Некоторые особенности подготовки и проведения парламентских и президентских выборов в условиях коронавирусной пандемии: зарубежный опыт
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.
13 июля, 2020
В ряде государств региона ОБСЕ, а также других регионов мира в условиях пандемии коронавируса либо снятия некоторых санитарно-эпидемиологических ограничений, связанных с пандемией, проводились (проводятся) парламентские и президентские выборы (например, Исландия, Республика Северная Македония, Польша, Сербия, Сингапур, Хорватия, Шри-Ланка, Южная Корея).
В условиях пандемии в законодательство либо в нормативные акты национальных электоральных органов были внесены соответствующие изменения, направленные на создание безопасных условий для участия избирателей, участников и организаторов выборов в избирательном процессе.
Так, в связи с пандемией коронавируса и отменой некоторых ограничительных противоэпидемиологических мер при сохранении либо сохранения санитарно-эпидемиологических требований продолжительность голосования для избирателей (за исключением отдельных категорий избирателей в отдельных государствах) оставалась стандартной, а именно: в один календарный день (например, Южная Корея – очередные парламентские выборы, 15 апреля; Сербия – очередные (отложенные) парламентские выборы, 21 июня; Исландия – очередные президентские выборы, 27 июня; Польша – очередные (отложенные) президентские выборы, 28 июня (первый тур голосования) и 12 июля (второй тур голосования); Хорватия – досрочные парламентские выборы, 5 июля; Сингапур – очередные парламентские выборы, 10 июля; Республика Северная Македония – досрочные парламентские выборы, 15 июля; Шри-Ланка – досрочные парламентские выборы, 5 августа; Беларусь – очередные президентские выборы, 30 августа; Черногория – очередные парламентские выборы, 30 августа).
Голосование избирателей проводилось в воскресенье (например, Польша, Сербия, Хорватия), либо в иной день недели (например, среда – Республика Северная Македония, Шри-Ланка, Южная Корея, пятница – Сингапур, суббота – Исландия), при этом в некоторых государствах основной день голосования, назначенный на один из календарных дней недели, был объявлен нерабочим (выходным) днем (например, Республика Северная Македония, Южная Корея).
В некоторых государствах продолжительность голосования для отдельных категорий избирателей составляла два календарных дня.
Так, в Хорватии при проведении 5 июля (воскресенье) 2020 года досрочных парламентских выборов голосование зарубежных хорватских избирателей в помещениях для голосования дипломатических представительств и консульских учреждений Хорватии в соответствующих иностранных государствах проводилось в течение двух календарных дней, а именно: 4 и 5 июля (суббота и воскресенье), непосредственно на территории же Хорватии – в один календарный день: 5 июля (воскресенье).
Кроме того, в ряде государств законодательством в дополнение к голосованию в помещении для голосования избирательного участка предусмотрен пакет различных форм голосования избирателей, в том числе досрочное голосование избирателей, продолжительность которого до основного дня голосования составляла от двух календарных дней (например, Южная Корея) до восьми недель (например, Исландия).
Так, в Южной Корее при проведении 15 апреля (среда) 2020 года очередных парламентских выборов досрочное голосование избирателей проводилось 10–11 апреля (пятница и суббота), т.е. в течение двух календарных дней.
В досрочном голосовании приняло участие 26,69% избирателей, что является одним из электоральных рекордов Южной Кореи.
В Исландии при проведении 27 июня (суббота) 2020 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством предусматривалось проведение досрочного голосования избирателей, которое начиналось за восемь недель до дня основного голосования (27 июня 2020 года).
Кроме того, в соответствии с законодательством Исландии избиратель может принять участие в голосовании неограниченное количество раз (при проведении досрочного голосования), а также в день проведения основного голосования, при этом юридически значимым является только последнее по времени голосование избирателя.
В отдельных государствах в условиях коронавирусной эпидемии законодательно был введен новый институт дистанционного голосования избирателей – голосование по почте (например, Польша, для отдельных категорий избирателей).
При этом в отдельных государствах вопросы организации голосования лиц, инфицированных коронавирусом, были предметом рассмотрения национального конституционного суда (например, Хорватия).
Так, в Хорватии при подготовке к проведению 5 июля (воскресенье) 2020 года досрочных парламентских выборов Государственная избирательная комиссия Хорватии первоначально приняла решение о том, что лица с коронавирусной инфекцией не могут принимать участие в голосовании; затем такой запрет был признан прямым нарушением конституционных прав граждан, и принятое решение было изменено: за два дня до дня голосования соответствующее решение было принято Конституционным судом Хорватии.
В конечном счете, всем избирателям было предписано приходить в помещение для голосования избирательного участка со своими письменными принадлежностями (ручками), носить медицинские маски и соблюдать социальную дистанцию.
При этом часть избирателей – лица, заболевшие коронавирусом и лица с подозрением на коронавирусную инфекцию, – могли принять участие в голосовании через доверенных лиц.
В отдельных государствах по решению центральных избирательных органов увеличена продолжительность голосования избирателей в основной день голосования (например, Шри-Ланка) либо об увеличении количества избирательных участков (например, Сингапур).
