«Петербургская политика» о всероссийской тенденции «озеленения» кадров

«Петербургская политика» о всероссийской тенденции «озеленения» кадров

Фонд «Петербургская политика» представил аналитический обзор «Кадровый резерв 2.0». В обзоре представлена информация о российских политиках и чиновниках 70-х и 80-х годов рождения, потенциально способных составить костяк кадрового пополнения ключевых позиций в российской власти в течение ближайшего года.

10 октября, 2017

«Пересменки» во время президентских выборов в российской политике, как правило, сопровождаются масштабным кадровым обновлением, затрагивающим многие ключевые посты в правительстве, Администрации президента, губернаторском корпусе. На протяжении предыдущих лет возрастной фактор хотя и не являлся ключевым, но в целом учитывался в ходе проводимых назначений. Самое заметное «омоложение» имело место в 2000 году (среднее снижение возраста Совета безопасности и правительства составило 6 лет), что в целом укладывалось в логику прихода новой генерации ровесников Владимира Путина, который моложе Бориса Ельцина на 21 год.

Наблюдаемое за период с 2012 по 2017 год «старение» членов СБ и правительства обусловлено естественным увеличением их возраста в условиях ориентации на стабильность кадров и минимизацию кадровых изменений. Вследствие этого «биологические» показатели лишь незначительно компенсируются приходом более молодых кадров (например, Антона Вайно или Максима Орешкина в 2016 году). В случае губернаторского корпуса перестановки 2017 года позволили сохранить средний уровень примерно на прежнем уровне.

К 2017 году на первый план вышла задача омоложения корпуса управленцев как такового – вне четкой привязки к их профессиональному и личностному бэкграунду. Тренд на омоложение активно популяризировался органами власти в качестве важнейшего (а подчас и ключевого) аргумента, обосновывающего кадровое назначение. Стало формироваться представление о том, что именно омоложение кадров отвечает актуализирующемуся общественному запросу на «обновление» в политике и во власти. Все это заметно разогрело ожидания омоложения (или, пользуясь выражением Рамазана Абдулатипова, «озеленения кадров») как ключевой тенденции назначений 2017-2018 годов.

В то же время необходимо учитывать ряд факторов, которые будут влиять на реальную практику привлечения во власть представителей более молодых поколений.

- Настрой на омоложение не является единственно возможным. Он конкурирует с настроем на «стабильность кадров» (что подчеркивают периодические продления сроков выхода на пенсию), а также с элементами «династической» политики, связанной с приходом в политическую и деловую элиту детей нынешних «десижн-мейкеров». Последняя тенденция далека от доминирования, но статистически становится все более заметной. С некоторой долей условности эти подходы можно соотносить с практиками постсоветского пространства: относительной стабильностью кадров в Белоруссии, практикой постепенного омоложения в Казахстане (правда, здесь кадровое продвижение сопряжено со сменой поста и курируемой деятельности с интенсивностью раз в 1-2 года) и «династий» в Азербайджане, где «семейственность» не воспринимается как «постыдная» и не соответствующая современным реалиям – примечательно, что спустя 14 лет после перехода власти в 2003 году от отца к сыну первым вице-президентом Азербайджана была назначена супруга действующего главы государства.

- Более молодому поколению российских управленцев пока не удалось создать собственных символов истории успеха, свидетельствующих о высокой политической и управленческой конкурентоспособности. Сильными сторонами относительно молодых управленцев являются большая динамичность, погруженность в реалии современных экономических практик, вписанность в глобальные информационные потоки, открытость к технологическим и социальным изменениям XXI века. Слабыми сторонами могут быть названы относительная «тепличность» времен формирования карьеры, порой отвлеченные представления о природе и характере власти, нехватка опыта работы в различных отраслях и сферах (что может оказаться значимым в случае нарастания социальной, политической или экономической динамики), дефицит практических навыков управления рисками. Кроме того, естественным свойством карьерно ориентированных чиновников новых поколений является абсолютизация представлений о собственных профессиональных качествах как способе достижения карьерного успеха, представление о нынешнем участке работы как «временном» в ожидании неизбежного скорого карьерного рывка и, как следствие, нередкая приоритетность презентации «кейса» собственного успеха перед достижением реальных менеджерских результатов.

- Общим фоном кадровых изменений будет постепенное уменьшение притягательности чиновничьей карьеры, в том числе по причине снижения статуса гражданской службы из-за активности правоохранительных органов. Как следствие, возможно возникновение кадрового дефицита при отборе на отдельные позиции – в том числе губернаторские. Это, в свою очередь, будет приводить к появлению большего числа незаполненных статусных вакансий и к возможностям роста. Однако оборотной стороной происходящего может стать меньший средний срок пребывания в должности и рост рисков карьерных катастроф в силу очевидной ориентации правоохранителей на поиск «коррупционных» мотивов в действиях чиновников.

Подробнее: https://fpp.spb.ru/fpp-rejuvenation