Бумажные и электронные избирательные бюллетени и реализация права голоса

Бумажные и электронные избирательные бюллетени и реализация права голоса

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

11 марта, 2025

1. В мировой электоральной практике постепенно начинает применяться электронное (компьютерное) голосование, технические средства подсчета голосов избирателей – комплексы электронного голосования, а также дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование), (например, Австралия, Албания, Армения – Интернет-голосование зарубежных армянских избирателей, Бельгия, Болгария, Италия, США – отдельные штаты, Узбекистан, Франция – Интернет-голосование зарубежных французских избирателей, Швейцария, Эстония)1.

В некоторых государствах электронное голосование, технические средства подсчета голосов, Интернет-голосование применяются при проведении президентских и (или) парламентских выборов, в других государствах – при проведении парламентских выборов, либо президентских, парламентских и иных видов выборов, в том числе надгосударственных выборов – в Европейский парламент.

Одним из дискутируемых вопросов внедрения современных избирательных технологий является предоставление избирателям возможности выбора между способами голосования, в том числе непосредственно в помещении для голосования избирательного участка, либо жесткое законодательное закрепление того или иного, фактически, единственного способа голосования – бумажного или машинного (электронного), либо предоставление избирателю возможности проголосовать любым удобным для него способом голосования, в том числе непосредственно в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах, либо возможности изменить волеизъявление, выраженное в электронном (машинном) виде, при последующем окончательном голосовании с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

В ряде государств при проведении соответствующих выборов в соответствии с законодательством все избиратели, за некоторым исключением, голосуют с помощью технических (электронных) средств подсчета голосов (например, Болгария – с ноября 2021 года), либо избиратели отдельных регионов государства голосуют с использованием технических средств подсчета, тогда как в других регионах страны проводится традиционное голосование избирателей с использованием бумажных избирательных бюллетеней и ящиков для голосования (например, Бельгия).

Необходимо отметить, что в условиях прошедшей пандемии коронавируса более широкое и динамичное развитие получили такие дистанционные формы голосования избирателей, как голосование по почте (в частности, США, ФРГ), дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование).

В этих условиях автоматизация избирательного процесса на основе внедрения технических средств подсчета голосов несколько замедлилась, хотя в отдельных государствах она, наоборот, становится практически единственно возможным способом голосования для избирателей (например, как уже отмечалось, Болгария – с ноября 2021 года).

Вместе с тем развивается и такое направление цифровизации и автоматизации избирательного процесса, как предоставление избирателю возможности удостовериться в том, что его электронный голос учтен и подсчитан правильно.

В дополнение к традиционному бумажному подтвердителю (справочному ленточному устройству), которым снабжаются электронные (сенсорные) технические средства подсчета, позволяющие избирателю удостовериться в правильности учета его волеизъявления при голосовании, внедряется и такой новый инструмент, как предоставление избирателю считываемой на мобильный телефон или иное персональное техническое устройство подтверждающей информации об учете его волеизъявления в виде QR-кода (например, Бельгия).

В некоторых государствах в рамках модели дистанционного электронного голосования (Интернет-голосования) расширяется технологическая основа для участия избирателей в таком голосовании, которая предусматривает, что при проведении выборов и иных народных голосований избиратели могут принять участие в таком голосовании не только со стационарного компьютера, но также с помощью персональных мобильных телефонов (смартфонов) и соответствующих мобильных приложений (например, Эстония).

В законодательстве ряда государств закреплено такое новое положение, что результаты голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов, а также дистанционного электронного голосования (Интернет-голосования) имеют уже не предварительный, а юридически значимый характер2.

В ряде европейских государств законодательно закреплены различные модели соотношения электронного (машинного), включая Интернет-голосование, а также бумажного голосования избирателей.

Кроме того, в некоторых государствах при проведении выборов применяется, в том числе в экспериментальном порядке, электоральная модель голосования избирателей, в рамках которой избирателям предоставлено право выбора способа голосования – при помощи технического (машинного) устройства (технического средства подсчета голосов), дистанционного электронного голосования, или путем простановки ручной отметки в стандартном бумажном избирательном бюллетене в помещении для голосования избирательного участка; при этом предварительной подачи избирателем заявления о выборе того или иного способа голосования не требуется (например, Австралия, США – отдельные штаты, Эстония).

При этом в некоторых европейских государствах законодательно закреплена особая, так называемая модель повторного голосования избирателя, в рамах которой избиратель, принимавший участие в досрочном голосовании с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня, может отменить свое указанное голосование и проголосовать непосредственно в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах в помещении для голосования избирательного участка; при этом ранее поданный им голос (в рамках досрочного голосования) признается юридически ничтожным и аннулируется.

Аналогичная модель применяется в некоторых государствах, где наряду с голосованием с помощью бумажного избирательного бюллетеня применяется дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование) (например, Эстония).

На этой основе и, практически независимо от применяемой модели голосования избирателей, избирательные участки должны быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдаются избирателям, ранее принявшим участие в досрочном голосовании, либо Интернет-голосовании, но, затем, принявшим решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня непосредственно в помещении избирательного участка в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах.

Вместе с тем, в некоторых государствах в рамках дистанционного электронного голосования (Интернет-голосования) осуществлен переход от предоставляемой избирателю законодательством возможности многократного изменения своего электронного голос к модели исключительно однократного электронного голосования (Интернет-голосования) на основе приравнивания электронного голоса к бумажному голосу.

Так, в Швейцарии в 2022 году федеральное правительство существенным образом изменило (модифицировало) формат организации и проведения дистанционного электронного голосования избирателей (Интернет-голосования) при проведении 22 октября 2023 года очередных федеральных парламентских выборов.

В частности, на основе расширения сферы применения дистанционного электронного голосования зарубежные швейцарские избиратели трех кантонов (Базель-Штадт, Санкт-Галлен и Тургау) могли принять участия в Интернет-голосовании на указанных выборах; кроме того, избиратели с ограниченными физическими возможностями, зарегистрированные на территории кантона Базель-Штадт, а также на территории нескольких коммун (общин) в кантоне Санкт-Галлен, также могли принять участие в дистанционном электронном голосовании (Интернет-голосовании): в целом, «подключение» к Интернет-голосованию указанной категории избирателей охватывало около 65.000 избирателей или 1.2% от общего числа зарегистрированных избирателей.

При этом, в отличие от прежней модели, избиратели могли проголосовать по сети Интернет (электронно-дистанционно) только один раз, и поданный в электронном виде голос не мог быть в дальнейшем отменен или изменен (указанная модель голосования максимально «приближена» к стандартной модели организации и проведения голосования избирателей по почте либо непосредственно в помещении для голосования избирательного участка с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня).

Таким образом, Интернет-голосование (дистанционное электронное голосование) стало единственным способом голосования избирателей в указанных кантонах, и последующее голосование избирателя с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка, отменяющее ранее поданный его электронный голос, стало невозможным.

В отдельных государствах законодательно предусмотрена и такая электоральная модель, в рамках которой зарубежные национальные избиратели, своевременно не получившие по почте пакет избирательной документации, в том числе стандартные бумажные избирательные бюллетени, могут загрузить в электронном виде и распечатать на печатающем устройстве (принтере) избирательный бюллетень, заполнить его и отправить по почте в соответствующий электоральный орган (например, Испания, Нидерланды).

В некоторых европейских государствах при проведении парламентских выборов обычной электоральной практикой является использование такой электоральной модели, в рамках которой предусматривается заблаговременное направление избирателям по почте образцов избирательных бюллетеней (например, Люксембург).

