Парламентские выборы в Эстонии 3 марта 2019 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
27 февраля, 2019
Эстония является парламентской республикой.
Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент – Рийгикогу, в состав которого на всеобщих и прямых выборах сроком на четыре года избирается 101 депутат.
Срок полномочий Рийгикогу составляет четыре года.
Срок полномочий действующего состава Рийгикогу истекал 25 февраля 2019 года.
Парламентское большинство составляет 51 депутатский мандат.
Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с Премьер-министром.
Президент Эстонии избирается на косвенных выборах депутатами парламента на пятилетний срок и наделен ограниченными полномочиями.
В соответствии с административной реформой 2017 года в Эстонии – 79 муниципалитетов: 14 – городских и 65 – сельских.
В соответствии со статьей 78 Конституции Президент Эстонии объявляет очередные выборы в Рийгикогу – однопалатный парламент Эстонии, а также в соответствии со статьями 89, 97, 105 и 119 Конституции Эстонии – внеочередные выборы в Рийгикогу.
В соответствии со статьей 60 Конституции Эстонии очередные выборы в Рийгикогу проводятся в первое воскресенье марта на четвертый год после предыдущих выборов в Рийгикогу.
Внеочередные выборы в Рийгикогу проводятся в случаях, предусмотренных статьями 89, 97, 105 и 119 Конституции Эстонии, не ранее 20 и не позднее 40 дней после объявления выборов.
Во время чрезвычайного или военного положения не проводятся выборы в Рийгикогу, выборы Президента Эстонии, выборы в представительные собрания местных самоуправлений, а также не прекращаются их полномочия.
Полномочия Рийгикогу продлеваются, если они истекли бы во время чрезвычайного или военного положения или же в течение трех месяцев со дня прекращения чрезвычайного или военного положения.
В указанных случаях новые выборы назначаются в течение трех месяцев со дня прекращения чрезвычайного или военного положения (статья 131 Конституции Эстонии).
Все прошедшие с 1999 года парламентские выборы были очередными выборами.
2 декабря 2018 года Президент Эстонии издал Указ о проведении
3 марта 2019 года очередных парламентских выборов.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ВЫБОРАХ
Проведение парламентских выборов регулируется Конституцией Эстонии от 28 июня 1992 года, Законом о выборах в Рийгикогу от 7 июня 2002 года (с изменениями, в частности, 2017 года), Законом о политических партиях 1994 года (с изменениями, внесенными, в частности, в 2010 году, в 2011 году, в 2013 году и в 2015 годах), Законом о средствах массовой информации 2010 года (с изменениями, в частности, 2015 года), Законом о национальном телерадиовещании 2007 года (с изменениями, в частности, 2014 года), другими законодательными актами.
В феврале 2009 года тогдашним Премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом было предложено внести изменения в Конституцию Эстонии, а также законодательство о выборах и установить, что выборы в парламент и местные самоуправления проводятся один раз в четыре года и в один и тот же день, в первое воскресенье марта, выборы Президента Эстонии и депутатов Европейского парламента от Эстонии – один раз в пять лет и также в один день в июне.
Новая редакция Закона о выборах в Рийгикогу была принята 12 июня 2002 года, с изменениями, внесенными, в частности, в 2012 и в 2014 годах.
После проведения в 2011 году парламентских выборов и перед проведением 1 марта 2015 года очередных выборов депутатов Рийгикогу в законодательство были внесены изменения, связанные, в частности, с дальнейшим уточнением процедуры голосования избирателей по сети Интернет, сроками выполнения ряда избирательных процедур, а также рассмотрения жалоб и принятия по ним решений.
Так, в Закон о выборах в Рийгикогу включена отдельная глава, закрепляющая принципы и процедуру проведения Интернет-голосования избирателей.
В отношении процедуры Интернет-голосования избиратели не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за четыре дня до дня выборов (1 марта
2015 года) могли принять участие в досрочном голосовании посредством сети Интернет.
Для обеспечения проведения Интернет-голосования избирателей был образован специальный Комитет по вопросам электронного голосования, который работает под руководством Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Республиканская избирательная комиссия Эстонии приняла документ, регулирующий процедуру проверки соблюдения при проведении интернет-голосования принципов добровольности и тайны голосования избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании, а также соответствия фиксации и передачи техническими средствами фактического волеизъявления избирателя.
Вместе с тем в законодательство о выборах в Рийгикогу не были внесены некоторые изменения, рекомендованные БДИПЧ ОБСЕ по результатам международного наблюдения за подготовкой и проведением прошлых парламентских выборов, связанные, в частности, с необходимостью отмены ограничений избирательных прав в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершение уголовного преступления, сохраняющегося запрета на публичное проведение политическими партиями политической агитации, а также отмены ограничений по участию представителей национальных меньшинств в парламентских выборах.
Некоторые изменения в Закон о политических партиях, принятые в 2010 и 2011 годах, вступили в силу только при проведении очередных парламентских выборов 1 марта 2015 года.
Так, в соответствии с законодательными изменениями с 1000 до 500 человек было снижено число граждан, необходимое для поддержки регистрации политической партии.
После проведения в 2011 году парламентских выборов для осуществления контроля за финансовой деятельностью политических партий, в том числе при проведении парламентских выборов, был образован специальный Комитет по наблюдению за финансовой деятельностью политических партий.
После проведения в 2015 году последних парламентских выборов законодательство не претерпело существенных изменений, за исключением вопросов организации и функционирования системы избирательных органов, организующих подготовку и проведение выборов, и организации Интернет-голосования избирателей.
При этом некоторые прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, касающиеся, в частности, вопросов снятия ограничений в части осуществления активного избирательного права лицами, осужденными за уголовные преступления, на проведение наружной политической агитации, а также урегулирования некоторых вопросов финансирования политических партий и проведения предвыборной агитации, снятие ограничений на участие в выборах представителей национальных меньшинств остались неучтенными эстонским законодателем.
2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
При проведении последних трех парламентских выборов сроком на четыре года 101 депутата Рийгикогу применялись модифицированные региональные пропорциональные избирательные система с открытыми списками кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах и 5% заградительным барьером действительных голосов избирателей, полученных в национальном масштабе.
Основным модифицирующим элементом региональной пропорциональной избирательной системы с открытыми списками кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах является число депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.
Так, при проведении 6 марта 2011 года очередных выборов сроком на четыре года 101 депутата однопалатного парламента – Рийгикогу применяется региональная пропорциональная избирательная система с открытыми списками кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах (от пяти до 14 депутатских мандатов в зависимости от численности зарегистрированных избирателей в соответствующем избирательном округе на первый день месяца назначения парламентских выборов) и 5% заградительным барьером.
Избиратели голосовали с использованием различных методов голосования, в том числе по сети Интернет.
Распределение депутатских мандатов производилось в три этапа.
