К вопросу о реформировании избирательного процесса в США в преддверии проведения промежуточных выборов 8 ноября 2022 года
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
04 июля, 2022
8 ноября (вторник) 2022 года в США состоятся очередные выборы.
Замещению подлежит 470 мандатов: в 50 штатах замещению подлежат все 435 мандатов в Палате представителей – нижней палате Конгресса США, а также одна треть мандатов в Сенате – верхней палате (35 из 100, при этом из подлежащих замещению на указанных промежуточных (ротационных) выборах 21 мандат принадлежит республиканцам и 14 – демократам)1.
Кроме того, избранию в Палату представителей подлежат пять (из шести) представителей (делегатов) без права голоса: один – от Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) и четыре2 (из пяти) островных территорий США): такое сочетание 435 представителей в Палаты представителей с правом решающего голоса (конгрессменов) и шести представителей (делегатов) с правом совещательного голоса является одной из особенностей механизма политического представительства в нижней палате Конгресса США3.
Проводится также 39 губернаторских выборов (в 36 штатах и трех островных территориях): в настоящее время в 50 штатах 22 губернатора являются демократами, 28 – республиканцами.
Кроме того, в подавляющем большинстве штатов и территорий проводятся выборы в законодательные органы штатов (территорий); при этом в четырех штатах (Виргинии, Луизиане, Миссисипи, Нью-Джерси) выборы в законодательные органы не проводятся, поскольку в соответствии с законодательством штатов они проводятся в нечетные годы.
В 50 штатах в законодательных органах имеется 99 палат (некоторые законодательные органы являются двухпалатными), в составе которых 7.383 мандата4.
При этом 8 ноября 2022 года проводятся очередные выборы по замещению 6.166 мандатов в 88 палатах (84%), в некоторых штатах проводятся также дополнительные выборы по замещению вакантных мандатов.
В 5 законодательных органах территорий США в ходе очередных выборов замещению подлежат 76 мандатов.
В ряде штатов проводятся местные выборы, а также различного рода референдумы, в том числе по вопросам о требованиях к избирателям для их участия в голосовании по почте, о снижении срока полномочий законодателей штатов, о внесении изменений в законодательство о выборах не позднее чем за 6 месяцев до даты проведения выборов (по состоянию на 8 июня 2022 года в 34 штатах на референдумное голосование выносится 103 вопроса).
В настоящее время проводятся праймериз по выдвижению кандидатов на предстоящих выборах.
В целом, электоральные ставки на ноябрьских выборах чрезвычайно высоки – их результаты определят, какая политическая партия будет контролировать обе палаты Конгресса США; кроме того, указанные выборы станут проверкой новых законов о голосовании, принятых во многих штатах, которые ограничивают доступ избирателей к избирательным бюллетеням во имя безопасности выборов.
В связи предстоящими выборами с начала 2021 года и, особенно в преддверии их проведения, республиканцы, сторонники бывшего Президента США Дональда Трампа, имеющие большинство в ряде законодательных органов штатов, в ответ на предыдущие законодательные шаги законодателей-демократов (в частности, введение процедуры голосования избирателей по почте), в рамках политических дебатов о праве голоса и честности голосования, предприняли масштабную законодательную попытку систематического и массового «вторжения» в избирательные права граждан США, создания условий, облегчающих легальное политическое изменение результатов выборов5.
Такие законодательные попытки предприняты в 33 штатах, где рассматриваются либо уже приняты новые законодательные акты, регулирующие избирательный процесс (всего было внесено более 250 законопроектов о голосовании), и которые, по заявлениям ряда экспертов и общественных организаций, являются «новой и опасной атакой на демократию, создают условия для того, чтобы, изменив правила электоральной игры и закабалив организаторов выборов, украсть у избирателей результаты выборов в угоду соответствующей политической силе».
Законодательные инициативы варьируются от ограничения досрочного голосования или голосования по почте до введения более строгих требований по идентификации избирателей.
