Анастасия Архипова: журналистом нужно СТАТЬ!
Что связывает журналиста и человека, заинтересованного в прозрачности и честности выборов?
11 августа, 2019
На первый взгляд, ничего. Роль журналиста — в информационном освещении избирательного процесса. Цель данной работы — личный моральный выбор корреспондента.
Тех, кто этот выбор делает в сторону отображения реальной ситуации и борьбы за конституционные права граждан, можно смело звать в наши ряды — в ряды медианаблюдателей.
Если вторая часть термина "медианаблюдатель" к активистам МИК имеет прямое отношение и многими уже освоена на практике, то медиа стали предметом обучения, организованного Российским фондом свободных выборов в Подмосковье 23-26 июля 2019 года.
Учиться нужно у профессионалов. Нас обучали М.А. Лесков, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов, Н.А. Тюков, исполнительный директор АНО «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций» и Н.И. Тузиков, главный редактор сетевого издания «Выбор народа».
Будет справедливо отметить, что правовые основы и особенности электоральной журналистики нельзя осветить полностью за два дня. Но главное сводится к нескольким тезисам:
- из всего, что ты видишь, можно сделать инфоповод;
- позитивную новость написать гораздо сложнее, чем негативную;
- определяйте миссию, цель и замысел материала;
- умейте «поймать» вдохновение и написать интересный материал;
- руководствуйтесь тремя требованиями к публикации материала: возможно, безопасно, качественно;
- не бойтесь спрашивать! Цитата от Н.И. Тузикова: «Хорошо поставленный вопрос стоит долго».
Манипуляции всегда могут оказаться рядом, и надо уметь их распознавать. Это еще один, не менее важный, тезис. Информация подвержена постоянному изменению и вольной интерпретации. Чаще всего можно встретить лишь половину правды. Как от этого защититься медианаблюдателю и обычному человеку, лекторы тоже рассказали:
- взять в привычку — проверять информацию. Как минимум — в двух-трех достоверных (читай, официальных) источниках, а в идеале — своими глазами убедиться, что новостное событие произошло (для примера — приехать на конкретный участок и посмотреть, раздают ли там бесплатно пирожки);
- представление данных в процентах практически всегда способно представить информацию в ложном свете. Все просто: никто не знает, какова была выборка и сколько весит 1%. Пример: «на 50% участков раздавали бесплатно пирожки». А сколько участков было вообще? 1000 или всего 2? Ситуация выглядит по-разному. Кроме того, если автор видел всего два участка, один с пирожками, другой — без, мы не защищены от экстраполяции информации на всю тысячу;
- мы верим специалистам, но не в нашей области. Признавайтесь, вы верите врачам или пытаетесь перепроверить информацию? Скорее всего, нет. То же будет с учеными и специалистами из других областей. Поэтому, когда обычному гражданину сообщают, что избирательная комиссия раздает бесплатно пирожки, он не станет это проверять и в очередной раз усомнится в институте выборов. Вывод: необходимо знать законы, не верить пост-правде и см. пункт 1.
- лучшее обучение — это практика.
Одним из важных этапов мастер-класса был модельный избирательный участок, представленный активом Союза МИК России. Кроме того, на УИК было разыграно несколько ситуаций для анализа:
— Можно ли проголосовать по заграничному паспорту?
— Нет, даже если секретарь УИК твоя лучшая подруга.
— Что делать, если на участке выключают свет?
— Членам комиссии своим телом необходимо закрывать избирательную документацию и ящики для голосования. Кстати, ЦИК дает разъяснения, что на них необходимо садиться.
— Имеет ли право кандидат агитировать на участке?
— Нет, ни кандидат, ни какое-либо иное лицо.
и пр.
Во второй день мастер-класс посетила секретарь ЦИК России М.В. Гришина, которая ответила на все интересующие нас вопросы. Наиболее обсуждаемой стала тема сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов и сложившаяся в разных регионах ситуация. Но самое главное — в том, что в очередной раз на одной площадке смогли встретиться не столько профессионалы и молодежь, сколько люди, влюбленные в избирательный процесс.
Я уверена, что с новыми знаниями мы можем помочь жителям родных регионов взглянуть на выборы НАШИМИ глазами.