Так в Шри-Ланке при проведении 5 августа (среда) 2020 года досрочных парламентских выборов в целях создания благоприятного временного режима для голосования избирателей в условиях необходимости соблюдения социальной дистанции и иных санитарно-эпидемиологических требований в помещениях для голосования избирательных участков Избирательная комиссия Шри-Ланки приняла решения продлить при проведении голосования 5 августа время голосования на один час; таким образом, голосование избирателей будет проводиться с 07:00 до 17:00 (а не до 16:00) по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов (а не девять).
В Сингапуре при проведении 10 июля (пятница) 2020 года очередных парламентских выборов для замещения 89 депутатских мандатов в целях снижения уровня коронавирусной угрозы было принято решение об увеличении количества избирательных участков с целью снижения уровня скопления избирателей при проведении голосования.
В ряде государств в условиях пандемии ускоренно внедряются дистанционные (цифровые) электоральные онлайн сервисы с целью обеспечения безопасного участия в выборах избирателей, организаторов и участников выборов.
Так, в Исландии внедряются цифровые процедуры поддержки избирателями выдвижения кандидатов (в виде не только бумажного, но и электронного подписного листа), в Республике Северная Македония – впервые законодательно была предусмотрена онлайн регистрация кандидатов с использованием сети Интернет.
Определенной трансформации подверглось использованием ряда основных форм проведения участниками выборов своей предвыборной агитации.
Так, в некоторых государствах политические партии заключили политическое соглашение об особенностях проведения агитационных мероприятий в условиях коронавирусной эпидемии (например, Республика Северная Македония).
В частности, в Республике Северная Македония политические партии, принимающие участие в парламентских выборах, договорились проводить агитационные мероприятия без предвыборных митингов и других массовых мероприятий.
В Сингапуре в условиях пандемии проведение массовых агитационных мероприятий запрещено; кандидаты проводят, как правило, дистанционные агитационные мероприятия в онлайн режиме в сети Интернет, а также агитационные встречи с избирателями в торговых центрах.
Кроме того, политическим партиям и кандидатам было выделено больше эфирного времени для проведения своей предвыборной агитации.
В Шри-Ланке в соответствии с законодательными поправками проведение массовых агитационных мероприятий допускается при условии участия в них не более 200 человек.
При этом Избирательная комиссия Шри-Ланки рекомендовала непосредственным участникам выборов (кандидатам и политическим партиям) проводить дистанционную предвыборную агитацию: в онлайн режиме, а также посредством распространения печатных агитационных мероприятий.
Кроме того, в целом рекомендовано ограничить физические контакты кандидатов и избирателей при проведении предвыборной агитации; при проведении кандидатами поквартирного агитационного обхода избирателей не допускается участие в таком мероприятии более трех человек.
В целом национальные выборы в условиях пандемии являются в определенном отношении необычными (нетрадиционными), поскольку фактически проводятся без полноценной традиционной агитационной избирательной кампании.
Некоторые государства в преддверии проведения парламентских выборов в целях проверки готовности к их проведению в специальных санитарно-эпидемиологических условиях проводили так называемые «учебные (экспериментальные) выборы» (например, Шри-Ланка).
Так, в Шри-Ланке в преддверии проведения 5 августа (среда) 2020 года досрочных парламентских выборов были проведены так называемые «учебные (экспериментальные) парламентские выборы», призванные проверить готовность к проведению досрочных парламентских выборам.
При проведении электорального эксперимента, который был проведен в четырех избирательных округах (из 22), отрабатывались новые меры защиты от коронавируса, которым необходимо следовать на избирательных участках и при проведении подсчете голосов избирателей.
Так, сотрудники избирательных участков должны будут носить прозрачные щитки для лица или находиться за защитными экранами, избиратели должны будут соблюдать социальную дистанцию, как минимум, в 1 м, принести с собой свою ручку или карандаш,
При проведении электорального эксперимента все участвовавшие в нем добровольцы были в медицинских масках (в целом проведение «учебных парламентских выборов» было признано успешным).
При проведении на европейском континенте вышеуказанных выборов БДИПЧ ОБСЕ направило в некоторые из государств – участников ОБСЕ миссии международного наблюдения, в том числе возобновило их работу после отмены режима чрезвычайного положения и возобновления избирательного процесса (например, Республика Северная Македония).
1.1. В отдельных государствах в качестве разового электорального дозволения законодательно предусмотрена, в частности, смешанная процедура поддержки избирателями выдвижения кандидатов на должность главы государства (в формате внесения подписей избирателей в бумажные подписные листы и в электронном виде) (например, Исландия), либо регистрация кандидатов в онлайн режиме (например, Республика Северная Македония, Польша), а также смешанный (непосредственно в помещении для голосования избирательного участка и для отдельных категорий избирателей – по почте) порядок голосования (например, Польша).
При этом в ряде государств, как уже отмечалось, голосование избирателей проводилось в один из календарных дней недели, который был объявлен выходным (нерабочим) днем (например, Республика Северная Македония, Южная Корея).
В частности, в Исландии при проведении 27 июня (суббота) 2020 года очередных президентских выборов в соответствии с Конституцией и законодательством о выборах Президентом Исландии кандидатура лица, выдвигаемого на должность Президента Исландии, должна быть официально предложена в соответствующую головную (окружную) избирательную комиссию не менее чем 1.500 и не более чем 3.000 избирателями, поставивших свои подписи (давших согласие) в подписных листах в поддержку выдвижения соответствующего кандидата.
