О порядке наделения полномочиями главы региона (субъекта федерации): зарубежный опыт

О порядке наделения полномочиями главы региона (субъекта федерации): зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

25 апреля, 2022

1. По состоянию на 1 января 2022 года из 214 государств и территорий 193 государства являются членами ООН, остальные – самоуправляемые или зависимые (протекторатные) территории либо иные по своему статусу государства.

В настоящее время в мире насчитывается около 30 федеративных государств (федераций): они включают значительное число субъектов федерации, образованных с учетом различных факторов: национальных (этнических), конфессиональных, территориальных, историко-территориальных, наследственно-монархических и т.д.

Так, из 56 государств – участников ОБСЕ унитарными являются 48 государств, в том числе семь унитарных государств имеют элементы национальной (региональной) автономии (например, Азербайджан, Грузия, Дания, Италия, Молдова, Португалия, Узбекистан), одно – элементы конфессиональной автономии (например, Греция), федеративными являются 7 государств (например, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Канада, Российская Федерация, США, ФРГ), Швейцария является конфедеративным государством.

Из 35 государств – участников Организации американских государств унитарными являются 28 государств, тогда как федеративными – 7 государств (например, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, Сент-Китс и Невис, США).

Из 39 государств Азиатско-Тихоокеанского региона, 31 – унитарные государства и 8 – федеративные (например, Австралия, Индия, Малайзия, Микронезия, Мьянма, Непал, Пакистан, Палау); при этом, хотя Папуа – Новая Гвинея юридически является унитарным государством, фактически оно является федеративным в связи с тем, что каждая из 18 провинций и автономный район Бугенвиль (столичный округ) пользуются широкой политической автономией.

Из 14 государств Ближневосточно-Азиатского региона 12 государств являются унитарными и два – федеративными (Ирак – с элементами автономии (Иракский Курдистан), Объединенные Арабские Эмираты; при этом Объединенные Арабские Эмираты являются единственным федеративным государством в арабском мире).

Из 55 государств Африканского континента 49 государств являются унитарными, а пять государств – устойчивыми федерациями (например, Кения, Союз Коморских островов, Нигерия, Танзания, Эфиопия – этническая федерация); в некоторых государствах Африканского континента модели государственного устройства, как известно, не являются устойчивыми, находятся в процессе политической и конституционно-правовой трансформации, в том числе в условиях вооруженных конфликтов, государственного разъединения или дезинтеграции, восстановления политической системы и т.д. (например, Сомали, Судан – до образования независимого Южного Судана1).

В целом, субъектный состав федеративных, конфедеративных и унитарных государств различается и варьируется, в частности, от трех до 82 регионов (субъектов федерации).

Так, на Филиппинах 81 провинция и столичный округ Манила, в США – 50 штатов, а также Федеральный округ Колумбия и несколько территорий, в Японии – 46 префектур, в Кении – 47 округов, в Нигерии – 36 штатов и федеральная столичная территория, в Колумбии – 32 департамента и столичный округ Богота, в Танзании – 31 регион, в том числе 5 регионов на территории единой республики Занзибар и Пемба, и 26 регионов на территории Республики Танганьики, в Мексике – 29 штатов, в Швейцарии как конфедеративном государстве – 26 кантонов, в Бразилии и Индии – по 25 штатов, в Аргентине – 24 провинции и федеральный округ Буэнос-Айрес, в Венесуэле – 22 штата, в ФРГ – 16 земель, в Мьянме – 7 регионов, 7 штатов и союзных территорий, в Малайзии – 13 штатов.

Значителен удельный вес федераций с небольшим числом субъектов: в Союзе Коморских островов их три автономных острова, в Бельгии как федеральном государстве – 3 языковых региона, в Боснии и Герцеговине – три этнических государствообразующих субъекта федерации (босняков, хорватов, сербов), в том числе Республика Сербская, в Микронезии – 4 штата, в Пакистане – 4 провинции и столица Пакистана – город Исламабад, в Непале – 5 регионов, в Австралии и Сомали – 6 штатов, в Объединенных Арабских Эмиратах – 7 эмиратов, в Словакии – 8 краев, в Австрии – 9 земель, в Боливии – 9 департаментов, в Республике Корее – 9 провинций и столичный округ Сеул, в Эфиопии – 9 регионов и два города, в том числе столица Аддис-Абеба, в Канаде – 10 провинций, в том числе франкоязычная провинция Квебек.

2. Во всех зарубежных государствах (кроме 11) проводятся парламентские выборы на основе использования соответствующих избирательных систем: при этом членами Межпарламентского Союза являются парламенты 178 государств.

В ряде государств мира проводятся президентские выборы, а также выборных должностных лиц регионов (субъектов федерации), органов местного самоуправления.

В зарубежных государствах используются различные законодательные модели наделения лица полномочиями высшего должностного лица региона (субъекта федерации) или приравненной к нему административно-территориальной единицы, в том числе избираемого на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующего региона страны (субъекта федерации) в составе унитарного либо федеративного государства.

В целом, законодательство предусматривает четыре основные модели наделения лица полномочиями главы региона (субъекта федерации):

  • избрание на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующих регионов страны (субъектов федерации);
  • назначение главой государства, либо премьер-министром, либо министром внутренних дел, либо региональным парламентом;
  • на основе результатов парламентских выборов, в соответствии с которой лидер победившей политической партии, политической коалиции становится главой региона (субъекта федерации);
  • наделение лица полномочиями главы региона (субъекта федерации) в ином порядке, учитывающем, в частности, особенности политической системы страны.

При этом в отдельных государствах применяется смешанный порядок наделения лица полномочиями главы региона (субъекта федерации) с учетом досрочного прекращения лицом полномочий главы региона (субъекта федерации) (например, Колумбия, Мексика)

Так, в Колумбии, являющейся унитарным государством, в соответствии с Конституцией и законодательством территория страны в административно-территориальном отношении разделена на 32 департамента и столичный округ Богота.

В соответствии с Конституцией и законодательством губернатор департамента избирается на всеобщих и прямых выборах на четыре года и не может быть переизбран на следующий четырехлетний срок.

При этом в случае открытия постоянной вакансии на должность губернатора департамента более чем за 18 месяцев до окончания срока этих полномочий на оставшийся срок на всеобщих и прямых выборах избирается новый губернатор департамента, менее чем за 18 месяцев – Президент Колумбии как глава государства назначает губернатора департамента на оставшийся срок с учетом политической партии, группы или объединения, от которого был избран действовавший губернатор департамента, т.е. сохраняется политическая принадлежность нового губернатора департамента.

В Мексике (федеративное государство) в соответствии с Конституцией и законодательством имеется 29 штатов; в соответствии со статьей 115 Конституции выборы губернаторов штатов производятся прямым голосованием и в порядке, установленном соответствующими избирательными законами.

При этом губернаторы штатов не могут находиться в своей должности более шести лет, т.е. конституция и законодательством предусматривают только однократное избрание лица на должность губернатора штата.

Конституция Мексики особо закрепляет положение о том, что губернаторы штатов, избранные путем народного голосования на очередных или внеочередных выборах, ни по каким причинам и ни при каких обстоятельствах не могут вновь занять эту должность хотя бы в качестве временно исполняющего обязанности Губернатора, временного Губернатора, заместителя Губернатора или управляющего делами.

2.1. В целом, в ряде государств в соответствии с конституцией и законодательством высшие должностные лица регионов (главы регионов, субъектов федерации) или приравненные к ним высшие должностные лица соответствующих административно-территориальных единиц, избираются на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующих регионов страны (например, Боливия, Босния и Герцеговина – Президент и два вице-президента Республики Сербской, Бразилия, Венесуэла, Кения, Колумбия, Союз Коморских Островов, Республика Корея, Мальдивская Республика, Мексика, Микронезия, Нигерия, Палау, Сан-Марино, Словакия, США, Таиланд, Танзания – единая республика Занзибар и Пемба, а также Республика Танганьика, Филиппины, Эфиопия, Япония).

В других государствах главы регионов (субъектов федерации) назначаются главой государства, премьер-министром, министром внутренних дел, региональным парламентом, в том числе на основе косвенных выборов (например, Австралия, Албания, Бахрейн, Болгария, Греция, Египет, Индия, Иордания, Иран, Исландия, Камбоджа, Кувейт, Ливан, Литва, Люксембург, Конго, Малайзия, Марокко, Монголия, Норвегия, Оман, Пакистан, Португалия, Румыния, Таиланд, Тонга, Франция, Швеция, Шри-Ланка).

При этом в некоторых государствах главы регионов (субъектов федерации) наделяются полномочиями по результатам региональных парламентских выборов (например, Австрия, Великобритания, Канада, Финляндия, ФРГ).

В отдельных государствах главы регионов (субъектов федерации) наделяются полномочиями наделяются в ином порядке, в том числе коллегией выборщиков (например, Гватемала, Доминиканская Республика, Ирак, Йемен, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Парагвай, Саудовская Аравия, Чили).

Необходимо отметить, что в ряде федеративных государств главы регионов как субъектов федерации не избираются на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующих регионов (субъектов федерации), а наделяются полномочиями в ином порядке, в частности, не только посредством назначения главой государства, по результатам региональных парламентских выборов, но и проведении косвенных выборов (например, Австрия, Бельгия, Индия, Малайзия, Пакистан, ФРГ, Швейцария).

2.2. Так, в рамках модели наделения лица полномочиями высшего должностного лица региона (субъекта федерации) или приравненной к нему административно-территориальной единицы на основе его избрания на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующего региона страны применяется, как правило, мажоритарная избирательная система абсолютного большинства либо относительного большинства (например, Танзания).

При этом в отдельных государствах применяемая избирательная система принимает во внимание количество кандидатов, зарегистрированных на должность глав региона (субъекта федерации) (например, Нигерия).

Так, в Бразилии, являющейся федеративным государством, в соответствии с законодательством выборы губернаторов и вице-губернаторов 27 штатов и Федерального округа на четырехлетний срок проводятся по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

В Венесуэле, являющейся унитарным государством, в соответствии с Конституцией и законодательством губернатором штата (в стране 22 штата) могут быть лица как мужского, так и женского пола, имеющие венесуэльское гражданство, старше 25 лет и являющиеся светскими людьми; губернатор штата избирается сроком на четыре года большинством голосов проголосовавших избирателей по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В Кении (федеративное государство) в соответствии с Конституцией и законодательством административно-территориальное деление включает восемь провинций, в том числе столицу Кении – город Найроби.

Провинции подразделяются на 47 округов, во главе которых находятся губернаторы, а также 290 административно-территориальных единиц первичного уровня.

В соответствии с Конституцией Кении и законодательством губернаторы округов являются главами исполнительной власти и подчиняются непосредственно главе государства.

Губернаторы избираются избирателей по мажоритарной избирательной системе на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующих провинций сроком на пять лет.

В Союз Коморских Островов (федеративное государство) в соответствии с Конституцией входит три автономных образования (острова) – острова Нгазиджи, острова Ндзуани и острова Мвали.

17 мая 2009 года на национальном референдуме был одобрен пакет поправок в Конституцию Союза Коморских Островов 2001 года, среди которых, в частности, было изменено наименование должности президента автономного острова на губернатора острова, ассамблеи автономного острова на совет острова (конституционные поправки вступили в силу 23 мая 2009 года).

Конституционный срок полномочий губернатора острова составляет пять лет.

В соответствии с законодательством губернаторы островов избираются на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующего автономного острова по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (в два тура).

В Республике Корея законодательно закреплено, что губернаторы регионов избираются на всенародных выборах на четыре года по мажоритарной избирательной системе.

В Палау (федеративное государство) в соответствии с Конституцией и законодательством территория страны в административно-территориальном отношении разделена на 16 штатов.

В частности, в соответствии с Конституцией штата Нгатпанг губернатор штата избирается по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (50% плюс один голос) сроком на четыре года,

В Словакии, являющейся унитарным государством, в соответствии с Конституцией и законодательством в стране имеется восемь регионов (краев); в соответствии с законодательством главой края является гетман (руководитель) края, который избирается на всеобщих и прямых выборах на четыре года; при проведении выборов гетманов (руководителей) краев применяется мажоритарная избирательная система.

В США в соответствии с Конституцией США и законодательством 3 ноября (вторник) 2020 года наряду с проведение очередных выборов Президента и Вице-президента США, 435 членов Палаты представителей – нижней палаты Конгресса США и 35 (из 100) членов Сената – верхней палаты, проводились также выборы органов государственной власти (губернаторов и законодательных собраний) и местного самоуправления, референдумы в ряде штатов.

Одновременно с федеральными выборами проводились, в частности, губернаторские выборы в двух территориях – Американское Самао и Пуэрто-Рико,

Выборы губернаторов штатов и указанных территорий проводились по мажоритарной избирательной системе.

В Танзании, являющейся федерацией, в соответствии с Конституцией и законодательством ее субъектами являются единая автономная республика Занзибар и Пемба, а также Республика Танганьика, территория которых, в свою очередь, в административно-территориальном отношении разделена на 31 регион (соответственно 5 и 26), и другие административно-территориальные единицы.

Конституция Танзании и законодательство особо (в отдельных конституционной главе и законах) закрепляют статус парламента и выборных должностных лиц единой автономной республики Занзибар и Пемба.

При этом Президент Занзибара является третьим высшим должностным лицом в иерархии Танзании.

В соответствии со статьями 102 и 103 Конституции Танзании и законодательством Глава революционного правительства Занзибара – глава исполнительного власти является по должности одновременно Президентом Занзибара и Председателем Революционного совета Занзибара.

Глава революционного правительства Занзибара – глава исполнительного власти избирается сроком на пять лет на всеобщих и прямых выборах избирателями Занзибара.

Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

В Эфиопии, являющейся этнической федерацией, административно-территориальное деление включает 9 этнолингвистических регионов, основанных на региональных территориальных образованиях, и два города с особым статусом, в том числе столицу Эфиопии Аддис-Абебу.

В 1992 году прежние административно-территориальные единицы – провинции были заменены на новые – регионы, которые получили конституционное закрепление со вступлением в силу в 1995 году новой Конституции Эфиопии.

В соответствии с Конституцией Эфиопии и законодательством должность главы региона (города) именуется губернатор (мэр) исполнительного комитета.

Срок полномочий губернатора (мэра) исполнительного комитета составляет пять лет.

Губернатор (мэр) исполнительного комитета избирается на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующего региона или города по мажоритарной избирательной системе.

В Нигерии (федеративное государство) в соответствии с Конституцией и законодательством территория страны в административно-территориальном отношении разделена на 36 штатов и федеральную столичную территорию Лагос.

Конституция 1999 года (с изменениями 2011 года) регулирует, в частности, порядок выборов губернаторов и вице-губернаторов штатов, срок их полномочий, а также количество сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности губернатора штата.

Срок полномочий губернатора штата составляет четыре года.

Губернаторы провинций избираются на всеобщих и прямых выборах избирателями соответствующего штата.

При этом в случае, если баллотируется один кандидат на должность губернатора штата, он признается избранным при получении больше действительных голоса избирателей «за», чем голосов «против», при этом за кандидата должно быть подано не менее 25% действительных голосов избирателей не менее чем двух третей муниципальных образований штата.

В случае если баллотируется два и более кандидатов на должность губернатора штата, кандидат признается избранным при получении большего числа действительных голоса избирателей, чем другой (другие) кандидаты, при этом за кандидата должно быть подано не менее 25% действительных голосов избирателей не менее чем двух третей муниципальных образований штата.

2.3. В рамках модели назначения главы региона (субъекта федерации) главой государства, премьер-министром, министром внутренних дел, региональным парламентом в Австралии в соответствии с законодательством губернаторы штатов назначаются британским монархом сроком на пять лет, при этом они неподконтрольны Генерал-губернатору Австралии.

В Малайзии в соответствии с законодательством высшим должностным лицом на региональном уровне являются руководители штатов (правители и назначаемые губернаторы): при этом из числа штатов, расположенных в полуостровной части Малайзии, девять штатов (Селангор, Паханг, Негери-Сембилан, Перак, Кедах, Перлис, Келантан, Транггану и Джохор) возглавляются правителями, в остальных штатах (Малакке, Пулау-Пинанге, Сараваке и Сабахе) управление осуществляют назначаемые монархом губернаторы.

В Норвегии административно-территориальное деление предусматривает образование 19 губерний (фюльке).

Во главе губернии стоит губернатор, назначаемый Королем Норвегии; в губерниях (кроме городов Осло и Бергена) имеются представительные (выборные) советы (фюлькестинги).

В Индии образовано 28 штатов и 8 союзных территорий, в том числе национальный столичный округ – город Дели, при этом вносятся предложения об увеличении числа штатов.

Высшим должностным лицом штата является губернатор.

Срок полномочий губернатора штата составляет четыре года.

Губернатор формирует правительство штата и назначает главного министра из числа представителей победившей на региональных выборах политической партии.

В соответствии с законодательством губернаторы штатов назначаются Президентом Индии.

В Пакистане в соответствии со статьей 101 Конституции в каждой провинции существует должность губернатора, который назначается Президентом Пакистана в силу его дискреционных полномочий после консультаций с Премьер-министром.

Лицо не может быть назначено губернатором, если оно не отвечает квалификации для избрания членом Национального собрания – парламента Пакистана и не достигло возраста 35 лет.

Губернатор находится в должности на период времени нахождения в должности Президента Пакистана.

Губернатор может путем подачи Президенту Пакистана собственноручно написанного заявления подать в отставку с занимаемой должности.

Во Франции в статье 72 Конституции закреплено положение о том, что «в местных органах власти, представитель государства, представитель каждого члена правительства, стоящий на страже национальных интересов, осуществляющий административный контроль и соблюдение законов», – это префект.

В 2014 году была проведена реформа административно-территориального устройства, предусматривающая частичную децентрализацию и введение некоторых новых административно-территориальных единиц.

До 2014 года континентальная территория страны была разделена на 27 регионов (с 2016 года – на 18), в том числе один регион был образован на острове Корсика, а также на 5 заморских регионов (французские заморские территории: Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бертелеми, Сен-Мартен).

Регионы разделены на 101 департамент: 96 департаментов образовано на континентальной территории Франции, при этом еще пять департаментов образованы в пяти французских заморских территориях (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта); во главе департаментов находятся префекты.

Кроме того, три территории имеют особый статус – Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.

С 1 января 2015 года образована одна городская метрополия (город Лион), которая приобрела статус департамента.

В соответствии с законодательством префектов департаментов назначает глава государства – Президент Франции.

В Монголии в соответствии со статьей 60 Конституции государственную власть на территориях аймаков и столицы – города Улан-Батора осуществляют губернаторы данных территорий.

Кандидаты на должность губернатора выдвигаются от хурала соответствующего аймака, столицы.

Губернаторы аймаков и столицы – города Улан-Батора назначаются Премьер-министром Монголии.

В случае если Премьер-министр Монголии отказался от назначения предложенной кандидатуры, то проводится новое назначение в вышеуказанном порядке.

В Болгарии в соответствии с законодательством центральное государственное управление в областях осуществляется областными управляющими, которых назначает Совет министров (правительство) Болгарии.

В Люксембурге в соответствии с законодательством в округах и кантонах отсутствуют представительные органы; функции местных исполнительных органов выполняют должностные лица, назначаемые Правительством Люксембурга: в округах – это комиссары, в кантонах – бургомистры.

В Исландии образовано 8 административных округов, территориально объединяющих общины, расположенные на их территории.

В соответствии с законодательством во главе административного округа находится назначаемое центральной властью (правительством Исландии) должностное лицо.

В Португалии в соответствии с законодательством губернаторы 18 областей назначаются Премьер-министром Португалии.

При этом особый политико-административный режим Азорских островов и Мадейры основывается на географических, экономических и социальных характеристиках и на историческом стремлении островного населения к автономии.

Политико-административная областная автономия не ущемляет полноту суверенитета государства и осуществляется в рамках Конституции (статья 225 Конституции Португалии).

Областная законодательная ассамблея и областное правительство района являются собственными правящими органами каждой области.

Областное правительство несет политическую ответственность перед областной законодательной ассамблеей, и его председатель назначается Министром Республики с учетом результатов региональных выборов.

В Швеции исполнительная власть в ленах (основная административно-территориальная единица Швеции) представлена губернаторами ленов (округов).