Всплеск активности возник после того, как в 2021 году законодательные органы 19 штатов одобрили 34 ограничительных закона о голосовании.
Это, в свою очередь, создает условия для обострения политического и электорального кризиса, поскольку результаты выборов будут находиться в прямом противоречии с реальным волеизъявлением избирателей, выраженном в ходе проведения всеобщих выборов.
В целом, если демократы выступают за упрощение и удобство голосования, то республиканцы в некоторых штатах приняли законы, наоборот, ограничивающие доступ к голосованию и усиливающие контроль за теми, кто голосует.
Так, республиканцы утверждают, что ограничительные электоральные меры предназначены для предотвращения фальсификаций избирателей и обеспечения честности выборов, демократы же возражают и заявляют, что новые законы несоразмерно повлияют на возможность голосовать, в частности, афроамериканцев и других групп социальных меньшинств.
Как известно, после проведения в ноябре 2020 года прошлых президентских выборов кандидат на должность Президента США Дональд Трамп, проигравший выборы, и его политические сторонники предприняли в шести штатах (Аризона, Висконсин, Джорджия, Мичиган, Невада, Пенсильвания) ряд попыток принудить электоральных должностных лиц к изменению результатов выборов в сою пользу6.
Все из указанных штатов в настоящее время также вовлечены в «законодательное электоральное вторжение» в избирательные права граждан США и создание условий, облегчающих легальное политическое изменение результатов выборов.
В данный «республиканский пул законодателей» входит ряд других штатов, где кандидаты на президентских выборах шли «ноздря в ноздрю», в частности, Миннесота, Миссури, Теннесси, Техас, Флорида.
В целом, с начала 2021 года республиканцы, как уже отмечалось, внесли на рассмотрение законодательных органов 33 штатов более 250 «обновленческих» электоральных законопроектов, которые можно сгруппировать по шести основным тематическим блокам:
- предоставление законодателю штата полномочий по изменению результатов выборов, в том числе на основе перераспределения голосов избирателей, поданных за кандидатов, в пользу тех политически приемлемых для законодателя кандидатов, которые первоначально в ходе всеобщего голосования не получили необходимых для избрания числа голосов избирателей;
- введение, взамен профессионального электорального аудита, механизма пост-электорального общественного аудита избирательного процесса, являющегося по своей природе политически ангажированным (т.е. однопартийным);
- наделение законодателей и назначаемых должностных лиц рядом дополнительных полномочий по руководству избирательным процессом, которые содействуют формированию политической монополии одной политической силы в управлении (администрировании) выборами;
- наложение на организаторов выборов (электоральные органы и должностных лиц) ряда «трудновыполнимых» электоральных обязанностей;
- устрашение организаторов выборов посредством введения новых уголовных и иных наказаний за совершение определенных электоральных действий, создания специализированных органов электорального расследования и наказания.
- ограничение возможностей избирателей принимать участие в голосовании, в том числе в дистанционном формате или при помощи так называемых электоральных курьеров.
Помимо прочих последствий, указанные нововведения могут привести к значительному оттоку членов избирательных органов из их состава, нехватке электоральных сотрудников, кадровому голоду.
В 2021 году в 19 штатах уже принято 50 законов, в том числе 34 таких, которые являются по своей сути «вторженческими» в избирательные права и свободы, демократический избирательный процесс.
В рамках первого тематического блока – предоставление законодателю штата полномочий по изменению результатов выборов, в том числе на основе перераспределения голосов избирателей, поданных за кандидатов, в пользу соответствующих политически приемлемых кандидатов, которые первоначально в ходе всеобщего голосования не получили необходимых для избрания голосов избирателей – такие законопроекты внесены на рассмотрение законодательных органов таких штатов, как Аризона, Висконсин и Пенсильвания.
При этом, по мнению экспертов и ряда общественных организаций, такие законопроекты наименее вероятны для принятия законодателями, в том числе в связи с очевидной нелегитимностью указанной электоральной процедуры или «кульбита».
