Сбор подписей избирателей в электронном виде при проведении парламентских и президентских выборов: зарубежная практика

Сбор подписей избирателей в электронном виде при проведении парламентских и президентских выборов: зарубежная практика

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

07 марта, 2024

В государствах региона ОБСЕ, а также в Тунисе как государстве – партнере по сотрудничеству с ОБСЕ, в которых проводятся всеобщие и прямые парламентские и президентские выборы, выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляются в рамках различных организационно-правовых моделей и различными субъектами политической и избирательной системы, а также сочетанием процедур сбора подписей, в том числе членов выборных (представительных) органов, в поддержку выдвижения кандидатов и (или) внесения избирательного залога1.

В ряде государств в соответствии с законодательством подпись избирателя в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов должна быть нотариально либо иным официальным способом заверена (например, Сербия), либо проставлена избирателем в подписном документе в присутствии свидетеля (например, Канада), либо избирателю предоставляется возможность проверить факт внесения подписи от его имени в подписном документе, в том числе в электронном виде (например, Черногория).

При этом в некоторых государствах сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может проводиться исключительно в электронном виде либо в сочетании с традиционным сбором подписей избирателей на бумажном носителе (подписном листе или ином подписном документе).

В ряде государств электронный сбор подписей избирателей был предусмотрен при проведении президентских или парламентских выборов в качестве разовой электоральной процедуры, связанной с пандемией коронавируса (например, Исландия, Канада, ФРГ), и не был предусмотрен при проведении парламентских выборов (например, Исландия)

Так, в Канаде при проведении 20 сентября 2021 года досрочных парламентских выборов в условиях пандемии коронавируса в качестве разовой меры было предусмотрено проставление избирателем своей подписи в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде на соответствующем онлайн-портале в сети Интернет (при этом в соответствии со стандартным законодательством подпись избирателя должна быть нотариально заверена: так, при проведении парламентских выборов должны быть представлены подписи 100 избирателей (в стандартных избирательных округах), а в отдаленных и труднодоступных местностях и избирательных округах – 50 избирателей).

В целом в 9 государствах региона ОБСЕ, а также в Тунисе при проведении парламентских и (или) президентских выборов законодательно предусмотрена возможность сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде (полностью либо частично), с проведением последующей проверки представленных электронных подписей избирателей (например, Бельгия (парламентские выборы – 2019 год), Болгария (досрочные парламентские выборы 11 июля 2011 года и совмещенные очередные президентские и досрочные парламентские выборы 14 ноября 2021 года), Дания (парламентские выборы – 2019 год), Исландия (президентские выборы – 2020 год и парламентские выборы – 2021 год), Канада (досрочные парламентские выборы – 2021 год), Литва (парламентские выборы – 2016 год и президентские выборы – 2020 год), Румыния (президентские выборы – 2019 год и парламентские выборы – 2020 год), ФРГ (парламентские выборы – 2021 год), а также Тунис (президентские выборы – 2014 год).

В отдельных государствах имеется технологическая основа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов в электронном виде, однако, решение о переходе к новой системе сбора подписей избирателей пока не принято (например, Италия, Кыргызстан).

Так, в Италии при проведении 25 сентября 2022 года досрочных парламентских выборов некоторые участники указанных выборов (представители непарламентских политических партий) подвергли критике нежелание законодателя вводить электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на парламентских выборов, отмечая, при этом, что в стране имеются необходимые технологические возможности для такого перехода, в том числе с учетом того факта, что в рамках национальной системы цифровой идентификации (The Public System for Digital Identity - SPID) оказание большинства государственных услуг осуществляется в электронном (цифровом) виде.

При проведении указанных выборов политические партии, не представленные в парламенте, должны были (в отличие от парламентских политических партий) собрать на бумажном носителе подписи не менее 37.000 избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов политической партией в течение 8 календарных дней – с 15 по 22 августа 2022 года, в том числе с учетом массового отпускного периода избирателей, что, по мнению некоторых участников указанных выборов, являлось своеобразным административным барьером для допуска непарламентских политических партий к участию в парламентских выборах, нарушением принципа равенства политических партий при проведении выборов в парламент.

При этом непарламентская политическая партия «Партия референдума и демократии» подала жалобу в городской апелляционный суд Милана по вопросу о допустимости электронного сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов на указанных выборах, который (т.е. суд) 20 сентября 2022 года, за пять дней до дня голосования избирателей на указанных выборах, вынес решение по указанной жалобе, которое, т.е. решение суда, заявитель, в условиях предусмотренных законодательством процессуальных сроков рассмотрения кассационной жалобы в вышестоящем суде, не имел реальной возможности обжаловать в кассационном порядке и получить решение кассационной инстанции до дня голосования избирателей на указанных парламентских выборах2.

В Кыргызстане в связи с введением обязательной биометрической регистрации избирателей в Государственной регистрационной службе Кыргызстана хранятся архивы отпечатков пальцев, фотографий, подписей и персональных данных зарегистрированных избирателей, что является достаточной организационно-технологической основой для перехода к сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов в электронном виде.

При этом в одних государствах сбор подписей избирателей в электронном виде производится в рамках автоматизированных информационных систем центральных электоральных органов (например, Литва), в других – автоматизированных информационных систем исполнительных органов государственной власти, организующих проведение парламентских выборов (например, Бельгия), либо на портале предоставления государственных услуг населению (например, Дания), либо иных информационных систем (например, Исландия, Тунис).

Так, в Дании при проведении парламентских выборов при сборе подписей избирателей применяется индивидуальная декларация избирателя о поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов и автоматизированная смешанная бумажно-электронная процедура и форма оказания избирателем такой поддержки, основанная на первоначальной электронной авторизации избирателя на сайте соответствующего государственного органа и проведении электронной проверки сведений об избирателе как единственном основании для признания его «поддерживающей» электронно-бумажной подписи действительной.

При проведении парламентских выборов в Литве при проведении сбора подписей избирателей в электронном виде применяется автоматизированная информационная система Главной избирательной комиссии Литвы, в Бельгии – автоматизированная информационная система (Management, Registration and Transmission of Information and Results about Elections - MARTINE) Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии, в Дании – портал предоставления государственных услуг населению.

В соответствии с международными избирательными стандартами количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, не может превышать одного процента от общей численности зарегистрированных избирателей3: данное положение распространяется как на сбор подписей избирателей с использованием традиционных бумажных подписных листов (бланков и др.), так и в электронном виде (в соответствующем электронном формате).

В государствах региона ОБСЕ законодатели, как правило, не устанавливают пропорции (соотношение) при сборе бумажных и электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, Исландия, Литва).

Так, в Исландии при проведении 27 июня 2020 года в условиях пандемии коронавируса очередных президентских выборов кандидаты на должность главы государства собрали, на практике, в электронном виде 87% подписей избирателей и 13% – на бумажном носителе.

В Литве при проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством независимые кандидаты, выдвинувшие свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, и которые для регистрации должны были собирать подписи избирателей в поддержку своего выдвижения, могли собирать указанные подписи избирателей в электронном виде.

В целом при проведении указанных выборов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов производился преимущественно традиционным способом – на бумажном носителе с использованием подписных листов, при этом, однако, совокупно около 20% подписей избирателей было собрано в электронном виде.

В ряде государства рассматривалась либо рассматривается возможность внедрения технологической (электронной) процедуры сбора электронных подписей избирателей при проведении парламентских и президентских выборов (например, Австрия, Италия, Словения, Финляндия, Чехия).

Так, в Австрии, в том числе при проведении 9 октября 2022 года очередных президентских выборов, вносились предложения об использовании при проведении президентских и парламентских выборов процедуры сбора подписей избирателей в электронном виде в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (по аналогии с электронной (технологической) процедурой, применяемой при инициировании народной инициативой), которая законодательно закреплена применительно к институту национального референдума (предложения в отношении институт выборов не были поддержаны парламентом).

В Италии при проведении 25 сентября 2022 года досрочных парламентских выборов ряд участников указанных выборов вновь критиковали устаревшую действующую систему сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов (в ее рамках непарламентские политические партии должны собрать не менее 36.000 подписей избирателей в поддержку своего списка кандидатов), и высказывались за переход к электронной системе сбора подписей избирателей, в том числе в связи с тем, что в стране имеется необходимая технологическая основа для такого перехода (однако, парламент не поддерживает данные предложения).

При этом действующее законодательство прямо не закрепляет механизма проверки представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов на бумажном носителе (в подписных листах).

В Словении при проведении 22 октября 2017 года очередных президентских выборов также рассматривалась возможность внедрения процедуры сбора электронных подписей избирателей при проведении как парламентских, так и президентских выборов4, в Исландии – возможность внедрения процедуры сбора электронных подписей избирателей при проведении в 2021 году парламентских выборов (на президентских выборах 2020 года в условиях пандемии коронавируса в качестве разовой избирательной процедуры она уже применялась в качестве разовой электоральной процедуры)5.

В Финляндии при проведении 28 января 2024 года очередных президентских выборов вносились предложения о переходе сбора 20.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Финляндии на бумажном носителе к сбору указанных подписей в электронном виде.

В Чехии при проведении 13-14 января 2023 года очередных президентских выборов вносились предложения о переходе сбора 20.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Чехии на бумажном носителе к сбору указанных подписей в электронном виде.

В преддверии проведения указанных выборов были разработаны предложения по указанному вопросу, однако, парламент их не поддержал.

При этом в некоторых государствах региона ОБСЕ возможность сбора подписей избирателей в электронном виде законодательно предусмотрена при инициировании референдума либо народной инициативы (например, Австрия, Словения, США – отдельные штаты).

Так, в Австрии в соответствии с законодательством при инициировании референдума (народной инициативы) избиратель может поставить свою подпись в электронном виде в электронном подписном листе на сайте Национального регистра избирателей Австрии либо в помещении муниципалитета независимо от места его постоянного проживания6.

В Словении процедура сбора подписей избирателей в электронном виде в поддержку инициативы проведения референдума законодательно закреплена: при инициировании референдума избиратель может поставить свою подпись в электронном виде в электронном подписном листе.

В условиях пандемии коронавируса в отдельных государствах также рассматривалась возможность проведения сбора электронных подписей инициаторов проведения референдума, либо народной инициативы (например, Исландия, США).

Так, в США до пандемии коронавируса ни один из 26 штатов, законодательство которых предусматривает инициирование референдума или народной инициативы путем сбора подписей, не предусматривал сбора подписей в электронном виде.

Затем, несколько штатов инициировали разработку законодательства, дозволяющего сбор подписей в электронном виде в поддержку проведения народных инициатив или референдума (например, Аризона, Миссисипи, Миссури, Небраска, Юта), при этом, однако, потерпели неудачу в принятии такого законодательства, в том числе в связи с вынесением судами некоторых штатов решений о недопустимости использования процедуры сбора подписей в электронном виде при инициировании народной инициативы или референдума.

Первым штатом, который разработал и принял законодательство о сборе электронных подписей инициаторов проведения референдума или народной инициативы, стал штат Массачусетс, в котором 29 апреля 2020 года законодатели приняли решение о возможности сбора подписей в электронном виде при проведении в 2020 году в штате, в частности, четырех соответствующих народных, в том числе избирательных, кампаний.

1. Парламентские выборы. При проведении парламентских выборов законодательная модель регистрации кандидатов, списков кандидатов на основе сбора подписей избирателей, либо иных субъектов политической и избирательной системы в качестве единственного основания регистрации применяется в 29 государствах региона ОБСЕ (например, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Венгрия, Грузия, Дания, Ирландия – по усмотрению самого кандидата, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Македония, Молдова, Монголия, Норвегия, Польша, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словения, США – отдельные штаты, Узбекистан, ФРГ, Хорватия, Черногория, Швейцария) (см. Приложение 1).

Как отмечалось, в ряде государств электронный сбор подписей избирателей был предусмотрен при проведении парламентских или президентских выборов в качестве разовой электоральной процедуры, связанной с пандемией коронавируса (например, Исландия, Канада, ФРГ), и в отдельных государствах он был предусмотрен при проведении только президентских выборов, и не был предусмотрен при проведении парламентских выборов (например, Исландия).

Так, в Канаде при проведении 20 сентября 2021 года досрочных парламентских выборов в условиях пандемии коронавируса в качестве разовой меры было предусмотрено проставление избирателем своей подписи в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде на соответствующем онлайн-портале в сети Интернет.

В ФРГ при проведении в условиях пандемии коронавируса 26 сентября 2021 года очередных выборов депутатов Бундестага – нижней палаты парламента в соответствии с обновленным законодательством в качестве разовой меры подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов по национальному избирательному округу и по соответствующим одномандатным избирательным округам представлялись в соответствующие электоральные органы в электронном виде.

При этом в разовом порядке на 25% также было сокращено количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов по соответствующим одномандатным избирательным округам.

Модель регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основе сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога применяется в 9 государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Греция, Канада, Литва, Нидерланды, США – отдельные штаты).

При этом в США в отдельных штатах регистрация кандидатов производится на основе сбора подписей избирателей, при этом в Ирландии применяется так называемая «вилочная» модель регистрации кандидата, в соответствии с которой независимый кандидат может по своему усмотрению предъявить подписи не менее чем 30 избирателей, поддерживающих выдвижение его кандидатуры, либо вместо представления подписей избирателей внести избирательный залог в размере 500 евро для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей – нижней палаты парламента.

В 14 государствах указанного региона применяется модель выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основе внесения избирательного залога (например, Армения, Ирландия – по усмотрению кандидата, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Мальта, Словакия, США – отдельные штаты, Таджикистан – в отношении списка кандидатов, Турция – в отношении независимых кандидатов, Украина, Чехия, Эстония).

При этом законодательство 7 государств не предусматривает подписи так называемых свободных избирателей или избирательный залог в качестве оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а закрепляет иные способы поддержки выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, Лихтенштейн, Монако, Португалия, Туркменистан, Финляндия, Франция, Швеция).

Так, в Туркменистане в соответствии с законодательством выдвижение кандидата по соответствующему избирательному округу может проводиться на собрании избирателей численностью не менее 200 человек, и в протоколе указанного собрания по выдвижению кандидата должны быть подписи его участников, проголосовавших за выдвижение кандидата (для выдвижения кандидата необходимо простое большинство участников собрания).

В Финляндии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством кандидаты выдвигаются зарегистрированными Министерством юстиции Финляндии политическими партиями или ассоциациями соответствующего избирательного округа (окружными собраниями избирателей) в составе не менее чем 100 избирателей (на Аландских островах – не менее чем 30 избирателей) самостоятельно или совместно без какого-либо последующего внесения избирательного залога или сбора подписей избирателей.

В отдельных государствах региона ОБСЕ законодательство предусматривает нотариальное заверение подписи избирателя в поддержку выдвижения кандидата (например, Канада), либо набор форм официального ее заверения – нотариусом, либо главой муниципалитета, либо соответствующим судом (например, Сербия), либо в муниципалитете по месту жительства избирателя (например, Австрия), что облегчает проверку достоверности и действительности представленных подписей избирателей.

В целом в законодательстве подавляющего большинства государств указанного региона предусматривается изготовление подписных листов на бумажном носителе и внесение в них подписей избирателей, поддерживающих выдвижение соответствующего кандидата, списка кандидатов.

При этом только в некоторых государствах при проведении парламентских выборов избиратели могли или могут поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов своей подписью в электронном виде (электронной подписью) в электронном подписном листе, в том числе в условиях пандемии коронавируса в качестве разовой меры (например, Бельгия, Болгария, Дания, Исландия, Канада, Литва, Румыния, ФРГ), либо в рамках комбинированной (смешанной) процедуры поддержки выдвижения кандидатов, списков кандидатов, т.е. законодательно допускается смешанный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов – на бумажном носителе и в электронном виде, а также возможность проверки избирателем правомерности простановки его подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов (например, Болгария, Черногория).

Кроме того, законодательство в ряде случаев определяет «место» нахождения электронного подписного листа в поддержку выдвижения кандидатов на соответствующем сайте в сети Интернет, а также возможность либо необходимость проведения последующей проверки достоверности электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, правомочности избирателя поставить свою подпись в соответствующем электронном подписном листе (например, в части регистрации места его постоянного жительства).

Так, в Бельгии федеральный двухпалатный Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата, косвенные выборы).

При проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей, избираемых на пять лет, применяется региональная пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием избирателей в рамках списков кандидатов, выдвигаемых фламандскими, валлонскими и немецкими лингвистическими политическими партиями в 11 многомандатных избирательных округах, образуемых в национально-государственных границах трех языковых регионов Бельгии как федерального государства.

В соответствии с законодательством только политические партии, политические коалиции, а также группы избирателей вправе выдвигать списки кандидатов, которые для последующей их регистрации должны получить поддержку не менее трех парламентариев или разумного числа избирателей (предусмотренного законодательством от 200 до 500 подписей в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа).

При проведении парламентских выборов избиратель в соответствии с законодательством может поддержать только один список кандидатов политической партии, парламентарии – также только один список кандидатов по соответствующему избирательному округу.

Избиратель может поддержать выдвижение списка кандидатов путем проставления подписи лично в бумажном подписном листе, либо путем проставления своей электронной подписи в рамках автоматизированной информационной системы (Management, Registration and Transmission of Information and Results about Elections - MARTINE) с использованием приложения, размещенного на сайте Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии.

Таким образом, «местом» сбора подписей избирателей является электронный Интернет-ресурс, размещенный на сайте указанного Министерства.

При этом при проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками Министерством внутренних дел и юстиции Бельгии впервые была разработана и применялась типовая форма электронной поддержки избирателями выдвижения списка кандидатов, а также единый порядок проведения проверки документов о выдвижении списка кандидатов7.

В Болгарии в соответствии с законодательными поправками, внесенными в мае 2021 года в Избирательный кодекс, избиратель может поставить свою подпись в поддержку выдвижения списка кандидатов только одной политической партии, политической коалиции не только на бумажном носителе, но также и в электронном виде посредством проставления квалифицированной электронной подписи.

При этом избиратели могут проверить на сайте ЦИК Болгарии наличие своей подписи в подписных листах в поддержку любого списка кандидатов политической партии, политической коалиции.

Данная процедура впервые применялась при проведении 4 апреля 2021 года очередных выборов 240 депутатов Народного собрания – однопалатного парламента Болгарии.

Документы на регистрацию представили 31 политическая партия и 8 политических коалиций.

ЦИК Болгарии отказала 6 политическим партиям в регистрации их списков кандидатов, в том числе в связи с непредставлением подписей избирателей в электронном виде.

При проведении 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов только 499 избирателей поставили свои подписи в поддержку списка кандидатов и только одной политической партии («Демократическая Болгария»).

В Дании при проведении парламентских выборов по региональной пропорциональной избирательной системе с использованием компенсационных мандатов, преференциальным голосованием избирателей избирается 179 депутатов, при этом 135 депутатов избирается по 10 многомандатным избирательным округам, 40 мандатов являются компенсационными мандатами, которые распределяются между тремя регионами, многомандатными избирательными округами и избирательными округами для выдвижения кандидатов в рамках двухэтапного порядка их распределения.

Кроме того, еще четыре депутатских мандата замещаются на территории острова Гренландия (два депутатских мандата) и на территории Фарерских островов (два депутатских мандата).

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов кандидаты выдвигаются политическими партиями и избирателями (в порядке самовыдвижения) по 92 районам для выдвижения кандидатов.

Политические партии должны не позднее чем за 15 дней до дня голосования уведомить Министерство внутренних дел и экономического развития дел Дании о намерении принять участие в парламентских выборах.

Политические партии, имеющие представительство в Фолькетинге – однопалатном парламенте Дании по результатам последних парламентских выборов, в силу данного факта вправе выдвигать своих кандидатов по всем 92 районам для выдвижения кандидатов без выполнения каких-либо иных (дополнительных) условий, в том числе в части сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов.

Иные политические партии должны не позднее чем за 15 дней до дня голосования на парламентских выборах собрать в поддержку своего участия в выборах определенное число подписей (индивидуальных деклараций) избирателей – 20.109 (при проведении парламентских выборов в 2019 году, 19.769 – в 2011 году, 20.260 – в 2015 году) в форме соответствующей индивидуальной декларации поддержки избирателем такого их участия.

Независимые кандидаты должны представить от 150 до 200 подписей (индивидуальных деклараций) избирателей соответствующего района по выдвижению кандидатов.

В целом законодательство предусматривает представление такого числа подписей избирателей (индивидуальных деклараций избирателей), которое соответствует, как минимум, 1/175 от общего числа действительных голосов избирателей, проголосовавших на соответствующих последних парламентских выборах.

При этом законодательство предусматривает, что декларации избирателей не требуются для участия в парламентских выборах политической партии, представляющей интересы немецкого национального меньшинства.

Избиратель может поддержать только одну политическую партию и одного независимого кандидата.

Каждый избиратель в индивидуальной декларации о поддержке выдвижения кандидата указывает, в частности, свой персональный идентификационный номер.

Указанные декларации должны подаваться избирателем вместе с сертификатом, удостоверяющим право избирателя принимать участие в парламентских выборах, который выдается избирателю соответствующим местным отделением Национального бюро регистрации населения Дании.

Декларации избирателей подлежали проверке Отделом по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании и после ее проведения возвращались избирателям, которые затем передавали их соответствующим непарламентским политическим партиям для последующего прохождения ими процедуры регистрации в качестве участника парламентских выборов.

В 2016 году указанным Министерством был обновлен вышеуказанный механизм представления и проведения проверки подписей (индивидуальных деклараций) избирателей, а именно: осуществлен переход к электронной авторизации избирателя и проведению автоматизированной проверки индивидуальных деклараций в рамках цифровой системы обработки персональных данных.

На этой основе при проведении 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов избиратель, желающий поставить свою подпись в поддержку списка кандидатов политической партии, независимого кандидата, должен был первоначально зарегистрироваться (авторизоваться) в электронном виде на портале электронных государственных услуг и, затем, практически без каких-либо временных задержек получить электронное (при необходимости – и бумажное) подтверждение правомерности простановки им своей подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов8.

При проведении 1 ноября 2022 года досрочных парламентских выборов также применялся указанный механизм сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

При этом непарламентские политические партии должны были не позднее чем за 15 дней до дня голосования на парламентских выборах собрать в поддержку своего участия в выборах определенное число подписей (индивидуальных деклараций) избирателей – 20.182 (при проведении парламентских выборов в 2019 году, 19.769 – в 2011 году, 20.260 – в 2015 году) в форме соответствующей индивидуальной декларации поддержки избирателем такого их участия.

Независимые кандидаты должны представить от 150 до 200 подписей (индивидуальных деклараций) избирателей соответствующего района по выдвижению кандидатов.

Указанные декларации избирателей действительны в течение 18 месяцев со дня их выдачи; при этом, однако, в соответствии с законодательством избиратель должен в течение недели подтвердить выдачу такой декларации.

При проведении указанных выборов большинство деклараций избирателей было подано в электронном виде, что упростило процесс регистрации кандидатов.

В Исландии электронный сбор подписей избирателей в качестве разовой меры в условиях пандемии коронавируса первоначально был введен в 2020 году в преддверии проведения очередных президентских выборов и, затем, в этом же году, был распространен на парламентские выборы, которые состоялись год спустя, 25 сентября 2021 года.

На этой основе в 2020 в условиях пандемии коронавируса в законодательство о парламентских выборах также были внесены изменения, предусматривающие, в частности, электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, кандидатов.

Для этих целей использовалась стандартная процедура электронной персональной идентификация избирателя.

В Литве в соответствии с законодательством при проведении выборов 141 депутата Сейма – однопалатного парламента применяется смешанная избирательная система, в рамках которой 71 депутат избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе и 70 депутатов – по пропорциональной избирательной системе по единому (национальному) избирательному округу с преференциальным голосованием избирателей.

При проведении 9 октября 2016 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством политические партии, выдвигающие кандидатов по одномандатным избирательным округам по мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы, а также независимые кандидаты должны были собрать в поддержку выдвижения подписи не менее 1.000 избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, что, на практике, составляло от 2.5% до 4.4% об числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа и значительно превышало установленный международными избирательными стандартами 1% максимальный порог для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Главная избирательная комиссия Литвы в рамках своей автоматизированной информационной системы использовала новые информационные технологии в организации парламентского избирательного процесса, в том числе при сборе в электронном виде и проведении проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Перед проведением указанных выборов Главная избирательная комиссия Литвы совместно с провайдеров протестировали работу автоматизированной информационной системы, при этом, однако, при проведении тестирования не приглашались представители политических партий, институтов гражданского общества, эксперты; к тому же результаты тестирования не были публично обнародованы.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов производился либо с использованием бумажных подписных листов, либо в электронном виде с использованием автоматизированной информационной системы Главной избирательной комиссии Литвы.

В соответствии с законодательством подписи избирателей должны были быть представлены в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня голосования на парламентских выборах, указанные избирательные комиссии должны были в течение 10 дней провести проверку представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Окружные избирательные комиссии отмечали удобство и надежность технологической оснастки и специального программного обеспечения при проведении проверки подписей избирателей, при этом независимые кандидаты отмечали технические проблемы при использовании автоматизированной информационной системы Главной избирательной комиссии Литвы, а также некоторые другие трудности в организации сбора электронных подписей избирателей в поддержку своего выдвижения с использованием данной автоматизированной системы.

В конечном счете, только незначительное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов было собрано в электронном виде.

В целом в 71 одномандатном избирательном округе было зарегистрировано 673 кандидата, в том числе 17 независимых кандидатов.

При проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством независимые кандидаты, выдвинувшие свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, и которые для регистрации должны были собирать подписи избирателей в поддержку своего выдвижения, могли собирать указанные подписи избирателей в электронном виде.

В целом при проведении указанных выборов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов производился преимущественно традиционным способом – на бумажном носителе с использованием подписных листов, при этом, однако, совокупно около 20% подписей избирателей было собрано в электронном виде.

В Румынии в преддверии проведения в условиях пандемии коронавируса 6 декабря 2020 года очередных парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, увеличение в два раза количества подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов политических партий, политических коалиций, кандидатов, а также возможность сбора указанных подписей избирателей в электронном виде (в рамках правительственного ордонанса, разрешившего государственным и иным органам принимать документы с электронной подписью).

В целом в соответствии с обновленным законодательством при проведении парламентских выборов политические партии, политические коалиции должны представить в электронном виде не менее 0.5% подписей избирателей от общего числа зарегистрированных избирателей в стране, при этом независимые кандидаты, баллотирующиеся в соответствующих избирательных округах, не менее 0.5% подписей избирателей от общего числа зарегистрированных избирателей в соответствующем избирательном округе.

При этом законодательство не предусматривает механизма проверки представленных в электронном виде подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов политических партий, политических коалиций, кандидатов, однако, закреплено положении о том, что указанные подписи должны соответствовать определенным техническим требованиям.

В отдельных государствах региона ОБСЕ законодательство предоставляет избирателям возможность проверки избирателем правомерности простановки его подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов (например, Черногория).

Так, в Черногории при проведении 11 июня 2023 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством документы о выдвижении списков кандидатов политических партий, политических коалиций должны были представляться в Государственную избирательную комиссию Черногории.

Комиссия осуществляла проверку представленных документов о выдвижении списков кандидатов, в том числе подписных листов в поддержку их выдвижения.

При проведении указанной проверки Комиссия проверяла соответствие сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения соответствующего кандидата, со сведениями о них, содержащимися в национальном регистре избирателей.

В случае выявления в проверяемых подписных листах подписи избирателя, поданной за ранее зарегистрированного, другого списка кандидатов, подпись данного избирателя в проверяемых подписных листах признавалась недействительной.

Комиссия предоставила избирателям с 30 мая 2023 года возможность проверить в электронном виде (в онлайн режиме и использовании соответствующего приложения) возможную простановку кем-либо другим от его имени его подписи в поддержку выдвижения соответствующего списка кандидатов, в том числе в части возможного незаконного проставления каким-либо иным лицом подписи от имени избирателя в поддержку выдвижения соответствующего списка кандидатов): Государственная избирательная комиссия Черногории сделала доступным приложение, с помощью которого граждане Черногории могут проверить, есть ли их подписи в поддержку выдвижения соответствующих списков кандидатов на парламентских выборах в соответствующей базе данных поддержки соответствующих списков кандидатов.

Так, доступ к приложению по проверке избирателем правомерности простановки его подписи в поддержку списков кандидата можно было получить на веб-сайте Государственной избирательной комиссии Черногории, нажав на рубрику provjeripotpis.me или напрямую введя URL-адрес www.provjeripotpis.me таким образом, что необходимо было ввести JMB и персональный номер удостоверения личности избирателя; соответствующее сообщение затем печатается на экране монитора.

Кандидаты в течение 48 часов могли устранить недостатки в представленных для регистрации документах о выдвижении, в том числе представить недостающее количество достоверных и действительных подписей избирателей, заверенных нотариально.

Проверка представленных подписей избирателей прекращалась в случае, если было достигнуто предусмотренное законодательством число действительных подписей избирателей (4.338 подписей избирателей).

В соответствии с законодательством Государственная избирательная комиссия Черногории должна была принять и обнародовать решения о регистрации (либо об отказе в регистрации) кандидатов на парламентских выборах в течение 48 часов с момента представления соответствующих документов.

Списки кандидатов должны были быть обнародованы Государственной избирательной комиссией Черногории не позднее 15 дней до дня голосования избирателей на указанных парламентских выборах.

2. Президентские выборы. В 33 государствах региона ОБСЕ, а также в Тунисе как государстве – партнере по сотрудничеству с ОБСЕ, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится в рамках различных организационно-правовых моделей и различными субъектами политической и избирательной системы, а также сочетанием процедур сбора подписей, в том числе членов выборных (представительных) органов, в поддержку выдвижения кандидатов и (или) внесения избирательного залога (см. Приложение 2).

Так, регистрация кандидатов на должность главы государства на основании сбора подписей избирателей (в отдельных государствах – только выборных лиц) производится в 23 государствах (например, Азербайджан, Беларусь, Грузия (до 2024 года), Ирландия, Исландия, Македония, Молдова, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США – отдельные штаты, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия).

При этом в отдельных государствах законодательно предусмотрено, что подпись избирателя должна быть нотариально либо иным официальным способом заверена, в том числе судом или муниципалитетом за плату (например, Сербия).

Так, в Сербии при проведении 3 апреля 2022 года очередных президентских и досрочных парламентских выборов законодательно было предусмотрено, что подпись избирателя должна была быть нотариально либо иным официальным способом заверена, в том числе судом или муниципалитетом, за плату в размере 0.26 евро, и на этом основании являлась действительной и достоверной.

Регистрация кандидатов на должность главы государства на основании также сбора подписей парламентариев (депутатов иных представительных органов или выборных должностных лиц) как одного из условий выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы государства производится в 8 государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Ирландия, Македония, Словакия, Словения, Турция, Франция, Чехия, а также в Тунисе).

Регистрация кандидатов на должность главы государства на основании сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога производится в 9 государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Болгария – общественные комитеты по выдвижению кандидатов на президентских выборах, Босния и Герцеговина, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, США – отдельные штаты, Турция – независимые кандидаты).

В 2 государствах законодательство не предусматривает подписи избирателей или избирательный залог в качестве оснований для регистрации кандидатов на должность главы государства, а закрепляет иные способы поддержки выдвижения кандидатов (например, Армения, Монголия).

Так, в Армении при проведении парламентских выборов кандидат под номером 1 в списке кандидатов политической партии, получивший наибольшее число депутатских мандатов по результатам проведения указанных выборов, автоматически становится (избирается) Президентом Армении.

В Монголии при проведении президентских выборов кандидатов на должность Президента Монголии выдвигают только парламентские политические партии, и на этом основании выдвинутые ими кандидаты регистрируются, и включаются в избирательный бюллетень (на основании факта выдвижения кандидата соответствующей парламентской политической партией без последующего сбора подписей избирателей и (или) внесения избирательного залога).

В современных условиях в некоторых государствах вводятся (введены) новые информационные технологии сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а именно: сбор подписей избирателей в электронном виде (например, Болгария, Исландия – только при проведении президентских выборов в 2020 году, Литва, Румыния, а также в Тунисе), при этом, в отдельных государствах это было связано с пандемией коронавируса и необходимостью обеспечения безопасности избирательного процесса и избирателей (например, Исландия), либо вносились или вносятся предложения о переходе от использования бумажного подписного листа к использованию электронного формата сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (например, Австрия, Словения, Финляндия, Чехия).

В целом в законодательстве подавляющего большинства государств указанного региона при проведении президентских выборов предусматривается изготовление подписных листов, как правило, только на бумажном носителе, вместе с тем, в отдельных государствах избиратели могут поставить свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов либо в подписном листе на бумажном носителе, либо поддержать выдвижение кандидатов своей электронной подписью в электронном виде в электронном подписном листе (например, Болгария, Исландия, Литва, Румыния, Тунис).

При этом, как уже отмечалось, в некоторых государствах в ходе общественных дискуссий высказываются предложения о переходе к сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на президентских выборах в электронном виде (например, Австрия, Словения, Финляндия, Чехия).

Так, в Австрии, в том числе при проведении 9 октября 2022 года очередных президентских выборов, вносились предложения об использовании при проведении президентских и парламентских выборов процедуры сбора подписей избирателей в электронном виде в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (по аналогии с электронной (технологической) процедурой, применяемой при инициировании народной инициативой), которая законодательно закреплена применительно к институту национального референдума (предложения не были поддержаны парламентом).

В Словении при проведении 22 октября 2017 года очередных президентских выборов высказывались предложения о переходе к сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде, что кардинально могло бы, по мнению экспертов, упростить процедуру сбора подписей и установления их достоверности и действительности.

При этом процедура электронного сбора подписей уже законодательно закреплена в Словении при инициировании национального референдума (при этом национальный законодатель также рассматривал вопрос о введении процедуры сбора подписей избирателей в электронном виде и при дальнейшем законодательном регулировании института выборов различного вида и уровней: решение о введении электронного сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов пока не принято).

В Финляндии, как уже отмечалось, при проведении 28 января 2024 года очередных президентских выборов вносились предложения о переходе от сбора 20.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Финляндии на бумажном носителе к сбору указанных подписей в электронном виде.

В Чехии при проведении 13-14 января 2023 года очередных президентских выборов вносились предложения о переходе сбора 20.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Чехии на бумажном носителе к сбору указанных подписей в электронном виде.

В преддверии проведения указанных выборов были разработаны предложения по указанному вопросу, однако, парламент их не поддержал.

Законодательство отдельных государств закрепляет возможность сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства полностью либо частично в электронном виде (например, Болгария, Исландия, Литва, Румыния, а также Тунис).

Законодательство устанавливает порядок (механизм) проведения проверки достоверности электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства.

В рамках модели сбора подписей избирателей в электронном виде в поддержку кандидатов на президентских выборах в Болгарии в соответствии с законодательными поправками, внесенными в мае 2021 года, избиратель может поставить свою подпись в поддержку выдвижения одной пары кандидатов на должность Президента и Вице-президента Болгарии не только на бумажном носителе, но также и в электронном виде.

Данная процедура впервые применялась при проведении 14 ноября 2021 года очередных выборов Президента и Вице-президента Болгарии и совмещенных с ними досрочных выборов 240 депутатов Народного собрания – однопалатного парламента Болгарии.

В Исландии при проведении 27 июня 2020 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством кандидаты на должность Президента Исландии должны были собрать не менее 1.500 и не более 3.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения, при этом кандидаты впервые могли собирать подписи избирателей как на бумажном носителе, так и впервые – в электронном виде.

Электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов был законодательно введен в апреле 2020 года в целях облегчения в условиях пандемии коронавируса процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы государства и, в целом, проведения президентских выборов.

Необходимо отметить, что электронный сбор подписей избирателей имел разовый характер, применялся только к проведению указанных парламентских выборов (при этом некоторые участники выборов полагали, что данная процедура сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде может быть сохранена и в дальнейшем и, кроме того, распространена также и на проведение парламентских выборов).

Кандидаты на должность главы государства должны собрать и представить не менее 1.500 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения во всех четырех округах (регионах) страны (верхний количественный предел составляет не более 3.000 подписей избирателей), при этом на территории южного округа (региона) страны должно быть собрано не менее 1.224 подписей, северного – не менее 160, западного – не менее 59, восточного – не менее 57 подписей избирателей9.

В соответствии с законодательством избиратель мог поставить свою подпись, в том числе в электронном виде, в поддержку выдвижения только одного кандидата на должность Президента Исландии.

МВД Исландии 16 апреля 2020 года приняло инструкцию о порядке проведения сбора электронных подписей избирателей на основе идентификации электронных удостоверений личности избирателей, утвердило форму электронного подписного листа, интерфейс избирателя, а также перечень необходимых документов для признания электронной подписи избирателя действительной.

В соответствии с законодательством головные (окружные) избирательные комиссии осуществляют прием и проверку электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии.

Головные (окружные) избирательные комиссии устанавливали правомочность избирателя поставить свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также отсутствие дублирующих подписей избирателей в поддержку выдвижения других кандидатов на должность главы государства.

При этом территориальные границы осуществления полномочий указанных головных (окружных) избирательных комиссий в полной мере не совпадают с административно-территориальными границами четырех округов (регионов) страны, что в определенной мере затрудняет организацию проведения проверки электронных подписей избирателей.

Кроме того, в соответствии с законодательством списки избирателей официально утверждаются только после завершения процедуры выдвижения кандидатов на должность главы государства, что также сказывается на проведении проверки правомочности избирателей поставить свою электронную подпись в поддержку выдвижения кандидата с учетом территориального (регионального) места жительства избирателя.

Национальное бюро регистрации населения Исландии, находящееся под юрисдикцией Министерства транспорта и местного управления Исландии, и ведущее централизованную (автоматизированную) базу сведений об избирателях на основе общегражданского регистра населения, в том числе и тех граждан Исландии, которые находятся за пределами территории страны в течение не более восьми лет, разработало для головных (окружных) избирательных комиссий специальное программное обеспечение для осуществления проверки представленных в электронном виде подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства.

При проведении указанных президентских выборов кандидаты собрали в электронном виде 87% подписей избирателей и 13% – на бумажном носителе.

Всего на указанных выборах были выдвинуты и зарегистрированы два кандидата на должность главы государства, в том числе действующий Президент Исландии.

В Литве в соответствии со статьей 79 Конституции Литвы кандидат на должность Президента Литвы должен собрать не менее 20.000 подписей избирателей10 в поддержку своего выдвижения с представлением собранных подписей избирателей для проверки в Главную избирательную комиссию Литвы.

Избиратель может поставить свою подпись в поддержку любого числа кандидатов на должность главы государства.

Кроме того, каждый кандидат на должность Президента Литвы должен внести избирательный залог в размере пяти среднемесячной заработной платы (при проведении 12 мая 2019 года президентских выборов – 4.600 евро).

Избирательный залог возвращается кандидату в случае представления им итогового финансового отчета и получении при голосовании не менее 7% действительных голосов избирателей.

В соответствии с законодательством Главная избирательная комиссия Литвы должна в течение 11 дней со дня представления документов о выдвижении произвести их проверку и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица в качестве кандидата на должность Президента Литвы.

При проведении 12 мая 2019 года очередных президентских выборов проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения лица кандидатом на должность Президента Литвы проводилась в рамках информационной системы Главная избирательная комиссия Литвы путем сканирования и сравнения данных электронного файла с данными регистра населения Литвы.

Кроме того, в рамках автоматизированной информационной системы Главной избирательной комиссии Литвы проводилась также проверка факта подписания избирателем подписного листа более одного раза в поддержку одного и того же кандидата (при этом в случае обнаружения повторяющиеся подписи (после первой подписи избирателя) не учитывались); если страница подписного листа была неправильно оформлена или повреждена, все подписи избирателей на соответствующих страницах подписных листах не учитывались.

Электронные подписи избирателей в электронных подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Литвы проверялись таким же вышеуказанным образом, т.е. на основе сопоставления персональных сведений об избирателях с соответствующими электронными базами банных о населении и избирателях.

Регистрация кандидатов на должность Президента Литвы проводилась с 12 ноября 2018 года по 18 февраля 2019 года, т.е. в течение 99 календарных дней.

В соответствии с законодательством Главная избирательная комиссия Литвы должна была в течение 11 дней провести проверку представленных для регистрации документов, в том числе электронных подписей избирателей, и принять решении о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.

Главная избирательная комиссия Литвы рассматривала документы о регистрации 13 кандидатов на должность Президента Литвы, в том числе одной женщины (два кандидата (из 15) не представили документы для регистрации).

В конечном счете, было зарегистрировано 9 кандидатов на должность Президента Литвы, в том числе одна женщина (четырем кандидатам было отказано в регистрации)11.

В Румынии в преддверии проведения в 2019 президентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, возможность сбора указанных подписей избирателей в электронном виде.

В целом в соответствии с обновленным законодательством при проведении президентских выборов кандидат на должность Президента Румынии должен для регистрации представить не менее 200.000 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

При этом законодательство не предусматривает механизма проверки представленных в электронном виде подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Румынии, однако, закреплено положение о том, что указанные подписи должны соответствовать определенным техническим требованиям.

В Финляндии при проведении 28 января 2024 года очередных президентских выборов вносились предложения о переходе от сбора 20.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Финляндии на бумажном носителе к сбору указанных подписей избирателей в электронном виде.

В настоящее время в соответствии с законодательством сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Финляндии осуществляется в форме индивидуального подписного листа (карточки) избирателя.

В поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Финляндии на окружном собрании избирателей должно быть собрано не менее 20.000 подписей избирателей (в форме индивидуальных карточек избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы государства), которые должны быть приложены к учредительному документу о создании окружного собрания избирателей при представлении в Хельсинский окружной избирательный комитет, который осуществляет регистрацию кандидатов на должность Президента Финляндии.

В Чехии, как уже отмечалось, в ходе общественных дискуссий вносились предложения о переходе от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Чехии на бумажном носителе к сбору указанных подписей в электронном виде.

В преддверии проведения 13-14 января 2023 года очередных президентских выборов были разработаны предложения по законодательным поправкам по указанному вопросу, однако, парламент не поддержал предлагаемые изменения и при проведении указанных выборов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Чехии проводился в традиционном формате – на бумажном носителе.

Законодательство некоторых государств – партнеров по сотрудничеству с ОБСЕ при проведении президентских выборов предусматривает представление кандидатами документов на регистрацию, в том числе подписных листов, в электронном виде (например, Тунис).

Так, в Тунисе в 2014 году при проведении первых всеобщих и прямых президентских выборов после принятия новой Конституции законодательство о выборах предусматривало сбор подписей парламентариев или избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а также внесение избирательного залога в размере 10.000 тунисских динаров (5.200 долларов США), который возвращается в случае получения кандидатом 3% голосов избирателей.

Так, кандидаты на должность Президента Туниса должны были собрать подписи 10 членов парламента или 10.000 подписей избирателей, по меньшей мере, 10 избирательных округов при наличии не менее 500 избирателей в каждом избирательном округе.

При этом для регистрации кандидаты на должность Президента Туниса должны были представить в электронном виде (в требуемом электронном формате) электронного подписного листа о сборе подписей избирателей.

В целом свои кандидатуры кандидатами на должность Президента Туниса выдвинули 70 человек, в том числе пять женщин.

30 сентября кандидатами на должность Президента Туниса было зарегистрировано 27 кандидатов, в том числе 14 независимых кандидатов; среди зарегистрированных кандидатов была одна женщина.

Основные причины отказа в регистрации – непредставление кандидатами в электронном виде (в требуемом электронном формате) электронного подписного листа о сборе подписей избирателей, а также невнесение избирательного залога.

В отдельных государствах региона ОБСЕ законодательство предоставляет избирателям возможность проверки избирателем правомерности простановки его подписи в поддержку кандидата на должность главы государства (например, Черногория).

Так, в Черногории при проведении 19 марта 2023 года очередных президентских выборов (как и при проведении прошлых выборов) в соответствии с законодательством и решениями Государственной избирательной комиссии Черногории доступ к приложению по проверке избирателем правомерности возможной простановки кем-либо другим от его имени его подписи в поддержку кандидата на должность главы государства можно было получить на веб-сайте Государственной избирательной комиссии Черногории, нажав на рубрику provjeripotpis.me или напрямую введя URL-адрес www.provjeripotpis.me таким образом, что необходимо было ввести JMB и персональный номер удостоверения личности избирателя; соответствующее сообщение затем печатается на экране монитора.

Если избиратель был внесен в базу проверенных подписей поддержки выдвижения кандидатов на должность Президента Черногории, в заявлении указывается имя кандидата, которому поставлена подпись поддержки избирателя; если данных избирателя нет в базе данных, на экран монитора выводится сообщение с таким содержанием.

Приложение 1

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ И СБОР ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ12

№ п/п

Государство

Подписи избирателей или депутатов (в том числе в электронном виде)

Избирательный залог и подписи избирателей

Избирательный залог

Отсутствие избирательного залога и подписей избирателей

1

Австрия

 

Да,

в том числе депутатов

 

 

2

Азербайджан

Да

 

 

 

3

Албания

Да

 

 

 

4

Андорра

Да

 

 

 

5

Армения

 

 

Да

 

6

Беларусь

Да

 

 

 

7

Бельгия

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

 

8

Болгария

 

Да,

в том числе в электронном виде

 

 

9

Босния и Герцеговина

 

Да

 

 

10

Великобритания

 

Да

 

 

11

Венгрия

Да

 

 

 

12

Греция

 

Да

 

 

13

Грузия

Да

 

 

 

14

Дания

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

 

15

Ирландия

Да,

по усмотрению кандидата: сбор подписей избирателей либо внесение избирательного залога, либо представление документа о партийной принадлежности

 

Да,

по усмотрению кандидата: внесение избирательного залога либо сбор подписей избирателей, либо представление документа о партийной принадлежности

 

16

Исландия

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

 

17

Испания

Да,

но только непарламентские политические партии

 

 

 

18

Италия

Да

 

 

 

19

Казахстан

 

 

Да

 

20

Канада

 

Да,

подпись избирателя проставляется в присутствии свидетеля;

в условиях пандемии коронавируса предусматривалось внесение избирателем подписи в электронном виде

 

 

 

21

Кипр

 

 

Да

 

22

Кыргызстан

 

 

Да

(при выдвижении по одномандатным избирательным округам)

 

23

Латвия

 

 

Да

 

24

Литва

 

Да,

в том числе в электронном виде

 

 

25

Лихтенштейн

 

 

 

Да

(группа избирателей в составе не менее 30 человек)

26

Люксембург

Да,

в том числе депутатов

 

 

 

27

Македония

Да

 

 

 

28

Мальта

 

 

Да

 

29

Молдова

Да

 

 

 

30

Монако

 

 

 

Да

31

Монголия

Да

 

 

 

32

Нидерланды

 

Да

 

 

33

Норвегия

Да,

в том числе двух членов руководящего органа местной партийной организации – для непарламентских политических партий

 

 

 

34

Польша

Да

 

 

 

35

Португалия

 

 

 

Да

36

Российская Федерация

Да

 

 

 

37

Румыния

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

 

38

Сан-Марино

Да

 

 

 

39

Сербия

Да,

при этом подпись избирателя должна быть нотариально либо иным официальным способом заверена, в том числе судом или муниципалитетом

 

 

 

40

Словакия

 

 

Да

 

41

Словения

Да,

в том числе депутатов

 

 

 

42

США

Да

(отдельные штаты)

Да

(отдельные штаты)

Да

(отдельные штаты)

 

 

43

Таджикистан

 

 

Да

(в отношении списков кандидатов)

 

44

Туркменистан

 

 

 

Да

(подписи участников собрания по выдвижению кандидата)

 

45

Турция

 

 

Да

(для независимых кандидатов)

 

 

46

Узбекистан

Да

 

 

 

47

Украина

 

 

Да

 

48

Финляндия

 

 

 

Да

49

Франция

 

 

 

Да

50

ФРГ

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде в качестве разовой меры в условиях пандемии коронавируса при проведении в 2021 году очередных парламентских выборов

 

 

 

51

Хорватия

Да,

если кандидат выдвигается избирателями в составе списка независимых кандидатов

 

 

 

52

Черногория

Да,

в том числе электронная проверка избирателем простановки своей подписи в подписном листе

 

 

 

53

Чехия

 

 

Да

 

54

Швейцария

Да,

на выборах в нижнюю палату парламента по пропорциональной части избирательной системы;

кроме парламентских политических партий и политических партий, получивших не менее 3% голосов избирателей в соответствующем кантоне

 

 

 

55

Швеция

 

 

 

Да

56

Эстония

 

 

Да

 

 

ИТОГО

29,

в том числе 5 – электронный сбор подписей избирателей (Бельгия, Дания, Исландия, Румыния, ФРГ)

9,

в том числе 3 – электронный сбор подписей избирателей (Болгария, Канада, Литва)

14

7

 

Приложение 2

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ВСЕОБЩИХ И ПРЯМЫХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ И СБОР ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ13

№ п/п

Государство

Подписи избирателей или депутатов (в том числе в электронном виде)

Избирательный залог и подписи избирателей или депутатов (в том числе в электронном виде)

Избирательный залог

Отсутствие избирательного залога и подписей избирателей

1

Австрия

 

Да,

в том числе подписи депутатов

 

 

2

Азербайджан

Да

 

 

 

3

Албания

 

 

 

 

4

Андорра

 

 

 

 

5

Армения

 

 

 

кандидат под номеров 1 в списке кандидатов победившей на парламентских выборах политической партии становится главой государства

6

Беларусь

Да

 

 

 

7

Бельгия

 

 

 

 

8

Болгария

 

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

9

Босния и Герцеговина

 

Да

 

 

10

Великобритания

 

 

 

 

11

Венгрия

 

 

 

 

12

Греция

 

 

 

 

13

Грузия

Да

(до 2024 года)

 

 

 

14

Дания

 

 

 

 

15

Ирландия

Да

(в том числе депутатов)

 

 

 

16

Исландия

Да,

в том числе в электронном виде в качестве разовой меры в условиях пандемии коронавируса;

впервые – в 2020 году

 

 

 

17

Испания

 

 

 

 

18

Италия

 

 

 

 

19

Казахстан

 

Да

 

 

20

Канада

 

 

 

 

21

Кипр

 

Да

 

 

22

Кыргызстан

 

Да

 

 

23

Латвия

 

 

 

 

 

 

24

Литва

 

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

25

Лихтенштейн

 

 

 

 

26

Люксембург

 

 

 

 

27

Македония

Да

(в том числе депутатов)

 

 

 

28

Мальта

 

 

 

 

29

Молдова

Да

 

 

 

30

Монако

 

 

 

 

31

Монголия

 

