Президентские выборы в Словении 23 октября 2022 года
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
17 октября, 2022
Словения является парламентской республикой.
Словения – унитарное государство: в соответствии со статьей 4 Конституции Словения является территориально единым и неделимым государством.
Административно-территориальное деление страны – 62 района.
Должность Президента Словении была введена 23 декабря 1991 года в связи с принятием Конституции Словении.
Президент Словении является главой государства.
В соответствии со статьей 102 Конституции Президент Словении представляет Словению.
В соответствии с Конституцией Президент Словении избирается на всеобщих и прямых выборах тайным голосованием по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства сроком на пять лет.
Если срок полномочий Президента Словении истекает во время войны или в период действия чрезвычайного положения, то он продлевается и истекает через шесть месяцев после окончания войны или отмены чрезвычайного положения.
В соответствии со статьей 103 Конституции Президент Словении избирается не более чем на два конституционных срока подряд.
Прошлые очередные президентские выборы были проведены 22 октября (воскресенье, первый тур голосования) и 12 ноября (воскресенье, второй тур голосования) 2017 года1.
Очередные президентские выборы назначены на 23 октября (воскресенье) 2022 года.
Все прошедшие с 2002 года президентские выборы были очередными выборами.
Действующим Президентом Словении является Борут ПАХОР, который в соответствии с Конституцией Словении и законодательством не может баллотироваться на новый срок2.
В соответствии с Конституцией Словении высшим органом государственной власти является своеобразный двухпалатный парламент: Государственное собрание и Государственный совет (выполняет вспомогательную роль) в составе 120 парламентариев3.
В Государственное собрание на всеобщих и прямых выборах избирается 90 депутатов сроком на четыре года, в Государственный совет – на косвенных выборах – 40 членов сроком на три года.
Депутаты являются представителями всего народа и не связаны никакими указаниями.
В Государственном собрании конституционное большинство составляет 46 депутатов (из 90).
Прошлые очередные выборы депутатов Государственного собрания – основной палаты парламента были проведены 24 апреля (воскресенье) 2022 года4.
На 23 и 24 ноября (среда и четверг) 2022 года назначено проведение очередных косвенных выборов членов Государственного совета Словении – высшего совещательного органа (так называемой второй палаты парламента) (40 советников), т.е. формирование Государственного совета Словении на очередной пятилетний срок проводится в течение двух календарных дней.
В соответствии с Конституцией Правительство – орган исполнительной власти, состоит из Премьер-министра и министров государства.
Президент Словении после консультаций с руководителями парламентских фракций предлагает Государственному собранию кандидатуру Председателя Правительства (статья 11 Конституции).
Председатель Правительства избирается Государственным собранием большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Словении.
Премьер-министром Словении является Янез ЯНША5.
В состав правительства входит 18 человек (Премьер-министр Словении и 17 министров, в том числе 7 женщин, включая Вице-Премьер-министра Словении)6.
В соответствии со статьей 9 Конституции гарантируется местное самоуправление. Население Словении осуществляет местное самоуправление в общинах и других местных сообществах. Община является самоуправляющимся местным сообществом. Территорию общины образует населенный пункт или несколько населенных пунктов, которые связаны между собой общими потребностями и интересами их жителей. Община учреждается законом на основании результатов предварительно проведенного референдума, в ходе которого выявляется воля населения определенной территории. Законом определяется также территория общины.
В соответствии с законодательством в состав местных представительных органов (местных советов) по мажоритарной избирательной системе избирается от 7 до 11 депутатов,
В муниципалитетах, в представительные органы которых избирается более 11 депутатов, применяется пропорциональная избирательная система.
Выборы депутатов местных советов, в состав которых избираются представители венгерского, итальянского и цыганского меньшинства, должны проводиться только по правилам мажоритарной избирательной системы.
20 ноября 2022 года проводятся выборы депутатов представительных органов и мэров муниципальных образований (в соответствии с законодательством они проводятся одновременно в третье воскресенье ноября).
Второй тур голосования на выборах мэров может состояться через 14 дней после первого тура – 4 декабря 2022 года.
Официальный язык – словенский (статья 11 Конституции Словении).
При этом на территориях общин, где проживает итальянское или венгерское национальное меньшинство, официальным языком также является соответственно итальянский и венгерский языки7.
Конституцией Словении предусмотрена многопартийная политическая система.
В соответствии со статьей 42 Конституции гарантируется право общественных объединений.
Каждый имеет право на свободное объединение с другими людьми.
Ограничения этих прав могут быть установлены законом, если это необходимо в интересах обеспечения безопасности государства или общественного правопорядка, а также для предотвращения распространения опасных инфекций.
Профессиональным военнослужащим и служащим полиции запрещается состоять членами политических партий.
В целом, в соответствии со статьей 10 Закона о политических партиях для регистрации политической партии в МВД Словении представляются протокол учредительного собрания, устав политической партии, ее политическая программа, эмблема политической партии, а также 200 деклараций с подписями политических сторонников в поддержку ее образования.
В Словении зарегистрировано 90 политических партий (по состоянию на 1 июня 2022 года)8.
К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения настоящих президентских выборов можно отнести, в частности, следующие:
1. В соответствии со статьей 81 Конституции Словении выборы Президента Словении назначает Председатель Государственного собрания Словении.
2. При проведении Президента Словении сроком на пять лет применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (в два тура голосования).
3. Подготовка и проведение президентских выборов возложена на четырехуровневую систему избирательных комиссий: Национальную избирательную комиссию Словении, 8 окружных избирательных комиссий, 88 территориальных (районных) избирательных комиссий, около 3.100 участковых избирательных комиссий, в том числе зарубежные участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии являются постоянно действующими избирательными органами, при этом участковые избирательные комиссии формируются только на период проведения президентских выборов.
В состав избирательных комиссий назначаются судьи, специалисты в области права, а также представители политических партий: в целом избирательные комиссии формируются на основе смешанной модели обеспечения судебного, профессионального и политического представительства.
В состав избирательных комиссий, наряду с членами с правом решающего голоса, назначаются также их заместители (резервные члены комиссии), которые законодательством наделены правом совещательного голоса; при этом, в случае отсутствия члена комиссии с правом решающего голоса, его заместитель в полном объеме осуществляет его права, в том числе право принимать участие в голосовании по обсуждаемым вопросам, т.е. право решающего голоса.
4. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Словении является единым, и осуществляется с 18 лет.
В списки избирателей включено более 1.700.000 избирателей (в 2002 году – 1.609.985, в 2007 году – 1.720.481, в 2012 году – 1.711.768, в 2017 году – 1.713.762): за последние 20 лет наблюдается рост численности избирателей более чем на 100.000 человек.
5. В соответствии с законодательством лицо может быть выдвинуто кандидатом на должность Президента Словении не менее чем 10 членами парламента (Государственного собрании), либо политическими партиями при последующей поддержке выдвинутых ими кандидатов не менее чем тремя парламентариями или 3.000 избирателями, либо непосредственно не менее чем 5.000 избирателями.
Парламентарий или избиратель может поддержать выдвижение только одного кандидата на должность Президента Словении.
Парламентарий или избиратель должен заполнить и подписать в помещении муниципалитета подписную форму установленного образца.
Государственной избирательной комиссией Словении зарегистрировано 7 кандидатов на должность Президента Словении, в том числе пять кандидатов – представителей политических партий и два независимых кандидата (поддерживаемые некоторыми политическими партиями); среди зарегистрированных кандидатов – две женщины (в 2002 году – 9, в том числе 4 независимых кандидата, и одна женщина, в 2007 году – 7, в том числе 4 независимых кандидата, и две женщины, в 2012 году – 3, в том числе один независимый кандидат, в 2017 году – 9, в том числе один независимый кандидат, поддерживаемый политической партией «Социальные демократы Словении»), и 4 женщины.
6. Продолжительность агитационного периода составляет 30 дней; законодательно предусмотрен день «электоральной тишины», а также запрет на проведение предвыборной агитации в день выборов до окончания официального времени голосования избирателей.
Законодательство предусматривает возможность проведения теледебатов между участниками президентских выборов.
7. Законодательство предусматривает проведение опросов общественного мнения и порядок их обнародования в ходе избирательной кампании.
При этом в соответствии с решением Конституционного суда Словении от 24 марта 2011 года, признавшим неконституционным законодательный запрет на обнародование менее чем за семь дней до дня голосования результатов опросов общественного мнения, при проведении президентских выборов допускается обнародование указанных опросов в любое время, в том числе и в день голосования.
8. В соответствии с законодательством проведение предвыборной агитации политических партий, политических коалиций и кандидатов на должность Президента Словении финансируется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета (субсидий), добровольных пожертвований физических лиц, средств политических партий (в частности, членских взносов), собственных средств кандидатов, а также банковских кредитов (займов).
Внесение иностранных пожертвований законодательно запрещено; при этом законодательство не запрещает политическим партиям являться собственниками предприятий, которые финансируются из-за рубежа.
В соответствии с законодательством запрещены пожертвования от юридических лиц в избирательные фонды участников президентских выборов.
Законодательство не предусматривает представление участниками президентских выборов промежуточных финансовых отчетов до дня голосования на указанных выборах.
