К вопросу об иностранном вмешательстве в избирательный процесс суверенных государств
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
05 октября, 2019
1.
«ФЕЙКОВОЕ» ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
В некоторых государствах региона ОБСЕ и других регионов мира приняты законодательные акты об Интернете как об информационному ресурсе публичного пользования (например, Турция) либо по правовому статусу сеть Интернет полностью или частично приравнена к средствам массовой информации (например, Швеция), либо усилена ответственность за распространение недостоверной (фейковой) электоральной информации (например, Монако), либо приняты иные превентивные меры реагирования, в том числе совместно с социальными сетями (например, Австралия, Бразилия, Таиланд).
Так, в Австралии в 2018 году была образована специальная группа, в состав которой входят представители ряда исполнительных органов государственной власти, а также Австралийской избирательной комиссии, с целью разработки пакета мер по противодействию «фейковому» вмешательству в избирательный процесс, в том числе в сети Интернет и социальных сетях.
Кроме того, Австралийская избирательная комиссия заключила с Facebook и Twitter рамочное соглашение о порядке изъятия (удаления) из социальных сетей «фейковой» информации, нарушающей положения законодательства о выборах.
Со своей стороны Facebook и Tweeter разработали дополнительные механизмы по предотвращению распространения недостоверной информации в преддверии проведения в Австралии федеральных парламентских выборов.
Так, в преддверии парламентских выборов Facebook запретит размещение рекламных материалов, в том числе агитационных, а также создаст специальную группу по проведению первоначальной проверки достоверности информации, размещаемой на платформе социальной сети.
Tweeter вводит правило о том, что все политические агитационные материалы, размещаемые на платформе социальной сети, должны сопровождаться указанием на их заказчика, профинансировавшего их изготовление и размещение, а также на его нахождение на территории Австралии.
Комиссия развернула также масштабную информационно-разъяснительную кампанию по побуждению избирателей относиться критически к источникам распространяемой в социальных сетях и сети Интернет недостоверной электоральной информации.
В Беларуси 14 июня 2018 года в законодательство о средствах массовой информации были внесены изменения, предусматривающие, в частности, привлечение к ответственности журналистов за размещение в социальных сетях недостоверной (фейковой) информации, в том числе о выборах.
В Бельгии в начале мая 2018 года Министр по вопросам цифрового общества инициировал два проекта, предусматривающих, в частности, противодействие размещению в социальных сетях недостоверной (фейковой) информации, в том числе о выборах (в частности, был создан специальный сайт в сети Интернет для информирования граждан (избирателей) о недостоверной информации).
В Бразилии согласно Закону о выборах запрещено распространять в Интернете негативную информацию о кандидатах.
При этом пользователи социальных сетей, которые распространяют «фейковые» новости, не могут подвергаться за это какому-либо наказанию: они всегда могут использовать в качестве аргумента в свою защиту право свободно выражать собственное мнение и настаивать на том, что делают это без злого умысла.
При проведении в 2018 году двух туров последних президентских выборов «фейковые» новости стали грозным «информационным» электоральным оружием.
В целом фейковые новости стали одним из основных инструментов борьбы за должность Президента Бразилии.
На протяжении всей избирательной кампании, особенно ее агитационного периода, дискредитирующая информация о конкурентах на должность Президента Бразилии широко тиражировалась через веб-сайты, интернет-приложения и социальные сети.
Перед вторым туром голосования (28 октября) 15 октября в воскресенье Верховный избирательный суд Бразилии предписал мессенджеру Whatsapp со страницы Жаира Болсонару, кандидата на должность Президента Бразилии, в Facebook и канала в YouTube удалить шесть недостоверных публикаций против Фернанду Аддаде, кандидата на должность Президента Бразилии от левой Партии трудящихся1(при этом Председатель Верховного избирательного суда Бразилии заявил о том, «…Мы не потерпим, чтобы фейковые новости, дезинформация подрывали доверие к избирательной юстиции», хотя «…У судей зачастую связаны руки: оружия против Интернета у них нет»).
В Великобритании в преддверии проведения 8 июня 2017 года досрочных парламентских выборов Facebook в инициативном порядке разработало и 8 мая 2017 года обнародовало в средствах массовой информации для Интернет-пользователей разъяснения по вопросу о критериях, которыми могут пользоваться избиратели для выяснения достоверности или недостоверности (ложности) распространяемой в социальных сетях электоральной информации.
Кроме того, Facebook предпринимал меры по оперативному удалению (или блокировке) размещаемой в социальной сети предположительно (highly likely) «фейковой» информации.
После проведения указанных выборов предпринимаются меры по разработке законопроекта о пресечении распространения недостоверной информации, а также иностранного вмешательства в избирательный процесс, в том числе в связи с якобы имевшим место вмешательством Российской Федерации при проведении в 2016 году референдума о выходе Великобритании из Европейского Союза.
В Грузии при проведении 28 октября 2018 года президентских выборов Избирательный кодекс не предусматривает день «электоральной тишины» и проведение предвыборной агитации в день голосования избираталей не запрещено, за исключением в печатных средствах массовой информации и в помещениях для голосования избирательных участков.
В начале октября 2018 года большинство из кандидатов на должность Президента Грузии подписали Кодекс поведения на президентских выборах, поддержанный ЦИК Грузии, в котором, в частности, содержались обязательства об отказе от распространения «фейковой» электоральной информации при проведении предвыборной агитации.
Тем не менее, на практике, такие случаи были, в том числе в форме письма-обращения якобы одного из высокопоставленных государственных чиновников, призывавших избирателей поддержать кандидата одной из политических партий.
В Дании в преддверии проведения 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов проводилась информационно-разъяснительная работа по противодействию распространению «фейковой» электоральной информации, разъяснению избирателям, участникам выборов и представителям средств массовой информации форм и методов такого противодействия, в том числе в части возможного внешнего информационного влияния (воздействия).
В Ирландии в начале декабря 2017 года в парламент был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за создание «информационного Интернет-робота», создающего «фейковые» информационные аккаунты от имени вымышленных пользователей для распространения недостоверной информации, в том числе при проведении выборов.
В соответствии с законопроектом создание такого «Интернет-робота» с охватом 25 и более имен пользователей может повлечь привлечение виновного лица к лишению свободы на срок до пяти лет либо наложению штрафа в размере 10.000 евро.
В Испании в марте 2018 года специальный комитет парламента разработал в адрес правительства рекомендации об усилении ответственности за распространение «фейковой» информации.
В ноябре 2018 года Правительство Испании и Правительство Российской Федерации подписали соглашение о создании специальной совместной группы по вопросам кибербезопасности (в целях сохранения поддержания нормальных дипломатических отношений между странами) в связи, в частности, с прозвучавшими в адрес Российской Федерации обвинениями о якобы имевшим место распространением «фейковой» информации при проведении в Каталонии референдума о независимости.
В Италии в январе 2018 года, в преддверии проведения вышеуказанных парламентских выборов, МВД Италии был создан портал в сети Интернет, на который каждый избиратель мог сообщить о выявленных им информационных нарушениях, в том числе с «фейковым» содержанием (хотя законодательного определения понятия «фейковая информация» законодательство Италии не содержит).
Указанная информация поступала в адрес специального подразделения государственной полиции по борьбе с киберугрозами (the Polizia Postale).
В Канаде в преддверии проведения в сентябре 2019 года парламентских выборов правительством был разработан комплекс мер по противодействию распространению недостоверной (фейковой) информации.
В частности, была разработана так называемая мониторинговая карта потенциальных информационных нарушений при проведении парламентских выборов («Critical Election Incident Public Protocol»), которая призвана информировать соответствующие государственные органы и гражданское общество о потенциальных информационных (фейковых) вбросах.
Организация работы указанной мониторинговой карты возложена на орган, состоящий их пяти непартийных представителей.
Кроме того, правительство призвало средства массовой информации, в том числе имеющие свои он-лайн версии в сети Интернет, при проведении информационно-разъяснительной работы вести последовательную борьбу с «фейковыми» новостями, в том числе электоральными, и прежде всего в социальных сетях.
На проведение работы по противодействию «фейковой» информации в социальных сетях и проведению информационно-разъяснительной работы среди избирателей и участников парламентских выборов было выделено 7 млн. канадских долларов.
В Кении в 2018 году был принят закон о киберпреступлениях, предусматривающий уголовную ответственность за распространение «фейковой» информации, в том числе электоральной, в виде наложения на виновных лиц уголовного штрафа либо лишения свободы.
