Новации в обучении и перемены в законах - Центризбирком спросил мнения у поколения Next
ЦИК РФ подвел итоги Всероссийского конкурса по вопросам избирательного права и процесса «Атмосфера».
16 мая, 2019
В течение полугода он проводился среди молодежи до 35 лет: участие приняли студенты, аспиранты и молодые преподаватели из 185 образовательных учреждений 59 регионов России. Ими было прислано 385 работ.
Напомним, конкурс имеет многолетнюю историю, проводится ЦИК России с 1999 года. Его постоянным куратором и вдохновителем выступает cекретарь Центризбиркома РФ Майя Гришина. Во многом благодаря ее личному участию в этом году конкурс стал популярнее, чем ранее: количество работ выросло втрое по сравнению с тем, что было год назад. Конкуренция была настолько высока, что, как призналась глава ЦИК РФ Элла Памфилова, победителей судейская коллегия определяла порой перевесом только в один голос.
Сегодня в ходе заседания Центризбиркома были объявлены победители конкурса. Ими стали: в номинации «Научный фронт» - студенты Липецкого государственного педагогического университета Татьяна Сидорук, Александра Борминцева и Николай Желтиков; в номинации «Школьная жара» - Анна Мельникова из Санкт-Петербурга; в номинации «Студенченская стихия» - Алексей Ильин из Ульяновска; в номинации «Методстанция» - Евгений Матвеев, представитель Пермского государственного национального исследовательского университета.
Победителей наградили благодарственными письмами ЦИК России и Министерства образования, а также главными призами – 100 тысяч рублей в каждой из номинаций. Еще ряд финалистов получил специальные поощрительные призы лично от главы Центризбиркома Эллы Памфиловой.
- В любом случае все присутствовавшие здесь финалисты – уже победители, потому что смогли пройти очень серьезный конкурсный отбор, – подчеркнула она.
Помимо этого, Российский фонд свободных выборов вручил всем финалистам номинации «Научный фронт» путевки на Международный летний молодежный юридический форум «ЮрВолга», который пройдет с 12 по 15 августа в Ульяновской области.
- Мы приглашаем финалистов "научного фронта" вступить в "научную роту" корпуса добровольцев РФСВ и принять участие в лучшем, без преувеличения, форуме молодых юристов России, проводимом ежегодно при поддержке губернатора и избирательной комиссии Ульяновской области, - заявил Максим Лесков, - пообещав активно привлекать победителей "Атмосферы" к исследовательским проектам РФСВ, включая научную экспертизу готовящегося проекта Избирательного кодекса.
На практике нагляднее
Одной из наиболее ярких работ в рамках конкурса «Атмосфера» стала «Рабочая программа дисциплины «Избирательное право», разработанная и уже применяемая на практике преподавателем, доцентом кафедры права Ульяновского государственного педагогического университета Алексеем Ильиным.
По его словам, работа предназначена для преподавания избирательного права в Высшей школе как отдельной дисциплины на юридических факультетах самых различных вузов при подготовке будущих юристов.
- В нашей программе есть несколько особенностей, которые отличают ее от общего классического варианта преподавания избирательного права. Они связаны с практико-ориентированным обучением: студент поглощается в конкретную ситуацию, дабы избежать сложностей, попав в нее в будущем, воспользовавшись активным или пассивным избирательным правом. Наша программа - это, прежде всего, практика, большое количество ситуационных задач, когда обучающийся примеряет на себя определенную роль в качестве того или иного участника выборных процессов, - пояснил Алексей Ильин.
Главной целью своей борьбы за победу в номинации «Студенческая стихия» Алексей видел отнюдь не награду, а реализацию предложенной им практической модели преподавания избирательного права в каждом вузе, где есть юридический факультет (на данный момент, избирательное право как отдельная дисциплина преподается не во всех подобных вузах).
- Если так сложится, что методику опубликуют в сборнике, тем самым мы сможем привлечь внимание высших образовательных организаций, чтобы они могли ее использовать для своих целей. Методика будет открытой, - поделился планами Алексей Ильин, - в этом вопросе мы также очень рассчитываем на поддержку Российского фонда свободных выборов.
Автор работы отметил, что его практико-ориентированный курс избирательного права уже «обкатан»: при содействии избирательной комиссии Ульяновской области был введен в учебный план юрфака Ульяновского государственного педагогического университета в 2016 году.
- Уже на протяжении трех лет ребята разных курсов изучают эту дисциплину, и у нас есть довольно-таки хорошие результаты. Около 97% всех студентов, которые освоили эту дисциплину, воспользовались своим активным избирательным правом. Порядка половины участвовали в качестве наблюдателей. Среди них есть ребята, которые стали членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Среди них есть даже председатели, секретари, заместители председателей, которые успешно справились со своей задачей. Мне кажется, что в этом помогло именно изучение избирательного права как дисциплины в рамках учебного плана подготовки юристов. Более того, два человека у нас воспользовались пассивным избирательным правом и, будучи студентами, выбрались в состав представительных органов муниципальных образований. Это положительный результат, - подытожил Алексей Ильин.
Борьба за электоральный суверенитет
Еще одна работа-победитель «Избирательный процесс: принцип независимости выборов» принадлежит коллективу авторов – студентам Липецкого государственного педагогического университета Александре Борминцевой, Татьяне Сидорук и Никите Желтикову.
- В этом году мы решили попытать наши силы и написали работу, посвященную теме внутреннего и внешнего вмешательства в выборы, потому, что хотели бы видеть выборы в России свободными как от внутреннего, так и от иностранного вмешательства, - рассказала Татьяна Сидорук.
Липецкие студенты предложили в качестве основного ввести в избирательное право и процесса принцип независимости выборов, сформулированный следующим образом: «эффективность и надежность избирательной системы Российской Федерации обеспечивается самостоятельностью ее субъектов в процессе подготовки и проведения избирательных кампаний, а также свободой волеизъявления избирателей при принятии ими решений по ходу выборов и референдумов. Противоправное воздействие на волеизъявление избирателей либо его ограничение запрещаются».
Авторы работы исследовали приемы и методы кибер-воздействия на электорат, технику и пути распространения «фейковых» новостей, информационных вбросов, троллинг, астротурфинг, номинацию, дефейс и прочие методы работы интернет-агрессоров.
А в качестве основных защитников электорального суверенитета победители конкурса видят независимых наблюдателей. Они предлагают продлить срок их полномочий, а также расширить перечень организаций, имеющих право набирать, обучать и направлять своих представителей для наблюдения за выборами. При этом предлагается наблюдение за избирательным процессом не ограничивать днем голосования, а начинать на этапах выдвижения и регистрации кандидатов.
- Наступил век информации: очень часто избирателями начинают манипулировать, вмешиваться в избирательный процесс с помощью грязных политических технологий, - считает Татьяна Сидорук. – Цветные революции и государственные перевороты зачастую происходили в тех странах, где недооценивали эту опасность. Конечно, мы бы хотели, чтобы наши рекомендации и были приняты во внимание и учтены законодателями, - резюмировала она.
Надежда Выскребенцева
Источник: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/130055-v-atmosfere-voznik-svezhiy-vzglyad-na-vybory.html