Предельный размер расходования средств избирательного фонда на проведение предвыборной агитации не может превышать 0.40 евро на одного избирателя.
9. Законодательство предусматривает проведение голосования избирателей непосредственно в помещении для голосования избирательного участка; голосование определенных категорий избирателей вне помещения для голосования, в том числе на дому, с использованием переносных ящиков для голосования, голосование по месту временного пребывания (в рамках модели «мобильный избиратель»), досрочное голосование, голосование по почте.
При этом голосование по доверенности, электронное голосование с использованием технических средств подсчета голосов (за исключением голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями)9, дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование), а также видеонаблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, законодательством прямо не предусмотрены.
Избиратель получает избирательный бюллетень по предъявлении документа с фотографией, удостоверяющего его личность; при этом избирателю может быть выдан избирательный бюллетень и без предъявления указанного документа, если избиратель известен членам участковой избирательной комиссии: в этом случае об этом производится запись в соответствующей строке списка избирателей.
10. Законодательство не закрепляет явку избирателей в качестве основания для признания президентских выборов состоявшимися.
На практике, наблюдается незначительное общее снижение высокого уровня участия избирателей в голосовании: в 2002 году – 72.04% (первый тур голосования) и 65.24% (второй тур голосования), в 2007 году – соответственно 57.64% и 58.45%, в 2012 году – 48.41% и 42.40%, в 2017 году – 44.22% и 42.13%., т.е. общее снижение явки избирателей составило 27.82% (первый тур голосования) и 23.11% (второй тур голосования).
11. В соответствии с Конституцией Словении Государственное собрание утверждает результаты президентских выборов.
Решение Государственного собрания об утверждении результатов президентских выборов может быть обжаловано кандидатами или уполномоченными представителями политических партий, выдвинувшими списки кандидатов, в Конституционный суд Словении, решение которого является окончательным.
12. Законодательством предусмотрен институт национальных (общественных) и международных наблюдателей (законодательно введен в 2018 году).
В целом, на практике БДИПЧ ОБСЕ организовало работу всего лишь одной миссии международных наблюдателей при проведении президентских выборов 22 октября 2017 года.
При проведении 23 октября 2022 года очередных президентских выборов БДИПЧ ОБСЕ не направляло в страну ни миссию по оценке потребностей, ни миссию международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ10.
Порядок назначения президентских выборов. В соответствии со статьей 103 Конституции Словении выборы Президента Словении назначает Председатель Государственного собрания Словении.
Президент Словении должен быть избран не позднее чем за 15 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Словении.
При этом в случае длительной невозможности осуществлять свои полномочия, смерти или отставки, а также при наличии иных препятствий для осуществления Президентом Словении своей функции, до выборов нового Президента Словении временно функцию Президента Словении осуществляет Председатель Государственного собрания Словении.
В этом случае выборы нового Президента Словении должны быть назначены не позднее чем через 15 дней с момента прекращения функции прежнего Президента Словении.
Председатель Государственного собрания временно осуществляет функцию Президента Словении в случае отрешения Президента Словении от его функции (статья 106 Конституции Словении).
В соответствии с Конституцией Словении Председатель Государственного собрания Словении Уршка Клакочар-Зупанчич 20 июля 2022 года приняла решение о проведении 23 октября (воскресенье) 2022 года очередных выборов Президента Словении.
В случае необходимости, второй тур голосования должен состояться через 21 день, т.е. 13 ноября 2022 года.
В соответствии с законодательством 22 августа 2022 года началась избирательная кампания на выборах Президента Словении.
Правовая основа президентских выборов. Проведение президентских выборов регулируется положениями Конституции Словении от 23 декабря 1990 года, Конституционного закона о внесении изменений в статью 80 Конституции Словении11, Закон о выборах Президента Словении, Закона об избирательной кампании и кампании по проведению референдумов 2007 года (с изменениями, в частности, 2013 года), Закона о регистре избирателей 2013 года (с изменениями, в частности, 2015 года), Закона о политических партиях 1994 года (с изменениями, в частности, 2014 года), Закона о теле- и радиовещательной корпорации Словении 2005 года (с изменениями, в частности, 2014 года), Закона о средствах массовой информации 2001 года (с изменениями, в частности, 2021 года), Закона о праве на публичную информацию 2003 года, Закона о аудиовизуальных средствах массовой информации 2011 года, Закона о Конституционном суде Словении 1994 года (с изменениями, в частности, 2021 года), Уголовного кодекса Словении, а также иных законодательных актов.
В частности, в 2013 году в Закон об избирательных правах были внесены изменения, предусматривающие, в частности, положения о цифровизации списков избирателей представителей национальных (венгерского и итальянского) меньшинств, о праве местных администраций устранять неточности технического характера в списках избирателей (в отношении персональных сведений о конкретном избирателе).
В соответствии с обновленным в 2017 году законодательством к 1 февраля 2018 года помещения для голосования всех избирательных участков должны были быть доступны для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями, оснащены специальными кабинами для голосования, в том числе для избирателей, являющихся инвалидами-колясочниками.
В 2018 году в законодательство были внесены изменения, связанные, в частности, с порядком участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями, финансированием проведения предвыборной агитации, включением в законодательство положений об общественном наблюдении на выборах.
В феврале 2021 года в законодательство был внесен очередной пакет изменений, предусматривающий, в частности:
- увеличение продолжительности периода подачи избирателями заявлений о предоставлении возможности принять участие в голосовании по почте;
- уточнение предельного срока назначения политическими партиями соответствующих членов избирательных комиссий;
- совершенствование порядка голосования на территории национальных меньшинств;
- уточнение ряда избирательных процедур при проведении голосования в день общего голосования избирателей.
Президентская избирательная система. В соответствии со статьей 103 Конституции Президент избирается на всеобщих и прямых выборах при тайном голосовании сроком на пять лет.
Если срок полномочий Президента Словении истекает во время войны или в период действия чрезвычайного положения, то он продлевается и истекает через шесть месяцев после окончания войны или отмены чрезвычайного положения.
Президент Словении избирается не более чем на два срока подряд (статья 103 Конституции Словении).
Кандидат считается избранным Президентом Словении, если он получил большинство голосов, признанных действительными, т.е. при проведении выборов Президента Словении применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: для избрания в первом туре голосования кандидат на должность Президента Словении должен получить не менее 50% действительных голосов избирателей, во втором туре – относительное большинство действительных голосов избирателей по отношению ко второму кандидату.
Система избирательных комиссий. В соответствии с законодательством подготовка и проведение президентских выборов возложена на четырехуровневую систему избирательных комиссий: Государственную избирательную комиссию Словении, 8 окружных избирательных комиссий, 88 территориальных (районных) избирательных комиссий, около 3.100 участковых избирательных комиссий, в том числе зарубежные участковые избирательные комиссии, образуемые в 31 дипломатическом представительстве Словении в соответствующих иностранных государствах12.
Срок полномочий Государственной избирательной комиссии Словении, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных) избирательных комиссий, являющихся постоянно действующими избирательными органами, составляет четыре года, при этом участковые избирательные комиссии формируются только на период проведения президентских выборов.
В 2006 году, в соответствии с конституционными положениями 2000 года, были приняты законодательные поправки, в частности, об изменении порядка назначения членов избирательных комиссий.
В состав избирательных комиссий назначаются судьи, специалисты в области права, а также представители политических партий: в целом избирательные комиссии формируются на основе смешанной модели обеспечения судебного, профессионального и политического представительства.
В состав избирательных комиссий, наряду с членами с правом решающего голоса, назначаются также их заместители (резервные члены комиссии), которые законодательством наделены правом совещательного голоса; при этом, в случае отсутствия члена комиссии с правом решающего голоса, его заместитель в полном объеме осуществляет его права, в том числе право принимать участие в голосовании по обсуждаемым вопросам, т.е. право решающего голоса.
При этом заместители (резервные члены комиссии) не обязательно должны принадлежать к той же политической партии, что и член избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Законодательство не предусматривает гендерных квот в составах избирательных комиссий.
В соответствии с законодательством соответствующая избирательная комиссия имеет секретаря избирательной комиссии (без права решающего голоса), который осуществляет организацию работы соответствующей избирательной комиссии.
Секретари избирательных комиссий назначаются Государственной избирательной комиссии Словении сроком на четыре года из числа государственных или муниципальных служащих по предложению соответствующих государственных или муниципальных органов.
Законодательство предусматривает возможность отзыва члена Государственной избирательной комиссии Словении и нижестоящей избирательной комиссии соответственно Государственным собранием и Государственной избирательной комиссией Словении в связи, в частности, с ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
При этом законодательство о выборах прямо не предусматривает возможность обжалования указанного решения (на практике решения об отзыве членов соответствующих избирательных комиссий не принимались, а возможное их принятие может быть обжаловано в соответствии с положениями Кодекса об административном судопроизводстве).
Заседания всех избирательных комиссий являются открытыми.
В соответствии с законодательством Государственная избирательная комиссия Словении является постоянно действующим коллегиальным избирательным органом, организующим подготовку и проведение президентских и парламентских выборов, осуществляющим руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, обнародование результатов парламентских и президентских выборов.