Первоначально депутатские мандаты распределялись между кандидатами, которые получили простую электоральную квоту (количество действительных голосов избирателей, разделенное на число депутатских мандатов, подлежащих распределению) в соответствующем избирательном округе.
Кандидаты, получившие больше голосов избирателей, чем предусмотрено простой электоральной квотой, признавались избранными.
Затем только политические партии, получившие не менее 5% голосов избирателей, принимали участие в дальнейшем распределении мандатов, при этом производится перемещение кандидатов в списке кандидатов по многомандатному избирательному округу в соответствии с полученными ими голосами избирателей.
Политическая партия получала столько мандатов в многомандатном избирательном округе, сколько раз количество полученных списком кандидатов политической партии голосов избирателей превышало электоральную квоту.
Наконец, оставшиеся нераспределенными мандаты распределялись на национальном уровне с использованием одной из версий метода Д’Ондта.
В случае образования вакантного мандата дополнительные выборы депутатов не проводились, вакантный мандат передавался следующему в списке кандидатов кандидату (определяемому как заместителю депутата).
При проведении 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов применялась модифицированная региональная пропорциональная избирательная система с открытыми списками кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах (от шести до 13 депутатских мандатов в зависимости от численности зарегистрированных избирателей на территории соответствующего многомандатного избирательного округа) и 5% заградительным барьером.
Кандидаты выдвигались политическими партиями, избирательными объединениями, а также избирателями.
Выдвижение кандидатов должно было завершиться не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Для регистрации в качестве кандидата в Республиканскую избирательную комиссию Эстонии должен был быть внесен избирательный залог в размере, эквивалентном 75 американским долларам, который возвращался в случае избрания кандидата депутатом, либо получения кандидатом ½ простой электоральной квоты, либо если кандидат был включен в национальный список кандидатов на замещение так называемых компенсационных депутатских мандатов.
В рамках преференциального голосования избиратели выражали свои преференции в отношении кандидатов в списке кандидатов политической партии, политической коалиции.
Распределение депутатских мандатов также производилось в три этапа на основе простой электоральной квоты; при этом распределение 26 так называемых компенсационных депутатских мандатов производилось на основе модифицированного метода Д’Ондта.
Первоначально депутатские мандаты распределялись между кандидатами, которые получили простую электоральную квоту (количество действительных голосов избирателей, разделенное на число мандатов, подлежащих распределению) в соответствующем избирательном округе.
Кандидаты, получившие больше голосов избирателей, чем предусмотрено простой электоральной квотой, признавались избранными.
Затем только политические партии, получившие не менее 5% голосов избирателей, принимали участие в дальнейшем распределении мандатов, при этом производилось перемещение кандидатов в списке кандидатов по многомандатному избирательному округу в соответствии с полученными ими голосами избирателей.
Политическая партия получала столько мандатов в многомандатном избирательном округе, сколько раз количество полученных списком кандидатов политической партии голосов избирателей превышало электоральную квоту.
Наконец, оставшиеся нераспределенными мандаты (компенсационные мандаты) распределялись на национальном уровне между политическими партиями, преодолевшими 5% заградительный барьер в национальном масштабе, с использованием одной из версий метода Д’Ондта.
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов также применяется региональная пропорциональная избирательная система с открытыми списками кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах (от пяти до 15 депутатских мандатов) и 5% заградительным барьером.
Для проведения выборов 101 депутатов Рийгикогу образуется 12 многомандатных избирательных округов с замещаемыми на их территории депутатскими мандатами в зависимости от численности зарегистрированных избирателей на территории соответствующего многомандатного избирательного округа на первый день месяца назначения парламентских выборов.
При проведении в 2011 году парламентских выборов на территориях соответствующих многомандатных избирательных округов замещалось от
5 до 14 депутатских мандатов, в 2015 году – от 6 до 13 депутатских мандатов, 3 марта 2019 года – от 5 до 15 депутатских мандатов.
3. СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Ранее подготовка и проведение всеобщих парламентских выборов была возложена на трехуровневую систему избирательных органов: Республиканскую избирательную комиссию Эстонии, а также муниципальные избирательные комиссии участковые избирательные комиссии.
Так, при проведении 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов обеспечение их подготовки и проведения было возложено на Республиканскую избирательную комиссию Эстонии, 17 муниципальных (15 уездных и две городские – Таллинн и Тарту) избирательных комиссий, а также 547 участковых избирательных комиссий; всего было образовано 565 избирательных комиссий.
В соответствии с административной реформой 2017 года организация и проведение выборов возложено на двухуровневую структуру избирательных органов – избирательных комиссий и муниципальных электоральных органов (бюро):
1) Республиканская избирательная комиссия Эстонии и
2) три уровня электоральных органов во главе с Государственной службой по организации выборов (79 муниципальных электоральных бюро и
5.500 участковых избирательных комитетов).
Таким образом, средний уровень системы избирательных органов – 17 муниципальных (уездных и городских) избирательных комиссий – был упразднен.
Республиканская избирательная комиссия Эстонии является независимым коллегиальным органом, организующим проведение парламентских выборов.
Состав Республиканской избирательной комиссии Эстонии – семь членов (Председатель, заместитель Председателя и пять членов Комиссии).
Персональный состав Республиканской избирательной комиссии Эстонии назначается соответственно Председателем Государственного Суда Эстонии (назначает двух членов Комиссии – одного судью суда первой инстанции и одного судью суда второй (апелляционной) инстанции), Канцлером права Эстонии (один член Комиссии – советник Канцлера права), Государственным контролером Эстонии (один член Комиссии – служащий Государственного контроля), Государственным генеральным прокурором Эстонии (один член Комиссии – государственный прокурор), Государственным секретарем Государственной канцелярии (один член Комиссии – служащий Государственной канцелярии), правлением Совета аудиторов Эстонии (один член Комиссии – аудитор информационных систем).
Председатель и заместитель Председателя Республиканской избирательной комиссии Эстонии избираются членами Комиссии из своего состава на заседании Комиссии.
Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
В состав Комиссии назначено три женщины.
Аппарат Республиканской избирательной комиссии Эстонии – три постоянных и 20–25 временных сотрудников, выделяемых Канцелярией Рийгикогу – парламентом Эстонии.
Срок полномочий – четыре года.
При этом ни один член Комиссии не исполняет свои обязанности на освобожденной (штатной) основе.
Заседания Комиссии являются открытыми.
Государственная служба по организации выборов является органом, организующим подготовку и проведение парламентских выборов, в том числе проведение Интернет-голосования избирателей.
Государственная служба по организации выборов учреждена в 2017 году.
Государственная служба по организации выборов осуществляет руководство деятельностью 79 муниципальных электоральных бюро и 5.500 участковых избирательных комитетов.
Состав Государственной службы по организации выборов – 11 человек.
