К вопросу о безопасности и общественном доверии к технологиям дистанционного электронного голосования при проведении выборов: зарубежный опыт
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
15 июля, 2022
Технология дистанционного электронного голосования (Интернет-голосование) избирателей. В последние годы в ряде зарубежных государств обсуждалось, планировалось к проведению либо проводится или было отменено Интернет-голосование избирателей (в стандартном или же в экспериментальном порядке), в том числе для отдельных категорий избирателей, а также уровней и видов выборов (например, Австралия – отдельные штаты, Армения, Бельгия, Болгария, Канада – отдельные муниципалитеты, Литва, Монако, Нидерланды, Норвегия, Сан-Марино, Словения, США, в том числе отдельные штаты, Филиппины, Франция, Швейцария, Эстония, Япония – муниципальный уровень).
При этом в отдельных государствах при проведении выборов их участники высказывались за внедрение в избирательный процесс новых технологий голосования избирателей, в частности, Интернет-голосования (например, Бельгия, Сан-Марино, Словения).
При этом в некоторых государствах по различным причинам отказались от дальнейшего использования технологии Интернет-голосования избирателей, в том числе в связи с невозможностью обеспечения сохранения тайны голосования Интернет-избирателя (например, Бельгия, Норвегия, Швейцария), либо временно приостановили применение Интернет-голосования при проведении выборов в связи с якобы имеющимися киберугрозами электоральной инфраструктуры (например, Франция), либо законодательно закреплена возможность проведения Интернет-голосования избирателей, однако при подготовке к проведению очередных выборов она по различным причинам не была реализована (например, Болгария, Литва).
В ряде государств технология Интернет-голосования используется для обеспечения голосования отдельных категорий избирателей, как правило, зарубежных национальных избирателей (например, Армения, Литва, Нидерланды, США, Франция), либо возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании (по сети Интернет) предоставляется (либо планируется) всем национальным избирателям в качестве одного из основных способов голосования по их усмотрению (например, Монако, Эстония).
В целом, более 10 государств используют в той или иной мере технологию дистанционного электронного голосования избирателей – Интернет-голосование.
При этом в Эстонии Интернет-голосование является одним из основных способов голосования для всех избирателей и избиратели самостоятельно определяют формат своего голосования на парламентских выборах – с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня или дистанционного электронного голосования по сети Интернет (т.е. Интернет-голосование).
Чтобы обеспечить доверие к выборам, голосование в Интернете, как отмечается в Эстонии, должно соответствовать следующим условиям:
- избиратель и права голоса определены,
- каждый избиратель имеет один голос,
- избиратель имеет право свободно голосовать,
- тайна голосования гарантирована,
- голосование подано, и результаты голосования и результаты выборов определены правильно.
Законодательно предусмотрено, что процесс подсчета электронных голосов избирателей является публичным и транспарентным.
В соответствии с законодательством все избиратели с 2005 года могут принимать участие в выборах по сети Интернет.
В частности, при проведении 6 марта 2011 года очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 63.5% избирателей (в 2007 году – 61.9%), при этом 249.811 избирателей (27.4%) проголосовали досрочно, в том числе 24.3% избирателей – по сети Интернет.
В целом избирателями было подано 145.230 Интернет-голосов, включая 4.384 повторных Интернет-голосов, т.е. избиратели голосовали несколько раз, каждый раз отменяя свои предыдущие электронные голосования.
На этой основе так называемых «чистых» Интернет-голосов избирателями было подано 140.846 (145.230 – 4.384).
Кроме того, 82 Интернет-голоса избирателей было аннулировано в связи с последующим участием избирателей в досрочном голосовании с помощью стандартных бумажных избирательных бюллетеней.
Таким образом, юридически значимыми были подсчитаны 140.764 «чистых» Интернет-голоса избирателей (140.846 – 82) или 24.3%.
При подготовке к проведению 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов в Закон о выборах в Рийгикогу были внесены, в частности, некоторые изменения, связанные с организацией и проведением Интернет-голосования.
В частности, законодательно (с учетом некоторых проблем, выявленных в 2017 году) усилена цифровизация персонализации личности избирателя (в том числе в виде электронного удостоверения личности – (ID-card), а также его технического средства участия в Интернет-голосовании.
При проведении указанных выборов в Интернет-голосовании приняли участие также зарубежные эстонские избиратели, находившиеся в 116 иностранных государствах.
При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов после 20:00 по местному времени подсчитываются все голоса избирателей, отданные на избирательном участке, по итогам которого участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
При этом результаты электронного голосования избирателей в день выборов после 19:00 по местному времени (т.е. до окончания времени общего голосования избирателей на территории страны (20:00) в централизованном порядке определяет Государственная служба по организации выборов.
При подсчете электронных голосов избирателей должно присутствовать не менее трех лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов и не менее половины состава Республиканской избирательной комиссии Эстонии.
Перед подсчетом электронных голосов избирателей аннулируются электронные голоса избирателей, которые были ими изменены вплоть до последнего поданного электронного голоса, либо электронный голос был отменен путем голосования избирателя с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.
При этом электронные голоса также отделяются от личных данных избирателей: перед подсчетом голосов электронные голоса для чтения выделяются из личных данных избирателей, т.е. голоса подсчитываются таким образом, что невозможно установить связь между личностью избирателя и электронным голосованием избирателя.
Подсчет голосов, отданных электронным путем, является публичным: при этом лица, присутствующие при подсчете электронных голосов избирателей, обязаны выполнять устные указания лиц, назначенных руководителем Государственной службы по организации выборов.
При этом лица, присутствующие при подсчете голосов, не имеют права приносить в помещение, где проходит подсчет голосов, средства связи и покидать помещение до 20:00 по местному времени.
Результаты электронного голосования избирателей обнародуются не ранее 20:00 по местному времени.
При проведении указанных выборов в списки избирателей было включено 887.419 избирателей; в голосовании приняло участие 565.028 избирателей (63,7%).
При этом в досрочном голосовании приняло участие 346.395 избирателей (38,3% от числа избирателей, принявших участие в парламентских выборах), в том числе в Интернет-голосовании (проводившемся в календарных рамках досрочного голосования) – 247.232 избирателя (71,37% от числа избирателей, принявших участие в досрочном голосовании или 43,75% от числа избирателей, в целом принявших участие в голосовании на парламентских выборах), а также в помещениях для голосования избирательных участков – 99.163 избирателя (28,63% от числа избирателей, принявших участие в досрочном голосовании).
Всего в досрочном голосовании, в том числе Интернет-голосовании, приняло участие, как уже отмечалось, 38,3% избирателей, тогда как на прошлых парламентских выборах 2015 года в досрочном голосовании приняли участие 296.109 избирателей, что составило 33,00% от общего числа избирателей, принявших участие в парламентских выборах; в 2017 году на местных выборах в Интернет-голосовании приняло участие 186.034 избирателя.
В соответствии с законодательством после проведения 5 марта 2019 года повторного подсчета голосов избирателей стандартных бумажных избирательных бюллетеней в соответствующей вышестоящей (уездной) территориальной избирательной комиссии, который не изменил первоначального распределения депутатских мандатов между политическими партиями, допущенными к их распределению, Республиканская избирательная комиссии Эстонии определила результаты парламентских выборов.
К распределению 101 депутатского мандата было допущено пять политических партий: оппозиционная Партия реформ Эстонии получила 28,8% голосов избирателей и 34 депутатских мандата, правящая Центристская партия – 23,0% голосов избирателей и 26 мандатов, оппозиционная Консервативная народная партия Эстонии – 17,8% голосов избирателей и 19 мандатов, партия «Isamaa» («Исамаа» – «Отечество») – 11,4% голосов избирателей и 12 мандатов, Социал-демократическая партия – 9,8% голосов избирателей и 10 мандатов.
При этом по итогам Интернет-голосования избирателей за Партию реформ Эстонии отдали свои голоса 40% избирателей (в ходе общего голосования – 28,8%), за Консервативную народную партию Эстонии – соответственно 13,5% (17,8%), за партию «Isamaa» («Отечество») – 12,6% (11.4%), за Центристскую партию – 11,7% (23.00%), за Социал-демократическую партию – 11,4% (9.8%)), за партию «Эстония 200» – 5,5% (не преодолела 5% заградительный порог).
Верховный суд Эстонии проанализировал конституционность электронного голосования с точки зрения единообразия и установил, что электронное голосование и возможность изменения голосов при электронном голосовании не противоречат Конституции и законодательству.
Верховный суд Эстонии установил, что избиратель не имеет возможности влиять на результаты выборов в большей степени, чем избиратели, использующие другие методы голосования, независимо от повторного электронного голосования.
Голосование, проводимое в электронном виде, учитывает один голос и не является более влиятельным с точки зрения результатов выборов, чем голоса, поданные избирателями с использованием других методов голосования.
Верховный суд Эстонии постановил, что «нарушение права на равенство и единообразие, которое можно рассматривать как право пользователей электронного голосования на неограниченное количество раз менять свой голос, недостаточно интенсивно, чтобы рассматривать цель увеличения явки и внедрения новых IT-решений».
Кроме того, в случае принципа свободы выборов и тайны голосования Верховный суд Эстонии установил, что «…введение электронного голосования без изменения голоса, поданного электронным способом, может поставить под угрозу принцип свободы выборов и тайну голосования.
Способность избирателя изменять голосование, предоставляемое в электронном виде во время досрочного голосования, обеспечивает важную дополнительную гарантию соблюдения принципа свободы выборов и тайны голосования при электронном голосовании.
Избиратель, который был незаконно затронут или отслежен электронным голосованием, может восстановить тайну свободы выборов и голосования путем повторного голосования в электронном виде или с использованием бюллетеня для голосования.
В дополнение к возможности исправления голоса, данного под влиянием, голосование ex-post также является важной превентивной функцией.
Если избиратель, использующий электронное голосование, по закону гарантирует возможность электронного изменения голоса, мотивация к незаконному влиянию на него уменьшается.
Помимо возможности изменения голоса в электронном виде, не существует других столь же эффективных мер по обеспечению свободы выборов и тайны голосования при электронном голосовании в условиях неконтролируемого голосования…».
На этой основе общественное доверие к дистанционному электронному голосованию и его результатам является одним из определяющих факторов расширения его применения, т.е. росту численности избирателей, принимающих участие в Интернет-голосовании.
Так, если в 2011 году в Интернет-голосовании на парламентских выборах приняло участие 24,3% избирателей, то в 2019 году – 43.75%, т.е. почти в два раза.
Во Франции Избирательный кодекс с 2012 года предусматривает Интернет-голосование при проведении парламентских выборов.
Однако, Интернет-голосование впервые и единственный раз было проведено только при проведении парламентских выборов в 2012 году.
При подготовке к проведению 11 июня 2017 года очередных парламентских выборов из-за якобы киберугроз и внешнего вмешательства в выборы, а также имеющихся технических проблем, правительством Франции 6 марта 2017 года было принято решение не предоставлять (приостановить) французским избирателям, находящимся на континентальной части территории Франции, а также зарубежным французским избирателям возможности принять участие в голосовании по сети Интернет (при этом, однако, Интернет-голосование избирателей сохраняется при проведении некоторых региональных выборов).
В этих условиях миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившаяся во Франции с 13 по 15 марта 2017 года, рекомендовала не направлять полноценную миссию международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ на указанные выборы, в том числе в связи с тем, что Интернет-голосование зарубежных французских избирателей не будет проводиться.
При подготовке к проведению 12 июня 2022 года очередных парламентских выборов Интернет-голосование законодательно возможно только для зарубежных французских избирателей, включенных в консульские списки избирателей (Интернет-голосование для избирателей, находящихся на территории Франции, пока не восстановлено после его приостановления в 2017 году).
При подготовке к проведению указанных выборов по итогам проведения соответствующими государственными органами процедур верификации, сертификации и экспериментального тестирования отдельных элементов технологии Интернет-голосования, которые начались в 2021 году, а также независимой аудиторской проверки системы Интернет-голосования правительством было принято решение о возможности организации Интернет-голосования для зарубежных французских избирателей на указанных парламентских выборах.
Чтобы принять участие в Интернет-голосовании, каждый избиратель должен был ввести (зарегистрировать) индивидуальный адрес электронной почты и номер мобильного телефона не позднее 29 апреля 2022 года.
В целом, Интернет-голосование зарубежных французских избирателей проводилось совокупно в течение 10 календарных дней, а именно: в течение пяти календарных дней при проведении 12 июня первого тура голосования (с 27 мая до 12:00 по парижскому времени по 12:00 по парижскому времени 1 июня 2022 года) и в течение пяти календарных дней при проведении 19 июня второго тура голосования – с 12:00 по парижскому времени 10 июня по 12:00 по парижскому времени 15 июня 2022 года.
В США при подготовке к проведению 8 ноября 2022 года промежуточных выборов в Конгресс США законодательство 32 штатов предусматривает своеобразную квазиэлекторальную процедуру дистанционного электронного голосования (Интернет-голосования) для зарубежных американских избирателей, в рамках которой такие избиратели направляют в соответствующие избирательные органы штатов по сети Интернет в электронном виде заполненные избирательные бюллетени.
При этом БДИПЧ ОБСЕ в своих прошлых отчетах о наблюдении на выборах в США неоднократно указывало на нарушение тайны голосования избирателей при применении указанной процедуры дистанционного электронного голосования.
Вновь данное замечание отражено в Отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, которая находилась в США в период с 23 по 27 мая 2022 года.
Перспективы внедрения Интернет-голосования избирателей. В некоторых государствах обсуждались либо продолжают обсуждаться вопросы возможного применения технологии Интернет-голосования избирателей, либо решения о перспективах применения Интернет-голосования, в том числе замены Интернет-голосованием такого ставшего в некоторых государствах традиционным электорального института как голосование избирателей по почте (например, Болгария, Бельгия, Канада – отдельные муниципалитеты, Сан-Марино, Словения, Филиппины, Финляндия, Япония – национальные выборы).
Так, в Болгарии в соответствии с законодательными поправками 2016 года на ЦИК Болгарии была возложена задача по подготовке с 1 марта 2018 года к проведению в экспериментальном порядке Интернет-голосования избирателей при проведении парламентских выборов 2018 года (однако, такое голосование не организовывалось и не проводилось на указанных выборах, а также на очередных парламентских выборах, проводимых 4 апреля 2021 года и последующих досрочных парламентских выборах 11 июля и 14 ноября 2021 года).
Это было связано с тем, что при подготовке к проведению 4 апреля 2021 года очередных парламентских выборов в 2019 году и в сентябре 2020 года был принят новый пакет законодательных поправок в Избирательный кодекс Болгарии, Закон о политических партиях, другие законодательные акты.
Так, законодательные поправки в Избирательный кодекс Болгарии, принятые в сентябре 2020 года, за шесть месяцев до проведения очередных парламентских выборов, предусматривали, в частности, введение комбинации двух основных форм голосования избирателей – с использованием по выбору избирателя традиционного бумажного избирательного бюллетеня или технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов электронного голосования) на избирательных участках с численностью свыше 300 избирателей и наделение ЦИК Болгарии полномочиями по распределению указанных технических средств подсчета голосов между участковыми избирательными комиссиями.
Затем, в мае 2021 года, при подготовке к проведению 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов было принято решение о том, что голосование избирателей на всех избирательных участках с численностью свыше 300 избирателей будет проводиться только с использованием технических средств подсчета голосов (комплексов электронного голосования, без использования стандартных бумажных избирательных бюллетеней.
На этой основе голосование избирателей в Болгарии является, фактически, «машинным» голосованием.
В Бельгии при проведении 25 мая 2014 года очередных парламентских выборов, как отмечалось в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в стране с 3 по 6 мая 2014 года, в течение нескольких лет вносились и обсуждались предложения о необходимости разработки и внедрения технологий дистанционного голосования избирателей – Интернет-голосования, однако, какого-либо решения по данному вопросу в дальнейшем не было принято.
В Канаде несколько муниципалитетов предоставляют избирателям возможность принять участие в голосовании на муниципальных выборах по сети Интернет, при этом федеральный законодатель не намерен внедрять технологию дистанционного электронного голосования избирателей – Интернет-голосование при проведении федеральных выборов, т.е. выборов депутатов Палаты Общин – нижней палаты парламента.
Так, при проведении 20 сентября 2021 года досрочных выборов депутатов Палаты Общин многие пожилые избиратели, а также избиратели с ограниченными физическими возможностями не смогли лично проголосовать в помещении для голосования избирательного участка, в частности, из-за больших очередей и жестких коронавирусных ограничений.
В этих условиях все сильней стали раздаваться голоса о необходимости введения дистанционного электронного голосования избирателей, в частности, Интернет-голосования.
При этом Ведомство по выборам Канады полагает, что онлайн-голосование (Интернет-голосование), как это показывает опыт проведения в 2018 году в провинции Онтарио муниципальных выборов, может быть подверженным ошибкам и нарушениям и не обеспечивает безопасность голосования и достоверность их результатов.
Кроме того, по мнению Ведомства, необходимо также внести изменения в Закон о выборах и сформировать соответствующую электоральную технологическую инфраструктуру, прежде чем Интернет-голосование избирателей может применяться при проведении выборов на федеральном уровне.
В Сан-Марино при проведении 11 ноября 2012 года досрочных парламентских выборов, как отмечалось в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в стране с 17 по 19 октября 2012 года, вносились предложения о разработке и внедрении технологий дистанционного голосования избирателей – голосовании по почте либо Интернет-голосования (в связи, в частности, с тем, что в соответствии с законодательством для участия в голосовании зарубежные сан-маринские избиратели должны вернуться на территорию Сан-Марино).
Однако каких-либо практических шагов в этом направлении в дальнейшем пока не последовало, в том числе при проведении 8 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов.
В Словении при проведении 3 июня 2018 года досрочных парламентских выборов некоторыми участниками выборов высказывались предложения о разработке и внедрении технологии дистанционного голосования избирателей – Интернет-голосования, в частности, с целью повышения степени участия в голосовании молодых избирателей, однако, в дальнейшем, в том числе при проведении 24 апреля 2022 года очередных парламентских выборов, каких-либо практических шагов в этом направлении властями не было предпринято.
На Филиппинах при проведении 13 мая 2013 года парламентских выборов было установлено, что избиратели, находящиеся за пределами территории Филиппин и зарегистрированные до 31 октября 2012 года в качестве зарубежных филиппинских избирателей, были вправе принимать участие в парламентских выборах по почте, либо с учетом возможности использования других процедур голосования в соответствующем государстве – посредством сети Интернет, с использованием технических средств подсчета голосов и др., в течение одного месяца – с 13 апреля 2013 года до дня голосования на выборах 13 мая 2013 года.
При проведении в 2016 году выборов Президента Филиппин система голосования зарубежных филиппинских избирателей по почте, по мнению Избирательной комиссии Филиппин, должна была быть улучшена в направлении перехода к организации дистанционного электронного голосования зарубежных филиппинских избирателей, в том числе находящихся в Гонконге, посредством сети Интернет.
Однако каких-либо практических шагов в этом направлении властями не было предпринято.
В Финляндии в преддверии подготовки к проведению 14 апреля 2019 года очередных парламентских выборов была образована (под руководством Министерства юстиции Финляндии) специальная рабочая группа по вопросу о перспективах внедрения при проведении выборов Интернет-голосования избирателей, которая в своем докладе констатировала, в частности, нежелательность внедрения технологии Интернет-голосования избирателей на парламентских и президентских выборах, в том числе в связи с тем, что, несмотря на технологическую возможность внедрения технологии Интернет-голосования, остаются существенные проблемы обеспечения верификации процедуры голосования и обеспечения тайны голосования избирателей, недопущения внешнего электронного воздействия на итоги Интернет-голосования и результаты электронных выборов.
В Японии в декабре 2001 года был принят Закон о голосовании по сети Интернет; однако такая система дистанционного электронного голосования может применяться только на муниципальном уровне.
В декабре 2007 года парламентские политические партии достигли договоренности по законопроекту, предусматривающему возможность электронного голосования на выборах в национальном масштабе, несмотря на высокую его стоимость и технические проблемы, с которыми пришлось столкнуться при использовании такой системы голосования на муниципальных выборах (однако дальнейшего развития технология Интернет-голосования пока не получила).
Среди причин, препятствующих применению технологии дистанционного электронного голосования,
- проблемы обеспечения необходимых мер безопасности и предоставления гарантий легитимности цифрового голосования (например, Австрия),
- невозможность обеспечения тайны электронного голосования избирателей (например, Швейцария),
- отсутствие политического согласия, а также высокая стоимость по сравнению с результатами отдачи, в том числе в части участия избирателей в Интернет-голосовании, невозможностью гарантированного обеспечения тайны электронного голосования избирателей (например, Норвегия),
- онлайн-голосование (Интернет-голосование) может быть подверженным ошибкам и нарушениям и не обеспечивает безопасность голосования и достоверность их результатов (например, Канада),
- несмотря на технологическую возможность внедрения технологии Интернет-голосования, остаются существенные проблемы обеспечения верификации процедуры голосования и обеспечения тайны голосования избирателей, недопущения внешнего электронного воздействия на итоги Интернет-голосования и результаты электронных выборов (например, Финляндия),
- переход на голосование избирателей с использованием технических средств подсчета голосов (например, Болгария).
Так, в Австрии в 2007 году была проведена избирательная реформа, в результате которой стало понижение с 18 до 16 лет минимального возраста лица для осуществления активного избирательного права, и с 19 до 18 лет – пассивного избирательного права, увеличение с 4 до 5 лет срок полномочий федерального парламента, введение института голосования по почте, в том числе для зарубежных австрийских избирателей, законодательное закрепление дистанционного электронного голосования.
Так, в законодательстве закреплена возможность голосования избирателей посредством сети Интернет, СМС или иного электронного ресурса.
На практике, при проведении федеральных, земельных или местных выборов, с учетом технически сложной процедуры организации голосования, рисков несоблюдения положений законодательства, указанное законодательное положение пока не применялось.
Единственный раз электронное голосование применялось в 2009 году при проведении общественных выборов в студенческие союзы.
При этом результаты проведения указанных выборов Федеральным конституционным судом были признаны недействительными.
Основная причина – невозможность обеспечения необходимых мер безопасности и предоставления гарантий легитимности цифрового голосования.
В Швейцарии также было принято решение об отказе от дальнейшего использования технологии Интернет-голосования избирателей, в том числе связи с невозможностью обеспечения тайны электронного голосования избирателей, а также отказом IT-разработчиков двух экспериментальных моделей Интернет-голосования избирателей от дальнейшей работы по внедрению технологии Интернет-голосования избирателей.
В этих условиях при проведении 20 октября 2019 года очередных выборов технология Интернет-голосования избирателей уже не применялась.
В Норвегии в соответствии с законодательством пилотная (экспериментальная) технология Интернет-голосования избирателей применялась при проведении в 2011 году местных выборов и в 2013 году – парламентских выборов.
Так, при проведении 9 сентября 2013 года очередных парламентских выборов 250.219 избирателей из 12 муниципалитетов 10 различных избирательных округов могли принять участие в пилотном Интернет-голосовании.
Для организации и проведения Интернет-голосования избирателей был образован специальный Комитет по вопросам Интернет-голосования в составе девяти человек.
В соответствии с законодательством Интернет-избиратель мог проголосовать в электронном виде неограниченное число раз, при этом, однако, юридически значимым являлось его последнее электронное голосование.
При этом избиратель мог проверить результат учета его электронного волеизъявления с помощью индивидуального четырехзначного возвратного кода для каждой политической партии, включенной электронный избирательный бюллетень, который он получал как на индивидуальной карточке-приглашении, так и, затем, в виде SMS-сообщения.
В целом, в голосовании приняло участие 78.2% избирателей, при этом в 12 пилотных муниципалитетах в Интернет-голосовании приняло участие 36% избирателей (в 2011 году при проведении местных выборов в пилотных муниципалитетах приняло участие в Интернет-голосовании 17% избирателей).
Результаты электронного голосования были обнародованы в 21:00 по местному времени
Тем не менее, в конечном счете, в июне 2014 года Норвегия приняла решение отказаться от продолжения пилотного (экспериментального) использования технологии Интернет-голосования избирателей при проведении парламентских выборов.
Среди основных причин – отсутствие политического согласия, а также высокая стоимость по сравнению с результатами отдачи, в том числе в части участия избирателей в Интернет-голосовании, невозможностью гарантированного обеспечения тайны электронного голосования избирателей.
Международным научным сообществом проводятся научно-практические конференции по вопросам перспектив развития электронного голосования, а также Интернет-голосования.
