Недействительные избирательные бюллетени на президентских выборах в государствах Африканского континента

Недействительные избирательные бюллетени на президентских выборах в государствах Африканского континента

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

20 августа, 2024

1. В 55 государствах Африканского континента1, включая самопровозглашенное государство Сомалиленд институт президентства предусмотрен в национальных конституциях и законодательстве 52 государств Африканского континента, (например, Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Джибути, Египет2, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Конго, Демократическая Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сенегал, Сомали, Сомалиленд, Союз Коморских островов, Судан, Южный Судан3, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, ЮАР).

При этом в 51 государстве (из 52) институт президентства является единоличным, тогда как в Ливии – коллективным4.

В трех государствах Африканского континента главой государства является монарх (например, Лесото, Марокко, Эсватини (бывший Свазиленд).

При этом в 23 государствах Африканского континента президент является главой государства (например, Буркина-Фасо, Гвинея, Гвинея-Биссау, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Демократическая Республика Конго, Конго, Кот-д’Ивуар, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея), в 23 государствах – главой государства и правительства (или исполнительной власти) (например, Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Джибути, Египет, Замбия, Кения, Либерия, Малави, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомалиленд, Союз Коморских островов, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, ЮАР).

В целом, в 44 государствах (из 52) глава государства избирается на всеобщих и прямых президентских выборах (например, Алжир, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Демократическая Республика Конго, Конго, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сенегал, Сомалиленд, Союз Коморских островов, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея); еще в 2 государствах – в результате проведения парламентских выборов, когда в соответствии с законодательством первый номер списка кандидатов победившей политической партии, политической коалиции становится президентом страны (например, Ангола), хотя, затем, после парламентских выборов в парламенте может проводиться голосование по кандидатуре (кандидатурам) на должность главы государства (например, ЮАР).

Кроме того, в 5 государствах (из 52, где имеется институт президентства) президент избирается на косвенных выборах (например, Ливия, Маврикий, Сомали, Эритрея (последние президентские выборы были проведены в 1997 году), Эфиопия).

При этом после образования в 2011 году независимого Южного Судана всеобщие и прямые президентские выборы пока не проводились; действующий Президент Южного Судана, ранее избранный на должность Вице-президента Судана (в рамках единого государства, в котором Южный Судан пользовался правами автономии), стал по должности главой нового независимого государства – Президентом Южного Судана.

В 45 государствах Африканского континента, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, глава государства избирается с использованием, как правило:

  • мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (получения не менее 50% действительных голосов избирателей в первом туре голосования) и относительного большинства (получения больше действительных голосов избирателей, чем другой кандидат) во втором туре голосования) – в 33 государствах (например, Алжир, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Джибути, Египет, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Демократическая Республика Конго, Конго, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сенегал, Сомалиленд, Союз Коморских Островов, Танзания, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад), либо
  • модифицированных вариантов мажоритарной избирательной системы – в 3 государствах (например, Кения, Нигер, Сьерра-Леоне)5, либо
  • мажоритарной избирательной системы относительного большинства (в один тур голосования) – в 8 государствах (например, Габон, Гамбия, Замбия, Малави, Руанда, Сомалиленд, Северный Судан, Того, Экваториальная Гвинея), либо
  • парламентской пропорциональной части избирательной системы – в 2 государствах (например, Ангола, ЮАР).

Так, в Анголе в соответствии с новой Конституцией 2010 года и законодательством при проведении парламентских выборов победа списка кандидатов политической партии, политической коалиции автоматически приводит к занятию лидером данного списка кандидатов должности Президента Анголы.

В ЮАР в соответствии со статьей 86 Конституции и законодательством, если по итогам парламентских выборов политическая партия получает большинство депутатских мандатов, то лидер политической партии становится Президентом ЮАР; при этом в любом случае нижняя палата -парламента ЮАР нового созыва на первой сессии после проведения парламентских выборов, а также в случае образования вакансии, избирает на должность Президента ЮАР лицо из числа депутатов парламента.

В 44 государствах Африканского континента голосование избирателей является правом (например, Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Сенегал, Союз Коморских Островов, Северный Судан, Сомалиленд, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, ЮАР), в двух государствах – обязанностью избирателей (например, Демократическая Республика Конго, Габон).

При этом в Египте до 2018 года участие в голосовании на президентских выборах являлось обязанностью избирателя, затем – правом избирателя.

Законодательство ряда государств Африканского континента, предусматривающее голосование избирателей с помощью стационарных и мобильных (переносных) ящиков для голосования, в ряде случаев не предусматривает процедуру проверки соотношения числа заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать с помощью переносного ящика для голосования, и числа избирательных бюллетеней (или специальных электоральных конвертов), находящихся в указанных ящиках для голосования, что не позволяет установить факт возможного вброса избирательных бюллетеней (специальных электоральных конвертов) в переносные ящики для голосования, и на этой основе установить действительное волеизъявление избирателей (например, Кения).

В отдельных государствах законодательно закреплено положение о том, что в случае если избирательный бюллетень опущен избирателем не в тот ящик для голосования (например, избирательный бюллетень, предназначенный для голосования на выборах в нижнюю палату парламента, опущен избирателем в ящик для голосования, предназначенный для выборов членов верхней палаты, либо иной ящик для голосования на иных выборах), он признается недействительным.

В электоральной практике некоторых государств Африканского континента при проведении соответствующих выборов в судебном порядке было признано недействительными значительное число избирательных бюллетеней (например, Мали).

Так, в Мали в 2002 году при проведении президентских выборов Конституционном судом Мали были признаны недействительными при проведении первого тура голосования 25% избирательных бюллетеней, второго тура голосования – 15%.

Кроме того, около 5% избирательных бюллетеней также были признаны недействительными в соответствии с тем, что они не были заполнены избирателями, и были опущены чистыми в ящики для голосования.

Таким образом, в соответствии с решением Конституционного суда Мали и положениями законодательства почти 30% избирательных бюлл5етеней избирателей, проголосовавших в первом туре голосования на указанных президентских выборах, были признаны недействительными.

Законодательство государств Африканского континента предусматривает, что подсчет голосов избирателей проводится, как правило, участковыми избирательными органами, и копии протокола об итогах голосования предоставляются лицам, уполномоченным присутствовать при проведении подсчета голосов избирателей (например, Ангола, Гана).

В некоторых государствах подсчет голосов избирателей проводится в участковых избирательных органах и, затем, в частности, в национальном счетном центре (например, Малави), либо изначально в специальных счетных центрах (например, Намибия (2004 год).

В государствах Африканского континента складываются различные модели динамического развития института недействительных избирательных бюллетеней, в том числе в рамках той или иной избирательной системы, тех или иных избирательных процедур, электоральной культуры избирателей (см. Приложение).

