Электоральная защита от множественного голосования избирателей: зарубежный опыт
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
14 августа, 2021
1.
Законодательство государств региона ОБСЕ, а также государств – партнеров ОБСЕ по сотрудничеству (Афганистан, Тунис), ряда других государств при проведении парламентских и президентских выборов предусматривает закрепление различных моделей недопущения множественного голосования избирателей и придания усиленной защиты действительности избирательным бюллетеням в рамках обеспечения реализации принципа равного избирательного права – «один избиратель – один голос».
Особенно такой «охранительный» подход важен для государств, в которых законодательство предусматривает набор различных форм голосования избирателей при проведении выборов, а именно: досрочное голосование, голосование по открепительному удостоверению, голосование в помещении избирательного участка, голосование по почте, голосование с использованием переносного ящика для голосования, голосование по доверенности, электронное голосование, Интернет-голосование и др. и любое неправомерное участие в голосовании, особенно при проведении конкурентных выборов, может изменить итоги голосования и результаты выборов, что недопустимо при проведении свободных и честных выборов.
Вместе с тем, законодательство отдельных государств региона ОБСЕ закрепляет положение о единственной форме голосования избирателей – о голосовании избирателей только в тень проведения выборов в помещении избирательного участка, не предусматривая каких-либо иных, дополнительных, форм участия избирателей в голосовании (например, Албания, Сербия).
В ряде государств созданы единые централизованные электронные базы данных о зарегистрированных избирателях и интерактивные электронные списки избирателей, распределенные по каждому избирательному участку, в которые включаются отметки об участии избирателей в голосовании, не позволяющие избирателю неоднократно принять участие в голосовании на различных электоральных территориях (например, Лихтенштейн).
Некоторые государства в процессе реформирования избирательного процесса осуществляют переход от одной модели недопущения множественного голосования избирателей к другой, основанной, в частности, на современных биометрических информационных технологиях (например, Албания, Кыргызстан) либо вводят пакет информационных и иных электоральных технологий, направленных на недопущение множественного голосования избирателей (например, Армения – биометрическая регистрация и верификация избирателей, компьютерная проверка по единой электронной базе данных факта участия избирателя в голосовании, проставление отметки в паспорте избирателя о его участии в голосовании).
Среди законодательных моделей, направленных на недопущение множественного голосования избирателей и придания усиленной защиты действительности избирательным бюллетеням при проведении президентских и парламентских выборов, в государствах региона ОБСЕ имеются такие, как:
- проведение перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня предварительной компьютерной проверки по единой централизованной базе данных участия избирателя, включенного в список избирателей, в голосовании (например, Армения, Иордания, Литва, Лихтенштейн, Норвегия, Румыния),
- предварительная биометрическая регистрация избирателей и последующая идентификация избирателя при выдаче ему избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка (например, Армения, Афганистан, Албания – с 2021 года, Боливия, Бразилия, Йемен, Кыргызстан),
- маркировка пальцев руки избирателя несмываемыми (невидимыми) в течение определенного времени чернилами (краской) (например, Азербайджан, Албания – до 2021 года, Афганистан, Грузия, Иордания, Македония, Монголия, Тунис),
- изъятие у избирателя выданной ранее ему персональной карточки-приглашения принять участие в голосовании либо открепительного удостоверения (например, Австрия, Нидерланды, Словакия, Швейцария),
- проставление в документе, удостоверяющем личность избирателя, отметки о том, что избиратель принял участие в голосовании (например, Аргентина, Армения, Багамские Острова, Бахрейн, Бельгия, Венгрия, Иран, Италия, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдова, Палестина, Румыния, Франция).
Защитные законодательные меры против множественного голосования избирателей предусматривают также определенные негативные (санкционные) последствия для избирателей, отказывающихся от их соблюдения, вплоть до недопущения лица к голосованию.
В частности, в законодательстве некоторых зарубежных государств предусмотрено положение о том, что отказ избирателя от маркировки пальца одной из его рук является достаточным основанием для недопущения его к участию в голосовании.
Так, в Малайзии при проведении 5 мая 2013 года досрочных парламентских выборов было законодательно восстановлено использование специальных несмываемых чернил для маркировки пальцев рук избирателей (указательного пальца левой руки), в том числе при проведении досрочного голосования, с целью недопущения множественного голосования (указанные чернила не смываются, по меньшей мере, в течение трех дней).
Если избиратель отказывается от указанной маркировки, член участкового избирательного органа был не вправе выдавать ему избирательный бюллетень, а также был обязан внести сведения о нем в специальную форму об избирателях, отказавшихся от участия в голосовании.
Если после заполнения членом участкового избирательного органа указанной формы избиратель изъявил желание принять участие в голосовании и в маркировке указательного пальца его левой руки, то председатель участкового избирательного органа аннулировал заполненную ранее форму и выдавал избирателю избирательный бюллетень для участия в голосовании.
В условиях пандемии коронавируса, когда одним из обязательных противоэпидемиологических требований является ношение избирателями индивидуальных защитных медицинских масок, одним из требований верификации избирателя является положение о том, что при получении избирательного бюллетеня избиратель должен на непродолжительное время приспустить указанную маску для того, чтобы соответствующий член участкового избирательного органа смог убедиться в личности избирателя на основе представленного им документа, удостоверяющего его личность и, таким образом, не допустить множественного или иного незаконного голосования избирателя или иного лица.
Вместе с тем законодательство некоторых государств региона ОБСЕ предусматривает легальную (законную) возможность легального (юридически значимого) многократного голосования избирателя на одних выборах при соблюдении условия о том, что последующее голосование отменяет результат предыдущего голосования (например, Андорра, Исландия, Латвия, Эстония) либо в случае участия избирателя в голосовании в день общего голосования, если он первоначально подавал заявление на участие в досрочном голосовании, но фактически не принял в нем участия (например, Португалия).
Данное положение распространяется как на голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня, так и электронного бюллетеня, в том числе при Интернет-голосовании (например, Эстония).
При этом в соответствии с законодательством юридическим значимым (действительным) является только последнее по времени голосование избирателя (например, Андорра, Исландия, Латвия, Эстония).
2.
2.1 В рамках модели проведения перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня предварительной компьютерной проверки по единой централизованной базе данных участия избирателя, включенного в список избирателей, в голосовании (например, Армения, Иордания, Литва, Лихтенштейн, Норвегия, Румыния) в Армении в соответствии с законодательством (Избирательным кодексом) при проведении 2 апреля 2017 года очередных парламентских выборов в день голосования избиратели идентифицировались в помещении для голосования соответствующего избирательного участка при помощи соответствующего технического средства идентификации избирателей, которое также содержало электронную версию (копию) списка избирателей (по сообщению Департамента паспортизации и визового обслуживания полицейского органа Армении при проведении указанных выборов около 30% населения Армении имели биометрические документы, удостоверяющие их личность, содержащие, в частности, отпечатки пальцев рук).
При этом также сканировалось удостоверение личности избирателя с целью установления факта включения избирателя в электронный список избирателей (регистрации его в качестве избирателя) и факта возможного голосования избирателя на каком-либо избирательном участке.
Сканировались также отпечатки всех пальцев рук избирателей на предмет их соответствия отпечаткам пальцев рук избирателя, содержащимся в централизованном электронном регистре биометрических сведений об избирателях.
После проведенной проверки и выдачи избирателю избирательных бюллетеней в электронный список избирателей и в бумажный список избирателей вносятся соответствующие отметки об участии избирателя в голосовании на указанных парламентских выборах.
Кроме того, в целях усиления общественного контроля за списками избирателей и участием в голосовании избирателей, в том числе зарубежных армянских избирателей, после проведения указанных выборов ЦИК Армении впервые в соответствии с положениями Избирательного кодекса Армении официально обнародовала сканированные списки избирателей с содержащимися в них отметками избирателей, принявших участие в голосовании.
При проведении 20 июня 2021 года досрочных парламентских выборов также применялись вышеуказанные избирательные технологии и процедуры.
Так, в Иордании при проведении 20 сентября 2016 года досрочных парламентских выборов в соответствии с новым законодательством о выборах использовались новые электронные информационные технологии.
Так, член участковой избирательной комиссии проверял по списку избирателей на бумажном носителе и в электронном виде (по компьютерной базе данных) включение избирателя в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
На экран большого монитора, установленного напротив места, где размещались национальные (общественные) наблюдатели, выводились сведения об избирателе, его фотографическое изображение и имя.
После голосования один из пальцев руки избирателя обязательно маркировался специальными чернилами в целях недопущения множественного голосования.
При подсчете голосов избирателей на экране монитора отображалось содержание каждого избирательного бюллетеня.
Стол выдачи избирательных бюллетеней с установленным на нем мониторе с персональными сведениями о голосующем избирателе и его фотографией (в правой части монитора)
Для информирования лиц, находившихся за пределами помещения, в котором производился подсчет голосов избирателей, на экране другого монитора также отображалось содержание каждого избирательного бюллетеня.
Центры для голосования были связаны с Избирательной комиссией Иордании единой компьютерной сетью.
В Литве при проведении 9 октября 2016 года очередных парламентских выборов законодательство предусматривало, что в день голосования в помещении избирательного участка при выдаче избирателю избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии проверял по электронному национальному списку избирателей факт неучастия (участия) избирателя в голосовании на данных выборах и в случае его неучастия в голосовании выдавал ему избирательные бюллетени для голосования.
При проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов обновленное законодательство предусматривало наличие списков избирателей на избирательных участках на бумажном носителе и в электронном виде.
Компьютерная база данных об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, была включена в единую национальную электронную базу данных об избирателях и соединена по сети Интернет с автоматизированной информационной системой (национальным электронным регистром избирателей) Главной избирательной комиссии Литвы и через соответствующий сервер – с территориальным электронным списком избирателей (базой данных об избирателях) соответствующего муниципалитета.
С целью недопущения множественного голосования избирателей законодательством было предусмотрено обязательное применение на избирательных участках системы контроля подсчета избирателей, принимающих участие в голосовании, сопряженной со списком избирателей.
В рамках единой централизованной электронной базы данных о зарегистрированных избирателях, единого электронного списка избирателей, разделенного на электронные списки избирателей каждого избирательного участка, компьютер соответствующей участковой избирательной комиссии в рамках единой (централизованной) компьютерной сети и специальной компьютерной программы идентифицировал избирателя и предоставлял возможность принять участие в голосовании при условии, что в компьютере уже не содержалась отметка о том, что данный избиратель уже принимал участие в голосовании на данных парламентских выборах.
Так, при голосовании избирателя, в том числе при проведении досрочного голосования, голосования на дому, в национальном и ином электронном регистре избирателей (списке избирателей) в режиме реального времени членом участковой избирательной комиссии перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проставлялась электронная отметка о его участии в голосовании.
При этом в соответствии с законодательством как избиратель, так и соответствующий член участковой избирательной комиссии должны были поставить свою подпись в получении (выдаче) избирательного бюллетеня в бумажном экземпляре списка избирателей (электронный список избирателей является вспомогательным (дополнительным) инструментом противодействия возможному множественному голосованию избирателей).
Таким образом, законодательно была предусмотрена система «двойной» защиты от недопущения множественного голосования избирателей.
В соответствии с обновленным законодательством национальные (общественные) наблюдатели вправе были знакомиться со списками избирателей (на бумажном носителе или в электронном виде) при условии подписания ими обязательства не распространять ставшие им известными персональные сведения об избирателях, содержащиеся в списке избирателей.
В Лихтенштейне при проведении 7 февраля 2021 года очередных парламентских выборов для идентификации избирателя и недопущения множественного голосования использовалась единая (централизованная) компьютерная система с соответствующей территориальной фрагментацией (избирательными участкам и списками избирателей).
В рамках указанной системы компьютер соответствующей общинной (участковой) избирательной комиссии в рамках единой (централизованной) компьютерной сети и специальной компьютерной программы «SEZAM Wahlen Proporz» считывал индивидуальный код избирателя, нанесенный в виде штрих-кода на карточку-приглашение избирателя принять участие в голосовании, идентифицировал его как избирателя и предоставлял возможность принять участие в голосовании, при условии, что в компьютере уже не содержалась отметка о том, что данный избиратель уже принимал участие в голосовании на данных парламентских выборах.
Вышеуказанная карточка-приглашение вместе с избирательными бюллетенями и иными избирательными материалами направлялись каждому избирателю по почте не позднее чем за две недели до дня голосования на парламентских выборах.
Карточка-приглашение содержит, в частности, адрес места жительства избирателя, адрес и номер избирательного участка, персональный номер избирателя, индивидуальный штрих-код.
Перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня сканировался штрих-код карточки-приглашения избирателя и, поскольку список избирателей каждого избирательного участка составлен в электронном виде с включением в него соответствующих сведений об избирателе, и электронный список избирателей каждого избирательного участка включен в единый (централизованный) электронный список избирателей, автоматически проводилась проверка факта неучастия избирателя в голосовании.
После получения подтверждения о неучастии избирателя в голосовании на других избирательных участках ему выдавался избирательный бюллетень, а в электронном списке избирателей проставлялась отметка о его участии в голосовании.
В Норвегии при проведении 11 сентября 2017 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратель вправе был проголосовать на любом избирательном участке, расположенном на территории муниципалитета, где проживает избиратель (при этом муниципалитеты (426) имели право при проведении указанных выборов проводить голосование избирателей и 10 сентября, вводя, таким образом, модель двухдневного голосования избирателей).
В рамках единой централизованной электронной системы регистрации избирателей и электронных списков избирателей каждого муниципалитета член участкового избирательного органа перед выдачей избирателю избирательного органа проводит по указанной электронной базе данных сведения о включении избирателя в список избирателей на территории муниципалитета, о факте неучастия избирателя в голосовании на данных выборах (как 10, так и 11 сентября), на основании результатов проверки выдает избирателю избирательный бюллетень и проставляет в электронном списке избирателей отметку о том, что избиратель принял участие в голосовании.
При этом при проведении 9 сентября 2013 года прошлых парламентских выборов, при проведении которых впервые применялся единый национальный электронный регистр избирателей (электронный список избирателей) с разбивкой по каждому муниципалитету, все муниципалитеты (участковые избирательные органы) отмечали в электронном списке избирателей факт участия избирателя в досрочном голосовании1, а 15 муниципалитетов и соответствующие участковые избирательные органы в экспериментальном порядке отмечали в электронном списке избирателей факт участия избирателя в день общего голосования избирателей на указанных выборах (при условии отсутствия в электронном списке избирателей электронной отметки об участии избирателя в досрочном голосовании).
В Румынии при проведении 11 декабря 2016 года очередных парламентских выборов в целях недопущения множественного голосования избирателей была разработана и использовалась электронная система регистрации избирателей и списков избирателей, в рамках которой при голосовании избиратель предъявлял члену участкового избирательного бюро удостоверение личности, проверяемое с помощью указанной централизованной электронной системы и, затем, после голосования, на указанном удостоверении членом участковой избирательной комиссии проставлялась отметка о том, что избиратель принял участие в голосовании.
2.2. В рамках модели предварительной биометрической регистрации избирателей и последующей идентификации избирателя при выдаче ему избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка, которая закреплена в законодательстве ряда государств (например, Армения, Афганистан, Албания, Бразилия, Йемен, Кыргызстан), в целях повышения достоверности процедуры регистрации избирателей и недопущения множественного голосования одного и того же избирателя используются современные информационные регистрационные технологии, в частности, биометрическая регистрация избирателей и составление биометрических списков избирателей, выдача удостоверений избирателя, а также включение в бумажные (традиционные) списки избирателей фотографий (в том числе цветных) избирателей (например, Македония).
При этом в ряде государств используются фотографический компонент списков избирателей как биометрических, так и стандартных (бумажных) (например, Бангладеш, Белиз, Боливия, Бутан, Гайана, Индия).
Так, в Албании при проведении 25 апреля 2021 года очередных парламентских выборов в соответствии с обновленным законодательством (Избирательным кодексом Албании) предусматривается экспериментальное проведение биометрической идентификации избирателей в день голосования в помещении избирательного участка с целью их идентификации перед выдачей избирателям избирательных бюллетеней (применявшаяся в 2017 году маркировка пальцев одной из рук избирателя на данных выборах не применяется).
Так, в день голосования перед выдачей избирательных бюллетеней у каждого избирателя должны быть отсканированы отпечатки пальцев их рук, а также основного документа, удостоверяющего их личность; указанные сведения в электронном виде помещаются в централизованную базу данных.
Указанная база данных используется также для того, что не допустить множественного голосования одного и того же избирателя2.
ЦИК Албании определила компанию (американская IT-компания «Smartmatic»), которая обеспечивает оснащение избирательных участков соответствующим оборудованием и оказывает услуги по осуществлению биометрической регистрации избирателей3.
В Армении в соответствии с законодательством при проведении 2 апреля 2017 года очередных парламентских выборов в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии биометрический документ, удостоверяющий личность избирателя, сканировался с целью определения включения избирателя в список избирателей на данном избирательном участке и установления факта, что избиратель еще не принимал участия в голосовании на каком-либо другом избирательном участке.
Сканированию подлежали также отпечатки пальцев избирателей, позволяя ЦИК Армении удостовериться, что они соответствуют отпечаткам пальцев рук избирателя, хранящимся в базе данных Департамента паспортизации и визового обслуживания полицейского органа Армении.
Политические партии имели доступ к коду программного обеспечения, применяемого при процедуре снятия отпечатков пальцев рук избирателей (при проведении указанных выборов только одна из политических партий затребовала предоставление ей указанного кода для осуществления проверки правильности проведения соответствующих процедурных операций)4.
При проведении 20 июня 2021 года досрочных парламентских выборов также применялись вышеуказанные избирательные технологии и процедуры.
В Афганистане развивается применение технологии использования биометрических показателей избирателей, в том числе отпечатков пальцев, в целях идентификации избирателей и предотвращения множественного голосования избирателей.
Впервые биометрическая регистрация избирателей применялась при проведении в октябре 2018 года парламентских выборов, при этом сканировались отпечатки только двух пальцев одной из рук избирателя.
В преддверии проведения 28 сентября 2019 года5 президентских выборов Независимая избирательная комиссия Афганистана приняла решение о применении указанных сканеров отпечатков пальцев избирателей с обновленным программным обеспечением, при этом сканироваться должны были отпечатки не двух, а всех десяти пальцев рук избирателя.
В Бразилии также развивается технология использования биометрических показателей избирателей, в том числе отпечатков пальцев, в целях идентификации избирателей и предотвращения множественного голосования избирателей.
Новая технология впервые использовалась при проведении выборов в 2008 году (устройства для электронного голосования с функцией биометрического считывания отпечатков пальцев избирателей в экспериментальном порядке использовались в трех муниципалитетах трех различных штатов Бразилии и в период с 3 марта по 1 апреля 2008 года более 50000 избирателей было включено в биометрические списки избирателей).
Новая технология использует отпечатки всех пальцев одной из рук избирателя.
Кроме того, каждый избиратель фотографируется цифровой фотокамерой, и его фотография также может использоваться сотрудником избирательного участка в процессе идентификации избирателя.
Планировалось, что к 2020 году все штаты Бразилии должны будут перейти на биометрическую систему регистрации (идентификации) избирателей, однако в связи с пандемией коронавируса завершение работ по внедрению биометрической системы регистрации и верификации избирателей был приостановлен, в том числе при проведении в 2020 году муниципальных выборов (так, контактные сканеры отпечатков пальцев являются небезопасными даже при соблюдении санитарных правил после каждого использования, и могут вызвать потенциальное скопление избирателей из-за того, что иногда может потребоваться больше времени для идентификации избирателя, чем при простановке избирателем своей подписи в списке избирателей при получении избирательного бюллетеня)6.
При этом рассматривается вопрос о переходе от контактной биометрической регистрации и верификации избирателей к бесконтактной биометрии, в частности, такой как распознавание лиц, биометрические платежные карты, сканирование вен ладони и пальцев, а также бесконтактные датчики отпечатков пальцев.
В Йемене при проведении парламентских выборов биометрическая регистрация избирателей проводилась в экспериментальном порядке в избирательном округе № 10 города Саны – столицы Йемена с 10 мая 2014 года (до конца мая).
Организация и проведение биометрической регистрации избирателей осуществлялась соответствующими органами под руководством Избирательной комиссии по выборам и референдумам Йемена.
Лицо могло зарегистрироваться в качестве избирателя:
- по месту своего проживания, либо
- по месту проживания его семьи, либо
- по месту своей трудовой деятельности (при условии не менее шести месяцев непрерывного трудового стажа на соответствующей территории).
Мужчины должны были при регистрации в качестве избирателя предъявить один из перечисленных в законодательстве документов, удостоверяющих их личность: удостоверение личности, военный билет, свидетельство о браке (семейном положении), паспорт; в случае отсутствия указанных документов – письменное свидетельство территориального представителя службы безопасности.
Экспериментальная биометрическая регистрация избирателей в избирательном округе № 110 города Саны - столицы Йемена
Женщины при регистрации в качестве избирателей могли представить свидетельские показания двух женщин, проживающих на одной территории с женщиной-заявительницей.
После идентификации членами регистрационного центра лица как избирателя заполнялась соответствующая регистрационная форма, в которой избиратель ставил отпечаток большого пальца левой руки.
Затем члены регистрационного центра изготавливали карточку избирателя (с фотографией избирателя) и помещали фотографию избирателя также в список избирателей.
Карточка избирателя имела следующие реквизиты: фото избирателя; полное имя избирателя; дата рождения; информация о его удостоверении личности, либо о письменном свидетельстве территориального представителя службы безопасности, либо о двух женщинах-свидетельницах (для избирателей-женщин); адрес места жительства избирателя; дата регистрации и номер регистрации избирателя; номер избирательного округа и избирательного участка; подпись сотрудника и печать соответствующего отделения регистрационного центра.
В список избирателей избирательного участка могло быть включено в среднем 350 избирателей.
В Кыргызстане в национальный регистр населения включаются сведения о гражданах, поступающие от органов записи актов гражданского состояния, адресных служб, паспортных служб, а также биометрические данные избирателей.
В национальном регистре населения Кыргызстана содержаться персональные сведения об избирателях, а также их биометрические данные (фотография и отпечатки пальцев), которые используются в день голосования для идентификации избирателей в помещении для голосования избирательного участка.
В Македонии при проведении 11 декабря 2016 года досрочных парламентских выборов впервые в списки избирателей были включены фотографии избирателей.
Списки избирателей при проведении выборов в Республике Северная Македония
2.3. В рамках модели проставления в документе, удостоверяющем личность избирателя, отметки о том, что избиратель принял участие в голосовании ряд законодательство ряда государств предусматривает (предусматривал) возможность проставления в указанных документах соответствующей отметки об участии избирателя в голосовании (например, Аргентина, Армения, Багамские Острова, Бахрейн, Бельгия, Венгрия, Иран, Италия, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдова, Палестина, Румыния, Франция)7.
Законодательство определяет различные документы, в которых проставляется отметка об участии избирателя в голосовании: паспорт, как основной документ, удостоверяющий личность гражданина и избирателя (например, Аргентина, Бахрейн, Кувейт, Латвия, Молдова Палестина, Румыния), персональная карточка (удостоверение) избирателя (например, Багамские Острова, Бельгия, Италия, Мексика, Франция), студенческая книжка (например, Венгрия), сертификат о рождении избирателя (например, Иран).
Кроме того, законодательство предусматривает различный набор составляющих отметки об участии (либо неучастии) избирателя в голосовании, а именно: подпись избирателя, подпись представителя избирательного участка, а также печать участкового избирательного органа (например, Багамские Острова), печать участковой избирательной комиссии (например, Иран), специальная отметка (штамп), например, «Голосовал» (например, Бельгия, Италия, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдова Палестина, Румыния – в паспорте, Франция) либо проставляется специальная отметка, наоборот, о неучастии избирателя в голосовании, например, «Не голосовал» (например, Аргентина), либо наклеивается специальный стикер (например, Румыния – на удостоверение личности избирателя).
В подавляющем большинстве государств, в которых законодательством предусмотрена простановка уполномоченными органами или должностными лицами в документах, удостоверяющих личность гражданина и избирателя, отметки об участии избирателя в голосовании, указанные отметки в соответствующих документах избирателя остаются неудаляемыми, т.е. постоянными (например, Италия, Латвия, Молдова Франция).
При этом в отдельных государствах указанные отметки являются удаляемыми по истечении определенного периода времени, поскольку проставляются (т.е. оттиски штампов, содержащих указанные отметки) с использованием специальной краски, которая становится невидимой по истечении некоторого времени (например, Армения).
2.4. В рамках модели маркировки пальцев руки избирателя несмываемыми (невидимыми) в течение определенного времени чернилами (краской), которая законодательно закреплена в ряде государств (например, Азербайджан, Албания – до 2021 года8, Грузия, Иордания, Македония, Монголия, Черногория, Тунис), предусматривается маркировка специальной краской либо специальными невидимыми чернилами соответствующего пальца (пальцев) одной из рук избирателя в целях недопущения множественного голосования.
Специальная краска либо специальные чернила могут быть видимыми либо невидимыми (видимыми в инфракрасных лучах); с этой целью участковые избирательные органы оснащаются специальными техническими средствами идентификации нанесенной маркировки.
В законодательстве некоторых государств предусматривается, что отказ избирателя от маркировки пальца его руки влечет отказ в предоставлении ему возможности принять участие в голосовании9.
Так, в Азербайджане при проведении 9 октября 2013 года президентских выборов применялась маркировка пальцев рук избирателей после их участия в голосовании на соответствующем избирательном участке.
При этом, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, не на всех избирательных участках соблюдались требования об обязательной маркировке пальцев руки избирателей после их участия в голосовании, либо о проверке наличия маркировки пальцев руки избирателя не проверялось перед выдачей ему избирательного бюллетеня, либо, несмотря на имеющуюся у избирателя маркировку пальцев руки, ему предоставлялась возможность принять участие в голосовании.
Кроме того, несоблюдение либо неполное соблюдение участковыми избирательными комиссиями предусмотренной законодательством процедуры маркировки пальцев руки избирателя либо проведение проверки наличия у избирателя указанной маркировки в большей степени отмечалось в южных районах страны, чем в столице Азербайджана – городе Баку и других районах страны.
В Албании при проведении парламентских выборов в 2013 году и в 2017 году голосование избирателей проводилось только в помещении избирательного участка и маркировка пальцев одной из рук избирателя являлась единственным средством противодействия множественному голосованию избирателей.
Так, при проведении 25 июня 2017 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, как и в 2013 году, что процедура маркировки пальцев рук избирателей применялась не единообразно и не повсеместно, что порождало общественное недоверие к честности проведения процедуры голосования.
В частности, отмечалось, что на 25% избирательных участков, которые были посещены членами миссии международного наблюдения, члены участковых избирательных комиссий не проверяли наличие несмываемых чернил на пальцах рук избирателей, на 13% избирательных участков – после голосования пальцы рук избирателей не маркировались членами участковых избирательных комиссий несмываемыми чернилами.
В Грузии при проведении 8 октября 2016 года очередных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что на 2% избирательных участков, которые посетили международные наблюдатели, были отмечены случаи выдачи избирательных бюллетеней избирателям, имевших следы нанесения специальных несмываемых чернил.
При проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ вновь отмечалось, в частности, что на ряде избирательных участков члены участковых избирательных комиссий не проверяли наличия на пальцах рук избирателей следов несмываемых специальных чернил и также были отмечены случаи выдачи избирательных бюллетеней избирателям, имевших следы нанесения указанных специальных несмываемых чернил.
В Македонии при проведении 13 апреля 2014 года одновременно очередных президентских выборов и досрочных парламентских выборов в целях недопущения множественного голосования избирателей Государственной избирательной комиссией Македонии была предусмотрена маркировка пальцев одной из рук избирателя специальными черными (а не невидимыми) чернилами (краской), а именно: большого пальца правой руки избирателя10.
При этом при проведении второго тура голосования на президентских выборах Государственная избирательная комиссия Македонии приняла решении о маркировке большого пальца левой руки избирателя, поскольку на большом пальце правой руки избирателей сохранялись следы краски, нанесенной при проведении первого тура голосования.
При проведении 11 декабря 2016 года досрочных парламентских выборов в целях недопущения множественного голосования избирателей также была предусмотрена маркировка пальцев одной из рук избирателя специальными чернилами (краской).
При этом впервые в списки избирателей в качестве его компонента были включены фотографии избирателя, призванные не только верифицировать избирателя, но и не допустить множественного голосования избирателей.
В Монголии при проведении 26 июня 2017 года президентских выборов в соответствии с решением от 23 июня Центрального избирательного комитета Монголии, принятому по предложению Демократической партии Монголии, маркировка пальцев руки избирателей проводилась в качестве разовой (выборочной) дополнительной электоральной процедуры (гарантии) только на избирательных участках города Улан-Батора – столицы Монголии, на других электоральных территориях такая маркировка не проводилась11.
При этом процедура проверки членами участковых избирательных комиссий наличия у избирателя маркировки пальцев руки до выдачи ему избирательного бюллетеня ЦИК Монголии не была определена.
Таким образом, возможность множественного голосования избирателей на других электоральных территориях потенциально сохранялась.
При этом, поскольку в Монголии введена биометрическая регистрация избирателей, использование процедуры маркировки пальцев руки избирателя в качестве еще одного дополнительного средства предупреждения множественного голосования избирателей является, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, избыточным.
К тому же использование указанной маркировки в отношении только одной группы избирателей является также, в целом, проблематичным, подрывает доверие к используемым современным биометрическим технологиям идентификации избирателей и недопущения множественного голосования.
При проведении 9 июня 2021 года очередных президентских выборов в законодательство были включены положения о том, все избиратели, принимающие участие в голосовании, дополнительно маркируются (один из пальцев их руки) несмываемыми специальными чернилами в качестве дополнительной меры, направленной на недопущение множественного голосования избирателей (указанная новая дополнительная мера предусмотрена Законом о выборах Президента Монголии 2020 года, т.е. получила свое законодательное оформление).
В Тунисе при проведении в 2014 году парламентских и президентских выборов при получении избирателем избирательного бюллетеня и перед голосованием указательный палец его левой руки маркировался специальными несмываемыми чернилами.
В соответствии с нормативными актами о процедуре голосования указательный палец левой руки избирателя должен был быть обмакнут в емкость со специальными несмываемыми чернилами, расположенной на столе члена участкового избирательного органа, не менее чем на одну треть.
После обмакивания указательного пальца в емкость со специальными несмываемыми чернилами избиратель должен был специальной бумагой, также располагавшейся на столе члена участкового избирательного органа, осушить (обтереть до сухости) свой палец.
При этом первоначально член участкового избирательного органа проверял отсутствие у избирателя ранее нанесенных специальных несмываемых чернил в качестве одного из свидетельств того, что избиратель не голосовал.
Представители миссии международных наблюдателей одной из международных организаций («Центр Картера», США) не зафиксировали ни одного случая множественного голосования избирателей.
В Черногории при проведении 14 октября 2012 года досрочных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что не все участковые избирательные комиссии соблюдали требования о маркировке и проверки наличия маркировки несмываемых чернил на пальцах рук избирателей при выдаче им избирательных бюллетеней.
2.5. В рамках модели изъятия у избирателя ранее выданной ему персональной карточки-приглашения принять участие в голосовании, либо открепительного удостоверения (например, Австрия, Испания, Мальта, Нидерланды, Словакия, Швейцария) либо дачи письменного обязательства об ответственности за многократное голосование (например, Молдова) в Австрии в соответствии с законодательством при проведении 15 октября 2017 года досрочных парламентских выборов избиратель мог получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на любом избирательном участке, образованном на территории страны.
При выдаче открепительного удостоверения избиратель исключается (вычеркивается) из списка избирателей по месту своего постоянного проживания; при голосовании открепительное удостоверение изымается и избирателю выдается избирательный бюллетень; этой основе обеспечивается невозможность множественного голосования избирателя12.
Кроме того, при проведении 29 сентября 2013 года предыдущих парламентских выборов зарубежные австрийские избиратели при голосовании по почте (через дипломатическое представительство или консульское учреждение Австрии в соответствующем иностранном государстве) должны были прилагать к заполненным избирательным бюллетеням специальную персональную карточку для голосования по почте для признания указанных избирательных бюллетеней действительными и недопущения множественного голосования избирателей.
При этом на обороте указанной карточке избиратель должен был указать (продекларировать), что он принял участие в почтовом голосовании лично, без какого бы то ни было давления и в условиях, обеспечивающих тайну голосования.
В Испании при проведении 20 ноября 2011 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратели, намеревавшиеся принять участие в голосовании по почте, могли не позднее 10 ноября подать заявление о предоставлении им возможности принять участие в голосовании по почте (указание избирателем причины для участия в таком голосовании законодательством не было предусмотрено).
Избиратели, принимающие участие в голосовании по почте, должны были не позднее 17 ноября направить по почте в соответствующий участковый избирательный орган конверт с вложенными в него заполненными избирательными бюллетенями и разовым сертификатом о регистрации избирателя.
Указанные электоральные конверты должны были быть доставлены почтой до окончания официального времени голосования на указанных выборах (в случае доставки после окончания указанного времени голосовании электоральные конверты подлежали уничтожению).
При проведении 20 декабря 2015 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством впервые зарубежным испанским избирателям, временно находящимся за пределами территории Испании, после их регистрации заблаговременно (в период между 24 и 30 ноября) по почте направлялись избирательные бюллетени и сертификат о регистрации в качестве избирателя.
Для участия в голосовании по почте на основании поданных заявлений было зарегистрировано 11.250 таких избирателей.
Зарубежные испанские избиратели указанной категории должны были в период между 24 ноября и 16 декабря (ЦИК Испании указанный период был продлен до 14:00 18 декабря 2015 года в связи с католическими рождественскими каникулами) направить по почте заполненные избирательные бюллетени и разовый сертификат о регистрации избирателя в соответствующую областную избирательную комиссию (на этой основе обеспечивается невозможность множественного голосования зарубежного испанского избирателя).
В голосовании по почте приняло участие 5.378 зарубежных испанских избирателей.
Аналогичные положения впервые применялись также в отношении зарубежных испанских избирателей, которые постоянно проживали за пределами территории Испании.
Для участия в голосовании по почте на основании поданных заявлений было зарегистрировано 161.228 таких избирателей (или 8.57% из 1.880.849 зарубежных испанских избирателе, постоянно проживающих за пределами территории Испании).
Зарубежные испанские избиратели указанной категории должны были в период между 24 ноября и 15 декабря передать заполненные избирательные бюллетени и сертификат избирателя в консульское представительство Испании в соответствующем иностранном государстве (на этой основе обеспечивается невозможность множественного голосования зарубежного испанского избирателя).
На Мальте при проведении 9 марта 2013 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратель при получении избирательного бюллетеня предъявлял члену участкового избирательного органа карточку избирателя (основной документ, удостоверяющий личность избирателя), которая изымалась у него после выдачи ему избирательного бюллетеня.
При проведении 3 июня 2017 года очередных парламентских выборов формат карточки избирателя был модифицирован на основе введения некоторых новых степень ее защиты.
Обновленные карточки избирателя вручались избирателям представителем полиции, сопровождаемым уполномоченными представителями политических партий.
Взамен утраченных или поврежденных карточек избирателям не позднее чем за три дня до дня голосования на парламентских выборах могли быть выданы новые карточки избирателя.
В Молдове при проведении 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов было предусмотрено положение о том, что студенты и школьники, поступившие в общеобразовательные учреждения в населенном пункте, где у них отсутствует регистрация по месту жительства или по месту пребывания, могут принять участие в голосовании на любом избирательном участке, образованном в данном населенном пункте в рамках так называемой модели «мобильный избиратель».
Для участия в таком голосовании избиратель должен предъявить удостоверение личности с вкладышем, студенческий билет учебного заведения, которое находится в данном населенном пункте, а также подписать заявление об ответственности за многократное голосование.
В Нидерландах в соответствии с законодательством в день голосования член участкового избирательного совета перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проверяет карточку избирателя, удостоверяющую его личность как избирателя13, и возможное невключение указанной карточки в список недействительных карточек избирателей, и после выдачи избирателю избирательного бюллетеня изымает данную карточку у избирателя: на этой основе обеспечивается невозможность множественного участия избирателей в голосовании.
В Швейцарии при проведении 21 октября 2007 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством при голосовании избирателей в помещении избирательного участка членом участкового избирательного органа у избирателя изымалась персональная карточка для участия в голосовании, а на обороте избирательного бюллетеня, перед его опусканием в ящик для голосования, проставлялась печать участкового избирательного органа, что могло нарушить тайну голосования избирателя (при отсутствии указанной печати избирательный бюллетень признавался недействительным).
Аналогичная процедура применялась и при проведении голосования зарубежных швейцарских избирателей.
При проведении 20 октября 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратели, принимающие участие в голосовании по почте, должны были вложить во второй (малый) конверт свое удостоверение личности, затем вложить указанный конверт в другой (основной) конверт, в который вкладывается также заполненный избирателем избирательный бюллетень, заклеить большой конверт и отправить его по почте в соответствующий кантональный избирательный орган.
Данное законодательное положение было направлено на недопущение множественного голосования избирателей, принимающих участие в голосовании по почте (на практике, в голосовании по почте принимают участие около 90% швейцарских избирателей), в частности, возможного участия в голосовании также и в помещении своего избирательного участка в день голосования на парламентских выборах.
3.
Законодательство некоторых государств региона ОБСЕ предусматривает легальную возможность многократного голосования избирателя при проведении выборов, при этом юридическим значимым (действительным) является только последнее по времени голосование избирателя (например, Андорра, Исландия, Латвия, Швеция, Эстония14).
При этом такая модель голосования распространяется на досрочное голосование и голосование в день общего голосования избирателей, в том числе в случае проведения и Интернет-голосования избирателей, а также на случаи, когда избиратель, намеревавшийся проголосовать досрочно, не принял участия в таком голосовании и в этом случае он сохраняет право на участие в голосовании в день общего голосования избирателей, т.е. его активное избирательное право «не пропадает» в связи с первоначально заявленным способом реализации (например, Португалия), в других государствах избиратель, зарегистрировавшийся для участия в голосовании по почте (т.е. в досрочном голосовании) и не принявший в нем участия, не может в день общего голосования на парламентских выборах проголосовать в помещении избирательного участка (например, Великобритания).
В одних государствах для участия в досрочном голосовании избиратель не должен указывать причину для такого участия, в других – должен подать заявление.
Так, в Андорре любой избиратель может принять участие в досрочном голосовании: указывать причину участия в досрочном голосовании избиратель не обязан.
Досрочное голосование избирателей обеспечивают судьи суда первой инстанции прихода Андорра-ля-Велла (в помещении суда): в списке избирателя о досрочном голосовании избирателя проставляется соответствующая отметка («Проголосовал досрочно») в целях избежания множественного голосования.
При этом избиратели, проголосовавшие досрочно, могут до дня проведения общего голосования, в том числе в день проведения общего голосования, также проголосовать в помещении избирательного участка (при этом все предыдущие голосования таких избирателей должны признаваться недействительными (без нарушения тайны их голосования).
При проведении в 2015 году очередных парламентских выборов около 36% избирателей приняли участие в досрочном голосовании.
В Исландии в соответствии с законодательством при проведении парламентских и президентских выборов избиратель в период досрочного голосования вправе проголосовать неоднократно и, кроме того, также проголосовать в день общего голосования избирателей; при этом юридически значимым является только последнее по времени голосование избирателя.
Так, при проведении 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательством досрочное голосование должно было проводиться не ранее чем за восемь недель до дня общего голосования избирателей на указанных выборах (досрочное голосование началось 20 сентября, спустя два дня со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, и почти за месяц до того, как закончился срок регистрации списков кандидатов политических партий).
При этом избиратели, принимавшие участие в досрочном голосовании, сохраняли право на повторное участие в досрочном голосовании до окончания календарного периода его проведения, а также имели право принять участие в голосовании в помещении избирательного участка в общий день голосования при условии, что юридически значимым является только последнее по времени голосование избирателя.
При проведении досрочного голосования избирателей избирательный бюллетень является бланкетным: в наименовании избирательного бюллетеня опускается не только указание на парламентские выборы, но также не содержатся наименования политических партий, принимающих участие в выборах.
В избирательном бюллетене досрочно голосующий избиратель самостоятельно в соответствующей позиции избирательного бюллетеня проставляет штамп с той буквой, которая обозначает политическую партию его выбора (литерный перечень политических партий заменяется утвержденным Министерством юстиции Исландии буквенным обозначением наименования соответствующей политической партии и списка ее кандидатов).
В случае отсутствия штампа с ответствующей буквой политической партии, избиратель проставляет вручную соответствующую букву в избирательном бюллетене.
Избиратель складывает избирательный бюллетень и вкладывает его в специальный конверт, который, затем, вкладывает в другой конверт и запечатывает его (конверт передается на ответственное хранение окружному руководителю по досрочному голосованию и впоследствии подсчитывается в установленном законодательством порядке).
При проведении указанных выборов в досрочном голосовании приняло участие 37.557 избирателей (18.6%).
В Латвии законодательством при проведении парламентских выборах предусмотрена процедура досрочного голосования избирателей (т.е. процедура передачи голоса избирателя на хранение в соответствующей избирательной комиссии до дня общего голосования избирателей), хотя формально Конституцией Латвии установлено проведение парламентских выборов только в один общий день голосования избирателей.
Так, после проведения в 2011 году парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, что избиратели могут проголосовать досрочно не позднее чем за три дня до дня общего голосования избирателей на парламентских выборах: указанные избирательные бюллетени находятся на ответственном хранении в соответствующей избирательной комиссии до дня общего голосования и после окончания времени голосования в день выборов подсчитываются наряду с другими избирательными бюллетеням15.
При этом законодательство предусматривает, что избиратели имеют право в день общего голосования изменить свое первоначальное волеизъявление, выраженное досрочно, и получить новый избирательный бюллетень взамен признаваемого испорченным досрочного избирательного бюллетеня.
Повторное голосование возможно на том же самом избирательном участке, на котором избиратель принимал участие в досрочном голосовании, либо на любом ином избирательном участке, как до дня общего голосования избирателей, так и непосредственно в день общего голосования избирателей.
В Швеции при проведении 19 сентября 2010 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратель, принимавший участие в досрочном голосовании (вправе был принять участие в таком голосовании на любом избирательном участке и которое проводилось не ранее чем за 18 дней до дня общего голосования на указанных выборах), сохранял право на участие в голосовании в помещении избирательного участка по месту своей регистрации в качестве избирателя в день общего голосования избирателей на указанных выборах, при этом юридически значимым являлось только последнее по времени голосование избирателя (досрочное голосование избирателя аннулировалось).
В Эстонии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов избирателям предоставлена возможность по их выбору проголосовать либо дистанционно – по сети Интернет (досрочно в течение нескольких календарных дней до дня общего голосования избирателей на указанных выборах), либо непосредственно в день общего голосования избирателей с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.
При этом при голосовании по сети Интернет избирателю также предоставлена возможность многократного голосования, однако, юридически значимым является его последнее по времени голосования электронное голосование.
Кроме того, избиратель может в день общего голосования проголосовать в помещении избирательного участка с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня, при этом голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня является однократным и какому-либо последующему изменению избирателем не подлежит.
Таким образом, в соответствии с законодательством и в рамках модели «юридически значимого последнего голоса избирателя» избиратель может изменить свой первоначальный голос, отданный в электронном виде, придя в день общего голосования избирателей в помещение своего избирательного участка и проголосовав с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня.
Порядок подсчета голосов избирателей обеспечивает учет только одного, последнего, голоса избирателя с тем, чтобы не допустить многократное голосование одного и того же избирателя.
Так, в день голосования после 20:00 по местному времени пересчитываются все голоса избирателей, отданные на избирательном участке, по итогам которого участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
При этом все избирательные бюллетени и избирательные документы упаковываются и отправляются уездному руководителю выборов.
Поступившие избирательные бюллетени пересчитываются комиссией по подсчету голосов, образованной на уровне уезда.
Если комиссия по подсчету голосов обнаруживает ошибки в результатах участковой избирательной комиссии (протоколе об итогах голосования), о вносимых поправках будет составлено приложение к протоколу комиссии по подсчету голосов.
При этом результаты электронного голосования избирателей в день выборов после 19:00 по местному времени (т.е. до окончания времени общего голосования избирателей на территории страны (20:00) в централизованном порядке определяет Государственная служба по организации выборов.
При подсчете электронных голосов избирателей должно присутствовать не менее трех лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов и не менее половины состава Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Перед подсчетом электронных голосов избирателей аннулируются электронные голоса избирателей, которые были ими изменены вплоть до последнего поданного электронного голоса, либо электронный голос был отменен путем голосования избирателя с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.
При этом электронные голоса также отделяются от личных данных избирателей: перед подсчетом голосов электронные голоса для чтения выделяются из личных данных избирателей, т.е. голоса подсчитываются таким образом, что невозможно установить связь между личностью избирателя и электронным голосованием избирателя.
Подсчет голосов, отданных электронным путем, является публичным: лица, присутствующие при подсчете голосов, обязаны выполнять устные указания лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов.
При этом лица, присутствующие при подсчете голосов, не имеют права приносить в помещение, где проходит подсчет голосов, средства связи и покидать помещение до 20:00 по местному времени.
В Португалии в августе 2018 года в преддверии проведения в 2019 году очередных парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, предоставление почти всем португальским избирателям права принимать участие в досрочном голосовании при условии предварительной регистрации в качестве участника такого голосования.
Заявление о предоставлении возможности принять участие в досрочном голосовании должно быть подано избирателем не позднее чем за 48 часов до дня досрочного голосования.
Сведения об избирателях, подавших заявление о предоставлении возможности принять участие в досрочном голосовании, подлежат внесению в отдельный список избирателей.
При проведении 6 октября (воскресенье) 2019 года очередных парламентских выборов досрочное голосование избирателей проводилось 29 сентября (воскресенье), за неделю до дня общего голосования избирателей на указанных выборах, в помещениях специальных избирательных участков, образованных на территории центрального населенного пункта каждого избирательного округа.
При этом, как это предусмотрено законодательством, избиратель, зарегистрированный для участия в досрочном голосовании, но не принявший в нем участие, может принять участие в голосовании в помещении избирательного участка в день проведения выборов.
В Великобритании при проведении 6 мая 2020 года очередных парламентских выборов избиратели, которые подали заявление о предоставлении возможности принять участие в голосовании по почте, исключались из списка избирателей, и в день общего голосования избирателей на указанных выборах (даже в случае если они не принимали участия в голосовании по почте) в соответствии с законодательством не могли принять участие в голосовании в помещении избирательного участка по месту своей регистрации в качестве избирателя.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] При проведении досрочного голосования избиратель вправе проголосовать на территории любого муниципалитета, в день общего голосования избирателей – на любом избирательном участке, образованном на территории муниципалитета, где избиратель проживает и зарегистрирован в качестве избирателя.
[2] При проведении в 2017 году парламентских выборов одним из средств предупреждения множественного голосования избирателей являлась маркировка несмываемыми чернилами одного из пальцев руки избирателя.
[3] Стоимость контракта составляет 20 млн. долларов США.
[4] ЦИК Армении не проводила проверку соответствия отпечатков пальцев избирателей с централизованной базой данных в связи с тем, что в Комиссию не поступило ни одной жалобы о множественном голосовании избирателей.
[5] Дата проведения президентских выборов переносилось Независимой избирательной комиссией Афганистана два раза (в частности, ранее (30 декабря 2018 года) в соответствии со статьей 19 Закона о выборах Президента Афганистана выборы были назначены на 20 апреля 2019 года, затем были перенесены на 20 июля и вновь были перенесены, уже на 28 сентября); одновременно с президентскими выборами должны проводиться и другие выборы, в частности, провинциальные и районные выборы, а также отложенное ранее голосование избирателей на парламентских выборах в провинции Газни.
[6] В 2020 году биометрические данные были получены в отношении более 119 млн. граждан Бразилии и планировалось к 2022 году довести этот показатель до 150 млн. человек.
[7] См. предыдущий информационный материал «О проставлении в документах, удостоверяющих личность избирателя, отметки об участии в голосовании».
[8] При проведении 25 апреля 2021 года очередных парламентских выборов маркировка пальцев одной из рук избирателя не проводится в связи с экспериментальным применением технологии биометрической регистрации и идентификации избирателей в день голосования в помещении избирательного участка.
[9] Так, в Малайзии при проведении 5 мая 2013 года досрочных парламентских выборов было законодательно восстановлено использование специальных несмываемых чернил для маркировки пальцев рук избирателей (указательного пальца левой руки), в том числе при проведении досрочного голосования, с целью недопущения многократного голосования (указанные чернила не смываются, по меньшей мере, в течение трех дней).
Если избиратель отказывается от указанной маркировки, член участкового избирательного органа был не вправе выдавать ему избирательный бюллетень, а также был обязан внести сведения о нем в специальную форму об избирателях, отказавшихся от участия в голосовании (форма 10А).
Если после заполнения членом участкового избирательного органа указанной формы избиратель изъявил желание принять участие в голосовании и в маркировке указательного пальца его левой руки, то председатель участкового избирательного органа аннулировал заполненную ранее форму 10А и выдавал избирателю избирательный бюллетень для участия в голосовании.
Электоральная маркировка избирателей (пальцев рук избирателей) в некоторых государствах становиться элементом «грязных» политических технологий.
[10] Некоторые участники парламентских выборов подвергли критике указанное решение Комиссии, поскольку нанесение видимых (а не невидимых невооруженным глазом) чернил явно показывает, кто проголосовал, а кто нет, что в условиях острой политической конкуренции может, по их мнению, приводить к неправомерному внешнему воздействию на избирателей со стороны политических конкурентов.
[11] 21 ноября 2012 года были проведены местные выборы, в ходе которых впервые использовалась технология регистрации избирателей по отпечаткам пальцев.
[12] Аналогичная процедура применялась в Словакии при проведении 5 марта 2016 года очередных парламентских выборов.
При этом если в 2012 году избирателям было выдано 7.051 открепительное удостоверение, то в 2016 году – 17.278, т.е. в 2.5 раза больше.
[13] Карточка избирателя изготовлена на особой бумаге, имеет степени защиты, в том числе уникальный индивидуальный сериальный номер, водяные знаки.
[14] См. предыдущий информационно-аналитический материал «К вопросу об изменении избирателем поданного им голоса».
[15] При проведении в 2014 году парламентских выборов только около 2% избирателей приняли участие в досрочном голосовании, проводимом на 61 специальном избирательном участке.