В Литве при проведении 12 мая 2019 года очередных президентских выборов некоторые участники выборов отмечали, как указывалось в Отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, вероятность использования некоторыми участниками выборов тактики «недостоверной информации» при проведении предвыборной агитации.
В Монако в преддверии проведения 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов законодательные поправки усилили ответственность физических и юридических лиц за распространение недостоверной (фейковой) электоральной информации при проведении выборов вплоть до двухлетнего срока тюремного заключения.
В Португалии в апреле 2019 года при подготовке к проведению 6 ноября 2019 года очередных парламентских выборов Правительство Португалии во взаимодействии с Национальной избирательной комиссией Португалии и Национальным центром по вопросам кибербезопасности организовало проведение тестовых испытаний и ситуационных мероприятий в системе государственных органов, на которые возложены соответствующие обязанности, по вопросам обеспечения безопасности электоральной инфраструктуры и предотвращения использования «фейковой» информации при проведении указанных выборов.
В Румынии при подготовке к проведению 10 ноября 2019 года очередных президентских выборов некоторые участники выборов отмечают случаи вброса в социальных сетях, прежде всего Facebook, «фейковой» электоральной информации.
В Словакии при проведении 16 марта 2019 года президентских выборов некоторыми участниками выборов были выражены опасения по поводу возможного использования (вброса) недостоверной (фейковой (фальшивой) электоральной информации с целью повлиять на волеизъявление избирателей.
В США в январе 2017 года электоральная инфраструктура была определена как составная часть обеспечения национальной безопасности (в связи с якобы имевшими место при проведении в ноябре 2016 года президентских выборов кибератаками на демократический избирательный процесс), что повлекло принятие на федеральном и штатном уровнях ряда мер по обеспечению координации деятельности и противодействию кибератакам и иностранному вмешательству.
В частности, Конгресс США выделил штатам 380 млн. долларов для обеспечения технологической безопасности избирательного процесса, организации и деятельности избирательной администрации, в том числе избирательных органов.
Кроме того, в мае 2017 года Президентом США была образована специальная Комиссия по вопросам совершенствования федерального избирательного процесса, однако она с момента своего образования не обнародовала каких-либо результатов своей деятельности (кроме того, после нескольких демаршей, в том числе судебных исков со стороны ряда штатов, Президент США в марте 2018 года пока приостановил ее деятельность).
В соответствии с новым информационным законодательством, инициированным в октябре 2017 года, телерадиоорганизации, имеющие свои издания (выпуски) в он-лайн формате, а также впервые социальные сети, в частности, Facebook, Google, Twitter, YouTube) должны обнародовать информацию о том, что заказал и оплатил размещение «фейковой» информации или соответствующего агитационного материала, и по каким расценкам СМИ, в отличие от социальных сетей, должны были делать это и раньше)2.
Кроме того, социальные сети должны резервировать (архивировать) указанные «фейковые» материалы, обеспечить в случае необходимости публичный доступ к указанным материалам.
На уровне штатов также предпринимаются меры пор повышению уровня информационной грамотности.
Так, в сентябре 2018 года в штате Калифорния был принят закон, обязывающий введение в школах и университетах курса медийной информационной грамотности, в ходе которого школьники старших классов и студенты овладевают навыкам распознавания недостоверной информации, размещаемой в средствах массовой информации3.
Проведенные летом 2019 года социологические опросы показывают, что около 70% избирателей воспринимают «фейковую» и недостоверную информацию как более серьезную угрозу, подрывающую доверие к государственным институтам, а также предстоящим в ноябре 2020 года президентским и парламентским выборам, чем рост терроризма, нелегальной миграции, расизма или преступности.
В Таиланде при проведении 24 марта 2019 года последних парламентских выборов за распространение в социальной сети Facebook «фейковой» информации (постов о якобы двух продажных «электоральных чиновниках», а также о 600.000 фиктивных избирательных бюллетенях, использованных при подсчете голосов избирателей) девять человек были привлечены к уголовной ответственности – до пяти лет лишения свободы и наложения штрафа в размере 3.100 американских долларов.
Указанные лица были осуждены в соответствии с положениями нового Закона «О компьютерных преступлениях».
При этом в преддверии подготовки к проведению указанных выборов Facebook объявило о своих планах защитить от вмешательства в выборы в Таиланде, опираясь на накопленный опыт в деле борьбы с фейковыми аккаунтами, распространением ложных новостей, а также по увеличению транспарентности в политической рекламе.
Так, пользователи социальной сети могут узнать подробности о размещенной политической рекламе, в том числе, когда была создана та или иная рекламная страница и как изменялось ее название; также пользователю можно будет пожаловаться на политическую рекламу, которая может помешать парламентским выборам, при этом с середины февраля 2019 года введут ограничения на публикацию рекламы политического характера из-за рубежа.
В Узбекистане законодательство запрещает распространение недостоверной электоральной информации, а также информации, дискредитирующей честь и достоинство кандидатов.
Все средства массовой информации, в том числе веб-сайты, подлежат обязательной регистрации в Агентстве по информатизации и массовым коммуникациям Узбекистана.
Общий контроль за деятельностью указанного Агентство осуществляет Президент Узбекистана.
При этом в соответствии с законодательством (Законом об информатизации от 11 декабря 2003 года), которое ввело понятие «блогер», собственники веб-сайтов, а также сами блогеры должны проверять достоверность распространяемой ими публичной информации.
Доступ к веб-сайтам может быть блокирован Агентством по информатизации и массовым коммуникациям Узбекистана в связи с указанными информационными нарушениями.
Неправомерное воздействие на журналистов, распространение информации, запрещенной законодательством, в том числе ложной (недостоверной) в ходе избирательной кампании, может повлечь лишение свободы на срок до пяти лет.
При подготовке к проведению в декабре 2019 года очередных парламентских выборов политические партии более интенсивно, чем при проведении последних парламентских выборов, используют сеть Интернет, а также социальные сети для проведения предвыборной агитации.
В Уганде в 2011 году был принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за распространение недостоверной информации при помощи компьютера.
Во Франции в ноябре 2018 года был принят специальный Закон (опирающийся на Закон 1881 года, запрещающий распространение «недостоверной» информации), один из первый на европейском пространстве, который, среди прочих, впервые содержит законодательное определение понятия «фейковая информация»: «…недостоверные утверждения или голословные обвинения, либо новостные сообщения, которые недостоверно сообщают о реальных фактах, с целью изменения фактического волеизъявления избирателей (голоса избирателя)»4.
Закон устанавливает строгие правила функционирования средств массовой информации, особенно в течение трех месяцев, предшествующих дню голосования.
Закон предоставляет, в частности, уполномоченным органам право изымать «фейковый» контент, распространяемый в социальных сетях, а также блокировать соответствующие сайты, его размещающие; кроме того, предусматривается более прозрачная финансовая отчетность жертвователей в части оплаты размещаемых «фейковых» материалов в течение трех месяцев, предшествующих календарному периоду проведения предвыборной агитации.
Так, во-первых, в соответствии с законодательством судья, рассматривающий дела указанной категории, должен действовать пропорционально, применяя любые законные средства по пресечению распространения «фейковой» электоральной информации; в течение 48 часов со времени поступления соответствующей информационной жалобы, содержащей соответствующее требование для принятия в отношении «фейковой» информации, судья должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение.
Во-вторых, социальные сети, в частности, Facebook, Twitter, YouTube) должны обнародовать информацию о том, что заказал и оплатил размещение «фейковой» информации или соответствующего агитационного материала, и по каким расценкам.
В-третьих, Высшему аудиовизуальному совету Франции предоставлены новые организационные и административные полномочия по обеспечению следованию средств массовой информации и социальных сетей новым информационным законодательным положениям.
В частности, ВАСФ на регулярной основе должен обнародовать отчеты об эффективности применяемых средствами массовой информации и социальными сетями мер по противодействию распространению «фейковой» информации.
Кроме того, ВАСФ вправе отозвать лицензию в случае, если телерадиовещательные организации, находящиеся на территории Франции, работают в информационном пространстве под контролем или влиянием иностранного государства, либо распространяет «фейковую» информацию.
В целом в период проведения выборов кандидаты могут в судебном порядке обжаловать распространение теми или иными средствами массовой информации, а также социальными сетями «манипулятивной» информации и добиваться ее контентного удаления либо блокировки соответствующих сайтов в сети Интернет.
В Хорватии в настоящее время разрабатывается законопроект по противодействию распространению «фейковой» информации, в том числе о выборах, в социальных сетях, прежде всего в Facebook, а также в части проведения более эффективной информационно-разъяснительной работы среди непосредственных участников выборов и избирателей.
В Швеции при проведении в 2018 году парламентских выборов некоторые участники высказывали опасения по поводу потенциально возможного вброса недостоверной (фейковой) информации с целью оказания влияния на избирателей и их волеизъявление.
В целях предотвращения возможных вбросов такой информации некоторые средства массовой информации, в том числе национальные телерадиовещательные организации, установили, в частности, он-лайн платформу для предварительной проверки достоверности (фактичности) распространяемой информации.
В преддверии проведения 9 сентября 2018 года очередных парламентских выборов правительство Швеции в середине января объявило о намерении создать специальный государственный орган по вопросам «психологической защиты» от распространения недостоверной электоральной информации и незаконного иностранного вмешательства в выборы.
Указанный орган призван обеспечить, с одной стороны, устойчивое, своевременное и преобладающее распространение правдивой электоральной информации, несмотря на слив «фейковой» информации, и этим он отличается от мероприятий, предпринимаемых в других государствах, с другой стороны – выявление и пресечение источников производства и распространения недостоверной информации.
Таким образом, в Швеции, в отличие от других государств, ведущих борьбу с распространением «фейковой» информацией, главным образом, при помощи запретительных мер, основной упор делается на обеспечении массированного преобладания достоверной электоральной информации над «фейковой» информацией с одновременным привлечением к ответственности лиц, виновных в распространении недостоверной информации.
В Эстонии при проведении 3 марта (воскресенье) 2019 года очередных парламентских выборов некоторые участники парламентских выборов выражали опасения в связи с возможным иностранным вмешательством в ход проведения предвыборной агитации, потенциальными киберугрозами в отношении их партийной электронной инфраструктуры, вбросом «фейковой» электоральной информации.
2.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЗАПРЕТЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Декларация глобальных принципов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями и Кодекс поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами
(торжественно провозглашены 3 апреля 2012 года в Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк)
<…>
17) Ниже следует перечень элементов избирательного процесса, которые необходимо оценивать, хотя охватить их все наблюдением (мониторингом) на каждых выборах может оказаться невозможным:
i) содержание и реализация правовой основы, формируемой конституцией, законами, договорными и другими международными обязательствами, правилами и регламентами о выборах;
ii) объективность, гласность и эффективность организации выборов и сопутствующей деятельности органов власти;
iii) порядок назначения и работы органов, управляющих выборами;
iv) определение границ избирательных округов;
v) регистрация политических партий, кандидатов и вопросов референдумов, и их право на участие в голосовании;
vi) соблюдение политическими партиями правовых норм и других требований, касающихся выдвижения кандидатов, ведения кампании и соблюдения кодексов поведения;
vii) порядок финансирования политических партий и кандидатов, расходования средств на ведение кампании и надзора за тем и другим;
viii) масштабы международного вмешательства в избирательный процесс, будь то запрещённое финансирование участников выборов, необъективное освещение в иностранных средствах массовой информации, иные действия;
ix) использование на выборах государственных ресурсов, включая их политически нейтральное распределение и их неправомерное использование в пользу конкретных политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум;
x) применение в связи с выборами антикоррупционных законов и других мер безопасности, включая защиту граждан, разоблачающих коррупцию на выборах;
xi) решение административных вопросов силами безопасности и гражданскими чиновниками, в том числе выдача пропусков и разрешений на использование мест для проведения митингов и мирных собраний, предвыборных шествий и демонстраций, размещения агитационных материалов;
xii) правовые основания и практика доступа политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, к средствам массовой информации;
xiii) правовые основания и практика освещения государственными, общественными и частными средствами массовой информации деятельности политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, включая мониторинг объёмов и качества освещения деятельности участников выборов и вопросов, имеющих значение для определении позиции избирателей на выборах или референдумах;
xiv) возможность политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, свободно вести кампанию за завоевание поддержки потенциальных избирателей;
xv) возможность потенциальных избирателей, включая коренные народы и другие традиционно маргинализированные группы населения, собирать и получать (в том числе на языках национальных меньшинств) точную и полную информацию для принятия решения о том, как голосовать;
xvi) возможность граждан, имеющих избирательное право, зарегистрироваться для участия в выборах, с внесением точной информации о них в списки избирателей;
xvii) недопущение насилия, запугивания, подкупа и репрессий за сделанный выбор в отношении потенциальных избирателей, кандидатов и их сторонников, включая способность полиции, других сил безопасности, прокуроров и судов обеспечить эффективную и равную защиту;
xviii) достаточное информирование избирателей, прежде всего органами власти, в частности о том, где, когда, как и для чего регистрироваться и голосовать, а также о гарантиях тайны голосования;
xix) удобное расположение и достаточное обустройство мест голосования;
xx) изготовление, доставка на избирательные участки, сбор и хранение избирательных бюллетеней и других конфиденциальных избирательных документов;
xxi) принятие и все этапы исполнения решений о применении компьютерных технологий для составления и использования списков избирателей, подведения итогов и других конфиденциальных избирательных процедур;
xxii) стабильность, правомерность и экономичность избирательных технологий;
xxiii) проведение голосования, в том числе для национальных меньшинств, подсчёта голосов, подведения и оглашения итогов, в том числе гласность процедур и достаточность мер предосторожности против неточностей и правонарушений;
xxiv) порядок и ход рассмотрения жалоб и протестов граждан, перспективных избирателей, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, включая принятие эффективных мер в случае нарушения избирательных прав;
xxv) принятие административных, гражданских и уголовных мер в связи с возможным нарушением законов и регламентов, касающихся избирательных прав и обязанностей, включая применение правомерных наказаний; и
xxvi) разработка поправок в избирательное законодательство, правила, регламенты и административные процедуры до и после выборов.
<…>
Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств
(7 октября 2002 года, г. Кишинев)
<…>
Статья 1.
Стандарты демократических выборов
1. Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
2. Стороны признают, что стандартами демократических выборов являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.
3. Право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер.
4. Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляется на основе конституции и законов.
5. Избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, законом, вступают в должность в порядке и сроки, установленные законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.
6. Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты.
7. Не допускается какое-либо прямое или косвенное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
<…>
Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами
(Новая редакция)5
(Санкт-Петербург,16 мая 2011 года)
<…>
3.6. Статус международного наблюдателя по наблюдению за выборами (референдумом)
3.6.1. Государства – участники Содружества Независимых Государств в рамках существующих международных обязательств приглашают международных наблюдателей на проводимые выборы, референдумы и обеспечивают единый правовой статус для международных наблюдателей через национальное законодательство и практику его применения.
3.6.2. Международным наблюдателем является лицо, представляющее уставные органы СНГ – Исполнительный комитет СНГ, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, иные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ и предусмотренные международными правовыми документами СНГ (далее – орган (органы) СНГ), а также законодательные, исполнительные органы и избирательные комиссии государств – участников СНГ.
3.6.3. Международным наблюдателем может быть только лицо, обладающее достаточными знаниями избирательного права и избирательного процесса, порядка проведения референдумов, необходимым опытом участия в международном наблюдении за выборами, референдумами, прошедшее специальную подготовку в миссии международных наблюдателей для участия в осуществлении международного наблюдения в государстве, проводящем выборы, референдум. Международный наблюдатель не может быть гражданином государства, проводящего выборы, референдум, если иное не предусмотрено национальными законами о выборах и референдумах.
3.6.4. Международный наблюдатель приобретает право на осуществление наблюдения за выборами (референдумом) в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством о выборах и референдумах, международными правовыми документами и международными обязательствами государства – участника СНГ, в котором проводятся выборы (референдум).
3.6.5. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство, в котором проводятся выборы (референдум), в порядке, установленном национальным законодательством. Разрешение на въезд в государство требуется только в случае существования визового режима пересечения государственной границы.
3.6.6. Международный наблюдатель на территории государства проведения выборов (референдума) находится под покровительством принимающего государства. Это означает, что принимающее государство предпринимает все предусмотренные национальным законодательством меры по защите прав международных наблюдателей, а также необходимые меры в отношении тех лиц, которые нарушают права международных наблюдателей, вплоть до привлечения их к ответственности в соответствии с национальным законодательством.