В соответствии с законодательством кандидат на должность главы государства должен совокупно собрать минимальное количество подписей избирателей в поддержку своего выдвижения в четырех частях страны.
Так, по информации Министерства юстиции Исландии не менее 1.224 подписей избирателей кандидат на должность Президента Исландии должен собрать в южной части страны, 160 подписей избирателей – в северной части, 59 подписей избирателей – в западной, 57 подписей избирателей – в восточной части страны.
При этом избиратель может поддержать выдвижение только одного кандидата на должность Президента Исландии.
При подготовке к проведению указанных выборов в законодательство были внесены изменения, связанные с совершенствованием процедуры регистрации избирателей, кандидатов, а также финансирования проведения предвыборной агитации, в том числе в условиях пандемии коронавируса.
Так, в соответствии с законодательством кандидаты на должность Президента Исландии должны собрать вышеуказанного количество подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, при этом кандидаты могли собирать подписи избирателей как на бумажном носителе, так и впервые – в электронном виде посредством идентификации процесса личности избирателя.
Электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов был законодательно введен в апреле 2020 года в целях облегчения в условиях пандемии коронавируса процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы государства и, в целом, проведения президентских выборов (такая смешанная процедура поддержки выдвижения кандидатом применялась только к данным президентским выборам).
В частности, 16 апреля 2020 года Министерство юстиции Исландии приняло разъяснения об образце формы поддержки избирателем выдвижения кандидата на должность главы государства, о требованиях и формате интерфейса пользователя, а также о перечне документов избирателя для электронной поддержки выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии.
Национальное бюро регистрации населения Исландии разработало программное обеспечение, при помощи которого головные (окружные) избирательные комиссии проводили проверку представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии и правомочность проставления лицом такой подписи.
В конечном счете, около 87% подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства были представлены кандидатами в электронном виде1.
При этом, как отмечали головные (окружные) избирательные комиссии, территориальные границы четырех географических частей страны не совпадают с территориальными пределами компетенции соответствующей головной (окружной) избирательной комиссии.
Кроме того, списки избирателей официально утверждаются после окончания периода выдвижения кандидатов, что также затрудняет проверку представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения соответствующих кандидатов на должность Президента Исландии.
Первоначально о своем намерении принять участие в президентских выборах объявило шесть кандидатов.
При проведении указанных выборов Министерством юстиции Исландии после проведения представленных кандидатами документов 27 мая 2020 года было зарегистрировано два кандидата на должность Президента Исландии.
Население Исландии составляет около 365.000 человек; всего было выявлено 1,838 случаев заражения коронавирусом, при этом абсолютное большинство заболевших (1.816) выздоровело и только 10 человек умерло).
В списки избирателей было включено 252.217 избирателей, в том числе 11.564 зарубежных исландских избирателей; в голосовании приняло участие 66,92% избирателей (в 2016 году в голосовании приняло участие
75,67% избирателей, т.е. в 2020 году явка избирателей понизилась на 8,75%).
При голосовании избиратели должны были соблюдать минимальное расстояние в два метра, а помещения для голосования избирательных участков были оснащены дезинфицирующими средствами, а избиратели – перчатками; кроме того, помещения для голосования были оборудованы раздельными входами и выходами для избирателей.
В соответствии с законодательством предусматривалось проведение досрочного голосования избирателей, которое начиналось за восемь недель до дня основного голосования (27 июня 2020 года).
Досрочное голосование проводилось в помещениях для голосования специально определенных избирательных участков.
Кроме того, досрочное голосование проводилось в больницах, местах лишения свободы, а также на судах, находившихся в день основного голосования в плавании.
Мобильное голосование (голосование на дому) проводилось для отдельных категорий избирателей, которые лично не могли прибыть в день основного голосования в помещение для голосования избирательного участка.
Досрочное голосование проводилось в помещениях соответствующих шести головных (окружных) избирательных комиссий.
При этом, и это необходимо отметить, регистрация кандидатов на должность главы государства завершилась только 27 мая, т.е. фактически за 30 дней (за четыре недели) до дня основного голосования.
В соответствии с законодательством избиратель может принять участие в голосовании неограниченное количество раз (при проведении досрочного голосования), а также в день проведения основного голосования, при этом юридически значимым является только последнее по времени голосование избирателя.
27 июня голосование избирателей проводилось с 09:00 до 22:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляла 13 часов.
В Республике Северная Македония при проведении 15 июля (среда) 2020 года досрочных парламентских выборов в связи со сложной эпидемиологической обстановкой регистрация кандидатов проходила с 12 по 20 марта и впервые законодательно была предусмотрена онлайн регистрация кандидатов с использованием сети Интернет.
К 20 марта Государственная избирательная комиссия Северной Македонии зарегистрировала 15 коллективных участников парламентских выборов, а именно: 12 политических партий и три политические коалиции, выдвинувшие в целом 1.598 кандидатов в 78 списках кандидатов в разных избирательных округах: все списки кандидатов были зарегистрированы.
В Польше 5 февраля 2020 года Спикер Сейма – нижней палаты парламента принял решение о проведении 10 мая (воскресенье) 2020 года очередных президентских выборов.
При этом из-за эпидемии коронавируса проведение президентских выборов, первоначально назначенных на 10 мая, было перенесено на 28 июня (воскресенье) 2020 года.
С марта 2020 года в Польше действует режим коронавирусной эпидемии, введенный распоряжением правительства.
Обновленное законодательство о выборах предусматривало, что ранее (до 10 мая) зарегистрированные кандидаты на должность Президента Польши могли (при переносе проведения голосования на выборах 28 июня) вправе были продолжать избирательную кампанию (предвыборную агитацию) без повторной регистрации и сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения; при этом также была открыта возможность вступления в избирательную кампанию новых кандидатов на должность главы государства.
Первоначально было зарегистрировано 10 кандидатов на должность Президента Польши, собравших 100.000 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения (единственным новым, 11-ым кандидатом, стал Рафал Тшасковский, который заменил снявшую свою кандидатуру Малгожату Кидава-Блоньскую, ранее выдвинутую оппозиционной политической парией «Гражданская коалиция»).
В конечном счете, при проведении 28 июня указанных выборов было зарегистрировано 11 кандидатов-мужчин на должность Президента Польши, в том числе два беспартийных кандидата: Анджей Дуда, действующий глава государства, кандидат от правящей политической партии «Право и справедливость»; Рафал Тшасковский, кандидат от оппозиционной политической партии «Гражданская коалиция»; Владислав Косиняк-Камыш (Польская крестьянская партия); Роберт Бедронь (Объединение левых сил); Шимон Холовня (независимый кандидат); Кшиштоф Босак (объединение националистов и евроскептиков «Конфедерация»); Станислав Жултек («Конгресс новых правых»); Марек Якубяк («Федерация для Польской Республики»); Мирослав Пиотровский («Движение Настоящая Европа»); Павел Танайно (беспартийный кандидат, представляющий предпринимателей); Вальдемар Витковский (глава Союза труда).
Необходимо отметить, что из-за эпидемии коронавируса при проведении назначенных на 10 мая 2020 года президентских выборов голосование избирателей должно было пройти исключительно дистанционно (по почте) – первоначально такое решение было принято Сеймом – нижней палатой парламента: данный законопроект был направлен в Сенат – верхнюю палату парламента, который, однако, отклонил законопроект и в этих условиях голосование на президентских выборах было перенесено на
28 июня.
Вместе с тем, в конечном счете, обновленным 2 июня 2020 года законодательством о выборах Президента Польши была предусмотрена так называемая смешанная система голосования избирателей – непосредственно в помещении для голосования избирательного участка либо по почте (для лиц, находящихся на карантине).
В целом особенностями президентских выборов было, во-первых, то, что впервые в современной политической истории Польши (с 1989 года) день голосования на выборах был перенесены в связи с эпидемией коронавируса, и, во-вторых, в условиях эпидемии также впервые законодательно была предусмотрена так называемая смешанная модель голосования избирателей, в рамках которой избиратели могли принять участие в голосовании непосредственно в помещении для голосования избирательного участка либо по почте (как из-за пределов территории Польши, так и на территории страны; при этом по решению Государственной избирательной комиссии Польши на территории двух гмин страны все избиратели могли принять участие в голосовании только по почте).
В этих условиях в соответствии с Календарным планом подготовки и проведения президентских выборов до 21 июня Государственная избирательная комиссия Польши по представлению Министра здравоохранения Польши Лукаша Шумовского приняла решение о том, что в двух гминах (районах) страны, в которых так называемый показатель заболеваемости превышает 100 человек на 10.000 жителей, голосование избирателей будет проводиться исключительно по почте (гмина Баранов Великопольского воеводства и гмина Маркловице Силезского воеводства); на остальной же территории страны была организована работа стандартных избирательных участков, а проголосовать по почте избиратели могли по своему усмотрению (желанию).
При этом другие категории избирателей, намеревавшиеся принять участие в голосовании по почте, должны были до 26 июня подать заявление о голосовании по почте.
При проведении голосования должны были соблюдаться определенные ограничения.
Так, расстояние между членами участковой избирательной комиссии во время их работы не должно было быть меньше 1,5 метра, они должны были обязательно использовать медицинские маски и защитные щитки, в помещениях для голосования избирательных участках не должно было быть скопления избирателей – из расчета не менее четырех квадратных метров на одного участника выборов, должны были обеспечиваться вентиляция помещений и дезинфицирующие жидкости.
Избиратели должны были голосовать в медицинских масках с соблюдением полутораметровой социальной дистанции, при этом в помещение для голосования избирательного участка избиратели должны были запускаться организаторами выборов малыми группами.
Так, избиратели обязаны были находиться в помещении для голосования избирательного участка, закрыв рот и нос медицинской маской или носовым платком, снять которые можно только по просьбе члена участковой избирательной комиссии для установления личности избирателя.
Также избирателям было рекомендовано во время голосования (в том числе для заполнения избирательного бюллетеня) пользоваться своими письменными принадлежностями (ручками).
