День (период) электоральной тишины при проведении президентских выборов в государствах региона ОБСЕ

День (период) электоральной тишины при проведении президентских выборов в государствах региона ОБСЕ

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

14 августа, 2020

Из 56 государств–участников ОБСЕ проведение всеобщих и прямых президентских выборов предусмотрено в конституциях и законодательстве 33 государств1, в 11 государствах предусмотрено проведение косвенных президентских выборов, в 11 государствах институт президентства отсутствует (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция) и функции главы государства выполняет монарх – король, князь, герцог, либо назначаемый монархом генерал-губернатор (Канада), в одном государстве (Андорра) в состав коллективного главы государства входят по должности два лица (светское и религиозное).

В ряде государств региона ОБСЕ глава государства является сложносоставным конституционным субъектом (Андорра, Босния и Герцеговина, Сан-Марино).

Так, в Андорре глава государства (два Соправителя) является коллегиальным органом, в состав которого по должности входят два лица: религиозный представитель (Римско-католический епископ Урхельский (испанский город Ла-Сеу-Д’Урхель) и светский представитель – Президент Франции, являющийся главой другого государства.

В Боснии и Герцеговине – коллективный глава государства (коллегиальный государственный орган) в составе трех этнических (босняк, хорват, серб) членов Президиума Боснии и Герцеговины избирается путем проведения всеобщих прямых выборов, но по этническому признаку.

В Сан-Марино на косвенных выборах членами парламента избираются на шестимесячный срок два Капитана-регента.

В рамках модели всеобщих и прямых президентских выборов в 33 государствах региона ОБСЕ президент как индивидуальный (или коллективный) глава государства избирается, как отмечалось, посредством проведения всеобщих и прямых выборов (Австрия, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Босния, Герцеговина, Грузия (до 2024 года, затем конституционно предусмотрено проведение косвенных президентских выборов), Ирландия, Исландия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, Республика Северная Македония, Молдова, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия (до 2013 года глава государства избирался путем проведения косвенных выборов депутатами палат парламента – Палаты депутатов и Сената на совместном заседании), в 11 государствах (Албания, Армения (с 2018 года)2, Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Мальта, Сан-Марино, ФРГ, Швейцария, Эстония) президент государства избирается путем проведения косвенных выборов на заседании парламента (например, Греция) либо специального парламентского органа (например, ФРГ) или коллегии выборщиков (например, Эстония).

Порядок выборов президента (главы государства) предусматривает избрание лица на указанную должность путем проведения, как правило, всеобщих и прямых либо косвенных выборов.

При этом, например, в Финляндии – и это является одной из особенностей электоральной модели президентских выборов, законодательно предусмотрено, что в случае участия в выборах только одного зарегистрированного кандидата на должность Президента Финляндии голосование избирателей не проводится и кандидат считается избранным на должность Президента Финляндии (аналогичное положение также в Исландии3).

В государствах региона ОБСЕ с президентской формой правления, регулирующих предвыборную агитацию при проведении президентских выборов, особое внимание уделяется продолжительности агитационного периода и его окончанию за определенное количество дней до дня голосования избирателей на указанных выборах, либо возможность проведения предвыборной агитации непосредственно и в день голосования, но не ближе чем на определенном расстоянии от помещения для голосования избирательного участка, либо предусматривается частичный конституционно-правой запрет на проведение определенных агитационных действий и мероприятий в соответствующие дни до дня общего голосования избирателей на выборах (см. Приложение).

Так, 26 государств региона ОБСЕ (из 33) предусмотрели период (день) электоральной тишины, который может охватывать один или несколько календарных дней непосредственно перед днем общего голосования (например, Польша, Франция – один календарный день; Сербия, Словакия – два календарных дня), либо часовой интервал до начала официального времени голосования избирателей и до его окончания (например, Ирландия, Кипр, Литва, Турция).

При этом период электоральной тишины распространяется не только на день, предшествующий дню голосования избирателей на президентских выборах, но также и на день голосования избирателей на указанных выборах вплоть до окончания официального времени голосования избирателей и составляет, таким образом, два или более календарных дня.

В подавляющем большинстве государств региона ОБСЕ, предусматривающих период (день) электоральной тишины, законодательно не закреплены положения о необходимости удаления ранее размещенных печатных агитационных материалов (например, Литва), в других – наоборот, законодательно предусматривается, что такие агитационные материалы должны быть удалены (например, Ирландия, Кипр).

В частности, в Ирландии в соответствии с законодательством при проведении президентских выборов днем электоральной тишины является день (с определенного часа – с 14:00 по местному времени), предшествующий дню голосования, при этом законодательно закреплено, что все агитационные материалы, ранее размещенные участниками президентских выборов, должны быть сняты.