Государственная избирательная комиссия Словении выполняет задачи, предусмотренные законодательством о выборах, в рамках которых, в частности:
- обеспечивает законность выборов и единообразное применение положений законодательства, касающихся избирательных процедур;
- назначает членов окружных избирательных комиссий;
- координирует работу окружных избирательных комиссий, дает указания по вопросам реализации законодательства о выборах, и контролирует их работу;
- устанавливает формы для обеспечения соблюдения законодательства о выборах;
- устанавливает единые стандарты избирательных материалов и определяет иные существенные условия выполнения избирательных процедур;
- обеспечивает голосование в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Словении в иностранных государствах;
- организует обучение членов избирательных комиссий;
- обнародует результаты выборов;
- выдает свидетельства (удостоверения) об избрании;
- назначает руководителя аппарата Комиссии.
Срок полномочий Государственной избирательной комиссии Словении – четыре года.
Состав Государственной избирательной комиссии Словении назначается Государственным собранием, и включает 12 человек (7 человек с правом решающего голоса и 5 резервных членов Комиссии): Председателя Комиссии, его заместителя, пяти членов Комиссии с правом решающего голоса и пяти их заместителей (резервных членов), при этом, по общему правилу, заместители постоянных членов Комиссии могут быть представителями других политических партий, политических коалиций.
Состав Государственной избирательной комиссии Словении был назначен Государственным собранием в 2020 году (www.dvk-rs.si).
Председатель и заместитель Председателя Комиссии назначаются из числа судей Верховного суда Словении по рекомендации Совета судей.
Председателем Государственной избирательной комиссии Словении является Петр ГОЛОБ.
Два члена Комиссии и их заместители назначаются из числа правоведов, три члена Комиссии и их заместители – на основании предложений депутатских групп в Государственном собрании с учетом обеспечения пропорционального представительства парламентских политических партий.
Заместитель Председателя Государственной избирательной комиссии Словении вправе принимать участие в обсуждении вопросов на заседании Комиссии, но не вправе принимать участие в голосовании при принятии решения.
Заместители членов Государственной избирательной комиссии Словении принимают участие в голосовании с правом решающего голоса только в случае отсутствия члена Комиссии, заместителем которого они являются.
В состав Комиссии назначено четыре женщины.
Заседания Государственной избирательной комиссии Словении являются открытыми.
В соответствии с законодательством образуются 8 окружных избирательных комиссий.
Окружные избирательные комиссии определяют, в частности, результаты президентских выборов на своей территории.
Окружные избирательные комиссии образуются Государственной избирательной комиссий Словении, и включают 8 человек (4 члена с правом решающего голоса и 4 заместителя (резервных члена): председателя комиссии, его заместителя, трех членов с правом решающего голоса и трех их заместителей (резервных членов), а также секретарь комиссии с правом совещательного голоса; при этом, по общему правилу, заместители членов Комиссии могут быть представителями других политических партий, политических коалиций.
В состав окружной избирательной комиссии входят двое судей и двое правоведов, остальные – на основании предложений депутатских групп в Государственном собрании с учетом обеспечения пропорционального представительства парламентских политических партий.
Заместитель председателя окружной избирательной комиссии вправе принимать участие в обсуждении вопросов на заседании избирательной комиссии, но не вправе принимать участие в голосовании при принятии решения.
Заместители членов окружной избирательной комиссии принимают участие в голосовании с правом решающего голоса только в случае отсутствия члена Комиссии, заместителем которого они являются.
Территориальные (районные) избирательные комиссии (88) образуют избирательные участки, формируют персональные составы участковых избирательных комиссий, осуществляют подсчет голосов избирателей, принявших участие в голосовании по почте, определяют предварительные итоги голосования на своей территории.
Территориальные (районные) избирательные комиссии назначаются Государственной избирательной комиссией Словении и включают 8 человек (4 члена с правом решающего голоса и 4 заместителя (резервных члена), а также секретарь комиссии с правом совещательного голоса): председателя комиссии, его заместителя, трех членов с правом решающего голоса и трех их заместителей, при этом, по общему правилу, заместители членов Комиссии могут быть представителями других политических партий, политических коалиций.
В состав территориальной (районной) избирательной комиссии входит один судья и один эксперт в области права, остальные – на основании предложений депутатских групп в Государственном собрании с учетом обеспечения пропорционального представительства парламентских политических партий.
Заместитель председателя территориальной (районной) избирательной комиссии вправе принимать участие в обсуждении вопросов на заседании комиссии, но не вправе принимать участие в голосовании при принятии решения.
Заместители членов территориальной (районной) избирательной комиссии принимают участие в голосовании с правом решающего голоса только в случае отсутствия члена Комиссии, заместителем которого они являются.
В состав территориальной (районной) избирательной комиссии входит (без права голоса) также секретарь комиссии, который является, как правило, должностным лицом одной из 58 местных административных единиц в структуре Министерства государственного управления Словении.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются участковые избирательные комиссии, в том числе зарубежные участковые избирательные комиссий.
Состав участковой избирательной комиссии – 6 человек: председатель, его заместитель, два члена с правом решающего голоса и два их заместителя (в соответствии с рекомендацией Государственной избирательной комиссии Словении, хотя статьей 41 Закона о выборах в Государственное собрание Словении предусматривается один член и один его заместитель).
Состав участковой избирательной комиссии формируется соответствующей территориальной (районной) избирательной комиссией на основе обеспечения пропорционального представительства парламентских политических партий и предложений местных органов самоуправления.
Соответствующие политические партии не позднее срока, установленного законодательством, должны были представить предложения по кандидатурам для назначения в состав соответствующих участковых избирательных комиссий.
В случае отсутствия предложений от парламентских политических партий по кандидатурам для назначения в состав соответствующих участковых избирательных комиссий территориальная (районная) избирательная комиссия вправе назначить в состав соответствующей участковой избирательной комиссии лиц из числа кандидатур, представленных непарламентскими политическим партиями или органами местного самоуправления.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии вправе принимать участие в обсуждении вопросов на заседании участковой избирательной комиссии, но не вправе принимать участие в голосовании при принятии решения.
Обучение членов участковых избирательных комиссий проводится соответствующими окружными избирательными комиссиями.
Регистрация избирателей. Активное избирательное право осуществляется с 18 лет (на день проведения выборов), за исключением лиц, признанных недееспособными в соответствии с судебным решением, а также находящиеся под опекой; при этом, в частности, лица, находящиеся под опекой, могут быть ограничены в осуществлении активного избирательного права в случае, если они не понимают значения, цели и результатов выборов в связи с их психофизиологическим состоянием.
Регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше, является пассивной, основанной на регистрации постоянного места жительства избирателя, централизованном регистре населения, и осуществляется Министерством внутренних дел Словении.
В соответствии с Законом о регистре избирательных прав граждан Словении, каждый избиратель, включенный в регистр (список) избирателей, приписывается к соответствующему избирательному округу, избирательному району, избирательному участку и участковой избирательной комиссии, а также содержит указание о способе голосования (в случае если избиратель подает заявление о предоставлении возможности принять участие в голосовании за пределами своего избирательного участка).
При проведении президентских выборов составляется два вида регистров (списков) избирателей:
1) общий регистр (список) избирателей, зарегистрированных на территории Словении и постоянно проживающих на территории Словении;
2) регистр (список) зарубежных словенских избирателей, постоянно не проживающих на территории Словении.
Списки избирателей составляются на основе общенационального регистра населения (постоянного места жительства граждан Словении), и ведутся соответствующим департаментом МВД Словении, при этом зарубежные словенские избиратели регистрируются по последнему месту их жительства на территории Словении.
Указанные регистры (списки) избирателей взаимосвязаны (в электронном виде) с общенациональным регистром населения и регистром записи актов гражданского состояния, и ведутся в электронном виде на каждом уровне административно-территориальных единиц Словении, при этом обновление учетных сведений производится на ежедневной и перекрестной основе.
В 2010 году были внесены законодательные изменения, упростившие порядок признания лица как ранее имевшего постоянное место жительства на территории Словении (на основании поданного им заявления в соответствующий государственный орган).
Общенациональный регистр населения (постоянного места жительства граждан Словении) и списки избирателей содержат указание на избирательный участок, а также на метод проведения голосования избирателей вне помещения для голосования избирательного участка в случае подачи избирателями соответствующих заявлений.
В соответствии с законодательством избиратель должен уведомить соответствующий государственный или муниципальный орган об изменении своего постоянного места жительства (регистрации) на территории Словении, на который ему высылаются по почте соответствующие избирательные документы.
Ранее предварительный список избирателей предоставлялся в помещении соответствующего местного органа (муниципалитета) или дипломатического представительства и консульского учреждения Словении в соответствующем иностранном государстве для всеобщего сведения избирателей (но не политических партий и политических коалиций) не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
В соответствии с поправками 2013 года, внесенными в Закон о регистре избирательных прав граждан Словении, в целях обеспечения конфиденциального характера персональных сведений об избирателях списки избирателей для всеобщего сведения не предоставляются, при этом каждый избиратель индивидуально может проверить правильность включения или внесения сведений о себе в список избирателей как в помещении одного из 58 местных органов (муниципалитетов) или дипломатического представительства и консульского учреждения Словении в соответствующем иностранном государстве, либо в онлайн режиме на соответствующем сайте в сети Интернет; при этом муниципалитетам предоставлено право устранять неточности в списках избирателей (в отношении персональных сведений о конкретном избирателе).