Необходимо отметить, что если в одних государствах законодательно закреплена возможность предоставления избирателю безбарьерного выбора формата участия в голосовании – с помощью технических средств подсчета голосов лили Интернет-голосования, и (или) стандартных бумажных избирательных бюллетеней, в том числе возможности окончательного голосования с помощью бумажного избирательного бюллетеня и отменой последнего результата электронного голосования избирателя (например, Эстония – Интернет-голосование), то в некоторых других государствах такая возможность отсутствует (например, Бельгия – электронное голосование).

При этом в случае если избиратель первоначально выбрал машинный (электронный) формат голосования, в соответствии с законодательством непосредственно в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах, он может проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении для голосования избирательного участка; в этом случае его электронной голос аннулируется и юридическое значение имеет только последний его голос, поданный с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Вместе с тем в отдельных европейских государствах законодательство не предусматривает положение о том, что при проведении электронного (дистанционного) голосования избирателей данная форма голосования должна поддерживаться и гарантироваться обязательным наличием в помещении для голосования избирательного участка стандартных бумажных избирательных бюллетеней, которые – в случае сбоя машинного (электронного) голосования или в иных случаях, предусмотренных законодательством, выдаются избирателям без каких либо предварительных условий или обращений (например, Бельгия).

Модель электронного голосования избирателей на основе использования сенсорных технических средств голосования (комплексов электронного голосования) также применяется в ряде зарубежных государств, при этом в некоторых из них голосование избирателей проводится только с использованием данного вида технических средств подсчета голосов или преимущественно с использованием иных разновидностей технических средств подсчета голосов.

При этом в некоторых государствах процедура голосования избирателей является смешанной – на одних избирательных участках применяются технические (электронные) средства подсчета голосов (комплексы электронного голосования), на других – только стандартные бумажные избирательные бюллетени.

На избирательных участках первого вида избиратели голосуют с использованием только технических средств подсчета голосов (комплексов электронного голосования), и возможность выбора для избирателей между голосованием с использованием технических средств подсчета голосов или бумажными избирательными бюллетенями, либо наличия бумажных избирательных бюллетеней в качестве одной из дополнительных гарантий обеспечения процедуры голосования в случае выхода из строя технических средств подсчета голосов, законодательно не предусмотрена.

В целом, законодательство и практика проведения выборов в ряде европейских государств, где применяется смешанная – электронная (машинная) и бумажная форма голосования избирателей – показывает, что, тем не менее, как правило, в обязательном порядке избирателям должна предоставляться возможность принять участие в голосовании с использованием стандартных бумажных избирательных бюллетеней.

При этом такая возможность должна быть предоставлена и в случае, если предусмотрено только электронное (машинное) или же Интернет-голосование избирателей (за исключением Интернет-голосования для зарубежных национальных избирателей), причем получение стандартного бумажного избирательного бюллетеня не должно быть сопряжено с предварительной подачей заявления о предоставлении возможности проголосовать с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

В этих условиях возможность получить и проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня является одной из гарантий обеспечения избирательных прав граждан при проведении различного вида и уровней выборов, иных форм народного голосования.

На этой основе законодательство некоторых государств европейского региона предусматривает возможность легального (юридически значимого) многократного голосования избирателя на одних выборах при соблюдении условия о том, что последующее голосование отменяет результат предыдущего голосования (например, Андорра, Исландия, Литва, Эстония) либо в случае участия избирателя в голосовании непосредственно в день общего голосования избирателей, если он первоначально подавал заявление на участие в досрочном голосовании, но фактически не принял в нем участия (например, Португалия).

Данное положение распространяется как на голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня, так и электронного бюллетеня.

При этом в соответствии с законодательством юридическим значимым (действительным) является только последнее по времени голосование избирателя – электронное либо с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня (например, Андорра, Исландия, Литва, Эстония).

В отдельных государствах такая возможность законодательно предусмотрена (либо была предусмотрена) в случае законодательного предоставления избирателям – в рамках модели «юридически значимого последнего голоса избирателя» – возможности проголосовать либо по сети Интернет, либо в день общего голосования избирателей с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении для голосования избирательного участка (например, Литва, Норвегия – при проведении в 2013 году парламентских выборов, Швейцария, Эстония).

В частности, БДИПЧ ОБСЕ при проведении международного наблюдения на выборах в государствах, использовавших, в том числе в экспериментальном порядке, дистанционное электронное голосование избирателей (т.е. Интернет-голосование) рекомендовала некоторым из этих государств предоставить избирателям возможность многократного электронного голосования с сохранением юридической значимости только последнего электронного голосования либо голосования с использованием бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка (например, Швейцария)3.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями – вне зависимости от вида машинного (электронного) голосования избирателей или дистанционного электронного голосования – на случай если избиратель, ранее принявший участие в электронном, в том числе дистанционном электронном голосовании, примет окончательное решение принять участие в голосовании с помощью бумажного избирательного бюллетеня.

2. В рамках модели «жесткого» соотношения электронного (машинного) и бумажного голосования избирателей в Болгарии обновленный Избирательный кодекс ввел фактически полномасштабную технологию электронного голосования избирателей – голосование с использованием технических (электронных) средств подсчета голосов на всех избирательных участках с численностью не менее 300 избирателей4.

Первоначально в соответствии с законодательными поправками, принятыми в 2019 году, предусматривалось полномасштабное применение указанных технических средств подсчета в качестве единственного и основного способа голосования избирателей при проведении парламентских выборов.

Однако, в сентябре 2020 года был принят новый пакет законодательных поправок в Избирательный кодекс, предусматривающий, в частности, введение комбинации двух основных способов голосования избирателей – с использованием по выбору избирателя5 традиционного бумажного избирательного бюллетеня или технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов электронного голосования) и электронного избирательного бюллетеня6.

При этом в соответствии с новым пакетом законодательных изменений, внесенных 29 апреля 2021 года в Избирательный кодекс, в преддверии проведения 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов, вновь был осуществлен возврат к смешанной (машинно-бумажной) модели голосования избирателей, в рамках которой на избирательных участках с числом избирателей более 300 человек голосование осуществляется машинным способом (с использованием технических средств подсчета голосов) и бумажных избирательных бюллетеней (по желанию избирателя), а на избирательных участках с числом избирателей менее 300 человек – с использованием только бумажных избирательных бюллетеней.

В конце 2022 года в Избирательный кодекс вновь были внесены очередные поправки, предусматривавшие восстановление голосования избирателей с использованием бумажных избирательных бюллетеней наравне с голосованием с использованием технических средств подсчета голосов и электронных избирательных бюллетеней; введение экранов (боковых шторок) для голосования вместо кабин для голосования; введение положения о том, что технические средства для голосования должны после окончания официального времени голосования избирателей распечатывать избирательные бюллетени (вместо бумажных итоговых записей), которые, т.е. распечатанные бумажные избирательные бюллетени, будут подсчитываться вручную после закрытия избирательных участков вместе с поданными избирателями бумажными избирательными бюллетенями, находящимися в стационарных ящиках для голосования, и преференциальными предпочтениями избирателей, отмеченными в избирательных бюллетенях, по отношению к кандидатам, включенным в списки кандидатов7.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям, ранее принявшим участие в электронном голосовании, но, в конечном счете, принявшим решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Так, при проведении 9 июня 2024 года досрочных парламентских выборов ЦИК Болгарии приняла разъяснения (спустя два часа после открытия избирательных участков для голосования избирателей), в соответствии и с которыми в случае выхода из строя технических средств подсчета голосов, участковые избирательные комиссии должны продолжать голосование, выдавая избирателям стандартные бумажные избирательные бюллетени.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям.

На практике, при проведении указанных выборов, на 148 избирательных участках технические средства подсчета голосов избирателей вышли из строя (134 – на территории Болгарии и 14 – за рубежом).

В целом, в протоколе о результатах парламентских выборов имеется, в частности, две строки, одна из которых содержит сведения о количестве избирателей, проголосовавших с использованием технических средств подсчета голосов, и другая – проголосовавших с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Так, из 2.269.831 избирателя, принявших участие в голосовании, с помощью технических средств подсчета голосов проголосовало
815.294 избирателя, с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня – 1.454.537 избирателей.

В Норвегии впервые пилотная (экспериментальная) технология Интернет-голосования избирателей применялась при проведении в 2011 году местных выборов и в 2013 году – парламентских выборов.

Так, при проведении 9 сентября 2013 года парламентских выборов 250.219 избирателей из 12 муниципалитетов 10 различных избирательных округов могли принять участие в экспериментальном Интернет-голосовании.

Для организации и проведения Интернет-голосования избирателей был образован специальный Комитет по вопросам Интернет-голосования в составе девяти человек.

В соответствии с законодательством Интернет-избиратель мог проголосовать в электронном виде неограниченное число раз, при этом, однако, юридически значимым являлось только его последнее электронное голосование.

При этом избиратель мог проверить результат учета его электронного волеизъявления с помощью индивидуального четырехзначного возвратного кода для каждой политической партии, включенной электронный избирательный бюллетень, который он получал как на индивидуальной карточке-приглашении, так и, затем, в виде SMS-сообщения.

Избиратель мог также проголосовать в рамках досрочного голосования с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня, при этом такое голосование отменяло его волеизъявление в рамках электронного голосования (Интернет-голосования).

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям, ранее принявшим участие в электронном голосовании, но, в конечном счете, принявшим решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня8.

В Швейцарии работы по поэтапному использованию технологии Интернет-голосования начались еще в 2000 году и по состоянию на 2018 год 14 кантонов (из 26) в экспериментальном порядке провели Интернет-голосование для различных групп избирателей, при этом 229 различного вида Интернет-голосования было проведено и на федеральном уровне9.

В частности, в кантонах, использующих женевскую модель организации избирательного процесса, избиратели-инвалиды в 2018 году принимали участие в Интернет-голосовании на федеральных парламентских выборах с 28 сентября 2018 года до 12:00 17 сентября, в кантонах, использующих невшательскую модель организации избирательного процесса, избиратели голосовали с
21 сентября по 17 сентября, при этом возможность Интернет-голосования для избирателей-инвалидов должна была быть предоставлена им только в будущем.

При этом экспериментальное внедрение технологии Интернет-голосования избирателей не отменяло возможности использования избирателями традиционных форм голосования – при помощи стандартных бумажных избирательных бюллетеней в помещениях для голосования избирательного участка или по почте, а являлось еще одной – новой и дополнительной, хотя и экспериментальной – формой дистанционного электронного голосования, опирающейся на современные информационные технологии дистанционного (удаленного) голосования.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям, ранее принявшим участие в электронном голосовании, но, в конечном счете, принявшим решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

В 2022 году федеральное правительство существенным образом изменило (модифицировало) формат организации и проведения дистанционного электронного голосования избирателей (Интернет-голосования) при проведении 22 октября 2023 года очередных федеральных парламентских выборов.

В частности, на основе расширения сферы применения дистанционного электронного голосования зарубежные швейцарские избиратели трех кантонов (Базель-Штадт, Санкт-Галлен и Тургау) могли принять участия в Интернет-голосовании на указанных выборах.

Кроме того, избиратели с ограниченными физическими возможностями, зарегистрированные на территории кантона Базель-Штадт, а также на территории нескольких коммун (общин) в кантоне Санкт-Галлен, также могли принять участие в дистанционном электронном голосовании (Интернет-голосовании).

В целом, «подключение» к Интернет-голосованию указанной категории избирателей охватывало около 65.000 избирателей или 1.2% от общего числа зарегистрированных избирателей.

Для участия в Интернет-голосовании избиратели должны были первоначально авторизоваться на основе персонального кода, полученного ими по личной электронной почте, и, затем, голосовали через подключение к стандартному браузеру.

При этом, в отличие от прежней модели, избиратели могли проголосовать по сети Интернет (электронно-дистанционно) только один раз, и поданный в электронном виде голос не мог быть в дальнейшем отменен или изменен (указанная модель голосования максимально «приближена» к стандартной модели организации и проведения голосования избирателей по почте либо непосредственно в помещении для голосования избирательного участка с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня).

Таким образом, Интернет-голосование (дистанционное электронное голосование) стало единственным способом голосования избирателей в указанных кантонах, и последующее голосование избирателя с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка, отменяющее ранее поданный его электронный голос, стало невозможным.

В целом, Интернет-голосование избирателей на указанных парламентских выборах начиналось, в зависимости от кантона, в период с
18 по 25 сентября, и завершилось в 12:00 по местному времени 22 сентября 2023 года, накануне дня общего голосования избирателей на парламентских выборах (при этом голосование избирателей в помещении избирательных участков проводилось с 10:00 до 12;00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составила 2 часа).

В Эстонии в рамках модели электронного и бумажного голосования избирателей в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов избирателям предоставлена возможность по их выбору проголосовать дистанционно – по сети Интернет (досрочно в течение нескольких календарных дней до дня общего голосования избирателей на указанных выборах), либо непосредственно в день общего голосования избирателей с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.

При этом при голосовании по сети Интернет избирателю также предоставлена возможность многократного электронного голосования, однако, юридически значимым является его последнее по времени голосования электронное голосование.

Кроме того, в соответствии с законодательными поправками, с 2021 года избиратель предоставлено право в день общего голосования проголосовать в помещении избирательного участка с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня и, в этих условиях, юридически значимым путем его голосование с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня, при этом голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня является однократным и какому-либо последующему изменению избирателем не подлежит.

Таким образом, в соответствии с законодательством, и в рамках модели «юридически значимого последнего голоса избирателя», избиратель может изменить свой первоначальный голос, отданный в электронном виде, придя в день общего голосования избирателей в помещение своего избирательного участка и проголосовав с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

На этой основе избирательные участки должны быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдаются избирателю, ранее принявшем участие в электронном голосовании, но, в конечном счете, принявшего решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Порядок подсчета голосов избирателей обеспечивает учет только одного, последнего, голоса избирателя с тем, чтобы не допустить многократное голосование одного и того же избирателя.

Так, в день голосования после 20:00 по местному времени пересчитываются все голоса избирателей, отданные на избирательном участке, по итогам которого участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

При этом все избирательные бюллетени и избирательные документы упаковываются и отправляются уездному руководителю выборов.

Поступившие избирательные бюллетени пересчитываются комиссией по подсчету голосов, образованной на уровне уезда.

Если комиссия по подсчету голосов обнаруживает ошибки в результатах участковой избирательной комиссии (протоколе об итогах голосования), о вносимых поправках будет составлено приложение к протоколу комиссии по подсчету голосов.

При этом результаты электронного голосования избирателей в день проведения выборов после 19:00 по местному времени (т.е. до окончания времени общего голосования избирателей на территории страны (20:00) в централизованном порядке определяет Государственная служба по организации выборов.

При подсчете электронных голосов избирателей должно присутствовать не менее трех лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов и не менее половины состава Республиканской избирательной комиссии Эстонии.

Перед подсчетом электронных голосов избирателей аннулируются электронные голоса избирателей, которые были ими изменены вплоть до последнего поданного электронного голоса, либо электронный голос был отменен путем голосования избирателя с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.

При этом электронные голоса также отделяются от личных данных избирателей: перед подсчетом голосов электронные голоса для чтения выделяются из личных данных избирателей, т.е. голоса подсчитываются таким образом, что невозможно установить связь между личностью избирателя и электронным голосованием избирателя.

Подсчет голосов, отданных электронным путем, является публичным: лица, присутствующие при подсчете голосов, обязаны выполнять устные указания лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов.

При этом лица, присутствующие при подсчете голосов, не имеют права приносить в помещение, где проходит подсчет голосов, средства связи и покидать помещение до 20:00 по местному времени.

При проведении 5 марта 2023 года очередных парламентских выборов в соответствии с обновленным законодательством избиратели по-прежнему могли проголосовать в формате дистанционного электронного голосования (Интернет-голосования) и изменить свой электронный голос в рамках периода досрочного голосования, но также – впервые – изменить указанный электронный голос непосредственно в день общего голосования избирателей на парламентских выборах.

В целом, доля избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании, неуклонно растет.

В частности, в 2009 году при проведении парламентских выборов в Интернет-голосовании приняло участие 5.5% избирателей (от принявших участие в голосовании на указанных выборах), в 2011 году – 24.3%, в
2015 году – 30.5%, в 2019 году – 43.8%, в 2023 году – 51.1%10.

Таким образом, на последних парламентских выборах более половины избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали по сети Интернет.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с недавно обновленным законодательством, расширившим технологическую основу Интернет-голосования, при проведении очередных парламентских и иных выборов избиратели смогут принять участие в дистанционном электронном голосовании (Интернет-голосовании) не только со стационарного компьютера (как раньше), но также с помощью мобильных телефонов (смартфонов) и соответствующих мобильных приложений.

В Албании при подготовке к проведению 11 мая 2025 года очередных парламентских выборов электронное голосование избирателей с использованием технических средств подсчета голосов будет применяться на территории города Тирана и префектуры (при этом дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование) избирателей законодательством не предусмотрено)11.

При этом все избирательные участки указанной электоральной территории должны быть обеспечены бумажными избирательными бюллетенями в случае, если проведение электронного голосования будет невозможно.

Таким образом, использование стандартных бумажных избирательных бюллетеней является своего рода страховочным компонентом в случае невозможности проведения электронного (машинного) голосования избирателей.

В Литве в течение последних нескольких лет проводились общественные дискуссии о необходимости применения современных информационных технологий в избирательном процессе, в том числе технологии Интернет-голосования избирателей.

В условиях пандемии коронавируса и в соответствии с законодательными поправками, принятыми 30 июня 2020 года, при подготовке к проведению 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов законодательно была предусмотрена одноразовая возможность организации и проведения дистанционного электронного голосования с использованием сети Интернет для зарубежных литовских избирателей и избирателей, находящихся на территории Литвы в режиме самоизоляции в условиях эпидемии коронавируса.

В соответствии с законодательством, дистанционное электронное голосование должно было проводиться в течение трех календарных дней с 09:00 до 22.00 по местному времени, т.е. в рамках календарного периода проведения досрочного голосования.

Избиратель был вправе электронно проголосовать неограниченное количество раз, однако, юридически значимым считалось бы его последнее по времени голосование с использованием сети Интернет.

При этом избиратель, проголосовавший по сети Интернет, мог отменить результаты своего дистанционного электронного голосования, придя в день общего голосования до окончания официального времени голосования в помещение для голосования своего избирательного участка и проголосовать с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям, ранее принявшим участие в электронном голосовании, но, в конечном счете, принявшим решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Однако при условии невозможности разработки и тестирования системы дистанционного электронного голосования в кратчайшие до проведения указанных очередных парламентских выборов сроки Интернет-голосование избирателей не организовывалось и не проводилось.

При проведении 12 мая 2024 года президентских выборов в соответствии с законодательством избиратели в рамках модели «мобильный избиратель» могли проголосовать на любом избирательном участке, образованном на территории Литвы, независимо от места их постоянной регистрации.

Использование данной электоральной технологии стало возможным в связи с созданием национального (централизованного) электронного регистра избирателей с территориальным его распределением в разрезе каждого избирательного участка.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями в количестве, которое позволяло выдавать избирательные бюллетени каждому избирателю, изъявившему желание проголосовать на том или ином избирательном участке.

По прибытии в помещение для голосования избирательного участка избиратель верифицируется, в национальном электронном списке избирателей производится отметка о его участии в голосовании, ему выдается избирательный бюллетень, по заполнению которого избиратель опускает его в ящик для голосования.

На этом процедура голосования завершается: в связи с тем, что в национальном электронном регистре избирателей проставлена отметка об участии избирателя в голосовании, он не сможет принять участие в голосовании на любом другом избирательном участке, что исключает множественное голосование одного и того же избирателя.

3. В рамках модели невозможности замены или дополнения машинного (электронного) голосования голосованием с помощью стандартного избирательного бюллетеня в Бельгии, в частности, при проведении 25 мая 2014 года парламентских выборов в списки избирателей на избирательных участках может быть включено от 150 до 800 избирателей, а на избирательных участках, оснащенными техническими средствами подсчета голосов – до 2.000 избирателей.

При этом процедура голосования избирателей являлась смешанной: на одних избирательных участках применялись технические средства подсчета голосов (комплексы электронного голосования), на других – только стандартные бумажные избирательные бюллетени.

На избирательных участках первого вида избиратели голосовали с использованием только технических средств подсчета голосов, и возможность выбора для избирателей между голосованием с использованием технических средств подсчета голосов или бумажными избирательными бюллетенями законодательно не была предусмотрена.

На этой основе избирательные участки, оснащенные техническими средствами подсчета голосов, не снабжались стандартными бумажными избирательными бюллетенями, в том числе на случай выхода из строя технических средства подсчета голосов.

Так, при проведении указанных выборов голосование избирателей проводилось с 08:00 до 14:00 часов по местному времени – для избирательных участков, использовавших бумажные избирательные бюллетени, и с 08:00 до 16:00 часов – для избирательных участков, использовавших электронное голосование избирателей; до этого времени должны были поступить и избирательные бюллетени избирателей, проголосовавших по почте.

Такой сжатый временной интервал продолжительности голосования избирателей (соответственно шесть и восемь часов) был связан с особенностями применяемой избирательной системы, основанной на преференциальном голосовании избирателей, а также особенностями подсчета голосов избирателей12.

При проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов также применялись сенсорные технические средства подсчета голосов избирателей.

Так, при проведении указанных выборов на 4.414 избирательных участках в 157 муниципалитетах фламандского региона, в 9 муниципалитетах немецкоговорящего региона и столичного Брюссельского региона применялись только сенсорные технические средства подсчета голосов избирателей (всего указанными техническими средствами было охвачено 44% электората страны), при этом все избиратели валлонского региона принимали участие в голосовании с использованием, наоборот, только бумажных избирательных бюллетеней.

Все сенсорные технические средства подсчета голосов избирателей имели справочный ленточный бумажный подтвердитель волеизъявления избирателя, в том числе в виде QR-кода.

Избиратель мог сканировать QR-код с тем, чтобы удостовериться, что его голос зафиксирован техническим средством подсчета голосов правильно: после этого и при нажатии клавиши «ОК» электронный голос избирателя «падал» в электронный ящик для голосования, в котором, в свою очередь, сканировался результат волеизъявления избирателя (голос избирателя), который учитывался как голос, поданный за соответствующего участника парламентских выборов.

В двух муниципалитетах – и это являлось одним из технологических новшеств для избирателей-инвалидов по зрению – были размещены аудиовизуальные гиды для сопровождения участия избирателей с ограниченными физическими возможностями в самостоятельном голосовании с использованием указанных сенсорных технических средств подсчета голосов.

На этой основе избирательные участки, оснащенные техническими средствами подсчета голосов, не снабжались бумажными избирательными бюллетенями, в том числе на случай выхода из строя технических средства подсчета голосов.

В целом, 10.750 участковых избирательных бюро организовывали проведение голосования избирателей, при этом подсчет бумажных избирательных бюллетеней производился 6.800 специальными счетными центрами по подсчету голосов избирателей, которые охватывали в совокупности, как правило, не более 2.400 избирателей трех избирательных участков.

На избирательных же участках, использовавших технические средства подсчета голосов избирателей, подсчет электронных голосов избирателей производился указанными техническими средствами, а их суммирование – в соответствующем кантональном избирательном комитете.

При проведении 9 июня 2024 года очередных парламентских выборов избиратели 253 франкофонных и 141 фламандских муниципалитетов голосовали с использованием только стандартных бумажных избирательных бюллетеней, тогда как избиратели 159 фламандских, 19 столичных Брюссельских и всех немецкоговорящих муниципалитетов голосовали с использованием только сенсорных комплексов электронного голосования с бумажным подтвердителем волеизъявления избирателей.

При проведении указанных выборов отношение и доверие избирателей к использованию технических средств подсчета голосов и стандартных бумажных избирательных бюллетеней по-прежнему варьировалась в зависимости от языкового и географического региона страны.

В некоторых европейских государствах «разделение» способов голосования избирателей – машинное и ручное – применяется и при использовании таких технических средств подсчета голосов как сканеры избирательных бюллетеней и специальных (машинно-обрабатываемых) избирательных бюллетеней (например, Грузия, Кыргызстан, Монголия)13.

В целом, законодательство и практика проведения выборов ряде европейских государств, где применяется смешанная – электронная (машинная) и бумажная форма голосования избирателей – показывает, что в обязательном порядке избирателям должна быть предоставлена возможность принять участие в голосовании с использованием стандартных бумажных избирательных бюллетеней.

При этом такая возможность должна быть предоставлена и в случае, если предусмотрено только электронное (машинное) голосование или же Интернет-голосование избирателей (за исключением Интернет-голосования зарубежных национальных избирателей).

В этих условиях возможность получить и проголосовать с помощью бумажного избирательного бюллетеня является одной из гарантий обеспечения избирательных прав граждан при проведении различного вида и уровней выборов, иных форм народного голосования.

4. В некоторых государствах при проведении выборов применяется, в том числе в экспериментальном порядке, электоральная модель голосования избирателей, в рамках которой избирателям предоставлено право выбора способа голосования – при помощи технического (машинного) устройства (технического средства подсчета голосов) или путем простановки ручной отметки в стандартном бумажном избирательном бюллетене; при этом предварительной подачи избирателем заявления о выборе того или иного способа голосования не требуется (например, Австралия, США – отдельные штаты, Узбекистан).

Так, в Австралии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов наряду с электронными избирательными бюллетенями на некоторых избирательных участках, которые не оснащены компьютерами как техническими средствами подсчета голосов, используются традиционные бумажные избирательные бюллетени.

При этом на большинстве избирательных участков избиратели имеют право выбора – голосовать с помощью электронной системы голосования (персонального компьютера) либо посредством заполнения и опускания в стационарный ящик для голосования стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

В США при проведении 5 ноября 2024 года выборов Президента и Вице-президента США около 70% избирателей было зарегистрировано в юрисдикциях (муниципалитетах и графствах), которые использовали традиционное ручное заполнение избирателями стандартных бумажных избирательных бюллетеней с последующим их сканированием техническими средствами подсчета голосов – сканерами избирательных бюллетеней, при этом около 25% избирателей принимали участие в голосовании с использованием электронных технических средств подсчета голосов (комплексов электронного голосования), а остальные 5% избирателей принимали участие в голосовании с использованием устаревших моделей электронных технических средств подсчета голосов без бумажного подтвердителя их волеизъявления.

При этом в отдельных юрисдикциях электронные технические средства подсчета голосов без бумажного подтвердителя были доступны только для отдельных категорий избирателей, в частности, лицам с ограниченными физическими возможностями.

При этом необходимо отметить, что законодательство 11 штатов предусматривало дистанционное электронное голосование, главным образом, для отдельных категорий избирателей, а именно: для зарубежных американских избирателей и избирателей с ограниченными физическими возможностями.

На этой основе избиратели могли самостоятельно выбрать способ голосования – дистанционное электронное голосование либо иной способ голосования, предусмотренный законодательством (в частности, по электронной почте, с помощью факса).

В отдельных штатах законодательство предусматривает голосование зарубежных американских избирателей с помощью факсимильного аппарата; при этом избиратель самостоятельно распечатывает избирательный бюллетень, полученный по электронной почте, заполняет его, и отправляет по факсу в соответствующий избирательный орган штата.

В Узбекистане при проведении 27 октября 2024 года очередных парламентских выборов ЦИК Узбекистана впервые запустила новую технологию голосования и подсчета голосов избирателей, апробировав ее в экспериментальном порядке на 10 (из 780) избирательных участках в городе Ташкенте14.

В рамках указанной электоральной технологии избирателям было предоставлено право выбора способа голосования – при помощи технического (машинного) устройства (технического средства подсчета голосов – комплекса электронного голосования) или путем простановки ручной отметки в стандартном бумажном избирательном бюллетене в помещении для голосования избирательного участка.

При этом предварительной подачи избирателем заявления о выборе того или иного способа голосования не требовалось.

На этой основе – вне зависимости от способа голосования, выбранного избирателями, избирательные участки должны были быть обеспечены в соответствующем количестве стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям в помещении избирательного участка непосредственно в день общего голосования избирателей на указанных выборах.

5. В некоторых европейских государствах законодательно закреплена так называемая модель повторного голосования избирателей.

В рамках указанной модели избиратель, принимавший участие в досрочном голосовании с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня, может отметить свое указанное голосование и проголосовать непосредственно в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах непосредственно в помещении для голосования избирательного участка (например, Андорра, Латвия, Португалия).

При этом ранее поданным им голос (в рамках досрочного голосования) признается юридически ничтожным и аннулируется.

На этой основе избирательные участки должны быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдавались бы избирателям, ранее принявшим участие в досрочном голосовании, но, в конечном счете, принявшим решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня непосредственно в помещении избирательного участка в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах.

Так, в Андорре в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов избиратели, в том числе избиратели с ограниченными физическими возможностями, могут принимать участие в различных формах «гибкого» голосования, а именно: в досрочном голосовании, по почте, по месту своего временного нахождения на территории избирательного участка, в том числе на дому (указанные виды голосования проводят судьи судов первой инстанции), а также по доверенности.

При этом в списке избирателей о досрочном голосовании избирателя делается соответствующая отметка в целях недопущения многократного голосования.

В соответствии с законодательством перед началом голосования в день общего голосования избирателей на соответствующих выборах соответствующие судьи судов первой инстанции передают в участковые избирательное бюро избирательные документы о голосовании избирателей вышеуказанных категорий (избирателей, проголосовавших на дому, в местах временного пребывания, досрочно, в том числе по почте).

При этом в соответствии с законодательством, избиратель может отменить свой голос, ранее поданный в рамках досрочного голосования, подав об этом соответствующее заявления до дня общего голосования избирателей, что приводит к аннулированию его голоса, поданного в рамках досрочного голосования, и, затем, придя в день общего голосования избирателей на избирательный участок по месту своего постоянного жительства, проголосовать с использованием избирательного бюллетеня, выданного ему членом участкового избирательного бюро.

На этой основе избирательные участки должны были быть обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдаются избирателям, ранее принявшим участие в досрочном голосовании, но, затем, принявшим решение проголосовать с помощью бумажного избирательного бюллетеня непосредственно в помещении для голосования избирательного участка.

На практике, в среднем, более 30% андоррских избирателей принимает участие в досрочном голосовании (в 2011 году в досрочном голосовании приняло участие 30% избирателей, в 2015 году – 36%).

В Латвии при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает проведение досрочного голосования избирателей.

Так, после проведения в 2011 году парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, что избиратели могут проголосовать досрочно не позднее чем за три дня до дня общего голосования на парламентских выборах (избирательные бюллетени досрочно проголосовавших избирателей находятся на ответственном хранении в соответствующей участковой избирательной комиссии до дня общего голосования, и после окончания времени голосования в день выборов подсчитываются наряду с другими избирательными бюллетенями).

При этом законодательно предусмотрено, что избиратели в день общего голосования имеют право изменить свое первоначальное волеизъявление, выраженное досрочно, и получить новый избирательный бюллетень взамен так называемого испорченного досрочного избирательного бюллетеня.

Таким образом, избиратель может изменить свой голос до окончания официального времени голосования избирателей на парламентских выборах, заполнив в помещении участковой избирательной комиссии – как до дня общего голосования избирателей, так и непосредственно в день общего голосования избирателей – новый бумажный избирательный бюллетень взамен «старого» досрочного бумажного избирательного бюллетеня, который аннулируется.

В Португалии при проведении 6 октября 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками, принятыми в августе 2018 года, были расширены возможности для участия избирателей в досрочном голосовании.

Так, возможность участия в досрочном голосовании была предоставлена практически всем избирателям при условии прохождения ими предварительной регистрации в качестве участника досрочного голосования.

При этом избиратели, находящиеся в медицинских учреждениях, а также избиратели, находящиеся в местах лишения свободы, также вправе принимать участие в досрочном голосовании.

В соответствии с законодательством досрочное голосование проводится в один день – в воскресенье (за семь дней до дня общего голосования на парламентских или президентских выборах) в помещениях для голосования специальных избирательных участков, расположенных в каждом административном центре соответствующей области страны, в том числе в лечебных учреждениях и местах лишения свободы.

В соответствии с обновленным законодательством с 29 до 308 (по числу муниципалитетов в стране) было увеличено количество мест для проведения досрочного голосования избирателей, определен порядок проведения мобильного досрочного голосования избирателей (досрочного голосования на дому) на основании предварительного уведомления с целью создания условий для повышения степени участия избирателей в голосовании.

Законодательство устанавливает перечень обстоятельств, при наличии которых избиратель может проголосовать досрочно.

В частности, избиратель должен подать заявление о предоставлении возможности принять участие в досрочном голосовании не позднее чем за
48 часов до дня проведения досрочного голосования.

Сведения об избирателях, принимающих участие в досрочном голосовании, заносятся в отдельный список – специальный реестр, при этом избиратели, подавшие заявление о предоставлении возможности принять участие в досрочном голосовании, но фактически не принявшие участие в таком голосовании, вправе принять участие в голосовании в день проведения общего голосования избирателей на парламентских и президентских выборах.

Таким образом, в соответствии с законодательством избиратель может проголосовать не только досрочно, но и непосредственно в день общего голосования, однако юридически будет учтено только его последнее голосование, т.е. голосование в помещении избирательного участка непосредственно в день общего голосования на соответствующих выборах.

6. В некоторых государствах законодательно предусмотрена электоральные модели, в рамках которых зарубежные национальные избиратели, своевременно не получившие по почте пакет избирательной документации, в том числе стандартные бумажные избирательные бюллетени, могут загрузить в электронном виде и распечатать избирательный бюллетень, заполнить его и отправить по почте в соответствующий электоральный орган (например, Испания, Нидерланды).

Так, в Испании при проведении 23 июля 2023 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством зарубежные испанские избиратели, своевременно не получившие по почте пакет избирательной документации, в том числе стандартные бумажные избирательные бюллетени, могли загрузить в персональном компьютере или в мобильном телефоне соответствующее приложение и распечатать избирательный бюллетень, заполнить его и отправить по почте в соответствующий электоральный орган.

В Нидерландах при проведении 22 ноября 2023 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством зарубежные нидерландские избиратели могут принять участие в голосовании посредством одного из трех способов голосования: по почте, либо на основании выдачи письменной электоральной доверенности другому избирателю, либо на избирательном участке на территории Нидерландов (в случае прибытия на территорию страны).

При проведении указанных выборов не позднее чем за четыре недели до дня голосования на указанных парламентских выборах зарубежный нидерландский избиратель по почте получал стандартный бумажный избирательный бюллетень для голосования по почте, а также – по электронной почте – электронный избирательный бюллетень.

Избирательный бюллетень отличался от избирательного бюллетеня, используемого для голосования на территории Нидерландов, а именно: он содержал только наименования и эмблемы политических партий, а также порядковые номера, но не фамилии, кандидатов, и в таком виде мог быть самостоятельно распечатан избирателем на принтере для последующего его заполнения и отправки по почте для подсчета.

Так. при получении по электронной почте образца избирательного бюллетеня избиратель мог его распечатать на белой бумаге стандартного формата А4 с использованием картриджа черного цвета: при этом текст избирательного бюллетеня должен был располагаться на одной стороне листа бумаги.

При заполнении избирательного бюллетеня избиратель должен был закрасить кружок рядом с порядковым номером кандидата соответствующей политической партии, политической коалиции, при этом цвет чернил должен был быть легко различим – могли быть использованы чернила красного, черного, синего или зеленого цвета (при этом при заполнении избирательного бюллетеня на территории Нидерландов избиратель должен был использовать чернила только красного цвета; в противном случае избирательный бюллетень подлежал признанию как недействительный).

При этом избиратель указывал на специальном талоне для голосования по почте календарную дату своего голосования и ставил свою подпись, аналогичную подписи, содержащейся в документе, удостоверяющем его личность.

В соответствии с законодательством зарубежный нидерландский избиратель должен был оправить по почте заполненный избирательный бюллетень (полученный по почте либо распечатанный с его электронного образца) в муниципалитет города Гаага, либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Нидерландов в государстве постоянного проживания зарубежного нидерландского избирателя, которое, затем, пересылало его в муниципалитет города Гаага.

Таким образом, одной из особенностей нидерландской избирательной системы и процедуры голосования зарубежных нидерландских избирателей является положение о том, что зарубежный нидерландский избиратель (в случае неполучения по почте стандартного бумажного избирательного бюллетеня) может распечатать полученный по электронной почте образец стандартного бумажного избирательного бюллетеня и, после его заполнения, отправить в соответствующий государственный или электоральный орган для последующего общего подсчета голосов избирателей на парламентских выборах

7. В некоторых европейских государствах при проведении парламентских выборов обычной электоральной практикой является использование такой электоральной модели, в рамках которой предусматривается заблаговременное направление избирателям по почте образцов избирательных бюллетене (например, Люксембург).