В законодательстве о президентских выборах государств Африканского континента закрепляются, как правило, основания признания избирательных бюллетеней недействительными.

В некоторых государствах недействительные избирательные бюллетени подразделяются на незаполненные и собственно недействительные, т.е. заполненные избирателями с нарушением требований законодательства или решений центральных электоральных (избирательных) органов.

Основания для признания избирательных бюллетеней недействительными, предусмотренные законодательством, являются разнообразными, учитывающими, в частности, применяемую избирательную систему, способы голосования избирателей, электоральные традиции и т.д.

Среди них, в частности, отсутствие на избирательном бюллетене штампа (печати) и (или) подписей членов участкового избирательного органа; простановка избирателем напротив сведений о соответствующем участнике парламентских выборов знака, не предусмотренного законодательством.

Законодательство ряда государств предусматривает при заполнении избирателем избирательного бюллетеня проставление избирателем в соответствующей строке напротив сведений о соответствующем участнике парламентских выборов только указанного в законодательстве знака, либо одного из знаков, прямо указанных либо вариативно предусмотренных законодательством.

Законодательство отдельных государств нечетко регулирует вопросы признания избирательных бюллетеней недействительными, оставляя решение указанного вопроса на усмотрение соответствующих государственных и электоральных органов, организующих проведение выборов (например, Малави).

В ряде государств законодательство закрепляет пакет оснований (критериев), при наличии которых избирательный бюллетень признается недействительным.

Законодательство предусматривает, что недействительные избирательные бюллетени, как правило, подсчитываются и заносятся отдельной строкой в соответствующие протоколы об итогах голосования и о результатах парламентских выборов.

Как показывает электоральная практика удельный вес недействительных бюллетеней в государствах Африканского континента, применяющих при проведении президентских выборов те или иные избирательные системы либо избирательные технологии, различен.

В ряде государств, имеющих ряд особенностей в организации парламентского избирательного процесса и голосования избирателей, это сказывается на удельном весе недействительных избирательных бюллетеней.

В современной электоральной истории президентских выборов на Африканском континенте (1991 – 2024 годы) один из самых высоких показателей признания избирательных бюллетеней недействительными был в Мали – 28.5% (1997 год), за которым следует Того – 27.93% (2020 год), Сан-Томе и Принсипи – 14.3% (1991 год), Алжир – 12.86% (2019 год), Кот-д’Ивуар – 12.4% (2000 год), Ботсвана – 10.18% (2001 год), Бенин – 10.12% (2001 год), Мозамбик – 9.99% (2009 год), Гинея-Биссау – 9.03% (2014 год).

При этом одними из самых низких показателей признания избирательных бюллетеней недействительными в современной электоральной истории президентских выборов на Африканском континенте (1991 – 2023 годы) были в Гамбии – 0.0% (2021 год), Конго – 0.0% (2016 год), Нигерии – 0.0% (фактически. 13 недействительных избирательных бюллетеней) (2023 год), за которыми следуют, в частности, Центральноафриканская Республика – 0.07% (2020 год), Буркина-Фасо – 0.1% (1998 год), Руанда – 0.14% (2024 год), Демократическая Республика Конго – 0.15% (2023 год), Тунис – 0.16% (2009 год), Экваториальная Гвинея – 0.26% (2002 год), Сьерра-Леоне – 0.39% (2023 год).

В целом, в первую десятку государств Африканского континента с наибольшим удельным весом недействительных избирательных бюллетеней (на последних президентских выборах) входят такие государства, как: Того – 27.93% (2020 год), Алжир – 12.89% (2019 год), Союз Коморских островов – 8.74% (2024 год), Центральноафриканская Республика – 8.49% (2020 год), Судан – 8.31% (2015 год), Мавритания – 7.95% (2024 год), Мозамбик – 7.45%, Египет – 7.27% (2018 год), Мадагаскар – 7.21%, Мали – 6.56% (2018 год).

В первую «десятку» государств указанного континента с наименьшим удельным весом недействительных избирательных бюллетеней (на последних президентских выборах) входят такие государства, как: Гамбия – 0.0% (2021 год), Намибия – 0.0% (2019 год), Нигерия – фактически 0.0% (2023 год), Руанда – 0.14% (2024 год), Демократическая Республика Конго – 0.15% (2023 год), Египет – 0.26% (2023 год), Экваториальная Гвинея – 0.3% (2022 год), Чад – 038% (2024 год), Сьерра-Леоне – 0.39% (2023 год), Сенегал – 0.76% (2024 год).

В целом, как показывает практика, при проведении последних президентских выборов одним из отличительных признаков стало снижение в 23 государствах Африканского континента числа недействительных избирательных бюллетеней от 0.01% (например, Гамбия) до 10.35% (например, Кот-д’Ивуар), при этом в 22 государствах, наоборот, число недействительных избирательных бюллетеней возросло от 0.09% (например, Кения) до 8.56% (например, Алжир).

2. В рамках страноведческих моделей в Алжире в соответствии с законодательством о выборах Президента Алжира участие в голосовании является правом избирателя, а не обязанностью.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является значительным и динамично растущим: так, при проведении президентских выборов в 1995 году оно составляло 3.3%. в 2004 году – 3.1%, в 2009 году – 6.02%, в 2019 году – 12.86% (досрочные президентские выборы проводятся 7 сентября 2024 года).

Таким образом, за последние годы (с 1995 года), в целом, наблюдается рост на 9.56% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Алжира самым высоким данный показатель был в 2019 году – 12.86%, самым низким – в 2004 году – 3.1%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос в 4 раза.

В Анголе в соответствии с прежним законодательством Президент Анголы избирался на всеобщих и прямых президентских выборах.

Так, в 1992 году при проведении всеобщих и прямых президентских выборов 10.46% избирательных бюллетеней было признано недействительными.

Затем, в соответствии с обновленным законодательством при проведении парламентских выборов каждая политическая партия выдвигает кандидата на должность Президента Анголы, который включен в список кандидатов политической партии на парламентских выборах под первым номером; при этом первый номер списка кандидатов победившей политической партии, политической коалиции становится главой государства – Президентом Анголы.

В избирательном бюллетене кандидат под первым номером в списке кандидатов политической партии на парламентских выборах должен быть ясно и четко выделен из общего списка кандидатов политической партии в качестве кандидата на должность главы государства.

При голосовании избирателей за список кандидатов политической партии голос избирателя засчитывается за указанный список и, одновременно, за кандидата под первым номером в указанном списке кандидатов.

Кандидат по первым номером списка кандидатов политической партии, получивший наибольшее число голосов избирателей, по отношению к другим кандидатам по первым номеров в списках кандидатов других политических партий, признается избранным на должность Президента Анголы (конституционный срок полномочий главы государства соответствует конституционному сроку полномочий парламента, при этом в соответствии с положениями Конституции Анголы 2010 года одно и то же лицо может замещать должность Президента Анголы не более двух сроков).

На этой основе – в связи переходом к избранию Президента Анголы на основе результатов парламентских выборов, когда первый номер списка кандидатов победившей политической партии, политической коалиции становится главой государства – Президентом Анголы, – число недействительных избирательных бюллетеней является в настоящее время относительно невысоким, хотя и постоянно снижающимся: так, в 2012 году оно равнялось 6.02%, в 2017 году – 3.88%, в 2022 году – 2.82%.

При этом в протоколе об итогах голосования и результатах парламентских выборов имеются самостоятельные строки о числе недействительных избирательных бюллетеней, а также о числе незаполненных избирательных бюллетеней.

Так, при проведении 24 августа 2022 года парламентских выборов среди 2.82% недействительных и незаполненных избирательных бюллетеней было 1.15% недействительных избирательных бюллетеней и 1.67% незаполненных избирательных бюллетеней.

Таким образом, за последние годы (с 2012 года), в целом, наблюдается снижение на 3.2% числа недействительных избирательных бюллетеней и незаполненных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Анголы самым высоким данный показатель был в 2012 году – 6.02%, самым низким – в 2022 году – 2.82%, т.е. удельный вес недействительных и незаполненных избирательных бюллетеней сократился почти в 2 раза.

В Бенине в соответствии с законодательством о выборах Президента Бенина участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является весомым, хотя и постоянно снижающимся: так, в 2001 году оно равнялось 10.18%, в 2006 году – 2.55%, в 2011 году – 4.48%, в 2016 году – 1.01%, в 2021 году – 5.52%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается снижение на 4.66% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Бенина самым высоким данный показатель был в 2001 году – 10.12%, самым низким – в 1991 году – 0.8%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 12 раз.

В Ботсване в соответствии с законодательством о выборах Президента Ботсваны участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким, хотя и постоянно снижающимся: так, в 2001 году оно равнялось 10.18%, в 2006 году – 2.55%, в 2011 году – 4.48%, в 2016 году – 1.01%, в 2021 году – 5.52%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается снижение на 4.66% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Ботсваны самым высоким данный показатель был в 2001 году – 10.18%, самым низким – в 2016 году – 1.01%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 100 раз.

В Буркина-Фасо (Республика Буркина-Фасо) в соответствии с законодательством о выборах Президента Буркина-Фасо участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким, хотя и снижающимся: так, в 2005 году оно равнялось 8%, в 2010 году – 4.45%, в 2015 году – 5.78%, в 2020 году – 4.46%.

Таким образом, за последние годы (с 2005 года), в целом, наблюдается снижение на 4.24% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Буркина-Фасо самым высоким данный показатель был в 2005 году – 8.7%, самым низким – в 1998 году – 0.1%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 87 раз.

В Бурунди в соответствии с законодательством о выборах Президента Бурунди участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким и волнообразно растущим: так, в 1993 году оно равнялось 1.4%, в 2010 году – 1.07%, в 2015 году – 6.09%, в 2020 году – 3.82%.

Таким образом, за последние годы (с 1993 года), в целом, наблюдается рост на 2.42% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Бурунди самым высоким данный показатель был в 2015 году – 6.09%, самым низким – в 2010 году – 1.07%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 6 раз.

В Габоне в соответствии с законодательством о выборах Президента Габона участие в голосовании является обязанностью избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и динамично волнообразно снижающимся: так, в 1998 году оно равнялось 1.3%, в 2005 году – 4.88%, в 2009 году – 1.4%, в 2016 году – 4.4%, в 2023 году – 4.66%6.

Таким образом, за последние годы (с 1998 года), в целом, наблюдается рост на 3.1% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Габона самым высоким данный показатель был в 2005 году – 4.88%, самым низким – в 1986 году – 0.04%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 124 раза.

В Гамбии в соответствии с законодательством о выборах Президента Гамбии участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является предельно низким; при этом при проведении отдельных президентских выборов все избирательные бюллетени были признаны действительными.

Так, в 1996 году недействительными было признано 0.01% избирательных бюллетеней, в 2001 году и в 2006 году все избирательные бюллетени были признаны действительными, в 2011 году только 0.02% избирательных бюллетеней были признаны недействительными, в 2016 году – 0.03%, в 2021 году в очередной раз все избирательные бюллетени были признаны действительными (при этом в голосовании приняло участие 89.34% избирателей).

Таким образом, за последние годы (с 1996 года), в целом, наблюдается абсолютное снижение на 0.01% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Гамбии самым высоким данный показатель был в 1996 году – 0.01%, самым низким – нулевым – в 2001 году, в 2006 году, а также в 2021 году, что является электоральным рекордом на Африканском континенте.

В Гане в соответствии с законодательством о выборах Президента Габона участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким: так, в 2000 году оно равнялось 1.6%, в 2004 году – 2.1%, в 2008 году – 2.4%, в 2012 году – 2.2%, в 2016 году – 1.54%, в 2020 году – 2.33%.

Таким образом, за последние годы (с 2000 года), в целом, наблюдается рост на 0.73% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Ганы самым высоким данный показатель был в 2008 году – 2.4%, самым низким – в 1996 году – 1.5%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 2 раза.

В Гвинее в соответствии с законодательством о выборах Президента Гвинеи участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким и волнообразным: так, в 1993 году оно равнялось 6.9%, в 2003 году – 1.5%, в 2010 году – 3.09%, в 2015 году – 4.35%, в 2020 году – 3.94%.

Таким образом, за последние годы (с 1993 года), в целом, наблюдается снижение на 2.06% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Гвинеи самым высоким данный показатель был в 1993 году – 6.9%, самым низким – в 2003 году – 1.5%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 4 раза.

В Гвинее-Биссау в соответствии с законодательством о выборах Президента Гвинеи-Биссау участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является относительно невысоким и волнообразным: так, в 1994 году оно равнялось 2.1%, в 1999 году – 3.5%, в 2005 году – 2.5%, в 2009 году – 2.35%, в 2014 году – 9.03%, в 2019 году – 1.96% (очередные президентские выборы должны состояться в ноябре-декабре 2024 года).

Таким образом, за последние годы (с 1994 года), в целом, наблюдается снижение на 0.14% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Гвинеи-Биссау самым высоким данный показатель был в 2014 году – 9.03%, самым низким – в 2019 году – 1.96%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился более, чем в 4 раза.

В Джибути в соответствии с законодательством о выборах Президента Джибути участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким и волнообразным: так, в 1999 году оно равнялось 1.1%, в 2005 году – 3.15%, в 2016 году – 2.92%, в 2021 году – 3.19%.

