Члены избирательных органов с правом совещательного голоса в государствах региона ОБСЕ

Члены избирательных органов с правом совещательного голоса в государствах региона ОБСЕ

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

01 декабря, 2021

1.

В большинстве из 56 государств – участников ОБСЕ законодательство не предусматривает института членов избирательных органов с правом совещательного голоса.

В частности, это связано с необходимостью соблюдения принципа равного представительства в составе избирательных органов на основе назначения «не более одного представителя от участника выборов в состав избирательного органа», а именно: в условиях, когда по предложению участника выборов первоначально назначается член избирательного органа с правом решающего голоса и, затем, в том числе в обязательном порядке, назначается также член избирательного органа с правом совещательного голоса, вышеуказанный принцип может быть нарушен и допущено нахождение в составе избирательного органа более одного представителя от соответствующего участника выборов.

Институт членов избирательных органов (комиссий, комитетов и др.) с правом совещательного голоса (в различных его модификациях, в том числе в виде представителя кандидата, политической партии в избирательной комиссии) предусмотрен в законодательстве 22 (из 56) государств региона ОБСЕ (например, Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Исландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Португалия, Российская Федерация, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Черногория) (см. Приложение).

Законодательство государств региона ОБСЕ предусматривает различные модели функционирования института членов избирательных органов с правом совещательного голоса, учитывающие национальную специфику организации избирательного процесса, развития партийно-политической системы, уровень общественного доверия к выборам и их результатам.

В отдельных государствах региона ОБСЕ в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов члены избирательных органов с правом совещательного голоса назначаются в состав только отдельных и, как правило, нижестоящих или низовых избирательных органов (например, Австрия, Азербайджан, Албания), в других – в состав всех избирательных органов, в том числе центральных избирательных органов (например, Болгария, Молдова, Турция, Черногория), либо только в центральный избирательный орган (например, Венгрия, Мальта), либо в центральный избирательный орган и среднее звено системы избирательных органов (за исключением участковых избирательных органов) (например, Беларусь).

В отдельных государствах законодательно закреплено положение о том, что при проведении соответствующих выборов члены участковых избирательных органов с правом совещательного голоса имеют по одному заместителю, которые могут их заменять при проведении голосования избирателей в день выборов (например, Черногория).

Законодательство государств региона ОБСЕ предусматривает, что члены избирательных органов с правом совещательного голоса обладают теми же правами, что и члены указанных избирательных органов с правом решающего голоса, за некоторым исключением (например, Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Исландия, Казахстан, Мальта, Молдова, Словакия, Турция, Черногория).

В соответствии с законодательством члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса наделены, как правило, существенным, но не полным объемом полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (за исключением, в частности, права голосовать по вопросам компетенции соответствующей избирательной комиссий, принимать участие в подсчете избирательных бюллетеней).

При этом в отдельных государствах региона ОБСЕ члены избирательных органов с правом совещательного голоса, наоборот, наделяются в полном объеме теми же правами, что и члены указанных избирательных органов с правом решающего голоса, в том числе в части принимать участия в голосовании (например, Венгрия, Сербия).

Законодательство отдельных государств региона ОБСЕ не наделяет полномочных представителей субъектов избирательного процесса какими-либо полномочиями членов избирательных органов с правом совещательного голоса, оставляя за ними только полномочия по представительству интересов назначивших их субъектов избирательного процесса, в том числе при проведении заседаний избирательных органах (например, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистана).

Так, в Узбекистане в соответствии с Избирательным кодексом (статья 34) при проведении президентских и парламентских выборов политическая партия, выдвинувшая кандидатов на должность Президента Узбекистана, в законодательный (представительный) орган государственной власти, в органы местного самоуправления, вправе назначить уполномоченного представителя для участия в заседаниях избирательной комиссии, сдаче документов, проверке правильности составления подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке.

На этой основе указанные представители политических партий не являются членами соответствующих избирательных комиссий с правом совещательного голоса, не наделяются какими-либо полномочиями указанных членов избирательных комиссий, а только вправе участвовать в заседаниях избирательных органов в качестве приглашенных лиц – полномочных представителей политических партий, осуществлять представительство интересов политической партии.

2.