Губернаторы осуществляют контроль за деятельностью ландстингов – представительных органов местного самоуправления ленов.

Губернатор – Глава Административного бюро – правительства лена, состоящего из 10 человек.

Губернатор назначается правительством Швеции.

В Таиланде в соответствии с законодательством губернаторы 77 провинций назначаются Министром внутренних дел Таиланда, за исключением губернаторов города Бангкока и провинции Чонбури, которые избираются в ходе проведения всеобщих прямых выборов.

2.4. В рамках модели наделения главы региона (субъекта федерации) полномочиями по результатам региональных (прямых или косвенных) парламентских выборов (например, Австрия, Великобритания, Канада, Финляндия, ФРГ) в Австрии в соответствии со статьей 101 Конституции исполнительная власть каждой федеральной земли осуществляется правительством земли, которое, в том числе Премьер-министр федеральной земли, избирается земельным ландтагом на косвенных выборах по предложению победившей парламентской партии (либо парламентской коалиции).

Члены правительства федеральной земли не должны входить в состав ландтага; при этом в состав правительства федеральной земли могут назначаться (избираться) лишь те лица, которые обладают правом быть избранными в ландтаг.

В Великобритании в соответствии с законодательством исполнительная власть Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии осуществляется соответствующим правительством, которое, в том числе соответствующий

Премьер-министр, избирается провинциальным законодательным органом на косвенных выборах по предложению победившей парламентской партии (либо парламентской коалиции).

В Канаде в соответствии с законодательством исполнительная власть каждой провинции осуществляется правительством провинции, которое, в том числе Премьер-министр провинции, избирается провинциальным законодательным органом на косвенных выборах по предложению победившей парламентской партии (либо парламентской коалиции).

В Финляндии в соответствии с законодательством персонально членов регионального совета – регионального представительного органа избирают на собрании представителей всех муниципалитетов региона, т.е. выборы являются косвенными.

На первом заседании регионального совета нового созыва избирается председатель и два его заместителя, а также Правительство региона в соответствующем количественном составе пропорционально между политическими партиями, принимавшими участие в последних муниципальных выборах.

При этом по партийному принципу распределяются должности председателя, а также двух заместителей председателя.

В ФРГ в соответствии с законодательством исполнительная власть каждой федеральной земли осуществляется правительством земли, которое, в том числе Премьер-министр федеральной земли, избирается земельным ландтагом на косвенных выборах по предложению победившей парламентской партии (либо парламентской коалиции).

2.5. В рамках модели наделения главы региона (субъекта федерации) полномочиями в ином порядке, в том числе коллегией выборщиков, в Китае исполнительная власть Гонконга в период колониального правления Великобритании осуществлялась Губернатором Гонконга, который назначался британским монархом.

После возвращения Гонконга в состав Китая в соответствии с законодательством главой исполнительной власти является глава администрации специального административного района.

Выборы главы администрации специального административного района возложены на коллегию выборщиков, в состав которой первоначально входило 500, а затем (с 2002 года) 800 представителей политической и деловой элиты Сянгана (Гонконга).

В Кувейте губернаторы провинций и крупных городов страны назначаются Эмиром Кувейта, как правило, из числа представителей правящей династии.

Кандидатуры на должность губернатора утверждаются Национальной ассамблеей – парламентом Кувейта.

В августе 2016 года были назначены губернаторы шести провинций (Мубарак аль-Кабир, Хавалли, Эль-Асима, Эль-Ахмади, Эль-Джахра, Эль-Фарвания), при этом с четырех до трех губернаторов сократилось представительство правящей семьи (в провинции Мубарак аль-Кабир прежний губернатор – член правящей династии не был переназначен на указанную должность; в провинциях Эль-Асима, Эль-Ахмади и Эль-Джахра губернаторами были назначены члены правящей династии).

В Омане многие губернаторы провинций принадлежат к правящей семье Султаната Оман.

Губернаторы провинций назначаются Султаном Омана.

В частности, Декретом № 115/2011 Султана Омана были назначены губернаторы девяти (из 11) провинций Омана.

