День (период) электоральной тишины при проведении парламентских выборов в государствах региона ОБСЕ

День (период) электоральной тишины при проведении парламентских выборов в государствах региона ОБСЕ

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

06 августа, 2020

В 56 государствах региона ОБСЕ, конституционно и законодательно регулирующих вопросы проведения предвыборной агитации при проведении парламентских выборов, особое внимание уделяется продолжительности агитационного периода и его окончанию за определенное количество дней до дня голосования избирателей на выборах, либо возможности проведения предвыборной агитации непосредственно и в день голосования на указанных выборах, но не ближе чем на определенном расстоянии от помещения для голосования избирателей, либо предусматривается частичный конституционный запрет на проведение определенных видов агитационных действий и мероприятий в соответствующие дни до дня общего голосования избирателей на парламентских выборах (см. Приложение).

Так, законодательство 38 государств региона ОБСЕ (из 56) предусматривает запрет на проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, т.е. в так называемый день электоральной тишины (например, Болгария, Греция, Монголия), в других (18 государств) – такой запрет отсутствует либо проведение предвыборной агитации определенным образом ограничивается (например, Великобритания, Венгрия, Латвия).

Некоторые государства региона ОБСЕ вводят период электоральной тишины, который может охватывать один или несколько календарных дней непосредственно перед днем общего голосования избирателей 
(34 государства, например, Монголия, Словения, Хорватия – один календарный день; Болгария, Латвия, Сербия, Словакия – два календарных дня), либо часовой интервал до начала голосования и окончания официального времени голосования избирателей (4 государства, например, Ирландия, Исландия, Кипр, Литва).

В целом законодательство государств региона ОБСЕ, предусматривающее период электоральной тишины, закрепляет один день (24 часа), либо менее или более 24 часов электоральной тишины (фактически два дня), который начинается за день до дня голосования избирателей на парламентских выборах и заканчивается после завершения официального времени голосования избирателей на указанных выборах.

Законодательное закрепление периода электоральной тишины, по мнению национального законодателя, способствует формированию у избирателя самостоятельной позиции непосредственно перед осуществлением своего электорального волеизъявления.

Кроме того, в подавляющем большинстве государств региона ОБСЕ, предусматривающих период электоральной тишины, законодательно не закреплены положения о необходимости удаления ранее размещенных печатных агитационных материалов (например, Литва), в других – наоборот, законодательно предусматривается, что такие агитационные материалы должны быть удалены (например, Ирландия, Кипр, Латвия).

В частности, в Ирландии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов днем электоральной тишины является день (с определенного часа – с 14:00 по местному времени), предшествующий дню голосования, при этом законодательно закреплено, что все агитационные материалы, ранее размещенные участниками парламентских выборов, должны быть сняты.

В некоторых государствах региона ОБСЕ законодательно введен запрет на проведение в день электоральной тишины предвыборной агитации и в сети Интернет (например, Португалия).

Так, в Португалии законодательно запрещено проведение предвыборной агитации до наступления официального начала агитационного периода, а также в день электоральной тишины и до окончания официального времени голосования на парламентских выборах; указанный запрет распространяется также на проведение предвыборной агитации в сети Интернет.

Ряд государств региона ОБСЕ предусматривают возможность проведения предвыборной агитации непосредственно и в день голосования избирателей на парламентских выборах, за исключением непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков.

Так, законодательство 18 государств региона ОБСЕ не предусматривает обязательного периода (дня) электоральной тишины (например, Австрия, Бельгия, Грузия, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия, США, Финляндия, ФРГ, Черногория, Швейцария, Швеция), при этом в отдельных государствах предусматривается законодательный запрет на проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков (например, Дания, США – отдельные штаты) либо в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков (например, Великобритания, Венгрия, Молдова, Нидерланды, США – отдельные штаты, Чехия).

Кроме того, в некоторых государствах в рамках электоральной реформы был отменен запрет на проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования на выборах (например, Венгрия, Молдова).

Таким образом, законодательно в указанных государствах региона ОБСЕ фактически предусматривается модель отсутствия полноценного (тотального) периода электоральной тишины.

В отдельных государствах региона ОБСЕ при проведении парламентских выборов применяется смешанная модель периода электоральной тишины, в рамках которой, например, в один из двух дней периода электоральной тишины не допускается проведение определенных видов предвыборной агитации, в другой день – других видов предвыборной агитации (например, Латвия).

Так, в Латвии при проведении 4 октября 2014 года очередных парламентских выборов два календарных дня – 2 и 3 октября – были днями обязательного соблюдения электоральной тишины (законодательный запрет действовал в отношении радио, сети Интернет, печатных средств массовой информации, а также публичных мест и помещений общественного пользования, при этом, однако, допускалось размещение информации о встречах кандидатов с избирателями); с 3 сентября действовал запрет на проведение предвыборной агитации по телевидению).

В условиях пандемии коронавируса при проведении парламентских выборов некоторые государства региона ОБСЕ вводят особый режим проведения предвыборной агитации и периода электоральной тишины (например, Республика Северная Македония).

Так, в Республике Северная Македония при проведении 15 июля 2020 года досрочных парламентских выборов в соответствии с Календарным планом, принятым Государственной избирательной комиссией Северной Македонии, агитационный период завершился 12 июля днями электоральной тишины.

При этом в условиях сохраняющейся санитарно-эпидемиологической обстановки Государственной избирательной комиссией Северной Македонии был введен дифференцированный режим голосования для отдельных категорий избирателей, который предопределил, фактически, двухдневный период электоральной тишины.

Так, в соответствии с Календарным планом 13 июля в голосовании вправе были принять участие избиратели, инфицированные коронавирусом нового типа, а также избиратели, находящиеся на карантине или в режиме самоизоляции; 14 июля – избиратели с ограниченными физическими возможностями, не способные выйти из дома, а также избиратели преклонного возраста; 15 июля являлся общим днем голосования, когда избирательные участки были открыты с 07:00 до 21:00 по местному времени (продолжительность голосования составила 14 часов).

В указанные дни проведение предвыборной агитации было запрещено.

В целом, имеются и иные особенности конституционно-правового регулирования периода (дня) электоральной тишины при проведении в государствах региона ОБСЕ парламентских выборов.

1. Выборы с днем (днями) электоральной тишины

Законодательство 38 государств региона ОБСЕ (из 56) предусматривает день (период) электоральной тишины непосредственно перед днем голосования на парламентских выборах, т.е. законодательно предусматривается модель фиксированной продолжительности периода электоральной тишины (например, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Республика Северная Македония, Мальта, Монако, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония).

При этом законодательство предусматривает один день (24 часа) или более дней (часов) электоральной тишины (фактически два или более таких дня), который начинается за день до дня голосования избирателей на парламентских выборах и заканчивается после официального завершения официального времени голосования избирателей на парламентских выборах.

В 8 государствах региона ОБСЕ такой период составляет более 24 часов (например, Болгария, Исландия, Кипр, Латвия, Литва, Республика Северная Македония, Сербия, Словакия); так, в Литве – 30 часов или более до дня голосования на выборах; в Исландии период общей электоральной тишины начинается с 14:00 дня, предшествующего дню голосования, и заканчивается после завершения официального времени голосования избирателей в 22:00 по местному времени, т.е. составляет 30 часов), в Болгарии, Латвии, Сербии, Словакии – период электоральной тишины составляет двое суток, на Кипре агитационный период начинается за три месяца до дня голосования и заканчивается за 55 часов до начала официального времени голосования в день выборов; при этом все ранее размещенные агитационные материалы должны были быть удалены, в Республике Северная Македония в условиях пандемии был введен дифференцированный режим голосования для отдельных категорий избирателей, который предопределил, фактически, двухдневный период электоральной тишины.

1.1. В Азербайджане при проведении 9 февраля 2020 года досрочных парламентских выборов в соответствии с Избирательным кодексом агитационный период начинался за 25 дней и заканчивался за 24 часа до дня голосования избирателей на указанных выборах.

В соответствии с законодательством продолжительность периода электоральной тишины на парламентских выборах составляет 24 часа до дня голосования и затем распространяется непосредственно на день голосования до окончания официального времени голосования избирателей на указанных выборах.

Голосование избирателей на указанных выборах проводилось с 08:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составила 12 часов.

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины на указанных выборах составила 43 часа (24 часа до дня голосования + 19 часов дня голосования (с 00:00 до 19:00 по местному времени).

В Албании в соответствии с Избирательным кодексом при проведении парламентских выборов агитационный период начинается за 30 дней и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

При этом статья 77 Избирательного кодекса Албании закрепляет положение о том, что день, предшествующий дню голосования избирателей на парламентских выборах (день электоральной тишины), и временной отрезок дня голосования избирателей на указанных выборах до окончания официального времени голосования избирателей составляют период электоральной тишины.

Таким образом, день электоральной тишины – это 24-часовой временной отрезок до дня голосования на парламентских выборах, а период электоральной тишины – это временной отрезок с 00:00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования (собственно день электоральной тишины), т.е. 24 часа, плюс 16 часов до окончания официального времени голосования избирателей на президентских выборах (в соответствии с законодательством голосование избирателей на парламентских выборах завершается в 16:00 часов по местному времени).

Общая продолжительность периода электоральной тишины составляет 40 часов.

В указанный период электоральной тишины проведение предвыборной агитации, в частности, в средствах массовой информации, массовые публичные мероприятия, запрещается.

В Андорре продолжительность агитационного периода и периода электоральной тишины устанавливается декретом о роспуске парламента (Генерального совета Андорры) и назначении парламентских выборов1.

При проведении 7 апреля 2019 года очередных парламентских выборов агитационный период начинался 24 марта и заканчивался 5 апреля, т.е. его продолжительность составляла 13 календарных дней.