1. Законодательство ряда государств региона ОБСЕ закрепляет, как правило, общую модель представительства непосредственных участников выборов в избирательных органах, предусматривающую, что каждый зарегистрированный субъект парламентского избирательного процесса назначает по одному члену соответствующих избирательных органов с правом совещательного голоса (например, Беларусь, Болгария, Венгрия, Кыргызстан, Молдова, Турция. Украина, Черногория).

Так, в Беларуси в соответствии с Избирательным кодексом при проведении президентских выборов кандидат на должность Президента Беларуси вправе со дня его регистрации направить в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (ЦИК Беларуси) члена комиссии с правом совещательного голоса.

Срок полномочий члена ЦИК Беларуси с правом совещательного голоса начинается со дня получения Комиссией от кандидата на должность Президента Беларуси письменного уведомления о направлении члена Комиссии с правом совещательного голоса.

Член Центральной комиссии с правом совещательного голоса вправе: вносить в повестку дня заседаний Центральной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним; выступать на заседаниях Центральной комиссии; задавать участникам заседания Центральной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы; знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании Центральной комиссии.

Член Центральной комиссии с правом совещательного голоса не вправе: участвовать в проводимых Центральной комиссией проверках, в голосовании при принятии комиссией решений; давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени Центральной комиссии.

Полномочия члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса досрочно прекращаются: по его письменному заявлению; по решению Центральной комиссии при прекращении полномочий кандидата в Президенты Республики Беларусь; по заявлению кандидата в Президенты Республики Беларусь об отзыве направленного им члена Центральной комиссии; в случае прекращения гражданства Республики Беларусь.

Полномочия члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса могут быть досрочно прекращены по решению Центральной комиссии при совершении им действий, дискредитирующих Центральную комиссию или препятствующих ее работе.

Полномочия членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются после установления Центральной комиссией итогов выборов Президента Республики Беларусь.

В целом члены окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса не имеют права голосовать, однако они могут присутствовать на заседаниях окружных избирательных комиссий, вносить предложения, задавать вопросы и проверять документы окружных избирательных комиссий.

В Болгарии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов политические партии, политические коалиции, общественные комитеты по выдвижению независимых кандидатов вправе назначать не только наблюдателей для осуществления наблюдения на выборах, деятельностью избирательных комиссий, но также доверенных лиц и уполномоченных представителей в состав избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

В Венгрии в соответствии с законодательством организация и проведение парламентских выборов возложены на постоянно действующую коллегиальную Национальную избирательную комиссию Венгрии, а также на ее секретариат (аппарат) – Национальное избирательное бюро Венгрии.

Состав Национальной избирательной комиссии Венгрии – семь человек: Председатель и шесть членов с правом решающего голоса, которые назначаются Парламентом Венгрии по предложению Председателя (Президента) Парламента.

За утверждение кандидатуры члена Национальной избирательной комиссии Венгрии должно проголосовать не менее двух третей депутатов Парламента Венгрии; в случае если кандидат не получил требуемое большинство голосов депутатов, прежний член Национальной избирательной комиссии Венгрии сохраняет свои полномочия на новый срок.

При этом каждая политическая партия, имеющая партийную фракцию в парламенте, вправе назначить в Национальную избирательную комиссию Венгрии по одному своему представителю в качестве временного члена Комиссии, полномочия которого заканчиваются в день официального обнародования решения о назначении парламентских выборов.

Кроме того, при проведении парламентских выборов каждая политическая партия, политическая коалиция вправе назначить по одному временному члену Национальной избирательной комиссии Венгрии с правом решающего голоса, полномочия которого заканчиваются в день начала сессионной деятельности парламента нового созыва (в частности, при проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов таким правом обладали 18 политических партий, политических коалиций, из которых только 14 воспользовались таким правом; кроме того, политические партии национальных меньшинств назначили пять членов Национальной избирательной комиссии Венгрии, которые имели право голоса при решении электоральных вопросов, относящихся только к соответствующим национальным меньшинствам; при проведении 8 апреля 2018 года очередных парламентских выборов таким правом обладали уже 23 политические партии, политические коалиции, из которых только 15 воспользовались таким правом; кроме того, шесть политических партий национальных меньшинств назначили шесть членов Национальной избирательной комиссии Венгрии, которые имели право голоса при решении электоральных вопросов, относящихся только к соответствующим национальным меньшинствам: в целом в составе Национальной избирательной комиссии Венгрии был 21 член с правом «совещательного голоса», назначенные непосредственными участниками парламентских выборов (в 2014 году – 19).

