Юлия Миненко: "Наблюдение на выборах - профессионально, законно и деликатно!"
21 ноября 2017 года в Москве состоялась общероссийская конференция «Наблюдение на выборах в Российской Федерации. Более 300 представителей различных организаций, принимающих активное участие в избирательном процессе, собрались на одной площадке для обсуждения различных аспектов организации общественного наблюдения в период проведения выборов Президента Российской Федерации в марте 2018 года. Организаторами данного мероприятия выступили Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Российский фонд свободных выборов.
18 декабря, 2017
Повышение доверия к избирательному процессу, а также понимание сути законодательных изменений – вот то, что было обозначено в качестве целей проведения конференции.
Отметив высокую значимость предстоящих выборов Президента России, председатель ЦИК РФ Элла Александровна Памфилова сделала акцент на существенной необходимости вывести избирательную систему на новый качественный уровень, оправдать доверие людей и на том, что все участники избирательного процесса должны действовать в строгом соответствии с законом, грамотно, достойно, честно, добросовестно и деликатно. Именно при соблюдении всех норм законодательства, этических норм и моральных принципов можно говорить о прозрачности и легитимности избирательного процесса. Э.А. Памфилова: «Наша цель – очистить систему от тех людей, которые склонны к фальсификациям». Именно во исполнение данной цели Центральная избирательная комиссия инициировала возвращение обновлённого механизма общественного контроля на федеральных выборах, который был отменен законодателем в 2005 году. Предлагаемый механизм должен работать на избирателя, его права и законные интересы, а не прикрывать нарушения. Необходимо, чтобы все участники избирательного процесса, центром которого является избиратель, действовали на паритетных началах, научились не нарушать права друг друга и исполнять надлежащим образом обязанности.
По мнению Э.А. Памфиловой, именно Общественная палата России состоит из людей, которые заслуживают доверие. Общественная палата не политизирована, не участвует в политической борьбе. Кроме того, у неё есть опыт осуществления мониторинга в сфере избирательного процесса. В настоящее время налажено взаимодействие общественных палат регионального уровня с избирательными комиссиями соответствующих субъектов Российской Федерации. Субъекты общественного контроля должны быть зависимы только от чувства ответственности и связаны одной целью – защита интересов избирателей. «Надо действовать аккуратно, чтобы не дискредитировать идею».
О важности доверия упомянул и Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас: «Вопрос доверия к избирательным процедурам – это то, что мы постоянно обсуждаем. То, что находится в центре нашего внимания, когда мы взаимодействуем с ЦИК России». Парламентарий отметил, что в России хорошее избирательное законодательство, но его надо совершенствовать.
Аккумулятором общественных инициатив для создания полноценного механизма общественного наблюдения на предстоящих выборах должна стать Общественная палата Российской Федерации. После вступительного слова Председателя ЦИК России Э.А. Памфиловой между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Общественной палатой Российской Федерации было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое, в частности, предусматривает организацию общественного наблюдения и обучение наблюдателей.
Стоит отметить, что для реализации механизма по обеспечению общественного контроля необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в части обеспечения гласности выборов Президента Российской Федерации принят Государственной Думой Российской Федерации в I чтении.
Вместе с тем, по словам Э.А. Памфиловой, обсуждаемые новеллы – это всего лишь первый шаг. Для развития общественного наблюдения необходимо развивать гражданское общество. Если граждане будут руководствоваться интересами общества, они будут участвовать в избирательном процессе не только в качестве избирателя, но и в качестве наблюдателя. Повышение электоральной активности должно быть основано не на принуждении, а на убеждении. Мотивация для участия в выборах должна быть основана на следующей позиции: «Выборы должны быть достойны страны. Выборы должны быть достойны меня».
Участники конференции неоднократно отмечали, что законодательная новелла обусловит определённые вызовы. Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев отметил: «Для Общественной палаты это большой вызов, потому что избирательных участков в стране 95 тысяч. Это значит, что в ближайшее время нам надо будет подготовить порядка 100 тысяч наблюдателей».
Обсуждению механизма и критериев отбора, а также системы подготовки наблюдателей было уделено особое внимание. Участники конференции отметили высокий уровень сложности избирательного права и процесса. Для полноценного функционирования механизма общественного наблюдения и контроля нужны грамотные и компетентные наблюдатели. В целях повышения профессионализма и обеспечения качества необходимо выработать стандарты, которые могли бы быть положены в основу подготовки наблюдателей. Э.А. Памфилова отметила недостаточность общественных организаций, которые занимаются наблюдением. В процесс общественного наблюдения было предложено вовлекать волонтёров, студенческую молодёжь, общественные организации различных уровней. Вовлекаясь в избирательный процесс, молодёжь получает опыт, который может быть полезен для последующего выдвижения в сфере государственного и муниципального управления.
Председатель ЦИК РФ выразила намерение помогать методически и организационно всем, кто работает профессионально. Именно подготовленный и обученный наблюдатель способен помогать, а не вызывать затруднения при проведении выборов. Работа должна осуществляться по принципу «не навреди!». Общественный контроль не должен стать имитацией демократических процессов, а эффективным и действенным инструментом.
Было рекомендовано сотрудничать по данному направлению с уполномоченными по правам человека.
Кроме того, на обсуждение были вынесены такие актуальные вопросы в сфере избирательного права и процесса, как голосование вне помещения для голосования, т.н. муниципальный фильтр, обеспечение реализации избирательных прав маломобильных групп населения, применение средств видеонаблюдения в помещении для голосования, формирование избирательных комиссий, образование избирательных участков и некоторые другие.
В скором времени начнёт свою деятельность рабочая группа для проработки методических рекомендаций для реализации озвученных целей и задач.
Юлия Миненко, член Молодежной избирательной комиссии Архангельской области
https://vk.com/arkh_alrf?w=wall-98142757_91