Таким образом, за последние годы (с 1999 года), в целом, наблюдается рост на 2.09% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Джибути самым высоким данный показатель был в 2005 году – 5.7%, самым низким – в 1999 году – 1.1%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более чем в 5 раз.

В Египте в соответствии с законодательством о выборах Президента Египта участие в голосовании является правом избирателя (до 2018 года участие в голосовании являлось обязанностью избирателя, затем – правом).

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким и возрастающим: так, в 1999 году оно равнялось 1.27%, в 2005 году – 2.4%, в 2012 году – 3.19%, в 2014 году – 4.07%, в 2018 году – 7.27%, 2023 год – 1.01%.

Таким образом, за последние годы (с 1999 года), в целом, наблюдается существенный рост при резком снижении числа недействительных избирательных бюллетеней в рамках последнего цикла президентских выборов – на 0.26%.

При этом в современной электоральной истории Египта самым высоким данный показатель был в 2018 году – 7.27%, самым низким – в 2023 году – 1.01%, т.е. т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился в 7 раз.

В Замбии в соответствии с законодательством о выборах Президента Замбии участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким: так, в 2001 году оно равнялось 1.6%, в 2006 году – 1.6%, в 2008 году – 1.8%, в 2011 году – 1.43%, в 2015 году – 1.03%, в 2016 году – 2.27%, в 2021 году – 2.55%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается рост на 0.95% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Замбии самым высоким данный показатель был в 1996 году – 5.3%, самым низким – в 2015 году – 1.3%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 4 раза.

В Зимбабве в соответствии с законодательством о выборах Президента Зимбабве участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным, но волнообразным: так, если в 2002 году оно равнялось 1.6%, то в 2008 году – 5.23%, в 2013 году – 1.93%, в 2018 году – 1.49%, в 2023 году – 2.03%.

В целом, с 2002 наблюдается тенденция снижения удельного веса числа 0.43% недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Зимбабве самым высоким данный показатель был в 1990 году – 5.7%, самым низким – в 2002 году – 1.6%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 4 раза.

В Кабо-Верде в соответствии с законодательством о выборах Президента Замбии участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является относительно невысоким: так, в 2001 году оно равнялось 1.6%, в 2006 году – 1.6%, в 2008 году – 1.8%, в 2011 году – 1.43%, в 2015 году – 1.03%, в 2016 году – 2.27%, в 2021 году – 2.55%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается рост на 0.95% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Кабо-Верде самым высоким данный показатель был в 2021 году – 2.55%, самым низким – в 2015 году – 1.03%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 2 раза.

В Камеруне в соответствии с законодательством о выборах Президента Камеруна участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и динамично снижающимся: так, в 1997 году оно равнялось 2.24%, в 2004 году – уже 4.5%, в 2011 году – снизилось до 2.31%, в 2018 году – 1.47% (очередные президентские выборы должны состояться в 2025 году).

Таким образом, за последние годы (с 1997 года), в целом, наблюдается снижение на 0.95% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Камеруна самым высоким данный показатель был в 2004 году – 4.5%, самым низким – в 2018 году – 1.47%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился более, чем в 3 раза.

В Кении в соответствии с законодательством о выборах Президента Кении на участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по модифицированному варианту мажоритарной избирательной системы число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким: так, в 1997 году оно равнялось 0.7%, в 2002 году – 1.9%, в 2007 году –0.9%, в 2013 году – 0.88%, в 2017 году – 2.62%, в 2022 году – 0.79%.

Таким образом, за последние годы (с 1997 года), в целом, наблюдается незначительный рост на 0.09% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Кении самым высоким данный показатель был в 2017 году – 2.62%, самым низким – в 1997 году – 0.7%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 3 раза.

В Демократической Республике Конго в соответствии с законодательством о выборах Президента Демократической Республики Конго участие в голосовании является обязанностью избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким, но турбулентным: так, в 2006 году оно равнялось 2.16%, в 2011 году – 4.06%, в 2018 году –0.26%, в 2023 году – 0.15%.

Таким образом, за последние годы (с 2006 года), в целом, наблюдается резкое снижение на 2.01% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Демократической Республики Конго самым высоким данный показатель был в 2011 году – 4.06%, самым низким – в 1977 году – 0.01%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился более, чем в 400 раз.

В Конго в соответствии с законодательством о выборах Президента Конго участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким: так, в 2016 году все избирательные бюллетени были признаны действительными, в 2021 году 1.97% избирательных бюллетеней было признано недействительными (при проведении президентских выборов электоральная статистика о числе недействительных избирательных бюллетеней, как правило, не обнародуется).

В Кот-д’Ивуаре в соответствии с законодательством о выборах Президента Кот-д’Ивуара участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким, но волнообразным: так, в 2000 году оно равнялось 12.04%, в 2010 году – 2.12%, в 2015 году –6.03%, в 2020 году – 1.85%.

Таким образом, за последние годы (с 2000 года), в целом, наблюдается резкое снижение на 10.35% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Кот-д’Ивуара самым высоким данный показатель был в 2000 году – 12.4%, самым низким – в 2020 году – 1.85%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 7 раз.

В Либерии в соответствии с законодательством о выборах Президента Либерии участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким, и растущим: так, если в 2005 году оно равнялось 2.4%, в 2011 году – 3.54%, в 2017 году – уже 5.39%, то в 2023 году – 5.88% (первый тур голосования) и 1.58% второй тур голосования.

Таким образом, за последние годы (с 2005 года), в целом, наблюдается резкий рост на 3.48% числа недействительных избирательных бюллетеней (в первом туре голосования) и снижение на 0.82% – во втором туре голосования.

При этом в современной электоральной истории Либерии самым высоким данный показатель был в 2023 году – 5.88% (первый тур голосования), самым низким – в том же 2023 году – 0.82% (второй тур голосования), т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 2 раза (в первом туре голосования).

В Мавритании в соответствии с законодательством о выборах Президента Мавритании участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении выборов Президента Мавритании в соответствии с законодательством в протоколе об итогах голосования и результатах президентских выборов имеются самостоятельные строки о числе недействительных избирательных бюллетеней, а также о числе незаполненных избирательных бюллетеней.

Так, при проведении в 2023 году президентских выборов среди 7.95% недействительных и незаполненных избирательных бюллетеней было 5.01% недействительных избирательных бюллетеней и 2.94% незаполненных избирательных бюллетеней.

При проведении выборов Президента Мавритании по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней (недействительных и незаполненных) является относительно высоким, и волнообразным: так, если в 2003 году оно равнялось 2.3%, то в 2007 году – 7.5%, в 2009 году – 4.71%, то в 2014 году – 5.88%, в 2019 году – 3.96%, а в 2024 году – 7.95%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года), в целом, наблюдается рост на 5.65% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Мавритании самым высоким данный показатель был в 2024 году – 7.95%, самым низким – в 1992 году – 0.4%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 20 раз.