При проведении указанных выборов законодательство предусматривало 24-часовой период (день) электоральной тишины, который наступал, таким образом, за сутки до дня голосования на данных выборах (таким образом, 6 апреля был 24-часовым днем электоральной тишины).

В Армении при проведении 9 декабря 2018 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался 26 ноября (за 12 дней) и заканчивался за 24 часа 7 декабря 2018 года, т.е. за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

В Беларуси при проведении 17 ноября 2019 года парламентских выборов депутатов Палаты представителей – нижней палаты парламента в соответствии с законодательством агитационный период начинался со дня регистрации кандидатов и заканчивался за день до дня голосования избирателей на указанных выборах (в целом, в день электоральной тишины – 16 ноября и в день голосования избирателей (17 ноября) до окончания официального времени голосования избирателей проведение предвыборной агитации законодательно запрещено).

В Болгарии при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает двухдневный период электоральной тишины, который наступает за двое суток до дня голосования на парламентских выборах.

Так, при проведении 5 октября 2014 года досрочных парламентских выборов период электоральной тишины охватывал два календарных дня – 3 и 4 октября 2014 года.

В Боснии и Герцеговине в соответствии с Законом «О средствах массовой информации при проведении всеобщих выборов» (глава 16) при проведении всеобщих выборов агитационный период начинается за 30 дней и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Таким образом, при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на выборах.

При этом статья 16-11.1 вышеуказанного Закона закрепляет положение о том, что день, предшествующий дню голосования избирателей на парламентских выборах (день электоральной тишины), и временной отрезок дня голосования избирателей на указанных выборах до окончания официального времени голосования избирателей составляют период электоральной тишины.

При этом какое-либо освещение в средствах массовой информации политической или агитационной (электоральной) деятельности до начала официального времени начала голосования избирателей не допускается.

Голосование избирателей на парламентских выборах проводится с 07:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 12 часов.

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины составляет 47 часов.

В Греции при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования избирателей на парламентских выборах.

В Ирландии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов днем электоральной тишины является день (с определенного часа), предшествующий дню голосования, при этом законодательно закреплено, что все агитационные материалы, ранее размещенные участниками парламентских выборов, должны быть сняты.

В частности, при проведении 8 февраля 2020 года досрочных парламентских выборов агитационный период начался с 14 января 2020 года – дня роспуска парламента и закончился в 14:00 по местному времени дня (7 февраля), предшествующему дню голосования (8 февраля).

Таким образом, продолжительность периода электоральной тишины составляет 30 часов (тогда как с учетом официального времени начала голосования избирателей – 10 часов).

В Исландии период электоральной тишины начинается с 14:00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования, и заканчивается после завершения официального времени голосования избирателей в 22:00 по местному времени (время начала голосования избирателей – 09:00).

Таким образом, общая продолжительность периода электоральной тишины составляет 30 часов (тогда как с учетом официального времени начала голосования избирателей – 19 часов).

В Испании в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов продолжительность официального агитационного периода и периода электоральной тишины составляет соответственно пятнадцать и один календарный день до дня голосования на парламентских выборах, а также день голосования до окончания официального времени голосования избирателей.

При этом политические партии могут проводить работу по политическому взаимодействию с избирателями до начала указанного агитационного периода в рамках так называемого «предагитационного периода» (т.е. со дня официального обнародования решения о назначении выборов до начала календарного срока агитационного периода) при условии, что они не преследуют агитационной цели.

При проведении 28 апреля (воскресенье) 2019 года досрочных выборов 350 депутатов Генеральных кортесов – нижней палаты парламента, период электоральной тишины наступал в 00:00 по местному времени с пятницы 
(26 апреля) на субботу (27 апреля), голосование избирателей завершалось 28 апреля в 18:00 по местному времени.

В Италии при проведении 4 марта 2018 года парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов и заканчивался за 24 часа до дня голосования на указанных выборах.

В Казахстане при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на выборах.

В Канаде после проведения в октябре 2015 года парламентских выборов в законодательство были внесены существенные изменения.

Так, в декабре 2018 года был принят Акт о модернизации избирательного процесса, внесший в Акт о выборах Палаты Общин существенные изменения,

В частности, указанный Акт установил фиксированные сроки так называемого «предагитационного периода», порядок и условия обнародования в онлайн режиме в социальных сетях агитационных материалов участников парламентских выборов, календарных сроков их хранения.

При фиксированных в законодательстве о парламентских выборах сроках (дате) проведения очередных парламентских выборов такой период начинается с 30 июня года проведения парламентских выборов и заканчивается в день официального роспуска парламента действующего созыва, т.е. фактически в день принятия решения о роспуске парламента и назначении парламентских выборов.

В целом продолжительность указанного «предагитационного периода» составляет 51 календарный день.