В Кыргызстане Кодекс о выборах в новой редакции от 23 октября 2007 года предусматривает возможность назначения политической партией, выдвинувшей кандидата, список кандидатов, своего представителя в состав избирательной комиссии в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Так, после регистрации кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией зарегистрированный кандидат либо политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, список кандидатов, а также в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Зарегистрированный кандидат либо уполномоченный представитель политической партии должен направить официальные документы в соответствующую избирательную комиссию, председатель которой вносит назначенных лиц в списки членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и выдает им удостоверения.

При этом членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях, учреждениях, судьи, прокуроры, а также лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.

Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, фамилии, имени и отчества кандидата либо наименования политической партии, назначившей члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

При этом в случаях, предусмотренных законодательством, кандидат, политическая партия несут ответственность за действия своих членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса за нарушение ими требований законодательства.

Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению кандидата, политической партии, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.

В соответствии с законодательством расформирование избирательной комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

В Молдове при проведении парламентских и президентских выборов в соответствии с Кодексом о выборах каждый зарегистрированный субъект парламентского и президентского избирательного процесса назначает по одному члену соответствующих избирательных органов с правом совещательного голоса.

В частности, при проведении президентских выборов в соответствии с Положением о деятельности представителей кандидатов с правом совещательного голоса конкурентов на выборах, утвержденных ЦИК Молдовы, предусматривается право указанных лиц с правом совещательного голоса вносить предложения и требовать проведения по ним голосования.

На Украине при проведении 21 июля 2019 года досрочных парламентских выборов каждый политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов по национальному избирательному округу, в соответствии с законодательством имели право назначить по одному члену Центральной избирательной комиссии Украины с правом совещательного голоса.

В Черногории в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов все политические партии, политические коалиции, зарегистрировавшие списки своих кандидатов, имеют право назначать по одному члену каждой избирательной комиссии (с правом совещательного голоса), работающих в избирательных комиссиях, в том числе в Государственной избирательной комиссии Черногории, на общественных началах.

В соответствии с законодательством участковые избирательные комиссии образуются только на период проведения соответствующих выборов.

Члены участковых избирательных комиссий назначаются соответствующей вышестоящей муниципальной избирательной комиссией.

В частности, при проведении выборов Президента Черногории в состав участковой избирательной комиссии назначается пять членов с правом решающего голоса, представляющих различные политические партии пропорционально их представительству в составе Скупщины – парламента Черногории; кроме того, в состав участковой избирательной комиссии входит по одному уполномоченному представителю от каждого зарегистрированного кандидата на должность Президента Черногории с правом совещательного голоса.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также с правом совещательного голоса имеют по одному заместителю, которые могут их заменять при проведении голосования избирателей в день выборов.

В Турции политические партии, получившие на парламентских выборах наибольшее действительных число голосов избирателей, вправе назначить членов Высшего избирательного совета Турции с правом совещательного голоса.

При этом в отдельных государствах региона ОБСЕ законодательно предусмотрена смешанная система формирования избирательных органов, в рамках которой в назначении членов избирательных органов с правом совещательного голоса принимают участие также государственные и муниципальные органы (например, Словакия).

В Словакии в соответствии с законодательством политические партии, принимающие участие в выборах, вправе назначить своих представителей в состав всех окружных и участковых избирательных комиссий.

При проведении выборов государственные и муниципальные органы вправе назначить в состав каждой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и для выполнения обязанностей секретаря избирательного комиссии одного (единого) представителя.

Соответствующие органы назначают членов избирательных комиссий с совещательным голосом для оказания содействия членам окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в осуществлении их полномочий.

Так, в целях содействия избирательным комиссиям один сотрудник один сотрудник окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса – руководителем соответствующей области, один сотрудник участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса – мэром соответствующего муниципалитета.

Законодательство отдельных государств региона ОБСЕ предусматривает возможность назначения в состав избирательных органов более одного его члена с правом совещательного голоса (например, Мальта).