Голосование избирателей проводилось 28 июня с 07:00 до 21:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составила 14 часов.
В этот же день в воеводские избирательные комиссии должны были быть доставлены письма с избирательными бюллетенями тех, кто голосовал дистанционно (по почте).
В целом в первом туре в голосовании приняло участие 64,51% избирателей, что явилось наивысшей явкой избирателей на выборах в современной истории Польши (в 2015 году – 48,96%, т.е. явка избирателей повысилась на 15,5%).
Второй тур голосования состоится 12 июля (воскресенье) 2020 года, в котором принимают участие Анджей Дуда, действующий глава государства, кандидат от правящей политической партии «Право и справедливость», и Рафал Тшасковский, кандидат от оппозиционной политической партии «Гражданская коалиция».
На прошлых президентских выборах во втором туре голосования, состоявшемся 24 мая 2015 года, явка избирателей составила 53,34 %.
1.2. В ряде государств центральными избирательными органами введен дифференцированный календарный режим голосования отдельных категорий избирателей (например, Республика Северная Македония), либо специальный календарный режим голосования зарубежных избирателей, а также голосование по доверенности (например, Хорватия), проведения кандидатами агитационных мероприятий и временного режима голосования избирателей (например, Сингапур, Шри-Ланка).
При этом в отдельных государствах вопросы организации голосования лиц, инфицированных коронавирусом, были предметом рассмотрения национального конституционного суда (например, Хорватия).
Так, в Республике Северная Македония очередные парламентские выборы должны были состояться в декабре 2020 года, по истечении четырехлетнего конституционного срока полномочий однопалатного парламента – Собрания Северной Македонии, однако в условиях пандемии коронавируса было принято решение о проведении досрочных парламентских выборов, которые первоначально были назначены 12 апреля 2020 года, но затем перенесены на 15 июля (среда) 2020 года.
Все граждане Северной Македонии старше 18 лет, имеющие постоянное место жительства в одном из избирательных округов и не лишенные избирательных прав по решению суда, имеют право участвовать в голосовании.
Регистрация избирателей является пассивной: все избиратели автоматически включаются в реестр избирателей, если они имеют действительное удостоверение личности.
Составление и внесение изменений в реестр избирателей возложено на Государственную избирательную комиссию Северной Македонии во взаимодействии с Министерством внутренних дел Северной Македонии.
В преддверии назначенных на 12 апреля 2020 года досрочных парламентских выборов с 26 февраля по 11 марта 2020 года проводилась общественная проверка списков избирателей в региональных отделениях Государственной избирательной комиссии Северной Македонии, после чего копии реестра избирателей были предоставлены для проверки всем парламентским политическим партиям.
Однако в связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа по составлению списков избирателей не была выполнена в необходимом объеме до 11 марта; на момент принятия решения о переносе проведения парламентских выборов с 12 апреля на 15 июля 2020 года в списки избирателей был включен 1.821.981 избиратель.
Кроме того, Государственная избирательная комиссия Северной Македонии также зарегистрировала 6.096 зарубежных македонских избирателей что, однако, меньше необходимого для избрания депутата в зарубежном избирательном округе числа голосов избирателей, равного
6.534 голосам: по этой причине голосование избирателей за рубежом не организуется.
После возобновления избирательной кампании в июне по окончании действия чрезвычайного положения, Государственная избирательная комиссия Северной Македонии продолжила составление списков избирателей и 1 июля 2020 года опубликовала окончательный список избирателей, в который включено 1.814.263 избирателей.
Регистрация кандидатов проходила с 12 по 20 марта и впервые была предусмотрена онлайн регистрация кандидатов с использованием сети Интернет.
К 20 марта Государственная избирательная комиссия Северной Македонии зарегистрировала 15 коллективных участников парламентских выборов, а именно: 12 политических партий и три политические коалиции, выдвинувшие в целом 1.598 кандидатов в 78 списках кандидатов в разных избирательных округах: все списки кандидатов были зарегистрированы.
В соответствии с законодательством в списках кандидатов установлена гендерная квота, а именно: больше 60% кандидатов не могут быть представителями одного пола: все представленные для регистрации списки кандидатов соответствовали указанному законодательному требованию.
В целом 675 кандидатов (42%) были женщинами, при этом женщины возглавляли 19 списков кандидатов, мужчины – 59 списков.
15 июня политические партии (правящий Социально-демократический союз и оппозиционные политические партии, в том числе основная оппозиционная политическая партия ВМРО-ДПМНЕ) пришли к соглашению о проведении досрочных парламентских выборов 15 июля, при этом политические партии договорились проводить агитационные мероприятия без предвыборных митингов и других массовых мероприятий.
Чрезвычайное положение было отменено 13 июня Указом Президента Северной Македонии Стево Пендаровски, что позволило возобновить подготовку к проведению выборов и избирательную кампанию (предвыборную агитацию).
В этот же день возобновила работу миссия наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ
В июне прошли телевизионные дебаты между лидерами двух крупнейших политических партий.
Правительство Республики Северной Македонии 7 июля объявило 15 июля (среда) нерабочим днем для беспрепятственного проведения голосования избирателей.