Так, в Люксембурге при проведении 8 октября 2023 года очередных парламентских выборов с целью повышения степени участия избирателей в голосовании на настоящих очередных парламентских выборах избирателям заблаговременно по почте направлялись не только персональные приглашения принять участие в голосовании на указанных выборах, соответствующие электоральные инструкции на понятном для избирателей «языке», но также образцы избирательных бюллетеней.

8. При проведении выборов депутатов Европейского парламента от государств – членов Европейского Союза законодательство некоторых государств предусматривает голосование избирателей с помощью технических средств подсчета голосов (например, Бельгия, Болгария), тогда как в других государствах, за исключением Эстонии, где избиратели могут проголосовать как по сети Интернет, так и иным (бумажным) способом, голосование избирателей по-прежнему проводится с использованием традиционных стандартных бумажных избирательных бюллетеней.

При этом в Эстонии при голосовании по сети Интернет избирателю, как и при проведении выборов в Рийгикогу – однопалатный парламент, также предоставлена возможность многократного электронного голосования, однако, юридически значимым является его последнее по времени голосования электронное голосование.

Кроме того, избиратель также может в день общего голосования проголосовать в помещении избирательного участка с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня, при этом голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня является однократным и какому-либо последующему изменению избирателем не подлежит.

Таким образом, в соответствии с законодательством, и в рамках модели «юридически значимого последнего голоса избирателя», избиратель может изменить свой первоначальный голос, отданный в электронном виде, придя в день общего голосования избирателей в помещение своего избирательного участка и проголосовав с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня за соответствующего участника выборов в Европейский парламент.

На этой основе избирательные участки должны быть, как и при проведении национальных парламентских выборов, обеспечены стандартными бумажными избирательными бюллетенями, которые выдаются избирателю, ранее принявшем участие в электронном голосовании, но, в конечном счете, принявшего решение проголосовать с помощью стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

При этом в соответствии с недавно обновленным законодательством, расширившим технологическую основу Интернет-голосования, при проведении очередных парламентских и иных выборов, в том числе очередных выборов депутатов Европейского парламента, избиратели смогут принять участие в дистанционном электронном голосовании не только со стационарного компьютера (как раньше), но также с помощью мобильных телефонов (смартфонов) и соответствующих мобильных приложений.

Необходимо отметить, что при проведении в 2009 году выборов в Европейский парламент в Эстонии в Интернет-голосовании приняло участие 14.7% избирателей (от принявших участие в голосовании на указанных выборах), в 2014 году – 31.3%, в 2019 году – 46.7%, в 2024 году – 41.7%.

Таким образом, по сравнению с парламентскими выборами, в Интернет-голосовании на выборах депутатов Европейского парламента от Эстонии принимает участие пока меньше избирателей: при этом «отставание» составляет 9.4% (соответственно 51.1% и 41.7%).

В целом, Европейский парламент в ряде своих документов, принятых в последнее время (в том числе в 2022 году), побуждает государства – членов Европейского Союза больше внимания уделять вопросам развития дистанционного электронного голосования (Интернет-голосования).

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Во Франции при проведении в 2022 году президентских и парламентских выборов Интернет-голосование для избирателей, находящихся на территории континентальной части Франции, за исключением зарубежных французских избирателей, не проводилось.

В Италии в преддверии проведения 22 сентября 2022 года парламентских выборов обновленное в 2019 году и в 2021 году законодательство предусматривает возможность проведения электронного голосования избирателей, однако, в связи с проблемами обеспечения кибербезопасности и рекомендациями Национального агентства по вопросам кибербезопасности было принято решение отложить проведение электронного голосования на указанных выборах.

Дистанционное электронное голосование предназначается для голосования зарубежных итальянских избирателей, а также тех избирателей, которые находятся вне места своей постоянной регистрации на территории Италии.

В отдельных государствах, после экспериментального использования технологии дистанционного электронного голосования избирателей на выборах, полностью отказались от дальнейшего ее использования при проведении выборов (например, Норвегия).

[2] В Монголии при проведении 9 июня 2021 года президентских выборов все избирательные участки были оснащены техническими средствами подсчета голосов – сканерами избирательных бюллетеней.

В соответствии с законодательством итоги голосования избирателей, полученные с помощью технических средств подсчета голосов избирателей, имеют юридически значимый характер.

При этом обновленное законодательство одновременно закрепляет обязательное проведение повторного – ручного – подсчета избирательных бюллетеней, оставляя, по умолчанию, случаи, когда результаты двух подсчетов – машинного и ручного – могут расходиться.

[3] Как известно, Швейцария в преддверии проведения в 2019 очередных парламентских выборов приняла решение отказаться от дальнейшего использования технологии Интернет-голосования избирателей.

[4] Технические средства подсчета голосов избирателей применялись в ограниченном масштабе при проведении в мае 2014 года выборов депутатов Европейского парламента от Болгарии (100 технических средств подсчета голосов), в 2014 году досрочных парламентских выборов – 300, в 2015 году местных выборов – 50 технических средств подсчета голосов; при этом итоги голосования и подсчета голосов избирателей являлись неофициальными, т.е. не имеющими юридического значения.

При проведении в 2016 году президентских выборов технические средства подсчета голосов избирателей применялись на 500 избирательных участках, при этом итоги подсчета являлись юридически значимыми.

На парламентских выборах, проводимых в 2017 году, технические средства подсчета голосов избирателей применялись только на пяти избирательных участках.

При проведении в 2019 году выборов депутатов Европейского парламента от Болгарии, а также муниципальных выборов технические средства подсчета голосов избирателей также применялись в ограниченном масштабе на ряде избирательных участков.

[5] Голосование с применением технических средств голосования проводится только в помещении для голосования избирательного участка, и не проводится при голосовании избирателей на дому, в лечебных учреждениях, социальных домах для престарелых и инвалидов, других учреждениях социального назначения, в местах содержания под стражей, на судах, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Болгарии.

[6] При этом некоторые участники парламентских выборов полагали, что предоставление избирателям двух конкурирующих способов голосования может привести к подрыву их доверия к итогам голосования и результатам парламентских выборов, неоправданному усложнению процедуры подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов парламентских выборов на основе «ручного и машинного» голосования.

[7] Кроме того, в соответствии с законодательными поправками, подсчет результатов машинного голосования не проводится в участковой избирательной комиссии, а проводится на уровне окружных избирательных комиссий; таким образом, итоги машинного голосования избирателей не включаются (отдельной строкой либо в общую строку) в протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Законодательные поправки также предусматривали, что Центральная избирательная комиссия Болгарии при содействии Министра электронного правительства Болгарии предоставляет участникам парламентских выборов доступ к исходному коду и документам электронной системы машинного голосования и всему программному обеспечению, используемому в процессе электронного голосования избирателей.

При этом каждая политическая партия, политическая коалиция вправе назначить не более трех человек для доступа к исходному коду и документации (указанный доступ не будет предоставлен за 10 дней до дня голосования на настоящих досрочных парламентских выборах).

[8] В дальнейшем Норвегия отказалась от использования дистанционного электронного голосования при проведении парламентских и муниципальных выборов, а также иных видов голосования.

[9] Начиная с 2000 года и до конца 2017 года только из федерального бюджета на реализацию пилотного проекта электронного Интернет-голосования было израсходовано 15 млн. швейцарских франков; на уровне кантонов также были понесены определенные финансовые расходы.