Так, на Мальте при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством каждая политическая партия, принимающая участие в них, вправе назначить двух партийных делегатов в состав Избирательной комиссии Мальты с правом совещательного голоса.

2. В некоторых государствах региона ОБСЕ в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов для реализации права назначения в состав избирательных органов членов с правом совещательного голоса непосредственные участники парламентских выборов должны зарегистрировать в кандидатов в соответствующем количестве избирательных округов (например, Азербайджан), либо не иметь своих представителей, назначенных в соответствующие избирательные органы в качестве членов с правом решающего голоса (например, Австрия, Исландия).

Так, в Австрии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов политические партии, не представленные в Национальном совете – нижней палате федерального парламента, вправе направить в каждую участковую избирательную комиссию по одному своему представителю в качестве электорального свидетеля с правом совещательного голоса.

В целом члены участковых избирательных советов назначаются политическими партиями на пропорциональной основе по результатам прошедших парламентских выборов в разрезе соответствующей административно-территориальной единицы.

Лицо не может отказаться от назначения в состав участкового избирательного совета в качестве члена участкового избирательного совета с правом решающего голоса или электорального свидетеля (т.е. члена участкового избирательного совета) с правом совещательного голоса, если оно проживает на территории данного избирательного участка (на практике политические партии, политические коалиции предварительно получают согласие лица на его назначение в состав участкового избирательного совета).

Члены участковых избирательных советов не получают денежного вознаграждения за исполнение электоральных обязанностей, кроме незначительной компенсации по оплате расходов на питание с учетом количества времени исполнения своих должностных обязанностей.

В Азербайджане в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов политические партии, политические коалиции (блоки политических партий), зарегистрировавшие своих кандидатов более чем в 60 одномандатных избирательных округах, имеют право назначить в соответствующие окружные избирательные комиссии, а также в участковые избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Зарегистрированный кандидат вправе назначить по одному члену соответствующей избирательной комиссии (окружной и участковых) с правом совещательного голоса в избирательном округе, на территории которого он зарегистрирован.

В целях контроля над использованием государственной автоматизированной избирательной системы (ГАИС) или ее отдельных технических средств соответствующая избирательная комиссия (ЦИК Азербайджана, окружные избирательные комиссии) создает своим решением специальную группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса.

Группа контроля проверяет готовность комплекса автоматизированных средств к работе, достоверность сведений, введенных из протоколов избирательных комиссий и внесенных в ГАИС, достоверность приложенных к протоколу сведений, осуществляет контроль за соблюдением требований Избирательного кодекса Азербайджана, инструкций и других документов ЦИК Азербайджана, относящихся к использованию ГАИС, осуществляет контроль за оформлением действий, предусмотренных регламентом и планами соответствующей избирательной комиссии для использования ГАИС.

Группа контроля может привлечь к своей работе специалистов в области автоматизированных информационных систем.

Все члены избирательной комиссии, наблюдатели, представители средств массовой информации имеют право знакомиться с любой информацией, внесенной в ГАИС и полученной из этой системы (с учетом требований части III статьи 32 Конституции Азербайджана, предусматривающей государственные гарантии нераспространения внесенных в ГАИС сведений об избирателях).

Входящие в группу контроля члены избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса имеют равные права, они могут знакомиться с любой информацией, передаваемой избирательной комиссии по каналу технической связи, в том числе требовать объяснения в связи с техническим оформлением ГАИС и относительно действий всего технического персонала ГАИС, сравнивать сведения, составленные от руки и при помощи технических средств.

В случае если действия того или иного лица из рабочего персонала ГАИС или наблюдателей противоречат закону, группа контроля уведомляет об этом председателя избирательной комиссии и выдвигает предложение об устранении нарушений или исключении допустивших их лиц.

Результаты проведенных группой контроля проверок должны быть отражены в текущих документах соответствующих избирательных комиссий.

В отдельных государствах региона ОБСЕ право назначения членов избирательных органов с правом совещательного голоса предоставлено только тем политическим партиям, которые, в частности, не имеют своих представителей в избирательных комиссиях в качестве членов с правом решающего голоса (например, Исландия, Казахстан).

