Татьяна Москалькова предложила ввести маркировку паспортов в качестве средства защиты от фальсификаций на выборах

Татьяна Москалькова предложила ввести маркировку паспортов в качестве средства защиты от фальсификаций на выборах

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предложила для борьбы с "каруселями" на выборах внести в паспорт дополнительную страницу, куда должны будут ставить штамп-отметку о том, что бюллетень для голосования уже выдан.

26 октября, 2017

"Мне кажется, что можно было бы рассмотреть вопрос о том, чтобы использовать хорошие практики наших коллег за рубежом по этому вопросу. В частности, может быть, введение дополнительной страницы в паспорте, в которой будет ставиться штамп, что человек пришел на голосование и проголосовал", - заявила Москалькова во время выступления на специальном заседании Совета при Президенте России по правам человека и развитию институтов гражданского общества.

По словам Председателя Совета Михаила Федотова, нарушения в ходе голосования зачастую связаны с позицией сотрудников избиркомов, и если там намерены нарушить порядок голосования, штамп в паспорте вряд ли поможет.

"Вот эта идея со штампиком - она, конечно, правильная, но если в избирательной комиссии участковой сидит человек нечестный, то он не обратит внимания на то, что в этом паспорте уже есть штампик. Он просто скажет: "О, отлично, а я уже поставил штампик! Замечательно, вот тебе бюллетень - и голосуй", - сказал Федотов.

Как ранее сообщал информационному агентству «Россия сегодня» член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству от фракции ЛДПР Сергей Иванов, после выборов 2011 года партия уже вносила на рассмотрение законопроект, которым предлагалось ставить отметку о голосовании в паспорте. Он отметил, что дополнительной страницы для этого не требовалось, поскольку в документе и без того достаточно страниц. Несмотря на это, законопроект все равно был отклонен. В феврале 2016 года Иванов повторно внес его в Госдуму, но инициатива на заседании нижней палаты еще не рассматривалась. Замглавы фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов не только публично поддержал эту концепцию, но и отметил, что в скором времени сам возьмется за разработку подобной законодательной инициативы.

Следует отметить, что Координационным советом уполномоченных по правам человека в Российской Федерации в декабре 2016 года было официально предложено внести в Государственную Думу Российской Федерации законопроект о введении дополнительной страницы в паспорте с целью фиксации на ней факта участия гражданина в голосовании и получения им избирательного бюллетеня при помощи проставления соответствующего штампа.

Очевидно, что реализация этого проекта потребовала бы значительного времени и ресурсов, поскольку было бы необходимо обменять или обновить около 110 миллионов паспортов российских избирателей. Тем не менее, предложение о том, чтобы использовать главное удостоверение личности в целях фиксации в нем каким-либо образом факта участия гражданина в голосовании на конкретном избирательном участке, как представляется, сохраняет свою актуальность.

Практика фиксации участия граждан в голосовании на выборах путем постановки соответствующего штампа в паспорт законодательно закреплена в таких странах, как Азербайджан, Армения, Киргизия, Абхазия, Индия, Мексика, Молдова, Босния и Герцеговина. В некоторых странах, например в Австралии, установлено, что граждане обязаны участвовать в голосовании. За нарушение этой обязанности гражданин может быть подвергнут штрафу. Однако такого рода практика в целом является исключением из общего правила, предусматривающего свободную явку избирателей на выборы.

Основным идеологическим препятствием в реализации идеи постановки в паспортах граждан отметки о голосовании, по мнению некоторых экспертов, является тезис о том, что данная практика может быть истолкована как инструмент принуждения к участию в выборах. Действительно, пункт 3 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что «участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме будет ϲʙᴏбодным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его ϲʙᴏбодному волеизъявлению».

Следует отметить, что принцип свободного волеизъявления граждан на выборах прямо вытекает из части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой только свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Участие в выборах является правом, а не обязанностью граждан Российской Федерации. Свобода волеизъявления граждан также дополняется добровольностью их участия в выборах. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию либо неучастию в выборах, являются в равной степени незаконными.

Не подвергая сомнению названные принципы, тем не менее следует учитывать, что использование паспорта для проставления отметки об участии в выборах может быть оговорено рядом условий, исключающих трактование данного действия как ограничение прав граждан на свободное волеизъявление. В частности, отметка в паспорте может быть временного характера с использованием специальных чернил, исчезающих по истечении определенного срока.

Таким образом, при определенных условиях отметка в паспорте содержательно может представляет собой не инструмент контроля за волеизъявлением граждан, а некий «сертификат избирателя», создающий механизм дополнительных гарантий обеспечения избирательных граждан независимо от места проживания.

При этом следует учитывать, что описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828. В паспорт запрещается вносить сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Паспорт, в который внесены подобные сведения, отметки или записи, является недействительным. При условии внесения соответствующих изменений в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, отметка об участии гражданина в голосовании могла бы проставляться на свободное место на 18 или 19 страницах паспорта.

В настоящее время страница № 18 предназначена для внесения отметок о группе крови, резус-факторе и ИНН владельца паспорта, а также о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а страница № 19 - для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Здесь же указываются сведения о выданных заграничных паспортах.

Принципиальное значение имеет выбор формы и способа маркировки. Сама отметка могла бы представлять собой штамп определенной формы или марку с соответствующими степенями защиты.

Использование марки могло бы быть организовано таким образом, что одна ее часть вклеивалась бы в паспорт, а другая - одновременно в список участников голосования. Марка или штамп должны иметь индивидуальные идентификационные признаки, в числе которых – номер УИК, дата голосования, регистрационный номер. В случае использования злоумышленниками специальных средств, препятствующих нанесению штампа или марки (обработка страницы воском или мылом, например), то такой паспорт в установленном порядке подлежит изъятию сотрудниками МВД России, дежурящими на избирательном участке, как недействительный.

Совершенно очевидно, что проведение свободных выборов прежде всего обеспечивается их конкурентностью, возможностью участия в них различных политических партий и кандидатов, стоящих на разнообразных политических позициях, равным доступом кандидатов к публичным средствам массовой информации, возможностью граждан и общественных объединений беспрепятственно вести предвыборную агитацию, осуществлять наблюдение за голосованием и подсчетом голосов.

Умышленные фальсификации только усовершенствованием процедуры выборов в принципе невозможно предотвратить. Эта цель, как правило, достигается усилением ответственности за подобные деяния.

Немаловажно и то, что исполнение процедур проверки маркировки и проставление маркировки должны были бы быть обеспечены надежной процедурой публичного контроля. Например, член избирательной комиссии должен будет обязан огласить фамилию, имя и отчество избирателя, которому он выдает бюллетень и продемонстрировать на обозрение страницу паспорта без отметки (также как демонстрируется бюллетень при подсчете голосов). Несоблюдение процедуры публичного контроля должно приводить к отмене результатов голосования на участке.

Кроме того, можно было бы рассмотреть возможность широкого применения такого инструмента технического контроля за действиями сотрудников избирательной комиссии, как штатный портативный видеорегистратор. Применение этого средства существенно экономнее, чем стационарное видеонаблюдение с трансляцией в сети. Кроме того, оно позволяет получить допустимые для суда доказательства.

А именно это проблема называется многими экспертами в числе главных при обсуждении порядка видеонаблюдения на предстоящих выборах.

Аналитический центр РФСВ