В некоторых государствах региона ОБСЕ законодательно введен запрет на проведение в день электоральной тишины предвыборной агитации и в сети Интернет (например, Португалия).

Так, в Португалии законодательно запрещено проведение предвыборной агитации до наступления официального начала агитационного периода, а также в день электоральной тишины и до окончания официального времени голосования на президентских выборах; указанный запрет распространяется также на проведение предвыборной агитации в сети Интернет.

В целом период (день) электоральной тишины, по мнению национального законодателя, способствует формированию у избирателя самостоятельной позиции непосредственно перед осуществлением своего электорального волеизъявления.

Другие государства региона ОБСЕ (6 государств) предусматривают возможность проведения предвыборной агитации непосредственно и в день голосования избирателей на президентских выборах, в том числе вблизи помещений для голосования избирательных участков; кроме того, в некоторых государствах в рамках электоральной реформы был отменен запрет на проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования на выборах (например, Молдова).

Так, законодательство 8 государств региона ОБСЕ не предусматривает обязательного периода (дня) электоральной тишины (например, Австрия, Исландия, США, Финляндия, Черногория), при этом в отдельных государствах предусматривается законодательный запрет на проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков (например, Грузия (до 2024 года), США – отдельные штаты) либо в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков (например, Молдова, США – отдельные штаты, Чехия), а также в средствах массовой информации (например, Грузия (до 2024 года).

Таким образом, законодательно в указанных государствах региона ОБСЕ фактически предусматривается модель отсутствия полноценного (тотального) периода (дня) электоральной тишины.

В законодательстве государств региона ОБСЕ, допускающих проведение предвыборной агитации в день голосования избирателей на президентских выборах, предусмотрено некоторое территориальное ограничение ее проведения, а именно: проведение предвыборной агитации не допускается у входа в помещение избирательного участка (например, Молдова), на небольшой территории вокруг помещения для голосования избирательного участка (например, США), в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков (например, Финляндия, Чехия).

Так, в Молдове в статье 52 Кодекса о выборах закреплено, что «…В день выборов в помещении избирательного участка или у входа в помещение избирательного участка предвыборная агитация в любой форме запрещается».

В США еще в 1992 году Верховный суд США в деле Берсон против Фримена постановил, что проведение предвыборной агитации может быть ограничено, но только в день голосования избирателей на выборах и только на небольшой территории вокруг помещения для голосования избирательного участка, при этом любой более широкий запрет на свободу слова, в том числе при проведении предвыборной агитации, являлся бы неконституционным.

В Финляндии и Чехии при проведении президентских законодательно закреплен запрет на проведение предвыборной агитации в день голосования избирателей в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков.

Законодательство государств региона ОБСЕ предусматривает ответственность за нарушение режима электоральной тишины (например, Молдова, Польша, Украина).

Так, в Кодексе о выборах Молдовы закреплено, в частности, что лица, нарушающие порядок проведения предвыборной агитации в день голосования, могут быть подвержены наложению штрафа в размере от 700 до 1.500 молдавских леев, кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, должностные лица – в размере от 1.750 до 2.500 молдавских леев4.

В Польше размеры административных штрафов за нарушение положений о режиме электоральной тишины являются небольшими и не превышают, как правило, среднемесячного размера заработной платы.

В целом, в государствах региона ОБСЕ имеются и иные особенности конституционно-правового регулирования периода (дня) электоральной тишины при проведении в государствах региона ОБСЕ президентских выборов.

1. Выборы с днем (периодом) электоральной тишины

Законодательство 26 государств региона ОБСЕ (из 33) предусматривает так называемый период (день) электоральной тишины непосредственно перед днем голосования избирателей на президентских выборах, включая день голосования до окончания официального времени голосования избирателей на указанных выборах, т.е. законодательно предусматривается модель фиксированной продолжительности периода электоральной тишины (например, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Ирландия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, Республика Северная Македония, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Черногория).

В некоторых государствах, как отмечалось, в ходе конституционной реформы на основе перехода от всеобщих и прямых выборов к косвенным выборам был изменен порядок выборов главы государства, упразднивший и период (день) электоральной тишины (например, Армения)5.

В целом, законодательство закрепляет продолжительность дня (периода) электоральной тишины в привязке к началу календарного дня голосования избирателей на президентских выборах (например, Болгария, Франция, Хорватия), либо к началу официального времени голосования избирателей на указанных выборах (например, Кипр, Румыния).