Так, в Исландии в ноябре 2012 года в законодательство о выборах были внесены изменения, в соответствии с которыми, в частности, политическим партиям, не имеющим своих представителей в избирательных комиссиях, было предоставлено право назначать в состав Национальной избирательной комиссии Исландии и головных (окружных) избирательных комиссий своих представителей в качестве их членов с правом совещательного голоса.

В Казахстане при проведении при проведении 26 апреля 2015 года досрочных президентских выборов политические партии, не представленные в избирательных комиссиях в качестве их членов с правом решающего голоса, могли назначить в избирательные комиссии своих представителей без права голоса на период проведения соответствующих выборов, т.е. с правом совещательного голоса.

3. В некоторых государствах региона ОБСЕ законодательно закреплена модель, предусматривающая, что членами избирательных органов с правом совещательного голоса являются только должностные лица соответствующих избирательных органов – как правило, секретари соответствующих избирательных органов (например, Албания, Андорра, Бельгия, Португалия, Словения).

Так, в Албании в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов в состав зональных и участковых избирательных комиссий входит ряд членов, в том числе должностных лиц избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Так, в состав зональных избирательных комиссий входит семь членов с правом решающего голоса и секретарь с правом совещательного голоса, назначаемые ЦИК Албании на основе нормы представительства парламентских политических партий.

При этом три члена зональной избирательной комиссии назначаются на основе предложений политических партий парламентского большинства, три члена – оппозиционных парламентских политических партий.

Седьмой член зональной избирательной комиссии предлагается оппозиционной Демократической партией Албании и правящей Социалистической партией Албании соответственно в 46 и 46 зональных избирательных комиссий (при проведении 25 апреля 2021 года было образовано 92 зональные избирательные комиссии).

В состав участковых избирательных комиссий также входит семь человек с правом решающего голоса и секретарь с правом совещательного голоса, назначаемые соответствующей зональной избирательной комиссией на основе нормы представительства парламентских политических партий, а именно: три члена участковой избирательной комиссии назначаются на основе предложений политических партий парламентского большинства, три члена – оппозиционных парламентских политических партий.

В Андорре при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством Генеральный секретарь парламента исполняет (по должности) обязанности Секретаря Избирательного совета Андорры и в качестве Секретаря играет консультативную роль, т.е. наделен только правом совещательного, но не решающего, голоса.

В Бельгии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов в состав каждой из 11 головных (окружных избирательных комиссий), среднего звена системы избирательных органов страны, входит председатель и четыре члена с правом решающего голоса, четыре их заместителя, а также секретарь, который не имеет права решающего голоса (имеет только право совещательного голоса).

Аналогичное положение распространяется на кантональные избирательные комиссии, в состав которых входит председатель и четыре члена с правом решающего голоса, четыре их заместителя, а также секретарь, который также не имеет права решающего голоса (имеет только право совещательного голоса).

Кроме того, в составе участкового избирательного бюро, которое организует только проведение голосования избирателей, председатель и четыре члена, четыре их заместителя законодательно наделены правом решающего голоса, тогда как секретарь не имеет права решающего голоса (имеет только право совещательного голоса).

В кантонах, в которых не используются технические средства подсчета голосов избирателей, образуются специальные счетные центры для централизованного подсчета голосов избирателей, в состав которых входят председатель, четыре члена с правом решающего голоса, четыре их заместителя, а также секретарь, который не имеет права решающего голоса (имеет только право совещательного голоса).

В целом в Бельгии используется иерархическая организационно-правовая модель формирования избирательных органов, в рамках которой в состав указанных органов входит 10 человек: председатель, четыре члена с правом решающего голоса, и четыре их заместителя (резервных члена), а также секретарь, имеющий только право совещательного голоса.

В Португалии при проведении 24 января 2021 года очередных президентских выборов было образовано 22 областных счетных комиссии, в состав которых входило 13 человек, в том числе два юриста (правоведа), назначаемых непосредственно председателем областной счетной комиссии, два математика или представителя иных учебных дисциплин, назначаемых Министерством образования и культуры Португалии (в автономных областях – соответствующим Министром Республики), шесть председателей участковых избирательных комиссий соответствующего избирательного округа, отобранных окружным (районным) судом (до 2019 года – предложенных губернатором (в автономных областях – соответствующим Министром Республики), а также клерк – старший советник по правовым вопросам руководителя избирательного округа, назначенный председателем областной счетной комиссии, на которого возложено исполнение обязанностей секретаря областной счетной комиссии, без права участия в голосовании.