В списки избирателей включаются, в частности, фамилия, имя избирателя, его порядковый номер, а также адрес постоянного места жительства (регистрации) на территории Словении.
Так, в соответствии с обновленным законодательством избиратель, ознакомившись с размещенными на специальном сайте в сети Интернет в личном кабинете сведениями о себе в электронном виде, не позднее чем за 15 дней до дня общего голосования избирателей на президентских выборах, вправе потребовать внесения изменений в свои персональные сведения.
Необходимые изменения вносятся в указанный список избирателей, отказ от их внесения может быть обжалован в судебном порядке.
Так, жалобы по вопросам списков избирателей подаются в соответствующий муниципалитет, его решение может быть обжаловано в соответствующий местный (административный) суд и, затем, в Верховный суд Словении, решение которого является окончательным.
На основании списка избирателей соответствующие избирательные комиссии направляют избирателям по почте информацию о дне и времени голосования, номере избирательного участка, а также о порядковом номере, под которым избиратель включен в соответствующий список избирателей.
Избиратели, которые в день голосования не обнаружили себя в списке избирателя, либо достигли возраста 18 лет, вправе на основании поданного письменного заявления получить в муниципалитете, в частности, документ (сертификат) о своей регистрации по месту постоянного жительства, на основании которого они дополнительного включаются в список избирателей.
МВД Словении официальные (окончательные) списки избирателей направляет в соответствующие избирательные комиссии не позднее 15 дней до дня голосования.
При проведении настоящих президентских выборов в общий регистр (список) избирателей, зарегистрированных на территории Словении и постоянно проживающих на территории Словении, включено более 1.700.000 избирателей (в 2002 году – 1.609.985, в 2007 году – 1.720.481, в 2012 году – 1.711.768, в 2017 году – 1.713.76213): за последние 20 лет наблюдается рост численности избирателей более чем на 100.000 человек.
Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента Словении. В соответствии с законодательством при проведении президентских выборов лица, обладающие активным избирательным правом, достигшие возраста 18 лет и старше, вправе баллотироваться кандидатом на должность Президента Словении.
Лицо может быть выдвинуто кандидатом на должность Президента Словении не менее чем 10 членами парламента (Государственного собрании), либо политическими партиями при последующей поддержке выдвинутых ими кандидатов не менее чем тремя парламентариями или 3.000 избирателями, либо непосредственно не менее чем 5.000 избирателями.
Парламентарий или избиратель может поддержать выдвижение только одного кандидата на должность Президента Словении.
Парламентарий или избиратель должен заполнить и подписать в помещении муниципалитета подписную форму установленного образца14.
Образец формы не содержит сведений о поддерживаемом кандидате на должность Президента Словении и, следовательно, может быть использована в поддержку выдвижения любого кандидата на должность главы государства15.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Словении и представление документов о выдвижении кандидатов в Государственную избирательную комиссии Словении начался 22 августа и закончился 28 сентября 2022 года.
При проведении президентских выборов документы о выдвижении кандидатом должны были быть представлены в Государственную избирательную комиссию Словении не позднее 25 дней до дня голосования на указанных выборах, т.е. не позднее 28 сентября 2022 года.
При проведении указанных выборов значительное число лиц намеревалось принять участие в президентских выборах в качестве независимых кандидатов, что предполагало сбор не менее 5.000 подписей избирателей в поддержку их выдвижения.
При этом ряд политических партий отказались от участия в выдвижении кандидатов на должность главы государства.
Так, президиум политической партии «Социальные демократы» отказался выдвигать кандидата на должность президента Словении; при этом рассматривалась 71 кандидатура для такого выдвижения.
В Государственную избирательную комиссию Словении были представлены документы о выдвижении 8 кандидатов на должность Президента Словении, в том числе двух женщин, выдвинутых в различных форматах, предусмотренных законодательством.
Государственной избирательной комиссией Словении было зарегистрировано 7 кандидатов на должность Президента Словении (один кандидат не был зарегистрирован), в том числе пять кандидатов – представителей политических партий и два независимых кандидата (поддерживаемые некоторыми политическими партиями); среди зарегистрированных кандидатов – две женщины16 (в 2002 году – 9, в том числе 4 независимых кандидата, и одна женщина, в 2007 году – 7, в том числе 4 независимых кандидата, и две женщины, в 2012 году – 3, в том числе один независимый кандидат, в 2017 году – 9, в том числе один независимый кандидат, поддерживаемый политической партией «Социальные демократы Словении», и 4 женщины).
В соответствии с законодательством не позднее 3 октября 2022 года кандидат на должность Президента Словении мог снять свою кандидатуру.
В соответствии с законодательством окончательный список зарегистрированных кандидатов должен был быть обнародован не позднее 7 октября 2022 года.
Предвыборная агитация. Законодательство предусматривает создание всем участникам президентских выборов равных условий для проведения предвыборной агитации.
Продолжительность президентского агитационного периода составляет 30 дней: агитационная кампания началась 22 сентября 2022 года.
При этом законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки (24 часа) до дня голосования избирателей на президентских выборах (т.е. в 24:00 по местному времени 21 сентября 2022 года), и распространяется также на день голосования (23 сентября) до окончания официального времени голосования на указанных выборах.
В соответствии с законодательством субъектами права проведения предвыборной агитации являются кандидаты на должность Президента Словении, политические партии, выдвигавшие кандидатов, а также так называемые «третьи» организации (как физические, так и юридические лица).
Электронные средства массовой информации предоставляют участникам президентских выборов бесплатное эфирное время.
Непосредственные участники президентских выборов могут приобретать эфирное время за плату в национальных и частных средствах массовой информации, при этом агитационные материалы должны содержать указание на их заказчика.
Кандидаты на должность Президента Словении вправе излагать свои предвыборные программы (платформы) на телевидении, а также участвовать в теле- и радиодебатах.
Так, законодательство предусматривает возможность проведения теледебатов между участниками президентских выборов.
Предусмотрено проведение теледебатов до официального начала агитационного периода.
В соответствии с законодательством государственное телевидение «РТВ Словения» не позднее 45 дней до дня голосования должно принять специальный акт о порядке освещения агитационной деятельности кандидатов на должность Президента Словении и предоставлении им эфирного времени.
Платная предвыборная агитация на государственном телевидении «РТВ Словения» имеет ряд ограничений: продолжительность демонстрации агитационных материалов не может превышать 45 секунд и они должны демонстрироваться отдельно от других агитационных материалов; кроме того, установлено предельное количество демонстрации таких агитационных материалов для каждой политической партии, политической коалиции, в том числе в течение календарного дня.
При этом платные эфирные агитационные материалы должны иметь четкое указание на оплату из соответствующего избирательного фонда.
Жалобы могут быть поданы политическими партиями, политическими коалициями, в том числе непосредственно руководителю новостных программ государственного телевидения «РТВ Словения» либо Генеральному директору «РТВ Словения».
В целом, Министерство культуры Словении и Министерство экономики Словении осуществляют контроль за участием государственного телевидения «РТВ Словения», других средств массовой информации в информационном обеспечении президентских выборов.
Законодательство предусматривает, что Агентство по телекоммуникационным сетям и услугам Словении является основным медиарегулятором, однако, в период избирательной кампании оно не наделено соответствующими полномочиями: практически, единственным электоральным полномочием Агентства является выявление и передача в правоохранительные органы материалов, возбуждающих социальную рознь и неприязнь.
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления предоставляют на равной и бесплатной основе всем непосредственным участникам президентских выборов места для размещения печатных агитационных материалов.
Печатные агитационные материалы также могут размещаться на зданиях и сооружения, а также иных конструкциях, с согласия собственника.
Все агитационные печатные материалы должны содержать, в частности, информацию об их изготовителе.
При проведении массового агитационного мероприятия организаторы должны не позднее чем за 48 часов до его проведения уведомить соответствующий орган полиции.
Непосредственные участники президентских выборов используют традиционные формы проведения предвыборной агитации, в том числе в средствах массовой информации, посредством распространения печатных агитационных материалов, личные встречи с избирателями, включая формат поквартирного обхода, хотя в условиях пандемии коронавируса их интенсивность и масштаб являются ограниченными.
Использование непосредственными участниками президентских выборов социальных сетей в качестве одного из основных либо дополнительных средств проведения своей агитационной деятельности является заметным элементом применения новейших информационных технологий.
Клевета и оскорбления, в том числе при проведении выборов, по-прежнему являются уголовным преступлением с наказанием в виде наложения штрафа или лишения свободы.
Законодательство предусматривает проведение опросов общественного мнения и порядок их обнародования в ходе избирательной кампании.
В соответствии с законодательством при публикации результатов опросов общественного мнения в отношении кандидатов или политических партий средства массовой информации в целях обеспечения прозрачности и объективности информирования общественности должны указывать наименование заказчика соответствующего опроса (название юридического лица либо фамилию, имя и отчество физического лица, адрес местонахождения (жительства или регистрации), плательщика, исполнителя, время и способ проведения опроса общественного мнения.