Председатель и заместитель Председателя Государственной службы по организации выборов назначаются Председателем парламента на основе предложение Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Другие члены Государственной службы по организации выборов назначаются на основе предложения Председателя Государственной службы по организации выборов.
В состав Государственной службы по организации выборов назначено пять женщин.
При проведении 3 марта 2019 года парламентских выборах Государственная служба по организации выборов осуществляет мониторинг социальных сетей на предмет вброса фальшивой электоральной информации, предпринимает усилия, в том числе на основе совместных действий с Facebook и Google по предотвращению возможной киберугрозы электоральным информационным сетям.
Функции муниципальных электоральных бюро осуществляют секретариаты соответствующих городских и сельских муниципалитетов (в соответствии с административной реформой 2017 года в Эстонии – 79 муниципалитетов: 14 – городских и 65 – сельских).
Участковые избирательные комитеты (5.500) организуют проведение голосования избирателей.
Состав участкового избирательного комитета – не менее пяти человек.
Председатель и половина членов участкового избирательного комитета назначаются сельским муниципалитетом или секретариатом городского муниципалитета, другая половина – политическими партиями, принимающими участие в выборах, при этом каждая политическая партии может назначить только одного члена участкового избирательного комитета.
Заместитель Председателя участкового избирательного комитета избирается членами комитета на своем заседании.
Законодательство предусматривает положения о том, что члены участковых избирательных комитетов должны свободно говорить на эстонском языке, при этом при формировании состава комитетов должен соблюдаться принцип сбалансированного партийного представительства.
4. РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Регистрация избирателей является пассивной, в том числе для зарубежных избирателей.
В соответствии со статьей 34 Конституции Эстонии каждый, кто пребывает в Эстонии на законных основаниях, имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства. В установленных законом случаях и порядке право свободного передвижения может быть ограничено, в частности, в целях защиты прав и свобод других людей, в интересах обороны государства.
Лица, которым на день голосования исполняется 18 лет, регистрируются в качестве избирателя.
Граждане Эстонии, признанные судом недееспособными, не обладают правом голоса и не подлежат регистрации в качестве избирателя.
Законом может быть ограничено участие в голосовании граждан Эстонии, осужденных судом и отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Палата Верховного Суда Эстонии по конституционным вопросам в последние годы рассматривала несколько исков о якобы неправомерном лишении граждан Эстонии, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенное уголовное преступление, избирательных прав без учета степени тяжести совершенных ими преступлений.
По результатам рассмотрения Верховный Суд Эстонии вносил соответствующие представления в Рийгикогу – парламент Эстонии о пересмотре указанного законодательного ограничения, однако парламент, даже после проведения в 2011 году парламентских выборов, не принял к рассмотрению этот вопрос.
Список лиц – граждан Эстонии, которые постоянно проживают за пределами территории страны, ведется Бюро регистрации населения Эстонии.
Указанный список направляется в дипломатические представительства и консульские учреждения Эстонии в иностранных государствах.
В Эстонии неграждане по своему политическому и правовому статусу не имеют активного и пассивного избирательного права при проведении парламентских выборов (обладают активным избирательным правом только при проведении местных выборов).
Несмотря на некоторое упрощение порядка и процедуры натурализации около 77.000 человек имею статус неграждан Эстонии (что составляет 8,5% от общего числа включенных по состоянию на 18 ноября 2018 года в списки избирателей около 900.000 избирателей), большинство из которых являются в возрасте 18 лет и старше, представляющими национальные меньшинства.
В соответствии с законодательством такие лица не могут быть членами политических партий, избирать и быть избранными на парламентских выборах.
По итогам переписи населения 2011 года в стране проживают представители около 180 национальных меньшинств, в том числе русские (25%), украинцы (1,7%), белорусы (1%).
Министерство внутренних дел Эстонии осуществляет ведение электронного Регистра населения, из которого извлекаются сведения об избирателях.
В целом учет избирателей ведется в рамках электронного Регистра населения Эстонии.
Списки избирателей составляются на основании данных Регистра.
Для того чтобы быть занесенным в список избирателей, лицо, имеющее право голоса, должно быть внесено в Регистр населения Эстонии (данные об адресе места жительства).
На этом основании избиратель вносится в список избирателей соответствующего избирательного участка.
Если адрес места жительства в Регистре отсутствует, то лицо может представить в Регистр населения уведомление о месте своего жительства.
Уведомление о месте жительства избиратель может представить в письменном или электронном виде; аналогичным образом осуществляются действия при смене избирателем места своего жительства, поскольку в противном случае избиратель остается в списке избирательного участка по прежнему месту своего жительства.
В случае, если лицо не может точно указать адрес места своего жительства, оно может сделать это, уточнив волость или город (часть волости или район города).
В каждой волости и городе есть один избирательный участок, в список избирателей которого вносятся такие избиратели.
Национальное бюро регистрации населения Эстонии осуществляет составление списков избирателей (не позднее чем за 30 дней до дня голосования).
Министерство внутренних дел Эстонии направляет по почте (не позднее чем за 20 дней до дня голосования) каждому избирателю, включенному в списки избирателей, карточки-приглашения принять участие в голосовании на парламентских выборах (указанные карточки доступны также в электронном виде).
Избиратели, которые не получили вышеуказанные карточки-приглашения за 15 дней до дня голосования, либо обнаружили в них неточную персональную информации, могут потребовать выдачи ему карточки-приглашения или внесение соответствующих изменений, которые должны быть произведены в течение трех календарных дней.
Внесение некоторых видов изменений в списки избирателей возможно вплоть до дня голосования (за исключением адреса места регистрации избирателя) и производится секретарем соответствующего органа местного самоуправления.
Таким образом, в случае изменения адреса места жительства за пределами указанного 30-дневного календарного срока или невнесения соответствующих изменений в Регистр населения Эстонии избиратель может принять участие в голосовании только по прежнему месту своего жительства.
Национальное бюро регистрации населения Эстонии осуществляет на ежедневной основе ведение списков избирателей (внесение изменений): уточненные сведения об избирателях направляются в соответствующие окружные избирательные комиссии через уполномоченные органы местного самоуправления.
Список граждан Эстонии, находящихся за пределами территории страны, направляется в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Эстонии в соответствующих иностранных государствах.
Применительно к Интернет-голосованию Комитет по поросам Интернет-голосования избирателей на ежедневной основе осуществляет ведение списков избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании (внесение изменений).
Списки избирателей не представляются для всеобщего сведения.
После дня голосования участники выборов при наличии соответствующих обстоятельств могут проверить списки избирателей (регистр избирателей).
По состоянию на 18 ноября 2018 года в списки избирателей было включено около 900.000 избирателей.
5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
В соответствии с законодательством кандидаты выдвигаются зарегистрированными политическими партиями, а также в качестве независимых кандидатов.
Законодательством не предусмотрены гендерные квоты в составе списков кандидатов политических партий.
Женщины включаются в списки кандидатов политических партий, однако, как правило, на малопроходных местах.
Для того, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Рийгикогу, лицо должно быть не младше 21 года.
Кандидат должен соответствовать всем требованиям для права голосования.
Действующие военнослужащие баллотироваться не могут.
Лица, занимающие должность, которая несовместима с мандатом члена Рийгикогу, Европейского парламента или собрания местного самоуправления, могут баллотироваться.
В случае если они будут избраны, они должны будут решить, хотят ли они принять мандат или продолжить работать на занимаемой ими должности и отказаться от мандата.
Согласно новому законодательству, начиная с выборов в собрания местных самоуправлений 2017 года члены Рийгикогу могут одновременно выполнять обязанности члена Рийгикогу и члена собрания местного самоуправления.
Лица, условно осужденные судом за совершение уголовного преступления, вправе баллотироваться кандидатами на парламентских выборах.
Выдвижение кандидатов производится со следующего дня после дня принятия Республиканской избирательной комиссией Эстонии решения о распределении депутатских мандатов по соответствующим
12 многомандатным избирательным округам и завершается за 45 дней до дня голосования на парламентских выборах.
Каждая политическая партия вправе выдвинуть не более двух кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу сверх того числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.
На этой основе максимальное число кандидатов, выдвигаемых политической партией по всем 12 многомандатным избирательным округам для замещения 101 депутатского мандата составляет125 кандидатов.
Одно и то же лицо может быть выдвинуто только по одному из многомандатных избирательных округов.
Для регистрации кандидатов необходимо внесение избирательного залога, равный минимальному размеру ежемесячной заработной платы (при проведении 3 марта 2019 года парламентских выборов размер избирательного залога составляет 500 евро; избирательный залог возвращается в случае получения лицом депутатского мандата или не менее половины избирательной (электоральной) квоты в соответствующем многомандатном избирательном округе) или получения политической партией не менее 5% действительных голосов избирателей в национальном масштабе.
При проведении 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов в них принимало участие 10 политических партий и политических коалиций; было зарегистрировано 872 кандидата, в том числе 236 женщин (27,1%).
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов в них принимает участие 10 политических партий и политических коалиций; в том числе несколько политических партий, образованных в 2018 году (например, партия «Эстония 200», партия «Богатство жизни»), и 15 независимых кандидатов: всего зарегистрировано 1.099 кандидатов.
Комиссия приняла решение, что в выборах вправе участвовать «Объединенная левая партия Эстонии», в списке которой 11 кандидатов (после тщательного рассмотрения ситуации Комиссия решила исходить из принципа, что, если политическая партия представляет второй список, как это было в отношении указанной политической партии, она одновременно изымает первый список).
Республиканская избирательная комиссия Эстонии отказала в регистрации независимым кандидатам Алмару Глущенко, Меэлису Калдалу и Рейо Лауритсу, так как они вовремя не внесли избирательный залог; кроме того, Рейо Лауритс также не предоставил свое волеизъявление о желании баллотироваться на выборах.
В ходе поведения жеребьевки Комиссией были установлены регистрационные номера политических партий и независимых кандидатов:
1. Свободная партия Эстонии, 2. Партия реформ Эстонии, 3. Партия «Eestimaa Rohelised», 4. Социал-демократическая партия, 5. Партия «Богатство жизни», 6. Консервативная народная партия Эстонии, 7. Партия «Эстония 200», 8. Центристская партия Эстонии, 9. Объединенная левая партия Эстонии, 10. Партия Isamaa (Исамаа), 11–25. независимые кандидаты: Сергей Святушенко, Юри Малсуб, Ристо Нахкор, Велло Коокмаа, Харри Раудвере, Ханнес Вескимяэ, Маргус Саар, Хандо Тынумаа, Маарика Пяхклемяэ, Юллар Круустик, Танель Хяйдкинд, Эге Хирв, Калью Мятик, Кайдо Коокмаа, Вейко Тани.
Не позднее 22 января данные о кандидатах были размещены на странице выборов сайта Республиканской избирательной комиссии в сети Интернет www.valimised.ee на эстонском, английском и русском языках.
Согласно Закону о выборах, в течение трех дней с момента регистрации, т.е. не позднее 24 января, кандидаты могли представить отказ от баллотирования.
6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
В соответствии с законодательством агитационный период начинается за 45 календарных дней и заканчивается за день до дня голосования (законодательство предусматривает однодневный период «электоральной» тишины).
Правовое регулирование предвыборной агитации носит ограниченный (а по некоторым вопросам – ограничительный – характер).
Так, законодательство прямо запрещает проведение политической электоральной агитации в рамках агитационного периода, т.е. запрещает размещение билбордов, агитационных материалов на общественных зданиях и сооружениях, общественном транспорте и такси.
Некоторые участники парламентских выборов выражали опасения в связи с возможным иностранным вмешательством в ход проведения предвыборной агитации, потенциальными киберугрозами в отношении их партийной электронной инфраструктуры, а также ограниченным использованием местного административного информационного ресурса (местных средств массовой информации) некоторыми муниципалитетами.
При проведении указанных выборов некоторые политические партии, в частности, Социал-демократическая партия, Центристская партия Эстонии, отклонили предложения некоторый частных телевизионных каналов о проведении телевизионных дебатов.
Законодательство допускает проведение предвыборной агитации на иностранных языках.
При этом Законом о языках закреплено положение об обязательном воспроизведении информации и на эстонском языке (в равном объеме визуального восприятия) в случае наружного размещения агитационных материалов.
Некоторые основные политические партии проводили дебаты, в том числе с участием только женщин-кандидатов, не на эстонском, а на английском языке.
Законодательно декриминализировна ответственности за электоральные оскорбления и клевету.
Законодательство не регулирует исчерпывающим образом вопросы проведения опросов общественного мнения при проведении выборов.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
Законодательство, прежде всего Закон о политических партий, регулирует ряд вопросов финансирования деятельности политических партий, проведения предвыборной агитации.
При этом законодательство не вводит ограничений на добровольные пожертвования политическим партиям и кандидатам, а также не устанавливает предельных размеров расходования средств избирательных фондов.
В целом после проведения прошлых парламентских выборов в законодательство не были внесены соответствующие изменения и дополнения, в том числе на основе рекомендации БДИПЧ ОБСЕ.
Законодательство предусматривает ежегодное финансирование политических партий, получивших в национальном масштабе по результатам прошлых парламентских выборов не менее 1% действительных голосов избирателей, за счет средств государственного бюджета.
Так, в 2018 году из средств государственного бюджета было выделено около 5,4 млн. евро на финансирование данных политических партий: при этом непарламентские политические партии, получившие от 1% до
4% голосов избирателей, вправе получать на ежегодной основе соответственно от 9,587 до 15.978 евро, остальные бюджетные средства на пропорциональной основе (по числе депутатских мандатов) распределяются между парламентскими политическими партиями.
Законодательство не предусматривает предельные размеры добровольных пожертвований в избирательные фонды политических партий и кандидатов, а также предельные размеры избирательных фондов.
В 2014 году из Уголовного кодекса Эстонии были исключены (декриминализированы) положения, предусматривавшие уголовную ответственность за запрещенные пожертвования в большом размере.
Анонимные пожертвования, пожертвования от иностранных и национальных юридических лиц законодательно запрещены.
Законодательство допускает пожертвования в виде наличных денежных средств.
Запрещенные пожертвования возвращаются жертвователю либо направляются в государственный бюджет (в случае невозможности возвращения жертвователю).
Политические партии вправе получать кредиты только в банковских учреждениях для проведения предвыборной агитации (получение невозвращаемых кредитов законодательно запрещено).
После проведения в 2011 году очередных парламентских выборов для осуществления контроля за финансовой деятельностью политических партий, в том числе при проведении парламентских выборов, был образован специальный государственный орган – Наблюдательный комитет по вопросам финансирования политических партий.
В состав указанного Комитета входят лица, назначаемые на пятилетний срок парламентскими политическими партиями, и осуществляющие свои обязанности на частично освобожденной основе, а также лица, назначаемые Министром юстиции Эстонии, Генеральным аудитором Эстонии, Республиканской избирательной комиссией Эстонии.
В соответствии с законодательством политические партии должны представлять финансовые отчеты в Наблюдательный комитет по вопросам финансирования политических партий для последующего их аудита.
Политические партии представляют в Наблюдательный комитет по вопросам финансирования политических партий ежеквартальные финансовые отчеты о пожертвованиях и итоговый годовой финансовый отчет о доходах и расходах.
Политические партии, принимающие участие в выборах, а также независимые кандидаты представляют итоговый финансовый отчет о финансировании предвыборной агитации не позднее 30 дней со дня проведения выборов, которые размещаются на сайте Наблюдательного комитета по вопросам финансирования политических партий.
Законодательство не предусматривает представление финансовых отчетов так называемыми третьими организациями, принимающими участие в софинансировании предвыборной агитации.
Комитет по наблюдению за финансовой деятельностью политических партий может налагать на политические партии, не выполняющие его предписания, денежные начеты.
Некоторые участники парламентских выборов выражали опасения в связи с неурегулированностью вопросов представления финансовой отчетности при проведении предвыборной агитации в сети Интернет, в том числе в социальных сетях.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РАМКАХ ДОСРОЧНОГО ГОЛОСОВАНИЯ
В соответствии с законодательством избиратели могут принять участие в голосовании в помещении для голосования избирательного участка в день голосования, а также при проведении голосования в дипломатических представительствах и консульских учреждения Эстонии в соответствующем иностранном государстве, по сети Интернет в рамках так называемого досрочного голосования.
С 2005 года все избиратели могут принять участие в выборах по сети Интернет.
При проведении в 2005 году парламентских выборов в Интернет-голосовании приняло участие около 5% избирателей.
При проведении 6 марта 2011 года очередных парламентских выборов в списки избирателей было включено 913.346 избирателей, всего в голосовании приняло участие 580.246 избирателей (63,53%), в том числе 15.54% избирателей приняли участие в голосовании по сети Интернет либо при помощи мобильного телефона.
При проведении в 2015 году парламентских выборов в Интернет-голосовании приняло участие 30,5% избирателей.
Таким образом, наблюдается рост числа избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании с 5% в 2005 году до 15,54% в 2011 году и до 30,5% в 2015 году.
Интернет-голосование регулируется Законом о выборах в Рийгикогу, Актом о документах, удостоверяющих личность гражданина, Актом о цифровой (электронной) подписи, а также нормативными актами Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Закон о выборах в Рийгикогу определяет общие черты механизма Интернет-голосования.
После проведения в 2011 году парламентских выборов в Закон о выборах в Рийгикогу были внесены изменения в части консолидации регулирования и совершенствования порядка проведения Интернет-голосования.
Так, в Закон о выборах депутатов Рийгикогу была включена отдельная глава, закрепляющая принципы, порядок подготовки и проведения Интернет-голосования, порядок подсчета голосов избирателей.
Для обеспечения проведения Интернет-голосования избирателей был образован специальный Комитет по вопросам электронного голосования, который работает под руководством Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Было введено обязательное тестирование технических средств перед началом электронного голосования, уточнена процедура общественного наблюдения за ходом электронного голосования, обработки и подсчета голосов, установлением итогов голосования.
На этой основе было предусмотрено обязательное видеосопровождение в онлайн режиме заседаний вышеуказанного Комитета, а также осуществления процедур, связанных с проведением электронного голосования (Интернет-голосования).
Наблюдатели стали вправе осуществлять наблюдение за всей технологической цепочкой проведения Интернет-голосования.
Республиканская избирательная комиссия Эстонии приняла документ, регулирующий процедуру проверки соблюдения при проведении Интернет-голосования принципов добровольности и тайны голосования избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании, а также соответствия фиксации и передачи техническими средствами фактического волеизъявления избирателя.
Были внесены изменения, устанавливающие критерии действительности голосов избирателей, принимавших участие в Интернет-голосовании; вместе с тем, несмотря на рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, законодательство не устанавливает исчерпывающим образом критерии и порядок признания недействительными (или действительными) итогов Интернет-голосования.
В соответствии с законодательством в период проведения Интернет-голосования (электронного голосования) избиратель может проголосовать неограниченное число раз либо отметить свое последнее электронное голосование путем участив в рамках предварительного голосования в помещении для голосования избирательного участка с использованием бумажного избирательного бюллетеня (в этом случае окончательным голосом избирателя считается заполненный бумажный избирательный бюллетень).
Комитет по вопросам электронного голосования осуществляет проведение работ по организации и проведению Интернет-голосования и предварительного удостоверения итогов электронного голосования.
В состав Комитета входит семь человек, назначаемых Республиканской избирательной комиссии Эстонии из числа экспертов и специалистов в сфере информационных технологий и сопряженных областей.
Комитет не наделен полномочиями по принятию нормативных актов по вопросам организации и проведения Интернет-голосования; соответствующие проекты документов, подготовленные Комитетом, принимаются на заседаниях Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
На заседаниях Комитета, которые являются регулярными, рассматриваются, в частности, вопросы программного обеспечения Интернет-голосования, разработки и утверждения технической документации, график проведения тесовых испытаний и подготовки системы Интернет-голосования к парламентским выборам.
Некоторые заседания Комитета транслируются в сети Интернет (так при проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов из трех заседаний Комитета одно транслировалось в сети Интернет).