В Словении в соответствии с законодательством в состав территориальной избирательной комиссии входит один судья и один эксперт в области права, остальные члены территориальной избирательной комиссии назначаются на основании предложений депутатских групп в Государственном собрании Словении с учетом обеспечения пропорционального представительства парламентских политических партий, политических коалиций.

Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии вправе принимать участие в обсуждении вопросов на заседании избирательной комиссии, но не вправе принимать участие в голосовании при принятии решения.

В состав территориальной избирательной комиссии входит также секретарь комиссии (но без права решающего голоса), который является должностным лицом одной из 58 местных административных единиц в структуре Министерства государственного управления Словении.

В отдельных государствах региона ОБСЕ – в условиях преодоления военного и политического кризиса при содействии со стороны международных организации – в состав центрального избирательного органа с правом совещательного голоса входят представители международной организации (например, Босния и Герцеговина).

Так, в Боснии и Герцеговине в соответствии с законодательством состав ЦИК Боснии и Герцеговины назначается Парламентской ассамблеей Боснии и Герцеговины на основе квоты представительства государствообразующих народов (босняков, хорватов и сербов).

Так, в соответствии с законодательством в семичленный состав ЦИК Боснии и Герцеговины должно быть назначено два босняка, два хорвата, два серба и один представитель других, не государствообразующих народов в качестве члена Комиссии с правом решающего голоса.

Кроме того, Постоянная миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине и Бюро высокого представителя ООН вправе назначить по одному своему представителю в состав Комиссии с правом совещательного голоса.

4. Законодательство государств региона ОБСЕ предусматривает, что члены избирательных органов с правом совещательного голоса обладают теми же правами, что и члены указанных избирательных органов с правом решающего голоса, за некоторыми исключениями, перечисленными в законодательстве (например, Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Исландия, Кыргызстан, Молдова, Черногория).

В соответствии с законодательством члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса наделены, как правило, существенным, но не полным объемом полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (за исключением права голосовать по вопросам компетенции соответствующей избирательной комиссий, принимать участие в подсчете избирательных бюллетеней).

Так, в Беларуси в соответствии с Избирательным кодексом при проведении президентских выборов кандидат на должность Президента Беларуси вправе со дня его регистрации направить в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (ЦИК Беларуси) члена комиссии с правом совещательного голоса.

Член ЦИК Беларуси с правом совещательного голоса вправе: вносить в повестку дня заседаний Комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним; выступать на заседаниях Комиссии; задавать участникам заседания Комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы; знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании Комиссии.

Член Комиссии с правом совещательного голоса не вправе: участвовать в проводимых Комиссией проверках, в голосовании при принятии комиссией решений; давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени Комиссии.
Полномочия членов ЦИК Беларуси с правом совещательного голоса прекращаются после установления Комиссией результатов выборов Президента Беларуси.

Аналогичный правовой статус законодательно закреплен и в отношении членов окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса; при этом законодательство не предусматривает статус члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

В Кыргызстане Кодекс о выборах в новой редакции от 23 октября 2007 года предусматривает, что член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдавать и подписывать избирательные бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, погашении избирательных бюллетеней и подсчете голосов избирателей; составлять протокол об итогах голосования и о результатах выборов; участвовать в голосовании на заседании избирательной комиссии и подписывать решения избирательной комиссии.

В Черногории при проведении голосования избирателей член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие несмываемых чернил на руке избирателя с помощью особой лампы; наличие избирателя в списке избирателей; наносит на правую руку избирателя несмываемыми чернилами (при помощи специального баллончика со спреем) и проставляет в списке избирателей отметку об участии избирателя в голосовании; выдает избирателю избирательный бюллетень, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня проставляет печать участковой избирательной комиссии.

Избиратель входит в кабину для тайного голосования, проставляет отметку в избирательном бюллетене и складывает избирательный бюллетень пополам; затем, избиратель передает сложенный пополам избирательный бюллетень члену участковой избирательной комиссии для отрывания отрывного талона избирательного бюллетеня (отрывной талон избирательного бюллетеня складывается в отдельную коробку, которая после завершения процедуры голосования в день выборов передается в вышестоящую муниципальную избирательную комиссию вместе с другими избирательными документами), и опускает избирательный бюллетень в стационарный ящик для голосования.

