выборов Президента Кипра.

В соответствии со статьей 39 Конституции Кипра Президент и вице-президент Республики избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, проводимого в один и тот же день, но отдельно, за исключением того случая, когда проводятся дополнительные выборы на вакантный пост.

В обоих случаях, если выдвинут лишь один кандидат, он провозглашается избранным. Кандидат, получивший более пятидесяти процентов действительных голосов из числа поданных, считается избранным.

Если никто из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, выборы повторяются в соответствующий день ровно через одну неделю между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество действительных голосов, после чего тот кандидат, кто получит в результате этих повторных выборов наибольшее число поданных действительных голосов, считается избранным.

Если проведение выборов невозможно в связи с чрезвычайными и неожиданно возникшими обстоятельствами, как, например, в связи с землетрясением, наводнением, всеобщей эпидемией и прочими подобными причинами в назначенный согласно Конституции день, то выборы проводятся в соответствующий день на следующей неделе.

В США в соответствии с Конституцией сроки проведения выборов жестко фиксированы, поэтому стадия их назначения отсутствует:

1) первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года (избрание выборщиков на выборах Президента США);

2) первый понедельник после второй среды декабря того же года (избрание выборщиками Президента США).

Примечание:

Афганистан и Тунис являются государствами – партнерами ОБСЕ по сотрудничеству.

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук