Армейская служба (воинская повинность) кандидатов на должность главы государства: зарубежный опыт

Армейская служба (воинская повинность) кандидатов на должность главы государства: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

14 января, 2022

Из 56 государств – участников ОБСЕ, проведение всеобщих и прямых президентских выборов предусмотрено в конституциях и законодательстве 32 государств (например, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Грузия (до 2023 года), Ирландия, Исландия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Финляндия, Франция, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия), в 10 государствах предусмотрено проведение косвенных президентских выборов (например, Албания, Армения, Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Мальта, ФРГ, Швейцария, Эстония), в 14 государствах институт индивидуального президентства отсутствует (например, Андорра, Бельгия, Босния и Герцеговина (коллективный полиэтнический президент), Великобритания, Дания, Испания, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Сан-Марино, Швеция).

В трех государствах региона ОБСЕ осуществлен переход от косвенных к всеобщим президентским выборам (например, Молдова, Турция, Чехия), тогда как в Армении и Грузии – наоборот, уже осуществлен или осуществляется переход от всеобщих и прямых выборов к косвенным выборам главы государства.

Из 35 государств – участников Организации американских государств в 20 государствах президент как глава государства избирается в ходе всеобщих и прямых выборов, в 4 государствах президент избирается в ходе проведения косвенных выборов депутатами национального парламента (например, Доминика, Доминиканская Республика, Суринам, Тринидад и Тобаго), в 11 государствах институт президентства отсутствует (например, Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Куба, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка).

В рамках Азиатско-Тихоокеанского региона институт президентства (главы государства) предусмотрен в конституциях 23 государств (например, Бангладеш, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Индия, Индонезия, Кирибати, Республика Корея, Лаос, Мальдивская Республика, Маршалловы Острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Науру, Непал, Пакистан, Палау, Самоа, Сингапур, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка).

В 10 государствах региона президенты (главы государств) избираются путем проведения всеобщих и прямых выборов (например, Восточный Тимор, Индонезия, Кирибати, Республика Корея, Мальдивская Республика, Монголия, Палау, Сингапур, Филиппины, Шри-Ланка).

Институт президентства закреплен в конституциях ряда государств Ближневосточно-Азиатского региона.

Так, в 2 (из 8) государств региона президент избирается путем проведения всеобщих и прямых выборов (например, Иран, Сирия); в 5 государствах – на косвенных выборах (например, Израиль, Ирак, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина), в Йемене – в рамках смешанной процедуры с первоначальным выдвижением кандидатур депутатами нижней палаты парламента и затем проведения на этой основе всеобщих и прямых президентских выборов.

Из 55 государств Африканского континента институт президентства предусмотрен в 52 государствах1, при этом в 46 государствах, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, в 44 государствах глава государства избирается на указанных выборах (например, Алжир (с 2020 года), Бенин, Буркина Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Демократическая Республика Конго, Конго, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сенегал, Сомалиленд, Союз Коморских островов, Судан, Южный Судан2, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея).

В 2 государствах лицо наделяется полномочиями главы государства в результате проведения парламентских выборов, когда в соответствии с законодательством первый номер списка кандидатов победившей политической партии, политической коалиции становится главой государства (президентом) (например, Ангола, ЮАР).

Кроме того, в 6 государствах (из 52, где имеется институт президентства) президент как глава государства избирается на косвенных выборах (например, Ботсвана, Ливия, Маврикий, Сомали3, Эритрея, Эфиопия).

Институт президентства и президента как главы государства или высшего должностного лица (в ряде случаев наделенного конституционными и политико-правовыми характеристиками лидера нации, символа единства отечества, символом национального единства и др., либо являющегося одновременно и главой исполнительной власти) закреплен в конституциях ряда зарубежных государств.

В конституциях и законодательстве о выборах содержится различный пакет требований к кандидату на должность главы государства: от минимального до максимально-возможного набора квалификационных признаков, включая продолжительность периода проживания на территории своего государства.

В зарубежных государствах в конституциях и законодательстве о выборах предусматриваются, в частности, возрастные критерии, срок проживания на территории страны, образовательные требования, языковые требования, моральные или религиозные качества.

