Неиспользованные избирательные бюллетени: зарубежный опыт
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
05 декабря, 2020
1.
При проведении парламентских и президентских выборов применяются различные виды голосования избирателей: голосование с использованием бумажных избирательных бюллетеней, электронное голосование с использованием технических средств подсчета голосов, Интернет-голосование, иные виды голосования1.
Так, в некоторых государствах в соответствии с законодательством избирательные бюллетени могут изготавливаться политическими партиями, принимающими участие выборах, и непосредственно выдаваться избирателям для последующего их участия в голосовании в помещении для голосования избирательного участка (например, Греция, Швеция).
В частности, в Греции в соответствии с законодательством о выборах избирательные бюллетени изготавливаются самостоятельно политическими партиями, политическими коалициями, независимыми кандидатами, принимающими участие в парламентских выборах и на уровне регионов передаются избирателям до дня голосования (как правило, на встречах кандидатов с избирателями); в этих условиях избиратели могут принести с собой в помещение участковой избирательной комиссии уже заполненные избирательные бюллетени и опустить их в стационарные ящики для голосования.
В Норвегии избирательные бюллетени находятся внутри каждой кабины для голосования; работникам избирательных комиссий поручено поддерживать приблизительно одинаковое количество избирательных бюллетеней в каждой кабине для голосования, чтобы снизить вероятность непреднамеренного влияния на избирателя и его выбор.
В отдельных государствах избиратель может самостоятельно сформировать содержание избирательного бюллетеня: включить в него кандидатов из различных список кандидатов, баллотирующихся в его избирательном округе (например, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция2).
Кроме того, в Лихтенштейне в каждом избирательном округе (Оберланд и Унтерланд) каждая группа избирателей, выдвинувшая кандидатов в депутаты (список кандидатов), имеет отдельный избирательный бюллетень.
В ФРГ при проведении в 2017 году выборов в Бундестаг по мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы для каждого из 299 одномандатных избирательных округов были изготовлены самостоятельные избирательные бюллетени.
В некоторых государствах законодательство предусматривает изготовление основных и так называемых запасных избирательных бюллетеней (например, Сербия).
Так, при проведении 21 июня 2020 года парламентских выборов тираж основных избирательных бюллетеней составил 6.583.665 штук, при этом было также изготовлен тираж запасных избирательных бюллетеней в количестве 32.919 штук.
Количество основных избирательных бюллетеней (6.583.665) соответствовало числу зарегистрированных избирателей, включенных в списки избирателей: указанные сведения были утверждены Министерством государственного управления и местного самоуправления Сербии.
Законодательство ряда государств – в рамках календарного периода установления итогов голосования и определения результатов выборов – предусматривает, в частности, обязательный подсчет неиспользованных бумажных избирательных бюллетеней, включение сведений об их количестве в протокол соответствующего электорального органа об итогах голосования и результатах выборов.
Как правило, такое законодательное предписание предусмотрено в тех государствах, в которых избирательные бюллетени являются документами строгой электоральной отчетности.
Так, указанные положения включены в законодательство таких государств, как, например, Азербайджан, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Багамские острова, Бангладеш, Беларусь, Болгария, Грузия, Индия, Италия, Казахстан, Камбоджа, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Оман, Палестина, Панама, Польша, Португалия, Сент-Винсент и Гренадины, США, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
Законодательство ряда государств предусматривает проведение подсчета избирательных бюллетеней не участковыми избирательными органами, а в специальных счетных центрах (например, Великобритания, Чехия, Япония3).
При этом в некоторых государствах законодательно закрепляются положения не только о подсчете, но и о порядке погашения (аннулирования) неиспользованных избирательных бюллетеней непосредственно перед подсчетом избирательных бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования.
Так, предусматривается проставление на неиспользованном избирательном бюллетене специального штампа («Погашено»): такой порядок закреплен, например, в Молдове.