На Мадагаскаре в соответствии с законодательством о выборах Президента Мадагаскара участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким и относительно резко динамичным: так, если в 2001 году оно равнялось 1.6%, в 2006 году – 1.93%, то в 2013 году – уже 6.95%, в 2018 году – 7.21%, а в 2023 году – 5.28%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается резкий рост на 3.68% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Мадагаскара самым высоким данный показатель был в 2018 году – 7.21%, самым низким – в 2001 году – 1.6%, т.е. в указанных пределах удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 5 раз.

В Малави в соответствии с законодательством о выборах Президента Малави участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и снижающимся: так, если в 1994 году оно равнялось 2%, в 1999 году – 1.9%, в 2004 году – 2.6%, в 2009 году – 2.55%, то в 2014 году – уже 1.07%. в 2019 году – 1.46%, в 2020 году – 1.29%.

Таким образом, за последние годы (с 1994 года), в целом, наблюдается снижение на 0.71% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Малави самым высоким данный показатель был в 2004 году – 2.6%, самым низким – в 2014 году – 1.07%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился более, чем в 2 раза.

В Мали в соответствии с законодательством о выборах Президента Мали участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким и волнообразным: так, если в 1997 году оно равнялось 28.5% (один из самых высоких показателей в электоральной истории государств Африканского континента), в 2002 году – 2.8%, то в 2007 году – 9.2%, в 2013 году – 2.97%, то в 2018 году – 6.56% (президентские выборы отложены военной хунтой с 2022 года).

Таким образом, за последние годы (с 1997 года), в целом, наблюдается снижение на 21.46% числа недействительных избирательных бюллетеней, при этом с 2002 года наблюдается, наоборот, рост на 5.76% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Мали самым высоким данный показатель был в 1997 году – 28.5%, самым низким – в 2002 году – 2.8%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился более, чем в 10 раз.

В Мозамбике в соответствии с законодательством о выборах Президента Мозамбика участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким и волнообразным: так, если в 2004 году оно равнялось 5.3%, то в 2009 году – 9.99%, в 2014 году – 3.21%, в 2019 году – уже 7.45% (очередные президентские выборы должны состояться 9 октября 2024 года).

Таким образом, за последние годы (с 2004 года), в целом, наблюдается рост на 2.15% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Мозамбика самым высоким данный показатель был в 2009 году – 9.99%, самым низким – в 1999 году – 2.4%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 4 раза.

В Намибии в соответствии с законодательством о выборах Президента Намибии участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и снижающимся: так, если в 1994 году оно равнялось 2.4%, то в 1999 году – уже 1.2%, в 2004 году – 1.81%, в 2009 году – уже 1.53%, в 2014 году электоральная статистика не обнародовалась, в 2019 году все избирательные бюллетени были признаны действительными (очередные президентские выборы должны состояться 27 ноября 2024 года).

Таким образом, за последние годы (с 1994 года), в целом, наблюдается рост на 0.87% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Намибии самым высоким данный показатель был в 1994 году – 2.4%, самым низким – в 1999 году – 1.2%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился в 2 раза.

В Нигере в соответствии с законодательством о выборах Президента Нигера участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по модифицированному варианту мажоритарной избирательной системы число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким и волнообразным: так, если в 1999 году оно равнялось 2.35%, в 2004 году – 2.52%, то в 2011 году – уже 6.16%, в 2016 году – понизилось до 2.09%, в 2020 году – вновь возросло до 7.84%, в 2021 году оно составило 4.52%.

Таким образом, за последние годы (с 1999 года), в целом, наблюдается рост на 2.17% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Нигера самым высоким данный показатель был в 2011 году – 6.16%, самым низким – в 1993 году – 2.13%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 3 раза.

В Нигерии в соответствии с законодательством о выборах Президента Нигерии участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким и волнообразным: так, если в 2003 году оно равнялось 6.04%, в 2004 году официальная статистика не была обнародована, то в 2011 году – снизилось до 3.19%, в 2015 году – до 2.87%, в 2019 году – вновь возросло до 4.51%, в 2023 году оно составило всего 13 недействительных избирательных бюллетеней.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года), в целом, наблюдается снижение на 6% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Нигерии самым высоким данный показатель был в 2003 году – 6.04%, самым низким – в 2023 году – 13 недействительных избирательных бюллетеней.

В Руанде в соответствии с законодательством о выборах Президента Руанды участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и снижающимся: так, если в 2003 году оно равнялось 2.2%, то в 2010 году понизилось до 1.31%, в 2017 году – до 0.18%, а в 2024 году – до 0.14%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года), в целом, наблюдается снижение на 2.06% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Руанды самым высоким данный показатель был в 2003 году – 2.2%, самым низким – в 2024 году – 0.14%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 16 раз.

В Сан-Томе и Принсипи в соответствии с законодательством о выборах Президента Сан-Томе и Принсипи участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким, однако, постепенно растущим: так, если в 2001 году оно равнялось 1.5%, то в 2006 году уже 2.8%, в 2011 году – 3.19%, в 2016 году – 3.24%, в 2021 году – 2.9%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается рост на 1.4% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Сан-Томе и Принсипи самым высоким данный показатель был в 1991 году – 14.3%, самым низким – в 2001 году – 1.5%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 10 раз.

На Сейшельских Островах в соответствии с законодательством о выборах Президента Сейшельских Островов участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким, но волнообразным: так, если в 2001 году оно равнялось 1.8%, в 2006 году – 1.3%, то в 2011 году возросло до 2.72%, в 2015 году – снизилось до 1.66%, в 2020 году – возросло до 1.9%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается незначительный рост на 0.1% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Сейшельских Островов самым высоким данный показатель был в 2011 году – 2.72%, самым низким – в 1993 году – 1.2%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 2 раза.

В Сенегале в соответствии с законодательством о выборах Президента Сенегала участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким: так, в 2000 году оно равнялось 0.6%, в 2007 году – 1.4%, то в 2012 году – 0.48%, в 2019 году – 0.96%, в 2024 году – 0.76%.

Таким образом, за последние годы (с 2000 года), в целом, наблюдается незначительный рост на 0.16% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Сенегала самым высоким данный показатель был в 2007 году – 1.4%, самым низким – в 2000 году – 0.6%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 2 раза.

В Сомали в современной политической и электоральной истории всеобщие и прямые президентские выборы были проведены только один раз – в 1986 году; остальные 10 по счету президентские выборы – с 1960 года – были косвенными выборами.

Предпоследние косвенные президентские выборы были проведены 8 февраля 2017 года, при этом первоначально проведение выборов Президента Сомали планировалось на август 2016 года, и впервые (с 1986 года) указанные выборы должны были быть всеобщими и прямыми, однако, по соображениям безопасности проведение их несколько раз переносили и, в конечном счете, вместо всеобщих и прямых выборов были проведены косвенные президентские выборы.

В соответствии с нереализованным законодательством первые всеобщие и прямые президентские выборы должны были начинаться, как минимум, за 30 дней до окончания срока полномочий действующего главы государства; кандидаты на должность Президента Сомали должны были подать заявления на участие в указанных выборах непосредственно в бюро парламента в течение первых 10 дней указанного срока, и выборы должны были быть проведены в течение оставшихся 20 дней; конституционный срок полномочий Президента Сомали составлял бы четыре года.

В соответствии с законодательством последние косвенные президентские выборы были проведены 15 мая 2022 года, и проводились после всеобщих и прямых выборов депутатов Палаты народов – однопалатного парламента Сомали, которые проводились в период с 1 ноября 2021 года по 13 апреля 2022 года.

В косвенных президентских выборах принимали участие 38 кандидатов: при этом Хасан Шейх Махмуд, бывший Президент Сомали в период с 2009 по 2012 годы), набрал более 168 голосов депутатов парламента (из 275), и был признан избранным на должность главы государства.

В Сомалиленде, самопровозглашенном государстве (полуавтономном образовании) на севере Сомали, в мае 2021 года были проведены первые с 2005 года парламентские выборы; очередные всеобщие и прямые президентские выборы должны состояться в ноябре 2024 года7.

Первые всеобщие и прямые президентские выборы были проведены в 2003 году, затем, в 2010 году и в 2017 году (Президент Сомалиленда избирается сроком на семь лет).

В соответствии с законодательством о выборах Президента Сомалиленда участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, если в 2003 году оно равнялось 2.02%, то в 2017 году – 1.85%.

Таким образом, за последние годы (с 2003 года), в целом, наблюдается незначительное снижение на 0.17% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Сомалиленда самым высоким данный показатель был в 2002 году – 2.02%, самым низким – в 2017 году – 1.85%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 1.5 раза.

В Союзе Коморских Островов в соответствии с законодательством о выборах Президента Союза Коморских Островов участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким и волнообразным: так, если в 2002 году оно равнялось 3.8%, в 2002 году – 3.3%, в 2006 году – 3.8%, то в 2010 году возросло до 13.52%, затем, в 2016 году – снизилось до 5.82%, в 2020 году – до 4.47%, в 2024 году – число недействительных избирательных бюллетеней вновь возросло – до 8.74%.

Таким образом, за последние годы (с 2002 года), в целом, наблюдается рост на 4.94% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Союза Коморских Островов самым высоким данный показатель был в 2010 году – 13.52%, самым низким – в 1990 году – 1.4%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 10 раз.

В Сьерра-Леоне в соответствии с законодательством о выборах Президента Сьерра-Леоне участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным и резко снижающимся: так, если в 2007 году оно равнялось 7.3%, в 2012 году – 4.7%, в 2018 году – 5.21%, то в 2023 году снизилось до 0.39%.

Таким образом, за последние годы (с 2007 года), в целом, наблюдается резкое снижение на 6.91% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Сьерра-Леоне самым высоким данный показатель был в 2007 году – 7.3%, самым низким – в 2023 году – 0.39%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 20 раз.

В Танзании в соответствии с законодательством о выборах Президента Танзании участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным и резко снижающимся: так, если в 1995 году оно равнялось 4.9%, в 2000 году – 4.1%, в 2005 году – 4.3%, то в 2010 году снизилось до 2.64%, в 2015 году – до 2.58%, в 2020 году – до 1.73%.

Таким образом, за последние годы (с 1995 года), в целом, наблюдается резкое снижение на 3.23% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Танзании самым высоким данный показатель был в 1995 году – 4.9%, самым низким – в 2020 году – 1.73%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 3 раза.

В Того в соответствии с законодательством о выборах Президента Того участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является одним из самых высоких на Африканском континенте и растущим: так, если в 1998 году оно равнялось 1.8%, в 2005 году – 3.7%, в 2010 году – 3.74%, в 2015 году – 2.75%, то в 2020 году оно резко выросло в 10 раз и составило 27.93% (очередные президентские выборы должны состояться в 2025 году).

Таким образом, за последние годы (с 1998 года), в целом, наблюдается резкий рост на 26.13% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Того самым высоким данный показатель был в 2020 году – 27.93%, самым низким – в 1998 году – 1.8%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 15 раз.

В Тунисе в соответствии с законодательством о выборах Президента Туниса участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким, однако, постепенно растущим: так, если в 1999 году оно равнялось 0.6%, в 2004 году – 0.3%, в 2009 году – 0.16%, то в 2014 году оно выросло до 2.49%, а в 2019 году – до 2.66% (очередные президентские выборы должны состояться 6 октября 2024 года).

Таким образом, за последние годы (с 1999 года), в целом, наблюдается резкий рост на 2.06% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Туниса самым высоким данный показатель был в 2019 году – 2.66%, самым низким – в 2009 году – 0.16%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 17 раз.

В Уганде в соответствии с законодательством о выборах Президента Уганды участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является относительно невысоким, однако, колеблющимся: так, если в 2001 году оно равнялось 2.7%, то в 2006 году выросло до 4.1%, в 2011 году – до 4.05%, в 2016 году – до 4.9%, затем, в 2021 году, оно снизилось до 3.66%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдается резкий рост на 0.96% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Уганды самым высоким данный показатель был в 2016 году – 4.9%, самым низким – в 2001 году – 2.7%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос почти в 2 раза.

В Центральноафриканской Республике в соответствии с законодательством о выборах Президента Центральноафриканской Республики участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней является высоким и волнообразно растущим: так, если в 1993 году оно равнялось 1.92%, то в 1999 году выросло до 7.4%, в 2005 году опустилось до 6%, а в 2011 году – до рекордно низкого уровня в 0.07%, затем, в 2015 году, резко выросло до 7.36%, при проведении в 2016 году очередных выборов составило 3.89%, однако, в 2020 году возросло до 8.49% (очередные президентские выборы должны состояться в 2025 году).

Таким образом, за последние годы (с 1993 года), в целом, наблюдается резкий рост на 6.59% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Центральноафриканской Республики самым высоким данный показатель был в 2020 году – 8.49%, самым низким – в 2011 году – 0.07%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос более, чем в 120 раз.

