Электронная регистрация кандидатов на выборах: европейская практика

Электронная регистрация кандидатов на выборах: европейская практика

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

17 января, 2025

1. В европейских государствах применяются различные модели регистрации кандидатов при проведении выборов.

При проведении парламентских, президентских, муниципальных и иных выборов в ряде европейских государств на основе современных цифровых избирательных технологий все более широко внедряется, хотя в ряде случаев на разовой основе, выдвижение кандидатов на выборные должности на основе представления пакета соответствующих документов в электронном виде, и на этой основе регистрация потенциальных кандидатов на указанные должности в дистанционном (электронном) формате (например, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Дания, Исландия, Канада, Литва, Мальта, Румыния, Словакия, ФРГ).

В целом, в европейских государствах развиваются такие современные электоральные технологии, как электронная (биометрическая) регистрация и идентификация избирателей, составление и ведение списков избирателей (централизованных и локальных) в электронной форме, в том числе в размере избирательных участков, выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, в том числе сбор подписей избирателей в поддержку их выдвижения, в электронной форме, ведение электронного регистра кандидатов на всех видах и уровнях национальных и наднациональных выборов, открытие специальных счетов избирательных фондов и представление непосредственными участниками выборов промежуточной и итоговой финансовой отчетности о проведении предвыборной агитации в электронной форме, применение электронного голосования (с использованием технических средств подсчета голосов) и дистанционного голосования избирателей (Интернет-голосования) и др.

На этой основе начинает развиваться такая технологическая модель выборов, которая основывается на так называемых дистанционных или цифровых выборах, в рамках которых основные электоральные действия и процедуры по выдвижению и регистрации кандидатов на выборные должности, иные избирательные процедуры и действия осуществляются в электронном (цифровом) виде.

В этих условиях при проведении парламентских выборов Мальта стала одним из первых европейских государств, которое ввело цифровую (электронную) регистрацию независимых кандидатов, списков кандидатов политических партий, политических коалиций.

В ряде европейских государств регистрация кандидатов, списков кандидатов в электронном виде охватывает либо охватывала все виды и уровни национальных, региональных и местных выборов (например, Литва, Словакия), в других – президентские и парламентские выборы (например, Болгария, Исландия, Румыния), либо парламентские (например, Дания, Мальта, ФРГ), либо только муниципальные выборы (например, Босния и Герцеговина).

Так, в Литве положения об электронной регистрации кандидатов на все выборные должности на всех видах и уровнях выборов, включая выборы депутатов Европейского парламента от Литвы, впервые получили свое закрепление в Избирательном кодексе Литвы от 19 июля 2022 года.

При этом в статье 78 указанного Кодекса закреплено положение о том, что документы, в том числе заявления, подаются потенциальными кандидатами на выборные должности в электронной форме в порядке, установленном Главной избирательной комиссией Литвы, и постоянно хранятся в информационной системе этой Комиссии.

Кроме того, первоначально введенная в условиях пандемии коронавируса указанная электоральная электронная (цифровая) процедура регистрации кандидатов «пустила корни», и стала в некоторых европейских государствах применяться в качестве стандартной процедуры при проведении последующих – «постпандемийных» – выборов, прежде всего президентских выборов (например, Исландия), в других же государствах в условиях пандемии коронавируса она применялась только в качестве разовой электоральной процедуры (например, Румыния, ФРГ).

В отдельных европейских государствах электронная регистрация кандидатов впервые была законодательно введена уже в постпандемийный период (например, Босния и Герцеговина).

В некоторых государствах при проведении парламентских выборов в ходе общественных дискуссий, в том числе непосредственными участниками указанных выборов, продолжает выдвигаться и обсуждаться вопрос о введении электронной регистрации кандидатов, основанной на сборе подписей избирателей в поддержку их выдвижения в электронном виде (например, Италия, Финляндия).

В европейских государствах законодательно закреплены различные модели электронной регистрации кандидатов, в том числе сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде.

В одних государствах законодательство предусматривает сбор подписей избирателей в электронном виде как парламентскими, так и непарламентскими политическими партиями (например, Босния и Герцеговина – при проведении муниципальных выборов, Литва – на всех видах и уровнях выборов), в других – только непарламентскими политическими партиями (например, Дания).

При проведении выборов в соответствии с законодательством внесение избирателем подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов политической партии, политической коалиции в электронном виде производится на специальном электронном портале соответствующего государственного органа (например, Бельгия, Дания, Исландия), либо муниципального органа (например, Босния и Герцеговина – при проведении муниципальных выборов); при этом избиратель должен, естественно, предварительно зарегистрироваться (либо быть зарегистрирован) в качестве избирателя.

При проведении соответствующих выборов избиратель – с учетом положений национального законодательства – может поставить свою подпись в поддержку только одного кандидата, либо двух или более кандидатов.

Так, в Литве в соответствии с Избирательным кодексом при проведении, в частности, президентских выборов, избиратель может поставить свою подпись в поддержку одного кандидата, нескольких кандидатов, либо всех кандидатов на должность Президента Литвы.

При этом в поддержку одного кандидата избиратель может поставить только одну свою подпись и только в соответствующем одном подписном листе (либо на бумажном носителе, либо в электронном виде): наличие одновременно двух подписей (на бумажном носителе и в электронном виде) одного избирателя в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Литвы ведет к признанию второй подписи, более поздней по времени ее простановки, недействительной.

Законодательство отдельных европейских государств предусматривает возможность отзыва избирателем своей электронной подписи до окончания календарного срока сбора потенциальными кандидатами указанных подписей (при сборе подписей избирателей на бумажном носителе такую возможность законодательство избирателю не предоставляет).

Вместе с тем, в случае отзыва избирателем своей электронной подписи, избиратель может поддержать выдвижение другого кандидата на должность главы государства, если календарный период сбора подписей избирателей, предусмотренный законодательством, еще не закончился (например, Исландия).

Законодательство отдельных европейских государств особо указывает на то, что сведения об избирателях, поддержавших выдвижение независимого кандидата, в частности, на парламентских выборах, являются «открытыми» для всеобщего ознакомления (например, Дания).

При проведении проверки подписей избирателей используются различные модели признания их действительными либо недействительными.

Так, в соответствии с законодательством в одних государствах в случае простановки избирателем подписей в поддержку двух или более кандидатов, либо двух или более подписей в поддержку одного и того же кандидата, действительной является первая по времени подпись избирателя, поставленная в поддержку выдвижения соответствующего кандидата, а остальные подписи избирателя признаются недействительными (например, Дания, Литва), в других государствах, наоборот, все подписи избирателя признаются недействительными (например, Исландия).

Так, в Исландии в случае выявления подписи избирателя одновременно на бумажном носителе и в электронном виде, либо двух и более подписей в поддержку одного кандидата в любом из указанных подписных листов (как бумажном, так и электронном) все подписи данного избирателя признаются недействительными.

В соответствии с законодательством пакет документов потенциальных кандидатов, включая списки кандидатов, подписи избирателей в поддержку их выдвижения направляются непосредственными участниками соответствующих выборов в электронном (цифровом) виде непосредственно в национальный избирательный орган для регистрации в качестве кандидатов.

При этом указанные электронные документы должны быть подписаны, в частности, квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя политической партии либо потенциального кандидата (например, Исландия).

Соответствующие электоральные и иные органы проводят в рамках соответствующих национальных и иных баз данных проверку представленного потенциальными участниками соответствующих выборов на регистрацию электронного пакта документов и по ее результатам принимают решение о регистрации либо об отказе в регистрации в качестве кандидатов на соответствующих выборах.