В других государствах предусмотрено отрезание одного из углов неиспользованного избирательного бюллетеня (например, Грузия, Кыргызстан, Литва, Таджикистан, Украина, Эстония), либо законодательно установлено, что способ погашения неиспользованных избирательных бюллетеней определяется участковым избирательным органом (например, Беларусь).
Имеются и некоторые иные способы погашения недействительных избирательных бюллетеней после окончания подсчета голосов избирателей.
Так, в Панаме в соответствии с законодательством после подсчета голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени предъявляются участковой избирательной комиссией присутствующим лицам и затем сжигаются.
При проведении выборов и подсчете голосов избирателей объем (количество) неиспользованных избирательных бюллетеней сопряжен, как правило, с числом зарегистрированных избирателей, включенных в списки избирателей, явкой избирателей в день голосования, а также законодательными положениями об обязательном превышении, иногда до 50%, количества изготовленных избирательных бюллетеней по отношении к числу зарегистрированных избирателей.
Ряд государств законодательно предусматривают наличие в протоколе соответствующего электорального органа об итогах голосования и результатах выборов отдельной строки о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней (например, Азербайджан, Афганистан, Багамские острова, Бангладеш, Болгария, Камбоджа, Кыргызстан, Литва, Монголия, Оман, Палестина, Португалия, Сент-Винсент, Таджикистан).
Кроме того, в отдельных государствах законодательно предусмотрено, что в дополнение к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, содержащего строку о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней, составляется также отдельный акт о неиспользованных избирательных бюллетенях (например, Бангладеш, Кыргызстан).
В ряде государств законодательство предусматривает указание на проставление даты и времени составления протокола об итогах голосования (например, Палестина).
Законодательство ряда государств не предусматривает подсчета неиспользованных избирательных бюллетеней, наличие отдельной строки о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней в протоколах электоральных органов об итогах голосования и результатах выборов, при этом в ряде случаев могут составляться соответствующие акты (например, Великобритания, Испания, Канада, Франция, Швеция).
2.
В Азербайджане в соответствии с положениями статьи 100 Избирательного кодекса в протоколе участковой избирательной комиссии указываются, в частности, количество избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссии соответствующей окружной избирательной комиссией, количество неиспользованных избирательных бюллетеней.
До вскрытия ящиков для голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и аннулируются членами участковой избирательной комиссии под наблюдением находящихся в помещении для голосования наблюдателей.
Количество указанных избирательных бюллетеней объявляется и отмечается в протоколе об итогах голосования.
Об аннулировании неиспользованных избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующей окружной избирательной комиссии, составляется акт.
В Антигуа и Барбуда в соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются, о чем составляется акт.
Затем – в соответствии с установленным законодательством порядком подсчета голосов избирателей – участковая избирательная комиссия доставляет всю избирательную документацию, включая избирательные бюллетени, в счетный центр соответствующей окружной избирательной комиссии для проведения подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования.
В Афганистане при проведении выборов в соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и отдельно опечатываются.
В протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования имеется отдельная строка о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней.
На Багамских островах в Акте о парламентских выборах 1992 года в качестве приложения приведена форма протокола избирательного участка об итогах голосования, которая включает следующие реквизиты:
- название протокола об итогах голосования;
- наименование избирательного округа;
- номер избирательного участка;
- количество действительных голосов избирателей, поданных за кандидатов, включенных в избирательный бюллетень;
- количество действительных голосов избирателей, поданных против кандидатов, включенных в избирательный бюллетень;
- количество избирательных бюллетеней, полученных председателем избирательного участка из вышестоящего избирательного органа, а также количество неиспользованных, подсчитанных, признанных недействительными, испорченных избирательных бюллетеней.
Кроме того, в протоколе об итогах голосования содержатся суммирующие строки:
- о количестве избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования,
- о количестве избирательных бюллетеней, подсчитанных и признанных недействительными.