Кроме того, в законодательстве ряда зарубежных государств предусмотрены и такие критерии, как отсутствие у кандидата на выборную должность налоговых и иных задолженностей (например, Мальдивская Республика, Эсватини (бывший Свазиленд), либо обязательное обладание объектом недвижимости на территории страны (например, Гаити), либо отсутствие в отношении кандидата судебного решения о признании его банкротом (например, Ботсвана, Кения, Лесото).

В зарубежных государствах, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства, конституционно или законодательно предусмотрены критерии в отношении возможности баллотировки на президентских выборах лиц, исполнивших (либо исполняющих) конституционную воинскую повинность или же находящихся на действительной военной службе и в силу данного обстоятельства либо лишенных законодательством права участвовать в президентских выборах в качестве кандидата на должность главы государства, либо обязанных уйти в отставку с действительной военной службы, в том числе в предусмотренный законодательством срок до начала президентской избирательной кампании, и только после этого получающих возможность принять участие в выборах главы государства в качестве кандидата на указанную должность.

В отдельных государствах в законодательстве закреплен «двойной» армейский критерий (исполнение воинской обязанности и нахождение на военной службе) допуска лиц к участию в выборах на должность главы государства в качестве кандидата (например, Турция).

В целом, такие критерии (в различном их сочетании) закреплены в конституциях и законодательстве, в частности, следующих 20 государств (например, Ангола, Аргентина, Боливия, Восточный Тимор, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Замбия, Колумбия, Литва, Мексика, Молдова, Монголия, Никарагуа, Парагвай, Португалия, Сальвадор, Турция, Франция, Эквадор), из которых 6 государств являются государствами региона ОБСЕ (Литва, Молдова, Монголия, Португалия, Турция, Франция), 11 государств – государствами американского континента (Аргентина, Боливия, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор, Эквадор), одно государство расположено в азиатско-тихоокеанском регионе (Восточный Тимор) и два государства – на африканском континенте (Ангола, Замбия).

Так, такой критерий, как исполнение кандидатом на должность главы государства конституционной воинской обязанности закреплен в национальной конституции и (или) законодательстве 3 государств (например, Аргентина, Турция, Франция).

Так, в Аргентине в соответствии со статьей 73 Конституции Аргентины не могут быть избраны военнослужащие, а также сотрудники специальных служб.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Национального избирательного кодекса не может быть избрано на должность Президента Аргентины лицо, являвшееся нарушителем Закона о военной службе.

В Турции при проведении 24 июня 2018 года досрочных президентских и парламентских выборов в соответствии с законодательством кандидатами на должность главы государства не могли быть выдвинуты лица, не отбывшие либо отбывающие воинскую повинность.

Во Франции при проведении в 2017 году очередных президентских выборов в соответствии с Законом о военной службе и Избирательным кодексом ни одно лицо не могло быть избрано на должность Президента Франции в случае, если оно не отбыло воинскую повинность (т.е. не было призвано на срочную военную службу)4.

В некоторых зарубежных государствах конституционный или законодательный запрет на участие в выборах главы государства в качестве кандидата на указанную должность лиц, не отбывших воинскую повинность, наоборот, был отменен (например, Монголия).

Так, в Монголии в преддверии проведения 9 июня 2021 года очередных президентских выборов в законодательство, в том числе с учетом прежних рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, были внесены изменения, отменяющие запрет на участие в выборах главы государства в качестве кандидата на указанную должность лиц, не отбывших воинскую повинность.

В целом, указанный критерий (воинская повинность) как один из критериев избрания лица на должность главы государства по-прежнему является исключительно редким в конституционной и законодательной практике зарубежных государства.

При этом, так называемый «армейский» критерий используется в качестве одного из критериев, несовместимым с должностью главы государства, и распространяется, как правило, на военнослужащих, находящихся на действительной военной службе, которые намереваются принять участие в президентских выборах в качестве кандидатов на должность главы государства, а в ряде случаев и на приравненных к ним иных категорий лиц.

В этом случае на военнослужащих распространяется тотальный конституционный или законодательный запрет на участие в выборах главы государства в качестве кандидата на указанную должность (например, Ангола, Боливия, Восточный Тимор, Замбия, Молдова, Парагвай – отдельные категории лиц, Португалия, Сальвадор, Эквадор), либо для участия в выборах главы государства в качестве кандидата указанные лица должны уйти в отставку с занимаемой должности на военной службе, в том числе в ряде случаев, не позднее установленного законодательством срока (например, Гватемала, Доминиканская Республика, Литва, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Турция)5, либо с учетом установленного законодательством минимального срока нахождение лица на военной или полицейской должности до выборов (например, Колумбия).

Так, в рамках первой модели в Анголе в соответствии с Конституцией и законодательством лицо наделяется полномочиями главы государства в результате проведения парламентских выборов, когда в соответствии с законодательством первый номер списка кандидатов победившей политической партии, политической коалиции становится главой государства (президентом).

На этой основе кандидаты на должность Президента Анголы должны обладать пассивным избирательным правом кандидатов в депутаты Национальной ассамблеи – однопалатного парламента.

При этом в соответствии с законодательством несовместимым со статусом депутата Национальной ассамблеи является занятие некоторых должностей государственной и иной службы, в частности, военнослужащего.

В Боливии в соответствии с Конституцией и законодательством не могут быть избраны Президентом или Вице-президентом Боливии, в частности, лица, находящиеся на действительной военной службе либо финансировавшие или совершившие государственный переворот либо создавшие угрозу функционированию конституционного строя.

В Восточном Тиморе не может быть выдвинуто кандидатом на должность Президента Восточного Тимора лицо, которое, в частности, является военнослужащим.

В Замбии в соответствии с законодательством Президентом Замбии может быть избрано лицо, имеющее гражданство Замбии, достигшее возраста 35 лет, имеющее поддержку со стороны политической партии, отвечающее требованиям для назначения членом Национальной ассамблеи – парламента Замбии.

Несовместимым со статусом члена Национальной ассамблеи является одновременное замещение лицом ряда публичных должностей и осуществление определенных видов деятельности, в том числе должности военнослужащего, сотрудника полиции.

На этой основе кандидат на должность Президента Замбии не может быть военнослужащим или сотрудником полиции.

В Колумбии в соответствии с законодательством не могут быть избраны на должность Президента или Вице-президента Колумбии лица, занимавшие в течение года до выборов должности, в частности, командующего Вооруженными силами, начальника полиции.

В Молдове при проведении 1 ноября 2021 года очередных президентских выборов для выдвижения в качестве кандидата на должность Президента Молдовы лицо должно быть в возрасте 40 лет и старше, за исключением, в частности, лиц, находящихся на военной службе.

Так, Кодексом о выборах Молдовы устанавливаются дополнительные ограничения, запрещающие выдвижение кандидатур, в частности, действующих военнослужащих, в качестве кандидатов на должность Президента Молдовы.

В Никарагуа не могут быть выдвинуты кандидатами на должность Президента или Вице-президента Никарагуа лица, возглавлявшие или финансировавшие государственный переворот, а также лица, создавшие угрозу функционированию конституционного строя и в результате совершения указанных действий принявшие на себя выполнение обязанностей главы Правительства, министерств или ведомств, а также высокие государственные должности в органах иных ветвей власти.

В Парагвае в соответствии со статьей 236 Конституции Парагвая военные и гражданские лица, возглавляющие государственный переворот, революцию или сходные с ними акции, посягающие на установленный Конституцией Парагвая правопорядок и присваивающие вследствие их совершения исполнительную власть или военное командование, присущие высшим должностным лицам, лишаются права занимать какие-либо государственные должности в течение двух следующих конституционных сроков президентских полномочий при одновременном соблюдении положений о привлечении к уголовной и гражданской ответственности.

В Португалии в соответствии с законодательством при проведении президентских выборов определенные категории граждан Португалии не могут быть выдвинуты на должность Президента Португалии, в частности, не только лица, замещающие выборные должности (депутатов парламента), судьи, члены Национальной избирательной комиссии Португалии, лица, находящиеся на дипломатической работе, но также и лица, находящиеся на военной службе.

В Сальвадоре в соответствии со статьей 82 Конституции военнослужащие действительной службы и служащие Национальной гражданской полиции не могут претендовать на занятие должностей в результате всенародных выборов, в том числе должности главы государства.

В Эквадоре в соответствии со статьей 101 Политической Конституции не могут быть кандидатами ни на какую выборную должность, в том числе Президента и Вице-президента Эквадора, военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе.