3.6.7. Деятельность международных наблюдателей осуществляется на началах открытости и гласности. Миссии международных наблюдателей должны быть готовы к раскрытию информации об источниках их финансирования, в том числе в ходе контактов с участниками избирательного процесса, референдума, представителями средств массовой информации.
3.6.8. Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом выборов (референдума), вмешиваться в избирательный процесс (процесс референдума), проводить в день голосования опросы избирателей о том, как они намерены проголосовать или уже проголосовали, принимать участие в процедурах голосования и подсчета голосов избирателей (участников референдума), установления итогов голосования, определения результатов выборов (референдума).
3.6.9. Национальными законами может быть предусмотрено, что международный наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии (комиссии референдума) либо осуществлению гражданином своего избирательного права (права на участие в референдуме), а также нарушить свободу и тайну голосования. Соответствующее решение может приниматься участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия обязана сообщить об этом факте в центральную избирательную комиссию, а последняя в свою очередь – в орган, направивший международного наблюдателя.
3.6.10. Национальным законодательством может быть предусмотрена возможность лишения аккредитации тех международных наблюдателей, которые нарушают конституцию и национальные законы, иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе воспрепятствуют деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, выдвигают незаконные требования о непризнании итогов голосования, результатов выборов (референдума), распространяют заведомо ложную информацию, связанную с подготовкой и проведением выборов (референдума).
3.6.11. В случае нарушения международным наблюдателем конституции, национальных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе воспрепятствования деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, выдвижения незаконных требований о непризнании итогов голосования, результатов выборов (референдума), распространения заведомо ложной информации, связанной с подготовкой и проведением выборов (референдума), центральная избирательная комиссия в соответствии с конституцией и национальными законами вправе аннулировать аккредитацию международного наблюдателя.
<…>
Модельный закон «Об основах общественного контроля»
(от 27 марта 2017 года)6
<…>
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле
1. Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
2. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влекут ответственность, установленную законами и иными нормативными правовыми актами.
3. Нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля настоящего Закона, в том числе размещение в Интернете искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля, влечет ответственность, установленную законами и иными нормативными правовыми актами.
4. Невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия, их должностными лицами обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, влечет ответственность, установленную законами и иными нормативными правовыми актами.
<…>
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Фернанду Аддада обвинял своего соперника ультраправого кандидата на должность Президента Бразилии Жаира Болсонару в манипуляции общественным мнением, утверждая, что частные компании финансируют массовую рассылку информации, направленную на дискредитацию его политических соперников, в том числе, его, Фернанду Алдада (в соответствии с законодательством финансирование предвыборной агитации частным бизнесом запрещено).
[2] В связи с якобы имевшим место вмешательством Российской Федерации в президентские выборы, проводимые 8 ноября 2016 года, и использованием для этих целей платформ таких социальных сетей, как Facebook и Google.
При этом указанные социальные сети, как это отмечалось на сенатских слушаниях в декабре
2017 года, сохраняли регистрационный контроль за инициаторами размещения «фейковой» информации и пользователями (потребителями) такой информации.
В последнее время (2019 год) Facebook в ряде стран (например, в Индии (в отношении основной оппозиционной партии Индийский национальный конгресс в преддверии начинающегося с 11 апреля 2019 года голосования избирателей на парламентских выборах), Иране, Российской Федерации, Филиппинах) предпринял меры по удалению аккаунтов, содержащих «фейковую» информацию, в том числе недостоверную электоральную информацию.
[3] Такие или аналогичные меры предприняты уже в 24 штатах.
[4] После вынесения Конституционным Советом Франции 4 мая 2018 года своего заключения по проекту указанного Закона французские законодатели видоизменили определение понятия «фейковая» информация, заменив его понятием «манипулятивная информация» с тем, чтобы под определение «фейковой» информации не подпадала сатирическая информация.
Затем ряд оппозиционных политических сил в Сенате – верхней палате парламента обжаловали указанный Закон сразу же после его принятия в ноябре 2018 года (на основании нарушения им якобы принципа пропорционального правосудия) в Конституционный совет Франции, который, однако, в декабре 2018 года отклонил жалобу; спустя трое суток после того, как Конституционный Совет Франции подтвердил конституционность положений принятого Закона, он в полном объеме вступил в силу.
[5] Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) приняты Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ
[6] Модельный закон «Об основах общественного контроля» принят Межпарламентской Ассамблей государств - участников СНГ.