Как отмечалось, модель электронной регистрации кандидатов законодательно закреплена не только при проведении национальных выборов, но также – в отдельных государствах – при проведении муниципальных выборов (например, Босния и Герцеговина).

Так, в Боснии и Герцеговине при проведении 6 октября 2024 года очередных муниципальных выборов обновленное законодательство впервые закрепило положение о представлении непосредственными участниками указанных выборов пакета документов на регистрацию, в том числе подписей избирателей, в электронном (цифровом) виде.

При этом была разработана специальная электронная (цифровая) платформа, обеспечивающая прием указанных документов и их проверку в соответствии с требованиями законодательства.

Обновленный в цифровом формате порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов существенно облегчил процесс проверки представленных документов, в том числе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, соблюдение иных обязательных положений законодательства, относящихся, в частности, к обеспечению 40% гендерной квоте в списках кандидатов политических партий, и, в конечном счете, существенно облегчил процесс регистрации кандидатов, списков кандидатов/

Непосредственные участники указанных муниципальных выборов представляли на регистрацию пакеты документов исключительно в электронном виде (при этом в Центральную избирательную комиссию Боснии и Герцеговины – в качестве электоральной страховки – указанные документы также представлялись в виде копий, за исключением подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, и на этой основе, процедура регистрации кандидатов, списков кандидатов является не полностью электронной, а фактически, смешанной, хотя основной, юридически значимой, является все же электронная регистрация кандидатов, списков кандидатов).

При этом если при проведении прошлых муниципальных выборов проверка проводилась в отношении не более 10% подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, при проведении вышеуказанных выборов в автоматическом режиме были проверены все представленные потенциальными кандидатами подписи избирателей в электронном виде.

В целом, законодательство европейских государств, предусматривающих возможность электронной регистрации кандидатов на выборные должности, имеет и иные как общие, так и отличительные особенности, в том числе в части электронного сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

Модель электронной регистрации кандидатов на выборные должности получает свое развитие и при проведении выборов в некоторые наднациональные законодательные (представительные) органы.

При этом, например, в рамках Европейского Союза при проведении выборов депутатов Европейского парламента от соответствующих государств – членов Союза национальное законодательство государств, как правило, не всегда прямо предусматривает регистрацию кандидатов, списков кандидатов в электронном виде.

При этом, в частности, в Эстонии, национальным законодательством прямо предусмотрена возможность регистрации кандидатов на европейских выборах в электронном виде.

2. В условиях пандемии коронавируса электронная (цифровая) регистрация кандидатов, списков кандидатов первоначально рассматривалась отдельными государствами как разовое и вынужденное электоральное дозволение при проведении парламентских и президентских выборов (например, Бельгия, Исландия, Канада, Мальта, Румыния, ФРГ).

Так, в Бельгии при проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей – нижней палаты парламента, избираемых на пять лет по региональной пропорциональной избирательной системе с преференциальным голосованием избирателей в рамках списков кандидатов, выдвигаемых фламандскими, валлонскими и немецкими лингвистическими политическими партиями в 11 многомандатных избирательных округах, образуемых в национально-государственных границах трех языковых регионов Бельгии как федерального государства, в соответствии с законодательством только политические партии, политические коалиции, а также группы избирателей вправе выдвигать списки кандидатов, которые для последующей их регистрации должны получить поддержку не менее трех парламентариев или разумного числа избирателей, предусмотренного законодательством от 200 до 500 подписей в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов избиратель может поддержать только один список кандидатов политической партии, парламентарии – также только один список кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу.

При этом законодательство предусматривает, что избиратель может поддержать выдвижение списка кандидатов путем проставления подписи лично в бумажном подписном листе, либо путем проставления своей электронной подписи в рамках автоматизированной информационной системы (Management, Registration and Transmission of Information and Results about Elections (MARTINE) с использованием приложения, размещенного на сайте Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии.

Таким образом, «местом» сбора электронных подписей избирателей является Интернет-ресурс, размещенный на сайте указанного Министерства.

При проведении 26 мая 2019 года прошлых парламентских выборов Министерством внутренних дел и юстиции Бельгии впервые была разработана и применялась типовая форма электронной поддержки избирателями выдвижения списка кандидатов, а также единый порядок проведения проверки документов о выдвижении списка кандидатов1.

В целом, при проведении парламентских выборов документы на регистрацию кандидатов, списка кандидатов могут быть представлены соответствующим пакетом в электронном виде.

В Исландии в условиях пандемии коронавируса при проведении 27 июня 2020 года очередных президентских выборов обновленное законодательство впервые предусмотрело возможность регистрации кандидатов на должность Президента Исландии в электронной форме, а именно: представление потенциальными кандидатами на должность главы государства в Национальную избирательную комиссию Исландии пакета документов на регистрацию, в том числе подписей избирателей, в электронном виде.

При проведении 25 сентября 2021 года очередных парламентских выборов в качестве первоначально разового электорального дозволения законодательные поправки, опираясь на электоральный опыт проведении президентских выборов, предусматривали возможность регистрации списков кандидатов в электронной форме, а именно: представление в соответствующий избирательный орган на регистрацию списков кандидатов политических организаций (политических партий, политических коалиций), в том числе подписей избирателей, в электронном (цифровом) виде.

При проведении парламентских выборов для регистрации списков кандидатов политические организации должны были собрать подписи избирателей в поддержку их выдвижения в количестве, превышающем не менее 30 и не более 40 раз число депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

В соответствии с законодательством, обновленным в июле 2020 года в преддверии проведения указанных выборов, избиратель мог поставить свою подпись в поддержку только одного списка кандидатов политической организации (ранее, при проведении 27 июня 2020 года президентских выборов, избиратель впервые мог поставить свою подпись в поддержку одного из кандидатов на должность Президента Исландии в электронном виде, и данное правило в июле 2020 года было распространено также и на парламентские выборы).

Вместе с тем, на этой основе при проведении парламентских выборов законодательство впервые предусматривало, что непосредственными участниками указанных выборов подписи избирателей могли быть собраны на смешанной (комбинированной) основе – как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При этом решение о порядке сбора подписей избирателей, в том числе в каком виде указанные подписи избирателей могут быть собраны – на бумажном носителе и (или) в электронном виде – было отнесено на усмотрение самих политических организаций.

Национальное бюро регистрации населения Исландии разработал специальное программное приложение, позволявшее окружным избирательным комиссиям, образованным в каждом многомандатном избирательном округе, проводить проверку представленных подписей избирателей на предмет возможной множественности подписей одного и того же избирателя в поддержку одного и того же либо разных списков кандидатов, а также правомочности избирателя, зарегистрированного на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, поставить свою подпись в поддержку списка кандидатов политической организации, баллотирующегося по соответствующему многомандатному избирательному округу.

Кроме того, законодательные поправки, предусматривали возможность представления политическим организациями в соответствующие окружные избирательные комиссии также всего пакета документов на регистрацию списка кандидатов в электронной форме.

В Канаде в условиях пандемии коронавируса при проведении 20 сентября 2021 года досрочных парламентских выборов в качестве разовой меры было предусмотрено проставление избирателем своей подписи в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде на соответствующем онлайн-портале в сети Интернет (при этом в соответствии со стандартным законодательством подпись избирателя должна быть нотариально заверена: так, при проведении парламентских выборов должны быть представлены подписи 100 избирателей (в стандартных избирательных округах), а в отдаленных и труднодоступных местностях и избирательных округах – 50 избирателей).

При последующем проведении парламентских выборов процедура представления непосредственными участниками выборов в соответствующую окружную избирательную комиссию документов на регистрацию, в том числе подписей избирателей, в электронном виде, уже не применяется.