В соответствии с законодательством вышеуказанные обязанности члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может исполнять уполномоченный представитель кандидата (член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса), за исключением работы со списком избирателей, с которым может работать только председатель или заместитель председателя участковой избирательной комиссии.

В отдельных государствах региона ОБСЕ члены избирательных органов с правом совещательного голоса, наоборот, в полном или почти полном объеме наделяются теми же правами, что и члены указанных избирательных органов с правом решающего голоса, в том числе в части принимать участия в голосовании (например, Венгрия, Сербия).

В Венгрии при проведении парламентских выборов каждая политическая партия, политическая коалиция вправе назначить по одному временному члену Национальной избирательной комиссии Венгрии с правом решающего голоса (в частности, при проведении 8 апреля 2018 года очередных парламентских выборов таким правом обладали 23 политические партии, политические коалиции, из которых только 15 воспользовались таким правом; кроме того, шесть политических партий национальных меньшинств назначили шесть членов Национальной избирательной комиссии Венгрии, которые имели право голоса при решении электоральных вопросов, относящихся только к соответствующим национальным меньшинствам: в целом в составе Национальной избирательной комиссии Венгрии был 21 член с правом «совещательного голоса» (в 2014 году – 19).

В соответствии с законодательством полномочия временных членов Национальной избирательной комиссии Венгрии, назначенных политическими партиями, имеющими партийные фракции в парламенте, а также непосредственными участниками парламентских выборов, в полном объеме приравнены к решающим полномочиям семи постоянных членов Комиссии, назначенных парламентом (за исключением членов Комиссии, назначенных политическими партиями национальных меньшинств, которые имеют право решающего голоса только при решении электоральных вопросов, относящихся к соответствующим национальным меньшинствам, по иным вопросам – право совещательного голоса).

Таким образом, по своей правовой силе полномочия данных членов Комиссии являются смешанными: решающими (при решении электоральных вопросов, относящихся к соответствующим национальным меньшинствам, и совещательными – по всем иным вопросам компетенции Национальной избирательной комиссии Венгрии).

При этом, однако, необходимо отметить, что временной разрыв между сроком окончания полномочий временных членов Национальной избирательной комиссии Венгрии прежнего состава (в день официального обнародования решения о назначении парламентских выборов) и назначения новых временных членов Комиссии, в том числе после регистрации списков кандидатов соответствующих политических партий, приводит к тому, что ключевые электоральные решения, в том числе по вопросам регистрации списков кандидатов, рассмотрения жалоб на отказ в регистрации, принимаются Комиссией без инклюзивного участия в непосредственных участников парламентских выборов и сбалансированного межпартийного участия в работе Национальной избирательной комиссии Венгрии.

На областном уровне (в пределах территории избирательных округов) образуются областные избирательные комиссии и их аппараты – областные избирательные бюро, которые являются независимыми и политически нейтральными органами.

Срок полномочий членов областных избирательных комиссий – до назначения новых парламентских выборов, за исключением членов, назначенных участниками парламентских выборов, в том числе зарегистрированными кандидатами, срок полномочий которых оканчивается в день официального опубликования результатов парламентских выборов.

Областные избирательные комиссии, в частности, регистрирует кандидатов на парламентских выборах по соответствующему избирательному округу, разрешают электоральные жалобы.

В состав областной избирательной комиссии входит три члена, назначаемые местным органом власти, функционирующим на территории соответствующего избирательного округа, по предложению руководителя окружного избирательного бюро.

При проведении парламентских выборов каждый кандидат, зарегистрированный на территории соответствующего избирательного округа, вправе назначить по одному члену окружной избирательной комиссии.

Члены окружной избирательной комиссии, назначенные зарегистрированными кандидатами, вправе принимать участие в голосовании по любому вопросу, рассматриваемому на заседании окружной избирательной комиссии, в том числе по вопросам регистрации кандидатов.

В соответствии с законодательством в состав участковой избирательной комиссии входит три члена, назначаемые местным органом власти, функционирующим на территории соответствующего избирательного округа, по предложению руководителя участкового избирательного бюро.

Участковые избирательные комиссии образуются только на период проведения парламентских выборов.

При проведении парламентских выборов каждый кандидат, зарегистрированный на территории соответствующего избирательного округа, вправе назначить двух членов участковой избирательной комиссии (при проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов кандидатами было назначено 40.854 членов участковых избирательных комиссий, при этом, практически на каждом избирательном участке в составе участковой избирательной комиссии были представители двух основных политических партий – правящей и оппозиционной).

При этом указанные члены участковой избирательной комиссии имели право принимать участие в проведении голосования и подсчета голосов избирателей.

В Сербии состав Республиканской избирательной комиссии Сербии составляет 17 человек: председатель и 16 членов с правом решающего голоса, а также 16 заместителей членов Комиссии (состав Комиссии назначается парламентом Сербии).

Кроме того, в состав Комиссии входят еще три члена с правом совещательного голоса: секретарь, заместитель секретаря и представитель Государственного статистического бюро Сербии.

На указанной основе в целом в состав Республиканской избирательной комиссии Сербии входят как члены Комиссии с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса.

Таким образом, из 36 членов Комиссии 17 членов Комиссии наделены правом решающего голоса, 16 членов являются заместителями членов Комиссии, три члена Комиссии наделены правом совещательного голоса.

Кроме того, в соответствии с законодательством формирование состава Республиканской избирательной комиссии Сербии основывается на принципе пропорционального представительства политических партий, представленных в Скупщине – парламенте Сербии.

На этой основе политические партии, представленные в парламенте, в соответствии с полученными на последних парламентских выборах депутатскими мандатами, назначают 16 своих представителей в состав Республиканской избирательной комиссии Сербии.

В состав Республиканской избирательной комиссии Сербии также входит по одному представителю от каждого зарегистрированного списка кандидатов политических партий, политических коалиций, кандидатов.

Указанные «дополнительные» партийные и кандидатские представители (члены Комиссии) – и это является одной из особенностей статуса членов Республиканской избирательной комиссии Сербии – наделяются теми же самыми правами, в том числе голосовать, что и члены Комиссии с правом решающего голоса.

При проведении президентских выборов каждый кандидат на должность Президента Сербии также имеет право на период проведения президентских выборов назначить одного члена участкового избирательного совета.

Приложение

ЧЛЕНЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ


п/п
Государство Члены избирательных органов с правом совещательного голоса с ограниченным полномочиями (в частности, без права голосовать) Члены избирательных органов от субъектов избирательного процесса с полномочиями, приравненными к полномочиям членов избирательных органов с правом решающего голоса
1      

Австрия

Да

 

2

Азербайджан

Да

 

3

Албания

Да

 

4

Андорра

Да

 

5

Армения

 

 

6

Беларусь

Да

 

7

Бельгия

Да

 

8

Болгария

 

 

9

Босния и Герцеговина

Да

 

10

Великобритания

 

 

11

Венгрия

 

Да

12

Греция

 

 

13

Грузия

 

 

14

Дания

 

 

15

Ирландия

 

 

16

Исландия

Да

 

17

Испания

 

 

18

Италия

 

 

19

Казахстан

Да

 

20

Канада

 

 

21

Кипр

 

 

22

Кыргызстан

Да

 

23

Латвия

 

 

24

Литва

 

 

25

Лихтенштейн

 

 

26

Люксембург

 

 

27

Македония

 

 

28

Мальта

Да

 

29

Молдова

Да

 

30

Монако

 

 

31

Монголия

 

 

32

Нидерланды

 

 

33

Норвегия

 

 

34

Польша

 

 

35

Португалия

Да

 

36

Российская Федерация

Да

 

37

Румыния

 

 

38

Сан-Марино

 

 

39

Сербия

 

Да

40

Словакия

Да

 

41

Словения

Да

 

42

США

 

 

43

Таджикистан

 

 

44

Туркменистан

 

 

45

Турция

Да

 

46

Узбекистан

 

 

47

Украина

Да

 

48

Финляндия

 

 

49

Франция

 

 

50

ФРГ

 

 

51

Хорватия

 

 

52

Черногория

Да

 

53

Чехия

 

 

54

Швейцария

 

 

55

Швеция

 

 

56

Эстония

 

 

 

ИТОГО

20

2

 


Поделиться: