Максим Лесков: «В Кыргызстане найдена вакцина против цветных революций»
10 января в Кыргызской Республике прошли досрочные выборы Президента страны и референдум по определению формы правления государства. Контроль за процедурой голосования осуществляло большое число национальных наблюдателей, а также свыше трёхсот человек от ведущих международных организаций. Об этих и многих других подробностях, связанных с цифровыми технологиями на прошедших выборах, уровне гражданской активности и общественно-политической ситуации в стране, Независимому общественному мониторингу рассказал Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Максим Лесков, принявший участие в работе миссии наблюдателей от стран СНГ.
15 января, 2021
«Если резюмировать все то, что произошло на наших глазах в Кыргызстане, я бы сказал так: найдена вакцина против цветных революций. Эта вакцина состоит из следующих элементов: строгая диктатура закона, уважение волеизъявления народа, четкие действия организаторов выборов и грамотно выстроенные отношения с гражданским обществом.
В Кыргызстане очень сильно развиты институты гражданского общества. Количество некоммерческих организаций, подобных тем, что есть у нас в России, зашкаливает - их очень много. Большой вклад в «развитие» гражданского общества в Республике внесли фонды, подобные «Соросу», которые в свое время, пользуясь периодом нестабильности после распада Советского Союза, активно осваивали пространство бывшего СССР. Отсюда и формировались очень многие предпосылки для разного рода осложнений и кризисных ситуаций, которые мы наблюдали в октябре.
А вот время, прошедшее с октября, было использовано организаторами выборов очень грамотно. Под организаторами выборов я имею в виду не только избирательные комиссии, но и в том числе тех участников политического процесса, которые активно использовали свои наработки и технологии. В данном случае одержала победу технология, которая учла интересы людей на появление сильного лидера, объединяющего страну и консолидирующего общество, а не только декларирующего приоритет каких-либо эфемерных и отсутствующих в реальности ценностей. В данном случае победили традиционные ценности, выбор народа был сделан в пользу стабильности, безопасности и решения накопившихся разного рода социальных проблем. Жители Республики перестали верить в миражи и светлое будущее через 20-30 лет. Кыргызстанцы вернулись к приоритету здравого смыла над демагогией и ни на чем не основанной пропагандой. Те технологии, которые были основаны на промывании мозгов и декларировании лозунгов подобно «Свобода, равенство и братство», не сработали и показали, что они устарели.
С точки зрения правовой базы и технологического оснащения было сделано все для того, чтобы свести к минимуму риск возможных провокаций и инсинуаций. Та технологическая система, которая была применена с многоэтапной идентификацией личности, а также технологические возможности общего регистра избирателей и мгновенное обращение к этому регистру практически со всех УИКов Кыргызстана, позволили исключить возможность двойного голосования. Естественно, никаких каруселей там быть не могло. Все это, а также работа автоматических считывающих устройств, способствовали потрясающему результату, итоги выборов были известны буквально через 15 минут после закрытия избирательных участков. Но опять же, была страховка против любителей спекулировать на том, что можно как-то перепрограммировать эти автоматические устройства. Страховка заключалась в том, что после автоматизированного подсчета и появления предварительных результатов в обязательном порядке следовал подсчет ручной. На всех участках результаты, полученные автоматикой, проверялись людьми лично и практически везде было полное совпадение. Процедуры, в отличие от того, что мы видели, например, в Белоруссии, были абсолютно прозрачными: была сортировка по кандидатам всех бюллетеней, все это проходило под фото и видеозапись, с оглашением полученных результатов и заполнением увеличенной формы протокола. На выборах присутствовала большая миссия наблюдателей из Европы и фактически никто не смог найти ни одного существенного недостатка.
Наблюдательское сообщество было активно, международных наблюдателей было свыше трехсот человек. Большая миссия была от БДИПЧ, в большом количестве были представлены наблюдатели от стран СНГ и ШОС, от организации ОДКБ. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики никаких ограничений не вводила и старалась пригласить максимальное количество наблюдателей. Также присутствовало и большое количество национальных наблюдателей, на каждом участке мы фиксировали от 5 до 7 человек. Наблюдатели были разными: мы встречались с наблюдателями от кыргызстанского аналога движения «Голос» – это «KLOOP», и их представители в процессе интервью также давали позитивную оценку всему избирательному процессу.