При этом законодательство предусматривает один день (24 часа) или более дней (часов) электоральной тишины (фактически два таких дня), который начинается за день до дня голосования избирателей на президентских выборах и заканчивается после официального завершения официального времени голосования избирателей на президентских выборах.

Так, в 18 государствах (из 26) продолжительность периода электоральной тишины составляет 24 часа (сутки) до дня голосования избирателей на президентских выборах (например, (например, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Казахстан, Кыргызстан, Республика Северная Македония, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Черногория), в двух государствах (например, Ирландия и Литва) – менее 24 часов (например, Ирландия – 10 часов) или более 24 часов (например, Литва – 30 часов), в трех государствах (например, Болгария, Сербия, Словакия) – период электоральной тишины составляет двое суток (48 часов), в двух государствах период электоральной тишины начинается от официального времени голосования избирателей на президентских выборах (например, в Румынии день электоральной тишины начинается 24 часа до начала официального времени голосования избирателей на президентских выборах, на Кипре – за 55 часов до начала официального времени голосования избирателей в день проведения президентских выборов).

В Азербайджане при проведении 11 апреля 2018 года досрочных президентских выборов в соответствии с Избирательным кодексом агитационный период начался с 19 марта (за 25 дней до дня голосования) и закончился за 24 часа до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Таким образом, в соответствии с законодательством продолжительность периода электоральной тишины на президентских выборах составляет 24 часа до дня голосования (10 апреля) и затем продолжает распространяться также на день голосования на указанных выборах до окончания официального времени голосования избирателей (время голосования избирателей: с 08:00 до 19:00, т.е. продолжительность голосования составляла 11 часов).

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины составила 43 часа (24 часа дня до дня голосования + 19 часов до окончания официального времени голосования избирателей на указанных президентских выборах).

В Беларуси при проведении 9 августа 2020 года президентских выборов в соответствии с законодательством (Избирательным кодексом) агитационный период начинался со дня регистрации кандидатов на должность Президента Беларуси и заканчивался за день до дня голосования (день электоральной тишины – 8 августа; в день голосования избирателей (9 августа) до окончания официального времени голосования проведение предвыборной агитации также законодательно запрещено).

В Болгарии при проведении президентских выборов Избирательный кодекс, принятый в 2014 году, предусматривает, что агитационный период начинается за 30 дней до дня голосования избирателей на указанных выборах и заканчивается до дня голосования на данных выборах6.

Таким образом, день электоральной тишины – это день, предшествующий дню голосования избирателей на президентских выборах.

В Боснии и Герцеговине в соответствии с Законом «О средствах массовой информации при проведении всеобщих выборов» (глава 16) при проведении всеобщих выборов агитационный период начинается за 30 дней и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Таким образом, при проведении всеобщих выборов, в том числе выборов коллективного главы государства (коллегиального государственного органа) в составе трех этнических (босняка, хорвата, серба) членов Президиума Боснии и Герцеговины, законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на выборах.

При этом статья 16-11.1 вышеуказанного Закона закрепляет положение о том, что день, предшествующий дню голосования избирателей на указанных выборах (день электоральной тишины), и временной отрезок дня голосования избирателей на указанных выборах до окончания официального времени голосования избирателей составляют период электоральной тишины.

При этом какое-либо освещение в средствах массовой информации политической или агитационной (электоральной) деятельности до начала официального времени начала голосования избирателей не допускается.

Голосование избирателей на всеобщих выборах проводится с 07:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 12 часов.

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины составляет 47 часов.

В Ирландии в соответствии с законодательством при проведении президентских выборов днем электоральной тишины является день (с определенного часа), предшествующий дню голосования избирателей на указанных выборах.

В частности, при проведении 26 октября 2018 года очередных президентских выборов агитационный период начался с официального обнародования решения о проведении выборов Президента Ирландии и закончился в 14:00 по местному времени дня (25 октября), предшествующего дню голосования избирателей на президентских выборах (26 октября).

Таким образом, продолжительность периода электоральной тишины составляет 10 часов.

В Казахстане при проведении президентских выборов законодательство предусматривает, что агитационный период начинается на следующий день после завершения регистрации кандидатов на должность Президента Казахстана.

В соответствии с законодательством день электоральной тишины наступает за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

На Кипре при проведении 28 января 2018 года президентских выборов (в соответствии с обновленным законодательством) агитационный период начинался за шесть месяцев до дня голосования и заканчивался за 55 часов до начала официального времени голосования избирателей в день проведения президентских выборов (до 07:00 по местному времени).

Голосование избирателей проводилось в рамках двух часовых периодов: первый период – с 07:00 по 12:00 и второй период – 13:00 до 16:00 по местному времени.

