Законопроект о молодежной политике: добровольцы РФСВ — в поисках новых идей
Добровольцы Российского фонда свободных выборов выступили с аналитическим докладом «Законопроект о молодежной политике: добровольцы РФСВ — в поисках новых идей» на экспертной площадке во Пскове в рамках регионального форума молодёжных избирательных комиссий.
28 ноября, 2020
Необходимость урегулирования молодежной политики неоднократно обсуждалась в системе молодежных избиркомов и среди представителей добровольческих и волонтерских движений. Эта тема последовательно развивалась и воплощалась в концептуальных предложениях на федеральных площадках – в специальных докладах «Молодежь. Выборы. Власть» и «Выборы 2024 – молодежный запрос».
В России может появиться закон, регулирующий молодежную политику. Соответствующий законопроект успешно прошел первое чтение в Нижней палате российского парламента. Проект получил официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение федеральной Общественной палаты, что заметно повышает его шансы на принятие. До 10 декабря 2020 года профильный комитет Госдумы собирает предложения и поправки к законопроекту.
В настоящее время идёт активная стадия обсуждения будущего закона на разных уровнях молодежной политики – в федеральных структурах и региональных ведомствах, на площадках общественных организаций, в медиа. Свои предложения формулируют молодые парламентарии и активисты. Присоединяются к дискуссии о содержании законопроекта и судьбе молодежной политики в стране и крупнейшие российские молодежные объединения, в том числе Союз молодежных избирательных комиссий России и Корпус добровольцев РФСВ. Отдельная дискуссия состоится уже на этой неделе в рамках II межрегионального форума молодежных избирательных комиссий Псковской области.
О важности принятия закона, устанавливающего особенности молодежной политики, в обществе давно ведется дискуссия. На протяжении последних десяти лет этот вопрос регулярно находится в центре экспертного обсуждения, ведь роль и влияние молодежи на общественные процессы постепенно возрастает. Молодежь находится в фокусе внимания государственных и местных органов власти, общественных и коммерческих организаций. Практика показывает, что сегодня в вопросах молодежной политики нет безучастных, и эта сфера по различным причинам интересна для многих деятелей и активистов.
За последние годы мы стали свидетелями того, как молодежь активно интегрируется в различные политические и социальные процессы, происходящие в стране. Один из ярких примеров, показывающих вовлеченность молодежи в политику, можно увидеть в тезисах Председателя ЦИК России Эллы Александровны Памфиловой, озвученных 6 ноября на встрече с Президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи обсуждалась вовлеченность различных возрастных категорий граждан в выборные процессы. Среди избранных депутатов оказалось несколько восемнадцатилетних депутатов с вполне серьезной биографией и опытом, которым удалось убедительно завоевать голоса избирателей.
Необходимость урегулирования молодежной политики неоднократно обсуждалась в системе молодежных избиркомов и среди представителей добровольческих и волонтерских движений. Тезисы об этом последовательно развивались и воплощались в концептуальных предложениях на федеральных площадках – в специальных докладах «Молодежь. Выборы. Власть» (Общероссийский форум молодежных избиркомов, Москва, 2018 год) и «Выборы 2024 – молодежный запрос» (Международный молодежный юридический форум «ЮрВолга», Ульяновск, 2019 год). За эти годы была подготовлена не только почва для общественной дискуссии, но и сформулированы детальные предложения по развитию молодежной политики. Ценность докладов в том, что они были разработаны молодыми авторами из системы избирательных комиссий, а не создавались в кабинетах.
После прочтения законопроекта «О молодежной политике в Российской Федерации» создается впечатление, что его авторы достаточно формально подходят к регулированию столь масштабного и значимого направления внутренней политики. Деятельность молодежных ведомств многогранна, а молодежная политика включает самые разнообразные аспекты. Справедливости ради, стоит отметить, что текст проекта содержит множество отсылок к таким важным вопросам, как создание молодых семей, сохранение исторической памяти, воспитание уважения, духовно-нравственное и патриотическое развитие молодых людей.
