К вопросу о возможности изменения избирателем поданного им электронного голоса: зарубежный опыт

К вопросу о возможности изменения избирателем поданного им электронного голоса: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

01 марта, 2021

1. Технологии дистанционного электронного голосования избирателей – Интернет-голосование избирателей. В последние годы в ряде зарубежных государств обсуждалось, планировалось к проведению либо проводится либо было отменено Интернет-голосование избирателей (в стандартном или же в экспериментальном порядке), в том числе для отдельных категорий избирателей, а также уровней и видов выборов (например, Австралия – отдельные штаты, Армения, Бельгия, Канада – отдельные муниципалитеты, Литва, Монако, Нидерланды, Норвегия, Сан-Марино, Словения, США, в том числе отдельные штаты, Филиппины, Франция, Швейцария, Эстония, Япония – муниципальный уровень)1.

При этом в отдельных государствах при проведении выборов их участники высказывались за внедрение в избирательный процесс новых технологий голосования избирателей, в частности, Интернет-голосования (например, Бельгия, Сан-Марино, Словения).

При этом в некоторых государствах по различным причинам отказались от дальнейшего использования технологии Интернет-голосования избирателей, в том числе в связи с невозможностью национального обеспечения сохранения тайны голосования Интернет-избирателя (например, Бельгия, Норвегия, Швейцария), либо временно приостановили применение Интернет-голосования при проведении выборов в связи с имеющимися якобы киберугрозами электоральной инфраструктуры (например, Франция) либо законодательно закреплена возможность проведения Интернет-голосования избирателей, однако при подготовке к проведении очередных выборов она не была реализована (например, Литва).

В других государствах технология Интернет-голосования используется либо для обеспечения голосования отдельных категорий избирателей, как правило, зарубежных национальных избирателей (например, Армения, Литва, Нидерланды, США, Франция), либо возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании (по сети Интернет) предоставляется (либо планируется) всем национальным избирателям в качестве одного из основных способов голосования (например, Монако, Эстония).

При этом в одних государствах законодательство не предусматривает возможности изменения избирателем своего электронного Интернет-голоса (например, Армения, Нидерланды, США, Филиппины, Франция), в других – такая возможность законодательно предусмотрена или была предусмотрена, либо, возможно, будет предусмотрена (например, Литва, Монако, Норвегия, Швейцария, Эстония).

В целом более 10 государств используют в той или иной мере технологию дистанционного электронного голосования избирателей – Интернет-голосование.

При этом в Эстонии Интернет-голосование является одним из основных способов голосования для всех избирателей.

1.2. Интернет-голосование отдельных категорий избирателей. В отдельных государствах технология Интернет-голосования используется либо предполагалось использовать для проведения голосования только отдельных категорий избирателей, в том числе зарубежных национальных избирателей, а также отдельных категорий национальных избирателей в условиях пандемии коронавируса (например, Австралия – отдельные штаты, Армения, Литва, Нидерланды, США, Франция).

Так, в Австралии в штате Новый Южный Уэльс в соответствии с законодательством избиратели с физическими недостатками, избиратели, проживающие в сельской местности, избиратели, которые в день общего голосования избирателей будут находиться за пределами территории штата, могут принять участие в голосовании на выборах в законодательный орган штата по сети Интернет либо по телефону.

Так, начиная с 2011 года при проведении выборов депутатов законодательного органа штата Новый Южный Уэльс применяется новая технологическая система голосования избирателей «iVote».

При проведении в 2015 году очередных выборов в законодательный орган штата избиратели с ограниченными физическими возможностями, избиратели, проживающие на расстоянии более 20 км. от ближайшего помещения для голосования избирательного участка, избиратели, находящиеся за пределами территории штата либо за пределами территории страны, могли проголосовать – зарегистрировать свое волеизъявление – на соответствующем веб-браузере.

В Интернет-голосовании приняло участие 283.669 избирателей.

В Армении впервые в соответствии с законодательством при проведении 6 мая 2012 года сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений Армении в соответствующих иностранных государствах, а также члены их семей могли принять участие в Интернет-голосовании.

При этом зарубежные армянские избиратели могли принять участие в голосовании только по пропорциональной части смешанной избирательной системы (статьи 2.5, 8.3–8.6 и 8.8. Избирательного кодекса Армении).

Интернет-голосование проводилось в течение пяти календарных дней: началось за 9 дней и закончилось за 5 дней до дня общего голосования избирателей на территории Армении.

Для участия в таком голосовании было зарегистрировано 195 зарубежных армянских избирателей.