При этом еще 24 марта 2011 года Конституционный суд Словении признал неконституционным законодательный запрет на обнародование менее чем за семь дней до дня голосования результатов опросов общественного мнения.
На основе указанного решения Конституционного суда Словении обновленное законодательство предусматривает, что при проведении президентских выборов обнародование результатов опросов общественного мнения не допускается только в «день электоральной тишины» и до окончания официального времени голосования избирателей на указанных выборах (до 20:00 по местному времени).
Финансирование президентских выборов, предвыборной агитации. При проведении президентских выборов законодательство – Закон о выборах Президента Словении, Закон о проведении предвыборной агитации на выборах и референдумах 2007 года (с изменениями, в частности, 2013 года), Закон о политических партиях 1994 года (с изменениями, в частности, 2014 года) – регулируют вопросы финансирования проведения предвыборной агитации.
В соответствии с законодательством, оставшимся практическим неизмененным после проведения в 2017 году последних президентских выборов, проведение предвыборной агитации политических партий, политических коалиций финансируется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета (субсидий), добровольных пожертвований физических лиц и фондов местных бюджетов, средств политических партий (в частности, членских взносов), собственных средств кандидатов на должность Президента Словении, доходов от принадлежащих им объектов собственности, а также банковских кредитов (займов).
Внесение пожертвований от иностранных физических и юридических лиц законодательно запрещено; при этом законодательство не запрещает политическим партиям являться собственниками предприятий, которые финансируются из-за рубежа.
В 2013 году в законодательство о выборах и референдумах, о политических партиях в соответствии с прежними рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ и ГРЕКО были внесены изменения.
В частности, указанные поправки ввели требования об обязательном представлении кандидатами на должность Президента Словении финансовых отчетов о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, о детализации поступлений и расходовании средств избирательных фондов, об обнародовании финансовых отчетов, изменили предельные размеры пожертвований от физических лиц и расходования кандидатами на должность Президента Словении средств избирательного фонда, ввели запрет на пожертвования со стороны юридических лиц, ужесточили санкции за финансовые электоральные нарушения.
При этом законодательство недостаточно регулирует вопросы финансирования фактической предвыборной агитации до начала официального агитационного периода, а также участие в финансировании предвыборной агитации так называемых «третьих организаций», в том числе в социальных сетях и в сети Интернет.
В соответствии с Закон о проведении предвыборной агитации на выборах и референдумах политические партии, получившие по результатам последних парламентских выборов не менее 1% действительных голосов избирателей в национальном масштабе, имеют право на государственное бюджетное финансирование для частичного возмещения понесенных ими расходов на проведение предвыборной агитации; при этом 25% из общего объема выделяемых государственных бюджетных средств подлежит распределению между политическими партиями, принимавшими участие в выборах, на равной основе, остальные 75% – на пропорциональной основе с учетом полученных политическими партиями депутатских мандатов; в рамках указанного государственного бюджетного финансирования женские и молодежные отделения политических партий также получают финансирование для осуществления своей программной (уставной) деятельности.
В целом, указанный Закон предусматривает, что каждая политическая партия, чей список кандидатов получил депутатские мандаты, имеет право на получение 0.33 евро за каждый действительный голос избирателя, поданный за данный список кандидатов, не превышая, в совокупности фактических расходов политической партии на проведение предвыборной агитации с учетом установленного законодательством предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Каждая политическая партия, чей список кандидатов получил в национальном масштабе не менее 2% действительных голосов избирателей либо не менее 6% действительных голосов избирателей в соответствующем многомандатном избирательном округе (избирательном районе), имеет право на получение 0.17 евро за каждый действительный голос избирателя, поданный за данный список кандидатов.
Каждая политическая партия венгерского или итальянского меньшинства, чьи кандидаты получили депутатские мандаты, либо не менее 25% действительных голосов избирателей от общего числа действительных голосов всех избирателей, поданных в соответствующем национальном избирательном округе (национальной коммуне), имеет право на получение 0.33 евро за каждый действительный голос избирателя, поданный за кандидатов данных национальных меньшинств17.
При проведении президентских выборов каждый кандидат на должность Президента Словении должен открыть в банковском учреждении специальный счет избирательного фонда.
В избирательный фонд могут поступать пожертвования, направленные политическими партиями из средств членских взносов, а также пожертвований от физических лиц.
В соответствии с законодательством физическое лицо может внести добровольное пожертвование в избирательный фонд каждого кандидата на должность Президента Словении в размере около 16.000 евро.
Внесение физическим лицом пожертвований в наличной денежной форме допускается в размере, не превышающем 50 евро.
Кроме того, допускается внесение добровольного пожертвования в натуральном виде (в виде электоральных услуг, в том числе на льготных условиях).
В соответствии с законодательством предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата на должность Президента Словении на проведение предвыборной агитации не может превышать 0.25 евро на одного избирателя.
В списки избирателей включено более 1.700.000 избирателей.
Таким образом, предельный размер избирательного фонда кандидата на должность Президента Словении не может превышать 437.500 евро (в 2017 году – 428.750 евро.
Законодательство не предусматривает представление кандидатами на должность Президента Словении промежуточных финансовых отчетов.
На МВД Словении возложена задача по осуществлению контроля за соблюдением участниками президентских выборов положений законодательства в части финансирования предвыборной агитации.
В составе МВД Словении имеется специальная Инспекция.
Счетная палата Словении рассматривает жалобы по вопросам финансового обеспечения предвыборной агитации.
По инициативе Счетной палаты Словении полномочия по рассмотрению данной категории дел были переданы Городскому суду Любляны – столицы Словении.
Законодательство предусматривает, что специальный счет избирательного фонда кандидата на должность Президента Словении должен быть закрыт не позднее четырех месяцев со дня голосования.
После закрытия специального счета избирательного фонда в течение 15 календарных дней кандидаты на должность Президента Словении должны представить в Счетную палату Словении итоговый финансовый отчет.
В течение 6 месяцев со дня закрытия кандидатом на должность Президента Словении специального счета избирательного фонда Счетная палата Словении проводит проверку представленных итоговых финансовых отчетов и размещает указанные финансовые отчеты, в том числе результаты их проверки, на своем сайте в сети Интернет.
Законодательство предусматривает наложение на виновных лиц штрафов.
Порядок голосования и подсчета голосов избирателей. В соответствии с законодательством в голосовании вправе принимать участие граждане Словении, достигшие возраста 18 лет и старше.
Голосование избирателей является добровольным и свободным.
В списки избирателей включено более 1.700.000 избирателей.
Законодательство не закрепляет явку избирателей в качестве основания для признания президентских выборов состоявшимися18.
При проведении настоящих президентских выборов ход голосования (явка избирателей) обнародуется дважды – по состоянию на 11:00 и 16:00 по местному времени.
В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в один календарный день, который является, как правило, воскресеньем.
Общее голосование избирателей проводится в воскресенье в один календарный день – 23 октября 2022 года – с 08:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет –12 часов (формирование состава Государственного совета Словении – высшего совещательного органа (второй палаты парламента) (40 советников) на косвенных выборах на очередной пятилетний срок проводится в течение двух календарных дней – 23 и 24 ноября (среда и четверг) ноября 2022 года).
При этом избиратели, находящиеся в помещении для голосования избирательного участка по окончании официального времени голосования, вправе проголосовать.
Законодательство предусматривает проведение голосования избирателей непосредственно в помещении для голосования избирательного участка; кроме того, предусматривается голосование определенных категорий избирателей вне помещения для голосования, в том числе на дому, с использованием переносных ящиков для голосования, голосование по месту временного пребывания (в рамках модели «мобильный избиратель»), досрочное голосование, голосование по почте.
Голосование по доверенности, электронное голосование с использованием технических средств подсчета голосов19, дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование), а также видеонаблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, законодательством не предусмотрены.
Так, законодательство о выборах предусматривает голосование избирателей вне помещения для голосования (на дому) для больных избирателей и избирателей с ограниченными физическими возможностями, которые в день общего голосования избирателей не могут прибыть в помещение для голосования избирательного участка.
Указанные категории избирателей могут принять участие в голосовании по месту своего нахождения (т.е. на дому) на территории избирательного участка с использованием переносных ящиков для голосования.
Для участия в голосовании на дому больные избиратели (избиратели с ограниченными физическими возможностями) должны подать соответствующее заявление, а также копию медицинской справки в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня общего голосования избирателей, т.е. до 19 октября 2022 года.
При этом в качестве медицинской справки принимается любое письменное подтверждение врача (электронная почта либо иной письменный или электронный документ), из которого следует, что избиратель не может лично явиться в помещение для голосования избирательного участка по болезни (в целом, достаточно короткого электронного письма от любого врача, который соответствует условиям оказания медицинской услуги (при этом он не обязательно должен быть личным врачом).
Заявку на голосование на дому также могут подать избиратели, находящиеся в самоизоляции из-за заражения коронавирусом; в этом случае медицинская справка не требуется, но избиратель должен представить справку об инфекции или помещению в изоляцию.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать на дому может быть подано по телефону, по почте, по факсу, по электронной почте, в том числе через портал электронного правительства Словении, который позволяет подать заявление с электронным удостоверением личности избирателя или подать заявление без электронного удостоверения личности.