Так, кантон Базель-Штадт выделил на эти цели 6 млн. швейцарских франков (кантон принадлежит к числу восьми кантонов, в которых электронное голосование было введено в пилотном режиме, наряду с кантонами Аргау, Берн, Фрибург, Женева, Люцерн, Невшатель и Санкт-Галлен).

[10] При проведении в 2005 году муниципальных выборов в Интернет-голосовании приняло участие 1.9% избирателей (от принявших участие в голосовании на указанных выборах), в 2009 году – 15.8%, в
2013 году – 21.2%, в 2017 году – 31.7%, в 2021 году – 46.9%.

Таким образом, по сравнению с парламентскими выборами, в Интернет-голосовании принимает участие пока меньше избирателей: при этом «отставание» составляет всего лишь 4.2% (соответственно 51.1% и 46.9%).

[11] Некоторые участники парламентских выборов, в частности, так называемые малые политические партии, выступают за расширение электоральной географии применения электронного голосования, тогда как другие, наоборот, выступают против такого вида голосования избирателе, в том числе за временное приостановление использования процедуры электронного голосования.

При проведении 14 мая 2023 года очередных муниципальных выборов на 141 избирательном участке в трех муниципалитетах страны в экспериментальном порядке применялось 828 технических (электронных) средств подсчета голосов избирателей (сенсорных технически средств с бумажным подтвердителем голосования избирателей).

В списки избирателей было включено 310.846 избирателей.

В целом, с 2021 года это было третье по счету экспериментальное голосование избирателей с использованием технических (электронных) средств подсчета голосов.

[12] Подсчет бумажных избирательных бюллетеней осуществлялся в счетных центрах из расчета, в среднем, один счетный центр на три участковых избирательных бюро и охватывающий, по меньшей мере, 2.400 избирателей.

Зарубежные избирательные бюллетени подсчитывались в специальных центрах в каждом избирательном округе, при этом избирательные бюллетени путем случайной выборки для подсчета направлялись в разные счетные центры.

[13] Так, в Грузии при проведении 26 октября 2024 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками 2022 года при проведении голосования избирателей предусматривалось использование технических средств подсчета голосов избирателей.

Указанные выборы впервые проводились по так называемой электронной системе, в рамках которой на основе использования современных информационных технологий 90% избирательных бюллетеней подсчитывались (машинно-обрабатывались) в течение одного часа с момента окончания официального времени голосования избирателей на указанных выборах (электронная система голосования и подсчета голосов избирателей предполагает регистрацию избирателей при помощи устройства для считывания чипа в паспорте (удостоверении личности), и использование аппарата считывания избирательного бюллетеня (сканера избирательных бюллетеней) перед последующим опускании избирательного бюллетеня в стационарный ящик для голосования; кроме того, в рамках автоматизации избирательного процесса списки избирателей «заведены» в планшеты, т.е. они составлены в электронном виде).

Для этих целей использовались новые избирательные бюллетени и технические средства подсчета голосов, которыми были оснащены около 75% избирательных участков.

Техническими средствами подсчета голосов избирателей были оснащены 2.262 (из 3.031) избирательных участков или 74.65%; при этом традиционное голосование избирателей с использованием бумажных избирательных бюллетеней проводилось только на 768 избирательных участках.

На указанных выборах около 90% избирателей должны были принимать участие в голосовании с помощью технических средств подсчета голосов – сканеров избирательных бюллетеней и специальных (машинно-обрабатываемых) бумажных избирательных бюллетеней.

Кроме того, избирательные участки, на которых голосование проводилось с помощью технических средств подсчета, были оснащены также техническими средствами идентификации избирателей с целью недопущения многократного голосования.

Всего было изготовлено 3.325.100 избирательных бюллетеней, из них 2.838.600 – для голосования с использованием технических средств подсчета голосов на 2.263 избирательных участках, и 486.500 – для традиционного (бумажного) голосования избирателей на 768 избирательных участках (а также на зарубежных избирательных участках).

В случае выхода из строя технических средств подсчета голосов голосование избирателей должно проводиться с использованием бумажных избирательных бюллетеней; в этих условиях бумажные избирательные бюллетени являлись дополнительной гарантией реализации избирателями права голоса.

В соответствии с законодательством результаты машинного (электронного) голосования являлись предварительными, не имеющими юридического значения.

Официальными считаются результаты последующего ручного подсчета избирательных бюллетеней, которые должны были быть отражены в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирателей.

При этом на избирательных участках, где избиратели голосуют с помощью бумажных избирательных бюллетеней, подсчет избирательных бюллетеней изначально проводится вручную, и подлежат последующему размещению ЦИК Грузии на платформе GOOGLE в течение двух дней со дня голосования избирателей на указанных парламентских выборах.

В Кыргызстане при проведении 17 ноября 2024 года досрочных местных выборов в 7 городах (Баткен, Бишкек, Джалал-Абад, Каракол, Нарын, Ош, Талас) впервые применялись технические средства подсчета голосов избирателей, соединенные с технологий «мобильный избиратель» (в 2023 году указанная технология электронного (машинного) голосования в пилотном режиме применялась при проведении выборов депутатов Самаркандекского, Ак-Сайского и Ак-Татырского айылных аймаков Баткенского района Баткенской области).

При этом бумажные избирательные бюллетени изготавливались не типографским способом, а впервые непосредственно в участковых избирательных комиссиях по мере прихода и участия избирателей в голосовании: на этой основе их количество соответствовало числу избирателей, принявших участие в голосовании (избирательные бюллетени изготавливались из рулонной бумаги, которая применялась также для распечатки результатов идентификации избирателей при голосовании).

Кроме того, впервые применялись средства видеонаблюдения для осуществления видеоконтроля за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Для участия в электронном голосовании, соединенном с технологией «мобильный избиратель», поступило 9.050 заявлений избирателей, при этом большинство заявлений (72%) поступило от избирателей в возрасте от 18 до 35 лет, в основном, студентов.

[14] Как известно, впервые о внедрении технологии электронных выборов заговорили в Узбекистане еще в 2017 году: на основе постановления правительства Узбекистана был утвержден порядок формирования и ведения Единого электронного списка избирателей.

В 2018 году Президент Узбекистана поручил ЦИК Узбекистана осуществлять общее руководство внедрением информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс с использованием Единого электронного списка избирателей на всей территории страны; Комиссия презентовала запуск специальной информационной системы «E-Saylov» за три месяца до выборов (в создании системы электронных выборов участвовали специалисты из зарубежных государств, в том числе из Российской Федерации).

В рамках модели электронного голосования с использованием комплексов электронного голосования избиратели должны прийти в помещение для голосования избирательного участка, где есть возможность для электронного голосования, предоставить паспортные данные членам участковой избирательной комиссии, а затем отдать свой голос в специальном электронном терминале; электронный аппарат фиксирует предпочтения избирателей в специальных чеках, которые хранятся в закрытом отсеке; выгрузить данные члены участковой избирательной комиссии могут лишь после окончания времени голосования избирателей.

В целом, электронное голосование удобно для избирателей, а также значительно облегчает и ускоряет процесс подсчета голосов избирателей; кроме того, такой формат голосования исключает возможность для многократного голосования избирателей.

При проведении указанных парламентских выборов, в частности, к 12.00 по местному времени в электронном голосовании приняло участие около 10% избирателей.

Электронную систему голосования на избирательных участках впервые использовал Казахстан при проведении в 2005 году президентских выборов, однако, она не получила широкого распространения и вскоре была отменена.