В рамках второй модели, предусматривающей уход лица в отставку с военной службы не позднее установленного законодательством срока, срок предварительного ухода лица в отставку с военной службы различается и варьируется от, по крайней мере, одного месяца до дня всеобщих выборов (например, Парагвай), либо 65 дней до официального обнародования решения о назначении президентских выборов (например, Литва) либо 6 месяцев до дня выборов, т.е. до дня голосования на президентских выборах (например, Мексика), либо, как минимум, в течение года до дня выборов (например, Доминиканская Республика), либо когда военнослужащие уволились из армии или ушли в отставку за пять лет до даты проведения выборов (например, Гватемала), либо один год до выборов (например, Никарагуа), либо, как в Турции, законодательство прямо не закрепляет указанный срок до начала президентской избирательной кампании, до начла которого военнослужащие должны уйти в отставку для участия в выборах в качестве кандидатов на должность Президента Турции.

Так, в Гватемале в соответствии с законодательством не могут быть избранными на должность Президента или Вице-президента Гватемалы, в частности, каудильо или лица, возглавлявшие государственный переворот, вооруженную революцию или аналогичные движения, приведшие к нарушению конституционного строя, а равно те, кто в результате таких событий возглавил правительство; военные, за исключением случаев, когда они уволились из армии или ушли в отставку за пять лет до даты проведения выборов.

В Доминиканской Республике конституционно и законодательно закреплено, что для того чтобы быть Президентом и Вице-президентом Доминиканской Республики, требуется, в частности, не состоять на действительной военной или полицейской службе как минимум в течение года до дня выборов.

В Литве при проведении 12 мая 2019 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством для участия в выборах в качестве кандидата на должность главы государства лицо, находящееся на военной службе, должно уйти в отставку с занимаемой должности не позднее чем за 65 дней до дня официального обнародования решения о назначении указанных выборов.

В Мексике для того, чтобы быть Президентом, необходимо, в частности, не состоять на действительной службе в случае принадлежности к составу армии в течение шести месяцев до дня выборов.

В Никарагуа в соответствии со статьей 94 Политической Конституции Никарагуа служащие Вооруженных сил Никарагуа и национальной полиции не могут занимать выборные государственные должности, замещаемые по результатам всенародных выборов, в том числе должность главы государства, если продолжают находиться на действительной военной службе и не ушли с занимаемой должности, по меньшей мере, за один год до выборов, в которых собираются участвовать.

В Парагвае в соответствии с законодательством не могут быть кандидатами на должность Президента Парагвая, в частности, служащие Вооруженных сил и полиции, находящиеся на действительной военной службе, кроме лиц, вышедших в отставку, по крайней мере, за месяц до дня всеобщих выборов.

В Турции в Конституции содержится перечень оснований, при наличии которых лицо не может быть выдвинуто кандидатом на должность Президента Турции.

Так, в соответствии с Конституцией и законодательством Турции, кроме запрета на участие в президентских выборах в качестве кандидата на должность главы государства лица, не отбывшего либо отбывающего воинскую повинность, также содержится положение о том, что военнослужащие должны уйти в отставку для участия в выборах в качестве кандидатов на выборные должности, при этом в случае неизбрания восстановление в прежней должности может не состояться6.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ указала, что данные законодательные положения в отношении военнослужащих, а также иных категорий лиц, являются дискриминационными и должны быть пересмотрены турецким законодателем7.

В отдельных государствах установлены иные законодательные модели допуска военнослужащих и приравненных к ним лиц к участию в выборах в качестве кандидатов на должность главы государства, предусматривающие продолжительность периода нахождения военнослужащего в соответствующей военной должности (например, Гондурас, Колумбия) или получение высших должностей в течение установленного законодательством срока, предшествующего началу президентского периода (например, Сальвадор).

Так, в Гондурасе в соответствии с Конституцией и законодательством не могут быть избраны Президентом или Вице-президентом Гондураса, в частности, высшие офицеры и командиры Вооруженных сил, высшие командиры полиции и государственной безопасности, военные в период несения службы и члены любых вооруженных формирований, осуществлявших свою деятельность в течение двенадцати месяцев до даты проведения выборов.

В Колумбии в соответствии с законодательством при проведении президентских выборов на должность Президента или Вице-президента Колумбии не могут быть избраны лица, занимавшие в течение года до выборов должности командующего Вооруженными силами, начальника полиции.

