Из истории выборов в России
Предлагаем вниманию читателей несколько интересных фактов из истории выборов в России с древних времен и до наших дней.
26 сентября, 2021
Народное вече
По мнению большинства исследователей, историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на несколько самостоятельных районов – концов. Более мелкими единицами были "сотни" и "улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание – вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться за или против предложений. Вече обладало также правом выбора князя и главных должностных лиц – посадника, тысяцкого, архиепископа.
Сила монархии
Особое место среди органов государственной власти в XVI-XVII вв. занимали земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Наиболее важными событиями в деятельности земских соборов были выборы царей, объявление войны или мира, утверждение налогов, назначение должностных лиц. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
Сословные пережитки
XIX – начало XX вв. в России – это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям.
Выборные органы – городские думы – получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Голосование было тайным.
Бурное начало ХХ века
В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены, толчком для которых стали революционные события 1905 - 1907 гг. Впервые в России был создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались политические свободы.
Вслед за манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной Думы, основополагающим из которых стал указ "Об изменении положения о выборах в Государственную Думу" от 11 декабря 1905 г.
Избирательная система, устанавливаемая этим указом, по мнению многих историков и политиков, была наиболее прогрессивной до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не могли в них участвовать должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы, а также служащие полиции.
В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так, в землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90 тысяч. Представительство рабочих и крестьян в дальнейшем было еще уменьшено.
Отказ от учредительного собрания
Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права. На основе принятых правовых актов были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.
27 мая 1917 г. были изданы "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление "О волостном земском управлении". Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20 лет.
2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание". Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
Появились территориальные округа, создавались избирательные участки. Положение определяло порядок работы избирательных комиссий. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня.
С утверждением власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания в январе 1918 г. была установлена жесткая однопартийная политическая система с соответствующим порядком выборов.
Приоритет стабильности и развития
Отличаются мнения исследователей по поводу точной даты рождения современной избирательной системы.
Некоторые предлагают принять за "нулевой километр" 21 сентября 1993 года, когда вышел Указ Президента № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Другие наиболее значимой датой считают 29 сентября 1993 года, когда Указом Президента РФ "О составе Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году" был сформирован первый состав Центризбиркома на постоянной основе со сроком полномочий 4 года.
Еще одна дата – 12 декабря 1993 – день всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации и выборов в обе палаты Федерального Собрания РФ.
Тогда новую Конституцию РФ одобрили 58,43% граждан, принявших участие в референдуме. Участие в голосовании приняли 54,8 % избирателей, включенных в список.
Выборы 450 депутатов в Госдуму проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе: 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, еще 225 – по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений.
По итогам парламентских выборов был избран 171 депутат Совета Федерации (не состоялись выборы по отдельным округам в Татарстане, Челябинске и Чечне). В Государственную Думу было избрано 444 депутата.
Всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации и выборы депутатов Госдумы и Совета Федерации явились решающими условиями политической стабильности в обществе, заложили основы гражданского согласия и партнерства, становления многопартийной системы, появления политических партий и движений парламентского типа, преобразования процедуры формального голосования, каким оно преимущественно было в советский период, в реальную технологию выбора между различными политическими конкурентными избирательными (общественными) объединениями, участвующими в борьбе за государственную власть в соответствии с волеизъявлением избирателей.