Законодательство не предусматривало возможности изменения избирателем своего электронного голоса.

При проведении 18 февраля 2013 года президентских выборов Центральная избирательная комиссия Армении также обеспечила Интернет-голосование сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений Армении в соответствующих иностранных государствах, а также членов их семей в Интернет-голосовании.

Для участия в таком голосовании было зарегистрировано 243 зарубежных армянских избирателя, в Интернет-голосовании приняло участие 228 избирателей (93.82%).

При проведении 2 апреля 2017 года очередных парламентских выборов для участия в Интернет-голосовании было зарегистрировано 877 зарубежных армянских избирателей (сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений Армении в соответствующих иностранных государствах, военнослужащих, а также членов их семей), в целом в Интернет-голосовании приняло участие 747 избирателей.

9 декабря 2018 года досрочных парламентских выборов дипломаты и военнослужащие, члены их семей, находящиеся за пределами территории Армении, также могли принять участие в голосовании по сети Интернет.

Для участия в таком голосовании до 17 ноября 2018 года было зарегистрировано 729 зарубежных армянских избирателей.

В Нидерландах законодательством о выборах голосование избирателей по почте или по сети Интернет предусмотрено только для зарубежных нидерландских избирателей, при этом зарубежные избиратели приписываются к городу Гаага и голосуют в соответствии со своим выбором формы голосования (по почте или по сети Интернет) при регистрации в качестве зарубежного нидерландского избирателя.

Законодательство не предусматривает возможность изменения избирателем своего электронного голоса.

На прошедших в 2011 году парламентских выборах было зарегистрировано 32.126 зарубежных нидерландских избирателей, при этом было подано действительных голосов – 28.170, из них 19.229 – по Интернету, остальные (8.941) – по почте.

В США предусмотрено использование сети Интернет для обеспечения участия в голосовании отдельных категорий избирателей.

Так, имеются специальные законодательные акты об организации голосования зарубежных американских избирателей, в частности, Акт о голосовании зарубежных избирателей 1986 года, в соответствии с которым, в частности, Министерство обороны США оказывает необходимое содействие избирателям-военнослужащим в реализации их избирательных прав в случае нахождения за пределами территории США в период проведения федеральных выборов, а также Акт о совершенствовании организации голосования военнослужащих, находящихся за пределами территории страны (MOVE Act, 2009 год), принята также специальная федеральная программа, предусматривающая совместные усилия Министерства обороны США и администрации штатов в части регистрации зарубежных американских избирателей, направления им избирательных бюллетеней, их получения и установления итогов голосования.

Для участия в голосовании на выборах, проводимых в соответствующем календарном году, зарубежный американский избиратель должен до начала каждого очередного календарного года или не позднее 45 дней до дня общего голосования на выборах направить в соответствующий (местный – штата) уполномоченный орган заявление (по новой форме – заявление в форме федеральной почтовой карточки) о регистрации в качестве зарубежного избирателя и получения открепительного избирательного бюллетеня.

Такие избиратели получают избирательный бюллетень по кодированному каналу (сайту) в сети Интернет.

В случае неполучения открепительного избирательного бюллетеня, который должен был быть направлен избирательной администрацией его штата, избиратель может самостоятельно распечатать бланковый избирательный бюллетень, размещенный в сети Интернет, и, вписав в него кандидата (кандидатов) по своему усмотрению, отправить его в избирательную администрацию своего штата.

При этом часть находящихся за рубежом граждан США имеет возможность вернуть заполненный открепительный избирательный бюллетень, послав его по электронной почте в виде прикрепленного файла или зайдя на защищенный интернет-портал.

При проведении 8 ноября 2016 года очередных выборов законодательство 32 штатов предусматривало Интернет-голосование зарубежных американских избирателей без сохранения тайны голосования.

В этих условиях в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что тайна голосования зарубежных американских избирателей при голосовании по сети Интернет не гарантировалась, что является нарушением международных избирательных стандартов.

При проведении 6 ноября 2018 года промежуточных выборов законодательство 24 штатов предусматривало Интернет-голосование зарубежных американских избирателей без сохранения тайны голосования.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ также как и в 2026 году отмечалось, что тайна голосования зарубежных американских избирателей при голосовании по сети Интернет не гарантировалась, что является нарушением международных избирательных стандартов.

При подготовке к проведению 3 ноября 2020 года очередных выборов и в условиях пандемии коронавируса вносились предложения об организации голосования избирателей по сети Интернет, однако, в конечном счете, законодателями было принято решение об использовании технологии голосования избирателей по почте.

В целом на муниципальном уровне электронная система голосования избирателей посредством использования сети Интернет применялась только в графстве Окалооза, штат Флорида.

Во Франции законодательством предусмотрено голосование по почте, по доверенности, с 2002 года – в экспериментальном порядке Интернет-голосование избирателей при проведении местных выборов, а с 2012 года – и Интернет-голосование для зарубежных французских избирателей.

Так, при проведении 10 июня 2012 года очередных парламентских выборов впервые в соответствии с законодательством зарубежным французским избирателям была предоставлена возможность и право принять участие в дистанционном электронном голосовании по сети Интернет в качестве одного из трех основных способов голосования наряду с голосованием по почте, по доверенности, а также голосованием в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Франции в соответствующем иностранном государстве.

При этом законодательство не регулировало в необходимом объеме все аспекты новой электоральной технологии, к тому же по соображениям безопасности необходимая информация о проведении аудита указанной технологии голосования избирателей публично не обнародовалась, что вызвало общественную озабоченность в части доверия к ней.

Зарубежные французские избиратели принимали участие в Интернет-голосовании в течение семи календарных дней – с 23 по 29 мая 2012 года (первый тур голосования) и также семи календарных дней – с 6 по 12 июня – при проведении второго тура голосования.

В списки избирателей было включено около 210.000 зарубежных французских избирателей.

При проведении Интернет-голосования избиратель ни при каких обстоятельствах не мог изменить свой электронный голос, даже если электронный Интернет-бюллетень был заполнен неправильно или под давлением (воздействием) и электронно отправлен.

При проведении первого тура голосования в Интернет-голосовании приняло 26.947 избирателей, второго тура – 117.676 избирателей.

При подготовке к проведению 11 июня 2017 года очередных парламентских выборов из-за якобы киберугроз и внешнего вмешательства в выборы, а также имеющихся технических проблемах, правительством Франции 6 марта было принято решение не предоставлять зарубежным французским избирателям возможности принять участие в голосовании по сети Интернет.

В этих условиях миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившаяся во Франции с 13 по 15 марта 2017 года, рекомендовала не направлять полноценную миссию международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ на указанные выборы, в том числе в связи с тем, что Интернет-голосование зарубежных французских избирателей не будет проводиться.

2. Модель Интернет-голосования избирателей, предусматривающая возможность изменения избирателем поданного им электронного голоса (Интернет-голоса). Законодательство подавляющего большинства государств региона ОБСЕ при проведении выборов, как президентских, так и парламентских, не предусматривает возможность для избирателей вносить какие-либо изменения в ранее поданные ими голоса и изменять свое волеизъявление.

При этом, однако, в отдельных государствах такая возможность законодательно предусмотрена (либо была предусмотрена), прежде всего, в случае законодательного предоставления избирателям – в рамках модели «юридически значимого последнего голоса избирателя» – возможности проголосовать либо по сети Интернет, либо в день общего голосования избирателей с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении для голосования избирательного участка (например, Литва, Норвегия – при проведении в 2013 году парламентских выборов, Швейцария, Эстония).
БДИПЧ ОБСЕ при проведении международного наблюдения на выборах в государствах, использовавших, в том числе в экспериментальном порядке, дистанционное электронное голосование избирателей (т.е. Интернет-голосование) рекомендовала некоторым из этих государств предоставить избирателям возможность многократного электронного голосования с сохранением юридической значимости только последнего электронного голосования либо голосования с использованием бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка (например, Швейцария)2.

Так, в Литве в течение последних нескольких лет проводились общественные дискуссии о необходимости применения современных информационных технологий в избирательном процессе, в том числе технологии Интернет-голосования избирателей.

В условиях пандемии коронавируса и в соответствии с законодательными поправками, принятыми 30 июня 2020 года, при проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов была предусмотрена возможность организации и проведения дистанционного голосования с использованием сети Интернет для зарубежных литовских избирателей и избирателей, находящихся на территории Литвы в режиме самоизоляции в условиях эпидемии коронавируса (однако при проведении указанных выборов Интернет-голосование указанных категорий избирателей не организовывалось и не проводилось).

В соответствии с законодательством, дистанционное электронное голосование должно было проводиться в течение трех календарных дней с 09:00 до 22.00 по местному времени, т.е. в рамках календарного периода проведения досрочного голосования.

Избиратель был вправе электронно проголосовать неограниченное количество раз, однако, юридически значимым считалось бы его последнее по времени голосование с использованием сети Интернет.

При этом избиратель, проголосовавший по сети Интернет, мог отменить результаты своего дистанционного электронного голосования, придя в день общего голосования до окончания официального времени голосования в помещение для голосования своего избирательного участка и проголосовать с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня.

Однако при условии невозможности разработки и тестирования системы дистанционного электронного голосования в кратчайшие до указанных очередных парламентских выборов сроки Интернет-голосование не организовывалось и не проводилось.

В Эстонии при проведении выборов 101 депутата Рийгикогу – однопалатного парламента применяется модифицированная региональная пропорциональная избирательная система с открытыми списками кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах и избирателей, полученных в национальном масштабе.

В соответствии с законодательством все избиратели с 2005 года могли принять участие в выборах по сети Интернет.

При проведении 6 марта 2011 года очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 63.5% избирателей (в 2007 году – 61.9%), при этом 249.811 избирателей (27.4%) проголосовали досрочно, в том числе 
24.3% избирателей – по сети Интернет.

В целом избирателями было подано 145.230 Интернет-голосов, включая 4.384 повторных Интернет-голосов, т.е. избиратели голосовали несколько раз, каждый раз отменяя свои предыдущие электронные голосования.

На этой основе так называемых «чистых» Интернет-голосов избирателями было подано 140.846 (145.230 – 4.384).

Кроме того, 82 Интернет-голоса избирателей было аннулировано в связи с последующим участием избирателей в досрочном голосовании с помощью стандартных бумажных избирательных бюллетеней.

Таким образом, юридически значимыми были подсчитаны 140.764 «чистых» Интернет-голоса избирателей (140.846 – 82) или 24.3%.

При подготовке к проведению 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов в Закон о выборах в Рийгикогу были внесены, в частности, некоторые изменения, связанные с организацией и проведением Интернет-голосования.

В частности, законодательно (с учетом некоторых проблем, выявленных в 2017 году) усилена цифровизация персонализации личности избирателя (в том числе в виде электронного удостоверения личности – (ID-card), а также его технического средства участия в Интернет-голосовании.

При проведении указанных выборов в Интернет-голосовании приняли участие также зарубежные эстонские избиратели, находившиеся в 116 иностранных государствах.

При проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов в них принимало участие 10 политических партий и политических коалиций; в том числе несколько политических партий, образованных в 2018 году (например, партия «Эстония 200», партия «Богатство жизни»), и 15 независимых кандидатов: всего зарегистрировано 1.099 кандидатов.

В соответствии с законодательством итоги голосования избирателей на избирательном участке определяет участковая избирательная комиссия.

В соответствии с законодательством избирателям предоставлена возможность по их выбору проголосовать либо дистанционно – по сети Интернет (досрочно в течение нескольких календарных дней до дня общего голосования избирателей на парламентских выборах), либо непосредственно в день общего голосования избирателей с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.

При этом при голосовании по сети Интернет избирателю также предоставлена возможность многократного голосования, однако, юридически значимым является его последнее по времени голосования электронное голосование.

Кроме того, избиратель может в день общего голосования проголосовать помещении избирательного участка с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня и, в этих условиях, юридически значимым путем его голосование с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня, при этом голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня является однократным и какому-либо последующему изменению избирателем не подлежит.

Таким образом, в соответствии с законодательством и в рамках модели «юридически значимого последнего голоса избирателя» избиратель может изменить свой первоначальный голос, отданный в электронном виде, придя в день общего голосования избирателей в помещение своего избирательного участка и проголосовав с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Порядок подсчета голосов избирателей обеспечивает учет только одного, последнего, голоса избирателя с тем, чтобы не допустить многократное голосование одного и того же избирателя.

Так, в день голосования после 20:00 по местному времени пересчитываются все голоса избирателей, отданные на избирательном участке, по итогам которого участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

При этом все избирательные бюллетени и избирательные документы упаковываются и отправляются уездному руководителю выборов.

Поступившие избирательные бюллетени пересчитываются комиссией по подсчету голосов, образованной на уровне уезда.

Если комиссия по подсчету голосов обнаруживает ошибки в результатах участковой избирательной комиссии (протоколе об итогах голосования), о вносимых поправках будет составлено приложение к протоколу комиссии по подсчету голосов.

При этом результаты электронного голосования избирателей в день выборов после 19:00 по местному времени (т.е. до окончания времени общего голосования избирателей на территории страны (20:00) в централизованном порядке определяет Государственная служба по организации выборов.

При подсчете электронных голосов избирателей должно присутствовать не менее трех лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов и не менее половины состава Республиканской избирательной комиссии Эстонии.

Перед подсчетом электронных голосов избирателей аннулируются электронные голоса избирателей, которые были ими изменены вплоть до последнего поданного электронного голоса, либо электронный голос был отменен путем голосования избирателя с использованием стандартного бумажного избирательного бюллетеня в помещении избирательного участка.

При этом электронные голоса также отделяются от личных данных избирателей: перед подсчетом голосов электронные голоса для чтения выделяются из личных данных избирателей, т.е. голоса подсчитываются таким образом, что невозможно установить связь между личностью избирателя и электронным голосованием избирателя.

Подсчет голосов, отданных электронным путем, является публичным: лица, присутствующие при подсчете голосов, обязаны выполнять устные указания лиц, назначенных руководителем службы по организации выборов.

При этом лица, присутствующие при подсчете голосов, не имеют права приносить в помещение, где проходит подсчет голосов, средства связи и покидать помещение до 20:00 по местному времени.

Результаты электронного голосования избирателей обнародуются не ранее 20:00 по местному времени.

При проведении указанных выборов в списки избирателей было включено 887.419 избирателей; в голосовании приняло участие 565.028 избирателей (63,7%).

При этом в досрочном голосовании приняло участие 346.395 избирателей (38,3% от числа избирателей, принявших участие в парламентских выборах), в том числе в Интернет-голосовании (проводившемся в календарных рамках досрочного голосования) – 247.232 избирателя (71,37% от числа избирателей, принявших участие в досрочном голосовании или 43,75% от числа избирателей, в целом принявших участие в голосовании на парламентских выборах), а также в помещениях для голосования избирательных участков – 99.163 избирателя (28,63% от числа избирателей, принявших участие в досрочном голосовании).

Всего в досрочном голосовании, в том числе Интернет-голосовании, приняло участие, как уже отмечалось, 38,3% избирателей, тогда как на прошлых парламентских выборах 2015 года в досрочном голосовании приняли участие 296.109 избирателей, что составило 33,00% от общего числа избирателей, принявших участие в парламентских выборах; в 2017 году на местных выборах в Интернет-голосовании приняло участие 186.034 избирателя.

В соответствии с законодательством после проведения 5 марта 2019 года повторного подсчета голосов избирателей, который не изменил первоначального распределения депутатских мандатов между политическими партиями, допущенными к их распределению, Республиканская избирательная комиссии Эстонии определила результаты парламентских выборов.

К распределению 101 депутатского мандата было допущено пять политических партий: оппозиционная Партия реформ Эстонии получила 28,8% голосов избирателей и 34 депутатских мандата, правящая Центристская партия – 23,0% голосов избирателей и 26 мандатов, оппозиционная Консервативная народная партия Эстонии – 17,8% голосов избирателей и 19 мандатов, партия «Isamaa» («Исамаа» – «Отечество») – 11,4% голосов избирателей и 12 мандатов, Социал-демократическая партия – 9,8% голосов избирателей и 10 мандатов.

При этом по итогам Интернет-голосования избирателей за Партию реформ Эстонии отдали свои голоса 40% избирателей (в ходе общего голосования – 28,8%), за Консервативную народную партию Эстонии – соответственно 13,5% (17,8%), за партию «Isamaa» («Отечество») – 
12,6% (11.4%), за Центристскую партию – 11,7% (23.00%), за Социал-демократическую партию – 11,4% (9.8%)), за партию «Эстония 200» – 5,5% (не преодолела 5% заградительный порог).

При этом ни один независимый кандидат не был избран депутатом (в совокупности независимые кандидаты получили 1.590 голосов избирателей (0,3%).

Верховный суд Эстонии проанализировал конституционность электронного голосования с точки зрения единообразия и установил, что электронное голосование и возможность изменения голосов при электронном голосовании не противоречат Конституции и законодательству.

Верховный суд Эстонии установил, что избиратель не имеет возможности влиять на результаты выборов в большей степени, чем избиратели, использующие другие методы голосования, независимо от повторного электронного голосования.

Голосование, проводимое в электронном виде, учитывает один голос и не является более влиятельным с точки зрения результатов выборов, чем голоса, поданные избирателями с использованием других методов голосования.

Верховный суд Эстонии постановил, что «нарушение права на равенство и единообразие, которое можно рассматривать как право пользователей электронного голосования на неограниченное количество раз менять свой голос, недостаточно интенсивно, чтобы рассматривать цель увеличения явки и внедрения новых IT-решений».

Кроме того, в случае принципа свободы выборов и тайны голосования Верховный суд Эстонии установил, что «…введение электронного голосования без изменения голоса, поданного электронным способом, может поставить под угрозу принцип свободы выборов и тайну голосования.

Способность избирателя изменять голосование, предоставляемое в электронном виде во время досрочного голосования, обеспечивает важную дополнительную гарантию соблюдения принципа свободы выборов и тайны голосования при электронном голосовании.

Избиратель, который был незаконно затронут или отслежен электронным голосованием, может восстановить тайну свободы выборов и голосования путем повторного голосования в электронном виде или с использованием бюллетеня для голосования.

В дополнение к возможности исправления голоса, данного под влиянием, голосование ex-post также является важной превентивной функцией.

Если избиратель, использующий электронное голосование, по закону гарантирует возможность электронного изменения голоса, мотивация к незаконному влиянию на него уменьшается.

Помимо возможности изменения голоса в электронном виде, не существует других столь же эффективных мер по обеспечению свободы выборов и тайны голосования при электронном голосовании в условиях неконтролируемого голосования…».

В Монако в 2014 году при подготовке к проведению 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, возможность использования технологии Интернет-голосования избирателей на парламентских выборах (статья 40-1 Закона о парламентских выборах).

При этом, однако, указанные законодательные положения вступают в силу после проведения в 2018 году указанных парламентских выборов, т.е. подлежат применению при проведении очередных парламентских выборов, которые должны состояться в 2022 году.

В целом для реализации указанного законодательного положения правительством Монако должен быть принят пакет подзаконных нормативных правовых актов о порядке проведения Интернет-голосовании избирателей, в том числе в части возможности неоднократного изменения избирателем своего электронного голоса.

В Швейцарии работы по поэтапному использованию технологии Интернет-голосования начались еще в 2000 году и по состоянию на 2018 год 14 кантонов (из 26) в экспериментальном (пилотном) порядке провели Интернет-голосование для различных групп избирателей, при этом 229 различного вида Интернет-голосования было проведено и на федеральном уровне3.

В частности, в кантонах, использующих женевскую модель организации избирательного процесса, избиратели-инвалиды принимали участие в Интернет-голосовании с 28 сентября до 12:00 17 сентября, в кантонах, использующих невшательскую модель организации избирательного процесса, избиратели голосовали с 21 сентября по 17 сентября, при этом возможность Интернет-голосования для избирателей-инвалидов должна была быть предоставлена им только в будущем.

Экспериментальное внедрение технологии Интернет-голосования избирателей не отменяло возможности использования избирателями традиционных форм голосования – при помощи стандартных бумажных избирательных бюллетеней в помещениях для голосования избирательного участка или по почте, а являлось еще одной – новой и дополнительной, хотя и экспериментальной – формой голосования, опирающейся на современные информационные технологии дистанционного (удаленного) голосования.

При этом при проведении 18 октября 2015 года федеральных выборов (в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ) избиратели при голосовании имели возможность проверить правильность учета поданного ими голоса (при сохранении тайны голосования).

Так, после первоначального подтверждения своего статуса участника Интернет-голосования избиратель получал общий вид сделанного им выбора в отношении соответствующего числа кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, и корреспондирующие соответствующим кандидатам индивидуальные четырехзначные коды (как они обозначены в информационном буклете).

После проведения проверки правильности сделанного им выбора избиратель вводил отдельный подтверждающий код, который находился в опечатанном сегменте его специальной карточки для Интернет-голосования.

Программа выдавала избирателю подтверждение в приеме его волеизъявления и отображала индивидуальный код, напечатанный на его индивидуальной специальной карточке для Интернет-голосования.

Это означало, что его голос учтен так, как он проголосовал.

На этом заканчивался процесс голосования Интернет-избирателя и первоначальной проверки избирателем правильности отображения Интернет-программой поданного им голоса.

При этом технология, позволяющая Интернет-избирателю проверить правильность учета его голоса при проведении подсчета голосов избирателей на указанных федеральных выборах, не была разработана.

С 2016 года несколько кантонов приступили к разработке технологии второго уровня, позволяющей Интернет-избирателям проверить правильность учета их голосов при автоматизированном проведении подсчета голосов избирателей.

Законодателем, несмотря на прошлые рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, не был также создан и механизм, препятствующий незаконному воздействию на «электронного» избирателя, а также групповому или семейному голосованию при проведении Интернет-голосования.

Процедура подсчета электронных голосов избирателей предусматривала, что после проведения подсчета указанных голосов его результаты незамедлительно не обнародуются; они «смешиваются» с результатами подсчета стандартных бумажных избирательных бюллетеней и только затем обнародуются суммарные (общие) итоги голосования избирателей (обычных избирателей и Интернет-избирателей).

В целом на указанных выборах в голосовании приняло участие 2.521.502 избирателей (48,5%).
При этом из 132.134 избирателей, имевших право принять участие в Интернет-голосовании, в голосовании приняло участие 13.370 Интернет-избирателей (10%).

Так, в кантоне Базель-Штадт проголосовало 1.120 Интернет-избирателей (15%) из 7.528 зарубежных швейцарских избирателей, в кантоне Люцерн – 745 Интернет-избирателей (18%) из 4.186 зарубежных швейцарских избирателей, в кантоне Женева – 7.089 Интернет-избирателей (7%) из 94.902 зарубежных швейцарских избирателей, в кантоне Невшатель – 4.416 Интернет-избирателей (17%) из 25.518 зарубежных швейцарских избирателей.

В целом, в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ рекомендовала в будущем перейти к такой модели Интернет-голосования, которая бы позволяла Интернет-избирателю проголосовать многократно (с целью избежания возможного на него воздействия кем бы то ни было), при этом учету подлежал бы только последний по времени подачи «электронный» голос избирателя, а в случае последующего голосования такого избирателя в помещении для голосования избирательного участка с использованием бумажного избирательного бюллетеня, – учету подлежал бы только «бумажный» голос избирателя.

В конечном счете, Швейцария приняла решение отказаться от дальнейшего использования технологии Интернет-голосования избирателей, в том числе связи с невозможностью обеспечения тайны электронного голосования избирателей, а также отказом IT-разработчиков двух экспериментальных моделей Интернет-голосования избирателей от дальнейшей работы по внедрению технологии Интернет-голосования избирателей.

В этих условиях при проведении 20 октября 2019 года очередных выборов технология Интернет-голосования избирателей уже не применялась.

В Норвегии пилотная (экспериментальная) технология Интернет-голосования избирателей применялась при проведении в 2011 году местных выборов и в 2013 году – парламентских выборов.

Так, при проведении 9 сентября 2013 года очередных парламентских выборов 250.219 избирателей из 12 муниципалитетов 10 различных избирательных округов могли принять участие в пилотном Интернет-голосовании.

Для организации и проведения Интернет-голосования избирателей был образован специальный Комитет по вопросам Интернет-голосования в составе девяти человек.

В соответствии с законодательством Интернет-избиратель мог проголосовать в электронном виде неограниченное число раз, при этом, однако, юридически значимым являлось его последнее электронное голосование.

Избиратель мог проверить результат учета его электронного волеизъявления с помощью индивидуального четырехзначного возвратного кода для каждой политической партии, включенной электронный избирательный бюллетень, который он получал как на индивидуальной карточке-приглашении, так и, затем, в виде SMS-сообщения.

Избиратель мог также проголосовать в рамках досрочного голосования или дня общего голосования избирателей с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня, при этом такое голосование отменяло его волеизъявление в рамках электронного голосования (Интернет-голосования).

В целом в голосовании приняло участие 78.2% избирателей, при этом в 12 пилотных муниципалитетах в Интернет-голосовании приняло участие 36% избирателей (в 2011 году при проведении местных выборов в пилотных муниципалитетах приняло участие в Интернет-голосовании 
17% избирателей).

Результаты электронного голосования были обнародованы в 21:00 по местному времени.

В конечном счете, в июне 2014 года Норвегия приняла решение отказаться от продолжения пилотного (экспериментального) использования технологии Интернет-голосования избирателей при проведении парламентских выборов.

Среди основных причин – отсутствие политического согласия, а также высокая стоимость по сравнению с результатами отдачи, в том числе в части участия избирателей в Интернет-голосовании, невозможностью гарантированного обеспечения тайны электронного голосования избирателей.

1.3. Перспективы применения технологии дистанционного электронного голосования – Интернет-голосования избирателей. В некоторых государствах обсуждались либо продолжают обсуждаться вопросы возможного применения технологии Интернет-голосования избирателей, либо решения о перспективах применения Интернет-голосования, в том числе замены Интернет-голосованием такого ставшего в некоторых государствах традиционным электорального института как голосование избирателей по почте (например, Бельгия, Канада – отдельные муниципалитеты, Сан-Марино, Словения, Филиппины, Япония – национальные выборы).

В Бельгии при проведении 25 мая 2014 года очередных парламентских выборов, как отмечалось в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в стране с 3 по 6 мая 2014 года, в течение нескольких лет вносились и обсуждались предложения о необходимости разработки и внедрения технологий дистанционного голосования избирателей – Интернет-голосования, однако, какого-либо решения по данному вопросу в дальнейшем принято не было.

В Канаде несколько муниципалитетов предоставляют избирателям возможность принять участие в голосовании на муниципальных выборах по сети Интернет, при этом федеральный законодатель не намерен внедрять технологию дистанционного электронного голосования избирателей – Интернет-голосование при проведении федеральных выборов – выборов депутатов Палаты Общин – нижней палаты парламента.

В Сан-Марино при проведении 11 ноября 2012 года досрочных парламентских выборов, как отмечалось в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в стране с 17 по 19 октября 2012 года, вносились предложения о разработке и внедрении технологий дистанционного голосования избирателей – голосовании по почте либо Интернет-голосования (в связи, в частности, с тем, что в соответствии с законодательством для участия в голосовании зарубежные сан-маринские избиратели должны вернуться на территорию Сан-Марино).

Однако каких-либо практических шагов в этом направлении в дальнейшем пока не последовало, в том числе при проведении 8 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов.

В Словении при проведении 3 июня 2018 года досрочных парламентских выборов некоторыми участниками выборов высказывались предложения о разработке и внедрении технологии дистанционного голосования избирателей – Интернет-голосования, в частности, с целью повышения степени участия в голосовании молодых избирателей, однако, в дальнейшем, каких-либо практических шагов в этом направлении властями не было предпринято.

На Филиппинах при проведении 13 мая 2013 года парламентских выборов было установлено, что избиратели, находящиеся за пределами территории Филиппин и зарегистрированные до 31 октября 2012 года в качестве зарубежных филиппинских избирателей, были вправе принимать участие в парламентских выборах по почте, либо с учетом возможности использования других процедур голосования в соответствующем государстве – посредством сети Интернет, с использованием технических средств подсчета голосов и др., в течение одного месяца – с 13 апреля 2013 года до дня голосования на выборах 13 мая 2013 года.

При проведении в 2016 году выборов Президента Филиппин система голосования зарубежных филиппинских избирателей по почте, по мнению Избирательной комиссии Филиппин, должна была быть улучшена в направлении перехода к организации дистанционного электронного голосования зарубежных филиппинских избирателей, в том числе находящихся в Гонконге, посредством сети Интернет.

В Японии в декабре 2001 года был принят Закон о голосовании по сети Интернет; однако такая система дистанционного электронного голосования может применяться только на муниципальном уровне.

В случае если выборы депутатов муниципального собрания или главы муниципалитета проводятся с использованием сети Интернет, то подсчет голосов избирателей, учет недействительных голосов избирателей осуществляется автоматически.

В декабре 2007 года парламентские политические партии достигли договоренности по законопроекту, предусматривающему возможность электронного голосования на выборах в национальном масштабе, несмотря на высокую его стоимость и технические проблемы, с которыми пришлось столкнуться при использовании такой системы голосования на муниципальных выборах (однако дальнейшего развития технология Интернет-голосования пока не получила).

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В частности, в Руководстве Организации американских государств «Наблюдение за применением избирательных технологий: Пособие для миссий ОАГ по наблюдению на выборах» (2010 год) имеется, в частности, раздел 3.1.7. Электронное голосование, в котором, наряду с другими система электронного голосования избирателей, рассматриваются вопросы осуществления наблюдения за голосованием избирателей с использованием системы голосования по сети Интернет.

С 5 по 8 октября 2021 года в Австрии (г. Брегенц) проводится шестая международная конференция по вопросам электронного голосования, на которой планируется обсудить перспективы электронного голосования избирателей.

[2] Как известно, Швейцария в преддверии проведения в 2019 очередных парламентских выборов приняла решение отказаться от дальнейшего использования технологии Интернет-голосования избирателей.

[3] Начиная с 2000 года и до конца 2017 года только из федерального бюджета на реализацию пилотного проекта электронного Интернет-голосования было израсходовано 15 млн швейцарских франков; на уровне кантонов также были понесены определенные финансовые расходы.

Так, кантон Базель-Штадт выделил на эти цели 6 млн швейцарских франков (кантон принадлежит к числу восьми кантонов, в которых электронное голосование было введено в пилотном режиме, наряду с кантонами Аргау, Берн, Фрибург, Женева, Люцерн, Невшатель и Санкт-Галлен).