Выдача избирательного бюллетеня взамен испорченного: зарубежная практика

Выдача избирательного бюллетеня взамен испорченного: зарубежная практика

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

20 августа, 2023

Голосование – ответственный электоральный шаг избирателя; от правильного заполнения избирательного бюллетеня зависит признание голоса избирателя действительным.

Законодательство закрепляет, как правило, положение о том, что избирательный бюллетень должен содержать информацию (разъяснение) о порядке его заполнения, которая должна находиться в начале текста избирательного бюллетеня перед сведениями об участниках выборов и месте проставления отметки (отметок) о выборе избирателя (например, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Литва, Узбекистан); при этом законодательство ряда государств, наоборот, не предусматривает размещение в избирательном бюллетене информации о порядке заполнения избирательного бюллетеня (например, Великобритания, Латвия, Туркменистан).

В случае совершения ошибки при заполнении избирательного бюллетеня законодательство ряда государств предусматривает при проведении соответствующих выборов и использовании при голосовании стандартных бумажных избирательных бюллетеней возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного (например, Австралия, Австрия, Азербайджан, Андорра, Армения, Бангладеш, Беларусь, Великобритания, Греция, Исландия, Италия, Канада, Кыргызстан, Латвия, Литва, Мальта, Молдова, Папуа – Новая Гвинея, Словения, США – отдельные штаты, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Чехии, Эстония).

В некоторых государствах, в которых в рамках соответствующей избирательной системы и процедуры голосования избирателей законодательно предусмотрено вкладывание избирателем заполненного избирательного бюллетеня в специальный электоральный конверт перед опусканием их в ящик для голосования, законодательно закреплено право избирателя на получение нового (новых), взамен испорченного (испорченных), не только избирательного бюллетеня, но также и специального электорального конверта (например, Грузия, Латвия).

Законодательство отдельных государств предусматривает возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного не только в помещении для голосования избирательного участка, но также – при соблюдении соответствующего порядка возвращения испорченного избирательного бюллетеня и иных избирательных документов (материалов) – при голосовании избирателя по почте (например, Великобритания, США), в том числе при проведении досрочного голосования.

При этом в отдельных государствах в законодательстве особо оговаривается, что выдача избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного может быть произведена только один раз, т.е. одноразово (например, Венгрия, Кипр, Молдова, Украина), либо не более двух раз (например, США – отдельные штаты).

В законодательстве некоторых государств содержится определение понятия «испорченный избирательный бюллетень», под которым понимается, в частности, неверно заполненный избирателем избирательный бюллетень (например, Армения).

В отдельных государствах законодательно предусмотрена процедура признания избирательного бюллетеня испорченным (при досрочном голосовании избирателя) в связи с законным последующим участием избирателя в голосовании на избирательном участке в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах (например, Латвия).

При этом в законодательстве государств особо закреплены положения о работе соответствующего участкового избирательного органа с испорченными избирателями избирательными бюллетенями (например, Австралия, Австрия, Азербайджан, Андорра, Армения, Бангладеш, Беларусь, Венгрия, Греция, Исландия, Италия, Канада, Кыргызстан, Латвия, Литва, Мальта, Молдова, Папуа – Новая Гвинея, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Чехии, Эстония): во всех случаях избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень; в ряде случаев на обороте испорченных избирательных бюллетеней делается, в частности, надпись «испорченный избирательный бюллетень» либо «испорчен»; испорченные избирательные бюллетени упаковываются отдельно; составляется, как правило, акт (протокол) о погашении испорченного избирательного бюллетеня; сведения о таких избирательных бюллетенях заносятся в протокол участкового избирательного органа об итогах голосования.

При этом в Андорре законодательство закрепляет – в качестве дополнительной гарантии – положение о том, при возврате испорченного избирательного бюллетеня члену участкового избирательного бюро для получения нового избирательного бюллетеня, избиратель, который уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, перед тем, как вернуть его участковому избирательному бюро, должен зачеркнуть свое решение так, чтобы его не было видно.

В Австрии в соответствии с законодательством в случае ошибки избирателя при заполнении официального избирательного бюллетеня по его требованию ему выдается новый избирательный бюллетень для голосования.

При этом избиратель обязан разорвать официально выданный ему избирательный бюллетень перед соответствующим избирательным органом и забрать его с собой с целью сохранения тайны голосования.

В Литве в соответствии с законодательством лицевая сторона испорченного избирательного бюллетеня должна быть перечеркнута членом участковой избирательной комиссии, который также должен поставить на нем свою подпись.

В соответствии с законодательством избиратель, совершивший ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, обращается, как правило, устно к сотруднику участкового избирательного органа, выдавшему ему избирательный бюллетень (например, Австралия, Исландия, Италия, Канада, Кыргызстан, Мальта), либо к председателю или заместителю председателя участковой избирательной комиссии (например, Армения), с просьбой выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

При этом в некоторых государствах такое обращение должно быть подано в письменном виде в форме письменного заявления (например, Украина).

Законодательство ряда государств особо регулирует вопрос о способе аннулирования испорченного избирательного бюллетеня.

В одних государствах законодательно закреплено, что аннулирование испорченного избирательного бюллетеня производится путем помещения его в конверт, который запечатывается (например, Австралия), в других – председатель участкового избирательного органа указывает об этом на корешке ранее выданного избирателю избирательного бюллетеня и на испорченном избирательном бюллетене, затем вкладывает испорченный избирательный бюллетень в конверт с надписью «испорченные избирательные бюллетени» (например, Бангладеш), либо на испорченном избирательном бюллетене избиратель проставляет свою подпись, испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой избирательной комиссии (например, Беларусь), либо испорченный избирательный бюллетень подлежит обязательному погашению (например, Канада), либо об этом делается соответствующая отметка в протоколе о результатах подсчета голосов с указанием в строке «Количество неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней» (например, Молдова), либо производиться соответствующая отметка в списке избирателей и на обороте данного погашенного испорченного избирательного бюллетеня (например, Узбекистан), либо членом участкового избирательного органа в присутствии избирателя делается на оборотной стороне испорченного избирательного бюллетеня отметка «испорчен» (например, Эстония), либо срезается один из уголков избирательного бюллетеня (например, Грузия, Литва, Узбекистан).

Так, в Грузии в присутствии избирателя у испорченного избирательного бюллетеня и (или) специального конверта срезается уголок, в Литве испорченные избирательные бюллетени аннулируются путем обрезки правого верхнего угла, в Узбекистане – испорченные избирательные бюллетени подлежат погашению путем резки левого верхнего угла.

В законодательстве государств имеются и другие модели аннулирования испорченного избирательного бюллетеня, взамен которого избирателю выдан новый избирательный бюллетень.

Так, в Азербайджане, в отличие от других государств, законодательство которых обеспечивает целостность сданного избирателем испорченного избирательного бюллетеня, Кодекс о выборах предусматривает обязательность разрыва испорченного избирательного бюллетеня пополам и только затем помещение его в специальный конверт, а именно: член участковой избирательной комиссии аннулирует испорченный избирательный бюллетень, порвав его пополам, кладет в отдельный конверт, выдает избирателю новый избирательный бюллетень и в списке избирателей делает соответствующую отметку справа от фамилии избирателя.

В целом, испорченный избирательный бюллетень погашается (аннулируется) способом, предусмотренным законодательством.

Законодательство закрепляет положение о том, что испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей, при этом их количество включается в протокол об итогах голосования, как правило, в отдельную строку «испорченные и (или) недействительные избирательные бюллетени (например, Литва).

Так, в Литве при подсчете голосов избирателей испорченные избирательные бюллетени публично подсчитываются участковой избирательной комиссией; при этом число испорченных избирательных бюллетеней заносится в протокол подсчета голосов.

В некоторых государствах испорченные избирательные бюллетени, взамен которых избирателям выданы новые избирательные бюллетени, включаются в иные строки протокола об итогах голосования, в частности, в строку «неиспользованные избирательные бюллетени» (например, Украина), либо об этом делается соответствующая отметка в протоколе о результатах подсчета голосов с указанием в строке «Количество неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней для голосования», а также в списке избирателей (например, Молдова).

Так, в Украине в соответствии с Избирательным кодексом во время подсчета голосов избирателей испорченный избирательный бюллетень, взамен которого избирателю выдан новый избирательный бюллетень, учитывается как неиспользованный и упаковывается вместе с контрольным талоном в пакет с неиспользованными избирательными бюллетенями.

Законодательство ряда государств прямо не закрепляет право избирателя на замену испорченного избирательного бюллетеня новым избирательным бюллетенем (например, Казахстан, Швеция)1.

В некоторых государствах в соответствии с законодательством при проведении выборов выдача избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного не допускается, при этом законодательство прямо и ясно запрещает совершение данного электорального действия (например, Польша, Турция, Филиппины).

1. В Австралии законодательство предусматривает, что при проведении парламентских выборов, в случае если избиратель испортил избирательный бюллетень при его заполнении, он может обратиться к сотруднику участкового избирательного органа, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Так, в соответствии с Законом о выборах штата Квинсленд 1992 года испорченным избирательным бюллетенем признается избирательный бюллетень, который помечен, поврежден или уничтожен до такой степени, что его нельзя использовать для проведения голосования, и испорченный избирательный бюллетень не был опущен в ящик (урну) для голосования на избирательном участке.

В соответствии с законодательством испорченный избирательный бюллетень или его остатки избиратель возвращает сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего избирателю избирательный бюллетень.

Сотрудник участкового избирательного органа должен выдать избирателю новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Затем, сотрудник участкового избирательного органа помещает испорченный избирательный бюллетень в конверт, который запечатывает; указанный конверт сохраняется для отдельной идентификации в соответствии с разделом 127 вышеуказанного Закона.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

В целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является довольно значительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 4.82%. в 2004 году – 5.18%, в 2007 году – 3.95%, в 2010 году – 5.60%, в 2013 году – 5.91%, в 2016 году – 5.05%, в 2019 году – 5.54%, в 2022 году – 5.18%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается незначительный рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.36%.

При этом в современной электоральной истории Австралии самым высоким данный показатель был в 1984 году – 6.34%, самым низким – в 1970 году – 1.90%.

В Австрии при проведении выборов в соответствии с законодательством в случае ошибки избирателя при заполнении официального избирательного бюллетеня по его требованию ему выдается новый избирательный бюллетень для голосования.

При этом избиратель обязан разорвать официально выданный ему избирательный бюллетень перед соответствующим избирательным органом и забрать его с собой с целью сохранения тайны голосования.

В соответствии с законодательством выдача очередного официального избирательного бюллетеня в любом случае должна быть зафиксирована в списке для голосования.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2002 году оно равнялось 1.5%, в 2006 году – 178%, в 2008 году – 2.1%, в 2013 году – 1.9%, в 2017 году – 0.99%, в 2019 году – 1.2%.

Таким образом, за последние годы (с 2004 года) наблюдается незначительный рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.3%.

При этом в современной электоральной истории Австрии самым высоким данный показатель был в 1990 году – 3%, самым низким – в 1970 году – 0.9%.

В Азербайджане в соответствии со статьей 98 Кодекса о выборах от 27 мая 2003 года каждый избирательный бюллетень должен быть поштучно и поочередно пронумерован в установленном Центральной избирательной комиссией Азербайджана порядке, и должно быть дано разъяснение о порядке его заполнения.

В соответствии со статьей 104 Кодекса о выборах Азербайджана в случае уведомления избирателем об ошибке, допущенной при заполнении избирательного бюллетеня, он может попросить члена участковой избирательной комиссии, выдавшего ему избирательный бюллетень, выдать новый избирательный бюллетень вместо испорченного избирательного бюллетеня.

В этом случае член участковой избирательной комиссии аннулирует испорченный избирательный бюллетень, порвав его пополам, кладет в отдельный конверт, выдает избирателю новый избирательный бюллетень и в списке избирателей делает соответствующую отметку справа от фамилии избирателя.

Об этом незамедлительно составляется отдельный акт.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2005 году оно равнялось 3.7%, в 2015 году – 1.17%.

В Андорре в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов испорченный избирательный бюллетень возвращается избирателем участковому избирательному бюро, который вправе выдать ему новый избирательный бюллетень.

При этом если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, перед тем, как вернуть его участковому избирательному бюро, он должен зачеркнуть свое решение так, чтобы его не было видно.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

В целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 5.7%, в 2005 году – 0.9%, в 2009 году – 0.89%, в 2011 году – 4.24%, в 2015 году – 8.17%, в 2019 году – 4.59%, в 2023 году – 4.38%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдает некоторое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.23%.

При этом в современной электоральной истории Андорры самым высоким данный показатель был в 2015 году – 8.17%, самым низким – в 2009 году – 0.89%.

В Армении в соответствии со статьей 49 Избирательного кодекса от 28 мая 2016 года каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

В соответствии со статьей 56 Избирательного кодекса в случае, если избиратель считает, что заполнил избирательный бюллетень неверно, то для получения нового избирательного бюллетеня он может обратиться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к заместителю председателя.

Член участковой избирательной комиссии, выдав новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку напротив фамилии, имени данного избирателя в списке избирателей.

Неверно заполненный (испорченный) избирательный бюллетень немедленно погашается, о чем составляется соответствующий протокол.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является, особенно в последнее время, незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 2.8%, в 2007 году – 2.7%, в 2012 году – 3.42%, в 2017 году – 0.42%, в 2018 году – 0.37%, в 2021 году – 0.36%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года) наблюдается резкое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.34%.

При этом в современной электоральной истории Армении самым высоким данный показатель был в 1999 году – 5.8%, самым низким – в 2021 году – 0.36%.

В Бангладеш при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает, что избиратель вправе получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

Председатель участкового избирательного органа указывает об этом на корешке ранее выданного избирателю избирательного бюллетеня и на испорченном избирательном бюллетене, затем вкладывает испорченный избирательный бюллетень в конверт с надписью «испорченные избирательные бюллетени».

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 0.8%, в 2008 году – 0.9%, в 2014 году – 3.30%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается резкий рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.5%.

При этом в современной электоральной истории Бангладеш самым высоким данный показатель был в 2014 году – 3.3%, самым низким – в 1991 году – 0.6%.

В Беларуси в соответствии со статьей 72 Избирательного кодекса от 11 февраля 2000 года каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке го заполнения.

В соответствии со статьей 52 Избирательного кодекса Беларуси в случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Член участковой избирательной комиссии, получив испорченный избирательный бюллетень, на котором должна быть собственноручная подпись избирателя, выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая отметку об этом в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, напротив фамилии избирателя, допустившего ошибку.

Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой избирательной комиссии.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2004 году оно равнялось 3.2%, в 2008 году – 2.1%, в 2019 году – 1.05%.

Таким образом, за последние годы (с 2004 года) наблюдается резкое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.15%.

В Великобритании при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством при заполнении избирательного бюллетеня избиратель должен поставить знак «крестик» («Х») напротив фамилии кандидата его политического выбора.

В случае если избиратель сделал ошибку в своем избирательном бюллетене, например, если он ошибочно отметил свой голос против неправильного кандидата или отметил его таким образом, что его выбор кандидата не будет ясен, он можете вернуть избирательный бюллетень сотрудникам избирательного участка, и ему будет выдан новый избирательный бюллетень.

При этом если избиратель допустил ошибку в избирательном бюллетене при его заполнении и, затем, опустил его в ящик (урну) для голосования, новый избирательный бюллетень взамен испорченного ему выдан быть не может.

Кроме того, если избиратель принимает участие в голосовании по почте, он также может вернуть свои избирательные документы (материалы) для голосования по почте в Избирательную комиссию Великобритании и получить новый пакет избирательных документов, включая избирательный бюллетень, для голосования по почте.

При этом, однако, избиратель должен возвратить указанные испорченные избирательные документы, включая избирательный бюллетень, до 17:00 по местному времени накануне дня общего голосования избирателей на парламентских выборах.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 0.38%, в 2005 году – 0.31%, в 2010 году – 0.28%, в 2015 году – 0.33%. в 2017 году – 0.23%, в 2019 году – 0.37%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается незначительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.03%.

При этом в современной электоральной истории Великобритании самым высоким данный показатель был в 2010 году – 1.3%, самым низким – в 1987 году – 0.11%.

В Венгрии в соответствии с законодательством при голосовании избиратель помещает избирательный бюллетень в специальный электоральный конверт и опускает его в ящик для голосования.

Если избиратель до помещения избирательного бюллетеня в специальный электоральный конверт и опускания его в ящик для голосования указывает, что он неправильно его заполнил, участковая избирательная комиссия выдает ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

При этом в соответствии с законодательством замена избирательного бюллетеня каждого типа может производиться не более одного раза.

Таким образом, законодательство предусматривает возможность только однократной выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взаимен испорченного.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2002 году оно равнялось 0.6%, в 2006 году – 0.6%, в 2014 году – 0.91%, в 2018 году – 1.03%, в 2022 году – 1.01%.

Таким образом, за последние годы (с 2002 года) наблюдается незначительный рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.41%

При этом в современной электоральной истории Венгрии самым высоким данный показатель был в 1990 году – 1.36%, самым низким – в 2002 – 2008 годах – 0.6%.

В Греции при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает, что избиратель вправе получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Испорченный избирательный бюллетень возвращается избирателем члену участкового избирательного комитета, который вправе выдать ему новый избирательный бюллетень (если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, перед тем, как вернуть его члену участкового избирательного комитета, он должен зачеркнуть свое решение так, чтобы его не было видно).

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 1.6%, в 2004 году – 2.2%, в 2007 году – 2.7%, в 2009 году – 2.64%, в 2012 году – 0.992%, в 2015 году – 2.36%, в 2019 году – 2.08%, в 2023 году – 2.61%.

Таким образом, за последние годы (с 2000 года) наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.01%.

При этом в современной электоральной истории Греции самым высоким данный показатель был в 2007 году – 2.7%, самым низким – в 1964 году – 0.6%.

В Грузии в соответствии со статьей 63 Избирательного кодекса от 27 декабря 2011 года на первой странице избирательного бюллетеня должно указываться, в частности, порядок заполнения избирательного бюллетеня.

В соответствии со статьей 65 Избирательного кодекса Грузии в случае, если избирателем или членом участковой избирательной комиссии был испорчен избирательный бюллетень или специальный конверт, он должен поставить об этом в известность председателя участковой избирательной комиссии, сдать испорченный избирательный бюллетень и (или) специальный конверт и получить новый.

В присутствии избирателя у испорченного избирательного бюллетеня и (или) специального конверта срезается уголок и на нем делается надпись «испорчен», что заверяет подписью председатель участковой избирательной комиссии, после чего избирательный бюллетень и (или) специальный конверт храниться отдельно.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени и (или) специальные конверты не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким: так, при проведении парламентских выборов в 2004 году оно равнялось 2.22%, в 2008 году – 3.06%, в 2016 году – 3.58%, в 2020 году – 3.29%.

Таким образом, за последние годы (с 2004 года) наблюдается рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.07%.

В Исландии при проведении муниципальных выборов законодательно закреплено, что если избиратель по ошибке поставил в избирательном бюллетене отметку, которую он не собирался ставить, или испортил его каким-либо другим образом, он вправе вернуть испорченный избирательный бюллетень участковой избирательной комиссии, и ему должны выдать другой избирательный бюллетень взамен испорченного.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 1.2%, в 2007 году – 1.6%, в 2009 году – 3.5%, в 2013 году – 0.3%, в 2016 году – 2.9%, в 2017 году – 2.74%, в 2021 году – 2.08%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года) наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.88%.

При этом в современной электоральной истории Исландии самым высоким данный показатель был в 2016 году – 2.9%, самым низким – в 2013 году – 0.3%.

В Италии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может вернуть испорченный избирательный бюллетень члену участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень, и получить новый избирательный бюллетень.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 7.2%, в 2006 году – 2.6%, в 2008 году – 5.1%, в 2013 году – 3.59%, в 2018 году – 3.22%, в 2022 году – 4.47%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается некоторое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.73%.

При этом в современной электоральной истории Италии самым высоким данный показатель был в 1996 году – 7.8%, самым низким – в 1976 году – 2.7%.

В Канаде при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает, что в случае если избиратель испортил избирательный бюллетень, он может получить у сотрудника участкового избирательного органа новый избирательный бюллетень взаимен испорченного; при этом испорченный избирательный бюллетень подлежит обязательному погашению.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 2.2%, в 2004 году – 0.9%, в 2008 году – 0.6%, в 2008 году – 0.7%, в 2011 году – 0.67%, в 2015 году – 0.68%, в 2019 году – 0.98%, в 2021 году – 1.03%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается незначительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.07%.

При этом в современной электоральной истории Канады самым высоким данный показатель был в 1997 году – 1.7%, самым низким – в 1980 году – 0.67%.

На Кипре в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов взамен испорченного избирательного бюллетеня избиратель может получить только один раз новый избирательный бюллетень.

Таким образом, законодательство предусматривает возможность только однократной выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взаимен испорченного.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 4.2%, в 2006 году – 5.6%, в 2011 году – 2.08%, в 2016 году – 3.08%, в 2021 году – 2.43%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается некоторое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.77%.

При этом в современной электоральной истории Италии самым высоким данный показатель был в 2006 году – 5.6%, самым низким – в 1976 году – 1.5%.

В Кыргызстане в соответствии со статьей 39 Кодекса о выборах каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

В соответствии со статьей 40 Кодекса о выборах в случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя.

Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является высоким: так, при проведении парламентских выборов в 2007 году оно равнялось 0.8%, в 2010 году – 0.65%, в 2015 году – 1.99%, в 2020 году – 1.6%, в 2021 году – 9.29%.

Таким образом, за последние годы (с 2007 года) наблюдается резкий рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 7.49%.

В Латвии при проведении парламентских выборов в соответствии со статьей 23 Закона о выборах в Сейм (в редакции от 23 июля 2011 года) в случае, если избиратель испортил избирательный бюллетень или специальный конверт до вложения этого избирательного бюллетеня в конверт, взамен ему выдаются новый конверт для голосования или новые избирательные бюллетени, содержащие списки кандидатов, баллотирующихся в соответствующем избирательном округе.

О повторном получении конверта для голосования избиратель расписывается в списке избирателей, подтверждая, и об этом делается отметка в протоколе хода голосования.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 0.5%, в 2006 году – 0.8%, в 2010 году – 2.14%, в 2011 году – 0.14%, в 2014 году – 0.76%, в 2018 году – 0.7%, в 2022 году – 1.35%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года) наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.3%.

При этом в современной электоральной истории Латвии самым высоким данный показатель был в 2010 году – 2.14%, самым низким – в 2011 году – 0.14%.

В Литве в соответствии со статьей 58 Закона о выборах Сейма в избирательном бюллетене должно быть напечатано, в частности, указание избирателю о том, как заполнять избирательный бюллетень, и выделены специальные места в избирательном бюллетене для изъявления воли избирателя.

При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством (статьей 66 указанного Закона) по просьбе избирателя вместо испорченного избирательного бюллетеня ему выдается новый избирательный бюллетень.

При этом лицевая сторона испорченного избирательного бюллетеня должна быть перечеркнута членом участковой избирательной комиссии, который также должен поставить на нем свою подпись.

Взамен испорченного избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень.

Испорченный избирательный бюллетень подлежит учету и упаковывается (хранятся) отдельно.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей.

При этом, однако, в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирателей на избирательном участке имеются отдельные строки об аннулированных избирательных бюллетенях, а также об испорченных избирательных бюллетенях.

Так, при подсчете голосов избирателей на основании подписей в списке избирателей, удостоверений избирателя, листков о прибытии, испорченных избирателями и возвращенных для замены на пустые избирательные бюллетени производится проверка законности выдачи членом участковой избирательной комиссии всех избирательных бюллетеней.

При этом испорченные избирательные бюллетени публично подсчитываются участковой избирательной комиссией, аннулируются путем обрезки правого верхнего угла, вкладываются в специально предназначенные для этого конверты и на этих конвертах проставляются печати.

Число испорченных избирательных бюллетеней заносится в протокол подсчета голосов.

В целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней, среди которых имеются избирательные бюллетени, выданные избирателям взамен испорченных, является довольно значительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 4.4%, в 2004 году – 5.47%, в 2008 году – 6.22%, в 2012 году – 4.23%, в 2016 году – 4.12%, в 2020 году – 5.26%.

Таким образом, за последние годы (с 2000 года) наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.76%.

При этом в современной электоральной истории Литвы самым высоким данный показатель был в 1990 году – 5.5%, самым низким – в 2016 году – 4.2%.

На Мальте при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 1,0%, в 2008 году – 1.2%, в 2013 году – 1.3%, в 2017 году – 1.28%, в 2022 году – 2.89%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года) наблюдается рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.89%.

При этом в современной электоральной истории Мальты самым высоким данный показатель был в 2022 году – 2.89%, самым низким – в 1971 году – 0.5%.

В Молдове в соответствии со статьей 59 Кодекса о выборах от 21 ноября 1997 года в случае если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, участковое избирательное бюро по его просьбе аннулирует этот избирательный бюллетень и выдает ему новый избирательный бюллетень только один раз.

Об этом делается соответствующая отметка в протоколе о результатах подсчета голосов с указанием в строке «Количество неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней для голосования», а также в списке избирателей.

На этой основе испорченные избирательные бюллетени отдельно не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является относительно невысоким: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 2.5%, в 2005 году – 1.2%, в 2009 году – 0.65%, в 2010 году – 0.69%, в 2014 году – 3.08%, в 2019 году – 2.8%, в 2021 году – 0.45%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается резкое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.05%.

При этом в современной электоральной истории Молдовы самым высоким данный показатель был в 1995 году – 5.0%, самым низким – в 2021 – 0.45%.

В Папуа – Новая Гвинеи в соответствии с законодательством при проведении выборов избиратель вправе получить другой избирательный бюллетень взамен испорченного.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

При этом сотрудник участкового избирательного органа вкладывает испорченный избирательный бюллетень в специальный конверт с надписью «Испорченные избирательные бюллетени».

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, в соответствии с официально обнародованной электоральной статистикой при проведении в 1982 году парламентских выборов недействительными было признано 1.82% избирательных бюллетеней (в целом, электоральная статистика по указанному вопросу отсутствует).

В Словении при проведении парламентских и президентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 3.3%, в 2004 году – 2.3%, в 2008 году – 1.7%, в 2011 году – 1.71%, в 2014 году – 1.3%, в 2018 году – 1.15%, в 2022 году – 0.92%.

Таким образом, за последние годы (с 2000 года) наблюдается значительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.33%.

При этом в современной электоральной истории Словении самым высоким данный показатель был в 1991 году – 7%, самым низким – в 2022 году – 0.92%.

В США в соответствии с законодательством штатов при проведении выборов и голосования, в том числе по почте, избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного (например, штаты Виргиния, Канзас, Техас).

Для получения нового избирательного бюллетеня взамен испорченного избиратель, принимающий участие в голосовании по почте, должен не позднее окончания официального времени голосования на соответствующих выборах подать в избирательный орган графства непосредственно лично, либо по почте или в электронном виде заявление по установленной форме (например, штат Монтана).

Так, в штате Монтана в соответствии с законодательством в указанном заявлении избиратель должен указать, в частности, о том, что при заполнении избирательного бюллетеня он совершил ошибку, либо что избирательный бюллетень поврежден, испорчен.

В указанном заявлении избиратель также подтверждает, что он осознает ответственность, предусмотренную законодательством, за множественное голосование.

Новый избирательный бюллетень взамен испорченного может быть получен избирателем непосредственно в помещении избирательного органа, либо по доверенности, выданной другому избирателю, либо выслан избирателю по почте по указанному избирателем почтовому адресу

При этом в соответствии с законодательством штата Канзас избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, при этом особо оговаривается, что избирателю может быть произведена выдача нового избирательного бюллетеня не более двух раз.

В законодательстве штата Техас закреплено положением о том, что сотрудник участкового избирательного органа должен вести реестр испорченных избирательных бюллетеней и выданных избирателям новых избирательных бюллетеней взамен испорченных.

В целом, в соответствии с официально обнародованной электоральной статистикой при проведении в 2000 году президентских выборов недействительными было признано 0.13% избирательных бюллетеней, в 2004 году – 2.7%, при проведении в 2006 году промежуточных выборов в Конгресс США – 0.4%.

В Таджикистане в соответствии со статьей 60 Конституционного закона «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» в случае, если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе попросить у члена участковой избирательной комиссии, выдавшего ему избирательный бюллетень, выдать ему новый избирательный бюллетень.

Член участковой избирательной комиссии, выдав ему новый избирательный бюллетень, делает в списке избирателей соответствующую отметку.

Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней являлся относительно невысоким: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 0.29%, в 2005 году – 2.43% (по пропорциональной части избирательной системы) и 1.23% (по мажоритарной части избирательной системы), в 2010 году – 0.66%.

В Туркменистане в соответствии со статьей 72 Избирательного кодекса от 4 мая 2013 года по просьбе избирателя ему может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Испорченные избирательные бюллетени подлежат учёту, погашению и отдельному хранению.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

В Узбекистане в статье 31 Избирательного кодекса от 26 июня 2019 года закреплено положение о том, что избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

В соответствии с Избирательным кодексом Узбекистана при проведении выборов избиратель вправе получить другой избирательный бюллетень взамен испорченного: по просьбе избирателя испорченный избирательный бюллетень может быть заменен новым.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

В статье 94 Избирательного кодекса Узбекистана закреплено, что испорченным признается избирательный бюллетень, при заполнении которого избиратель совершил ошибку и взамен которого ему был выдан новый избирательный бюллетень, о чем сделана соответствующая отметка в списке избирателей и на обороте данного погашенного испорченного избирательного бюллетеня.

Испорченные избирательные бюллетени подлежат учету, погашению (путем резки левого верхнего угла) и хранятся отдельно (статья 55 Избирательного кодекса Узбекистана).

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней являлось высоким с постепенным его снижением: так, при проведении парламентских выборов в 1994 году оно равнялось 6.4%, в 2019 году – уже 2.4%.

В Украине в статье 168 Избирательного кодекса от 19 декабря 2019 года закреплено положение о том, что избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения избирателем во время голосования.

В соответствии со статьей 238 Избирательного кодекса Украины, в случае если избиратель, заполняя избирательный бюллетень, допустил ошибку, он вправе безотлагательно обратиться с письменным заявлением к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему другой избирательный бюллетень.

Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю другой избирательный бюллетень в порядке, установленном Избирательным кодексом Украины, только в обмен на неправильно заполненный избирательный бюллетень, о чем уполномоченный член участковой избирательной комиссии делает соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии избирателя, которую удостоверяет своей подписью.

Неправильно заполненный избирательный бюллетень незамедлительно погашается членом участковой избирательной комиссии, который его выдал, как неиспользованный, о чем составляется акт.

Этот акт подписывается двумя членами участковой избирательной комиссии, которые оформляли выдачу избирательного бюллетеня, и избирателем, который неправильно заполнил избирательный бюллетень, и присоединяется к списку избирателей.

Погашенный избирательный бюллетень сохраняется до подсчета голосов у члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень.

Во время подсчета голосов этот избирательный бюллетень учитывается как неиспользованный и упаковывается вместе с контрольным талоном в пакет с неиспользованными избирательными бюллетенями.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов (до 2023 года – в рамках смешанной избирательной системы) число недействительных избирательных бюллетеней, среди которых имеются избирательные бюллетени, выданные избирателям взамен испорченных, в настоящее время является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2002 году оно равнялось 3.9%, в 2006 году – 1.77%, в 2007 году – 4.4%, в 2012 году – 1.97%, в 2014 году – 1.86%. в 2019 году – 0.93%.

Таким образом, за последние годы (с 2002 года) наблюдается значительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.97%.

При этом в современной электоральной истории Украины самым высоким данный показатель был в 1994 году – 6.3%, самым низким – в 2019 году – 0.93%.

В Финляндии в соответствии с законодательством при проведении выборов испорченный избирательный бюллетень возвращается избирателем участковой избирательной комиссии, которая вправе выдать ему новый избирательный бюллетень (при этом если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, то перед тем, как вернуть его члену участковой избирательной комиссии, он должен зачеркнуть свое решение так, чтобы его не было видно).

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 0.9%, в 2007 году – 0.7%, в 2011 году – 0.55%, в 2015 году – 0.51%, в 2019 году – 0.58%, в 2023 году – 0.46%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года) наблюдается незначительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.44%.

При этом в современной электоральной истории Финляндии самым высоким данный показатель был в 1991 году – 1.8%, самым низким – в 1970 году – 0.3%.

В Черногории при проведении парламентских и президентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2006 году оно равнялось 2.0%, в 2009 году – 1.77%, в 2012 году – 1.5%, в 2016 году – 1.42%, в 2020 году – 1.09%, в 2023 году – 0.95%.

Таким образом, за последние годы (с 2006года) наблюдается неуклонное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.05%.

При этом в современной электоральной истории Черногории самым высоким данный показатель был в 2006 году – 2.0%, самым низким – в 2023 году – 0.95%.

В Чехии при проведении президентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2002 году оно равнялось 0.4%, в 2006 году – 0.4%, в 2010 году – 0.63%, в 2013 году – 0.74%, в 2021 году – 0.68%.

Таким образом, за последние годы (с 2002 года) наблюдается незначительный рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.28%

При этом в современной электоральной истории Чехии самым высоким данный показатель был в 1992 году – 1.7%, самым низким – в 1998 – 2006 годах – 0.4%.

В Эстонии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством испорченный или дефектный избирательный бюллетень возвращается участковой избирательной комиссии, которая вправе выдать избирателю новый избирательный бюллетень (если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, перед тем, как вернуть его участковой избирательной комиссии, он должен зачеркнуть его решение так, чтобы его не было видно).

Член участковой избирательной комиссии в присутствии избирателя делает на оборотной стороне испорченного избирательного бюллетеня отметку «испорчен».

В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.

Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 1.2%, в 2007 году – 0.9%, в 2011 году – 0.56%, в 2015 году – 0.5%, в 2019 году – 0.69%, в 2023 году – 0.57%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года) наблюдается снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.64%.

При этом в современной электоральной истории Эстонии самым высоким данный показатель был в 1999 году – 1.6%, самым низким – в 2022 году – 0.56%.

2. В некоторых государствах, в которых при проведении выборов предусматривается возможность для избирателя проголосовать на любом избирательном участке, в том числе в ходе проведения досрочного голосования, законодательно закреплено, что избиратель, проголосовавший досрочно, может в день общего голосования избирателей проголосовать на избирательном участке, и в этом случае юридическое значение будет иметь этот голос, а его голос (избирательный бюллетень) как досрочно проголосовавшего, будет признан юридически ничтожным (т.е. испорченным) (например, Латвия).

Так, в Латвии после проведения в 2011 году парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, что избиратели могут проголосовать досрочно не позднее чем за три дня до дня общего голосования избирателей на парламентских выборах: указанные избирательные бюллетени находятся на ответственном хранении в соответствующей избирательной комиссии до дня общего голосования и после окончания времени голосования в день выборов подсчитываются наряду с другими избирательными бюллетеням.

При этом законодательство предусматривает, что избиратели имеют право в день общего голосования избирателей на указанных выборах изменить свое первоначальное волеизъявление, выраженное досрочно, и получить новый избирательный бюллетень взамен признаваемого испорченным досрочного избирательного бюллетеня.

3. В некоторых государствах законодательство прямо закрепляет положение о том, что при проведении голосования на соответствующих выборах избирателю не может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного (например, Польша, Турция, Филиппины).

Так, в Польше при проведении парламентских и президентских выборов законодательство не предусматривает выдачу избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

В Турции при проведении 7 июня 2015 года парламентских выборов законодательство не предусматривало выдачу избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного2.

На Филиппинах в соответствии с законодательством – Законом № 9369 – при проведении парламентских и президентских выборов выдача избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного не допускается.

При этом, однако, при проведении в 2016 году выборов Избирательная комиссия Филиппин в своем решении (резолюции № 10117), принятом за 5 дней до дня голосования на указанных выборах, идя навстречу предложениям наблюдателей и избирателей, модифицировала порядок голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов – сканеров избирательных бюллетеней на основе принципа «один избиратель – один избирательный бюллетень».

Так, в соответствии с модифицированным порядком голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов, избиратель при получение бумажного избирательного бюллетеня должен предварительно убедиться, что избирательный бюллетень не содержит каких-либо инородных вкраплений, наличие которых, в сочетании с отметкой избирателя в отношении соответствующего участника выборов, может привести к ошибочному признанию техническим средством подсчета голосов данного избирательного бюллетеня недействительным.

Вместе с тем, в случае если при сканировании избирательного бюллетеня техническое средство подсчета голосов не принимает его, избирателю предоставляется возможность вновь вложить данный избирательный бюллетень в слот для сканирования избирательных бюллетеней, но не более четырех раз и в разных направлениях.

Если техническое средство подсчета голосов избирателей по-прежнему не принимает для сканирования избирательный бюллетень, решением участкового избирательного органа, принятому большинством голосов его членов, определяется наличие либо отсутствие умысла со стороны избирателя в порче избирательного бюллетеня.

При отсутствии умысла в порче избирательного бюллетеня, избирателю предоставляется возможность получить новый избирательный бюллетень взамен «испорченного» для сканирования, возвратив в участковый избирательный орган избирательный бюллетень, ранее выданный ему и ставший испорченным3.

При этом председатель участкового избирательного органа должен проставить на оборотной стороне испорченного избирательного бюллетеня отметку «испорчен с выдачей избирателю нового избирательного бюллетеня», и расписаться; все присутствующие члены участкового избирательного органа также должны поставить свои подписи под указанной отметкой.

Председатель участкового избирательного органа должен поместить испорченный избирательный бюллетень в специальный конверт.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В частности, законодательство ряда государств закрепляет процедуру голосования избирателей, в рамках которой избиратель берет самостоятельно со стола или специального стенда участкового избирательного органа те и столько избирательных бюллетеней, которые и сколько посчитает нужным, один из которых, затем, вкладывается избирателем в кабине для голосования в специальный конверт и, по выходе из кабины для голосования, опускается в ящик для голосования; остальные избирательные бюллетени, как электоральный мусор, выбрасываются в мусорную корзину, которая установлена в кабине для голосования.

На этой основе законодательство не предусматривает закрепления положений и процедуры получения избирателем нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

Так, в Швеции при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратели «заполняют» избирательные бюллетени в кабинах для голосования, а именно: избиратель вкладывает в специальный электоральный конверт с прорезью листок с отпечатанным наименованием политической партии (избирательный бюллетень) и через сотрудника участкового избирательного совета опускает специальный электоральный конверт в стационарный ящик для голосования; остальные избирательные бюллетени, которые им были взяты со стола участковой избирательного совета, выбрасываются в мусорную корзину, которая размещена в кабине для голосования.

В США при проведении 8 ноября 2022 года промежуточных выборов Конгресс США в целом около 30% избирателей не должны заполнять избирательные бюллетени вручную, они голосуют при помощи технических средств подсчета голосов (например, в штатах Арканзас, Делавэр, Джорджия, Южная Каролина, Луизиана) и, следовательно, процедура выдачи нового избирательного бюллетеня взамен испорченного законодательством не предусмотрена.

Соответствующие технические средства проставления отметок в электронных избирательных бюллетенях позволяют избирателю проставлять соответствующие отметки в отношении своего электорального выбора, вносить изменения в указанные отметки, распечатывать избирательный бюллетень и, затем, опускать его в комплекс обработки избирательных бюллетеней для учета волеизъявления избирателей.

[2] При этом позиция БДИПЧ ОБСЕЕ заключается в том, чтобы такое электоральное дозволение содержалось в национальном законодательстве о выборах.

[3] Ряд участников выборов полагали, что данное решение Избирательной комиссии Филиппин и практика его применения являются незаконными.