Таким образом, продолжительность периода электоральной тишины составляет 55 часов до начала официального времени голосования избирателей в день проведения президентских выборов (с учетом официального времени окончания голосования избирателей (16:00 по местному времени) – 64 часа).

В Кыргызстане при проведении 15 октября 2017 года президентских выборов в соответствии с законодательством (Избирательным кодексом Кыргызстана) официальный агитационный период начинался 10 сентября и закончился 13 октября 2017 года.

Законодательство предусматривало период (день) электоральной тишины, который начинался за сутки до дня проведения голосования избирателей на выборах (при проведении указанных президентских выборов – 14 октября).

В Литве при проведении президентских выборов агитационный период начинается со дня официального обнародования решения о назначении выборов Президента Литвы.

При проведении 12 мая 2019 года очередных президентских выборов агитационный период начался 12 ноября 2018 года.

В соответствии с законодательством период электоральной тишины начинается за 30 часов до начала официального времени голосования в день выборов и заканчивается с окончанием официального времени голосования избирателей (время голосования избирателей 12 мая 2019 года – с 07:00 до 20:00 по местному времени, и общая продолжительность периода электоральной тишины (до начала официального времени голосования и официального времени окончания голосования избирателей на указанных выборах) составляет, таким образом, 43 часа; при этом агитационные материалы, ранее размещенные до начала периода электоральной тишины, не подлежат удалению).

В Республике Северная Македония в соответствии со статьей 69а(2) Избирательного кодекса агитационный период начинается за 20 дней и заканчивается за день до дня голосования на президентских выборах (при проведении как первого, так и второго тура голосования).

Статья 76b(1) закрепляет положение о том, что в период электоральной тишины какое-либо освещение в средствах массовой информации электоральной деятельности участников президентских выборов не допускается.

Таким образом, законодательство предусматривает день электоральной тишины: агитационный период заканчивается в полночь за сутки до дня голосования избирателей на выборах Президента Республики Северная Македония.

При этом период электоральной тишины распространялся и на день голосования избирателей на указанных выборах вплоть до окончания официального времени голосования избирателей.

При проведении 21 апреля 2019 года президентских выборов в соответствии с законодательством и Календарным планом, принятым Государственной избирательной комиссией Северной Македонии, агитационный период начинался 1 апреля, т.е. за 20 дней до дня голосования избирателей на президентских выборах, и закончился (для всех зарегистрированных кандидатов на должность главы государства) за сутки (24 часа) до дня голосования избирателей на указанных выборах (как при проведении первого, так и второго тура голосования).

При этом при проведении 13 апреля 2014 года прошлых очередных президентских выборов в условиях одновременного их проведения с досрочными парламентскими выборами, голосование на которых также должно было состояться 13 апреля (первый тур голосования), впервые в современной электоральной истории Македонии период (день) электоральной тишины (12 апреля) охватывал одновременно две – парламентскую и президентскую – избирательные кампании.

В Монголии при проведении 26 июня 2017 года президентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался 6 июня и закончился за 24 часа до дня проведения выборов главы государства.

В целом агитационный период заканчивался (для всех зарегистрированных кандидатов на должность главы государства) за 24 часа до начала официального времени голосования избирателей на указанных выборах (как при проведении первого тура, так и второго тура голосования).

Таким образом, при проведении президентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

В Польше при проведении президентских выборов в соответствии с законодательством президентская избирательная кампания начинается со дня официального обнародования решения о назначении президентских выборов.

При этом агитационный период и его продолжительность являются индивидуальными для каждого кандидата на должность Президента Польши, и начинаются со дня регистрации Государственной избирательной комиссией Польши соответствующих участников президентских выборов (избирательных комитетов политических партий, политических коалиций, групп граждан).

Период (день) электоральной тишины составляет 24 часа и начинается, таким образом, за сутки до дня голосования на президентских выборах (в 00:00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования на выборах).

При этом период электоральной тишины распространяется и на день голосования избирателей на указанных выборах вплоть до окончания официального времени голосования избирателей (в частности, при проведении 28 июня (воскресенье, первый тур голосования) и 12 июля (воскресенье, второй тур голосования) 2020 года очередных президентских выборов голосование избирателей завершилось в 21:00 по местному времени).

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины составила 45 часов (указанный период применяется при проведении первого и второго тура голосования на указанных выборах).

Законодательство предусматривает ответственность за нарушение положений о режиме электоральной тишины, при этом, однако, размеры административных штрафов являются небольшими и не превышают, как правило, среднемесячного размера заработной платы.

В Португалии в соответствии с законодательством агитационный период при проведении президентских выборов составляет 14 календарных дней и заканчивается за день до дня голосования на выборах 
(т.е. законодательство предусматривает день электоральной тишины).

Законодательно запрещено проведение предвыборной агитации до наступления официального начала агитационного периода, а также в день электоральной тишины, предшествующий дню голосования избирателей на президентских выборах, и до окончания официального времени голосования на президентских выборах.

Указанный запрет распространяется также на проведение предвыборной агитации в сети Интернет.

Голосование избирателей на президентских выборах проводится с 08:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов.

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины составляет 43 часов (указанный период применяется при проведении первого и второго тура голосования на указанных выборах).

В Румынии при проведении 10 ноября 2019 года президентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался 12 октября и закончился в 07:00 поместному времени 9 ноября 2019 года, за 24 часа до начала официального времени голосования избирателей (голосование избирателей проводилось с 07:00 до 23:00 местному времени).

В целом агитационный период заканчивался (для всех зарегистрированных кандидатов на должность главы государства) за 24 часа до начала официального времени голосования избирателей на указанных выборах (как при проведении первого тура, так и второго тура голосования).

В Сербии при проведении президентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинается с момента официального обнародования решения о назначении выборов Президента Сербии и заканчивается за 48 часов (двое суток) до дня голосования избирателей на выборах.

Таким образом, агитационный период заканчивается (для всех зарегистрированных кандидатов на должность главы государства) за 48 часов (двое суток) до дня голосования избирателей на указанных выборах (как при проведении первого тура, так и второго тура голосования).

В соответствии с законодательством какое-либо электоральное содействие посредством средств массовой информации, проведения массовых (публичных) агитационных мероприятий, а также обнародования прогнозов итогов голосования и результатов президентских выборов в день электоральной тишины не допускается.

В Словакии проведение предвыборной агитации регулируется положениями, в частности, Акта о предвыборной агитации 2014 года.

При проведении 16 марта 2019 очередных президентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начался со дня официального обнародования решения о назначении выборов Президента Словакии и закончился за 48 часов (двое суток) до дня голосования.

Таким образом, агитационный период заканчивается (для всех зарегистрированных кандидатов на должность главы государства) за 48 часов (двое суток) до дня голосования избирателей на указанных выборах (как при проведении первого тура, так и второго тура голосования).

На этой основе период электоральной тишины составляет в совокупности, фактически, четверо суток (по двое суток перед каждым туром голосования).

В Словении законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на президентских выборах, и распространяется также на день голосования до окончания официального времени голосования на выборах.

Так, при проведении 22 октября 2017 года президентских выборов агитационный период начинался за 30 дней и заканчивался за 24 часа до дня голосования на указанных выборах.

Таким образом, 21 октября 2017 года являлся днем электоральной тишины.

В Таджикистане при проведении президентских выборов агитационный период начинается со дня регистрации кандидата на должность Президента Таджикистана и заканчивается за 24 часа до дня голосования на выборах.

Таким образом, законодательство о выборах Президента Таджикистана предусматривает день электоральной тишины, который начинается за 24 часа до дня голосования на выборах.

В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов в соответствии с Избирательным кодексом агитационный период начинался с момента регистрации кандидатов и заканчивался за день до дня голосования.

Таким образом, законодательство предусматривает день электоральной тишины до дня голосования избирателей на президентских выборах.

В Турции при проведении 24 июня 2018 года досрочных президентских выборов в соответствии с новой Конституцией Турции 2018 года и обновленным на ее основе законодательством двухэтапный агитационный период (с детальным правовым регулированием и жесткими запретами) начинался за 10 дней до дня голосования и закончился в 18:00 по местному времени дня (23 июня), предшествующего дню голосования избирателей на указанных выборах (24 июня).

На этой основе законодательство предусматривает день (период) электоральной тишины, который начинается за 24 часа до дня голосования на указанных выборах и завершается по окончании официального времени голосования на указанных выборах.

В Узбекистане в Избирательном кодексе Узбекистана, вступившем в силу 26 июня 2019 года (практически за шесть месяцев до дня проведения голосования на указанных выборах), достаточно детально регулируются вопросы проведения участниками президентских выборов предвыборной агитации.

В частности, агитационный период начинается только после окончания календарного периода регистрации кандидатов ЦИК Узбекистана.

Избирательный кодекс Узбекистана предусматривает день электоральной тишины, который предшествует дню голосования на президентских выборов; при этом проведение предвыборной агитации запрещено и в день голосования на указанных выборах до окончания официального времени голосования избирателей.

Так, при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов официальная агитационная деятельность началась 30 октября и завершилась в полночь 2 декабря; день электоральной тишины – 3 декабря 2016 года.

На Украине в соответствии с Законом «О выборах Президента Украины» при проведении президентских выборов в агитационный период начинается со дня принятия Центральной избирательной комиссией Украины решения о регистрации лица кандидатом на должность Президента Украины и заканчивается (для всех зарегистрированных кандидатов на должность главы государства) за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах (как при проведении первого тура, так и второго тура голосования).

Таким образом, законодательство (Избирательный кодекс Украины) предусматривает день электоральной тишины: агитационный период заканчивается в полночь за сутки до дня голосования избирателей на выборах Президента Украины.

При проведении 31 марта (воскресенье) 2019 года очередных президентских выборов 30 марта (суббота) являлся днем электоральной тишины, при проведении 21 апреля (воскресенье) второго тура голосовании – 20 апреля (суббота).

В соответствии с законодательством лица, нарушающие порядок проведения предвыборной агитации в день голосования, т.е. не соблюдающие режим электоральной тишины, могут быть подвержены наложению штрафа в национальной валюте в размере, эквивалентном от 19 до 30 американских долларов, должностные лица – в размере от 30 до 50 американских долларов.

Во Франции при проведении президентских выборов агитационный период начинается за 14 дней до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Законодательство (Избирательный кодекс Франции) предусматривает день электоральной тишины, который начинается за 24 часа до дня голосования на президентских выборах.

Законодательные положения о дне электоральной тишины распространяются также на проведение предвыборной агитации и в сети Интернет.

При проведении второго тура голосования агитационный период начинается со дня официального обнародования решения об участии в таком голосовании двух кандидатов на должность Президента Франции, набравших наибольшее число действительных голосов избирателей в первом туре голосования, и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей при проведении второго тура голосования.

В Хорватии при проведении президентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинается со дня официального обнародования (опубликования) Государственной избирательной комиссией Хорватии списка зарегистрированных кандидатов на должность Президента Хорватии и заканчивается за 24 часа до дня голосования на указанных выборах.

Таким образом, день электоральной тишины начинается за сутки (24 часа) до дня голосования избирателей на президентских выборах.

При проведении 4 января 2020 года второго утра голосования избирателей на очередных президентских выборов период электоральной тишины начинался в 00:00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования избираталей на выборах Президента Хорватии, и завершился в 19:00 по местному времени 4 января по окончании официального времени голосования избирателей.

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины при проведении второго тура голосования составила 43 часа.

Законодательство не предусматривает ответственность за нарушение режима электоральной тишины.

В Черногории при проведении 15 апреля 2018 года президентских выборов законодательство прямо не предусматривало положений о начале и окончании агитационного периода для участников указанных выборов, а также практически не закрепляло положения о дне электоральной тишины.

При этом законодательство закрепляло положение о том, что предоставление кандидатам на должность Президента Черногории бесплатного эфирного времени производится после их регистрации в указанном статусе участника выборов и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей на президентских выборах.

Таким образом, косвенно признается установление так называемого дня электоральной тишины.

В соответствии со статьей 50 обновленного Закона о выборах советников и представителей агитационный период начинается со дня регистрации кандидатов на президентских выборах и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Таким образом, при проведении указанных выборов обновленное законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на указанных выборах.

2. Выборы без дня (периода) электоральной тишины

Законодательство 7 государств региона ОБСЕ (из 33) не предусматривает обязательного дня (периода) электоральной тишины (например, Австрия, Грузия (до 2024 года), Исландия, Молдова, США, Финляндия, Чехия), при этом в отдельных из указанных государств предусматривается законодательный запрет на проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков (например, Грузия (до 2024 года), Молдова, США – отдельные штаты, Чехия) либо в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков (например, Молдова, Финляндия, США – отдельные штаты, Чехия), либо также в средствах массовой информации (например, Грузия (до 2024 года).

Таким образом, законодательно в указанных государствах региона ОБСЕ фактически предусматривается модель отсутствия полноценного (тотального) периода (дня) электоральной тишины.

2.1. Модель отсутствия периода (дня) электоральной тишины и запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования избирателей на президентских выборах применяется в 3 государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Исландия, США).

Так, в Австрии при проведении президентских выборов законодательство практически не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации, не запрещает проведение участниками выборов предвыборной агитации непосредственно и в день голосования.

Законодательство не устанавливает начало, продолжительность и окончание агитационного периода, а также период (день) электоральной тишины.

В Исландии при проведении президентских выборов законодательство практически не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации, в том числе начала и окончания агитационного периода.

