«Автомобильное голосование» избирателей при поведении выборов в государствах региона ОБСЕ

«Автомобильное голосование» избирателей при поведении выборов в государствах региона ОБСЕ

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

14 июня, 2022

1. При проведении парламентских и президентских выборов в условиях пандемии коронавируса в ряде государств региона ОБСЕ более интенсивно стали развиваться дистанционные (удаленные) формы голосования избирателей в качестве одного из средств противодействия распространения коронавируса1.

Среди таких дистанционных форм голосования избирателей, в частности, голосование по почте, Интернет-голосование, а также такая новая форма голосования как так называемое «автомобильное голосование» (Drive-Through») (например, Исландия, Литва, Мальта, Нидерланды, США – отдельные штаты, Чехия).

В некоторых государствах указанные нововведения применяются и при проведении региональных и местных (муниципальных) выборов (например, Канада).

При этом, однако, в некоторых государствах некоторые нововведения в части новейших информационных технологий голосования избирателей так и не были воплощены на практике (например, Литва)2.

Указатель направления «автомобильного голосования» избирателей

«Автомобильное голосование» представляет собой электоральную технологию голосования избирателей на избирательных участках по принципу «Макавто», когда избиратель, находясь в собственном автомобиле (на велосипеде, мотоцикле или ином транспортном средстве), и, не выходя из него, в начальной точке «электоральной дистанции» (электорального маршрута) предъявляет члена участковой избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность, получает от него избирательный бюллетень, заполняет данный избирательный бюллетень в салоне автомобиля, и, затем, в конечной точке данного маршрута, опускает его в ящик для голосования.

Участниками «автомобильного голосования» являются избиратели, которые в условиях пандемии коронавируса находятся на самоизоляции или лечении в связи с COVD-19 заболеванием и по соображениям общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности должны принимать участие в голосовании в особом порядке.

Одним из «электоральных пионеров» новой технологии голосования избирателей на европейском континенте стали Нидерланды, впервые применившие ее при проведении очередных парламентских выборов 15-17 марта 2020 года в рамках многодневного – трехдневного – голосования избирателей.

Затем, данную электоральную технологию подхватили некоторые другие государства региона ОБСЕ, в которых должны были проводиться очередные парламентские и (или) президентские выборы.

В ряде случаев применение новой электоральной технологии «автомобильного голосования» избирателей имеет разовый характер, связанный с пандемией коронавируса.

При этом в некоторых государствах на избирательные органы законодательно возлагается обязанность по индивидуальной доставке избирателей указанной категории для голосования в специальных избирательных участках в случае, если они не имеют личного автомобиля или право на управление транспортным средством (например, Мальта).

2. В Нидерландах при проведении 15-17 марта 2020 года очередных парламентских выборов в условиях пандемии коронавируса и в соответствии с законодательством голосование избирателей проводилось не в один день, являющийся, как правило, средой, а в разовом порядке в течение трех календарных дней – 15, 16 и 17 марта (понедельник, вторник и среда), и такое голосование избирателей при проведении парламентских выборов являлось первым в современной политической истории Нидерландов фактически многодневным – трехдневным – голосованием.

При этом в городе Амстердаме впервые была предусмотрена такая технология голосования избирателей, как образование специальных «пешеходно-транспортных» избирательных участков и проведение голосования избирателя в автомобиле, на велосипеде, на улице.

Для этого были выделены специальные линии для указанных транспортных средств (для автомобилей – четыре линии, для велосипедов – одна линия), в конце которых были установлены ящики для голосования.

При этом в автомобиле, на велосипеде должен был находиться только один избиратель.

Если 15 и 16 марта избиратели, прежде всего пожилые, а также избиратели, находившиеся в группе медицинского риска, могли проголосовать на некоторых избирательных участках, а 17 марта – все избиратели на всех избирательных участках, то для «транспортных» избирателей голосование проводилось в течение всех трех календарных дней.

Для избирателей-пешеходов также была выделена соответствующая линия для голосования и установлено несколько уличных кабин и ящиков для голосования.

В день голосования член участкового избирательного совета перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проверял карточку избирателя, и возможное невключение указанной карточки в список недействительных карточек избирателей, и после выдачи избирателю избирательного бюллетеня изымал данную карточку у избирателя.

На этой основе обеспечивалась невозможность множественного участия избирателя в голосовании.

При проведении голосования избирателей использовались бумажные избирательные бюллетени.

В Исландии при подготовке к проведению 25 сентября 2021 года очередных парламентских выборов Министерство юстиции Исландии разработало и внесло в правительство Исландии законопроект, предусматривающий предоставление избирателям в условиях пандемии коронавируса возможности принять участие в голосовании с использованием новой электоральной технологии голосования – «автомобильного голосования».

Предполагалось, что указанная электоральная технология будет применена в разовом порядке в качестве одной из дополнительных форм голосования избирателей, которые находятся на самоизоляции или поражены коронавирусом.

В целом, законопроект предусматривал расширение возможностей для участия избирателей указанной категории в голосовании, в том числе на основе предоставления им возможности проголосовать с использованием переносных ящиков для голосования, а также на специальных избирательных участках в рамках электоральной модели «автомобильного голосования».

В Канаде при проведении 16 октября 2017 года муниципальных выборов в городе Калгари (провинция Альберта) впервые было проведено «автомобильное голосование» избирателей.

Затем, в период пандемии коронавируса, при проведении 9 февраля 2021 года муниципальных выборов в городе Сент-Джонс, столице провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, избиратели, находившиеся на самоизоляции, также могли проголосовать в формате «автомобильного голосования» в специальном избирательном центре.

В Литве при проведении 11 октября (первый тур голосования) и 25 октября (второй тур голосования) 2020 года очередных парламентских выборов в соответствии с обновленным законодательством избиратели, которые находились на самоизоляции в условиях пандемии коронавируса, могли принять участие в голосовании на специальных избирательных участках в формате «автомобильного голосования».

При этом если при проведении 11 октября 2020 года первого тура голосования избирателям, находившимся на самоизоляции, было рекомендовано голосовать на дому с использованием переносных ящиков для голосования (при этом, однако, не исключалось их участие в голосовании в формате «автомобильного голосования»); то при проведении 25 октября второго тура голосования они могли без каких-либо рекомендательных ограничений принимать участие в голосовании в формате «автомобильного голосования».

Четыре специальных центра для голосования избирателей, находящихся на самоизоляции, проводили голосование избирателей указанной категории в Каунасе, Шауляя, Вильнюсе и Расейняйе; при этом избиратели с положительными результатами теста на COVID-19 могли голосовать только на дому.

На Мальте в условиях пандемии коронавируса и в преддверии проведения в 2022 году очередных парламентских выборов Избирательная комиссия Мальты разработала и внесла в правительство законопроект внесении изменений в Закон о выборах, предусматривающий возможность проведения голосования избирателей, находящихся на самоизоляции (карантине) или с положительным тестом в формате так называемого «автомобильного голосования», поскольку действующее законодательство предусматривало образование специальных избирательных участков только в медицинских (лечебных) учреждениях и домах для престарелых.

При этом Арнольд Кассола, один из независимых кандидатов на предстоящих парламентских выборах, предлагал введение процедуры не «автомобильного голосования» избирателей, а голосования избирателей по почте.

В конечном счете, парламентские политические партии поддержали предложение Избирательной комиссии Мальты.

В период пандемии коронавируса парламент принял законодательные поправки, предусматривающие возможность принять участие в голосовании лицам, находящихся на самоизоляции (карантине) или с положительным тестом, в рамках такой электоральной технологии, как образование специальных избирательных участков и голосование таких избирателей с использованием личного автомобиля3.

При этом избирателям, которые не имели личного транспортного средства, Избирательной комиссией Мальты выделялся специальный транспорт для их доставки в помещения для голосования соответствующего специального избирательного участка.

Для проведения «автомобильного голосования» указанной категории избирателей были образованы специальные участковые избирательные комиссии.

«Автомобильное голосование» избирателей на парламентских выборах на Мальте 26 марта 2022 года

Закрепленная законодательством схема «автомобильного голосования» избирателей предусматривает, что избиратель находится в салоне автомобиля, член участковой избирательной комиссии в защитном медицинском костюме вручает избирателю для заполнения избирательный бюллетень того избирательного округа, на территории которого избиратель зарегистрирован, после заполнения избирательный бюллетень опускается в ящик для голосования, единый для всех избирателей, голосующих на данном специальном избирательном участке, независимо от избирательного округа, на территории которого избиратель зарегистрирован (по аналогии с тем, как голосуют избиратели, находящиеся в лечебных учреждениях); при этом заполненный избирательный бюллетень избиратель может лично опустить в ящик для голосования, либо передать (с сохранением тайны голосования) члену участковой избирательной комиссии для последующего опускания его в указанный ящик для голосования.

В США при проведении 3 ноября 2020 года всеобщих выборов в Конгресс США и Президента США обновленное законодательство ряда штатов, в частности, Айовы, Калифорнии, Техаса, ввело новую электоральную технологию голосования избирателей в условиях пандемии коронавируса, а именно; голосование избирателей на избирательных участках по принципу «Макавто», когда избиратель, находясь в собственном автомобиле и не выходя из него, получает на начальной «электоральной дистанции» от члена участковой избирательной комиссии избирательный бюллетень, заполняет его в салоне автомобиля, и, затем, в конечной точке данного маршрута автомобильного голосования, опускает его в ящик для голосования.

При этом «автомобильное голосование» применялось в ряде штатов как при проведении досрочного голосования, так и в день общего голосования избирателей (например, в Айове)

Использование указанной электоральной технологии при проведении выборов Президента США породила волну жалоб со стороны проигравшей на указанных выборах команды действующего Президента США Дональда Трампа: в частности, в штате Техас в Верховный суд штата были поданы жалобы о признании нелегитимным использования данной электоральной технологии при проведении голосования избирателей.

Избирательный кодекс Техаса закрепляет возможность использования процедуры «автомобильного голосования» при проведении досрочного голосования избирателей.

В конечном счете, хотя жалобы и были оставлены без удовлетворения различными судебными инстанциями, местные организаторы выборов в избирательном округе графства Харрис (штат Техас) накануне дня голосования приняли решение о закрытии 9-ти из 10-ти специальных избирательных участков, ранее предназначенных для «автомобильного голосования» избирателей.

«Автомобильное» голосование» избирателей на выборах в США 3 ноября 2020 года

При этом на избирательных участках графства Харрис в «автомобильном голосовании», которое проходило в общих рамках досрочного голосования избирателей штата, прияло участие около 127.000 избирателей (около 9% от общего числа избирателей, принявших участие в досрочном голосовании).

В Чехии при подготовке к проведению 8-9 октября 2021 года очередных парламентских выборов в рамках традиционного двухдневного голосования избирателей Министерство внутренних дел Чехии разработало и внесло в правительство законопроект, предусматривающий предоставление избирателям в условиях пандемии коронавируса возможности принять участие в голосовании с использованием новой электоральной технологии голосования – «автомобильного голосования».

Предполагалось, что указанная электоральная технология будет применена в разовом порядке в качестве одной из дополнительных форм голосования избирателей, которые находятся на самоизоляции или поражены коронавирусом.

Ряд участников парламентских выборов поддержали данную идею и законодательное предложение, при этом некоторыми другими участниками парламентских выборов и экспертами высказывалось также предложение о целесообразности использования иной технологии голосования избирателей, а именно: голосования по почте.

В целом, законопроект предусматривал расширение возможностей для участия избирателей указанной категории в голосовании на основе предоставления им возможности проголосовать с использованием переносных ящиков для голосования, голосования в местах временного пребывания (в частности, в медицинских учреждениях), а также на специальных избирательных участках в рамках «автомобильного голосования».

Указанный законопроект об особых формах голосования избирателей в условиях пандемии коронавируса, внесенный правительством в парламент, был принят парламентом 21 июля 2021 года.

При проведении указанных парламентских выборов избирателям, находящимся на карантине или самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, была предоставлена возможность приять участие в досрочном голосовании в формате «автомобильного голосования».

Избиратели данной категории могли принять участие в «автомобильном голосовании» за два дня до двух дней общего голосования избирателей, т.е. 6 октября 2021 года.

Специальные избирательные участки были образованы во всех избирательных округах.

Соответствующие региональные органы власти 23 сентября 2021 года обнародовали список специальных избирательных участков для «автомобильного голосования» избирателей и места их расположения.

6 октября «автомобильное голосование» проводилось с 08:00 до 17:00 по местному времени.

Для получения избирательного бюллетеня избиратель должен был предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, удостоверение личности, карточку избирателя), а также документ, удостоверяющий нахождение его на карантине или самоизоляции.

Избиратели должны были носить медицинскую маску (респираторы) и при голосовании не покидать салона автомобиля.

В целом, 1.601 избиратель, находившийся на самоизоляции или карантине в связи с пандемией коронавируса, приняли участие в «автомобильном голосовании» на 82 специальных «автомобильных» избирательных участках (в целом, на указанных выборах в списки избирателей было включено 8.275.752 избирателя).

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Дистанционные формы голосования могут применяться и в других, в том числе нестандартных условиях организации как выборов, так и референдумов, в том числе в постконфликтных территориях и местностях.

[2] Кроме того, в условиях пандемии коронавируса в соответствии с законодательными поправками, принятыми 30 июня 2020 года Сеймом – однопалатным парламентом, была законодательно предусмотрена разовая возможность организации и проведения на указанных выборах дистанционного электронного голосования с использованием сети Интернет для зарубежных литовских избирателей и избирателей, находящихся на территории Литвы в режиме самоизоляции.

При этом Министерство юстиции Литвы предлагало законодателю распространить применение указанной процедуры голосования избирателей на проведение муниципальных, президентских и общеевропейских выборов, а также референдума.

В соответствии с законодательными поправками, дистанционное электронное голосование могло проводиться в течение трех календарных дней с 09:00 до 22.00 по местному времени, т.е. в рамках календарного периода проведения досрочного голосования.

Избиратель был вправе электронно проголосовать неограниченное количество раз, однако, юридически значимым считалось бы его последнее по времени голосование с использованием сети Интернет.

При этом избиратель, проголосовавший по сети Интернет, мог отменить результаты своего дистанционного электронного голосования, придя в день общего голосования до окончания официального времени голосования в помещение для голосования своего избирательного участка и проголосовать с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня.

Однако, при условии невозможности разработки и тестирования системы дистанционного электронного голосования в кратчайшие до проведения указанных очередных парламентских выборов сроки Интернет-голосование не применялось.

[3] При проведении 26 марта 2022 года очередных парламентских выборов законодательство предусматривало проведение голосования избирателей непосредственно в помещении для голосования избирательного участка, досрочное голосование определенных категорий избирателей (в частности, избирателей, которые выезжают за пределы территории Мальты и не смогут проголосовать в день общего голосования избирателей), а также так называемое «автомобильное голосование» избирателей, находящихся на самоизоляции (карантине) или с положительным тестом, в помещениях специальных избирательных участков.