Голосование на дому проводится только в день общего голосования избирателей на указанных выборах, при этом мобильные (переносные) ящики для голосования должны быть доставлены в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 19:00 по местному времени дня общего голосования избирателей.
Голосование с использованием мобильных ящиков для голосования проводят два члена участковой избирательной комиссии по месту нахождения избирателя.
Законодательством предусмотрено досрочное голосование избирателей, которые в день общего голосования будут находиться за пределами своего избирательного участка.
В досрочном голосовании вправе принимать участие избиратели без какого бы то ни было предварительного уведомления соответствующих избирательных комиссий.
Досрочное голосование проводится на специальных избирательных участках, образованных в соответствующих избирательных районах соответствующего избирательного округа, при этом избиратели могут принять участие в досрочном голосовании только на своей электоральной территории, т.е. на территории своего избирательного округа.
Для проведения досрочного голосования избирателей образовано 96 специальных избирательных участков.
Досрочное голосование избирателей начинается за пять дней и заканчивается за два дня до общего дня голосования на президентских выборах; таким образом, продолжительность досрочного голосования составляет три дня.
Так, в соответствии с законодательством на настоящих президентских выборах досрочное голосование проводится в течение трех календарных дней – с 18 по 20 сентября 2022 года с 07:00 до 19:00 по местному времени.
Предусмотрено голосование по почте для избирателей, находящихся, в частности, в больницах, домах для ветеранов, для лиц с ограниченными физическими возможностями, которые лично не могут прибыть для голосования в помещение избирательного участка, для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы (ранее указанным избирателям карточки избирателя для участия в голосовании направлялись по почте соответствующими муниципалитетами, затем, в соответствии с обновленным законодательством, – соответствующими избирательными комиссиями).
Так, избиратели с ограниченными физическими возможностями, могут принять участие в голосовании по почте.
При голосовании по почте избиратели вышеуказанных категорий должны не позднее чем за 10 дней до дня общего голосования избирателей на президентских выборах подать заявление в соответствующую избирательную комиссию о предоставлении им возможности проголосовать по почте, при этом они должны представить, в частности, копию документа об инвалидности.
Указанное заявление может быть подано также через портал электронного правительства Словении как с помощью электронной подписи, так и без нее.
Соответствующие материалы для голосования по почте направляются избирателю соответствующей окружной избирательной комиссией по почте.
Избиратель с ограниченными физическими возможностями может принять участие в голосовании в помещении избирательного участка, при этом он вправе при голосовании, в том числе при заполнении избирательного бюллетеня, воспользоваться помощью другого избирателя по его выбору.
При этом все избирательные участки должны быть оборудованы вспомогательными средствами для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе для слабовидящих избирателей.
В соответствии с законодательством открепительные удостоверения не предусмотрены, при этом, однако, предусмотрено голосование избирателей вне места их постоянного жительства по специальной процедуре.
Так, избиратель, который в день общего голосования будет находиться за пределами избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе принять участие в голосовании на другом избирательном участке, если он обратился в соответствующую территориальную (районную) избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня общего голосования, т.е. не позднее 2022 года.
На территории каждой территориальной (районной) избирательной комиссии должен быть определен специальный избирательный участок для голосования таких избирателей (либо голосование проводится в помещении территориальной (районной) избирательной комиссии или соответствующего органа местного самоуправления).
Законодательство предусматривает голосование зарубежных словенских избирателей по почте (а также в помещении дипломатического представительства или консульского учреждении Словении в соответствующем иностранном государстве, либо на специальном избирательном участке, образованном на территории Словении либо в помещении территориальной (районной) избирательной комиссии или органа местного самоуправления (в случае, если зарубежный словенский избиратель временно в день общего голосования избирателей находится на территории Словении).
Для участия в голосовании по почте зарубежные словенские избиратели, имеющие постоянное место жительства (регистрации) на территории соответствующего иностранного государства, получают по почте избирательные бюллетени, а также карточки избирателя20 (в соответствии с законодательством избирательные бюллетени автоматически направляются указанным избирателям по последнем постоянному месту их жительства (регистрации) на территории соответствующего иностранного государства), а в некоторых иностранных государствах – в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Словении21.
При этом в списке избирателей по основному (прежнему) месту регистрации (жительства) зарубежного словенского избирателя в графе «Примечания» проставляется отметка о том, что указанный избиратель принимает участие в голосовании за рубежом.
Конверт с вложенным в него избирателем избирательным бюллетенем должен иметь почтовый штемпель, свидетельствующий о его отправке до дня общего голосования; при этом избирательный бюллетень считается действительным, если получен соответствующей окружной избирательной комиссией или Государственной избирательной комиссией Словении (в случае если почтовый конверт отправлен избирателем в ее адрес) не позднее восьми дней после дня выборов22.
Зарубежные словенские избиратели также вправе принять участие в голосовании и на территории Словении на специальном избирательном участке, если заблаговременно уведомят об этом Государственную избирательную комиссию Словении (голосование проводится с 09:00 до 17:00 по местному времени).
Списки зарубежных словенских избирателей и избирательные бюллетени проверяются Государственной избирательной комиссией Словении с целью недопущения множественного голосования.
Кроме того, законодательство предусматривает возможность участия в голосовании лиц, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории Словении, в том числе зарубежные словенские избиратели, которые в день общего голосования избирателей на указанных парламентских выборах будут находиться на территории Словении.
При этом избиратели указанных категорий должны подать заявление в Государственную избирательную комиссию Словении не позднее 12:00 по местному времени 22 октября 2022 года лично либо в электронном виде через портал правительства Словении (eGoverment portal).
Для голосования таких избирателей образуются специальные избирательные участки – так называемые «OMNIA», которые размещаются в помещениях территориальных (районных) избирательных комиссий или органов местного самоуправления (всего образовано 55 специальных избирательных участков).
Для получения избирательного бюллетеня такие избиратели должны предъявить документ, удостоверяющий их личность (паспорт, удостоверение личности, водительские права).
В целом, в списке избирателей производится соответствующая отметка о способе участия избирателя в голосовании (с целью недопущения множественного голосования).
Государственная избирательная комиссия Словении разработала порядок участия в голосовании избирателей различных категорий, в том числе избирателей, находящихся на карантине в связи с пандемией коронавируса.
Государственная избирательная комиссия Словении во взаимодействии с другими государственными органами разработала комплекс мероприятий по проведению голосования избирателей в условиях пандемии коронавируса.
В условиях пандемии коронавируса среди противоэпидемиологических мер предусмотрены такие, в частности, как обязательное социальное дистанцирование (не менее 1,5 метра) между избирателями перед входом в помещение и в самом помещении избирательного участка для голосования избирателей, ношение медицинских защитных масок и перчаток, использование санитайзеров и периодическая дезинфекция помещений избирательного участка и технологического оборудования для голосования избирателей.
При проведении голосования используется стандартный бумажный избирательный бюллетень для каждого многомандатного и одномандатного избирательного округа.
Избирательные бюллетени изготавливаются окружными избирательными комиссиями в порядке, предусмотренном законодательством.
В соответствии с законодательством избирательные бюллетени изготавливаются на государственном (словенском) языке и языках двух национальных меньшинств – венгерском и итальянском языках, которые имеют по одному квотному депутатскому мандату.
Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее чем за 16 дней до дня голосования (в связи с тем, что за 20 дней до дня голосования определяется окончательный (зарегистрированны1) список кандидатов на должность Президента Словении, а отказ в регистрации может быть в течение четырех дней обжалован в установленном порядке в соответствующую избирательную комиссию или в суд и в пределах указанного срока по жалобе должно быть принято решение).
При проведении настоящих президентских выборов Государственной избирательной комиссией Словении в избирательный бюллетень включено 7 кандидатов на должность Президента Словении, в том числе пять кандидатов – представителей политических партий и два независимых кандидата (поддерживаемые некоторыми политическими партиями); среди зарегистрированных кандидатов – две женщины.
Избиратель получает избирательный бюллетень по предъявлении документа с фотографией, удостоверяющего его личность.
Избирателю может быть выдан избирательный бюллетень и без предъявления указанного документа, если избиратель известен членам участковой избирательной комиссии: об этом производится запись в соответствующей строке списка избирателей.
В получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается в соответствующей строке и графе списка избирателей.
При этом законодательство предусматривает, что избиратели с ограниченными физическими возможностями могут получить для голосования как в помещении избирательного участка, так и на дому с использованием переносных ящиков для голосования, избирательные бюллетени с трафаретом Брайля.
Избиратели заполняют избирательные бюллетени в кабинах для голосования.
Избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.
В соответствии с законодательством лицам с ограниченными возможностями при голосовании по их просьбе или выбору может быть оказана помощь в голосовании.
Для указанной категории избирателей изготавливаются шрифтом Брайля также руководства по заполнению избирательных бюллетеней.
После заполнения избирательного бюллетеня избиратель опускает его в стационарный ящик для голосования.
При проведении президентских выборов используются, как правило, непрозрачные пластмассовые ящики для голосования избирателей небольшого объема.
Подсчет голосов избирателей проводится после окончания официального времени голосования непосредственно в помещении для голосования избирательного участка (20:00 по местному времени).