Протоколы заседаний Комитета размещаются на сайте Республиканской избирательной комиссии Эстонии в сети Интернет.
В соответствии с законодательством в случае выявления недостатков в системе Интернет-голосования, в том числе безопасности Интернет-голосования, Республиканская избирательная комиссия Эстонии по предложению Комитета может принять решение о неприменении системы Интернет-голосования, либо о приостановке ее использования, либо о прекращении ее использования.
Процесс Интернет-голосования включает пять стадий: испытание (тестирование), установка системы Интернет-голосования, процедура Интернет-голосования в день голосования, подсчет Интернет-голосов избирателей, уничтожение Интернет-данных.
При проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов поставщик предоставил Республиканской избирательной комиссии Эстонии и Комитету программное обеспечение для организации и проведения Интернет-голосования 6 января 2015 года, за 1,5 месяца до дня голосования на парламентских выборах.
Тестирование программного обеспечения было проведено с 19 по 23 января.
Последнее изменение программного обеспечения было произведено 4 февраля и демонстрационная версия была выставлена в помещении Республиканской избирательной комиссии Эстонии в период с 10 по
13 февраля.
Ключи для шифрования и дешифрования голосов избирателей 13 февраля были выданы членам Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Комитет публично предоставил участникам парламентских выборов соответствующий код доступа к проверке программного обеспечения, разместив его на сайте в сети Интернет.
Некоторая электоральная информация об Интернет-голосовании предоставлялась на эстонском и русском языках.
При этом на сайте Республиканской избирательной комиссии Эстонии информация размещена на эстонском языке, некоторая – на русском, основная – на английском.
На избирательных участках информация размещается только на эстонском языке.
Интернет-голосование избирателей проводилось с 19 по 25 февраля, т.е. за три дня до дня проведения общего голосования избирателей в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий.
Избиратели самостоятельно загружали с сайта Комитета программное обеспечение для участия в Интернет-голосовании (специальная версия программного обеспечения была доступна также для слабовидящих избирателей).
Одной из особенностей Интернет-голосования являлось то, что избиратель (в отличие от избирателей, принимавших участие в голосовании в помещении избирательного участка), не мог проголосовать, «опустив» в электронный Интернет-ящик незаполненный электронный избирательный бюллетень.
Как отмечалось избиратель мог проголосовать многократно (с целью избежания возможного на него воздействия кем бы то ни было), но учету подлежал только последний по времени подачи (в период с 19 по 25 февраля) «электронный» голос избирателя.
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов досрочное голосование избирателей (Интернет-голосование) началось в 09:00 по местному времени 21 февраля 2019 года и заканчивается в 18:00 по местному времени 27 февраля.
Избиратель мог досрочно (до 1 марта) проголосовать и в помещении для голосования избирательного участка; в этом случае его «электронный» голос, поданный в рамках Интернет-голосования, как уже отмечалось, аннулировался.
В списках избирателей производилась отметка о том, что избиратель принял участие в Интернет-голосовании и на этой основе в день проведения общего голосования избирателей (1 марта) бумажный избирательный бюллетень ему не мог быть выдан.
При проведении указанных выборов Интернет-голосование избирателей проводилось по 14 видам избирательных бюллетеней.
Впервые с 2015 года избиратели имели возможность проверить правильность учета поданного ими электронного Интернет-голоса.
Данная проверка могла быть осуществлена избирателем с использованием другого (отличного от технического средства голосования) технического средства (мобильного телефона или планшета), который мог считывать QR-код при голосовании избирателя и кратковременно вывести его волеизъявление на экран для верификации.
При проведении указанных выборов некоторые политические партии, в том числе одна из парламентских политических партий, а также ряд кандидатов выступали против проведения Интернет-голосования.
В целом при проведении в 2015 году указанных выборов в Интернет-голосовании приняло участие 176.329 избирателей (19,6% избирателей от общего числа зарегистрированных избирателей) что составляет 30,5% от числа избирателей, принявших участие в голосовании на парламентских выборах.
В 2017 году был обновлен состав Республиканской избирательной комиссии Эстонии, на которую, среди прочих обязанностей, законодательно была возложена обязанность по организации и проведению Интернет-голосования избирателей.
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов также будет использоваться Интернет-голосование избирателей.
При подготовке к их проведению в Закон о выборах в Рийгикогу были внесены, в частности, некоторые изменения, связанные с организацией и проведением Интернет-голосования.
В частности, законодательно (с учетом некоторых проблем, выявленных в 2017 году) усилена цифровизация персонализации личности избирателя (в том числе в виде электронного удостоверения личности –
(ID-card), а также его технического средства участия в Интернет-голосовании.
В 2017 году система Интернет-голосования прошла организационную и технологическую модернизацию.
Тестирование программного обеспечения Интернет-голосования было проведено с 17 по 20 декабря 2018 года.
Интернет-голосование избирателей будет проводиться с 21 по 27 февраля, т.е. фактически за три дня до дня проведения общего голосования избирателей в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий.
Если избиратель после Интернет-голосования принимает участие в досрочном голосовании его электронный голос аннулируется и засчитывается голос, поданный с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня.
Впервые законодательно введена процедура не только индивидуальной, но и централизованной проверки учета Интернет-голоса, поданного избирателем.
Для этих целей Республиканская избирательная комиссия Эстонии определила независимого аудитора и проведение им независимой аудиторской проверки учета голосов избирателей при установлении итогов голосования и определении результатов парламентских выборов.
Введен более высокий уровень киберзащищенности процедуры Интернет-голосования и подсчета электронных голосов избирателей.
21 февраля 2019 года с 09:00 по местному времени началось электронное голосование на выборах в Рийгикогу.
В каждом уездном центре (городе) был открыт, по крайней мере, один избирательный участок для электронного голосования, в городах Таллинне – восемь, в Тарту – четыре.
Электронное голосование проходит круглосуточно по электронному адресу www.valimised.ee до 18:00 27 февраля.
В рамках электронного голосования (по сравнению с прошлыми парламентскими выборами) применяется такое технологическое новшество, как поиск кандидата по имени.
Кроме того, на стартовом экране монитора отображается список политических партий, при нажатии на который, т.е. наименование соответствующей политической партии, открываются имена кандидатов (список кандидатов).
Как отмечалось, при желании со стороны избирателя отданный им электронным путем голос он может изменить: для этого в установленный период можно вновь проголосовать электронным путем или на избирательном участке в период проведения предварительного голосования (3 марта, в день общего голосования на выборах, отданный ранее избирателем голос изменить нельзя).
9. ГОЛОСОВАНИЕ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ
Общее голосование избирателей проводится в воскресенье.
В целом законодательство предусматривает возможность голосования избирателей и до дня общего голосования на выборах (например, для избирателей, находящихся не по месту своего постоянного жительства, лиц с ограниченными физическими возможностями) в формах предварительного голосования и электронного голосования (Интернет-голосования).