Вместе с тем, сам факт, что указанные законопроекты вынесены на рассмотрение законодателя штата, показывает, что законодатели-республиканцы уже «созрели» для политического манипулирования итогами голосования избирателей и результатами выборов.
В рамках второго тематического блока – введение взамен профессионального электорального аудита механизма пост-электорального общественного аудита избирательного процесса, являющегося по своей природе политически ангажированным – в ряде штатов предприняты попытки замены профессионального (компетентного) электорального аудита избирательного процесса так называемым общественным, а фактически однопартийным, аудитом.
Так, несмотря на то, что профессиональный электоральный аудит избирательного процесса законодательно закреплен во многих штатах, законодатели-республиканцы 20 штатов внесли, по меньшей мере, 49 законопроектов, которые допускают или предусматривают проведение непрофессионального (общественного) или политически ангажированного аудита итогов голосования и результатов выборов.
Так, после президентских выборов 2020 года такие штаты, как Аризона, Висконсин и Техас наделили полномочиями по проведению пост-электорального аудита избирательного процесса компании, которые не имеют опыта проведения такого рода аудита и, кроме того, могут иметь соответствующие политические предпочтения либо аффиллированы с теми или иными политическими силами (бывший Президент США Дональд Трамп в 2020 году требовал проведения именно такого аудита президентского избирательного процесса в поиске незаконного воздействия демократами на избирателей, особенно афроамериканцев, которые, т.е. демократы, по его мнению, украли у него выборы, незаконно воздействуя на избирателей, используя незаконно, вдобавок, электоральные органы и должностных лиц).
В рамках третьего тематического блока – наделение законодателей и назначаемых должностных лиц рядом дополнительных полномочий по руководству избирательным процессом, которые содействуют формированию политической монополии в управлении (администрировании) выборами – в законодательные органы более чем в 12 штатов было внесено на рассмотрение 38 законопроектов, которые предоставляют законодателям и назначаемых ими должностным лицам полномочия по «партийному» управлению избирательным процессом.
Так, в штате Джорджия был принят соответствующий закон как правовой ответ на непосредственное требование бывшего Президента США Дональда Трампа, предусматривающий отмену положения об одновременном совмещении Секретарем штата по должности еще и должности руководителя избирательного органа штата, и о принятии законодательным органом на себя полномочий по назначению руководителя избирательного органа штата.
Кроме того, избирательному органу штата предоставлены полномочия по непосредственному смещению с занимаемых должностей руководителей нижестоящих избирательных органов в случаях, предусмотренных обновленным законодательством, после проведения соответствующих слушаний (заседаний) и возможного обжалования такого решения.
На этой основе создана «вертикаль» электоральных органов и их партийного руководства со стороны политического большинства в законодательном органе штата.
Кроме того, законопроекты, рассматриваемые в законодательных органах таких штатов, как Висконсин, Канзас и Пенсильвания, предоставляют законодателю право непосредственно, а не в судебном порядке, отменять любые законодательные электоральные положения и процедуры, которые вызывают у них, в частности, политическое неприятие.
В рамках четвертого тематического блока – наложение на организаторов выборов (электоральные органы и должностных лиц) ряда «трудновыполнимых» электоральных обязанностей – которые могут поставить под сомнение итоги голосования избирателей и результаты выборов.
Так, в шести штатах законодатели-республиканцы внесли на рассмотрение законодательного органа штата законопроекты, предусматривающие обязательный ручной подсчет всех избирательных бюллетеней (при этом во всех штатах, фактически, используются технические средства подсчета голосов избирателей, в том числе и без бумажного подтвердителя волеизъявления избирателей).
Данные законопроекты являются как бы ответом на заявления политических сторонников бывшего Президента США Дональда Трампа о том, что в ходе машинного голосования избирателей якобы допускалось незаконное вмешательство организаторов выборов в работу технических средств подсчета голосов (комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов электронного голосования).
Такие законопроекты рассматривались в законодательных органах таких штатов, как Аризона, Вашингтон, Западная Виргиния, Колорадо, Миссури, Нью-Хэмпшир.