В соответствии с Календарным планом, принятым Государственной избирательной комиссией Северной Македонии, агитационный период завершится 12 июля так называемым днем электоральной тишины.
Кроме того, в условиях сохраняющейся санитарно-эпидемиологической обстановки Государственная избирательная комиссия Северной Македонии ввела дифференцированный режим голосования для отдельных категорий избирателей.
Так, в соответствии с Календарным планом 13 июля в голосовании вправе принять участие избиратели, инфицированные коронавирусом нового типа, а также избиратели, находящиеся на карантине или в режиме самоизоляции; 14 июля в голосовании вправе принять избиратели с ограниченными физическими возможностями, не способные выйти из дома, а также избиратели преклонного возраста; 15 июля является общим днем голосования, когда избирательные участки будут открыты с 07:00 до 21:00 по местному времени (продолжительность голосования составляет 14 часов).
В Сингапуре 10 июля (пятница) 2020 года проводятся очередные выборы для замещения 89 депутатских мандатов однопалатного национального парламента.
Решение о проведении выборов было принято Президентом Сингапура Халимой Якоб по рекомендации Премьер-министра Сингапура после роспуска парламента.
30 июня начинался период выдвижения кандидатов.
В условиях коронавирусной пандемии проведение массовых агитационных мероприятий запрещено; кандидаты проводят, как правило, дистанционные агитационные мероприятия в онлайн режиме в сети Интернет, а также агитационные встречи с избирателями в торговых центрах.
Кроме того, политическим партиям и кандидатам было выделено больше эфирного времени для проведения своей предвыборной агитации.
В целях снижения уровня коронавирусной угрозы было принято решение об увеличении количества избирательных участков с целью снижения уровня скопления избирателей при проведении голосования.
В Хорватии 5 июля (воскресенье) 2020 года были проведены досрочные парламентские выборы.
Для участия в досрочных парламентских выборах были выдвинуты, зарегистрированы и включены в избирательные бюллетени 192 списка кандидатов политических партий, политических коалиций: списки кандидатов 31 политической партии, политической коалиции, в том числе
12 новых политических партий и политических коалиций, а именно:
31 политической партии, политической коалиции, шести политических партий национальных меньшинств, а также независимые кандидаты.
В целом в выборах принимало участие 2.669 кандидатов.
Для проведения голосования избирателей было образовано около 7.000 избирательных участков, в том числе за рубежом.
Голосование зарубежных хорватских избирателей в помещениях для голосования дипломатических представительств и консульских учреждений Хорватии в соответствующих иностранных государствах проводилось в течение двух календарных дней, а именно: 4 и 5 июля (суббота и воскресенье), на территории Хорватии – 5 июля.
Для защиты от коронавируса пришедшие на избирательные участки избиратели, члены избирательных комиссий и наблюдателями носили медицинские маски и дезинфицировали руки, при волеизъявлении использовали одноразовые ручки.
Избиратели, находящиеся на карантине, могли принять участие в голосовании на дому.
Кроме того, вместо избирателей с подтвержденным коронавирусным диагнозом или подозрением на него могли по доверенности проголосовать доверенные лица по специальной процедуре.
Первоначально Государственная избирательная комиссия Хорватии приняла решение о том, что лица с коронавирусной инфекцией не могут принимать участие в голосовании; затем такой запрет был признан прямым нарушением конституционных прав граждан, и принятое решение было изменено: за два дня до дня голосования соответствующее решение было принято Конституционным судом Хорватии.
В конечном счете, всем избирателям было предписано приходить в помещение для голосования избирательного участка со своими письменными принадлежностями (ручками), носить медицинские маски и соблюдать социальную дистанцию.
При этом часть избирателей – лица, заболевшие коронавирусом и лица с подозрением на коронавирусную инфекцию, – могли принять участие в голосовании через доверенных лиц.
Голосование избирателей началось в 07:00 и завершилось в 19:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составила 12 часов.
В списки избирателей было включено 3.859.481 избиратель, в голосовании приняло участие 1.705.620 избирателей (46,9%) – одна из самых низкий явок избирателей в современной электоральной истории Хорватии (на парламентских выборах 2016 года явка избирателей составила 52,59%, в 2000 году в голосовании приняло участие рекордные 76,5% избирателей).
14 политических партий, политических коалиций, в том числе две новые политические партии, политические коалиции, были допущены к распределению депутатских мандатов, в том числе шесть политических партий национальных меньшинств (для замещения восьми квотных депутатских мандатов, в том числе трех депутатских мандатов, зарезервированных для сербов).
Так, политическая коалиция «Коалиция рестарта (перезагрузки)», возглавляемая Хорватским демократическим содружеством во главе с Премьер-министром Хорватии Андреем Пленковичем, получила 37,26% действительных голосов избирателей и 66 депутатских мандатов, и вновь стала правящей парламентской коалицией; политическая коалиция Президента Хорватии Зорана Милановича, возглавляемая Социал-демократической партией, – 24,87% действительных голосов избирателей и 41 депутатский мандат.
«Отечественное движение» певца Мирослава Шкоро получило 16 депутатских мандатов, остальные политические силы, которые преодолели 5% заградительный барьер, получили в совокупности менее 10 депутатских мандатов: политическое движение «Мост» получило восемь депутатских мандатов, политическое движением «Можем!» – семь, политическая партия «Pametno» – три, Хорватская народная партия и политическая партия «Реформисты» – по одному депутатскому мандату.