На Мальте в условиях продолжающейся пандемии коронавируса при подготовке к проведению 26 марта 2022 года досрочных парламентских выборов в законодательство был внесен ряд поправок, предусматривавших, в частности, не только снижение с 18 до 16 лет минимального возраста реализации активного избирательного права, но также возможность представления непосредственными участниками парламентских выборов – политическими партиями и независимыми кандидатами – пакета документов для регистрации в электронном виде2.

В соответствии с законодательством выдвижение лица в качестве независимого кандидата должно быть поддержано не менее чем четырьмя избирателями соответствующего многомандатного избирательного округа, включенных в общий (национальный) список избирателей по состоянию на 25 февраля 2022 года.

Кроме того, независимые кандидаты, а также политические партии, политические коалиции, выдвинувшие списки кандидатов, должны внести избирательный залог (для регистрации в качестве кандидата необходимо внесение избирательного залога в размере 90 евро; избирательный залог возвращается в случае, если кандидат избран либо получил более одной десятой (1/10) электоральной квоты действительных голосов избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа, разделенной на число депутатских мандатов (5), подлежащих замещению в многомандатном избирательном округе).

В целом, Мальта стала одним из первых европейских государств, которое ввело цифровую (электронную) регистрацию независимых кандидатов, списков кандидатов политических партий, политических коалиций при проведении парламентских выборов.

В Румынии в условиях пандемии коронавируса при подготовке к проведению 6 декабря 2020 года очередных парламентских выборов (депутатов Палаты депутатов – нижней палаты и членов Сената – верхней палаты) в качестве разового электорального дозволения Правительство Румынии в сентябре 2020 года в формате чрезвычайных правительственных ордонансов, имеющих юридическую силу законодательных актов, приняло решения, предусматривающие, в частности, возможность регистрации списков кандидатов политических партий, политических коалиций в электронной форме, т.е. представление непосредственными участниками парламентских выборов в Центральный избирательный совет Румынии пакета документов на регистрацию списков кандидатов, в том числе подписей избирателей, в электронном виде.

При этом указанными правительственными ордонансами было также сокращено наполовину количество подписей избирателей, которые политические партии, политические коалиции должны были представить в поддержку выдвижения своего списка кандидатов.

В соответствии с указанными ордонансами политические партии, политические коалиции должны были представить в поддержку выдвижения своего списка кандидатов подписи только 0.5% от общего числа зарегистрированных избирателей в масштабах страны, т.е. избирателей, включенных в списки избирателей на указанных парламентских выборах (в рамках же стандартного общего законодательного режима при проведении парламентских выборов политические партии, политические коалиции должны представлять в поддержку выдвижения своего списка кандидатов подписи не менее 1% избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных в масштабах всей страны).

Вместе с тем при проведении указанных парламентских выборов процедура проверки представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов фактически не была определена в связи с аннулированием Конституционным судом Румынии порядка проведения проверки указанных подписей, разработанного на основе принятых Правительством Румынии вышеуказанных чрезвычайных правительственных ордонансов (в 2020 году, в преддверии проведения указанных парламентских выборов, Правительство Румынии приняло два чрезвычайных правительственных ордонанса, позволявших, в частности, проведение проверки указанных подписей избирателей в привязке к электронным спискам избирателей).

На практике, при проведении указанных парламентских выборов, только две политические партии представили пакеты документов на регистрацию своих списков кандидатов, прежде всего подписи избирателей (почти в полном объеме), в электронном виде, а именно: политические партии «Союз спасения Румынии – свобода» и «Партия единства и солидарности» (the Save Romania Union-Freedom, Unity and Solidarity Party (USR-PLUS)3.

При последующем проведении парламентских выборов (1 декабря 2024 года) процедура представления непосредственными участниками парламентских выборов в Центральный избирательный совет Румынии пакета документов на регистрацию списков кандидатов политических партий, политических коалиций, в том числе подписей избирателей, в электронном виде, уже не применялась.

В ФРГ в условиях пандемии коронавируса при проведении 26 сентября 2021 года очередных выборов депутатов Бундестага – нижней палаты федерального парламента в качестве разового электорального дозволения законодательные поправки также предусматривали в рамках смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы возможность регистрации кандидатов, списков кандидатов в электронной форме с представлением в соответствующий окружной избирательный комитет (по мажоритарной части избирательной системы) или земельный избирательный комитет (по пропорциональной части избирательной системы) на регистрацию кандидатов, списков кандидатов политических партий, политических коалиций, в том числе подписей избирателей, в электронном виде.

В соответствии с законодательством при проведении указанных выборов непосредственные участники парламентских выборов должны были представить подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в количестве не менее 200 подписей в одномандатном избирательном округе и – по пропорциональной части избирательной системы – не менее одной подписи избирателя на каждые 1.000 избирателей, зарегистрированных на соответствующей земельной электоральной территории, но не более 2.000 подписей избирателей.

В условиях пандемии коронавируса вышеуказанные количественные показатели были сокращены на 25%, и кандидаты, политические партии, политические коалиции должны были представить в поддержку своего выдвижения, списка кандидатов не более соответственно 50 и 500 подписей избирателей.

Указанные подписи избирателей могли быть представлены на бумажном носителе, либо в электронном виде, либо в комбинированном (смешанном) виде по усмотрению непосредственных участников парламентских выборов и избирателей.

Решения о регистрации кандидатов, списков кандидатов принимали соответствующие окружные избирательные комитеты или земельные избирательные комитеты4.

При проведении 23 февраля 2025 года досрочных парламентских выборов процедура представления непосредственными участниками парламентских выборов в соответствующий избирательный комитет пакета документов на регистрацию кандидатов, списков кандидатов политических партий, в том числе подписей избирателей, в электронном виде, применению не подлежит.

3. В постпандемийный период в некоторых европейских государствах электронная регистрация кандидатов, списков кандидатов на основе сбора подписей избирателей, в том числе в электронном виде, становится одной из стандартных электоральных электронных (цифровых) процедур при проведении парламентских и президентских выборов (например, Болгария, Дания, Исландия, Кипр, Литва).

Так, в Болгарии при 14 ноября 2021 года совмещенных президентских и парламентских выборов в соответствии с положениями Избирательного кодекса правом выдвижения кандидатов на должность Президента и Вице-президента Болгарии имели политические партии, политические коалиции, а также общественные комитеты по выдвижению указанных кандидатов (группы избирателей).

В отличие от политических партий, политических коалиций, которые не должны были собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения их кандидатов на должность Президента и Вице-президента Болгарии, общественные комитеты должны были собрать в поддержку выдвижения своих кандидатов на указанные должности не менее 2.500 избирателей.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Болгарии и Вице-президента Болгарии производится, как правило, на бумажном носителе, при этом электронный сбор подписей избирателей Избирательным кодексом Болгарии также предусмотрен.

Так, в соответствии с законодательными поправками, внесенными в мае 2021 года, избиратель может поставить свою подпись в поддержку выдвижения только одной пары кандидатов на должность Президента и Вице-президента Болгарии, одной политической партии, политической коалиции, при этом не только на бумажном носителе, но также и в электронном виде.

Данная процедура впервые в современной электоральной практике Болгарии применялась при проведении 11 июля 2021 года досрочных выборов 240 депутатов Народного собрания – однопалатного парламента.

Представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Болгарии и Вице-президента Болгарии, при проведении парламентских выборов – списка кандидатов политической партии, политической коалиции подлежат проверке ЦИК Болгарии во взаимодействии с Министерством регионального развития и благоустройства Болгарии.

Кроме того, политические партии, политические коалиции должны внести беспроцентный избирательный залог в размере 2.500 болгарских левов (около 1.280 евро) на банковский счет в Болгарском национальном банке, общественные комитеты по выдвижению кандидатов на должность Президента и Вице-президента Болгарии (группы избирателей) – 100 болгарских левов (около 51 евро).

В целом, при проведении президентских и парламентских выборов документы на регистрацию кандидатов, списка кандидатов могут быть – частично – представлены в электронном виде.

В Дании в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями и избирателями (в порядке самовыдвижения) по 92 районам для выдвижения кандидатов.

Политические партии, имеющие представительство в Фолькетинге – однопалатном парламенте по результатам последних парламентских выборов, вправе в силу данного факта выдвигать своих кандидатов по всем 92 районам для выдвижения кандидатов без выполнения каких-либо иных (дополнительных) условий.

Иные политические партии (т.е. непарламентские политические партии, а также политические партии, представляющие интересы немецкого национального меньшинства) должны не позднее чем за 15 дней до дня голосования на парламентских выборах собрать в поддержку своего участия в указанных выборах определенное число подписей (деклараций) избирателей (в 2022 году – 20.1825, в 2019 году – 20.109, в 2015 году – 20.260, в 2011 году – 19.769) в форме соответствующей индивидуальной декларации поддержки избирателем такого участия, а также иметь наименование, отличное от наименований других политических партий.

Политические партии, представленные в Фолькетинге, а также политические партии, которые собрали не менее установленного количества подписей избирателей в соответствующем многомандатном избирательном округе, вправе зарегистрировать списки своих кандидатов для участия в парламентских выборах.

Независимые кандидаты должны представить для регистрации в качестве кандидата 150–200 подписей избирателей соответственно в одном из 92 районов для выдвижения кандидатов.

В целом, законодательство предусматривает представление такого числа подписей избирателей (деклараций избирателей), которое соответствует, как минимум, 1/175 от общего числа действительных голосов избирателей, проголосовавших на последних парламентских выборах.

Избиратель может поддержать только одну политическую партию и одного независимого кандидата.

Каждый избиратель в декларации о поддержке выдвижения кандидата указывает, в частности, свой персональный идентификационный номер.

Декларации избирателей предварительно проверяются Отделом по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании, и после проведения проверки возвращаются избирателям, которые, затем, передают их соответствующим непарламентским политическим партиям для последующего прохождения ими процедуры регистрации в качестве участников парламентских выборов.

В 2016 году был обновлен механизм проверки подписей (деклараций) избирателей, т.е. осуществлен переход к проведению автоматизированной их проверки (в рамках цифровой системы обработки персональных данных).

На этой основе избиратель, желающий поставить свою подпись в поддержку списка кандидатов политической партии, независимого кандидата, должен зарегистрироваться в электронном виде на портале электронных государственных услуг, и практически без каких-либо временных задержек получить подтверждение правомерности простановки им своей подписи в поддержку такого выдвижения (в 2015 году впервые одна из политических партий использовала такую технологию, которую, затем, Министерство внутренних дел и экономического развития Дании сочло необходимым в последующем повсеместно распространить на основе соответствующего нормативно-правового регулирования).

Ранее в рамках прежней (бумажной) системы поддержки выдвижения кандидатов политической партии, независимого кандидата избиратель вынужден был ожидать в течение приблизительного одной недели подтверждения правомерности простановки им своей подписи в поддержку такого выдвижения (при электронной простановке подписи подтверждение (либо, наоборот, отказ) являются, практически, незамедлительными).

Указанные декларации должны подаваться вместе с сертификатом, удостоверяющим право избирателя принимать участие в парламентских выборах, который выдается избирателю соответствующим местным отделением Национального бюро регистрации населения Дании.

Сведения об избирателях, поддержавших выдвижение независимого кандидата, являются «открытыми» для всеобщего ознакомления.

В целом, при проведении парламентских выборов документы на регистрацию кандидатов, списков кандидатов могут быть представлены соответствующим пакетом в электронном виде.

В Исландии в постпандемийных условиях при проведении 1 июня 2024 года очередных президентских выборов, и с учетом опыта проведения президентских и парламентских выборов в условиях пандемии коронавируса, законодательно было сохранено положение о регистрации кандидатов на должность Президента Исландии в электронной форме с представлением в соответствующий избирательный орган на регистрацию пакета соответствующих документов, в том числе подписей избирателей, в электронном виде.

Как известно, в условиях пандемии коронавируса в 2020 году при проведении очередных президентских выборов выдвижение кандидатов на должность Президента Исландии проводилось посредством сбора подписей избирателей в поддержку их выдвижения в электронном виде, и потенциальные кандидаты собрали в электронном виде 87% подписей избирателей и только 13% – на бумажном носителе.

В соответствии с законодательством кандидатура лица, выдвигаемого на должность Президента Исландии, должна быть официально предложена в соответствующую головную (окружную) избирательную комиссию не менее чем 1.500 и не более чем 3.000 избирателями пропорционально с учетом численности избирателей, зарегистрированных на территории каждой из четырех географических регионов (зон) страны.

В целом, кандидат должен совокупно собрать минимальное количество подписей избирателей в поддержку своего выдвижения в четырех регионах (зонах) страны.

Так, при проведении в 2024 году указанных выборов каждый кандидат на должность Президента Исландии должен был собрать в южном регионе (зоне) страны подписи не менее 1.233 и не более 2.465 избирателей, в западном регионе – не менее 56 и не более 112, в северном регионе – не менее 157 и не более 364, в восточном регионе – не менее 54 и не более 108 подписей избирателей6.

Избиратели должны были быть зарегистрированы в качестве избирателей на территории соответствующей географической зоны страны; в этом случае их электронный голос в поддержку выдвижения кандидата является действительным.

На очередных президентских выборах, состоявшихся 1 июня 2024 года, в соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о выборах сбор подписей избирателей в электронном виде проводился с 1 марта (пятница) по 26 апреля (пятница) 2024 года, т.е. в течение 57 календарных дней.

Электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии был открыт на правительственном онлайн портале www.Ísland.is,

Так, кандидат на должность Президента Исландии мог, используя электронный идентификатор, создать электронную форму подписного листа в поддержку своего выдвижения в качестве кандидата и, затем, проинформировать избирателей о возможности поддержать его выдвижение своей подписью в электронном виде.

При этом еще 16 апреля 2020 года Министерство юстиции Исландии приняло разъяснения об образце формы поддержки избирателем выдвижения кандидата на должность главы государства, о требованиях и формате интерфейса пользователя, а также о перечне документов избирателя для электронной поддержки выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии.

Избиратель, имеющий электронное удостоверение личности и авторизовавшись на онлайн портале www.Ísland.is в разделе электронный сбор подписей, мог поддержать выдвижение только одного кандидата на должность Президента Исландии.

При этом избиратель мог отозвать свою электронную подпись до окончания календарного периода сбора указанных подписей избирателей7.

Кроме того, в случае отзыва избирателем своей электронной подписи, избиратель мог поддержать выдвижение другого кандидата на должность Президента Исландии, если календарный период сбора подписей избирателей еще не закончился.

В соответствии с законодательством сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии мог проводиться также и на бумажном носителе (по усмотрению самих кандидатов).

При этом кандидаты, собирающие подписи избирателей на бумажном носителе, должны были представить идентификационные номера избирателей-подписантов в электронной таблице (например, в формате Excel) с тем, чтобы облегчить их проверку: на этой основе указанный электронный табличный список избирателей должен быть введен в информационную систему с целью проверки недопустимости множественной поддержки избирателем двух и более кандидатов на должность Президента Исландии.

В случае выявления двух и более подписей избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, либо двух и более кандидатов, все подписи избирателя подлежали признанию недействительными.

Первоначально о своем намерении принять участие в указанных президентских выборах в той или иной форме, в том числе ошибочно (из-за особенностей электронной формы поддержки выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии в виде сбора подписей избирателей) объявило около 150 человек8; затем, 81 потенциальный кандидат приступил к сбору подписей избирателей, в том числе часть из них – в электронном виде, в поддержку выдвижения своей кандидатуры на должность Президента Исландии.

Такое число потенциальных кандидатов на должность Президента Исландии явилось своеобразным электоральным рекордом для страны.

При этом действующий Президент Исландии Гвюнди Йоханнессон объявил в своем новогоднем обращении к исландскому народу 1 января 2024 года, что он не будет баллотироваться на новый – третий – срок, тогда как 5 апреля (пятница) 2024 года Катрин Якобсдоттир, наоборот, объявила о своей отставке с должности Премьер-министра Исландии для участия в президентских выборах.

Потенциальные кандидаты на должность Президента Исландии должны были не позднее 26 апреля (пятница) 2024 года собрать подписи избирателей в поддержку выдвижения своей кандидатуры, в том числе в электронном виде, и представить в Национальную избирательную комиссию Исландии документы на регистрацию (при этом кандидат должен был указать о сборе подписей избирателей в электронном виде или на бумажном носителе).

Национальное бюро регистрации населения Исландии разработало программное обеспечение, при помощи которого головные (окружные) избирательные комиссии проводят проверку представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии и правомочность проставления избирателем такой подписи.

Национальная избирательная комиссия Исландии принимала документы на регистрацию кандидатов на должность Президента Исландии в течение одного календарного дня – 26 апреля (пятница) 2024 года с 10:00 до 12:00 по местному времени.

Национальная избирательная комиссия Исландии должна была рассмотреть представленные кандидатами документы (в течение не более 5 календарных дней), и не позднее 30 дней до дня общего голосования избирателей на указанных президентских выборов, т.е. не позднее 2 мая (четверг) 2024 года, обнародовать список зарегистрированных кандидатов на должность Президента Исландии.

В конечном счете, 13 потенциальных кандидатов на должность Президента Исландии представили в Национальную избирательную комиссию Исландии документы на регистрацию.

При этом до 29 апреля 2024 года Национальной избирательной комиссией Исландии 4 потенциальным кандидатам (Астор Магнуссон Виум, Хельга Торисдоттир, Эйрикур Инги Йоханнссон, Арнар Тор Йонссон) была предоставлена возможность представить дополнительные подписи избирателей в поддержку выдвижения их кандидатур в качестве кандидатов на должность Президента Исландии.

При проведении указанных президентских выборов после проверки представленных кандидатами документов Национальной избирательной комиссией Исландии 29 апреля 2024 года были зарегистрированы рекордные 12 кандидатов на должность Президента Исландии, в том числе 6 женщин.

При этом одному потенциальному кандидату на должность Президента Исландии (из 13) было отказано в регистрации в связи с непредставлением некоторых действительных документов (в частности, Кари Вилмундссон Хансену).

При проведении 30 ноября 2024 года досрочных парламентских выборов законодательство также сохранило процедуру электронной регистрации списков кандидатов политических партий, в том числе подписей избирателей в электронном виде, которая применялась в 2020 году в условиях пандемии коронавируса.

При этом пакет документов, включая списки кандидатов, подписи избирателей направлялись политическими партиями в электронном (цифровом) виде непосредственно в Национальную избирательную комиссию Исландии.

Указанные электронные документы должны были быть подписаны квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя политической партии.

В Литве, в отличие от некоторых других европейских государств, положения об электронной регистрации кандидатов на все выборные должности на всех видах и уровнях выборов, включая выборы депутатов Европейского парламента от Литвы, закреплены в Избирательном кодексе Литвы от 19 июля 2022 года.

Так, в статье 78 Избирательного кодекса закреплено положение о том, что документы, в том числе заявления, подаются в электронной форме в порядке, установленном Главной избирательной комиссией Литвы, и постоянно хранятся в информационной системе этой Комиссии.

При этом указанная статья также закрепляет, что избиратели могут поддержать кандидата и (или) список кандидатов в электронной форме (либо на бумажном носителе) своими подписями в порядке, также установленном Главной избирательной комиссией Литвы.

Порядок проверки листов сбора подписей избирателей, в том числе подписей избирателей, полученных в электронной форме, определяется Главной избирательной комиссией Литвы.

Листы для сбора подписей избирателей должны быть проверены в течение 10 дней со дня их получения, но не позднее чем за 32 дня до дня выборов.

В соответствии с Избирательным кодексом политическая организация, политическая коалиция этих организаций не позднее чем за 40 дней до дня выборов имеют право отозвать свои декларационные документы и документы выдвинутого кандидата с подачей соответствующего заявления в Главную избирательную комиссию Литвы, при этом выдвинутый кандидат вправе отозвать свои декларационные документы по заявлению, удостоверенному нотариально или подписанному квалифицированной электронной подписью.

При проведении 12 мая 2024 года очередных президентских выборов избиратель мог поставить свою подпись в поддержку любого числа кандидатов на должность Президента Литвы как в подписном листе на бумажном носителе, так и в виде электронной цифровой подписи в электронном подписном листе, размещенном на специальном цифровом интерактивном портале (сервисе) rinkejopuslapis.lt в сети Интернет на «Страница избирателя», т.е. избиратель мог поставить свою подпись в поддержку одного кандидата, нескольких кандидатов, либо всех кандидатов на должность Президента Литвы.

При этом в поддержку одного кандидата избиратель мог поставить только одну свою подпись и только в соответствующем одном подписном листе (либо на бумажном носителе, либо в электронном виде).

В случае выявления подписи избирателя на бумажном носителе и в электронном виде, либо двух и более подписей в поддержку одного кандидата в любом из указанных подписных листов все подписи избирателя признаются недействительными.

На «Странице избирателя» для избирателя была также возможность изменить свое первоначальное решение и отозвать свою электронную подпись в любой момент до момента принятия кандидатом на должность Президента Литвы решения о прекращении сбора подписей или до окончания периода сбора подписей избирателей (при сборе подписей избирателей на бумажном носителе такой возможности у избирателя нет).

При проведении указанных президентских выборов Главная избирательная комиссия Литвы приняла обращение к непосредственным участникам президентских выборов и их уполномоченным представителям с просьбой уважать отказ избирателя поставить свою подпись в поддержку выдвижения того или иного кандидата на должность Президента Литвы: законодательство запрещает «...требовать от избирателей расписаться в избирательном листе или в электронном виде или иным образом нарушая принцип добровольности»9.

Кандидаты на должность Президента Литвы должны были собрать и представить в Главную избирательную комиссию Литвы подписи избирателей в поддержку своего выдвижения (на бумажном носителе или в электронном виде) не позднее 28 марта (четверг) 2024 года, т.е. продолжительность календарного периода сбора подписей избирателей является индивидуальной (в условиях рамочного календарного периода), связанного со сроками представления кандидатами документов о выдвижении и принятии соответствующего решения Комиссии с последующей выдачей кандидату подписных листов, составляет соответственно 40 дней (с 21 февраля по 28 марта 2024 года), либо 20 дней (с 8 по 28 марта).

Комиссия в течение 10 календарных дней осуществляла проверку предоставленных кандидатами на должность Президента Литвы подписей избирателей (процедура проверки подписей избирателей не является публичной, однако, потенциальные кандидаты могли получить детальные результаты ее проведения).

Проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения лица кандидатом на должность Президента Литвы проводилась в рамках автоматизированной информационной системы Комиссии путем сканирования и сравнения данных электронного файла с данными Регистра населения Литвы; электронные подписи избирателей проверялись таким же образом.

Кроме того, в рамках указанной автоматизированной информационной системы производилась также проверка факта подписания избирателем подписного листа более одного раза в поддержку одного и того же кандидата (при этом повторяющиеся подписи не учитывались); если страница подписного листа была неправильно оформлена или повреждена, все подписи избирателей на соответствующих страницах подписных листах не учитывались10.

В отличие от всех других выдвинутых кандидатов на должность Президента Литвы только Ингрида Шимоните, действующий Премьер-министр Литвы, выдвинутая кандидатом на должность Президента Литвы правящей консервативной политической партией «Союз Отечества – Христианские демократы», а также Арунас Римкус, собирали подписи избирателей в поддержку своего выдвижения исключительно в электронном виде.

Так, Ингрида Шимоните собрала в электронном виде 33.722 подписи избирателей, тогда как Арунас Римкус – 1.03011.

В целом, потенциальными кандидатами на должность главы государства было собрано 305.136 подписей избирателей в поддержку выдвижения их кандидатур на должность главы государства, в том числе 158.144 подписи избирателей в электронном виде (51.82%) и 146.992 – на бумажном носителе (48.18%).

Кроме того, в целом, каждый кандидат на должность Президента Литвы должен был предварительно внести избирательный залог в 5-кратном размере среднемесячной заработной платы (при проведении указанных президентских выборов – 8.995 евро, в 2019 году – 4.600 евро).

В целом, Главная избирательная комиссия Литвы получила документы на регистрацию 12 кандидатов на должность Президента Литвы, в том числе одной женщины.

В соответствии с законодательством Главная избирательная комиссия Литвы не позднее чем за 31 день до дня общего голосования избирателей на настоящих очередных президентских выборах, т.е. не позднее 11 апреля (четверг) 2024 года, должна была зарегистрировать кандидатов на должность Президента Литвы либо отказать в регистрации.

Главная избирательная комиссия Литвы зарегистрировала 8 кандидатов на должность Президента Литвы (из 12), в том числе одну женщину (в 2019 году – 9 (из 17)12.

Трем потенциальным кандидатам было отказано в регистрации, в частности, в связи с недостаточным количество подписей избирателей в поддержку выдвижения их кандидатами на должность главы государства (Гинтаутас Кнюкшта, Арунас Римкус и Валдас Туткус), а еще один кандидат, несмотря на собранные подписи избирателей, отказался от дальнейшего своего участия в президентских выборах (Аурелиус Верига).

Среди 8 зарегистрированных кандидатов на должность Президента Литвы 4 кандидата были выдвинуты политическими партиями, и еще 4 – в качестве независимых кандидатов.

В целом, в соответствии с законодательством при проведении президентских и парламентских выборов документы на регистрацию кандидатов, списков кандидатов могут быть – частично – представлены в электронном виде.

4. В отдельных европейских государствах электронная регистрация кандидатов становится стандартной электоральной процедурой при проведении муниципальных выборов (например, Босния и Герцеговина).

Так, в Боснии и Герцеговине при проведении 6 октября 2024 года очередных муниципальных выборов обновленное законодательство впервые закрепило положение о представлении непосредственными участниками указанных выборов пакета документов на регистрацию, в том числе подписей избирателей, в электронном (цифровом) виде.

Указанные муниципальные выборы проводились в 143 муниципалитетах страны: замещению подлежали мандаты депутатов муниципальных представительных органов, а также мэров муниципалитетов.

В соответствии с законодательством кандидаты могли быть выдвинуты политическими партиями в составе списка партийных кандидатов, либо в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов, либо в составе списка независимых кандидатов.

В преддверии указанных выборов 26 марта 2024 года в законодательство были внесены обширные изменения, в том числе в части порядка представления непосредственными участниками муниципальных выборов документов на регистрацию.

В соответствии с законодательными поправками, принятыми в 2024 году, впервые при проведении указанных муниципальных выборов все документы о выдвижении кандидатов и списков кандидатов для их регистрации должны были быть представлены потенциальными участниками указанных выборов только в электронном виде.

При этом была разработана специальная электронная (цифровая) платформа, обеспечивающая прием указанных документов и их проверку в соответствии с требованиями законодательства.

Непосредственные участники указанных муниципальных выборов представляли на регистрацию пакет документов исключительно в электронном виде.

При этом если при проведении прошлых муниципальных выборов проверка проводилась в отношении не более 10% подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, при проведении вышеуказанных выборов в автоматическом режиме были проверены все представленные потенциальными кандидатами подписи избирателей в электронном виде.

В целом, обновленный в цифровом формате порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов существенно облегчил процесс проверки представленных документов, в том числе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, соблюдение иных обязательных положений законодательства, относящихся, в частности, к обеспечению 40% гендерной квоте в списках кандидатов политических партий, и, в конечном счете, облегчил процесс регистрации кандидатов, списков кандидатов.

При этом, однако, непосредственные участники указанных выборов должны были, наряду с электронной формой представления пакета документов на регистрацию, одновременно представлять в Центральную избирательную комиссию Боснии и Герцеговины копии указанных документов также и на бумажном носителе (в качестве дополнительного, поддерживающего пакета документов), – за исключением подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, – и на этой основе, процедура регистрации кандидатов, списков кандидатов является не полностью электронной, а фактически, смешанной, хотя основной, юридически значимой, является все же электронная регистрация кандидатов, списков кандидатов.

В конечном счете, в указанных выборах принимали участие 296 непосредственных их участников (в различном организационно-правовом статусе), а именно: 110 политических партий, 58 политических коала также 76 независимых кандидатов.

В целом, было зарегистрировано 26.089 кандидатов на все выборные муниципальные мандаты, среди которых 42% были женщины.

5. В отдельных европейских государствах законодательство предоставляет избирателям возможность проверки избирателем правомерности простановки его подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов (например, Черногория).

Так, в Черногории при проведении 19 марта 2023 года очередных президентских выборов (как и при проведении прошлых выборов) в соответствии с законодательством и решениями Государственной избирательной комиссии Черногории доступ к приложению по проверке избирателем правомерности возможной простановки кем-либо другим от его имени его подписи в поддержку кандидата на должность главы государства можно было получить на веб-сайте Государственной избирательной комиссии Черногории, нажав на рубрику provjeripotpis.me или напрямую введя URL-адрес www.provjeripotpis.me таким образом, что необходимо было ввести JMB и персональный номер удостоверения личности избирателя; соответствующее сообщение затем печатается на экране монитора.

Если избиратель был внесен в базу проверенных подписей поддержки выдвижения кандидатов на должность Президента Черногории, в заявлении указывается имя кандидата, которому поставлена подпись поддержки избирателя; если данных избирателя нет в базе данных, на экран монитора выводится сообщение с таким содержанием.

При проведении 11 июня 2023 года досрочных парламентских выборов Комиссия также предоставила избирателям с 30 мая 2023 года возможность проверить в электронном виде (в онлайн режиме и при использовании соответствующего приложения) возможную простановку кем-либо другим от его имени его подписи в поддержку выдвижения соответствующего списка кандидатов, в том числе в части возможного незаконного проставления каким-либо иным лицом подписи от имени избирателя в поддержку выдвижения соответствующего списка кандидатов): Государственная избирательная комиссия Черногории сделала доступным приложение, с помощью которого граждане Черногории могли проверить, есть ли их подписи в поддержку выдвижения соответствующих списков кандидатов на парламентских выборах в соответствующей базе данных поддержки соответствующих списков кандидатов.

6. В некоторых европейских государствах в рамках общественных дискуссий вносятся предложения о переходе от традиционной бумажной процедуры сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения политическим партиями, политическими коалициями списков кандидатов к новой, современной, цифровой процедуре, основанной на сборе указанных подписей избирателей в электронной форме, обеспечивающей разумную скорость их сбора, достоверность и действительность, и являющейся основой для электронной регистрации кандидатов (например, Италия, Словения, Финляндия, Чехия).

Так, в Италии в соответствии с законодательством при проведении выборов депутатов Палаты депутатов – нижней палаты парламента и членов Сената – верхней палаты только политические партии вправе выдвигать кандидатов по соответствующим одномандатным и многомандатным избирательным округам (выдвижение независимых кандидатов в порядке самовыдвижения либо избирателями или группой избирателей законодательством не предусмотрено).

При этом для регистрации кандидатов, списков кандидатов непарламентские политические партии, в отличие от парламентских, должны собрать в национальном масштабе не менее 36.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения своих списков кандидатов.

Так, в каждом многомандатном избирательном округе для регистрации списков кандидатов указанные политические партии должны собрать от 1.500 до 2.000 подписей избирателей, при этом в рамках зарубежного избирательного округа, в котором в голосовании принимают участие зарубежные итальянские избиратели, необходимо собрать от 500 до 1.000 подписей избирателей.

При проведении досрочных парламентских выборов депутатов Палаты депутатов и членов Сената число подписей избирателей, необходимых для поддержки выдвижения списков кандидатов, сокращается наполовину.

Проверка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов проводится соответствующими областными апелляционными судами, при этом отсутствует единая и ясная методика проведения проверки указанными судами представленных подписей избирателей.

Вместе с тем, внесенные в законодательство поправки в определенной мере облегчили (упростили) процесс регистрации выдвинутых кандидатов, списков кандидатов в связи с тем, что законодательно были введены некоторые элементы представления отдельных документов на регистрацию в электронном (цифровом) виде.

При проведении 25 сентября 2022 года досрочных парламентских выборов некоторые участники указанных выборов отмечали, что действующая система сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, имеющая многочисленные административные и электоральные барьеры, явно устарела13, и нуждается в замене на основе использования современных информационных и электоральных технологий; при этом одним из возможных вариантов модификации системы сбора подписей избирателей является возможный переход, по примеру отдельных европейских государств, к электронной системе их сбора.

Это связано, в частности, и с тем, что законодательство, обновленное в преддверии проведения указанных парламентских выборов, предусматривает возможность электронного голосования избирателей.

При этом, однако, при проведении указанных парламентских выборов электронное голосование избирателей, по рекомендации Национального агентства по вопросам кибербезопасности Италии, не применялось по соображениям электоральной и технологической безопасности.

В Словении в течение продолжительного времени, в том числе еще при проведении 22 октября 2017 года очередных президентских выборов, дискутируется возможность внедрения процедуры сбора подписей избирателей в электронном виде как организационно-технологической основы для современной электоральной модели регистрации кандидатов при проведении как парламентских, так и президентских выборов14.

В Финляндии при проведении 28 января 2024 года очередных президентских выборов кандидаты на должность Президента Финляндии должны были собрать в поддержку своего выдвижения для регистрации подписи не менее 20.000 избирателей на бумажном носителе – индивидуальной карточке избирателя.

В соответствии с законодательством при проведении очередных президентских выборов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения окружным собранием избирателей кандидата на должность Президента Финляндии может начинаться более чем за год до проведения президентских выборов.

Избиратель может поставить свою подпись в индивидуальной карточке в поддержки выдвижения только одного кандидата на должность Президента Финляндии.

Законодательство предусматривает проведение проверки подписей избирателей в части соблюдения законодательного положения о том, что избиратель может быть участником только одного окружного собрания избирателей и поддержать выдвижение только одного кандидата на должность главы государства.

В случае установления Хельсинским окружным избирательным комитетом (электоральный орган, осуществляющий регистрацию кандидатов на должность главы государства) факта, что избиратель являлся участником двух и более окружных собраний избирателей, данный избиратель удаляется из числа участников всех окружных собраний избирателей и, следовательно, из числа подписантов поддержки выдвижения кандидатов на должность Президента Финляндии.

При этом участники указанных выборов, не ставя, в целом, под сомнение действующую процедуру выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента Финляндии на основе представления потенциальными кандидатами подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, тем не менее, указывали на необходимость перехода к новым современным цифровым избирательным технологиям регистрация кандидатов на должность главы государства в электронном виде, в том числе к сбору подписей избирателей в электронном виде и, в частности, к современной электоральной модели электронной регистрации кандидатов на должность Президента Финляндии.

В Чехии при проведении 13-14 января 2023 года очередных президентских выборов вносились предложения о переходе от сбора 20.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Чехии на бумажном носителе к сбору указанных подписей избирателей в электронном виде и, в последующем, к возможной полной электронной регистрации кандидатов.

В преддверии проведения указанных выборов были разработаны соответствующие законодательные предложения по указанному вопросу, однако, парламент их, в конечном счете, не поддержал.

7. В рамках Европейского Союза при проведении выборов депутатов Европейского парламента от соответствующих государств – членов Союза национальное законодательство государств, как правило, прямо не предусматривает возможность регистрации кандидатов, списков кандидатов в электронном виде; при этом, в частности, в Эстонии при проведении выборов депутатов Европейского парламента национальным законодательством прямо предусмотрена возможность регистрации кандидатов в электронном виде.

Так, статья 26.1 «Документы о выдвижении кандидатов» Закона о выборах депутатов Европейского парламента от Эстонии, вступивший в силу 1 января 2017 года, закрепляет положение о том, что Республиканская избирательная комиссия Эстонии разрабатывает и обнародует образцы документов для выдвижения и регистрации кандидатов на указанных европейских выборах, и предоставляет потенциальным кандидатам возможность представления указанных документов в Республиканскую избирательную комиссию Эстонии по соответствующим электронным каналам связи (т.е. в электронном виде), и на этой основе регистрация потенциальных кандидатов может осуществляться в дистанционном формате.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ранее при регистрации списка кандидатов законодательство, в частности, не предусматривало процедуры проверки подписей избирателей в поддержку его выдвижения.

[2] На этой основе были зарегистрированы представители 6 политических партий, в том числе трех новых политических партий, а также независимые кандидаты; к участию же в распределении 79 депутатских мандатов однопалатного парламента были допущены представители только 3 традиционных парламентских политических партий.

В целом было зарегистрировано 177 кандидатов, в том числе 41 женщина (23%).

[3] При проведении указанных парламентских выборов для замещения 465 мандатов (Палата депутатов – 329, Сенат – 126) Центральным избирательным советом Румынии был зарегистрирован 41 список кандидатов политических партий, политических коалиций; в целом было зарегистрировано 7.136 кандидатов, в том числе 42 независимых кандидата.

Таким образом, на один парламентский мандат баллотировалось 15 кандидатов.

[4] При проведении указанных парламентских выборов 96 политических партий изъявили желание принять в них участие, при этом, фактически, для участия в них было зарегистрировано 54 политические партии.