В Чаде в соответствии с законодательством о выборах Президента Чада участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства число недействительных избирательных бюллетеней являлось высоким и растущим: так, если в 2001 году оно равнялось 2.8%, то в 2006 году выросло до 4.7%, а в 2016 году – уже до 6.71%.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года), в целом, наблюдался резкий рост – на 3.91% числа недействительных избирательных бюллетеней.

Однако, на последних президентских выборах, состоявшихся 6 мая 2024 года (через три года после государственного переворота), число недействительных избирательных бюллетеней было крайне незначительным – всего лишь 0.38% (при этом по сравнению с 2016 годом наблюдается резкое снижение – на 6.33% числа недействительных избирательных бюллетеней).

В современной электоральной истории Чада самым высоким данный показатель был в 2016 году – 6.71%, самым низким – в 2024 году – 0.38%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 18 раз.

В Экваториальной Гвинее в соответствии с законодательством о выборах Президента Экваториальной Гвинеи участие в голосовании является правом избирателя.

При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким, но динамичным и волнообразным: так, если в 2002 году оно равнялось 0.3%, в 2009 году – 0.43%, то в 2016 году оно выросло до 3.93%, а в 2022 году – снизилось до 0.3%.

Таким образом, за последние годы (с 2002 года), в целом, наблюдается незначительный рост на 0.04% числа недействительных избирательных бюллетеней.

При этом в современной электоральной истории Экваториальной Гвинеи высоким данный показатель был в 2016 году – 3.93%, самым низким – в 2002 году – 0.26%, т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней снизился почти в 18 раз.

В ЮАР в соответствии с законодательством Президент ЮАР, фактически, избирается на парламентских выборах, хотя затем проводиться процедура голосования депутатов парламента по выдвинутым кандидатурам на должность президента ЮАР: так, при проведении парламентских выборов лидер списка кандидатов политической партии, получивший наибольшее число депутатских мандатов, становится главой государства – Президентом ЮАР8.

Так, при проведении парламентских выборов, по результатам которых избирается и глава государства, число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: если в 2004 году оно равнялось 1.6%, в 2009 году – 1.34%, то в 2019 году – 1.33%, в 2024 году – 1.31% (по национальному избирательному округу).

Таким образом, за последние годы (с 2004 года) наблюдается снижение числа недействительных избирательных бюллетеней, а именно: на 0.29%.

При этом в современной электоральной истории ЮАР самым высоким данный показатель был в 2004 году – 1.6%, самым низким – в 2024 году – 0.29%.

Приложение

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ НА ВЫБОРАХ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

№ п/п

Государство

Вид выборов

Недействительные избирательные бюллетени на последних президентских выборах (%)

Рост / снижение недействительных избирательных бюллетеней (+ / - %, с 2000 года)

1

Алжир

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

12.86% (2019 год)

+ 8.56%

2

Ангола

глава государства избирается при проведении всеобщих и прямых парламентских выборов

2.82% (2022 год)

- 3.2%

3

Бенин

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

5.52% (2021 год)

- 4.66%

4

Ботсвана

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

 

 

5

Буркина-Фасо

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

4.46% (2020 год)

- 4.24%

6

Бурунди

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

3.82% (2020 год)

+ 2.42%

7

Габон

мажоритарная избирательная система относительного большинства

4.66% (2023 год)

в результате военного переворота 30 августа 2023 года результаты президентских выборов были аннулированы

+ 3.36%

8

Гамбия

мажоритарная избирательная система относительного большинства

0.00% (2020 год)

- 0.01%

9

Гана

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2.33% (2020 год)

+ 0.73%

10

Гвинея

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

3.94% (2020 год)

- 2.06%

11

Гвинея-Биссау

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.96% (2019 год)

- 0.14%

12

Джибути

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

3.19% (2021 год)

+ 2.09%

13

Египет

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.01% (2023 год)

- 0.26%

14

Замбия

мажоритарная избирательная система относительного большинства

2.55% (2021 год)

+ 0.95%

15

Зимбабве

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2.03% (2023 год)

+ 0.43%

16

Кабо Верде

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2.55% (2021 год)

+ 0.95%

17

Камерун

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.47% (2018 год)

- 0.95%

18

Кения

модифицированный вариант мажоритарной избирательной системы

0.79% (2022 год)

+ 0.09%

19

Демократическая Республика Конго

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

0.15% (2023 год)

- 2.01%

20

Конго

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.97% (2021 год)

+ 1.97%

21

Кот-д’Ивуар

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.85% (23020 год)

- 10.35%

22

Лесото

монархия

 

 

23

Либерия

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.58%% (2023 год)

- 0.82%

24

Ливия

косвенные выборы (проведение всеобщих и прямых выборов отложено)

 

 

25

Маврикий

косвенные выборы депутатами парламента

 

 

26

Мавритания

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

7.95% (2024 год)

+ 5.65%

27

Мадагаскар

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

5.28% (2023 год)

+ 3.68%

28

Малави

мажоритарная избирательная система относительного большинства

1.29% (2020 год)

- 0.71%

29

Мали

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

6.56% (2018 год)

+ 5.76%

30

Марокко

монархия

 

 

31

Мозамбик

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

7.45% (2019 год)

+ 2.15%

32

Намибия

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

0.0% (2019 год)

- 1.8%

33

Нигер

модифицированный вариант мажоритарной избирательной системы

4.52% (2021 год)

+ 2.17%

34

Нигерия

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

13 недействительных избирательных бюллетеней (2023 год)

- 6,04%

35

Руанда

мажоритарная избирательная система относительного большинства

0.14% (2024 год)

- 2.06%

36

Сан-Томе и Принсипи

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2.9% (2021 год)

+ 1.4%

37

Сейшельские острова

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.9% (2020 год)

+ 0.1%

38

Сенегал

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

0.76% (2024 год)

+ 0.16%

39

Сомали

косвенные выборы

 

 

40

Сомалиленд

мажоритарная избирательная система относительного большинства

1.85% (2017 год)

- 0.17%

41

Союз Коморских Островов

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

8.74% (2024 год)

+ 4.94%

42

Северный Судан

мажоритарная избирательная система относительного большинства

8.31% (2015 год)

 

43

Южный Судан

после разделения Судана на Северный Судан и Южный Судан в Южном Судане должна быть принята новая (постоянная) Конституции Южного Судана, которая урегулирует институт выборов главы государства

 

 

44

Сьерра-Леоне

модифицированный вариант мажоритарной избирательной системы

0.39% (2023 год)

- 6.91%

45

Танзания

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

1.73% (2020 год)

- 3.23%

46

Того

мажоритарная избирательная система относительного большинства

27.93% (2020 год)

+ 26.15%

47

Тунис

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2.66% (2019 год)

+ 2.06%

487

Уганда

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

3.66% (2021 год)

+ 0.96%

49

Центральноафриканская Республика

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

8.49% (2020 год)