По мнению ряда экспертов и общественных организаций введение процедуры обязательного ручного подсчета всех избирательных бюллетеней является чрезмерным, увеличивает риск совершения непроизвольных электоральных ошибок при проведении подсчета многих миллионов избирательных бюллетеней, может не позволить соблюсти предусмотренные законодательством сроки установления итогов голосования и определения результатов выборов7.
Среди других законопроектов указанного блока имеются также и такие, которые накладывают на организаторов выборов обязанности, в частности, каким-либо образом реагировать на действия общественных наблюдателей, даже если они вмешиваются в процесс голосования или оказывают незаконное воздействие на избирателей.
В рамках пятого тематического блока – устрашение организаторов выборов посредством введения новых уголовных и иных наказаний за совершение определенных электоральных действий – законопроекты предусматривают усиление ответственности электоральных сотрудников за нарушения процедуры голосования избирателей (например, Техас, Флорида).
Так, в штате Техас новое законодательство предусматривает ответственность за оказание сотрудником участкового избирательного органа помощи избирателю по его просьбе в заполнении избирательного бюллетеня или иных избирательных документов.
Во Флориде законодательство предусматривает создание специального органа (Управление по расследованию преступлений и безопасности на выборах в составе 15 штатных сотрудников), на который возлагается обязанность по предварительному расследованию электоральных правонарушений, совершенных сотрудниками электоральных органов, предполагаемых фальсификаций на выборах и рассмотрению жалоб, связанных с голосованием.
В рамках шестого тематического блока – ограничение возможностей избирателей принимать участие в голосовании, в том числе в дистанционном формате или при помощи так называемых электоральных курьеров – в ряде штатов введены законодательные ограничения для участия избирателей в голосовании в различных дистанционных форматах.
Такие электоральные ограничения введены законодательством 18 штатов8.
Так, в штате Монтана ранее избиратели, проживающие в местностях, не имеющих почтовых отделений связи (например, на территории графств с индейскими территориями), и по состоянию здоровья не могущие принимать участие в голосовании в помещении избирательного участка, могли принимать участие в голосовании, передав заполненный избирательный бюллетень уполномоченному представителю местного сообщества – специальному электоральному курьеру для его доставки в соответствующий избирательный орган.
Затем, принятый законодателями штата закон запрещает такой способ дистанционного участия в голосовании избирателей – доставки избирательных бюллетеней в соответствующий избирательных орган.
В целом, как отмечает ряд экспертов и общественных организаций, законодатели-республиканцы, заседающие в законодательных органах штатов, предпринимают попытки накинуть на избирательный процесс своеобразную «электоральную узду», позволяющую им добиваться получения приемлемых для них итогов голосования и результатов выборов и, в конечном счете, построения однопартийной модели «управляемых выборов».
При этом, со своей стороны, законодатели-демократы также предпринимают попытки, противостоя законодателям-республиканцам, наоборот, расширить избирательные права граждан США.
Защитники избирательных прав призвали Министерство юстиции США обеспечить свободные и честные выборы по всей стране.
Однако, указанное Министерство имеет ограниченные полномочия после решения Верховного суда США от 2013 года («Графство Шелби против Холдера»), отменившего (признавшего неконституционным) часть положений Закона об избирательных правах 1965 года, которые требовали, чтобы штаты, имевшие электоральную историю дискриминации при голосовании, получали предварительное одобрение Министерства юстиции США, прежде чем будут внесены изменения в законы штата о выборах.
С целью восстановления указанных законодательных положений демократами был разработан соответствующий законопроект (т.е. о том, чтобы штаты, имевшие электоральную историю дискриминации при голосовании, получали предварительное одобрение Министерства юстиции США, прежде чем соответствующие законодательные изменения будут внесены в законы штата о выборах).