При проведении 21 октября 2019 года очередных выборов 338 депутатов Палаты Общин – нижней палаты парламента указанный «предагитационный период» начался 30 июня и закончился 19 августа 2019 года.

При проведении указанных выборов законодательно был предусмотрен день электоральной тишины, непосредственно предшествующий дню голосования.

На Кипре при проведении 22 мая 2016 года парламентских выборов (в соответствии с обновленным в 2015 году законодательством) агитационный период начинался за три месяца до дня голосования и заканчивался за 55 часов до начала официального времени голосования в день выборов 
(до 07:00 по местному времени);
при этом все ранее размещенные агитационные материалы должны были быть удалены.

Голосование избирателей проводилось в рамках двух часовых периодов: первый период – с 07:00 по 12:00 и второй период – 13:00 до 16:00 по местному времени.

В Кыргызстане при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался за 30 дней и закончился за 24 часа до дня голосования на указанных выборах.

В Литве период электоральной тишины начинается за 30 часов до начала официального времени голосования в день выборов и заканчивается с окончанием официального времени голосования избирателей (время голосования избирателей 11 мая 2014 года – с 07:00 до 20:00 по местному времени, и период электоральной тишины составляет, таким образом, 43 часа; при этом агитационные материалы, ранее размещенные до начала периода электоральной тишины, не подлежат удалению).

В Республике Северная Македония в соответствии со статьей 69а(2) Избирательного кодекса агитационный период начинается за 20 дней и заканчивается за день до дня голосования на парламентских выборах (при проведении как первого, так и второго тура голосования).

Статья 76b(1) закрепляет положение о том, что в период электоральной тишины какое-либо освещение в средствах массовой информации электоральной деятельности участников парламентских выборов не допускается.

При проведении 15 июля 2020 года досрочных парламентских выборов в соответствии с Календарным планом, принятым Государственной избирательной комиссией Северной Македонии, агитационный период завершился 12 июля днями электоральной тишины (а не одним календарным днем электоральной тишины).

В условиях сохраняющейся санитарно-эпидемиологической обстановки Государственной избирательной комиссией Северной Македонии был введен дифференцированный режим голосования для отдельных категорий избирателей, который предопределил, фактически, двухдневный период электоральной тишины.

Так, в соответствии с Календарным планом 13 июля в голосовании вправе были принять участие избиратели, инфицированные коронавирусом нового типа, а также избиратели, находящиеся на карантине или в режиме самоизоляции; 14 июля в голосовании вправе были принять избиратели с ограниченными физическими возможностями, не способные выйти из дома, а также избиратели преклонного возраста; 15 июля являлся общим днем голосования, когда избирательные участки были открыты с 07:00 до 21:00 по местному времени (продолжительность голосования составила 14 часов).

В указанные дни проведение предвыборной агитации было запрещено.

На Мальте при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов и заканчивается за 24 часа до дня голосования.

В Монако законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за 24 часа до официального времени начала голосования избирателей на парламентских выборах.

Голосование избирателей проводится с 08:00 до 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 11 часов.

Так, при проведении 11 февраля 2018 года парламентских выборов агитационный период начинался за 16 дней и закончился за 24 часа до официального времени начала голосования избирателей на парламентских выборах.

При этом законодательство предусматривает так называемый «предагитационный период», который начинается за 75 дней до дня голосования на парламентских выборах.

В Монголии при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на парламентских выборах.

В Польше при проведении 13 октября 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством парламентская избирательная кампания начиналась со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, тогда как агитационный период и его продолжительность являлись индивидуальными для каждого участника парламентских выборов, и начинался со дня регистрации соответствующих участников парламентских выборов (избирательных комитетов политических партий, политических коалиций, групп граждан).

В целом агитационный период начался с 9 августа и закончился 11 октября (общая продолжительность избирательной кампании составила 65 календарных дней).

Период так называемой «электоральной тишины» составлял 24 часа и начинался, таким образом, за сутки до дня голосования на парламентских выборах.

При этом в соответствии с законодательством обнародование результатов опросов общественного мнения не допускается только в указанный период электоральной тишины, т.е. за сутки до дня голосования избирателей на выборах, а также в день голосования до окончания официального времени голосования избирателей.

В Португалии в соответствии с законодательством агитационный период при проведении парламентских выборов составляет 14 календарных дней и заканчивается за день до дня голосования на выборах (т.е. законодательство предусматривает день электоральной тишины).

Законодательно запрещено проведение предвыборной агитации до наступления официального начала агитационного периода, а также в день электоральной тишины и до окончания официального времени голосования на парламентских выборах.

Указанный запрет распространяется также на проведение предвыборной агитации в сети Интернет.

В Румынии при проведении 11 декабря 2016 года парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начался за 30 дней и закончился за 24 часа до дня голосования.

В Сан-Марино в соответствии с законодательством проведение предвыборной агитации допускается только в рамках агитационного периода и не ранее чем за 20 календарных дней до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Агитационный период заканчивается за сутки до дня голосования на парламентских выборах, т.е. законодательно предусматривается день электоральной тишины.

Так, при проведении 8 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался за 20 дней и закончился в 24:00 накануне дня голосования на парламентских выборах.

В Сербии при проведении 21 июня 2020 года парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался с момента официального обнародования решения о назначении парламентских выборов и закончился за 48 часов (двое суток) до дня голосования.

В соответствии с законодательством какое-либо электоральное содействие посредством средств массовой информации, проведения массовых (публичных) агитационных мероприятий, а также обнародования прогнозов итогов голосования и результатов парламентских выборов в день электоральной тишины не допускается.

В Словакии проведение предвыборной агитации регулируется положениями, в частности, Акта о предвыборной агитации 2014 года.

При проведении 5 марта 2016 парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начался почти за четыре месяца до дня голосования (с 12 ноября 2015 года, когда было официально обнародовано решение о назначении парламентских выборов), и закончился за 48 часов (двое суток) до дня голосования.

Таким образом, период электоральной тишины составляет, фактически, двое суток.

В Словении законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на парламентских выборах, и распространяется также на день голосования до окончания официального времени голосования на выборах.

В Таджикистане при проведении парламентских выборов агитационный период начинается со дня регистрации кандидата и заканчивается за 24 часа до дня голосования на выборах.

Законодательство о проведении парламентских выборов предусматривает день электоральной тишины, который начинается за 24 часа до дня голосования на выборах.

В Туркменистане при проведении 25 марта 2018 года парламентских выборов в соответствии с Избирательным кодексом агитационный период начинался с момента регистрации кандидатов и заканчивался за день до дня голосования.

В Турции при проведении 1 ноября 2015 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период (с детальным правовым регулированием и жесткими запретами) начинался за 10 дней до дня голосования на парламентских выборах; более мягкий агитационный период начинался за 50 дней до дня начала жесткого агитационного периода.

Прежнее законодательство при проведении парламентских выборов прямо не предусматривало дня электоральной тишины2.

В соответствии с новой Конституцией Турции и законодательством, обновленным в 2018 году, при проведении парламентских выборов предусматривается, что проведение предвыборной агитации завершается не позднее 18:00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования избирателей на парламентских выборах.

На этой основе законодательство предусматривает период (день) электоральной тишины, который начинается за 24 часа до дня голосования на указанных выборах и завершается по окончании официального времени голосования на указанных выборах.

В Узбекистане в Избирательном кодексе Узбекистана, вступившем в силу 26 июня 2019 года (практически за шесть месяцев до дня проведения голосования на указанных выборах), достаточно детально регулируются вопросы проведения участниками парламентских выборов предвыборной агитации.

В частности, агитационный период начинается только после окончания календарного периода регистрации кандидатов ЦИК Узбекистана.

На этой основе продолжительность агитационного периода составляет 35 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Избирательный кодекс Узбекистана предусматривает день электоральной» тишины, который предшествует дню голосования на парламентских выборов; при этом проведение предвыборной агитации запрещено и в день голосования на указанных выборах до окончания официального времени голосования избирателей.

На Украине при проведении выборов в Верховную Раду Украины законодательство предусматривает день электоральной тишины: агитационный период заканчивается за сутки до дня голосования на парламентских выборах.

Во Франции при проведении парламентских выборов агитационный период начинается за 20 дней до дня голосования.

Законодательство предусматривает день электоральной тишины, который начинается за 24 часа до дня голосования на парламентских выборах.

В Хорватии при проведении 8 ноября 2015 года парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался за 17 дней и закончился за 24 часа до дня голосования на указанных выборах.

В Черногории при проведении 16 октября 2016 года парламентских выборов прежнее законодательство прямо не предусматривало положений о начале и окончании агитационного периода для участников парламентских выборов, а также не закрепляло положения о дне электоральной тишины, что подвергалось критике со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

В соответствии со статьей 50 обновленного Закона о выборах советников и представителей агитационный период начинается со дня регистрации списка кандидатов на парламентских выборах и заканчивается за сутки до дня голосования избирателей на указанных выборах.

Таким образом, при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает день электоральной тишины, который наступает за сутки до дня голосования на указанных выборах.

В статье 6 указанного Закона особо закреплено положение о том, что какое-либо электоральное содействие посредством средств массовой информации и массовых (публичных) агитационных мероприятий в день электоральной тишины не допускается.

В Эстонии при проведении 3 марта (воскресенье) 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался за 45 календарных дней и заканчивался за день до дня голосования.

Таким образом, законодательство предусматривало однодневный период электоральной тишины.

1.2. Законодательство отдельных государств региона ОБСЕ, предусматривающее период (дни) электоральной тишины, вводит запрет на проведение определенных видов предвыборной агитации в соответствующие дни периода электоральной тишины (например, Латвия).

Так, в Латвии в соответствии с законодательством при проведении 4 октября 2014 года очередных парламентских выборов два календарных дня – 2 и 3 октября – были днями обязательного соблюдения электоральной тишины (при этом законодательный запрет действовал в отношении радио, сети Интернет, печатных средств массовой информации, а также публичных мест и помещений общественного пользования, при этом, однако, было допустимо размещение информации о встречах кандидатов с избирателями); с 3 сентября действовал запрет на проведение предвыборной агитации по телевидению).

2. Выборы без дня электоральной тишины

Законодательство 17 государств региона ОБСЕ (из 56) не предусматривает обязательного периода (дня) электоральной тишины (например, Австрия, Бельгия, Грузия, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия, США, Финляндия, ФРГ, Швейцария, Швеция), при этом в отдельных государствах предусматривается законодательный запрет на проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков (например, Дания) либо в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков (например, Великобритания, Венгрия, Молдова, Нидерланды, Чехия).

Таким образом, законодательно в указанных государствах региона ОБСЕ фактически предусматривается модель отсутствия полноценного (тотального) периода электоральной тишины.

2.1. Модель «отсутствие периода электоральной тишины и запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования на парламентских выборах» применяется в 11 государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Бельгия, Грузия, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия, США, Финляндия, ФРГ, Швейцария, Швеция).

Так, в Австрии при проведении парламентских выборов законодательство не запрещает проведение участниками выборов предвыборной агитации непосредственно и в день голосования.

В Бельгии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинается за три месяца до дня голосования на указанных выборах, при этом законодательство четко не регулирует календарные сроки окончания агитационного периода и наступления периода (дня) электоральной тишины.

В Грузии при проведении 8 октября 2016 года парламентских выборов в соответствии с законодательством агитационный период начинался 8 июня в день официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, при этом законодательство четко не регулировало календарные сроки окончания агитационного периода при проведении как первого тура, так и второго тура голосования.

В Лихтенштейне законодательство о парламентских выборах практически не содержит положений, регулирующих вопросы проведения предвыборной агитации.

Кроме того, законодательство не предусматривает периода электоральной тишины.

В Люксембурге законодательство практически не регулирует вопросы проведения участниками парламентских выборов предвыборной агитации, в том числе календарных сроков ее начала и окончания; в этих условиях предвыборная агитация может проводиться как до дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, так и непосредственно в день проведения голосования избирателей.

На практике политические партии, политические коалиции, принимающие участие в выборах, заключают между собой соглашение о честном характере участия в выборах, в том числе его информационного обеспечения.

В частности, в указанном соглашении определяется единая для всех участников выборов дата начала агитационного периода.

В целом, законодательство не предусматривает дня электоральной тишины.

В Норвегии законодательство не регулирует проведение предвыборной агитации, не устанавливает агитационного периода и не запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования.

В США федеральное законодательство и законодательство штатов практически не регулируют проведение предвыборной агитации, не устанавливают агитационного периода и, как правило, не запрещает проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования, за исключением установления запрета на проведение предвыборной агитации в помещения для голосования избирательных участков либо в непосредственной близости от них (отдельные штаты).

В Финляндии при проведении парламентских выборов законодательство прямо не предусматривает агитационного периода (конкретного календарного дня начала и окончания агитационного периода), а также периода электоральной тишины.

В ФРГ законодательство о парламентских выборах прямо не предусматривает агитационного периода, т.е. конкретного календарного дня начала и окончания агитационного периода для участников парламентских выборов.

Участники парламентских выборов вправе начинать проведение предвыборной агитации в любое время после официального обнародования о назначении даты проведения парламентских выборов.

Законодательство не предусматривает дня электоральной тишины.

В Швейцарии законодательство при проведении парламентских выборов не предусматривает дня электоральной тишины3.

В Швеции законодательство не регулирует проведение предвыборной агитации, не устанавливает агитационного периода и не запрещает проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования избирателей.

2.2. Модели «отсутствие периода электоральной тишины и запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования на парламентских выборах, за исключением помещений для голосования избирательных участков, либо в непосредственной близости от них» применяется в 6 государствах региона ОБСЕ, либо в один из дней периода электоральной тишины законодательно не допускается проведение определенных видов предвыборной агитации, в другой день – других видов предвыборной агитации (например, Великобритания, Венгрия, Дания, Латвия, Молдова, Нидерланды).

В законодательстве некоторых государств указано конкретное минимальное расстояние до помещения для голосования избирателей, допускающее проведение предвыборной агитации непосредственно в день голосования избирателей на парламентских выборах (например, Молдова – 100 метров).

В Великобритании при проведении парламентских выборов законодательство не предусматривает дня электоральной тишины, при этом в день голосования на парламентских выборах проведение предвыборной агитации в непосредственной близости от помещений для голосования избирательных участков не допускается.

При проведении 12 декабря 2019 года досрочных выборов Палаты Общин – нижней палаты парламента агитационный период начинался за 25 рабочих дней до дня голосования на парламентских выборах и продолжался до окончания официального времени голосования избирателей.

В Венгрии при проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов в соответствии с новым законодательством о выборах предвыборная агитация начиналась не ранее чем за 50 дней до дня голосования и заканчивалась после истечения официального времени голосования в день голосования избирателей.

Таким образом, новое венгерское законодательство о выборах больше не предусматривает периода (дня) электоральной тишины как до дня голосования, так и в день голосования избирателей.

Вместе с тем проведение предвыборной агитации на расстоянии менее чем 150 метров от помещения для голосования избирательного участка законодательно запрещено; кроме того, проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации в день голосования избирателей также законодательно запрещено.

В Дании законодательство в целом прямо не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации, за исключением вопросов размещения агитационных материалов.

Законодательство не устанавливает начало или окончание, а также продолжительность агитационного периода, на практике продолжительность агитационного периода составляет, как правило, три–четыре недели и агитационный период начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов.

При этом законодательство не запрещает проведение участниками выборов предвыборной агитации непосредственно и в день голосования избирателей, за исключением помещений для голосования избирательных участков.

В Молдове при проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов продолжительность агитационного периода составляет 
30 календарных дней: агитационный период начинается с 25 января 2019 года (до указанного календарного срока проведение предвыборной агитации законодательно запрещено); ранее за день до дня голосования вводился так называемый день электоральной тишины (в ноябре 2018 года в

Кодекс о выборах были внесены поправки, предусматривающие, в частности, отмену дня электоральной тишины (первоначально в тексте законопроекта содержалось положение о том, что проведение предвыборной агитации допускается и в день голосования, но на расстоянии не ближе чем 100 метров от помещения для голосования участкового избирательного бюро4, затем данное дистанционное уточнение было исключено).

Статья 52 Кодекса о выборах Молдовы предусматривает, что «…В день выборов в помещении избирательного участка или у входа в помещение избирательного участка предвыборная агитация в любой форме запрещается».

Кроме того, закреплено, что лица, нарушающие порядок проведения предвыборной агитации в день голосования, могут быть подвержены наложению штрафа в размере от 700 до 1.500 молдавских леев, кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, должностные лица – в размере 1.750 до 2.500 молдавских леев.

В Нидерландах законодательство практически не регулирует проведение предвыборной агитации, не устанавливает агитационного периода и, как правило, не запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования, за исключением установления запрета на проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования участковых избирательных органов.

В Чехии законодательство прямо не предусматривает конкретного календарного дня начала агитационного периода для участников парламентских выборов, т.е. участники парламентских выборов вправе начинать проведение своей предвыборной агитации в любое время, в том числе непосредственно после официального обнародования о назначении даты проведения парламентских выборов.

При этом законодательство не запрещает проведение предвыборной агитации непосредственно перед днем голосования, а также в день голосования, т.е. отсутствует период электоральной тишины, в том числе и в день голосования.

Вместе с тем участники парламентских выборов не вправе в день голосования проводить свою предвыборную агитацию в помещениях для голосования избирательных участков, а также в непосредственной близости от них.

Приложение

ДЕНЬ (ПЕРИОД) ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ТИШИНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ

<

№ п/п

Государство

Выборы с периодом электоральной тишины5

Отсутствие прямого законодательного запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования

Общее дозволение

проведения предвыборной агитации в день голосования,

но не в помещении для голосования

Общее дозволение проведения предвыборной

агитации в день голосования, но не в непосредственной близости от помещения для голосования, либо отдельных видов предвыборной агитации

1

Австрия

 

Да

 

 

2

Азербайджан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

3

Албания

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

4

Андорра

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

5

Армения

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

6

Беларусь

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

7

Бельгия

 

Да

 

 

8

Болгария

Да

(за двое суток до дня голосования)

 

 

 

9

Босния и Герцеговина

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

10

Великобритания

 

 

 

Да

11

Венгрия

 

 

 

Да

12

Греция

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

13

Грузия

 

Да

 

 

14

Дания

 

 

Да

 

15

Ирландия

Да

(за 10 часов (с 14:00) до дня голосования)

 

 

 

16

Исландия

Да

(за 10 часов (с 14:00) до дня голосования)

 

 

 

17

Испания

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

18

Италия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

19

Казахстан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

20

Канада

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

 

 

21

Кипр

Да

(за 55 часов до начала официального времени голосования в день проведения выборов)

 

 

 

22

Кыргызстан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

23

Латвия

 

 

 

Да

(за двое суток до дня голосования

на выборах,

при этом в один из дней периода электоральной тишины
не допускается проведение определенных видов предвыборной агитации, в другой день – других видов предвыборной агитации)

24

Литва

Да

(за 30 часов до начала официального времени голосования в день проведения выборов)

 

 

 

25

Лихтенштейн

 

Да

 

 

26

Люксембург

 

Да

 

 

27

Республика Северная Македония

Да

(в условиях пандемии коронавируса был введен дифференцированный режим голосования для отдельных категорий избирателей, который предопределил, фактически, двухдневный период «электоральной тишины».