В Шри-Ланке 5 августа (среда) 2020 года проводятся досрочные парламентские выборы, проведение которых в связи с эпидемией коронавируса, введенной 20 марта 2020 года, было дважды перенесено.
Первоначально выборы в связи с роспуском в марте парламента Указом Президента Шри-Ланки Готабая Раджапакса от 2 марта 2020 года были назначены на 25 апреля (суббота) 2020 года, затем в связи с эпидемией коронавируса дата голосования на выборах по предложению Избирательной комиссии Шри-Ланка (в состав Комиссии входит три человека) была перенесена на 20 июня (суббота) и, наконец, на 5 августа (среда) 2020 года.
В соответствии с законодательными поправками проведение массовых агитационных мероприятий допускается при условии участия в них не более 200 человек.
При этом Избирательная комиссия Шри-Ланки рекомендовала непосредственным участникам выборов (кандидатам и политическим партиям) проводить дистанционную предвыборную агитацию: в онлайн режиме, а также посредством распространения печатных агитационных мероприятий.
Кроме того, в целом рекомендовано ограничить физические контакты кандидатов и избирателей при проведении предвыборной агитации; при проведении кандидатами поквартирного агитационного обхода избирателей не допускается участие в таком мероприятии более трех человек.
В целях создания благоприятного временного режима для голосования избирателей в условиях необходимости соблюдения социальной дистанции и иных санитарно-эпидемиологических требований в помещениях для голосования избирательных участков Избирательная комиссия Шри-Ланки приняла решения продлить при проведении голосования 5 августа время голосования на один час; таким образом, голосование избирателей будет проводиться с 07:00 до 17:00 (а не до 16:00) по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов (а не девять).
В преддверии проведения 5 августа досрочных парламентских выборов были проведены так называемые «учебные (экспериментальные) парламентские выборы», призванные проверить готовность к проведению досрочных парламентских выборам.
При проведении электорального эксперимента, который был проведен в четырех избирательных округах (из 22), отрабатывались новые меры защиты от коронавируса, которым необходимо следовать на избирательных участках и при проведении подсчете голосов избирателей.
Так, сотрудники избирательных участков должны будут носить прозрачные щитки для лица или находиться за защитными экранами, избиратели должны будут соблюдать социальную дистанцию, как минимум, в 1 м, принести с собой свою ручку или карандаш,
При проведении электорального эксперимента все участвовавшие в нем добровольцы были в медицинских масках (в целом проведение «учебных парламентских выборов» было признано успешным).
1.3. В государствах, в которых были проведены национальные выборы, предпринимались определенные меры по обеспечению безопасного голосования избирателей: установление минимальной социальной дистанции, ношение медицинских масок-респираторов, перчаток, использование индивидуальных письменных принадлежностей, наличие санитайзеров, отдельных и раздельных входов и выходов избирателей в помещениях для голосования избирательных участков (например, Исландия, Республика Северная Македония, Польша, Сербия, Сингапур, Хорватия, Южная Корея).
Так, в Сербии в связи с эпидемией коронавируса и введением в стране чрезвычайного положения проведение парламентских выборов было отложено: 16 марта 2020 года Государственная избирательная комиссия Сербии приняла соответствующее решение.
Президент Сербии Александр Вучич, который является также лидером правящей политической партии «Сербская прогрессивная партия», в соответствии с законодательством ввел с 15 марта режим чрезвычайного положения.
Сроки возобновления и проведения избирательных процедур были определены после отмены чрезвычайного положения.
Парламентские выборы (первый тур голосования) были проведены 21 июня (воскресенье) 2020 года; одновременного с выборами депутатов Скупщины Сербии проводились выборы депутатов парламента автономного края Воеводина, а также депутатов представительных органов местного самоуправления.
В выборах принимали участие 21 политическая партия, политическая коалиция.
В списки избирателей было включено более 6.5 млн. избирателей.
В голосовании приняло участие 48,88% избирателей (при проведении в 2016 году прошлых парламентских выборов в голосовании приняло участие 56,07% избирателей).
Политическая партия «Сербская прогрессивная партия», возглавляемая Президентом Сербии Александром Вучичем, получила 189 депутатских мандатов (из 250 депутатских мандатов); Социалистическая партия Сербии – 32 депутатских мандата, политическая коалиция «СПАС» – 12 депутатских мандатов.
Кроме того, в соответствии с законодательством депутатские мандаты (по квоте) также получили представители политических партий национальных меньшинств: Союз венгров Воеводины – девять депутатских мандатов, политическая коалиция бывшего главного муфтия Муамера Зукорлича и македонцев – три депутатских места, Партия демократического действия Санджака (славян-мусульман) – два депутатских мандата, албанская коалиция с юга Сербии – три депутатских мандата.
Остальные политические партии и политические коалиции не преодолели 3% заградительный барьер (ранее – 5%).