При этом документы 43 политических партий, намеревавшихся принять участие в выборах, были отклонены соответствующими земельными избирательными комитетами по формальным основаниям; 13 политических партий подали соответствующие апелляционные электоральные жалобы в Федеральный избирательный комитет (по результатам рассмотрения указанных апелляционных электоральных жалоб Комитет допустил к участию в выборах только одну политическую партию).

На этой основе в парламентских выборах принимали участие 47 политических партий, из которых 40 политических партий зарегистрировали списки кандидатов в национальном масштабе и 7 – своих кандидатов по отдельным одномандатным избирательным округам.

Всего было зарегистрировано 6.211 кандидатов, среди которых было 2.024 женщин (32.5%).

[5] В соответствии с законодательством при проведении 1 ноября 2022 года досрочных парламентских выборов непарламентские политические партии, в отличие от парламентских, должны были собрать в поддержку выдвижения своего списка кандидатов подписи не менее чем 20.182 избирателей.

При этом указанные подписи могли быть собраны как на традиционном бумажном носителе, либо в электронном виде.

[6] В 2020 году при проведении президентских выборов кандидат на должность Президента Исландии должен был собрать в южной части страны подписи не менее 1.224 избирателей, в северной части страны – не менее 160, в западной части страны – не менее 59, в восточной части страны – не менее 57 подписей избирателей.

В целом, около 87% подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства были представлены кандидатами в электронном виде.

При этом ряд участников выборов полагали, что смешанный порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может быть использован не только при проведении президентских, но также и парламентских выборов; кроме того, отмечалось также, что поскольку списки избирателей официально утверждаются после окончания календарного периода выдвижения кандидатов, это затрудняет проверку представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения соответствующих кандидатов на должность Президента Исландии.

[7] При проведении указанных выборов механизм и процедура сбора подписей избирателей в электронном виде является совместным проектом организации Digital Ireland, Национальной избирательной комиссии Исландии и Национального реестра Исландии.

[8] Часть из так называемых потенциальных кандидатов ошибочно (случайно) выдвинула свою кандидатуру на должность Президента Исландии, так как на веб-сайте www.island.is цифровой сервис по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов имел такое близкое расположение двух кнопок, которые располагались одна под другой: одна кнопка предназначается для электронного выдвижения лицом своей кандидатуры, другая кнопка – для начала сбора подписей избирателей в электронной форме, что, на практике, приводило к ошибочному выдвижение лицом своей кандидатуры и, затем, переходу к внесению подписи в поддержку выдвижения своей же кандидатуры.

Затем (в конце марта), в цифровой сервис в оперативном режиме были внесены соответствующие изменения (указанные две кнопки расположены на значительном удалении друг от друга), и ошибочное выдвижение кем-либо своей кандидатуры в качестве кандидата на должность главы государства и внесение подписи в электронном виде за нее же стало, практически, невозможно.

[9] При проведении сбора подписей избирателей наблюдались попытки электорального мошенничества.

Главная избирательная комиссия Литвы уведомила избирателей, что Комиссия не рассылает избирателям SMS-сообщения со ссылками и приглашениями подписаться за кандидатов на президентских выборах.

В случае получения избирателем такого подозрительного сообщения, Комиссия рекомендует незамедлительно удалить его.

Комиссия также призывает избирателей быть бдительными, защищать свои персональные данные.

[10] При проведении 12 мая 2019 года пошлых очередных президентских выборов электронные подписи избирателей в электронных подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Литвы проверялись таким же вышеуказанным образом, т.е. на основе сопоставления персональных сведений об избирателях с соответствующими электронными базами банных о населении и избирателях.

Главная избирательная комиссия Литвы должна была в течение 11 дней провести проверку представленных для регистрации документов, в том числе электронных подписей избирателей, и принять решении о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.

В конечном счете, было зарегистрировано 9 кандидатов на должность Президента Литвы, в том числе одна женщина (четырем кандидатам было отказано в регистрации).

[11] Другие кандидаты собирали подписи избирателей на бумажном носителе и в электронном виде (не менее 20.000 подписей избирателей), в частности, Гитанас Неусёда собрал 21.892 подписи избирателей в электронном виде и 16.538 – на бумажном носителе (всего – 38.430), Дайнюс Жалимас – соответственно 21.088 и 1.197 (всего – 22.285), Игнас Вегеле – соответственно 20.536 и 15.601 (всего – 36.137), Эдуард Вайткаус – соответственно 15.985 и 15.833 (всего – 31.818), Ремигиус Жемайтаитис – соответственно 13.757 и 18.849 (всего – 32.606), Аурейлис Верига – соответственно 8.418 и 28.368 (всего – 36.786), Гедримас Еглинскас – соответственно 7.649 и 18.677 (всего – 26.326), Андрюс Мазуронис – соответственно 3.085 и 22.842 (всего – 25.927), Гинтаутас Кнюкшта – соответственно 462 и 304 (всего – 766), Валдас Туткус – соответственно 10.520 и 8.783 (всего – 19.303).

[12] 11 апреля 2024 года Высший административный суд Литвы объявил решение по жалобе заявителя Эдуарда Вайткауса об отмене решения Главной избирательной комиссии Литвы №. СП-84 от 4 апреля 2024 года о регистрации Ингриды Шимоните в связи с тем, что она, по мнению заявителя, нарушила положения законодательства о сборе подписей избирателей (в связи с тем, что собирала указанные подписи только в электронном виде и собрала более 20.000 таких подписей за один день).

Так, заявитель – Эдуардас Вайткус не согласился с нормой Избирательного кодекса Литвы, примененной в решении Комиссии, утверждая, что Главная избирательная комиссия Литвы необоснованно предоставила Ингриду Шимоните возможность поддержать ее выдвижение в качестве кандидата на должность Президента Литвы только в электронном виде, без выдачи ей бумажных бланков для сбора подписей избирателей.

В решении Суда указывается, что «правовые и фактические основания, по которым жалоба заявителя могла быть удовлетворена, не установлены, поэтому жалоба отклоняется, а решение Комиссии оставлено в силе».

Решение Суда не подлежит обжалованию.

[13] Так, в соответствии с законодательством для участия в парламентских выборах новые или непарламентские политические партии первоначально должны зарегистрировать свою партийную эмблему и название в Министерстве внутренних дел Италии, на которое законодательством возложены обязанности центрального электорального органа.

Кроме того, одни должны также представить также предвыборную программу и учредительные документы, в частности, партийный устав.

При этом парламентские политические партии не должны регистрировать свои партийные эмблемы и названия; кроме того, непарламентские политические партии, образовавшие политическую коалицию, в случае, если хотя бы одна из политических партий, входящих в состав политической коалиции, имеет зарегистрированную партийную эмблему, также не должны регистрировать свою партийную эмблему.

На этой основе – с целью избежания излишних административных сложностей, в том числе в части сбора подписей избирателей, особенно в условиях скоротечного проведения досрочных парламентских выборов, непарламентские партии вынужденно стремятся войти в состав политической коалиции с участием хотя бы одной парламентской политической партии.

Многие участники настоящих досрочных парламентских выборов подвергали критике указанную порочную систему неравного участия политических партий (парламентских и непарламентских, а также коалиционных) в парламентских выборах.

При проведении указанных досрочных парламентских выборов политические партии должны были зарегистрировать свои партийные эмблемы не позднее 14 августа 2022 года.

[14] Данное положение было отражено, в частности, еще в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в Словении 29-31 августа 2017 года в преддверии проведения 22 октября 2017 года президентских выборов.

При этом отмечалось, что рассматривается возможность введения процедуры сбора подписей избирателей в электронном виде при проведении будущих выборов.

Вместе с тем констатировалось, что указанная процедура сбора подписей при проведении референдумов уже законодательно закреплена.