Хотел бы отметить парадокс избирательных процедур, который мы наблюдали. Он очень интересен с точки зрения электоральной психологии и электоральной социологии. Заключался он в том, что на выборах приветствовались все процедуры дактилоскопической идентификации личности. В соответствующий сканер помещался палец, далее сканировался отпечаток, и по нему определялось соответствие избирателя списку избирателей. Но пообщавшись с гражданами, преимущественно зрелого возраста, мы выяснили, что большинство из них являются сторонниками традиционных процедур идентификации. Это связано с тем, что в народе живет некоторый негатив, связанный с тем, что, когда у людей берут отпечатки пальцев, то возникает ассоциация с известной процедурой, которая применяется в отношении преступников. Многие говорили, что считают для себя унизительным сканирование отпечатков пальцев, но при этом с радостью относились к другим формам биометрического сканирования. Так, например, применялась страховочная процедура (на случай, когда не срабатывали отпечатки пальцев, а необходимо заметить, что у людей пожилого возраста так происходило очень часто) в силу вступало сканирование биометрических данных по изображению лица, и эта процедура срабатывала мгновенно. Мне кажется, что это было бы интересно с точки зрения распространения опыта в России, я думаю, что у нас тоже бы нашлись те граждане, у которых процедура сканирования отпечатков пальцев вызывала малоприятные воспоминания.
Хотел бы также отметить роль молодежи. Дело в том, что за последние 6 лет несмотря на экономические трудности в Кыргызстане произошел демографический рывок и в ходе этих выборов было огромное количество голосующей молодежи. Приблизительно доля молодежи в числе избирателей составила 1/3. Это говорит о том, что при проведении информационной работы необходимо делать основной упор на молодежь, при этом не нужно ограничиваться агитационными моментами, важно заниматься правовым просвещением. Поскольку в нашей делегации было большое количество молодых людей, у нас была представлена молодежь из 7 регионов России и, нужно отметить, что очень многие выражали восхищение тем, что в России существует система молодежных избиркомов. Мы показали им очень хороший пример того, как молодые люди могут участвовать в организации избирательного процесса. На основе этого даже возникли идеи развития межгосударственного сотрудничества молодежных электоральных организаций.
Хотелось бы отметить еще один важный момент: подписание договора или хартии о честных выборах. Этот договор был подписан при старте избирательной кампании. Его подписали все кандидаты на пост главы государства. Данный документ содержал несколько интересных принципов. Все кандидаты брали на себя обязательство проводить выборы честно, на основе общепринятых норм избирательного права, и по итогам избирательной кампании все участники договора, в целях сохранения стабильности и уважения выбора народа, принять этот выбор и максимально содействовать процветанию Кыргызстана. Это положение очень важно, поскольку как раз на этапе оглашения итогов выборов у некоторых кандидатов сдали нервы, и напоминание о подписи данного документа послужило предостережением и поводом для того, чтобы остудить горячие головы. В Кыргызстане имеет силу слово, сказанное аксакалом и публично данное обещание.
Что касается влияния иностранных агентов на процесс выборов, хотел бы сказать о том, что если иностранные агенты будут в равных правах со всеми остальными представителями наблюдательского сообщества, то никакого эффекта фейки и провокации не достигнут. Народ научился фильтровать тот контент, который им доносят в головы. Когда нет ни у кого возможности для того, чтобы заказать какой-то репортаж, повлиять на журналистов, тогда эффект равно пропорционален и деструктивный эффект уравновешивается объективной информацией, что мы и наблюдали в Кыргызстане», - поделился наблюдениями Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Максим Лесков.
Источник: https://nom24.ru/info/events/maksim-leskov-v-kirgizii-naydena-vaktsina-protiv-tsvetnykh-revolyutsiy/
Фотоальбом «Медианаблюдение в Кыргызстане (08-12 января 2021 года)»