Повторное голосование состоялось 1 июля (среда) 2020 года и проводилось на 234 избирательных участках (что составляет
3% от 8.433 избирательных участков, образованных при проведении парламентских выборов), на которых в связи с допущенными нарушениями законодательства итоги голосования Республиканской избирательной комиссией Сербии были признаны недействительными и назначено проведение нового повторного голосования.
В списки избирателей на указанных 234 избирательных участках включено около 200.000 избирателей.
По решению Республиканской избирательной комиссии Сербии голосование избирателей проводилось с 07:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составила 11 часов.
При голосовании соблюдались основные требования санитарно-эпидемиологической безопасности: социальная дистанция, медицинские маски, перчатки, санитайзеры.
В Сингапуре при проведении 10 июля (пятница) 2020 года очередных парламентских выборов для замещения 89 депутатских мандатов в целях снижения уровня коронавирусной угрозы было, как уже отмечалось, принято, в частности, решение об увеличении количества избирательных участков с целью снижения уровня скопления избирателей при проведении голосования.
В Республике Северная Македония в преддверии проведения 15 июля (среда) 2020 года досрочных парламентских выборов Президент страны издал Указ о введении восьмидневного чрезвычайного положения накануне дня голосования: это решение позволит, по мнению властей, провести необходимые подготовительные меры для обеспечения защиты общественного здоровья во время проведения предвыборной агитации и голосования в условиях пандемии коронавируса.
В целом эти выборы являются необычными (нетрадиционными), поскольку фактически проводятся без полноценной традиционной агитационной избирательной кампании.
В Южной Корее в связи с пандемией коронавируса и отменой некоторых ограничительных противоэпидемиологических мер были проведены парламентские выборы с усилением санитарно-эпидемиологических требований, при этом продолжительность голосования оставалась стандартной, как и
при проведении прошлых выборов, а именно: в один календарный день.
Так, 15 апреля (среда) 2020 года были проведены очередные парламентские выборы: выборы 300 депутатов Национального собрания 21 созыва.
При этом 253 депутата избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 47 депутатов – по спискам кандидатов политических партий по пропорциональной избирательной системе.
В среднем по одномандатным избирательным округам баллотировалось 6–7 кандидатов, по пропорциональной избирательной системе – 35 политических партий (длина «партийного» избирательного бюллетеня составляла 48,1 см. – электоральный рекорд для Южной Кореи).
Для голосования избирателей было образовано 14.330 избирательных участков.
В соответствии с обновленным законодательством активное избирательное право было предоставлено 18-летним гражданам Южной Кореи (ранее – при достижении возраста 19 лет).
Голосование избирателей проводилось с соблюдением основных санитарно-противоэпидемиологических требований и мероприятий: социальная дистанция, медицинские маски, перчатки, санитайзеры.
Досрочное голосование проводилось 10–11 апреля (пятница и суббота), т.е. в течение двух календарных дней.
В досрочном голосовании приняло участие 26,69% избирателей (также является одним из электоральных рекордом Южной Кореи).
Голосование избирателей 15 апреля (среда, объявленный выходным днем), основной день голосования, началось в 06:00 по местному времени и завершилось в 18:00, т.е. продолжительность голосования избирателей составила 12 часов.
В целом в голосовании приняло участие 66,2% избирателей (на прошлых парламентских выборах, состоявшихся в 2016 году, в голосовании приняло участие 58% избирателей).
1.4. В условиях пандемии либо отмены чрезвычайного медицинского положения, принятия дополнительных мер для обеспечения безопасного участия в голосовании избирателей при проведении президентских и парламентских выборов явка избирателей является разнонаправленной.
В одних государствах она повысилась (по сравнению с прошлыми обычными выборами), в других, наоборот, понизилась, в том числе значительно.
Так, явка избирателей составила: Хорватия – 46,9%, Сербия – 48,88%, Польша – 64,51 % избирателей (первый тур голосования), Южная Корея – 66,2%, Исландия – 66,92%,
В целом же явка избирателей по сравнению с прошлыми выборами и в условиях пандемии коронавируса понизилась в Сербии (в 2016 году – 56,07%, т.е. понизилась на 7,19%), Исландии (в 2016 году – 75,67%, т.е. понизилась на 8,75%), Хорватии (в 2016 году – 52,59%, т.е. понизилась на 2.69%), повысилась – в Польше (в 2015 году – 48,96%, т.е. явка избирателей повысилась на 15,5%) и Южной Корее (в 2016 году – 58%, т.е. повысилась на 8,2%).
Так, в Южной Корее, как уже отмечалось, в голосовании приняло участие 66,2% избирателей и это является самым высоким показателем для парламентских выборов 2000-ых годов: в 2000 году явка избирателей составила 57,2%, в 2004 году – 60,6%, в 2008 году – 46,1%, в 2012 году – 54,2% и в 2016 году – 58%; только в 1992 году в голосовании приняло участие 71,9% избирателей – наивысшая явка избирателей в электоральной истории страны).
При этом при проведении 15 апреля 2020 года очередных парламентских выборов в досрочном голосовании, предусмотренном законодательством, приняло участие 26,69% избирателей, что также является одним из электоральных рекордов страны.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Ряд участников президентских выборов полагал, что смешанный (бумажный и электронный) порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может быть использован не только при проведении президентских, но также и парламентских выборов.