В качестве молодежных общественных объединений законопроект предлагает рассматривать только зарегистрированные в установленном порядке объединения. Для общественных объединений не всегда важно иметь права юридического лица. При этом необходимо помнить, что государственная регистрация молодежных общественных объединений осуществляется только в случае, если в руководящие органы избраны полностью дееспособные лица.
Авторы проекта такими рамками не оставляют возможностей и не предусматривают какую-либо самоорганизацию со стороны молодежи, потому что без определенных юридических действий их объединение формально нельзя признавать таковым. Вместе с тем, при множестве государственных и муниципальных органов сегодня созданы молодежные объединения, которые не имеют государственной регистрации, но они успешно работают и помогают молодежи интегрироваться в социальную, культурную и политическую сферы. Множество молодежных объединений существуют на базе учебных заведений. Такие реально действующие молодежные организации в случае принятия законопроекта так и останутся в подвешенном юридическом состоянии и попросту вне поля его сферы действия, поскольку продолжат существовать и развиваться без формальностей. При этом регистрация необходима для получения грантов и финансовой поддержки, однако не все общественные организации нацелены на осуществление деятельности с финансовым обеспечением.
Формализация молодежной политики без её содержательного наполнения, пожалуй, — самый большой риск для страны, в которой только возрождаются молодежные инициативы и возникают добровольческие идеи в условиях стремительного развития информационного общества.
Разрешить эти и другие возникающие вопросы позволила бы хотя бы условная классификация молодежных общественных объединений по принципу формирования. В одних общественных организациях нет смысла формировать органы управления, в других – это просто необходимо, потому что позволяет внедрить демократические принципы управления уже на начальном этапе. Такой подход к нормативному регулированию заметно усилил бы социальную, а не бюрократическую направленность проекта.
Для молодежных общественных объединений, действующих при представительных и исполнительных органах различного уровня, давно назрела проблема выборности молодых лиц в составах общественно-консультативных молодежных структур. В таких организациях есть реальная возможность участвовать в деятельности государственных ведомств, выносить на рассмотрение конкретные инициативы и взвешенные предложения. Выборы в устойчивые молодежные объединения – это реальный практический опыт, укрепляющий будущую политическую систему. При этом в стране уже есть для этого все условия — создана разветвленная сеть молодежных избирательных комиссий, которая готова к работе и реализации такой задачи. Фактически, перед нами предстает возможность подготовить новые кадры и запустить социальные лифты на высоких скоростях.
Одно из наших предложений – это предусмотреть возможность (подчеркнем, что возможность, а не обязанность) формирования органов управления в молодежных общественных объединениях, независимо от наличия или отсутствия факта регистрации на основе выборности. Например, сегодня во многих российских регионах проходят единые дни голосования в органы молодежного самоуправления, избираются члены молодежных парламентов и лидеры молодежных объединений.
Безусловно, законопроект мог бы содержать больше реально действующих механизмов, а не формально-декларационных норм. Отражение статуса конкретных общественных организаций, в том числе молодежных избирательных комиссий как молодежных общественных объединений, направлениями деятельности которых являются организация выборов в органы молодежного самоуправления и молодежные общественные объединения и деятельность по повышению правовой и политической культуры молодых и будущих избирателей, заметно обогатило бы содержательную часть проекта. Вполне позитивной видится идея закрепления в тексте проекта статусов иных крупнейших молодежных объединений, создаваемых при представительных и исполнительных органах различного уровня, волонтерских и добровольческих движений при учебных организациях и многих других реально существующих и действующих структур.
Таким образом, вопросы молодежной политики – это наша общая зона ответственности. Совместными усилиями мы можем выработать такие предложения, которые дадут новый импульс для расширения и укрепления возможностей российской молодежи.
Наши предложения:
- исключить необходимость регистрации для признания молодежного общественного объединения;
- предусмотреть рамочную классификацию молодежных общественных объединений по форме организации;
- закрепить статусы систем крупнейших молодежных общественных объединений и организаций;
- дополнить законопроект возможностью формирования молодежных органов управления в объединениях на основе выборов.
Поддержите идеи, отраженные в этом материале — поделитесь информацией в социальных сетях.
Благодарим за внимание!
Добровольцы Российского фонда свободных выборов Пащенко Илья, Дубровина Юлия