Таким образом, законодательством Колумбии предусмотрена модель, в рамках которой ограничение пассивного избирательного права военнослужащего или полицейского высокого ранга связано не с освобождением им военной или полицейской должности в течение установленного законодательством периода до президентских выборов, а, наоборот, с законодательным установлением минимального срока нахождения указанных лиц на соответствующей должности до выборов (в течение года до выборов).

В Сальвадоре законодательно закреплено положение о том, что не могут быть кандидатами на должность Президента Сальвадора, в частности, лицо, в течение последнего года, непосредственно предшествующего началу президентского периода, бывшее Генеральным директором Национальной гражданской полиции, а также профессиональные военные, имевшие или получившие высшие должности в течение трех лет, предшествующих началу президентского периода.

В целом в зарубежных государствах указанной группы действует, как правило, универсальное законодательное правило-принцип, обеспечивающий свободу выбора – если имеется запрет на участие военнослужащего в выборах в качестве кандидата на выборную должность главы государства, его уход в отставку с занимаемой профессиональной военной службы, в том числе с соблюдением указанных в законодательстве сроков, является достаточным основанием для автоматического восстановления его пассивного избирательного права (например, Гватемала, Доминиканская Республика, Литва, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Турция).

Вместе с тем, указанный критерий как один из критериев избрания лица на должность главы государства также является относительно редким в конституционной и законодательной практике зарубежных государства, как и критерий занятия лицом определенных военных должностей до президентских выборов (например, Гондурас, Колумбия, Сальвадор).

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Три государства – Лесото, Марокко и Эсватини (бывший Свазиленд) являются монархиями.

[2] После образования в 2011 году независимого Южного Судана действующий Президент Южного Судана, ранее избранный на должность Вице-президента Судана (в рамках единого государства, в котором Южный Судан пользовался правами автономии), стал по должности главой нового независимого государства – Президентом Южного Судана.

[3] В Сомали президентские выборы были проведены 8 февраля 2017 года: первоначально выборы планировались на август 2016 года и должны были быть всеобщими и прямыми, однако по соображениям безопасности проведение президентских выборов несколько раз переносились и вместо первых всеобщих и прямых выборов Президента Сомали были проведены косвенные президентские выборы в парламенте.

[4] В некоторых зарубежных государствах аналогичный критерий законодательно распространяется и на выборы депутатов национального парламента (например, Алжир, Боливия).

Так, в Алжире депутатом Народной ассамблеи – нижней палаты парламента может быть избрано лицо, которое должно быть гражданином Алжира по рождению или в течение, по меньшей мере, пяти лет, в возрасте 25 лет, а также отбыть воинскую повинность (иметь освобождение от ее исполнения).

В Боливии в соответствии с новой Конституцией, принятой на национальном референдуме 25 января 2009 года, чтобы стать депутатом нижней палаты парламента, требуется, в частности, быть боливийцем по происхождению; мужчины должны отбыть воинскую повинность.

При этом в Республике Корее кандидаты в депутаты национального парламента в соответствии с решениями, принимаемыми Национальной избирательной комиссией Республики Кореи обязаны представлять подробную информацию, в частности, о прохождении военной службы.

[5] В некоторых зарубежных государствах аналогичный критерий распространяется и на выборы депутатов национального парламента.

Так, среди 56 государств – участников ОБСЕ в 27 государствах в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов действует конституционно-правовой запрет на участие в выборах, прежде всего в качестве кандидатов в депутаты национального парламента, как правило, нижней палаты парламента (например, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Греция, Ирландия, Испания, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Монголия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Таджикистан, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Швейцария, Эстония), тогда как в 29 государствах военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов дел дозволяется участвовать в выборах в качестве кандидатов в депутаты национального парламента, т.е. реализовать свое пассивное избирательное право (право быть избранным) (например, Австрия, Албания, Андорра. Беларусь, Бельгия, Болгария, Дания, Грузия, Германия, Исландия, Италия, Казахстан, Канада, Лихтенштейн, Македония, Монако, Нидерланды, Норвегия, Молдова, Российская Федерация, Сербия, Словения, США, Туркмения, Узбекистан, Украина, Черногория, Чехия, Швеция).