В соответствии с законодательством, в случае если на избирательном участке в голосовании приняло участие менее 10 избирателей, в соответствии с инструкцией Государственной избирательной комиссии Словении подсчет голосов избирателей должен проводиться территориальной избирательной комиссией в целях обеспечения тайны голосования (в этом случае территориальная избирательная комиссия становится своеобразным счетным центром).
Законодательство предусматривает возможность проведения повторного подсчета избирательных бюллетеней.
Копия протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии вывешивается для всеобщего сведения в помещении участковой избирательной комиссии.
Предварительные итоги голосования и результаты президентских выборов первоначально вводятся в централизованную электоральную компьютерную систему на уровне территориальных избирательных комиссий и, затем, подвергаются перекрестной проверке на уровне Государственной избирательной комиссии Словении перед определением предварительных результатов президентских выборов.
Кроме того, впервые при проведении президентских выборов предварительные их результаты, в том числе итоги голосования избирателей в разрезе избирательных участков, подлежат размещению на сайте в сети Интернет после завершения подсчета голосов избирателей и составлении соответствующей участковой избирательной комиссией соответствующего протокола об итогах голосования.
В соответствии с Конституцией Словении Государственное собрание утверждает результаты президентских выборов.
Порядок рассмотрения жалоб и избирательных споров, признания результатов президентских выборов недействительными. При проведении президентских выборов в соответствии с законодательством электоральные жалобы могут быть поданы в соответствующие избирательные комиссии, а также в суды и в Государственное собрание.
В целом, механизм разрешения избирательных споров позволяет разрешать их в установленные процессуальные (процедурные) сроки и в рамках иерархической системы избирательных органов.
Жалобы по вопросам конституционности нормативных правовых актов могут быть поданы в Конституционный суд Словении в течение 60 дней со дня их официального обнародования.
Жалобы по вопросам списков избирателей подаются в соответствующий местный орган власти, его решение может быть обжаловано в соответствующий местных (административный) суд и, затем, в Верховный суд Словении, решение которого является окончательным.
В соответствии с законодательством рассмотрение электоральных жалоб осуществляют Государственная избирательная комиссии я Словении, а также окружные избирательные комиссии, решения которых могут быть, в свою очередь, обжалованы в Верховный суд Словении (при этом избиратели не могут обжаловать решения соответствующих избирательных комиссий о результатах президентских выборов).
Жалобы по вопросам нарушения порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента Словении могут быть поданы кандидатами или уполномоченными представителями политических партий, политических коалиций, выдвинувших кандидатов, до дня окончания периода выдвижения кандидатов (списков кандидатов).
Решения (как по вопросам выдвижения, так и регистрации кандидатов (списков кандидатов), в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд Словении.
Законодательство устанавливает процедурные сроки для рассмотрения электоральных жалоб.
Срок для подачи жалобы составляет 48 часов, для ее рассмотрения – также 48 часов.
В целом, в течение четырех дней должен быть разрешен избирательный спор по указанному вопросу.
Рассмотрение электоральных жалоб является публичным.
Жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий, территориальных (районных) избирательных комиссий, в том числе касающихся итогов голосования на соответствующей электоральной территории, установления результатов президентских выборов на их территории, рассматриваются соответствующими окружными избирательными комиссиями.
Указанные жалобы могут быть поданы избирателями и кандидатами на должность Президента Словении не позднее трех дней со дня голосования на указанных выборах и подлежат рассмотрению в течение 48 часов.
В соответствии с законодательством окружная избирательная комиссия может аннулировать итоги голосования избирателей на соответствующем избирательном участке, а также установить итоги голосования и результаты президентских выборов в соответствующем избирательном районе на основании поступившей жалобы.
В соответствии с законодательством Государственная избирательная комиссия Словении может, в том числе по собственной инициативе, установить либо аннулировать итоги голосования по соответствующему избирательному округу в случае установления нарушения законодательства в работе соответствующей окружной избирательной комиссии.
Государственная избирательная комиссия Словении также вправе установить итоги голосования на территории соответствующего избирательного округа в случае, если нарушения в деятельности соответствующей окружной избирательной комиссии могут привести к нарушению положений законодательства о выборах в части установления их результатов.
При этом законодательство не предусматривает процедурных возможностей для обжалования избирателями в судебном порядке решений высшего звена системы избирательных органов (т.е. окружных избирательных комиссий и Государственной избирательной комиссии Словении) о предварительных результатах президентских выборов, что подрывает создание эффективной системы обжалования и защиты избирательных прав граждан.
В целом, законодательство недостаточно ясно и полно закрепляет порядок реализации полномочия Государственного собрания по вопросу об определении результатов президентских выборов.
В соответствии с Конституцией Словении Государственное собрание утверждает результаты президентских выборов.
Для этих целей Государственным собранием образуется Комиссия по вопросам государственного управления и выборов.
При этом в Регламенте работы Государственного собрания не регулируются вопроса организации работы указанной парламентской комиссии.
Кандидаты на должность Президента Словении или уполномоченные представители политических партий, выдвинувших кандидатов, вправе обжаловать в указанную Комиссию решения соответствующих избирательных комиссий, связанные с их депутатским мандатом.
После рассмотрения всех поступивших жалоб Комиссия принимает окончательное решение по вопросу о признании кандидата избранным Президентом Словении.
Решение Государственного собрания, принятое на основе предложения указанной Комиссии, может быть обжаловано кандидатами на должность Президента Словении или уполномоченными представителями политических партий, выдвинувшими кандидатов, в Конституционный суд Словении, решение которого является окончательным.
Национальное (общественное) и международное наблюдение на президентских выборах. Законодательством о выборах предусмотрено участие некоторых категорий национальных наблюдателей от непосредственных участников президентских выборов в осуществлении наблюдения на выборах, в том числе подсчета голосов избирателей.
Так, уполномоченные представители политических партий, политических коалиций вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а доверенные лица уполномоченных представителей – при проведении голосования и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях.
Однако законодательство прямо не предусматривало возможность назначения национальных наблюдателей общественными организациями, не предоставляло им права осуществлять общественное наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей23.
В преддверии проведения 3 июня 2018 года прошлых парламентских выборов в законодательство, в том числе в соответствии с прежними рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ, были внесены положения, в частности, об общественном наблюдении на выборах.
Прежнее законодательством прямо не предусматривало участие международных (иностранных) наблюдателей в осуществлении наблюдения на национальных выборах, а также их правовой статус, в том числе права и обязанности.
На практике, международные наблюдатели, прежде всего БДИПЧ ОБСЕ, приглашались для осуществления наблюдения на соответствующих выборах, в том числе президентских выборах, избирательными комиссиями, прежде всего Государственной избирательной комиссией Словении, им был обеспечен полный доступ к парламентскому и президентскому избирательному процессу.
В целом, на практике, БДИПЧ ОБСЕ организовало работу только одной миссии международных наблюдателей при проведении 22 октября 2017 года очередных президентских выборов24.
В последующем в законодательство были внесены изменения, закрепляющие институт международного наблюдения на выборах.
При проведении 23 октября 2022 года очередных президентских выборов БДИПЧ ОБСЕ не направляло в страну ни миссию по оценке потребностей, ни миссию международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Все прошедшие президентские выборы были очередными выборами.
[2] При проведении 22 октября (первый тур голосования) и 12 ноября (второй тур голосования) 2017 года выборов Президентом Словении был избран Борут Пахор, который во втором туре голосования получил 373.877 действительных голосов избирателей (52,94%); в первом туре голосования он получил 348.507 действительных голосов избирателей (47,07%).
В целом, в первом туре голосования явка избирателей составила 41,07%, во втором туре голосования – 41,74%, или на 0,67% больше, чем в первом туре голосования.
[3] В Словении имеется так называемый неполный бикамерализм, в рамках которого согласно Конституции Словении высшими органами государственной власти являются Государственное собрание и Государственный совет, при этом Государственный совет конституционно не обозначен как палата парламента, хотя по своим функциям может рассматриваться в таком качестве.
[4] В указанных выборах принимали участие представители 21 политической партии, политической коалиции, а также представители венгерского и итальянского меньшинства; в выборах принимало участие 9 новых политических партий.
К распределению депутатских мандатов были допущены представители 5 политических партий, а также два кандидата, представляющие соответственно венгерское и итальянское национальное меньшинство.
Так, Движение за свободу (новая политическая партия) получило 41 депутатский мандат, Словенская демократическая партия – 27, политическая партия «Новая Словения – Христианские демократы» – 8, Социальные демократы – 7, политическая партия «Левая» – 5.
Депутатами Государственного собрания являются 26 женщин (28.88% от общего состава – 90 депутатов), членами Государственного совета – 4 женщины (10% от общего его состава 40 человек).
13 мая 2022 года Спикером Государственного собрания впервые в новейшей политической истории Словении избрана женщина – Урска Клакокар Жупанчич, представительница левоцентристского Движения за свободу.
[5] После проведения 3 июня 2018 года парламентских выборов было сформировано правительство парламентского меньшинства во главе с Премьер-министром Марьяном Шарецом.
В конце января 2020 года в связи с правительственным кризисом было сформировано новое коалиционное правительство во главе с Премьер-министром Янезом Яншем, представителем Словенской демократической партии.