Кроме того. ряд сенаторов Конгресса США, опираясь на Акт об избирательных правах 1965 года, впервые предоставивший избирательные права большинству афроамериканцев – граждан США9, разработали законопроект «Акт о свободе голосовать» (Freedom to Vote Act), который предусматривает демократизацию процедуры регистрации избирателей и обеспечение беспрепятственного доступа к участию в голосовании, обеспечение целостности и безопасности избирательного процесса, критерии изменения границ избирательных округов, а также прозрачность финансирования предвыборной агитации10.
Указанный федеральный законопроект вводит так называемый федеральный избирательный стандарт при проведении выборов – основные гарантии избирательных прав граждан США – в условиях, когда различные штаты покушаются на избирательные права и делают их «лоскутными», неравными, ограниченными (республиканцы выступают против такой единой – федеральной – модели регулирования избирательных прав и голосования).
Так, законопроектом предусматривается предоставление возможности лицам, достигшим 16-летнего возраста и подавшим заявление на получение водительских прав, автоматически быть зарегистрированными для участия в голосовании по достижении возраста 18 лет (в обычном порядке избиратели для участия в голосовании должны предварительно подать заявление о регистрации в качестве избирателей, т.е. регистрация в качестве избирателя является активной).
Законопроект предусматривает признание в качестве основных документов, удостоверяющих личность избирателя и являющихся достаточными для осуществления лицом активного избирательного права, наряду с документом, содержащим фото гражданина США, водительскими удостоверениями, также иных документов, а именно: счетов за предоставление жилищно-коммунальных услуг, банковских документов, студенческих удостоверений личности (это связано, в частности, с тем, что афроамериканские избиратели, как правило, не имеют документа, содержащего их фото, а также водительского удостоверения).
Законопроектом расширяются формы регистрации лица в качестве избирателя – наряду с традиционными формами регистрации предусматривается регистрация в онлайн режиме (в электронном форме), а также в день голосования в помещении избирательного участка (включение в список избирателей).
Кроме того, законопроект гарантирует автоматическое восстановление активного избирательного права лиц, которые отбыли наказание в виде лишения свободы (в обычном порядке восстановление активного избирательного права производится, как правило, на основании заявления лица, которое может быть удовлетворено губернатором штата по его усмотрению) и их участие в голосовании.
В целом, в таких штатах, как Алабама, Вайоминг, Виргиния, Кентукки, Миссисипи, Теннесси, Флорида, каждый седьмой афроамериканец, отбывший наказание в виде лишения свободы, не восстановлен в реализации своего активного избирательного права.
Законопроектом предусматриваются меры против исключения избирателей из списков избирателей.
Указанный законопроект нацелен также на реформирование избирательного процесса, в том числе в части организации досрочного голосования и голосования избирателей по почте.
Так, законопроектом предусматривается, что день голосования является федеральным выходным (а не рабочим) днем, т.е. день голосования должен приходиться не на рабочий день недели, а быть выходным днем (в настоящее время выборы проводятся во вторник, который является рабочим днем, и в соответствии с законодательством, для участия в голосовании работодатель должен отпустить работника-избирателя с сохранением оплаты труда не менее чем на четыре часа).
Законопроект гарантирует не менее чем 15-дневный период для досрочного голосования избирателей в помещении избирательных участков.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что досрочное голосование должно стать обязательным во всех штатах, увеличение (более чем в три раза) в каждом графстве количества специальных мест для опускания специальных электоральных конвертов с заполненными избирательными бюллетенями избирателей, принявших участив в досрочном голосовании (в 2020 году в штате Джорджия, наоборот, количество таких специальных мест было резко сокращено; при этом в графствах вокруг города Атланты – столицы штата и в самом городе афроамериканские избиратели составляли 51% электората).
Предусматривается, что в местностях, не имеющих почтовых отделений связи, должно быть не менее одного места, где избиратели, в том числе инее имеющие по состоянию здоровья проголосовать в помещении избирательного участка, могли бы, в том числе досрочно, опустить в специальный электоральный ящик заполненный ими избирательный бюллетень, вложенный в специальный электоральный конверт и, таким образом, принять участие в голосовании.