Так, с 5 по 8 октября 2021 года в Австрии (г. Брегенц) проводилась ежегодная шестая международная конференция по вопросам электронного голосования, на которой обсуждались перспективы электронного голосования избирателей.
Очередная – седьмая – международная конференция по вопросам электронного голосования состоится в г. Брегенц (Австрия) в период с 4 по 7 октября 2022 года, на которой также предполагается обсуждение перспектив электронного голосования, в том числе дистанционного электронного голосования, избирателей.
Общественное доверие к технологии Интернет-голосования Национальное (общественное) и международное наблюдение за проведением дистанционного электронного голосования. Вопрос общественного доверия к технологии Интернет-голосования и наблюдению за подсчетом электронных голосов избирателей является положительно решенным пока только в Эстонии, в ряде других государств, в которых применялось, в том числе в экспериментальном порядке, дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование), были приняты решения об отказе от дальнейшего применения указанной избирательной технологии.
Среди основных причин – невозможность обеспечения необходимых мер безопасности и предоставления гарантий легитимности цифрового голосования.
Вместе с тем, некоторые государства намерены вводить технологию дистанционного электронного голосования в избирательный процесс, в том числе для отдельных категорий как национальных избирателей, так и зарубежных национальных избирателей (например, Литва, Монако).
Законодательство ряда государств (в частности, Эстония), а также некоторые международные организации (в частности, БДИПЧ ОБСЕ, Организация Американских Государств) предусматривают возможность осуществления наблюдения за проведением Интернет-голосования избирателей.
Так, в Руководстве по наблюдению за использованием новых технологий БДИПЧ ОБСЕ 2013 года отмечается, что «… Использование новых технологий голосования создает определенные проблемы при наблюдении за выборами. Новые технологии часто реализованы так, что это затрудняет непосредственное физическое наблюдение за важными процедурами голосования. Дополнительная сложность заключается в том, что эти технологии могут быть не очень понятны широкому кругу обычных наблюдателей. Таким образом, существует сфера для совершенствования принятой БДИПЧ методики наблюдения, поскольку необходимо учитывать развитие технологий в области выборов. Настоящее руководство представляет собой сборник основных рекомендаций для миссий БДИПЧ по наблюдению за выборами по вопросу о том, как проводить наблюдение за использованием использование новых технологий голосования в избирательных процессах…».
В целом, за последние годы БДИПЧ ОБСЕ осуществляло наблюдение за проведением дистанционного электронного голосования избирателей (Интернет-голосования) в ряде государств – членов ОБСЕ (например, Норвегия, Франция, Швейцария, Эстония).
При этом общественное (национальное) наблюдение за Интернет-голосованием избирателей пока не получило своего надлежащего распространения.
В Руководстве Организации американских государств «Наблюдение за применением избирательных технологий: Пособие для миссий ОАГ по наблюдению на выборах» (2010 год) имеется, в частности, раздел 3.1.7. Электронное голосование, в котором, наряду с другими системами электронного голосования избирателей, рассматриваются вопросы осуществления наблюдения за голосованием избирателей с использованием системы голосования по сети Интернет.
Так, в подразделе d) Системы голосования по Интернету раздела 3.1.7 указанного Руководства отмечается, что Интернет-голосование «…проводится в отдаленных местностях, а также из-за границы (голосование может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернету, например из дома или офиса), или в обычных центрах для голосования, если оборудование и системы голосования подключены к Интернету.
Основной сложностью, стоящей перед электронным голосованием через Интернет, является обеспечение гарантий свободного и тайного волеизъявления, а также возможные попытки подтасовок посредством манипуляций или использования чужих документов, либо изменений в передаче голоса при подсчете или пересчете.
Серверы с проверкой прав доступа и системами голосования готовятся и устанавливаются на веб-страницах, которые используются для управления информацией. Голосование проходит так, как это видно на экране, показывающем всю информацию о каждом кандидате на данных выборах. Способ подсчета голосов полностью автоматизирован; после того как был сделан выбор, отданный голос записывается.
Главными сложностями с таким типом систем являются обеспечение надежной идентификации избирателя, что можно сделать с применением личного идентификационного номера (PIN) или электронной подписи, и защита информации шифрованием. Таким образом, безопасность играет основную роль в сокращении рисков при таком способе голосования…».