[6] Комитет ООН по вопросам устранения дискриминации женщин рекомендовал законодательное введение 35% квоты для обеспечения представительства женщин на всех должностях (как выборных, так и назначаемых) на национальном и местном уровнях.
[7] Законодательно к национальным меньшинствам относятся венгерское, итальянское и цыганское, имеющие соответствующее представительство в Государственном собрании (венгерское и итальянское) и в местных представительных органах (венгерское, итальянское и цыганское), при этом еще три немногочисленных национальных меньшинства (босняки, сербы и хорваты) законодательно не признаются национальными меньшинствами.
Цыганское национальное меньшинство включает от 8.500 до 10.000 представителей цыганской национальности и в количественном отношении превосходит представителей венгерского и итальянского национальных меньшинств (соответственно 5.563 и 2.771 избирателей венгерского и итальянского меньшинства), однако имеет специальные коллективные электоральные права только при проведении муниципальных выборов.
[8] 6 января 2022 года представители двух политических партий подали в соответствующие судебные органы жалобы о неконституционности регистрации двух политических партий «Левые» и Социальные демократы (23 марта 2022 года Суд отказал в удовлетворении заявленных требований как явно необоснованные).
[9] При проведении прошлых президентских выборов избиратели с ограниченными физическими возможностями могли принимать участие в голосовании на специальных избирательных участках с использованием технических средств подсчета голосов и избирательных бюллетеней, отличающихся по своим размерам от стандартного избирательного бюллетеня; при этом указанные избирательные бюллетени после их заполнения, опускались в ящик для голосования, в который также опускались и стандартные избирательные бюллетени.
При подсчете голосов избирателей, в том числе с учетом того положения, что в голосовании могло принимать участие незначительное число избирателей с ограниченными физическими возможностями, а также уменьшенных размеров избирательных бюллетеней для данной категории избирателей, обеспечение тайны голосования избирателей указанной категории являлось, в ряде случаев, проблематичным.
Технические средства подсчета голосов применялись в 2011 году на ряде избирательных участков для организации голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями; при этом в 2018 году технические средства подсчета голосов избирателей не применялись.
Тем не менее, при этом ряд общественных организаций инвалидов полагал, что переход к электронному голосованию избирателей создаст необходимые условия для самостоятельного участия в голосовании избирателей-инвалидов, не будет вынуждать таких избирателей прибегать к помощи других лиц при заполнении бумажных избирательных бюллетеней и создаст условия для обеспечения принципа тайного голосования.
Кроме того, внедрение электронного голосования могло бы позволить привлечь молодых избирателей к участию в голосовании.
[10] В 2022 году БДИПЧ ОБСЕ также не направляло миссии международных наблюдателей на парламентские выборы в Швеции, состоявшиеся 11 сентября 2022 года, и на президентские выборы в Австрии, состоявшиеся 9 октября 2022 года.
[11] Конституционные поправки предусматривают, в частности, свободное использование и развитие языков национальных меньшинств (в Словении три национальных меньшинства – венгерское, итальянское и цыганское), а также язык глухонемых граждан Словении
[12] Подготовка и проведение в 2017 году очередных президентских выборов также была возложена на четырехуровневую систему избирательных комиссий: Национальную избирательную комиссию Словении, 8 окружных избирательных комиссий, 88 территориальных (районных) избирательные комиссии и около 3.000 участковых избирательных комиссий, в том числе образованных в дипломатических представительствах Словении в 30 иностранных государствах.
[13] При проведении 22 октября 2017 года прошлых президентских выборов в список избирателей было включено 1.713.762 избирателя, в том числе в общий регистр (список) избирателей, зарегистрированных на территории Словении и постоянно проживающих на территории Словении, – 1.622.762 избирателя, в регистр (список) зарубежных словенских избирателей, постоянно не проживающих на территории Словении, – 91.000 избирателей.
[14] В Словении рассматривалась возможность внедрения процедуры сбора электронных подписей избирателей при проведении как парламентских, так и президентских выборов, в том числе с учетом того обстоятельства, что законодательство уже предусматривало процедуру сбора электронных подписей при проведении референдума.
Данное положение было отражено, в частности, в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в Словении 29-31 августа 2017 года в преддверии проведения 22 октября 2017 года президентских выборов.
[15] При проведении 22 октября 2017 года президентских выборов парламентарий или избиратель также должен был заполнить и подписать в помещении любой местной администрации подписную форму установленного образца; при этом образец формы также не содержал сведений о поддерживаемом кандидате на должность Президента Словении.
На этой основе подпись парламентария или избирателя также могла быть атрибутирована любому из кандидатов на должность Президента Словении.
Некоторыми участниками президентских выборов и экспертами бездоказательно утверждалось, что кандидаты, которые не могли собрать необходимое количество таких подписных форм, продавали собранные ими безымянные подписные формы другим кандидатам, что такая форма в обязательном порядке и изначально должна содержать сведения о поддерживаемом избирателем кандидата.
[16] Одному кандидату было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Президента Словении.
[17] Так, по результатам досрочных парламентских выборов, проведенных 3 июня 2018 года, в которых принимало участие 25 политических партий, а также представители венгерского и итальянского меньшинства, 9 политических партий, преодолевших 4% заградительный барьер и на этой основе допущенных к распределению депутатских мандатов, получили право на частичное государственное финансирование понесенных ими расходов на проведение предвыборной агитации, при этом еще 4 политические партии – Словенская народная партия и Пиратская партия Словении, получившие не менее 2% действительных голосов избирателей, а также две другие политические партии, получившие более 1% действительных голосов избирателей, также получили право на частичное государственное финансирование понесенных ими расходов на проведение предвыборной агитации): таким образом, право на частичное государственное финансирование получили 13 политических партий.
В целом, государственное финансирование является основным источником финансирования политическими партиями проведения предвыборной агитации (данное положение усилено законодательным запретом на внесение пожертвований от юридических лиц).
[18] На практике, наблюдается незначительное общее снижение высокого уровня участия избирателей в голосовании на президентских выборах: в 2002 году – 72.04% (первый тур голосования) и 65.24% (второй тур голосования), в 2007 году – соответственно 57.64% и 58.45%, в 2012 году – 48.41% и 42.40%, в 2017 году – 44.22% и 42.13%., т.е. общее снижение явки избирателей составило 27.82% (первый тур голосования) и 23.11% (второй тур голосования).
При этом при проведении президентских выборов в 2002 году и в 2017 году явка избирателей во втором туре голосования была выше, чем в первом туре голосования, тогда как в 2007 году и в 2012 году, наоборот, явка во втором туре голосования была выше, чем при проведении первого тура голосования.
[19] При проведении прошлых президентских выборов избиратели с ограниченными физическими возможностями могли принимать участие в голосовании на специальных избирательных участках с использованием технических средств подсчета голосов и избирательных бюллетеней, отличающихся по своим размерам от стандартного избирательного бюллетеня; при этом указанные избирательные бюллетени после их заполнения, опускались в ящик для голосования, в который также опускались и стандартные избирательные бюллетени.
При подсчете голосов избирателей, в том числе с учетом того положения, что в голосовании могло принимать участие незначительное число избирателей с ограниченными физическими возможностями, а также уменьшенных размеров избирательных бюллетеней для данной категории избирателей, обеспечение тайны голосования избирателей указанной категории являлось, в ряде случаев, проблематичным.
Технические средства подсчета голосов применялись в 2011 году на ряде избирательных участков для организации голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями; при этом в 2018 году технические средства подсчета голосов избирателей не применялись.
Тем не менее, при этом ряд общественных организаций инвалидов полагал, что переход к электронному голосованию избирателей создаст необходимые условия для самостоятельного участия в голосовании избирателей-инвалидов, не будет вынуждать таких избирателей прибегать к помощи других лиц при заполнении бумажных избирательных бюллетеней и создаст условия для обеспечения принципа тайного голосования.
Кроме того, внедрение электронного голосования могло бы позволить, по их мнению, привлечь молодых избирателей к участию в голосовании.
[20] Ранее для участия в голосовании карточки избирателя направлялись зарубежным словенским избирателям по почте соответствующими муниципалитетами, затем, в соответствии с обновленным законодательством, – МВД Словении.
[21] В случае если избирательные бюллетени на двух последующих выборах возвращались в связи с отсутствием адресата, в адрес такого зарубежного словенского избирателя избирательные документы не направляются то тех пор, пока он не представит документы, подтверждающие его место жительства (регистрации) на территории соответствующего иностранного государства.
[22] При проведении 22 октября 2017 года прошлых президентских выборов в голосовании по почте приняло участие от 7% до 10% зарубежных словенских избирателей (в зависимости от соответствующего иностранного государства, на территории которого они находились).
[23] В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечалось, что в Словении правовая основа для наблюдения за выборами полностью отсутствовала, за исключением местных наблюдателей от политических партий.
Тем не менее, во многих случаях отсутствие правовых положений, касающихся международного и (или) гражданского наблюдения, было компенсировано актами соответствующих органов, зачастую избирательных органов.
[24] Так, в период с 29 по 31 августа 2016 года в Словении находилась миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, которая рекомендовала направить на президентские выборы 22 октября 2017 года миссию экспертов БДИПЧ ОБСЕ.