Указанный законопроект вводит положения, преодолевающие антигуманные положения принятого, например, в штатах Джорджия и Флорида, законодательного акта, введшего запрет на бесплатное предоставление воды и бутербродов избирателям, находящимся длительное время в очереди за получением избирательного бюллетеня (в 2020 году в штате Джорджия при проведении выборов на избирательных участках наблюдались очереди за получением избирательных бюллетеней, в которых избиратели стояли до 10 часов).
Законопроект вводит дополнительные меры против «джерримендеринга» при образовании избирательных округов, не допускающие нарушение принципа равного избирательного права, изменение границ избирательных округов в середине десятилетнего периода после проведения очередной национальной переписи населения (национальная перепись населения проводится, как правило, каждые десять лет; последняя национальная перепись населения была проведена, как уже отмечалось, в 2020 году, очередная перепись населения должна быть проведена в 2030 году).
Новацией данного законопроекта являются положения о создании равных условий для финансирования предвыборной агитации: он требует публичного раскрытия так называемых «темных электоральных финансов», о предоставлении штатам возможности законодательного введения положений о модели так называемых «малых доноров» для финансирования предвыборной агитации кандидатов (которые пожелают этого) с допускаемым шестикратным превышением исходной минимальной суммы добровольного пожертвования в размере 200 долларов США.
Кроме того, законопроектом вводятся дополнительные положения, вводящие запрет на участие в финансировании предвыборной агитации иностранных граждан.
В целях противостояния отстранению сотрудников избирательных органов от организации выборов, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов законопроект конгрессменов-демократов, в отличие от республиканских законопроектов, внесенных в законодательные органы штатов, предусматривает отстранение указанных сотрудников только в случае совершения ими электоральных правонарушений при сохранении за ними права на обжалование принятого решения об их отстранении (законопроекты же республиканских законодателей штатов предусматривают общую возможность отстранение указанных сотрудников по усмотрению вышестоящего избирательного органа и назначение новых, в том числе политически аффиллированных сотрудников избирательных органов, для проведения подсчета голосов избирателей).
Законопроект, предусматривает, что правонарушением является распространение недостоверной электоральной информации, а также вмешательство в процесс голосования избирателей; кроме того, новым видом правонарушения является воспрепятствование регистрации лица в качестве избирателя либо оказание помощи лицу в регистрации в качестве избирателя.
Предусматривается также, что штаты должны проводить пост-электоральный аудит федеральных выборов с тем, чтобы обеспечить безопасность и целостность федерального избирательного процесса.
В целом, развернувшаяся между республиканцами и демократами в преддверии проведения 8 ноября 2022 года очередных промежуточных выборов в Конгресс США законодательная борьба на правовом электоральном поле за избирателя и избирательный процесс идет с переменным успехом, при этом, с учетом того, что законодатели-республиканцы в ряде штатов уже приняли ограничительные законодательные акты в электоральной сфере (в отличие от законодателей-демократов на федеральном уровне), можно сказать, что некоторое преимущество имеют законодатели-республиканцы.
Это не может не тревожить избирателей, а также общественные правозащитные электоральные организации, которые предпринимают усилия по недопущению принятия антидемократических поправок в законодательство о выборах.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] По результатам выборов 2020 года в Палату представителей были избрано 222 демократа и 213 республиканцев.
По состоянию на 15 июня 2022 года в Палате представителей 220 демократов и 209 республиканцев, при этом шесть мандатов являются вакантными; в Сенате 50 мандатов принадлежит республиканцам и 48 – демократам; кроме того, два независимых сенатора поддерживают, как правило, демократов, при этом голос Председателя Сената, который в соответствии с Конституцией США по должности занимает Вице-президент США Камала Харрис, представитель Демократической партии, в соответствующих случаях является решающим.