+ 7.59%

50

Чад

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

0.38% (2024 год)

- 6.33%

51

Экваториальная Гвинея

мажоритарная избирательная система относительного большинства

 

0.3% (2022 год)

- 3.63%

52

Эритрея

косвенные выборы депутатами парламента, однако, с 1997 года выборы не проводятся

 

 

53

Эсватини

(бывший Свазиленд)

монархия

 

 

54

Эфиопия

косвенные выборы депутатами двухпалатного парламента

 

 

55

ЮАР

глава государства определяется при проведении всеобщих и прямых парламентских выборов по пропорциональной избирательной системе с последующим избранием на косвенных выборах депутатами парламента

1.31% (2024 год)

- 0.29%

 

ИТОГО:

 

 

рост (+) – 23

снижение (-) – 22

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В целом, к Африканскому континенту относятся 55 государств, а также 7 зависимых территорий (Канарские острова (Испания), остров Мадейра (Португалия), остров Майотта (Франция), Автономный город Мелилья (Испания), остров Реюньон (Франция), Сахарская Арабская Демократическая Республика, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья (Великобритания), Автономный город Сеута (Испания).

[2] В Египте должность Президента Египта учреждена 18 июня 1953 года, при этом 11 февраля 2011 года она была упразднена, а 30 июня 2012 года вновь восстановлена.

[3] После образования в 2011 году независимого Южного Судана всеобщие и прямые президентские выборы пока не проводились; действующий Президент Южного Судана, ранее избранный на должность Вице-президента Судана, по должности стал главой нового независимого государства Южный Судан.

[4] В Ливии в условиях гражданского военного конфликта предусмотрен коллективный президент (глава государства) в лице Президентского совета в составе 11 человек, который возглавляет Председатель, назначаемый Палатой представителей – парламентом Ливии.

[5] Так, в Кении президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, при этом не менее 25% действительных голосов избирателей должно быть подано за кандидатов в каждой из не менее чем половине провинций страны.

В Нигере при проведении президентских выборов используется модифицированная мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, в рамках которой для избрания на должность Президента Нигера кандидат должен получить большинство действительных голосов избирателей, при этом не менее 25% голосов избирателей в каждом из двух третей департаментов страны (в 24 из 36) (в Нигерии 7 регионов и 36 департаментов).

В Сьерра-Леоне президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства (при получении кандидатом на должность Президента Сьерра-Леоне в первом туре голосования не менее 55% действительных голосов избирателей и относительное большинство действительных голосов избирателей – во втором туре голосования).

[6] После проведения 26 августа 2023 года очередных президентских выборов, на которых победу одержал действующий Президент Габона Али Бонго Ондимба, переизбранный на третий срок подряд, военные совершили государственный переворот: 30 августа группа высокопоставленных офицеров габонской армии спустя несколько минут после того, как Избирательная комиссия Габона объявила официальнее результаты президентских выборов, на которых Али Бонго Ондимба получил 64.2% голосов избирателей, а его основной политический оппонент Альберт Ондо Осса – 31% объявила по государственному телеканалу "Gabon 24", что они захватили власть, аннулировали результаты президентских выборов, арестовали Президента Габона.

Семья (династия) Ондимба руководит Габоном с 1960 года, когда страна получила государственную независимость от Франции: отец действующего Президента Габона руководил страной в течение более чем 40 лет (с 1967 года до 2009 года), затем, его сын, Али Бонго Ондимба с 2009 года в течение двух семилетних президентских сроков возглавлял Габон.

Исполняющим обязанности Президента Габона назначен генерал Брис Олиги Нгема, который пообещал, что роспуск государственных институтов «носит временный характер и речь идет о том, чтобы реорганизовать их, чтобы сделать более демократичными».

Как известно, за последние три года (с 2020 года) в шести государствах Африки – Буркина Фасо, Гвинеи, Мали, Нигере, Судане, Чаде также произошли государственные перевороты, причем в Буркина Фасо и Мали – дважды.

В частности, в Нигере 26 июля 2023 года в результате государственного переворота был свергнут Президент Нигера Мохамед Базум.

[7] Сомалиленд откололся от Сомали в 1991 году в самом начале гражданской войны, продолжавшейся на территории Сомали в течение 30 лет, однако, не получил широкого международного признания в качестве независимого государства

С 2005 года по 2021 год парламентские выборы не проводились в связи с разногласиями между тремя основными политическими партиями по вопросу о законодательном регулировании порядка формирования избирательных комиссий, прежде всего Национальной избирательной комиссии Сомалиленда.

На состоявшихся парламентских выборах три основные политические партии выдвинули 246 кандидатов на 82 депутатских мандата в национальном парламенте (на один депутатский мандат приходилось 3 кандидата).

Для участия в голосовании было зарегистрировано более 1 млн. избирателей (из 4 млн.).

[8] Должность Президента ЮАР была учреждена 19 мая 1994 года.

Первый Президент ЮАР – Нельсон Мандела.

Президент ЮАР назначается Национальной ассамблеей – нижней палатой ЮАР на пятилетний срок; одно и то же лицо не может замещать должность главы государства более двух сроков.

С 1994 года все пять президентов ЮАР были представителями политической партии «Африканский национальный конгресс».

При проведении в 2024 году парламентских выборов правящая в течение 30 лет политическая партия «Африканский национальный конгресс» (лидер – действующий Президент ЮАР Сирил Рамафоса) победила, получив 40.2% голосов избирателей (159 депутатских мандатов), оппозиционная политическая партия «Демократический альянс» набрала 21.6%, политическая партия «Умконто ве сизве» («Копье удачи» с зулусского языка) (лидер – бывший Президент ЮАР Джейкоб Зума) – 14.6%, политическая партия «Борцы за экономическую свободу» – 9.4% голосов избирателей.

14 июня 2024 года по результатам голосования на косвенных выборах в Национальной ассамблее – нижней палате парламенте ЮАР Сирил Рамафоса был переизбран на новый – второй – пятилетний срок в качестве главы государства, набрав 283 (из 400) голоса депутатов нижней палаты; его соперник – Джулиус Малема, лидер политической партии «Борцы за экономическую свободу», получил 44 голоса: на этой основе Председатель Верховного суда ЮАР Раймонд Зондо объявил Сирила Рамафоса законно избранным Президентом ЮАР.

30 июня 2024 года при поддержке 11 парламентских политических партий было сформировано правительство национального единства.

Президент ЮАР назначает Вице-президента ЮАР, срок полномочий которого также составляет 5 лет.

Должность Вице-президента ЮАР учреждена 10 мая 1994 года.

В июне 2024 года Пол Машатиле вновь назначен на должность Вице-президента ЮАР, которую занимал с 7 марта 2023 года.

С 1994 года было назначено 9 вице-президентов ЮАР.