Так, электронное голосование начинается на десятый день до дня выборов в 09:00 по местному времени и завершается на четвертый день до дня общего голосования на выборах выборов в 18:00 по местному времени (при проведении парламентских выборов 3 марта 2019 года – с 21 по 27 февраля).
Все избирательные участки открываются для предварительного голосования на шестой день до дня выборов.
Предварительное голосование – во всех уездных центрах (городах) образуется, по крайней мере, один избирательный участок, где избиратели могут проголосовать не по своему месту постоянного жительства (при проведении парламентских выборов 3 марта 2019 года – с 21 по 24 февраля в уездных центрах (городах) и с 25 по 27 февраля – в помещениях для голосования избирательных участков).
В этих случаях голосование избирателей начинается в 12:00 и заканчивается в 20:00 по местному времени.
Предварительное голосование проводится на всех 451 избирательном участке, образованных на территории страны.
В этот период можно проголосовать в помещении для голосования как избирательного участка по месту постоянного жительства избирателя, так и в помещении для голосования избирательного участка по месту временного нахождения избирателя.
В каждом самоуправлении образован, по меньшей мере, один избирательный участок, где организуется голосование для избирателей, находящихся за пределами своего постоянного места жительства (3 марта, в день общего голосования на выборах, избиратель может проголосовать только на избирательном участке по месту своего постоянного жительства).
В четверг, пятницу и субботу, предшествующие дню общего голосования на выборах, голосование избирателей не проходит (при проведении парламентских выборов 3 марта 2019 года – 28 февраля, 1 и
2 марта).
В день выборов (3 марта 2019 года) голосование избирателей начинается в 09:00 и заканчивается в 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 11 часов.
Избиратель может проголосовать лишь на том избирательном участке, где он внесен в список избирателей.
Для участия в голосовании избиратель должен предъявить один из документов, удостоверяющих его личность:
1. удостоверение личности (ID-карта),
2. паспорт гражданина Эстонии,
3. дипломатический паспорт,
4. мореходная книжка,
5. водительские права,
6. пенсионное удостоверение.
Каждый избиратель голосует самостоятельно (право голоса передать другому лицу нельзя, даже на основании доверенности).
На основании списка избирателей член участковой избирательной комиссии выдаст избирателю избирательный бюллетень: получение избирательного бюллетеня подтверждается избирателем путем проставления подписи в соответствующей графе списка избирателей.
Избиратель самостоятельно заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования.
Если по причине физического недуга избиратель не в состоянии самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, то по его просьбе и в его присутствии это может сделать другой избиратель, но не кандидат.
На избирательном бюллетене в предназначенном для этого месте указывается регистрационный номер кандидата, за которого избиратель голосуете.
Испорченный или дефектный избирательный бюллетень возвращается участковой избирательной комиссии, которая вправе выдать избирателю новый избирательный бюллетень (если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, перед тем, как вернуть его участковой избирательной комиссии, он должен зачеркнуть его решение так, чтобы его не было видно).
Избиратель не имеет права выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования.
После заполнения избирательного бюллетеня избиратель складывает избирательный бюллетень пополам и передает его члену участковой избирательной комиссии, который проставляет на внешней стороне сложенного избирательного бюллетеня печать участковой избирательной комиссии.
Избирательный бюллетень избиратель самостоятельно опускает в избирательную урну (ящик для голосования): если избиратель по причине физического недуга не в состоянии самостоятельно опустить избирательный бюллетень в избирательную урну (ящик для голосования), то по его просьбе и в его присутствии это может сделать другой избиратель.
Избиратель может проголосовать в помещении для голосования, находящемся на избирательном участке, или же ходатайствовать о голосовании на дому.
Так, если по состоянию здоровья или иной уважительной причине в день выборов избиратель не может проголосовать в помещении для голосования избирательного участка, он можете ходатайствовать о голосовании на дому.
Голосование на дому организуется в жилом помещении избирателя, находящемся на территории избирательного участка.
Голосование для избирателей, которые находятся на стационарном лечении в больнице или в попечительском учреждении, расположенных на территории избирательного участка по месту жительства, и занесены в список избирателей на этом избирательном участке, проводится для таких избирателей так же, как и для тех избирателей, которые голосуют на дому.
Для того чтобы голосовать на дому, до 14:00 по местному времени в день голосования избиратель должны подать письменное ходатайство волостной или городской управе (в Таллинне – районной управе) по месту жительства избирателя.
В ходатайстве необходимо указать причину ходатайства голосования на дому (например, состояние здоровья, возраст, сложные дорожные условия, отсутствие возможности добраться до помещения для голосования избирательного участка).
Письменное ходатайство о голосовании на дому направляется волостной или городской управе (в Таллинне – районной управе) или по адресу находящейся на избирательном участке по месту жительства участковой избирательной комиссии, или доставляется иным путем.
Ходатайство волостной или городской управе (в Таллинне – районной управе) также можно подать и в дни, предшествующие дню голосования на выборах.
Ходатайство о голосовании на дому также можно подать в участковую избирательную комиссию по месту жительства избирателя по телефону с 09:00 до 14:00 по местному времени.
Участковая избирательная комиссия регистрирует заявление.
Заявление о голосовании на дому должно содержать: 1) имя избирателя; 2) личный код избирателя; 3) адрес места жительства избирателя; 4) номер средства связи избирателя; 5) причину голосования на дому.
Если участковая избирательная комиссия решит, что заявление не обосновано, она должна сообщить избирателю о причинах отклонения ходатайства.
Голосование на дому организуют, по крайней мере, два члена участковой избирательной комиссии.
Получение избирательного бюллетеня избиратель подтверждает путем проставления своей подписи в соответствующей графе списка голосующих на дому избирателей.
После заполнения избирательного бюллетеня избиратель складывает избирательный бюллетень пополам и опускает его в избирательную урну (переносной ящик для голосования).
Если избиратель подал ходатайство о голосовании на дому, но пришел голосовать в помещение для голосования избирательного участка в то время, как члены участковой избирательной комиссии направились к данному избирателю, чтобы организовать голосование, избиратель не сможет проголосовать на избирательном участке до тех пор, пока не вернутся члены участковой избирательной комиссии.
В соответствии с законодательством недействительными признаются избирательные бюллетени, на которых: 1) нет двух печатей участковой избирательной комиссии; 2) не указано ни одного регистрационного номера кандидата или на которых указано более одного номера; 3) регистрационный номер кандидата исправлен; 4) регистрационный номер кандидата невозможно прочитать.
10. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
В соответствии с законодательством итоги голосования избирателей на избирательном участке определяет участковая избирательная комиссия.
В день выборов после 20:00 пересчитываются все голоса избирателей, отданные на избирательном участке: комиссия составляет протокол об итогах голосования.