В целом отсутствует законодательное определение агитационного периода при проведении выборов главы государства.

Кроме того, законодательство не предусматривает периода (дня) электоральной тишины, т.е. кандидаты на должность главы государства вправе проводить предвыборную агитацию непосредственно и в день голосования избирателей на выборах.

В США при проведении выборов Президента США федеральное законодательство и законодательство штатов практически не регулируют проведение предвыборной агитации, не устанавливают агитационного периода и, как правило, не запрещает проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования, за исключением установления запрета на проведение предвыборной агитации в помещения для голосования избирательных участков либо в непосредственной близости от них (отдельные штаты).

Как известно, еще в 1992 году Верховный суд США в деле Берсон против Фримена постановил, что проведение предвыборной агитации может быть ограничено только в день голосования избирателей на выборах только на небольшой территории вокруг помещения для голосования избирательного участка, при этом любой более широкий запрет на свободу слова, в том числе при проведении предвыборной агитации, являлся бы неконституционным.

2.2. Модели отсутствия периода (дня) электоральной тишины и запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования на президентских выборах, за исключением помещений для голосования избирательных участков, либо в непосредственной близости от указанных помещений, либо в средствах массовой информации применяется в 4 государствах региона ОБСЕ (например, Грузия (до 2024 года), Молдова, Финляндия, Чехия).

В законодательстве некоторых государств указано конкретное минимальное расстояние до помещения для голосования избирателей, допускающее проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования избирателей на президентских выборах (например, Молдова – у входа в помещение избирательного участка, Финляндия, Чехия – в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков, США – на небольшой территории вокруг помещения для голосования избирательного участка).

В Грузии при проведении 28 октября 2018 года последних всеобщих и прямых президентских выборов (до перехода к проведению в 2024 году косвенных выборов главы государства7) Избирательный кодекс прямо не предусматривал дня электоральной тишины.

При этом, однако, законодательно были закреплены положения о запрете проведения предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков, а также в средствах массовой информации.

В Молдове при проведении 30 октября 2016 года президентских выборов продолжительность агитационного периода составляла 30 календарных дней; за день до дня голосования вводился день электоральной тишины.

В ноябре 2018 года в Кодекс о выборах Молдовы были внесены поправки, предусматривающие, в частности, отмену дня электоральной тишины (первоначально в тексте законопроекта содержалось положение о том, что проведение предвыборной агитации допускается и в день голосования, но на расстоянии не ближе чем 100 метров от помещения для голосования участкового избирательного бюро8, затем данное дистанционное уточнение было исключено).

При этом в статье 52 Кодекса о выборах Молдовы закреплено положение о том, что «…В день выборов в помещении избирательного участка или у входа в помещение избирательного участка предвыборная агитация в любой форме запрещается».

Кроме того, закреплено, что лица, нарушающие порядок проведения предвыборной агитации в день голосования, могут быть подвержены наложению штрафа в размере от 700 до 1.500 молдавских леев, кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, должностные лица – в размере от 1.750 до 2.500 молдавских леев.

В Финляндии при проведении президентских выборов законодательство прямо не предусматривает агитационного периода (дней начала и окончания агитационного периода), а также периода (дня) электоральной тишины.

Проведение участниками президентских выборов предвыборной агитации допускается непосредственно и в день голосования избирателей на указанных выборах, за исключением в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков.

В Чехии при проведении президентских выборов агитационный период начинается со дня официального обнародования решения о проведении выборов Президента Франции и заканчивается до времени утверждения результатов президентских выборов.

Законодательство не предусматривает дня электоральной тишины.

При этом, однако, запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования в помещениях для голосования избирательных участков, а также в непосредственной близости от указанных помещений.

Приложение

ДЕНЬ (ПЕРИОД) ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ТИШИНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ

№ п/п

Государство

Выборы с периодом (днем) электоральной тишины9

Отсутствие прямого законодательного запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования

Общее дозволение проведения предвыборной агитации в день голосования, за исключением помещений для голосования, либо непосредственной близости от них, либо в средствах массовой информации, либо отдельных видов предвыборной агитации

1

Австрия

 

Да

 

2

Азербайджан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

3

Беларусь

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

4

Болгария

Да

(за двое суток до дня голосования)

 

 

5

Босния и Герцеговина

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

6

Грузия

 

 

Да

(за исключением помещений для голосования, а также в средствах массовой информации) - до
2024 года

7

Ирландия

Да

(за 10 часов (с 14:00) до дня голосования)

 

 

8

Исландия

 

Да

 