 

 

кандидатов выдвигают только парламентские политические партии

32

Нидерланды

 

 

 

 

33

Норвегия

 

 

 

 

34

Польша

Да

 

 

 

35

Португалия

Да

 

 

 

36

Российская Федерация

Да

 

 

 

37

Румыния

Да,

в том числе подписи избирателей в электронном виде

 

 

 

38

Сан-Марино

 

 

 

 

39

Сербия

Да

(при этом подпись избирателя должна быть нотариально либо иным официальным способом заверена, в том числе судом или муниципалитетом за плату в размере 0.26 евро – 2022 год)

 

 

 

40

Словакия

Да

(в том числе депутатов)

 

 

 

41

Словения

Да

(в том числе депутатов)

 

 

 

42

США

Да

(отдельные штаты)

Да

(отдельные штаты)

Да

(отдельные штаты)

 

43

Таджикистан

Да

(подпись избирателя ставится в специальном бланке, заверенном мэром района или города)

 

 

 

44

Туркменистан

Да

 

 

 

45

Турция

 

Да

(в том числе депутатов);

для независимых кандидатов

 

 

46

Узбекистан

Да

 

 

 

47

Украина

 

 

Да

 

48

Финляндия

Да

 

 

 

49

Франция

Да

(только выборные лица)

 

 

 

50

ФРГ

 

 

 

 

51

Хорватия

Да

 

 

 

52

Черногория

Да,

в том числе электронная проверка избирателем простановки своей подписи в подписном листе

 

 

 

53

Чехия

Да

(в том числе депутатов)

 

 

 

54

Швейцария

 

 

 

 

55

Швеция

 

 

 

 

56

Эстония

 

 

 

 

 

ИТОГО

23,

в том числе 2 – сбор подписей избирателей в электронном виде (Исландия, Румыния)

9,

в том числе 2 – сбор подписей избирателей в электронном виде (Болгария, Литва)

2

2

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В зарубежных государствах при проведении парламентских выборов выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется на основе различных избирательных процедур и с соблюдением ряда конституционно-правовых требований.

Так, в ряде государств – участников Организации американских государств при проведении парламентских выборов выдвижение и регистрация осуществляется на основе сбора подписей избирателей в поддежку выдвижения кандидата (списка кандидатов), а также с учетом льгот для парламентских политических партий (например, Коста-Рика), в других – на основе сбора подписей и (или) внесения избирательного залога (взноса) (например, Гаити, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка), в иных странах – на основе внесения избирательного залога.

В ряде государств Азиатско-Тихоокеанского региона конституционно закреплены положения о сборе подписей избирателей и (или) внесении избирательного залога: в одних государствах указанного региона регистрация осуществляется на основе сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), в других – на основе сбора подписей и внесения избирательного залога, в иных государствах – применяется процедура регистрации, основанная на внесении избирательного залога.

Так, в рамках первой модели в некоторых государствах (например, Кирибати, Китай, КНДР, Тувалу) при проведении парламентских выборов внесение избирательного залога законодательством о выборах не предусмотрено.

В рамках второй модели в ряде государств выдвижение кандидатов производится на основе сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога (например, Австралия, Бангладеш, Вануату, Индия, Республика Корея, Малайзия, Мальдивская Республика, Микронезия, Новая Зеландия, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Фиджи).

В рамках третьей модели закреплено внесение избирательного залога (например, Пакистан, Сингапур, Япония).

В одних государствах Ближневосточно-Азиатского региона регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется на основе сбора подписей и внесения избирательного залога (например, Палестина), в других – применяется процедура регистрации, основанная исключительно на внесении избирательного залога или его аналога (например, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ливан, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты – при регистрации кандидатов, выдвинутых из своего состава коллегиями выборщиков каждого из семи эмиратов, Оман), либо законодательство не предусматривает сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога в качестве основания для регистрации кандидата, списка кандидатов, но предусматривает необходимость соответствия статуса кандидата соответствующим требованиям законодательства.

В ряде государств Африканского континента выдвижение и регистрация осуществляются на основе сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) (например, Гана, Либерия), в других – на основе сбора подписей и внесения избирательного залога (например, Ботсвана, Замбия, Лесото), в иных государствах – на основе внесения избирательного залога (например, Бенин, Джибути, Демократическая Республика Конго, Маврикий, Марокко, Чад) (например, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Саудовская Аравия – при проведении муниципальных выборов, Сирия).

[2] В Итоговом отчете о результатах международного наблюдения на указанных парламентских выборах БДИПЧ ОБСЕ рекомендовала национальному законодателю упростить процедуру (методы) сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов политических партий, политических коалиций.

[3] См. Параграф 1.3.ii Свода рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад (принятые Венецианской комиссией на 52–й сессии. Венеция, 18–19 октября 2002 года, Страсбург, 30 октября 2002 года).

[4] Данное положение отражено, в частности, в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в Словении 29-31 августа 2017 года в преддверии проведения 22 октября 2017 года президентских выборов.

[5] При проведении 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов некоторые участники выборов выступали за переход к электронной системе сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов на основе правительственного сайта (портала) государственных услуг, пользователями которого являются практически все зарегистрированные на нем исландцы.

[6] Данное положение отражено, в частности, в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в Австрии 14-16 августа 2019 года в преддверии проведения 29 сентября 2019 года досрочных парламентских выборов

[7] Ранее законодательство при регистрации списка кандидатов не предусматривало процедуры проверки подписей избирателей в поддержку его выдвижения.

[8] В 2015 году одна из политических партий при проведении парламентских выборов использовала такую технологию, которую в дальнейшем Министерство внутренних дел и экономического развития Дании сочло необходимым повсеместно распространить на основе соответствующего нормативно-правового регулирования.

Ранее в рамках прежней (бумажной) системы поддержки выдвижения кандидатов политической партии, независимого кандидата избиратель вынужден был ожидать в течение приблизительного одной недели подтверждения правомерности простановки им своей подписи в поддержку такого выдвижения.

[9] Некоторые участники президентских выборов и эксперты полагали, что необходимо законодательно увеличить количество подписей избирателей, которые кандидат на должность Президента Исландии должен собрать в поддержку своего выдвижения.

[10] Составляет 0,8% от общего числа зарегистрированных избирателей, что не противоречит международным избирательным стандартам (не более 1%), хотя, по мнению некоторых участников президентских выборов, такой количественный «размер» является обременительным для независимых кандидатов, не пользующихся поддержку политических партий.

Некоторые участники президентских выборов и эксперты полагали, что необходимо законодательно сократить количество подписей избирателей, которые кандидат на должность Президента Литвы, в том числе независимый кандидат, не имеющий поддержки крупной политической партии, должен собрать в поддержку своего выдвижения.

[11] Очередные выборы Президента Литвы должны состояться в мае 2024 года.

[12] В однопалатные парламенты и в нижние палаты двухпалатных парламентов.

[13] Из 56 государств региона ОБСЕ в конституциях 33 государств предусмотрено проведение всеобщих и прямых президентских выборов, в 10 государствах – косвенных президентских выборов, в 11 государствах институт президентства отсутствует (например, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция) и функции главы государства выполняет монарх – король, князь, герцог, либо назначаемый монархом генерал-губернатор (например, Канада), при этом в одном государстве глава государства избирается в рамках проведения парламентских выборов (например, Армения), а в еще одном государстве (например, Андорра) в состав коллективного главы государства входят по должности два лица (светское и религиозное).