Губернаторы указанных 9 провинций осуществляют свою деятельность при контроле со стороны Министерства внутренних дел Омана, за исключением двух провинций – Маскат и Дофар, в отношении которых контроль осуществляет Совет правящей семьи Омана.

3. В тех зарубежных государствах, в которых в соответствии с конституцией и законодательством должности глав регионов замещаются посредством проведения всеобщих и прямых выборов избирателями соответствующих регионов, количество регионов страны (субъектов федерации), закрепленных в конституции и законодательстве, различается.

Так, в Танзании – две республики как субъекты федерации (единая автономная республика Занзибар и Пемба, а также Республика Танганьика, которые в административно-территориальном отношении разделены на 31 регион (соответственно 5 и 26), в Боснии и Герцеговине – три этнических государствообразующих субъекта федерации (босняков, хорватов, сербов), в Союзе Коморских Островов – три автономных острова, в Микронезии и Палау – по 4 штата, в Словакии – 8 краев, в Боливии – 9 департаментов, в Республике Корее – 9 провинций и столичный округ Сеул, в Эфиопии – 9 регионов и два города с особым статусом, в том числе столица Эфиопии Аддис-Абеба, столичный округ Сеул, в Венесуэле – 22 штата, в Бразилии – 25 штатов, в Мексике – 29 штатов, в Колумбии – 32 департамента и столичный округ Богота, в Нигерии – 36 штатов и федеральная столичная территория Лагос, в Японии – 46 префектур, в Кении – 47 округов, в США – 50 штатов, а также Федеральный округ Колумбия и несколько территорий, на Филиппинах имеется 81 провинция и столичный округ Манила.

В указанных государствах срок полномочий глав регионов варьируется от двух лет (например, США – штаты Вермонт и Нью-Хэмпшир), до трех лет (например, Филиппины), до четырех лет (например, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Республика Корея, Микронезия, Нигерия, Палау, Словакия, США – 48 штатов, Япония), до пяти лет (например, Боливия, Кения, Союз Коморских Островов, Танзания – единая автономная республика Занзибар и Пемба, Эфиопия), до шести лет (например, Мексика).

В ряде зарубежных государств конституции и законодательство предусматривают как те или иные модели ограничения количества сроков, на которые одно и то же лицо может замещать должность выборного должностного лица главы региона (субъекта федерации) (например, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венесуэла, Кения, Колумбия, Республика Корея, Мексика, Микронезия, Нигерия, Палау, Словакия, США – отдельные штаты, Танзания – единая автономная республика Занзибар и Пемба, Филиппины, Эфиопия, Япония), так и отказ от какого-либо ограничения в участи установления количества сроков (например, Босния и Герцеговина – Республика Сербская, США – отдельные штаты, Япония).

4. Законодательство зарубежных государств предусматривает различные модели количества сроков полномочий главы региона (субъектов федерации), должность которого может занимать одно и то же лицо.

Так, в одних государствах срок полномочий главы региона составляет два года (например, США – два штата), в других – три года (например, Филиппины), либо четыре года (например, Бразилия), либо пять лет (например, Кения), либо шесть лет (например, Мексика).

В целом срок полномочий главы региона как в федеративном, так и в унитарном государстве является одним из эффективных организационно-правовых средств и компонентом системы сдержек и противовесов в системе разделения властей или государственных функций на региональном уровне, не позволяющий монополизировать, хотя и по результатам всеобщих и прямых выборов, исполнительную власть в одних персональных руках.

В некоторых государствах закреплена модель, предусматривающая однократное избрание лица на должность главы региона (например, Мексика, Колумбия, США – один штат).

Так, в Мексике губернатор штата избирается на всенародных выборах не может находиться в своей должности более шести лет; в Колумбии губернатор избирается также на всенародных выборах на четыре года и, при этом, также не может быть переизбран на следующий срок.

При этом в случае открытия постоянной вакансии на должность губернатора более чем за 18 месяцев до окончания срока этих полномочий на оставшийся срок на всеобщих и прямых выборах избирается новый губернатор, менее чем за 18 месяцев – Президент Колумбии как глава государства назначает губернатора на оставшийся срок с учетом политической партии, группы или объединения, от которого был избран действовавший губернатор, т.е. сохраняется политическая принадлежность нового губернатора.