 

 

 

28

Мальта

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

29

Молдова

 

 

 

Да

30

Монако

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

31

Монголия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

32

Нидерланды

 

 

 

Да

33

Норвегия

 

Да

 

 

34

Польша

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

35

Португалия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

 

 

36

Российская Федерация

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

37

Румыния

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

38

Сан-Марино

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

39

Сербия

Да

(за 48 часов

(двое суток)

до дня голосования)

 

 

 

40

Словакия

Да

(за 48 часов

(двое суток)

до дня голосования)

 

 

 

41

Словения

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

42

США

 

Да6

 

 

43

Таджикистан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

44

Туркменистан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

45

Турция

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

46

Узбекистан

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

47

Украина

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

48

Финляндия

 

Да

 

 

49

Франция

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

50

ФРГ

 

Да

 

 

51

Хорватия

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

52

Черногория

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

53

Чехия

 

 

 

Да

54

Швейцария

 

Да

 

 

55

Швеция

 

Да

 

 

56

Эстония

Да

(за 24 часа до дня голосования)

 

 

 

 

ИТОГО

38

11

1

6

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

[1] Так, при проведении 3 апреля 2011 года досрочных выборов 28 депутатов Генерального совета – парламента Андорры агитационный период продолжался 12 календарных дней – с 09:00 20 марта до 00:00
1 апреля 2011 года. Такая продолжительность агитационного периода была установлена в Декрете о роспуске Генерального совета и досрочном назначении парламентских выборов; продолжительность периода электоральной тишины – 24 часа (2 апреля).

При проведении 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов предвыборная агитация проводилась в течение 13 календарных дней: с 12:00 15 февраля до 24:00 27 февраля; продолжительность периода электоральной тишины – 24 часа (28 февраля).

[2] В соответствии с новой Конституцией Турции и законодательством, обновленными в 2018 году, при проведении новых парламентских выборов предусматривается короткий период электоральной тишины.

[3] Так, при проведении 20 октября (воскресенье) 2019 года очередных парламентских выборов
200 депутатов Национального совета – нижней палаты федерального парламента и 46 членов Совета кантонов – верхней палаты от 25 (из 26) кантонов страны законодательство практически (за некоторым исключением) и детально не регулирует порядок проведения предвыборной агитации.

При этом некоторые виды агитационной деятельности допускаются только в некоторых средствах массовой информации.

Так, законодательство предусматривает, что печатные агитационные материалы (плакаты) могут изготавливаться и распространяться участниками парламентских выборов, при этом политическая (электоральная) реклама разрешена только в печатных, но не в электронных, средствах массовой информации, а также в социальных сетях.

В соответствии с Конституцией Швейцарии гарантируется свобода собраний, при этом законодательство кантона Женева, принятое в 2016 году, предусматривает, что для организации массового электорального мероприятия, предусматривающего задействование крупных полицейских сил для обеспечения порядка и безопасности при его проведении, необходимо подача соответствующими участниками парламентских выборов заявки не менее чем за три месяца до дня проведения указанного массового агитационного мероприятия, в которой (т.е. в заявке) также указывается наименование юридического лица, которое будет обеспечивать общественный порядок при проведении массового агитационного мероприятия.

В соответствии с законодательством за организацию и проведение несанкционированного массового агитационного мероприятия может быть наложен штраф в размере до 100.000 швейцарских франков.

[4] Данное законодательное регулирование связано с прецедентом, имевшим место при проведении выборов мэра Кишинева: как отмечалось, после проведения 28 мая 2018 года выборов мэра города Кишинева, на которых во втором туре голосования победил Андрей Нестасэ, оппозиционный кандидат, но которые (т.е. результаты выборы) были признаны 3 июня в судебном порядке недействительными в связи с размещением кандидатом в Facebook в день голосования своих агитационных материалов и получением помощи из-за рубежа, – общественные протесты против новой парламентской избирательной системы сохраняли свою потенциальную угрозу в преддверии проведения парламентских выборов (несмотря на то, что решение суда первой инстанции было поддержано 21 июня вышестоящей судебной инстанцией).

Кроме того, как отмечали авторы данной законодательной инициативы, день (период) так называемой электоральной тишины не регулируется международными избирательными стандартами.

[5] Законодательство ряда государств региона ОБСЕ предусматривает один день (24 часа) или более дней (часов) электоральной тишины (фактически два или более дней (часов) электоральной тишины, который начинается за день до дня голосования избирателей на парламентских выборах и заканчивается после завершения официального времени голосования избирателей на указанных выборах.

[6] При этом в отдельных штатах при проведении выборов в Конгресс США в день голосования избирателей запрещено проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования избирательных участков, либо в непосредственной близости от них.