Помимо этих сведений указывается количество избирателей, включенных в список для голосования, а также удостоверительная надпись и подпись председателя избирательного участка о достоверности вышеуказанных сведений и дата составления протокола об итогах голосования.
Таким образом, в соответствии с законодательством число неиспользованных избирательных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
В Бангладеш при проведении выборов в соответствии с законодательством в протоколе об итогах голосования указывается цифрами и прописью, в частности, количество действительных избирательных бюллетеней, поданных за каждого кандидата, а также количество исключенных из подсчета избирательных бюллетеней.
В дополнение к протоколу об итогах голосования (в качестве самостоятельного избирательного документа) председатель участкового избирательного органа составляет отчет по установленной форме о количестве полученных им избирательных бюллетеней, избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования; так называемых заявительных избирательных бюллетеней; оспариваемых избирательных бюллетеней; неиспользованных избирательных бюллетеней; испорченных избирательных бюллетеней.
Таким образом, в дополнение к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, содержащего строку о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней, составляется также отдельный акт о неиспользованных избирательных бюллетенях.
При этом лица, присутствующие при подсчете избирательных бюллетеней, вправе (обратившись к руководителю участкового избирательного органа) получить заверенную копию протокола об итогах голосования, при этом они должны вручить ему расписку в получении указанной копии протокола.
Указанные лица также вправе поставить свои подписи и (или) печати на пакеты, в которые упакованы соответствующие виды избирательных документов (статья 36 Акта о народном представительстве от 1972 года).
В Беларуси в соответствии с положениями статьи 55 Избирательного кодекса при проведении президентских и парламентских выборов перед вскрытием ящиков для голосования подсчитывается и оглашается число неиспользованных избирательных бюллетеней, которые затем погашаются, складываются в пакеты, которые опечатываются.
При этом законодательно закреплено, что способ погашения неиспользованных избирательных бюллетеней определяется участковыми избирательными комиссиями.
На пакетах надписываются номер избирательного участка, число неиспользованных бюллетеней по выборам, референдуму. Пакеты подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии в присутствии членов указанной избирательной комиссии.
В Болгарии в соответствии с положениями статьи 270 Избирательного кодекса при проведении президентских и парламентских выборов все неиспользованные избирательные бюллетени должны быть подсчитаны пред вскрытием ящиков для голосования.
Неиспользованные избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются с использованием бумажной ленты, и должны быть удалены с места подсчета избирательных бюллетеней.
Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования содержит строку о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней.
В Грузии в соответствии с положениями статьи 67 Избирательного кодекса при проведении подсчета голосов избирателей у неиспользованных избирательных бюллетеней секретарем участковой избирательной комиссии срезается угол.
Неиспользованные избирательные бюллетени связываются в пакеты; на каждом пакете должно указываться наименование и номер избирательного участка, вид избирательных бюллетеней (т.е. неиспользованные избирательные бюллетени).
Указанные пакеты должны быть подписаны счетчиками (т.е. членами участковой избирательной комиссии, осуществлявшими подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней) и председателем участковой избирательной комиссии.
В Индии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и отдельно опечатываются.
В Италии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и отдельно упаковываются
Протокол участкового избирательного органа об итогах голосования по пропорциональной части избирательной системы содержит суммарную строку о количестве недействительных и неиспользованных избирательных бюллетеней.
В Казахстане в соответствии с законодательством при проведении подсчета голосов избирателей перед вскрытием урн для голосования все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются соответствующими избирательными комиссиями.
В Камбодже по окончании времени голосования в протокол участковой избирательной комиссии заносятся сведения о количестве проголосовавших избирателей и неиспользованных избирательных бюллетеней, и после этого участковая избирательная комиссия приступает к подсчету голосов избирателей.
В соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и отдельно опечатываются.
В протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования имеется отдельная строка о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней.
После окончания подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования его копия должна вывешиваться в помещении участкового избирательного органа для всеобщего ознакомления.
Составляются два экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования: один направляется в коммунальную избирательную комиссию, другой вывешивается в помещении избирательного участка для всеобщего обозрения.
Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования вправе подписать представители политических партий, а также наблюдатели.
Жалобы рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии перед отправкой протокола об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию.
В Кыргызстане в соответствии с законодательством при проведении подсчета голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии, ответственные за выдачу избирательных бюллетеней, пересчитывают оставшиеся неиспользованные избирательные бюллетени, погашают их путем надрезания правого нижнего угла (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, списков кандидатов) и сдают по ведомости председателю участковой избирательной комиссии, о чем составляется акт.
Таким же образом погашаются неиспользованные избирательные бюллетени, оставшиеся в сейфе участковой избирательной комиссии.
Все погашенные избирательные бюллетени подсчитываются и упаковываются в пакет, который скрепляется печатью участковой избирательной комиссии и подписями ее членов.
На пакете делается надпись «Погашенные избирательные бюллетени», указываются их количество и номер избирательного участка.
Число всех погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма чисел неиспользованных избирательных бюллетеней и избирательных бюллетеней, которые были возвращены избирателями как ошибочно заполненные (испорченные), оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму.
В Латвии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов при подсчете голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковыми избирательными комиссиями.
При этом законодательно закреплен порядок погашения неиспользованных избирательных бюллетеней: указанные избирательные бюллетени погашаются путем отрезания верхнего левого угла неиспользованного избирательного бюллетеня.
В Литве в соответствии с законодательством председатель участковой избирательной комиссии собирает отдельно у каждого члена участковой избирательной комиссии неиспользованные избирательные бюллетени, публично их подсчитывает, заносит их число в протокол подсчета голосов участковой избирательно комиссии.
При этом председатель участковой избирательной комиссии аннулирует неиспользованные избирательные бюллетени путем обрезания левого нижнего угла каждого такого избирательного бюллетеня, вкладывает указанные избирательные бюллетени в специально предназначенные для этого конверты, которые затем опечатываются.
В Молдове в соответствии с положениями статьи 61 Кодекса о выборах при проведении подсчета голосов избирателей перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковыми избирательными бюро посредством штампа «Погашено».
Затем указанные избирательные бюллетени перевязывают отдельно от других избирательных бюллетеней и опечатывают.
В Монголии в соответствии со статьей 99.5 Закона о выборах все избирательные бюллетени, включая незаполненные избирательные бюллетени (которые в других государствах признаются недействительными), сканируемые техническими средствами подсчета, признаются действительными.
При этом неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются вручную и отдельно опечатываются.
В протоколе участковой избирательной комиссии о ходе голосования имеется отдельная строка о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней.
В Омане при проведении выборов в соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и отдельно опечатываются.
В протоколе участковой избирательной комиссии о ходе голосования имеется отдельная строка о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней.
В соответствии с законодательством подсчет голосов избирателей производится в счетном центре соответствующей окружной избирательной комиссии.
В Палестине законодательно закреплена структура протоколов об итогах голосования и результатов выборов с учетом вида выборов.
Так, по результатам подсчета голосов избирателей составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования в четырех экземплярах.
В соответствии со статьей 87 Закона о выборах 2005 года протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования включает следующие общие строки:
- наименование и номер избирательного участка;
- сведения об уполномоченных представителях кандидатов, наблюдателях;
- число избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке;
- число избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;
- число избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
- число недействительных, в том числе неиспользованных избирательных бюллетеней;
- дата проведения подсчета и составления протокола.
При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и отдельно опечатываются.
В протоколе участковой избирательной комиссии о ходе голосования имеется отдельная подстрока о количестве неиспользованных избирательных бюллетеней.
В протоколе также проставляется дата и время его составления (подписания членами избирательного органа).
В Польше в соответствии с законодательством, в частности, статьями 64 и 71 Закона о выборах в Сейм, при проведении подсчета голосов избирателей участковые избирательные комиссии устанавливают число неиспользованных избирательных бюллетеней, упаковывают все указанные избирательные бюллетени в пакеты, которые опечатываются.