[6] При этом, в отличие от военнослужащих, судей и прокуроров, государственные служащие, ушедшие в отставку с занимаемой должности для участия в президентских выборах в качестве кандидатов на должность главы государства, в соответствии со статьей 7 Основных положений могут быть восстановлены в прежней либо равнозначной должности при условии подачи ими не позднее одного месяца со дня официального обнародования результатов президентских выборов заявление (прошение) о восстановлении в прежней должности государственного служащего.

[7] В целом, что в итоговых отчетах БДИПЧ ОБСЕ о результатах наблюдения на президентских выборах в государствах – участниках ОБСЕ указывается на то, что законодательное закрепление так называемого «армейского» критерия в качестве одного из оснований ограничения пассивного избирательного права лица при проведении президентских выборов противоречит обязательствам ОБСЕ, а также международным избирательным стандартам и подлежит пересмотру национальным законодателем.

Приложение

АРМЕЙСКАЯ СЛУЖБА (ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ) КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

п/п

Государство

Обязательное исполнение лицом воинской повинности для баллотировки кандидатом на должность главы государства

Запрет военнослужащим баллотироваться кандидатом на должность главы государства

Дозволение военнослужащим баллотироваться кандидатом на должность главы государства

1

Ангола

Да

(в соответствии с Конституцией и законодательством лицо наделяется полномочиями главы государства в результате проведения парламентских выборов, когда первый номер списка кандидатов победившей политической партии, политической коалиции становится главой государства (президентом);

на этой основе кандидаты на должность Президента Анголы должны обладать пассивным избирательным правом кандидатов в депутаты Национальной ассамблеи – однопалатного парламента;

в соответствии с законодательством несовместимым со статусом депутата Национальной ассамблеи является занятие некоторых должностей государственной и иной службы, в частности, военнослужащего)

 

 

2

Аргентина

Да

(в соответствии со статьей 73 Конституции Аргентины и статьей 12 Национального избирательного кодекса не могут быть избраны на должность Президента Аргентины военнослужащие, сотрудники спецслужб и, кроме того, лица, являвшиеся нарушителем Закона о военной службе)

 

 

3

Боливия

 

Да

(в соответствии с законодательством не могут быть избраны Президентом или Вице-президентом Боливии, в частности, лица, находящиеся на действительной военной службе)

 

4

Восточный Тимор

 

Да

(не может быть выдвинуто кандидатом на должность Президента Восточного Тимора лицо, которое является военнослужащим)

 

5.

Гватемала

 

 

Да

(в соответствии с законодательством не могут быть избранными на должность Президента или Вице-президента Гватемалы, в частности, каудильо или лица, возглавлявшие государственный переворот, вооруженную революцию или аналогичные движения, приведшие к нарушению конституционного строя, а равно те, кто в результате таких событий возглавил правительство; военные, за исключением случаев, когда они уволились из армии или ушли в отставку за пять лет до даты проведения выборов.)

6

Гондурас

 

 

Да

(в соответствии с Конституцией и законодательством не могут быть избраны Президентом или Вице-президентом Гондураса, в частности, высшие офицеры и командиры Вооруженных сил, высшие командиры полиции и государственной безопасности, военные в период несения службы и члены любых вооруженных формирований, осуществлявших свою деятельность в течение двенадцати месяцев до даты проведения выборов)

7

Доминиканская Республика

 

 

Да

(конституционно и законодательно закреплено, что для того, чтобы быть Президентом и Вице-президентом Доминиканской Республики, требуется, в частности, не состоять на действительной военной или полицейской службе как минимум в течение года до дня выборов)

8

Замбия

 

Да

(в соответствии с законодательством Президентом Замбии может быть избрано, в частности, лицо, отвечающее требованиям для назначения членом Национальной ассамблеи – парламента Замбии; несовместимым со статусом члена Национальной ассамблеи является одновременное замещение лицом ряда публичных должностей и осуществление определенных видов деятельности, в том числе военнослужащего, сотрудника полиции; на этой основе кандидат на должность Президента Замбии не должен быть военнослужащим или сотрудником полиции)

 

9

Колумбия

 

 

Да

(в соответствии с законодательством при проведении президентских выборов на должность Президента или Вице-президента Колумбии не могут быть избраны лица, занимавшие в течение года до выборов должности командующего Вооруженными силами, начальника полиции)