В США законодательство штата Виргиния предусматривает, что срок полномочий губернатора составляет четыре года, при этом предусмотрено ограничение на занятие лицом должности губернатора штата только в течение одного срока.

В некоторых государствах конституции и законодательство предусматривают избирание одного и того же лица на должность главы региона не более двух раз в течение жизни (например, Нигерия, США – восемь штатов).

В целом же, доминирующей является модель, в рамках которой одно и то же лицо может быть избрано на должность губернатора региона не более чем на два срока подряд (например, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Палау, Словакия, США – 35 штатов).

Кроме того, имеются так называемые «прерывистые» модели замещения одним и тем же лицом выборной должности главы региона, в рамках которой срок полномочий главы региона составляет, например, четыре года, и законодательно предусмотрено, что лицо первоначально может быть избрано на должность главы региона не более двух сроков подряд, затем, при наличии пропуска не менее одного или не менее двух четырехлетних сроков, оно вновь приобретает право занимать указанную должность на следующие два срока подряд (например, США – отдельные штаты, Филиппины).

Так, на Филиппинах в соответствии с законодательством срок полномочий губернаторов 81 провинции составляет три года и одно и то же лицо не может замещать должность губернатора более трех раз подряд.

Некоторые государства не предусматривают каких-либо ограничений на количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность главы региона (субъекта федерации) (например, Босния и Герцеговина – Республика Сербская, США – 14 штатов, Япония).

При этом необходимо отметить, что в государствах, законодательство которых предусматривает проведение всеобщих и прямых выборов глав регионов (субъектов федерации), только в некоторых из них не предусматривается каких-либо ограничений на количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность главы региона; в других же государствах данной группы законодательство предусматривает ограничение сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности главы региона, как правило, одним, двумя либо, максимум, тремя сроками подряд (Боливия, Босния и Герцеговина – выборы

Президента и двух вице-президентов Республики Сербской, Палау, Словакия, США – 36 штатов, Филиппины, Республика Корея).

Так, в США в соответствии с решением Верховного суда США по делу «США: ограничение одного и того же лица замещать должность губернатора штата против Торнтон» (US Term limits v Thornton») Суд отменил обязательное ограничение количества сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано губернатором штата.

В государствах, в которых главы регионов наделяются полномочиями на иной основе (т.е. не посредством проведения всеобщих и прямых выборов), законодательством, как правило, не предусматривается какое–либо ограничение количества сроков одного и того же лица замещать должность главы региона.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] В Судане до образования независимого Южного Судана страна была разделена на 26 штатов (вилайятов), во главе которых находились губернаторы как главы исполнительной власти.

При этом в соответствии с законодательством выборы губернаторов штатов (вилайятов) проводилось в рамках особой разновидности мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

Так, Президент Судана определял по своему усмотрению трех лиц, которые должны были баллотироваться в качестве кандидатов на губернаторских выборах в соответствующем штате (вилайяте).

Кандидат, получивший на всеобщих и прямых выборах 50% и более действительных голосов избирателей соответствующего штата (вилайята) признавался избранным на должность губернатора штата.

В случае если не один из трех кандидатов не получил 50% действительных голосов избирателей, кандидат, получивший наименьшее число действительных голосов избирателей, подлежат исключению от дальнейшего участия в избирательной кампании.

Во втором туре голосования любой из двух кандидатов должен был получить не менее
50% действительных голосов избирателей для признания избранным на должность губернатора штата (вилайята).

Законодательство не предусматривало прямых ограничений на количество сроков замещения одним и тем же лицом должности губернатора штата (вилайята).

Кроме того, в 2010 году были проведены последние выборы Президента (главы правительства) Южного Судана как субъекта суданской федерации.

После выхода Южного Судана в 2011 году из состава суданской федерации (Судана) и образования независимого государства в Судане 11 апреля 2019 года в результате военного переворота и в рамках суданского Соглашения о трехлетнем переходном периоде к демократии 2019 года, федеральные и иные выборы первоначально были отложены до 2022 года.

Затем, в октябре 2021 года, Абдель Фаттах аль-Бурхан, глава Суверенного совета Судана объявил о том, что выборы будут проведены в июле 2023 года.