При этом в протокол участковой избирательной комиссии сведения о неиспользованных избирательных бюллетенях не включаются.
В Португалии в соответствии с законодательством при проведении выборов секретарем УИК составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в который заносятся, в частности:
- сведения о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования и подсчете голосов избирателей,
- решения, принятые УИК,
- число избирателей, включенных в список избирателей и принявших участие в голосовании,
- число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании,
- число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов политической партии, политической коалиции,
- число недействительных и незаполненных (погашенных) избирательных бюллетеней,
- число избирательных бюллетеней, о признании которых недействительными были поданы соответствующие жалобы.
Участковая избирательная комиссия принимает решение (протокол) об итогах голосования и размещает его в помещении комиссии для всеобщего ознакомления.
В течение 24 часов после завершения подсчета голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии обязан лично доставить всю избирательную документацию в областную счетную комиссию либо направить ее заказной почтой.
В Сент-Винсенте и Гренадинах в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов при подсчете голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются, упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Число неиспользованных избирательных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
В США при проведении выборов в отдельных штатах законодательно закреплена рекомендация, что количество отпечатанных избирательные бюллетеней должно на 10% превышать количество зарегистрированных и включенных в списки избирателей в соответствующем избирательном округе (например, Род-Айленд); в ряде других штатов такой рекомендованный «запас» должен составлять от 20% до 50%.
Кроме того, законодательно установлены календарные сроки хранения неиспользованных избирательных бюллетеней в помещениях местных электоральных органов (например, до двух лет).
В Таджикистане в соответствии с законодательством при проведении подсчета голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковыми избирательными комиссиями.
При этом законодательно закреплен порядок погашения неиспользованных избирательных бюллетеней: указанные избирательные бюллетени погашаются путем отрезания правого нижнего угла избирательного бюллетеня.
Число неиспользованных избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
В Туркменистане при проведении президентских и парламентских выборов в соответствии с законодательством при проведении подсчета голосов избирателей перед вскрытием ящиков для голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковыми избирательными комиссиями.
В Узбекистане в соответствии с положениями статьи 42 Избирательного кодекса при проведении подсчета голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковыми избирательными комиссиями.
В Украине в соответствии с положениями Избирательного кодекса при проведении подсчета голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковыми избирательными комиссиями.
При проведении в 2019 году очередных выборов депутатов Верховной Рады Украины неиспользованные избирательные бюллетени погашались путем обрезания правого нижнего угла указанных избирательных бюллетеней.
В Эстонии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов перед вскрытием ящиков для голосования подсчитываются и аннулируются неиспользованные избирательные бюллетени.
Погашение неиспользованных избирательных бюллетеней производится путем отрезания одного из углов указанных избирательных бюллетеней.
3.
В ряде государств подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней, в том числе участковыми избирательными органами, законодательством о выборах не предусмотрен (например, Норвегия, Финляндия, Швеция).
Так, в Швеции в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов преференциальное голосование избирателей основано на использовании следующих процедур при заполнении избирателем трех видов избирательных бюллетеней:
1) голосование за политическую партию и список ее кандидатов в целом, в этом случае избиратель вправе отметить только одного кандидата из списка кандидатов в избирательном бюллетене;
2) голосование за политическую партию в целом и избиратель вправе вписать любого кандидата в избирательный бюллетень;
3) незаполненный избирательный бюллетень, в который избиратель вправе вписать наименование политической партии и фамилию кандидата.
При проведении голосования избиратель получает в помещении для голосования избирательного участка (берет со стола, на котором размещены избирательные бюллетени) столько избирательных бюллетеней разных участников парламентских выборов, сколько он желает получить (взять).
Затем избиратель заходит в кабину для тайного голосования и вкладывает в конверт для голосования один из вышеуказанных трех избирательных бюллетеней, который содержит наименование политической партии или фамилию кандидата его выбора.
Остальные избирательные бюллетени избиратель опускает в корзину для мусора, которая находится в кабине для тайного голосования.
Конверт с вложенным в него избирательным бюллетенем избиратель опускает в ящик для голосования.
В рамках данного порядка голосования подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней не производится, подсчитываются только избирательные бюллетени, вложенные в конверт для голосования.
4.
В ряде государств законодательно закреплены «экстремальные» способы погашения избирательных бюллетеней, в том числе неиспользованных избирательных бюллетеней.
Так, в Испании в соответствии с законодательством при проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов после подсчета избирательных бюллетеней они подлежали уничтожению, за исключением тех избирательных участков, на которых доверителями оспариваются избирательные бюллетени или избирательные бюллетени были признаны недействительными.
Таким образом, проведение повторного подсчета голосов избирателей невозможно, за исключением тех избирательных участков, на которых имеются вышеуказанные избирательные бюллетени.
В Марокко после подсчета и составления протокола об итогах голосования избирательные бюллетени подлежат незамедлительному уничтожению путем сжигания.
В Панаме в соответствии с законодательством при проведении выборов после подсчета голосов избирателей неиспользованные избирательные бюллетени предъявляются участковой избирательной комиссией присутствующим лицам и затем сжигаются.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Так, в Бельгии голосование избирателей проводится с 8.00 до 14.00 часов – для избирательных участков, использующих бумажные избирательные бюллетени, и с 08:00 до 16:00 часов – для избирательных участков, использующих электронное голосование избирателей; до этого времени должны поступить и избирательные бюллетени избирателей, голосующих по почте.
В Омане при проведении электронного голосования избиратель на основании своего свободного волеизъявления прикасается на экране монитора к изображению кандидата, в отношении которого он сделал свой выбор; затем – после подтверждения своего первоначального выбора, получает распечатанный компьютерным способом избирательный бюллетень со своей отметкой в отношении выбранного кандидата и в сложенном пополам виде опускает в стационарный ящик для голосования.
Таким образом, способ опускания избирательного бюллетеня был изменен с тем, чтобы его было удобно складывать и он не раскрывался при опускании в стационарный ящик для голосования и, тем самым, не нарушалась тайна голосования избирателя.
В Канаде при подготовке к проведению 19 октября 2015 года парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, в частности, возможность использования в избирательном процессе (в процессе голосования в день голосования и подсчета голосов избирателей) фотокопий избирательных бюллетеней (в случае, если в связи с высокой явкой избирателей на избирательном участке закончились избирательные бюллетени, изготовленные типографским способом).
[2] В Швеции в соответствии с законодательством о выборах изготовление избирательных бюллетеней производится самими политическими партиями.
При этом политические партии, которые получили не менее 1% голосов избирателей на любых из двух прошлых парламентских выборов, имеют право на изготовление своих избирательных бюллетеней за счет государственных средств.
Иные политические партии должны заказывать изготовление своих избирательных бюллетеней через окружные избирательные советы.
[3] В Японии председатель участковой избирательной комиссии незамедлительно после завершения голосования составляет протокол, который вместе с ящиками для голосования, списками избирателей и их копиями направляется в счетные комиссии, сформированные в таком же порядке, как избирательные комиссии по проведению голосования, т.е. процесс голосования избирателей и подсчет голосов избирателей организационно разделены и отнесены к компетенции двух разных комиссий – соответственно избирательной и счетной.
Подсчет голосов избирателей осуществляется сразу после окончания официального времени голосования.
После определения действительности избирательных бюллетеней и подсчета общего числа голосов, поданных за каждого кандидата или политическую партию, управляющий по подсчету голосов составляет протокол, который направляется в соответствующую избирательную комиссию.
Избирательные бюллетени, разделенные на действительные и недействительные, передаются на хранение в муниципальные избирательные комиссии на весь период полномочий депутатов, избранных на данных выборах.