В связи с итогами национальной переписи населения 2020 года проводится перераспределение мандатов, подлежащих замещению в Палате представителей, от соответствующих штатов (по состоянию на 16 июня 2022 года в 43 штатах уже произведены изменения границ избирательных округов; еще в одном штате (Луизиана) первоначальное изменение границ шести избирательных округов было отменено в судебном порядке и законодатель штата должен принять новое решение по указанному вопросу; в шести других штатах образовано всего по одному избирательному округу и, следовательно, изменение их границ не требуется).
При этом в ходе работ по уточнению границ избирательных округов пять штатов (Северная Каролина, Колорадо, Монтана, Орегон, Флорида) получили по одному дополнительному мандату, Техас – два, тогда как семь штатов (Восточная Виргиния. Иллинойс, Калифорния, Мичиган, Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания) потеряли по одному мандату.
Таким образом, по состоянию на 16 июня 2022 года завершено уточнение границ избирательных округов в отношении 529 (из 435) мандатов (или 98.6%).
Кроме того, для замещения 7.383 мандатов в 99 палатах 50 законодательных органах штатов также произошли изменения границ избирательных округов.
[2] Виргинские Острова, Марианские Острова, Американское Самоа, Федеральный округ Колумбия (г. Вашингтон).
[3] Самое раннее проведение праймериз (выдвижение кандидатов) состоялось в штате Техас – с 1 марта 2022 года, самое позднее – в штатах Массачусетс (с 6 сентября), Делавэр и Род-Айленд (с 13 сентября), Луизиана и Род-Айленд и Айдахо.
[4] Около 45% американцев живут в 25 штатах, где доминирует Республиканская партия, и около 40% – в 16 штатах, где доминирует Демократическая партия.
В целом, республиканцы контролируют 54.33% мандатов (4.011 из 7.383) в законодательных органах 50 штатов, демократы – 44.39% (3.277), 41 мандат контролируют представители других политических сил, 54 мандата являются вакантными.
При этом республиканцы имеют большинство мандатов в 62 палатах, демократы – в 36, в одном законодательном органе (однопалатном законодательном собрании штата Аляска) используется модель двухпартийного коалиционного управления.
[5] В целом, республиканцы доминируют в управлении 25 штатами (т.е. контролируют законодательный орган штата и канцелярию губернатора штата или имеют достаточное большинство в законодательном органе штата, чтобы преодолеть вето противоположного по политической принадлежности губернатора) и с 2021 года в 17 штатах приняли законодательные акты, затрудняющие процесс голосования избирателей; демократы доминируют в управлении 16 штатами и с 2021 года в 14 штатах приняли законодательные акты, облегчающие процесс голосования избирателей.
[6] В целом, в указанных шести штатах было выявлено всего 475 потенциальных случаев нарушений законодательства о выборах из 25.5 млн. избирательных бюллетеней.
[7] Как известно, при проведении в 2000 году выборов Президента США Альберт Гор, проигравший выборы Джорджу Бушу младшему, обжаловал итоги голосования и результаты выборов штате Флорида, однако, процедура повторного подсчета избирательных бюллетеней, назначенная судом, была, затем, приостановлена, итоги голосования и результаты выборов оставлены в силе, поскольку наступали предусмотренные Конституцией США сроки для вступления в должность избранного Президента США, и на этом основании Верховный суд США отменил проведение процедуры повторного подсчета избирательный бюллетеней (в противном случае, по мнению Суда, была бы нарушена Конституция США).
[8] Некоторыми законодателями-демократами, избранными в Сенат – верхнюю палату Конгресса США, разработан законопроект, позволяющий преодолевать такое ограничение при проведении федеральных выборов (пока не принят).
[9] Так, в период с 1865 по 1880 год 13 штатов, в том числе штат Алабама, приняли законодательные акты, ограничивающие права афроамериканцев (темнокожих граждан США) на участие в выборах.
[10] Законопроект был внесен 20 октября 2021 года в Сенат (после его рассмотрения и одобрения в Палате представителей, где большинство принадлежит демократам), однако, до сих пор не принят (его рассмотрение отложено политически разделенным Сенатом).