Все избирательные бюллетени и избирательные документы упаковываются и отправляются руководителю выборов в уезде.
Избирательные бюллетени пересчитывает во второй раз комиссия по подсчету голосов, образованная на уровне уезда.
Если комиссия обнаруживает ошибки в результатах участковой избирательной комиссии, о поправках будет составлено приложение к протоколу.
Результаты электронного голосования в день выборов после 19:00 по местному времени определяет Государственная служба по организации выборов.
При подсчете голосов должно присутствовать не менее трех лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов и не менее половины состава Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Перед подсчетом электронных голосов аннулируются электронные голоса, которые были изменены путем голосования с использованием бумажного избирательного бюллетеня.
Электронные голоса также отделяются от личных данных избирателей.
Подсчет голосов, отданных электронным путем, является публичным.
Лица, присутствующие при подсчете голосов, обязаны выполнять устные указания лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов.
Лица, присутствующие при подсчете голосов, не имеют права приносить в помещение, где проходит подсчет голосов, средства связи и покидать помещение до 20:00 по местному времени.
Результаты голосования обнародуются не ранее 20:00 по местному времени.
Голоса избирателей, постоянно проживающих за границей, подсчитываются в уездной комиссии по подсчету голосов.
Окончательные результаты голосования определяет Республиканская избирательная комиссия Эстонии: на основе результатов голосования определяются результаты выборов.
Определение результатов голосования и выборов является публичным в рамках трехэтапного механизма распределения депутатских мандатов.
При определении результатов парламентских выборов применяется принцип пропорциональности: каждая политическая партия получает то количество депутатских мандатов, которое соответствует сумме действительных голосов избирателей, отданных ее кандидатам; при этом в первую очередь определяются результаты выборов на уровне соответствующего многомандатного избирательного округа, где распределяются так называемые личные и окружные депутатские мандаты, затем распределяются компенсационные мандаты на национальном уровне.
Так, в первую очередь определяются депутаты, получившие так называемый «личный» депутатский мандат: для этого количество проголосовавших избирателей в соответствующем многомандатном избирательном округе делится на количество депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе – в результате получается простая электоральная квота соответствующего многомандатного избирательного округа, на основе которой каждый кандидат, получивший количество голосов избирателей, равное или превышающее простую электоральную квоту, считается избранным, т.е. получившим личный депутатский мандат.
В распределении окружных депутатских мандатов принимают участие только политические партии, набравшие в национальном масштабе не менее 5% действительных голосов избирателей, при этом голоса избирателей, отданные кандидатам политической партии по многомандатному избирательному округу, суммируются, и полученная сумма сравнивается с простой электоральной квотой – политическая партия получает столько окружных депутатских мандатов, во сколько суммированное количество голосов избирателей превышает простую электоральную квоту; если политическая партия (ее кандидаты) в соответствующем многомандатном избирательном округе уже получила личные депутатские мандаты, то их (т.е. данные депутатские мандаты) вычитаются из количества окружных депутатских мандатов; в окружном списке кандидатов политической партии кандидаты располагаются в соответствии с количеством полученных голосов избирателей; избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей, но при этом количество голосов его избирателей должно составлять не менее 10% простой электоральной квоты.
Компенсационные депутатские мандаты определяются после распределения депутатских мандатов по многомандатным избирательным округам: для этого еще не распределенные депутатские мандаты распределяются по всем многомандатным избирательным округам с использованием метода делителей Д’Ондта, который позволяет распределять депутатские мандаты между списками кандидатов политических партий максимально пропорционально, т.е. таким образом, что политические партии, набравшие меньшее количество голосов избирателей, также имеют возможность получить депутатские мандаты (компенсационные депутатские мандаты распределяются только между политическими партиями, преодолевшими 5% заградительный барьер).
При проведении 6 марта 2011 года парламентских выборов к распределению депутатских мандатов было допущено четыре политические партии.
Депутатами было избрано 19 женщин (18,81%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 101 депутата.
При проведении 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов в них принимало участие 10 политических партий и политических коалиций; было зарегистрировано 872 кандидата, в том числе 236 женщин (27,1%).
К распределению депутатских мандатов было допущено шесть политических партий.
Депутатами было избрано 24 женщины (23,76%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 101 депутата.
Таким образом, уровень представительства участников парламентских выборов, допущенных к распределению депутатских мандатов, составил 60% (шесть политических партий, политических коалиций) от числа зарегистрированных участников выборов (10 политических партий, политических коалиций).
По сравнению с выборами 2011 года наблюдался некоторый рост числа политических партий, политических коалиций, допущенных к распределению депутатских мандатов (с четырех до шести), при одновременном повышении уровня представительства женщин (с 19 до 24) в общем депутатском составе парламента.
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов в них принимает участие 10 политических партий и политических коалиций; в том числе несколько политических партий, образованных в 2018 году (например, партия «Эстония 200», партия «Богатство жизни»), и 15 независимых кандидатов: всего зарегистрировано 1.099 кандидатов.
11. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ
Ранее законодательство не предусматривало института международного наблюдения на выборах.
На практике международные наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ приглашаются.
В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что в Эстонии правовая основа для наблюдения за выборами полностью отсутствовала; тем не менее во многих случаях отсутствие правовых положений, касающихся международного наблюдения, было компенсировано актами соответствующих органов, зачастую органов управления избирательным процессом, по крайней мере в отношении доступа международных наблюдателей.
В целом до 2019 года БДИПЧ ОБСЕ организовало работу пяти миссий международного наблюдения за парламентскими выборами, проводимыми 7 марта 1999 года, 2 марта 2003 года, 4 марта 2007 года, 6 марта 2011 года, 1 марта 2015 года.
При проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ особое внимание обращали на организацию и проведение Интернет-голосования избирателей.
При этом в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержалась, в частности, рекомендация обеспечить беспрепятственный доступ международных наблюдателей на заседания специального органов, образованного для организации и проведения Интернет-голосования избирателей (Комитета по электронному голосованию).
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ направило миссию международного наблюдения, при этом с 13 по 15 ноября 2018 года в Эстонии находилась Миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая, с учетом мнений участников парламентских выборов, рекомендовала направить не полномасштабную миссию, а только миссию экспертов.
Законодательство предоставляет право назначения общественных (национальных) наблюдателей, а также обеспечивает полный их доступ к наблюдению на парламентских выборах.
Так, одна из коалиций общественных организаций – «Стражи выборов» – планировала принять участие в общественному наблюдении на парламентских выборах, прежде всего таких стадий избирательного процесса и избирательных процедур как финансирование выборов, а также проведение предвыборной агитации.
Коалиции разработала Кодекс поведения при проведении предвыборной агитации, который был подписан парламентскими и непарламентскими политическими партиями.
Некоторые политические партии планировали назначить своих представителей (наблюдателей) на соответствующие избирательные участки для проведения наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.