9

Казахстан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

10

Кипр

Да

(за 55 часов до начала официального времени голосования в день проведения выборов)

 

 

11

Кыргызстан

Да

(за сутки (24 часа) до дня голосования)

 

 

12

Литва

Да

(за 30 часов до начала официального времени голосования в день проведения выборов)

 

 

13

Республика Северная Македония

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

14

Молдова

 

 

Да

(за исключением помещений для голосования избирательных участков, а также в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков)

15

Монголия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

16

Польша

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

17

Португалия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

18

Российская Федерация

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

19

Румыния

Да

(за 24 часа до начала официального времени голосования избирателей в день проведения выборов)

 

 

20

Сербия

Да

(за 48 часов (двое суток) до дня голосования)

 

 

21

Словакия

Да

(за 48 часов (двое суток) до дня голосования)

 

 

22

Словения

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

23

США

 

Да10

 

24

Таджикистан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

25

Туркменистан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

26

Турция

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

27

Узбекистан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

28

Украина

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

29

Финляндия

 

 

Да

(за исключением непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков)

30

Франция

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

31

Хорватия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

32

Черногория

Да

(за сутки до дня голосования)

 

 

33

Чехия

 

 

Да

(за исключением помещений для голосования избирательных участков, непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков)

 

 

ИТОГО

26

3

 

4

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Как известно, выборы Президента и Вице-президента США проводятся в рамках смешанного порядка на основе сочетания проведения первоначально всеобщих и прямых выборов избирателями
50 штатов и Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) и затем избрания членами Коллегии выборщиков, состоящей из 538 выборщиков.

[2] В Армении – и это является одной из особенностей электоральной модели президентских выборов, в соответствии с Конституцией и обновленным законодательством с 2018 года лицо, включенное под первым номером в списке кандидатов политической партии, политической коалиции, которая по результатам голосования избирателей получила больше депутатских мандатов, чем любая другая политическая партия, политическая коалиция, признается избранным на должность главы государства.

[3] Такая ситуация была 10 раз, а именно: 1945 год, 1949 год, 1956 год, 1960 год, 1964 год, 1972 год, 1984 год, 1992 год, 2000 год и 2008 год (во всех указанных случаях единственным кандидатом был действующий глава государства).

[4] В государствах других регионов мира ответственность за нарушение положений законодательства о режиме электоральной тишины является более суровой: так, в Гондурасе за нарушения режима электоральной тишины размер административного штрафа составляет 500 минимальных размеров ежемесячной заработной платы, в Никарагуа за указанные нарушения виновное лицо может быть по приговору суда лишено свободы на срок до шести месяцев, в Мексике – на срок до трех лет.

[5] В Армении при проведении до 2018 года всеобщих и прямых президентских выборов в соответствии с законодательством предусматривался день электоральной тишины, который начинался на сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

[6] При этом в 2009 году Конституционный суд Болгарии выносил решение о том, что установление периода электоральной тишины и запрета на обнародование результатов социологических опросов до дня голосования избирателей на выборах представляло бы собой нарушение свободы слова.

[7] В соответствии с конституционным референдумом, проведенным в 2017 году, с 2024 года будут проводиться косвенные президентские выборы, в рамках которых глава государства будет избираться коллегией выборщиков в составе 300 человек, из которых 150 человек будут являться депутатами парламента, а еще 150 человек – депутатами местных органов власти.

[8] Данное законодательное регулирование связано с прецедентом, имевшим место при проведении выборов мэра Кишинева: после проведения 28 мая 2018 года выборов мэра города Кишинева, на которых во втором туре голосования победил Андрей Нестасэ, оппозиционный кандидат, но которые (т.е. результаты выборы) были признаны 3 июня в судебном порядке недействительными в связи с размещением кандидатом в Facebook в день голосования своих агитационных материалов и получением помощи из-за рубежа, – общественные протесты против новой парламентской избирательной системы сохраняли свою потенциальную угрозу в преддверии проведения президентских выборов (несмотря на то, что решение суда первой инстанции было поддержано 21 июня вышестоящей судебной инстанцией).

Кроме того, как отмечали авторы данной законодательной инициативы, день (период) так называемой электоральной тишины не регулируется международными избирательными стандартами.

[9] Законодательство ряда государств региона ОБСЕ предусматривает один день (24 часа) или более дней (часов) электоральной тишины (фактически два дня), который начинается за день до дня голосования избирателей на президентских выборах и заканчивается после официального завершения времени голосования избирателей на указанных выборах.

[10] При этом в отдельных штатах при проведении выборов Президента и Вице-президента США в день голосования избирателей запрещено проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков, либо в непосредственной близости от них.