10

Литва

 

 

Да

(при проведении 12 мая 2019 года президентских выборов для участия в выборах в качестве кандидата на должность главы государства лицо, находящееся на военной службе, должно было уйти в отставку с занимаемой должности не позднее чем за 65 дней до дня официального обнародования решения о назначении указанных выборов)

11

Мексика

 

 

Да

(в соответствии с законодательством для того чтобы быть Президентом Мексики, необходимо не состоять на действительной службе в случае принадлежности к составу армии в течение шести месяце до дня выборов)

 

12

Молдова

 

Да

(Кодексом о выборах Молдовы устанавливаются дополнительные ограничения, запрещающие выдвижение кандидатур действующих военнослужащих в качестве кандидатов на должность Президента Молдовы)

 

13

Монголия

Нет

(в преддверии проведения 9 июня
2021 года очередных президентских выборов в законодательство были внесены изменения, отменяющие ранее действовавший запрет на участие в выборах в качестве кандидата на должность главы государства лица,

не отбывшего воинскую повинность)

 

 

14

Никарагуа

 

Да

(кандидатами на должность Президента или Вице-президента Никарагуа не могут быть, в частности, - лица, возглавлявшие или финансировавшие государственный переворот. Лица, создавшие угрозу функционированию конституционного строя и в результате совершения указанных действий принявшие на себя выполнение обязанностей главы Правительства, министерств или ведомств, а также высокие государственные должности в органах иных ветвей власти)

Да

(в соответствии со статьей 94 Политической Конституции Никарагуа служащие Вооруженных сил Никарагуа и национальной полиции не могут занимать выборные государственные должности, замещаемые по результатам всенародных выборов, если продолжают находиться на действительной военной службе и не ушли с занимаемой должности, по меньшей мере, за один год до выборов, в которых собираются участвовать)

15

Парагвай

 

 

Да

(в соответствии с законодательством не могут быть кандидатами на должность Президента Парагвая, в частности, служащие Вооруженных сил и полиции, находящиеся на действительной военной службе, кроме лиц, вышедших в отставку, по крайней мере, за месяц до дня всеобщих выборов;

кроме того, в соответствии со статьей 236 Конституции Парагвая военные и гражданские лица, возглавляющие государственный переворот, революцию или сходные с ними акции, посягающие на установленный Конституцией Парагвая правопорядок и присваивающие вследствие их совершения исполнительную власть или военное командование, присущие высшим должностным лицам, лишаются права занимать какие-либо государственные должности в течение двух следующих конституционных сроков президентских полномочий при одновременном соблюдении положений о привлечении к уголовной и гражданской ответственности)

16

Португалия

 

Да

(в соответствии с законодательством не могут быть выдвинуты кандидатами на должность Президента Португалии лица, находящиеся на военной службе)

 

 

17

Сальвадор

 

Да

(в соответствии со статьей 82 Конституции военнослужащие действительной службы и служащие Национальной гражданской полиции не могут претендовать на занятие должностей в результате всенародных выборов)

Да

(не могут быть кандидатами на должность Президента Сальвадора, в частности, лицо, в течение последнего года, непосредственно предшествующего началу президентского периода, бывшее Генеральным директором Национальной гражданской полиции, а также профессиональные военные, имевшие или получившие высшие должности в течение трех лет, предшествующих началу президентского периода)

18

Турция

Да

(при проведении 24 июня 2018 года досрочных президентских выборов кандидатами на должность главы государства не могли быть выдвинуты лица, не отбывшие либо отбывающие воинскую повинность)

 

Да

(в соответствии с Конституцией и законодательством при проведении 24 июня 2018 года досрочных президентских выборов военнослужащие должны уйти в отставку для участия в выборах в качестве кандидатов на выборные должности, при этом в случае неизбрания восстановление в прежней должности может не состояться)

19

Франция

Да

(в соответствии с Законом о военной службе и Избирательным кодексом ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента Франции в случае, если оно не отбыло воинскую повинность)

 

 

20

Эквадор

 

Да

(в соответствии со статьей 101 Политической Конституции Эквадора не могут быть кандидатами ни на какую выборную должность, в том числе Президента и Вице-президента Эквадора, военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе)

 

 

 

ИТОГО

4

8

10